Целевые творческие командировки советских художников и отечественное искусство 1922-1932 годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Шанявская, Александра Андреевна

  • Шанявская, Александра Андреевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 279
Шанявская, Александра Андреевна. Целевые творческие командировки советских художников и отечественное искусство 1922-1932 годов: дис. кандидат наук: 17.00.09 - Теория и история искусства. Санкт-Петербург. 2017. 279 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Шанявская, Александра Андреевна

Оглавление

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы исследования

1.1. Целевая творческая командировка: проблема определения понятия

1.2. Источниковая база исследования

1.3. Историография изучаемой темы

Глава 2. Целевые творческие командировки 1922-1927 гг.: от идеи до реализации

2.1. Предпосылки возникновения практики командировок в 1922-1924 гг

2.2. Командировки в преддверии VIII выставки АХРР «Жизнь и быт народов СССР»: подготовка и проведение

2.3. Командировки в преддверии VIII выставки АХРР «Жизнь и быт народов СССР»: подведение итогов

2.4. Командировки участников выставки «X лет РККА»

Глава 3. Целевые творческие командировки 1928-1932 гг.: от разовых поездок до формирования системы

3.1. Командировки писателей и художников в 1928-1929 гг.: новые задачи и участники

3.2. Командировки Главискусства в 1930 г. и роль государства в их проведении

3.3. Сложение системы творческих командировок и их дифференциация в 1931-1932 гг

Заключение

Список сокращений

Список использованной литературы и источников

Список иллюстраций

Приложения

Приложение 1. Сводная таблица художников - участников командировок 1922-1932 гг

Приложение 2. Иллюстрации

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Целевые творческие командировки советских художников и отечественное искусство 1922-1932 годов»

Введение

Актуальность исследования целевых творческих командировок советских художников 1922-1932 гг. обусловлена рядом факторов. Во-первых, данная проблема до последнего времени оставалась неизученной. Это объясняется общим состоянием истории отечественного искусства 1920-х гг. - отсутствием обобщающих работ и комплексных исследований. Во-вторых, изучение целевых творческих командировок продиктовано назревшей потребностью переосмысления советского искусства. Именно сейчас активную исследовательскую работу начинают вести молодые специалисты, не принадлежащие советскому поколению исследователей. Их появление можно рассматривать как важнейшее условие для беспристрастного изучения и выработки объективной оценки явлений и фактов прошлого. Кроме того, постепенно расширяется круг доступных источников - как документальных, находящихся в государственных архивохранилищах 1, так и изобразительных, хранящихся в собраниях частных коллекционеров 2 . Наконец, анализ научной литературы последнего десятилетия свидетельствует о росте интереса к русскому искусству 1922-1932 гг. , который прослеживается в увеличении числа выставок живописи и графики4, посвященных этому периоду.

Обращаясь к вопросу о степени научной разработанности темы, следует отметить, что целевые творческие командировки советских художников становятся предметом специального исследования впервые. Поскольку они рассматриваются в контексте отечественного искусства 1922-1932 гг., нельзя не остановиться на работах общего характера, обзор которых представлен в первой главе.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1922 г. по 1932 г. и обусловлены выбранной темой и общей периодизацией советского искусства. В советской историографии было принято следующее деление указанного десятилетия: 1922-1927 гг. -«восстановительный» период и 1928-1933 гг. - «реконструктивный». Границы этапов были отмечены событиями общественно-политической и экономической жизни страны: 1921 г. -окончание Гражданской войны и введение новой экономической политики (НЭПа), 1928 г. -

1 Прежде всего, в РГАЛИ и ГА РФ.

2 Например, ИРРИ, в основу которого легла коллекция бизнесмена А. Н. Ананьева.

3 Епишин А. С. Миф, проект и результат: ранняя советская живопись 2-й половины 1920-х - начала 1930-х годов. М., 2012; Рубинчик А. Л. Живопись соцреализма в советских открытках. М., 2008; Успенский А. М. Между авангардом и соцреализмом: из истории советской живописи 1920-1930-х годов. М., 2011; Яшкова Л. А., Щербинин С. А. Политика РКП (б) - ВКП (б) в сфере развития художественной культуры (1917-1930 гг.). Славянск-на-Кубани, 2009.

4 «Советский спорт», 5 февр. - 25 мая 2014 г., Москва, ИРРИ; «Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945 гг.», 4 нояб. - 4 дек. 2015 г., Москва, Центральный Манеж.

принятие первого пятилетнего плана, конец 1932 г. - его досрочное выполнение. Данное

хронологическое деление впервые встречалось в документах 1925-1926 гг. 5 и активно

использовалось затем партийными и государственными деятелями6. В 1932-1933 гг. данная

периодизация была механически перенесена в область истории советского изобразительного

искусства. Причиной стало убеждение в том, что развитие этой области человеческой

деятельности должно было пройти те же этапы, что и советское государство в своем развитии.

Подобное хронологическое деление легло в основу большинства публикаций тех лет . Название

одного из периодов даже фигурировало в заглавии специальной выставки в Русском музее8.

Данная периодизация продолжала использоваться в 1940-1990-е гг.9, однако наряду с этим в

исследованиях 1960-х гг. наметилась и другая тенденция. «Восстановительный» и

«реконструктивный» периоды всё чаще объединялись под названием «период восстановления

народного хозяйства и борьбы за социалистическую индустриализацию страны»10, «период

11 12

мирного социалистического строительства» и другими . В ряде работ 1970-х гг. искусство 1922-1932 гг. рассматривается в рамках «периода борьбы за победу социализма и упрочение

13

социалистического общества», охватывающего время с 1921 по 1941 г. Данного

14

хронологического деления придерживаются и некоторые современные исследователи . Постепенно предаются забвению не только названия периодов, но и чёткие границы десятилетия с 1922 по 1932 г. В подавляющем большинстве публикаций 1980-х гг. указанный временной промежуток именуется «периодом 1920-х годов»15.

В современных работах наиболее распространенными хронологическими рамками являются 1922-1932 гг. 16 или просто 1920-е гг. 17 Некоторые историки искусства придерживаются двойной датировки верхней границы данного десятилетия - 1932/1934. Ряд

5 Ещё в резолюции XV конференции ВКП (б), принятой 3 нояб. 1926 г., было указано, что «восстановительный период может считаться в общих чертах завершенным...». См.: Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. 1917-1928. Т. 1. М., 1967. С. 538.

6 «Прежде всего, необходимо учесть то обстоятельство, что нынешние наши трудности являются трудностями реконструктивного периода. Что это значит? Это значит, что они коренным образом отличаются от трудностей восстановительного периода нашего хозяйства». См.: Политический отчёт Центрального Комитета XVI съезду ВКП (б) от 27 июня 1930 г. // Сталин И. В. Сочинения. В 13 т. М., 1946-1951. Хронос: всемирная история в интернете. 2000. URL: http://www.hrono.ru/libris/stalin/16s27.php (дата обращения: 10.10.2015).

7 Буш М. А., Замошкин А. И. Путь советской живописи. 1917-1932. М., 1933; Советское искусство за 15 лет. Материалы и документация. Сост. И. Л. Маца, Л. Я. Рейнгардт, Л. И. Ремпель. М.-Л., 1933.

8 Выставка «Советское изобразительное искусство реконструктивного периода» была открыта летом 1932 г.

9 Мазаев А. И. Концепция «производственного искусства» 20-х годов: Историко-критический очерк. М., 1975.

10 История советского искусства. Живопись. Скульптура. Графика. В 2 т. Т. 1: 1917-1941. М., 1965.

11 Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов. Материалы, документы, воспоминания. Под общ. ред. П. И. Лебедева. Ред.-сост. В. Н. Перельман. М., 1962.

12 Лебедянский М. С. Становление и развитие русской советской живописи, 1917 - начало 1930-х гг. Л., 1983.

13 История русского и советского искусства. Под ред. Д. В. Сарабьянова. М., 1979 (2-е изд. 1989).

14 Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

15 История русского и советского искусства / М. М. Алленов, О. С. Евангулова, В. А. Плугин и др. Под ред. Д. В. Сарабьянова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1989.

16Коржихина Т. П. Извольте быть благонадежны! [Об отношении власти к обществу]. М., 1997.

17 Деготь Е. Ю. Русское искусство XX века. М., 2002.

исследователей продолжают использовать советское хронологическое деление, правда, в

18

неполном виде, опуская названия периодов . Однако без соответствующих пояснений полностью теряется логика выделения этапов внутри обозначенного десятилетия. Попытки же переработать представленную периодизацию, связав её границы с развитием советского изобразительного искусства и важнейшими событиями в области художественной культуры, до настоящего момента не предпринимались. Если учитывать, что исследование какого-либо исторического явления традиционно начинается с периодизации, то её отсутствие более чем красноречиво свидетельствует о состоянии изученности вопроса. При отсутствии единого хронологического деления большинство работ по истории советского искусства 1922-1932 гг. напоминают или труд Дж. Вазари, представляя собой «Жизнеописания наиболее знаменитых...», или серию монографий К. Кларка, отдельно рассматривая «пейзаж», «портрет» и т.д. В настоящей работе в связи с отсутствием приемлемой периодизации будет использоваться следующая.

В качестве нижней хронологической границы был выбран 1922 г., который связан с рядом важных для рассмотрения проблемы творческих командировок событий. В январе 1922 г. Управление научными учреждениями было преобразовано в Главное управление научными, музейными и научно-художественными учреждениями (Главнауку). В рамках выбранной темы особенно значимым является работа художественного отдела Главнауки, который осуществлял художественную политику в данный период. В 1922 г. произошла ещё одна знаковая реорганизация - Академия Художеств в Петрограде была преобразована в Высший художественно-технический институт, воспитанники которого - молодые мастера, получившие образование уже в традициях послереволюционного искусства - активно участвовали в командировках 1929-1932 гг.

В 1922 г. оживилась и выставочная деятельность возникших до революции объединений мастеров изобразительного искусства. В январе 1922 г. открылась выставка Союза русских художников, в феврале 1922 г. - ХХХХУ11 выставка Товарищества передвижников. Эти события имели большое значение для укрепления позиций реалистического искусства. В мае 1922 г. была открыта выставка объединения «Мир искусства». По верному замечанию П. И. Лебедева, указанные выставки помогли понять, «с каким багажом вступает в новую жизнь старшее поколение русских художников и их ближайшие последователи и ученики»19. С другой стороны, «последними всплесками новаторской изобретательности справедливо считаются

18 Яшкова Л. А., Щербинин С. А. Политика РКП (б) - ВКП (б) в сфере развития художественной культуры (1917-1930 гг.). Славянск-на-Кубани, 2009; Ройтенберг О. О. Неужели кто-то вспомнил, что мы были... Из истории художественной жизни. 1925-1935. М., 2008.

19 Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов. С. 11.

6 20

произведения авангардистов 1921-1922 гг.» . Наметившийся кризис этого направления красноречиво продемонстрировала экспозиционная деятельность его представителей в 1922 г. Например, в июне этого года «Объединение новых течений в искусстве» организовало выставку, а уже на следующий год распалось.

В 1921-1922 гг. возникли первые художественные общества, которые объединяли

молодых мастеров, стоявших на позициях станковой реалистической живописи - Бытие21,

22

Новое общество живописцев , Союз художников и поэтов «Искусство - жизнь» (позже

23

преобразованное в «Маковец») . В марте 1922 г. была образована АХРР, крупнейшее творческое объединение 1920-х гг., которое позднее выступило инициатором первой творческой командировки художников.

В данном исследовании десятилетие с 1922 по 1932 г. разделено на два периода. Границей между ними можно считать 1928 г., который отмечен рядом значимых событий. В мае-июне этого года состоялось Всесоюзное совещание при ЦК ВКП (б) по вопросам агитации, пропаганды и культурного строительства, которое приняло менее известное по сравнению с постановлением 1932 г., но возможно более значимое решение. В резолюции совещания было отмечено, что «в области живописи необходимо более активно двинуть изобразительное

24

искусство в массы»24. Выполнение этой задачи было возможно только «при условии усиления влияния партии в организациях писателей и художников и при условии усиления марксисткой коммунистической критики» 25. Данная резолюция стала первым шагом на пути к полной регламентации творческой деятельности и становлению единого художественного метода в искусстве. В сентябре 1928 г. был образован новый орган - Главискусство НКП РСФСР -главный проводник художественной политики государства в период 1928-1936 гг.

В мае того же года прошёл первый съезд АХРР, принявший новую декларацию и подтвердивший её всесоюзную гегемонию, что выразилось в смене названия на АХР. Кроме того, в сентябре 1928 г. было образовано промысловое кредитное товарищество «Художник», вокруг которого постепенно сосредоточилась вся выставочная и командировочная работа. 1928 г. рассеял последние надежды относительно дальнейшей судьбы авангарда. В сентябре этого года распался ЛЕФ, а образованное спустя месяц художественное общество «Октябрь», которое подхватило его знамя, не смогло переломить ситуацию.

20 Адаскина Л. Н. Закат авангарда в России // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н. И. Харджиева. Под ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. М., 2000. С. 148.

21 Северюхин Д. Я. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932). Справ. СПб., 1992. С. 34.

22 Там же. С. 146.

23 Там же. С. 107.

24 Директивы ВКП (б) по вопросам просвещения. Сост. А. Я. Подземский. Под ред. И. Д. Давыдова, И. Г. Клабуновского. 3-е изд., пересм. и доп. Л.-М., 1931. С. 395.

25 Там же.

Верхняя хронологическая граница во многом обусловлена известным постановлением ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций», принятым 23 апреля 1932 г. Как было отмечено, ряд исследователей склонны к двойной датировке окончания этого периода - 1932-1934 гг. Это связано с проведением в августе-сентябре 1934 г. Первого съезда советских писателей, который считается «нулевым километром» истории социалистического реализма. Для данной работы был выбран именно 1932 г., поскольку он отмечен рядом значимых в рамках указанной темы событий. Например, в 1932 г. началась подготовка выставки «Художники РСФСР за 15 лет», которая должна была подвести итоги первого этапа развития нового советского искусства. Её открытие состоялось в Ленинграде 13 ноября 1932 г., а затем - в июне 1933 г. - в Москве.

Таким образом, в данном исследовании период 1922-1932 гг. делится на 1922-1927 гг. и 1928-1932 гг. Наряду с этим в работе используется синоним «период 1920-х гг.», под которым понимается тот же временной промежуток (1922-1932 гг.). Следует отметить, что подобное хронологическое деление совпадает с тем, что используется специалистами по советской истории. Однако в исторических исследованиях границами периодов выступают события экономической и политической жизни страны: 1922 г. - образование СССР и болезнь В. И. Ленина, 1927 г. - завершение политической борьбы внутри партии и победа И. В. Сталина, 1928 г. - принятие первого пятилетнего плана и объявление о его выполнении к 1932 г. 26 Следовательно, предложенная периодизация, в основу которой легли события художественной жизни, может быть использована при рассмотрении других проблем советского искусства 1922-1932 гг.

Выбор территориальных рамок исследования продиктован тем, что в период 1922-1932 гг. все значимые решения в области художественной политики и практики принимались и реализовывались именно в Москве. Несмотря на то, что география творческих командировок охватывала территорию всего СССР, другие регионы рассматриваются лишь в контексте конкретных поездок.

Объектом диссертационного исследования являются целевые творческие командировки советских художников 1922-1932 гг.

Предмет исследования - эволюция целевых творческих командировок от разовых мероприятий одного художественного объединения к целостной государственной системе.

Цель данной работы - реконструировать процесс формирования, становления и развития такого специфического явления русского искусства 1922-1932 гг. как целевые

26 Ратьковский И. С., Ходяков М. В. История Советской России. СПб., 2001 // Библиотека Гумер. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Rat/08.php (дата обращения 10.10.2015).

творческие командировки художников, обозначить их характерные особенности на каждом из этапов, выявить их значение для отечественного искусства XX в.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) Определить значение понятий «целевая творческая командировка» и «реализм» в контексте данной работы;

2) Выявить и очертить круг источников исследования;

3) Проанализировать имеющуюся литературу по истории отечественного искусства 1922-1932 гг.;

4) Охарактеризовать подготовительную работу, проводимую в преддверии командировок 1922-1932 гг.;

5) Реконструировать ход целевых творческих командировок художников на основе изучения и систематизации собранных материалов;

6) Оценить итоги каждой из целевых творческих командировок художников 1922-1932 гг.;

7) Собрать, проанализировать и ввести в научный оборот сохранившиеся живописные и графические произведения, созданные по итогам командировок 1922-1932 гг.;

8) Обозначить масштаб явления целевых творческих командировок художников и определить их роль в русском искусстве 1922-1932 гг.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что целевые творческие командировки советских художников впервые становятся предметом специального исследования. На основании широкого круга неиспользовавшихся ранее архивных источников дается комплексный анализ этого явления художественной жизни 1922-1932 гг. Кроме того, подавляющее большинство рассмотренных в данном исследовании живописных и графических произведений впервые вводится в научный оборот.

Научно-теоретическая значимость работы состоит в том, что отечественное искусство 1922-1932 гг. впервые рассматривается через призму такого явления как целевые творческие командировки художников. В научный оборот введены неизвестные ранее архивные материалы и другие источники, в том числе изобразительные. Подробный источниковедческий анализ, представленный в работе, может быть полезен другим специалистам при поиске необходимых материалов по отечественному искусству XX в. Результаты настоящего исследования могут лечь в основу указателя произведений живописи и графики, созданных по итогам командировок 1922-1932 гг., что существенно расширит имеющиеся знания об искусстве указанного периода.

Практическая значимость диссертации во многом обусловлена объемом собранного материала, который будет полезен для дальнейшего изучения и устранения белых пятен в истории отечественного искусства 1922-1932 гг. Кроме того, данная работа существенно обогащает имеющиеся знания о русском искусстве XX в. и может быть использована при подготовке соответствующего лекционного курса, а также при разработке музейных экспозиций по истории советского искусства.

Методология и выбор методов обусловлены спецификой изучаемого материала и задачами исследования. При написании работы автор руководствовался фундаментальными методологическими принципами исторической науки. Принцип историзма позволил проследить возникновение самой идеи целевых творческих командировок художников, а также её дальнейшую эволюцию. Принципами конкретности и опоры на исторические источники было продиктовано их тщательное изучение и сопоставление друг с другом. При этом автор не забывал и о принципе системности, рассматривая целевые творческие командировки как явление, возникшее и развивавшееся в контексте общей эволюции отечественного искусства 1922-1932 гг. Основным для данного исследования стал комплексный подход к анализу и интерпретации изучаемого материала, что было продиктовано не только его разнообразием и сложностью, но и значительным объемом. В связи с этим для решения указанных задач были использованы методы как искусствоведческой, так и исторической наук. Среди исторических методов следует выделить проблемно-хронологический, позволивший рассмотреть последовательность развития системы целевых творческих командировок. Сравнительно-исторический метод оказался полезен при выявлении характерных особенностей изучаемого явления на каждом из этапов. Изучение документов, касающихся финансовой стороны командировок, было невозможно без использования статистического метода. Среди специальных искусствоведческих методов следует упомянуть сравнительный, иконографический и формально-стилистический анализ. Они позволили проследить общую эволюцию не только творчества отдельных участников поездок, но и работ командированных художников в целом.

Положения, выносимые на защиту:

1) Целевые творческие командировки представляют собой специфическое явление в отечественном искусстве 1922-1932 гг.;

2) Зародившись как разовое мероприятие, организованное одним художественным обществом, целевые творческие командировки в указанное десятилетие сложились в поддерживаемую и контролируемую государством систему;

3) Первоначально целевые творческие командировки предполагали решение конкретных художественных задач в рамках подготовки выставок, однако постепенно

они стали играть важную роль в художественной политике государства. Их значимость в перестройке старых творческих сил и включении новых в дело социалистического строительства и формировании отечественного искусства 1922-1932 гг. не подлежит сомнению;

4) Целевые творческие командировки имели важное общественное и политическое значение, однако художественная ценность большинства живописных и графических работ является предметом дискуссий;

5) Созданные в результате командировок произведения следует признать если не художественными достижениями отечественного искусства, то примером сложности художественной жизни и противоречивости политики государства в области искусства в период 1922-1932 гг.

Степень достоверности полученных результатов и обоснованность выводов автора обусловлены использованием комплексного подхода к изучаемой проблеме, широким привлечением различного рода источников, анализом репрезентативного ряда живописных и графических произведений, обращением к значительному числу научных исследований.

Апробация результатов. Основные положения диссертационного исследования были изложены в 6 научных статьях, в том числе 3 - в журналах из «Перечня рецензируемых научных изданий» (общий объем 1,6 п. л.).

Промежуточные результаты диссертационного исследования излагались в форме докладов на следующих конференциях: VI Международная конференция «Актуальные проблемы теории и истории искусства» (27-31 октября 2015 г., Москва, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова) (тезисы опубликованы - 0,1 п.л.), Международная научная конференция «Проблемы теории и истории искусства Нового и Новейшего времени: опыт естествознания и эволюция жанровых форм» (1-2 декабря 2015 г., Москва, Российский государственный гуманитарный университет), Всероссийская научная конференция «VIII Болховитиновские чтения» (7-8 декабря 2015 г., Воронеж, Воронежский государственный институт искусств) (опубликована статья - 0,7 п.л.), конференция «Конструируя "советское"?» (22-23 апреля 2016 г., Санкт-Петербург, Европейский университет в Санкт-Петербурге) (тезисы опубликованы - 0,4 п.л.). Кроме того, результаты исследовательской работы были представлены на коллоквиуме стипендиатов Германского исторического института в Москве (9 февраля 2016 г., Москва, Российско-Немецкий Дом в Москве). Общий объем опубликованных по теме диссертационного исследования материалов составляет 3,9 п.л.

Глава 1. Научно-теоретические основы исследования

1.1. Целевая творческая командировка: проблема определения понятия

В данной работе в качестве ключевых используются такие понятия как «целевая творческая командировка» и «реализм». Если первое используется применительно к вполне конкретному явлению советской художественной жизни, то второе гораздо шире обозначенной темы, что значительно осложняет дефиницию.

«Охота к перемене мест», прекрасной иллюстрацией которой можно считать творческие командировки художников 1922-1932 гг., проявилась в истории отечественного искусства много ранее изучаемого периода. Возможность путешествовать всегда привлекала мастеров, вне зависимости от источника финансирования (собственные или «спонсорские» средства) и географии (внутри родной страны или за её пределами). Наиболее известными примерами поездок на специально выделенные средства стали путешествия пенсионеров, первые из

27

которых были предприняты в 1716 г. 27 Разовые направления молодых мастеров для обучения художествам ремеслу постепенно переросли в систему регулярных командировок заграницу, которые были закреплены в Уставе Академии художеств и предоставлялись лучшим выпускникам. Практика пенсионерства сохранялась вплоть до начала XX в., так что подобной возможностью успели воспользоваться даже некоторые советские мастера, которые в 1920-е гг. ездили и в целевые творческие командировки (например, Г. Н. Горелов). Во второй половине XIX в. были распространены поездки за границу для выполнения художественных заказов. В 1884-1885 гг. М. А. Врубель жил в Венеции на средства А. В. Прахова с целью изучения византийской живописи и создания икон для Кирилловской церкви в Киеве. Если говорить о путешествиях внутри страны, то очень многие художники практиковали летние поездки на этюды, осуществляемые на собственные средства. На рубеже XIX-XX вв. в условиях интенсивного экономического роста и быстрого расширения сети железных дорог некоторые мастера получают заказы на изготовление художественной продукции, работа над которыми требовала поездок в определенные регионы России. В качестве стороны, берущей на себя расходы по организации командировки, выступали как частные лица, так и государственные

учреждения - музеи и издательства. С конца XIX в. профессиональных художников

28

приглашают в качестве участников научных экспедиций, как сухопутных, так и морских .

27 Ильина Т. В. Русский XVIII век: изобразительное искусство и музыка: Пособие для вузов. М., 2004. С. 29.

28 См. подробнее: Бубенцов В. Н. Зарождение и развитие пленэрной живописи на Северо-западе России в XIX-XX вв. // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2012. № 4 (107). С. 224-228.

Например, в 1879 г. Н. Н. Каразин посетил Среднюю Азию в составе Самарской ученой экспедиции, целью которой было исследование бассейна реки Амударьи и возможного

29

направления Среднеазиатской железной дороги . В 1885 г. художник получил заказ от императорского двора на исполнение серии из восьми картин на тему освоения Средней Азии и был направлен в Туркестан для работы с натуры. Хорошо известна поездка К. А. Коровина и присоединившегося к нему В. А. Серова по Русскому Северу, организованная в 1894 г. на средства С. И. Мамонтова, целью которой был сбор натурного материала, необходимого для подготовки проекта павильона отдела Крайнего Севера для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. В 1904-1905 гг. А. П. Остроумова-Лебедева, работая над заказом издательства Общины Св. Евгении на создание десяти открыток с видами Царского Села, регулярно выезжала туда для работы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шанявская, Александра Андреевна, 2017 год

Литература и источники:

44) 4 года АХРР, 1922-1926 гг. Под общ. ред. А. В. Григорьева, Е. А. Кацмана, П. А. Радимова. М.: АХРР, 1926. 322 с.

45) 50 лет советского искусства. Живопись. 1917-1967. Альбом. Отв. ред. Б. В. Иогансон,

B. А. Серов. М.: Сов. художник, 1967. 464 с.

46) Аболина Р. Я. Советское искусство периода гражданской войны и первых лет строительства социализма (1917-1932). М.: Изд-во Академии Художеств СССР, 1962. 79 с.

47) Адаскина Л. Н. Закат авангарда в России // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н. И. Харджиева. Под ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 148-158.

48) Алленов М. М. Русское искусство X - начала XX века: Архитектура. Скульптура. Живопись. Графика / М. М. Алленов, О. С. Евангулова, Л. И. Лифшиц. М.: Искусство, 1989. 479 с.

49) Аннотация к фонду Р3974 (АФК СНК СССР) // Официальный сайт федерального казенного учреждения «Государственный архив Российской Федерации» Государственный архив Российской федерации. URL: http://www.statearchive.ru/383 (дата обращения: 09.10.2015).

50) Аранович Д. Выставка АХРР // Вечерняя Москва. 1926. 28 апр. № 97(705). С. 3.

51) Арватов Б. Ответ т. Кацману // Жизнь искусства. 1926. 24 авг. № 34 (1113). С. 7.

52) Аристарх Лентулов: Путь художника. Художник и время. Авт.-сост. Е. Б. Мурина,

C. Г. Джафарова. М.: Совет. художн., 1990. 268 с.

53) Атлас Союза Советских Социалистических Республик. М.: ЦИК СССР, 1928. 108 с.

54) АХРР в деревне // Красная Татария [Казань]. 1925. 1 окт. № 221 (2298). С. 5.

55) АХРР, Ассоциация художников революционной России. Сб. воспоминаний, статей, документов. М.: Изобразительное искусство, 1973. 503 с.

56) Бащенко Р. Д. К. Ф. Богаевский. М.: Изобразительное искусство, 1984. 294 с.

57) Бедный Д. Ахраровцы // Правда. 1925. 6 марта. № 54 (2985). С. 2.

58) Беляев В. Дискуссия об АХРР. Кто же они? // Жизнь искусства. 1926. 13 июля. № 28(1107). С. 9-10.

59) Бескин О. М. Формализм в живописи. М.: Изд-во «Всекохудожник», 1933. 87 с.

60) Бескин Эм. Об ахрровском «реализме» и его «пророках» // Жизнь искусства. 1926. 17 авг. № 33 (1112). С. 4-5.

61) Богородский Ф. С. Воспоминания художника. М.: Совет. худож., 1959. 319 с.

62) Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов. Материалы, документы, воспоминания. Под общ. ред. П. И. Лебедева. Ред.-сост. В. Н. Перельман. М.: Совет. худож., 1962. 403 с.

63) Боффа Дж. История Советского Союза. Т. 1. От революции до второй мировой войны. Ленин и Сталин. 1917-1941 гг. М.: Международные отношения, 1990. 628 с.

64) Бродский М. Торжество ли? // Жизнь искусства. 1926. 27 июля. № 30(1109). С. 8-9.

65) Бубенцов В. Н. Зарождение и развитие пленэрной живописи на Северо-западе России в XIX-XX вв. // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2012. № 4 (107). С. 224-228.

66) Булгаков М. А. Собачье сердце // Библиотека религиозно-философской и художественной литературы «Вехи». 2000-2014. URL: http://www.vehi.net/mbulgakov/sobach.html (дата обращения: 24.10.2015).

67) Буш М. А., Замошкин А. И. Путь советской живописи. 1917-1932. М.: Изогиз, 1933. 159 с.

68) В Совете Труда и Обороны (Заседание 8 мая). Субсидия АХРР // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1925. 15 мая. № 109 (2442). С. 6.

69) В. Б. О реализме левых и АХРРа //Жизнь искусства. 1926. 13 июля. № 28(1107). С. 11-12.

70) Вайсфельд И. В. Художники на заводе // Советское искусство. 1932. 9 февр. № 7 (145). С. 2.

71) Вильямс П., Пименов Ю. Довольно художественного брака! // Искусство в массы. 1930. № 10-11. С. 14.

72) Власов В.Г. Стили в искусстве: словарь. СПб.: Кольна, 1995. Т. 1. 672 с.

73) Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) - ВКП(б), ВЧК -ОГПУ - НКВД о культурной политике. 1917-1953. М.: Международный фонд «Демократия», 1999. 868 с.

74) Вопросы развития пролетарского искусства. Материалы дискуссии с участием И. Л. Мацы, И. М. Михайлова, П. И. Новицкого, А. А. Фёдорова-Давыдова, А. М. Гана и др. М.: Изд-во Коммунистической Академии, 1931. 152 с.

75) Восьмая выставка АХРРа. Жизнь и быт народов СССР (Беседа с председателем ассоциации художников революционной России тов. А. В. Григорьевым // Вечерняя Москва. 1926. 19 февр. № 41(649). С. 3.

76) Восьмая выставка картин и скульптур АХРР «Жизнь и быт народов СССР». Справ.-кат. с ил. Л.: АХРР, 1926. 123 с.

77) Восьмая выставка картин и скульптуры АХРР «Жизнь и быт народов СССР». Справ.-кат. М.: АХРР, 1926. 159 с.

78) Встреча коммунаров с писателями и художниками // Комсомольская правда. 1928. 21 июня. № 142 (927). С. 3.

79) Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1913 год. М.: Городская типография, 1913. 916 с.

80) Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1917 год. М.: Городская типография, 1917. 746 с.

81) Вторая передвижная выставка. Живопись и графика. Современная социальная тематика. [Кат.]. Вступ. статья И. Е. Хвойника. М.: Главискусство, 1930. 31 с.

82) Вырежь и сохрани! // Рабочая газета. 1926. 5 мая. № 101(1243). С. 7.

83) Выставка АХРР // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1926. 30 янв. № 24 (2655). С. 5.

84) Выставка картин С. И. Пичугина. [Кат.]. [Предисл.: В. П. Антонов-Саратовский]. М.: МОССХ (тип. «Москопромпечать»), 1935. 22 с.

85) Выставка Крым и Кавказ - здравницы СССР. [Кат.]. Вступ. ст. Н. А. Семашко. М.: Всекохудожник, [1931]. 61 с.

86) Выставка работ московских художников, выполненных в поездках на целинные и залежные земли в 1954 году: [Кат.]. Сост. Е. А. Вишняк, Е. В. Членова. М.: [Б. и.], 1955. 166 с.

87) Выставка работ первой Уральской бригады художников. М.: Всекохудожник, 1934.

88) Выставка работ художника Н. Н. Масленикова. Поездка на «Трансбалте». Ленинград, Гамбург, Роттердам, Константинополь, Новороссийск [Кат.]. М.: Всекохудожник, 1931. 8 с.

89) Выставка работ художников, командированных в районы индустриального и колхозного строительства. [Кат.]. Вс. ст. Н. Н. Масленикова. М.: Всекохудожник, 1932. 40 с.

90) Выставки советского изобразительного искусства. Справ. Т. 1: 1917-1932. М.: Совет. худож., 1965. 557 с.; Т. 2: 1933-1940. М.: Совет. худож., 1967. 582 с.

91) Высшие органы государственной власти и органы центрального управления РСФСР. (1917-1967 гг.). Справ. по материалам гос. арх. М.: Б.и., 1971. 624 с.

92) Гиганты Урала: Отчетная выставка выездной бригады художников: В. Желаховцева, Ф. Лехта, Е. Львова [и др.]. [Кат.]. М.: Б. и., 1931. 34 с.

93) Гимн труду. Советское искусство из собрания Русского музея. [Электр. кат. выст. 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM)]. СПб.: Русский музей, [2010].

94) Голомшток И. Н. Тоталитарное искусство. M.: Галарт, 1994. 294 с.

95) Графика из собрания Центрального музея революции СССР. Кат. М.: Б. и., 1990. 609 с.

96) Гроссман В. С. Собр. соч. в 4 т. Т. 4. Повесть. Рассказы. Очерки. М.: Вагриус Аграф, 1998. 430 с.

97) Гущин А. С. Художники на фабрики и заводы! Изобригады в борьбе за промфинплан. Под ред. Н. Н. Масленикова. М.-Л.: Огиз, 1931. 44 с.

98) Деготь Е. Ю. Русское искусство XX века. М.: Трилистник, 2002. 223 с.

99) Денисов А. Коломенский край в произведениях поэтов // Угол зрения. 2011. 26 окт. № 42 (566). URL: http://uz.colomna.ru/rubric/native/3186.html (дата обращения 19.03.2016).

100) Денисов Вл. Выставка АХРР // Жизнь искусства. 1926. 5 окт. № 40 (1119). С. 10-11.

101) Денисов Вл. Выставка АХРРа. В порядке дискуссии //Жизнь искусства. 1926. 19 окт. № 42 (1121). С. 8-9.

102) Денисов Вл. Выставка АХРРа. Часть 2. В порядке дискуссии //Жизнь искусства. 1926. 12 окт. № 41 (1120). С. 10-12.

103) Денисов Вл. Без названия (В разделе «Дискуссия об АХРР») // Жизнь искусства. 1926. 21 сент. № 38 (1117). С. 6-7.

104) Десятая выставка АХРР при участии художников других объединений, посвященная десятилетию Рабоче-крестьянской красной армии. [Кат.]. М.: АХРР, 1928. 344 с.

105) Директивы ВКП (б) по вопросам просвещения. Сост. А. Я. Подземский. Под ред. И. Д. Давыдова, И. Г. Клабуновского. 3-е изд., пересм. и доп. Л.-М.:Огиз, 1931. 496 с.

106) Днепрострой летом 1931 г.: Каталог выставки произведений бригады художников-членов АХР: Б.А. Комарова, А.Н. Тихомирова, Н.И. Шестопалова [М.]: Б. и., [1931]. 4 с.

107) Евсевьев М. Ю. Художественная жизнь Петрограда в первые послеоктябрьские годы (1917-1921 гг.). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук (07.00.12). Л., 1978. 17 с.

108) Епишин А. С. Миф, проект и результат: ранняя советская живопись 2-й половины 1920-х-начала 1930-х годов. М.: Грифон, 2012. 71 с.

109) Живопись первой половины XX века. Серия «Живопись XVIII-XX веков»: Т. 6. Кн. 1. А-И. [Государственная Третьяковская галерея: кат. собрания] М.: Сканрус, 2009. 490 с.

110) Живопись, скульптура XVIII-XX веков. Собрание Вологодской областной картинной галереи. Кат. Сост.: Е. А. Коновалова, А. Е. Шуткова, Г. А. Кузьмина. Вологда: Б. и., 1978. 199 с.

111) Живопись. 1920-1930. Альбом. Вступ. ст. М. Ю. Германа. Науч. ред. В. А. Леняшина. М., Нью-Йорк: Совет. худож., Харри Н. Эйбрамс, 1988. 255 с.

112) Живопись. Графика. Скульптура. Кат. [Астраханская областная картинная галерея]. М.: Совет. худож., 1950. 128 с.

113) Живопись. Каталог из собрания Центрального музея революции СССР. М.: Б. и., 1986. 137 с.

114) Живопись. Первая половина XX века [Государственный Русский музей: кат. собрания]. Т. 9: Г-И. СПб.: Palace Edition, 2000. 151 с.; Т. 10: К. СПб.: Palace Edition, 2008. 142 с.; Т. 11: Л, М. СПб.: Palace Edition, 2011. 161 с.; Т. 12: Н-Р. СПб.: Palace Edition, 2013. 283 с.

115) За социалистический реализм в изобразительном искусстве: Сб. ст. М.: Совет. худож., 1958. 242 с.

116) Зенкевич Б. А. Магнитогорский паровоз идёт в обкатку // Коломенский рабочий. 1931. 5 нояб. № 249. С. 4.

117) Зингер Л. С. Портрет в русской советской живописи. Л.: Художник РСФСР, 1966. 157 с.

118) Игнатий Игнатьевич Нивинский, 1880-1933. Выставка к столетию со дня рождения. Кат. М.: Совет. худож., 1980. 79 с.

119) Машков И.И. [Альбом]. Авт.-сост. и авт. статьи И. С. Болотина. М.: Сов. худож., 1977. 462 с.

120) Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2007. 405 с.

121) Ильина Т. В. Русский XVIII век: изобразительное искусство и музыка: Пособие для вузов. М.: Дрофа, 2004. 511 с.

122) Иогансон Б. В. Из мастерских - в жизнь // Огонёк. 1956. № 19 (май). С. 16.

123) Искусство в СССР и задачи художников. Диспут с участием В. М. Фриче, И. Л. Мацы, П. Ю. Киселиса, Ф. С. Богородского, Г. Г. Ряжского и др. М.: Изд-во Коммунистической Академии, 1928. 125 с.

124) История русского и советского искусства / М. М. Алленов, О. С. Евангулова, В. А. Плугин и др. Под ред. Д. В. Сарабьянова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1989. 447 с.

125) История русского и советского искусства. Под ред. Д. В. Сарабьянова. М.: Высшая школа, 1979. 383 с.

126) История русского искусства. Т. 11. Под ред.: В. С. Кеменова, Д. В. Сарабьянова. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. 646 с.

127) История советского искусства. Живопись. Скульптура. Графика. В 2 т. Т. 1: 1917-1941. М.: Искусство, 1965. 304 с.

128) К приезду художников членов АХРР в наш округ // Волна [Архангельск]. 1925. 14 июня. С. 5.

129) К приезду художников членов АХРР в наш округ // Заря Востока [Тифлис]. 1925. 24 июня. С. 6.

130) К приезду художников членов АХРР в наш округ // Коммунист [Харьков]. 1925. 13 июня. С. 4.

131) К приезду художников членов АХРР в наш округ // Красное знамя [Краснодар]. 1925. 13 июня. С. 4.

132) К приезду художников членов АХРР в наш округ // Полярная правда [Мурманск]. 1925. 11 июня. С. 2.

133) Каталог выставки «За полярным кругом». Работы художников М. М. Берингова, В. В. Крайнева. М.: Всекохудожник, 1932. 16 с.

134) Каталог выставки «Отчетные работы художников, командированных в районы индустриального и колхозного строительства». М.: Б. и., 1931. 31 с.

135) Каталог выставки картин, этюдов, эскизов, рисунков, графики и скульптуры. «Жизнь и быт рабочих». М.: Типография И. И. Рощина, 1922. 18 с.

136) Каталог Краснодарского краевого художественного музея имени А. В. Луначарского. Краснодар: Книжное изд-во, 1953. 145 с.

137) Каталог Отчетной выставки произведений художников, командированных Совнаркомом РСФСР, Наркомпросом, Всекохудожником и МОССХ по СССР в 1933 г.: Живопись. Графика. Скульптура. М.: Всекохудожник, 1934. 19 с.

138) Каталог собраний Горьковского государственного художественного музея. Вып. 1. Русская живопись XVШ-XX вв. М.: Изд-во ГМИИ имени А.С.Пушкина, 1949. 116 с.

139) Кауфман Р. С. Советская тематическая картина 1917-1941. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1951. 172 с.

140) Кацман Е. А. Записки художника. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. 124 с.

141) Кацман Е. А. Ударницы Коломенского завода // Коломенский рабочий. 1931. 4 нояб. № 248. С. 2.

142) Кацман Е. А. Ударники Коломенского завода: Тт. Егоров, Чуркин, Львов // Коломенский рабочий. 1931. 5 нояб. № 249. С. 2.

143) Кеменов В. Формалистическое кривляние в живописи // Правда. 1936. 6 марта. № 65 (6671). С. 4.

144) Кеменов В. О натурализме в живописи // Правда. 1936. 26 марта. № 85 (6691). С. 4.

145) Князева В. П. АХРР. Л.: Художник РСФСР, 1967. 135 с.

146) Коннов Ф. В плену формализма // За пролетарское искусство. 1931. № 8. С. 11-14.

147) Коржихина Т. П. Извольте быть благонадежны! [Об отношении власти к обществу]. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1997. 371 с.

148) Костин В. И. ОСТ. Л.: Художник РСФСР, 1976. 159 с.

149) КПСС о культуре, просвещении и науке. Сб. док. Сост. В. С. Викторов, А. С. Конькова, Д. А. Парфенов. М.: Политиздат, 1963. 552 с.

150) Кравченко К. С. А. В. Куприн. М.: Совет. худож., 1973. 243 с.

151) Краткий путеводитель по VIII выставке АХРР'а «Жизнь и быт народов СССР». Л.: Б.и, 1926. 31 с.

152) Купреянов Н. Н. Дневники художника. М.-Л.: Искусство, 1937. 191 с.

153) Купреянов Н. Н. Литературно-художественное наследие. Сб. Коммент. Ю. А. Молок. М.: Искусство, 1973. 457 с.

154) Л. Выставка ОСТ // Рабочий и искусство. 1929. 23 нояб. № 3. С. 3.

155) Лебедев П. И. Советское искусство в период военной интервенции и гражданской войны. М.: Искусство, 1949. 152 с.

156) Лебедянский М. С. Русская живопись 1920-1930-х годов. Очерки. М.: Изд-во «Искусство», 1999. 142 с.

157) Лебедянский М. С. Становление и развитие русской советской живописи, 1917 -начало 1930-х гг. Л.: Художник РСФСР, 1983. 224 с.

158) Лебедянский М. С. Живопись, рожденная Октябрем. Становление и развитие соц. реализма в русской советской живописи, 1920-1930-е гг. М.: Искусство, 1986. 249 с.

159) Лебедянский М. С. Русская живопись 1920-1930-х годов. М.: Искусство, 1999. 142 с.

160) Левшин М. В колхозы с пером и кистью // Беднота. 1928. 5 июля. № 3053. С. 4.

161) Летопись журнальных статей. Систематический указатель статей из журналов и сб. СССР. М.: Изд-во Всесоюзной книжной палаты, 1926-.

162) Лобанов В. М. Художественные группировки за последние 25 лет. М: АХР, 1930. 148 с.

163) Лобанов В. Художники на стройках // Красная нива. 1931. 10 сент. № 25. С. 6.

164) Луначарский А. В. [Без названия] (В разделе Дискуссия об АХРР) // Жизнь искусства. 1926. 31 авг. № 35 (1114). С. 5-6.

165) Луначарский А. В. Путешествие в колхозы // Комсомольская правда. 1928. 3 июля. № 152 (937). С. 3.

166) Луначарский А. В. Об изобразительном искусстве. Т. 1. М.: Совет. худож., 1967. 511 с.

167) Луначарский А. В. Об искусстве: В 2 т. Т. 2: Русское советское искусство. М.: Искусство, 1982. 391 с.

168) Лучишкин С. А. Я очень люблю жизнь. Страницы воспоминаний. М.: Совет. худож., 1988. 254 с.

169) Мазаев А. И. Концепция «производственного искусства» 20-х годов: Историко-критический очерк. М.: Наука, 1975. 270 с.

170) Малкова О. П. Илья Машков. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И. И. Машкова. Книга-альбом. Волгоград: Издатель, 2012. 166 с.

171) Малый географический атлас. 6-е изд. М.-Л.: ГИЗ, 1930. 14 с.

172) Манин В. С. Искусство в резервации. Художественная жизнь России. 1917-1941 гг. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 263 с.

173) Манин В. С. Искусство и власть. Борьба течений в советском изобразительном искусстве 1917-1941 гг. СПб.: Аврора, 2008. 384 с.

174) Манин В. С. Из истории художественных объединений Москвы и Ленинграда. (1921-1932 гг.) : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. иск. М.: Изд-во Московского университета, 1973. 25 с.

175) Манин В. С. Русская живопись XX века. Альбом в 3 т. Т. 2: [1920-е - 1950-е]. СПб.: Аврора, 2007. 455 с.

176) Мастера советского изобразительного искусства. Произведения и автобиографические очерки. Сост. П. М. Сысоев, В. А. Шквариков. М.: Искусство, 1951. 604 с.

177) Материалы о VIII выставке АХРР «Жизнь и быт народов России». М., 1926. 11 с.

178) Маяковский В. В. Приказ № 2 армии искусств [1921 г.] // Электронное научное издание «Маяковский» / Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». 2002. URL:http://feb-web.ru/feb/mayakovsky/texts/ms0/ms2/ms2-086-.htm (дата обращения: 10.10.2015).

179) Маяковский В. В. Работникам стиха и прозы, на лето едущим в колхозы // Маяковский В. В. Полн.собр. соч. Т. 9. М.: Гос. изд-во худож. лит.,1958. 611 с. URL: http://feb-web.ru/feb/mayakovsky/texts/ms0/ms9/ms9-148-.htm (дата обращения: 12.12.2015).

180) Меллит З., Петрова М. Материалы к истории изобразительного искусства 20-х годов (обзор по фондам Центрального государственного архива литературы и искусства СССР) // Становление социалистического реализма в советском изобразительном искусстве: Сб. ст. М.: Искусство, 1960. С. 230-264.

181) Мещеряков. Не распыляться // Комсомольская правда. 1928. 6 мая. № 104 (889). С. 3.

182) Михаил Петрович Цыбасов. 1904-1967. Сост. Л. В. Соловьева; авт. вступ. ст. Л. В. Соловьева, Е. Г. Сойни. СПб.: Папирус, 2004. 32 с.

183) Морозов А. И. Соцреализм и реализм. М.: Галарт, 2007. 271 с.

184) Морозов А. И. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х гг. М.: Галарт, 1995. 218 с.

185) Муратов П. Д. Художественная жизнь Новосибирска 20-го века // [Персональный сайт к. иск, доцента П. Д. Муратова]. URL: http://www.pdmuratov.org/nsk/1_nowonikolaevsk.html (дата обращения 19.11.2015).

186) На Коломенском заводе. Выставка работ бригады художников, членов АХР и членов Коломенского филиала АХР. Вступ. ст. А. В. Бакушинскго. Коломна-М.: Всекохудожник, 1931. 20 с.

187) На советском Севере: (Результат двух путешествий авг.-дек. 1929 г. и февр.-апр. 1930 г.). М.: Б. и., 1931. 55 с.

188) Нейгольдберг В. Я. Функционирование искусства в зеркале статистики. 1920-е -1930-е годы, СССР. В 2 кн. М.: Российский институт искусствознания, 1993.

189) Никифоров Б. М. Живопись: Краткий очерк. М.; Л.: Искусство, 1948. 176 с.

190) Новицкий П. Об АХРР - большой вопрос // Советское искусство. 1926. № 6(июнь). С. 33-42.

191) ОСТ. Графика Общества станковистов, 1925-1932. Кат. выставки. М.: Галерея Элизиум, 2009. 315 с.

192) Павлов И. Н. Жизнь русского гравера. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963. 302 с.

193) Павлюченков А. С. Партия. Революция. Искусство (1917-1927). М.: Мысль, 1985. 176 с.

194) Первый Всесоюзный съезд советских писателей, 1934. Стеногр. отчет. Репринт. воспроизведение изд. 1934 г. М.: Советский писатель, 1990. 714 с.

195) Перельман В. Искусство в массы // Рабочая газета. 1926. 1 мая. № 100(1242). С. 5.

196) Перельман В. Н. Евгений Александрович Кацман. М.: Всекохудожник, 1935. 93 с.

197) Писатели, художники, журналисты! К вам обращается комсомол // Комсомольская правда. 1928. 1 апр. № 78 (863). С. 5.

198) Президиум АХРР. Ответ нашим противникам // Жизнь искусства. 1926. 26 окт. № 43 (1122). С. 4-5.

199) Прищепова В. А. Путешественники о Средней Азии: иллюстрации периодической печати конца XIX - начала XX вв. // Радловские чтения, 2006: Тезисы докладов. Отв. ред. Ю.К. Чистов, Е.А. Михайлова; РАН. МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера). СПб.: МАЭ РАН, 2006.С. 171-176.

200) Против формализма и натурализма в искусстве. Сб. ст. Ред. П. И. Лебедев. М.: Огиз - Изогиз, 1937.

201) Пути и перепутья. Материалы и исследования по отечественному искусству XX века [Сб. ст.]. Вып. 1. М.: НИИ РАХ, 1991. 434 с.; Вып. 2. М.: НИИ РАХ, 1994. 236 с.; Вып. 3. М.: НИИ РАХ, 1995. 321 с.; Вып. 4. М.: НИИ РАХ, 1999. 214 с.; Вып. 5. М.: НИИ РАХ, 2001. 293 с.; Вып. 6. М.: НИИ РАХ, 2006. 303 с.

202) Радимов П. А. О родном и близком. Воспоминания. М.: Московский рабочий, 1973. 160 с.

203) Ратьковский И. С., Ходяков М. В. История Советской России. СПб.: Изд-во «Лань», 2001. 414 с. // Библиотека Гумер. [Электронный ресурс].ЦКЬ: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Rat/08.php (дата обращения 16.03.2016).

204) Республиканская выставка произведений художников РСФСР «Мы строим БАМ»: Живопись. Скульптура, графика, плакат, декор.-прикл. и нар. искусство, декор. искусство театра и кино: Кат. Сост. Л. П. Обухова, В. П. Москалева, Н. Р. Сидорова, М. В. Хабарова; Вступ. статья С. П. Ткачева. Улан-Удэ: Б. и., 1979. 122 с.

205) Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. 1917-1928. Т. 1. М.: «Политиздат», 1967. 783 с.

206) Рисунок XX века. Серия «Рисунок XVШ-XX веков». Т. 3. Кн. 1. А-В. [Государственная Третьяковская галерея: кат. собрания] М.: Сканрус, 2006. 462 с.

207) Рогинская Ф. Обзор живописного сезона // Красная новь. 1926. Кн. 7 (июль). С. 225-233.

208) Рождественский В. В. Записки художника. М.: Совет. худож., 1963. 219 с.

209) Ройтенберг О. О. Новое об Александре Щипицыне // Панорама искусств. 1985. № 8. С. 108-120.

210) Ройтенберг О. О., Неужели кто-то вспомнил, что мы были... Из истории художественной жизни, 1925-1935. М.: Галарт, 2004. 543 с.

211) Ройтенберг О. О. На рубеже 1920-1930-х годов: поиски и находки // Панорама искусств. 1981. Вып. 4. С. 306-340.

212) Рощин А. И. Борьба за реализм в изобразительном искусстве Ленинграда двадцатых - начала тридцатых годов: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. иск. Л., 1965. 17 с.

213) Рубинчик А. Л. Живопись соцреализма в советских открытках. М.: МАГМА, 2008. 199 с.

214) Русакова А. А. Павел Кузнецов. Л.: Искусство. Ленингр. отделение, 1977. 283 с.

215) Русская живопись и графика 1920-1930 из собрания ЮниКредит Банка. Альбом. М.: Книги 2008. 155 с.

216) Русская советская художественная критика. 1917-1941. Хрестоматия. Под ред. Л. Ф. Денисовой и Н. И. Беспаловой М.: Изобразительное искусство, 1982. 895 с.

217) Русское и советское искусство. Кат. [Куйбышевский художественный музей]. М.: Совет. худож., 1955. 192 с.

218) С. В. Заказ эпохи искусству // Комсомольская правда. 1928. 4 июля. № 153 (938). С. 4.

219) Салтан Н. И. Очевидец своего времени: (Художник Григорий Иванов) // Псков. 1997. № 7. С. 125-133.

220) Северюхин Д. Я. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932). Справ. СПб.: Чернышев, 1992. 400 с.

221) Секция пространственных искусств // Бюллетени Г.А.Х.Н. 1927. № 6/7. С. 56-66.

222) Скатерщиков В. Против ревизионизма в искусствознании // За социалистический реализм в изобразительном искусстве: Сб. ст. М.: Совет. худож., 1958. С. 230-241.

223) Советское искусство 1920-1930-х годов из музеев Северо-Запада РСФСР. Живопись, графика. Кат. Вологда: Газета, 1990. 104 с.

224) Советское искусство 1920-1930-х годов из собрания Государственного музея искусств Каракалпакской АССР им. И. В. Савицкого, Нукус. Кат. выставки. Л.: Аврора, 1991. 75 с.

225) Советское искусство за 15 лет. Материалы и документация. Сост. И. Л. Маца, Л. Я. Рейнгардт, Л. И. Ремпель. М.-Л.: Изогиз, 1933. 664 с.

226) Советское искусство. Кат. [Дальневосточный художественный музей]. Л.: Художник РСФСР, 1968. 99 с.

227) Советское общество в воспоминаниях и дневниках. Аннот. библиогр. указ. кн., публ. в сб. и журн. Т. 7: Искусство. М.: Пашков дом , 2011. 574 с.

228) Соколов-Скаля П. Бригада АХР в Керчи // Искусство в массы. 1930. № 12. С. 22-23.

229) Соколов-Скаля П. Прорыв (авария на керченской домне № 1) [Репрод.] // Искусство в массы. 1930. № 12. С. 29.

230) Сосновский Л. С. Весна народов. К VIII выставке АХРР «Жизнь и быт народов СССР». М.: Изд-во АХРР, 1926. 16 с.

231) Сталин И. В. Сочинения. В 13 т. М.: Огиз, 1946-1951. Хронос: всемирная история в интернете. 2000. URL: http://www.hrono.ru/libris/stalin/16s27.php (дата обращения:10.10.2015).

232) Становление социалистического реализма в советском изобразительном искусстве: Сб. ст. М.: Искусство, 1960. 280 с.

233) Статистические данные по г. Москве за 1914-1925 гг. М.: Б. и., 1927. 282 с.

234) Строительство Березниковского химического комбината. 1930-1931 г. Работы худ. Ф. К. Лехта [Кат.]. М.: Всекохудожник, 1931. 16 с.

235) Субсидирование Ассоциации художников революционной России (АХРР) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1925. 11 апр. № 33 (2416). С. 5.

236) Суслов В. А. Борьба за социалистический реализм в советской живописи в 1928-33 годах: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. иск. наук. Л., 1954. 14 с.

237) Тиханова В. А. «.. .за отсутствием состава преступления...» // Панорама искусств. М.: Совет. худож., 1990. С. 6-30.

238) Третья выставка изобразительных искусств АХР Коломенского филиала совместно с Сектором самодеятельного искусства. [Кат.]. Коломна: Филиал АХР, 1931. 20 с.

239) Третьяков С. М. На колхозы // Новый ЛЕФ. 1928. № 11. С. 9-14.

240) Труд в Москве и Московской губернии в 1924-1925 гг. Краткий статистический справ. М.: Труд и книга, 1926. 144 с.

241) Туг Л. Выставка ОСТ. Две ошибки организаторов // Рабочий и искусство. 1929. 21-27 дек. № 7. С. 2.

242) Тугендхольд Я. О современной живописи (АХРР и ОСТ) // Новый мир. 1926. Книга 6 (июнь). С. 165-171.

243) Тугендхольд Я. А. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. М.: Совет. худож., 1987. 315 с.

244) Тугендхольд Я. А. Искусство Октябрьской эпохи. Л.: Academia, 1930. 199 с.

245) Успенский А. М. Между авангардом и соцреализмом: из истории советской живописи 1920-1930-х годов. М.: Искусство - XXI век, 2011. 323 с.

246) Федоров-Давыдов А. А. Советский пейзаж. М.: Искусство, 1958. 118 с.

247) Филиал Российского государственного архива научно-технической документации. Путеводитель. В двух частях. Часть 1. Под ред. И. Н. Давыдовой, С. Н. Супрановой. Самара: Изд-во «Научно-технический центр», 2002. 722 с. URL: http://guides.eastview.com/browse/gbfond.html?bid=142&fund_id=120059 (дата обращения 16.03.2016).

248) Хазин Е. А. Нефть. [Изд. для детей мл. возраста]. Тит. л. и ил.: Н. А. Шифрин. М.: Огиз - Молодая Гвардия, 1931. 16 с.

249) Художественная жизнь Советской России: 1917-1932: события, факты, комментарии: сб. материалов и док. М.: Галарт, 2010. 419 с.

250) Художники народов СССР XI - XX вв. Биобиблиографический словарь. Т. 1-5. М.: Искусство, 1970-2002.

251) Чегодаева М. А. Социалистический реализм: «Портрет в интерьере» истории. [Б. м.: б. и.], 2009. 86 с.

252) Чегодаева М. А. Соцреализм: Мифы и реальность. М.: Захаров, 2003. 214 с.

253) Чесунча Д. «Кавказ и Крым - здравницы СССР» или пособие для оппортунистов // За пролетарское искусство. 1931. № 8. С. 24-25.

254) Чужак Н. Вокруг героического реализма // Жизнь искусства. 1926. 7 сент. № 36 (1115). С. 5-6.

255) Шепелева Н. Г. Страницы истории Наркомпроса: (по материалам Центрального Государственного архива РСФСР) // Пути и перепутья. Вып. 2. М.: НИИ РАХ, 1994. С. 221-235.

256) Штеренберг Д. П. Чай. [Изд. для детей мл. возраста]. М.: Огиз - Молодая Гвардия, 1931. 12 с.

257) Щекотов Н. М. Искусство СССР. Новая Россия в искусстве. М.: АХРР, 1926. 84 с.

258) Этюды, картины с целины: Работы советских художников весной и летом 1954 г.: [Альбом репродукций и заметки художников о жизни на целине]. М.: Сов. художник, 1955. 32 с.

259) Филонов П. Н. Живопись. Графика. Из собрания Государственного Русского музея. Кат. выставки. Л.: Аврора, 1988. 112 с.

260) Юбилейный альбом: 100 лет Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. М.: Гамма-Пресс, 2012. Т. 2. 328 с.

261) Юровский Л. Н. Реформа 1924 года и новая система денежного обращения // Юровский Л. Н. Денежная политика советской власти (1917-1927). Избранные статьи. М.: Изд-во «Начала-Пресс», 1996. 418 с. URL: http://lib.sale/istoriya-rossii-

noveyshaya/reforma-1924-goda-novaya-sistema-denejnogo-66921.html (дата обращения 10.10.2015).

262) Яковлев В. Н. Моё призвание. М: Изд-во Академии художеств СССР, 1963. 301 с.

263) Янковская Г. А. Архивный фонд К. Е. Ворошилова как источник по социальной истории советского изобразительного искусства // Вестник Пермского университета. Серия «История». 2011. Вып. 3 (17). С. 108-113.

264) Яшкова Л. А. Политика РКБ (б) - ВКП (б) в сфере развития художественной культуры (1917 - 1930 гг.). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. н. Спец. 07.00.02. М., 2006. 17 с.

265) Яшкова Л. А., Щербинин С. А. Политика РКП (б) - ВКП (б) в сфере развития художественной культуры (1917-1930 гг.). Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2009. 167 с.

Список иллюстраций

1) Архипов А. Е. Гости. 1914. ГТГ

2) Архипов А. Е. За работой. 1926. ГТГ

3) Малютин С. В. Портрет А. В. Луначарского. 1926

4) Малютин С. В. Портрет Д. А. Фурманова. 1922. ГТГ

5) Машков И. И. Гурзуф. Женский пляж. 1925. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова

6) Машков И. И. Первый крестьянский Ливадийский санаторий (бывший царский дворец). 1925. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова

7) Радимов П. А. Марийка. 1925. Национальный музей Республики Марий Эл им. Т. Е. Евсеева

8) Радимов П. А. Подпаски. 1925 Кузнецов В. А. Приисковый штейгер. 1925 Кузнецов В. А. Крестьянка. 1925 Кузнецов В. А. Чаепитие. 1925 Кузнецов В. А. Возвращение с покоса. 1925 Пшеничников В. С. Древняя мечеть в Анау. 1925 Каразин Н. Н. На пути в Индию. 1888

Верещагин В. В. Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде. 1869-

9)

10) 11) 12)

13)

14)

15)

1870. ГТГ

16) 17)

Яковлев Б. Н. Площадь Регистана. 1925

Котов П. И. Бухарские евреи. 1925. Актюбинский областной историко-краеведческий музей

18) Прокудин-Горский С. М. Группа еврейских мальчиков с учителем. 1911. Отдел эстампов и фотографий, Библиотека Конгресса

19) Котов П. И. Бухарская лавка. 1925

20) Прокудин-Горский С. М. Торговец тканями. 1911. Отдел эстампов и фотографий, Библиотека Конгресса

21) Топорков Д. А. Грузчики угля. 1925

22) Репин И. Е. Бурлаки на Волге. 1870-1873. ГРМ

23) Котов Н. Г. Доклад об Авиахиме в алтайской юрте. 1925

24) Котов Н. Г. Прилет аэроплана в Алтай. 1925

25) Богородский Ф. С. Чувашские пионерки. 1926. Чувашский государственный

художественный музей

26) Богородский Ф. С. Чуваши. 1925. Чувашский государственный художественный

музей

27) Козочкин Н. С. Стирка белья. 1925

28) Козочкин Н. С. Самогонщик. 1925. Государственный музей искусств имени И. В. Савицкого, Нукус

29) Христенко Н. П. Свадьба в Дагестане. 1925

30) Апостоли В. А. Учитель из аула. 1925

31) Берингов М. М. Рыбаки Мурмана. 1925

32) Григорьев А. В. Украинка. 1925

33) Иогансон Б. В. Строительство Земо-Авчальской гидроэлектростанции. 1925. ГЦМСИР

34) Рубо Ф. А. Панорама Бородинской битвы. Фрагмент. 1912. Музей-панорама «Бородинская битва»

35) Карев В. В. Погрузка угля. 1925

36) Белянин Н. Я. Озеро Тургояк. 1925

37) Дроздов И. Г. Пионеры завода «Огни» в Дагестане. 1925

38) Чепцов Е. М. Переподготовка учителей. 1926. ГГТ

39) Венецианов А. Г. Гумно. 1821. ГРМ

40) Чепцов Е. М. Проведение дня кооперации в деревне. 1926. ГРМ

41) Крендовский Е. Ф. Площадь провинциального городка. Начало 1850-х гг. ГТГ

42) Терпсихоров Н. Б. Ликвидация неграмотности в деревне

43) Луппов С. М. Завтрак грузчиков в порту. 1925

44) Луппов С. М. Первое мая в Одессе. 1926. ГЦМСИР

45) Дейнека А. А. Оборона Петрограда. 1928, Центральный музей вооруженных сил

46) Вольтер А. А. На новом фронте (Селькор). 1926. ГЦМСИР

47) Перельман В. Н. "Синяя блуза". Частушки. 1925

48) Перельман В. Н. Крестьянка-рабфаковка. 1925

49) Ярошенко Н. А. Курсистка. 1883. Калужский областной художественный музей

50) Костяницын В. Н. Пионеры у костра. 1925

51) Шестопалов Н. И. Златоустовский завод. 1925

52) Дормидонтов Н. И. В соляной шахте. 1925

53) Павлов С. А. Соляная шахта. 1926. ГРМ

54) Дормидонтов Н. И. Мартеновская печь на заводе Югосталь. 1925

55) Павлов С. А. Рабочий на фоне завода. 1925

56) Журавлев В. В. Горловская шахта (триптих)

57) Журавлев В. В. Забойщик. 1925. ГЦМСИР

58) Журавлев В. В. У шахты перед сменой. 1925

59) Дейнека А. А. Перед спуском в шахту. 1925. ГТГ

60) Журавлев В. В. Шахтерка-мать. 1925

61) Кацман Е. А. Председатель незаможных селян Иван Зарицкий. 1925

62) Кацман Е. А. Сельский учитель Яков Любивый. 1925. ГТГ

63) Кацман Е. А. Члены сельской комячейки. 1925. ГЦМСИР

64) Павлов С. А. Часовой на юте. 1927

65) Дормидонтов Н. И. На вахте. 1927

66) Машков И. И. На Земо-Авчальской гидроэлектростанции. 1927

67) Машков И. И. Из серии «На Земо-Авчальской гидроэлектростанции». 1927

68) Винсент ван Гог. Мост Ланглуа. 1888. Государственный Музей Креллер-Мюллера, Оттерло

69) Машков И. И. Плотина на реке Куре. 1927

70) Машков И. И. Плотина на реке Куре, шоссе и памятник Ленину. 1927. ГТГ

71) Кузнецов П. В. Сбор винограда. 1928. ГРМ

72) Кузнецов П. В. Крымский колхоз. 1928. ГРМ

73) Иванов Г. И. Молотьба в Кудрово. 1929. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

74) Иванов Г. И. Молотьба в Кудрово. 1930

75) Иванов Г. И. Выезд в поле. 1930

76) Евграфов Н. И. Испытание трактора. 1930. ГМИ СПб

77) Цыбасов М. П. Кондострой. 1931. Музей изобразительных искусств Республики Карелия

78) Цыбасов М. П. Эскиз к картине «Кондострой» («Добыча камня»). 1930

79) Цыбасов М. П. Эскиз к картине «Кондострой» («Фабрика»). 1930. Музей изобразительных искусств Республики Карелия

80) Соколов-Скаля П. П. Прорыв. 1930

81) Соколов-Скаля П. П. Домна № 1. 1930. Пермская государственная художественная галерея

82) Нивинский И. И. Азнефть. 1930. Доска - ГРМ, оттиск - Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

83) Шифрин Н. А. Нефть. 1930

84) Шифрин Н. А. Нефть. 1930

85) Штеренберг Д. П. Чай. 1930

86) Штеренберг Д. П. Чай. 1930

87) Древин А. А. Гараж в колхозе. 1930

88) Гранавцева М. С. Сборщицы чая. 1930. ГРМ

89) Ивановский И. И. Чиатурский горняк. 1930. ГТГ

90) Щипицын А. В. Вязальщица сетей. 1930. Собственность С. А. Зеленской, Москва

91) Точилкин В. Ф. Керченский завод. Вечерняя смена. 1930

92) Тышлер А. А. Постановили снять чадру. 1930. ГТГ

93) Прошкин В. Н. Тракторострой. 1930

94) Кузнецов П. В. Обработка артикского туфа. 1930. Частное собрание

95) Кузнецов П. В. Строительство в Армении. 1930. ГРМ

96) Кончаловский П. П. Первый ткацкий коллектив Бахчисарая. Вышивальное отделение. 1930. Собрание семьи художника

97) Радимов П. А. Первая меховая фабрика Госторга в Казани. Чесальное отделение.

1930

98)

99) 100 101 102

103

104

105

106

107

108

109

110 111 112

113

114

115

116 117

Кацман Е. А. Рыбаки. 1930. Частное собрание Кацман Е. А. Пионеры-колхозники. 1930 Шестаков Н. И. Портрет доярки Дембовской. 1931 Загоскин Д. Е. Трактористки. 1931 Загоскин Д. Е. Коммунары. 1931

Загоскин Д. Е. Коммунары еврейского совхоза после работы. 1931

Ломакин М. В. Последний сбор ударного табака. 1931. ГРМ

Купреянов Н. Н. Разборка рыбы в лабазе. 1931

Котов П. И. Домна № 1. Кузнецкстрой. 1931. ГТГ

Лентулов А. В. Нефтеперегонный завод в Батуме. 1931. ГРМ

Антонов Ф. В. В выходной день. 1932. ГРМ

Антонов Ф. В. Ясли в Грознефти. 1931

Машкевич Е. О. Ударная бригада. 1931

Куприн А. В. Баку. Вынимание бурильных труб. 1931

Вольтер А. А. Ударник (Строитель социализма). 1932. ГРМ

Шестаков Н. И. Портрет Баринова. 1931

Зенкевич Б. А. Походная кухня. 1931

Ражин Н. П. Окраска корабля. 1931

Богородский Ф. С. Парусник «Товарищ» в Батуми. 1931

Беляев В. П. Пастух Иона Ледков, единственный на Новой Земле член ВКП (б) -

самоед. 1929-1930

118) Беляев В. П. Выход колхозников-зверобоев на лёд. 1929-1930

119) Беляев В. П. «Подкрадывается». 1929-1930

120) Мидлер В. М. Эривань. Митинг на базаре. 1931

121) Пичугин С. И. Кавказская ривьера. 1931

122) Пичугин С. И. В санатории им. Ленина. 1931

123) Львов Е. А. Магнитогорск. 1931

124) Львов Е. А. Механическая клёпка. 1931

125) Модоров Ф. А. Тов. Краковский - техник-шахтер». 1931

126) Хусепе де Рибера. Диоген. 1637. Дрезденская галерея

127) Хвостенко В. В. Шахтеры. 1931

128) Хвостенко В. В. Посадка в вагончики. 1931

129) Лехт Ф. К. Строительство газгольдера. 1931. Березниковский художественный музей им. И.Ф. Коновалова

130) Лехт Ф. К. Портрет М. Ардуанова. 1931. Березниковский художественный музей им. И.Ф. Коновалова

131) Лехт Ф. К. Портрет Н. А. Вотинова. 1931 Маслеников Н. Н. Безработные. 1931 Маслеников Н. Н. Витрина магазина мод. 1931

Маслеников Н. Н. Коммунистическая демонстрация в день 1 августа. 1931 Маслеников Н. Н. Ударники «Трансбалта» за ремонтом лебедок. 1931 Шестопалов Н. И. Плотина с внешней стороны. 1931 Шестопалов Н. И. Бурильщики. 1931 Кацман Е. А. Ударники Коломенского завода. 1931

Моравов А. В. С. П. Кувшинов и А. М. Волков, рабочие машинно-сборочного

историко-

историко-

132)

133)

134)

135)

136)

137)

138)

139) цеха. 1931

140)

141)

142)

143)

144)

145)

146)

147)

148)

Павлов И. Н. Ударник т. Прокофьев. Сталелитейный цех. 1931

Перельман В. Н. Двор Коломзавода. 1931

Ушенин Х. А. На Коломзаводе. 1931

Завьялов В. В. Электростанция Коломзавода. 1931

Зенкевич Б. А. Рождение паровоза. 1931

Завьялов В. В. Сталелитейный цех. 1931

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.