Ценности "креативного класса" в культуре постиндустриального общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Петровская, Ольга Васильевна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 155
Оглавление диссертации кандидат наук Петровская, Ольга Васильевна
Введение...........................................................................................................................3
Глава 1. Теоретико - методологические основы исследования ценностей "креативного класса"....................................................................................................15
1.1. «Постиндустриальное общество»: основные характеристики развития 15
1.2. Влияние ценностей на содержание культуры..........................................26
1.3. Ценность как «верхушка айсберга» ментальности..................................32
1.4. Методологическая предпосылка становления теории "креативного класса": "праздный класс" Т. Веблена............................................................................35
1.5. Новый класс как движущая сила постиндустриального общества.......43
1.6. Теория "креативного класса"...................................................................47
1.7. Критика теории Р. Флорида......................................................................59
Глава 2. Ценности "креативного класса"....................................................................66
2.1. Ценности" креативного класса"................................................................68
2.1.1 Креативность..................................................................................................71
2.1.2. Время на самовыражение и креативность.................................................80
2.1.3. Образование как оповседневнивание.........................................................91
2.1.4. Разнообразие в социокультурных порядках.............................................94
2.2. Проблема измерения ценностей постиндустриального общества: объективно - ценностный подход.....................................................................96
Глава 3. Креативность в социокультурном контексте.............................................110
3.1. Социокультурное пространство "креативного класса".......................110
3.2. Условия развития креативного социокультурного пространства: опыт Америки.............................................................................................................123
3.3. Как построить креативное пространство: европейский опыт............128
Заключение...................................................................................................................138
Библиографический список.................................................................................142
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Культурные, креативные, творческие индустрии как явление современной культуры: опыт концептуализации2016 год, кандидат наук Бокова, Анна Викторовна
Становление и развитие креативных индустрий в современной культуре: анализ зарубежного опыта2008 год, кандидат культурологии Зеленцова, Елена Валентиновна
Креативно-информационная модель человека: философский анализ социальных взаимосвязей2009 год, кандидат философских наук Боровинская, Дарья Николаевна
Особенности современной формы труда и работник нового типа2009 год, кандидат философских наук Патырбаева, Ксения Вадимовна
Урбосфера: системно-семиотический анализ2019 год, доктор наук Касаткина Светлана Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ценности "креативного класса" в культуре постиндустриального общества»
Введение Актуальность темы исследования
В период с 70-х гг. двадцатого столетия международная конкуренция в глобальном масштабе приняла качественно новые формы в областях производства, распределения и потребления материальных и нематериальных благ. Прогресс в развитии инновационных технологий, массовых коммуникаций и коммуникационных сетей в период 1980-2010 гг., снижение стоимости транспортных услуг, ускорение финансовых и торговых взаимодействий на мировом уровне, появление «креативных индустрий», существенные политические трансформации, серьезные перемены в моделях распространения знания и, соответственно, перемены в системах образования по всему миру создают новый тип экономики, который в современном обществознании принято называть «экономикой знания», «креативной экономикой»1 .
В этой связи в первое десятилетие двадцать первого столетия требуется серьезное переосмысление постиндустриального этапа развития культуры и общества, начало становления которого относится ко второй половине XX века. Это необходимо для определения путей дальнейших перспектив развития в экономическом, социальном и культурном планах как для развитых, так и для развивающихся стран. Такая сложная задача может реализоваться на междисциплинарном уровне и требует привлечения различных теоретических и методологических подходов. Данное исследование предполагает изучение культуры постиндустриального общества через призму рассмотрения и анализа
1 Schultz Т. The emerging Economic Science and Its Relation to High School Education// The High School in a New Era. 1958; Becker, G. S. Human Capital. N.Y.: Columbia University Press, 1964; Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States Princeton, NJ : Princeton University Press, 1962; Drucker P. The Age of Discontinuity. Guidelines to Our Changing Society. NY, 1969; Howkins. J. The Creative Economy: How People Make Money from Ideas. Penguin Global, 2004. - 288 p; Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States Princeton, NJ : Princeton University Press, 1962; Флорида P. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-ХХ1, 2005 -421 е.; Лэндри 4. Креативный город. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2011 - 399 с.
'у
нового социокультурного образования - "креативного класса" и его ценностей. Актуальность проблемы ценностей "креативного класса" в культуре постиндустриального общества обусловлена рядом причин.
Во - первых, возникает необходимость изучения культурных, социальных, познавательных процессов, стимулирующих креативный потенциал как отдельного индивида, так и сообществ, команд, групп, работающих над проектами, требующими новых подходов, инновационных идей. В последние десятилетия обществоведами, политиками, управленцами, урбанистами широко обсуждается тема "креативного класса", и это связано, прежде всего, с тем, что креативность стала все более востребованной в передовых секторах экономики. Человеческая креативность существует с давних времен, но именно в современный период она приобретает особую экономическую значимость в обществе, является целью и средством инновационного производства.
Во - вторых, обращение к данной теме обусловлено тем, что с расширением индустрии сервиса претерпели изменения структура общества и сама профессиональная деятельность. Изменились роль и функции человека на производстве, интеллектуальный и творческий труд вытесняет физический и монотонный труд индивидуума, непосредственно включенного в процесс производства, как это было в индустриальном обществе.
В постиндустриальном обществе начала двадцать первого века на первое место выходит производство услуг и знаний, обеспечить которые может лишь только высокообразованный и высококвалифицированный специалист, мыслящий при этом не по шаблонам, неординарно, т.е. креативная личность. "Креативный класс", создавая инновационный продукт, принимает тем самым активное участие в системе производства, одновременно создавая новые стили жизни, формируя и распространяя новые жизненные установки, мировоззренческие ориентиры и ценности.
2 В теории Р. Флорида, основа "креативного класса" - это люди, занятые в научной и технической сферах, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке, индустрии развлечений, то есть те люди, результатом работы которых является новая идея, технология, продукт. Также причисляются те специалисты, которые обладают высоким уровнем независимого и нестандартного мышления, высоким уровнем образования - те люди, которые занимаются решением сложных задач (специалисты, работающие в сфере бизнеса, права, здравоохранения и т.д.)
В - третьих, для более глубокого понимания специфики культуры постиндустриального общества необходимо обращение и к мировоззренческой опоре данной культуры, важной компонентой которой выступают ценности. Действительно, наряду с трансформациями в технологической, экономической, социальной сферах, начавшихся с середины прошлого столетия, происходят глубинные изменения в ценностных ориентациях общества и индивида. Переход к «обществу знания» задает новые параметры и стили жизни, что напрямую взаимосвязано со становлением новых ценностей.
Ценности являются центральным, можно сказать, высшим звеном в цепи культуры, результатом динамики социокультурной практики. Поэтому анализ ценностей «креативного класса» позволит прояснить системообразующие факторы жизнедеятельности современного общества и культуры, определить приоритеты политики развития постиндустриального общества, задать «идеальный тип» движения в обществе.
Степень разработанности проблемы исследования
На сегодняшний день как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе существует множество работ, посвященных изучению изменения ценностей современного общества. Так, можно выделить ряд концепций и авторов, по-разному определяющих сущность общества конца XX века - начала XXI века и выявляющих определенные стороны и аспекты данной проблематики. Их можно разделить на следующие группы:
1. Исследования, касающиеся становления постиндустриального общества. В зарубежной научной литературе следует выделить следующих исследователей: А. Турена, Ж. Бодрийяра, Ю. Хабермаса, Э. Гидденса, Д. Бэлла, Дж. Бенигера, Й. Масуда, Ф. Махлупа, Т. Умесао, 3. Бжезинского, А. Горца, Р. Дарендорфа, Г. Перкина, Р. Райха, У. Дизарда, Ф. Вебстера, А. Тоффлера, М. Маклюэна, Дж. Нейсбита, 3. Баумана, М. Кастельса, Д. Брукса, Р.Флорида, Р. Инглхарта.
Среди отечественных исследователей выделим работы А. Н. Абдулова, М.Г. Абрамова, Р.Ф.Авдеева, A.B. Айламазяна, E.JI. Вартановой, О.Н. Вершинской, С.А. Дятлова, В. Гнедовского, В. И. Глушкова, Т.В. Ершовой, М.В. Заковоротной, А.Ф. Зотова, Д.В. Иванова, B.JI. Иноземцева, В.З. Кагана, В. А. Красильщикова, В. К. Королева, А.Н. Кулькина, И.Н. Курносова, В.А. Кутырева, И.С. Мелюхина, H.H. Моисеева, И.А. Негодаева, И. Пригожина, И.А. Ракитова, А.И. Смирнова, А.П. Суханова, В.А. Уханова, Д.С. Чернавского, В.Г. Федотовой.
2. Исследования трансформации социокультурных структур.
В данном вопросе диссертантом были использованы достигнутые социально-философской мыслью подходы, которые рассматривали общетеоретические проблемы истории, культуры и общества, социокультурной ментальности. Это работы К. Маркса, М. Вебера, Т. Веблена, Э. Дюркгейма, В. Зомбарта, Ю. Хабермаса, Э. Шмоллера, Л. Уайта, К. Поппера, М. Блока, Л. Февра, Л. Ладюри, Ж. Дюби, А. Я. Гуревича.
Также рассматривались работы Д. Белла, Ф. Вебстера, О. Гоулднера, П. Дракера, В. Иноземцева, М. Кастельса, Р. Райха, Г. Перкина, Э. Тоффлера, У. Уайта, В.Г. Федотовой. Особое внимание уделяется теории "креативного класса" Р. Флорида. В рамках отечественной науки рассмотрена концепция "класса интеллектуалов" В.Л. Иноземцева.
3. Исследования ценностных установок постиндустриального общества
рассматривается таким исследователями, как Р. Флорида, Г. Хофстеде, Р. Инглхарт, Ч. Лэндри, М. Иссерман, М. Казин.
В качестве одной из центральных ценностей диссертант выделяет ценность «времени на самовыражение и креативность», что обусловило обращение к работам таких теоретиков, как Д. Белл, Р. Миллз, К. Брамсон и У. Крнхаузер, К. Райт, Р. Мертон, М. Маклюэн, М. Кастельс, Р. Линг, К. Монтгомери, П. Сорокин, Р. Мертон, Л. Г. Ионин, Л.А. Штомпель.
4. Исследования креативности, креативных индустрии, креативного пространства. Отдельная глава в исследовании посвящена теме креативности в социокультурном пространстве.
Проблема становления креативных индустрий получила развитие в рамках теории Франкфуртской школы социологии (Т. Адорно, М. Хоркхаймер ), а также в исследованиях Г. Беккера4, в концепции "культурного капитала" П. Бурдье5, в работах А. Маккроби6, Е. В. Зеленцовой7. Диссертантом в данной связи проанализированы теории урбанизма начала и второй половины XX века в работах Р. Парка, Л. Вирта, Л. Мэмфорда, Д. Джейкобе. Изучены современные концепции американских8 и европейских9 урбанистов как модели построения постиндустриального общества. Особо выделены современная теория "креативного города" Ч. Лэндри10 и концепция "географии креативности" Р. Флорида11 .
Для более полного и объективного понимания трансформации социальной структуры и ценностей нового класса автором был рассмотрен ряд критических взглядов относительно теории "креативного класса" Р. Флорида. В этой связи диссертант опирается на работы американских (Д. Коткин, Д. Пек) и европейских ученых (С. Кратке, X. Мартин - Брело, М. Гросетти, Д. Экерт, О. Грицай, 3. Ковакс).
3 Adomo Т., Horkheimer М. Dialectic of Enlightenment, London: Verso, 1979
4 Bourdieu, P. The Field of Cultural Production, Cambridge: Polity Press, 1993
5 Becker, H. Art Worlds, Berkeley and Los Angeles: Un. Of California Press, 1984
6 McRobbie, A. British Fashion Design, London: Routledge, 1998
7 Зеленцова E., Гладких H. Творческие индустрии: теории и практики. М.: Классика - XXI, 2010, 240 с.
8 Oldenburg R. The Great Good Place: Cafes, Coffe, Shops, Bookstores, Bars, Hair Salons, and Other Hangouts at the Heart of a Community. New York: Marlowe & Company, 1999, 384 p.; Oldenburg R. Celebrating the Third Place: Inspiring Stories about the "Great Good Places" at the Heart of Our Communities. Da Capo Press, 2002, 336 p.; Ллойд P., Кларк Т. P.. Город как машина развлечений// Вестник Удмурдского университета. Вып. 1, 2010, с. 33
9 Гейл Я. Города для людей. Изд. на русском языке - Концерн "КРОСТ", пер. англ. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 276 е.; Гейл Я., Гемзо Л. Новые городские пространства. М.: Альпина Паблишер, 2012. - 254 е.; Гейл Я., Гемзо Л. Новые городские пространства. М.: Альпина Паблишер, 2012. - 254 с.
10 Лэндри 4. Креативный город. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2011 - 399 с.
11 Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-ХХ1, 2005 - 421 с.
Объектом исследования является история формирования ценностей в культуре.
Предметом исследования выступает становление ценностей "креативного класса" в культуре постиндустриального общества, формирующихся во второй половине двадцатого - первой половине двадцать первого веков.
Целью исследования является теоретико - культурологический анализ ценностей "креативного класса".
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
- показать историко - культурный и теоретический контекст становления ценностей "креативного класса";
проанализировать основные характеристики социальной жизнедеятельности "креативного класса" как основного носителя системы постматериалистических ценностей в культуре постиндустриального общества;
- проанализировать сформированные ценности в рамках пространства жизнедеятельности "креативного класса", показать их динамическое взаимодействие;
представить сложившиеся в Европе и США подходы к развитию креативного социокультурного пространства - среде жизнедеятельности «креативного класса».
Теоретико-методологические основы исследования
Рассматривая ценности "креативного класса" в культуре постиндустриального общества, необходимо отметить всю сложность и многомерность предмета исследования. Потому представляется важным привлечение различных методов исследования, но особо стоит выделить три теоретико - методологических подхода:
- деятельностный анализ культуры;
- ценностный анализ культуры;
- «смешанный» (mixed) подход к анализу культуры, сочетающий качественный и количественный анализ.
Также автор диссертации опирается на междисциплинарный подход. Привлекаются источники из разных областей знания таких, как социология, философия, история культуры и искусства, культурология, экономика.
В данной работе мы основываемся на понимании культуры с точки зрения деятельностной концепции. Согласно данной концепции культура есть способ человеческой жизнедеятельности, целью которой является сохранение и развитие общественной целостности, ее структуры.
Важное место в контексте рассмотрения деятельностной концепции занимают работы представителей ростовской философско - культурологической школы (В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, Г.В. Драч, Е.Я. Режабек, О.М. Штомпель, А.Н. Ерыгин, В.К. Королев, JI. А. Штомпель).
При этом в рамках этой концепции признается, что культура должна развиваться через предоставление человеку возможностей саморазвития.
При анализе функционирования в обществе ценностной системы мы
опираемся на "понимающую социологию" М. Вебера, сосредоточенную на
понимании целей и субъективно понимаемых смыслов человеческой 12
деятельности , формируемых не извне, а внутри культуры. Подходу М. Вебера свойственна особая концентрация внимания на духовной микрокультуре и индивидуальном уровне - на ценностях и установках индивида. М. Вебер использовал объясняющий, интерпретирующий метод для объяснения социальных действий, считая, что необходимо основываться на понимании
12 Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990.- 808 с.
субъективных целей, смыслов, которые индивиды могут придавать своим действиям.
Также в трактовке ценностей мы опирались на отечественную философскую теорию ценности М.С. Кагана, в которой рассматривается как внутренняя, так и внешняя детерминация ценностного отношения. При изучении строения аксиосферы профессор Каган уделяет немалое значение тому, что происхождение ценностей и их функционирование в обществе всецело обусловлены социокультурной практикой.
В понимании динамики и смены ценностной парадигмы мы пытаемся сочетать «качественные» методы исследования культуры, представленные, например, у Вебера, с «количественными», и, таким образом, представляем «смешанный» подход, который, с нашей точки зрения, лучше подходит для объяснения и понимания переходных этапов в культуре. Именно поэтому мы также исходим из методологии компаративного изучения культур Г. Хофстеде и метода кросс - культурного анализа системы ценностей Р. Инглхарта. Данная методология основана на опросах, анкетировании и методах статистического анализа. Через «количественный» метод появляется возможность относительно точного измерения различных ценностных установок общества.
Междисциплинарный подход в диссертационном исследовании также предполагает привлечение теории социологии и теории урбанизма. Так, при рассмотрении социокультурной среды, стимулирующей свободу самовыражения и творчество, использовались подходы и работы урбанистов середины XX века и современных теоретиков построения благоприятной городской среды (Л. Мэмфорд, Л. Вирт, Р. Парк, Я. Гейл, Л. Гемзо, К. Халинен, Ч. Лэндри, Р. Флорида, Р. Роджерс). Последние исследования, в первую очередь, посвящены исследованию взаимосвязи «города», «креативности» и «инноваций».
Научная новизна исследования
• Показано, что становление постматериалистических ценностей, присущих "креативному классу", происходило в тесном взаимодействии с формированием основ культуры постиндустриального общества. Зарождение такой системы ценностей можно проследить внутри механизмов "оповседневнивания" новых форм деятельности постиндустриального общества, внутри формирования новой пространственно-временной ментальности «креативного класса».
• Проанализированы постматериалистические ценности «креативного класса». В качестве фундаментальных ценностей автором выделены ценности: креативность, стремление к перманентному образованию и самообразованию, разнообразия в социокультурных порядках. Показано, что время, потраченное на творчество, самообразование и саморазвитие, предстает как основополагающий ресурс и одновременно ценность в деятельности субъекта культуры.
• Исследовано социокультурное пространство ряда современных городов, в которых «культивируются» постматериалистические ценности в деятельности нового субъекта культуры.
• Проанализирован объективно - ценностный подход к изучению ценностных установок общества в работах Г. Хофстеде, Р. Инглхарта, где предпринимается попытка количественного измерения нематериальных ценностей. Методология компаративного изучения культур Г. Хофстеде и кросс - культурного анализа системы ценностей Р. Инглхарта, основанная на опросах, анкетировании и методе статистического анализа, закладывает основу новой парадигмы изучения культуры, где культура предстает как главный ресурс развития креативности общества. Показано, что такой подход должен быть дополнен качественными методами исследования культурных ценностей.
Положения, выносимые на защиту:
1. В контексте культуры постиндустриального общества, где важнейшим фактором производства и экономического роста и благополучия являются знания и креативная деятельность, формируется новый социальный класс - "креативный класс", являющийся системообразующей движущей силой экономической и культурной жизни общества. Данный класс формирует новые модели занятости, мотивации, виды деятельности и ценностные ориентиры. Деятельность данного "класса" опирается на такие культурные ресурсы, как интеллект, знание, креативность.
2. "Креативный класс" выступает главным транслятором и носителем постматериалистических ценностей. Существенным моментом является то, что "креативный "класс" реализует эти ценности через и посредством своей профессиональной деятельности, в которой самосовершенствование; самореализация; самообразование; время, потраченное на творчество и самообразование; «применение» творческого потенциала стали возможными именно в ее рамках, в отличие от предшествующих этапов развития общества.
3. Ценности выступают как важный фактор, определяющий ход социально - культурного развития. Так, ценности "креативного класса" закладывают основу дальнейшего развития постиндустриального общества, инициируют появление новых способов жизнедеятельности "креативного класса", способствуют формированию креативных пространств в современной городской культуре.
4. Культура постиндустриального общества характеризуется новым типом «не-линейной темпоральности»: меняется отношение ко времени, происходит его переструктуризация как на общественном уровне, так и на индивидуальном. Данные изменения инициированы широким вовлечением в повседневную жизнь и профессиональную деятельность средств массовой коммуникации: происходит, с одной стороны, компрессия пространства и времени, с другой стороны, появляются возможности «вернуть время»,
осуществлять его рефлексивный обзор на постоянной основе. Это даёт возможность более гибкого устройства повседневной деятельности и более качественной координации действий. Меняется специфика деятельности индивида, которая уже не может осуществляться по определенному алгоритму и шаблону. Повседневное упорядочивание этой деятельности идет по новым принципам организации времени: потребности его синхронизации, учета его виртуальных состояний, насыщения и персонализации.
5. Формирование и культивирование ценностей "креативного класса" происходит в определенном социокультурном пространстве городской среды, где основополагающим принципом является создание благоприятных для креативности социокультурных условий. Благоприятные условия городской среды предполагают воспитание и общественное взаимное признание таких ценностей, как толерантность, инновационные технологии, талант, разнообразие социокультурных порядков.
Теоретическая и практическая значимость работы
Разработанные теоретические положения связаны с процессами осмысления становления новых ценностных установок в современной культуре, а также с анализом трансформации социальной структуры. Так, можно продвинуться в изучении социокультурных вопросов, которые связаны с анализом роли и места человека в современном обществе. Результаты исследования могут быть использованы в культурологических, политических, экономических исследованиях и программах, при планировании социологических исследований, а также в преподавательской, педагогической, идеологической работе.
Полученные результаты можно использовать в преподавании общих и специальных курсов по культурологии, истории и теории культуры, истории философии, социологии. Они имеют значение для работников культуры, политиков, управленцев и преподавателей в области гуманитарных наук.
Апробация результатов
Достоверность результатов исследования определяется изучением Результаты исследований были апробированы на научно - практической конференции «Социально - политические, исторические и культурные аспекты модернизации России (XIX- нач. XXI) 19 октября 2012 года. Диссертация прошла обсуждение на кафедре исторической культурологии факультета философии и культурологии Южного федерального университета.
Основные положения диссертационной работы были также апробированы при чтении специального курса "Креативный класс: социальная география, культурные тенденции" (Л. - 16 ч., пр. - 16 ч.), а также при чтении курса "Культура информационного общества" (Л. - 32 ч., пр. - 16 ч.) на факультете философии и культурологии ЮФУ.
По теме диссертации было опубликовано семь статей (общим объемом 3 п.л), три из которых входят в перечень журналов, рекомендованных ВАК.
Структура и объем диссертации.
Структура работы соответствует целям и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 16 параграфов, заключения и списка литературы, включающего в себя 164 источника, из них 77 на английском языке. Общий объем диссертационной работы составляет 155 страниц.
Глава 1. Теоретике - методологические основы исследования ценностей "креативного класса"
1.1. «Постиндустриальное общество»: основные характеристики развития
На сегодняшний день, как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе существует множество работ, посвященных изучению современного общества. Так, можно выделить ряд концепций и авторов, по-разному определяющих сущность общества конца XX века - начала XXI века.
В зарубежной научной литературе следует выделить следующих исследователей: А. Турена, Ж. Бодрийяра, Ю. Хабермаса, Э. Гидденса, Д. Бэлла, Дж. Бенигера, Й. Масуда, Ф. Махлупа, Т. Умесао, 3. Бжезинского, А. Горца, Р. Дарендорфа, Г. Перкина, Р. Райха, У. Дизарда, Ф. Вебстера, А. Тоффлера, М. Маклюэна, Дж. Нейсбита, 3. Баумана, М. Кастельса, Д. Брукса, Р.Флорида, Р. Инглхарта.
Среди отечественных исследователей выделим работы А. Н. Абдулова, М.Г. Абрамова, Р.Ф.Авдеева, А.В.Айламазяна, E.JL Вартановой, О.Н. Вершинской, С.А. Дятлова, В. Гнедовского, В. И. Глушкова, Т.В. Ершовой, М.В. Заковоротной, А.Ф. Зотова, Д.В. Иванова, B.JI. Иноземцева, В.З. Кагана, В. А. Красильщикова, А.Н. Кулькина, И.Н. Курносова, В.А. Кутырева, И.С. Мелюхина, H.H. Моисеева, И.А. Негодаева, И. Пригожина, И.А. Ракитова, А.И. Смирнова, А.П. Суханова, В.А. Уханова, В.Г. Федотовой, Д.С. Чернавского.
Концепция постиндустриального общества построена на основе теории индустриального общества. Первая половина XX века отмечена появлением такой дисциплины, как индустриальной социологии, у истоков которой стоят такие
исследователи, как М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Зомбарт, Г. Шмоллер, К. Кларк, Ж. Фурастье.
Так, Макс Вебер, говоря о становлении капиталистического общества,
отводит особую роль науке и технике. Развитие западной цивилизации описывается
им как «случайное соединение рациональной античной науки, рационального права,
эксперимента и технологии с процессами отделения рабочей силы от средств
производства плюс идеологически интегрирующий компонент - протестантизм с
11
его рациональной этикой . Макс Вебер подчеркивает, что протестантизм выступает как идеологическая и ценностная основа новой общественной интеграции, базирующейся на рациональной этике и на новом характере взаимоотношений между поколениями, который характеризуется М. Вебером как рационально мотивированная установка интересов14. М. Вебер пытается выйти за границы рассмотрения развития общества исключительно через призму системы производственных отношений, выделяя особенно духовную сферу как основополагающую в становлении новых общественных и экономических форм. Далее мы подробно рассмотрим эти идеи.
В социологии Эмиля Дюркгейма показывается особая значимость процессов разделения труда при переходе от традиционного общества к индустриальному15. Разделение труда есть фактор перехода от механической солидарности, где индивидуальное сознание растворено в коллективном, к органической, где имеют место процессы индивидуализации. В обществе с механической солидарностью индивиды выполняют схожие функции, и потому являются взаимозаменяемыми. Если говорить об обществе с органической солидарностью, то в нем наблюдается скорее функциональные связи между индивидами: своей деятельностью они взаимодополняют друг друга и являются взаимозависимыми. Разделение труда не есть экономическая необходимость, это
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Стратегия геокультурного брендинга города: креативный потенциал пермского звериного стиля2020 год, кандидат наук Дианова Юлия Викторовна
Креативные основы рекламной коммуникации: Системный анализ2002 год, доктор философских наук Козловский, Валерий Иванович
Социальные механизмы включения индивида в коммуникативное пространство современного мегаполиса: теоретико-методологический анализ2020 год, кандидат наук Абагеро Даниэль Джемалович
Культурные индустрии: концепт и реальность2023 год, кандидат наук Савельева Ксения Викторовна
Творческий труд в постиндустриальном обществе: социально-философский анализ2017 год, кандидат наук Григорова Яна Викторовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Петровская, Ольга Васильевна, 2013 год
Библиографический список
1. Абрамов М.Г. Человек и компьютер: от Homo faber к Homo informaticus.// Человек. 2000. №4.
2. Агапова И. История экономической мысли // Библиотека Гумер [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/agap/08.php (дата обращения: 23.06.12)
3. Антипина О., Иноземцев В. Диалектика стоимости в постиндустриальном обществе. // Международная экономика и международные отношения. 1998. N 5, 6, 7.
4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ. ред. и предисл. П. С. Гуревича. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Политика», 1992.- 608 с.
5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М..: "Аспект Пресс", 2003.-351 с.
6. Бермус А.Г. Введение в гуманитарную методологию: научная монография/ А.Г. Бермус. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007.-336с.
7. Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют// Библиотека Гумер [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/blaug2/13.php/ (дата обращения: 28.03.2013)
8. Блок М. Апология истории, или ремесло историка - М. Наука, 1973.
232 с.
9. Блок М. Апология сравнительной истории европейских обществ. // XX век : Методологические проблемы исторического познания: сб. обзоров и рефератов: в 2 ч. М., 2001. -4.2. с. 14-30
10. Брукс Д. Бобо в раю. Откуда берется новая элита. ООО "АдМаргинем Пресс", 2013
11. Васильчук Ю. Постиндустриальная экономика и развитие человека. // МЭ и МО. 1997 N9. С.74-87.
t
12. Вебер M. Избранные произведения. - M.: Прогресс, 1990.- 808 с.
13. Веблен Т. Теория праздного класса. Изд.: Либроком, 2011, 368 с.
14. Всемирный саммит по информационному обществу// [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ifap.ru/library/bookl93.pdf// (дата обращения: 12.05.2012)
15. Гайденко П.П. Социология Макса Вебера // История буржуазной социологии XIX — начала XX века / Под ред. И.С. Кона. М.: Наука, 1979. — С. 253308.
16. Гейл Я. Города для людей. Изд. на русском языке - Концерн "КРОСТ", пер. англ. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 276 с.
17. Гейл Я., Гемзо Л. Новые городские пространства. М.: Альпина Паблишер, 2012. - 254 с.
18. Гидденс Э. Последствия современности. М.: Издательская и консалтинговая группа "Праксис", 2011. - 352 с.
19. Гнедовский В. Современные проблемы развития постиндустриального общества в городах США и Европы [2004] // Русский архипелаг [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.archipelag.ru/geoeconornics/postindustrializrn/version/conteiriporarv-problem/ (дата обращения - 15.08.2011)
20. Гнедовский В.М., Аверченкова C.B., Гнедовский М.Б. Капитализируя гений места и дух времени: Стратфорд-на-Эйвоне - Веймар - Ясная Поляна: культурное наследие как фактор устойчивого регионального развития/. - Тула: Изд. дом «Ясная Поляна», 2008. - 80с.
21. Гнедовский М. Будущее уже наступило // Культура на перепутье. Культура и культурные институты в XXI веке. Пер. с англ. - М.: Классика-ХХ1, 2003. -С. 6-11.
22. Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России // Отечественные записки. Выпуск журнала № 4 (25) 2005 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/2005/4/tvorcheskie-industrii-politicheskiy-vyzov-dlya-rossii (дата обращения: 12.04.2011)
/
t
23. Гуревич А.Я. Проблема ментальностей в современной историографии. // Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. Вып. 1. М., 1989, с. 75-89
24. Гутман С. Образование в информационном обществе. Издание ЮНЕСКО для Всемирного Саммита по информационному обществу. Санкт -Петербург, 2004, 96 с.
25. Джейкобе Д. Жизнь и смерть больших американских городов. / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2011. - 460 с.
26. Добреньков В., Кравченко А. История зарубежной социологии// Библиотека Гумер [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gumerлnfo/bibliotek ВикБ/Зосю^/сЬЬг/ (дата обращения: 12.02.2013)
27. Дракер П.Ф. Посткапиталистическое общество// Русский архипелаг [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.archipelag■ru/geoeconomics/osnovi/leader/postcapital/?version=foфrint (дата обращения - 10.09.2012).
28. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М.: Наука, 1991.- 576 с.
29. Заковоротная М. В. Информатизация общества. Модели национальной идентичности. // Научная мысль Кавказа. 1997. N4. С. 25-33.
30. Заковоротная М. В. Концепция информационного общества в западной социальной философии. Ростов-на-Дону, 1994.
31. Заковоротная М. Понятие информационного общества/Философия. Учебник для студентов высших учебных заведений/Под ред. проф. А. Н. Ерыгина -Москва: ИКЦ "МарТ", Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2004. - С. 649-661.
32. Зеленин Д. Время креативного класса// Российская газета. Дата публикации 21 ноября 2006 г.
33. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство, 2011.-464 с.
34. Иноземцев В. «Класс интеллектуалов» в постиндустриальном обществе.// Библиотека научной и учебной литературы [Электронный ресурс] Режим
доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/inozemcev ЫеПек!/ (дата обращения: 14.11.2011).
35. Иноземцев В. Переосмысливая грядущее. Крупнейшие американские ученые о современном развитии. // МЭ и МО. 1998. №11. С.5-27.
36. Иноземцев В. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии. // Вопросы философии. 1998. N 9 С. 27-38.
37. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. М., 1998.
38. Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. Гос. ун-т — Высшая школа экономики. —4-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. — 427с.
39. История ментальностей. Историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. /РАН, Ин-т всеобщей истории; Рос. гос. гум. унт. М., 1996. 255 с.
40. Каган М. Философская теория ценности. - Санкт - Петербург, ТОО ТК "Петрополис". - с. 205
41. Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. У-фактория, 2004, 328 с.
42. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
43. Кастельс М., Киселева Э. Россия в информационную эпоху. Мир России. 2001. №1. С.35-66.
44. Королёв В.К. Экономика как феномен культуры. Ростов - на - Дону. Изд-во РГПУ, 1999-235 с.
45. Культурология: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.
46. Леднева А. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1995. - 119 с.
47. Ллойд Р., Кларк Т. Р.. Город как машина развлечений// Вестник Удмурдского университета. Вып. 1, 2010, с. 33-44.
48. Лэндри Ч. Креативный город. М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2011 -399 с.
49. Лэндри Ч. Развитие городов через культуру// Правительство Архангельской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dvinaland.ru/culture/site/Publications/EoC/EoC2000-6/01 .pdf/ (дата обращения: 29.03.2013)
50. Лэндри Ч. Современный город: как это работает// Русский журнал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Sovremennyi-gorod-kak-eto-rabotaet/ (дата обращения: 31.03.2013)
51. Лэндри Ч., Грин Л., Матарассо Ф., Бьянкини Ф. Развитие городов через культуру. - СПб: Нотабене, 1999. - 87 с.
52. Магун В., Руднев М. Европейцы трех сортов// Экспертный портал Высшей школы экономики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.opec.ru/1401876.html. (дата обращения: 12.04.2011)
53. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга. Становление человека печатающего. М.: Академический проект, 2005. — 496 с.
54. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения. М.: Кучково поле, 2007. — 464 с.
55. Маклюэн М. Телевидение. Робкий гигант // Современные проблемы личности : журнал / пер.: Григорьева Аркадьева. — М.: Издательтво «Искусство», 2001. —№ 1. —С. 138—148
56. Малиновский Б. Научная теория культуры. // Вопросы философии. 1983. №2.
57. Маркс К. , Энгельс Ф. Избранные сочинения в 9 т. Т. 2. - М.: Политиздат, 1985
58. Маркс К. К критике политической экономии. Избранные произведения. В 3-х т. Т. I. - М.: Политиздат, 1980. - VI, 640 с.
59. Маркс К. Капитал. М.: Полиздат, 1985.
60. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. С.77-105
61. Моисеев Н. Информационное общество: возможности и реалии. // Полис. 1993. N3. С.6-15.
62. Нетодаев И.А. Информатизация культуры: Монография. - Ростов н/Д.: ЗАО «Книга», 2003. - 320 с.
63. Негодаев И.А. На путях к информационному обществу. Ростов-на-Дону, 1999.
64. Нэсбит Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90 - е годы. Мегатенденции: Год 2000. Десять новых направлений на 90 -е годы/ Пер. с англ. - М.: "Республика", 1992.-415 с
65. Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. Культура и культурные институты в XXI веке. Пер. с англ. - М.: Классика-ХХ1, 2003. - 96 с.
66. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Изд. Прогресс, 1983,
604 с.
67. Поскряков A.A. Иновационная культура и креативность// Библиотека учебной и научной литературы [Электронный ресурс]// http://sbiblio.coin/biblio/archive/poskrakov_innovac/ (дата обращения: 6.02.2013)
68. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М., 1991.
69. Ракитов А. И. Цивилизация, культура, технология и рынок.// Вопросы философии. 1992 .-№5.-С. 3-16.
70. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.:ЭКСМО, 2007.
71. Соловьев А. Динамика культуры информационной эпохи: монография / A.B. Соловьев; Ряз. Гос. Ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2009. - 228 с.
72. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. — М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 669 с.
73. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО "Фирма "Издательство ACT", 1999,
784 с.
74. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. — М.: ООО "Издательство ACT", 2002. —557 с.
75. Уайт JI. Понятие культуры. Наука о культуре. Энергия и эволюция культуры.// Антология исследований культуры. СПб, 1997. С. 17-49, 141-157, 439465.
76. Уэбстер Ф. Теории информационного общества.- М.: Аспект Пресс, 2004.- 400 с.
77. Февр Л. Бои за историю. М.: изд-во Наука, 1991, 632 с.
78. Флорида Р. Почему агрессоры проигрывают// Портал E-xecutive.ru [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/kno wled ge/worldtoplist/1621383/ (дата обращения: 11.05.2012).
79. Флорида P. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-ХХ1, 2005 - 421 с.
80. Хабермас Ю. Вовлечение другого: Очерки политической теории / Пер. с нем. Ю. С. Медведева; под ред. Д. А. Скляднева. — М.: Наука, 2001. — 417 с.
81. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. —М. : Наука, 1992 — 176 с.
82. Халинен К. Прямая речь: финский урбанист - о том, чем заполнить старые промзоны// The Village [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.the-village.ru/village/city/publ ic-space/119630-pryamaya-rech-kari-halinen-o-kulturnyh-klasterah-sankt-peterburga. (дата обращения: 25.11. 2012)
83. Шкаратан О.И. Манюэль Кастельс - мыслитель и исследователь: Предисловие научного редактора русского издания // Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.-С. 10-18.
84. Штомпель Л.А. Культура Южно - российского города: путешествие во времени и пространстве (на примере Ростова - на - Дону) [Текст]: монография / Л.А. Штомпель, О.В. Баева - Ростов - на - Дону: ИАрхИ ЮФУ, 2012. - 232 с.
85. Штомпель Л.А. Лики времени. -Ростов - на -Дону , СПб: РГСУУ, Компыотериконъ - АРИТА, 1997. - 201 с.
86. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ.; под ред. В. А. Ядова. — М.: Аспект-Пресс, 1996. — 416 с.
87. Эмар М. «Анналы» - XXI век,// Одиссей: Человек в истории/ (гл. ред. А.Я. Гуревич; Ин-т всеобщей истории). - М.: Наука, 2005-470 с. 131-138
88. Albert, R. S., & Runco, М. A. A history of research on creativity. In R. J. Sternberg (Ed.), Handbookof creativity (pp. 16-31). Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1999
89. Altbach P.G., Rnight J. The Internalization of Higher Education: Motivations and Realities//77ze NEA Almanac of Higher Education, p. 27 - 36, 2006
90. Amabile, T. The social psychology of creativity. New York: Springer, 1983
91. Becker, G. S. Human Capital. N.Y.: Columbia University Press, 1964.
92. Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N. Y., 1976. P. 146 —
158.
93. Beniger J. A. The Control Revolution. Technological and Economic Origins of the Information Society. - Cambridge: Harvard Press, 1986
94. Besemer, S. P., & O'Quin, K. Confirming the three-factor creative product analysis matrix model in an American sample. Creativity Research Journal, 12, 287-296, 1999
95. Boden, M. Creativity and artificial intelligence. Artificial Intelligence, 1998, p. 347-356.
96. Bruning, R. H., Shraw, G. J., & Norby, M. M. Cognitive psychology and instruction (4th ed.). Upper Saddle River, NJ: Pearson/Merrill Prentice Hall, 2010
97. Bures F. The Fall of the Creative Class// Thirty Two Magazine [Электронный ресурс] Режим доступа: http://thirtytwomag.com/2012/06/the-fall-of-thecreative-class/. (дата обращения: 30.08.2013).
98. Castells, М., Fernandez-Ardevol, М., Linchuan Qiu, J. and Sey, A. Mobile Communication and Society: A Global Perspective (Information Revolution and Global Politics), Cambridge, MA, MIT Press, 2007, 331 p.
99. Clark C. The Conditions of Economic Progress, London : Macmillan, 1940,
504 p.
f
100. Clinton G., Hokanson B. Creativity in the training and practice of institutional designers: the Design/ Creativity Loops model// Education Tech Research Dev (2012), p. Ill - 130
101. Csikszentmihalyi, M. Creativity: Flow and the psychology of discovery and invention. New York: Harper Collins, 1996
102. Curran J., Morley D. Media and Cultural Theory 11 Keith Negus. Rethinking creative production away from the cultural industries, p. 197-209.
103. Department for Culture, Media and Sport. Creative Industries Programme. Report of the Regional Issues Working Group. Creative Industries. The Regional Dimension. London, 2000.
104. Dewey, J. Art as experience. New York: Berkeley Publishing Group, 1934
105. Drucker P. The Age of Discontinuity. Guidelines to Our Changing Society. NY, 1969.
106. Entretien avec Jacques Ranciere // Journal Mediapart. 16 Novembre 2011 [Электронный ресурс] Режим доступа: // http://www.mediapart.fr/iournal/audio/entretien-iacques-ranciere-lre-partie// (дата обращения:7.02.12)
107. Feist, G. J. The influence of personality on artistic and scientific creativity. In R. J. Sternberg (Ed.),Handbook of creativity (pp. 273-296). Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1999
108. Florida , R., Tinagli, I . Europe in the Creative Age. Pittsburgh : Carnegie Mellon Software Industry Center / London : Demos, February 2004, 48 p.
109. Florida R. The Economic Geography of Talent // Annals of the Associatation of American Geographers, pp. 743 - 755
110. Florida R. What Critics Get Wrong About the Creative Class and Economic Development// The Atlantic Cities Jul., 2012 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.theatlanticcities.com/iobs-and-economv/2012/Q7/what-critics-get-wrong-about-creative-class/2430/. (дата обращения: 8.08. 2012).
111. Florida R. Why No City Can Afford to Forget About Seniors// The Atlantic Cities Jun., 2013 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.theatlanticcities.com/neighborhoods/2013/06/whv-no-city-can-afford-forget-about-seniors/5789/. (дата обращения: 5.08.2012).
112. Florida R., Mellander С., Stolarick К. Inside the Black Box of Regional Development - Human Capital, the Creative Class and Tolerance // Journal of Economic Geography 8 (2008), pp. 615 - 649
113. Florida, R. L. The flight of the creative class : the new global competition for talent. New York : Harper Business, 2005
114. Florida, R. L. The rise of the creative class : and how it's transforming work, leisure, community and everyday life. New York, NY : Basic Books, 2004
115. Florida, R. L. Who's your city? : how the creative economy is making where to live the most important decision of your life. Toronto : Random House Canada, 2008.
116. Florida, Richard L. Cities and the creative class. New York : Routledge,
2005
117. Florida, Richard L. Locating global advantage : industry dynamics in the international economy. Stanford, Calif. : Stanford University Press, 2004.
118. Fourastie J. Le Grand Espoir Du XX-e Siècle, Gallimard; Ed. rev. et mise a jour edition, 1989, 427 p.
119. Gardner, H. Creating minds: An anatomy of creativity seen through the lives of Freud, Einstein, Picasso, Stravinsky, Eliot, Graham and Gandhi. NewYork: Basic Books, 1993
120. Hamilton W. Institution. Encyclopaedia of the Social Sciences. New York, 1932, v. VIII, p. 84
121. Hofstede, G. and Bond, M.H. (1984), "Hofstede's culture dimensions: an independent validation using Rokeach's value survey", Journal of Cross-cultural Psychology, Vol. 15, pp. 417-33.
122. Hofstede, G., Culture's Consequences: International Differences in Work-related Values, Sage, Beverly Hills, CA, 1980
123. Howkins. J. The Creative Ecomomy: How People Make Money from Ideas. Penguin Global, 2004. - 288 p.
124. Hoyman M., Faricy C. A Test of the Creative Class, Social Capital, and Human Capital Theories// Urban Affairs Review, Volume 44 Number 3, January, p. 311 -333,2009
125. Hughey M.W., Vidich A.J. Veblen, Weber and Marx on Political Economy// International Journal of Politics, Culture and Society, Vol. 6, No. 4, 1993, p. 491 - 505
126. Inglehart, R. and Baker, W.E. (2000), Modernization, cultural change, and the persistence of traditional values// American Sociological Review, Vol. 65 No. 1, pp. 1951.
127. Inglehart, R. Globalization and Postmodern Values//77ze Washington Quarterly, Volume 23, Number 1. Winter 2000, pp. 215-228.
128. Isserman M., Kazin M. America Divided. Oxford ; NY : Oxford University Press, 2004. P. 308.
129. Kotkin, J. The Inland Empire Visioning Summit Report. LA: The Inland Empire Economic Partnership Foundation, 2003
130. Kotkin, J. The New Geography: How the Digital Revolution Is Reshaping the American Landscape. New York : Random House, 2000
131. Kratke S. "Creative Cities" and Rise of the Dealer Class: A Critique of Richard Florida's Approach to Urban Theory// International Journal of Urban and Regional Research. Volume 34, Issue 4, 2010, pp. 835 - 853
132. Ling, R. and Yttri, B. "Control, emancipation and status: The mobile telephone in the teen's parental and peer group control relationships." in Information Technology At Home, edited by Kraut, R. Oxford: Oxford, 2005
133. Ling. R. Forthcoming. Mediated Ritual Interaction: Mobile communication's impact on social cohesion. MIT Press: Cambridge MA.
134. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States Princeton,NJ : Princeton University Press, 1962.
135. Martin - Brelot H., Grossetti M., Eckert D., Gritsai O., Kovacs Z. The Spatial Mobility of the "Creative Class": A European Perspective // International Journal of Urban and Regional Research. Volume 34, Issue 4, 2010, pp. 854-870
136. Mellander C., Florida R., Renrfrow J. The Creative Class, Post-industrialism and the Happiness of Nations// Cambridge Journal of Regions, Ecomomy and Society, p. 113,2011
137. Minkov M. The Evolution of Hofstede's Doctrine// Cross Cultural Management: An International Journal. Vol. 18 No. 1, 2011, pp. 10-20
138. Mumford L. The City in History: Its Origins, Its Transformation, and Its Prospects. NY : Harcourt, Brace, 1961. P. 486
139. Mumford L. The Culture of Cities. Routledge, 1997, p. 530.
140. Occupy Movement (Occupy Wall Street)// The New York Times [Электронный ресурс ] February 13, 2012// Режим доступа: http://topics.nytimes.eom/top/reference/timestopics/organizations/o/occupy wall street/ind ex.html?scp-1 -spot&sq=occupy%20wall%20street&st==cse// (дата обращения: 21.02.12)
141. Oldenburg R. Celebrating the Third Place: Inspiring Stories about the "Great Good Places" at the Heart of Our Communities. Da Capo Press, 2002, 336 p.
142. Oldenburg R. The Great Good Place: Cafes, Coffe, Shops, Bookstores, Bars, Hair Salons, and Other Hangouts at the Heart of a Community. New York: Marlowe & Company, 1999, 384 p.
143. Park R. The City as a Social Laboratory// In: Robert E. Park On Social Control and Collective Behavior/ Selected Papers, Ed. and with introduction by Ralph H. Turner. - Chicago a. London: Phoenix Books, The University of Chicago Press, 1967. - pp. 3-18
144. Park R.E, Burgess E., McKenzie R. (1925, 1986,) The City. The University of Chicago Press, 1992, 142 p.
145. Perkin H. The Rise of Professional Society : England Since 1880, Routledge, 2002. - 632 p.
146. Plucker, J. A., & Renzulli, J. S. Psychometric approaches to the study of human creativity. In R.J. Sternberg (Ed.), Handbook of creativity (pp. 35-61). Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1999
147. Policastro, E., & Gardner, H. From case studies to robust generalizations: An approach to the study of creativity. In R. J. Sternberg (Ed.), Handbook of creativity (pp. 213-225). Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1999
148. Polya, G. How to solve it. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1945
149. Rancière J., La crise de la démocratie et les mouvements d'indignés// Journal Mediapart. 10 décembre 2011// Режим доступа: http://www.mediapart.fr/journal/audio/iacques-ranciere-la-crise-de-la-democratie-et-les-mouvements-dindignes. (дата обращения: 8.02.12)
150. Root-Bernstein, R., & Root-Bernstein, M. (1999). Sparks of genius: The thirteen thinking tools of the world's most creative people. Boston: Houghton-Mifflin.
151. Rosier M. Culture Class: Art, Creativity, Urbanism, Part III E - flux [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.e-flux.com/journal/culture-class-art-creativity-urbanism-part-i/ (дата обращения: 7.05.2012)
152. Rosier M. Culture Class: Art, Creativity, Urbanism, Part II / E - flux [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.e-flux.com/iournal/culture-class-art-creativity-urbanism-part-ii/ (дата обращения: 12.03.2013)
153. Rosier M. Culture Class: Art, Creativity, Urbanism, Part III// E - flux [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.e-flux.com/journal/culture-class-art-creativity-urbanism-part-iii/ (дата обращения: 12..03.2913)
154. Runco, M. А., & Sakamoto, S. О. Experimental studies of creativity. In R. J. Sternberg (Ed.), Handbook of creativity (pp. 62-92). Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1999
155. Sands G., Reese L.A. Fair Weather Friends? The Impact of the Creative Class on the Economic Health of Mid - sized US Metropolitan Areas, 1990 - 2009 // Cambridge Journal of Regions, Economy and Society, 2013, 6, pp. 71-91
156. Schultz T. The emerging Economic Science and Its Relation to High School Education// The High School in a New Era. 1958
157. Sternberg, R. J., & Lubart, T. I. (1999). The concept of creativity: Prospects and paradigms. In R. J. Sternberg (Ed.), Handbook of creativity (pp. 3-15). Cambridge, UK: Cambridge University Press.
158. Torrance, E. P. Torrance tests of creative thinking (Test). Lexington, MA: Personnel Press/Ginn and Co./Xerox Education Co, 1974
159. Touraine A. La Société Postindustrielle. P., Denoël, 1969, 319 p.
160. Wallas, G. (1954/1988). Stages in the creative process. In A. Rothenberg & C. R. Hausmann (Eds.). The creativity question (pp. 69-73). Durham, NC: Duke University Press.
161. Ward, T. B., Smith, S. M., & Finke, R. A. Creative cognition. In R. J. Sternberg (Ed.), Handbook of creativity (pp. 189-212). Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1999
162. Weisberg, R. W. Creativity and knowledge: A challenge to theories. In R. J. Sternberg (Ed.), Handbook of creativity (pp. 226-250). Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1999
163. Whyte W. H. The Organization Man. - L.: Penguin book. 1963.
164. Wirt L. Urbanism as Way of Life. // The American Journal of Sociology, Vol. 44, No. 1 (Jul. 1938), p. 1-24.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.