Ценностные аспекты соборного сознания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Сахатский, Алексей Геннадьевич

  • Сахатский, Алексей Геннадьевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Уссурийск
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 203
Сахатский, Алексей Геннадьевич. Ценностные аспекты соборного сознания: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Уссурийск. 2001. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Сахатский, Алексей Геннадьевич

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СОБОРНОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО ЦЕННОСТИ

§ 1. Соборная аксиология: возможность и действительность

§2. Соборное сознание и его ценности как явление древнерусской религиозно-философской мысли

§3.Критика теории ценностей в западноевропейской философии

§4. Методологические особенности историко-философской интерпретации ценностей соборного сознания

ГЛАВА П. СОБОРНАЯ АКСИОЛОГИЯ КАК ЯВЛЕНИЕ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ XIX - XX ВВ. В КОНТЕКСТЕ

ФИЛОСОФСКИХ МЕТОДОВ

§ 1 .Ценностные аспекты соборного сознания в феноменологическом методе

§2.Ценностные аспекты соборного сознания в трансцендентальном методе

§3.Ценностные аспекты соборного сознания в диалектическом методе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ценностные аспекты соборного сознания»

Актуальность темы и постановка проблемы.

Современный философский процесс в России характеризует проявление особого интереса к отечественному философскому наследию и теории ценностей. В отечественной философии большая часть наследия принадлежит мыслителям религиозно-философского направления. Но исследования последних лет показали проблематичность характеристики отечественной философии только как религиозно направленной, так как внутри этого явления истории философии существовали различные направления, нередко полемизировавшие друг с другом, что дает повод для их выделения, описания и классификации. Однако, в этом случае процесс идентификации отечественной философии остается открытым в силу сложности вопроса о ее общих основаниях. Очевидно, что эти основания должны присутствовать в культуре, в рамках которой возникла и существовала эта философия. Отечественная культура в ее исторической ретроспективе определяема влиянием православия. Что стоит за этим влиянием? Должно быть какое-то общее основание, которое бы нашло свое выражение как в православии, так и в философской традиции, определяемой культурным влиянием православия. В связи с тем, что между религией и философией лежит четко прослеживаемая граница, идентификация культуры, может быть осуществлена в «пограничных» областях, проявляющих нечто общее между религией и философией. Общим в данном случае выступает соборное сознание, возникшее в рамках религии, но интерпретированное также русской религиозной философией. Соборное сознание сохраняет различие между своим религиозным и религиозно-философским бытованием. Общими в них могут быть только ценностные основания, точнее, их смысловое содержание, выражаемое религиозной и философской формами. Религиозные ценности существуют как святыни, философское же выражение ценностей предполагает определение природы ценностей и их содержательное наполнение, адекватно представляемые только в рамках историко-философского подхода, опирающегося на анализ ценностной интерпретации соборного сознания в контексте философских методов. В то же время, содержательное определение ценностей соборного сознания ставит вопрос о том, едино ли это содержание для различных направлений и школ русской религиозной философии, или нет. Определение содержания ценностей соборного сознания в русской религиозной философии с помощью классической ценностной триады Истины, Добра и Красоты не может быть признано адекватным историко-философскому материалу. Какие ценности, в этом случае, присущи соборному сознанию, и какое они нашли выражение в отечественной философской традиции? Ответить на данный вопрос, - значит, определить то направление, в русле которого возможна идентификация этой традиции, так как ценности задают то тематическое и смысловое содержание, к выражению которого стремится та или иная философская традиция. В представленной работе осуществляется попытка через доказательство единства аксиологической проблематики и общности содержательной интерпретации ценностей в русской религиозной философии описать те основания, которые бы позволили идентифицировать отечественную философскую мысль. В этих целях анализ аксиологического содержания русской религиозной философии представлен в контексте описания особенностей использования ею возможностей философских методов (описательно-феноменологического, трансцендентального и диалектического) для адекватного выражения ценностных аспектов соборного сознания. Это позволяет выделить собственно философскую составляющую поставленной проблемы, представив религиозную сферу как ее своеобразный фон, связанный с философией общим содержанием культуры.

Актуальность исследования ценностных аспектов соборного сознания заключается в том, что для современной культуры большую важность приобретает вопрос выбора между ценностным и внеценностным способом своего существования. Внеценностный подход отрицает значимость ценностей как содержательных элементов культуры и обусловлен критикой субъект-объектной парадигмы западноевропейской философии, определяющей сферу ценностей как сферу сознания, т.е. считающей природу ценностей трансцендентальной. Анализ ценностных аспектов соборного сознания дает возможность сделать вывод о том, что природа ценностей носит одновременный трансцендентный и трансцендентальный характер. Это позволяет воспринимать ценности не как данности человеческого сознания, что неминуемо приводит к стремлению обладания ими, но и как то, что имеет источник в чем-то высшем, соотносящимся с сознанием, но не сводимым только к нему. Последнее положение предполагает отношение к ценностям как дару (на религиозном языке - святыне), данному человеку для осуществления своей смысложизненной позиции, что позволяет качественно определить тип отечественной культуры как имеющий неразрывную связь с православным миропониманием и содержательно наполнить в нашем случае аксиологическую функцию культуры.

Степень разработанности темы.

Комплексность поставленных проблем в настоящее время не имеет достаточного освещения в современной философской литературе, так как исследователи занимались, в основном, либо собственно аксиологической проблематикой, либо историко-философским исследованием явления соборности в русской религиозной философии.

В последние годы вышло значительное количество работ, посвященных аксиологии. Среди них выделяются работы Л.Н. Столовича, Г.П. Выжлецова, В.В. Гречаного, М.С. Кагана, В.Г. Лукьянова. Исследование Л.Н. Столовича «Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии» характеризует процесс истории ценностных учений в рамках субъект-объектной парадигмы западноевропейской философии, завершением которой стала установка на трансцендентизм неокантианцев, предлагавшая мыслить ценности как особый мир, не относящийся ни к объекту, ни к субъекту, а соединение ценностей с действительностью считать благом. Понятие сферы ценностей как особого мира приводит к рационалистической номинации религиозных ценностей, что приводит их к низведению на уровень значимости для субъекта, принадлежности к сфере субъекта, где они становятся благом, но не святыней, ценности здесь рассматриваются в перспективе их обладания субъектом, а не признания их в качестве дара.

Работы В.В. Гречаного «Категория ценности (философский и лингво-семантический анализ)» и Г.П. Выжлецова «Аксиология культуры» посвящены категориальному анализу ценностей. В.В. Гречаный, задавшись вопросом о том, чем является ценность - средством для достижения чего-то иного или тем, «что представляет собой самоценность или самодостаточную ценность (внутренняя, неотъемлемая ценность)» (31, 58), так же остается в рамках субъект-объектной парадигмы при определении природы ценностей. Причиной этому является антропоцентризм, который при всех своих апелляциях к понятиям долга и ответственности мыслит ценности как собственность человеческого субъекта: «. субъект, человеческая жизнь (жизнь человечества и человека) - непосредственно первичная и высшая ценность в бытии всего сущего. Человек (человечество) составляет центр ценностных отношений мира. Все остальное имеет лишь релятивную, сопоставительно с человеческой жизнью, ценность» (31, 142). Но стоит только определить бытие человека в хайдеггеровском смысле как бытие к смерти, так сразу же ценности, существующие «для человека», теряют свой смысл, более того, ценности оказываются вообще не необходимыми для человека. Г.П. Выжлецов, в свою очередь, осуществляет попытку определения ценностей как реализации межсубъектных отношений в противоположность определению ценностей как результата субъект-объектного отношения.

Данная позиция позволяет избежать как субъективно-релятивистских, так и объективно-абсолютистских концепций ценностей. Носителем ценности в этом случае выступает объект-посредник отношений между субъектами, а ценностью является единство «. значимого и должного, средства и цели, сущего и идеала» (18, 58). Однако, такое ограничение сферы ценностей антропологической проблематикой, оставляет незавершенным вопрос о том, является ли само единство ценностью, т.е. данная позиция не предполагает учета онтологической иерахичности мира, ведущего к утверждению трансцендентности ценностей.

Книга М.С. Кагана «Философская теория ценности» предлагает рассматривать сферу ценностей как аксиосферу культуры. Деятельностный подход к анализу аксиосферы культуры осуществляется М.С. Каганом в рамках как межсубъектной, так и субъект-объектной парадигмы. Ценности здесь реализуются в результате диалогичности как основной характеристики социокультурной среды. В аксиосфере культуры не абсолютизируются как трансцендентная, так и имманетная составляющие природы ценностей. Однако, антропоцентризм М.С. Кагана трансцендентное понимает только в рамках человеческого бытия, что определяет акосмизм этого автора, отрицание им правомерности религиозно-философской трактовки природы ценностей, что приводит к отрицанию той ценностной проблематики, которая была присуща русской религиозной философии на протяжении более чем ста лет.

Монография В.Г. Лукьянова «Эстетическая ценность в контексте русской религиозной философии» явилась первой в нашей философской литературе попыткой систематизированного исследования ценностной проблематики русской религиозной философии. Однако, социокультурный подход этого автора к природе ценностей неадекватен историко-философскому материалу. Оставаясь в традиции социокультурного подхода, В.Г. Лукьянов содержательное наполнение аксиологии русской религиозной философии определяет не в соответствии с ее культурными истоками, считая основными ценностями русской религиозной философии традиционные для западноевропейской аксиологической традиции Истину, Добро и Красоту.

Своеобразной вехой в современных исследованиях культурных истоков русской религиозной философии явилась работа JI.E. Шапошникова «Философия соборности. Очерки русского самосознания». Она впервые представила религиозно-философскую интерпретацию соборного сознания на базе многообразия историко-философского материала. Однако, выполненная в жанре философских портретов, она не дает систематизированного изложения понятия соборного сознания в силу индивидуальных различий творчества представителей русской религиозной философии. Объединяющим началом их творчества, считает JI.E. Шапошников, является сама тема соборности. В представленной нами диссертации осуществлена попытка поиска более глубокого объединительного начала анализа соборности в отечественной философской мысли, - начала аксиологического.

Обоснование правомерности аксиологического подхода к анализу соборного сознания уже было осуществлено в работе В.И. Холодного «Идея соборности и славянофильство. Проблема соборной феноменологии». В ней автор осуществляет попытку анализа соборного сознания через призму аксиологии. Первая часть работы представляет собой феноменологическое описание ценностей соборного сознания, вторая - анализ творчества A.C. Хомякова и И.В. Киреевского. Феноменология соборного сознания представлена автором в отрыве от взаимосвязи историко-культурного и историко-философского материала. Источником природы ценностей В.И. Холодный считает некий мировой Дух, понимаемый им в русле гегелевского пантеизма. Причиной этого утверждения является стремление автора представить творчество A.C. Хомякова как апологию «секулярной» соборности. Характеризуя соборность как воспроизводство архетипических ценностей, В.И.

Холодный в пантеистическом ключе насчитывает более сорока ценностей соборного сознания, этот список можно было бы продолжить и дальше, т.к. пантеизм не знает границы между трансцендентным, трансцендентальным и имманентным.

Таким образом, систематизация ценностного подхода к соборному сознанию на основе адекватного привлечения историко-философского материала в его взаимосвязи с историко-культурным материалом, обусловленным особенностями православного миропонимания, в нашей работе дается впервые. Данная позиция позволяет по-новому увидеть содержательную роль ценностей соборного сознания в определении своеобразия истоков отечественной культуры и его выражения в русской религиозной философии.

Предмет исследования. Предметом исследования является аксиология соборного сознания с точки зрения природы ценностей и их содержательного наполнения в системе русской религиозной философии.

Цель и задачи исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении сущности культурно-ценностного влияния православного миропонимания на аксиологию русской религиозной философии, определении основы содержательно-смыслового наполнения ценностей соборного сознания, осмыслении природы этих ценностей в контексте описательно-феноменологического, трансцендентального и диалектического методов.

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Определить историко-философские и теоретико-философские основания для определения различия между ценностями, присущими русской религиозной философии и ценностями других философских концепций.

2. Проанализировать историко-культурную и философскометодологическую основу ценностной интерпретации соборного сознания.

3. Рассмотреть особенности выражения ценностных аспектов соборного сознания в рамках соответствующих философских методов.

4. Раскрыть смысловое содержание ценностных аспектов соборного сознания в зависимости от их природы.

5. Осуществить системный подход к историко-философскому материалу в целях реконструкции ценностных оснований русской религиозной философии.

6. Показать, что единая аксиологическая проблематика присуща различным философским направлениям отечественной философской мысли на основе общей содержательной характеристики ценностей, берущей свое начало в православном миропонимании.

7. Сформулировать аксиологическое содержание духовных оснований отечественной культуры.

Методологическая основа исследования.

Общими основаниями исследования являются методы историко-философской реконструкции и содержательно-смысловой интерпретации ценностной тематики русской религиозной философии через призму классических философских методов - описательно-феноменологического, трансцендентального и диалектического. Метод историко-философской реконструкции позволяет через интерпретацию природы ценностей выявить основания идентификации отечественной культуры, его синтетичность связывает религиозную (в нашем случае - православную) и собственно философскую составляющие этой культуры. Аналитические и синтетические операции над историко-философским материалом (редукция, реконструкция и интерпретация) способствуют в диссертации выявлению общего содержания ценностных аспектов соборного сознания у представителей различных философских направлений и школ. Все это в целом дает возможность представить единство, дивергентность и кумулятивность историко-философского процесса как составную часть бытования отечественной культуры, обусловленной православным редукция, реконструкция и интерпретация) способствуют в диссертации выявлению общего содержания ценностных аспектов соборного сознания у представителей различных философских направлений и школ. Все это в целом дает возможность представить единство, дивергентность и кумулятивность историко-философского процесса как составную часть бытования отечественной культуры, обусловленной православным миропониманием, что, в конечном итоге, способствует формулированию ее аксиологического содержания.

Научная новизна.

1. Дается систематический анализ ценностной проблематики русской религиозной философии в соответствии с ее культурными истоками, находящимися в православном миропонимании и соборном сознании как его составной части.

2. Показано принципиальное отличие природы и содержания ценностей соборного сознания от оснований, на которых строится как сама теория ценностей в западноевропейской философии, так и ее критика.

3. Ценности соборного сознания интерпретируются в контексте описательно-феноменологического, трансцендентального и диалектического методов.

4. Формулируется аксиологическое содержание отечественной культуры, суть которого заключается в целостном восприятии ценностей Единства, Свободы и Любви как даруемых человеку смысложизненных оснований, достижение которых предполагает не обладание ценностями, а жертвенность, открывающая трансцендентность этих ценностей.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования позволяют понять способ функционирования ценностей в соборном сознании, способствуют определению особенностей ценностных оснований русской религиозной философии и отечественной культуры в целом. Полученные результаты имеют значение для философии и теории культуры, истории философии.

Материалы диссертации могут быть использованы в лекционных блоках курсов и спецкурсов по философии культуры, культурологии, истории философии, аксиологии, социологии, политологии и т.п.

Апробация работы. Основное содержание диссертации отражено в восьми статьях, в выступлениях на шести научно-практических конференциях:

1) Региональной научно-методической конференции «Проблемы славянской культуры и цивилизации» (г.Уссурийск, 13 мая 1999 г.);

2) Юбилейной научно-практической конференции, посвященной 90-летию педагогического образования Приморья и 45-летию Уссурийского государственного педагогического института (г.Уссурийск, 28-29 октября 1999 г.);

3) Международной научной конференции «Проблемы славянской культуры и цивилизации» (г.Уссурийск, 2000 г.);

4) Научной конференции «Философское образование на Дальнем Востоке: история, теория, практика» ( г.Владивосток, 21-23 июня 2000 г.);

5) Межвузовской научно-методической конференции «Гуманитарное образование в высшей школе: проблемы и перспективы» (г.Уссурийск, 16 февраля 2001 г.);

6) Международной научной конференции «Проблемы славянской культуры и цивилизации» (г.Уссурийск, 2001 г.).

Результаты работы были обсуждены на заседании кафедры философии и социологии Уссурийского государственного педагогического института.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Сахатский, Алексей Геннадьевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русская религиозная философия представляет собой целостное историко-философское явление. Целостность ее заключается не в единстве школ, направлений или тем, целостность ее состоит в единстве аксиологической проблематики, заключающейся в том, что ценности единства, свободы и любви существуют не как данности, а как заданности, осуществление которых требует духовных усилий, направленных на реализацию соборности с помощью жертвенности. Жертвенностью движет любовь, существующая только в свободе и ведущая к единству. Ценности соборного сознания ведут к трансформации, заключающейся не в каком-либо изменении, а в преображении социального бытия. Преображение предполагает характеристику жертвенной любви как Agape (151, 359 -375). Что это значит для социального бытия? Преодоление ограниченности корпоративного единства в социальной сфере онтологическим укоренением единства соборного. Начинается работа по такому преодолению с признания онтологической границы между Богом и миром, с понимания свободы и любви как дара, который не может быть принадлежностью субъекта, который существует для человека не столько в виде потребности, сколько в виде задания, выполнив которое, человек реализует свою человеческую сущность. Выполнение этого задания предполагает творческие духовные усилия человека, основанные на существовании ценностей в его сознании (трансцендентальной сфере) и направленные в сферу трансцендентную. Только в этом случае происходит встреча про-мысла и с-мысла человеческой жизни. Социальное творчество тогда не несет за собой негативных, разрушительных последствий. На языке русской религиозной философии суть этого творчества формулируется как претворение натуральной соборности в соборность благодатную. Философия в этом направлении движется в русле экклезиологических интуиций, основанных на образе Соборной Церкви, данном как в символе веры, так и во всей православной культуре.

В узко философском смысле данный подход к аксиологии преодолевает подход, свойственный западноевропейской философской традиции, согласно которому мир ценностей является миром субъекта и субъективности. Мир субъекта и субъективности - это мир культуры, в которой оестествляется искусственное и делается искусственным естественное, т.е. мир манипуляций, а не творчества. Поэтому и социальная жизнь все больше напоминает манипуляции компонентами исходного социального материала. Из созданной культурой ловушки можно выйти двумя способами: вернуться к человеческому бытию в его непосредственной данности, но тогда отпадает необходимость в ценностях и творчестве (но ведь творчество является неотъемлемой частью человеческой сущности!), или в русле кропотливых духовных усилий двигаться к действительной сути бытия, заложенной в его зя-мысле, тогда в человеческом про-мысле (не языческой судьбе!) будет виден с-мысл человеческого существования. Отечественная история и культура приобретут тогда недостающие им сегодня смысловые характеристики. Культура и история, содержащие в себе ценности Единства, Свободы и Любви, отличаются от культуры и истории, движимыми гуманистическими ценностями Истины, Добра и Красоты или идеей Нового времени о ценности Свободы, Равенства, Братства. Различие ценностных оснований обусловливает и различие целей, к которым движутся эти культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сахатский, Алексей Геннадьевич, 2001 год

1. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. №9.

2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.

3. Аверинцев С.С. Философия VIII XII вв. // Культура Византии. Вторая половина VII - XII в. М., 1989.

4. Алексеев П.В., Панин A.B. Философия. М., 1996.

5. Альбедиль М.Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. СПб., 1991.

6. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М., 1984. ,

7. Барабаш Ю.Я. «Знаю человека.» Григорий Сковорода: Поэзия. Философия. Жизнь. М., 1989.

8. Беневич Г.И. Слово Церкви (проблемы православной экзегезы) // Проблемы христианской философии. Материалы Первой конференции Общества христианских философов, М.,1994.

9. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994.

10. Ю.Бердяев H.A. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. СПб., 1996.

11. П.Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. A.C. Хомяков и И.В. Киреевский. М., 1995.

12. Бохеньский Ю. Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков. М., 1997.

13. Бронзов А. A.C. Хомяков, как богослов // Церковный вестник. 1910. № 38.

14. Н.Брянчанинов Игнатий (святитель). Крестоношение. Избранные творения. М., 1999.

15. Ванчугов В.В. Очерк истории философии «самобытно-русской». М., 1994.

16. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

17. П.Вениамин (Новик) (игумен). О православном миропонимании // Вопросы философии. 1992. №4.

18. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996.

19. Выжлецов Г.П. Русская философия ценностей и западная аксиология // Вече. Альманах русской философии и культуры. Выпуск 5.Январь март 1996г.

20. Вышеславцев Б.П. Значение сердца в религии // Путь. Орган русской религиозной мысли. Книга 1. М., 1992.

21. Вышеславцев Б.П. Сочинения. М., 1995.

22. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М., 1994.

23. Гаврюшин Н. Плоды разномыслия и оскудения любви // Литературная учеба. 1991 .№ 3.

24. Гаврюшин Н. Философия и богословие // Начала. 1991. №3.

25. Галенко С.П. Идея трансцендентализма в западноевропейской философии // Историко-философский ежегодник. 1992.М.Д994.

26. Гвардини Романо. Спаситель в мифе, откровении и политике. Теолого-политические раздумья // Философские науки. 1992. № 2.

27. Геффдинг Г. Философия религии. СПб.,1912.

28. Гиренок Ф.И. Пато-логия русского ума. Картография дословности. М.,1998.

29. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.

30. Горский В. Образ истории в «Слове о законе и благодати» // Альманах библиофила. Выпуск 26. Тысячелетие русской письменной культуры (988 1988). М., 1989.

31. Гречаный В.В. Категория ценности (философский и лингво-семантический анализ). СПб., 1993.

32. Громов М.Н. Структура и типология русской средневековой философии. М., 1997.

33. Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М., 1994.

34. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993.

35. Гусейнов A.A., Ирлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.

36. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология. XX век. Антология. М., 1995.

37. Дильтей В. Категории жизни //Вопросы философии. 1995. № 10.

38. Зиновьев A.A. Коммунизм как реальность. М., 1994.

39. Иванов O.E. Метафизика в богословской перспективе. Спб., 1999.

40. Иерофей (Влахос) (митрополит). Одна ночь в пустыне Святой горы. Беседа с пустынником об Иисусовой молитве. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1997.

41. Иерофей (Влахос) (митрополит). Православная духовность. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999.

42. Иларион (митрополит). Слово о законе и благодати // Альманах библиофила. Выпуск 26. Тысячелетие русской письменной культуры (988 1988). М., 1989.

43. Ильин В.В. О небесной и земной соборности // Путь. Орган русской религиозной мысли. Книга 1 (I VI). М.,1992.

44. Иоанн (высокопреосвященный, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский). Русь соборная. Очерки христианской государственности. СПб.,1995.

45. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997.

46. Как нам помогает святыня. М., 1998.

47. Карпов В.Н. Введение в философию. СПб., 1840.

48. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т.1.М., 1992.

49. Карсавин Л.П. Сочинения. М., 1993.

50. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993.

51. Кимелев Ю.А. Современная буржуазная философско-религиозная антропология. М., 1985.

52. Киприан (Керн) (архимандрит). Золотой век Свято-Отеческой письменности. М., 1995.

53. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.,1979.

54. Киреевский И.В. Полн. собр. соч.: В 2 т. М., 1911: Т.2.

55. Константин (Зайцев) (архимандрит). Чудо русской истории. М.,2000.

56. Концевич И.М. Оптина Пустынь и ее время. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

57. Кудрявцев-Платонов В.Д. Сочинения. Т.1.В.1,2,3. М., 1893.

58. Кудрявцев-Платонов В.Д. Сочинения. Т.З. В.1,2.М., 1893.

59. Кузьмина-Караваева Е.Ю. Избранное. М., 1991.

60. Кураев Андрей (диакон). Христианская философия и пантеизм. М., 1997.

61. Кураев Андрей (отец). О вере и знании без антиномий // Вопросы философии. 1992. № 7.

62. Лаврова А.А. Критика разума как критика языка (Философско-лингвистический аспект творчества Ф.Ницше) // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1997. №2.

63. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996.

64. Ле Гофф Жак. С небес на землю // Одиссей. Человек в Истории. 1991. М.,1991.

65. Линицкий П.И. Обзор философских учений. Киев. 1874.

66. Линицкий П.И. Пособие к изучению вопросов философии. Киев. 1891.

67. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.

68. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.

69. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. М., 1990.

70. Лосев А.Ф. Хаос и структура. М., 1997.

71. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения. М., 1998.

72. Лосский И.О. Бог и мировое зло. М., 1994.

73. Лосский И.О. Идея конкретности в русской философии // Вопросы философии. 1992. № 2.

74. Лосский И.О. Избраное. М., 1991.

75. Лосский И.О. История русской философии. М., 1991.

76. Лосский И.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М.,1998.

77. Лосский И.О. Учение о перевоплощении; Интуитивизм. М., 1992.

78. Лосский И.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М., 1991.

79. Лосский И.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.

80. Лотман Ю.М. Проблема византийского влияния на русскую культуру в типологическом освещении // Византия и Русь (памяти Веры Дмитриевны Лихачевой. 1937 1981 гг.). М., 1989.

81. Лукьянов В.Г. Эстетическая ценность в контексте русской религиозной философии. СПб., 1998.

82. Макарий (Веретенников) (архимандрит). Крестное знамение // Москва. 2000. № 2.

83. Макарий (старец). Спасительное слово. Письма к мирянам // Литературная учеба. 1991. № 4.

84. Малинкин А.Н. Николай Гартман: «забытый философ» // Культурология. XX век: Антология. М., 1995.

85. Мамардашвили М.К. Стрела познания (набросок естественноисторической гносеологии). М., 1997.

86. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

87. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М.,1990.

88. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 1988.

89. Мономах Владимир. Поучение // Златоструй. Древняя Русь X XIII веков. М., 1990.

90. Мудрое слово Древней Руси. М., 1989.

91. Невидимая брань. Блаженной памяти старца Никодима Святогорца. Московский Богородице-рождественский женский монастырь. 1996.

92. Нестерова O.E. Историко-философские предпосылки учения Августина о соотношении времени и вечности // Историко-философский ежегодник -86. М., 1986.

93. Павиленис Р.И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка. М., 1983.

94. Памятники литературы Древней Руси. XIII век.М.,1981.

95. Перевезенцев C.B. Русская религиозно-философская мысль X XVII вв. Основные идеи и тенденции развития. М., 1999.

96. Пишун C.B. Православная персонология и духовно-академическая философия 19 века. М., 1996.

97. Юб.Платон (Левшин; митрополит Московский). «Из глубины воззвах к тебе, Господи.» М., 1996.107.«Повесть временных лет» // «Изборник» (Сборник произведений литературы Древней Руси). М., 1969.

98. Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. № 8.

99. Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. №10. 1 Ю.Проблема ценностей в философии. М.-Л., 1966.

100. Ш.Радлов Э.Л. Очерки истории русской философии // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991.

101. Рашковский Е.Б. Европейская культура Нового времени: библейский контекст // Вопросы философии. 1996. №2.

102. Русские философы (конец XIX середина XX века): Антология. Вып. 1/ Сост.: А.Л. Доброхотов, С.Б. Неволин, Л.Г. Филонова. - М, 1993.

103. Савельев Леонтий. Записки по русской философии // Москва. 1993. №4.

104. Семаева И.В. Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XX века. М., 1993.

105. Пб.Семушкин В.А. Мифологический и эмпирический истоки философского знания // Историко-философский ежегодник. 1991.

106. Сидонский Ф.Ф. Введение в науку философии. СПб., 1833.

107. Сидонский Ф.Ф. Об отношении идеального к действительному и обратно // Сын Отечества и Северный архив. 1832. Т. 26. №11.

108. Сидонский Ф.Ф. Об отношении идеального к действительному и обратно // Сын Отечества и Северный архив. 1832. Т. 26. № 12.

109. Сковорода Г. Сочинения в двух томах. Т. 1-2. М., 1973.

110. Славянофильство и современность. Сборник статей. СПб., 1994.

111. Слово Даниила Заточника // «Изборник» (Сборник произведений литературы Древней Руси). М., 1969.

112. Смирнова З.В. Историко-философские проблемы в трудах И.В. Киреевского // Историко философский ежегодник - 96. М., 1997.

113. Столович J1.H. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994.

114. Сурожский Антоний (митрополит). Беседы о вере и Церкви. М., 1991.

115. Сурожский Антоний (митрополит). О некоторых категориях нашего тварного бытия // Человек. 1993. № 4.

116. Сухов А.Д. Феномен русской философии // Общественная мысль: исследования и публикации. Выпуск IV. М., 1993.

117. Табачников И.А. Григорий Сковорода. М., 1972.

118. Творения преподобного Максима Исповедника. Книга 1. Богословские и аскетические трактаты. М., 1993.

119. Тихомиров JI.A. Религиозно-философские основы истории. М., 1998. 131 .Трубецкой С.Н Сочинения. М., 1994.

120. Трубецкой С.Н. Чему нам надо учиться у материализма. Вопросы философии. 1990. № 4.

121. Трубецкой С.Н. О святой Софии, Премудрости Божией. Вопросы философии. 1995. № 9.

122. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. М.,1997.

123. Федотов Г.П. Основы христианской демократии// Русские философы. Конец XIX середина XX века. М., 1996.

124. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.,1990.

125. Философия. Учебник / Под ред. Кохановского В.П. Ростов -на-Дону, 1997.

126. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. М., 1992.

127. Флоровский Г.В. Восточные отцы V VIII веков. М., 1992.

128. Флоровский Георгий (протоирей). Пути русского богословия. Вильнюс. 1991.

129. Флоровский Г.В. Corpus Areopagitum // Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. СПб., 1997.

130. Франк С.JI. Духовные основы общества. М., 1992.

131. Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.

132. Франк С.Л. Реальность и человек. СПб., 1997.

133. Холодный В.И. Идея соборности и славянофильство. Проблема соборной феноменологии. М., 1994.

134. Хомяков A.C. По поводу отрывков, найденных в бумагах И.В. Киреевского // Философские науки. 1991. №11.

135. Хомяков A.C. Сочинения в двух томах. Т.2. Работы по богословию. М., 1994.

136. Хомяков Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997.

137. Хоркхаймер Макс, Адорно Теодор В. Диалектика Просвещения. М. -СПб., 1997.

138. Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М., 1998.

139. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994. 152.Черняков А.Г. В поисках утраченного субъекта // Метафизические исследования. Выпуск 6. Сознание. СПб., 1998.

140. Черняков А.Г. Трансцендентное и трансцендентальное (Проблема синтеза в философии Канта и Гуссерля) // Логос. Ленинградские международные чтения по философии культуры. Книга 1. Разум. Духовность. Традиции. Л., 1991.

141. Шапошников Л.Е. Русская религиозная философия XIX XX веков. Нижний Новгород, 1992.15 5.Шапошников Л.Е. Философия соборности. Очерки русского самосознания. СПб., 1996.

142. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей// Культурология XX век: онтология. Аксиология, или философское исследование природы ценностей. М., 1996.

143. Шестов Лев. Соч. в 2-х томах. Т.1., М., 1993.

144. Шкуринов П.С. Философия России XVIII века. М., 1992.203

145. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991.

146. Шпет Г.Г. Философское наследие П.Д. Юркевича // Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990.

147. Экономцев Иоанн (игумен). Православие. Византия. Россия. М., 1992.

148. Юлина Н.С. Философия Карла Поппера: мир предрасположенностей и активность самости // Вопросы философии. 1995. №10.

149. Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990.

150. Янышев И.Л. Православно-христианское учение о нравственности. СПб., 1906.165 ■www■fllosofy.m.dvor.vish.html

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.