Трансформация жанра исторического романа в творчестве Б. Окуджавы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Матюшкина, Екатерина Никитична

  • Матюшкина, Екатерина Никитична
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 175
Матюшкина, Екатерина Никитична. Трансформация жанра исторического романа в творчестве Б. Окуджавы: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Санкт-Петербург. 2012. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Матюшкина, Екатерина Никитична

Содержание

Введение

ГЛАВА I. ИНВАРИАНТНАЯ СТРУКТУРА ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА Б. ОКУДЖАВЫ

1.1 Жанровые признаки исторического романа в прозе Б. Окуджавы

1.2 Типологическая характеристика исторического романа Б. Окуджавы

1.3 Романы Б. Окуджавы в историко-литературном контексте 1960-80-х годов

ГЛАВА II. ПОЭТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА Б. ОКУДЖАВЫ

2.1 Лирическое начало в исторической прозе Б. Окуджавы

2.2 Тип героя в исторических романах Б. Окуджавы

2.3 Нарушение тендерного стереотипа в исторической прозе

Б. Окуджавы

2.4 Поэтика быта в исторических романах Б. Окуджавы

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансформация жанра исторического романа в творчестве Б. Окуджавы»

Введение

Булат Шалвович Окуджава (1924-1997) вошел в литературу в эпоху «оттепели», став одним из ярких представителей «шестидесятников». Творческое наследие «шестидесятников» (А. Вознесенский, В. Аксенов, Ф. Искандер, Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко, Б. Окуджава и др.) - особое явление русской литературы второй половины XX века, «переросшее» поколенческие и временные рамки. В основу термина «шестидесятники» положен не только единый историко-литературный контекст, но и общие ценности и единая мировоззренческая концепция: отрицание насилия над человеком, лишения его свободы, ограничения возможностей его самореализации. Это связано со спецификой исторической ситуации, в которой складывался духовный облик поколения 1960-х годов и та картина мира, которая легла в основу их эстетических поисков. Литературовед и публицист Ю. Карякин дал им следующее определение: «Это те люди, которые своими глазами видели 37-й год, которые пережили войну и видели ее достаточно разумными, и почти взрослыми увидели XX съезд» [Карякин, 1991, с. 6]. Б. Окуджава сам причислял себя к «шестидесятникам», в одном из интервью он высказал следующую мысль: «Естественно, "шестидесятники" - к сожалению, может быть - были детьми своего времени. Революционерами они не были. Ниспровергателями они не были. Они просто были порядочными людьми, которые не могли жить в тех условиях. Они не мечтали о том, что можно сокрушить этот режим. Не мечтали. Они просто хотели его немножко очеловечить, чтобы вздохнуть свободно. Больше ничего» [Окуджава, 1997, с. 471. Б. Окуджава жил своим временем, и хотя со сменой эпох изменились культурные приоритеты, созданное им не утратило своей значимости и сегодня.

Актуальность темы исследования. В конце XX - начале XXI веков особую актуальность приобрел вопрос о природе исторической реальности и истинности исторического знания в контексте глобальной трансформации теоретико-исторических и философских взглядов на историю и специфику ее познания. В связи с этим обращение к историческому роману представляется

важным и значимым в свете гуманитарных исследований последнего времени. Анализ трансформации исторического романа в творчестве Б. Окуджавы позволяет обратиться к становлению авторской ценностной системы, рассмотреть создаваемый им образ мира в контексте всей предшествующей литературы, выявить принципы уникального диалога писателя с культурой. В качестве исследовательских приоритетов при изучении исторической прозы Б. Окуджавы в работе обозначаются жанровая специфика, нравственная проблематика произведений, а также историко-литературный контекст 1960-80-х годов. Романы писателя представляют собой интересный и актуальный объект исследования и, прежде всего, в таких аспектах, как формирование индивидуально-авторского взгляда, становление историософской концепции, воплощение миропонимания русской интеллигенции постоттепельной поры. Историческая проза Б. Окуджавы занимает особое место в творческой биографии писателя и поэта, позволяя делать выводы о тенденциях современной ему литературы, а также о развитии жанра в целом.

Исторический роман постоянно привлекает внимание исследователей, вызывая дискуссии, касающиеся различных модификаций жанра. Несмотря на большое количество литературоведческих работ, до сих пор существуют спорные моменты в определении жанровой структуры исторического романа, особенностей его поэтики. Это связано с тем, что для большинства ученых в центре внимания стоит история, а не теория жанра. Точки зрения литературоведов и критиков на исторический роман можно разделить в зависимости от оценки того или иного критерия. Так, одна группа исследователей (Пауткин 1983, Щедрина 1997, Дронова 1999 и др.) считает определяющими чертами исторического романа реальное, с опорой на документы, зафиксированное в истории существование лиц и событий, которые изображены в романе. Другая часть исследователей (Кожинов 1996, Тамарченко 1999 и др.) рассматривают не сам исторический материал, а отношение к нему автора. Следуя данной логике, роман является историческим, если он раскрывает закономерности общественной жизни и создает

неповторимый образ эпохи. Часть ученых (Ленобль 1977, Оскоцкий 1980, Петров 1984 и др.) полагает, что решающей является сознательная установка автора на соблюдение дистанции между современностью и описываемой эпохой. Исторический роман является «полем» не только литературоведения -изучение и восприятие данного жанра не может быть выведено за рамки идеологического дискурса.

Специфика советского исторического романа освещена в работе Е. Добренко «"Занимательная история": исторический роман и социалистический реализм» (2000). Исследователь характеризует данный жанр как роман «государственный», так как его исходная концепция и пафос задавались государством: история должна была строиться на иллюстрации определенных идеологем. Поясняя свое определение исторического романа, Е. Добренко пишет, что история стала «занимательной», наполнившись людьми -характеристиками исторических деятелей, она изображала теперь прошлое в реалистических образах — «формах самой жизни», обрела «социалистическое содержание» и «национальную форму» [Добренко, 2000, с. 875]. Схема советского исторического сознания базировалась на принципе исторического синтезирования: «принцип ценности» (Риккерт) и «принцип целесообразности» (Покровский). Процесс «исторического синтезирования» составлял истинный сюжет исторического романа, заставляя писателя «переписывать» и модернизировать прошлое. Для исторического романа соцреализма важнейшее значение имеет историческая конкретность, идеологическое требование верности общей концепции исторического события, которое становится важным в свете актуальной проблематики современности.

Среди современных исследований исторического романа наибольший интерес представляет работа В. Малкиной «Поэтика исторического романа: проблема инварианта и типология жанра» (2002), в которой предложена теоретическая модель жанра. Среди устойчивых черт и признаков исторического романа автор выделяет: соединение историзма и «готического антропологизма»; временную дистанцию; соединение точек зрения различных

эпох; присутствие исторической справки; авантюрность; идею испытания героя; кризисную эпоху как время действия романа; соединение общественной и частной жизни; связь судьбы и позиции главного героя с меняющейся исторической ситуацией; наличие персонажей, противопоставленных друг другу. Данная точка зрения является наиболее продуктивной, так как введение понятия «инвариант» в процессе жанрового анализа позволяет рассмотреть основные подходы к преобразованию традиционной художественной формы автором.

Время написания исторических романов, период 1960-80-х годов, для Б. Окуджавы связан с переосмыслением своей эпохи. С. Бойко в монографии «"О минуте возвышенной пробы...". Поэзия Булата Окуджавы» (2010) говорит о том, что в поэтическом наследии Б. Окуджавы в эти годы происходит изменение концепции человека, его роли в истории, его нравственного облика и самооценки. Действительно, поэт создает песни, прославляющие человека-творца, свидетельствующие о живой связи настоящего с далеким прошлым: «Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем...» (1967), «Песенка о Моцарте» (1969), «Грузинская песня» (1969), «Старый флейтист» (1970) и др. Постигая суть творчества, Б. Окуджава обращается к великим и вечным именам, среди которых особо выделяется А. Пушкин: «Александр Сергеич» (1966), «Счастливчик Пушкин» (1967), «Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину» (1970), «Сталин Пушкина листал...» (1979) и др. Б. Окуджава создает свой пушкинский миф: его Пушкин - «тихий» гений, поэт «тихого» добра и «тайной свободы». Пушкинское начало всегда присутствует в прозе и поэзии Б. Окуджавы. Отвечая на вопрос о влиянии других писателей на его творчество, Б. Окуджава сказал: «Творчество Пушкина не просто оказало на меня влияние - оно меня создало» [Окуджава, 1987, с. 28]. В стихотворении «Ах, если б знать заранее, заранее, заранее ...» (1989) поэт называет качества, присущие, с его точки зрения, художнику, высшим воплощением которого предстают М. Лермонтов и А. Пушкин. Образы предшественников даны с типичными для Б. Окуджавы коннотациями: «тихой» поэзии, необходимыми

атрибутами которой являются терпение и вера, любовь и волшебство. Для этого периода важны «Батальное полотно» (1973) и «Я пишу исторический роман» (1975), представляющие органичность творчества и независимость человека, поэтизирующие труд исторического романиста:

Исторический роман сочинял я понемногу, пробиваясь, как в туман, от пролога к эпилогу. Были дали голубы, было вымысла в избытке, и из собственной судьбы

я выдергивал по нитке [Окуджава, 2001, с. 354]. Создаются стихотворения, передающие бессилие человека перед лицом обстоятельств, «затерянность» и «беззащитность» - «Я выселен с Арбата, арбатский эмигрант...» (1982), «Дерзость, или Разговор перед боем» (1984) и др. Стихотворения Б. Окуджавы строятся по романсовому сюжету, они окрашены иронией по отношению к себе и своему времени. В его романсах утверждается самоценность личности с ее чувствами. Романтическим ореолом в поэзии Б. Окуджавы окружен образ женщины: «Эта женщина! Увижу и немею» (1959), «Тьмою здесь все занавешено» (1960). Важно назвать стихотворение поэта «Еще один романс» (1979):

Ведь что мы сами, господа, в сравненьи с дамой той прекрасной, и наша жизнь, и наши дамы, господа?» [Окуджава, 2001, с. 702]. В середине 1980-х годов происходит всплеск песенного творчества Б. Окуджавы. Возникло приятие мира, «где уместны, конечно, утраты и отчаянье даже» или стихотворения, воплощающие темы милосердия и красоты («Парижская фантазия», 1982). На фоне смены этапов и периодов в поэзии Б. Окуджавы оставались постоянные элементы - такой тип авторской эмоциональности как «пафос благодарного приятия мира» (в период написания исторических романов появляются стихотворения «Арбатский романс» (1975),

«Я вновь повстречался с Надеждой» (1975) и др.). Бессилие человека в его поздних стихотворениях перестает быть безысходным, его ошибки мотивированы, во-первых, собственной слепотой; во-вторых, социально-историческими обстоятельствами.

В середине 1960-х годов, когда происходит крушение иллюзий «шестидесятников» («детей XX съезда»), Б. Окуджава переходит к написанию исторических романов: «Бедный Авросимов» (1965-1968), «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (1969-1970), «Путешествие дилетантов» (1971-1977), «Свидание с Бонапартом» (1979-1983). В этот период исторический роман развивается особенно активно. Такой расцвет писательского и читательского интереса к этому жанру наблюдался только во второй четверти XIX века, когда он лишь зарождался. Подобное явление вполне объяснимо. В эпоху «застоя», когда на любое проявление свободомыслия был наложен строжайший запрет, историческая проза становилась «трибуной», с которой человеку неравнодушному ко всему, происходившему в стране, удавалось высказать свои мысли. Выбирались такие эпохи и герои, упоминание которых давало писателю возможность аллюзий, исторических параллелей между прошлым и настоящим.

Исторический роман 1960-80-х годов представляет собой сложное, многообразное явление. Состояние жанра отличает появление многих значительных произведений, освоение новых типических областей, жанровых разновидностей, разнообразие повествовательных структур и индивидуальных стилей. В развитии исторического романа этого периода можно наметить несколько тенденций:

1. Исторический роман русского зарубежья: В общее русло развития исторического романа второй половины 1980-х годов вошел исторический роман русского зарубежья, изменивший представление об истории, о мере ее духовности. К разным поколениям («волнам») русской эмиграции принадлежали Б. Зайцев «Золотой узор» (1925), М. Алданов трилогия «Ключ»

(1930), «Бегство» (1932), «Пещера» (1934), В. Максимов «Заглянуть в бездну» (1989) и др.

2. Эпическое изображение истории: Д. Балашов цикл «Государи московские» (1975-2000), С. Бородин трилогия «Звезды над Самаркандом» (1955-1973), Н. Задорнов «Золотая лихорадка» (1969) и др.

3. «Параболическая» тенденция. Эта тенденция предполагает философское абстрагирование от повседневной действительности, выявление в ней онтологической проблематики: романы Б. Окуджавы «Путешествие дилетантов» (1971-1977) и «Свидание с Бонапартом» (1979-1983), Ю. Давыдов «Глухая пора листопада» (1968), Ю. Трифонов «Нетерпение» (1973), В. Лебедев «Искупление» (1982), В. Бахревский «Тишайший» (1984) и др. В. Оскоцкий справедливо отмечает, что параболическая (философская) тенденция значительно расширяет тематический диапазон исторического романа: «Каждый раз писатель создает такие намеренно обостренные или нарочито парадоксальные сюжетные ситуации, ищет такие образы-символы, в которых был бы предельно обобщен опыт истории, сгущены, сконцентрированы ее нравственные уроки» [Оскоцкий, 1980, с. 33].

4. Лирическое начало в историческом повествовании, то есть постижение истории на глубоко личностном уровне: В. Шукшин «Я пришел дать вам волю» (1971). Лирическое начало является доминирующим и в исторических романах Б. Окуджавы, в диссертационном исследовании ему посвящен отдельный параграф.

5. Документализм в историческом повествовании. К данной тенденции относятся романы писателя-историка Н. Эйдельмана «Грань веков» (1982), «Последний летописец» (1983), «Лунин» (1970), «Большой Жанно» (1982), «Апостол Сергей» (1975). В документальную основу его произведений включаются литературные описания отражений эпохи, наблюдения автора как комментатора. Каждый документальный источник находит свое место в системе аргументации в пользу авторской позиции.

6. Версионный способ подачи материала предложил В. Пикуль. Особое внимание В. Пикуля было сосредоточено на истории послепетровского времени, правления Елизаветы Петровны, Анны Иоанновны, Екатерины II: «Пером и шпагой» (1974), «Слово и дело» (1974), «Фаворит» (1984). Часто за беллетристическое отношение к истории его сравнивают с А. Дюма. В полемике вокруг романов В. Пикуля участвовали историки, философы и публицисты, оспаривая правдивость исторического материала, к которому обращался писатель, констатируя кризис исторической науки и возросший интерес к истории Отечества. Писатель и историк Я. Гордин назвал произведения Пикуля «деидеологизированными, растянутыми до романных объемов квазиисторическими анекдотами» [Гордин, 2001, с. 40]. Социолог Б. Дубин и философ А. Гулыга доказывают, что романы писателя неотделимы от родной истории, таким образом, имеют воспитывающее значение: «У Пикуля к общей конструкции "романа о почве" и "русском характере" присоединяются элементы героико-авантюрного и даже мелодраматического повествования» [Дубин, 2002, с. 207]. Роман «Нечистая сила» неоднократно подвергался критике историками за значительное расхождение с историческими фактами, например, А. Столыпин написал о романе: «В книге немало мест не только неверных, но и низкопробно-клеветнических» [Столыпин, 1980, с. 54]. Стратегии писателя нашли продолжение в современной литературе, его можно считать основоположником русской «фольк-хистори», массовой исторической беллетристики, рассчитанной на массового читателя.

7. Историко-фантастическое направление. В конце 1960-х годов в русскую историческую прозу, по справедливому замечанию А. Ф. Бритикова, проникает новое явление - «историзм <...> как элемент научно-фантастического метода» [Бритиков, 2000, с. 301]. Тайны прошлого привлекали писателей возможностью применить научно-фантастическое мышление к выявлению истоков культуры человечества. Исторические сюжеты представлены в творчестве многих писателей того времени: в научно-фантастических повестях И. Забелина, вошедших в сборник «Загадка Хаирхана» (1961), романе Г.

Мартынова «Спираль времени» (1966), повести М. Емцева и Е. Парнова «Последнее путешествие полковника Фосетта» (1965), романе Л. Лагина «Голубой человек» (1967), романах Е. Войскунского и И. Лукодьянова «Экипаж "Меконга"» (1962), «Очень далекий Тартесс» (1968), «Ур, сын Шама» (1975) и др. Исторические отступления или сюжеты призваны были обосновать какое-либо научное открытие современности, способствовать раскрытию тайн и загадок прошлого. Писатели этого периода внесли определенный вклад в формирование такого типа современного историко-фантастического романа конца XX - XXI веков, как «криптоистория».

8. Синтез между традициями исторического и идеологического романов. Еще в 1964 году С. Залыгин опубликовал повесть «На Иртыше», с которой и началось критическое переосмысление событий коллективизации. Романный цикл «Соленая падь» (1968), «Комиссия» (1975), «После бури» (1985) можно определить как специфически залыгинский жанр историко-философского романа. Сам объект художественного исследования парадоксален: крестьянская утопия - крестьянская республика, в которой сами герои, впервые в истории России, получили полную власть над собственными жизнями. Эта утопия лишена умозрительности - это реально существовавшая во время гражданской войны Соленопадская партизанская республика. Традиционный исторический роман о крестьянском восстании перерастает в драматическое испытание народных идеалов свободы и счастья. Образ революции строится по контрасту с общеизвестной историей революции. Однако данный идеализированный образ был создан в соответствии с каноном соцреализма. Такой подход в известной степени служил укреплению авторитета официальной идеологии. Проза С. Залыгина - органический сплав социальной остроты, актуальности и историчности мышления, философичности и сатирического гротеска.

Проза Б. Окуджавы составляет неотъемлемую часть историко-литературного процесса 1960-80-х годов. В одном из интервью писатель так пояснял причины своего обращения к жанру исторического романа: «Нашел однажды удобную формулу: "Чем лучше знаешь свое прошлое, тем легче

предвидеть свое будущее", но с помощью афоризма, как известно, не многое объяснишь. Если же говорить серьезно, две вероятные причины нечетко, как в тумане, маячат передо мной. Первая из них, мне кажется, вот какая: лет пятнадцать назад у нас значительно усилился интерес к отечественной истории <...> Так почему же и мне не быть подверженным эпидемии? Вот я и болею. Вторая причина, если я не ошибаюсь, такова <...> я много лет проработал в газете, но ушел из нее, ибо самым трудным для меня было описание того, что вижу в данный момент <...> Итак, недостатки моей натуры плюс увлеченность отечественной историей — вот, пожалуй, две причины, о которых следует упомянуть» [Окуджава, 1979, с. 3].

Историческая проза Б. Окуджавы представляет собой художественную систему с единой повествовательной и мотивной структурой, типологией и архитектоникой персонажей, историософской концепцией, в которой отразился отказ от явного противопоставления истории и современности, а также присутствие истории в судьбе каждого отдельного человека. В его прозе органически сочетается адекватное стремление к соответствию духу исторической эпохи, следование документу с субъективным, личностным переживанием истории. Своеобразие романов Б. Окуджавы видится в одновременном использовании поэтических и прозаических способов моделирования художественной реальности. Эстетика стиха преображается искусством сюжетного повествования о жизни героев. В основе авторского мироощущения находится поэтическое, эмоциональное восприятие и отношение к действительности. Ориентация Б. Окуджавы на создание исторической прозы с ярко выраженным лирическим и философским началом не препятствует проникновению в нее авантюрности. Авантюрно в его романах стремление героев к свободе и обретению собственного смысла жизни. Авантюрность может считаться собственно романным началом произведений Б. Окуджавы.

Выбор периода в истории России для Б. Окуджавы был неслучаен: «Мне очень интересна история, особенно XIX век. Вероятно потому, что она еще не

так далека от нас, чтобы выглядеть недостоверной, и не так близка, чтобы утратить загадочность. Сегодня я черпаю силы из истории. Я не склонен идеализировать прошлое, но считаю, что те понятия чести, благородства, порядочности, та вера, которые были в то время, утрачиваются нами с каждым днем все более и более <...> Наверное, устал от современности и захотелось пожить в другой эпохе» [Окуджава, 1992, с. 6], а также важны слова писателя: «в каждом историческом романе образуются параллели и пересечения с днем сегодняшним» [Окуджава, 2000, с. 124]. Не будет преувеличением сказать, что проза Б. Окуджавы является репрезентативным явлением литературы позднего советского периода. Исторические романы писателя не могут считаться точным воспроизведением событий XIX века, но в них создан художественный «образ эпохи», не противоречащий исторической истине.

Сразу после публикации вокруг романов Б. Окуджавы развернулась острая литературно-критическая полемика. Когда в 1969 году в журнале «Дружба народов» печатался «Бедный Авросимов», писатель напряженно ждал откликов, так как это был его первый опыт в жанре исторической прозы. В статье Г. Шторма «История принадлежит поэту» (1969) отстаивалось право автора на свободную интерпретацию исторических фактов: «Б. Окуджава написал роман <...> делая упор на душевном мире своих героев, с особым вниманием изображая борьбу главного героя с самим собой <...> Значительная часть происходящего в этом романе совершается только в сознании героя. Но в человеческом сознании <...> могут происходить чудеса превращений» [Шторм, 1969, с. 6].

Четко обозначились две позиции. Одни не приняли произведения Б. Окуджавы (С. Плеханов, В. Бушин). Другие же увидели в писателе серьезного прозаика, оценив его оригинальный подход к жанру исторического романа (В. Оскоцкий, М. Ильницкий). Специфику восприятия творчества Б. Окуджавы в 1980-е годы точно характеризуют слова 3. Паперного: «Как писала критика о Булате Окуджаве? Сначала не писала вообще, делая вид, что такого нет. Потом стали появляться критические отзывы — большей частью уклончиво

настороженные... Третий период, нынешний, я бы назвал порой мажорных восклицаний и междометий» [Паперный, 1988, с. 204].

Трудно согласится с точкой зрения С. Писку новой и В. Писку нова, назвавших роман «Свидание с Бонапартом» «историческим романсом» [Пискунова, Пискунов, 1984, с. 164]. Еще более дискуссионное утверждение В. Оскоцкого о произведениях писателя: «Обилие в этих романах фантасмагорических сцен, химерических эпизодов и позволяет их отнести к произведениям притчеобразного типа, в поэтике которых значительно повышен удельный вес мифотворческого, гиперболического, пародийного элемента. И не просто повышен, но иногда превышен» [Оскоцкий, 1980, с. 33]. Данная точка зрения практически не учитывает документальный характер исторической прозы Б. Окуджавы. В основе каждого романа писателя всегда лежит определенный исторический документ. Документальность своей прозы неоднократно подчеркивал и сам Б. Окуджава: «У меня все документально. Я целый год изучал дело декабристов, и вся история с Толстым абсолютно точна в сюжетном отношении» [Окуджава, 1979, с. 3]. Присутствие вымысла и документа - необходимое свойство любого исторического романа. В этой связи можно согласиться со словами Г. Белой о романах Б. Окуджавы: «на глазах читателя» рождается «поэтически новый образ мира», на одном из полюсов, которого - «факты реальности», «на другом <...> попытка понять их высший, сокрытый в течение обычной жизни смысл» [Белая, 1985, с. 111]. Наиболее точную характеристику произведениям Б. Окуджавы дала критик А. Латынина, используя собственное определение писателя - «историческая фантазия»: «Есть что-то непрофессиональное в романе Булата Окуджавы <...> Какая-то нерасчетливость, стихийность, рискованность. Смешение стилей. Отсутствие правил. Вместо "отражения" мира — его романтическое преображение, пересоздание <...> Обычные человеческие судьбы <...> оказываются в центре пересечения мировых сил, и их судьбы побуждают к размышлениям над смыслом прошлого, и размышлениям иным, чем побуждали исторические романы XIX века, ибо то, что написано сегодня Булатом Окуджавой, отмечено

опытом века двадцатого <...> Исторические фантазии. Неплохое жанровое определение» [Латынина, 1987, с. 300-302]. Так, в целом соглашаясь со словами А. Латыниной, правомерным представляется предположение о том, что исторический материал оказался для Б. Окуджавы притягательным, потому что он состоял из устоявшихся фактов и представлял собой привлекательную почву для размышлений над противоречиями своей эпохи.

Примером комплексного отношения к творчеству Б. Окуджавы является статья Г. Белой «Булат Окуджава, время и мы» (1989), которая была опубликована в двухтомном издании произведений писателя. Концептуально значимо утверждение исследователя об особом подходе Б. Окуджавы к историческому материалу: «Факты реальности (Земля), будь то история или современность, и здесь стали только одним из полюсов художественного мира; на другом была попытка понять их высший смысл (Небо). Конечной целью было формирование "представлений о жизни". Но мы были знакомы с ними по его поэзии - что же изменилось? Многое. Там, в стихах, мы принимали их на веру, там они представали перед нами, будучи растворены в лирической стихии, как итог, как данность. Теперь же, в прозе, они стали предметом размышлений и анализа» [Белая, 1989, с. 12-13]. «Двойное притяжение: к Небу и Земле» - определение, применимое к многочисленным творениям писателя, позволяющее говорить о прозаике и поэте как об одном и том же творце. Предлагая эту метафорическую модель, Г. Белая рассматривает творчество Б. Окуджавы как целостную художественную систему.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Матюшкина, Екатерина Никитична, 2012 год

Научная литература:

18. Абельская Р. Каждый пишет, как он слышит. Поэтика Булата Окуджавы. - Екатеринбург: УГТУ, 2008. - 256 с.

19. Абуашвили А. Два истока (Заметки о лирике и прозе Булата Окуджавы) // Вопросы литературы. - 1999. - №1. - С. 56-69

20. Александрова М. Русский советский исторический роман и вопросы историзма литературы социалистического реализма: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Киев, 1974. - 21 с.

21. Альтшуллер М. Г. Эпоха Вальтера Скотта в России. — СПб.: Акад. проект, 1996. - 341 с.

22. Асмус В. Ф. В защиту вымысла // Вопросы теории и истории эстетики. -М.: Искусство, 1968. - С. 11-36

23. Баженова А. «Ничего взамен любви» // Октябрь. - 1984. - №9. - С. 199203

24. Барт Р. Нулевая степень письма // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. — М.: Прогресс, 2000. - 533 с.

25. Басинский П. История как роман // Октябрь. - 1998. - №5. - С. 28-36

26. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - С. 7-180

27. Бахтин М.М. Из предыстории романного слова // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Художественная литература, 1975.-С. 408-446

28. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советская Россия, 1979. - 320 с.

29. Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - С. 199-249

30. Бахтин М.М. Творчество Француа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Худож. лит., 1990. - 543 с.

31. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. — М.: Художественная литература, 1975. - С. 234-407

32. Бахтин М.М. Эпос и роман // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Художественная литература, 1975. - С. 447-483

33. Белая Г. Булат Окуджава, время и мы // Окуджава Б. Избранные произведения в 2 т. - М., 1989. - Т. 1. - С. 3-24

34. Белая Г. Ценности простых истин // Аврора. - 1985. - № 12. - С. 109-113

35. Берн Ш. Тендерная психология. - М.: Прайм-Еврознак, 2004. - 320 с.

36. Бирюков В. Антигерой // Новый Мир. - 2007. - №2. - С. 141-149

37. Бойко С. «О минуте возвышенной пробы...». Поэзия Булата Окуджавы. -М.: Кругъ, 2010.- 192 с.

38. Бойко С. «...Погода стояла прекрасная», или «Это просто сетребьен какой-то»: Заголовочный комплекс в прозе Булата Окуджавы // Вестник РГГУ. - 2007. - № 7. - С. 86-105.

39. Бойко С.С. Поэзия Булата Окуджавы как целостная художественная система: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М.: МГУ, 1999. - 26 с.

40. Бойко С.С. Творческая эволюция Булата Окуджавы и литературный процесс второй половины XX века: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. -М., 2011.-36 с.

41. Бойко С. Четыре свидания с Окуджавой // XX век и русская литература. Alba Regina Philologiae: Сб. науч. ст. - М.: РГГУ, 2002. - С. 202-222

42. Бритиков А. Ф. Отечественная научно-фантастическая литература: Некоторые проблемы истории и теории жанра. - СПб.: Борей-Арт , 2000. - 400 с.

43. Бродский И. Поэт и проза // Набережная неисцелимых: Тринадцать эссе. -М., 1992.-С. 59-71

44. Булат Окуджава пишет прозу / (беседует В. Вишлянский) // Ленинская смена. - 1978. - 16 мая. - С. 7-8

45. Бушин B.C. «Кушайте, друзья мои, все ваше» // За алтари и очаги. - М.: Советская Россия, 1989. - С. 160-197

46. Быков Д.Л. Булат Окуджава. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 777 с. -(Жизнь Замечательных Людей)

47. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека / Послесл. Л. Аннинского. - М.: НЛО, 1996. - 368 с.

48. Варфоломеев И. Типологические основы жанров исторической романистики. - Ташкент, 1979. - 168 с.

49. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М.: Высшая школа, 1989. -405 с.

50. Воронина О. Свобода слова и стереотипный образ женщины в СМИ // Знамя. - 1999. - №2. - С. 165-175

51. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Лабиринт, 1998. - 415 с.

52. Гаспаров М. Историческая поэтика и сравнительное стиховедение // Историческая поэтика. - М.: Наука, 1986. - С. 188-209

53. Гаспаров М.Л. Поэтика «Серебряного века» // Русская поэзия Серебряного века 1890-1917: Антология. - М.: Наука, 1993. - С. 5-44

54. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. - М.: Советский писатель, 1982.-366 с.

55. Гордин Я. Заметки об исторической прозе Булата Окуджавы // Литература. - 2000. - май (№18). - С. 11-12

56. Гордин Я. Занятия историей как оппозиционный акт // Знамя. - 2001. -№4.-С. 31-43

57. Гордин Я. Россия Юрия Давыдова, или «Неизъяснимое счастье внутренней свободы» // Знамя. - 2002. - №7. - С. 196-205

58. Гройсман Я. От последней книги к первой // Встречи в зале ожидания. Воспоминания о Булате. - Нижний Новгород: Деком, 2004. - С. 9-12

59. Гусев H.H. Лев Николаевич Толстой: материалы к биографии с 1855 по 1869 год.-М.: АН СССР, 1957.-916 с.

60. Гюнтер X. Жизненные фазы соцреалистического канона // Соцреалистический канон: сб. ст. / Под. общ. ред. Гюнтера X, Добренко Е. - СПб.: Акад. проект, 2000. - С. 281-288

61. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4т. - СПб, 1996.- Т.1.-С. 506

62. Дианова В.М. Философия истории: преемственность, параллели, развитие // Рабочие тетради по компаративистике. - СПб., 2003. - С. 5560

63. Добренко Е. «Занимательная история»: исторический роман и социалистический реализм // Соцреалистический канон: сб. ст./Под. общ. ред. Гюнтера X, Добренко Е. - СПб.: Акад. проект, 2000. - С. 874-895

64. Долинин A.A. История, одетая в роман: Вальтер Скотт и его читатели. -М.: Книга, 1988.-317 с.

65. Домбровский Ю. Тайна превращений (Из выступления на обсуждении романа Б. Окуджавы) // Собрание сочинений в 6 т. - М.: Терра, 1992. - Т. 6. - С. 238-241

66. Дронова Т.И. О символической традиции в исторической прозе Б. Окуджавы (диалог с Д. Мережковским в романе «Бедный Авросимов») // Античный мир и мы. Материалы и тезисы конференции 22-23 апреля 1999. - Саратов: Колледж, 2000. - Вып. 6. - С. 71-78

67. Дубин Б. Риторика преданности и жертвы: вождь и слуга, предатель и враг в современной историко-патриотической прозе // Знамя. - 2002. -№4. - С. 202-212

68. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М.: Канон, 1995.-352 с.

69. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. - СПб.: Санкт-Петербург, гос ун-т, 1996. - 440 с.

70. Жирмунский В.М. Пушкин и западные литературы // Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. - М.-Л.: Изд. АН СССР, 1937. - С. 66103

71. Жирмунский В. Теория стиха. - Д.: Советский писатель, 1975. - 664 с.

72. Жолковский А.К. Инварианты Пушкина // Труды по знаковым системам: Семиотика текста. Учен. зап. Тартуского гос. ун-та - Тарту, 1979. - Вып. 467. - С. 3-25

73. Жолковский А.К. «Рай, замаскированный под двор»: заметки о поэтическом мире Булата Окуджавы // Мир автора и структура текста. Статьи о русской литературе. - М.: Эрмитаж, 1986. - С. 279-308

74. Жолковский А.К. Тема вариации у Пастернака и Окуджавы // Избранные статьи о русской поэзии. Инварианты, структуры, стратегии, интертексты. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2005. - 655 с.

75. Зенкин С. Вещь, форма и энергия (Русские формалисты и Дюркгейм) // Новое литературное обозрение. - 2006. - №80. - С. 54-68

76. Зобнина Э.М. Традиции русской литературы XIX века в прозе Б.Ш. Окуджавы (восприятие, интерпретация, оценка): автореф. дис. ... канд. фил. наук / Зобнина Эльмира Мунировна. - М., 2008. - 26 с.

77. Иванова Н. В полоску, клеточку и мелкий горошек: Перекодировка истории в современной русской прозе // Знамя. - 1999. - №2. - С. 176-185

78. Иверни В. «Когда двигаетесь, старайтесь никого не толкнуть» // Континент. - 1980. - №2. - С. 358-363

79. Игнатова Е. «И все-таки жаль» // Сибирские огни. - 2009. - № 12. - С. 130-133

80. Ильинский И. Жандармский обыск в Ясной поляне в 1862 г.: По архивным и печатным материалам // Звенья. - 1932.- С. 374-412

81.Карабчиевский Ю. Товарищ Надежда // Искусство кино. - 1990. - №1. -С. 35-45

82. Карякин Ю. «Шестидесятники». Последний поход? / Беседу вел Е. Типикин // Неделя. -1991.-3 июня. - С. 4-11

83. Кларк К. Советский роман. История как ритуал. - Екатеринбург, 2002. -261 с.

84. Клинг О. «Дальняя дорога дана тебе судьбой...» Мифологема пути в лирике Булата Окуджавы // Вопросы литературы. -2002.-№3.-С. 43-51

85. Кнабе Г. Булат Окуджава и культурно-историческая мифология. От шестидесятых к девяностым // Вопросы литературы. - 2006. - №5. - С. 135-167

86. Кожинов В.В. Историзм в литературе // Краткая литературная энциклопедия в 9 т. - М„ 1996. - Т. 3. - С. 227-230

87. Кондратьев Б. У истоков русского исторического романа / Четвертые Арзамаские Соборные встречи. Русский исторический роман: традиции и перспективы. - Арзамас: АГПИ, 2005. - С. 5-8

88. Крылов А. В зеркале дневниковых записей и писем современников // Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве / Сост. Крылов А.Е.; Ред. Батракова О.Я. - М.: Булат, 2006. - С. 385-474

89. Кулагин А. Встречи в зале ожидания. Воспоминания о Булате // Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве / Сост. Крылов А.Е.; Ред. Батракова О.Я. - М.: Булат, 2004. - С. 369-373

90. Куллэ В. Без Окуджавы // Старое литературное обозрение. - 2001. -№1(277). -С. 34-38

91. Курбатов В. Даль свободного романа // Литературное обозрение. - 1978. - №3.- С. 19-23

92. Лазарев Л. «А мы с тобой, брат, из пехоты ...» // Встречи в зале ожидания. Воспоминания о Булате. - Нижний Новгород: Деком, 2004. -С. 258-268

93. Лакшин В.Я. «Новый мир» во времена Хрущева: дневник и попутное (1953-1964). - М.: Кн. палата, 1991. - 269 с.

94. Ланин Б.А. Трансформация истории в современной литературе // Общественные науки и современность. - 2000. - №5. - С. 175-180

95. Латынина А. Да, исторические фантазии! (О романе Булата Окуджавы «Свидание с Бонапартом» и не только о нем) // Знаки времени. - М., 1987. - С. 295-302

96. Латынина А. Каверзы бессознательного // Новый Мир. - 2005. - №6. - С. 160-167

97. Латынина А. «Нам нравится ваша версия» (Булат Окуджава в интерпретации Дмитрия Быкова) // Новый мир. - 2009. - № 6. - С. 175-182

98. Латынина А. «Частный человек» в истории. // Литературное обозрение. -1978. - №5.-С. 8-15

99. Левада Ю. Рубежи и рамки семидесятых: размышления соучастника // Неприкосновенный запас. - 1998. - № 2. - С. 72-78

100. Лейдерман Н.М., Липовецкий М.Н. Современная русская литература 1950 - 1990-е годы. В 2т. - М.: Академия, 2006. - Т. 2. - 416 с.

101. Лейдерман Н. Траектории «экспериментирующей эпохи» // Вопросы литературы. - 2002. - №4. - С. 3-47

102. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм (Очерки исторической поэтики). - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997. - 317 с.

103. Ленобль Р. История и литература. - М.: Художественная литература, 1977. - С. 259-260

104. Липневич В. Человек - это мы//Новый Мир. - 1997.- №7. - С. 5660

105. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - нач. XIX в.). - СПб.: Искусство, 1994. - 399 с.

106. Лотман Ю.М. Воспитание души. - СПб.: Искусство, 2003. - 624 с.

107. Лотман Ю. О Хлестакове // О русской литературе. - СПб: Искусство, 1997. - С. 659-688

108. Лотман Ю.М Пушкин // История всемирной литературы в 8 т. - М., 1989.-Т. 6.-С. 321-338

109. Лотман Ю.М. Театр и театральность в строе культуры начала XIX века // Избранные статьи: в 3 т. - Таллинн: Александра, 1992. - Т. 1. - С. 269-286

110. Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX века. - СПб., 1999.-281 с.

111. Макаровская Г.В. Типы исторического повествования. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1972. - 340 с.

112. Малкина В.Я. Поэтика исторического романа: проблема инварианта и типология жанра. - Тверь, 2002. - 140 с.

113. Меженков В. Странная проза // Октябрь. - 1972. - №7. - С. 189-203

114. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. - М.: Наука, 1986. - 320 с.

115. Минералов Ю. Да это же история! («Историческая точность» и художественная условность) // Вопросы литературы. - 1987. - №5. - С. 77-85

116. Мотыль В. О Булате Окуджаве // Встречи в зале ожидания. Воспоминания о Булате. - Нижний Новгород: Деком, 2004. - С. 33-49

117. Мотыль В. «Пока земля еще вертится...» // Старое литературное обозрение. - 2001. -№1.- С. 110-112

118. Мысловский П. Из записной книжки // Щукинский сборник. - М., 1905.-Вып. 4.-С. 29-40

119. Мясников В. Историческая беллетристика: спрос и предложение // Новый мир. - 2002. - №4. - С. 147-155

120. Назаренко М. «Прогулки фрайеров»: Историческая тетралогия Булата Окуджавы как целое (К постановке проблемы) // Русская литература. Исследования: Сб. науч. трудов. - Вып. IV. - Киев: Киевский университет, 2003. - С. 27-40

121. Немзер А. Воспитание исторического чувства // Новый Мир. -1995.- №1.-С. 45-49

122. Неретина С.С. Тропы и концепты. - М.: Прогресс, 1999. - 220 с.

123. Овчаренко А. Необычайные повести Юрия Нагибина, романы Булата Окуджавы // Большая литература: Основные тенденции развития современной художественной прозы, 1945-1985 гг. Семидесятые годы. -М.: Современник, 1988. - 621 с.

124. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1984. - С. 158

125. Окуджава Б. А Арбата больше нет (Ответы на записки) / Записал О. Терентьев // Огонек. - 1997. - № 30 (июль). - С. 44-48

126. Окуджава Б. Анкета «Он вошел в нашу жизнь» // Наука и жизнь. -1987. - №2. - С. 28

127. Окуджава Б. В нашем доме // Литературная газета. - 1996. - 21 февраля. - С. 3

128. Окуджава Б. Далекое и близкое / Интервью вела И. Ришина // Литературная газета. - 1979. - № 46. - С. 3

129. Окуджава Б. Интеллигент - не профессия / Беседовала Т. Черкасова // Комсомольская правда. - 1993. - 18 сентября. - С. 3

130. Окуджава Б. Интервью (1989) / Беседу вел А. Назаров // Новый берег. - 2003.-№1.-С. 120-134

131. Окуджава Б. Интервью Магде Бан // Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве / Сост. Крылов А.Е.; Ред. Батракова О.Я. - М.: Булат, 2007. - С. 87-89

132. Окуджава Б. «И он отвечает: "Ах, если б я знал это сам ..."» // Старое литературное обозрение. - 2000. - №1. - С. 123-124

133. Окуджава Б. И стихи, и проза / Беседу вела И. Ришина // Литературная газета. - 1982. - № 30 (28 июля). - С. 5-6

134. Окуджава Б. «Конечно, я во многом виноват ...» // Столица. - 1993. - № 14. - С. 4

135. Окуджава Б. «Минувшее меня объемлет живо ...» // Вопросы литературы. - 1980. - №8. - С. 124-154

136. Окуджава Б. «Наполним музыкой сердца». - М.: Советский композитор, 1989. - С. 3-4

137. Окуджава Б. С историей не расстаюсь / Беседу вела И. Ришина // Литературная газета. - 1979. - №21 (2 мая). - С. 4-5

138. Окуджава Б. Тайные агенты: Отрывок из романа «Старинный водевиль» // Памир. - 1970. - № 4 (август). - С. 24

139. Окуджава Б. «Я - грустный оптимист...» / Беседовала Т. Синицына // Юг. Краснодар. - 1992. - №46 (нояб.). - С. 6-7

140. Окуджава Б. «Я никому ничего не навязывал...»: (Ответы на записи во время публичных выступлений 1961-1995 гг.) / Сост. А. Петраков. - М.: Москва, 1997. - 288 с.

141. Окуджава Б. «Я свое предназначение выполнил» / Беседовал Д. Левшин // Известия. - 1997. - 14 июня. - С. 14-18

142. Орлицкий Ю. Стихи и проза в русской литературе. - М.: РГГУ, 2002.- 685 с.

143. Ортега-и-Гассет X. Размышления о «Дон Кихоте»: Пер. с исп. / С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. - 331 с.

144. Оскоцкий В.Д. «Вымысел не есть обман» (Булат Окуджава -исторический романист) // Творчество Булата Окуджавы в контексте культуры XX века: Материалы Первой Международной научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения Булата Окуджавы. -М., 2001.-43 с.

145. Оскоцкий В.Д. История глазами писателя: традиции и новаторство советского исторического романа. - М.: Знание, 1980. - С. 33-35

146. Оскоцкий В.Д. Роман и история: традиции и новаторство советского исторического романа. - М.: Художественная литература, 1980. - с. 262-307

147. Оскоцкий В.Д. Связь времен (историческая тема в многонациональной советской прозе наших дней). - М.: Знание, 1974. -159 с.

148. Паперный 3. Незаживающее прошлое // Октябрь. - 1988.- №6. - с. 204-206

149. Парнекова Г. Русский исторический роман в XX веке: проблема жанра / Четвертые Арзамаские Соборные встречи. Русский исторический роман: традиции и перспективы. - Арзамас, 2005. - С. 40-58

150. Пауткин А.И. Авторское присутствие в советском историческом романе наших дней // Вестник Московского Университета. Серия 9. Филология. - 1983. - №6. - С. 2-10

151. Петров С. М. Русский советский исторический роман. - М.: Художественная литература, 1984. - 374 с.

152. Печерская Т.П. Историко-культурные истоки мотива маскарада // Сюжет и мотив в контексте традиции. Вып. 2. - Новосибирск, 1998. - С. 21-37

153. Пикуль B.C. Я мерил жизнь томами книг ... В рассказах о себе. Интервью, дневниках, высказываниях, записках и письмах / Сост. Пикуль А.И. - М.: Вече, 2004. - 480 с.

154. Плеханов С. Анатоль Курагин, возведенный в Печорины? // Литературная газета. - 1979. - 1 января. - С. 5

155. Пискунова С., Пискунов В. Трагическая пастораль // Нева. - 1984. -№ 10.-С. 161-166

156. Полонский В.В. Мифопоэтика и динамика жанра в русской литературе конца XIX - начала XX века. - М.: Наука, 2008. - 285 с.

157. Поплавская И. Счастливые мученики. Шукшин и Тарковский в моих впечатлениях // Москва. - 1999. - №7. - С. 170-178

158. Попов М. Исторический роман / Четвертые Арзамаские Соборные встречи. Русский исторический роман: традиции и перспективы. -Арзамас: АГПИ, 2005. - С. 31-38

159. Пушкарева Н. Тендерные исследования и исторические науки // Тендерные исследования. - 1999. - № 3. - С. 166-186

160. Пыляев М. Старая Москва. Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. — М.: Моск. рабочий, 1990. - 416 с.

161. Разманова Н. «На стыке двух континентов...» (О взаимодействии литературы и истории) // Вопросы литературы. - 2003. - №4. - С. 344-351

162. Рассадин С. Архипелаг Булат // Встречи в зале ожидания. Воспоминания о Булате. - Нижний Новгород: Деком, 2004. - С. 159-169

163. Рассадин С. Время Окуджавы? // Новая газета. - 2002. - №2. - С. 131-136

164. Розенблюм О. «Путешествие дилетантов» Булата Окуджавы: «прошлое» и «документ» // Новое литературное обозрение. - 2011. - № 111.-С. 367-372

165. Розенблюм О. Путь в литературу Булата Окуджава: между официальной культурой и культурной периферией // Вопросы литературы. - 2007. - Вып. 4. - С. 177-213

166. Рюткенен М. Тендер и литература: проблема «женского письма» и «женского чтения»//Филологические науки. - 2000.- №3. - С. 5-17

167. Сегень А. Исторический роман или роман на исторический сюжет? / Четвертые Арзамаские Соборные встречи. Русский исторический роман: традиции и перспективы. - Арзамас: АГПИ, 2005. - С. 26-31

168. Семенова Е. Плохой публикацией Окуджаву не испортишь // Старое литературное обозрение. - 2001. - №2 (278). - С. 129-131

169. Сергеенко П. В Ясной Поляне // Интервью и беседы с Львом Толстым / сост. В.Я. Лакшин. - М.: Современник, 1986. - С. 242-246

170. Скачков И. Нравственные уроки истории. - М.: Сов. писатель, 1984.

- 256 с.

171. Смирнова А.И. Роман Булата Окуджавы «Путешествие дилетантов»: Архитектоника и жанр // Вестник волгоградского гос. ун-та.

- 2006. - Вып. 5. - С. 116-121

172. Солнцева Н.М. О «Бедном Авросимове» Б. Окуджавы и «14 декабря» Д. Мережковского // Окуджава: проблемы поэтики и текстология. - М., 2002. - С. 215-224

173. Сорока Ю. Женщина у Окуджавы (женщина в мужском восприятии) // Постмодерн: новая магическая эпоха: трансформация тендера. - Харьков, 2003. - С. 28-44

174. Старикова Е. Реализм и символизм // Развитие реализма в русской литературе в 3 т. Своеобразие критического реализма конца XIX - начала XX века. - М., 1974. - Т. 3. - С. 165-246

175. Стеблин-Каменский М.Г. Мир саги // Труды по филологии. - СПб.: Филол. фак С.-Петерб. гос. ун-та, 2003. - 926 с.

176. Столыпин А. Крохи правды в бочке лжи И Посев. - 1980. - №8. - С. 54

177. Сухих И. На разрыв аорты (1960-1980. Песни-баллады В. Высоцкого) // Звезда. - 2003. - № 10. - С. 230-251

178. Тамарченко Н.Д. «Капитанская дочка» и судьбы исторического романа в России // Известия АН. Серия литературы и языка. - М., 1999. -Т. 58, №2. - С. 44-53

179. Тамарченко Н.Д. О своеобразии русского исторического романа («Князь Серебряный» А.К. Толстого) // Вопросы теории и истории русской литературы: Межвузовский сборник научных трудов. - Брянск, 1994.-С. 97-107

180. Тамарченко Н.Д. Типология реалистического романа. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. - 197 с.

181. Тартаковская И. Репрезентация пола в традиционной и современной русской культуре // Социология пола и семьи. - Самара: Открытое общество, 1997. - 132 с.

182. Топоров В.Н. Вещь в антропоцентрической перспективе // Миф. Ритуал. Символ. Образ. - М.: Культура, 1995. - 623 с.

183. Трифонов Ю. Из дневников и рабочих тетрадей // Дружба Народов. -1998.-№11.-С. 94-122

184. Трифонов Ю.В. «Как слово наше отзовется ...» / Ю.В. Трифонов. -М.: Сов. Россия, 1985. - 384 с.

185. Тынянов Ю.Н. Литературная эволюция. Избранные труды. - М.: Аграф, 2002. - 495 с.

186. Тынянов Ю.Н. Литературный факт // Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977. - С. 255-270

187. Франкл В. Философия человеческой ответственности // Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

188. Фрейденберг О. Поэтика сюжета и жанра. - М.: Лабиринт, 1997. -448 с.

189. Хазагеров Г. Семидесятые. Двойничество? Двоемирие? Бинарность? Миф о семидесятых // Знамя. - 1998. - №2. - С. 173-184

190. Христофорова С.Б. О поэтике Булата Окуджавы // Окуджава. Проблемы поэтики и текстология. - М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 2002. -С. 234-256

191. Цветаева М. О поэзии и прозе / Предисл. и публик. Коркиной Е.Б. // Звезда. - 1992. - № 10. - С. 3-4

192. Чайковский P.P. Истины Булата Окуджавы. Работы последних лет. - Магадан: Кордис, 2005. - 162 с.

193. Чайковский Р. Милости Булата Окуджавы: Работы разных лет. -Магадан: Кордис, 1999. - 126 с.

194. Чудаков А.П. Мир Чехова. Возникновение и утверждение. М.: Советский писатель, 1986. - 381 с.

195. Чудаков А.П. Слово — вещь — мир. От Пушкина до Толстого. -М.: Советский писатель, 1992. - 319 с.

196. Чупринин С. Не ясный огонь // Новый мир. - 1985. - №6. - С. 258262

197. Шапир М.И. Стих и проза: пространство-время поэтического текста (Основные положения) // Славянский стих: стиховедение, лингвистика и поэтика. - М., 1996. - С. 41-49

198. Шварц И. Мы были как братья // Встречи в зале ожидания. Воспоминания о Булате. - Нижний Новгород: Деком, 2004. - С. 22-33

199. Шестидесятники / сост. М.Ш. Барбакадзе. - М.: Фонд «Либеральная миссия», 2008. - 208 с.

200. Шилина О.Ю. Поэтика Булата Окуджавы в свете романтической традиции // Судьбы отечественной словесности. - СПб.: ИРЛ, 1994. - С. 47-48

201. Шилков Ю.М. История как вымысел или о «новом историзме» // Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Серия «Symposium». - СПб.: С.-Петербургское философское общество, 2001. -Вып. 12.-С. 265-274

202. Шилов Л. Поэт и певец // Песни Булата Окуджавы. Мелодии и тексты. - М.: Музыка, 1989. - 234 с.

203. Шмид В. Нарратология. - М.: Языки славянской культуры, 2003. -312 с.

204. Шмид В. Проза как поэзия: Пушкин, Достоевский, Чехов, авангард. - СПб.: ИНА-ПРЕСС, 1998. - 352 с.

205. Шторм Г. История принадлежит поэту // Литературная газета. -1969. - 8 октября. - С. 6

206. Щеблыкин И.П. У истоков русского исторического романа. - Пенза, 1992. - 123 с.

207. Щедрина Н.М. Русская историческая проза в литературе последней трети XX века / Башк. гос. ун-т - Уфа, 1997. - 131 с.

208. Эйдельман Н. «Волшебной палочки в истории не бывает» / Беседу вела Е. Михайлова // Даугава. - 1987. - № 2. - С. 97-105

209. Эйдельман Н. «Еще не вспомня - помня» // Тыняновский сборник. -Рига, 1990.-С. 323-328

210. Эйдельман Н. Из дневников (1966-1975 гг.) / Публ., предисл. и коммент. Ю. Эйдельман // Знамя. - 1999. - № 1, - С. 137-161

211. Эйдельман Н. Твой XIX век. - М.: Детская литература, 1980. - 272 с.

212. Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии. - Л.: Художественная литература, 1986.-456 с.

213. Эко У. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна // Философия постмодернистской эпохи. - Минск: Красико-принт, 1996.-С. 50-120

214. Эпштейн М.Н. Философия возможного. - СПб: Алетейя, 2001. - 334 с.

215. Эткинд А. Новый историзм, русская версия // Новое литературное обозрение. - 2001. - №47. - С. 7-40

216. Юдин В. Современный русский исторический роман. - Калинин: Из-во Калининского гос. ун-та, 1990. - 80 с.

217. Якобсон Р. Работы по поэтике. - М.: Прогресс, 1987. - 464 с.

218. Якубович Д.П. «Капитанская дочка» и романы Вальтера Скотта // Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. - М.-Л., 1939. - С. 170-196

219. Polak A. Proza historyczna Bul/ata Okudzawy. Z problemów gatunku i intertekstualnos'ci. Katowice: Wydawnictwo Uniwersytetu S'Kskiego, 2006. - 172 c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.