Художественное решение проблемы национального характера в балкарском романе: 1960-1990 годы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Гелястанова, Эльмира Хусейновна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 184
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Гелястанова, Эльмира Хусейновна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Проблема национального характера (теоретический аспект)
ГЛАВА II. Специфика становления национального характера.
ГЛАВА III. Диалектика взаимодействия традиционного и современного в национальном характере.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Национальное своеобразие балкарской прозы середины XX - начала XXI вв.: формирование художественной индивидуальности и хронотоп2007 год, кандидат филологических наук Ленчик, Наталья Петровна
Становление жанровых форм и развитие конфликта в балкарской прозе 1960-2000-х годов2010 год, кандидат филологических наук Хасауова, Аминат Мухарбековна
Формирование и развитие малых прозаических жанров в литературах народов Северного Кавказа: 1920-50 гг.2002 год, кандидат филологических наук Башиев, Мурат Хусейнович
Художественное осмысление процессов жизни северокавказского общества в контексте духовно-нравственных и интеллектуально-философских исканий личности в лирической повести2005 год, доктор филологических наук Хуако, Фатимет Нальбиевна
Художественная концепция человека и истории в прозе Идриса Базоркина2005 год, кандидат филологических наук Мартазанова, Ханифа Магамедовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное решение проблемы национального характера в балкарском романе: 1960-1990 годы»
В современных условиях развития общества, изменения социальных отношений, культурной и научно-технической эволюции стана очевидной настоятельная необходимость изучения такого важнейшего феномена, как национальный характер.
Развитие национальных процессов в нашей стране и в мире, особенно в последние годы, показывает, что без обстоятельного исследования национального фактора в целом, в том числе и национального характера, общество оказывается не в состоянии предпринимать адекватные практические действия.
В последние десятилетия наблюдалось не только ослабление внимания к национальной проблематике в ее действительной глубине и сложности, но и падение роли национального фактора в обществе. Это обусловлено многими причинами, в том числе непониманием специфики духовной жизни, некомпетентностью организаторов культурной политики и т. д. Все это приводит к следующему выводу: без глубокого, конкретного и объективного анализа феномена национального характера невозможно понимание закономерностей развития национальной культуры, плодотворное управление национальными процессами и их прогнозирование, что немаловажно на данном этапе развития современного общества, когда происходит переосмысление нравственно-этических и моральных ценностей.
В наши дни осознается реальная сложность как самого национального характера, так и процесса его научного анализа.
Поскольку национальный характер зависит от меняющихся социальных условий, он изменчив и динамичен. Вместе с тем, он отличается преемственностью и устойчивостью определенных черт.
Кроме того, внимание к национальному характеру зависит от традиций соответствующей национальной культуры, уровня национального самосознания, а также от конкретной социально-политической ситуации каждого исторического периода. Национальный характер трудно постигаем и потому, что многолик и многогранен. В одних и тех же условиях зачастую формируются совершенно разные национальные характеры.
Качественное превосходство в связи с этим имеет изучение этнического психотипа, отраженного в произведениях художественной литературы. В самом деле, запечатленный в искусстве слова национальный характер отличается конкретностью, наглядностью, яркостью и многообразием проявлений. Писатели и поэты, стараясь уловить нечто типичное, общее для представителей конкретного исторического времени, понять современного человека, обращают внимание и на национальные черты психических и ментальных структур, складывавшихся веками, «шлифовавшихся» в условиях жизни в той или иной природной, климатической среде. Художественная литература дает возможность основательного изучения национального характера, запечатленного в конкретных поступках и действиях героев, позволяет проследить его трансформацию на разных этапах развития, во всем многообразии проявлений.
Особый интерес с точки зрения процессов, происходящих в жизни и литературе, представляет современный национальный характер, в котором траI диционные черты, составляющие его ядро, сочетаются с теми качествами, которые сформировались под влиянием изменений в национальной действительности.
Таким образом, национальный характер в литературе является отражением в образах психических особенностей нации, обусловленных социально-историческими, природными и другими факторами.
Помимо этого, в поставленной проблеме актуализируется и такая черта, как «взаимоизучение», «взаимоотражение» объекта изучения (национальный характер) и результата этого познания, эффективности его художественного воплощения. Ибо отображение национальных характеров в произведениях художественной литературы помогает народу осмыслить свое собственное бытие.
Тем самым, яркие, полнокровные и художественно убедительные образы могут оказывать определенное влияние на самосознание народа, формирование тех или иных черт национального характера, развитие национальной культуры.
Особенности национального характера какого-либо народа приобретают большую рельефность, определенность и своеобразие при сравнении их с национальными характерами других народов. Это позволяет выявить и нечто общее, сближающее нации, формирующее во многом единые цели, задачи и, наконец, нравственные идеалы. Такой подход дает материал для попытки наметить типологию нескольких национальных характеров при изучении литератур родственных (преимущественно) народов.
Таким образом, направление настоящего исследования состоит в том, чтобы проследить отражение национального характера в балкарской литературе, а именно в романе. Это тем более актуально, что заявленная тема не была предметом специального изучения в северокавказской научной мысли.
Широкое поле для анализа национального характера представляет крупный эпический жанр - роман. Начиная с 60-х годов XX века можно увидеть ярко выраженное стремление многих писателей не только Кабардино-Балкарии, но и всего Северного Кавказа к глубоким философским обобщениям, фундаментальным жанрам, каковыми являются повесть и роман. Балкарский роман достиг поры своей зрелости, накопил достаточный опыт художественного освоения действительности, что обусловило появление в нем достаточного количества художественно-убедительных национальных характеров. К примеру, мы можем назвать романы Б.Гуртуева "Новый талисман", "Мурат" М.Шаваевой, "Горные орлы", "Горящие сердца" Ж.Залиханова, "Большая медведица", "Голубой типчак" З.Толгурова, "Тамада" Х.Кациева, "Воля", "Тяжелые жернова", "Мост "Сыйрат" А.Теппеева, "Была зима" К.Кулиева и другие.
Жизнь требует от литературы правдиво воспроизведенной истины, растет ответственность литературы, все острее выдвигается проблема:, современность и человек, общество и личность. Все большую актуальность приобретает и вопрос: в каких связях (исторических, социальных, национальных, духовных, эмоциональных и т.д.) человек находится с окружающей его национальной действительностью? В зависимости от ответа на него умножаются условия проявления национального характера, усиливается значение проблемы социально-философского роста литературы и художника слова. В литературе происходит сложный процесс переоценки ценностей - ведется художественное исследование проблем большого человеческого масштаба. Вызвано оно стремлением создать углубленную и обогащенную историю человеческой души, способствовать формированию высокой духовности.
И балкарская литература сделала шаг на этом пути. В диссертации широкое освещение получает роман, связанный с исторической тематикой, в лучших образцах которого через систему образов воссозданы многочисленные характеры людей, отражавших важнейшие тенденции своей эпохи. Так, Ибрагим, его жена Халимат, сын Бекбулат, односельчане Аслан и Аслангери - яркие представители своего народа (роман Берта Гуртуева "Новый талисман"). Или представители старшего поколения - Жамбот и Дадаш, а также младшее поколение - Ислам, сын Жамбота, и другие вызывающие симпатии читателя литературные герои - это балкарцы по рождению, по характеру и истинные горцы в душе (роман-трилогия Жагафара Токумаева "Кинжал мести").
Г.И.Ломидзе отмечал: ". для исторического романа неизбежно возникает проблема соотношения потока исторических событий с человеческой личностью, с судьбой отдельного индивидуума. В развитом реалистическом романе событие не имеет самостоятельного значения: динамика, конкретная историческая суть событий выражается через движение и столкновение человеческих характеров"1. Именно так и решаются взаимоотношения человека с окружающей действительностью в указанных произведениях.
Память прошлого, тем более, память о героическом - всегда современна. Поучительны судьбы не только отдельных героев этих романов, но и жизненные перипетии целых поколений, запечатленных в сюжетных коллизиях произведений.
На современном этапе как в балкарской, так и в северокавказских литературах происходят процессы, свидетельствующие о качественной эволюции, обусловливающей две тенденции: расцвет национальных художественных традиций, а также объективно идущее развитие литератур. Отчетливо эти тенденции проявляются в изображении человека, в утверждении определенной концепции личности и в поисках новых изобразительных средств, с помощью которых эта концепция развивается.
Актуальность замысла диссертации, таким образом, детерминирована реальным развитием жизни и художественной литературы. В работе осмысливаются исторически и художественно обусловленные закономерности национального характера в балкарском романе, развивающегося в русле северокавказского литературного процесса. Известный исследователь северокавказского романа А.Х.Мусукаева пишет: "Изучение национальных литератур в их связях с историческими условиями жизни народов, а также в широком литературном, этногенетическом, географическом контексте - одна из важных задач современного литературоведения"2.
План выражения по отношению к национальному - это отражение и воплощение в художественном произведении того своеобразного, национально-специфического, что свойственно народу, носителю данной литературы (его исторических судеб, черт характера, окружающей его природы и т. п.). Ибо национальная форма культуры и литературы должна отражать и выражать духовный облик нации. Она не остается неизменной и рассматривать ее можно в контексте развития народа.
Национальному характеру придают значение критерия при определении сущности национального своеобразия литературы (культуры в целом), которое определяется весьма конкретными условиями: исторической жизнью, национальным литературным языком - во всем безграничном богатстве: и грамматическом, и лексическом, и стилистическом, и интонационном, языком как материализованным сознанием народа, а не просто "материалом", из которого "строятся" литературные произведения. При изучении национальных особенностей литературы нужно иметь дело именно с этими двумя вполне реальными "категориями" - жизнь и язык. "Когда поэт садится писать, он не думает, что он поэт, какой национальности. Ведь в написанном его национальность проявится сама собой, никуда он от себя не денется . У писателя, когда он стремится глубоко вникать в жизнь, национальное и общечеловеческое неразрывно связаны"3.
Изучать национальное своеобразие литературы можно лишь исследуя исторические судьбы народа и конкретно-исторические особенности развития его культуры. Так, вопрос о национальном своеобразии русской литературы Б.И.Бурсов изучает путем выявления ее связей с мировым литературным процессом, с мировой культурой, рассматривает этот вопрос исторически. Он утверждает: "Исторический критерий - это не только обусловленность великого писателя конкретной исторической обстановкой, но и определение его места рядом с другими великими писателями в истории развития культуры своего народа и всего человечества"4.
Становясь содержанием литературного произведения, действительность народного бытия, взятая в ее социально-исторической конкретности и "пропущенная" через призму творческого сознания писателя, выступает, следовательно, основой национального характера как целостной картины мира. Вбирая в себя широчайшие пласты народной жизни, она не может не нести в своей образной материи - идейно-тематической основе повествования, сюжетных ходах, характерах героев, системе изобразительных приемов и выразительных средств, образующих единство стилевого оформления содержания, -черт национальной определенности, идущих как от своеобразия предмета изображения - проблем и конфликтов, рожденных действительностью народного бытия, в котором берет свое начало художественная мысль, так и от своеобразия художественного видения писателя, особенностей его миропонимания и жизнеутверждения, поскольку сам писатель (на чем настаивала уже классическая эстетика - в лице Гете и Гегеля) всегда "остается в своей нации, в своем веке"5, всегда "принадлежит своему собственному времени. живет его нравами и привычками, разделяет его взгляды и представления"6.
Одно совпадает с другим, и из этого органического синтеза обоих начал вырастает то сложное единство национального характера, в неповторимых особенностях национальной специфичности которого проявляет себя все богатство общечеловеческого содержания и национальных форм его воплощения.
И В.Г.Белинский отмечал по этому поводу: ". Великий талант делает поэта национальным, а не национальность делает его великим поэтом: последнее есть только необходимое следствие первого, . если произведение художественно, то само собою оно и национально". При этом он подчеркивал: "Из этого ясно видно, что национальность в художественном произведении есть не заслуга, а только необходимая принадлежность творчества, являющаяся без всякого усилия со стороны поэта."7
Такое понимание национальной самобытности писательского таланта, национального своеобразия литературы вытекает из глубинных основ творчества, идейно-художественного поиска в искусстве. Поэтому и сегодня оно имеет для нас сегодня свое непреходящее значение.
Как бы сильно не был выражен в произведении "местный колорит" (иначе говоря, специфические особенности национальной жизни), оно может обрести общечеловеческое значение лишь в том случае, если в нем высокохудожественно запечатлены существенные, исторически важные события народной жизни. Разве мыслимо дозировать в литературном произведении национальное и общечеловеческое? Национальные проблемы, национальные образы, национальный характер, если они связаны с коренными жизненными вопросами национального развития, не нуждаются в том, чтобы им специально еще придавали общечеловеческое значение. Все это находится и должно находиться внутри самих проблем, в содержании самих образов. Нельзя делить национальное и общечеловеческое на две самостоятельно существующие части, отъединять общечеловеческое от определенной национальной почвы. Тем более, человек вырастает на национальной почве, непрерывно получая от нее энергию жизнедеяния. Произведение без воплощенного национального начала не может принадлежать человечеству. Более того, без воссоздания особенностей национального бытия, национального характера произведение не может стать реалистическим. Глубинная связь с родной почвой - необходимая черта подлинно национального искусства. Эта связь, знание жизни народа способствует открытию новых путей творческого освоения национальной действительности и истории.
Стремление к наиболее полному выражению национального характера свойственно художественной литературе, что отмечает и Г.Ломидзе: "Общая тенденция находит свое выражение не столько в сглаживании национального стилевого своеобразия, сколько в его интенсификации, уточнении, более глубоком, сложном его выявлении"8.
Итак, перед современным писателем стоит задача запечатлеть неповторимое, национально-особенное в конкретном национальном характере и в то же время выразить необходимое всем общечеловеческое содержание. Целесообразно привести здесь замечание Н.В.Гоголя о том, что "истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. Поэт может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии"9.
Ошибочное понимание содержания народности нередко усугубляется несовпадением воззрений на суть национального, народного характера. Верность национальному материалу не должна оборачиваться провинциальной замкнутостью, экзотикой, фетишизацией национальных особенностей. Никакая значительность темы, ни иллюстрирование истории, ни ностальгия по национальной старине не заменят отсутствия художественности, реалистической глубины произведения. Вспомним негодование В.Г.Белинского по поводу утверждения, будто гений тогда и становится гением, когда он освобождается от груза национального и выражает общечеловеческое. Противопоставлять народное, национальное человеческому "значит впасть в самый абстрактный, в самый книжный дуализм" - указывает критик. Человеческое, - обращал он внимание, - проявляется в человеке на основании его национальности. "Народности суть личности человечества. Без национальностей человечество было бы мертвым логическим абстрактом, словом без содержания, звуком без значения". "Великий человек, - отмечал далее Белинский, - всегда национален, как его народ, ибо он потому и велик, что представляет собой свой народ",10 и отрицание национального характера, национальной психологии, изображающей национальную специфику, лишает художественное произведение черт национальной самобытности.
Многовековая история народа, своеобразие путей развития ее культуры, художественных традиций и в целом нравственно-психологический опыт поколений, формирующий особую "манеру понимать вещи", придают балкарской литературе неповторимые черты. Однако, самобытность - не есть категория постоянная, она исторически динамична и изменчива. Постоянным признаком, сопровождающим национальную самобытность художественного творчества ? следует считать традицию верности постоянно обновляющейся жизни. Самобытное творческое начало немыслимо без опоры на накопленный опыт и постоянных поисков нового, о нем следует говорить как о новообразовании, возникающем в результате взаимодействия исторически сложившихся художественных традиций с новыми требованиями творчества, выражающими веления времени.
Полнокровное реалистическое исследование народной жизни открывает новые грани национальной самобытности балкарской литературы. Данное качество предполагает глубокое знание художником национальной действительности (исторической, социальной, психологической, нравственной, бытовой, языковой и т. д.). Подлинная национальная самобытность писателя синтезирует в себе два качества: исторически сложившийся национальный духовный опыт и инонациональную культурную традицию, знание и усвоение которой является необходимым условием формирования полноценной творческой индивидуальности.
Если природа литературного характера в целом, основные вехи его развития подробно анализируются во многих работах, то национальный литературный тип изучен значительно меньше. Достаточно сказать, что ни в "Краткой литературной энциклопедии" (М., 1975), ни в "Литературном энциклопедическом словаре" (М., 1987) статьи о литературном характере не упоминают национальный его аспект.
Тем не менее разные грани национального характера рассматривались как в советском, так и в северокавказском литературоведении, в том числе в работах Б.И.Бурсова ("Национальное своеобразие русской литературы", Москва, 1954 г.), Н.Н.Воробьевой ("Принцип историзма в изложении характера. Классическая традиция и советская литература", Москва, 1978), Г.Д.Гачева ("Национальные образы мира", Москва, 1988), Д.С.Лихачева ("Человек в литературе древней Руси", Москва, 1970), Л.Н.Новиченко ("Многообразие художественных форм и стилей в литературе социалистического реализма", Москва, 1961), З.Г.Османовой ("Художественная концепция личности в литературах Советского Востока (традиции и современность)", Москва, 1972), Ю.И.Суровцева ("Национальное своеобразие и национальный характер" - в книге: "Пути развития советской многонациональной литературы", Москва, 1967), Р.Я.Фидаровой ("Проблема характера в современной северокавказской прозе", Москва, 1984), М.Б.Храпченко ("Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы", Москва, 1970).
О своеобразии развития северокавказской литературы свидетельствует эволюция жанров прозы и поэзии, нахождение самобытных путей, национальных средств углубления реализма. Так, например, в карачаево-балкарской литературе значительное место занимает лирика. И лишь только с конца 1960-х годов ведущие тенденции начинает приобретать проза, а именно - роман.
Формирование жанра романа в балкарской прозе явилось новым этапом в развитии художественного мышления и слова. "Роман как художественная концепция действительности возник в результате общего подъема культуры народа и углубления его эстетического отношения к действительности".11 Жанр романа в северокавказской литературе прошел длительный и сложный путь развития. В некоторых младописьменных литературах он развивался параллельно с малыми жанрами, в других занимал главенствующие позиции. Типологические особенности литератур Северного Кавказа порождены не только их "прямым путем от фольклора к развитому реализму" (Н.Джусойты)12, но и степенью освоения инонационального литературного опыта. Развитие жанра романа в этих литературах было свидетельством перехода культуры на качественно новую историческую стадию.
Однако, как отмечает А.Х.Мусукаева, "нельзя подходить и к жанру романа в этих литературах, как к "молодому". У каждой из этих литератур были свои истоки романного мышления в духовной культуре народа, и именно они определили его особенности - национальные, жанровые и т.д."13
Современное состояние балкарской прозы дает основание для постановки и научного осмысления проблемы национального характера и специфики его преломления в романе, исследование которого позволит глубже понять специфику этнопсихологии горцев, особенности национального самосознания и культурную самобытность нации.
К сожалению, не только проблема национального характера, но и сам жанр романа недостаточно исследован нашим литературоведением.
С семидесятых годов начинают появляться коллективные труды и отдельные монографии, посвященные исследованию истории балкарской литературы, в которых роман рассматривается параллельно с малыми жанрами (Урусбиева Ф., "Путь к жанру", "Портреты и проблемы"; Теппеев А.,
Балкарская проза") или же он отмечается вниманием литературоведов в общем потоке северокавказской литературы (Мусукаева А., "Северокавказский роман";Толгуров 3., "В контексте духовной общности").
Проблема национального характера в романе не была еще предметом специального исследования в северокавказском литературоведении, хотя в некоторых трудах и затрагивались ее отдельные аспекты. Определенный подход к решению интересующей нас темы намечен в трудах известных северокавказских литературоведов. В своей работе мы опираемся на труды К.И.Абукова ("Национальные литературы Дагестана и Северного Кавказа в системе взаимосвязей", Махачкала, 1993), Л.А.Бекизовой (" От богатырского эпоса к роману", Черкесск, 1974), Х.И.Бакова ("Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгейской поэзии", Майкоп, 1994), М.Ч.Джуртубаева ("Душа Балкарии", Нальчик, 1997), З.Б.Караевой ("Формы эпического повествования в современной многонациональной прозе", Черкесск, 1983), Х.Х.Кауфова ("В зеркале социальной жизни", Нальчик, 1980), А.Х.Мусукаевой ("Северокавказский роман", Нальчик, 1993), К.К. Султанова ("Динамика жанра. Общее и особенное в опыте современного романа", Москва, 1989), З.Х.Толгурова ("В контексте духовной общности", Москва, 1991), А.М.Теппеева ("Балкарская проза", Нальчик, 1974), Ю.Н.Тхагазитова ("Эволюция художественного сознания адыгов", Нальчик, 1996), Ф.А.Урусбиевой ("Путь к жанру", Нальчик, 1972; "Портреты и проблемы", Нальчик, 1990), Р.Я.Фидаровой ("Проблема характера в современной северо-кавказказкой прозе". Автореф. диссертации на соиск. уч. степ, к.ф.н., Москва, 1984; "Герои, характеры, жизнь", Владикавказ, 1990), Т.Н.Чамокова ("В ритме эпохи", Нальчик, 1986), К.Г.Шаззо ("Художественный конфликт и эволюция жанра в адыгских литературах", Тбилиси, 1978).
Много сделал для балкарского литературоведения К.Ш. Кулиев. В его литературно-критических статьях вопрос о национальном характере занимает большое место. Так, касаясь национального характера и общечеловеческих черт заключенных в нем, поэт писал: "Человек должен жить своим умом, волей, мужеством, побеждая все трудности и превратности . Он всегда обязан стараться быть добрым, благородным, щедрым, верным в дружбе и любви, быть преданным своему делу, отчей земле, родному очагу, ему необходимы стойкость, храбрость перед врагами, мужество в жизни. Но при таком общечеловеческом . в сказках балкарцев и карачаевцев заключены конкретные национальные черты, своеобразие быта, жизни, особенности характера народа" (подчеркнуто нами - Э.Г.).14
В 1972 г. выходит книга Ф.Урусбиевой "Путь к жанру", в которой прослеживается развитие прозаических жанров в балкарской литературе, начиная от очерка и заканчивая историко-революционным романом. Анализируя первые балкарские романы, Урусбиева указывает на их слабое место, т. е. "неумение авторов соединить героику и психологию характера. Поступки героев как бы лежат вне их внутренней сущности, которая не всегда соотносима с их действиями".15
Рассматривая творчество балкарского писателя А.Теппеева, Урусбиева отмечает, что ему удалось показать "особенности национальной жизни в сочетании с конкретным социальным содержанием нашей действительности. Едва ли не впервые в балкарской литературе приметы национальной жизни являются не бытовым орнаментом, а определенной чертой реализма. Характерно, что нравственный потенциал героя обусловливается степенью его "связанности" с истоками национальной жизни". "Национальный характер, - рассуждает критик, - являясь носителем морально-этического идеала, не остается чем-то раз и навсегда данным, а обладает живой, исторически изменчивой сущностью".16
Подвергаемые литературно-критическому анализу в монографии А.Теппеева "Балкарская проза" балкарские романы ("Горные орлы" Ж.Залиханова, "Мурат" М.Шаваевой, "В теснине" О.Этезова, "Новый талисман" Б.Гуртуева) являются первыми попытками обращения к крупной прозаической форме в художественном освоении действительности. Поэтому промахи, досадные и наивные погрешности неизбежны. Однако эти произведения обладают "и такими качествами, которые во многом искупают . художественные срывы. Проблемы, поставленные в них, значительны и актуальны".17
В последующий же период развития балкарской прозы (1970-1980-е годы) появляются романы, посвященные как осмыслению исторического прошлого народа (историко-революционный роман), так и отражающие идею мирного созидания ("производственный" роман). Если к первой категории можно отнести "Волю" А.Теппеева, "Сталь не сгибается" Ж.Токумаева, "Большую Медведицу" З.Толгурова, то ко второй - "Горящие сердца", "Звезду Баксана" Ж.Залиханова, "Тамаду" Х.Кациева.
Дальнейшая эволюция балкарского романа - это отражение глубинного процесса национального самосознания, связанная с насильственной депортацией балкарского народа в Среднюю Азию. Тринадцатилетняя высылка балкарцев находит свое отражение в романах "Голубой типчак" З.Толгурова, "Мост Сыйрат" А.Теппеева, открывших качественно новую страницу в истории балкарской прозы 1980-1990-х годов, где "размышление о временно-пространственных категориях дается в тесной взаимосвязи с национальным менталитетом своего народа".18
Такой подход к решению проблемы и само обращение к теме депортации стали возможны в результате "перестройки" отношения к политическим, социально-общественным и, наконец, национальным процессам в стране.
Освобождаясь от иллюстративности, балкарский роман делает решительный поворот к глубокому анализу психологии героев, к более высокому художественному созданию образа. Современные балкарские романы отличает не только серьезность и актуальность затронутых задач и проблем, но и совершенное иное, чем раньше, отношение к личности, сводящееся в целом к многочисленному художественному изображению внутрейнего мира современного человека. Способность воплотить в герое черты социальной личности, социального типа, характерного для определенного периода развития общества, является показателем зрелости прозаического искусства, поскольку в этом случае на первый план выдвигаются факторы, связанные с познанием и воссозданием закономерностей действительности.
Роман как самая "объективная" форма художественного освоения действительности, стал в балкарской литературе наиболее продуктивным средством выражения национального субстрата личности.
В данном диссертационном исследовании рассматривается и обосновывается то новое, что внесено в развитие национального характера данного этноса, национальной действительности, в чем раскрываются формирование и функционирование национального характера в балкарском романе, т.е. глубинные связи героя с действительностью. В диссертации исследуются генезис и истоки национального характера, основные этапы его формирования, причем процесс его становления тесно связывается с реальной действительностью, духовной культурой народа.
Целью настоящей диссертации является исследование национального характера в балкарском романе 1960-х-1990-х годов и его художественное отражение в современном литературном процессе. Это обусловливает следующие задачи, стоящие перед автором:
- рассмотреть в историко-теоретическом аспекте проблему характера;
- выявить общее и своеобразное в национальном характере, запечатленном в балкарском романе;
- показать диалектику взаимодействия традиционного и современного в национальном характере, как грани его выражения (так как характер отражает черты человека конкретной эпохи). Диалектика характера проявляется еще и в том, что в ней отражается, помимо образа человека, и авторская концепция личности. Такое понимание концептуально отражает сущность национального характера, раскрывающего личность во всем многообразии ее жизненных проявлений, во внутренней цельности, сложившейся в результате воздействия на нее социально и исторически конкретных обстоятельств.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые рассмотрен современный балкарский национальный характер, воплощенный в балкарском романе 1960-1990 годов. В работе предпринята попытка анализа основных граней указанного этнического психотипа, его основные структурные элементы и типические черты, сопоставить их с общечеловеческими чертами характера людей в общепринятых нормах нравственности и морали. Автор стремится проследить характер в его динамике и том многообразии проявлений, которые сумела воспроизвести балкарская проза последних четырех десятилетий. С точки зрения понимания процессов, происходящих сегодня в жизни и литературе, исследование национального характера тем более актуально, что большинство теоретических и критических работ прошлых лет в силу причин политико-идеологического свойства, порожденных командно-административной системой советской эпохи, обходили реальную сложность и неоднозначность национальных проблем, отличались чрезмерной обобщенностью и схематизмом
Материалом исследования послужили следующие произведения: романы - "Мурат" М.Шаваевой, "Горные орлы" Ж.Залиханова, "Новый талисман" Б. Гуртуева, "Большая медведица" З.Толгурова, "Была зима" К. Кулиева; повести - "Алые травы", "Эрирей", "Белая шаль" З.Толгурова, "Белый жеребенок мой в тумане", "Дорога нашей печали" А. Теппеева.
Исследование национального характера в этих произведениях происходит в единстве общего и национально-своеобразного, традиционного и современного обусловленного спецификой духовной жизни общества на современном этапе, когда процесс возрождения национальной культуры набирает ускоренные темпы.
Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав и заклю
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Балкарская проза 1960-1980-х годов: жанровая специфика и национальное своеобразие2007 год, кандидат филологических наук Додуева, Саихат Жабраиловна
Проза Османа Хубиева в свете формирования эпических традиций карачаевской литературы2002 год, кандидат филологических наук Шаманова, Зухра Беляловна
Проблема эволюции конфликта и национального характера в прозе народов Дагестана и Северного Кавказа2007 год, доктор филологических наук Аджаматова, Нина Карамовна
Художественная концепция мира и человека в романе Алима Теппеева "Мост Сират"2008 год, кандидат филологических наук Бродзели, Альбина Олеговна
Русскоязычная карачаевская и балкарская проза: жанровая эволюция и поэтика: К. Кулиев и А. Суюнчев2008 год, кандидат филологических наук Ефрюкова, Нина Васильевна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Гелястанова, Эльмира Хусейновна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение форм проявления национального в искусстве, вообще и в литературе. в частности, особенно во время больших исторических сдвигов, общественного и культурного взаимодействия народов, приобретает в наши дни особый интерес как проблема теоретическая и практическая одновременно.
Ее решение требует разностороннего внимания к общественно-историческому и культурному опыту народа, к "материальному и духовному" его бытию, учета органической их взаимосвязи, тем более, что социальное содержа- . ние жизни народа, предопределяющее ход художественной мысли, исторически изменчиво.
Национальное, как таковое в жизни и в искусстве, воплощается именно через созидание, в котором мы отмечаем две его стороны: материальную, носящую предметно-конкретный характер, и духовную, раскрывающую глубинные, нередко потенциальные возможности и стремления народа.
Национальное в искусстве постигается двумя путями: через сотворенное народом глубже познается сущность самого творца-народа, и, наоборот, познание народа во временном и пространственном измерениях служит залогом более верного понимания специфики установления конкретных черт его творческого созидания.
В подходе к вопросу, что же является особенным в искусстве, необходимо, прежде всего, выявить реальное содержание специфически национальных черт художественной формы, обнаружить содержательную, созданную народной жизнью сторону своеобразия по этике и стилю, чтобы присущее искусству одного народа выступало и как известная общность с тем, что делается в искусстве другого, и одновременно, как выражение его самобытности и неповторимости при раскрытии и содержательном наполнении его качеств.
Национальное может выражаться через художественный образ, в котором сталкиваются многовековые традиции народа, запечатлевается его психический склад, образ мышлении, т.е. специфика "взгляда на вещи" (В.Г. Белинский).
Литература каждого народа хочет и должна быть народной, т.е. отличаться от литератур других народов. Но чем же? Не идейным содержанием -потому что оно является общечеловечным продуктом абстрактного мышления, не мотивами - ибо они общенародны, не средой изображаемой жизни - потому что она чересчур поверхностна. Национальное в литературе создает воплощенная в ней психика народа - способ его восприятия и мышления, его характер, индивидуальное переживание событий мира.
Но очевидно также, что отражение событий. национальной жизни, его предметного мира само по себе не составляет национального художественного своеобразия. Есть "тайна" претворения реального мира в самобытное эстетическое сознание, художественный язык - в способ образного мышления и выражения. Народный взгляд на вещи, исторический и художественный опыт народа, грани национального характера - т.е. то, через что выступает национальное своеобразие, последовательно представлено в главах диссертации.
В первой главе работы мы рассматриваем теоретический аспект проблемы, определяем подступы к анализу конкретных произведений балкарской литературы, говорим об эволюции представлений о национальном характере в научной мысли.
Основные особенности художественной мысли народа обнаруживаются уже в фольклоре, который занимает исключительное место в искусстве народа. Эстетическое миропредставление в народном творчестве свидетельствует о своеобразном преломлении исторического опыта этноса. Проблему национального своеобразия связывают с конкретными, специфическими историческими условиями жизни страны, оказывающими определенное влияние на развитие народного национального характера литературы.
Ибо, как известно, каждая страна имеет свои отличительные черты, свою национальную специфику, являющуюся результатом тысячелетней истории жизни и борьбы, условий быта и характера народа. Все это находит преломление в творчестве писателя, в облике его героев, в неповторимом психическом складе нации, в воссоздании типичных национальных характеров.
Психический склад нации исторически обусловлен и, несмотря на определенную устойчивость, изменяется вместе с изменением социально-экономических условий. При этом на его эволюцию воздействуют многие объективные и субъективные факторы. В зависимости от этого развиваются и преобладают те или иные стороны национального характера.
К великому общечеловеческому искусству можно идти через национально самобытное. Сила народного художника проявляется не только в том, что он раскрывает национальную специфику, но и в том, что он может через частное возвыситься до уровня всемирных эстетических ценностей.
Особенности жизни данной нации, проявляющиеся в определенном национальном характере, отражаются в своеобразии литературы и искусства. Общее находит проявление в национальных особенностях и не может существовать как отвлеченная умозрительная категория.
Искусство глубже, тоньше и полнее всего "улавливает" национально особенное и специфическое и, воспроизводя его, выражает в национально специфических формах. Подлинные произведения искусства всегда отражают определенное национальное своеобразие, в них чувствуется "дыхание" народной жизни, правдивое, реалистическое выявление особенностей национального характера. В литературе каждой страны классики создали определенные национальные типы художественных образов, которые неразрывно связаны с социальными условиями времени, оказавшими особенное влияние на их формирование. Через них мы знакомимся со своеобразием развития национального характера народа, заключающего в себе такое психологическое содержание, которое продолжает существовать и за пределами этой эпохи и проявляется в условиях другого времени в ином виде.
Глубоко национально самобытные произведения, отличающиеся неповторимым видением мира, являются вместе с тем и общечеловеческими, гуманистическими, художественными ценностями.
Национальное своеобразие литератур складывается из множества составляющих. Однако, главное все же, на наш взгляд, в национальной неповторимости характеров, созданной балкарской литературой, в частности, прозой. Ведь, к примеру, именно в образе Каспота воплощена вся мудрость повести "Алые травы" З.Толгурова, ведь именно Мариам является воплощением образа Матери Человеческой в романе К.Кулиева "Была зима" и т. д.
Национальное своеобразие - в подлинности национального характера, в правдивом показе естественного течения жизни. Национальный характер - явление не застойное, он - в развитии, обогащается новыми чертами - в духовной динамике. К такому выводу мы приходим в первой главе.
Во второй главе речь идет о широте национального характера, вовлеченного в мировой процесс. Таким образом, выявляются истоки национального - и в мировосприятии художника слова, и в типе обобщения.
Форма конфликтов, обусловленных стремлением проникнуть в психологию человека, в его духовный мир, представляет собой нераздельный сплав внешне-событийного и внутренне-психологического конфликтов. Развиваются конфликты на фоне экстремальных ситуаций, которые вызывают духовный кризис у героя, заставляют иными глазами увидеть многое в своей жизни. Часто этот духовный кризис приводит героя к нравственному выбору, к переоценке нравственных ценностей. Конечно же, художник слова должен осуществить переоценку нравственно-этических, в частности, и культурно-исторических, в целом, ценностей.
Например, в творчестве З.Х.Толгурова исследование противоречивых, подвижных человеческих связей ведется автором посредством драматического сюжета, в котором один конфликт порождает другой, в недрах одного столкновения возникает другое. На наш взгляд, эта художественная линия наиболее ярко отразилась в таких его произведениях, как "Белая шаль", "Алые травы" и "Эрирей".
Для воссоздания художественной правды национального бытия важно не только значение историко-фактического материала, но и культурно этнического, что отражает духовную сущность народа. Так, достоверно показаны обычаи, нравы, верования, обряды балкарцев в романах З.Толгурова "Большая Медведица", "Асият" М.Шаваевой, "Новый талисман" Б.Гуртуева, "Была зима"
К.Кулиева и в других произведениях балкарских писателей.
Общность путей социально-исторического развития народов, сходство природы и структуры национальных художественных традиций порождали общие черты в становлении северокавказских литератур. К ним относились такие особенности, как развитие традиций устной народной прозы, и в особенности традиций историко-героических жанров фольклора, слияние их эстетики и поэтики с революционным пафосом литературы, наивный реализм прозы, сходство тематики и сюжетов, а также общность романтического восприятия и отбора фактов действительности, открывающих путь к новым художественным приемам и высотам писательского мастерства.
Разработка исторической и историко-революционной темы составляет одно из характерных направлений как и в балкарской литературе, так и во всей северокавказской. Здесь определилась и своя типология. Это движение жанра от формы романа-биография к роману многогеройному, широкоохватному. Воссоздание революционных событий в ходе движения истории представляло для балкарской литературы в идейно-художественном отношении определенные трудности. Диалектическое соотношение истории и общества, народа и человека, являющееся основным принципом и требованием реализма, наиболее зримо и отчетливо скрывалось в практике самой революции. Это помогало балкарским романистам изобразить героическое прошлое своего народа, историческую масштабность революционного времени.
Тема революционной борьбы народных масс за свое социальное освобождение находит художественно-конкретное и достоверное отражение в первых балкарских романах историко-революционной тематики.
Эти произведения свидетельствуют об усилении философской насыщенности балкарской литературы, а также о возросшем интересе к полнокровному изображению национального характера. Духовно-философские поиски решения проблемы становления национального характера, исследование его этнических основ лежат в основе современной балкарской прозы, задачи развития которой вызывают пристальный интерес литературоведения по такому важному компоненту писательского освоения национального мира, как категория национального характера.
Первые балкарские романисты были еще далеки от того, чтобы создавать типические характеры в их саморазвитии - отсутствие внутренней логики в развитии характеров являлось "ахиллесовой пятой" новописьменной прозы. Требовалось время для становления реалистического романного опыта, чтобы писатели могли перейти к созданию художественно правдивого, полнокровного реалистического образа, отражающего яркий национальный характер.
Кроме того, давало о себе знать отсутствие собственного, национального, реалистического художественного опыта. В условиях освоения традиций русской литературы этот вопиющий разрыв" между революционностью содержания произведений и обыденностью их художественной формы был явлением преходящим. Об этом свидетельствует дальнейшее развитие жанра романа в балкарской прозе.
Очевиден тот факт, что в последние годы наметилась тенденция к тому, что и научные интересы литературоведов все чаще сосредотачиваются вокруг проблем, в центре которых стоит отображение национального характера в художественном произведении. Это вызвано разными мотивами. Причины внимательного обращения к отображению национального характера, как и национальной специфики, коренятся в росте национального самосознания. С другой стороны, - и здесь заключается важнейшая причина, - именно национальная специфика служит тем самым полем, где по-настоящему может проявиться писатель. Таков итог второй главы повествования.
В третьей главе диссертационного исследования представлен взгляд на решение проблемы национального характера в балкарской прозе 1980-1990-х годов.
Обращение к современному национальному характеру, воплощенному в художественном произведении, как мы убедились, заключает в себе широкие возможности для анализа его истоков, так как содержит в качестве ядра традиционные качества, имеющиеся в реальной действительности, и вместе с тем в современном характере прослеживается динамика развития и трансформации тех или иных ранее сложившихся черт, обусловленная социально-историческим бытием народа. В балкарском романе 60-90-х годах создано значительное количество разнообразных национальных образов, которые воспроизводят многообразные грани реальных национальных характеров.
В балкарских романах особенно отчетливо проявляются такие черты национального характера, как любовь к родному очагу, отчему порогу, чувство рода и тесно связанная с ним забота о добром имени, а самое главное, это любовь к родной земле. Как и в других северокавказских, в балкарских романах прослеживается общая черта национальных характеров - забота о сохранении национальных обрядов, нравов и обычаев. Вместе с тем, национальные образы являются носителями общечеловеческих качеств, таких, как трудолюбие, доброта, уважение к старшим и т. д.
Каждый национальный характер содержит и индивидуально неповторимые, лишь ему присущие черты и особенности. Существует ли типология национальных характеров или они исчисляются бесконечным многообразием? Большинство литературоведов, исследующих эту проблему, какой-либо классификации предпочитает конкретно-художественный анализ отдельных персонажей.
Со второй половины пятидесятых годов заметно обогащаются повествовательные жанры. Историко-революционная тема выводит новописьменную прозу на путь полнокровного реализма: в 60-е годы формируется новый тип синтеза национальных художественных традиций с достижениями советской литературы. Ярче всего это отразилось в создании запоминающихся национальных характеров. Именно в 60-е годы начинает остро ощущаться проблема национального характера, сущность которого немыслима без идеи народности.
Развивается историко-революционная проза, осмысливающая путь народа в революции, показывающая существенные стороны народной жизни, высвечивающая перспективные тенденции национальной действительности с позиций коренных народных интересов. В произведениях северокавказских прозаиков воссоздаются колоритные образы, воплощающие подлинно народные черты национального характера. Эти образы помогают нам четко разглядеть соотношение народного и национального, убеждая в том, что народное начало - это самое объективное отражение эстетической категории национального.
Несмотря на огромное многообразие проявлений характеров горцев в балкарских романах 60-90-х годов, представляется возможным с большей или меньшей определенностью выделить несколько типов национальных характеров.
Стало привычным традиционно делить героев на положительных и отрицательных. Вместе с тем, сегодня очевидно, что водораздел между ними в современном романе проходит не по классовому принципу (как это имело место в прошлом), а прежде всего по нравственным критериям. Мусабий и Каракай ("Алые травы" З.Х.Толгурова), Бекир ("Дорога нашей печали" А.Теппеева), Каспот Таракчиев, Асан Акбаев ("Была зима" К.Ш. Кулиева), Ахмат Каммое-вич ("Белый жеребенок мой в тумане" А. Теппеева) являются отрицательными образами не по происхождению, а потому, что черствы, эгоистичны и жестоки. Отрицательные персонажи занимают немало места и в других произведениях. Являются ли они национальными характерами? Безусловно, да. Национальный характер не есть национальный идеал. Как и любое другое явление, характер представляет собой единство противоположностей. Отрицательные черты поэтому также являются гранями национального характера, так как они - неотъемлемые элементы его внутренней структуры. И тогда трудно, почти невозможно четко разделить героев на положительных и отрицательных.
Однако наиболее ярко национально-своеобразные черты воплощены в положительных образах. К их числу можно отнести Мамая и Сакинат ("Дорога нашей печали" А.Теппеева), Каспота с сыновьями и Казака ("Алые травы" и "Большая Медведица" З.Х.Толгурова), Мариам, Сеида Акмурзу, Мустафу-эфенди, Харуна Батырова ("Была зима" К.Ш.Кулиева).
Наряду с упомянутыми выше принципами выделения типов национального характера, целесообразно, на наш взгляд, определить типы по такому признаку, как отношение героев к национальным традициям. В соответствии с этим можно выделить традиционный и современный типы национальных характеров. Разумеется, традиционный характер не является однозначно патриархальным, а современный органично включает в себя традиционные качества. Тем не менее традиционные характеры по преимуществу связаны с традиционным укладом жизни, неотрывны от национальных корней, часто являются активными носителями, хранителями и защитниками национальных традиций, обычаев и т. п. К их числу относятся такие разные персонажи как Ожий, Фати-ма, Мажит ("Белая шаль" З.Х. Толгурова), Назир Бергенов, Суратхан, Асхад, почтальон Хусейн ("Была зима" К.Ш. Кулиева"), Аскер ("Белый жеребенок мой в тумане" А.Теппеева") и другие.
Для того, чтобы подступить к сути отражения специфических национальных черт в художественном произведении, необходимо осуществить значительное число узкотематических научных разработок, в которых были бы изучены отдельные аспекты проблемы преломления национального фактора в литературе.
Именно в характере героя проявляется национальное своеобразие. Как носитель того или иного этнического начала, представитель того или иного народа, герой произведения не может не проявлять в своих словах и поступках национальных особенностей, пусть даже подчас и в очень невыразительной форме. Именно характер (а он всегда в той или иной степени национален) обусловливает идейное и художественное единство произведения.
Весьма значительным является и тот факт, что расширяя свой писательский мир, углубляя свое видение, балкарские прозаики не теряют связи с национальным достоянием своего народа, с его этнической самобытностью. Кроме того, в современной балкарской прозе усилилось нравственно-философское начало. Три основные тенденции характеризуют современную балкарскую литературу: стремление к постижению основ человеческого характера, к его углублению, тяготение к этичности и углубление историзма в понятии важнейших тем современности (объективное осмысление исторического прошлого своего народа, духовное возрождение нации, нравственный поиск героя и т. д.).
Культурная самобытность каждого народа определяется накопленным духовным опытом, обобщенным в виде системы художественных ценностей.
Эта система соответствует особенностям данного национального характера, формировавшегося под влиянием социально-политических и географических факторов
В большей степени характер героя, его этно-психологические особенности, соотцесенность со специфическими национальными и общечеловеческими ценностями определяются его отношением к схожим действиям представителей родного герою этноса и этноса чужого. Только по-настоящему усвоив лучшее в собственном наследии, в складе национального характера, можно по достоинству оценить чужое.
Однако в том и заключается специфика национального, что изучить чужое возможно, лишь только в том случае, если обладаешь чем-то своим, открыв его в самом себе, и помня при этом о своих национально-духовных истоках. Ибо национальный характер способен к изменениям, к перемене, но лишенный опоры в прошлом, он теряет свою жизненную силу и оказывается неспособным выстоять.
Национальный характер меняется под влиянием многих условий, т. к. живая жизнь вносит свои коррективы в казалось бы устоявшиеся черты. Эта изменчивость национального характера делает его неизмеримо богаче любых типологий, однако попытка классификации многочисленных типов национального характера, имеющихся в жизни и отраженных в литературе, позволяет глубже понять сущность этого сложного явления и тенденции его развития.
Национальный характер в процессе исторического современного соприкосновения с инонациональными мирами неизбежно обогащается новыми духовными импульсами. Процесс этот наиболее зримо проявляется в духовной сфере, в частности, об этом свидетельствует обращение современных северокавказских литератур к традициям как русской, так и восточных литератур. Творчески учиться у других, черпать уроки из кладезя инонационального опыта никогда не было помехой для национальных литератур в их устремленности
176 к самостоятельности, если при этом не пренебрегать родным языком и национальным духом, историей и судьбой родного народа, являющихся для художника опорами на путях к профессиональному восхождению.
Без воссоздания особенностей национального бытия, национального характера произведение не может стать реалистическим. Более того, произведение без воплощенного национального начала не может принадлежать человечеству.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Гелястанова, Эльмира Хусейновна, 2000 год
1. Абаев М.К. Балкария. Нальчик, 1992.
2. Абрамов Ф. Дела российские. М., 1987.
3. Абуков К.И. Национальные литературы Дагестана и Северного Кавказа в системе взаимосвязей. Махачкала, 1993.
4. Айтматов Ч.Т. Собр. соч.: в 3-х томах. T. II. М., 1983.
5. Архангельская Н.Л. Некоторые особенности сюжетосложения современной советской повести. Казань, 1970.
6. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
7. Башиева С.К. В оригинале и переводе. Нальчик, 1990.
8. Бекизова Л.А. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974.
9. Бекизова Л.А. Страницы истории черкесской литературы. Черкесск, 1961. Ю.Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1846 года. М., 1960.
10. Белинский В.Г. ПСС в 9-ти тт. T. I. М., 1976
11. Белинский В.Т. ПСС в 9-ти тт. Т. III. M., 1976.
12. Белинский В.Г. ПСС в 9-ти тт. T. V. М., 1976.
13. Белинский В.Г. ПСС в 9-ти тт. T. IX. М., 1976.
14. Бурсов Б.И. Национальное своеобразие русской литературы. М., 1964, Изд. 2-е: Л., 1967.
15. Бурсов Б.И. О национальном своеобразии и мировом значении русской классической литературы.// Русская литература. 1958, №1.
16. Воробьева H.H. Принцип историзма в изображении характера. Классическая традиция и советская литература. М., 1978.
17. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1980.
18. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Ч. III. Философия духа. М., 1977.
19. Гегель. Сочинения в 14-ти тт. Т. I, XIV, XII, XIV. М., 1958.
20. Гете И.В. Собр. соч. в 13-ти томах, Т. XIII. М., 1949.
21. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 6-ти томах, Т. VI. М., 1978.
22. Горький М. О литературе. М., 1953.
23. Горький М. Собр. соч. в 20-ти тт. Т. XIX. М., 1954.
24. Гуртуева Т.Б. Традиции и новаторство в современной балкарской поэзии. Авт. дис. на соиск. уч. ст. к.ф.н., Баку, 1979.
25. Джуртубаев М. Душа Балкарии. Нальчик, 1997.
26. Егоров А.Г. Проблемы эстетики. М., 1977.
27. Забора H.H. Образы природы в современной северокавказской литературе. Нальчик, 1999.
28. История русского советского романа. Кн. 2. M.-JI., 1965.
29. Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1996.
30. Кузнецов М. Советский роман. Пути и поиски. М., 1980.
31. Кулиев К.Ш. Так растет и дерево. М., 1975.
32. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
33. Лихачев Д.С. Человек в литературе древней Руси. М., 1970.
34. Ломидзе Г.И. В поисках нового. М., 1963.
35. Ломидзе Г.И. Единство и многообразие. М., 1960.
36. Ломидзе Г.И. Интернациональный пафос советской литературы. М., 1970.
37. Мусукаева А. X. Северокавказский роман. Нальчик, 1993. . 39,Османова З.Г. Художественная концепция личности в литературах Советского Востока (традиции и современность), М., 1972.
38. Очерки истории балкарской литературы. Нальчик, 1981.
39. Плетнев П.А. Сочинения и переписка. Т. П.СПб., М., 1985.
40. Потебня. А. Мысль и язык. М., 1913.
41. Пушкин A.C. О народности в литературе. // Полн. собр. соч. в 10-ти томах. Т. VII. М., 1964.
42. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М., 1946.
43. Сарбашева A.M. Формирование историзма мышления и балкарский роман. Авт. дис. на соиск. уч. ст. к.ф.н. Нальчик, 1998.
44. Скотт В. Собр. соч. в 8-ми томах. Т. I. М., 1990.
45. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.
46. Султанов К. Динамика жанра. (Особенное и общее в опыте современного романа). М., 1989.
47. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. М., 1970.
48. Теппеев A.M. Балкарская проза. Нальчик, 1974.
49. Толгуров 3. X. В контексте духовной общности. Нальчик, 1991.
50. Толгуров З.Х. Формирование социалистического реализма в балкарской поэзии. Нальчик, 1974.
51. Тугов В.Б. Очерки истории абазинской литературы. Черкесск, 1970.
52. Тхагазитов Ю.М. Духовно-культурные основы кабардинской литературы. Нальчик, 1994.
53. Урусбиева Ф. А. Портреты и проблемы. Нальчик, 1990.
54. Урусбиева Ф. Путь к жанру. Нальчик, 1972.
55. Фащенко В.В. Характеры и ситуации. М., 1982.
56. Фидарова Р.Я. Проблема характера в современной северокавказской прозе. Автореф. диссертации на соиск. уч. степ, к.ф.н. М., 1984.
57. Фидарова Р.Я. Герои, характеры, жизнь. Владикавказ, 1990.
58. Филатов В.Н. Национальная психология как структурный элемент национального самосознания. Автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата философских наук. Фрунзе. 1970.
59. Чернышевский Н.Г. ПСС в 15-ти тт. Т. III.'M., 1947.
60. Чичерин A.B. Возникновение романа-эпопеи. М., 1964.
61. Эфендиева Т.Е. Кайсын Кулиев. Литературный портрет. М., 1985.
62. Эфендиева Т.Е. Поэзия жизни. Нальчик, 1977.
63. Эфендиева Т.Е. Проблемы традиций и новаторства в творчестве Кайсына Кулиева. Нальчик, 1979.
64. Эфендиева Т.Е., Эфендиев С.И. Кайсын Шуваевич Кулиев. Биография поэта. Ч. 1. 1917-1958. Нальчик, 1997.
65. Эфендиева Т.Е., Эфендиев С.И., Эфендиев Ф.С. Друзья Кайсына Кулиева. Нальчик, 1999.
66. Эфендиева Т.Е., Эфендиев С.И., Эфендиев Ф.С. Кайсын Шуваевич Кулиев. Биография поэта. Ч. 2. 1959-1985. Нальчик, 1997.
67. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Нальчик, 1999.1.. Статьи
68. Айтматов Ч.Т. Выступление на объединенном пленуме правлений творческих союзов СССР. // Литературная газета. 1969, № 51.
69. Айтматов Ч.Т. Статьи, выступления, диалоги, интервью. М., 1988.
70. Ауэзов М. Мысли разных лет. По литературным тропам. // Литературная газета. 1965. №1.
71. Благоев. Д. Литературно-критические статьи. София, 1951.
72. Борев Ю. Личность нация - человечество // Национальное и интернациональное в советской литературе. М., 1971.
73. Бочарев С.Г. Характеры и обстоятельства. // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. М., 1962.
74. Брагинский И.С. Интернациональное и национальное в литературах Востока (заметки и дискуссии). // Народы Азии и Африки. 1971, № 1.
75. Брагинский И.С. Интернациональное и национальное в литературах Востока. Заметки и дискуссии. // Народы Азии и Африки. 1971, №1.
76. Быков В. Как создавалась повесть "Сотников". // Литература и современность. М., 1975.
77. Ю.Горбунова E.H. Проблема межнационального взаимодействия в современной литературе. // Взаимодействие и взаимообогащение. Л., 1998.
78. Гусейнов Ч.Г. Этот живой феномен. // Советская многонациональная литература вчера и сегодня. М., 1988.
79. Дмитриева А. Несколько предварительных замечаний. // Вопросы литературы. 1989, № 8.
80. Джимбинова Р. Национальное и интернациональное в калмыцком романе. // Советский многонациональный роман. М., 1985.
81. Джусойты Н. Все начинается с размышления. // Вопросы литературы. 1976, №5.
82. Джусойты Н. О национальной самобытности писателя. // Вопросы литературы. 1968, №12.
83. Джусойты Н. Чурек на завтра, или дума о будущем. // Дружба народов. 1975, №11.
84. Иванов В. Национальный характер и литература. // Литературная газета. 1969, 7 мая.
85. Иезуитов А.Н. Проблема характера в эстетике и литературе. // Проблема характера в современной советской литературе. М.-Л.; 1962.
86. Кедрина 3. Обращаясь к истокам. // Литературная газета. 1969, 18 июня.
87. Кешоков А. Цвет зрелости. // Вопросы литературы. 1956, № 2.
88. Козлов В.И. Некоторые проблемы теории нации. // Вопросы истории. 1967, № 1.
89. Кон И. Национальный характер миф или реальность? // Иностранная литература . 1968, № 9.
90. Кугультинов Д. Поэт ровесник человечества. // Вопросы литературы. 1968, №2.
91. Кузьмин В. Горская душа. // Советская молодежь. 1964, 25 марта.
92. Кулиев К.Ш. Живите в радости. // Советская Россия. 1985. № 129, 6 июня.
93. Лисса 3. О сущности национального стиля. // Вопросы эстетики. Вып. 6. М., 1964.
94. Алиева С. Зажги огонь в очаге. // Литературное обозрение. 1976, № 3.
95. Лифшиц М.А. Рецензия на книгу Г.Жидкова. Книга по истории русского искусства. // Новый мир. 1952, № 8.
96. Лихачев Д.С. Национальное единообразие и национальное разнообразие. // Русская литература. 1968, № 1.
97. Ломидзе Г.И. Не миф, а реальность. // Литературная газета. 1970, 3 июня.
98. Ломидзе Г.И. Необходима ясность. // Литературная газета. 1967, 28 марта.
99. Ломидзе Г.И. Расширение эстетического диапазона. // Вопросы литературы. 1971, №9.
100. Малид-Расул. Достоинство художественного слова. // Литература Дагестана и жизнь. Махачкала, 1982.
101. Малкондуев X. Патриарх балкарской литературы. // Кабардино-Балкарская правда. 1999 г., 23 февраля.
102. Новиченко Л. Вечно новый реализм. // Вопросы литературы. 1982, № 7.
103. Образ положительного героя в литературах народов СССР. М., 1962.
104. Пархоменко М. Рождение нового эпоса. // Вопросы литературы. 1972. №5.
105. Платонов К.К. Способности и характер. // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
106. Султанов К. От схемы к характеру. Заметки о прозе Северного Кавказа. // Дружба народов. 1980, №1.
107. Теппеев A.M. Окунаясь в неясный мир . Размышления о профессии. // Литературная Кабардино-Балкария. 1996, № 4.
108. Теунов X. Национальное и интернациональное в литературе. // Дон. 1971, №8.
109. Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей. // Вопросы философии. 1964, № 11.
110. Тыртышный В. Горская душа. // Дон. 1964, №11.
111. Фидарова Р.Я. Развитие художественного сознания народов Северного Кавказа и проблема характера. // Вопросы осетинской литературы и фольклора. Орджоникидзе, 1984.
112. Фидарова Р.Я. Принципы психологического анализа в романе Е.Уруймаговой «Навстречу жизни». // Вопросы осетинской литературы и фольклора. Орджоникидзе, 1988.
113. Хузангай А. Восстановить культурно-исторический контекст. // Вопросы литературы. 1989, № 10
114. Шекемов В. Он первым раскритиковал колхозы. // Вечерний Нальчик. 1998, 13 мая.
115. Эльбердов Э. О людях красивых. // Кабардино-Балкарская правда. 1964, 31 марта.
116. I. Художественные произведения
117. Гамзатов Р. Мой Дагестан. Махачкала, 1974.
118. Гуртуев Б.И. Новый талисман. Роман. Пер. с балкар. Нальчик, 1975.
119. Залиханов Ж. Горные орлы. Роман. Пер. с балкар. Москва, 1974.
120. Залиханов Ж. Горящие сердца. Роман. Пер. с балкар. Нальчик, 1978.
121. Кациев X. Тамада. Роман. Пер. с балкар. Нальчик, 1973.
122. Кулиев К. Была зима. Роман. М., 1987.
123. Кулиев К. Краса земная. Стихи. Пер. с балкар. М., 1980.
124. Кучинаев М. Водовороты жизни. Повесть. Пер. с балкар. Нальчик, 1991.
125. Распутин В. Повести. М., 1976.
126. Рытхэу Ю. Когда уходят киты. Л., 1977.
127. Теппеев А. Твой свет. Повести. Пер. с балкар. М., 1977.
128. Теппеев А. Яблоки до весны. Повести и рассказы. Пер. с балкар. Нальчик. 1983.
129. Толгуров 3. Алые травы. Повести. Пер. с балкар. М., 1975.
130. Толгуров 3. Белая шаль. Повесть. Пер. с балкар. М., 1982.
131. Толгуров 3. Большая Медведица. Роман. Пер. с балкар. М., 1989.
132. Толгуров 3. Эрирей. Повесть.Нальчик, 1978. С. 116.
133. Шаваев X. Последний день недели. Повесть. Пер. с балкар. Нальчик, 1990.
134. Шаваева М. Мурат. Роман. Нальчик, 1961.
135. Этезов О. В теснине. Роман. Пер. с балкар. Нальчик, 1961.
136. Этезов О. Камни помнят. Повесть. Пер. с балкар. М., 1976.1.. Архивные материалы
137. ЦГА. КБАССР, Ф. Р 851, оп. 2, ед. хр. 102, л. 1-16.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.