Традиционная адыгская система женского воспитания как средство формирования личности современной девочки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Урусова, Лаура Хабаловна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 182
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Урусова, Лаура Хабаловна
Введение.3
Глава I. Теоретико-методологические основы этнопедагогического воспитания девочек.
1.1 Исследование проблем женского воспитания в адыгской народной педагогике.12
1.2 Женщина в адыгской национальной культуре.36
1.3 Дифференцированное женское воспитание в национальной культуре адыгов посредством «половозрастной шкалы».45
Выводы.90
Глава II. Трансмиссия традиционного женского воспитания в современное этнокультурное пространство.
2.1 Педагогические условия современной системы женского воспитания в контексте этнопедагогики.94
2.2 Национальная культура как фактор формирования личности современной девочки.111
2.3 Экспертная оценка результативности программы по итогам её функционирования.127
Выводы.136
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций старшеклассников на основе гендерного подхода в адыгской народной педагогике2012 год, кандидат педагогических наук Тлисова, Светлана Мухамедовна
Воспитание девочек в калмыцкой народной педагогике2004 год, кандидат педагогических наук Джамбинова, Татьяна Николаевна
Нравственно-эстетическое воспитание в этнопедагогической культуре Северо-Западного Кавказа2004 год, доктор педагогических наук Айбазова, Марина Юсуфовна
Идея воспитания совершенной личности в адыгской народной педагогике2007 год, кандидат педагогических наук Увижева, Бэлла Даурбековна
Формирование интереса к физической культуре у девочек средствами этнопедагогики: на примере арктических школ Республики Саха (Якутия)2007 год, кандидат педагогических наук Винокурова, Надежда Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционная адыгская система женского воспитания как средство формирования личности современной девочки»
Актуальность исследования. Сегодня развитие современного поликультурного общества имеет два основных вектора развития: во-первых, это процесс интеграции традиционных обществ в мировое сообщество, то есть глобализационные процессы, во-вторых, попытки сохранения, порой даже возрождения, национальной культуры, то есть развитие этнически специфических средств. В этих условиях особо привлекает внимание процесс формирования личности членов этого общества. Согласно современным педагогическим концепциям на формирование личности влияют четыре группы факторов: мега-, макро-, меза- и микрофакторы. В данном исследовании мы будем рассматривать национальную культуру как фактор развития личности девочки, то есть влияние факторов группы меза на процесс её психического становления. Отчасти нас интересуют и факторы группы макро, но основное внимание будет сосредоточено на влиянии традиционной эстетической культуры. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализирует потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов, способствующих наиболее полному развитию детей, в том числе и как представителей определенного пола. Несмотря на понимание различий между мужчинами и женщинами в способностях, интересах и склонностях, особенностях поведения, проблемам полового воспитания в последнее время не уделяется должного внимания. Адыгская же этнопедагогика и организованный в ней гендерно-дифференцированный подход выявляет воспитание личности как сложный диалектический процесс, где воедино слито развитие общечеловеческого и специфического, мужского и женского, социально-типического и индивидуально-личностного. Тендерная дифференциация в адыгской этнопедагогике - это учет индивидуально-типичных черт личности через группирование детей по половым особенностям и различное построение воспитательного процесса в данных группах.
Женское воспитание как теоретическая проблема исследуется давно, но все еще остается не решенной. Культурно-исторические предпосылки и социокультурные условия становления дифференцированного женского воспитания не единственный факт, влияющий на процесс его распространения. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам женского воспитания, в рамках полового воспитания, показывает всплеск интереса к данной проблеме в 60-70 годы, как начало исследования и особенно, 80-е годы. В начале нового века отмечается еще один всплеск в решении этого вопроса. Но в этих источниках описываются общие психологические особенности в различные возрастные периоды обоих полов, без выделения половой принадлежности; женское и мужское воспитание рассматриваются как два тождественных процесса; отсутствуют научно-методические основы к осуществлению тендерной дифференциации. Перед исследователями стоит проблема выявления общих тенденций и предпосылок развития и функционирования раздельного воспитания девочек. Очевидна необходимость обзора и анализа истории педагогики по тендерной дифференциации и особенностей полового воспитания, а также изучения этнопедагогических факторов адыгского женского воспитания. Несмотря на многолетнее существование форм раздельного воспитания, не было сделано научно-методического обоснования организации учебно-воспитательного процесса на основе гендерно обусловленного разделения. Современное воспитание с разделением детей по половому признаку носит механический характер, не представляя собой реального учета тендерных различий детей. Тема раздельного воспитания недостаточно разработана, однако, в России и за рубежом все больше ученых, педагогов, родителей, общественных деятелей видят в разделении мощный потенциал, проверенный на практике. Обзор научной литературы выявил достаточное число исследований по проблемам полового воспитания (Д.Н.Исаев, Д.В.Колесов, В.А.Сухомлинский, А.Г.Хрипкова); в области сексологии, физиологии и психогигиены пола (С.И.Голод, А.И.Кочетов, Р.Х.Яруллин); в области нравственно-этических аспектов полового воспитания (Л.А.Арутюнов, Л.А.Байков, Т.А.Марков,
В.С.Мухин, Т.А.Репин и др.); в области народной педагогики (Г.Н.Волков,
A.Ш.Гашимов, М.Б.Гуртуева, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский,
B.Н.Столетов, Я.И.Ханбиков, А.Ф.Хинтибидзе, И.А.Шоров и др.); связанные с исследованием адыгской этнопедагогики (Б.Х.Бгажноков, Н.Ф.Дубровин, М.Г.Загазежев, М.М. Ковалевский, Г.А.Кокиев, С.С.Киржинов, М.О.Косвен, М.А.Меретуков, С.Х.Мафедзев, Р.А.Мамхегова, Ю.К.Намитоков, Ш.Б.Ногмов, Я.С.Смирнова, В.В.Смиренин, Е.Н.Студенецкая, С.Хан-Гирей, В.В.Швецов и др). Однако несмотря на довольно устойчивый интерес к избранной нами темы, до сих пор нет диссертационного исследования особенностей дифференцированного женского воспитания в национальной культуре адыгов и условия функционирования в этом процессе принципов народной педагогики. Кроме психофизической основы отличительных особенностей мальчиков и девочек, существует социальный аспект развития личности ребенка, т.е. социально обусловленные представления о мужчине и женщине, их месте и роли в обществе. Эти представления оказывают сильное влияние на культурное развитие ребенка. Адыгская этнопедагогика решает? проблемы полового воспитания при помощи специальных воспитательных систем, созданных как для девочек, так и для мальчиков. Поскольку адыгский этикет представляет собой систему нравственных понятий и норм поведения, выработанных на протяжении веков. В контексте этих ценностей адыги из поколение в поколение воспитывали своих детей, сохраняя лучшие качества, присущие народу. В нынешнее время происходит перестройка общественных отношений, что неизбежно влечет за собой столкновение традиции и современности. Причем, столкновение это, обусловлено несоответствием старых (традиционных) и новых (современных) путей и форм воспитания подрастающего поколения. Следует обратить внимание на важность коррекции как народных, так и современных научных методов воспитания с учетом диффузии культур в современном обществе, общекультурной эволюции и угрожающе наступательного процесса глобализации. Таким образом, актуальность исследования вызвана противоречием между объективными потребностями педагогической практики в использовании потенциала традиций адыгской системы женского воспитания в формировании личности современной девочки и недостаточной разработанностью данной проблемы в современной педагогической науке. Это общее противоречие на теоретико-методологическом уровне выражается в форме научной проблемы: выявление и структурирование традиционной системы женского воспитания в адыгской этнопедагогике и ее трансмиссия в современную систему воспитания. Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы диссертации! «Традиционная адыгская система женского воспитания как средство формирования личности современной девочки».
Объект исследования - традиционная адыгская система женского воспитания.
Предмет исследования - трансмиссия традиционной адыгской системы женского воспитания в современную практику воспитания.
Цель исследования - выявить особенности дифференцированного женского воспитания в национальной культуре адыгов и возможности ее использования в современной системе воспитания.
Задачи исследования:
1. Изучить историко-теоретические предпосылки и социально-педагогические условия становления дифференцированного женского воспитания в адыгской этнопедагогике;
2. Исследовать сущность, содержание и структуру женской воспитательной системы в адыгской этнопедагогике, изучив при этом, организацию женского воспитательного процесса с учетом дифференцированной сегрегации детей;
3. Рассмотреть современную систему женского воспитания в контексте народной педагогики в новых социально-экономических условиях;
4. Разработать и экспериментально апробировать программу трансмиссии традиционной системы женского воспитания в современную практику воспитания.
Гипотеза исследования - традиционная система дифференцированного женского воспитания, основываясь на общих психолого-педагогических принципах может выступить в качестве эффективного средства конструирования базовой личности современной девочки, при условии ее целенаправленного, системного использования в общем комплексе учебно-воспитательной работы школы, семьи и общественности, продуманном накоплении и распространении ее положительного опыта. Методологическую основу исследования составили философские и педагогические положения дифференцированного воспитания, анализ трудов классиков и современных педагогов и философов (Р.Декарт, Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо и др.). Важными для нашего исследования были этнопедагогическая концепция воспитания и образования Г.Н.Волкова, труды этнологов, освещающие вопросы национальной и общечеловеческой культуры (С.А.Арутюнян, Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилев и др.); исследования по проблемам полового воспитания (Д.Н.Исаев, Д.В.Колесов, А.Г;Хрипкова и др.); системный и целостный подходы к изучению личности; культурно-историческая теория развития психики ребенка (Л.С.Выготский); концепция гуманистического и личностно-ориентированного подхода в воспитании (Е.В.Бондаревская, О.С.Газман, В.А.Сухомлинский); развитие индивидуальности в процессе обучения и воспитания (Б.Г.Ананьев, О.Ф.Гребешок, В.С.Ильин). В решении поставленных задач применялись следующие методы исследования - общетеоретические (анализ психолого-педагогической, этнологической, философской, методической, популярной литературы, синтез, классификация, сравнение; теоретическое обобщение, моделирование), социологические (наблюдение, беседы, опрос, тестирование и анкетирование, педагогический эксперимент и опытно-экспериментальная работа), статистические (математическая обработка экспериментальных данных, их количественный и качественный анализ, обобщение и систематизация полученных результатов).
Научная новизна работы заключается в том, что в ней предлагается решение проблемы целостного изучения традиционной системы женского воспитания в адыгской этнопедагогике посредством «половозрастной шкалы» девочек - как основного средства формирования, развития и воспитания; конкретизированы традиционные средства и методы воспитания, выявлены особенности воздействия на формирование личности факторов: семья, слово, язык, устное народное творчество, танцевальная культура, фольклор; определены основные пути и условия использования возможностей и потенциала этнопедагогической культуры в воспитательном процессе современных девочек; выявлены тенденции современного развития этнопедагогической системы адыгов в современном поликультурном пространстве; разработаны рекомендации по приобщению современной девочки к национальной культуре; выявлены условия формирования морально-нравственных характеристик личности с учетом этнокультурных особенностей.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснована обусловленность педагогических основ дифференцированного женского воспитания в адыгской этнопедагогике историческими, социальными, педагогическими, психологическими и физиологическими факторами. Результаты исследования позволяют углубить, расширить и конкретизировать современные представления о значении и способах реализации педагогического потенциала дифференцированного воспитания по половому признаку; дают обоснование для конструирования новых методов воспитания и создания воспитательной системы, учитывающей отличительные особенности мальчиков и девочек; могут стать основой для исследований по решению проблем совершенствования воспитательного процесса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты будут способствовать более эффективному развитию методических и практических аспектов организации тендерной дифференциации воспитательного процесса; могут быть применены на факультетах повышения квалификации учителей и преподавателей вузов, использованы в качестве материала преподавания курса регионально-культурного компонента, а также в курсе лекций по тендерным проблемам; могут быть использованы работниками общеобразовательных учреждений при проведении педагогических советов, организации опытно-экспериментальной работы. В диссертации разработаны рекомендации по дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях с тендерной дифференциацией воспитания, такие как необходимость просвещения учителей и родителей в сфере психологии и физиологии мальчиков и девочек, коррекции воспитательного процесса с учетом половых различий.
Основные положения, выносимые на защиту:
L Комплекс историко-теоретических предпосылок и социально-педагогических условий становления и развития дифференцированного женского воспитания в адыгской этнопедагогике.
2. Адыгская традиционная система женского воспитания основываясь на принципах природосообразности, половозрастной дифференциации, гуманизации и создании специальных материальных (вещная среда, воспитатель-мама, девичьи комнаты, ношение корсета и т.п.) и идеальных (образцы знаний, умений, навыков, отношений, поведения, обращения и т.д.) условий воспитания с целью наиболее полной реализации содержания женской природы, представляющая собой процесс конструирования и формирования когнитивной, эмоциональной и социально-поведенческой идентичности личности девочки членам данного этнокультурного пространства.
3. Женская «половозрастная шкала» в национальной культуре адыгов как постоянно действующая, стройная, самодостаточная воспитательная система, где все возрастные этапы взаимно дополняют, поддерживают и усиливают друг друга. «Шкала» отражает основные положения всеобщей этнопедагогической модели и логику воспитательного процесса, направленного на достижение главной цели - всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. Содержание и структура «шкалы», а также организованный в ней гендерно-ориентированный подход включающий в себя: обусловленность формирования психологических, физиологических, половозрастных, личностных, социально-поведенческих факторов; эмпирических знаний; нравственных ориентиров и норм поведения; эстетических воззрений; этнокультурных идей; смену личностных преобразований и ступеней развития человеческой субъектности девочки.
4. Трансмиссия традиционной системы дифференцированного женского воспитания в современное образовательное пространства в условиях модернизации российского образования ориентирует развитие полиэтнической образовательной системы региона и его полиэтнической среды на совершенствование этнокультурного и регионального компонентов образования, способствующих повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, полоориентированного конструирования, индивидуализации и гуманизации воспитательного процесса личности современной девочки.
Исследование проводилось в три этапа на базе образовательных учреждений г.Чегем Кабардино-Балкарской республики. На первом этапе (2002-2003гг.) - изучалась соответствующая психолого-педагогическая, этнографическая, философская, социологическая, медицинская, историческая и популярная литературы, предпосылок развития и становления дифференцированного женского воспитания в адыгской этнопедагогике. На втором этапе (2004-2005гг.) - исследовалась традиционная система дифференцированного женского воспитания в национальной культуре адыгов посредством «половозрастной шкалы»; проводилось эмпирическое исследование по изучению результативности использования этнопедагогических основ в учебно-воспитательном процессе современных девочек. На третьем этапе (2006-2007гг.) - анализировались, обобщались и систематизировались результаты проведенной работы, уточнялись выводы и практические рекомендации, осуществлялось оформление диссертационного исследования.
Достоверность и обоснованность исследования обусловлены анализом, сопоставлением, сравнением и обобщением большого объема литературы, целенаправленным изучением педагогической практики, взаимодополняемостью использованных методов исследования, их адекватностью задачами исследования, доказательностью и логической непротиворечивостью выводов.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования, его теоретические подходы и выводы докладывались и получили одобрение на ежегодных Всероссийских научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива - 2002, 2003, 2004» (г.Нальчик); заседаниях кафедры общей педагогики и психологии Кабардино-Балкарского государственного университета им.Х.М.Бербекова. Результаты исследования апробированы и внедрены в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений г.Чегем Кабардино-Балкарской республики: детский сад №1, среднюю общеобразовательную школу №1, районный Дом детского творчества. Основные положения и выводы диссертационного исследования опубликованы в ведущих научных журналах.
Структура работы. Реализация целей исследования и его внутренняя логика определили структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 148 наименований и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
История и современные тенденции коллективного воспитания в адыгской народной педагогике2003 год, кандидат педагогических наук Тугуз, Нальбий Салехович
Идеи трудового воспитания в адыгской народной педагогике2000 год, кандидат педагогических наук Нахушев, Мухадин Аздарович
Педагогические идеи и опыт "материнского" и "отцовского" воспитания народов Северного Кавказа и их использование в современных условиях2014 год, кандидат наук Хуриева, Марина Юрьевна
Роль фольклора в воспитании личности ребенка в семье: На примере адыгского народа2004 год, кандидат педагогических наук Дзамыхов, Алибек Хусейнович
Педагогические ценности семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов2004 год, кандидат педагогических наук Жерукова, Амират Аслановна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Урусова, Лаура Хабаловна
Выводы
Данная глава представляет собой практическое исследование женского воспитательного процесса в современном этнокультурном пространстве. Исследование проводилось в два этапа. На I этапе исследовались проблемы современного женского воспитания на основе этнопедагогики. Выяснилось, что тип поселения влияет на социализацию девочек, и выступает промежуточным, переходным фактором воспитания девочек, коренным образом влияющий на её развитие. В частности, степень влияния народных приоритетов в воспитании и образовании сельских девочек намного выше, чем городских. Сельские респонденты-девочки намного лучше просвещены в области национальных обычаев и традиций, тогда как уровень знаний городских девочек несколько ниже. Главную причину в сложившейся ситуации, мы объясняем не только принадлежностью к различным типам поселения (город и село), а в отсутствии источников воспитания. То есть, это небольшая часть городских девочек ни в семье, ни в общеобразовательных учреждениях, ни во внешкольных организациях, ни в окружающей среде не получают нужного внимания и решения этого вопроса. Были определены приоритетные направления современного женского воспитания -дифференцированный и гуманистический принципы воспитания, проявляющиеся не только в особом отношении к девочкам, но и в методах их воспитания: личный пример, убеждение, упражнение, приучение и т.д. В редком применении метода «наказание» также выявляется специфика современного женского воспитания. Современные средства воспитания девочек: пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, песни и т.д. Между тем, исследования условий воспитания современных девочек выявили тенденцию сохранения консервативных, внутрисемейных отношений предусматривающих благотворное влияние на личность. Ведущее место в формировании личности сельских девочек занимает мама - как основной воспитатель. Тогда как у городских девочек воспитанием занимаются оба родителя. Согласно результатам исследования городских и сельских респондентов приоритеты этнопедагогического воспитания последних очевидна. Анализ исследований уровня знаний национальных традиций и обычаев современных девочек, выявил высокий уровень у сельских респондентов. Тогда как не все городские девочки знакомы с традициями и обычаями своего народа. Соответственно, в сфере современной педагогической науки и практики сложился целый комплекс негативных социально-экономических, психологических, педагогических условий и факторов, снижающих эффективность этнокультурного развития личности современной девочки. Наиболее значимыми из них являются: отсутствие инновационной концепции этнокультурного воспитания в современном образовательном пространстве и научно-методического подхода к осуществлению тендерной дифференциации раздельного воспитания детей, неосведомленность родителей и педагогов о преимуществах данного процесса.
Исследование теоретико-методологических основ дифференцированного женского воспитания в адыгской этнопедагогике послужило хорошей базой для создания специальной программы «Адыгский этикет девочек», с целью определения функциональности использования основ национальной культуры в процессе современного воспитания и образования девочек.
Программа была предложена для апробации образовательным учреждениям города. Для определения эффективности ее функциональности было проведено повторное анкетирование респондентов, которое показало: степень влияния народных, национальных приоритетов в воспитании и образовании городских девочек изменилась. Если на I этапе был выявлен 31% посвященных в тонкости национальной этики, то после внедрения данной программы в учебно-воспитательный процесс их число достигло 52%.
Уровень знаний современных городских девочек в области национальных традиций и этикета также изменился. Если на первом этапе исследования с ними не были знакомы 59% опрошенных, то повторное анкетирование показало сокращение этой цифры до 21%. Знание тонкостей адыгской этики на I этапе показали 41% опрошенных, на втором этапе их количество достигло 79%. Изменились также данные современных источников знаний девочек.
Проведенное практическое исследование позволило сделать вывод о роли и положительном воздействии основ этнопедагогики на воспитание и образование современных девочек, убедило в эффективности используемой программы, доказало, что данная программа содержит достаточное количество практических наработок, предпосылки и условия для организации воспитательного процесса среди молодежи.
Экспертная оценка компетентных работников системы образования, науки и культуры высоко оценили показатели программы: актуальность, реалистичность, возможность применения в других образовательных учреждениях, чувствительность к сбоям. Экспертами отмечено, что среда, создаваемая программой, способствует индивидуализации и гуманизации личности девочки и перспективность использования этнопедагогических основ в современной системе образования и воспитания. Выявленный уровень оценки авторской программы экспертами-практиками созвучен с положительным отношением педагогической общественности к возможностям и перспективам использования опыта народной адыгской педагогики в современной системе воспитания и образования. Проведенная экспертиза подтвердила актуальность разработанной программы, откорректировала проблемы, возникшие в ходе её создания и апробации, подтвердила её перспективность, жизнеспособность и привлекательность для дальнейшего применения в образовательных учреждениях. Таким образом, трансмиссия традиционной системы дифференцированного женского воспитания в современное образовательное пространства в условиях модернизации российского образования ориентирует развитие полиэтнической образовательной системы региона и его полиэтнической среды на совершенствование этнокультурного и регионального компонентов образования, способствующих повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, полоориентированного конструирования, индивидуализации и гуманизации воспитательного процесса личности современной девочки.
Следовательно, традиционная адыгская система женского воспитания может выступить в качестве эффективного средства конструирования базовой личности современной девочки при условии ее целенаправленного, системного использования в общем комплексе учебно-воспитательной работы школы, семьи и общественности. Решая поставленные задачи и анализируя полученные результаты опытно-исследовательской работы, мы пришли к выводу: трансмиссия традиционной системы женского воспитания может компенсировать недостатки и пробелы этнического воспитания девочек; формировать в личности девочки специальные черты и качества, столь необходимые для семейной жизни.
140
Заключение
В народном опыте воспитания адыгов много ценных педагогических мыслей, форм, средств и методов формирования личности, которые еще не в полной мере получили теоретическое обобщение. Поэтому сбор и анализ педагогических мыслей и фактов в интересах педагогической науки. Традиционные методики и средства нравственного воспитания молодежи способны внести много полезного в арсенал современного воспитательного процесса. Каждый человек - представитель какой-либо нации, народа, он несет какие-то национальные черты и особенности в своем характере. Без их учета невозможно организовать рационально его воспитание, в свою очередь без использования народного опыта этнопедагогики трудно оказать эффективное воздействие на сознание подрастающего поколения, его нравственный облик.
Цель данного диссертационного исследования объединила несколько основных сфер изучения дифференцированного женского воспитания в адыгской этнопедагогике. Это создает свою специфику обобщения результатов, которые целесообразно изложить по тем же разделам, что и сам рассмотренный материал. Данная работа состоит из теоретического и практического исследования особенностей и возможностей адыгского народного женского воспитания. Исследование теоретико-методологических основ дифференцированного женского воспитания в адыгской этнопедагогике выявила историко-педагогические предпосылки и социокультурные условия становления выделенной проблемы как предмета научных изысканий, выступающего в качестве богатейшего опыта педагогической мысли, научное познание которого, способствует решению стратегических проблем воспитания и образования, в том числе повышению эффективности педагогических технологий.
Неотъемлемой частью национально-культурных предпосылок развития дифференцированного воспитания является этнопедагогика. Она всецело влияет на разные стороны общественной жизни, в том числе на воспитание. Особое место в адыгской этнопедагогике занимает специфическая воспитательная система по половому признаку. В связи с этим, в исследовании была осуществлена попытка раскрыть педагогические условия (основы) этнопедагогического воспитания девочек. С целью определения категориально-понятийного пространства женской воспитательной системы в адыгской этнопедагогике и организованный в ней гендерно-дифференцированный подход, была подвергнута анализу «половозрастная шкала», в ходе исследования которой была выявлена обусловленность формирования личности девочки психологическими, физиологическими, половозрастными, личностными, социально-поведенческими факторами, важнейшими среди которых являются принципы гуманизации и индивидуализации воспитательного процесса.
Адыгская традиционная система женского воспитания основываясь на принципах природосообразности, половозрастной дифференциации, гуманизации и создании специальных материальных (вещная среда, воспитатель-мама, девичьи комнаты, ношение корсета и т.п.) и идеальных (образцы знаний, умений, навыков, отношений, поведения, обращения и т.д.) условий воспитания с целью наиболее полной реализации содержания женской природы, представляющая собой процесс конструирования и формирования когнитивной, эмоциональной и социально-поведенческой идентичности личности девочки членам данного этнокультурного пространства. Женская «половозрастная шкала» в национальной культуре как постоянно действующая, стройная, самодостаточная воспитательная система, где все возрастные этапы взаимно дополняют, поддерживают и усиливают друг друга. «Шкала» отражает основные положения всеобщей этнопедагогической модели и логику воспитательного процесса, направленного на достижение главной цели - всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. Содержание и структура «шкалы», а также организованный в ней гендерно-ориентированный подход включающий в себя: обусловленность формирования психологических, физиологических, половозрастных, личностных, социально-поведенческих факторов; эмпирических знаний; нравственных ориентиров и норм поведения; эстетических воззрений; этнокультурных идей; смену личностных преобразований и ступеней развития человеческой субъектности девочки.
На основании этого можно заключить, что традиционная система дифференцированного женского воспитания, основываясь на общих психолого-педагогических принципах может выступить в качестве средства конструирования базовой личности современной девочки. С учетом указанных обстоятельств, для изучения современного женского воспитания в контексте этнопедагогики было проведено практическое исследования, с целью определения ее приоритетов, направлений, принципов, особенностей, функциональности и эффективности применения в современных условиях.
Практическое исследование состояло из двух этапов. I этап практического исследования проходил в виде анкетирования более 510 человек, сгруппированных по категориям: девочки, родители и педагоги. Респоденты-девочки были распределены на три возрастные группы: младший, средний и старший школьный возрасты. При проведении практического исследования учитывался и средовой фактор (город/село) социализации девочек. Исследование этнопедагогических особенностей современного женского воспитания выявило: наличие индивидуального и гуманистического принципов в процессе воспитания; этнические приоритеты воспитания сельских девочек и их высокий уровень знаний национальных традиций и обычаев. В настоящее время в сфере современной педагогической науки и практики сложился целый комплекс негативных социально-экономических, психологических, педагогических условий и факторов, снижающих эффективность этнокультурного развития личности современной девочки. Наиболее значимыми из них являются: отсутствие инновационной концепции этнокультурного воспитания в современном образовательном пространстве и научно-методического подхода к осуществлению тендерной дифференциации
раздельного воспитания детей, неосведомленность родителей и педагогов о преимуществах данного процесса.
Полученные данные мы связали не только с принадлежностью к различным типам поселения, но и с отсутствием источников воспитания. Часть городских девочек ни в семье, ни в общеобразовательных учреждениях, ни в окружающей среде не получают нужного внимания в решении этнопедагогических проблем. На наш взгляд, одним из способов эффективного применения основ национальной культуры адыгов в процессе современного воспитания девочек является разработка специальной программы на основе традиций и обычаев. Исследование теоретико-методологических основ дифференцированного женского воспитания в адыгской этнопедагогике послужило хорошей базой для создания специальной программы. Ее цель: определить функциональные возможности использования основ национальной культуры в процессе современного воспитания и образования девочек. Задачами практического исследования выступили: моделирование, апробация и внедрение программы; выявление функционирования программы в процессе воспитания современных девочек.
Разработанная программа была предложена для апробации образовательным учреждениям города. Для определения эффективности ее функциональности было проведено повторное анкетирование респондентов, которое показало: степень влияния народных, национальных приоритетов в воспитании девочек изменилась. Если на I этапе был выявлен 31% посвященных в тонкости национальной этики, то после внедрения данной программы их число достигло - 52%. Уровень знаний современных городских девочек в области национальных традиций и этикета также изменился. Если на первом этапе исследовании с ними не были знакомы 59% опрошенных, то повторное анкетирование показало сокращение этой цифры до 21%.
Знание тонкостей адыгской этики на I этапе показали 41% опрошенных, на втором этапе их количество достигло 79%. Изменились также данные современных источников знаний девочек. Проведенное практическое исследование позволило сделать вывод о роли и положительном воздействии основ этнопедагогики на воспитание и образование современных девочек, убедило в эффективности используемой программы, доказало, что данная программа содержит достаточное количество практических наработок, предпосылки и условия для организации воспитательного процесса среди молодежи.
Экспертная оценка компетентных работников системы образования, науки и культуры высоко оценили показатели программы: актуальность, реалистичность, возможность применения в других образовательных учреждениях, чувствительность к сбоям. Экспертами отмечено, что среда, создаваемая программой, способствует индивидуализации и гуманизации личности девочки и перспективность использования этнопедагогических основ в современной системе образования и воспитания.
Изложенные факты и проведенное диссертационное исследование позволяют нам предположить, что традиционная система дифференцированного женского воспитания, основываясь на общих психолого-педагогических принципах может выступить в качестве эффективного средства конструирования базовой личности современной девочки, при условии ее целенаправленного и системного использования, в общем комплексе учебно-воспитательной работы школы, семьи и общественности. Решая поставленные задачи и анализируя полученные результаты опытно-исследовательской работы, мы пришли к выводу: трансмиссия традиционной системы женского воспитания может компенсировать недостатки и пробелы этнического воспитания девочек; формировать в личности девочки специальные черты и качества, столь необходимые для семейной жизни.
В исследовании нам удалось достичь следующих результатов: выявлены особенности дифференцированного женского воспитания в национальной культуре адыгов и условия функционирования в этом процессе принципов народной педагогики.
Решены поставленные в исследовании задачи:
- изучены историко-теоретические предпосылки и социально-педагогические условия становления дифференцированного женского воспитания в адыгской этнопедагогике;
- исследована сущность, содержание и структура женской воспитательной системы в адыгской этнопедагогике, воспитания; организация женского воспитательного процесса а адыгской национальной культуре с учетом дифференцированной сегрегации детей;
- рассмотрена современная система женского воспитания в контексте народной педагогики в новых социально-экономических условиях; разработана и экспериментально апробирована программа трансмиссии традиционной системы женского воспитания в современную практику воспитания.
Нам удалось конкретизировать традиционные средства и методы воспитания, выявить особенности воздействия на формирование личности таких факторов как семья, язык, устное народное творчество, танцевальная культура, дать характеристику традиционных способов воспитания через национальную культуру, что позволяет глубже понять принципы этнопедагогики адыгов. Выявлено, что формирование девушки в системе традиционного воспитания представляет собой сбалансированный процесс, учитывающий все особенности физического и психического развития личности.
Целью диссертации не являлось создание общего и завершенного исследования традиции адыгов в области воспитания девочек. Более того, такая работа, если бы она и была кем-то предпринята, вряд ли может быть доведена до конца. Ведь за традицией скрывается необъятный мир культур и цивилизаций, который хотя и поддается описанию посредствам общих принципов, но в то же время всегда будет содержать в себе научную загадку.
Настоящее диссертационное исследование носит открытый характер. Сделанные выводы не закрывают тему, а приглашают специалистов к продолжению диалога о путях развития традиционной системы воспитания в современном социуме, а именно: создание новой концепции педагогики школьного воспитания с учетом национально-регионального компонента; создание единой системы учебных, внеклассных и внешкольных занятий по приобщению девочек к национальной культуре, народным традициям, промыслам; разработку, реализацию программы просветительской и организационно-педагогической работы с учителями и педагогами, направленной на пропаганду традиций народов КБР; использование устного народного творчества в процессе воспитания и т.п. изменение форм и методов учебно-воспитательного процесса; отсутствие научно-методического подхода к осуществлению тендерной дифференциации в семье и школе вследствие неосведомленности родителей и педагогов о научных основаниях и преимуществах правильной организации учебно-воспитательного процесса в условиях разделения по половому признаку; развитие форм тендерной дифференциации на внутришкольном уровне (разнополые классы) и общеобразовательных учреждений (отдельные школы для мальчиков и девочек);
- распространение тендерной дифференциации как способа повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в виде высокой успеваемости и дисциплины, возможности осуществления полоориентированного морального воспитания;
- развитие положительного потенциала народных традиций, знаний о психологических и физиологических отличительных особенностей мальчиков и девочек в сфере воспитания;
- развитие тендерной дифференциации как способа демократизации, индивидуализации и гуманизации процесса воспитания в силу возможности личностно ориентированного подхода, избавления от сложившихся «тендерных» стереотипов, а также в силу своей природосообразности;
- существование, с одной стороны, положительного отношения к разделению по половому признаку детей, педагогов и родителей и, с другой -нейтрального отношения части общества.
148
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Урусова, Лаура Хабаловна, 2007 год
1. Альборова Л.И. Адыгская этика и первичная социализация в традиционной системе воспитания. - Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2002.-136с.
2. Ашхамахов К.И. Национальные традиции физического воспитания у адыгов/Культура и быт адыгов. (Этнографические исследования). Выпуск VIII.-Майкоп, 1991. С. 128-146.
3. Абаева З.В. Этюды по нартовскому эпосу. Цхинвали. 1978.-178с.
4. Аутлева С.Ш. Традиции и общественные функции адыгских историко-героических песен. «Учен. Зап. АНИИ», т.З, Майкоп, 1964, С.212.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969, С. 168.
6. Аргументы и факты. 1990. № 28.
7. Адыгэ гущыЬжъхэр. Мыекъуапэ, 1957, с.45.
8. Адыгэ псалъэжьхэр. Я 1-тхылъ. Налшык, 1965, с. 145.
9. Адыгэ псалъэжъхэр. Я 2-тхылъ. Налшык, 1967. с. 160-161.
10. Адыгэ гущЬжьхэр. Адыгэ тхылъ тедзапэ, М., 1957, с.21.
11. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978. с.51-59.
12. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик.: Эль-фа, 1999. с.88.
13. Бгажноков Б.Х. Черкесское игрище. Нальчик, 1991. 153с.
14. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик, 1983.C.3-229.
15. Бгажноков Б.Х. О структуре и функции паремии «Цыхубз пшэрыхь хущанэ»//Художественный язык фольклора кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1981.С.65-77.
16. Бгажноков Б.Х. Мир культуры. Нальчик, 1990.
17. Бгажноков Б.Х, Теория и практика воспитания девушек в лучших традициях горских народов/Материалы Нальчикской городской научно-практической конференции «Женщина, семья, общество. Традиции и современность в воспитании девушек». Нальчик, 2002. С. 12-20.
18. Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа.//АБКИЕА. Нальчик, 1974. с. 353-434.
19. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. с.5-282.
20. Венденбаум Е. Воспоминания кавказского офицера. М., 1864. -с.90.
21. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Уч. пособие. М., 1999. 168с.
22. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966,с.209.
23. Введение в психологию./Под общ. ред. проф. Петровского А.В. -Москва: Издательский центр «Академия», 1996. 496с.
24. Выготский JI.C. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж.Пиаже. Критическое исследование.// Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.; JL, 1932. с. 3-412.
25. Габуниа З.М., Гусман Тирадо Р. Миноритарные языки в XXI веке. Кавказские языки/Институт языкознания РАН: Кабардино-Балкарский государственный университет им.Х.М.Бербекова.- М., 2002.
26. Гарданов В.К. Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкарцев. Нальчик: «Эльбрус», 1986.-303с.
27. Грабовский Н.Ф. Очерк суда и уголовных преступлений в Кабардинском округе.// Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1870. Вып.4.
28. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика Карачаево-Балкарского народа. -Нальчик: Эльбрус, 1997. -256с.
29. Гутов A.M. Этюды о кавказском этикете. Нальчик: «Эльбрус», 1998.
30. Думанов Х.М. Социальная структура кабардинцев в нормах адата, (первая половина 19века). -Нальчик:Эльбрус, 1990, -257с.
31. Демпинг Г.П. Историческое обозрение нравов и обычаев всех народов. Пер. с франц. Ю.Джульяни. СПБ, 1836,с.62.
32. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999. -с.360.
33. Дубровин Н.Ф. Черкесы (Адыге) Краснодар, 1927.-176с.
34. Дюбуа де Монпере Ф.Путешествие вокруг Кавказа. Сухуми, 1937.Т.1-193с.
35. Ельницкий КБ. Изб. Пед. Статьи. М, 1896.-е. 150.
36. Емузова Н.Г. Современные подходы к проблеме воспитания.// Актуальные проблемы воспитания личности в современных условиях: Сборник научных докладов и сообщений республиканской научно-технической конференции. Нальчик: Каб. - Балк. ун-т, 2000. - 220с.
37. Емузова Н.Г. Психолого-педагогические особенности воспитания девушек// Материалы нальчикской научно-практической конференции. «Женщина, семья, общество. Традиции и современность в воспитании девушек». Нальчик: Эль - Фа. 2002.
38. Жылау Нурбий. Щэнгъасэ. Налшык-Эльбрус. 1995.с. 144-145.
39. Жемухов У.Г. Приспособление мусульманского духовенства к положению женщины в социальном обществе, к современным брачно-семейным отношениям.//УЗ. КБНИИ. Нальчик, 1967. Т.25. -с.85-93.
40. Загазежев М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. -Нальчик:Эльбрус, 1996.
41. Ивановский С.И. Кабардинка. М.,1928.с.З-48.
42. Иванюков И.И., Ковалевский М.М. У подошвы Эльборуса/ЛЗестник Европы. 1886. т. 1, кн. 1 С.83-112; кн.2. С.553-580.
43. Каган В.Е. Половое воспитание девочки в семье. М.: Советский спорт, 1990.-48с.
44. Каган В.Е. Подготовка девушки к супружеству. М.: Советский спорт, 1992.-34с.
45. Кардангушев З.П. Адыгский фольклор. Нальчик,1996.-143с.
46. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. Санкт-Петербург. 2001г.-258с.
47. Казанов Х.М. Культура Адыгов.- Нальчик: Эльбрус, 1993 .-256с.
48. Кабардинские народные сказки. Нальчик,1959.с.5-159.
49. Кабардинские пословицы. Нальчик, 1982. с.3-171.
50. Кабардинские пословицы и поговорки. Кн. 1-2. Нальчик, 1967.
51. Кабардинские пословицы. Нальчик: Эльбрус, 1994-328с. сост. Гукемух А. и Кардангушев 3.
52. Кабардинская старина. Сб. сведений о кавказских горцах, вып.6. Тифлис, 1872,с. 15-20.
53. Кабардинский фольклор. М.; JL, 1936.
54. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. В 2т. М., 1890.
55. Кон И.С. Этнография детства. Исторический очерк. М., 1983. с.9-50.
56. Кон И.С. Социология личности. М.,.1967. с.3-383.
57. Кон И.С. К проблеме национального характера. История и психология. М.,1971. с.122-158.
58. Кон И.С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе.//СЭ. 1987.№6.с.26-37.
59. Косвен М.О. Пережитки матриархата у народов Кавказа.//СЭ. 193 6.№4-5 .с.216-218.
60. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М., 1961. с. 104-109.
61. Коджесау Э.Л. Об обычаях и традициях адыгейского народа.//Уч. Зап. АНИИ// Майкоп. Т. 7,1968.
62. Киржинов С.С. О народном воспитании у адыгов.//УЗ АНИИ.1974.Т.17.С.495-504.
63. Киржинов С.С. Система воспитания у адыгов (черкесов). Автореф.канд.дис. Тбилиси, 1975 .с.З-21.
64. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. -2-е. изд., доп.-М. :Педагогика, 1986.-160с.
65. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1886, с. 173
66. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев.-Нальчик: Эль-фа, 1999.-352с.
67. Мамхегова Р.А. Очерки об адыгском этикете. -Нальчик:Эл ьбрус, 1993.-144с.
68. Материалы нальчикской городской научно-практической конференции. « Женщина,семья,общество. Традиции и современность в воспитании девушек»,- Нальчик: Эль-Фа. 2002.
69. Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик, 1991.
70. Мафедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов (19-нач.20вв.). Нальчик, 1984. 172с.
71. Мафедзев С.Х. Адыгские игры в 19-нач.20в.//Археолого-этнографический сборник. Вып.1. Нальчик: Эльбрус, 1974. с. 189-207.
72. Мафедзев С.Х. Адыги. Обычаи, традиции. Нальчик: Эль-фа, 2000.-355с.
73. Меретуков М.А. Семья и брак у адыгских народов(19в.-70-е годы -20в)-Майкоп, 1987.С.64-73.
74. Мид М. Взросление на Самоа./М.Мид. Культура и мир детства. Избранные произведения. М., 1988. С. 88-172.
75. Миллер В.Ф., Ковалевский М.М. В горских обществах Кабарды. Спб., 1884
76. Мишина Т.Н. Гуманистические идеи образования и воспитания женщин в России 2 пол. 19- нач.20 века. Автореф.дис. на соиск. Уч. ст. канд. пед. наук. Пятигорск.-2003.
77. Мудрые слова. Пословицы народов Кавказа. Нальчик,1976.С.З-72.
78. Мусукаев A.M. Об обычаях и законах горцев. Нальчик: Эльбрус, 1986.-152с.
79. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик,1992. с.10-153.
80. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.-2-е изд. исп. и доп. М.: Издательский центр «Академия». -456с.
81. Нагайцева Л.Г. Адыгские народные танцы. Нальчик, 1986.
82. Налоев З.М. Из истории культуры адыгов. Нальчик,1978. с.3-192.
83. Налоев З.М. Этюды по истории культуры адыгов. Нальчик, 1985.
84. Нарты. Адыгский героический эпос.- Главная редакция восточной литературы: Москва. 1974.-405с.
85. Намитоков Ю.К. Адыгейская народная педагогика о воспитании детей.//Сборник статей. Майкоп, 1957.Вып.1,с.23.
86. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России.-1999.-442с.
87. Папа О.М. Факторы тендерной идентичности. Авт.дис.на с.уч.ст.-Ростов н/Д.
88. Панеш Э.Х. Этническая психология и межнациональные отношения. Взаимодействие и особенности эволюции. (На примере Западного Кавказа).-С.-Пб., 1996.
89. Педагогика./Под ред.П.Н.Пидкасистого.-М., 1997.
90. Педагогика./Под ред. Ю.К.Бабанского.-М., 1983
91. Педагогическая энциклопедия.: В 4т.-М.:Сов. энциклопедия. 19641968.
92. Подласый П.И. Педагогика. М.,1997.
93. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Ставропольское книжное издательство. Карачаево-Черкесское отделение. Черкесск. 1990.-285с.
94. Половое воспитание школьников: Республ. Научный сборник, вып.29.-Минск: Народная асвета. 1988.-70с.
95. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. -М.: Новая школа, 1996. 160с.
96. Психология современного подростка./ Под ред. Д.И.Фельдштейна; Науч. исслед. Ин-т общей и педагогической психологии, Акад. Пед. Наук СССР. М. .-Педагогика, 1987.-240с.
97. Рагимова Б.Р. Женщина в традиционном дагестанском обществе 19-нач.20в.-Махачкала.2002.-145с.
98. Российская педагогическая энциклопедия.-М., 1993.
99. Сборник статей по истории Кабарды. Вып.З. Нальчику. 170-192.
100. Сборник статей по этнографии Адыгеи. Майкоп,1975. 329с.
101. Севастьянов В.В. Вопросы полового воспитания. В кн.: Вопрос борьбы с антиобщественными явлениями среди молодежи. Йошкар-Ола, 1970.
102. Семенова А.С. Проблемы воспитания женщин в народной педагогике Карачая. Авт.дис. на с.уч. ст.пед.наук. Карачаевск, 2002.
103. Смирнова Л.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа.(2пол. 19-20вв.)М., Наука, 1983.-204с.
104. Смирнова Я.С. Роли и статусы женщины в традиционных обществах народов Кавказа.// Э0.1997.№4.
105. Смирнова Я.С. Положение «старшей» женщины у народов Кавказа и его историческое истолкование.//КЭС. М.,1984.Вып.8.
106. Смирении В.В. К вопросу о кабардинской народной педагогике.-УЗ СОГПИ, 1959,Т.23.- В кн.: В помощь учителю. Нальчик, 1962, Вып. 16.
107. Столович JI.H. Природа эстетической ценности. М. 1972.
108. Сукунов Х.Х., Сукунова И.Х. Черкешенка. Майкоп, РИПО «Адыгея» 1992,-305.
109. Текуева М.А. Мужчина и женщина в адыгской культуре: традиции и современность. Нальчик, 2006.
110. Текуева М.А. Проблемы воспроизводства традиционной культуры, тендерный аспект/Материалы Нальчикской городской научно-практической конференции «Женщина, семья, общество. Традиции и современность в воспитании девушек» Нальчик, 2002. С. 32-36.
111. Темощенко JI.H. Воспитание старшеклассниц. Москва: Просвещение, 1983.-143с.
112. Тезисы докладов на сессии, посвященной итогам полевых этнографических и антропологических исследований в 1974-1975гг.(Май 1976). Душанбе, 1976.-312с.
113. Тезисы докладов научной сессии, посвященной итогам работы Института этнографии АНСССР за 1966г.(11-13 апр.1967). Л., 1967.
114. Унарокова Р.Б. Народная песня в системе традиционной культуры адыгов. Рук.канд.дисс.- Махачкала. 1999. 180с.
115. Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик,1997.-183с.
116. Урусова JI.X. Ельницкий К.В. о женском образовании и воспитании // Перспектива 2002: Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: В 5-ти томах. т. 1. -Нальчик: Каб. -Балк. ун-т., 2002. с.150-153.
117. Урусова J1.X. Адыгская традиционная «половозрастная шкала» и ее роль в системе воспитания девочек// Перспектива 2003: В 8-ми томах.-т.З.-Нальчик: Каб.- Балк. ун-т, 2003. с.111-115.
118. Урусова Л.Х. Современные тенденции воспитания девочек-подростков на национальных обычаях и традициях // Перспектива 2004: В 3-х томах, т.2.- Нальчик: Каб. Балк. ун-т, 2004. с. 89-92.
119. Урусова Л.Х. Морально-эстетическая направленность воспитания в адыгской этнопедагогике// Научная мысль Кавказа. Ростов-на-Дону: Северо-Кавказский научный центр высшей школы ЮФУ, 2007г. №2. с. 72-75.
120. Урусова Л.Х. Воспитание девочек-подростков в адыгской этнопедагогике//Вестник КГУ Костромской государственный университет, 2007г. ()
121. Урусова Л.Х. Методы нравственного воспитания девочек в адыгской этнопедагогике//Вестник НГУ Новосибирск: Новосибирскийгосударственный университет. Серия: Педагогика. 2007. т.8, вып.1. С.39-42.
122. Хан-Гирей С.Записки о Черкесии.Нальчик, 1978.C.3-333.
123. Хан-Гирей С. Черкесские предания/ Под редакцией Хашхожевой Р.Х. Нальчик: Эльбрус,1989.с.131.
124. Хакуашев Е.Т. Новое время Новые обычаи. - Нальчик: «Эльбрус», 1984.-160с.
125. Ханбиев Я.И. Из истории и педагогической мысли татарского народа. Казань, 1967, с.16.
126. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. Майкоп, 1997.
127. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1997.
128. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.
129. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М.,1986.
130. Хашхожева Р.Х. Черкешенки в истории.- Нальчик: «Эльбрус», 1997г.-127с.
131. Хашхожева Р.Х. Поиски и находки: Избранные статьи. Н.:Эль-Фа.2000г.
132. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка-подросток-девушка. М.: Просвещение, 1981.-128с.
133. Хинтибидзе А.Ф. Идеи воспитания в грузинском народном творчестве. Тбилиси, 1958,с.66-67.
134. Хуажев М.К. Адыгэ гущыэжьхэр .- «Учен. Зап. АНИИ». 1964,Т.З, с.260-261.
135. Цузмер A.M., Петришина O.JI. Биология: Человек и его здоровье: Уч. пособие для 9 кл. сред. шк. 20-е изд. - М.: Просвещение, 1992. - 240с.
136. ЦукерманГ.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995, 288с.
137. Шидова С.М. Аталычество как система воспитания детей горцев Северного Кавказа.//Сборник научных трудов молодых ученых КБГУ. -Нальчик. 1998г.
138. Шикова Т.Т. Семья и семейный быт кабардинцев в прошлом и настоящем. Рук.канд.дисс.,М., 1956.
139. Шортанов А.Т. Адыгская мифология. Нальчик. 1982.-224с.
140. Шогенов Х.И., Кардангушев З.Г. Обычаи адыгов.-Нальчик: Эльбрус, 1995.- 181с.
141. Шоров И.А. Идеи нравственного воспитания в адыгском устном народном творчестве. Ростов н/Д, 1977. 220с.
142. Шоров И.А. Идеи умственного воспитания в адыгском устном народном творчестве. Ростов н/Д., 1987.
143. Шоров И.А. Идеи эстетического воспитания в адыгском устном народном творчестве. Ростов н/Д., 1989.
144. Шоров И.А. Этнопедагогика адыгских народов. На адыг. языке. Майкоп. 1993.
145. Шоломова Т.В. Объект воспитания: девочка./В кн.: Диалоги об образовании. Российский и шведский опыт. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» СПб.: Изд-во «Лань»,1999.-544с.
146. Энеева Л.А. Формирование нравственности у подростков национальной культурной школы. Рук.канд.дисс.- Пятигорск.2000.
147. Шерджэс А., Хьэкъун М. Адыгэхэмрэ ахэм я хабзэхэмрэ.-Мейкъуапэ, 2000.158
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.