Идеи трудового воспитания в адыгской народной педагогике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Нахушев, Мухадин Аздарович
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 171
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Нахушев, Мухадин Аздарович
ВВЕДЕНИЕ . 2
Глава I. СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В АДЫГСКОЙ
НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ . 13
§ .Место трудового воспитания в адыгской народной педагогике. 13
§2. Представления адыгского народа о цели и задачах трудового воспитания. 33
§3. Трудовое воспитание и обучение детей в процессе сельскохозяйственного труда. 46
§4. Трудовое воспитание и обучения детей в процессе ремесленного производства. 60
Глава И. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В
АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ . 78
§ 1. Традиционные методы и средства трудового обучения и воспитания детей адыгов . 78
§2. Трудовые праздники адыгов и их воспитательное значение. 93
§3. Народные средства нравственной и психологической подготовки детей к труду. 104
Глава III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИДЕЙ И ОПЫТА АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ . 120
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Идея воспитания совершенной личности в адыгской народной педагогике2007 год, кандидат педагогических наук Увижева, Бэлла Даурбековна
История и современные тенденции коллективного воспитания в адыгской народной педагогике2003 год, кандидат педагогических наук Тугуз, Нальбий Салехович
Нравственно-эстетическое воспитание в этнопедагогической культуре Северо-Западного Кавказа2004 год, доктор педагогических наук Айбазова, Марина Юсуфовна
Роль фольклора в воспитании личности ребенка в семье: На примере адыгского народа2004 год, кандидат педагогических наук Дзамыхов, Алибек Хусейнович
Традиционная адыгская система женского воспитания как средство формирования личности современной девочки2007 год, кандидат педагогических наук Урусова, Лаура Хабаловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идеи трудового воспитания в адыгской народной педагогике»
Сложившиеся в России вначале 90-х годов новые политические и социально-экономические условия позволили повысить роль этносов в жизни общества, решать вопросы развития национальной школы и возрождения национальной культуры. Теоретическое и практическое решение этих задач невозможно без всестороннего изучения и осмысления идей и опыта воспитания в народной педагогике и возможностей их использования в современной образовательно-воспитательной системе школы. "Каждый народ, - писал К.Д.Ушинский, - имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях"1. У адыгского народа, как и у других народов, на протяжении многих столетий сложилась определенная национальная система воспитания подрастающего поколения, центральным звеном которой выступало трудовое воспитание.
О трудовом воспитании как таковом в адыгской народной педагогике можно говорить тогда, когда народ сознательно стал применять различные педагогические приемы, методы и средства для формирования у подрастающего поколения трудовых умений и навыков, когда возникли специально организованные формы обучающей трудовой деятельности, которые соответствовали потребностям и условиям социально-экономической жизни адыгского народа. Материальная культура адыгов в определенной степени предоставляет возможность воссоздать эти социально-экономические условия жизни, которые, в свою очередь, определяли потребности трудовой подготовки подрастающих поколений.
Материальная и духовная жизнь адыгского народа, влияние природ
1 Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании// Пед. соч.: В 6-ти т. - М.: Педагогика, 1988. - Т. 1. - С.228. но-географических, исторических и социально-экономических условий оказывали существенное влияние на его производственную деятельность, определяли направленность трудового воспитания подрастающих поколений. Традиционные трудовые занятия адыгов (земледелие, животноводство, ремесленное производство) непосредственно определяли становление и развитие средств, методов, форм и путей народной системы трудового воспитания. Содержание трудового воспитания в адыгской народной педагогике, с одной стороны, характеризовалось направленностью хозяйствования, а с другой, - осознанием народом необходимости подготовки подрастающего поколения к труду и жизни в обществе. В этой связи изучение народных идей и опыта адыгской народной педагогики трудового воспитания подрастающих поколений является весьма актуальной проблемой, имеет важное не только теоретическое, но и практическое значение.
В своем исследовании мы опирались на гуманистические идеи в области трудового воспитания, содержащиеся в трудах Аристотеля, В.Г.Гегеля, К.А.Гельвеция, Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, В.Г.Белинского, А.С. Макаренко, К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого,
B.А.Сухомлинского и других зарубежных и отечественных философов и педагогов прошлого, а также в трудах таких адыгских просветителей, как К.Атажукин, У.Берсей, К.Жабаги, Каламбия (Адыль-Гирей Кешев),
C.Сиюхов, Хан-Гирей, Ш.Б.Ногмов.
Значительный интерес для нашего исследования представляли общепедагогические и психологические вопросы организации трудового воспитания школьников в работах П.Р.Атутова, С.Я.Батышева, Л.И.Божович, В.И.Журавлева, Ф.И.Иващенко, Е.А.Климова, П.П.Костенкова, А.И.Кочетова, Н.Д.Левитова, Б.Т.Лихачева, А.В.Орлова, Ю.П.Сокольникова, И.Д.Чернышенко и других педагогов и психологов.
В сравнительном плане важное значение для нашего исследования имело изучение педагогических идей и опыта трудового воспитания в эт-нопедагогике других народов: русской (Г.С.Виноградов), чувашской (Г.Н.Волков), грузинской (А.Ф.Хинтибидзе), азербайджанской (А.Ш.Гашимов), татарской (Я.И.Ханбиков), туркменской (К.Перлиев), дагестанской (ША.Мирзоев) и др.
Материальная культура адыгов, их быт, традиционные трудовые занятия, праздники и обряды, особенности трудового воспитания мальчиков и девочек описаны в дневниках и записках зарубежных и отечественных путешественников, этнографов и историков Дж.Белла, И.Бларамберга, В.Броневского, К.Главани, Ф.Дюбуа де Монпере, Дж.Интериано, И.Клингена, Э.Кемпфера, Л.Г.Лопатинского, Жан де Люка, Пейсонеля, Ж.Б.Тавернье, Е.Шиллинга. Их изучение и анализ имели большое значение при проведении исследования.
Ряд важных теоретических и методических положений по проблеме этнокультурного наследия адыгов содержится в работах Б.Х.Бгажнокова, Б.М.Берсирова, Р.Ж.Бетрозова, З.У.Блягоза, К.И.Бузарова, А.М.Гадагатля, Н.Данилевского, Н.Дубровина, Г.Х.Мамбетова, М.А.Меретукова, З.М.Налоева, Ю.К.Намитокова, Б.Г.Тлехаса.
Круг работ, в которых непосредственно выделены педагогические идеи и трудовые традиции адыгского народа и затронуты вопросы проблемы использования народных идей и опыта адыгской народной педагогики в трудовом воспитании школьников, невелик. Так, И.А.Арабовым рассмотрены некоторые этнокультурные аспекты трудового воспитания детей в семье. С.Х.Мафедзевым в общих чертах раскрыты особенности трудового воспитания адыгов в XIX - начале XX века. А.И.Мусукаевым и А.И.Першиц описаны отдельные трудовые традиции кабардинцев и балкарцев. В работах И.А.Шорова раскрывается роль трудового воспитания в адыгской народной педагогике, показывается его значение в плане подготовки подрастающих поколений к жизни в обществе, указывается на необходимость использования этнопедагогического наследия в образовательно-воспитательной системе современной школы.
Анализ педагогической литературы показал, что проблема изучения и использования народных идей и опыта адыгской народной педагогики трудового воспитания затрагивалась в научных исследованиях, но в условиях изменившейся социально-экономической и политической ситуации не подвергалась всестороннему специальному научному изучению. В имеющихся по исследуемой проблеме работах недостаточно раскрыты содержание, средства и методы трудового воспитания, не освещена методика использования народных идей и трудовых традиций адыгского народа в образовательно-воспитательной системе современной школы. В связи с этим учителя испытывают острую потребность в научно обоснованных методических рекомендациях по организации трудового воспитания школьников на основе учета идей и опыта адыгской народной педагогики.
Очевидная социальная актуальность и педагогическая значимость проблемы изучения и использования идей и опыта адыгской народной педагогики в трудовом воспитании школьников и определили выбор темы настоящего исследования.
Объект исследования', идеи воспитания в адыгской народной педагогике.
Предмет исследования: изучение идей трудового воспитания в адыгской народной педагогике и их использование в современной школе.
Цель исследования заключалась в том, чтобы выявить основные идеи и определить содержание, средства и методы трудового воспитания в адыгской народной педагогике, педагогически обосновать и разработать методические рекомендации по их использованию в современной школе.
В ходе исследования решались следующие основные задачи: а) выявить основные идеи, раскрыть цель, задачи и содержание трудового воспитания в адыгской народной педагогике; б) определить средства и методы трудового воспитания в адыгской народной педагогике;
9 в) экспериментально определить основные направления и разработать методику использования идей и опыта адыгской народной педагогики в трудовом воспитании школьников; г) изучить эффективность и педагогическую действенность методических рекомендаций по использованию идей и опыта адыгской народной педагогики в практической деятельности учителей.
О В основу исследования положена гипотеза о том, что народные идеи и опыт трудового воспитания как неотъемлемая часть духовной культуры адыгского народа, носят гуманистический характер и могут использоваться в современной образовательно-воспитательной системе школы. Поэтому изучение и использование идей и опыта адыгской народной педагогики по трудовому воспитанию подрастающего поколения будут способствовать возрождению духовной культуры, становлению и развитию национальной школы; повышению качества трудовой подготовки детей.
Методологическую основу исследования составили:
- общедиалектическое положение о единстве и связи нового со старым;
- связь исторического и логического;
- концептуальные положения о национальной школе РФ, в которых говорится, что элементы этнической культуры должны быть положены в основу развития любой национальной школы, что сама национальная школа должна стать одним из главных каналов возрождения этничности;
- общефилософские положения о влиянии идей и опыта народной педагогики на духовную культуру народа, своеобразие и самобытность его культурных традиций;
- положение о взаимосвязи национальных и общекультурных духовных ценностей и их влиянии на формирование личности;
- идеи демократизации и гуманизации воспитания на основе использования национальной культуры народа.
Кроме того, мы руководствовались положениями деятелей мировой педагогической науки Я.А.Коменского, А.Дистервега, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского о необходимости осуществления воспитания на основе принципов народности, культуросообразности, природосообразности.
Большую помощь в нашем исследовании оказали труды выдающихся отечественных ученых педагогов, в которых анализируются методологические проблемы исследования народной педагогики и ее использование в современном воспитании (И.К.Бузаров, Г.Н.Волков, М.Б.Гуртуева, М.Г.Загазежев, И.Б.Котова, В.А.Сластенин, В.А.Сухомлинский, Я.И.Ханбиков, Е.Е.Хатаев, А.Ф.Хинтибидзе, Е.Н.Шиянов, И.А.Шоров и ДР-)
В процессе проведения диссертационного исследования использовались методы: изучение и теоретический анализ исторических источников, материалов устного творчества адыгского народа, научной литературы по общей и народной педагогике, педагогическое наблюдение, исследовательские беседы, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся, анкетирование, методы математической статистики; обобщение и систематизация полученных результатов.
Важное место в совокупности методов исследования занимал педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный). Проведение педагогического эксперимента позволило констатировать актуальность исследуемой проблемы, уточнить гипотезу исследования и определить основные направления и методические основы использования идей и опыта адыгской народной педагогики в трудовом воспитании школьников, проверить эффективность полученных в ходе исследования результатов в практике воспитательной работы учителей.
Важнейшими источниками изучения народных идей и опыта трудового воспитания в проведенном исследовании служили произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки, сказания, предания), трудовые традиции и обычаи, народные обряды и игры адыгов. Создаваемые адыгским народом на протяжении всей своей истории эти источники как памятники народной педагогики вобрали в себя достижения педагогической мысли своего народа, опыт и традиции трудового воспитания подрастающих поколений.
Методическая база исследования определялась программой экспериментальной работы, которая проводилась нами совместно с учителями средних школ №22 г.Нальчика, №6 г.Баксана, №2 г.Терека, №1 г.Чегема, №1 с.Исламей, №1 с.Малка, №2 с.Кызбурун-I, Арикской средней школе Кабардино-Балкарской Республики.
Исследование проводилось в три этапа и охватывало период с 1993 по 1999 г.г.
На первом этапе (1993-1994 г.г.) проведения исследования определялись теоретико-методологические подходы к исследованию, анализировались исторические и теоретические источники с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы, изучался опыт педагогической работы учителей по использованию идей и опыта адыгской народной педагогики в трудовом воспитании школьников.
На втором этапе (1995-1996 г.г.) определялась гипотеза исследования, его цель и задачи. Проведение на этом этапе исследования констатирующего педагогического эксперимента способствовало обоснованию актуальности исследуемой проблемы, определению основных направлений использования народных идей и опыта адыгской народной педагогики в трудовом воспитании школьников.
На третьем этапе исследования (1997-1999 г.г.) проводился формирующий и контрольный педагогический эксперимент, который позволил наметить основные направления и выявить научные подходы к использованию народных идей и опыта адыгской народной педагогики в трудовом воспитании школьников. Анализ и обобщение результатов экспериментальной работы послужили основой для разработки соответствующих методических рекомендаций и их внедрения в массовую воспитательную практику учителей. В целом обобщался полученный материал, определялись результаты исследования, осуществлялось написание диссертации, а также проводилась публикация результатов исследования.
Выносимые на защиту основные положения исследования:
1.Трудовое воспитание подрастающего поколения является решающей проблемой адыгской народной педагогики, от которой зависел успех нравственно-эстетического, умственного и физического формирования и развития личности.
2.Специфика системы трудового воспитания адыгов, которая включала в себя реализацию конкретных общечеловеческих задач в практике приобщения подрастающих поколений к труду в своеобразных социально-экономических условиях жизни и быта народа.
3.Характеристика, выработанных адыгской народной педагогикой идей, средств и методов трудового воспитания, и их характеристика.
4.Необходимость использования народных идей и опыта трудового воспитания в современном школьном и семейном воспитании.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в определении цели, задач и содержания трудового воспитания в адыгской народной педагогике, выявлении народных средств, методов и форм его организации; разработке научно-обоснованной методики использования прогрессивных народных идей и опыта трудового воспитания в образовательно-воспитательной системе современной школы, включающей возбуждение у учащихся желания и стремления познакомиться с национальными трудовыми традициями, разъяснение им народных идей, трудовых обычаев адыгов, а также организацию трудовой деятельности и формирование определенных трудовых умений и навыков.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что на основе анализа педагогического наследия адыгского народа определены место и содержание трудового воспитания в адыгской народной педагогике, выявлены его средства и методы, разработана методика использования народных идей и трудовых традиций в практике образовательно-воспитательного процесса современной школы. Материалы диссертации могут использоваться в курсе этнопедагогики, в специальных курсах, освещающих вопросы теории и методики трудового воспитания школьников, а также в практике воспитательной деятельности учителей.
Обоснованность и достоверность научных выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертации, обеспечиваются выбором методологической основы и комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; достаточной экспериментальной базой и многоплановым характером исследования, а также проверкой эффективности разработанных теоретических и методических положений и их внедрением в воспитательную практику учителей школ.
Апробаг^ия и внедрение результатов исследования. Результаты экспериментальной работы неоднократно обсуждались на педагогических советах школ, республиканских совещаниях учителей, апробированы при чтении спецкурса "Педагогика кабардинцев и балкарцев" в педагогическом колледже Кабардино-Балкарского государственного университета, внедрены в практику воспитательной работы учителей школ Кабардино-Балкарской Республики, издано методическое пособие "Использование народных идей и опыта адыгской народной педагогики в трудовом воспитании школьников" для учителей и классных руководителей.
Материалы исследования обсуждены и положительно оценены на заседаниях кафедры педагогики педагогического колледжа Кабардино-Балкарского государственного университета, на региональных конференциях "Семейная этнопедагогика и современная национальная школа" (г.Карачаевск, 1996 г.), "Современное дошкольное и начальное образование: опыт, перспективы, подготовка педагогических кадров" (г.Нальчик, 1997 г.), " Инновационные образовательные технологии в начальной школе: опыт, перспективы, проблемы преемственности" (г.Нальчик, 1997 г.) "Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире" (г.Карачаевск, 1998 г.), "Актуальные проблемы воспитания личности в современных условиях" (г.Нальчик, 1999 г.).
Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях автора:
1.0 связи трудового воспитания с нравственным воспитанием// Инновационные образовательные технологии в начальной школе: опыт, перспективы, проблемы преемственности. - Нальчик, 1997. - 0,1 п.л.
2.Аталычество как институт воспитания// Этнос, культура, образование в контексте социально-педагогических реформ. - Карачаевск: Изд-во КЧПГУ, 1998.-0,1 п.л.
3.Идея трудового воспитания в адыгской народной педагогике// Актуальные проблемы воспитания личности в современных условиях. -Нальчик, 1999.-0,1 п. л.
4. Использование народных идей и опыта адыгской народной педагогики в трудовом воспитании школьников. Методические рекомендации для учителей и классных руководителей. - Нальчик, 1999. - 1,5 п.л.
5.Народная педагогика о развитии личности в труде (в соавторстве) - в печати.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Физическое воспитание детей в семье в адыгской народной педагогике2004 год, кандидат педагогических наук Карамурзина, Марина Эдуардовна
Педагогические ценности семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов2004 год, кандидат педагогических наук Жерукова, Амират Аслановна
Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций старшеклассников на основе гендерного подхода в адыгской народной педагогике2012 год, кандидат педагогических наук Тлисова, Светлана Мухамедовна
Адыгская этнопедагогика в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образования: На примере Кабардино-Балкарской Республики2001 год, кандидат педагогических наук Дадов, Исмел Абузерович
Трудовое воспитание в русской народной педагогике2001 год, кандидат педагогических наук Андреева, Людмила Геннадьевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Нахушев, Мухадин Аздарович
Результаты исследования свидетельствуют о том, что использование народных идей и опыта адыгской народной педагогики по трудовому воспитанию в современном школьном образовании способствует не только ознакомлению учащихся с национальными традициями и обычаями в сфере трудовой деятельности, но и приобщению их к национальной духовной культуре адыгов.
Проведенное исследование позволило сформулировать ряд научно-методических положений и педагогических условий, лежащих в основе использования народных идей и опыта адыгской народной педагогики в организации трудового воспитания школьников.
В ходе экспериментальной работы было установлено, что трудовое воспитание учащихся на основе использования народных идей и опыта адыгской народной педагогики происходит целенаправленно и эффективно, если для этой цели максимально используются условия учебной деятельности, возможности внеучебной воспитательной работы и домашнего воспитания. Поэтому соблюдение тесной взаимосвязи и преемственности при использовании в трудовом воспитании школьников народных идей и опыта трудового воспитания адыгов между учебной и внеучебной деятельностью и семейным воспитанием также выступает важным научно-методическим полоэюением организации воспитательной работы.
Для теоретической и методической разработки исследуемой проблемы существенное значение имело научно-методическое положение о том, что трудовое воспитание является эффективным и результативным, если для этой цели используются не только современные методы и средства воспитания, но и народные идеи и опыт адыгской народной педагогики. Реализация этого положения в ходе экспериментальной работы позволила наметить основные направления воспитательной деятельности педагогов по использованию народных идей и опыта адыгской народной педагогики в практике организации трудового воспитания школьников.
Первое из этих направлений предполагает возбуждение у учащихся желания и стремления познакомиться с национальными трудовыми традициями и обычаями.
Второе направление связано с разъяснением школьникам трудовых традиций и обычаев адыгов, их отношения к труду и людям труда, роли трудовой деятельности в развитии и формировании личности.
Третье направление включает вовлечение учащихся в различные виды трудовой деятельности и формирование определенных трудовых умений и навыков.
Необходимость органического сочетания названных выше трех направлений воспитательной деятельности учителей по использованию народных идей, традиций и обычаев в трудовом воспитании школьников является одним из существенных научно-методических положений.
Первостепенное значение в организации трудового воспитания школьников на основе использования народных идей и опыта адыгской народной педагогики имеет положение об определяющей роли активности личности школьника в воспитательном процессе и необходимости формирования полоэ/сительных потребностей и мотивов трудовой деятельности. Реализация данного положения позволяет привести в действие те психологические механизмы, которые создают условия для возбуждения у учащихся желания и стремления познакомиться с национальными трудовыми традициями и обычаями адыгов. В качестве таких условий и стимулов выступают следующие: разъяснение школьникам народных трудовых традиций и обычаев, ознакомление их с теми трудовыми поручениями, которые выполняли в прошлом дети в семье; показ положительных примеров овладения отдельными учащимися трудовыми умениями и навыками; повышение содержательности и занимательности проводимых воспитательных мероприятий; постановка и актуализация общих трудовых целей и задач и вовлечение всех учащихся в их реализацию; усиление контроля со стороны педагогов и родителей за трудовой деятельностью школьников.
Существенным направлением в методике организации трудового воспитания школьников на основе использования народных идей и опыта адыгской народной педагогики является проведение соответствующей разъяснительной работы. Осуществление данного направления организации трудового воспитания требует детального разъяснения школьникам сущности и значения трудовой деятельности как источника материальных и духовных благ народа, расширения их знаний о народных трудовых традициях и обычаях адыгов, их отношении к труду, его результатам и людям труда, о роли трудовой деятельности в формировании и развитии личности. Необходимость формирования у школьников указанных выше знаний выступает как предпосылка трудового воспитания и важнейшее педагогическое условие его осуществления. Данное направление воспитательной работы, как показало проведенное исследование, следует осуществлять на основе соблюдения взаимосвязи учебной и внеучебной трудовой деятельности школьников, обеспечения содержательного разнообразия, преемственности и непрерывности, необходимости учета при проведении разъяснительной работы возрастных особенностей учащихся.
Основополагающее значение в методике трудового воспитания имеет положение о необходимости включения учащихся в различные виды трудовой деятельности и формирование у них соответствующих трудовых умений и навыков. Наиболее эффективными способами организации трудовой деятельности школьников выступают ее сочетание с разъяснительной работой, наличие у учащихся постоянных трудовых поручений в школе и дома и усиление педагогического контроля за их выполнением.
Положительные результаты экспериментальной работы, апробация и внедрение ее основных выводов и методических рекомендаций в практику воспитания свидетельствуют о том, что умелая реализация указанных научно-методических положений и педагогических условий и целенаправленная организация воспитательной работы по использованию народных идей и опыта адыгской народной педагогики в трудовом воспитании школьников позволяют добиваться эффективных педагогических результатов^ Это служит убедительным доказательством того, что педагогические идеи адыгского народа и исторически сложившийся опыт его воспитательной деятельности могут и должны использоваться в системе трудового воспитания современной школы и семьи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Народные идеи и опыт адыгской народной педагогики по трудовому воспитанию подрастающих поколений развивались и обогащались вместе с совершенствованием трудовой деятельности и воспитательной практики адыгского народа на протяжении всей истории его существования. Общественно-исторический опыт трудового воспитания адыгов аккумулировался в течение многих веков в устном народном творчестве, трудовых традициях, обычаях, праздниках, обрядах, играх и передавался из поколения в поколение. Народные идеи и опыт адыгской народной педагогики в сфере трудового воспитания подрастающих поколений являются составной частью духовной культуры народа и не потеряли своего значения и в настоящее время. С целью использования народного опыта трудового воспитания в практике учебно-воспитательной работы современной школы и проведена глубокая и всесторонняя теоретическая, и методическая разработка данной проблемы.
Потребности трудовой подготовки подрастающих поколений определялись условиями жизни и материальной культурой адыгского народа. Его традиционными трудовыми занятиями являлись земледелие, скотоводство и ремесленное производство. Поэтому цели и задачи, содержание трудового воспитания детей адыгов определялись направлениями хозяйственной деятельности, осознанием необходимости трудовой подготовки подрастающих поколений к жизни в обществе.
Дети в адыгской семье с раннего возраста вовлекались в трудовую деятельность. В этой связи трудовое обучение и воспитание являлось стержнем адыгской народной воспитательной системы, выступало основой осуществления нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания.
Так, нравственные нормы и правила поведения, моральные требования адыгов определялись на основе традиционного трудового быта, а отношение человека к труду являлось главным критерием при оценке его нравственных качеств. Формирование у детей потребности и привычки трудиться, трудолюбия и бережного отношения к результатам труда выступает в адыгской народной педагогике одной из важнейших сторон нравственного воспитания.
Умственное развитие, приобретение математических, астрономических, сельскохозяйственных знаний, а также знаний, связанных с различными ремеслами, формирование любознательности, умственных способностей детей было тесно связано с трудовой деятельностью, трудовым воспитанием. В основном в процессе трудовой деятельности со взрослыми дети знакомились с окружающим миром и обогащались знаниями о нем.
Эстетическое воспитание детей также было связано с жизнью адыгского народа, его трудовой деятельностью. В народном опыте трудового воспитания прослеживается мысль о том, что необходимо не только научить детей воспринимать красоту окружающего мира, но и научиться творить ее в своей трудовой деятельности, утверждать ее в поведении, быту, материальных предметах, произведениях художественных ремесел. Адыгская народная педагогика придает большое значение в трудовом воспитании подрастающего поколения привнесению эстетических элементов в организацию трудовой деятельности, в условия ее осуществления, в результаты труда. Именно в результатах труда адыги видели эстетическую сущность человека.
•Трудовая деятельность детей выступала одним из главных средств физического воспитания. Адыгам, жившим в трудных условиях гор Северо-Западного Кавказа, приходилось затрачивать много физических усилий, испытывать большие физические нагрузки, проявлять высокую физическую выносливость при выращивании скота на горных пастбищах, при очистке от леса и обработке земельных участков на склонах гор и в долинах рек. Поэтому физический труд играл важную роль в физическом воспитании и развитии подрастающего поколения.
С характером детского труда тесно были связаны средства и методы трудового воспитания. В качестве первых выступали различные виды трудовой деятельности детей, связанные с возделыванием сельскохозяйственных растений, выращиванием домашнего скота, ремесленным делом. В народном опыте трудового воспитания использовались не только такие методы словесного воздействия на детей, как разъяснение, убеждение, но и практические методы формирования трудовых умений и навыков: положительный пример, показ, приучение, поощрение, принуждение и т.п.
В адыгской народной педагогике прослеживается мысль о том, что включение детей в посильный труд, формирование трудовых умений и навыков еще не обеспечивает их полноценного трудового воспитания, нужна еще соответствующая нравственная и психологическая подготовка к трудовой деятельности. Эта подготовка осуществлялась через знакомство детей с пословицами и поговорками, сказками , трудовыми песнями, трудовыми традициями и обычаями, в которых раскрывались значение и роль труда в жизни общества и развитии человека, его необходимость. Нравственно-психологическая подготовка подрастающих поколений включала в себя также воспитание у детей интереса и положительного отношения к труду, формирование волевых свойств личности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Нахушев, Мухадин Аздарович, 2000 год
1.Адыгейские сказания и сказки/ Сост. М.К.Хуажев. - Майкоп: Адыгнациздат, 1946.
2. Адыгейские сказки. Майкоп, 1957.
3. Адыгские пословицы и поговорки/ Сост. Ю.Тлюстен. Майкоп, 1949.
4. Адыгейские пословицы// Уч. зап. АНИИЭЯЛИ. 1964. -Т.З.
5. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX в.в. Нальчик: Эльбрус, 1974.
6. Адыгские пословицы и поговорки/ Сост. М.К.Хуажев, Х.Хут. -Майкоп, 1978.
7. Адыгский фольклор.: В 2-х т. Нальчик: Эльбрус, 1963 - Т.1.
8. Аннеткова-Шарова Г.Г., Чекалова Е.И. Античная литература. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.
9. Антология педагогической мысли Азербайджанской ССР/ Сост. А.А.Агаев, А.Ш.Гашимов. М.: Педагогика, 1989.
10. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства (XIV XVII вв.)/ Сост.С.Д.Бабишин, Б.Н.Митюров. -М.: Педагогика, 1985.11 .Антология педагогической мысли Узбекской ССР/ Сост. С.Р.Раджабов и др. М.: Педагогика, 1986
11. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. -Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 1996.
12. Аристотель. Большая этика// Соч.: В 4-х т. М.: Мысль, 1984. - Т.4. М.Атутов П.Р. Политехническое образование в современныхусловиях. -М.: Педагогика, 1985.
13. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников. Вопросы теории и практики. -М.: Просвещение, 1981.
14. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет, Нальчик: Эльбрус, 1978.
15. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.
16. Белл Дж. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837,1838, 1839 годов (Переводная рукопись хранится в Адыгейском РИГИ).
17. Берсиров Б.М. Национальные традиции народов Адыгеи// Национальные традиции народов Адыгеи: Генезис, сущность и проблемы воспитания. Майкоп, 1994.
18. Бетрозов Р.Ж. Этническая история адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1996.
19. Бижев А.Х. Абадзехи. Махачкала: Тарих, - 1994. - №1.
20. Бларамберг И. Кавказская рукопись. Ставрополь: Книж. изд-во, 1992.
21. Блягоз З.У. Жемчужины народной мудрости. Адыгейские пословицы и поговорки на адыгейском и русском языках. Майкоп: Адыгейское книжн. изд-во, 1992.
22. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
23. Броневский В. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе: В 2-х ч. М., 1823. - 4.2.
24. Бузаров К.И. Комплексное решение образовательно-воспитательных задач в национальной школе. Майкоп, 1997.
25. Васильков В.В. Очерк быта темиргоевцев// Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1901. - Вып.29.
26. Вертепов Г.А. Очерки кустарных промыслов Терской области// Терский сборник. 1897. - Вып.1У.
27. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.
28. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское книжн. изд-во, 1974.
29. Волков Г.Н. Этнопедагогика. -М.: Изд. Центр "Академия", 1999.
30. Гадагатль A.M. Героический эпос "Нарты" и его генезис. -Краснодар, 1967.
31. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов (XVIII мерная половина XIX в.). М., 1967.
32. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика: Автореф. .докт. пед. наук. Баку, 1970.
33. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: Философия духа.-М.: Наука, 1977.-Т.4.
34. Гельвеций К.А. Об уме// Соч.: В 2-х т. М.: Мысль, 1974. - Т.1.
35. Гуртуева М.Б. Балкарский фольклор о народном опыте воспитания. -Нальчик: Эльбрус, 1974.
36. Данилевский Н. Кавказ и его горские жители. М., 1851.
37. Дистервег Ф.А. Руководство к образованию немецких учителей// Хрестоматия по истории зарубежной педагогики/ Сост. А.И.Пискунов. -М.:Педагогика, 1971.
38. Дубровин Н. Черкесы (адыге). Краснодар, 1927.
39. Дьячков-Тарасов А.Н. Абадзехи// Записки Кавказского отдела императорского русского географического общества. Тифлис, 1902. - Кн.ХХП. - Вып.4
40. Дюбуа де Монпере Ф. Путешествие вокруг Кавказа. Сухуми, 1937.-Т.1.43 .Ермолов А. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах: В 2-х т. СПб., 1905, - Т.2.
41. Закон "Об образовании" Российской Федерации. М.: Новая школа, 1992.
42. Закон "Об образовании" Кабардино-Балкарской республики. -Нальчик: Эльбрус, 1994.
43. Инна-Муко/ Сост. Налоев З.М. Нальчик, 1960.
44. Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов-на-Дону, Изд-во Рост, ун-та, 1972.
45. Золотая крупинка. Кабардинские сказки. Нальчик: Эльбрус, 1961.49.3афесов А.Х. Животноводческое хозяйство в Адыгее (по этнографическим материалам): Автореф. дис. .канд. ист. наук. -Майкоп, 1967.
46. Ивановская Т. Дети в пословицах и поговорках русского народа// Вестник воспитания. 1908. - №2.
47. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. Минск: Народная асвета, 1981.
48. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в.-М.: Наука, 1988.
49. Кабардинские пословицы/ Сост. Гекемух А., Кардангушев З.П.Нальчик: Эльбрус, 1964.
50. Кабардинские пословицы/ Сост. Кардангушев З.П. Нальчик: Кабардино-Калкарское книжн. изд-во, 1964.
51. Кабардинские пословицы/ Сост. Кардангушев З.П., ГекемухА. -Нальчик: Кабардино-Калкарское книжн. изд-во, 1965.
52. Кабардинские пословицы/ Сост. Кардангушев З.П.: В 2-х кн. -Нальчик: Кабардино-Калкарское книжн. изд-во, 1967. -Кн.2.
53. Кабардинские сказки и предания. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжн. изд-во, 1955.
54. Кабардинские сказки и предания Нальчик: Кабардино-Балкарское книжн. изд-во, 1959.
55. Кабардинские сказки Нальчик: Кабардино-Балкарское книжн. изд-во, 1959.
56. Кабардинские старинные песни. Нальчик: Эльбрус, 1970.61 .Кабардинский фольклор. -M.-JL, 1946.
57. Кабардинско-русский фразеологический словарь/ Сост. Б.М.Карданов. Нальчик: Эльбрус, 1968.
58. Казаноко Жабаги/ Сост. А.Шортанов. Нальчик, 1956.
59. Каламбий (Адыль-Гирей Кешев). Записки черкеса. Нальчик: Эльбрус, 1987.
60. Керашев Т.Т. Дочь шапсугов. По мотивам адыгейского народного сказания. Майкоп: Адыгейское книжн. изд-во, 1954.
61. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.
62. Клинген И. Основы хозяйства в Сочинском округе. СПб., 1897.
63. Краткий психологический словарь/ Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1985
64. Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: В 2-х т. М.: Педагогика, 1982. -Т.1.
65. Костенков П.П. Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду. М.: Просвещение, 1977.
66. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-Дону, 1994.
67. Кочетов А.И. Методология проблем трудового воспитания. Минск: Народная асвета. 1982.
68. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа, М.: Изд-во АН СССР, 1960.
69. Куготов Л.Т., Куготова Е.Ж. Родная речь. Учебник для 4-го класса. -Нальчик: Эльбрус, 1998.
70. Кудашев В. Исторические сведения о кабардинском народе. Киев, 1913.
71. Кушу А.Г. Традиции народного искусства адыгов и их современное состояние// Культура и быт адыгов. Майкоп, 1991.
72. Левитов Н.Д. Психология труда. М.: Изд-во АПН СССР, 1963.
73. Лермонтов М.Ю. Дары Терека// Собр. соч.: В 4-х т. М., 1988. - Т. 1.
74. Леонова О.В. Развитие нравственно-волевых качеств личности старшего дошкольника средствами народной педагогики: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Ставрополь, 1996.
75. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979.
76. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972.
77. Люлье Л.Я. О гостеприимстве у черкесов. Кавказ. - 1859. - №7.
78. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей// Соч.: В 7-ми т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. - Т.4.
79. Макаренко А.С. Проблемы школьного воспитания// Пед. соч.: В 2-х т. М.: Просвещение, 1977, - Т. 1.
80. Мамбетов Г.М. Крестьянские промыслы в Кабарде и Балкарии. -Нальчик: Эльбрус, 1962.
81. Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1991.
82. Мафедзев С. X Обряды и обрядовые игры адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1979.
83. Меретуков М.А. Из истории художественных промыслов и ремесел адыгов// Народные промыслы Северного Кавказа: традиции и современность. Махачкала, 1988.
84. Мижаев М.И. Обычаи адыгов и современность. Черкесск, 1980 (на черкесском языке).
85. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Догестана. Махачкала, 1992.
86. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик: Эльбрус, 1992.
87. Нагоев А.Х. Материальная культура кабардинцев в эпоху позднего средневековья. Нальчик, 1981.
88. Намаева P.M. Прогрессивные идеи и традиции трудового воспитания в народной педагогике Дагестана: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1972.
89. Намитоков Ю.К. Адыгейская народная педагогика о воспитании детей// Сборник статей кафедры педагогики и психологии Адыг. пед. ин-та. Майкоп, 1957. -Вып.1.
90. Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкарцев. -Нальчик: Эльбрус, 1986.
91. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов: В 2-х т. -М.: Советский композитор, 1980. -Т.1.
92. Нарты. Кабардинский эпос. М., 1951 (на кабардинском языке).
93. Нарты. Кабардинский эпос. Нальчик: Эль-Фа, Ашэмэз, 1995 (на кабардинском языке).
94. Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа. Нальчик, 1958.
95. ЮО.Пожидаев В.П. Горцы Северного Кавказа. M.-JI., 1926.
96. Орлов А.В. Склонность и профессия. -М.: Педагогика, 1981.
97. Ю2.Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкессии. Черкесск:
98. Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжн. изд-ва, 1990.
99. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании// Пед. соч.: В 2-х т. М.: Педагогика, 1981. - Т. 1.
100. Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В.Аникина. М.: Художественная литература, 1988.
101. Русские народные пословицы и поговорки/ Сост. А.И.Жигулев. -М.,1965.
102. Сборник материалов для описание местностей и племен Кавказа. Адыгские тексты. Тифлис, 1898. - Вып.25.
103. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа Тифлис, 1905. Вып.35. - Отд.2.
104. Семенов К.Т. Народная педагогика Карачая и Черкесии о воспитании детей в семье. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1998.
105. Сказки адыгских народов. -М.: Наука, 1978.
106. О.Смирнова Я.С. Воспитание ребенка в адыгском ауле в прошлом инастоящем// Уч. зап. Адыгейского НИИ. Майкоп, 1968. Т.8. Этнография.
107. I .Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1986.
108. Сонов А.А., Долов Х.И., Агирбова З.Т. Книга для чтения. Учебник для 3-го класса. Нальчик: Изд-во "Нарт", 1991.
109. Стефанеева Е., Акритас П. Чудесный дар. Легенды и предания Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1963.
110. Н.Студенецкая Е.Н. Быт и культура кабардинского народа (XVIII-XIX вв.)// Сборник статей по истории Кабарды. Нальчик, 1954. - Вып.4. 115.Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М.: Молодая гвардия, 1971.
111. Пб.Тлехас Б.Г. Традиции взаимопомощи "щ1ыхьэху" в соционормативной культуре адыгов// Культура и быт адыгов. -Майкоп, 1991.
112. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании// Пед. соч.: В 6-и т. -М.: Педагогика, 1988. Т.1.
113. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении// Пед.соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1988. - Т.2.
114. Чернышенко И. Д. Трудовое воспитание школьников. М.: Просвещение, 1983.
115. Чепиков В.Т. Теоретические и методические основы процесса воспитания нравственных качеств личности младшего школьника: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. -М., 1998.
116. Шакарян С.Н. Идеи нравственного воспитания в русской народной педагогике: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Ставрополь, 1998.
117. Шацкий С.Т. Проблемы воспитания, образования и обучения в советской школе// Избр. пед. соч.: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. -Т.1.
118. Шиллинг Е. Адыгейский узор// Искусство. 1940. - №3.
119. Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: Состояние и перспективы. Ставрополь, 1991.
120. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Введение в педагогику. Методические рекомендации. Ростов-на-Дону, 1994.
121. Шогенцуков А.А. Пуд муки// Собр. соч.: В 2-х т. Навльчик, 1961. -Т.2.
122. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Майкоп: Адыгейское книжн. отдел Краснодарского книжн. изд-ва, 1989.
123. Шоров И.А. Адыгская (черкесская) народная педагогика. Майкоп: Адыгейское республиканское книж. изд-во, 1999
124. Шоров И.А. Вопросы нравственной и психологической подготовки детей к труду в адыгской народной педагогике // Специфика учебно-воспитательного процесса в национальной школе. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПИ, 1974.
125. Ханбиков Я.И. Татарская народная педагогика. Казань: Татарское книжн. изд-во, 1967.131 .Хан-Гирей. Записки о Черкессии. Нальчик: Эльбрус, 1992.
126. Хузина А.Г. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в семье средствами народной педагогики: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Казань, 1996.
127. Эстетическая культура и эстетическое воспитание/ Сост. Г.С.Лабковская. -М.: Просвещение, 1983.
128. Эржибов А.К. Книга для чтения. Учебник для 2-го класса. -Нальчик: Эльбрус, 1996.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.