Трагедия Е.И. Замятина "Атилла" в ракурсе теории этногенеза Л.Н. Гумилева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Панов, Александр Юрьевич

  • Панов, Александр Юрьевич
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 202
Панов, Александр Юрьевич. Трагедия Е.И. Замятина "Атилла" в ракурсе теории этногенеза Л.Н. Гумилева: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Тамбов. 2009. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Панов, Александр Юрьевич

Глава 1. Философские предпосылки историософской концепции Е.И. Замятина в трагедии «Атилла» и теория этногенеза Л.Н. Гумилева

1.1. Основные аспекты борьбы энергии и энтропии Е.И. Замятина в контексте учения об этногенезе Л.Н. Гумилева

1.2. Антиномия необходимости и свободы в трагедии «Атилла» Е.И. Замятина и в учении об этногенезе Л.Н. Гумилева

Глава 2. Художественная система трагедии Е.И. Замятина «Атилла» в ракурсе учения Л.Н. Гумилева об антисистемах

2.1. Эволюция онтологического мировоззрения Е.И. Замятина и теория антисистем Л.Н. Гумилева

2.2. Художественная архитектоника трагедии Е.И. Замятина «Атилла» сквозь призму учения Л.Н. Гумилева о жизнеотрицающих системах

Глава 3. Историософия Е.И. Замятина (трагедия «Атилла»): евразийство и теория этногенеза Л.Н. Гумилева

3.1 Идейно-художественная структура трагедии Е.И. Замятина «Атилла» в ракурсе основных положений евразийства

3.2 Историософские воззрения Е.И. Замятина и основоположников евразийства в свете теории этногенеза Л.Н. Гумилева

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трагедия Е.И. Замятина "Атилла" в ракурсе теории этногенеза Л.Н. Гумилева»

Русский прозаик, теоретик литературы, литературный критик и литературно-общественный деятель Евгений Иванович Замятин (1884 - 1937) принадлежит, бесспорно, к числу выдающихся художников XX века. Личность Замятина-художника привлекает всесторонностью его интересов в области литературы и энциклопедическими познаниями в общественных и естественных науках. В творчестве Замятина выразились приверженность писателя русским классическим литературным традициям, чуткое восприятие новых идей в отечественной и западной философии,мление к воплощению в художественных произведениях некоторых значительных естественнонаучных открытий, склонность к теоретическим обобщениям. Именно такой уникальностью и оригинальностью творчества Замятина объясняется огромный интерес к нему как в отечественном, так и зарубежном литературоведении.

Изучению разных аспектов творческого наследия Замятина посвящены многочисленные исследования. Но несмотря на значительное количество работ о нем, некоторые фундаментальные проблемы его творчества остаются мало разработанными или и вовсе не обозначенными. Среди них — вопрос о творческой эволюции писателя в контексте естественнонаучных достижений, связанных прежде всего с именами Р. Майера и В.И. Вернадского. Без учета научных открытий этих ученых невозможно продуктивное осмысление мировоззрения Замятина-художника и его литературно-теоретических, исторических и философских взглядов.

В связи с таким подходом к творческому наследию писателя особый интерес представляет современная теория этногенеза — научная концепция выдающегося этнолога, историка, географа, поэта и переводчика Льва Николаевича Гумилева (1912 — 1992): некоторые вопросы, волновавшие Замятина на всем протяжении его творческого пути, и научные открытия, заметно влиявшие на их художественные решения в его произведениях, оказались основой теории этногенеза JI.H. Гумилева. Несмотря на высокую степень изученности творческого наследия Замятина, по-прежнему остается мало исследованной его трагедия «Атилла» (1924 — 1928), воплотившая историософские искания художника, связанные прежде всего с фундаментальными вопросами этнологии.

В международных научных кругах JT.H. Гумилев известен прежде всего как автор оригинальной теории этногенеза: возникновения, развития и исчезновения природных явлений — этносов (народностей, народов, наций) - на фоне географических изменений. Теоретическое обобщение JI.H. Гумилевым грандиозного исторического материала нашло отражение в его трактате «Этногенез и биосфера Земли» (1989), в котором осуществлен переход от традиционной описательной этнографии к новой науке - этнологии, изучающей взаимодействие природных и социальных закономерностей в истории человечества. Актуальность проблематики, разрабатываемой автором в трактате, неожиданные и неопровержимые ответы на фундаментальные вопросы, поставленные всем ходом развития историко-общественной и философской мысли XX века, новая методика, синтезирующая гуманитарные и естественные науки, - вот причины огромного общественного резонанса, вызванного выходом в свет книги «Этногенез и биосфера Земли», сразу ставшей крупным явлением культурной жизни страны.

Заключительный этап деятельности JI.H. Гумилева хронологически совпал с активным «возвращением» в историю русской литературы многих классиков первых десятилетий XX века, в том числе Е.И. Замятина.

Однако возможность сопоставления Е.И. Замятина и JI.H. Гумилева, представителей разных исторических эпох и творческих сфер, не ограничивается вышеуказанными временными рамками функционирования их трудов в русском обществе. Замятин и Гумилев, благодаря близости их типов теоретического мышления, независимо один от другого, обогатили процесс познания этнического аспекта человеческого бытия идеями и открытиями, сохраняющими свое первостепенное значение. Поэтому актуальность диссертационного исследования, имеющего междисциплинарный характер, определяется активно формирующимся в современной науке о литературе перспективным направлением, которое связано с разработкой проблемы функциональной роли этнического аспекта в историко-литературных процессах, в создании художественных ценностей. Данное направление в современном литературоведении, сформулированное в Постановлении Президиума РАН «Об утверждении основных направлений фундаментальных исследований» от 1 июля 2003 года, № 233, п.п. 8.5. «Этногенез, этнокультурный облик народов, современные этнические процессы» и 8.7. «Духовные и эстетические ценности отечественной и мировой литературы и фольклора в современном осмыслении», остается чрезвычайно востребованным и сегодня.

Материалом диссертационного исследования является творческое наследие Замятина и научное наследие Гумилева.

Объектом исследования стали идейно-художественная структура пьесы Замятина «Атилла» и гумилевская теория этногенеза.

Предмет изучения - историософская парадигма трагедии Замятина в ракурсе учения об этногенезе Гумилева.

Цель исследования заключается в осмыслении пьесы «Атилла» в соотнесении ее с теорией этногенеза Гумилева, анализе замятинской художественной стратегии и жанровой природы произведения.

Целью диссертационного исследования обусловлены его задачи:

- исследовать концептуальные аспекты историософской концепции Замятина и учения об этногенезе Гумилева;

- выявить смысл и особенности художественного воплощения историко-философских открытий Замятина в пьесе «Атилла»;

- проанализировать пьесу Замятина «Атилла» в ракурсе художественно-теоретических исканий самого писателя и учения об этногенезе Гумилева;

- рассмотреть антиномию необходимости и свободы в контексте пьесы Замятина «Атилла» и теории этногенеза Гумилева;

- изучить уникальную художественную природу трагедии Замятина «Атилла» в свете концепции евразийства, ставшей методологической основой гумилевского учения об этногенезе;

- сформулировать особенности художественного мышления Замятина и пути его драматургического воплощения на страницах трагедии «Атилла» в ракурсе учения Гумилева об антисистемах.

Теоретико-методологическая база диссертационного исследования выстраивалась прежде всего на фундаменте междисциплинарного подхода, литературоведческого анализа и естественнонаучной, гуманитарной теории этногенеза Гумилева.

На страницах диссертации нашли воплощение научно-теоретические идеи А. Камю, X. Ортеги-и-Гассета, В.Э. Мейерхольда, Б.В. Томашевского, Ю.Н. Тынянова метафизического бунта, дегуманизации искусства и связанной с ней деформацией художественного изображения; концепция трагического гротеска, семантического многообразия театральной маски; доминирования эмоционального момента в архитектонике художественного произведения; дифференциации прозаического и стихового ритма, семантической многопланности художественного слова и основных этапах жанровой эволюции. Эти идеи способствовали многоуровневому анализу трагедии Замятина «Атилла» и созданию научного историко-литературного и религиозно-философского контекста замятинской пьесы.

Теоретико-методологическая база диссертационного исследования формировалась и с учетом научных концепций, отраженных в трудах отечественных и зарубежных замятиноведов, представителей разных литературоведческих школ: А.Ю. Галушкина, JI. Геллера, Р. Гольдта, Т.Т. Давыдовой, В.А. Келдыша, О.Н. Михайлова, JI.B. Поляковой и других.

Учтен опыт кафедры истории русской литературы Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина в изучении замятинской проблематики художественного творчества.

В основу методологической базы исследования положен комплексный историко-литературный принцип анализа, опирающийся на синтез историко-функционального, междисциплинарного, сравнительно-типологического, структурно-поэтического, системного и культурологического методов и подходов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Основные аспекты историософской концепции Замятина, открыто сформулированные в его публицистических работах, обнаруживают сходство с концептуальными положениями теории этногенеза Гумилева. В процессе разработки концепции функционального сближения историософских и теоретических воззрений Е.И. Замятина и JI.H. Гумилева следует исходить из близких для художника и ученого предпосылок системного подхода к историческим процессам; понимания процессов борьбы энергии и энтропии; утверждения факта бытия людей без инстинкта самосохранения.

2. Художественные открытия и гипотезы Замятина получили воплощение в пьесе «Атилла», обобщившей историко-философские искания писателя и продолжившей предшествующие открытия замятинской прозы.

3. Анализ трагедии Замятина «Атилла» в ракурсе художественных открытий самого писателя и теории этногенеза Гумилева способствует обнаружению уникальности идейно-художественной структуры пьесы и ее сходства с некоторыми концептуальными аспектами этнологии. Гумилевское определение понятия этноса как коллектива людей с оригинальным стереотипом поведения, объединенных чувством бессознательной симпатии к «своим» и противопоставляющим себя прочим, «чужим» этносам, нашло отражение в сюжетной организации трагедии Замятина и в доминирующей роли конфликта «римляне — гунны», разделяющего героев пьесы на два противоборствующих лагеря. Тезис Гумилева об этносе как динамической системе, проходящей через ряд исторических возрастов — от момента его возникновения до исчезновения, воплотился на страницах замятинской пьесы в монологе Максимина, где проводится сравнение между Римом и дряхлеющим стариком, а гуннский суперэтнос обозначается человеком в расцвете сил. Пассионарии, инициирующие, по Гумилеву, создание новых этносистем, и стремящиеся к изменению окружающего мира даже ценой собственной жизни, почти тождественны психологическим портретам героев трагедии Замятина: Атиллы, Ильдегонды, Аэция, Гоура, Керки, Едекона, Ислы и Оногоста.

4. Замятин и Гумилев, независимо один от другого, выдвинули сходную философскую концепцию единства необходимости подчинения человека закономерностям этногенеза, неподвластным изменению со стороны деятельности человека, и свободы выбора каждого индивида, не зависящей от внешних факторов. С опорой на воззрения Гумилева значительно проясняется и художественная стратегия замятинской трагедии «Атилла», раскрывается ее этапное значение в художественно-философских исканиях Замятина. Кроме того, рассмотрение трагедии Замятина через призму понимания необходимости и свободы ученым-этнологом способствует более глубокому постижению всего сложного и противоречивого контекста творчества Замятина, формированию нового для современной науки взгляда на героев пьесы «Атилла», их характеры и поступки.

5. Сравнительно-типологический анализ художественно-теоретических взглядов Замятина в свете учения об этногенезе Гумилева предполагает и необходимость сопоставления замятинского мировоззрения с основными аспектами евразийства — одного из крупнейших направлений русской историософской мысли. Именно в ракурсе евразийской концепции наиболее ярко освещается уникальная художественная природа трагедии Замятина «Атилла», поднимающая те же эпохальные и одновременно извечные проблемы, что предстают в исторических и философских трудах евразийцев. Через призму евразийской мысли яснее осознаётся и духовное сходство историософии Замятина с теорией этногенеза Гумилева, в свою очередь опиравшегося в процессе создания своего учения и на историко-методологический фундамент евразийства.

6. Мироощущение Замятина, пути художественного воплощения которого прослеживаются в особенностях поэтической системы замятинской трагедии «Атилла», определяется в контексте учения Гумилева об антисистемах, составляющего неотъемлемую часть его теории этногенеза. Онтологическая проблематика замятинской пьесы, в которой доминируют антитезы бытия и небытия, созидания и разрушения, жизни и смерти, соотносится с гумилев-ским понятием биполярности, обозначающим присутствие в мироздании полюса творческой полноты бытия и полюса небытия, стремящегося к аннигиляции окружающего мира. Отношение Замятина к объективному материальному миру, выраженное в идейно-художественной структуре трагедии «Атилла» и проанализированное сквозь призму учения Гумилева об антисистемных целостностях, отличается преобладанием позитивного мировосприятия над негативным мироощущением в творческой эволюции писателя.

7. Замятин и Гумилев, каждый по-своему, обогатили процесс познания этнического аспекта человеческого бытия идеями и открытиями, опирающимися на обобщения эмпирического характера.

Научная новизна исследования состоит в применении новой методики литературоведческого анализа, синтезирующего гуманитарные и естественнонаучные знания. Впервые осуществлен подход к трагедии Замятина «Атилла» через естественнонаучную теорию этногенеза Гумилева, ставшую на страницах диссертационного исследования одним из инструментов осмысления художественного произведения.

Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования его положений и выводов в процессе формирования современного научного направления - «этнолитературоведения»; в разработке общефилософской компоненты истории русской литературы XX века; в использовании учения Гумилева об этногенезе в качестве метода литературоведческого анализа.

Практическое значение работы связано с перспективой использования ее результатов и отдельных наблюдений в обновлении библиографических списков по творчеству Замятина, в практике преподавания истории русской литературы XX века в вузе и школе.

Результаты исследования апробированы в 25 публикациях. В соответствии с «Перечнем ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук» опубликована 1 работа.

Основные положения диссертационного исследования изложены в докладах на конференциях разных уровней: Пятых международных Замятин-ских чтениях (Тамбов, 2004), Международной студенческой конференции «Славяне в Европе: история и современность» (Польша, Краков, 2004), Международной научной конференции «Ментальность этнических культур» (Санкт-Петербург, 2005), Всероссийской научной конференции «Славянорусские духовные традиции в культурном сознании народов России» (Тюмень, 2005, 2006), Международной научной конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (Тольятти, 2006), Региональной научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (Бийск, 2006), Международной научной конференции «Национальный и региональный «Космо-Психо-Логос» в художественном мире писателей русского Подстепья (И.А. Бунин, М.М. Пришвин, Е.И. Замятин)» (Елец, 2006), Международном научном Интернет-семинаре «Теория синтетизма Е.И. Замятина и художественная практика писателя: эстетический ресурс русской литературы XX-XXI веков» (Тамбов, 2006), Международном симпозиуме «Русская словесность в поисках национальной идеи» (Волгоград, 2007), второй международной научной конференции «Изменяющаяся Россия - изменяющаяся литература: художественный опыт XX - начала XXI веков» (Саратов, 2007), ежегодных Державинских чтениях (ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003 - 2009); в работах, представленных на Всероссийских студенческих с международным участием конкурсе научных студенческих работ «Литература русского зарубежья» (2002, 2004) и внутривузовских конкурсах научных студенческих работ (2004, 2005, 2006).

Структура диссертации включает Введение, три главы, объединяющие 6 параграфов, Заключение. Приложен список использованной литературы, состоящий из 84 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Панов, Александр Юрьевич

Заключение

Основные итоги диссертационного исследования.

1. Фундаментальные положения историософской концепции Замятина, изложенные в его публицистических и литературно-критических работах, перекликаются с основными аспектами теории этногенеза Гумилева. Замя-тинский тезис о необходимости преодоления энергетическими вспышками энтропийных процессов, пронизывающих общественно-политическую и этническую историю, а также различные сферы человеческой деятельности, соотносится с гумилевской гипотезой о пассионарных толчках (негэнтропий-ных импульсах), порождающих новые этносы и нарушающих энтропийный процесс, связанный с неизбежной потерей энергии живого вещества. Замя-тинская теория «еретичества», которая предполагает существование индивидов, готовых ради изменения окружающего мира пожертвовать собственной жизнью, перекликается с обозначенным Гумилевым психологическим типом пассионария, который характеризуется доминированием пассионарного импульса над инстинктом самосохранения и жертвенностью ради достижения поставленных целей и идеалов.

2. В трагедии Замятина «Атилла», материалом которой послужила историческая эпоха военного столкновения Западной Римской империи с гуннской державой, концепция «еретичества» и тезис о борьбе энергии борьбы и энтропии в универсуме художественно спроецированы на конкретную историческую ситуацию. В идейно-художественной структуре замятинской пьесы нашли воплощение основные приемы поэтики писателя, которые в художественном синтезе с теорией извечной борьбы энергии и энтропии способствовали новаторским открытиям Замятина в области познания этнического аспекта истории человечества.

3. Литературоведческая проекция теории этногенеза Гумилева на художественную систему трагедии Замятина «Атилла» раскрывает основные особенности поэтической конструкции пьесы и сходство ведущих приемов замятинской поэтики в «Атилле» с концептуальными положениями теории этногенеза Гумилева. Сюжетное построение замятинской пьесы, основанное на драматическом конфликте гуннов и римлян и резко разделяющее действующих лиц на две противоположные группы, носит этнический характер и соответствует гумилевской дефиниции этноса, объединяющего индивидов со сходным стереотипом поведения и противостоящего прочим, «чужим» этническим системам с иным поведенческим стереотипом. Вербально воплощающийся в монологе Максимина о неумолимом времени ракурс сюжето-строения замятинской трагедии, в котором римляне предстают умирающей суперэтнической системой, а гунны - молодым этносом в расцвете сил, получает отражение в гумилевском положении, представляющем этнос динамической системой, неизбежно проходящей все фазы развития от рождения до исчезновения. Характерологическое построение образа Атиллы и многих других центральных и второстепенных персонажей трагедии Замятина, готовых ради достижения поставленных целей пожертвовать своей жизнью и соответствующих психологическому типу «еретика» из замятинской публицистики, почти тождественны психологическому портрету пассионария, обрисованному в гумилевской теории этногенеза.

4. Одним из основных философских выводов и Замятина, и Гумилева стало осмысление взаимодействия между объективными законами процесса этногенеза и человеческой деятельностью, выраженное в категориях необходимости и свободы. Согласно гумилевской теории этногенеза, деятельность целых этносистем и отдельного человека запрограммирована неизменными закономерностями этногенеза, от детерминированности которых невозможно освободиться. Вместе с тем каждому человеку на персональном уровне предоставлена свобода воли в альтернативных ситуациях, от разрешения которых зависит судьба человека. Благодаря проекции гумилевского понимания соотношения необходимости и свободы на идейно-художественную структуру трагедии «Атилла» открывается сложный идейный стержень замятинской пьесы и прочерчивается линия противоречивых творческих исканий писателя. Обращение Замятина к философской антиномии необходимости и свободы в трагедии «Атилла» является закономерным для писателя, на всем протяжении творческого пути стремившегося к обретению абсолютной свободы и всегда убеждавшегося в невозможности ее окончательного достижения. В пьесе «Атилла» отразился духовный перелом Замятина в художественном восприятии философского противопоставления свободы и необходимости. Осознавая трагизм неизбежного подчинения человеческой свободы объективным законам окружающего мира, предельно заостренный в романе «Мы», Замятин накладывает в трагедии «Атилла» извечную философскую антиномию на соотношение глобальных этнических закономерностей и свободы воли отдельного индивида. Поэтому в замятинской трагедии «Атилла» человек сознательно обрекает себя на трагическую участь, вступая в противостояние с непреложными законами этногенеза. Вместе с тем, Замятин в пьесе «Атилла» принимает антиномичное решение проблемы необходимости и свободы, отвергая изначальное противопоставление этих категорий и достигая диалектического единства в их философском синтезе. Основное содержание категории необходимости в замятинской трагедии составляют объективные этноге-нетические законы, воплощенные в художественной архитектонике пьесы. В то же время ход исторических событий на персональном уровне в замятинской трагедии может изменяться под влиянием поступков действующих лиц, принимающих те или иные решения. Отвергая неизменную предопределенность глобального процесса этногенеза, Замятин наделяет героев трагедии «Атилла» свободой выбора в альтернативных ситуациях. Замятин и Гумилев независимо друг от друга сформулировали сходные концепции диалектического единства необходимости и свободы, выражающегося в одновременном подчинении человека объективным закономерностям этногенеза и свободы выбора каждого индивида в его поступках на персональном уровне.

5. Сравнительно-типологический анализ трагедии Замятина «Атилла» в ракурсе теории этногенеза Гумилева позволяет сопоставить историософские воззрения Замятина с основными положениями концепции евразийства - одной из крупнейших парадигм русской историософии. Не отождествляясь полностью ни с Западом, ни с Востоком, Россия, согласно евразийству, синтезирует и восточные, и западные начала, образуя уникальный географический и культурный мир - Евразию.

Однако подчеркивая сочетание в исторической судьбе России Востока и Запада, евразийство заостряло их конфликтное противопоставление, включая формулу «Запад - Восток» в более широкую антитезу «Запад - «не Запад». Называя отличительной чертой этнопсихологии европейцев этноцентризм, евразийство обнаруживало его в теории линейного прогресса, представляющей венцом тысячелетней эволюции европейскую культуру.

Замятинское понимание России и ее исторического пути выражается прежде всего в интерпретации фундаментальной проблемы взаимоотношений Востока и Запада, превратившейся из объекта научно-философских исследований евразийцев в тематическую основу трагедии «Атилла». Гунно-римский конфликт в замятинской трагедии просматривается сквозь призму извечного противостояния Востока и Запада, семантическая двупланность которых колеблется между временными отрезками прошлого, настоящего и будущего. В контексте эгоцентричного стремления Рима к порабощению окружающих его народов военная экспансия гуннов предстает осуществлением великой миссии их освобождения от римского владычества. Отождествляя в пьесе гуннов с Востоком, а римлян, соответственно, с Западом, Замятин проецирует историческую ситуацию V века на взаимоотношения Европы с русским миром, выдвигая, как и евразийцы, идею грядущего ниспровержения

Россией европейского господства над остальным человечеством.

Приравнивая в трагедии гуннскую и российскую державы, Замятин тем самым предупреждает о мрачных перспективах русской истории вопреки теории прогресса, не сомневающейся в безоблачном и светлом будущем человечества. Историософские взгляды Замятина, отразившиеся в трагедии «Атилла», предвосхитили теоретический фундамент учения об этногенезе Гумилева. Отмечая в своей концепции колебательный тип движения этносов, Гумилев, как и Замятин, отрицал линейный прогресс в этногенезе, развенчивая теорию градации этносов на «цивилизованные» и «отсталые» и формулируя единую схему прохождения определенных фаз этногенеза для всех без исключения этносистем. Констатируя позитивный результат этнических контактов России и Азии, Гумилев описывал негативный фон взаимоотношений российского и европейского суперэтносов, проиллюстрированный Замятиным в «Атилле», и объяснял разницу противоположных векторов во взаимодействии России с Азией и Европой влиянием феномена отрицательной и положительной комплиментарности.

6. Замятинское мировосприятие, выраженное в художественной конструкции трагедии «Атилла», проясняется в свете учения Гумилева об антисистемах, стремящихся к аннигиляции окружающего мира. Согласно концепции Гумилева, объективному материальному бытию противостоит вакуум, и поэтому для действительности возможны два альтернативных варианта развития - достижение творческой полноты или уничтожение многообразного бытия. Выстраивая на прочной онтологической базе собственную этическую концепцию, Гумилев формулирует взаимоисключающие позиции утверждения окружающего мира и отрицания бытия, которые называет соответственно добром и злом по отношению к человеку и материальному бытию. В сфере этногенеза гумилевское понятие биполярности, непосредственно связанное с этической проблематикой, преломляется через два способа поведенчеческую линии преображения истории и победы над смертью. В пересечении горизонтальных и вертикальных линий складывается крест, избавляющий мир от крови и смерти и придающий ему истинный смысл. Замятин до конца осознал бунтарский путь человекобога, неотвратимым финалом которого становится смерть и небытие, и связал грядущее преображение истории через крест Богочеловека. ской доминанты, векторы которых направлены либо к усложнению этноси-стемы, либо к ее упрощению. Деструктивные и созидающие стереотипы поведения обусловлены, в свою очередь, противостоянием негативного и позитивного мироощущений, являющихся результатом одного из типов этнического контакта - химеры. Именно в ареале химеры, по Гумилеву, формируются псевдоэтнические образования — антисистемы, деятельность которой подчинена логике метафизического нигилизма, облекающегося в идеологические формы философских и религиозных концепций, а также проникающего в сферу искусства. В контексте гумилевской теории жизнеотрицающих систем замятинское восприятие бытия предстает результатом сложной творческой эволюции писателя, в которой отрицание бытия мучительно переплетается с его благословением во всем многообразии форм. Художественная картина мира, нарисованная Замятиным во многих его произведениях («Один», «Огни святого Доминика», «Мы»), оказывается мрачной тюрьмой для человека, обреченного на вечные страдания в одиночестве без всякой божественной помощи. Поэтому единственным способом освобождения из плена ужасной действительности провозглашается метафизический бунт против нее, опирающийся в замятинском мировоззрении на философский релятивизм. Неприятие страшной реальности, в которой торжествуют страдания и смерть, составляет подоплеку эстетического идеала Замятина, предусматривающего деформацию художественного изображения и отрицающего воплощение окружающей действительности. Вместе с тем в трагедии «Атилла» метафизический бунт главного героя против вековечного исторического процесса, представляющего собой череду непрерывных кровопролитий, превращается в нигилистическую революцию и оборачивается закономерной гибелью бунтаря. Поднимая в пьесе извечный вопрос о смысле истории, в которой смерть является единственной победительницей, Замятин соединяет в трагедии «Атилла» горизонтальную, земную и вертикальную, сверхистори

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Панов, Александр Юрьевич, 2009 год

1. Замятин Е.И. Сочинения // Автор статьи М.О. Чудакова, коммент. Евг. Барабанова. М.: Книга, 1988. (Из литературного наследия). 574 с.

2. Замятин Е.И. Избранное // Предисл. О.Н. Михайлова. М.: Изд-во «Правда», 1989. 463 с.

3. Замятин Е.И. Избранные произведения. Повести. Рассказы. Сказки. Романы. Пьесы // Сост. А.Ю. Галушкина. Предисл. В.Б. Шкловского, вступ. ст. В.А. Келдыша. М.: Советский писатель, 1989. 766 с.

4. Замятин Е.И. Мы. Романы, повести, сказки // Сост. и автор вступ. ст. И.О. Шайтанов. М.: Современник, 1989. 560 с.

5. Замятин Е.И. Избранные произведения: в 2 т. // Сост. и примеч. О.Н. Михайлова. М.: Художественная литература, 1990.

6. Замятин Е.И. Избранные произведения // Вступ. ст., сост. и коммент. Е.Б. Скороспеловой. М.: Советская Россия, 1990. 539 с.

7. Замятин Е.И. Мы: сборник // предисл. О.Н. Михайлова. М.: Молодая гвардия, 1990. 365 с.

8. Замятин Е.И. Избранные произведения // Вступ. ст., сост. и коммент. JT.B. Поляковой. М.: Международный издательский дом «Синергия», 1997. 400 с.

9. Замятин Е.И. Я боюсь. Литературная критика. Публицистика. Воспоминания // Сост. и коммент. А.Ю. Галушкина. Подгот. текста А.Ю. Галушкина, М.Ю. Любимовой. Вступ. ст. В.А. Келдыша. М.: Наследие, 1999. 359 с.

10. Замятин Е.И. Собр. соч.: в 5 т. М.: Русская книга, 2004. Т. 1-3.

11. О Е.И. Замятине в конце XX — начале XXI веков

12. Гольдт Р. Мнимая и истинная критика западной цивилизации в творчестве Е.И. Замятина. Наблюдения над цензурными искажениями пьесы «Атилла» // Ежеквартальник русской филологии и культуры. СПб., 1996. Т. И. №2. 322-350 с.

13. Желтова Н.Ю. Проза Е.И. Замятина: пути художественного воплощения русского национального характера. Тамбов, 2003. 184 с.

14. Комлик Н.Н. Творческое наследие Е.И. Замятина в контексте традиций русской народной культуры. Монография. Елец: Елецкий гос. пед. ин-т,2000. 265 с. Автограф.

15. Лядова Е.А. Трагедия «Атилла» в творческой эволюции Е.И. Замятина. Монография. Тамбов, Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. 153 с. Автограф.

16. Полякова Л.В. Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы как литературной эпохи. Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, 2000. 283 с.

17. Зарубежные монографин о Е.И. Замятине

18. Gildner A. Proza Jewgienija Zamiatina. Krakow, 1993. 146 w.

19. Goldt R. Thermodynamik als Textem. Die Entropisatz als poetologische Chiffre bei E.I. Zamjatin. Mainz, 1995. 736 p.

20. Работы общеметодологического и историко-литературного характера

21. Бахтин М.М. Искусство и ответственность / Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. С. 7-8.

22. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа / Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. С. 297-325.

23. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. С. 11-193.

24. Бахтин М.М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // Вопросы литературы и эстетики Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. С. 447-483.

25. Белый А. Душа самосознающая. М.: Изд-во «Канон+», 1999. 560 с. (История философии в памятниках).

26. Бердяев Н.А. Самопознание: сочинения. М.: Изд-во «Эксмо»; Харьков: Изд-во «Фолио», 2003. 624 с. (Серия «Антология мысли»).

27. Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: Изд-во «Фолио», 2004. 678 с.

28. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 176 с.

29. Бердяев Н.А. Судьба России: сочинения. М.: Изд-во «Эксмо»; Харьков: Изд-во «Фолио», 2004. 736 с. (Серия «Антология мысли»).

30. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2004. 576с.

31. Вернадский В.И. Живое вещество. М.: Наука, 1978. 593 с.

32. В.И. Вернадский и Тамбовский край. М.: «Издательский дом «Ноосфера», 2002. 192 с.

33. Веселовский А.Н. Мерлин и Соломон: избранные работы. М.: Изд-во «Эксмо-пресс»; СПб.: Terra Fantastica, 2001. 864 с. (Серия «Антология мысли»),

34. Веселовский А.Н. Народные представления славян. М.: ООО «Издательство ACT», 2006. 667 с.

35. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1989. 764с.

36. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. СПб.: СЗКЭО «Издательский Дом «Кристалл»», 2003. 416 с.

37. Гумилев Л.Н. От Руси до России. М.: Айрис-пресс, 2004. 320 с.

38. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. СПБ.: СЗКЭО, ООО «Издательский Дом «Кристалл»», 2003. 608 с.

39. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. М.: Айрис-пресс, 2003.384 с.

40. Гумилев, Л.Н. Черная легенда. М.: Айрис-пресс, 2002. 576 с.

41. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Айрис-пресс, 2003.560 с.

42. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. СПБ.: ООО «Издательский дом «Кристалл», 2003. 576 с.

43. Дугин А.Г. Проект «Евразия». М.: Эксмо, Яуза, 2004. 512 с.

44. Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. СПб.: Азбука-классика, 2001.496 с.

45. Из глубины: сборник статей о русской революции. М.: Изд-во Московского университета, 1990. 298 с.

46. История ересей: сборник. М.: ООО «Издательство ACT»; ОАО «Люкс», 2004. 572 с.

47. Камю А. Миф о Сизифе; Бунтарь. Минск.: ООО «Попурри», 2000.544 с.

48. Карсавин Л.П. Религиозная сущность большевизма // «Звезда». 1994. №72. С. 169-174.

49. Карсавин Л.П. Путь православия. М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: Изд-во «Фолио», 2003. 557 с.

50. Кожинов В.В. Победы и беды России. М.: Изд-во «ЭКСМО-пресс», 2002.512 с.

51. Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. М.: Айрис-пресс, 2003.608 с.

52. Леонтьев К.Н. Храм и церковь. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. 636 с.

53. Лосский В.Н. Боговидение. М.: ACT, 2006. 759 с.

54. Лосский Н.О. Избранное. М.: Правда, 1991. 624 с.

55. Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы: в 2 ч. М.: Искусство, 1968. Ч. 1,2.

56. Мережковский Д.С. Больная Россия. Л.; Изд-во ЛГУ, 1991. 272 с.

57. Мережковский Д.С. В тихом омуте. М.: Советский писатель, 1991.496 с.

58. Мережковский Д.С. Иисус Неизвестный. М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2007. 752 с.

59. Непомнящий B.C. Введение в художественный мир Пушкина // Пушкин. Русская картина мира. М.: Наследие, 1999. С. 21-54.

60. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. 588 с.

61. Осокин Н.А. История альбигойцев и их времени. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. 896 с.

62. Розанов В.В. Мысли о литературе. М.: Современник, 1989. 607 с.

63. Розанов В.В. Метафизика христианства. М.: ООО «Издательство ACT», 2000. 864 с.

64. Русская идея: сборник произведений русских мыслителей. М.: Айрис-пресс, 2004. 512 с.

65. Русский мир: сборник. М.: Изд-во «Эксмо»; СПб.: Terra Fantastica, 2003. 864 с.

66. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991.366 с.

67. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. 701 с.

68. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. 251 с.

69. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: ООО «Издательство ACT», 2003.396 с.

70. Троцкий Л.Д. Литература и революция. М.: Политиздат, 1991. 400 с.

71. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект-пресс, 2002. 334 с.

72. Тынянов Ю.Н. История литературы. Критика. СПб.: Азбука-классика, 2001. 512 с.

73. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 574 с.

74. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. 352 с.

75. Флоровский Г.В. Восточные отцы Церкви. М.: ACT, 2005. 633 с.

76. Франк С.Л. Сочинения. Минск: Харвест, М.: ACT, 2000. 800 с.

77. Хомяков А.С. О старом и новом. М.: Современник, 1988. 462 с.

78. Шеллинг Ф.В.И. Философия искусства. М.: Мысль, 1999. 608 с.

79. Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Советский писатель, 1983. 384с.

80. Эйхенбаум Б.М. О прозе: сборник статей. Л.: Художественная литература, 1969. 504 с.

81. Эйхенбаум Б.М. Мой временник: Художественная проза и избранные статьи 20-30-х годов. СПб.: Инапресс, 2001. 652 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.