Творческая самореализация личности подростка в процессе работы над композицией из природных материалов: На примере работы с берестой тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Шатохина, Надежда Николаевна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 296
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шатохина, Надежда Николаевна
Введение.
Глава 1. Теоретические основы творческой самореализации личности подростка в процессе художественной деятельности.
1.1 Психолого-педагогический аспект творческой самореализации личности подростка.
1.2 Теоретико-методологические предпосылки развития творческих способностей школьников.
1.3 Особенности творческой самореализации подростков в процессе художественной деятельности.
1.4 Модель развития творческой самореализации личности подростка в процессе работы над композицией из природных материалов.
Выводы по 1 главе.
Глава 2. Методика развития творческой самореализации личности подростка в процессе работы над композицией из природных материалов.
2.1 Исследование развития творческой самореализации подростков в процессе художественной деятельности в современных образовательных учреждениях (констатирующий эксперимент).
2.2 Поиск педагогических условий, средств, форм развития творческой самореализации подростков в процессе работы над композицией из природных материалов (поисковый эксперимент).
2.3 Эффективность экспериментальной методики развития творческой самореализации личности подростка в процессе работы над композицией из природных материалов (формирующий эксперимент).
Выводы по 2 главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Преодоление депривации подростков в учреждениях интернатного типа средствами изобразительной деятельности2007 год, кандидат педагогических наук Прозорова, Екатерина Николаевна
Формирование художественных интересов подростков в процессе изобразительно-творческой деятельности2007 год, кандидат педагогических наук Дарчиева, Алена Тимофеевна
Художественное развитие учащихся 5-7 классов в процессе обучения композиции на уроках изобразительного искусства2006 год, кандидат педагогических наук Кропина, Регина Александровна
Особенности педагогического руководства изобразительной деятельностью подростка в формировании субъектного отношения к искусству2004 год, кандидат педагогических наук Большакова, Светлана Владимировна
Развитие познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности2005 год, кандидат педагогических наук Паллотта, Валентина Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творческая самореализация личности подростка в процессе работы над композицией из природных материалов: На примере работы с берестой»
Проблема исследования и ее актуальность. Изобразительная деятельность дает широкие возможности творческой самореализации личности. Проникновение в мир искусства, освоение его законов позволяют раскрыться собственному «Я». Стремление выразить себя, проявить свою «самость» -высшая человеческая потребность, которая резко начинает проявляться в подростковом возрасте. Потребность к самореализации, раскрытие собственного природного потенциала происходит безболезненно в том случае, если индивидуальные потребности подростка «укладываются» в систему общественных ценностей. Если же этого не происходит, для подростка притягательными становятся иллюзорные ценности, направляющие на ложные пути самореализации. Поэтому так важно именно в подростковый период развития личности наполнить зыбкий внутренний мир подростка духовными ценностями искусства, погрузить в атмосферу творчества, направить на путь самосовершенствования.
Однако замечено, что, достигнув подросткового возраста, дети теряют интерес к рисованию. Эта проблема исследовалась А.В. Бакушинским, B.C. Щербаковым, Б.Эдвардсом и др. Они отмечают, что уровень самосознания подростков превышает уровень их художественных возможностей в изобразительной деятельности. Подростки утрачивают чувство целостности в композиции, которым они обладали в детском возрасте. В их мышлении преобладающими становятся аналитические формы, перестраиваются механизмы восприятия, памяти, воображения. Это можно наблюдать в общеобразовательных школах, ДХШ, школах искусств и школах с углубленным изучением отдельных предметов. Хотя последние учебные учреждения имеют контингент учащихся, сформированный в результате специального отбора. Подростков перестают удовлетворять привычные задания по рисунку, живописи, композиции. Они избегают в работах академичности и последовательности. Внутриличностный конфликт устремляет их к новому, нестандартному. В изодеятельности для них важна новизна, которая может быть удовлетворена новыми методическими подходами, новой системой средств.
Практика работы с подростками показывает, что у них происходят изменения в направлении художественных интересов. Ведущим становится интерес к различным материалам и техникам. Использование в изодеятельности природных материалов активизирует художественный интерес подростков, способствует развитию их творческой самореализации. Работа над композицией на основе использования природных материалов помогает увидеть привычное по-новому, почувствовать красоту окружающего мира, способствует формированию эстетического вкуса, развивает композиционно-творческие способности. Следовательно, создание композиции можно рассматривать не только как продукт творчества, но и как процесс саморазвития личности подростка.
Использование в композиции выразительных возможностей природных материалов подростками должно находиться в центре внимания педагогов. Но, чтобы внедрить эти средства в учебный процесс, сделать их востребованными, нужна строгая методическая система, базирующаяся на психолого-педагогических исследованиях.
Проблема развития личности в процессе создания композиции на основе природных материалов решалась и ранее в исследованиях (И.Я. Базик, Э.К. Гульянц, В.Ф. Ждан, Ф.П. Филенко, В.А. Барадулин и др.). Однако ни в одном из них объектом создания композиции на основе природных материалов не являлась береста, обладающая огромным потенциалом художественно-творческого развития и являющаяся фактором, влияющим на активизацию способности к саморазвитию. Отсюда со всей очевидностью и глубиной выявляются существенные противоречия, присущие как образовательному процессу в целом, так и процессу изобразительного искусства в частности: - между возможностью творческой самореализации личности подростка средствами композиции и отсутствием методической системы ее развития;
- между возможностью осуществления творческой самореализации личности подростка средствами композиции и отсутствием диагностических методик определения уровня ее сформированности;
- между важностью осуществления творческой самореализации личности подростка в образовательном процессе и отсутствием программ, систем упражнений и заданий, нацеленных на развитие целостного восприятия, воображения, мышления;
- между естественной потребностью к реализации своих способностей у детей, достигших подросткового возраста, и отсутствием педагогических условий развития творческой самореализации.
Комплекс имеющихся противоречий объясняет наше обращение к проблеме - творческой самореализации личности подростка.
Исследуемая нами проблема формулируется следующим образом «Творческая самореализация личности подростка в процессе работы над композицией из природных материалов (на примере работы с берестой)».
Цель исследования заключается в решении данной проблемы с разработкой, обоснованием и экспериментальной проверкой методической системы развития творческой самореализации личности подростка в процессе работы над композицией из природных материалов.
Изучение и анализ научной, учебно-методической, специальной литературы, имеющийся опыт в обучении подростков изобразительному искусству показали, что эта проблема является важнейшей задачей образования.
Актуальность данной проблемы связана с тем, что от ее нерешенности в значительной мере страдает эстетическое и художественное развитие подростка. В результате происходит отчуждение подростков от изобразительного творчества. В связи с этим необходимо, учитывая стремление подростков к новому, нестандартному, использовать природные материалы как средство активизации художественного интереса, потребности в изодеятельности.
Актуальность и проблема исследования определили цель, объект и предмет, позволили сформулировать задачи и методы исследования.
В качестве объекта исследования выступила художественная деятельность подростков, ориентированная на творческую самореализацию в условиях различных типов образовательных учреждений (общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования).
Предмет исследования: методика обучения композиции на основе использования выразительных возможностей природного материала как средства развития творческой самореализации подростков.
В качестве гипотезы данного исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс развития творческой самореализации личности подростка будет происходить наиболее эффективно, если на основе сущностной характеристики творческой самореализации будет разработана методическая система развития творческой самореализации личности подростка в процессе работы над композицией из природных материалов; определены критерии, показатели и уровни сформированное™ творческой самореализации, выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия ее развития.
В ходе проверки этой гипотезы были поставлены задачи:
1. Уточнить сущностную характеристику понятия «творческой самореализации» личности подростка в процессе художественной деятельности.
2. Разработать модель развития творческой самореализации личности подростка в процессе работы над композицией из природных материалов.
3. Разработать методическую систему развития творческой самореализации личности подростка в процессе работы над композицией из природных материалов.
4. Выделить критерии и уровни развития способности к творческой самореализации личности подростка в процессе работы над композицией из природных материалов.
5. Разработать программу, систему упражнений и заданий по композиции, способствующие развитию творческой самореализации личности подростка в процессе работы над композицией из природных материалов.
6. Осуществить проверку эффективности экспериментальной методики развития творческой самореализации личности подростка в процессе работы над композицией из природных материалов.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют философские концепции личности гуманистических тенденций (Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев и др.); фундаментальные идеи о механизмах самореализации личности в психологии (К. Роджерс, А. Маслоу и др.), о понимании сущности «внутреннего мира человека», детерминирующего направление саморазвития личности на основе принципа духовности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,
A.Г. Асмолов, А.В. Петровский, В.А. Петровский и др.); совокупность теоретических положений, рассматривающих человека как субъект деятельности в педагогических концепциях (И.Г. Песталоцци, И.С. Сластенин, Ш.А. Амонашвили, Г.К. Селевко и др.); а также диссертационные исследования М.А. Недашковской, Л.Н. Дроздиковой,
B.И. Муляра, С.А. Мульковой, Е.А. Лариной, Ю.П. Васильева, Б.Ф. Чечета и др. В исследовании также рассматриваются предпосылки развития способностей детей (В.А. Крутецкий, Л.С. Выготский, А.Я. Пономарев, Б.М. Теплов, В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленская и др.). В области композиционного творчества используются научные труды (Н.Н. Волков, Е.А. Кибрик, Е.В. Шорохов, С.Е. Игнатьев, B.C. Щербаков и др.). Наше исследование опирается также на анализ трудов по теории и методике обучения изобразительному искусству ученых B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, А.Е. Терентьева, Н.К. Шабанова, В.В. Корешкова, В.К. Лебедко, Т.Я. Шпикаловой, Г.В. Черемных и др. В работе учитывались идеи о закономерностях становления личности подростков (А. Бакушинский, Л.И. Божович, А.В. Щербаков, И.С. Кон, Э. Шпрангер, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн, С. Левин и др.). Нами также учитывались способы активизации учения детей с учетом их возрастных особенностей и возможности содержания учебных предметов (Н.Г. Морозова, Ф.С. Савина, О.П. Шабанова и др.).
Для реализации поставленной цели и решения задач по проверке гипотезы нами использовались методы комплексного исследования, включающие: теоретический анализ и изучение литературы по философии, психологии, педагогике, методике, теории изобразительного искусства, эстетике, теории композиции; наблюдение за художественно-творческой деятельностью подростков в процессе создания композиции; использование методов социологического исследования: беседы, анкетирование, диагностические методы, анализ продуктов детского творчества, педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый, формирующий); обработка полученных результатов работы.
Опытно-экспериментальная база исследования
Исследование проводилось на базе муниципальных образовательных учреждений «Средняя школа № 53» и «Средняя школа № 27», «Детская художественная школа № 2», «Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 2» г. Курска. В экспериментальной работе принимали участие около 468 детей подросткового возраста.
Организация исследования
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе (1998-1999 гг.) осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, анализ действующих программ и пособий по композиции; формировались теоретические положения, требующие экспериментального подтверждения.
На втором этапе (1999-2004 гг.) проводился педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый, формирующий). Апробировалась методическая система развития творческой самореализации личности подростка в процессе работы над композицией из природных материалов.
Третий этап (2004-2005 гг.) был посвящен подведению итогов, анализу и обобщению результатов теоретического и экспериментального исследования, оформлению результатов исследования в виде диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- поставлена и комплексно решена проблема творческой самореализации личности подростка в процессе работы над композицией из природных материалов;
- представлена и апробирована методика диагностики уровня развития способности к творческой самореализации личности подростка в процессе работы над композицией из природных материалов;
- разработана методическая система развития творческой самореализации личности подростка в процессе работы над композицией из природных материалов, которая включает в себя: цели, задачи и условия формирования способности подростков к творческой самореализации средствами композиции в процессе художественной деятельности; содержание художественного образования подростков; дидактические принципы, формы, методы и методические приемы реализации искомой цели; средства обеспечения учебно-воспитательного процесса; учет возрастных и индивидуальных особенностей подростков.
Данная методическая система обладает следующими ценными результатами:
- уточнена цель: формирование у подростков композиционно-творческих способностей, обеспечение их художественного саморазвития для осуществления творческой самореализации;
- для освоения композиционной грамоты изменено содержание, включающее упражнения и практические задания, основанные на использовании фактуры и текстуры материала в формировании и раскрытии выразительного художественного образа;
- для реализации методической системы нами был отобран комплекс чередующихся между собой педагогических методов: проблемный метод, метод самостоятельной работы, индивидуальный метод, метод личностного показа, рефлексивный метод;
- соблюдены основные дидактические принципы в их взаимодействии;
- установлена взаимосвязь стадий творческого процесса создания композиции и механизма творческой самореализации.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что внесен вклад в теорию и методику преподавания изобразительного искусства -решена проблема творческой самореализации личности подростка в процессе работы над композицией из природных материалов:
- проведен анализ теоретической разработанности проблемы развития у подростков способности к творческой самореализации в процессе обучения;
- выявлены особенности подростковой самореализации в процессе художественно-творческой деятельности;
- определены педагогические условия, способствующие активному развитию способности подростков к творческой самореализации;
- выявлен механизм творческой самореализации личности подростка, закономерно совпадающий со стадиями процесса создания композиции из природных материалов;
- обоснована эффективность использования природного материала как объекта творчества подростков и необходимость совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в направлении реализации этой задачи, открывающей новые возможности для развития творческой самореализации подростков в процессе художественной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные автором программа, методические пособия, методические рекомендации для учителей по организации и проведению творческой работы с учащимися, направлены на развитие композиционно-творческих способностей. Результаты исследования позволили более эффективно организовать процесс развития творческой самореализации подростков средствами композиции на основе выразительных возможностей природных материалов и были использованы в учебно-воспитательной работе с подростками различных образовательных учреждений г. Курска и г. Воронежа.
Основные положения, выносимые на защиту 1.Обоснование роли композиции как средства развития творческой самореализации личности подростка в процессе художественной деятельности. 2.Критерии диагностики уровней развития способности к творческой самореализации подростков средствами композиции (допустимый, средний, высокий, очень высокий).
3.Экспериментальная методическая система, направленная на развитие творческой самореализации личности подростка в процессе работы над композицией из природных материалов.
4.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность творческой самореализации личности подростка в процессе работы над композицией из природных материалов. Система упражнений, направленная на развитие навыков восприятия, абстрагирования, создания художественного образа с использованием фактуры, тоновых контрастов, цветовых гармоний природного материала. Практические задания, направленные на создание композиций на основе различных отношений между элементами и пространством (преобладание элемента, преобладание пространства, гармония отношений элемента и пространства), различных способов организации доминантных отношений элементов композиции (преобладание большего элемента, меньшего элемента, пространства), организации композиционного центра различным способом (самым большим элементом, самой сложной по силуэту «условной» формой, группой элементов, композиционной паузой).
Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается совокупностью многих факторов: опорой на современные достижения в области творческой самореализации личности психологии и педагогики; использованием достижений теории и практики эстетического воспитания и творческого развития личности; применением комплекса методов, адекватных объекту, цели, задачам исследования; продолжительностью исследования, а также практической педагогической деятельностью автора (18 лет - учитель изобразительного искусства).
Апробация и внедрение результатов исследования
Материалы диссертации отражены в публикациях автора; докладах и сообщениях на научных конференциях (Курск, 1999, 2004), (Москва, 2005) и научно-практической конференции (Липецк, 2001), всероссийской конференции (Москва, 2003), международной научной конференции (Гомель, 2003) и др. Исследовательская концепция прошла апробацию в культурно-антропологической школе молодых ученых КГПУ (Курск, 2002, 2003). Результаты исследования обсуждались на курсах по теме «Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства» в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (Москва, 2003), на городских семинарах заместителей директоров по учебно-воспитательной работе школ (Курск 1997-2005).
Структура работы
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. В диссертацию включены таблицы, схемы, рисунки, диаграммы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Педагогические условия самореализации художественно-творческого потенциала студентов2005 год, кандидат педагогических наук Базылев, Олег Степанович
Передача замысла литературного произведения школьниками 5-6 классов: На примере иллюстрирования сказок2002 год, кандидат педагогических наук Кулакова, Ольга Викторовна
Научно-педагогическое исследование методов обучения композиции на художественно-графических факультетах педвузов: раздел "композиция портрета"1985 год, кандидат педагогических наук Климович, Валентин Петрович
Развитие творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятиях по композиции1999 год, кандидат педагогических наук Данилушкина, Светлана Николаевна
Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы различными художественными материалами1995 год, кандидат педагогических наук Голованова, И. Л.
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Шатохина, Надежда Николаевна
6. Результаты исследования творческой самореализации обучающихся в экспериментальной методике обучения позволили определить меры, стимулирующие творческое развитие личности подростка, расширили возможности педагогов в диагностировании и коррекции творческого потенциала школьников. Разработаны методические рекомендации для учителей и педагогов дополнительного образования по организации и проведению практической работы с обучающимися, создано методическое пособие по развитию композиционных навыков у школьников при использовании выразительных возможностей бересты.
7. Для реализации методической системы разработана программа «Развитие композиционных навыков на основе использования выразительных возможностей природного материала», построенная на основе принципа последовательности и доступности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей подростков. Система упражнений и заданий основана на максимальном использовании выразительных возможностей природных материалов в процессе создания композиции.
Выполненная работа не исчерпывает проблему развития творческой самореализации подростков. Дальнейшее исследование может быть продолжено в направлении совершенствования профессиональной готовности учителей к развитию у подростков способности к творческой самореализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Выдвинутая нами идея развития творческой самореализации личности подростка в процессе работы над композицией из природных материалов обеспечивает активное включение школьников в творческую деятельность. Она базируется на том, что в подростковом возрасте происходит естественный спад интереса детей и отчуждения их от изобразительного творчества. Однако, используя стремление подростков к новому, нестандартному, можно сохранить потребность у школьников к художественной деятельности, включая в их творчество такие нетрадиционные средства, как природные материалы.
2. На основе анализа исследований отечественных и зарубежных ученых была определена сущностная характеристика понятия «творческой самореализации» личности. Способность подростков к творческой самореализации понимается нами как интегральное качество личности, которое характеризуется высокой степенью проявления саморазвития и результативностью композиционно-творческих способностей, активно проявляющихся в их творческой деятельности.
3. Теоретически обоснована и апробирована модель развития творческой самореализации личности подростка в процессе работы над композицией из природных материалов, построенная на закономерной взаимосвязи стадий творческого процесса и ступеней механизма творческой самореализации.
4. Разработана методическая система, включающая в себя целевые установки педагогов на создание условий для развития творческого потенциала подростков; программу по композиции, направленную на развитие целостного восприятия, воображения, мышления, художественного видения, познавательного интереса; новые средства обучения композиции (природный материал) и учитывающая уровень предшествующей подготовки школьников.
5. Нами выявлена система критериев и показателей развития способности к творческой самореализации подростков в процессе работы над композицией из природных материалов. Результаты разработанных нами критериев саморазвития и композиционно-творческих способностей), показателей и уровней развития творческой самореализации (допустимый, средний, высокий, очень высокий) подтвердили эффективность методической системы.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шатохина, Надежда Николаевна, 2006 год
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Издат. центр «Академия», 2002 - 160 с.
2. Аксенов Ю.Г. Образ и материал. М.: Сов. Россия, 1976. - 112 с.
3. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. 2-е изд. М.: Советский художник, 1986.-253 с.
4. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
5. Алехина Е.М., Осипов П.Н. Взаимосвязь эстетического воспитания и самовоспитания учащихся: Метод, рекомендации. М., 1993. - 93 с.
6. Амоношвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Мн.: Университетское, 1990.- 560 с.
7. Арт-терапия / Сост. и общая редакция А.И. Копытина. СПб.: Питер, 2001. -320 с.
8. Архнейнм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс; 1974. - 392 с.
9. Ахадуллин В.Ф. Формирование творческого воображения студентов художественно-графического факультета на занятиях композицией: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. - 16 с.
10. Бабыкина Н.Н. Диалектика творческой и репродуктивной деятельности в системе культуры: Дис. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1992. - 121 с.
11. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Практич. пособ. по теории развития, обучения и воспитания. - 240 с.
12. Базеян Г.А. О психологических особенностях художественного сознания // Вопросы психологии. 2001. -№ 4
13. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. Художественная обработка бересты и соломки. Плетение из лозы, корня, рогозы: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1979. - 112 с.
14. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1985. -64 с.
15. Бердяев Н.А. Смысл творчества: (Философия творчества, культуры и искусства). JL: Наука; 1980. - 285 с.
16. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 190 с.
17. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода / Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993. - 28 с.
18. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособ. для студент, высших учебных завед. М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 320 с.
19. Богуславская И.Я. Творческие проблемы современных художественных промыслов. Л., 1981. - 374 с.
20. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. - № 10
21. Большая советская энциклопедия: В 30 томах. Гл. ред. A.M. Прохоров Изд. 3-е.- М.: Советская энциклопедия, 1975. Т. 21: Проба-Ременсы. - 640 с.
22. Борисов И.Б. Обработка дерева. Серия «Учебный курс». Ростов-на Дону: Феникс, 2000. - 320 с.
23. Ботина В.А. Формирование у школьников потребности в саморазвитии личности в воспитательном процессе школы: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- Вологда, 2002.-21 с.
24. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М: Изд-во ин-та практической психологии; Воронеж: НПО «Модек», 1996. - 392 с.
25. Брыкина Е.К Творчество детей в работе с различными материалами: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, родителей. М.: Пед. общество России, 1998. - 147 с.
26. Брыкина Е.К. Формирование творчества у детей 5-7 лет в работе с разными материалами: Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 2004.-21 с.
27. Бурая Л.П. Творческая самореализация в системе интегрированных уроков искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. Белгород, 2002. -26 с.
28. Вазина К. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. -М., 2002.- 145 с.
29. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Советский художник, 1966. - 118 с.
30. Васильев Ю.П. Воспитание способности учащихся к творческой самореализации в процессе обучения в лицее: Дис. . канд. пед. наук, Самара, 1998.
31. Веремьев А.А. Эстетическая культура личности // Искусство и образование. 2004.-№3.-с. 92
32. Ветлугина Н.А. Художественный образ и детское творчество. // Художественное творчество и ребенок. М., 1972.
33. Вильде Т.Н. Теоретические и методические основы композиции как предмета в начальной школе гуманитарной гимназии: Дис. канд. пед. наук. -М., 2000.- 16 с.
34. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. М.; НМЦ СПО, 1999.-538 с.
35. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якиманской; Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Академии пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. - 224 с.
36. Волков Н.Н. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1976. - 32 с.
37. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. 144 с.
38. Волков Б.С. Психология подростка. 3-е изд., исправл. и доп. М.: Пед. общество России, 2002. - 160 с.
39. Волков И.П. Цель одна дорог много: Проектирование процессов обучения: Кн. для учителя: Из опыта работы - М.: Просвещение, 1990. - 159 с.
40. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 256 с.
41. Волкова Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. М.: Знание, 1976.- 64 с.
42. Волкова Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа. -М.: Изд-во Московск. ун-та, 1976. - 288 с.
43. Волкова С.Н. Обработка результатов эксперимента: Учеб. пособие. Курск: Изд-во КГСХА, 1996.-48 с.
44. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1994. -93 с.
45. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: мышление и речь. -М.: Изд-во АН СССР, 1956. 518 с.
46. Выготский Л,С. Проблемы сознания // Собран, сочин. М., 1982 - Т.1. - С. 156-167.
47. Гавэйн Ш. Созидающая визуализация. -М.: Единство, 1994.
48. Газарян С.С. Прекрасное своими руками. Народные художественные промысла. - М.: Детская лит., 1980. - 157 с.
49. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. Вып. 2. -М, 1995. -41 с.
50. Гелб М. Дж. Как мыслить подобно Леонардо да Винчи: Упражнения, рабочая тетрадь, / Пер. с англ. Ю.Е. Андреева; худ. обл. М.В. Драко. Мн.: ООО «Попурри», 2000. - 240 с.
51. Гелб М. Дж. Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи / Пер. с англ. Ю.Е. Андреева; худ. обл. М.В. Драко. Мн.: ООО «Попурри», 2000.-304 с.
52. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учеб. пособие. М.: Учеб. лит., 1998. - 208 с.
53. Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. 2003. - № 10
54. Глаханюк Н.С. Рабочая тетрадь по психодиагностике: Учеб. пособие. М.: Изд-во Московск. психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.-32 с.
55. Голубева O.J1. Основы композиции: Учеб. пособие. 2-е изд. - М.: Изд. дом «Искусство», 2004. - 120 с.
56. Голубчиков А.Я. Самоопределение индивида (социально-философский анализ): Дис. д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1993. - 328 с.
57. Гольдентрихт М.С. О природе эстетического творчества. М.: Изд-во МГУ; 1977.-240 с.
58. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. - 432 с.
59. Городилова Е.Н. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью: Автореф. дис. канд. пед. наук. Пермь, 2002. -24 с.
60. Городинский А. Системная педагогика: Опыт, размышления, проекты. -Рига: ПЦ «Эксперимент», 2000. 304 с.
61. Грибакин Н.В. Формирование образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией в живописи пейзажа: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2000.- 17 с.
62. Грибанов В.П. Очерки психологии личности. Новосибирск, 1971. - 94 с.
63. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 239 с.
64. Гольдентрих М.С. О природе эстет, творчества. М.: Из-во МГУ, 1977. -210 с.
65. Гусев В.В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В. Образовательная технология XX века: деятельность, ценности, успех. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. - 96 с.
66. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -239 с.
67. Даниэль С.М. Искусство видеть. М.: Искусство, 1990. - 223 с.
68. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 224 с.
69. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики. / Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1982. -319 с.
70. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. М.: Апрель Пресс; Изд-во Эксмо, 2002. - 272 с.
71. Дмитриева А.А. Формирование художественного образа в изобразительном творчестве подростков: Автореф. дис. .канд. пед.наук. -М., 1985.
72. Додсон Б. Ключи к искусству рисунка / Пер. с англ. Е.А. Мартинкевич; худ. обл. М.В. Драко. 2-е изд. - Мн.: 000 «Попурри», 2000. - 224 с.
73. Дроздикова Л.Н. Творческая самореализация старшеклассников в условиях системно-целевой дифференциации обучающихся: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 1998.
74. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 143 с.
75. Есипов В.Н. Формирование творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на начальном этапе обучения композиции: Дис. канд. пед. наук. -М, 1986.-255 с.
76. Живопись: Учеб. пособие для вузов / Н.П. Бесчастнов, В.Я. Кулаков, И. Н. Стор и др. М.: Легпромбытиздат, 1993. - 256 с.
77. Жижина С.Г. Художественные изделия из бересты. М., 1967.
78. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. -М.: Знание, 1987. 80 с.
79. Зобов Р. А., Келасьев В.Н. Самореализация человека: введение в человекознание: Учеб. пособие. СПб.: Из-во С. - Петерб. ун-та, 2001. - 280 с.
80. Зорин С.С. Образ как основа творческой деятельности мышления // Искусство и образование. 2003. - № 4. - С. 112
81. Зотов В.В. Взаимосвязь интеллекта и творческого потенциала в социализации и самореализации: Дис. канд. филос. наук. СПб., 1997.
82. Игнатьев Е.И. Вопросы психологического анализа процесса рисования // Известия АПН РСФСР. Вып. 25. М„ 1950. - С. 103
83. Игнатьев Е.И. Психологические особенности изобразительной деятельности младшего школьника // Психология младшего школьника. М., 1960.
84. Игнатьев Е.И. Психология: Пособие для пед. училищ / Под ред. Е.И. Игнатьева. М.: Просвещение, 1965. - 344 с.
85. Идинов А.А. Самореализация личности во внепроизводственной сфере общества (онтологический и гносеологический анализ): Дис. . канд. филос. наук. Фрунзе, 1990. - 171 с.
86. Изобразительное искусство в школе: Сб. матер, и документов / Сост. Г.Г. Виноградова. -М.: Просвещение, 1990. 175 с.
87. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. -М.: Искусство, 1964.
88. Исаев И.Ф., Ситникова М.И. Творческая самореализация учителя: культурологический подход: Учеб. пособие. Москва - Белгород: Изд-во БГУ, 1999.-224 с.
89. Исследование проблем психологии творчества / отв. редактор Я.А. Пономарев. М.: Наука, 1983. - 336 с.
90. Исследование художественных интересов школьников / Под общ. ред. Е.В. Квятковского, Ю.У. Фохта-Бабушкина. -М.: Педагогика, 1974. 160 с.
91. Искусствознание и психология художественного творчества / Отв. ред. А.Я Зись, М.Г. Ярошевский. М.: Наука, 1988. - 352 с.
92. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. - 416 с.
93. Как построить композицию и перспективу. М.: ООО «Изд-во АТС»: ООО «Изд-во Астрель», 2002. - 32 с.
94. Калакуцкая Е.Н. Композиционное понятие завершенности в изобразительном искусстве: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. СПб., 2002.- 19 с.
95. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука, 2003. - 240 с.
96. Кзензова Г.Ю. Перспективные технологии: Учеб.-методическое пособие. -М.: Пед. общество России, 2001. 224 с.
97. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. -М., 1959.- 304 с.
98. Кирилло А.А. Учителю об изобразительных материалах. М.: Просвещение, 1971. - 32 с.
99. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практ. пособие. -М.: Высш. шк., 1992. -270 с.
100. Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи: Учеб. пособие. Киев: Высш. шк. Головное изд-во, 1989. - 143 с.
101. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. - 319 с.
102. Колесников В.И. Лекции по психологии индивидуальности. М.: Изд-во «Ин-та психологии», 1996.-224 с.
103. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.: Просвещение, 1986. - 80 с.
104. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995. - 127 с.
105. Кон И.С. Открытие «Я». -М.: Политиздат, 1978. 367 с.
106. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. - 192 с.
107. Константинова С.С. Техники изобразительного искусства: Конспект лекций. Ростов н / Д: Феникс, 2004. - 176 с.
108. Корешков В.В. Формирование личности учашегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды: Дис. д-ра пед. наук. -М, 1994.-371 с.
109. Кравчук П.Ф. Самоосуществление человека в творчестве // Личность. Культура. Общество. 2004. Вып. 1 (21)
110. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошенко. М.: Политиздат, 1985.
111. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. М.: Проспект, 1997.-400 с.
112. Крутецкий В.А. и Лукин Н.С. Психология подростка. М., 1959. - 240 с.
113. Крылова Н.Б. Эстетические отношения: содержание и функции: М.: Знание, 1980.-64 с.
114. Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 208 с.
115. Кубарев Е.Н. Развитие ценностно-потребностной сферы личности в процессе ее творческой самореализации: Автореф. дис. . канд. псих. наук. -Новосибирск, 2002. 20 с.
116. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. - 319 с.
117. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе: Пособие для учителей. М., 1972. - 65 с.
118. Кузин B.C. Психология для художников. -М.: Просвещение, 1997.
119. Кузин B.C. Психолого-педагогические основы формирования способности к изобразительной деятельности / Уч. записки Свердловск, пединст. -Свердловск, 1971.
120. Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции. Изд. 3-е. М.: Высшая школа, 1988.- 128 с.
121. Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности: Ценностно-смысловой анализ. СПб ГУПМ, 2001. - 84 с.
122. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. Самоорганизация познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию. М.: «Педагогика, 1977. - 152 с.
123. Ларина Е.А. Творческая самореализация как фактор личностно-профессионального развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. Курск, 2001. -18 с.
124. Ларина Е.А. Творческая самореализация как фактор личностно-профессионального развития: Дис. канд. пед. наук. Курск, 2001. - 190 с.
125. Лебедева Е.В., Черных P.M. Искусство художника-оформителя: Практические советы самодеятельному художнику. Советский художник. М.: 1981.- 341 стр.
126. Лебедко В.К. Пространственное представление в творческом развитии художника-педагога: / Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1994.
127. Левин В.А. Психологические особенности формирования художественного восприятия литературных произведений у младшего школьника: Дис. . д-ра психол. наук. М.: МГПУ, 1983. - 314 с.
128. Левин В. Ваш ребенок рисует: Книга о детском рисунке. М.: Советский художник, 1979.
129. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 1977.-304 с.
130. Леонтьев А.Н. Избран, психол. произв.: В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. -318 с.
131. Леонтьев Д.А., Ломакина Д.А. Художественная компетентность как характеристика личности // Эмоции, творчество, искусство: Тезисы докладов международного симпозиума. Пермь: ПГИИК, 1997. - 65 с.
132. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
133. Липкина А.И. Психологический анализ труда, вложенного в учение // Вопросы психологии. 1983. - № 6
134. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Логвиненко. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2004.-144 с.
135. Ломаева Н.Н. Формирование образного мышления студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1998.- 16 с.
136. Ломов С.П. Формирование художественных потребностей учащихся4.6 классов средствами изобразительного искусства: Дис. . канд. пед. наук.-М., 1986.-210 с.
137. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 127 с.
138. Лук А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей. -М.: ИНИОН, 1979.-37 с.
139. Малюков А. Формирование ценностного отношения к искусству у учащихся-подростков // Искусство и образование. 2002. -№ 2. - С. 88
140. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -М.: Издат. центр «Академия», 2002. 256 с.
141. Марков М.Е. Искусство как процесс. М.: Искусство, 1970. - 239 с.
142. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
143. Мартин Б. Рисуем с удовольствием / Пер. с англ. А.В. Жабцев; худ. обл. М.В. Драко. Мн.: 000 «Попурри», 2003. - 144 с.
144. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1982.
145. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. М.: Педагогика, 1982. - 110 с.
146. Матейко А. Условия творческого труда / Пер. с польского Д.И. Иорданского; Под. ред. Я.А. Пономарева. М.: Знание, 1970. - 303 с.
147. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 208 с.
148. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - 432 с.
149. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности // Знание.-М., 1981.-№1
150. Мелик-Пашаев А. А., Невлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. М.: Педагогика, 1987. - 144 с.
151. Методы педагогических исследований. М., 1979. - 256 с.
152. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика: (Опыт экспериментального исследования). -М.: Педагогика, 1981. 144 с.
153. Морозова И.М. Дидактические условия формирования готовности подростков к творческой самореализации в процессе обучения (на примере изучения русского языка): Дис. канд. пед. наук.- Пенза, 2002.
154. Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. М.: Советский художник, 1983. - 376 с.
155. Мочалова Н.Ю. Сокровенный мир человека и его творческая самореализация в искусстве: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Урал, 1990. -18 с.
156. Мулькова С.А. Типы самореализации личности преподавателя в педагогическом общении: Автореф. дис. канд. псих. наук. Курск, 2003. - 25 с.
157. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. - 240 с.
158. Йеменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстет, воспитания: Книга для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.
159. Никифорова О.Н. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Из-во МТГУ, 1972. - 211 с.
160. Николаева Ю.В. Психологические факторы адаптации одаренных подростков в условиях школы-интерната: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -СПб., 2002.-20 с.
161. Николаидис К. Естественный путь к рисованию / Пер. с англ. E.J1. Кудрявцева; худ. обл. М.В. Драко. Мн.: ООО «Попурри», 2003.-207 с.
162. Николькин Е.В. Коррекционно-развивающая функция учителя в организации образовательного процесса (с детьми, нуждающимися в дополнительных образовательных услугах): Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Воронеж, 2002.-21 с.
163. Никольская Е.А. Приобретение знаний, умений и навыков по композиции школьниками 5-7 кл. на основе взаимосвязи занятий по декоративному искусству и художественному труду: Дис. канд. пед. наук, М., 2003. 16 с.
164. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Издание 4-е, исправл. и доп. М., 2000. - 768 стр.
165. Ожиганова Г.В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности // Психологический журнал. 2001. - Т. 22. -№2.- С. 75-85.
166. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
167. Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 256 с.
168. Основы декоративного искусства в школе: Учеб. пособие для студ. худ.-граф. факультетов педагогических институтов / Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. М.: Просвещение, 1981. - 175 с.
169. Ошо. Творчество. Высвобождение внутренних сил. СПб.: ИД «Весь», 2003.- 192 с.
170. Панкратова Л.И. Формирование композиционного мышления студентов факультета педагогики и методики начального образования вуза на занятиях изобразительным искусством: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1998. - 24 с.
171. Песталоцци И.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.1 / Под ред. В.П. Ротенберг, В.М. Кларина. М.: Педагогика, 1981. - 336 с.
172. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. - 312 с.
173. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982. - 96 с. -(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 11).
174. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.- 280 с.
175. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М.: Изд-во полит, литер., 1967. -256 с.
176. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987.-80 с.
177. Плюхин В.У. Творчество у истоков гражданственности: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1989. - 174 с.
178. Праздников Г.А. Процесс художественного творчества. Д., 1977. - 39 с.
179. Прете М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Ч. 1 / Пер. с ит. А.Б. Махова. М.: Сов. художник, 1981.
180. Прете М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Ч. 2 / Пер. с ит. А.Б. Махова. М.: Сов. художник, 1985. - 166 с.
181. Привалов А. Некоторые проблемы педагогической оценки детского изобразительного творчества // Искусство в школе. 1994. - № 4. - 80 с.
182. Проблемы эстетического развития личности школьника / Под ред. А.И. Бурова, Е.В. Квятковского. М.: Педагогика, 1987. - 96 с.
183. Программы реабилитации детей с девиантным поведением М.: Эврика, 2003.- 160 с.
184. Прокопова Д.И. Педагогические условия формирования образного мышления младших школьников : Автореф. дис. . канд. пед. наук. Курск, 2002.-22 с.
185. Прохорова J1.H. Педагогические условия развития креативности старших дошкольников: Дис. канд. псих. наук. Владимир, 2000. - 146 с.
186. Психология исследования творческой деятельности / Под. ред. Тихомирова. М.: Наука, 1975. - 252 с.
187. Психология личности. Т.: Хрестоматия. Самара: Издат. дом «БАХРАХ-М», 2000.-448 с.
188. Психология личности. Т.2: Хрестоматия. Самара: Издат. дом «БАХРАХ-М», 2000.-544 с.
189. Пучкова Н.Н. Формирование художественно-творческих потребностей студентов ХГФ педагогических вузов в процессе занятий ДПИ: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М, 2001. - 17 с.
190. Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. - М.: Изд-во полит, лит-ры, 1967. - 272 с.
191. Рамендик Д.М., Рамендик М.Г. Загляни внутрь себя. Психологическое тестирование серьезно, но доступно. - М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2001. -192 с.
192. Раппорт С.Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. М.: Советский художник, 1968. - 272 с.
193. Репкина Н.В. Память и особенности целеполагания в учебной деятельности младших школьников // Вопросы психологии 1983. - № 1
194. Речинская Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2002. - 128 с.
195. Рибо Т. Творческое воображение. СПб.: Тип. Ю.И. Элих, 1910.
196. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов / Сост. Н.Н. Ростовцев и др. -М.: Просвещение, 1989. 207 с.
197. Рогов Е.И. Психология человека. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001.-320 с.
198. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2002.-416 с.
199. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. М.: Просвещение, 1982.
200. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худ. граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Просвещение, 1980. - 239 с.
201. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож. граф. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1987. - 176 с.
202. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. - 712 с.
203. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учеб. пособие. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. - 310 с.
204. Рязанцева И.М. Формирование художественного воображения у студентов художественно-графического факультета (в процессе специальной подговки) // Искусство и образование. 2003. - № 3 (25)
205. Садовая В.В. Творческая самореализация учащихся в познавательной деятельности в условиях индивидуализации обучения: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 1999.
206. Сарычев С.В., Логвинов И.Н., Стрекалова Н.И. Психолого-педагогические знания в деятельности учителя: Учеб. пособ. для студ. выпуск, курсов педвузов. -Курск: Изд-во ООО Учитель, 1999. 101 с.
207. Сатарова Л.А. Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М, 1997. -16 с.
208. Сафонова Д. Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка средства художественной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2001.-20 с.
209. Селевко Г.К., Селевко А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя. М.: Народное образование, 2001- 176 с.
210. Селевко Г.К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование, 2002. 176 с.
211. Селевко Г.К., Селевко А.Г., Левина О.Г. Управляй собой. М.: Народное образование, 2001. Серия «Самосовершенствование личности». - 192 с.
212. Семантика, логика и интуиция в мыслительной деятельности человека: (Психологические исследования) / Под. ред. А.Н. Соколова, Л.Л. Гуровой, Н.И. Жинкина. -М.: Педагогика, 1979. 184 с.
213. Сиденко А.С., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании: Учеб. пособие для директоров инновац. учеб. заведений, зам. директоров по науч. и эксперим. работе, учителей-экспериментаторов. -М.: АПК и ПРО, 2002. 94 с.
214. Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1981. - 96 с.
215. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издат. центр «Академия», 2004. -568 с.
216. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Бурлак, С. Морозов. 2-е изд., перераб. и допол. - СПб.: Питер, 2003. - 528 с.
217. Смирнов А.А. Психология ребенка и подростка. М., 1927.
218. Смирнов Г.Б., Унковский А.А. Рисунок и живопись пейзажа: Пособие для студ.- заоч. худ.-граф. фак. пед. институтов. М.: Просвещение, 1975. - 38 с.
219. Соколова Е.Т. Перспективные методы исследования личности. М.: Изд-во МГУ, 1980.- 173 с.
220. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. 4.3: Основы композиции. Обнинск: Титул, 1996. - 80 с.
221. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: Издат. центр «Академия», 1999. - 368 с.
222. Степанов А.А. Духовный мир подростка. Ленинград: Общество «Знание» РСФСР, 1967.-40 с.
223. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.
224. Тагильцева Н.Г. Механизмы идентификации и обособления искусства в развитии самосознания ребенка // Искусство и образование. 2003. - № 4 (26)
225. Теплов Б. М. Избранные труды. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. - 328 с.
226. Тютюнова Ю.М. Формирование профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи: Дис. . канд. пед. наук. -Орел, 2000.- 184 с.
227. Унковский А.А. Цвет в живописи: Учеб.-метод. пособ. для студ.- заоч. худож.-граф. фак. пед. институтов. М., Просвещение, 1983. - 63 с.
228. Федорова-Дылева Н.А. Способы украшения изделий из бересты у крестьян русского Севера // Этнография народов Восточной Европы. Л., 1977.
229. Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева: Кн. для учителя старших классов. -М.: Просвещение, 1987. 240 с.
230. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988. - № 6
231. Филиппов В.М. Модернизация российского образования. М.: Просвещение, 2003. - 96 с.
232. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. - М.: Политиздат, 1986.-590 с.
233. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. -М.: Сов. энцикл., 1983. 840 с.
234. Фридман Л.М., Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития в психологии. М., 1978.
235. Фридман Л.М., Кулагина ИЛО. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991.-288 с.
236. Фролов Ю.И. Психология подростка: Хрестоматия. М.: Российское педагогическое агенство, 1997. - 526 с.
237. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1988. 174 с.
238. Хворостов А.С. Древесные узоры. М.: Советская Россия, 1976. - 176 с.
239. Хогарт У. Анализ красоты.-М.: Искусство, 1987.-256 с.
240. Хрестоматия к программе «Изобразительное искусство и художественный труд, 6 класс»: Пособие для учителя / Сост. Т.А. Копцева. М.: Центр ХКО, 1993.-240 с.
241. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000.-320 с.
242. Цвет в нашей жизни: Хрестоматия по психологии (из серии «Познай человека») / Составитель А. А. Криулина. Курск, 1993. - 128 с.
243. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997. - 276 с.
244. Цыренова Л.А. Самореализация личности как предмет философского исследования: Дис. канд. филос. наук. -М., 1992. 154 с.
245. Цырлина Т.В. Школы, которые не умирают. : Кн. для учителя. Курск: КГГТИ, 1993.- 120 с.
246. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1988. 160 с.
247. Чернышев О.В. Формальная композиция: Творческий практикум. Мн.: Харвест, 1999.-312 с.
248. Чечет Б.Ф. Сущность, условия и тенденции самореализации личности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Иркутск, 2002. - 19 с.
249. Чтобы ожили стены: Сборник. Изд. 2-е, доп. М.: Молодая гвардия, 1977. -95 с.
250. Шабанов Н.К., Шабанова О.П. У истоков творчества. Курск, 1995. - 103 с.
251. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд-во корпорации «Логос», 1994.-320 с.
252. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 320 с.
253. Шинкин А.В. Формирование потребности личности в самореализации в условиях обновления социализма: Дис. . канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1988.- 182 с.
254. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1979. - 144 с.
255. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности № 2109 «Черчение, рисование и труд». М.: Просвещение, 1979.-303 с.
256. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: Теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации: Дис. докт. пед. наук. -М, 1988. 368 с.
257. Шубинский B.C. Педагогика творчества уч-ся. -М.: Знание, 1988. 80 с.
258. Щербаков B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество: (Проблемы руководства изобразительным творчеством детей.). М.: Просвещение, 1969.-272 с.
259. Щербаков А.В. Искусство и художественное творчество детей: Кн. для учителя. М.: НИИ худож. воспитания АПН СССР. - 140 с.
260. Эдварде Б. Открой в себе художника / Пер. с англ. П.А. Самсонова. 2-е изд. - Мн.: ООО «Попурри», 2003. - 240 с.
261. Эдварде Б. Художник внутри вас / Пер. с англ.; худ. обл. Б.Г. Клюйко. -Мн.: ООО «Попурри», 2000. 256 с.
262. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под ред. С.Я. Батышева. М.: АПО, 1999. - 488 с.
263. Юнг К.Г. Психологические типы / Пер. с нем. С. Лорие. СПб.: Ювента. -М.: Пресс-Универс., 1995. - 716 с.
264. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного / Пер. с нем. -М.: Канон, 1994.-320 с.
265. Юшко Т.А. Когнитивное и личностное развитие старших подростков художественных школ: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997. - 21 с. "
266. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе.-М.: 2000.-112 с.
267. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.-86 с.
268. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала школьников: Дис. . док. психол. наук. М., 1997. - 368 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.