Трактат Пьера Николя о красоте в культурном контексте классицизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Аль-Фарадж, Елизавета Абдуллаевна

  • Аль-Фарадж, Елизавета Абдуллаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 124
Аль-Фарадж, Елизавета Абдуллаевна. Трактат Пьера Николя о красоте в культурном контексте классицизма: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Москва. 2013. 124 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Аль-Фарадж, Елизавета Абдуллаевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3 Первая глава

ЭСТЕТИКА НИКОЛЯ: ТЕКСТ И КОНТЕКСТ

1. Пьер Николь, гуманист из Пор-Рояля

2. «Рассуждение о подлинной и мнимой красоте»

3. «Рассуждение» Николя междя августинизмом, классицизмом и светской эстетикой

Вторая глава

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ

ПЬЕРА НИКОЛЯ И ЦЕННОСТИ КЛАССИЦИЗМА

1. Idea pulchritudinis

2. Красота как истина

3. Красота и природа

Третья глава

ЛИТЕРАТУРА И МОРАЛЬ

82

1. Идея красоты и человеческая природа

2. О вреде литературы

3. О допустимом применении поэзии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трактат Пьера Николя о красоте в культурном контексте классицизма»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Термин «эстетика» появился в своем современном значении в 1750 году вместе с публикацией «Эстетики» Баумгартена. Однако размышления о красоте и прекрасном существуют со времен греческой античности, термин «красота» используется и авторами XVII века, которые, тем не менее, больше интересовались правилами создания произведения, чем теорией прекрасного. Первый современный «Трактат о красоте»1 появится в 1715 году, он подготавливает рождение новой дисциплины, но, по замечанию французской исследовательницы Анни Бек, «в нем эстетика является вторичным аспектом логики»2. Хотя некоторые историки и рассматривают 1715 год как точку отсчета, как момент рождения эстетической мысли во Франции, вторая половина XVII века, тем не менее, представляется крайне важной с точки зрения данной проблематики. Ведь если вопрошание

0 сущности прекрасного имеет долгую историю, это понятие рассматривалось прежде всего с точки зрения метафизики, как идея прекрасного самого по себе. В свете сказанного сочинения некоторых авторов второй половины XVII века, в особенности тех, которые являлись последователями блаженного Августина, представляются чрезвычайно важными. Среди них в первую очередь стоит назвать Пьера Николя, теолога и моралиста, связанного с группой «отшельников из Пор-Рояля». Сочинения данного автора являются показательными, поскольку он переместил рефлексию о

1 Crousaz, J.-P. de. Traité du beau, où l'on montre en quoi consiste ce que l'on nomme ainsi, par des exemples tirés de la plupart des arts et des sciences. Amsterdam: François L'Honoré, 1715. Réimpression: P.: Fayard, 1985.

2 Becq A. Genèse de l'esthétique française moderne: De la Raison classique à l'Imagination créatrice. 1680-1814. Paris: Albin Michel, 1994. P. 7.

красоте и сфокусировал ее на вопросе о первых принципах прекрасного в их отношении к человеческой субъективности. Французская исследовательница Анни Бек называет подобные тексты «философскими поэтиками» и видит в этих сочинениях высвобождение эстетики из сферы поэтики. С этой точки зрения «Рассуждение о подлинной и мнимой красоте» (1659) Пьера Николя оказывается значимым: в этом тексте говорится об основаниях прекрасного, но также и о причинах удовольствия или отвращения, которые вызывают сочинения литераторов или ораторов, закладывая основания будущей философской дисциплины. В нашем диссертационном исследовании мы предполагаем охарактеризовать основания учения Николя о красоте, в их связи с традицией, в рамках которой они сформировались, а также выявить своеобразие воззрений Пьера Николя о красоте.

Предметом данного диссертационного исследования является «Рассуждение о подлинной и мнимой красоте» Пьера Николя, которое было опубликовано в 1659 году во главе сборника латинских эпиграмм. Существуют и другие тексты Николя, посвященные вопросам литературной теории, среди которых следует назвать «Трактат о Комедии» (1667), жесткой, но аргументированной критики театральных представлений, а также предисловие к «Сборнику христианской поэзии» (1671). Размышления эстетического плана присутствуют и в трактате «О воспитании государя» (1670), а также в «Трактате об общей благодати», сборнике текстов, написанных между в 1655-1692 гг. и опубликованных лишь после смерти Николя, в 1715 году. Наш анализ эстетических воззрений Николя мы будем основывать преимущественно на «Рассуждении о подлинной и мнимой красоте» и будем привлекать другие тексты только в случае, когда это

необходимо, чтобы прояснить тот или иной вопрос, а также чтобы подкрепить нашу аргументацию примерами.

Объектом нашего диссертационного исследования является совокупность воззрений Николя о красоте и их место в истории теоретической рефлексии о литературе.

Целями нашего исследования является выявление идей и представлений, определяющих идейное своеобразие «Рассуждения о подлинной и мнимой красоте» Пьера Николя. Эстетические воззрения Николя глубоко укоренены в системе ценностей классической эпохи. Отсылки к античным авторам не исключают использования других источников, в частности, трудов блаженного Августина, не исключают и апелляции к суждению «благовоспитанных людей», играющему немаловажную роль в универсуме «Рассуждения о подлинной и мнимой красоте» Николя. В то же время «Рассуждение» несет на себе отпечаток картезианских воззрений, что неоднократно было замечено критикой . Как пишет Жан Лафон, «важная проблема «Рассуждения о подлинной и мнимой красоте» -это артикуляция и согласование различных дискурсов»4. В то же время, желание отыскать принципы красоты, а также определение красоты как соответствия между произведением и человеческой природой, которое дает Николь, предвосхищает поиски в области эстетики XVIII века.

Для выявления своеобразия изучаемого текста нами решаются следующие задачи:

3 Winther T. Classicisme et Cartésianisme: le «Traité de la Vraie Beauté» de Pierre Nicole // Orbis Litterarum. 1978. №3. C. 123-137.

4 Lafond J. Un débat esthétique à l'époque classique : la théorie du beau dans Г «Epigrammatum delectus» de Port-Royal et sa critique par le Père Vavasseur //Acta Conventus neo-latini Turonensis. Troisième Congrès international d'études néolatines, Tours, Université François-Rabelais, 6-10 septembre 1976. P.: Vrin, 1980. P. 1270.

- охарактеризовать язык, композицию и стилистические особенности текста;

- охарактеризовать эпоху и культурный контекст, в рамках которых было написано « Рассуждение о подлинной и мнимой красоте »;

- рассмотреть, каким образом « Рассуждение о подлинной и мнимой красоте » артикулирует и согласует гетерогенные традиции;

- разобрать основные категории, при помощи которых Николь описывает идею красоты;

- выявить теологические и антропологические основания эстетической мысли Николя.

Теоретические и методологические основания исследования. При написании диссертации были использованы процедуры как общего научного, так и философского характера. К первым можно отнести выдвижение, обоснование и верификацию гипотез, а также их проверку на фальсифицируемость, анализ и синтез источников. В ряду философских методологических приемов можно назвать логический анализ философских понятий и концепций, герменевтическую реконструкцию смысла текста, культурной среды, в которой он был создан, и интенций его автора.

Степень научной разработанности темы. Литература, посвященная «Рассуждению о подлинной и мнимой красоте», не является обширной и представлена несколькими статьями и замечаниями, брошенными a propos.

Один из аспектов рассмотрения текста Николя связан с тракторвкой его как текста, предвосхищающего рождение эстетики. Арсэн Сорей рассматривает «Рассуждение» Николя среди текстов XVII века, имеющих первостепенное значение для предыстории

эстетики как раздела философии, в которых, по его мнению, «заметно желание сформулировать эстетику как систематическую дисциплину»5. Жан Лафон в своей статье, посвященной «Рассуждению» Николя и тезисам его оппонента, иезуита Франсуа Вавассора, отмечает, что Николь рассуждает «об эстетике до того, как этот термин получил хождение»6. Эта позиция еще четче проявляет себя в статьях Жана Менара, посвященным эстетической мысли Пьера Николя и других авторов, близких к Пор-Роялю: он называет «Рассуждение» «...единственным подлинным сочинением по эстетике в XVII веке»7. Наконец, Беатрис Гион уточняет, что «текст Николя является усилием по направлению к собственно эстетической рефлексии, которая касается самой природы

о

прекрасного» . Тони Жерар упоминает «Рассуждение» Николя среди других текстов, которые способствовали высвобождению эстетики из области поэтики, наравне с «Новыми размышлениями о поэтическом искусстве» (1678) Бернара Лами9.

С другой стороны, «Рассуждение о подлинной и мнимой красоте» Николя уже долгое время рассматривается критикой как один из основополагающих для классицизма текстов. Рене Брэ в своей работе, посвященной тому, что он называет «доктриной классицизма», неоднократно упоминает Николя для иллюстрации своих тезисов: «Рассуждение», как представляется Рене Брэ, также

5 Soreil A. Introduction à l'histoire de l'esthétique française... P. 23.

6 Lafond J. Un débat esthétique à l'époque classique... P. 1270.

7 Mesnard J. L'esthétique de La Rochefoucald // Mesnard J. La culture du XVIIe siècle. Enquêtes et synthèses. P.: PUF, 1992. P. 236.

o

Nicole P. La vraie beauté et son fantôme, et autres textes d'esthétique. Edition critique et traduction de Béatrice Guion. P.: Champion, 1996. P. 30.

9 Lamy B. Nouvelles réflexions sur l'art poétique. P. 44.

воплощает культ разума, свойственный классицистам10,

аргументация Николя позволяет оригинальным образом очертить

11 12 концепцию мимесиса . Антуан Адан в своем мнении о

«Рассуждении» Николя следует вслед за Шарлем Огюстеном де

Сент-Бевом и обращает внимание на «жесткость, бесплодность и

опасный характер столь ограниченно понимаемого рационализма»13,

подчеркивая в то же время, что «Рассуждение» «предвосхищает

идеи «Поэтического искусства» Буало»14. Для Пьера Лорана

«Рассуждение» является текстом, который «можно рассматривать

как основополагающий для классицизма»15. Бернар Шедозо в

монографии, посвященной эстетике барокко пишет, что Пор-Рояль

противостоял «барочному вкусу» и что авторы, близкие к

монастырю, проповедовали классические ценности, примером чему

и является, по его мнению, «Рассуждение» Николя16. Если эстетику

барокко можно охарактеризовать вкусом к метафоре, к

употреблению внезапных сюжетных ходов, подчеркнутой

экспрессивностью, то «Рассуждение» с этой точки зрения является

«формальным отказом от барочной эстетики», который проявляется

в желании основать на разуме как инстанции, облеченной выносить

суждение в области эстетики, и на обращении к природе принципы

10 Bray R. La formation de la doctrine classique en France. P.: Librairie Nizet, 1977. P. 119.

11 Ibid. P. 147.

12 Sainte-Beuve, Ch.-A. Port-Royal. P.: Hachette, 1867. T. 4. P. 416.

13 Adam A. Histoire de la littérature française au XVIIe siècle. P.: Albin Michel, 1997. P. 184.

14 Ibidem.

Laurens P. Du modèle idéal au modèle opératoire: la théorie épigrammatique aux XVIème et XVIIème siècles // Balavoine Cl., Lafond J., Laurens P. Le modèle à la Renaissance. P.: Vrin, 1986. P. 187. Цитируется no: Nicole P. La vraie beauté et son fantôme. P. 22.

16 Chédozeau B. Le baroque. P.: Nathan, 1989. P. 81.

различения прекрасного и безобразного17. Жан Лафон в уже упомянутой нами статье также обращает на особое место, которое «Рассуждение» Николя занимает среди манифестов французского классицизма XVII века18. И, наконец, Беатрис Гион в своей статье, посвященной литературной теории 1660-1680 гг., неоднократно цитирует сочинения Николя, в которых затрагиваются вопросы эстетики. Эти тексты, по ее мнению, являются репрезентативными для своей эпохи, для литературно-теоретической рефлексии того времени19. Данная статья Беатрис Гион является важным вкладом в переоценку культуры французского классицизма, которая не сводится, как подчеркивает автор, к призыву к рациональности и нормативности; французская исследовательница подчеркивает сложный и проблематичный характер основополагающих понятий литературной теории классицизма20.

«Рассуждение» Николя также является репрезентативным для феномена, который в критической литературе получил название «литературного августинизма». То, что французская литература XVII века отмечена влиянием блаженного Августина, неоднократно отмечалось критикой: сочинения Паскаля, Ларошфуко, мадам де Лафайет отражают мрачное видение мира и человека, свойственное позднему августинизму. По выражению Тони Герарда, «лишь немногие писатели остались в стороне от августинианского потока,

17 Ibidem.

18

Lafond J. Un débat esthétique à l'époque classique : la théorie du beau dans Г «Epigrammatum delectus» de Port-Royal... P. 1269.

19 Guion B. «Un juste tempérament»: les tensions du classicisme français // Prignet P. Histoire de la France littéraire. P.: PUF, 2006. Vol. 2. P. 132.

20 Zuber R. La doctrine et l'esthétique classique // Pichois Cl., Zuber R. Littérature française. Le classicisme 1660-1680. P.: Arthaud, 1984. P. 95-112; Dandrey P. Les deux esthétiques du classicisme français // Littératures classiques. Qu'est-ce qu'un classique ?. P.: Klincksieck, 1993. № 19. P. 145-170.

идущего через весь век» . Однако рефлексия авторов августинианского толка о литературе изучена меньше. Здесь следует упомянуть статьи Жана Менара, посвященные литературной славе Пор-Рояля, а также эстетической мысли авторов, близких к монастырю, Николя , Паскаля и Ларошфуко в первую очередь. Также упомянем исследования Жана Лафона24, в особенности его статью, которую мы уже цитировали. Она касается критики «Рассуждения» Николя отцом-иезуитом Франсуа Вавассором, в этой статье исследователь стремился a contrario проявить позицию

25

Николя . Другая статья Жана Лафона, на которой мы бы хотели остановиться, посвящена сложным взаимоотношениям, существовавшим между литературой и моральной рефлексией в XVII веке. В ней он прослеживает различные позиции по отнощению к литературе внутри лагеря августинианцев: от экстремистской позиции Гуабо-Дюбуа, который осуждал цветистое красноречие, к более умеренной, которую разделяли авторы из Пор-Рояля, Арно и Николь в первую очередь, отдававшие отчет в сложности человеческой природы и в необходимости обращения к средствам риторики. Человек не является чистым духом и вследствие этого оказывается неспособным воспринимать истину в ее наготе и незамутненности, поэтому стилистические поиски и

21 Bray R. La formation de la doctrine classique en France. P. 9.

22 Mesnard J. Vraie et fausse beauté dans l'esthétique du XVIIe siècle // Mesnard J. La culture du XVIIe siècle. Enquêtes et synthèses. P.: PUF, 1992. P. 210-236.

23 Mesnard J. L'esthétique de La Rochefoucauld // Mesnard J. Op. cit. P. 236.

24 Lafond J. L'homme et son image. Morales et littérature de Montaigne à Mandeville. P.: Honoré Champion, 1996.

25 Lafond J. Un débat esthétique à l'époque classique : la théorie du beau dans Г «Epigrammatum delectus» de Port-Royal et sa critique par le Père Vavasseur //Acta Conventus neo-latini Turonensis. Troisième Congrès international d'études néolatines, Tours, Université François-Rabelais, 6-10 septembre 1976. P.: Vrin, 1980. P. 1269-1277.

воздействие на чувственную сторону человеческого существа представляются оправданными26. Тема «литературного августинизма» также затрагивается в работах Филиппа Селлье, в частности, в его монографическом исследовании, посвященном Паскалю, и в многочисленных статьях, где с различных сторон рассматривается участие «господ из Пор-Рояля» в интеллектуальной жизни эпохи27.

Последнее десятилетие XX века было ознаменовано серией академических изданий источников, имеющих отношение к нашей теме. В 1992 году Тома Кар переиздал тексты, связанные с

полемикой августинианцев о религиозном красноречии, которая

28

развернулась в конце XVII века . В 1996 году выходит современный перевод и критическое издание «Рассуждения о подлинной и

29

мнимой красоте» Пьера Николя, подготовленное Беатрис Гион .

30

Два года спустя выходят еще два издания, «Трактат о Комедии» Пьера Николя вместе с другими текстами, связанными с полемикой, разразившейся в 60-е гг. XVII века вокруг театра, а также издание «Новых размышлений о поэтическом искусстве»31 Бернара Лами. Эти публикации свидетельствуют о существовании настоящего интереса к наследию блаженного Августина среди авторов

"У (л

Lafond J. L'homme et son image...P. 300.

27 Cf. Sellier Ph. Pascal. Port-Royal et la littérature I. P.: Honoré Champion, 1999 ; Sellier Ph. Le siècle de Saint-Augustin. La Rochefoucauld, Mme de Lafayette, Sacy, Racine. Port-Royal et la littérature II. P.: Honoré Champion, 2000.

28 Arnauld A. Réflexions sur l'éloquence des prédicateurs. Goibaud Du Bois Ph. Avetissement en tête de sa traduction des «Sermons» de Saint-Augustin. Genève: Droz, 1992.

90

Nicole P. La vraie beauté et son fantôme, et autres textes d'esthétique. Edition critique et traduction de Béatrice Guion. P.: Champion, 1996.

TA

Nicole P. Traité de la Comédie. Edition critique par Laurent Thirouin. P.: Honoré Champion, 1998.

31 Lamy B. Nouvelles réflexions sur l'art poétique. Edition critique par Tony Gheeraert. P.: Honoré Champion, 1998.

эстетических текстов эпохи, «Рассуждение» Николя является тому доказательным примером.

Научная новизна исследования заключается в следующих полученных результатах:

- В оборот отечественной истории и философии введен новый источник, а также связанный с ним круг тем и проблем.

- Впервые проведен систематический анализ понятий, при помощи которых Пьер Николь описывает идею красоты.

- Впервые проанализирован культурный контекст формирования эстетики Николя.

- Впервые эстетика Николя рассмотрена с точки зрения ее теологических и антропологических оснований.

На защиту выносятся следующие положения:

- «Рассуждение о подлинной и мнимой красоте» является примером сочетания гетерогенных традиций внутри одного текста.

- Культурфилософские воззрения Николя претерпели радикальную эволюцию во второй половине XVII в.

- Философия красоты Николя лежат в русле платонической традиции.

- Философия красоты Николя является преимущественно рационалистической.

- Николь оперирует категориями классицизма, существенным образом их переосмысляя.

- Культурфилософские воззрения Николя имеют теологическое обоснование.

- Новаторство Николя заключается в обосновании идеи о том, что красота является функцией воспринимающего субъекта.

Теоретическая и практическая значимость исследования. В теоретическом плане материалы и результаты настоящей диссертационной работы могут быть использованы в религиоведческих, историко-философских, исторических и филологических исследованиях, посвященнных истории и культуре Франции XVII в., а также в исследованиях, посвященных истории эстетических воззрений.

В практическом плане результаты исследования могут быть полезны при написании учебных пособий по истории литературной теории французского классицизма.

Апробация исследования осуществлялась в форме докладов на научных конференциях, в том числе международных. Основные положения настоящего исследования были сформулированы в следующих публикациях:

1. Аль-Фарадж Е.А. К вопросу об изучении полемики иезуитов и янсенистов в XVII веке во Франции // Религиозность в изменяющемся мире: Материалы I Международной зимней религиоведческой школы. Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2008. С. 5 -12.

2. Аль-Фарадж Е.А. Свобода воли. Узловые моменты истории проблемы. От Августина к Паскалю // Киевский Национальный университет им. Тараса Шевченко. Дни науки философского факультета-2008. Международна Наукова

Конференция (16-17 квитня 2008 року). Киев: Видавничо-полиграфический центр «Киевский университет», 2008. С.3-4.

3. Аль-Фарадж Е.А. Янсенизм в контексте современных ему научных идей // Наука и религия: Перспективы диалога в современном мире. Сборник материалов III Международной летней религиоведческой школы. Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2008. С. 15-21.

4. Аль-Фарадж Е.А. Антитеатральная полемика по Франции в XVII веке на примере «Трактата о Комедии» янсенистского моралиста Пьера Николя // Точки/Puncta. 2010. №9(1-2). С.113-117.

5. Аль-Фарадж Е.А. «Рассуждение о подлинной и мнимой красоте» Пьера Николя: основные идеи и их место в системе классицизма // Французский язык и культура Франции в России XXI века: Материалы XV Международной научно-практической конференции Школы-семинара им. JI.M. Скрелиной. Н. Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. H.A. Добролюбова, 2011. С. 191-194.

6. Аль-Фарадж Е.А. Янсенизм и литература: «Размышление о подлинной и мнимой красоте» Пьера Николя, основные проблемы // Точки/Puncta. 2011. № 10 (1-2). С. 231235.

Структура и объем работы определены представленными задачами. Диссертационное исследование состоит из введения, трех частей, заключения и списка литературы. Объем диссертации 124 страницы.

ПЕРВАЯ ГЛАВА

ЭСТЕТИКА ПЬЕРА НИКОЛЯ: ТЕКСТ И КОНТЕКСТ

1. ПЬЕР НИКОЛЬ, ГУМАНИСТ ИЗ ПОР-РОЯЛЯ

Биография Пьера Николя достаточно проста. Начиная с юности, он был тесно связан с монастырем Пор-Рояль. Этот центр интеллектуальной жизни играл значительную роль в культуре второй половины века. Пьер Николь родился в 1625 году и получил классическое образование вначале в доме своего отца, адвоката в Парламенте Шартра, а затем в Сорбонне. Собиравшийся вначале посвятить себя церкви, он отказался от этой перспективы из-за полемики между иезуитами и теологами, которые защищали идеи

32

Корнелия Янсения, изложенные в «Августине» , среди этих теологов стоит упомянуть Антуана Арно. Пик этих споров пришелся как раз на время его студенчества в Парижском университете33. Уже тогда привлеченный Пор-Роялем, где его тетка была аббатисой, Николь стал преподавателем изящной словесности в «маленьких

Jansenius С. Augustinus, sive doctrina s-ti Augustini de humanae naturae sanitate, aegritudine, medicina etc. Lovanii, 1640.

33 Аббат Гуйе, биограф Николя описывал ситуацию следующим образом: «Николь, проникшись печалью от этих разногласий, решил, что долг благоразумия состоит в том, чтобы оставаться свободным и не вступать в духовное сословие, беды которого росли с каждым днем. Он решил, поэтому, удовольствоваться простым званием Бакалавра, отказаться от Лиценциата и Докторантуры, и, следовательно, от видов и намерений, которые отец имел на его счет, а именно: увидеть его однажды прославившимся на церковной ниве». Goujet Cl.-P. Vie de Nicole // Nicole P. Continuation des Essais de morale. Luxembourg: André Chevalier, 1732. T. XIV. P. 36.

школах», существовавших при монастыре. Как и многие «пор-роялисты», Николь почитал блаженного Августина. С 1654 года Антуан Арно, прозванный «великим», избрал его своим соратником и соавтором, оценив писательский талант Николя, а также элегантность его латыни. Вместе они написали «Логику, или

34

искусство мыслить» , один из центральных текстов столетия. Николь также поучаствовал в полемике, развернувшейся вокруг

■у г

«Провинциалий» Паскаля на стороне Пор-Рояля. Однако в последние годы своей жизни он старался держаться вдали от «различного рода споров»36, хотя он и продолжал писать в защиту христианской религии вплоть до своей смерти в 1695 году. Важнейшие его сочинения были посвящены вопросам морали и

"2 п

апологетики; среди них нужно назвать его «Опыты о морали» , его opus magnum, которые были одним из самых популярных текстов

38

эпохи в жанре религиозной моралистической литературы . Несколько трактатов Николя были переведены на английский

39

язык .

34 Arnauld A., Nicole P. La Logique ou l'Art de penser. P.: Charles Savreux, 1662.

35 Он снабжал Паскаля необходимыми для написания «Писем» текстами, а также издал их перевод на латинский язык в 1658 году под псевдонимом Гийома Вендрока, доктора теологии из Университета Зальцбурга: Ludovici Montaltii Litterae Provinciales de morali et política Jesuitarum disciplina a Willelmo Wendrockio, Salisburgensi Theologo, e gallica in latinam linguam translatae et theologicis notae illustrae...Cologne: Nie. Schouten, 1658.

36 Из письма Николя архиепископу Парижа от 6 июля 1679. Цитируется по: Dictionnaire des lettres françaises, édition entièrement révisée, amendée et mise à jour. Le XVIIe siècle. Ouvrage préparé par Albert Pauphilet, Luis Pichard et Robert Barroux. Paris : Fayard, 1996, p. 937.

37 Nicole P. Essais de morale. P.: Vve C. Savreux, puis G. Desprez, 1671-1678. 4 vol.

38 О распространении сочинений Николя см., например: Martin H.-J. Livre, pouvoirs et société à Paris au XVIIe siècle (1598-1701). Genève: Droz, 1999. 2 vol. P. 793.

39 Три текста Николя были переведены Джонном Локком («Рассуждение, содержащее доказательства существования Бога», «О слабости человека», «О

Несмотря на простоту внешних очертаний, биография Николя представляется достаточно тернистой, прежде всего потому, что о нем судили, сравнивая с великими фигурами Пор-Рояля, в частности, с Паскалем: « паскальянец » (Бриенн)40, подражатель Паскаля (Рапэн)41, или, наконец, «заштатный моралист Пор-Рояля» (Сэнт-Бев)42. Шарль Огюстен де Сент-Бев утверждает, что «индивидуализировать Николя - самая большая услуга, которую можно ему оказать сегодня, когда мы привыкли путать всех янсенистских авторов, приводя однообразные цитаты»43. Эта работа по «индивидуализации» была начата в XX веке, в особенности во второй половине столетия, когда было опубликовано значительное число статей и специальных исследований, а также научных изданий источников44. Интерес к наследию Николя связан с исследованием сложного феномена, который в научной литературе получил -название «литературного августинизма». Это обстоятельство

способах сохранить мир с людьми»). См. об этом: Guion В. Pierre Nicole, moraliste. P.: Honoré Champion, 2002. P. 10.

40 « Можно сказать, что именно Паскаль (которого он копировал, и, как известно, копии никогда не стоят оригиналов) научил его этой тщательной манере письма, потому что впоследствии он ей следовал, копируя вплоть до присущих ей недостатков. Все пасксшъянцы таковы». Цитируется по: Sainte-Beuve. Port-Royal. T. 4. P. 420.

41 «...Николь, который хотел подражать «Провинциалиям» Паскаля, показав тем самым слабость своего дарования, несравнимого с гением оригинала» Mémoires du P. René Rapin sur l'église et la soiciét, la cour, la ville et le jansénisme, 1644-1669. P.: Gaume frères et J. Duprex, 1865. Tome 37. P. 243.

42 Sainte-Beuve. Port-Royal. T. 4. P. 420.

43 Ibidem. P. 411.

44 Три сочинения Николя существуют в современных изданиях: Arnauld А., Nicole P. La Logique ou l'Art de penser. Edition critique par Pierre Clair et François Garibal. P.: Vrin, 1981; Nicole P. La vraie beauté et son fantôme, et autres textes d'esthétique. Edition critique et traduction de Béatrice Guion. P.: Honoré Champion, 1996; Nicole P. Traité de la Comédie. Edition critique par Laurent Thirouin. P.: Honoré Champion, 1998. Также частично изданы «Опыты о морали»: Nicole Р. Essais de morale. Chois d'essais introduits, édités et annotés par Laurent Thirouin. P.: PUF, 1999.

объясняет, что среди всех сочинений Николя наибольшее внимание привлекли именно те, что связаны с вопросами литературы и - шире - эстетики. Однако монографии, посвященные его наследию, еще

45

относительно малочисленны , также не существует полного современного издания его «Опытов о морали».

Среди всех «отшельников Пор-Рояля» Николь отличался особым вкусом к литературе, который был ему привит еще в отцовском доме. Его отец, образованный юрист, владел библиотекой, в которой встречались издания античных авторов. По словам Гуйе, биографа Николя, эти книги Николь прочитал в раннем юношестве46. Отец Николя состоял в переписке со многими литературными деятелями эпохи, в первую очередь с Шапленом. Он также был поэтом и использовал моменты досуга для перевода классических авторов, в частности, он перевел «Декламации» Квинтиллиана; на издании этого перевода настаивал Шаплен. Отцу Николя удалось опубликовать сборник своей собственной поэзии, но Николь-сын, как пишет Гуйе, выкупил и уничтожил тираж, потому что нашел стихи отца слишком фривольными47. Аббат Гуйе неоднократно подчеркивает, что любовь к литературе сосуществовала у Николя с заботами религиозного и морального плана: «...он охотно изучал с ним [со своим отцом] всех авторов языческой древности, известных чистотой своего языка; но с самого

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Аль-Фарадж, Елизавета Абдуллаевна, 2013 год

БИБЛИОГРАФИЯ

Словари

1. Dandrey P. Dictionnaire des lettres françaises. Le XVIIe siècle. P.: Fayard, 1996.

2. Furetière A. Essais d'un dictionnaire universel comprenant tous les mots français tant vieux que modernes, et les termes de toutes les sciences et des arts. Amsterdam: H. Desbordes, 1685.

Источники

1. Аристотель. Поэтика / Аристотель. Сочинения в четырех томах. М.: Наука, 1983. С. 645-681.

2. Арно А., Николь П. Логика, или искусство мыслить. М.: Наука, 1991.

3. Декарт Р. Рассуждение о методе / Декарт Р. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1989. Т. 1. С. 250-297.

4. Корнель П. Рассуждение о полезности и частях драматического произведения / Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М.: Издательство МГУ, 1980. С. 361-378.

5. Ларошфуко Ф. де. Мемуары. Максимы. М.: Наука, 1993.

6. Мальбранш Н. Разыскания истины. СПб.: Наука, 1999.

7. Менардьер И.-Ж. П. де Ла. Рассуждение / Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М.: Издательство МГУ, 1980. С. 299-320.

8. Паскаль Б. Мысли. Малые сочинения. Письма. М.: Пушкинская библиотека, 2003.

9. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М.: Наука, 1972.

Ю.Шаплен Ж. Мнение Французской Акадмии по поводу трагикомедии «Сид» / Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М.: Издательство МГУ, 1980. С. 273-299.

1 l.Aristote. Poétique. P.: Belles-Lettres, 1999.

12.Aristote. Ethique àNicomaque. P.: GF-Flammation, 2004.

13.Arnauld A. Œuvres de Messire Antoine Arnauld, docteur de la maison et société de Sorbonne. T. 41. Paris/Lausanne: Sigismond D'Arnay, 1780.

14.Arnauld A., Nicole P. La Logique ou l'Art de penser. P.: Charles Savreux, 1662.

15.Arnauld A., Nicole P. La Logique ou l'Art de penser. Edition critique par Pierre Clair et François Garibal. P.: Vrin, 1981.

16. Arnauld A. Réflexions sur l'éloquence des prédicateurs. Amsterdam: Pierre Brunei, 1695.

17.Arnauld A. Réflexions sur l'éloquence des prédicateurs. Philippe Goibaud Du Bois. Avertissement en tête de sa traduction des « Sermons » de Saint-Augustin. Textes édités et présentés par Thomas M. Carr. Genève: Droz, 1992.

18.Arnauld d'Andilly R. Œuvres chrétiennes. P.: Vve J. Camusat et P. Le Petit, 1644.

19.D'Aubignac F.H. La pratique du théâtre. Edité par Hélène Baby. P.: Honoré Champion, 2001.

20.Augustin. Conféssions. Dialogues philosophiques. P.: Gallimard, 2008.

21. Augustin. La doctrine chrétienne / Augustin. Œuvres de Saint Augustin. P.: Institut d'études augustinienns, 1997. T. 11 (2).

22.Bossuet J.B. De la connaissance de Dieu et de soi-même. P.: Fayard, 1990.

23.Bossuet J.B. Maximes et réflexions sur la comédie // Urbain Ch., Levesque E. L'Eglise et le théâtre. P.: Grasset, 1930.

24.Cicéron. L'Orateur. Du meilleur gendre d'orateurs. P.: Les Belles Lettres, 2008.

25.[Chapelain J.] Les sentiments de l'Académie françaoise sur la tragi-comédie du Cid [1637]. P.: G. Quinet, 1678.

26.Corneille P. Trois discours sur la poème dramatique. P.: GF-Flammarion, 1999.

27.Crousaz J.-P. Traité du beau, où l'on montre en quoi consiste ce que l'on nomme ainsi, par des exemples tirés de la plupart des arts et des sciences. Amsterdam: François L'Honoré, 1715. Réimpression: P.: Fayard, 1985.

28.Descartes R. Œuvres. Publiées par Charles Adam et Paul Tannery. 13 volumes. P.: Léopold Cerf, 1897-1913.

29.Descartes R. Les passions de l'âme. Introduction et notes par Geneviève Rodis-Lewis. P.: Vrin, 1955.

30.Fontaine N. Mémoires pour servir à l'histoire de Port-Royal. Cologne: Aux dépends de la Compagnie, 1738.

31.Garasse F. La Somme théologique des véritez capitales de la religion chrestienne. P.: S. Chappelet, 1625.

32.Goujet Cl.-P. Vie de M. Nicole // Nicole P. Continuation des « Essais de morale », contenant la « Vie de M. Nicole » et 1'

« Histoire de ses ouvrages ». Luxembourg: André Chevalier, 1732. T. XIV.

33.Jansenius C. Augustinus, sive doctrine s-ri Augustini de humanae naturae sanitate, aegritudine, medicina etc. Lovanii, 1640.

34.Lamy B. Nouvelles réflexions sur l'art poétique. Edition critique par Tony Gheeraert. P.: Honoré Champion, 1998.

35.La Mesnardière H.J.P. La Poétique. P.: A. de Somaville, 1639. Réimpression: Genève: Slatkine, 1972.

36.Malebranche N. De la recherche de la vérité // Malebranche N. Œuvres. Edition établie par Geneviève Rodis-Lewis. P.: Gallimard, 1979. T. 1.

37.Nicole P. Essais de morale. P.: Vve C. Savreux, puis G. Desprez, 1671-1678. 4 vol.

38.Nicole P. Essais de morale. Choix d'essais introduits, édités et annotés par Laurent Thirouin. P.: PUF, 1999.

39.[Nicole P.]Ludovici Montaltii Litterae Provinciales de morali et politica Jasuitarum disciplina a Willelmo Wendrockio, Salisburgensi Theologo, e gallica in latinam linguam translatae et theologicis notae illustrae [etc.]: Cologne, Nie. Schouten, 1658.

40.Nicole P. Traité de la Comédie. Edition critique par Laurent Thirouin. P.: Honoré Champion, 1998.

41.Nicole P. La vraie beauté et son fantôme, et autres textes d'esthétique. Edition critique et traduction de Béatrice Guion. P.: Honoré Champion, 1996.

42.Pascal B. Pesnées. Texte établie, annoté et présenté par Philippe Sellier. P.: Garnier, 1999.

43.Platon. Phèdre. Traduction, introdution et notes de Luc Brisson. P.: GF-Flamarrion, 1989.

44.Platon. La République. Traduction inédite, introduction et notes par Georges Leroux. P.: Flammarion, 2002.

45.Platon. Théétète. Traduction inédite, introduction et notes de Michel Narcy. P.: GF-Flammation, 2002.

46.Quintilien. De l'institution oratoire. Texte établi et traduit par Jean Cousin. P.: Les Belles-Lettres (Collection des Universités de France), 1975-1980.

47.Rapin R. Mémoire du P. René Rapin sur l'église et la société, la cour, la ville et le jansénisme, 1644-1669. Publiés pour la première fois d'après le manuscrit autographe par Léon Aubuneau. P.: Gaume frères et J.Duprex, 1865.

48.Rapin R. Les réflexions sur la poétique et sur les ouvrages des poètes anciens et modernes. Edition critique et présentation par Pascal Thouvenin. P.: Honoré Champion, 2011.

49.François de Sales. Introduction à la vie dévote. Traité de l'amour de Dieu. Entretiens spirituels. Textes présentés et annontés par André Ravier. P.: Gallimard, 1992.

50.Scudery G. Observations sur le Cid. P., 1637.

51.Thomas d'Aquin. Somme théologique. P.: Editions du Cerf, 2004-2007. 4 volumes.

52.Vavasseur F. Francisci Vavassoris, soc. Jesu, De Epigrammate Liber et Epigrammatum libri très. P.: Edmond Martin, 1669.

Вторичная литература

1. Абрамов М.А. Ф. Хатчесон, Д. Юм и кальвинизм о свободе воли // Общественная мысль: исследования и публикации. М.: Наука, 1993. Вып. 4. С. 76-88.

2. Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. М.: Издательство «Высшая школа», 1987.

3. Аникст А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М.: Наука, 1967.

4. Ауэрбах Э. Мимесис. М.: Прогресс, 1976.

5. Ахутин А. В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура»), М.: Наука, 1988.

6. Бахмутский В. Пороги культуры. М.: Издательский дом «Гелеос», 2005.

7. Большаков В.П. Расин. М.: Знание, 1989.

8. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. СПб.: тип. «Безобразов и Ко», 1908. Т. 1.

9. Виппер Ю.Б. Влияние общественного кризиса 1640-х годов на развитие западноевропейских литератур XVII в. // Историко-филологические исследования. Сборник статей памяти акад. Н.И. Конрада. М.: Наука, 1974. С. 55-62.

10. Виппер Ю.Б. О «семнадцатом веке» как особой эпохе в истории западноевропейских литератур // XVII век в мировом литературном развитии. М.: Наука, 1969. С. 1160.

11. Виппер Ю.Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII века. М.: Изд-во Московского университета, 1967.

12. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М.: Наука, 1987.

13. Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии. М.: Изд-во Московского университета, 1987.

14. Гольдман Л. Сокровенный Бог. М.: Логос, 2001.

15. Даниэль С.М. Европейский классицизм. СПб.: Азбука-Классика, 2003.

16. Доброхотов А.Л. Эпохи европейского нравственного самосознания // Этическая мысль. М.: ИФ РАН, 2000.

17. Европейская поэзия XVII века. М., 1977.

18. Жильсон Э. Учение Декарта о свободе и теология // Э.Жильсон. Избранное: христианская философия. М.: РОССПЭН, 2004. С. 5-321.

19. Каптерева Т.П., Быков В.Е. Искусство Франции XVII века. М.: Искусство, 1969.

20. Кирсанов В.С. Научная революция XVII века. М.: Наука, 1987.

21. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени. М.: Наука, 1989.

22. Корзо М.А. Образ человека в проповеди XVII в. М.: ИФ РАН, 1999.

23. Корзо М.А. О полемике янсенистов и иезуитов о благодати и свободе воли // Этическая мысль. Вып. 2. М.: ИФ РАН, 2001.

24. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979.

25. Мандру Р. Франция раннего Нового времени, 1500-1640. Эссе по исторической психологии. М.: Территория будущего, 2010.

26. Мережковский Д.С. Реформаторы. Лютер, Кальвин, Паскаль. Томск: «Жизнь с Богом», «La Presse Libre», 1999.

27. Мингалеева Н.Х. Свобода выбора (liberum arbitrium) в итальянском гуманизме XIV в. // Человек в культуре Возрождения. М.: Наука, 2001. С.33-45.

28. Михайлов A.B. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи// Историческая поэтика. М.: Наследние, 1994.

29. Наливайко Д.С. Искусство: направления, течения, стили. Киев: Мистецтво, 1981.

30. Неклюдова М.С. Искусство частной жизни. Век Людовика XIV. М.: ОГИ, 2008.

31. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М.: Наука, 1968.

32. Пахсарьян Н.Т. Философско-эстетические следствия научной революции и проблема художественной целостности литературы XVII века // XVII век в диалоге эпох и культур: Материалы международной научной конференции "Шестые Лафонтеновские чтения" СПБ.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 18-20.

33. Разумовская М.В. Ларошфуко, автор «Максим». Л.: Изд-во ЛГУ, 1971.

34. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве XV - XVII веков. М.: Наука, 1966.

35. Спор древних и новых. М.: Искусство, 1985.

36. Степанов Ю.С. Пор-Рояль в европейской культуре // Арно А., Лансло Кл. Грамматика общая и рациональная Пор-Рояля. М.: Прогресс, 1990. С.5-66.

37. Столяров A.A. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. Очерки истории: от Гомера до Лютера. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1999.

38. Стрельцова Г.Я. Декарт и Паскаль // Вопросы философии, 1985. № 3. С. 100-113.

39. Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М.: Республика, 1999.

40. Стрельцова Г.Я. Феномен Паскаля // Вопросы философии, 1979. № 2. С. 135-146.

41. Субботин А.Л. «Логика Пор-Рояля» и ее место в истории логики // А.Арно, П. Николь. Логика, или Искусство мыслить. М.: Наука, 1991. С. 391-406.

42. Тарасов Б. Паскаль. М.: Молодая гвардия, 1982.

43. Театр французского классицизма. М.: Художественная литература, 1970.

44. Фуко М. Слова и вещи. СПб.: A-cad, 1994.

45. Шмонин Д.В. В тени Ренессанса. Вторая схоластика в Испании. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2006.

46. Шоню П. Цивилизация классической Европы. М.: У-Фактория, 2005.

47. Элиас H. Придворное общество. M.: Языки славянской культуры, 2002.

48. Adam A. Histoire de la littérature française au XVIIe siècle. P.: Albin Michel, 1997. 3 vol.

49. Becq A. Genèse de l'esthétique française moderne. De la Raison classique à l'Imagination créatrice. 1680-1814. P.: Albin Michel, 1994.

50. Bénichou P. Morales du grand siècle. Paris: Gallimard, 1976.

51. Bovet E. La préface de Chapelain à Г « Adonis ». Halle: M. Niemeyer, 1905.

52. Bray R. LA formation de la doctrine classique en France. P.: Librairie Nizet, 1966.

53. Brody J. Platonisme et classicime // Saggi e Ricerche di Littérature francese. 1961. № 2. P. 7-30.

54. Bury E. Espaces de la République des Lettres : des cabinets savants aux salons mondains // Prognet P. (dir.) Histoire de la France littéraire. P.: PUF, 2006. Volume 2. P. 88-117.

55. Chedozeau B. Le baroque. P.: Nathan, 1989.

56. Chedozeau B. Religion et morale chez Pierre Nicole (16501680). Thèse dactylographiée. P, 1975.

57. Couton G. Richelieu et le théâtre. Lyon: Presses Universitaires de Lyon, 1986.

58. Dandrey P. Les deux esthétiques du classicime français // Littérature classique'19. Qu'est-ce qu'un classique? P.: Klincksieck, 1993. P. 145-170.

59. Declercq G. Eloquence et rhétorique au XVIIe siècle en France // Prigent P. Histoire de la France littéraire. P.: PUF, 2006. Volume 2. P. 453-474.

60. Dubu J. Les églises chrétiennes et le théâtre (1550-1850). Grenoble: PUG, 1997.

61. Forestier G. Corneille, le sens d'une dramaturgie. P. : SEDES, 1998.

62. Fumaroli M. L'âge de l'éloquence. Rhétorique et res literaria de la Renaissance au seuil de l'époque moderne. P.: Albin Michel, 1994.

63. Guion B. «Un juste tempérament»: les tensions du classicisme français // Prignet P. (dir.) Histoire de la France littéraire. P.: PUF, 2006. Volume 2. P. 131-157.

64. Guion B. Pierre Nicole, moraliste. P.: Honoré Champion, 2002.

65. James E.D. Pierre Nicole, Janseniste and Humanist. A study of his thought. La Haye: Nijhoff, 1972.

66. Lafond J. Un débat esthétique à l'époque classique: la théorie du beau dans 1' « Epigrammatum delectus » de Port-Royal et sa critique par le Père Vavasseur // Mqrgolin J.-Cl. Acta Conventus neo-latini Turonensis. Troisième Congrès international d'études néo-latines, Tours, Université François-Rabelais, 6-10 septembre 1976. P.: Vrin, 1980. P. 1269-1277.

67. Lafond J. La Rochefoucauld. Augustinisme et littérature. P.: Klincksieck, 1986.

68. Lafond J. L'homme et son image. Morales et littératures de Montaigne à Mandeville. P.: Honoré Champion, 1996.

69. Lathuillere R. La préciosité. Etude historique et linguistique. G.: Droz, 1966.

70. Laurens P. Du modèle idéal au modèle opératoire : la théorie épigrammatique aux XVIème et XVIIème siècles // Claudie

Balavoine, Lafond J., Laurens P. (éd.). Le modèle à la Renaissance. P.: Vrin, 1986. P. 183-208.

71. Levi A.H.T. French Moralists. The Theory of the Passions, 1585-1649. Oxford: Calderon Press, 1964.

72. Magendie M. La Politesse mondaine et le théories de l'honnêteté en France au XVIIe siècle. P.: PUF, 1925.

73. Marin H.-J. Livre, pouvoirs et société à Paris au XVIIe siècle (1598-1709). Genève, Droz, 1999. 2 vol.

74. Mesnard J. La culture du XVIIe siècle. Enquêtes et synthèses. P.: PUF, 1992.

75. Michel A. La parole et la beauté. Rhétorique et esthétique dans la tradition occidentale. P.: Albin Michel, 1994.

76. Mongrédien G. Les Précieux et les Précieuses. P.: Mercure de France, 1963.

77. Panofsky E. Idea. Contribution à l'histoire du concept de l'ancienne théorie de l'art. P.: Gallimard, 1989.

78. Pierre Nicole. Chroniques de Port-Royal. P: Librairie Mazarine, 1996. № 45.

79. Rodis-Lewis G. La problème de l'inconscient et le cartésianisme. P.: PUF, 1950.

80. Saint-Beuve Ch.-A. Port-Royal. P.: Hachette, 1867. 7 volumes.

81. Sellier Ph. Pascal et Saint Augustin. P.: Editions Albin Michel, 1995.

82. Sellier Ph. Pascal. Port-Royal et la littérature I. P.: Honoré Champion, 1999.

83. Sellier Ph. Le siècle de Saint-Augustin. La Rochefoucauld, Mme de Lafayette, Sacy, Racine. Port-Royal et la littérature II. P.: Honoré Champion, 2000.

84. Soreil A. Introduction à l'histoire de l'esthétique française. Contribution à l'histoire des théories littéraires et plastiques en France, de la Pléaide au 18e siècle. Bruxelles : Palais des Académies, 1955.

85. Tapié V. L. Baroque et classicisme. P.: Hachette, 1994.

86. Truchet J. La tragédie classique en France. P.: PUF, 1997.

87. Winther T. Classicisme et Cartésianisme : le « Traité de la Vraie Beauté » de Pierre Nicole // Orbis Litterarum 1978. 3. P. 123-137.

88. Zuber R. La doctrine et l'esthétique classique // Pichois Cl., Zuber R. (dir.) // Littérature française. Le classicisme 16601680. P.: Arthaud, 1984. P. 95-112.

/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.