Цветовая картина мира Иосифа Бродского: когнитивно-функциональный подход тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Цегельник, Ирина Евгеньевна
- Специальность ВАК РФ10.02.01
- Количество страниц 157
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Цегельник, Ирина Евгеньевна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Картина мира как ключевое понятие когнитивистики
1.2. Цвет как феномен научных исследований
1.3. Теория поля и особенности индивидуально-авторского макрополя цветообозначений 41 Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. АХРОМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
ИОСИФА БРОДСКОГО
2.1. Поэтическая картина мира Иосифа Бродского
2.2. Белый цвет как доминанта цветовой картины мира И. БродСкого
2.3. Чёрный и тёмный в стихотворениях И. Бродского
2.4. Субъективизм восприятия: серый - цвет Времени 82 Выводы по второй главе
ГЛАВА 3. ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА В КАРТИНЕ МИРА ИОСИФА БРОДСКОГО
3.1. Гамма синего цвета: синий, голубой, фиолетовый
3.2. Жёлтый: цвет и свет в стихотворениях Иосифа Бродского
3.3. Зелёный цвет: изменчивость восприятия
3.4. Красный цвет в картине мира поэта
3.5. Коричневый цвет в "вещном" мире Иосифа Бродского ч 128 Выводы по третьей главе 132 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 134 БИБЛИОГРАФИЯ 139 ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Язык цвета в идиостиле А. Блока2009 год, кандидат филологических наук Спивакова, Елена Михайловна
Регулятивный потенциал цветонаименований в поэтическом дискурсе серебряного века: на материале лирики А. Белого, Н. Гумилева, И. Северянина2010 год, кандидат филологических наук Кочетова, Ирина Владимировна
Цветовая картина мира Владимира Набокова в когнитивно-прагматическом аспекте: Цикл рассказов "Весна в Фиальте"2002 год, кандидат филологических наук Носовец, Светлана Геннадьевна
Лингвокультурологическое пространство колоративов в русском поэтическом дискурсе первой половины XX века: на материале поэтических текстов С.А. Есенина и Н.М. Рубцова2008 год, кандидат филологических наук Выродова, Алла Сергеевна
Смысловая и функциональная значимость цветообозначений в ранней лирике А. Ахматовой2007 год, кандидат филологических наук Гузева, Ольга Аркадьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Цветовая картина мира Иосифа Бродского: когнитивно-функциональный подход»
Интерес к специфике цветообозначений зародился ещё в 20-е гг. XX в., но обращение к цвету как объекту лингвистических исследований пришлось на конец 60-х гг. XX в. В настоящее время данная проблематика продолжает оставаться актуальной. Это подтверждается наличием достаточно большого количества работ, посвященных анализу цветонаименований в творчестве русских и зарубежных поэтов и писателей, направленному на выявление особенностей индивидуальной, специфичной манеры "рисовать" цветом (Дивина, 1996; Мерзук, 1997; Белобородова, 2000; Белый, 2001; Носовец, 2002; Бабулевич, 2004; Меньчева, 2004; Карташова, 2005; Коптева, 2005 и др.).
В художественном произведении цвет и свет выступают не только как средство создания художественной образности, но и как способ выражения "мировидения" автора. Современные исследователи - представители разных взглядов, культур и направлений (лингвисты, литературоведы, философы, культурологи) достаточно часто обращаются к поэтическому миру И. Бродского. "Бродский создал свой мир. По своему образу и подобию. Тем труднее читателю проникнуть в этот мир. Он должен отождествить себя с Бродским. А Бродский - далеко не обычный гражданин России или любой другой страны Земли. Бродский смотрел на Землю не с земной плоскости, а из других сфер" (Уфлянд, 1997:158).
Изучение лексики с семантикой цвета и света в творчестве поэта позволяет сделать выводы об особенностях его "цвето- и световидения", маркируя субъективность его мировосприятия. С другой стороны, литературное творчество направлено на создание "вторичной" реальности -вымышленного М1фа художником слова. Эгоцентричность автора как субъекта, порождающего текст, позволяет представить читателю мир, не тождественный чувственно воспринимаемому, и избрать краски, релевантные для его картины мира, придать различным объектам художественной действительности определённые цветовые характеристики. Цвет является значимым компонентом ментального пространства художника слова, поэтому анализ цветосемантики, цветописи, светописи помогает проникнуть в философско-мировоззренческую концепцию автора.
Введение в научный обиход такого понятийного конструкта, как языковая картина мира, объединяющего в единый комплекс достижения целого ряда наук - семасиологии, социо- и этнолингвистики, психолингвистики, культурологии и др. позволяет перевести исследование цвета в русло когнитивизма.
В рамках этой парадигмы наметились два направления в изучении цвета. Часть из них, имеющая психолингвистическую ориентацию, призвана установить особенности отражения чувственно воспринимаемых свойств объекта в языке. Иной подход связан с выявлением в тезаурусе каждой лингвокультурной общности национально-специфических особенностей цветообозначения. С этих позиций обозначения цвета исследуются с целью составления языковых таксономий, для проверки различных вариантов гипотезы лингвистической относительности. При этом в ряде исследований отмечается связь цветообозначений с определенными культурно-закрепленными эмоциональными состояниями и ситуациями, что позволяет рассматривать цвет как сквозной образ, значимый для конструирования национальных картин мира, своеобразный "концепт мировидения" (А.И. Белов).
Проблема концептуализации является ключевой в диссертации и рассматривается в тесной связи с проблемой языковой личности и индивидуально-авторской картины мира.
Говоря об индивидуально-авторской картине мира И. Бродского, следует отметить, что на фоне зарубежной бродсконианы отечественные изыскания выглядят довольно скромно. Тем не менее, исследования русскоязычного творчества И. Бродского в области литературы представлены на сегодняшний день многоаспектно. Наиболее освещенными темами и проблемами творчества поэта являются: проблема Пространства и Времени (Баткин, 1996; Баткин, 1996 (а); Бруднэ-Уигли, 2000; Парчевская, 2000; Служевская, 2000; Журавлёва, 2003), античная лексика в поэтике, религиозно-философские мотивы поэзии (Ковалёва, 2000; Нива, 2000;
Ковалёва, 2003 и др.). Осуществляется также анализ экспериментов поэта в области языка (лексики, синтаксических конструкций) (Ахапкин, 2000; Уланов, 2000 и др.).
Фрагментарность анализа языка И. Бродского обусловливает актуальность диссертационного исследования, направленного на изучение языковой личности автора, его поэтической картины мира с позиций антропоцентризма. Цветовая картина мира (ЦКМ) И. Бродского не входила в исследовательское поле лингвистов как самостоятельный предмет изучения и не получала достаточного освещения.
Объектом исследования послужила поэтическая картина мира Иосифа Бродского.
Предмет исследования - функционирование лексем и словосочетаний, которые эксплицитно выражают цвет или включают передаваемые имплицитно семы цвета.
Материал исследования - тексты произведений Иосифа Бродского. Результатом обработки материала является авторская картотека (включающая 823 примера, содержащих наименования 45 цветов и оттенков), составленная по результатам сплошной выборки из стихотворений И. Бродского.
Цель настоящего исследования - дать комплексное описание цветовой картины мира как фрагмента поэтической картины мира Иосифа Бродского.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Выделить совокупность слов, используемых И. Бродским для вербализации концепта "цвет"; описать структуру индивидуально-авторского лексико-семантического поля цветообозначений.
2. Выявить наиболее частотные цветовые наименования в произведениях И. Бродского; установить их парадигматику и синтагматику.
3. Установить нецветовые значения (символические, метафорические), развиваемые цветовыми лексемами.
4. Охарактеризовать функциональные особенности цветовых лексем и способы создания цветовой картины мира И. Бродским.
Результаты исследования позволяют сформулировать следующие основные положения, выносимые на защиту:
1. Цвет - важнейшая зрительная характеристика - активно представлен в творчестве И. Бродского, что обусловлено ведущей системой представлений поэта - визуальной. Общее количество наименований цветов и их оттенков в творчестве И. Бродского равно 45. Совокупность языковых единиц цветовой семантики в произведениях поэта составляет индивидуально-авторское лексико-семантическое поле цветообозначений, которое представлено восемью микрополями: белого, чёрного, серого, синего, жёлтого, зелёного, красного, коричневого цветов. Наряду с узуальными, стилистически нейтральными цветообозначениями поэт использует стандартные денотаты, имплицитно содержащие сему цвета, а также индивидуально-авторские цветообозначения.
2. Специфика ЦКМ И. Бродского состоит в том, что поэт предпочитает графический способ изображения художественной действительности: ахроматические цвета доминируют в его картине мира. Наиболее активно представлен белый цвет, являющийся основой для создания контрастных картин. Колоратив "чёрный" употребляется поэтом преимущественно в роли светообозначения "тёмный". Значимость серого цвета в ЦКМ Бродского подчёркивается использованием колоратива в авторском символическом значении: серый - цвет Времени.
3. Меньшая значимость хроматических цветов (синий, жёлтый, зелёный, красный, коричневый и их оттенки) в картине мира поэта подтверждается статистически (42% против 58% случаев употребления трёх ахроматических цветов). Индивидуальная картина мира И. Бродского, формирующаяся на основе русской национальной картины мира, имеет ряд отличий. Так, устойчивые ассоциации с жёлтым цветом как цветом болезни, нездоровья, страданий в поэзии И. Бродского не возникают. Символическое значение красного цвета как цвета крови, смерти, потери или как цвета революции, войны, эпохи в картине мира поэта отсутствует.
4. И. Бродский использует такие способы конструирования ЦКМ, как цветопись, цветосемантика, светопись. Цветопись поэт использует для создания образности, а цветосемантика позволяет выявить значимые для автора дополнительные внутритекстовые значения (метафорические, символические). В лирике поэта наблюдается активное использование цветовой лексики и как средства светописи для передачи динамики освещённости, изменчивого состояния изображаемой картины.
Методология и методы исследования. Методология диссертационного исследования основывается на общефилософских принципах, в соответствии с которыми язык представляется как материальная, объективная, динамическая, функционирующая и развивающаяся система. Общенаучные методологические принципы исследования опираются на следующую триаду: системность, антропоцентризм и детерминизм.
Для осуществления наиболее полного анализа использовались не только собственно лингвистические данные. В ходе исследования привлекались и сведения из литературоведения, культурологи, философии, семиотики, физики. Таким образом, проблемы, затронутые в работе, рассматриваются в свете современной интегральной парадигмы научного знания.
Настоящее исследование ведётся в русле такого современного направления, как когнитивно ориентированная лингвистика. Частнонаучной методологической базой исследования послужили идеи о языковой и концептуальной картинах мира, которые интенсивно и плодотворно разрабатываются в работах Ю.Д. Апресяна, Ю.С. Степанова, В.И. Постоваловой, Е.С. Кубряковой, Дж. Лакоффа, теория языковой личности Ю.Н. Караулова, В.И. Карасика и др., труды А. Вежбицкой, В.Г. Кульпиной, Е.К. Рахилиной, посвящённые исследованиям когнитивных аспектов цвета.
В соответствии с поставленными задачами в работе использовались методы и приёмы концептуального и контекстуального анализа, компонентного анализа, метод сплошной выборки, а также статистический метод. Особое место в исследовании занимает когнитивно-семантический метод, который позволяет не останавливаться на уровне семантики, эксплицированной словарями, а находить семантические компоненты, выводимые путём интроспекции.
Соответственно, научная новизна исследования заключается в когнитивно-функциональном подходе к описанию цветовых наименований, используемых поэтом в его стихах, в выявлении специфики ЦКМ поэта, новых значений узуальных номинаций и собственно авторских характеристик цвета. В диссертации впервые представлено индивидуально-авторское лексико-семантическое поле цветообозначений в поэзии И. Бродского.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что анализ ЦКМ И. Бродского в когнитивно-функциональном аспекте позволяет выявить и уточнить черты речевой личности и психологического портрета автора, что вносит определённый вклад в теорию языковой личности. Введённый в научный оборот фактический материал и теоретические выводы диссертации углубляют знания о концепте "цвет" и способах его вербализации, а также расширяют представление о цветообозначениях как специфических единицах художественного текста.
Практическая ценность работы состоит в том, что материалы диссертации, её основные положения, результаты и выводы могут быть использованы в ряде областей теоретической и прикладной лингвистики, в практике преподавания курсов "Современный русский язык", "Лингвистический (филологический) анализ художественного текста", специальных курсов по изучению идиостиля Иосифа Бродского, а также при создании словаря языка писателя.
Логика изложения результатов исследования, его цель и задачи определили следующую структуру работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка, приложения "Цветовой спектр в творчестве И. Бродского" (названия цветов с указанием частотной характеристики употребления).
Апробация работы. Основные положения диссертации представлены в различных публикациях по теме исследования и обсуждались на всероссийских и международных конференциях, в частности, на Международных научных конференциях "Филология и культура" (1921 октября 2005 г., г. Тамбов), "Концептуальные проблемы литературы: художественная когнитивность" (22 ноября 2005 г., г. Ростов-на-Дону), на Всероссийской конференции "Активные процессы в современном русском языке" (11 - 13 сентября 2006 г., г. Таганрог). По теме диссертации опубликовано 8 работ.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Лексико-семантическое цвето-световое поле в прозе Б.К. Зайцева2011 год, кандидат филологических наук Ермаковская, Татьяна Александровна
Колоратив как стилистическая категория в лирических идиостилях И.А. Бунина и М.А. Кузмина2005 год, кандидат филологических наук Шкиль, Светлана Вацлавовна
Концепт цвет в когнитивно-функционально-стилистическом аспекте: на материале романов В. Набокова "Лолита" и А. Фадеева "Разгром"2012 год, кандидат филологических наук Дмитриева, Кристина Валерьевна
Коммуникативно-прагматические особенности цветообозначений в текстовом пространстве романов Томаса Гарди2010 год, кандидат филологических наук Величко, Алеся Александровна
Концепты "свет" и "цвет" в художественной картине мира Ю.П. Казакова2009 год, кандидат филологических наук Гусейнова, Галина Мустафаевна
Заключение диссертации по теме «Русский язык», Цегельник, Ирина Евгеньевна
Выводы по третьей главе
1. Несмотря на предпочтение ахроматического (графического) способа изображения действительности (количество употреблений трёх ахроматических цветов равно 58 %), И. Бродский активно использует в своём творчестве и хроматические цвета (суммарно - 42 %). Но и здесь наблюдаются авторские предпочтения. Из всего многообразия цветов палитры И. Бродский избирает такие хроматические цвета и их оттенки: гамма синего цвета (голубой, ультрамариновый, тёмно-синий, лазурный, бирюзовый, сиреневый, лиловый), жёлтый (золотой, золотистый, янтарный, оранжевый, горчичный), зелёный (изумрудный, тёмно-зелёный), красный (алый, багровый, пунцовый, багряный, розовый), коричневый (бурый).
Синий и голубой цвета поэт использует в традиционном символическом значении. Они символизируют бесконечность, безграничность океана, простор воздушной и морской стихии, стремление человеческого духа вырваться за рамки ограничений. Ранний зимний вечер, ночь вызывают у поэта устойчивые ассоциации с синим цветом.
2. Иосиф Бродский использует колоратив "жёлтый", чтобы охарактеризовать картины (явления) природы, реалии городского пейзажа, предметы быта, одежду. В то же время жёлтый цвет выполняет в поэзии И. Бродского функцию характеристики света. В качестве источников жёлтого, золотого и золотистого света выступают как электрические приборы (лампы, фонари, светильники), так и природные (солнце, луна, месяц). При помощи жёлтого цвета и света Бродский "рисует" в своих стихах яркие, сверкающие, незабываемые картины. Также жёлтый цвет у поэта ассоциируется с Дальним Востоком, Китаем. Закономерной для поэта является связь жёлтого цвета с темой евреев, Холокоста.
3. Закономерно использование при описании растений, листвы, травы, деревьев зелёного цвета. Путешествие по железной дороге, железнодорожный состав, полустанки вызывают у поэта приятные ассоциации именно с зелёным цветом. Представление об американских деньгах зелёного цвета и восприятие Америки в целом отрицательно. В стихотворениях, написанных в эмиграции, зелёные краски вызывают у поэта раздражение, неприятие, болезненное состояние.
4. Красный цвет не является таким значимым в ЦКМ И. Бродского, как в национальной картине мира, где он символизирует смерть, революцию, кровопролитие. Цветообозначение "красный" используется для характеристики цвета лица, рук, ладоней человека. При описании внешности человека красный цвет способствует выражению психофизического, душевного состояния героя (смущение, стыд, радость).
5. Особенности использования коричневого цвета связаны с мироощущением самого поэта, желанием семейного уюта, домашнего очага, спокойной мирной жизни. Атрибуты жизни лирического героя, его вещи ассоциируются у И. Бродского со спокойным будничным коричневым цветом. В целом, коричневый цвет вызывает положительные эмоции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Картина мира на сегодняшний день по-прежнему является одним из актуальных, дискуссионных и интенсивно разрабатываемых понятий в когнитивной лингвистике и гуманитарных науках в целом. Картина мира трактуется как отражение окружающей действительности через призму концептуальной картины мира. Одним из важнейших для человека явлений окружающей действительности является сам язык. Языковая картина мира представляется особым образованием, постоянно участвующим в познании мира и задающим образцы интерпретации воспринимаемого.
Настоящая работа показала, что рассмотрение поэтической картины мира художника слова - Иосифа Бродского - представляется особенно интересным, потому как в ней проявляются уникальность, самобытность, многогранность личности поэта. Поэтическая картина мира выступает как альтернатива миру действительному, физическому, это образ мира, смоделированный художником слова в результате его духовных изысканий. В своих произведениях Иосиф Бродский создаёт собственное художественное пространство, которое представляет собой фрагмент его индивидуальной картины мира.
Цветовая картина мира - это значимый фрагмент поэтической картины мира Иосифа Бродского. Цвет как одна из важнейших зрительных характеристик активно представлен в творчестве И. Бродского, что обусловлено ведущим способом восприятия и обработки информации -визуальным. И.Бродский избирает определённый набор колоративов для построения стихотворных текстов, представляющийся ему наиболее значимым, и тем самым воплощает особую, характерную только для него цветовую картину мира.
Специфичность цветовой картины мира И. Бродского состоит в предпочтительной ¿ароматичности изображаемого графическим способом. Отображение художественной действительности отчасти обусловлено жизненным опытом поэта, что позволяет объяснить авторское предпочтение в использовании ахроматических цветов. Серость, монохромность северного пейзажа, туман, сырость, морской воздух, а также детские воспоминания о многочисленных чёрно-белых фотографиях в доме (отец поэта был фотокорреспондентом), внутренние представления, личные переживания помогают И. Бродскому моделировать собственный образ мира.
У художника слова есть одно необычное качество - особая фокусировка зрения. Он способен видеть какую-либо деталь иначе, не так, как видят все остальные. Монохромное видение мира является специфическим именно для Бродского. Природа в бело-чёрно-серых тонах для Бродского - это особая красота, без сильных эффектов, требующая квалифицированного взгляда. В природе остаются три скромных цвета, которые не раздражают глаз поэта, а напротив, становятся эстетически значимыми в его творчестве. Пейзаж, нарисованный этими красками, особенный, изящный.
Белый, чёрный и серый цвета несут основную семантическую нагрузку в лирике поэта. Белый цвет доминирует в ЦКМ художника слова. Белый фон- основа для создания бело-серо-чёрных контрастных картин. В стихотворениях поэта отмечается регулярная встречаемость цветообозначений "белый" и "чёрный" в одной строфе. Для И. Бродского белые чистые листы бумаги, страницы, холст символизируют поэтическое мастерство, умение творить, талант, искусство слова. Типографский или рукописный текст на белой бумаге, слова, буквы, точки ассоциируются у поэта с чёрным цветом. Авторское предпочтение белого и чёрного цвета подтверждается частотностью употребления лексем, содержащих эти цветовые семы.
Номинации серого цвета и оттенков используются в авторском символическом значении. Для И. Бродского серый - символ Времени (что связано с ведущей темой его стихотворений - темой Времени). С помощью колоратива "серый" поэт характеризует цвет северных монохромных пейзажей, обязательными атрибутами которых являются серость, влажность, туман, море, океан.
Хотя и в меньшей степени, чем ахроматические цвета (58%), художник слова использует и хроматические цвета и их оттенки - синий, жёлтый, зелёный, красный, коричневый (в порядке убывания, 42 %). В лирике Иосифа Бродского наблюдается закономерность в употреблении цветовых характеристик реалий художественной действительности, номинации которых включены в определённые тематические разряды. Например, для характеристики реалий городского пространства поэт использует преимущественно коричневый и чёрный цвета. С помощью всех цветов Бродский характеризует детали гардероба героев произведений, но цвет одежды не имеет символического значения (куртка, свитер, пальто, платье, перчатки, туфли, пиджак, шарф). Предметы быта, атрибуты жизни лирического героя (диван, кресла, шторы, скатерть, вешалка и др.) получают в основном коричневую и жёлтую цветовую характеристику. Для описания цвета неба поэт использует синий и голубой цвета. Детали природного мира (растения, листву, рощи, деревья, землю, поля) поэт изображает в зелёных, жёлтых, красных тонах.
В картине мира Иосифа Бродского цветовые характеристики получают не только материальные объекты, но и абстрактные сущности, например, Время (серое). Голубоватый ветер, синий воздух осязаемы и воспринимаются при помощи органов чувств, а не зрения.
В своём творчестве для создания образности И. Бродский использует такой художественный приём, как цветопись. В лирике И. Бродского наблюдается активное использование цветописи и как средства светописи для создания освещённости, динамики, изменчивого состояния изображаемой картины. Функцию света выполняют чёрный, жёлтый, белый, серый цвета.
Зрительное восприятие не ограничивается лишь тем, что даёт орган зрения именно в момент восприятия, а соединяется, контактирует с предшествующим опытом. Поэтому зрительные ощущения выступают в форме определённых представлений, что неоднократно подтверждают те цветовые характеристики, которые поэт приписывает определённым объектам.
Восприятие цвета художником слова отличается от традиционного, закреплённого в национальной картине мира. Например, устойчивые ассоциации с жёлтым цветом как цветом болезни, нездоровья, страданий в поэзии Бродского не возникают. Символическое значение 1фасного цвета как цвета крови, смерти, потери или как цвета революции, войны, эпохи в картине мира Бродского отсутствует. Этот цвет не вызывает у поэта отрицательных эмоций и не является значимым в его ЦКМ. Красный цвет поэт использует преимущественно для характеристики внешности лирического героя, одежды, окружающих его вещей, а также природных явлений. Бродский не использует и чёрный цвет в традиционном символическом значении - цвет траура, смерти, горя, что является значимым моментом в индивидуально-авторской картине мира поэта. Однако с болью, болезнью, отчаянием для поэта связан отчасти белый цвет.
Проведённое исследование показывает, что И. Бродский при конструировании ЦКМ пользуется как возможностями цветописи. рассмотрение которой предоставляет возможность читателю получать эстетическое наслаждение от видимого мира, быть внимательным, различать тончайшие цветовые нюансы, так и цветосемантики. которая позволяет выявить дополнительные внутритекстовые значения (метафорические, символические), принципиально значимые для автора. Анализ цветовой семантики помогает глубже проникнуть в философско-мировоззренческую концепцию автора, понять, чем руководствуется И. Бродский при создании ЦКМ.
В работе также рассмотрена структура организации цветовых наименований, осуществить которую позволяет принцип полевого построения, представляющийся наиболее адекватным принципом описания цветообозначений. Индивидуально-авторское лексико-семантическое поле И. Бродского цветообозначений представлено восемью микрополями: микрополе белого, чёрного, серого, синего, жёлтого, зелёного, красного, коричневого цветов. Внутри микрополей выделяются ядро и периферия (ближняя и дальняя), разграничение которых осуществлялось по количественному фактору употребления оттенков фокусных цветов.
Картина мира, формируемая в стихотворениях Иосифа Бродского цветосемантикой, носит антропоцентрический характер. Поэт избирает предметы, явления, реалии окружающей действительности, которые наделяет цветовыми характеристиками, описывает внешность и одежду человека, окружающие его вещи. Заложенная в цвете информация, соотносится, в первую очередь, с самим человеком, с его духовным потенциалом, с его возможностями. С этой точки зрения, цвет в поэзии Иосифа Бродского является не только бытовой характеристикой реального мира, но психологической и духовной.
Всё вышесказанное говорит о том, что Иосиф Бродский в своих стихотворениях умело и профессионально оперирует колоративами. Это повышает художественные достоинства произведений, становится важным фактором создания настроения, пробуждения эмоций и ассоциаций, важных для общего восприятия произведения. Таким образом, специфика употребления цветонаименований в лирике Иосифа Бродского, особенности его ЦКМ заслуживают исследовательского внимания, а само творчество поэта являет собой благодатный материал для широкого спектра лингвистических изысканий и дальнейшего изучения в аспекте когнитивной лингвистики в частности.
Перспективным представляется научное исследование в следующих направлениях. Иосиф Бродский - автор произведений разного жанра, поэтому возможно исследование влияния жанра (эссе, публицистика, пьесы) на формирование и реконструкцию ЦКМ поэта. Перспективным видится сопоставление ЦКМ И. Бродского с ЦКМ других поэтов, в частности, близких ему по идейно-смысловому содержанию творчества Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой. Уникальность таланта И. Бродского проявилась и в его билингвизме, что открывает перспективы изучения взаимодействия в единой поэтической картине мира художника слова двух национальных цветовых картин мира как этнокультурно обусловленных феноменов.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Цегельник, Ирина Евгеньевна, 2007 год
1. Адмони, В.Г. Основы теории грамматики Текст . / В.Г. Адмони. - М. -Л., Наука, 1964.-273 с.
2. Андреева, К.А., Тимофеева, А. Лингвоцветовая картина мира и диалог культур Электронный ресурс. / К.А. Андреева, А. Тимофеева // http ://www.utmn.ru/frgf/No 1 l/text07.htm.
3. Апресян, Ю.Д. Избранные труды, том I. Лексическая семантика: 2-е изд., испр. и доп. Текст. / Ю.Д. Апресян. М.: Школа "Языки русской культуры", 1995. - 472 с.
4. Апресян, Ю.Д. Избранные труды, том И. Интегральное описание языка и системная лексикография Текст. / Ю.Д. Апресян. М.: Школа "Языки русской культуры", 1995(a). - 767 с.
5. Арнольд, И.В. Основы научных исследований в лингвистике Текст. / И.В. Арнольд. -М: Высш. шк., 1991. -140 с.
6. Арутюнова, Н.Д. Национальное сознание, язык, стиль Текст. / Н.Д. Арутюнова // Лингвистика на исходе XX века: итоги и перспективы. Тезисы международной конференции. Т.1. М.: Филология, 1995. - С.32 -33.
7. Арутюнова, Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт Текст . / Н.Д. Арутюнова. М.: Наука, 1988. - 341 с.
8. Асракадзе, Л.Г. "И белый, чёрный, золотой печальнейшее из созвучий." Цветовая лексика в поэтических произведениях О.Э.Мандельштама Электронный ресурс. / Л.Г. Асракадзе // http://iatp.vspu.ac.ru/kursant2000/st.html.
9. Ахапкин, Д. Иосиф Бродский поэзия грамматики Текст . / Д. Ахапкин // Бродский и мир. Метафизика. Античность. Современность. - СПб.: АОЗТ "Журнал "Звезда", 2000. - С. 269 - 275.
10. Ю.Бабулевич, С.Н. Цветообозначения как средство реализации концепта "Родина" в художественной картине мира С.Есенина Текст.: Автореф. дис. канд. филол. наук. Калининград, 2004. - 24 с.
11. И.Баранов, А.Н., Добровольский, Д.О. Постулаты когнитивной семантики Текст . / А.Н. Баранов, Д.О. Добровольский // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. -1997. Т. 56. - № 1. - С. 11 - 21.
12. Барт, Р. Лингвистика текста Текст. / Р. Барт // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII: Лингвистика текста. М.: "Прогресс", 1978. -С. 442 - 449.
13. Баткин, Л. Вещь и пустота. Заметки читателя на полях стихов Бродского Текст . / Л. Баткин // Октябрь. -1996. № 1. - С. 161 -182.
14. Баткин, Л.М. Тридцать третья буква: Заметки читателя на полях стихов Иосифа Бродского Текст . / Л.М. Баткин. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1996(а). - 333 с.
15. Бахилина, Н.Б. История цветообозначений в русском языке Текст . / Н.Б. Бахилина. М.: Наука, 1975. - 286 с.
16. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества Текст . / М.М. Бахтин. -М., 1986.-437с.
17. Белобородова, И.В. Концепт "цвет" в лингвокогнитивном аспекте Текст .: Автореф. дис. канд. филол. наук. Таганрог, 2000. - 26 с.
18. Белов, А.И. Цветовые этноэйдемы как объект этнопсихолингвистики Текст . / А.И. Белов // Этнопсихолингвистика / Отв. ред. и авт.предисл. Ю.А. Сорокин. М.: Наука, 1988. - С. 49 - 58.
19. Белый, А. Пушкин, Тютчев и Баратынский в зрительном восприятии природы Текст. / А. Белый // Семиотика: Антология / Сост. Ю.С. Степанов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001.-С. 480 - 485.
20. Бенвенист, Э. Общая лингвистика Текст . / Э. Бенвенист. М.: Наука, 1974.-447 с.21 .Блумфилд, Л. Язык Текст . / Л. Блумфилд. М.: Наука, 1968. - 235 с.
21. Бобыль, C.B. Семантико-стилистические свойства русских цветообозначений (на материале советской поэзии) Текст.: Автореф. дис. канд. филол. наук. Днепропетровск, 1984. - 21 с.
22. Болдырев, H.H. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики Текст . / H.H. Болдырев // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. -№ 1.-С.18-36.
23. Бондарко, A.B. Теория значения в системе функциональной грамматики: На материале русского языка Текст. / A.B. Бондарко. М.: Языки славянской культуры, 2002. - 736 с.
24. Бруднэ-Уигли, Е. Пленник времени в метафорическом пространстве Текст. / Е.Бруднэ-Уигли // Бродский и мир. Метафизика. Античность. Современность. СПб.: АОЗТ "Журнал "Звезда", 2000. - С. 347 - 358.
25. Василевич, А.П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте. На материале цветообозначения в языках разных систем Текст . / А.П. Василевич. М.: Наука, 1987. -141 с.
26. Васильев, Л.М. Теория и методология современного языкознания. Принципы знаковости и формальности языка Текст . / Л.М. Васильев. -Уфа: Изд-во Башкирск. ун-та, 1990. 60 с.
27. Вежбицкая, А. Семантические универсалии и описание языков Текст . / А. Вежбицкая. М.: "Языки русской культуры", 1999. - 780 с.
28. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание Текст . / А. Вежбицкая. М.: Русские словари, 1996. - 416 с.
29. Виноградов, В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография Текст . / В.В. Виноградов. М.: Наука, 1977. - 360 с.
30. Винокур, Г.О. Я и ты в лирике Баратынского: (Из этюдов о русском поэтическом языке) Текст . / Г.О. Винокур // Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1990. - С. 241-249.
31. Власова, Ю.Н., Загоруйко, А.Я. Семантическое поле слова Текст. / Ю.Н. Власова, А.Я. Загоруйко // Функционально-системный подход к исследованию языковых единиц разных уровней. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2004.-С. 11-13.
32. Волков, С. Диалоги с Иосифом Бродским Текст . / С. Волков. М.:Изд-во Эксмо, 2003.-448 с.
33. Воркачёв, С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании Текст. / С.Г. Воркачёв // Филологические науки. 2001. № 1. - С. 64 - 72.
34. Гак, В.Г. Лексическое значение Текст. / В.Г.Гак // Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. -С. 213-214.
35. Гак, В.Г. Прагматика, узус и грамматика речи Текст. / В.Г.Гак // Иностранные языки в школе. -1982. № 5. - С. 11-17.
36. Гаспаров, Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования Текст. / Б.М. Гаспаров. М.: Новое литературное обозрение, 1996. - 352 с.
37. Гафарова, Г.В., Кильдибекова, Т.А. Когнитивные аспекты лексической системы языка Текст. / Г.В. Гафарова, Т.А. Кильдибекова. Уфа: Издание Башкирского ун-та, 1998. - 180 с.
38. Герасимов, В.И., Петров, В.В. На пути к когнитивной модели языка Текст. / В.И. Герасимов, В.В. Петров // Новое в зарубежной лингвистике. -М., 1988. Вып. 23. - С. 5 -11.
39. Гинзбург, P.C. Значение слова и методика компонентного анализа Текст . / P.C. Гинзбург // Иностранные языки в школе. 1978. - № 5. -С. 21-26.
40. Глазунова, О. Иосиф Бродский: Американский дневник Электронный ресурс . / О. Глазунова // http://lit.lib.ru/g/glazunowao/.
41. Глушко, А. "Пилигрим" Мандельштама и "Пилигримы" Бродского: теория и практика "следующего шага" Текст. / А. Глушко // Мир Иосифа Бродского. Путеводитель. Сборник статей. СПб.: Издательство журнала "Звезда", 2003. - С. 185 -189.
42. Головина, О.С. Цветосемантика в картине мира A.A. Ахматовой Электронный ресурс . / О.С. Головина // www.garden.tversu.ru/conferencejubilee/kafrusskiazika/Golovina.doc.
43. Гордин, Я. Вступительная статья Текст . / Я. Гордин // Бродский и мир. Метафизика. Античность. Современность. СПб.: АОЗТ "Журнал "Звезда", 2000.-С. 5-7.
44. Губенко, Е.В. Лексико-семантические поля цвета и света в лирике Б.А. Пастернака Текст .: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1999. -22 с.
45. Гудков, Д., Захаренко, И., Красных, В. Русское языковое сознание и межкультурная компетенция. Теория и практика русистики в мировом контексте Текст. / Д.Гудков, И.Захаренко, В.Красных- М.: Языки славянской культуры, 1997. 214 с.
46. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию Текст. / В. Гумбольдт. -М.: Прогресс, 1984. 349 с.
47. Даниленко, В.П. Языковая картина мира в концепции JL Вайсгербера Электронный ресурс . / В.П. Даниленко //http://www.islu.irk.ru/danilenko/a rticles/vaiskart.htm.
48. Дейк, Т.А. ван. Контекст и познание: Фреймы значений и понимание речевых актов Текст . / Т.А. ван Дейк // Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. - С. 12 - 40.
49. Демьянков, В.З. Когнитивизм, когниция, язык и лингвистическая теория Текст . / В.З. Демьянков // Язык и структуры представления знаний. М.: РАН, 1992.-С. 39-77.
50. Дивина, Е.А. Синтагматика семантического поля цвета в русском языке Текст .: Автореф. дис. канд. филол. наук. Краснодар, 1996. - 19 с.
51. Жаркынбекова, Ш.К. Ассоциативные признаки цветообозначений и языковое сознание Текст . / Ш.К. Жаркынбекова // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2003 № 1. - С. 109 -116.
52. Карасик, В.И. Речевое поведение и типы языковых личностей Текст. /
53. B.И. Карасик // Массовая культура на рубеже XX XXI веков: Человек и его дискурс. Сборник научных трудов / Под ред. Ю.А. Сорокина, М.Р. Желтухиной. ИЯ РАН. - М.: "Азбуковник", 2003. - С. 24 - 44.
54. Караулов, Ю.Н. Предисловие. Русская языковая личность и задачи её изучения Текст. / Ю.Н. Караулов // Язык и личность. М.: Наука, 1989.1. C. 3-8.
55. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность Текст. / Ю.Н. Караулов. М.: Едиториал УРСС, 2003. - 264 с.
56. Караулов, Ю.Н. Структура лексико-семантического поля Текст. / Ю.Н. Караулов // Филологические науки, 1972. № 1. - С. 57 - 68.
57. Карташова, Ю.А. Функционально-семантическое цвето-семантическое поле в лирике Игоря Северянина Текст.: Дис. . канд. филол. наук. -Бийск, 2004. 167 с.
58. Кацнельсон, С.Д. Содержание слова, значение и обозначение Текст. / С. Д. Кацнельсон. M.-JL: Наука. Ленингр. отд-ние, 1965. -110 с.
59. Кибрик, A.A. Анализ дискурса в когнитивной перспективе Текст.: Автореф. дис. докт. филол. наук. М, 2003. - 90 с.
60. Кибрик, A.A., Плунгян, В.А. Функционализм Текст . / A.A. Кибрик, В.А. Плунгян // Современная американская лингвистика: Фундаментальные направления / Под ред. A.A. Кибрика, И.М. Кобозевой и И.А. Секериной. М.: Едиториал УРСС, 2002. - С. 276 - 339.
61. Кибрик, А.Е. Константы и переменные языка Текст . / А.Е. Кибрик. -Спб.: Алетейя, 2003. 720 с.
62. Кифер, Ф. О роли прагматики в лингвистическом описании Текст. / Ф. Кифер // Новое в зарубежной лингвистике. М.,1985. - Вып. 16. - С. 333-348.
63. Кобозева, И.М. Лингвистическая семантика Текст. / И.М. Кобозева. -М.: Эдиториал УРСС, 2000. 352 с.
64. Ковалёва, И. 'Треки" у Бродского: от Симонида до Кавафиса Текст . / И. Ковалёва // Бродский и мир. Метафизика. Античность. Современность. -СПб.: АОЗТ "Журнал "Звезда", 2000. С. 139 -150.
65. Ковалёва, И. Античность в поэтике Иосифа Бродского Текст . / И. Ковалёва // Мир Иосифа Бродского. Путеводитель. Сборник статей. -СПб.: Издательство журнала "Звезда", 2003. С. 170 - 206.
66. Кодухов, В.И. Общее языкознание Текст . / В.И. Кодухов. М.: "Высш. школа", 1974.-303 с.
67. Колобаева, Л.А. Связь времён: Иосиф Бродский и Серебряный век русской литературы Текст. / Л.А. Колобаева // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2002 № 6. - С. 20 - 39.
68. Колшанский, Г.В. Контекстная семантика Текст . / Г.В. Колшанский. -М.: Наука, 1980. -149 с.
69. Колшанский, Г.В. Объективная картина мира в познании и языке Текст . / Г.В. Колшанский. -М.: Наука, 1990. -108 с.
70. Комлев, Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова Текст. / Н.Г. Комлев. М.: Изд - во МГУ, 1969. -192 с.
71. Красных, В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций Текст . / В.В. Красных. М.: ИТДГК "Гнозис", 2001. - 270 с.
72. Краснянский, В.В. Об опыте словаря сложных эпитетов Текст. / В.В. Краснянский // Русистика сегодня. -1996. № 4. - С. 96 -112.
73. Крысин, Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка Текст . / Л.П. Крысин. М.: Наука, 1989. -188 с.
74. Крысин, Л.П. Что изучает лексическая семантика? Текст . / Л.П. Крысин // Русский язык в школе. 2001. - № 3. - С. 32 - 39.
75. Кубрякова, Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа) Текст . / Е.С. Кубрякова // Язык и наука конца 20 века: Сб. статей. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1995. -С. 144 - 238.
76. Кубрякова, Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика психология - когнитивная наука // Вопросы языкознания. -1994.-№4.-С. 34-47.
77. Кубрякова, Е.С. Размышления о судьбах когнитивной лингвистики на рубеже веков Текст. / Е.С. Кубрякова // Вопросы филологии. 2001. -№1(7).-С. 28-34.
78. Кубрякова, Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира Текст . / Е.С. Кубрякова. М.: Языки славянской культуры, 2004. - 560 с.
79. Кузнецов, A.M. Поле Текст. / А.М.Кузнецов // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 380 - 381.
80. Кузнецов, С. Распадающаяся амальгама (О поэтике Бродского) Текст . / С. Кузнецов // Вопросы литературы. -1997. № 3. - С. 24 - 49.
81. Кузнецова, A.B. О концептуальной основе лирического универсума Текст. / A.B.Кузнецова // Концептуальные проблемы литературы: художественная когнитивность: Материалы Международной научной конференции. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2006. - С. 96 -102.
82. Кузьмина, H.A. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка Текст. / H.A.Кузьмина Екатеринбург - Омск, 1999.-268 с.
83. Куликова, И.С. Две цветовые картины мира Текст . / И.С. Куликова // Русская речь. -1971. № 3. - С. 10 -17.
84. Кульпина, В.Г. Лингвистика цвета: Термины цвета в польском и русском языках Текст . / В.Г. Кульпина. М.: Московский Лицей, 2001. - 470 с.
85. Курицын, В. Русский литературный постмодернизм Текст . / В. Курицын. -М.:ОГИ, 2001.-288 с.
86. Лайонз, Дж. Введение в теоретическую лингвистику Текст . / Дж. Лайонз. -М.: Прогресс, 1978. 543 с.
87. Лайонз, Дж. Лингвистическая семантика Текст. / Дж.Лайонз. М.: Языки славянской культуры, 2003. - 400 с.
88. Лакербай, Д. Ахматова Бродский: проблема преемственности Текст . / Д. Лакербай // Бродский и мир. Метафизика. Античность. Современность. - СПб.: АОЗТ "Журнал "Звезда", 2000. - С. 172 -184.
89. Лакофф, Дж. Мышление в зеркале классификаторов Текст . / Дж. Лакофф // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII: Когнитивные аспекты языка. М.: Прогресс, 1988. - С. 12 - 51.
90. Лакофф, Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении Текст . / Дж. Лакофф. М.: Языки славянской культуры, 2004. - 792 с.
91. Леонтьев, А.Н. Психология образа Текст. / А.Н. Леонтьев // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - М., 1979. - № 2. - С. 3 -13.
92. Леонтьев, A.A. Очерк психологии личности Текст . / A.A. Леонтьев М.: Смысл, 1993.-213 с.
93. Логический анализ языка. Ментальные действия Текст. М.: Наука,1993.-176 с.
94. Логический анализ языка. Язык речевых действий Текст . М.: Наука,1994.-188 с.
95. Лосев, А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство Текст . / А.Ф. Лосев. М.: Искусство, 1995. - 319 с.
96. Лосев, Л. О любви Ахматовой к "Народу" Текст . / Л. Лосев // Мир Иосифа Бродского. Путеводитель. Сборник статей. СПб.: Издательство журнала "Звезда", 2003. - С. 325 - 344.
97. Лотман, Ю.М. Между вещью и пустотой (Из наблюдений над поэтикой сборника Иосифа Бродского "Урания") (совместно с М.Ю. Лотманом) Текст . / Ю.М. Лотман // О поэтах и поэзии. С.-Петербург: "Искусство -СПб", 1996.-848 с.
98. Лурия, А.Р. Язык и сознание Текст . / А.Р. Лурия. М.: Наука, 1979. -311с.
99. Лычкина, Ю.С. Фразео-семантическое поле "Характер человека" в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон" Текст . : Дис. канд. филол. наук. -Ростов-на-Дону, 2005. -188 с.
100. Макеенко, И.В. Семантика цвета в разноструктурных языках (универсальное и национальное) Текст . : Автореф. дис. . канд. филол. наук. Саратов, 1999. - 20 с.
101. Маковский, М.М. Язык миф - культура: Символы жизни и жизнь символов Текст . / М.М. Маковский. - М.: Русские словари, 1996. - 330 с.
102. Меньчева, С.И. Цветообозначение в произведениях Е.И.Замятина: семантика, грамматика, функция Текст.: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Тамбов, 2004. - 24 с.
103. Мерзук, Я. Устойчивые сочетания, включающие цветообозначения, в современном русском языке Текст .: Автореф. дис. канд. филол. наук. -Воронеж, 1997. 18 с.
104. Милевская, Т.В. Грамматика дискурса Текст. / Т.В.Милевская. -Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2003. 312 с.
105. Миннарт, М. Свет и цвет в природе Текст . / М. Миннарт. М.: Наука, 1969.-360 с.
106. Михайлова, Т.А. Понятие "цвета" как лексико-семантического квалификатора Текст. / Т.А. Михайлова // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2003. - № 5. - С. 43 - 53.
107. ИЗ. Нива,Ж. Путь к Риму. "Римские элегии"Иосифа Бродского Текст. / Ж. Нива // Бродский и мир. Метафизика. Античность. Современность. -СПб.: АОЗТ "Журнал "Звезда", 2000. С. 88 - 93.
108. Никитин,МБ. Курс лингвистической семантики Текст. / М.В. Никитин. СПб.: Научный центр проблем диалога, 1996. - 760 с.
109. Никитин, М.В. Лексическое значение в слове и словосочетании Текст . / М.В. Никитин. Владимир, 1974. - 222с.
110. Никитин, М.В. Основы лингвистической теории значения Текст. / М.В. Никитин. М.: Высш. шк., 1988. - 168 с.
111. Николаева, Т.М. Краткий словарь терминов лингвистики текста Текст. / Т.М. Николаева // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1978. - Вып. 8. - С. 467-472.
112. Новиков, JI.A. Семантика русского языка Текст . / JI.A. Новиков. М.: Высш. шк., 1982 - 272 с.
113. Новиков, JI.A. Семантическое поле Текст. / Л.А. Новиков // Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997.-С. 458-459.
114. Носовец,С.Г. Цветовая картина мира В.Набокова в когнитивно-прагматическом аспекте (цикл рассказов "Весна в Фиальте") Текст. : Дис. канд. филол. наук. Омск, 2002. - 249 с.
115. Олдер, Г., Хэзер, Б. Системы представления и субмодальности Электронный ресурс. / Г. Олдер, Б. Хэзер // http://www.lib.ru/NLP/fQlp.txtContents.
116. Павлович, Н.В. Язык образов: Парадигмы образов в русском поэтическом языке Текст . / Н.В. Павлович. -М.: Захаров, 1995. 491 с.
117. Падучева, Е.В. Феномен Анны Вежбицкой Текст . / Е.В. Падучева // Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996. -С.5-32.
118. Парандовский,Я. Алхимия слова. Петрарка. Король жизни Текст. / Я. Парандовский. М.: Правда, 1990. - 656 с.
119. Парчевская, И. Поэт и Время Текст . / И. Парчевская // Бродский и мир. Метафизика. Античность. Современность. СПб.: АОЗТ "Журнал "Звезда", 2000. - С. 203 - 210.
120. Петров, В.В. От философии языка к философии сознания (Новые тенденции и их истоки) Текст. / В.В.Петров // Философия, логика, язык. М.: Прогресс, 1987. - С. 3-17.
121. Петров, В.В., Герасимов, В.И. На пути к когнитивной модели языка Текст. / В.В.Петров, В.И.Герасимов // Новое в зарубежной лингвистике. -М.: Прогресс, 1988. Вып. 23. - С. 5-11.
122. Петрушанская, Е. "Музыка среды" в зеркале поэзии Текст. / Е. Петрушанская // Мир Иосифа Бродского. Путеводитель. Сборник статей. СПб.: Издательство журнала "Звезда", 2003. - С. 89 -118.
123. Петрушанская, Е.М. Музыкальный мир Иосифа Бродского Текст. / Е.М. Петрушанская. СПб.: Издательство журнала "Звезда", 2004. - 352 с.
124. Покровская, Е.А. Русский синтаксис в XX веке: лингвокультурологический анализ Текст . / Е.А. Покровская. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2000. - 436 с.
125. Полухина, В. Иосиф Бродский. Большая книга интервью Текст. / В. Полухина. М.: Захаров, 2000. - 702 с.
126. Полухина, В. Поэтический автопортрет Бродского Текст. / В. Полухина // Звезда. -1992. № 5-6. - С. 186 -192.
127. Попова, З.Д., Стернин, И.А. Очерки по когнитивной лингвистике Текст . / З.Д. Попова, И.А. Стернин. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 2002.-188 с.
128. Постовалова, В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека Текст . / В.И. Постовалова // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. - С. 8 - 69.
129. Прохорова, Э. "Политический текст" Иосифа Бродского Текст. / Э. Прохорова // Бродский и мир. Метафизика. Античность. Современность. СПб.: АОЗТ "Журнал "Звезда", 2000. - С. 94 -105.
130. Разумовская, А. Статуя в художественном мире И. Бродского Текст . / А. Разумовская // Бродский и мир. Метафизика. Античность. Современность. СПб.: АОЗТ "Журнал "Звезда", 2000. - С. 228 - 243.
131. Рапопорт, H.B. Лингвокультурологический концепт "французская национальная личность" (на материале афористики) Текст .: Автореф. дисканд. филол. наук. Уфа, 1999. - 24 с.
132. Рахилина, Б.В. Когнитивный анализ предметных имён: семантика и сочетаемость Текст . / Е.В. Рахилина М.: Русские словари, 2000. - 416 с.
133. Руднев, В.В. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997. - 384 с.
134. Секерина, И.А. Психолингвистика Текст . / И.А. Секерина // Современная американская лингвистика: Фундаментальные направления / Под ред. A.A. Кибрика, И.М. Кобозевой и И.А. Секериной. М.: Едиториал УРСС, 2002. - С. 231 - 260.
135. Семёнова,Е. Ещё о Пушкине и Бродском Текст. / Е.Семёнова // Бродский и мир. Метафизика. Античность. Современность. СПб.: АОЗТ "Журнал "Звезда", 2000. - С. 131 -138.
136. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культорологии Текст . /
137. Сепир. -М.: Прогресс; Универс, 1993. 656 с.
138. Серебренников, Б.А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. Текст . / Б.А. Серебренников. М.: Наука, 1988. - 242 с.
139. Служевская, И. Поздний Бродский: путешествие в кругу идей Текст . / И. Служевская // Бродский и мир. Метафизика. Античность. Современность. СПб.: АОЗТ "Журнал "Звезда", 2000. - С. 9 - 35.
140. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. В 2.ч.4. 1 Текст. / Под ред. Е.И. Дибровой. М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 544 с.
141. Соломоник, А. Семиотика и лингвистика Текст . / А. Соломоник. М.: "Молодая гвардия", 1995. - 352 с.
142. Соссюр, Ф. де. Курс общей лингвистики Текст . / Ф. де. Соссюр. М.: Издательство "Логос", 1998. - 296 с.
143. Степанов, Ю.С. В поисках прагматики (Проблема субъекта) Текст . / Ю.С. Степанов // Изв. АН СССР. Сер. Лит. и яз. Т.4. 1981. - №4. -С. 39 - 45.
144. Степанов, Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 2-е, испр. и доп. Текст. / Ю.С.Степанов. М.:Академический Проект, 2001. -990 с.
145. Степанов, Ю.С. Язык и метод. К современной философии языка Текст . / Ю.С. Степанов. М.: "Языки русской культуры", 1998. - 784 с.
146. Степанов,Ю.С. Семантика Текст. / Ю.С.Степанов // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 438 - 440.
147. Суслова, Н. Борис Слуцкий и Иосиф Бродский Текст . / Н.Суслова // Бродский и мир. Метафизика. Античность. Современность. СПб.: АОЗТ "Журнал "Звезда", 2000. - С. 190 - 202.
148. Сусов, И.П. Формальный vs. функциональный подходы к языку Текст . / И.П. Сусов // Лингвистический вестник. Ижевск, 2000. - Вып. 2.-С. 3-15.
149. Телия, В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц Текст . / В.Н. Телия. М.: Наука, 1986. - 143 с.
150. Телия, В.Н. Коннотация Текст. / В.Н.Телия // Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. -С. 193-194.
151. Телия, В.Н. Метафоризация и её роль в создании языковой картины мира Текст . / В.Н. Телия // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. - С. 173 - 204.
152. Телия, В.Н. Механизмы экспрессивной окраски языковых единиц Текст. / В.Н.Телия // Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. М.: Наука, 1991. - С. 36 - 66.
153. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация Текст. / С.Г. Тер-Минасова. М.: Аграф, 2000. - 178 с.
154. Тобурокова, В.М. К вопросу о специфике цветообозначений в профессиональной речи Текст . / В.М. Тобурокова // И.А. Бодуэн дег
155. Уорф, Б. Наука и языкознание Текст. / Б. Уорф // Новое в лингвистике. Вып. 1. M.: "Прогресс", 1960. - С. 153 - 211.
156. Уланов, А. Язык как судьба Текст . / А. Уланов // Бродский и мир. Метафизика. Античность. Современность. СПб.: АОЗТ "Журнал "Звезда", 2000. - С. 269 - 275.
157. Урысон, Е.В. Проблемы исследования языковой картины мира: Аналогия в семантике Текст . / Е.В. Урысон. М.: Языки славянской культуры, 2003. - 224 с.
158. Уфимцева, A.A. Лексическое значение (Принцип семиологического описания лексики) Текст . / A.A. Уфимцева. М.: Наука, 1986. - 240 с.
159. Уфимцева, A.A. Роль лексики в познании человеком действительности и формировании языковой картины мира Текст . / A.A. Уфимцева // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., 1988. - С. 108 -140.
160. Уфлянд, В. Традиция и новаторство в поэзии Бродского Текст. / В. Уфлянд//Звезда.-1997.-№ 1.-С. 155 — 158.
161. Филдс, К. "Памяти Клиффорда Брауна" (1994) ("Полный запредел": Бродский, джаз и ещё кое-что) Текст . / К. Филдс // Как работает стихотворение Бродского. Сборник статей. М.: Новое литературное обозрение, 2002. - С. 223 - 230.
162. Филлмор, Ч. Фреймы и семантика понимания Текст . / Ч. Филлмор // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII: Когнитивные аспекты языка. М.: Прогресс, 1988. - С. 52 - 92.
163. Фрумкина, P.M. Психолингвистика Текст . / P.M. Фрумкина // Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997.-С. 398-399.
164. Фрумкина, P.M. Цвет, смысл, сходство. Аспекты психолингвистического анализа Текст . / P.M. Фрумкина. М.: Наука, 1984.-176 с.
165. Хисамова, Г.Г., Яковлева, Е.А. Художественный текст: аспекты характеристики, приёмы и методы исследования Текст . / Г.Г. Хисамова, Е.А. Яковлева. Уфа: Изд-е Башкирок, ун-та, 1998. - 102 с.
166. Человеческий фактор в языке: Коммуникация, модальность, дейксис Текст . М.: Наука, 1992. - 281 с.
167. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи Текст . М.: Наука, 1991.-240 с.
168. Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности Текст .-М.: Наука, 1991. 214 с.
169. Ченки, А. Современные когнитивные подходы к семантике: сходства и различия в теориях и целях Текст . / А. Ченки // Вопросы языкознания. -1996.-№2.-С. 68-78.
170. Чесноков, П.В. О двух языковых картинах мира статической и динамической Текст. / П.В. Чесноков // Общественные науки. - 1989. -№5.-С. 63-69.
171. Шармер, C.B. Взаимодействие лексико-семантического поля цвета и света в лирике Бориса Пастернака Текст . : Дис. . канд. филол. наук. -М., 2005.-239 с.
172. Шевчук, О.П. Цветообозначения китайского языка, их особенности и национально-культурная специфика Текст.: Дис. .канд. филол. наук. -Уссурийск, 2005. -159 с.
173. Шелепова, Н.В. Когнитивный и семантический аспекты английских цветообозначений Текст. / Н.В.Шелепова // Вопросы когнитивной лингвистики. 2005. - № 2. - С. 72 - 76.
174. Шибкова, О.С. Копшолингвистическая концепция категории Качество Текст . : Автореф. дис. докт. филол. наук. Ставрополь, 2006. - 46 с.
175. Шмелёв, А.Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю Текст . / А.Д. Шмелёв. М.: Языки славянской культуры, 2002. - 224 с.
176. Штерн, JI. Бродский: Ося, Иосиф, Joseph Текст. / JL Штерн. М.: Издательство Независимая газета, 2001. - 272 с.
177. Щерба, JI.B. Языковая система и речевая деятельность Текст . / JI.B. Щерба. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1974. - 428 с.
178. Щур, Г.С. Теории поля в лингвистике Текст . / Г.С. Щур. Л., Наука, 1974.-255 с.
179. Юхт, В. Свидание с памятником Текст. / В.Юхт // Мир Иосифа Бродского. Путеводитель. Сборник статей. СПб.: Издательство журнала "Звезда", 2003. - С. 285 - 313.
180. Якобсон, Р. Поэзия грамматики и грамматика поэзии Текст. / Р.Якобсон // Семиотика: Антология / Сост. Ю.С. Степанов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С. 525 -548.
181. Яковлева, Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия) Текст. / Е.С.Яковлева. М.: Гнозис, 1994. - 344 с.
182. Lakoff, R.T. Persuasive Discourse and Ordinary Conversation, with Examples from Advertising Text. / R.T. Lakoff // Analyzing Discourse: Text and Talk / D. Tannen (ed.). Washington, 1982. - P. 25-42.
183. Searl, J.R. Speech Acts Text. / J.R. Searl. Cambridge, 1969. - 203 p.
184. Wierzbicka, A. Cross-cultural Pragmatics: The Semantics of Human Interaction Text. / A. Wierzbicka. Berlin, New York: Mouton de Gruyter, 1991.-502 p.
185. Wierzbicka, A. Semantics: Primes and Universale Text. / A. Wierzbicka. -Oxford; New York: Oxford University Press, 1996.-500 p.1. СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
186. Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов / Пер. с нем. Г-Гаева. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. - 512 с.
187. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: "Норинт", 1998. - 1536 с.
188. Керлог Х.Э. Словарь символов. М.: "REFL - book ", 1994. - 608 с.
189. Кожевников А.Ю. Большой синонимический словарь русского языка. Речевые эквиваленты: практический справочник. В 2-х тт. СПб.: Издательский Дом "Нева", 2003.
190. Краткий словарь когнитивных терминов. Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина / Под общей ред. Е.С. Кубряковой. Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1996. - 248 с.
191. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. -М.: Сов. Энциклопедия, 1990. 685 с.
192. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70.000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1989. - 924 с.
193. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. - 703 с.
194. Ю.Словарь русского языка: В 4-х тт. / РАН, Ин-т лингвистических исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1999.
195. И.Словарь синонимов русского языка. В 2-х тт. / ИЛИ РАН; Под ред. А.П. Евгеньевой. М.: ООО "Издательство Астрель", 2001.
196. Турскова Т.А. Новый справочник символов и знаков. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.-800 с.
197. Частотный словарь русского языка. Около 40.000 слов / Под ред. Л.Н. Засориной. М.: "Русский язык", 1977. - 936 с.
198. Шаймиев В.А. Краткий словарь-справочник новых лингвистических терминов в цитатах. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. -234 с.
199. Энциклопедический словарь символов / Авт.-сост. Н.А. Истомина. -М.: ООО "Издательство ACT", 2003. -1056 с.
200. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Сост. В. Андреева и др. М.: Локид-Миф, 2000. - 576 с.17.0ALD Oxford Advanced Learner's Dictionary. - Oxford: Oxford University Press, 1999. -1428 p.1. ИСТОЧНИКИ
201. Бродский И.А. Сочинения Иосифа Бродского в семи томах / Сост. Г.Ф. Комаров. СПб.: Пушкинский фонд, 1998. - 2001.
202. Бродский И.А. Сочинения Иосифа Бродского. Т. 1. СПб.: Пушкинский фонд, 1998. - 301 с.
203. Бродский И.А. Сочинения Иосифа Бродского. Т. 2. СПб.: Пушкинский фонд, 1998. - 434 с.
204. Бродский И.А. Сочинения Иосифа Бродского. Т. 3. СПб.: Пушкинский фонд, 1998. - 309 с.
205. Бродский И.А. Сочинения Иосифа Бродского. Т. 4. СПб.: Пушкинский фонд, 1998. - 430 с.
206. Бродский И.А. Сочинения Иосифа Бродского / Сост. В.А. Куллэ. Т. 5. -СПб.: Пушкинский фонд, 1999. 375 с.
207. Бродский И.А. Сочинения Иосифа Бродского. Т. 6. СПб.: Пушкинский фонд, 1999. - 427 с.
208. Бродский И.А. Сочинения Иосифа Бродского / Сост. В.П. Голышев. Т. 7. СПб.: Пушкинский фонд, 2001. - 341 с.
209. Бродский И. Новые стансы к Августе. СПб.: Пушкинский фонд, 2000. -144 с.
210. Ю.Бродский И. Часть речи. СПб.: Пушкинский фонд, 2000. -128 с. И.Бродский И. Урания. - СПб.: Пушкинский фонд, 2001. - 208 с. 12.Бродский И. Поклониться тени: Эссе. - СПб.: Азбука-классика. 2006. -256 с.
211. Цветовой спектр в творчестве Иосифа Бродскогона з в а н ие Цв е т абелыйчерныйсерыйсиниижелтыйзеленыйкрасныйкоричневым100 150частотность употребления200250
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.