Идея соборности в русской философии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Бойко, Павел Евгеньевич
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 144
Оглавление диссертации кандидат философских наук Бойко, Павел Евгеньевич
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. СТАНОВЛЕНИЕ УЧЕНИЯ О СОБОРНОСТИ
В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
1.1. Интуитивный этап философии соборности
1.2. Рефлективный этап философии соборности
1.3. Спекулятивный этап философии соборности
2. СОБОРНАЯ ПРИРОДА РУССКОЙ ИДЕИ
2.1. Эволюция учения о русской идее в отечественной философской мысли
2.2. Идея соборности как духовная основа
российской истории
2.3. Соборность - общественный идеал современной России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Феномен соборности и его роль в социокультурном развитии российского общества2009 год, кандидат философских наук Киреев, Владимир Константинович
Соборность как нравственный идеал в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков2000 год, кандидат философских наук Засухина, Виктория Николаевна
Принцип соборного единства в истории философской мысли2011 год, доктор философских наук Анисин, Андрей Леонидович
Идея соборности: социально-философский анализ2006 год, кандидат философских наук Евреева, Ольга Анатольевна
Философские основания культурно-исторической концепции ранних славянофилов2013 год, доктор философских наук Широкова, Марина Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идея соборности в русской философии»
ВВЕДЕНИЕ
Идея соборности является существеннейшей характеристикой не только русской философии, но и всей отечественной духовной культуры. Будучи «душой Православия» (С. Н. Булгаков) она выражает самую сущность миросозерцания русского человека, специфику его национального самосознания. Русские-народ православно-соборного духа.
Общеизвестно: учение о соборности - одна из главных особенностей русской философской мысли, свидетельствующее о её самобытности и своеобразии. Здесь сразу же возникает вопрос о философском статусе данного понятия, его смысловой насыщенности. Разумеется, чтобы иметь возможность правильно на него ответить нужно предварительно вжиться в породившую его культуру, т.е. почувствовать особенности русской духовности, её мировоззренческий стиль. Это даёт возможность убедиться в том, что соборность является не только важной категорией отечественной философии, но и её глубинной интуицией. Понятие соборности характеризует способность русского философского мышления к универсальному, всеобъемлющему синтезу (собиранию, объединению противоположностей и особенностей), т.е. той особенности человеческого ума, без которой невозможно подлинное философствование.
Действительно, начиная с Хомякова и вплоть до Лосева все национально ориентированные мыслители так или иначе задумывались над идеей соборности, видели в ней отправной пункт для решения как отвлечённо теоретических, так и жизненно важных, практических проблем. Её теоретический диапазон включает в себя онтологические, гносеологические, космологические, этические, антропологические и эстетические аспекты. Идея соборности принадлежит к числу тех продуктов глубокой умозрительной мысли, значение которых со временем не только не утрачивается, но, напротив, ещё более актуализируется. Последнее особенно обнаруживает себя в праксеологической сфере.
Сегодня для многих очевиден тот факт, что на исходе XX столетия Россия вплотную подошла к одному из самых критических рубежу своей многовековой
истории. Кризис общественно-политической, экономической и особенно духовной сфер жизни нашего отечества достиг небывалых размеров. Русский народ оказался перед лицом реальной угрозы прекращения своего исторического бытия, утраты национального самосознания, духовной и культурной самобытности. Называют много причин, которые привели страну к этому положению. Но, как известно, чем больше причин выдвигают для объяснения того или иного явления и события, тем менее понятным оно оказывается в действительности. Ибо любое множество предлагаемых причин сразу же влечет за собой вопрос о том, какая же из них главная и решающая. На наш взгляд, такой главной причиной является начавшийся давно и все более прогрессирующий отход русской нации от своего первоначального источника, питающего ее фундаментальные цели и ценности - православной идеологии. Это привело в конце концов к разложению национального духа, его самосознания и самочувствия. Последним следствием указанного разложения явилось разложение уже и самой государственности. Отсюда нетрудно понять, что дальнейшая судьба России находится в прямой зависимости от того, сумеет ли она восстановить духовные основания своего исторического бытия, вернуться к своей национальной идее и осознать определенное ей место среди остального человечества. Ведь ясно, что любой предмет не может существовать вопреки своей сущности. Он или переборет все чуждые его первоначальной природе воздействия и влияния, или же неминуемо погибнет.
Объективный анализ отечественной истории свидетельствует о том, что соборность, составляющая одну из главных черт православно-христианской идеологии, оказала решающее влияние на формирование национального менталитета. Русский национальный дух по своей сути есть дух антииндивидуалистический, т.е. соборный.
Соборность, как идея России, есть не только исходная русской мысли, но и главный принцип русской жизни, ее духовная доминанта. В общественно - историческом аспекте она представляет собой православно-церковную социаль-
ность. В качестве таковой она искони была присуща русскому миру, являлась его субстанциальным началом. Именно поэтому сегодня оказывается столь важным всестороннее изучение принципа соборности, ибо нет другого «духовного рычага», посредством которого Россия смогла бы выйти из постигшего её состояния тотального распада и разложения. Всё вышесказанное является, на наш взгляд, достаточным свидетельством актуальности настоящего диссертационного исследования, исходящего из мысли о том, что идея соборности составляет смысловой стержень русской философии, а значит, в конечном счете, и телеологию русской ментальности, или духа народа.
Степень разработанности проблемы
Первые серьезные публикации, посвященные проблеме соборности, стали появляться в современной отечественной философской литературе совсем недавно - с 1993-94 годов. В советский период эта фундаментальная тема русской философии была фактически предана забвению: для неё не находилось места ни в собственно научной, ни в публицистической, ни в справочно - энциклопедической литературе. Первыми работами по соборности стали монографии Е.Троицкого и В.Горбунова (134, 33), в которых, однако, научно-популярный, просветительский подход преобладает над чисто исследовательским. Указанные труды не содержат каких-либо претензий на всесторонний анализ проблемы.
Более серьёзной и основательной представляетсяя книга Л.Шапошникова «Философия соборности: Очерки русского самосознания», изданная Санкт-Петербургским университетом в 1996 году (160). В этой работе впервые предпринимается попытка целостного рассмотрения интересующей нас темы. Автор обстоятельно описывает генезис учения о соборности, этапы его становления в трудах крупнейших русских философов, а также, анализирует воззрения многих отечественных богословов по этой проблеме. Л.Шапошников обстоятельно излагает смысл русской соборности, основные содержательные аспекты и особенности этой категории и, кроме того, дает хронологию, её историко-
философского развития. Основываясь на богатом фактическом материале, этот исследователь высказывает немало интересных и верных суждений. В то же время, в работе есть ряд существенных недостатков, обусловленных, на наш взгляд, ее сугубо рефлективным подходом. Верно подмечая и анализируя многочисленные особенности идеи соборности, Л.Шапошников так и не доходит до категориального уровня осмысления темы. Излишняя описательность и зачастую некритическое отношение к первоисточникам не позволяют ему увидеть недостатки многих учений о соборности русских мыслителей, что, в свою очередь, исключает возможность их синтеза. Односторонность исследования проявилась и в упомянутой выше периодизации становления философии соборности, которая (периодизация) берёт во внимание лишь хронологический момент процесса, упуская из вида его логическую основу. Этим скорее всего и объясняется тот факт, что некоторые видные русские философы, изучавшие идею соборности (например С.Л.Франк или Л.П.Карсавин), остались автором просто незамеченными. Кроме того, в книге проводится довольно спорное противопоставление философского учения о соборности и его интерпретации в русском православном богословии. Л.Шапошников по сути отрицает тот факт, что русская философия и русское богословие теснейшим образом связаны между собой. Излишне говорить о том, что такие философы как, например, А.С.Хомяков, П.А.Флоренский или С.Н.Булгаков, несмотря на все свои разногласия с официальными богословами, были в то же время самыми настоящими православными мыслителями. Поэтому когда в работе анализ их концепций дополняется таким разделом как «Православное учение о соборности», то с точки зрения целостной логики изложения это не может не вызывать возражения.
Продолжая наш обзор, отметим также книгу митрополита Иоанна «Русь соборная. Очерки христианской государственности» (51), послужившей для диссертации одним из важных источников. По существу это едва ли не первая попытка рассмотрения истории российской государственности в свете идеи соборности. Используя большой и ценный фактический материал автор убеди-
тельно доказывает свой главный тезис о том, что «духом и светом соборности была пронизана на протяжении долгих столетий вся жизнь русского народа и российского государства» (51, 103). Вместе с тем недостаточная историософская разработанность и популяризаторская направленность книги, делают и её несколько односторонней.
Не свободна от односторонности и довольно интересная монография В.Холодного «Идея соборности и славянофильство. Проблема соборной феноменологии» (150). Согласно автору, принципом этой «соборной феноменологии является идея всецелого разума», который представляет собой не что иное, как превращенную форму гегелевской «абсолютной идеи» (150, 60). Отнюдь не исключая генетического родства славянофильского концепта всецелого разума с гегелевской абсолютной идеей, что само по себе вполне естественно и законно, остается неясным - почему именно феноменологизм должен считаться главной и определяющей характеристикой соборности. Несомненно, феноменологический дух, как способность интуитивно-целостного постижения мира имеет немаловажное значение в «соборной методологии».Известно, что на феноменологический характер соборного постижения церковной истины ранними славянофилами, особенно Хомяковым, справедливо указывали в свое время Н.Ф.Самарин, Г.В.Флоровский, а из современных исследователей -С.Хоружий. Однако из этого вовсе не следует, что феноменологизмом исчерпывается сущность соборности. Идея соборности, как и «соборная методология» есть прежде всего синтетическая, т.е. собирательная форма. Она потому не только феноме-нологична, но прежде всего диалектична. В отношении к идее соборности диалектика составляет её основное определение, включающее в себя феноменологию, как свой особенный момент. Следовательно, и «соборная методология» (если уж придерживаться такой терминологии) преимущественно диалектична, а не феноменологична, как это считает В.Холодный, пришедший в итоге к тому выводу, что «соборная феноменология - это парадигма духовно-целостного миропонимания» (там же, 113).
Из наиболее глубоких и содержательных статей специально посвященных проблеме соборности следует выделить в первую очередь публикации С. Хоружего (155), В. Кемерова (61), А. Фролова (148) и В. Сапова (112). С. Хору-жий - давний знаток и исследователь русской философии, глубоко проанализировал хомяковское учение о соборности и дал обстоятельный историко-философский обзор проблемы. Он одним из первых в современной литературе подчеркнул, а в известной степени и обосновал, универсальность принципа соборности, широту его экклезиологических, онтологических, гносеологических и социальных выражений в русской философской мысли. Отметив незавершенность этой темы в отечественной философии XX века, Хоружий пришел к выводу о том, что соборное единство представляет собой образ «благодатной общественности», выражающей исконно православную идею «монастыря в миру» (155,31).
Попытку найти обобщающие характеристики категории соборности, определить её внутреннюю структуру и логико-историческую эволюцию предпринял в статье «Соборность» В. Кемеров. Определив общую природу этого понятия в качестве церковного идеала социального становления и движущей силы исторического процесса, этот автор высказал важную мысль о том, что «соборность несет в себе очевидный мотив избранности русской культуры и социально-исторической судьбы русского народа, поскольку она рассматривается как одна из характеристик самой культуры и национальной истории русского народа» (61, 489). Другую заслугу Кемерова мы видим в определении им некоторых необходимых содержательных особенностей понятия соборности, и, в первую очередь, мистичности, софийности, провиденциалъности. В то же время нельзя согласиться с утверждением этого исследователя о том, что концепция соборности «фактически отрицает материальный фактор истории ... определяет преимущественный подход к самой социальности лишь с точки зрения идеального её содержания» (там же, 490). Очевидно, что помимо всего прочего, оно вступает в явное противоречие с предыдущим, более правильным, положением
этого же автора, которое гласит, что «в понятие соборности входит представление об органически-цельном характере человеческого бытия» (там же, 488). Поэтому уже сам факт отрицания материального говорит о некоторой неполноте, т.е. о не-цельности, а значит и не-органичности.
В качестве универсальной ценности и живого образа русской культуры принцип соборности рассматривается А.Фроловым. Художественно-эстетические проявления этого начала он иллюстрирует убедительными примерами из творчества многих иконописцев, художников, литераторов, зодчих, а также, характерными особенностями русского фольклора и народной жизни.
Заслуживает быть отмеченным также и современный знаток и популяризатор наследия русских философов В.Сапов , который в своей энциклопедической статье (112) тщательно прослеживает историко-философское развитие понятия соборности, правильно выделяет и характеризует её наиболее важных творцов.
Кроме вышесказанного отдельные аспекты нашей темы рассматриваются в соответствующих статьях Т. Благовой, В. Ильина, Е. Масловой, И. Есаулова, Н. Струве, П. Трошкеева, А. Чечулина, М. Ширмановой, JI. Управителевой (10; 47; 84; 40; 125; 135; 139; 159; 161; 141).
Другую группу работ, о которой нужно говорить особо, составляют современные исследования, посвященные проблеме русской идеи. Понятно, что нас будут интересовать главным образом те из них, в которых эта философема рассматривается в более или менее тесной связи с идеей соборности. В этом ряду необходимо отметить прежде всего монографии А. Гулыги, В. Сагатовского, архиепископа Серафима (Соболева), В. Сабирова, С.Телегина (35; 110; 113; 109; 129) и статьи М. Назарова, М. Маслина, В. Сапова (89; 90; 82; 83; 111).
Выбор указанных авторов обусловлен в первую очередь тем, что именно им удалось, на наш взгляд, ближе других подойти к пониманию соборности как сущности русской идеи и социального идеала современной России.
Так, например, А.Гулыга в своей последней книге «Русская идея и её творцы», отмечает, что соборность - это «зерно русской идеи и центральное понятие
русской философии», а также - «интуитивная очевидность, веками воспитанная православием в народе» (35, 19-20). В понимании этого известного отечественного исследователя идея соборности - «это составная общечеловеческой христианской идеи, изложенная в терминах современной диалектики (там же, 26). С Гулыгой полностью солидарен В. Сагатовский - автор одного из самых глубоких и интересных исследований по русской идее (109). Он, в частности, подчеркивает, что слово соборность есть предельно краткое выражение сущности русской идеи, её неповторимого вклада в сокровищницу мировоззренческих ценностей становящегося единого человечества. «Разумеется продолжает далее Сагатовский, - для более полного раскрытия русской идеи потребуются и другие ценности и понятия. Но все они так или иначе вытекают из соборности, конкретизируют её, являются разверткой богатейшего содержания этой первоначальной интуиции русского духа. Соборность является его первой характеристикой исторически, логически и мировоззренчески» (110, 104). В идее соборности, по мнению этого исследователя, « взаимодополняют друг друга ценности свободы (Запад) и единства (Восток) и преодолеваются крайности воли к власти (примат человека над миром) и ухода, слияния с Абсолютом (примат мира над человеком)» (там же, 166). Как и А. Гулыга В. Сагатовский тоже отмечает все-ленско-православный характер русской соборности, которая, по его словам как идея духовного собирания, восходит к преданиям Святой Руси и Третьего Рима (там же, 54-55).
В своей церковно-публицистической работе «Русская идеология», первое издание которой было ещё в 1939 году, православную сущность русской идеи страстно отстаивал и архиепископ Серафим (Соболев). В этой книге русский архипастырь прямо писал, что истинная русская идеология «есть ни что иное, как православная вера и основанная на ней русская жизнь во всех её областях, начиная с личной и кончая государственной». Именно в ней, по его словам, нужно искать возрождение России (113, 174-175).
Об универсальном значении русской идеи соборности пишет В.Сабиров, даже считая её «идеей спасения» (см. его монографию «Русская идея спасения: Жизнь и смерть в русской философии» (109). Этот исследователь пытается дать ей максимально обобщённое определение, справедливо полагая, что в ней скрывается целый понятийный комплекс, имеющий свою «структуру, функцию и содержание». Триединый смысл этой идеи заключается, по его мнению, в том, чтобы «сохранить, преобразить и спасти Россию и русского человека» (109, 23). Причем, эмпирические предпосылки соборного начала русской идеи, отмечает Сабиров, были изначально даны в народной жизни России: «в экономическом укладе, быте, культурных традициях, религиозной организации общества и т.д.» (там же, 73).
Значительный интерес представляет оригинальная книга С.Телегина «Восстание мифа». В ней автор отстаивает очень ценную для нашей работы мысль о мифологической природе русской идеи, подтверждая её множеством характерных примеров и фактов из истории и народной жизни. Так же как и вышеназванные исследователи, С.Телегин видит сущность русской идеи в православной соборности. «Соборность, - пишет он, - один из центральных пунктов русской идеи. Она объединяет собой полярности в русской душе и национальном характере. Прообразом всеединства и соборности является Троица, где Бог един и выступает в трёх самостоятельно проявленных ипостасях. Догмат о Троице становится мифологемой, на основе которой вырастает учение о соборности и всеединстве. Поэтому соборность и осуществима только в единой соборной православной церкви... Соборность - явление сакральной реальности, она онто-логична и поэтому религиозна и мифологична» (129, 13-14).
Осмыслению проблем судьбы России и соборности посвящена историософская публицистика отечественного исследователя - эмигранта М. Назарова. В своих статьях (89; 90) он развивает мысль о всемирно-историческом призвании России, как носительницы идеала Святой Руси.
Наконец, нельзя не отметить и обзорные энциклопедические статьи М. Маслина и В.Сапова (83; 111) имеющие, преимущественно, историко-философскую направленность. Они помогли диссертанту лучше сориентироваться в огромном потоке литературы по проблеме, точнее определить и осмыслить круг необходимых первоисточников.
Помимо охарактеризованной выше литературы по русской идее, также заслуживают внимания публикации С. Аверинцева, А. Ахиезера, В. Кожинова, В. Лазарева, В. Межуева, К. Мяло, Л. Полякова, В. Сербиненко, Е. Троицкого, И. Яковенко (1; 7;8; 66; 69; 86; 88; 98; 99; 114; 115; 132; 133; 165).
Самостоятельного рассмотрения требуют работы зарубежных исследователей. Однако сразу же отметим, что каких-либо отдельных монографий или статей, посвященных непосредственно идее соборности в зарубежной литературе, нами обнаружено не было. Подавляющее большинство зарубежных публикаций, связанных с темой нашей работы, посвящены вопросам русской идеи, славянофильской историософии, проблеме «Россия и Европа». Сюда относятся исследования С. Хильдегарда (168), А. Энкарнасьона (166), Т. Масарика (170), Н. Рязановского (171). Серьезного внимания заслуживают монографии по русской философии В. Гердта (167) и А. Койре (169).
Из переведенных на русский язык работ важно упомянуть написанную ещё накануне 2-й мировой войны и ставшую, своего рода классической на Западе, книгу В. Шубарта «Европа и душа Востока» (163). Этот автор, хорошо знавший и любивший Россию, пожалуй, единственный западный мыслитель, которому удалось подойти к пониманию вселенского, всемирно-исторического смысла судьбы России, выраженного в понятиях русской идеи и соборности.
Подытоживая наш обзор литературы, отметим, что, несмотря на определенные достижения современных отечественных исследователей идеи соборности, проблема и по сей день остается далеко не исчерпанной. Общий недостаток как отечественных, так и зарубежных работ по соборности, заключается в отсутствии целостной характеристики этой идеи, т.е. в постижении ее в единст-
ве как всеобщих, так и особенных сторон и моментов. Как правило, в одних случаях акцент делается на ее отдельных особенностях, в других - на самых общих определениях. Не получает достаточного логического и исторического обоснования и сама взаимосвязь понятия соборности с понятием русской идеи, без которой невозможно создать себе более или менее конкретное представление ни о первом явлении, ни о втором.
Указанные обстоятельства обуславливают соответствующую исследовательскую направленность настоящей диссертационной работы, ее стремление осуществить диалектический синтез логических, категориальных и социально-исторических особенностей идеи соборности, или, по крайней мере, способствовать решению этих проблем.
Объект диссертационного исследования : учение о соборности как особенность русской философии, его (объекта) предметной конкретизацией выступает диалектика идеи соборности в единстве ее логических и исторических определений.
Цель и задачи диссертационного исследования
Основная цель диссертации заключается в построении системы определений исследуемого предмета.
Данная цель достигается посредством решения следующих конкретных
задач:
1) рассмотреть логику учения о соборности в истории русской философии, сформулировать его принципы и показать их временное осуществление, периодизацию;
2) выявить логико-диалектическую структуру понятия соборности;
3) осуществить анализ содержания соборности как философско-исторической категории;
4) раскрыть внутреннюю связь между идеей соборности и русской идеей;
5) обосновать идею соборности в качестве сущности русского духа и общественно-исторического идеала России.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Теоретико-методологические основы русской религиозной философии: историко-философский анализ2011 год, доктор философских наук Бондарева, Яна Васильевна
Идея России в контексте всемирной истории: классика и современность2006 год, доктор философских наук Бойко, Павел Евгеньевич
Соборность как основа философии образования о. Сергия Булгакова2006 год, кандидат педагогических наук Поляков, Дмитрий Дмитриевич
Соборность русского православного искусства2002 год, кандидат философских наук Колесова, Ирина Семеновна
Идеал соборности в русском религиозном искусстве иконописи X - XVI веков2011 год, кандидат философских наук Луговой, Владимир Николаевич
Заключение диссертации по теме «История философии», Бойко, Павел Евгеньевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный в настоящей диссертации анализ идеи соборности еще раз подтвердил всю сложность и многогранность исследуемой проблемы. Учение о соборности как существенная особенность русской философии, представляет собой одну из «вечных» и неисчерпаемых тем отечественной мысли. Очевидно, что соборное начало - это не только социально-философская категория, но, одновременно, и принцип нашедший свое выражение в онтологических, гносеологических, антропологических и эстетических изысканиях русских философов. Трудность данного вопроса заключается также и в том, что в большинстве их работ, вышеуказанная проблема не получает своего систематического изучения. Как правило, она рассматривается в контексте той или иной частной проблематики. Одним из выражений этой тенденции является факт отождествления понятий соборного и кафолического (вселенского), имевший место в целом ряде работ. В нашем диссертационном исследовании было показано, что соборность включает в себя не только вселенское, но и национальное, не только церковное, но и светское, ибо она стоит выше этих противоположностей. Соборность, как диалектическая реалия, есть максимальное единство всех особенных сторон и моментов общественно-исторической жизни. Соответственно, и способом ее постижения может быть только сама же диалектика, являющаяся наиболее конкретным и целостным философским методом.
Перспективность и актуальность дальнейшей разработки настоящей темы заключается в том, что в условиях идеологического кризиса, в котором оказалось общественное сознание современной России, философское осмысление русской идеи соборности приобретает особую значимость. Будучи универсальным началом всякой общественной жизни принцип соборного единства с особой силой проявил себя в отечественной истории и культуре, стал характерной чертой русского национального духа. Поэтому теоретический анализ учения о соборности, сформулированного русскими мыслителями, несомненно способствует процессу возрождения ценностей духовной культуры России.
Вышеуказанные соображения и послужили исходным теоретическим ориентиром для нашего диссертационного исследования, целью которого явился анализ диалектики идеи соборности в системе ее логических и исторических определений. Поставленная цель достигалась путем решения ряда конкретных задач: рассмотрения логики учения о соборности в истории русской философии, формулировки его принципов и периодизации; выявления логико-диалектической структуры понятия соборности; анализа историософского содержания соборности; определения внутренней связи между идеей соборности и русской идеей; обоснования идеи соборности в качестве сущности национального духа и общественно-исторического идеала России.
Наиболее существенные результаты и выводы работы заключаются в следующем. Во-первых, в диссертации дано развернутое определение понятия соборности как диалектического синтеза средневековой церковности и нововременной светскости, что дает основание рассматривать соборное начало в качестве социально-исторической формы православно-русской мифологии.
Во-вторых, историческое становление философии соборности определяется как закономерный процесс раскрытия содержания идеи соборности. ■ В соответствии с логикой такого рассмотрения в истории философского осмысления соборности выделяется три основных периода: интуитивный, характеризующийся славянофильской трактовкой соборности как православно-русской церковности, рефлективный, представленный «метафизикой всеединства», истолковывавшей соборное начало в качестве всемирно-исторического единства, спекулятивный, выраженный в системе абсолютной мифологии А.Ф.Лосева, где идея соборности обретает конкретную определенность. Она осознает себя в качестве синтеза русского православно-церковного мифологизма и всемирно-исторического универсализма. Реконструкция лосевской социально-исторической концепции, проделанная в диссертации, показывает, что именно в ней идея соборности достигает своего понятийного основания, что, собственно, и определяет итоговый характер этой концепции для всей истории философии соборности. При этом, конечно же, не следует забывать, что этот итоговый характер имеет, прежде всего, логический, а не хронологический смысл.
В третьих, в диссертационной работе определяется внутренняя структура понятия соборности, раскрывающая ее (соборности) общие и особенные качества. Эта структура имеет диалектический (антиномико-синтетический) вид и выражается в категориях всецелостности, органичности, символичности, мистицизма, религиозности, персонализма, церковности, любви, софийности, абсолютного мифологизма. Следует подчеркнуть, что в настоящем исследовании были сформулированы только самые общие принципы данной структуры, ее схематические основания. Содержательное наполнение последних представляет собой серьезную проблему, которую еще предстоит решать современной отечественной философской мысли.
В-четвертых, в заключительной части исследования дано философско-историческое определение идеи соборности как русской идеи и общественно-исторического идеала России. Результатом этого становится интерпретация отечественной истории как закономерного, поэтапного становления духа соборного единства, проявившего себя в самых разнообразных социальных, политических, нравственных, культурных и, особенно, религиозных аспектах жизни русского народа. При этом отмечается, что соборное начало, как универсальный принцип коллективности и всеобщности социального бытия, становится конкретным лишь в своей особенной, национально-духовной форме. Роль последней как раз и выполняет русский православный мир. Именно православие является выразителем соборной природы России как целостной и самобытной цивилизации.
Подчеркивая причастность русской жизни началу соборности, необходимо вместе с тем сказать и о том, что последняя все же не стала практическим принципом, телеологией ее исторического движения. В противоборстве духовных течений нашей истории она выступала в основном лишь как один из идеалов, выдвигаемых отдельными ее идеологами и практиками. Но, как показывают трагические коллизии нашей истории, особенно современной, из всех идеалов, предлагаемых русскому народу, идеал соборности является наиболее соответствующим его действительным чаяниям и устремлениям. И это в общем понятно, поскольку идеалом, телеологией, в частности для отдельного народа, может быть только лишь то, что вытекает из сущности его духа, его характера. Ведь идеал есть внутреннее, принявшее форму внешнего, форму представшей цели. И когда эти цели приходят извне, то, как и все чужеродное, они не усваиваются данным общественным организмом, духомГ данного народа, данной культуры. Поэтому телеологией России, ее непосредственной целью и идеалом может и должен быть только идеал соборности. Он и есть та искомая путеводная нить, которая должна вывести нашу страну из того исторического тупика, в котором она ныне оказалась вследствие забвения, выражаясь языком феноменологической философии, своих «первичных интенций».
Подводя итоги диссертационной работы необходимо отметить, что в русской философии идея соборности понималась не только в качестве ведущего теоретического принципа (выражающегося в разнообразных социологических, онтологических, гносеологических, антропологических и эстетических началах), но и в смысле основополагающего жизненно-практического начала, определяющего и национально-духовную идею России и ее общественно-исторический идеал. Проведенное исследование показало, что учение о соборности является диалектикой социальной мифологии России, утвердившей себя в истории русской духовности. Общее содержание этой диалектики, ее основные логико-исторические принципы и характерные особенности и явились предметом анализа настоящей диссертации.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бойко, Павел Евгеньевич, 1999 год
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. № 7,9.
2. Аксаков К.С. О русском воззрении // Русская идея. Сост.М.А.Маслин. М.Д992.С.111 -112.
3. Аксаков К.С. Полн. собр. соч. В 2 т. Т.1. М.,1889.
4. Аксючиц В.В. Бог и отечество — формула русской идеи // Москва. 1993. № 1.С.120 - 127.
5. Аксючиц В.В. Идеократия в России: Метаморфозы богоборческого режима. М.,1995.
6. Антонов М. Русская идея в конце XX века: (православный взгляд на настоящее и будущее России) // Сибирские огни, Новосибирск. 1991. № 7.С.241 - 279.
7. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. В 3 т. М.,1991.
8. Ахиезер A.C. Социально-культурные проблемы развития России: Философский аспект. М.,1992.
9. Бажов С.И. "Русская идея": учения о культурной самобытности в философской мысли России XIX века // История философии. № 2. М.Д998.С.58 - 68.
Ю.Благова Т.И. Соборность как философская категория у А.С.Хомякова // Славянофильство и современность. СПб., 1994. С.177 - 191.
П .Бердяев H.A. Алексей Степанович Хомяков. М.,1912.
12.Бердяев H.A. Новое религиозное сознание и общественность. СПб., 1907.
1 З.Бердяев H.A. Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы. М.,1991.
14.Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // Русская идея: В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья: В 2 т. Т.2. М.,1994.С.204 - 286.
15.Бердяев H.A. Русская религиозная идея // Проблемы русского религиозного сознания. Сб.ст. Берлин, 1924.С.86 - 137.
16.Бердяев H.A. Судьба России. М.,1990.
П.Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.,1994.
18.Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М.,1995.
19.Булгаков С.Н. Благодатные заветы преп. Сергия русскому богословствованию // Путь. Орган русской религиозной мысли. № 1. Париж, 1925.С.4 - 12.
20.Булгаков С.Н. На религиозно-общественные темы. Средневековый идеал и новейшая культура. СПб., б.г.
21.Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви. Киев, 1991.
22.Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.,1994.
23.Булгаков С.Н. Сочинения В 2 т. Т.1. М.,1993.
24.Булгаков С.Н. Тихие думы. М.,1996.
25.Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии: В 2 т. М.,1997,
26.Вахтомин Н.К. "Русская идея" как категория (или "категориальное содержание "русской идеи") // Русская идея. М.,1992. С.20 -27.
27.Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры. Нью-Йорк, 1953.
28.Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. В 3 кн. Кн.1. СПб., 1994.
29.Гегель Г.В.Ф. Лекции По философии истории. СПб., 1993.
30.Гегель Г.В.Ф. Наука логики. СПб.,1997.
31.Гегель Г.В.Ф. Философия права/ Пер. с нем. М.,1990.
32.Гоготишвили Л.А. Лосевская теория авторства // Начала. 1994. № 2-4.С.151-183.
33.Горбунов В В. Идея соборности в русской религиозной философии (пять избранных портретов). М.,1994.
34.Громов М.Н. Структура и типология русской средневекой философии. М.,1997.
35.Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М.,1995.
36.Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб.,1995.
37.Достоевский Ф.М. Дневник писателя. М.,1989.
38.Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30 т. Т.25. Л.,1983.
39.Достоевский Ф.М. Пушкин (очерк) // Русская идея. Сост. М.А Маслин. М.,1992.С.136 - 146.
40.Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. 41.3андер Л. Бог и мир (Миросозерцание отца Сергия Булгакова). В 2 т. Париж,
1948.
42.3еньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Л ,1991. 43.3еньковский В.В. Православие и русская культура // Проблемы
русского религиозного сознания. Сб.ст., Берлин, 1924.С.215 - 248. 44.3еньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М.,1997.
45.Иванов В.И. Родное и вселенское. М.,1994.
46.Иларион, митрополит. Слово о Законе и Благодати. М.,1994.
47.Ильин В.В. О небесной и земной соборности // Путь. Орган русской религиозной мысли. № 4. Париж, 1926. С.30 -41.
48.Ильин И.А. Путь к очевидности. М.,1993.
49.Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.1,2. М.,1993.
50.Иоанн (Экономцев), игумен. Православие. Византия. Россия. М.,1992.
51.Иоанн, митрополит. Русь соборная. Очерки христианской государственности. СПб., 1995
52.Иоанн, митрополит. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб., 1995.
53.Кантор В. О национальном мифе непонимания // Лит. газета. 25.02.1998. № 8.С.З.
54.Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея // Русская идея. Сост. М.А.Маслин. М.,1992.С.314 - 323.
55.Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб.,1994.
56.Карсавин Л.П. О сущности православия // Проблемы русского религиозного сознания. Сб.ст. Берлин, 1924.С.188 - 213.
57.Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т.1. М.,1992.
58.Карташев A.B. Воссоздание Святой Руси. М.,1991.
59.Карташев A.B. Личность, общество и церковь. М.,1904.
60.Карташев A.B. Церковь. Государство. Россия. М.,1998. бГКемеров В.Е. Соборность // Современный философский словарь.
Под ред. В.Е.Кемерова. Москва-Бишкек-Екатеринбург, 1996. С.484 - 490.
62.Киреевский И.В. Избранные статьи. М.,1984.
63.Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.,1979.
64.Киреевский И.В. Полн. собр. соч. В 2 т. М.,1864.
65.Кириллов И. Третий Рим. Очерк исторического развития русского мессианизма. М.,1914.
66.Кожинов В.В. История Руси и русского Слова. Современный взгляд. М.,1997.
67.Комаров Ю.В. Общество и личность в православной философии. Казань, 1991.
68.Косолапов H.A. Интегративная идеология для России: интеллектуальный и политический вызов // Вопросы философии. 1994. № 1 С.З -25.
69.Лазарев В.В. О целостности русской идеи // История философии. № 2, М.,1998.С.36 - 55.
70.Левицкий С.А. Основы органического мировоззрения.Франкфурт-на-Майне,1948.
71.Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и
политическая публицистика. Духовная проза (1872 - 1891). М.,1996. 72Лисовой Н. Под знаком Софии. К предыстории идеи "Третьего Рима" // Россия и Европа: Опыт соборного анализа. М.,1992. С.420 -425.
73.Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.,1993.
74.Лосев А.Ф. Имя. СПб.,1997.
75.Лосев А.Ф. Когда мне было 19 лет. Дневник. Письма. Проза. М.,1997.
76.Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М.,1994. 77Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии.
М.,1993.
78Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. М.,1990.
79.Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1990.
80Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995.
81.Лосский И.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.
82.Маслин М.А. "Русская идея" и проблема возрождения российской государственности // Вест. Моск. ун-та. Сер.12. Соц.-полит.исслед. М.,1993,-№ 5.С.25 - 29.
83.Маслин М.А. Русская идея // Русская философия: Словарь / Под ред. М.А. Маслина. М.Д995.С.421 - 423.
84.Маслова Е.Б. Русская философия: Соборность против нигилизма // Свобода и справедливость. Диалог мировоззрений. Материалы симпозиума. Н.Новгород, 1993. С.10 - 17.
85.Межуев Б.В. "Русская идея" перед вызовом современности // Вест. Моск. ун-та. Сер. 12.Соц.-полит.исслед. М.,1993. № 6. С.29 - 34.
86.Межуев В.М. О национальной идее // Вопросы философии. 1997.№ 12. С.3-14.
87.Метлов В.И. "Русская идея", возрождение России и проблема метода
//
Вест. Моск. ун-та. Сер.12.Соц.-полит.исслед. 1994. № 1.С.36 - 43.
88. Мял о К. Между Западом и Востоком. Опыт геополитического и историософского анализа // Москва, 1996. 11 .С. 107 - 131.
89.Назаров М.В. Онтологические основы соборности // Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения. Сб.ст. М.,1995.С.25 - 38.
90.Назаров М. Русская идея и современность //Русский крест. СПб.,1992. С.5-17.
91.Н.Бердяев о русской философии. 4.1-2. Свердловск, 1991.
92.Новгородцев П.А. Об общественном идеале. М.,1991.
93 .Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская идея как проблема историософии // История как объект философского знания. М.Д991.С.92 -113.
94.Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: курс лекций. М.,1997.
95.Панарин A.C. "Вторая Европа" или "Третий Рим": Избр. социал-филос. публицистика. М.,1996.
96.Платонов O.A. Русская цивилизация. М.,1995.
97.Повесть временных лет // "Изборник". Сборник произведений литературы Древней Руси. М.,1969.
98.Поляков Л.В. Логика "русской идеи" // ОНС. Общественные науки и современность. М.,1992. № З.С.70 - 84.
99.Поляков Л.В. Путь России в современность: модернизация как деархаизация. М.,1998.
100.Послания старца Филофея // Памятники литературы Древней Руси. Конец XV - первая половина XVI в. М.,1984.
101.Россия и Европа: Опыт соборного анализа. М.,1992.
102.Русская идея: В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья. В 2 т. Т.2. М.,1994.
103.Русская идея. М.,1992.
104.Русская идея. Сост. М.А. Маслин. М.,1992.
105.Русская идея и современность. М.,1992.
Юб.Русская душа: Тысяча лет отечественного любомудрия. Сост. и авт. вступит, ст. С.В.Перевезенцев. М.,1994.
Ю7.Русская цивилизация и соборность. Сб.ст. Сост Е.С.Троицкий. М.,1994.
108.Русский крест: сб.ст. СПб.,1992.
109.Сабиров В.Ш. Русская идея спасения: Жизнь и смерть в русской философии. СПб.,1995.
1 Ю.Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб., 1994.
111 .Сапов В.В. Русская идея // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.,1995.С.454 - 455.
112.Сапов В.В. Соборность // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.,1995.С.476 - 477.
113.Серафим (Соболев), архиепископ. Русская идеология. СПб.,1993.
114.Сербиненко В.В. Владимир Соловьёв : Запад, Восток и Россия. М.,1994.
115.Сербиненко В.В. О «русской идее» и перспективах демократии в России // Вест. Моск. ун-та. Сер. 12.Соц.-полит.исслед. М.,1993. № 6. С.34 - 41.
116.Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVI вв.) М.,1998.
117.Соборность. Сборник избранных статей из журнала содружества SOBORNOST. М.,1997.
118.Соловьев B.C. Россия и Вселенская Церковь. М.,1912.
119.Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. М.,1989.
120.Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. М.,1990.
121.Соловьев B.C. Сочинения в 9 т. Т.2 СПб.,1900.
122.Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.,1997.
123.Сорокин П.А. Моя философия - интегрализм // Социологические исследования. 1992. № 10.С.134 -139.
124.Сохряков Ю.Н. Благодатный дух соборности: проблема соборности в русском художественно-философском мышлении // Русская литература XIX века и христианство. М.,1997.С.ЗО - 42.
125.Струве H.A. О соборной природе церкви // Струве H.A. Православие и культура. М.Д992.С.181 - 185.
126.Тальберг Н.Д. Святая Русь. СПб., 1992.
127.Тащиан A.A. Диалектика мифа А.Ф.Лосева и идея русской философии. Дисс... канд. филос. наук. Краснодар, 1998.
128.Тащиан A.A. Об идее русской философии //Лосевские чтения. Философский альманах. № 1., Краснодар, 1998.С.40 - 46.
129.Телегин С.М. Восстание мифа. М.,1997.
130.Тихомиров Л.А. Личность, общество и церковь. М.,1904.
131.Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб.,1997.
132.Троицкий Е.С. Возрождение русской идеи: социально-философские очерки. М.,1991.
133.Троицкий Е.С. О русской идее: Очерки теории возрождения нации. М.,1994.
134.Троицкий Е.С. "Что такое русская соборность?" М.,1993.
135.Трошкеев П. А. Идея соборности в русской философии // История и культура Волго-Вятского края. Киров, 1994.С.18 - 26.
136.Трубецкой E.H. Миросозерцание В.С.Соловьева. В 2 т. Т.1. М.,1995.
137.Трубецкой E.H. Смысл жизни. М.,1995.
138.Трубецкой С.Н. Сочинения. М.,1994.
139.Тулаев П.В. О соборе и Соборности // Народ и интеллигенция. М., 1990.С.89 -107.
140.Уледов А. Русская идея как феномен национального самосознания // Вест, высш. шк. М.,1992. №7/9.С.48 - 55.
141.Управителева JIM. Учение В.И. Иванова о соборности // МГУ. Филос.ф-т. М..1992. Рук. деп. в ИНИОН Ран №46737 от 3.07.97.
142.Флоренский П.А. Сочинения в 2 т. Т.2. М.,1990.
143.Флоренский П.А. Сочинения в 4 т. Т.1-2. М.,1994-1996.
144.Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Киев, 1991.
145.Франк C.JI. Духовные основы общества М.,1992.
146.Франк C.JI. Религиозные основы общественности // Путь. Орган русской религиозной мысли. № 1, Париж, 1925.С.14- 16.
147.Франк C.JI. Русское мировоззрение. СПб., 1997.
148.Фролов A.C. Проблема соборности в русской культуре // Русская цивилизация и соборность. Сб.ст. Сост. Е.С.Троицкий М.,1994. С.151 - 163.
149.Фролов A.C. Философско-религиозные основы русской культуры: автореф. дисс. д-ра филос. наук. Рос.акад. гос. службы при Президенте РФ. М.,1995.
150.Холодный В.И. Идея соборности и славянофильство: Проблема соборной феноменологии. М.,1994.
Ш.Хомяков A.C. О старом и новом. Статьи и очерки. М.,1988.
152.Хомяков A.C. Полн. собр. соч.: в 8 т. Т.2.М.,1900.
153.Хомяков A.C. Сочинения в 2 т. М.,1994.
154.Хомяков Д.А. Православие. Самодержавие. Народность. Монреаль, 1982.
155.Хоружий С.С. Хомяков и принцип соборности // Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.,1994. С. 17-31.
156.Хоружий С.С. Трансформация славянофильской идеи в XX в. // Вопросы философии. 1994. № 11. С.52-62.
157.Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. М.,1991.
158.Чертков А.Б. Православная философия и современность. Рига, 1983.
159.Чечулин A.B. Феномен "соборного индивидуализма" в русской эстетике начала XX в. // Из истории русской эстетической мысли: межвуз.сб. науч. тр. СПб.,1993.С.130 - 138.
160.Шапошников JI.E. Философия соборности: Очерки русского самосознания. СПб., 1996.
161.Ширманова М.Ю. Соборность и правовое общество: метафизические основания // Русская идея. М.,1992. С.40 - 47.
162.Шмеман А., протоиерей. Исторический путь Православия. Париж, 1985.
163.Шубарт В. Европа и душа Востока / Пер. с нем. М.,1997. 164.Эрн В.Ф. Сочинения. М.,1990.
165.Яковенко И. Православие и исторические судьбы России // ОНС. Общественные науки и современность. 1994. № 2. С.ЗЗ - 45.
166.Encarnacion А. Die russische Idee in der Sozialphilosophie Nikolai Berdjajews: Znagg-Diss zur Erlangung des Doktorgrades der Philos. Fak. - Münster (Westt), 1978.
167.Goerdt W. Russische Philosophie. - Zugange und Durchblicke. Freiburg. München, 1984.
168.Hildegard S. Moskau das dritte Rom. Studien zur Geschichte der politischen Theorien in der slawischen Welt. Darmastadt, 1957.
169.Koyre A. La philosophie et le probleme national en Russie an debout du XIX siecle. Paris, 1929.
170.Mazaryk F. Russland und Europa. Studieu über die geistiden Strömungen in Russland. Iena, Diederich, 1913.
171.Riasanovsky N. Russia and the West in the Teaching and the Slavophiles. Cambridge (Maas.), 1952.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.