Трансцендентальные предпосылки социальной рефлексии времени тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Литвин, Татьяна Валерьевна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 155
Оглавление диссертации кандидат философских наук Литвин, Татьяна Валерьевна
Введение.
1.ВРЕМЯ КАК ФОРМА ВНУТРЕННЕГО ЧУВСТВА.
1.1 Постановка вопроса о гносеологии времени.
1.2 Понятие эстезиса.
2.СОЗНАНИЕ ВРЕМЕНИ И ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ.
2.1 Вопрос о времени для философии (и) внутреннего опыта.
2.2 Сознание времени и время сознания.
2.3 Схема и образ. Восприятие и акт схватывания.
З.ЭСТЕЗИС (ВОСПРИЯТИЕ) И ВООБРАЖЕНИЕ В ФЕНОМЕНОЛОГИИ Э.ГУССЕРЛЯ. ВРЕМЯ КАК СИМВОЛИЧЕСКАЯ ФОРМА В СОЗНАНИИ.
ЗЛВосприятие и воображение в феноменологии сознания образа.
3.1.1 Восприятие и фантазия. Презентативно-репрезентативные акты.
3.1.2 Восприятие, воображение, образ.
3.1.3 Образ и символ.
3.2 Восприятие и воображение в системе объективирующих актов.
Переход к феноменологии времени.
4.ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВНУТРЕННЕГО СОЗНАНИЯ ВРЕМЕНИ.
4.1 Объективное и субъективное время.
4.2 Кинематика ретенции и наполнение "настоящего".
4.3 Восприятие как эстезис.
5.ВРЕМЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ.
5.1 Рациональность и социальность.
5.2. Социальный мотив времени. Социализация времени.
5.3. Время как форма социального опыта.
Переживание социальности.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Интенциональность и рефлексия: философские проблемы рефлексивного опыта сознания в философии И. Канта и Э. Гуссерля2006 год, кандидат философских наук Орлова, Юлия Олеговна
Воображение как трансцедентально-философская проблема1999 год, кандидат философских наук Разеев, Данил Николаевич
Онтологические и теоретико-познавательные основания феномена времени2009 год, кандидат философских наук Плотников, Валерий Валерьевич
Декарт и Гуссерль: концептуальные основания рационального сознания и самосознания2010 год, доктор философских наук Куров, Игорь Геннадьевич
Продуктивное воображение как фундаментальная познавательная способность: Методологические альтернативы2002 год, кандидат философских наук Себар, Татьяна Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансцендентальные предпосылки социальной рефлексии времени»
Время - одна из универсальных характеристик, придающих форму бытию и смысл существованию. Универсальность и фундаментальность времени сопоставима с фундаментальностью сознания, время является формой опыта сознания и оно же проецируется на фактичность социального бытия. Время диктует свои правила как внутреннему опыту сознания, так и мотивам социальной рефлексии, существуя и как формальная схема, и как незаменимый по значимости экзистенциал. Философия времени начинается с Аристотеля, задающего вопрос о природе времени и о том, следует ли относить время к сущему или несущему, и после Аристотеля растворяется в многообразии подходов и перспектив, повторяя тем самым всю историю философии. Вопрос о времени пронизывает как традиционную метафизику, так и постклассическую теорию познания и онтологию, позволяя включать временной аспект в любую форму бытия сознания. Понятие времени формируется как история восприятия и сознания времени одновременно с историей опыта времени (Аристотель, Августин, Кант). Время реализует как потенциал опыта внутреннего чувства (Кант) так и форма социальной рефлексии, манифестируя как способы познания, то есть условия возможного опыта, так и способы протекания самого опыта, фактическую форму социальности. Что может быть более убедительным, чем существование нашего "Я" во времени? Не вызывает сомнений ни наличие жизненного опыта, ни тем более востребованность социального летосчисления, годы напоминают о неминуемом и упорядочивают то многообразие форм опыта, которое формирует представление о многообразии в целом. Время понимается нами как нечто естественное, само собой разумеющееся. Но когда время помещается в область трансцендентального, вернее, обнаруживается, что именно в силу трансцендентности времени мы и способны отображать в нем свой опыт, ситуация приобретает особый смысл.
Собственно, данное исследование в тематизации проблемы времени исходит из тезиса Канта о том, что "время - это форма внутреннего чувства", и понимание времени поэтому начинается, прежде всего, в сфере трансцендентальной эстетики. Вопрос, который возникает в связи с кантовской метафизикой и после нее — это то, как время из "простой" формы чувственности превращается в фундаментальную структуру сознания, и какое место занимает чувственность в сознании, в фундаменте "я мыслю".Тем самым временная проблематика лежит не только и не столько в области сознания времени, то есть попытки эксплицировать время как внешний для сознания объект, но прежде всего, в области описания самих сознательных процессов, осуществляемых по темпоральным принципам. Что, собственно, является само собой разумеющимся для феноменологического рассмотрения.
Тема данного исследования разворачивается в феноменологической традиции, для философии времени феноменологическая концепция является наиболее значительной. Можно сомневаться в адекватности феноменологии в целом для теории познания, но концепция времени наиболее масштабно разработана именно в феноменологии. И наоборот, в феноменологии, точнее, в концепции Гуссерля, феноменология сознания времени является наиболее аутентичной, позволяющей выделить ее из всей области феноменологической методологии. С этим связана несомненная актуальность проблемы времени, как для трансцендентальной философии, так и для социальной рефлексии.
Тема времени относится к проблемам насколько востребованным, настолько же и малоизученным. Пронизывая всю историю философии, проблема времени оказывается разработанной лишь в последний ее период, и разумеется далеко не полностью разработанной. Философия времени кристаллизуется большей частью в XX веке и представляет собой скорее набор различных подходов ко времени, чем стройную традицию. Подходы же эти находятся в диапазоне от аналитической философии (МакТаггарт) до герменевтических и семиотических методов (Рикер, московско-тартусская школа), включая экзистенциализм (Сартр, Мерло-Понти) и философию языка (Деррида), а также концепцию Делеза. Концептуально основным же направлением для философии времени остается феноменология. Именно к феноменологии, и прежде всего учению о времени Гуссерля, обращено в первую очередь любое исследование по проблеме времени.
Данное исследование проведено в русле гносеологии времени, и концептуализация именно такого подхода сталкивается с еще менее масштабным количеством материала. Гносеология времени рассматривается на основных значимых концепциях - Августина, Канта и Гуссерля. В результате обнаруживаются большие перспективы для данной темы вследствии довольно скудной ее разработанности. Что же касается той части, которая посвящена социальной методологии, вопросам интерсубъективности и социальной рефлексии времени, то здесь тем более отсутствует однозначная исследовательская и комментаторская позиция. Список используемой литературы остается концептуально неполным.
Кроме того, в работе над данным исследованием рассматривались преимущественно источники и комментаторская литература на иностранных языках. Это, прежде всего, не переведенные том двадцать третий Гуссерлианы и том одиннадцатый, а также другие работы Гуссерля. Наиболее значимы работы на иностранных языках таких авторов как П.Бири, Р.Бернет, Г.Бранд, Р.Бубнер, Б.Вальденфельс, П.Волонте, В.Белый, Г.Гранель, Т.Кортумс, М.Карин, Л. Ландгреб, Дж.МакТаггарт, Л.Симонис, М.Франк, К.Хельд, Г.Эйглер, И.Ямагучи, которые представляют собой исследования по феноменологической концепции времени последних десятелетий в Германии и Франции. Кроме того, важны монографии, изданные на русском языке,
В.И.Молчанова и А.Г.Чернякова, а также переводы и труды Аристотеля, Бергсона, Вальденфельса, Гуссерля, Делеза, Ингардена, Канта, Левинаса, Мерло-Понти, Ницше, Сартра, Хайдеггера. Из отечественных авторов также следует назвать С.С.Аверинцева, М.К.Мамардашвили, Н.В.Мотрошилову, Я.А.Слинина, Г.Г.Шпета и др.
Целью исследования является анализ трансцендентальных предпосылок социальной рефлексии времени. Данный анализ предполагает тематизацию проблемы времени на границе между трансцендентальной рефлексией и социальной рефлексией, с тем чтобы эксплицировать проблему времени не только как структуры субъективности, но и как формы опыта социальности. Для этого необходимо проанализировать процесс конституирования временной формы в феноменологической .традиции и связь времени с фундаментальными структурами субъективного и социального опыта. Что и позволит включить аналитику времени в разработку методологии социальной философии с помощью опыта трансцендентальной философии, в частности, феноменологического направления.
Для достижения этой цели необходимо решение целого спектра задач, связанных с анализом и тематизацией проблемы времени. Прежде всего, это тематизация сферы внутреннего опыта и раскрытие особенностей категории времени в терминах трансцендентальной эстетики. Речь идет об анализе времени через понятие эстезиса. Эстезис является неотъемлемым компонентом представления о постклассической рациональности. Мышление являет себя уже не только как логический механизм, но и как эстетическая целостность. Эстетизм присущ самому логосу, логос разворачивается сообразно с эстетическими схемами. Все нюансы логического можно ухватить, лишь сложив их в формально-образную композицию, осуществляемую по правилам эстетически окрашенного движения. В рамках данной темы само понятие эстетического и эстезиса существует в сфере трансцендентального, трансцендентальной эстетики Канта. В этом случае эстетическое принадлежит к глубочайшим слоям сознания, где обнаруживаются и осознаются изначальныеспособы самобытия и самоосуществления, где на стыке сущностных механизмов сознания возникают принципы реализации и создания самой человеческой экзистенции. Где эстетика мышления является законами движения существования и созданием механизмов времени.
Далее, для решения поставленной цели раскрывается структурная связь времени с такими значимыми механизмами сознания как восприятие и воображение. Так, восприятие в данном случае не является просто актом фиксации некой данности, но наоборот задает параметры воспринимаемого, и даже в том случае, если объектом восприятия, воспринимаемым является время. Восприятие времени является моделью сознания времени, моделью, демонстрирующей значимость темпоральной формы для мыслительных процессов. Что касается воображения, то воображение понимается как трансцендентальная способность воображения. Связь между временем и воображением является значимой как для философии Канта, так и для гуссерлевской технологии конституирования временной формы, то есть относиться к области так называемого пассивного синтеза. Тем более интересно и значимо рассмотрение трансцендентального воображения и социального опыта, который являет уже наглядный пример границы трансцендентального.
Также, для достижения поставленных целей уместна историко-философская задача, а именно описание тех идей Гуссерля, которые связаны с заявленной темой. Это представляется важным для исследования, выполненного на русском языке ввиду незначительного количества работ, посвященных роли восприятия и воображения, схемы, образа, символа в феноменологии Гуссерля. Наконец, еще одной значимой задачей является отображение темпоральной тематики в опыте социальности. Значима та граница, которая отделяет индивидуацию от социализации, и тот момент, когда эта граница преодолевается. Опыт социальности развертывается как воплощение опыта индивидуальности. Время связывает между собой трансцендентальное и социальное, являясь как формой структур субъективного, так и формой социального опыта.
Новизна работы состоит в попытке впервые описать механизмы познания с помощью эстезиса времени. Рассмотрение эстезиса времени позволяет развить два наиболее значимых для постклассической рациональности понятия - время и чувственность, тем самым эксплицируя кардинальную значимость трансцендентальной эстетики. Формируется теоретический аппарат гносеологического анализа социального сущего, социальная аналитика пополняется необходимыми экзистенциалами. Без анализа времени анализ социального опыта не может претендовать на полноту. Кроме того, для современной социальной философии актуальна проблема разработки методологии, вклад в эту проблематику и должна внести гносеология времени.
Тематизация времени является необходимой задачей в развитии теоретического аппарата социальной философии. Положения и выводы диссертации могут быть использованы при составлении общих и специальных курсов по социальной философии и философии истории, по философской антропологии, культурологии, семиотики и эстетике.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Методологические аспекты трансцендентального рассмотрения истины и заблуждения2006 год, кандидат философских наук Нестерова, Вероника Николаевна
Время и возможность опыта: Кант, Гуссерль, Хайдеггер2008 год, кандидат философских наук Белоусов, Михаил Алексеевич
Трансцендентальная субъективность и фоновые знания в процессе социального конструирования реальности2010 год, кандидат философских наук Волосков, Руслан Александрович
Воображение как эстетическая способность2003 год, кандидат философских наук Басова, Алла Александровна
Проблема смысла в неклассической философии2000 год, кандидат философских наук Власенко, Ольга Игоревна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Литвин, Татьяна Валерьевна
Заключение
Познание человеческой природы невозможно без опыта самопознания, адекватная система социального устройства немыслима без индивидуальной позиции. Тематизация времени является необходимой задачей в развитии теоретического аппарата социальной философии. Современная социальная философия, направленная на осмысление социального бытия, нуждается в методологии, отвечающей настоящему положению дел в гуманитарных науках. Подчас проблема метода усугубляется стилистической проблемой - можно ли в современной релятивистски окрашенной философской ситуации сохранить высшие ценности рациональной философии - строгость метода умозрения и чистоту его стиля.
В данной работе предпринята попытка проанализировать трансцендентальные предпосылки социальной рефлексии времени. Данный анализ основывается на важнейших проблемах современной философии и открывает новые перспективы. Аналитика времени остается одной из значимых областей философского знания, соединяя в себе многообразие подходов в различных науках о человеке. На мой взгляд, идеи и выводы данной работы могут быть полезны в нескольких направлениях. Во-первых, в антропологическом анализе, существующим на пересечении философии и других наук о человеке психологии, этнологии, истории, когнитивных наук. В этом аспекте связь между временем и познавательными процессами может рассматриваться в различных задачах, касающихся сознания- и поведения человека. Восприятие, воображение, эмоции, память необходимо имеют темпоральный коррелят как на трансцендентальном, так и на эмпирической уровне. Вторым направлением является, я считаю, семиотика литературы и в целом проблема творчества, креативности. Время художественного произведения, мифическое время, «монтаж» времени в произведениях искусства - эти вопросы связывают философию с интереснейшими направлениями современной мысли. Также к перспективным направлениям относится философия истории, которая на данный момент очень нуждается в разработанной концепции времени. В целом я считаю, что данная тема может быть использована в различных областях эстетики, теории познания, логики, философской антропологии и социальной философии.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Литвин, Татьяна Валерьевна, 2006 год
1. Августин Аврелий. Исповедь.//Августин Аврелий. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. М.,1992.
2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.,1997.
3. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Том 1. М., 1976.
4. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. М., 1992.
5. Вальденфельс Б. Мотив Чужого. Минск, 1999.
6. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентальному. Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997.
7. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М.,1994.
8. Гуссерль Э. Картезианские размышления. Спб., 1998.
9. Гуссерль Э. Логические исследования. М., 2001.
10. Декарт Р. Рассуждения о первой философии. Том 2. М.,1994.
11. Делез Ж. Ницше. Спб, 1997.
12. Делез Ж. Различие и повторение. Спб., 1998
13. Делез Ж. Логика смысла. М., 1995.14. Делез Ж. Кино. М., 2004.
14. Ингарден Р. Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля. М., 1999.
15. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.
16. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки. М., 1993.
17. Левинас Э. Время и Другой. Спб, 1998.
18. Левинас Э. Тотальность и бесконечность. М.-Спб., 2004.
19. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеал рациональности. М, 1994.
20. Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. М., 1997.
21. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1996.
22. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1995.
23. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 1988.
24. Молчанов В.И. Понятие рефлексии в контексте феноменологического учения о времени. // Критика феноменологического направлениясовременной буржуазной философии. Рига, 1981.
25. Молчанов В.И. Гуссерль и Хайдеггер: феномен, онтология, время.//Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.
26. Молчанов В.И. Предпосылки и беспредпосылочность феноменологической философии.//Логос, 1999. №10.
27. Молчанов В.И. Предпосылки тождества и аналитика различий.//Логос, 1999. №11/12.
28. Молчанов В.И. Субъективность и разум.// Феноменологическиеконцепции сознания. М., 1998.
29. Мотрошилова H.B. Интенциональность в "Логических исследованиях" Э.Гуссерля.// вопросы философии, 2002, №4.
30. Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. М., 1968.
31. Мотрошилова Н.В. Субъективность и разум: Гуссерль, Кант, Гегель.// Феноменологические концепции сознания. М., 1998.
32. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. Спб, 1999.
33. Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992.
34. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Минск, 2003.
35. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Книга вторая. М., 1990.
36. Рикер П. Время и рассказ. В 2-х т. М., 2000.
37. Рубене М. Учение Гуссерля о времени.//Критика феноменологического направления современной буржуазной философии. Рига, 1981.
38. Рубене М. Проблема прошлого в феноменологическом учении о времени Э.Гуссерля.//проблема сознания в современной буржуазной философии. Вильнюс, 1983.
39. Сартр Ж.-П. Воображаемре. Феноменологическая психология воображения. Спб., 2001.
40. Сартр Ж.-П. Воображение. (В изложении и переводе Рыкунова В.М.)//Логос. 1992. № 3(1).
41. Слинин Я.А. Трансцендентальный субъект. Спб., 2001.
42. Хадеггер М. Бытие и время. М., 1997.
43. Хайдеггер М. Исток художественного творения. М., 1993.
44. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997.
45. Черняков А.Г. Онтология времени. Спб., 2001.
46. Шпет Г.Г. Явление и смысл: феноменология как основная наука и ее проблемы. Томск, 1996.
47. Aisthesis. Wahrnehmung heute oder Perspektiven einer anderen Aesthetik. Leipzig, 2002.
48. Bernet R. Die ungegenwaertige Gegenwart. Anwesenheit und Abwesenheit in Husserls Analyse des Zeitbewusstseins.// Zeit und Zeitlichkeit bei Husserl und Heidegger. Phaenomenologische Forschungen, 14. Freiburg/Muenchen, 1983.
49. Bieri P. Zeit und Zeiterfahrung. Stuttgart, 1972.
50. Bieri P. Das Handwerk der Freiheit. Frankfurt am Main, 2003.
51. Brand G. Welt, Ich und Zeit. Den Haag, 1955.
52. Bubner R. Aesthetische Erfahrung. Frankfurt am Main, 1989.
53. Eichberger T. Kants Architektur der Vernuft. Muenchen, 1999.
54. Eigler G. Methaphysische Voraussetzungen in Husserls Zeitanslysen, Meisenheim/Glan, 1961.
55. Frank M. Zeit und Zeitbewusstsein. Pfuellingen, 1990.
56. Granel G. Le sense du tempe et la perception chez E.Husserl.
57. Held K. Lebendige Gegenwart. Die Frage des Seinsweise des transzendentalen Ich bei Edmund Husserl, entwickelt am Leitfaden der Zeitproblematik. Koeln, 1963.
58. Heidegger M. Kant und das Problem der Methaphysik. Frankfurt am Main, 1983.
59. O.Husserl E. Phantasie.Bildbewusstsein. Errinerung. Zur Phaenomenologie der anschaulichen Vergegenwaertigungen. Husserliana, Bd.23. The Hague/ Boston /London, 1980.
60. Husserl E. Zur Phaenomenologie des inneren Zeitbewusstsein. Hua X, Den Haag, 1959.
61. Husserl E. Formale und transzendentale Logik. Halle, 1929.
62. Husserl E. Analysen zur passiven Synthesis. Aus Vorlesungs-und Forschungsmanuskripten 1918-1926. Hua XI. Den Haag, 1966.
63. Husserl E. Logische Untersuchungen. Hua XIX/2.
64. Kant I. Kritik der reinen Vernuft. Hamburg, 1990.
65. Kortooms T. Phenomenology of time: Edmund Husserls anlysis of time-consciousness. Kluwer, 2002.
66. Karin M. Untersuchungen zur Zeitkonzeptionin Kants "Kritik der reinen Vernuft". Berlin, 2003.
67. Landgrebe L. The phenomenology of Edmund Husserl. Six essays. London, 1981.
68. Landgrebe L. Phaenomenologie und Methaphysik. Hamburg, 1949.
69. McTaggart J.E. The Unreality of Time // Mind XVII (1908).
70. Simonis L. Nietzsche und die Physik der Zeit.// Zeitwahrnehmung und Zeitbewusstsein der Moderne. Bielefeld, 2000.
71. Volonte P. Husserls Phaenomenologie der Imagination. Muenchen, Alter, 1997.
72. Welsch W. Aisthesis: Grundzuge und Perspektiven der Aristotelischen Sinneslehre. Stuttgart, 1987.
73. Yamaguchi I. Passive Synthesis und Intersubjektivitaet bei Edmund Husserl. The Hague, 1982.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.