Трансцендентализм в сфере образования: историко-философский аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Ефремова, Зоя Ивановна
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 166
Оглавление диссертации кандидат наук Ефремова, Зоя Ивановна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИСТОКИ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ: ИСТОРИКО-КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
1.1. Греческая Пайдейя: зачатки трансцендентального мышления
1.2. Университетская схоластика и теологический трансцендентализм
1.3 Европейское Просвещение: Кант и Bildung
ГЛАВА II. ЕВРОПЕЙСКИЙ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИП АВТОНОМИИ И ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ЗНАНИЕ
2.1. Трансцендентальный идеализм как теоретическая основа университет-
ЯП
ского образования
2.2. Идея автономии образования: исходные принципы философского обоснования
2.3 Модели европейского образования в контексте конкурирующих форм демократии. Право человека на знание
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Доминирующие парадигмы трансцендентализма в западноевропейской философии2011 год, доктор философских наук Семенов, Валерий Евгеньевич
Современный проект трансцендентальной философии2002 год, доктор философских наук Тетюев, Леонид Иванович
Теория познания А.В. Вейдемана2023 год, кандидат наук Лебедева Анастасия Владимировна
Природа трансцендентального метода1999 год, кандидат философских наук Круглов, Алексей Николаевич
Проблема языка в символическом идеализме Э. Кассирера2008 год, кандидат философских наук Шилова, Светлана Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансцендентализм в сфере образования: историко-философский аспект»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Обращение к исторической традиции трансцендентализма объясняется необходимостью осмысления исходных оснований и принципов самой системы трансцендентализма, поскольку именно данная философская позиция в истории западноевропейской философии порождает основные базовые представления о человеческой способности познания, специфике философского и научного знания, и самом человеке как моральном субъекте. Необходимость обращения к истокам трансцендентализма в сфере образования с целью прояснения и отстаивания основ идеализма образования становится очевидной, поскольку культура трансцендентального мышления зарождается в Античности, и в качестве познавательного идеала впоследствии оформляется университетской системой европейского образования. Трансцендентализм в сфере образования имеет состоятельную образовательную традицию, и освоение западноевропейского историко-философского опыта отвечает потребностям современного развития российского общества. Историко-философский анализ является на современном этапе актуальной задачей, поскольку современное национальное образование в мире в условиях всеобщего развития Болонского процесса требует к себе философско-критического подхода. Восстановление традиции трансцендентального идеализма не только возможно, но и необходимо.
Степень научной разработанности проблемы. В области исследовательского интереса к трансцендентализму в сфере образования можно выделить условно следующие шесть проекций:
1) Историко-философская мотивация. В основе европейской системы образования лежит определенный философско-этический идеал, впервые обоснованный и теоретически разработанный в античной Греции. Проблема-
3
тика трансцендентального мышления формировалась также в античной философии. Первые зачатки трансцендентального мышления выявляются у Платона и Аристотеля (А.Ф. Лосев), принципы которого наиболее полно воплощаются в осуществлении идей Пайдейи - греческой системы воспитания и образования античного грека. К заслугам Платона относят разработку им основ трансцендентального метода в обосновании алогического мышления, свойственного для эстетического и философского созерцания. Специфика оснований античной Пайдейи наиболее полно представлена в труде В. Иеге-ра, где образование определяется в качестве неотъемлемой части греческой культуры и греческого типа философского мышления.
2) Сущностные задачи средневекового теологического трансцендентализма в контексте развития европейских университетов. Образование в Средние века оформляется в структуре церковных школ-центров и университетов. Средневековый университет - явление европейской культуры. Вера и разум - составляющие образованности в христианском мире. Появление и разработка латинских терминов «transcendentes» и «transcendentia» в трансцендентальной философии связывают с трудами средневековых логиков и теологов Августина, Боэция и Формы Аквинского. В Средние века с развитием университетского образования и учености происходит интенсивное ознакомление с трудами античных философов и перед теологией встает философская проблема обозначения определенной сущности Бога как конкретной, живой сущности, отличной от вещи и понятий о вещах как таковых. Появление трансценденталий связывается с учением Фомы Аквинского, который развивает метафизические установки Аристотеля, а понятие «трансцендента-лии» увязывает с определением первопричины, которая в категориях, идентичных бытию сущего, проявляет себя как единое, истинное, благое, прекрасное и святое.
3") Европейское Просвещение и кантовский проект трансцендентальной философии. Традиционно идею трансцендентальной философии связывают с
4
разработкой И. Кантом трансцендентального метода, который, в отличие от методологии рационализма и эмпиризма, утверждает необходимость построения идеальной системы знания о реальности и обосновывает возможность развития познавательных средств науки и философии, задает критическое переосмысление частных наук. Именно в лоне немецкого классического трансцендентализма получают теоретическое обоснование гуманитарные науки, философия культуры, философия образования, науки о воспитании (Erziehungswissenschaften).
4) Система трансцендентального идеализма в новоевропейской традиции опирается на философию и критику догматической метафизики И. Канта, многообразные программы немецкого трансцендентализма, восходящего к взглядам И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля. В широком смысле слова к трансцендентализму относят также и трансцендентальную философию Э. Гуссерля, М. Хайдеггера и Ж.-П. Сартра. Некоторые исследователи причисляют сюда также и трансцендентальную метафизику, получившую развитие в христианской догматике.
В XX веке и начале XXI века в отечественной историко-философской литературе осуществляется огромная исследовательская работа в области изучения наследия западноевропейского трансцендентализма. Достаточно назвать известные и переведенные на многие языки академические издания В.Ф. Асмуса, К. Бакрадзе, A.B. Гулыги, Т.И. Ойзермана, И.С. Нарского, Г. Тевзадзе. Последние десятилетия отмечены появлением новых интересных исследований, посвященных как самой философии И. Канта, так и ее современным интерпретациям. Следует прежде всего отметить работы В.Н. Брю-шинкина, В .В. Васильева, Н.К. Вахтомина, П.П. Гайденко, Т.Б. Длугач, A.A. Ермичева, В.А. Жучкова, А.Н. Круглова, JLA. Микешиной, Н.В. Мотрошило-вой, Н.С. Мудрагей, А.П. Огурцова, Д.Н. Разеева, В.Е. Семенова К.А. Сергеева, Л.И. Тетюева.
Теоретической значимости этических и эстетических идей И.Канта большое внимание уделяли Т.А. Акиндинова, И.С. Андреев, А. А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, Л.А. Калинников, В.А. Конев, В.В. Лазарев, К.Н. Любутин, А.Г. Мясников, Ю.В. Перов, Э.Ю. Соловьев, С.А. Чернов.
Кантовский замысел трансцендентальной педагогики остается до сих пор наименее изученным, его интерпретация ограничивается лишь простым освещением педагогических идей философа, изложенных в труде «О педагогике». Однако идея трансцендентальной педагогики расширяется и на университетское образование, особенно это проявляется в «Споре факультетов». Здесь И. Кант впервые по отношению к преподавателям университета вводит понятия «наставник молодежи», «учитель народа», «учительское сословие», в интересах которого «обеспечить прогресс культуры в сфере науки». Сложности расширительного толкования можно объяснить не только предметом самой трансцендентальной педагогики как науки о культуре воспитания и формировании познавательных задатков человека, но и односторонностью имеющихся вариантов понимания трансцендентальной философии.
5") Теоретическая и методологическая база неокантианской педагогики. Мотив «новейшего возрождения» в первой половине XIX века в Германии кантовской философии привлекает внимание немецких педагогов к методологическим принципам обоснования педагогики и педагогических наук как наук об образовании свободного человека и ответственной личности воспи-туемого.
Две школы немецкого неокантианства в Германии — марбургская школа (Г. Коген, П. Наторп и Э. Кассирер) и баденская школа (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) выступают методологической основой образовательных и педагогических наук. История и теория неокантианства в нашей литературе освещена достаточно плодотворно. Следует отметить прежде всего интересные исследования А.И. Абрамова, В.Н. Белова, П.П. Гайденко,
Б.Т. Григорьяна, Т.Б. Длугач, В.А. Жучкова, Б.В. Михайлова, И.С. Попова, В.В. Сапова.
Познавательные аспекты неокантианской методологии хотя традиционно и рассматриваются на предмет критики, в ряде работ отечественных философов исследованы творчески взвешено. В области методологии научного познания следует назвать работы В.У. Бабушкина, Т.Б. Длугач, А.Ф. Зотова, В.А. Лекторского, С.Ф. Мартыновича, З.А. Сокулер. Вопросы философии истории, культуры и религии освещали П.П. Гайденко, A.A. Кравченко, H.A. Лисовенко, А.Ф. Лосев, К.А. Свасьян.
Человек как философская проблема и проблема образования в XX веке становятся важнейшими мотивами современной дискуссии. Системно-интегративный подход считается главной методологической предпосылкой обоснования современной сущностной и субъектно-коммуникативной парадигмы человека и его культуры разума. Наиболее полно данная программа методологического обоснования нашла отражение в работах саратовских философов Я.Ф. Аскина, В.П. Барышкова, В.Н. Белова, В.Н. Гасилина, Б.И. Мо-кина, C.B. Никитина, В.П. Рожкова, Л.И. Тетюева, В.Б. Устьянцева, В.А. Фриауфа.
6) Возрождение внимания к теоретическим и практическим основам трансцендентальной философии образования. Дискуссии, которые ведутся с середины 40-х годов XX века в западноевропейской философии и педагогике, касаются институциональной формы философии образования. Критическое осмысление образовательной деятельности, ее целей, норм и ценностей свидетельствуют о поиске основополагающих парадигм обоснования педагогики как теоретической, так и философской науки. Наиболее полно этот спор впервые проявляется в формулировке «педагогики свободы», призывающей вернуться к основам кантовского понимания задач и целей школьной и университетской педагогики. Стало очевидно, что педагогика имеет непосредственное отношение к процессам демократизации общества, а система образо-
7
вания выступает важнейшими факторами общественных трансформаций и модернизации гражданских институтов. Образование, выражая национальные ценности и цели гражданского общества, создает «мир возможных миров образования» (А.П. Огурцов, В.В. Платонов, Е.В. Брызгалина)
Дискуссии вокруг перспектив европейской демократии и развития гражданского общества обострили полемику между крупнейшими философами - Ю. Хабермасом, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотаром и Р. Рорти. Настоятельный призыв к осмыслению критической философии И. Канта свидетельствует о поиске нового системообразующего начала в философии XXI века, попытке реабилитации понятия единства теоретического и практического разума, морального субъекта трансцендентализма. Представляется, что разразившийся кризис в образовании является результатом утраты внимания к теоретическим и практическим основам трансцендентализма, отходом от принципов трансцендентальной философии к позитивистки и постпозитивистски настроенной науке.
Таким образом, историко-философский анализ трансцендентализма в сфере образования дает основание для дальнейшего, более глубокого исследования целей и задач трансцендентальной философии в осмыслении проблем образования и выработки проекта идеалистической педагогики. Актуальность обозначенной тематики, ее недостаточная степень разработанности и обусловили выбор темы, постановку целей и задач исследования.
Объектом нашего диссертационного исследования является классическая система философского трансцендентализма, лежащая в основе европейского образования.
Предметом исследования выступают историко-философские основания трансцендентализма в сфере образования.
Целью диссертационного исследования является историко-философское осмысление исходных оснований и принципов трансцендентализма в сфере образования. В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Выявить философские истоки трансцендентального мышления, способствующие формированию идейных принципов античной системы образования и воспитания Пайдейи.
2. Уточнить в контексте становления европейских университетов специфику трансцендентального мотива в средневековой науке о трансценден-талиях.
3. Определить содержание принципов критической философии И. Канта и задачи его трансцендентальной педагогики в соотнесенности с
просветительским проектом.
4. Проанализировать особенности трансцендентального подхода в аспекте обоснования философских основ университетского образования.
5. Рассмотреть понимание автономии образования как исходного принципа философского обоснования.
6. Изучить специфику конкурирующих моделей образования в аспекте
современного немецкого трансцендентализма.
Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются основополагающие идеи и принципы методологии трансцендентальной философии и неокантианской философии образования. Среди них следует назвать принципы рационализма, историцизма и системности. В ходе реконструкции идей философского трансцендентализма мы опираемся на специальные методы историко-философского анализа, представленные в работе приемами теоретического сопоставления, логического сравнения, концептуального обобщения исследовательских данных и построения выводов. Реконструкция историко-философского контекста имеет непосредственное отношение к проблемам трансцендентальной критики
9
концептуальных оснований философии образования, дальнейшему осмыслению герменевтической и феноменологической методологии в педагогике и истории становления университетского образования.
Научная новизна результатов исследования состоит в особенностях самого подхода к поставленной проблеме. В данной работе впервые осуществлено отечественное историко-философское исследование основ европейского трансцендентализма в сфере образования. Полученные в ходе исследования результаты, обладающие новизной и теоретической значимостью, состоят в следующем:
- впервые раскрыты философские основания трансцендентального мышления, выступающие фундаментом для развития идеальных представлений об истинности знании в античной системе Пайдейи;
- рассмотрен многоаспектный контекст становления средневековых европейских университетов и раскрыто смысловое поле трансценденталий в средневековой науке, направленных на постижение единого, истинного, благого, прекрасного и святого;
- по-новому выявлена соотнесенность просветительского проекта и кантовских принципов развития свободного мышления и гражданской нравственности в аспекте автономности образования как идеальной системы личного совершенства;
- определены основные моменты идеалистического обоснования университетского образования в немецком трансцендентализме, уточнена оригинальность трансцендентального подхода;
- произведена авторская реконструкция и систематизация исходных принципов автономии образования;
- выделены и исследованы модели европейского образования в контексте трех конкурирующих форм демократии - либерализма, консервативного коммунитаризма и коммуникативной демократии, что позволяет определить
10
значимость современного трансцендентализма в развитии коммуникативной демократии в сфере образования и воспитания, в деле расширения прав человека на знание.
В результате проведенного исследования сформулирован ряд положений, выносимых на защиту:
1. Впервые в историко-философском отношении многоаспектная сущность трансцендентализма исследуется в сфере образования. Уже в качестве контроверзы античного мышления, трансцендентальное мышление предельно выражается в формах рационального знания - в форме априоризма и реализма. Становление философского трансцендентализма в работе связывается с развитием системы Пайдейи, которая задает первичный трансцендентальный идеал образования и практики общественного и государственного воспитания. Исходные основания платоновского идеализма определяются в качестве трансценденталистского мотива в метафизике, этике и эстетике, предельно расширяющего границы практического разума и преобразующего горизонты европейской рациональности.
2. С расширением проблем трансцендентального мышления в средние века вызревает потребность разработки категориального аппарата «трансцен-денталий» (Августин, Боэций и Фома Аквинский), с которыми увязывается основная идея средневекового образования - достижение истинного знания, интеллектуального озарения и моральной интуиции. Как аспекты созерцательного умозрения, трансценденталии указывают направленность к совершенствованию и лучшему пониманию того, что есть в мире, к сверхъестественному измерению бытия. В историческом контексте теологического трансцендентализма происходит зарождение и формирование нового идеала образования, который определяется новым образом жизни - христианским созерцанием единства истины, блага, красоты и совершенства.
3. Традиция Европейского Просвещения сохраняет и развивает рефлексивный потенциал трансцендентализма; наука и культура актуализируют философские и педагогические задачи европейского образования. Трансцендентальная рефлексия И. Канта привносит критический характер в педагогику и выражается в разработке приемлемых системных задач гражданского образования и воспитания. Идея философского просвещения приобретает новое звучание. Право человека на знание определяется как наиболее фундаментальное право человека, исторически изначально определяющее возможность актуализировать и развивать познавательные способности и моральные задатки человека.
4. Трансцендентализм в сфере образования является реальным философским проектом университетского европейского образования. Представители немецкого трансцендентализма (Фихте, Шеллинг, Гегель) убеждены, что система философского знания способна выполнить «объединяющую функцию» во всем университете. Система трансцендентального идеализма предлагает в сфере образования качественно новую методику - выделение личностного основания человека, наделенного субъективной способностью к моральной саморефлексии и взаимопопониманию, чувством вкуса, способностью к продуктивной критике и личной ответственности. Образование понимается не просто как институт социального и общественного конформизма, но как всеобщий принцип практического гражданского воспитания.
5. Мировоззренческий аспект образования в неокантианской трансцендентальной философии связан с философским обоснованием приоритетных принципов и ориентиров культурного и духовного планов, с формированием целей и идеалов автономии образования. Институциализация образования в немецком обществе Х1Х-ХХ вв. закрепляется культурной и исторической традицией, а также присущими обществу механизмами метафизической и научной рефлексии. Немецкая программа образования ориентирована на основные системные принципы образования: человек как субъект познания са-
12
мостоятельно учится реализовать духовную и интеллектуальную свободу, индивидуально определять основы морального самосовершенства.
6. Проведенный философско-критический анализ европейского образования в XX веке выявил, что различные модели образования порождают разнообразные формы конкурентной борьбы. Образование в современном трансцендентализме определяется как форма коммуникативного действия, что позволяет говорить о конкурентоспособности образовательных систем. Идея права человека на знание в немецком трансцендентализме выступает не только идеалом свободного человека, а и необходимым и обязательным условием формирования прагматических основ образования гражданина, рациональных демократических и нравственных начал строительства гражданского общества.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования определяется обозначенной актуальностью и новизной. Полученные в ходе исследования результаты могут представлять интерес для специалистов в области истории философии и истории философии образования. Основные результаты исследования открывают новые перспективы анализа проблематики трансцендентализма, исследования ценностных и институциональных структур европейской системы образования, философско-педагогических теорий воспитания и обучения. Историко-философское рассмотрение проблемы трансцендентализма в сфере образования имеет важное значение для прикладных исследований в гуманитарной области. Полученные в диссертации выводы могут быть использованы в работе методических семинаров, в исследованиях, связанных с разработкой методологических проблем европейского трансцендентализма, немецкого идеализма и неокантианства, теоретико-познавательных проблем философии образования и воспитания.
Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертации и выводы, содержащиеся в исследовании, прошли апробацию на заседаниях кафедры философии пединститута СГУ им. Н.Г. Чернышевского, на аспирантских семинарах 2006-2011 гг. Результаты диссертационного исследования были представлены в сообщениях и докладах на следующих международных научно-теоретических конференциях и семинарах «И. Кант и актуальные проблемы гуманитарных наук» (Саратов, 2006) и «И. Кант, неокантианство и трансцендентальный идеализм» (Саратов, 2006, 2009, 2010), II Международной теоретико-практической конференции, посвященной памяти проф. Г.Ф. Миронова «Наука в различных измерения» (Ульяновск, 2010), «Проблема сознания: философский и психологический аспекты» (Самара, 2011), на заседании «круглого стола» на тему: «Образовательное пространство: проблемы образования» (Саратов, 2010).
Результаты работы отражены в десяти научных публикациях общим объемом 4,2 пл., в том числе 3 статьи опубликованы в изданиях, соответствующих перечню ведущих периодических и рецензируемых научных журналов и изданий.
Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры этики и эстетики философского факультета СГУ им. Н.Г. Чернышевского.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения и списка использованной литературы. В заключение диссертации представлены основные итоги работы, указано ее теоретическое и практическое значение. Список использованной литературы включает 201 наименований работ отечественных и зарубежных авторов.
ГЛАВА I. ИСТОКИ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ: ИСТОРИКО-КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
1.1. Греческая Пайдейя: зачатки трансцендентального мышления
С тех пор как западноевропейская философия Нового времени сделала педагогическую тематику предметом своего интереса, большинство проблем, относящихся к анализу знания и познания, стали рассматриваться в контексте обращения к античным истокам образования научного знания -философии Сократа и Платона, которые заложили традицию идеализма в античной философии. Современная наука черпает свои идеи из философии древних греков. Именно им принадлежит мысль, что достоверное знание нельзя получить из опыта, поскольку опыт всегда ограничен предшествующим мнением и случайным знанием, опыт не способен породить знание всеобщего и необходимого миропорядка. Дорога знания требует устойчивости и труда, ибо истина не может быть передана тем, кто не стремится к постижению природы и основ мудрости. Для осознания всех этих проблем, как видим, необходима философская рефлексия.
«Духовная Европа, - как определяет Э. Гуссерль, - имеет место рождения. Я имею в виду не географическое в одной из стран, хотя и это тоже правильно, но духовное место рождения в одной из наций и, соответственно, в отдельных людях и группах принадлежащих к этой нации людей. Это древнегреческая нация УП-У1 столетий до Р. X. В ней формировалась новая установка индивида по отношению к окружающему миру»1. Философское постижение идеала образования восходит к античности. Идеал демократической системы гражданского воспитания В. Йегер называет «традицией Paide-
1 Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология... Минск, 2000. С. 634-635.
15
ш»2, которая в истории европейской культуры впервые выдвигает на передний план общее образование и воспитание человека, связанное с идеальным принципом формирования телесного и духовного начала в человеке. Пайдейа развивается греками как система культуры обучения и воспитания, направленная на формообразование сущности бытия отдельного индивида, овладевающего универсальным знанием и добродетелями. В качестве главенствующего принципа Пайдейи выдвигается положение, что каждый имеет одинаковые возможности и каждый может найти в полисе соответствующее его
способностям место.
Как полагает А.И. Марру, французский исследователь античной философии образования, идея Пайдейи становится обозначением культуры, понимаемой не в активном, подготовительном смысле образования, а в том результативном значении, которое это слово приобрело в современной культуре сегодня: «состояние полного, осуществившего все свои возможности, духовного развития у человека, ставшего человеком в полном смысле» . Важным, как видим, является не потакание личному интересу и эгоистическим потребностям индивида, но сформирование в общности такого единства, которое стало бы высшим идеалом в деле воспитания подрастающего поколения. Идеалом выступал сам человек, а высшей целью достижения более совершенного человека Пайдейа определяет наилучший образ жизни, нравственность души и истинное предназначение человека. Поэтому Пайдейа как всеобщая система воспитания и образования античного грека должна рассматриваться в первую очередь как идеал философского постижения и пре-
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Проблема рационального и иррационального в русском неокантианстве2018 год, кандидат наук Владимиров Павел Анатольевич
Нравственные основания жизненного мира человека: философско-методологический анализ2009 год, кандидат философских наук Епифанова, Наталия Николаевна
Методологические аспекты трансцендентального рассмотрения истины и заблуждения2006 год, кандидат философских наук Нестерова, Вероника Николаевна
Системообразующий характер теории познания (на материале работ Германа Когена)2024 год, кандидат наук Перепечина Александра Сергеевна
Миф в философии Э. Кассирера2011 год, кандидат философских наук Исаева, Анна Вячеславовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ефремова, Зоя Ивановна, 2011 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адо П. Что такое античная философия? / пер. с фр. [Текст]. М., 1999. -320 с.
2. Азаров Ю. Проникая в тайники души: Трансцендентальный синтез в педагогике [Текст] // Высшее образование в России. 1994. №4.
3. Аристотель. Соч.: В 4 т. [Текст] М., 1984. Т. 4.
4. Асмус В. Ф. Кант [Текс] / В.Ф. Асмус. - М.: Наука, 1973. - 534 с.
5. Асмус В. Ф. Трансцендентальный идеализм и трансцендентальный метод Канта [Текс] / В.Ф. Асмус // Философия Канта и современность. -М.: Мысль, 1974. - С. 32-71.
6. Асмус В.Ф. Неокантианство [Текс] / В.Ф. Асмус // Буржуазная философия кануна и начала империализма. М.: Высшая школа, 1977. С. 59 -124.
7. Балабай C.B. Концепт «знание - образование» в системе ценностей общества и культуры средневековья [Текст] // Философия и образование: интеллектуальные традиции и новации: Сб. науч. ст. Вып. VI. Саратов: ИЦ «Наука», 2007. С. 22-29.
8. Барнс Дж. Аристотель / пер. с англ. [Текст] М.: Астрель; ACT, 2006. -191 с.
9. Белов В.Н. Развитие трансцендентальных идей Канта в социальной педагогике Пауля Наторпа [Текст] // Философия и проблемы современности: Сб. науч. ст. Саратов: «Научная книга», 2003. С. 22-28.
10. Белов В.Н. Генезис философии культуры неокантианства [Текст] // Разум и культура: Сб. науч. тр. / под ред. проф. В. Б. Устьянцева. Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. центра, 2001. С. 28-30.
П.Белов В.Н. Неокантианство. Часть I. Возникновение неокантианства. Марбургская школа. Герман Коген [Текст] / В.Н. Белов. - Саратов: Научная книга, 2000 - 172 с.
12.Белов В.Н. Неокантианство. Часть II. Пауль Наторп [Текст] / В.Н. Белов. - Саратов: изд-во СГУ, 2002. - 108 с.
13.Бофре Ж. Диалог с Хайдеггером: В 4 кн. [Текст] СПб.: Изд-во «Владимир Даль», 2009. Кн. 4. Путь Хайдеггера. - 220 с.
Н.Былова М.Ф. Кант и концепция Bildung [Текст] // Иммануил Кант: наследие и проект / под ред. B.C. Степина, Н. В. Мотрошиловой. М.: Канон +; РООИ «Реабилитация», 2007.
15.Валлерстайн И. Конец знакомого мира. [Текст] М., 2003.
16. Вандулакис И.М. Предвосхищение Платоном простой теории типов // Историко-математические исследования. СПб., 1994. Вып. XXXV. С.181-202.
17. Васильев В.В. Подвалы кантовской метафизики [Текст] / В. В. Васильев. - М.: Наследие, 1998. - 160 с.
18.Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия /пер. с нем. [Текст] /Ин-т философии. М.: Наука, 1993. - 105 с.
19.Виндельбанд В.От Канта до Ницше [Текст] / пер. с нем. Под ред. А.И. Введенского. М.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. - 496 с.
20.Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. [Текст] М., 1988. - 704 с.
21. Газман О. Г., Вейсс Р. М., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995.
22.Гегель Энциклопедия философских наук. М., 1974. [Текст] Т.1. С. 158.
23.Гегель. Соч. М., 1959. [Текст] Т. 4. С. 163.
24.Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев [Текст]. М.: «Школа-Пресс», 1995.-448 с.
25.Гиппо. Общественное образование в Германии. Детские приюты - первоначальные школы - реальные школы - гимназии - университеты -специальные школы. [Текст] СПб., 1874. С. VII.
26.Горбачев H.A., Кобзев М.С. Философия и педагогика. [Текст] Саратов, 1974.
27.Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. [Текст] Долгопрудный, 1997.
28.Гофф Ж. Jle Цивилизация средневекового Запада. [Текст] М.: Наука, 1992.-398 с.
29.Губман Б.Л. Вера и разум: проект Просвещения и «постсекулярная» мысль [Текст] // Экзистенциальный опыт и когнитивные практики в науках и теологии / под ред. И.Т. Касавина, В.П. Филатова, М.О. Шахова. М.: Альфа-М., 2010. С.285 -301.
30. Гулыга A.B. Кант. [Текст] М., 1981.
31.Гумбольдт В. Опыт установления пределов государственной деятельности. СПб., 1908.
32.Гумбольдт В. фон. Избр. труды по языкознания. [Текст] М., 1984.
33.Гусейнов A.A. Античная этика. [Текст] М., 2003.
34.Гусейнов A.A. Выражение кризиса и симптомы обновления [Текст] // Вопросы философии. 1999. № 3.
35.Гуссерль Э. Кризис европейский наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию / пер. с нем. [Текст] СПб.: Изд-во «Владимир Даль», 2004. - 400 с.
36.Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. [Текст] Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - 752 с.
37.Де Либера А. Средневековое мышление / пер. с франц. [Текст] М.: Праксис, 2004. -368 с.
38.Дмитриева H.A. Русское неокантианство: «Марбург» в России. Историко-философские очерки [Текст] / H.A. Дмитриева. - М.: РОССПЭН, 2007.-512 с.
39.Доброхотов A.JI. Категория бытия в классической западноевропейской философии. [Текст] М., 1988.
40.Дюмон Ж.-П. Античная философия [Текст] / пер. с франц. М.: Астрель: ACT, 2006.- 156 с.
41.Епифанова H.H. Нравственность и жизненный мир человека. Осмысление трансцендентального идеала / под ред. Л.И. Тетюева. [Текст] Саратов: Изд-во «Наука», 2009. - 155 с.
42.Ефремова З.И. Автономная модель образования в трансцендентальном идеализме: принципы методологии [Текст] // Вестник Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина / Под ред. С.Ю. Наумова, О.Н. Фомина, С.Г. Сергеева, - Саратов: Изд-во Поволжской акад. госслужбы им. П. А. Столыпина, 2010. № 2 (23). С. 129134.
43.Ефремова З.И. Модели европейского образования в контексте конкурирующих форм демократии [Текст] // Власть - Москва: Изд-во «Редакция журнала «Власть», 2011. № 3. С. 87-89.
44.Ефремова З.И. Европейское Просвещение: Кант и Bildung [Текст] // Вестник Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина / Под ред. Д.Ф. Аяцкова, О.Н. Фомина, С.Г. Сергеева, - Саратов: Изд-во Поволжской акад. госслужбы им. П. А. Столыпина, 2011. №3(28). С. 214-220.
45.Ефремова З.И. Педагогические взгляды И. Канта: общая характеристика [Текст] // Философия и проблемы современности: Сб. науч. ст. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2003. С. 34-38.
46.Ефремова З.И. Жан-Жак Руссо и Иммануил Кант: два взгляда на проблему практического воспитания [Текст] // Философия и образование: интеллектуальные традиции и новации. Сб. науч. ст. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2004. Вып. III. С. 18-24.
47.Ефремова З.И. Трактат И. Канта «К вечному миру» в системе взглядов на развитие гражданского общества в Европе XIX века [Текст] // Меж-вуз. сб. науч.-техн. ст. - Вольск: ВВВУТ (ВИ), 2008. Вып. 23. С. 221225.
48.Ефремова З.И. Идеал образования в свете становления гражданского общества: античная демократия и традиция пайдейи [Текст] // Философия и образование: интеллектуальные традиции и новации. Сб. науч. ст. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2010. Вып. IX. С. 94-104.
49.Ефремова З.И. Образование в контексте науки: аспекты методологии [Текст] // Наука в различных измерениях. Сб. науч. тр. / под ред. Т.Н. Брысиной. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. С. 483^86.
50.Ефремова З.И. Трансцендентализм в философии образования: традиция и современность [Текст] // Цивилизация и человек. - 2010. № 2. С. 174— 178.
51.Ефремова З.И. Трансцендентализм как теоретическая основа европейской университетской модели образования // Философия и образование: интеллектуальные традиции и новации. Сб. науч. ст. - Саратов: Изд-во ИЦ «Наука», 2011. Вып. X. С. 56-60.
52.Жильсон Э. Избранное: Христианская философия / пер. с франц и англ. [Текст] М.: РОССПЭН, 2004. - 704 с.
53.3андкюлер Г.Й. Действительность знания. [Текст] М.: Центр по изучению немецкой философии и социологии, 1996. - 432 с.
54.3ахаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1994.
55.3отов В.Д. Политика и власть. Правовое государство и гражданское общество [Текст] // Очерки социальной философии. М., 1994.
56.История средних веков[Текст] /А. Я. Гуревич, Д. Э. Харитонович.- М.: ИНТЕРПРАКС, 1995.- 345 с.
57.Йегер В. Пайдейа. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем) / пер. снем. [Текст] М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1997. - 336 с.
58.Кант и кантианцы: критические очерки одной философской традиции [Текст] / отв. ред. A.C. Богомолов. - М.: Наука, 1978. - 456 с.
59.Кант И. Критика чистого разума [Текст] / пер. с нем. Н.О. Лосского с вариантами пер. на рус. и европ. языки / И. Кант; отв. ред. В.А. Жучков. М.: Наука, 1999. - 655 с.
60.Кант И. Метафизика нравов в двух частях [Текст] // Кант И. Основы метафизики нравственности. М.: «Мысль», 1999. С. 563 -894.
61.Кант и. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? [Текст] // Кант И. Соч.: В 6 тт. М., 1966. Т. 6.
62.Кант И. Соч.: в 6 т. М., 1963-1966. Т. 6.
63.Кант И. Спор факультетов [Текст] / пер. с нем. Ц.Г, Арзаканяна, И.Д. Копцева, М.И. Левиной; отв. ред. Л.А. Калинников. Калининград: Изд-воКГУ, 2002.-286 с.
64.Кант И. Трактаты и письма. [Текст] М.: Наука, 1980. - 712 с.
65.Кант, И. Критика способности суждения [Текст] / И. Кант. - СПб.: Наука, 1995.
66.Кант, И. Критика чистого разума [Текст] / И. Кант // Соч.: В 6 т. Т 3. -М.: Мысль, 1964.
67.Кант, И. Критика чистого разума [Текст] / И. Кант. - М.: Мысль, 1994591 с.
68.Кант, И. Сочинения [Текст]: в 8 т. / И. Кант. - М.: Чоро, 1994.
69.Карсавин, Л. П. Символизм мышления и идея порядка в средние века [Текст] / Л.П. Карсавин // Монашество в средние века. М., 1992.
70.Кассирер Э. Жизнь и учение И. Канта. [Текст] СПб.: Университетская книга, 1997.-447 с.
71.Кассирер, Э. Философия Просвещения [Текст] / Э. Кассирер / пер. с нем. В. Л. Махлина. - М.: РОССПЭН, 2004. - 400 с.
72.Катречко С. Л. Трансцендентализм [Электр, ресурс] // http:// transcen-dental.ucoz.ru /forum/10-11-1#127.
73.Кессиди Ф.Х. К проблеме происхождения греческой философии. Послесловие [Текст] // ВернанЖ.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.
74.Кессиди Ф.Х. От мифа к Логосу: Становление греческой философии. 2-е изд. [Текст] СПб., 2003.
75.Кильен Ж. Культура (Bildung) и разум у В. фон Гумбольдта [Текст] // Культура и разум: труды межд. франко-советского коллоквиума / под ред. проф. В.Н. Кузнецова. М.: Изд-во МГУ, 1983. С. 156-169.
76.Клементьев Б.С., Гладышев A.B. К вопросу о «немецкой» концепции нации [Текст] // Проблемы гуманитарных наук: история и современность. Альманах. Вып. 5. Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2008. С. 15-23.
77.Козловски П. Миф о модерне. Поэтическая философия Эрнста Юнгера. [Текст]М.: Республика, 2002.
78.Козловски П. Этика капитализма (с комментарием Дж. Бьюкенена): Эволюция и общество: Критика социобиологии. [Текст] СПб., 1996.
79.Козловский П. Культура постмодерна. [Текст] М.: Республика. 1997.
80.Конев В.А. Образование накануне III тысячелетия [Текст] // Материалы IV международного семинара в Санкт-Петербурге 30 мая - 3 июня 1997 г. [Текст] // Культура на пороге XXI тысячелетия. СПб., 1998 г. С. 23-27.
81.Конев В.А. Культура и архитектура педагогического пространства [Текст] // Конев В.А. Онтология культуры (избранные работы). Самара: Изд-во «Самарский университет», 1998. С. 47-65.
82.Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии / пер. с англ. И. Борисовой; послесл. М. Гарнцева. [Текст] М.: Энигма, 1997.
156
83.Корет Э. Основы метафизики / пер. с нем. В. Терлецкого. [Текст] Киев: Тандем, 1998.-248 с.
84.Корнетов Г. Б. Педагогическое наследие Платона и Аристотеля [Текст] // Платон. Аристотель. Пайдейа: Восхождение к доблести. М., 2003.
85.Корсани А. К критической теории когнитивного капитализма [Текст] // Горц А. Нематериальное знание, стоимость и капитал. М.: ГУ-ВШЭ, 2010. С. 176-187.
86.Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. [Текст] М., 1989.
87.Круглов А. Н. Понятие трансцендентального у И. Канта в критический период [Текст] // Вопросы философии. 2000. № 5.
88.Круглов А. Н. Понятие трансцендентального у И. Канта: предыстория вопроса и проблемы интерпретации [Текст] // Вопросы философии. 1999. № 11.
89.Круглов А. Н. Трансцендентализм в философии. М., 2000.
90.Кучуради И. Пайдейя как субъективное условие разумного осуществления прав человека [Текст] // Вопросы философии. 1999. № 8.
91.Ладыжец Н. Университеты Европы [Текст] // Вестник высшей школы. 1991. №9.
92.Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России: Кант-Гегель-Соловьев. М.: ИФ РАН, 1996. -305 с.
93.Левинсон К.А. Модернизация и школа в Германии на рубеже Х1Х-ХХ вв. [Текст] // Новое литературное обозрение. 2010 № 105 (5).
94.Лейбниц Г.В. Соч.: В 4т. М., 1984. Т. 3.
95.Лекторский В.А. Научное познание как феномен культуры [Текст] // Культура, человек, картина мира. М., 1987. С. 29-33.
96.Лекторский В.А. Предисловие [Текст] // Рациональность на перепутье: В 2-х кн. М.: РОССПЭН, 1999. Кн. 1. С. 3-19.
97.Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. [Текст] М.: Искусство, 1974.
98.Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. [Текст] М., 1993.
99.Ломако О.М. Судьба классического образования в России и Европе. Материалы IV международного семинара в Санкт-Петербурге 30 мая -3 июня 1997 г.[Текст] // Культура на пороге XXI тысячелетия. СПб. Изд-во СПбГУ, 1998 г. С. 20-22.
100. Ломако О.М. Сакральное и трансцендентальное: генеалогическое рассмотрение мифа [Текст] // Человек. История. Культура: Исторический и философский альманах. Саратов, 2010. № 9. С. 24-29.
101. Макинтайр А. После добродетели. [Текст] М., 2000.
102. Маритен Ж. Ответственность художника [Текст] // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.
103. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1.
104. Марру А. И. История воспитания в античности (Греция) / пер. с франц. [Текст]. М., 1998.
105. Махаматов Т.М. Античная демократия как образ жизни граждан [Текст] // Философия и общество. М., 2007. № 4. С. 114-130.
106. Мелещенко З.Н. Немецкая философия XIX- начала XX вв. в идейной борьбе за национальное единство Германии. [Текст] Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1965. - 118 с.
107. Мишед Л. Идея университета [Текст] // Вестник высшей школы. 1991. №9. С. 85-90.
108. Мокин Б. И. Философия Мартина Хайдеггера [Текст] / Б.И. Мо-кин. - Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. центра, 2000. - 31 с.
109. Молчанов В.И. Проблемы сознания в современной буржуазной философии. [Текст] Вильнюс, 1983.
110. Мотрошилова H.B. Гуссерль и Кант: проблема «трансцендентальной философии» [Текст] // Философия Канта и современность. М.: Изд-во «Мысль», 1974. С. 329-377.
111. Наторп П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности. / пер. с нем. А.Я. Громбаха. [Текст] СПб., 1911.
112. Наторп П. Философия как основа педагогики // Наторп П. Избранные работы / сост. В.А. Куренной. [Текст] М.: Изд. Дом «Территория будущего», 2006. С. 295 - 383.
113. Наторп П. Культура народа и культура личности // Наторп П. Избранные работы / сост. В.А. Куренной. [Текст] М.: Изд. Дом «Территория будущего», 2006. С. 145-294.
114. Невважай, И. Д. Свобода и знание [Текст] / И.Д. Невважай. - Саратов: РИО Сарат. гос. акад. права, 1995. - 203 с.
115. Неретина С. Тропы и концепты. [Текст] М., 1999.
116. Неретина С., Огурцов А. Пути к универсалиям. [Текст] СПб.: РХГА, 2006. - 1000 с.
117. Никитин C.B. Особенности средневековой философии университетского образования [Текст] // Философия и образование: интеллектуальные традиции и новации: Сб. науч. ст. Вып. IV. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2004.
118. Никитин C.B. Проблема личности и древнегреческая пайдейя [Текст] // Философия и образование: интеллектуальные традиции и новации. Саратов, 2004.
119. Никитин C.B. Рациональные основания образовательных стратегий /[Текст] / Философия и образование: интеллектуальные традиции и новации. Сб. науч. ст. Вып. 2. Саратов: «Научная книга», 2003.
120. Никитин, С. В. Научная рациональность и свобода [Текст] / C.B. Никитин. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. - 56 с.
121. Нил О. Автономия: зависимость и независимость [Текст] // Мораль и рациональность. М., 1995.
122. Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. [Текст] М., 1993.
123. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. [Текст] СПб.: РХГИ, 2004. - 519 с.
124. Панибратцев A.B. Академик Бильфингер и становление профессионального философского образования в России [Текст]// Христиан Вольф и философия в России. СПб.: РХГИ, 2001. С. 210-223.
125. Паульсен Ф. Исторический очерк развития образования в Германии. [Текст] М., 1908.
126. Перов Ю.В., Сергеев К.А., Слинин Я.А. Очерки истории классического немецкого идеализма. [Текст] СПб., 2000 - 672 с.
127. Пиков Г.Г. Средневековые европейские университеты. Вып.1. [Текст] Новосибирск, 1993.
128. Платон. Государство // Платон. Сочинения: В 3 т. М., 1971. Т. 3. Ч. 1.
__W
129. Политическая философия в Германии: сб. ст. / Изензее И. / пер. с нем. [Текст] М.: Современные тетради, 2005. - 520 с.
130. Порьяз А. Мировая культура: Средневековье. [Текст] М.ЮЛМА-ПРЕСС, 2001.
131. Пушкин В.Г. Философия Гегеля: абсолютное в человеке. [Текст] СПб.: Изд-во «Лань», 2000. - 448 с.
132. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков и до наших дней. [Текст] Том 2. Средневековье. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995.
133. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность [Текст] / пер. с англ. И. Хлестановой, Р. Хлестанова. М.: Русское феноменологическое общество, 1996. - 282 с.
134. Роуг В. Университеты как явление средневековой культуры. Предисловие и вводная глава [Текст] // Alma Mater, 1991. № 7. С. 100106.
135. Савин А.Э. Раскрытие генезиса конституирования как трансцендентально-феноменологический подход к пониманию истории [Текст] //Топос. 2006. № 1 (12).
136. Семёнов, В. Е. Трансцендентальные основы понимания (И.Кант и неокантианство) [Текст] / В.Е. Семенов. - Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2008. - 228 с.
137. Сергеев К.А., Разеев Д.Н. Понятие образования в феноменологии науки [Текст] // Образование и гражданское общество (материалы круглого стола 15 ноября 2002 г.). Сер. «Непрерывное гуманитарное образование (научные исследования)». Выпуск 1. / под ред. Ю.Н. Солонина. СПб., 2002. С. 78-84.
138. Серебрякова М. А. Ценности культуры и нравственный идеал [Текст] // Человек, творчество, ценности: Межвуз. сб. науч. трудов. Саратов, 1995.
139. Скратон Р. Кант: краткое введение. [Текст] М.: Астрель: ACT, 2006. - 159 с.
140. Смирнова Н.М. Философия, специализированное социальное знание и жизненный мир человека [Текст] // Наука глазами гуманитария. М., 2005. С. 177-178.
141. Соколов В.В. Средневековая философия. [Текст] - 2 изд., испр. и дополн. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
142. Соколов В.В. Средневековая философия. [Текст] М., 1979.
143. Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном [Текст] / Под ред. Козловски П. и Соловьева Э. Ю. / пер. с нем. А. В. Кричевского, П. П. Гайденко, Е. JI. Петренко. - М.: Республика, 2000. - 383 с.
144. Суини M. Лекции по средневековой философии. Вып.2. Средневековая политическая философия Запада. [Текст] М.: Ин-т философии, теологии и истории святого Фомы, 2006. — 320 с.
145. Татаркевич В. История философии: античная и средневековая философия [Текст] / пер. с польск. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2000. - 482 с.
146. Тетюев Л.И., Епифанова H.H. Нравственность и жизненный мир человека. Осмысление трансцендентального идеала [Текст] / под ред. Л.И. Тетюева. Саратов: Изд-во «Наука», 2009. - 155 с.
147. Тетюев Л.И. Идея европейского просвещения: право на нравственность в условиях глобализации [Текст] // Иммануил Кант и актуальные проблемы современной философии: Сб. науч. ст.: В 2тт. М.: Изд-во «Экшен», 2008. Т. 2. С. 15-22.
148. Тетюев Л.И. Иммануил Кант и проблемы современной педагогики: трансцендентально-философское обоснование принципов обучения и воспитания [Текст] // Философия и проблемы современности: Сб. науч. ст. Саратов: «Научная книга», 2003. С. 12-21.
149. Тетюев Л.И. Теория коммуникативного разума в социальной философии Ю. Хабермаса [Текст] // Торгово-экономический журнал. 2010. №3(10). С. 71-76.
150. Тетюев, Л.И. Трансцендентальная философия: современный проект [Текст] / Л.И. Тетюев. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. - 292 с.
151. Уваров П.Ю. История интеллектуалов и интеллектуального труда в Средневековой Европе. [Текст]. М. ИВИ РАН, 2000. - 98 с.
152. Университет / Энциклопедия Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (1890 - 1916гг.), 1890, репринтное издание, Т.58. М., 1993, С. 234-256.
153. Фарман И.П. Идеи немецкого Просвещения и логический язык Христиана Вольфа [Текст] // Христиан Вольф и философия в России. СПб.: РХГИ, 2001. С. 107-123.
154. Федотова В.Г., Колпаков В.А., Федотова H.H. Меняющееся социальное будущее капитализма [Текст] // Вопросы философии. 2011. № 6. С. 3-15.
155. Философия Канта и современный идеализм [Текст]. М.: Мысль, 1987.-269 с.
156. Фишер К. История новой философии: Готфрид Вильгельм Лейбниц: Его жизнь, сочинения и учение [Текст] / пер. с нем. / Куно Фишер. М.: ACT: Транзит-книга, 2005. - 621 с..
157. Фокин И. Университетская реформация Шеллинга [Текст] // Шеллинг Ф. Лекции о методе университетского образования / пер. с нем. СПб.: ИД «Миръ», 2009. С. V- LXXXIV. - 352 с.
158. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. М., 2003.
159. Франк С.Л. О критическом идеализме [Текст] // Назарова O.A. Онтологическое обоснование интуитивизма в философии С.Л. Франка. М., 2003. С. 192.
160. Фуко М. Что такое Просвещение? [Текст] // Интеллектуалы и власть. М., 2002. Т.1.
161. Фуре В. Контуры современной критической теории. [Текст] Минск: Изд-во ЕГУ, 2002. С. 11-12.
162. Хабермас Ю. Вовлечение другого: очерки политической теории. - СПб.: Наука, 2001.-417 с.
163. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1992.
164. Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект [Текст] // Хабермас Ю. Политические работы. М., 2005. С. 7-31.
165. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб. 2000.
166. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне [Текст] / пер. с
нем. М.: Изд-во «Весь мир», 2003. - 416 с.
163
167. Хайдеггер М. Из диалога о языке. Между японцем и спрашивающим [Текст] // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления /пер. с нем. В.В. Бибихина. М.: Республика, 1993. 273-301.
168. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997. С. 8-10.
169. Хайдеггер М. Положение об основании. Статья и фрагменты [Текст] / Пер. с нем., глоссарий, послесловие A.A. Коваль, предисловие Е.Ю. Сиверцова. СПб.: СПбГУ; Алетейя, 2000. - 290 с.
170. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993 .С. 4-5.
171. Хинске Н. Между Просвещением и критикой разума: этюды о корпусе логических работ Канта / Перс нем., под ред. Н.В. Мотроши-ловой. М.: Культурная революция, 2007.
172. Хофмайстер, X. Что значит мыслить философски [Текст] / X. Хофмайстер. - СПб.: Изд-во «Лань», 2000. - 512 с.
173. Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1977.
174. Чернов, С. А. Априоризм как философия субъекта [Текст] / С.А. Чернов // Лучшие публикации «Кантовского сборника» 1975 - 2001. 2-е изд. доп. - Калининград, 2003. С. 65 - 81.
175. Швырев В. С. Рациональность как ценность культуры. Традиция и современность. М.: Прогресс-Традиция, 2003.
176. Шеллинг Ф.В.Й. Лекции о методе университетского образования / пер. с нем. Вступ. ст. приме. И. Фокина. СПб.: Изд. дом «Mipb», 2009. - LXXXVIII+352 с.
177. Щедровицкий П.Г. Изменения в мышлении на рубеже XXI века: социокультурные вызовы [Текст] [Текст] // Вопросы философии. 2007. № 7. С. 36 -54.
178. Энгельман П. Является ли притязание диалектики на универсальность источником тоталитаризма? // Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном / под ред. П. Козловски и
Э.Ю. Соловьева / пер. с нем. A.B. Кричевского, П.П. Гайденко, E.JI. Петренко. - М.: Республика, 2000. С. 45-55.
179. Apel К.-О. Auseinandersetzungen in Erprobung des transzendentalpragmatischen Ansatzes. - Frankfurt а. M., 1998.
180. Barker, C.M. Liberal Arts Education for a Global Society, Carnegie Corporation of New York, 2002, www.carnegie.org, p. 9.
181. Bärthleins К. Die Transzendentallehre der alten Ontologie. Bd.l. -Walter de Gruyter, 1998. S.155, 213-215.
182. Bohman, A. Why deliberative Democracy? - Princeton, 2004; Rawls J. Justice as Fairness // A Restatement / E. Kelly (ed). - Cambridge, 2001.
183. Brunkhorst, H., Kettner, M. (Hg.) Globalisierung und Demokratie. -Frankfurt a. M., 2000.
184. Conner, W.R. Liberal Arts Education in the Twenty-First Century // AALE Occasional Paper № 2, 25 May 1998, www.aale.org/conner.htm
185. Decharme. P. La critique des traditions religieuses chez les Grecs. Paris, 1904.
186. Freiheit, Gleichheit und Autonomie / H. Nagl-Docekal (Hrsg.) -Wien, 2003.
187. Göler, D. Deliberation - Ein Zukunftsmodell europäischer Entscheidungsfindung? Analyse der Beratungen des Verfassungskonvents 20022003. - Baden-Baden, 2006.
188. Habermas J. Kommunikatives Handeln und detranszendentalisierte Vernunft. -Stuttgart, 2001; Habermas J. Was heißt Universalpragmatik? // Sprachpragmatik und Philosophie. - Frankfurt a. M., 1976. S. 174-272.
189. Hadot P. Physique et poésie dans le "Timée" de Platon // Revue de Théologie et de Philosophie. T. 115, 1983. P. 113-133.
190. Hafemann B. Aristoteles' transzendentalen Realismus: Inhalt undUm-fang erster Prinzipien. - Walter de Gruyter, 1998.
191. Heinzmann R. Philosophie des Mittelalters. Stuttgart; Köln: Kohlhammer, 1992.
192. Husserl E. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenolo-gishen Philosophie. Erstes Buch // Husserliana. Bd. III. Hrsg. von W. Bie-mel. Hague: Nijhoff, 1950.
193. Katz, S. Restructuring for the Twenty-First Century // Farnham, N.H., Yarmolinsky, A. (eds.) Rethinking Liberal Education. - New York: Oxford University Press, 1996, p. 77-90.
194. Kuffer H. Pädagogik der Postmoderne. Weinheim. Basel, 1990.
195. McCarthy Th. Ideals and Illusions: On Reconstruction and Decon-struction in Contemporary Critical Theory. Cambridge; Mass.; London: The MIT Press, 1993.
196. Meyer, Th. Theorie der Sozialen Demokratie. VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2005.
197. Niethamer L. Posthistoire. Ist die Geschichte zu Ende? - Hamburg, 1989.
198. Oelkers J., Lehman Th. Pädagogik. Herausforderung und Kritik. Weinheim. Basel, 1990.
199. Oelkers, J., Schulz, W.K., Tenorth, H.-E. (Hg.) Neukantianismus. Kulturtheorie, Pädagogik und Philosophie. - Weinheim, 1998.
200. Schmitt, K. (Hg.): Herausforderungen der repräsentativen Demokratie. - Baden-Baden, 2003.
201. Schneiders W. Hoffnung und Vernunft // Aufklärungsphilosophie in Deutschland. Hamburg, 1990. S. 31-35.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.