Развитие познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Паллотта, Валентина Ивановна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 269
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Паллотта, Валентина Ивановна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1.
Психолого-педагогический аспект проблемы развития познавательной активности подростков в обучении основам декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности.
1.1. Интеграция в образовательной системе дополнительного художественного образования.
1.2. Психологическая характеристика деятельности.
1.3. Законы, категории и принципы декоративной композиции.
1.4 Психологические основы декоративной композиции. как учебного предмета.
Глава II.
Методическая система развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности.
2.1. Интеграция изобразительной и театрализованной деятельности как учебно-познавательная деятельность.
2.2 Цели, задачи и содержание методической системы.
2.3 Образовательные принципы, формы и методы.:.
2.4 Экспериментальное исследование развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Эстетическое воспитание школьников 1-7 классов общеобразовательной школы средствами декоративно-прикладной композиции2006 год, кандидат педагогических наук Мальцева, Людмила Валентиновна
Развитие художественно-образного восприятия в процессе создания композиции в декоративно-прикладном искусстве у студентов ХГФ заочной формы обучения2009 год, кандидат педагогических наук Томиленко, Марина Ивановна
Формирование художественной культуры школьников в процессе освоения искусства декоративной росписи: На примере народных промыслов России2005 год, доктор педагогических наук Бадаев, Вячеслав Семенович
Содержание и методы обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога: На материале текстильного искусства1999 год, кандидат педагогических наук Кабижанова, Гульжанат Какеевна
Передача замысла литературного произведения школьниками 5-6 классов: На примере иллюстрирования сказок2002 год, кандидат педагогических наук Кулакова, Ольга Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности»
Проблема исследования и ее актуальность. Под влиянием бурных социально-экономических процессов происходят существенные изменения в каждом человеке, коллективе и обществе в целом. Это требует совершенствования социально-психологической учебной и воспитательной работы на всех этапах жизненного пути каждого россиянина.
Система образования в России сейчас вступила на путь перехода к развивающемуся вариативному образованию. В этой ситуации повышается значимость художественного дополнительного образования детей, ориентированного на удовлетворение культурно-образовательных потребностей, компенсацию школьной системы, базовых знаний, специализацию, условия для творческой реализации знаний и умений, профессиональную ориентацию. Речь идет о детских художественных школах и школах искусств, по окончании которых, учащиеся получают начальное художественное образование. 10-15% выпускников ДХШ продолжают свое профессиональное образование, поступая в средние специальные и художественные высшие заведения.
Поступление в художественный ВУЗ требует от абитуриентов серьезной довузовской подготовки по специальным дисциплинам. Общеобразовательная школа на современном этапе не может решить комплекс задач по достижению необходимого для успешной сдачи экзаменов в ВУЗ уровня знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.
Общеизвестно, что в образовании, которое опирается на область искусства, есть два основных направления работы - профессиональное и развивающее.
Следовательно, художественные школы и школы искусств, кроме эстетической культуры, интереса и любви к искусству, могут и должны давать школьникам знания, умения и навыки, составляющие основу профессиональной подготовки художника.
Особой востребованностью на сегодняшний день у абитуриентов пользуются средние и высшие учебные заведения со специализацией дизайна и декоративно-прикладного искусства. Одним из испытательных экзаменов в эти учебные заведения является экзамен по декоративной композиции, в области которой выпускники детских художественных школ имеют не достаточно знаний.
Поэтому существует острая необходимость в разработке методов обучения основам декоративной композиции, направленных на дальнейшую самореализацию школьников в жизни.
Практика работы в системе дополнительного образования показала, что изучение и усвоение вопросов изобразительной грамоты по декоративной композиции сопряжено с рядом трудностей, связанных с возрастными особенностями учащихся и их способностью к познавательной деятельности, уровнем развития абстрактно-логического и художественно-образного мышления. Нами были предприняты поиски модели обучения, при которой изобразительная грамота могла бы успешно усваиваться учащимися на занятиях.
Такую модель мы увидели в интеграционной деятельности людей, центром которой является театр.
Методы обучения основам декоративной композиции средствами театрального искусства недостаточно изучены, что позволяет нам обратиться к сценографии, которая предполагает изобразительную и декоративно-прикладную деятельность, художественную обработку материалов, дизайн, а театрализованное действо - их практическое применение.
Интеграция изобразительной и театрализованной деятельности в обучении подростков основам декоративной композиции имеет широкие перспективы для совершенствования системы дополнительного образования в плане развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции, оптимального сочетания в учебном процессе рационально-логического, интуитивно-эмоционального, духовного и личностного компонентов, разработки методологических приемов обучения.
В рамках интеграции изобразительной и театрализованной деятельности в обучении подростков основам декоративной композиции имеются потенциальные возможности развития познавательной активности посредством:
- формирования внутренней мотивации учения,
- учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников при выборе содержания, форм, методов и средств обучения,
- использования системы педагогических условий для успешной организации уроков,
- включения учащихся в социально и индивидуально-значимую необходимость.
Своеобразие методов интеграции изобразительной и театрализованной деятельности раскрывается через систему упражнений и заданий, главная особенность которых заключается в изучении теоретических вопросов и приобретении практических умений и навыков по композиции, цветоведению, моделированию, конструированию, в эксперименте с формой и материалом, выполнении творческой работы, логически связанной с темой театра или театрализованным представлением.
Теоретической основой исследования являются труды ведущих ученых в области методики преподавания изобразительного искусства: А.Д. Алехина, Н.Н. Анисимова, Н.С. Боголюбова, С.С. Булатова, Э.Н. Беды, Т.Т. Безгодовой, Т.Комаровой, В.В. Корешкова, Э.И. Кубышкиной, B.C. Кузина, С.П. Ломова, Н.Н. Ростовцева, Н.М. Сокольноковой, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и др.
Научное обоснование познавательной деятельности сформировали ученые в области психологии: В.В. Давыдов, C.JL Рубинштейн, А.И. Леонтьев; в области активации учебной деятельности: Л.А. Венгер, Л.В.
Занков, А.В. Запорожец; теоретические вопросы в области дидактики освещены в научных трудах И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, М.И. Махмутова и др.; в области психологии изобразительной деятельности: Н.Н. Волкова, JI.C. Выготского, Е.И. Игнатьева, Б.Ф. Ломова, B.C. Кузина; теоретические вопросы интеграции образования рассмотрены А.Я. Данилюк.
Психологические аспекты подросткового возраста изучены учеными Л.И.Божович, Ш.Бюллер, Л.С.Выготским, И.С.Кон, В.С.Кругловым,
B.С.Юркевичем, Н.С.Лейтес и др.
Психологический аспект учебно-познавательной деятельности рассматривали Б.Г.Ананьев, Д.Н.Богоявленский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн; и форм обучения: Б.К.Бабанский, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин и др.
Проблему полихудожественного развития личности рассматривали: Б.П. Юсов, Ю.А. Тамм, Е.А. Ермолинская; вопросы развития личности методами театрализованной деятельности исследовали: А.П. Ершова, Л.М. Некрасова, Б.М. Неменский, Т.Г. Пеня, Е.А. Плотникова, М.А. Разбаш, Т.Б. Захараш и др.
Мы ознакомились с диссертационными исследованиями, в которых освещаются в той или иной степени близкие вопросы по нашей теме. Формирование познавательного интереса у младших школьников к изобразительной деятельности рассматривает в кандидатской диссертации
C.А. Трыкова, формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности рассматривает Л.А. Сатарова.
Мы ознакомились с исследованиями, которые посвящены разработке методических систем формирования и развития творческих способностей. Например, средствами дизайна (Ф.Ф. Бандуристый, А.И. Ковешников, Е.В. Ладыгин); средствами плаката (В.В. Груздев); средствами обучения шрифтам (Н.Н. Таранов); рисования архитектурных памятников (Л.И. Балабушевич); средствами декоративно-прикладного искусства (И.В. Марченко, Л.С. Мазикина, И.В. Козлов); в процессе работы различными материалами (И.Л.
Головина); на занятиях по изготовлению мягкой игрушки (А.В. Игнатьева); в процессе изучения основ моделирования костюма (Ю.Т. Коваленко).
Близкой к нашей проблеме оказалась кандидатская диссертация Т.В. Тимофеевой, в которой рассмотрено развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в системе дополнительного образования. А так же диссертация С.В. Радостевой, в которой рассматривается развитие творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства на занятиях мультипликацией в системе дополнительного образования.
Но существует ряд нерешенных теоретических и практических вопросов в области развития познавательной активности подростков на занятиях декоративной композицией, которые являются актуальными и требуют глубокого изучения.
Специальных исследований посвященных изучению влияния интеграции изобразительной и театрализованной деятельности на развитие познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции не существует. Возникающие противоречия между возросшими требованиями в сфере получения художественного среднего и высшего образования и уровнем знаний, умений и навыков школьников в области декоративного искусства определили основную проблему развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что от её нерешенности в значительной мере страдает качество художественной подготовки школьников, влияющее на их дальнейшую самореализацию и выбор будущей профессии.
Цель исследования: научно обосновать, разработать и экспериментально проверить методическую систему развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности, и ее содержании.
Объект исследования: процессы труда, игры, учения в рамках интеграции изобразительной и театрализованной деятельности на занятиях декоративной композиции в сфере дополнительного художественного образования.
Предмет исследования: методическая система развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности в системе дополнительного образования.
В качестве рабочей гипотезы является следующее положение о том, что если в процессе обучения использовать научно-обоснованную методическую систему, направленную на развитие познавательной активности подростков, которая включает в себя:
1. цели, задачи и содержание обучения декоративной композиции в процессе интеграции изобразительной и театрализованной деятельности;
2. дидактические принципы, формы, методы и методические приемы обучения, формы организации учебно-воспитательного процесса;
3. средства обеспечения всех учебных, воспитательных и развивающих процессов на занятиях декоративной композицией (технические средства обучения, наглядные специальные пособия и т.д.), то это позволит эффективно развивать познавательную активность подростков в обучении декоративной композиции в процессе интеграции изобразительной и театрализованной деятельности.
В соответствии с поставленной целью и рабочей гипотезой были выделены задачи исследования, направленные на проверку нашей гипотезы:
1. определить психолого-педагогические основы развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности в системе дополнительного образования;
2. провести анализ принципов, методов, форм, условий, средств, развития познавательной активности подростков, способствующих наибольшей эффективности их обучения декоративной композиции в процессе изобразительной и театрализованной деятельности;
3. выявить спектр учебного интегративного материала и обозначить круг теоретических вопросов для изучения декоративно-композиционной грамоты с целью развития познавательной активности подростков при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности;
4. разработать методическую систему развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности;
5. доказать экспериментальным путем эффективность, разработанной нами, методической системы развития.
Методологической и теоретической основой исследования являются ведущие положения философии, гносеологии (теории познания), педагогики, психологии, истории изобразительного и декоративно-прикладного искусства; истории обучения изобразительного и декоративно-прикладному искусству; также методологической и теоретической основой нашего исследования являются современные научно-теоретические исследования, рассматривающие вопросы художественно-творческой деятельности личности в области изобразительного, театрального и декоративно-прикладного искусства.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
• научно-методические рекомендации ученых- педагогов по вопросам учебно-познавательной деятельности при обучении изобразительному искусству;
• метод теоретического анализа научно-теоретической, педагогической, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы и диссертационных исследований;
• анализ учебных программ по изобразительному искусству в сфере
ДЛИ;
• педагогическое наблюдение за учебной деятельностью учителей и учащихся;
• оценивание учебной деятельности учащихся в процессе обучения декоративной композиции;
• беседы, анкетирование, интервьюирование учащихся, учителей школ, изучение передового опыта;
• анализ продуктов творческой деятельности школьников;
• педагогический развивающий эксперимент.
Базой для нашего исследования послужили: Детская художественная школа, Детская школа искусства, Детская театральная школа г. Волгодонска, Детская школа искусств г. Цимлянска.
Этапы исследования.
Исследование проводилось в период с 1994 по 2004 годы и состояло из трех этапов:
I этап П994-1998 г.г.) - поисковый: включал теоретическое осмысление и оценку современного состояния проблемы исследования. В этот период изучался накопленный школами художественного дополнительного образования положительный опыт работы, относящийся к объекту исследования, а также анализировались отрицательные стороны в постановке вопроса обучения композиционно-декоративной грамоте и развития познавательной активности учащихся художественных школ и школ искусств. На этом этапе ставились задачи выявления психологических основ решения проблемы исследования, определялись исходные позиции исследования, рабочая гипотеза, предмет, задачи, методы экспериментальной работы.
С помощью тестирования был определен базовый и итоговый уровень знаний, умений и навыков. Разработана экспериментальная программа развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности, где были определены общедидактические методы и условия оптимального ее осуществления в школах дополнительного образования.
II этап (1999-2003 г.гЛ — опытно-экспериментальный: включал педагогическую экспериментально-исследовательскую работу, проведенную в школах дополнительного художественного образования, которая позволила проверить гипотезу исследования. В ходе эксперимента было проверено предположение о том, что эффективное обучение подростков на уроках композиции может быть реализовано при использовании новой методической системы развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции в процессе интеграции изобразительной и театрализованной деятельности на занятиях.
III этап (2003-2005 г.г.) - теоретически-обобщающий: включал обработку результатов опытно-экспериментальной работы, подготовку методических рекомендаций, внедрение программы развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности в школах дополнительного художественного образования, оформление материалов по проблеме исследования и диссертации.
Научная новизна исследования:
- Изучены и выявлены психолого-педагогические основы развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности.
- Разработана, обоснована и экспериментально проверена методическая система развития познавательной активности.
- Разработана экспериментальная программа «Основы декоративной композиции» развивающая познавательную активность подростков при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности.
- Выявлена, теоретически обоснована и экспериментально проверена методическая система развития познавательной активности подростков к обучению декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании и экспериментальной проверке путей обучения подростков основам декоративной композиции с помощью внедрения разработанной в диссертации эффективной методической системы развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в системе методических рекомендаций и наглядных пособий, способствующих развитию познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке и совершенствовании учебных программ и планов для школ художественного дополнительного образования, для общеобразовательных учебных заведений, художественных студий, кружков, детских летних лагерей, при чтении лекций в Институтах усовершенствования учителей, на художественно-графических факультетах, факультетов педагогики начального образования педагогических университетов. Полученные результаты исследования и выводы могут служить материалом для дальнейшей научно-практической работы.
Достоверность исследования обеспечивается научно-обоснованным подходом к решению поставленной проблемы, опорой на аналогичные положения и выводы других исследований, тщательным анализом эмпирического материала, использованием современных достижений педагогической науки, психологии, искусствознания, эстетики; опытно-экспериментальной работой, экспериментальной проверкой, анализом итоговых данных, участием автора в апробации предложенной методической системы развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности и многолетним опытом работы в системе дополнительного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования систематически осуществлялась автором в ходе опытно-экспериментальной работы. Отдельные положения, теоретические выводы, сравнительные данные эксперимента докладывались на ежегодных заседаниях учебно-методических объединений учителей изобразительного искусства г. Волгодонска (20012004 гг); ежегодных зональных методических объединениях учителей изобразительного искусства Ростовской области (2001-2004 гг); на заседаниях кафедры ИЗО ХГФ РГПУ, на ежегодных конференциях по итогам научно-исследовательской работы в РГПУ (2001-2003 гг); на заседаниях кафедры гуманитарных дисциплин Филиала Донского государственного технического университета в г.Волгодонске (2001-2005 гг).
На защиту выносится теоретически обоснованная, разработанная и экспериментально проверенная методическая система развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности, включающая:
- цели, задачи и содержание методической системы развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции;
- дидактические принципы, методы, методические приемы, формы организации учебно-воспитательного процесса;
- средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающих процессов занятий декоративной композиции (наглядные пособия, ТСО и т.д.), условия эффективного развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности.
Диссертация состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, выводов по материалам глав, заключения, списка литературы и приложения. В работу вошли таблицы, диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы. Приложение содержит программу, фотоматериал экспериментального исследования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания1997 год, доктор педагогических наук Сокольникова, Наталья Михайловна
Приобретение знаний, умений и навыков по композиции школьниками 5-7 классов на основе взаимосвязи занятий по декоративному искусству и художественному труду2003 год, кандидат педагогических наук Никольская, Екатерина Александровна
Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства2010 год, доктор педагогических наук Мальцева, Людмила Валентиновна
Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе формирования художественных умений и навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства2000 год, кандидат педагогических наук Мырзаканов, Мадвакас Сексембаевич
Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов2000 год, доктор педагогических наук Ломов, Станислав Петрович
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Паллотта, Валентина Ивановна
Выводы по второй главе:
• Выявлены научно-обоснованные требования к учебно-познавательной деятельности подростков. Дана характеристика субъекту, предмету, продукту учебно-познавательной деятельности в рамках предложенной нами интеграции, определена ее структура и содержание.
• Дана психологическая характеристика подростка - как субъекта учебно-познавательной деятельности.
• Выделены специфические потребности и мотивация учебно-познавательной деятельности подростков. Как наиболее значимый компонент структуры учебно-познавательной деятельности нами выделен интерес. Выявлено, что на интерес подростка к учению влияет: сознательное отношение подростка к своим способностям, потребность в учении, общественно-полезная деятельность, проблемное обучение, качество взаимодействия взрослых и подростков.
• Выделены в качестве основной единицы учебной деятельности, учебные задачи, структурные элементы учебной задачи и учебных действий. В процессе обучения основам декоративной композиции решение учебных задач предполагает действия: образования представления об объекте изображения, поиска художественного замысла и способов его материализации, открытие и усвоение способов и закономерностей создания художественного образа, образование представлений об изображении, изображение объекта в материале.
• В процессе экспериментального исследования разработана теоретическая модель интеграции изобразительной и театрализованной деятельности в обучении подростков основам декоративной композиции.
• На основе теоретической модели обоснована методическая система развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности, основанная на общедидактических принципах: сознательности и активности, обучения и воспитания в коллективе, связи жизни с практикой, научности, проблемное™, прочности и действенности результатов образования. А так же основанная на принципах интегративности.
• Выделен комплекс обучающих, воспитывающих и развивающих образовательных задач.
• Содержание методической системы развития познавательной активности подростков к обучению декоративной композиции в процессе интеграции изобразительной и театрализованной деятельности, основанной на формах: композиционные упражнения, исследовательская деятельность, моделирование, конструирование, оформительская деятельность, а также кукловождение, сценическая речь, сценическое движение.
• Образовательный процесс, осуществляемый в рамках методической системы развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности, предполагает применение как стандартных, так и не стандартных форм своей организации средствами игровой, учебной и трудовой деятельности. К ним относится стандартная форма урока и нестандартная в форме "творческой мастерской" и "театральной студии".
• Развитие познавательной активности в обучении подростков декоративной композиции можно охарактеризовать как процесс активного целенаправленного взаимодействия между учителем и учащимися. Ведущей формой обучения, как показала наша опытно-экспериментальная работа, является организация учебного сотрудничества с целью интеграции знания теории и практики декоративной композиции в сознание подростков.
• Механизмами управления развития познавательной активности подростков, в разработанной нами экспериментальной методической системе обучения декоративной композиции в процессе интеграции изобразительной и театрализованной деятельности, является развитие интереса школьников к учебной деятельности. Повышение уровня знаний, умений и навыков, связано с развитием способностей к декоративно-композиционной деятельности, которые предполагают развитие художественно-образного мышления, творческого воображения и художественного восприятия действительности.
• Эксперимент подтвердил, что на развитие познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности влияет качество взаимодействия взрослых и подростков, общественно-полезная деятельность, направленная на духовно-нравственное воспитание школьников.
• Фактические данные, полученные в результате эксперимента, подтвердили выдвинутую нами гипотезу, о том, что если в процессе обучения использовать научно-обоснованную целостную методическую систему, направленную на развитие познавательной активности подростков, которая включает в себя: а) цели, задачи и содержание обучения основам декоративной композиции в процессе интегрированной изобразительной и театрализованной деятельности; б) дидактические принципы, формы, методы и методические приемы обучения воспитания и развития; в) средства обеспечения всех учебных, воспитательных и развивающих процессов на занятиях декоративной композицией, то это позволит активизировать процесс развития познавательной активности подростков на занятиях декоративной композиции.
Эксперимент подтвердил эффективность предложенных нами оптимальных сочетаний принципов, методов, форм, условий и средств обучения декоративной композиции, направленного на развитие познавательной активности подростков.
198
Заключение
Проведенное нами экспериментальное исследование проблемы развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности, анализ и обобщение полученных результатов позволил установить, что:
- В сфере художественного дополнительного образования обучающие системы развивающего типа могут моделироваться на интегративной основе.
- Интеграция изобразительной и театрализованной деятельности на уроках декоративной композиции проявляется на трех уровнях. а) первый уровень, в рамках предложенный нами интеграции, предполагает соединение различных видов деятельности и являет собой систему: "труд-игра-учение". б) второй уровень предполагает внутрипредметную интеграцию содержания учебного материала, из сферы различных видов изобразительной, композиционно-декоративной и театрализованной деятельности, а так же за счет языков науки и искусства, поскольку декоративная композиция как произведение принадлежит искусству, как особая форма структурной организации принадлежит искусствознанию — науке. в) третий уровень предполагает интеграцию знания основ декоративной композиции в сознание подростков, поскольку в процессе развития познавательной активности школьников в обучении, сознание ученика является ведущим фактором.
- На основе первого уровня была разработана теоретическая модель методической системы развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности.
- На основе второго уровня разрабатывались цели, задачи, содержание, принципы методической системы развития познавательной активности подростков к обучению основам декоративной композиции в процессе интеграции изобразительной и театрализованной деятельности.
- На основе третьего уровня были разработаны формы и методы обучения подростков декоративной композиции в процессе интеграции изобразительной и театрализованной деятельности.
Разработанная нами методическая система, основанная на общедидактических принципах сознательности и активности, обучения и воспитания в коллективе, связи жизни с практикой, научности, проблемности, прочности и действенности результатов образования, а так же на принципах интегративности, направлена на развитие познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности.
Методическая система развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции в рамках предложенной нами интеграции содержит комплекс обучающих, воспитывающих и развивающих задач.
- Экспериментально доказано, что механизмами управления развития познавательной активности подростков в разработанной нами методической системе обучения декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности, является повышение уровня знаний, умений и навыков, развитие интереса школьников к учебной деятельности.
- Эксперимент показал, что на интерес подростка к обучению влияет сознательное отношение подростка к учению, к своим способностям, потребность в учении, качество взаимодействия взрослых и подростков, нравственно-духовная направленность общественно-полезной деятельности.
Экспериментальным путем доказано, что композиционно-декоративная деятельность подростков как процесс создания нового предполагает операции изменения, преобразования, создания новых форм за счет старых и осуществляется на информационном и исполнительном уровнях психологической системы обучения. На их основе формируются знания, умения и навыки, развиваются композиционно-декоративные способности, развивается художественное восприятие, творческое воображение и творческое мышление.
- Ведущей формой обучения является организация учебного сотрудничества с целью интеграции знания, теории и практики декоративной композиции в сознание подростков и закрепление его в умениях и навыках.
- Интеграция знания в сознание школьников в процессе обучения декоративной композиции по разработанной нами целостной методической системе развития познавательной активности подростков предполагает прохождение определенных этапов: этап адаптированного знания, этап условно-адекватного знания, этап интеграции, этап нового знания.
- На этих этапах развития познавательной активности подростков обучение декоративной композиции предполагает использование комплексной системы методов, взаимодействующих между собой.
- Экспериментально подтверждено, что в образовательном процессе, осуществляемом в рамках методической системы развития познавательной активности подростков целесообразно применение как стандартных так и не стандартных форм его организации средствами игровой, учебной и трудовой деятельности. К ним относится стандартная форма урока и не стандартная в виде "творческой мастерской" и "театральной студии".
- Фактические данные, полученные в эксперименте, подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что если в процессе обучения использовать научно-обоснованную целостную методическую систему, которая включает в себя: а) цели, задачи и содержание обучения основам декоративной композиции в процессе интеграции изобразительной и театрализованной деятельности; б) дидактические принципы, формы, методы методические приемы обучения, воспитания и развития; в) средства обеспечения всех учебных, воспитательных и развивающих процессов на занятиях декоративной композиции.
Это позволит активизировать развитие познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности.
Экспериментальное исследование подтвердило необходимость внедрения целостной методической системы обучения, направленной на развитие познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности в образовательное пространство художественного дополнительного образования.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Паллотта, Валентина Ивановна, 2005 год
1. Абрамова Г.С. Общая психология.-М., Академический проект,2002,-496 с.
2. Абрамова М.А. Беседы и дедактические игры на уроках по изобразительному искусству : 1-4 кл. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002 г.- 128 с.
3. Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать.- Тамбов, 1961
4. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946-1989 г.г./ под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис.-М., 1981
5. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. -М.: Из-во АПН РСФСР, 1960, -486 с.
6. Ананьев О проблемах современного человекознания. -М., 1977, С 348362.
7. Анисимов Н.Н. Основы рисования.- М.: Стройиздат, 1977, 168с. с илл.
8. Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. Санкт-Петербург: КАРО, 2004,-176 с.:ил.
9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Сокращ. Пер. с англ. В.Н.Самохина; Общ. ред. и вступит, статья В.П. Шестак. М.: Прогресс. 1974.-392 е.: ил.
10. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.- М.: Прогресс, 1974, -393с.
11. П.Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей.- М.: Наука, 1977,-184 с.
12. Базанов В.В. Сцена, техника, театр. М.: М-Л, 1963
13. Барышева Ю.А. и др. Я и мир вокруг. Методические рекомендации для учителей.- М., изд-во «Баласс», 1998 г.
14. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -М., 1988.
15. Бернштей Н.А О построении движений. М., 1947
16. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учебное пособие для студентов ВУЗов. -М.
17. Блонский П.П. Память и мышление / Изобр. Педагог. И психолог. Соч.: В 2 т., М., 1979
18. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: 1968
19. Божович Л.И. Очерки психологии детей. М., 1950
20. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов - на - Дону, Издательство Ростовского педагогического университета, 2000, -325 с.
21. Ботвинников А.Д., Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников.- М.: Педагогика, 1979, -236 с.
22. Бритаева Н.Х. Эмоции и чувства в сценическом творчестве. -Саратов.
23. Из-во Саратовского ун-та, 1986, -160 с.
24. Брунер Дж. Развитие процессов представления у детей / Вопросы психологии.- 1968, №5, с.135-145.
25. Брушлинский А.В. Программа курса лекций «Психология субъекта» для психологических факультетов. -М.: ИПРАН, 1998
26. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996
27. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя. -М.: Изд. «Первое сентября», 2000, -224 е.; ил.
28. Буткевич J1.M. История орнамента: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003, -272 е., 8 с. ил.; ил.
29. Венгер JI.A. Роль двигательного моделирования объемной формы в восприятии и изображении предмета.- Киев, 1964.- 124 с.
30. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. М., 1972
31. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1972.-287с.
32. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.
33. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. -М.: Изд-во МГУ, 1976,-143 с.
34. Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг. М., 1993
35. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. Санкт-Петербург: АО «Икар» 1993, -272 с.
36. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского, 2-е изд. испр. и доп. -М., 1979
37. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты: учеб. Пособия.- Ростов на Дону. Изд-во Рост. Ун-та, 1993.
38. Волкова Е.В. Ритм, как объект эстетического анализа / Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. -JL, 1974
39. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском творчестве. М., 1991
40. Выготский J1.C. Педагогическая психология. М., 1991
41. Выготский J1.C. Психология искусств.- М.: Искусство, -1965, -287 с.
42. Выготский J1.C. Собрание сочинений, т.1 и т.2,- М.: Педагогика, 1982,-87 е.,-504с.
43. Гагарин Б.Г. Основы бумагопластики / Учебное пособие к спецкурсу. Свердловск, 1990, -91 с.
44. Газман О.С., Вейс P.M., Кронова Н.Б. Новые ценности образования; содержание гуманистического образования. М., 1995
45. Гальперин П.Я. К психологии творческого мышления / Вопросы психологии.- 1985, №5, с. 20-24.
46. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / Сб. Исследования мышления в советской психологии.- М.: Наука, 1966.
47. Гамнузова Л.И. Ступени общения. М., 1989
48. Гервер В.А. Творчество на уроках черчения: книга для учителя. М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 1998.- 144 е., илл.
49. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). -М.: Совершенство, 1998
50. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную, философию. -М.: «Школа-Пресс», 1995
51. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М., 1990
52. Григорович JI.A., Марцинковская Г.Д. Педагогика и психология. -М., гардарики, 2003
53. Гройсман A.JI. Психология. Личность. Творчество. Регуляция состояний. М.: МИП «ЫВМагистр», часть 3, 1992, -136 с.
54. Громов Е.С. Природа художественного творчества.- М.: Просвещение,-1986.
55. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. М.: МАРО, 19966,- 160 с.
56. Гропиус В. Границы архитектуры, М.: Мир, 1971.
57. Гросул Н.В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном творчестве // Искусство в школе 1993. - №3.
58. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984
59. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения творческих задач.-Воронеж, 1976.
60. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении.- М.: Просвещение, 1972,- 282 с.
61. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.- М.: Педагогика, 1986,-304 с.
62. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. -М., 1986, -133 с.
63. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. -М.: ИНТОР, 1996
64. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. -Ростов н/Д: Изд-во
65. Рост.пед.ун-та, 2000, -440 с.
66. Де Моран А. История декоративно-прикладного искусства: Пер. с фр. М.: Искусство, 1982, -577 с, ил.
67. Деммени Е.С. Призвание кукольник. Сборник / сост. Н.В.
68. Охочинский. Л. Искусство, 1986, -199 с.
69. Демчев П.Г., Черемных Г.В. Художественное оформление в школе:
70. Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. Изд. центр
71. ВЛАДОС, 2004, -208 е., ил.
72. Дизайн в системе культуры, (тезисы конференций, совещаний / ВНИИТЭ).-М, 1982
73. Добрович А. Общение-наука и искусство. М., 1980
74. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М.: Политиздат, 1978. - 272 с.
75. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978, -272 с.
76. Дронова Т.А. Программа «Радуга». М., 1994-1997
77. Дьии Дж. Школа и общество. М., 1925
78. Ермолаева А.Н. Опыт исследования взаимоотношений воображения и восприятия / Сб.: Вопросы экспериментальной психологии и ее история / под ред. М.М. Нудельман.- М.: 1975,- 284 с.
79. Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства: декоративная живопись, графика, рисунок фигуры человека. Учебное пособие для студентов-дизайнеров. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001, -120 е.; ил.
80. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей / Вопросы психологии.- 1977, №4,- 74 с.
81. Ершов П.М. Технология актерского искусства. -М., 1992.
82. Ершова А.П., Букатов В.М. Актерская грамота подросткам // Программа и методические рекомендации для 4-летнего обучения в школе искусств. — М., 1994.
83. Есипов В.Н. Структура композиционных способностей // Развитиетворческих способностей студентов и учащихся на занятиях изобразит.
84. Искусством : Межвузовский сб.науч.тр. — Ростов н/Д, РГПИ, 1986, 62 с.
85. Живопись. Основы дизайна. Программы образовательных учреждений. 59 классы. М.: Просвещение, 1995, 16 с.
86. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для ВУЗов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. -М.: Логос, 2002, -384 с.86.3инченко В.П. Перцептивные и мнемические элементы творческой деятельности.- «Вопросы пехологии», 1968, №2.
87. Иванцова Л.И., Коржова О.А. Секреты ширмы. Ростов н/Д, 1998, -184е., прил.
88. Игнатьев Е.И. Влияние восприятие предмета на изображение по представлению. Психология рисунка и живописи. - М., 1954
89. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека.- М.: Знание, 1968, 32 с.
90. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.
91. Изобразительное искусство в школе : Рисование, декоративная работа,графика.-М., 1976.
92. Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8 классы: Книга для учителя / Сост. Н.Н.Фомина. М., 1995.
93. Ильясов И.И. Структура процесса учения.-М., Просвещение, 1990.
94. История костюма: Эпоха. Стиль. Мода. СПб., 2001.
95. История педагогики. М., 1982
96. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. — М.: Знание, 1981.-С. 96.
97. Калинина Г.П. Использование элементов дизайна на уроках трудового обучения.- М.: 1989, 160 с.
98. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности.- М.: Наука, 1983,- 168 с.
99. Каменева Е.О. Какого цвета радуга. М., 1984
100. Каплуневич И.Я. Показатели развития пространственного развития школьников / Вопросы психологии, 1981, №5, 155 с.
101. Катханова Ю.Ф. «Развитие творческих способностей обучающихся в графической деятельности». Дисс. доктор, пед. наук, -М., 1992
102. Киреева Е.В. История костюма. М., 1976
103. Коган М.С. Лекции по эстетике. Д., 1964
104. Коган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа.- М.: Педагогика, 1981,- 200 с.
105. Колеченко А.К. Психологическое обеспечение педагогических технологий учебного процесса в школе. Санкт-Петербург: УПМ, 1997, -189 с.
106. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995
107. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию.- М., 1991, 256 с.
108. Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.Ж., Песталоции И.Г. Педагогическое наследие.-М., 1989
109. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР: Нучн.-попул. М.: Высш. Шк. 1990, -208 е.; ил.
110. Концепция общего среднего образования (проект) ВНИК «Школа», -М., 1988
111. Котова Е. Глаз и законы красоты / «Искусство», 1966, №12
112. Кох М.Э. Основы сценического движения. М., 1976.
113. Краткая философская энциклопедия.- М.: Изд. группа «Прогресс» -«Энциклопедия», 1994, -576 с.
114. Краткий психологический словарь / под. ред. А.Б. Петровского. — М.: Политиздат, 1985, 430 с.
115. Краткий словарь по эстетике. М.: Изд. «Просвещение», 1983
116. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии.- М.: Просвещение, 1972, 153 с.
117. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. -М.: Владос, 2001, -284 с.
118. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М: Просвещение, 1984, -319 е., ил.
119. Кузин B.C. Психология живописи.:Учебное пособие для ВУЗов. -4-е изд., испр.- М.: ООО «Издательский дом ОНИКС 21 век», 2005, -304 с.:ил.
120. Кучукова Т.В. Значение и необходимость познавательного интереса в обучении черчению. Художественно-педагогическое образование, с.385
121. Ладыгин Е.В. Развитие творческих способностей учащихся в интегративном деятельностном поле курса "Основы дизайна". Дис. канд. пед. наук М., 2000 - 215 с.
122. Лебедева Е.В., Черемных P.M. Искусство художника-оформителя. Практические советы самодеятельному художнику. — М.: Советский художник, 1981, -342 с.
123. Левин С. Ваш ребенок рисует. М., 1979
124. Лейтес Н.С. Соотношение возрастного и индивидуального в способностях школьника / Вопросы психологии, 1985, №1, с. 9-18
125. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975, -304 с.
126. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./ А.Н. Леонтьев.- М.: Политиздат, 1975, 304 с.
127. Леонтьев А.Н. Изобразительная психология произведения. , Т.2. М., 1983
128. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М.: МГУ, 1981, -572 с
129. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1981, 186 с.
130. Лингарт Процесс и структура человеческого учения. М., 1970
131. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2004, -144 е., 16 с. ил.: ил.
132. Ломов Б.Ф. Вопросы общей педагогической и инженерной психологии. -М.: Педагогика, 1991
133. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984
134. Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3 т. Таллин, 1992
135. Люблинская А.А. Природа активности и ее значение в развитии школьника // Уч.зап. ЛГПИ, Т.300.-Л., 1967. С.6-35.
136. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментальное психологическое исследование. — М.: Наука. 1974. — 172 с.
137. Люблинская А.А. Учителю психологии младшего школьника. М., 1977
138. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Педагогика, 1972, -208 с.
139. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.- М.: Просвещение, 1977, -240 с.
140. Медведев JI.Г. Формирование графического художественного образа назанятиях по рисунку : Учеб. пособие для студентов худож.- граф. фак. пед.ин-тов.-М.: Просвещение, 1986, -159 е., ил.
141. Менчинская Н.А. Проблема учения и умственное развитие школьника.-М.: Педагогика 1989, -218 с.
142. Мизина Ю.И. Творческие работы учащихся как средство развития их познавательной самостоятельности. Дис. канд. пед. наук -М, 2001.
143. Милюков А.А. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся 406 классов в процессе обучения основам изобразительной грамоты в общеобразовательной школе (тематическое рисование). Дис. . канд.пед.наук. -М., 1975.
144. Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г.Хрипковой ; отв.ред. Г.Н. Филонов,- М.: Педагогика, 1982, 432 е.; ил.
145. Михайлов Б.П. Витрувий и Эллада. Основы античной теории архитектуры. М.: ГСИ, 1967
146. Михайлова А.А. Сценография: Теория и опыт (очерки). М., 1990.
147. Морозова Н.Т. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1970.-48 с.
148. Мочалов Ю. Композиция сценического пространства (Поэтика мизансцены). — М., 1991.
149. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М., 1987.
150. Нестерцева О.Н. Художники большого // Юный художник. М., №11 — 2001 г.-22 с.
151. Образцов С.В. Моя профессия. М., 1981
152. Образцов С.В. Театр кукол. М., 1981
153. Объемно-пространственная композиция: Учеб. для вузов / А.В. Степанов, В.И. Малыгин, Г.И. Иванова и др.- М.: Стройиздат, 1993 256 е., ил. 4
154. Овчинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека.: Монограф.- М.: Высшая школа, 1984, -87 с.
155. Оганесян А.В. Что такое театр: Книга для детей и их родителей. М., 1979
156. Одаренные дети. Под ред. В.В. Слуцкого. Ярославль, 1996
157. Одаренные дети: под ред. В.Г. Бурменских, В.М. Слуцкой.- М: Прогресс, 1991,-381 с.
158. Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. -208 с.
159. Павлов B.C. Формирование творческого воображения учащихся в обучении: Дис.канд. пед. наук.- К. 1973, -231 с.
160. Пармон Ф.М. Композиция костюма. Одежда. Обувь. Аксессуары. Учебник для ВУЗов (3-е издание переработанное и дополненное). -М: «Триада Плюс», 2002, -312 е., 258 ил.
161. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии / Вопросы психологии, 1987, №1
162. Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1972
163. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. Шадрикова В.Д.- М.: Просвещение, 1990, -142 с.
164. Пономарев П.Я. (ред.) Психология творчества.- М.: Наука, 1981
165. Пономарев Я.А. Исследование проблем психологии творчества.- М.: Наука, 1983,-336 с.
166. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.- М.: Педагогика, 1976, -280 с.
167. Пономарев Я.А. Творчество и социальное познание. М., 1982
168. Программа интегрированного курса «Искусство» / Рук. Н.М. Сокольникова. -М.: Просвещение, 2002, -31 с.
169. Программы дополнительного образования. Программы дополнительного художественного образования детей. -М.: Просвещение, 2005
170. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусство I-IV Кл./ научн. рук. Т.Я. Шпикалова. -М: Просвещение, 1992
171. Психологическое исследование творческой деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова, -М.: Наука, 1975, -252 с.
172. Психология восприятия / Под ред. Б.Ф. Ломова, Ю.М.Забродина, А.А.Митькина и др. М.: Наука, 1989. - 197 с.
173. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под редакцией К.А. Альбухановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. М.: Изд-во "Совершенство", 1998 - 320 с.
174. Психология процессов художественного творчества / Под ред. Б.С.Мейлаха, Н.А.Хренова. М.: Наука, 1980. - 285 с.
175. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Минск, 1999.
176. Развитие творческой активности школьников / А.М.Матюшкин, И.С.Аверика, Г.Д.Чистякова: Под ред. Матюшкина A.M.; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1991. - 160 е.: ил.
177. Рисунок, живопись, композиция : Хрестоматия : Учебное пособие для студентов худож.-граф. фак. и пединститутов / Сост. Н.Н. Ростовцев и др. М.: Просвещение, 1989, -207 с.
178. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. -1990.-№1.-С.164- 170.
179. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания в школе.- М.: Просвещение, 1974,-244 с.
180. Рубинштейн СЛ. О мышлении и путях его исследования,- М.: АН СССР, 1958,-680 с.
181. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. В 2Т. -М.: Педагогика, 1989
182. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. Питер, 2002, -720 с.
183. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика, 1976, -415 с.
184. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе, дидактика иметодика: учебное пособие. Ижевск : Изд-во Удм. ун-та, 1992, -310 с.
185. Сатарова J1.A. Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности. Дис. канд. пед. наук М., 1997 - 171 с.
186. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1996
187. Симонов П.В. «Сверхзадача» художника в свете психологии и нейрофизиологии / Психология процессов художественного творчества / Б.С. Мейлах и Н.А. Хренова. Л.: Наука, 1980, -285 с.
188. Симонович-Ефимова Н.Я. Записки петрушечника и статьи о театре кукол. Д., 1980
189. Скаткин М.А. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. — М.: Просвещение. 1956. — С.48.
190. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. -М.: Академия, 2003, -480 с.
191. Смирнова Н.И. И .оживают куклы. М., 1982
192. Смирнова Н.И. Искусство играющих кукол. М., 1983
193. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М., 2002, -368 с. 12 л. Ил: ил.
194. Соломоник И.Н. Куклы выходят на сцену. М.: Просвещение, 1993, -160 е.: ил.
195. Сорокина Н. Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей. Дошкольное воспитание №3, 1994
196. Сорокина Н., Миланович Л.Г. Программа «Театр — творчество дети». Дошкольное воспитание №6, 1997
197. Степанов А.В. и др. Объемно-пространственная композиция: учеб. Для ВУЗов / А.В. Степанов, В.И. Мальгин, Г.И. Иванова и др. М.: Стройиздат, 1993, -256 е.: ил.
198. Столяров Ю.С. Уроки творчества. — М.: Педагогика, 1981. 176 с.
199. Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1996
200. Суворова Т.А. Психология деятельности. Учебное пособие для студентов психологических и педагогических вузов. М.: ПЕРСЭ, 2003, -176 с.
201. Теплов Б.М. Способности и одаренность.- М.:УЗИП АПН СССР, т.2, 1961,-480с.
202. Техническая графика и основы дизайна. Программы образовательных учреждений. 7-8 классы. М.: Просвещение, 1989
203. Техническая графика и основы дизайна. Программы образовательных учреждений. 9-10 классы. М.: Просвещение, 1990
204. Тимофеева Т.В. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в системе дополнительного образования. Дис.канд.пед.наук. -М, 2002.
205. Трудовое обучение. Технология. Программы образовательных учреждений. I-IV, V-XI классы. М.: Просвещение, 1997
206. Трыкова С.А. Формирование познавательного интереса у младших школьников к изобразительной деятельности. Дис.канд. пед. наук — М, 1999.
207. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука. 1966. - 450
208. Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы общественно-полезной деятельности / Вопросы психологии, 1980, №4, -69-78 с.
209. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства. — М., 1997
210. Философский словарь: Пер. с фран. М. Междунар. Отнош. 2000,-544 с.
211. Фокина JI.B. Орнамент. Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Изд. «Феникс», 2000, -96 с.
212. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. М., 1986
213. Формирование мотивации учения: Книга для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М.: Просвещение. 1990. - 192 с.
214. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1973.-342 с.
215. Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн: кн. Для учащихся. М.: Просвещение, 1986, -240 е.; ил.
216. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. -М.: МГУ, 1981
217. Художник и сцена. Сборник. М.: Искусство, 1964, -112 с.
218. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. — Мн: Харвест, 1999.-312 с.
219. Что же такое театр кукол ? : Сб. ст. / Составитель Полякова О.И. М.: Союз тетр. деятелей РСФСР, 1990, -208 е.; ил.
220. Шабанова О.П. Активация учебно-познавательной деятельности студентов педвуза по черчению через проблемно-творческий подход. Дис.канд. пед. наук-М, 1998.
221. Шадриков В.Д. Методологические проблемы психологии профессионального обучения / Методология инженерной психологии, психологии труда и управления. М.: Наука, 1981
222. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности как системы / Педагогический журнал, 1980, Т.1, №3
223. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. -208 е.: ил.
224. Шамова Т.И. Проблема активизации учения школьников. — Дис.
225. Докт.пед.наук. М., 19777. - 386 с.
226. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989.- 336 с. илл.
227. Школа изобразительного искусства. 9 выпуск М.: Академия художеств СССР, 1963
228. Школа изобразительного искусства. Т.9.М., 1963, -362 с.
229. Шорохов Е.В. Основы композиции.- М.: Просвещение, 1979, -303 с.
230. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество — М.: Просвещение, 1969 — 267 с.
231. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-351 с.
232. Эксперимент : Новое содержание общего образования: примерные программы среднего (полного) общего образования; Искусство / Е.С. Медкова, B.C. Кузин, С.П. Ломов и др. -М.: Просвещение, 2002, -31 с.
233. Эльконин Д.Б. Психология игры, 2-е издание, М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999, -360 с.
234. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. Методическое пособие.- М.: Высшая школа, 1972, -216 с. илл.
235. Юный художник. М., № 11 - 2001.
236. Юсов Б.П. К проблеме взаимосвязей искусства в детском художественном развитии.- М.: Педагогика, 1975, Вып.З, -43-55 с.
237. Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979, -144 с.
238. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия.- М.: Искусство, 1965, -86 с.
239. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-48 с.218
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.