Традиции и обычаи как регулятивный и социокультурный феномен общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Соколов, Андрей Иванович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 167
Оглавление диссертации кандидат философских наук Соколов, Андрей Иванович
Введение.
Глава 1. Традиции и обычаи - хранители жизненного опыта поколений.
1.1. Обычаи и традиции — регуляторы социальных отношений.
1.2. Обычаи и традиции — явления здравого смысла и социальной психологии.
1.3. Нормативные функции обычаев и традиций.
Глава 2. Обычно-правовые нормы как законы функционирования и управления социальными процессами.
2.1. Эволюция обычно-правовых норм в обществе.
2.2. Место и роль обычно-правовых норм в земледельческих крестьянских общинах.
2.3. Нормы обычного права в кочевом обществе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Правовой обычай и модернизация в праве: На материалах франкофонной Африки и Мадагаскара2005 год, кандидат юридических наук Захарова, Мария Владимировна
Обычное право как социокультурный фактор общественного развития2006 год, кандидат философских наук Плеханов, Андрей Александрович
Обычное право как структурно-функциональный элемент национальной правовой системы: историко-теоретический и сравнительно-правовой анализ2006 год, доктор юридических наук Дашин, Алексей Викторович
Правовой обычай в системе источников права: опыт комплексного исследования: на примере правовой традиции народов Северного Кавказа2008 год, кандидат юридических наук Михайленко, Нафисет Мурадиновна
Обычай в системе форм права: вопросы теории2002 год, кандидат юридических наук Прохачев, Алексей Викторович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиции и обычаи как регулятивный и социокультурный феномен общества»
Актуальность темы исследования. Потребность в знаниях народно-правовых традиций, процессов их взаимодействия с общественно-политическими, социально-экономическими, этнокультурными аспектами жизни народов становится все более необходимой в условиях демократизации нашего общества, формирования правового государства. В XX веке наблюдаются тенденции пробуждения социального и этнического самосознания русского и других народов России, нашедшие отражение в национальных движениях, направленных, в том числе, на возрождение и сохранение народных обычаев и традиций как части национальной культуры, этнического менталитета.
На современном этапе исторического развития остро встал вопрос о расширении прав коренных народов, закреплении и реализации основных гарантий их жизнедеятельности, к числу которых относится и признание обычая как источника позитивного права. Эта проблема напрямую связана с решением практических задач по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни этнических общностей, что влечет необходимость разработки новых общегосударственных программ, наиболее адекватно отражающих их культурные особенности.
Модернизация, глобализация общественной и семейной жизни, этноэволюционные и особенно этнотрансформационные процессы вели к ломке традиционного уклада, с каждым годом все более затрудняя и осложняя выявление исторического прошлого народов. Вместе с тем многое из прошлого, исчезая с поверхности, в действительности лишь уходило вглубь, продолжая, так или иначе, оказывать значительное влияние на всю жизнедеятельность народа, в том числе и на мировоззренческие основы его традиционного этнического правосознания.
В научной литературе нормы права, основанные на традициях и обычаях, обозначают понятием «обычное право». В данном исследовании мы придерживаемся этого термина. Обычное право можно рассматривать в качестве источника легального, позитивного (господствующего) права. В настоящее время обычное право занимает незначительное место в правовой системе большинства стран, однако его не следует недооценивать, так как во многом социальное поведение, отношение к тем или иным законам предопределяется правовым менталитетом, который формируется на основе обычного права. Особенно когда речь идет, например, об обычаях, действующих в масштабе крупных регионов или в масштабе страны (обычаи торгового мореплавания, обычаи портов, международные обычаи и др.). С точки зрения философии вызывает интерес сам процесс становления обычного права, а также его регулирующая роль в современных условиях.
Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества. Причем проблемы возникновения, формирования и развития обычного права носят многоплановый характер, поскольку его нормы являются элементами национальной культуры, отражают ее особенности. Изучение обычаев, их соотношения с другими источниками права важно для понимания исторического процесса возникновения права, а также преемственности в развитии правовых норм. Несмотря на продолжительность своего существования, обычное право стало объектом серьезного научного исследования только с начала XIX века, которое осуществлялось, в основном, этнологами и историками. В философии, как отечественной, так и зарубежной, обычное право изучалось и изучается в историческом аспекте и в плане сравнения обычной нормы с другими социальными нормами. Обычное право как социальное явление рассматривается в качестве исторически ценного источника, но мало актуального в современных условиях. Такому представлению, конечно, способствует то незначительное место, которое отводится данному источнику права в правовых системах современных государств. Однако в условиях развития договорных отношений, особенно в сфере предпринимательской деятельности, законодательство не всегда способно урегулировать все элементы имущественных отношений. Здесь на помощь приходит формирующееся стихийно, но с учетом интересов отдельных групп лиц, обычное право. Разумеется, нельзя не отметить, что в современной судебной практике ссылки на обычное право применяются нечасто, однако достаточно интенсивное развитие получает практика заключения гражданско-правовых договоров на основании обычных норм, а также формирование корпоративных кодексов или сводов единообразных обычаев и правил. В связи с этим слабая теоретическая разработанность, необходимость осмысления с позиций социальной философии обычного права как социального феномена с установлением его роли и значения в регулировании гражданско-правовых отношений, а также потребности практики обуславливают актуальность и значимость настоящего диссертационного исследования.
Раскрытие механизма развития обычного права имеет большое значение для познания сути социальных процессов, происходящих в политико-правовой сфере современного общества. При создании государственного и административно-управленческого аппарата, а также соответствующих форм социального регулирования в необходимых случаях используются прогрессивные обычаи, а также моральные и иные социальные нормы. Последнее особенно важно, если учесть, что обычаи в регулировании общественных отношений играли существенную роль, следовательно, познание закономерностей возникновения и функционирования обычного права практически важно при анализе правотворческой и правоприменительной деятельности. Общеизвестно, что юридические обычаи содержат опыт прошлого в сжатом виде, дают представление о характере политических и социальных образований, которыми они были порождены, поэтому их изучение помогает определить уровень стадиального развития общества в целом.
Степень разработанности проблемы. Большое значение для теоретического оформления проблемы обычного права имели достижения российских ученых, а в частности JI.A. Лаптевой, И.С. Аксакова,
М.Ф. Владимирского-Буданова, А.В. Червяковского и др. При анализе обозначенной в диссертационном исследовании проблемы использовались работы классиков философской мысли: И. Канта, Г.В. Гегеля, К. Маркса и др.
Плодотворными для осмысления природы обычного права в системе социального развития являются работы В.Д. Каткова, С.С. Крюковой, Л.Г.Свечниковой, Ю.И. Семенова, М.А. Супотаева, А.А. Хаминцевой, в которых изучаются истоки обычного права, а также особенности законодательного закрепления обычно-правовых норм. Наиболее заметное место среди ученых, занимающихся данной проблематикой, принадлежит К.Я. Бекяшевой, А.П. Бутенко, С.А. Ильину, X. Кетцу, А.Н. Кушковой, В.В. Леонтовичу, А.В. Морозовой, А.И. Першицу, А.В. Сопочиной, Т.В. Чумаковой, К. Цвайгерту и др. Именно в их работах наиболее полно раскрыты понятия обычного права и правового обычая, разграничены природа их действия и роль, приведены примеры применения в современном обществе обычаев, составляющих обычное право коренных народов.
В XX в. проблема взаимодействия обычного права с другими сферами общественной жизни постепенно стала перемещаться в центр научного интереса философского, юридического, этнографического, социологического и политического направлений исследования. Фундаментальный анализ существенных характеристик взаимодействия обычного права с общественной жизнью, механизм его функционирования представлены в трудах А.Н. Верещагина, С.А. Ильина, Л.И. Петражицкого, М.А. Сопочиной,
A.С. Супотаева, А.С. Хомякова.
Исторические корни данной проблемы исследовались
B.А. Александровым, Д.Ж. Валеевым, А.Н. Минх, В.А. Тишковым, Ю.Н. Мокшиной, Н.И. Новиковой, Ю.И. Семеновым.
Концептуальный подход к объективному изучению норм обычного права и законодательному закреплению осуществляли А. Виноградов, А.С. Ибраева, Е.Г. Лукьянова, М.П. Карасев, И.Л. Честнов и др.
Специальной отраслью знания, где проблема права и социальных норм в юридических законах является ведущей, в последнее время стали философия права и социология права. Среди авторов, плодотворно работающих в данной сфере, можно назвать В.А. Багинина, B.JI. Дорощенко, А. Кучерену, В.В. Лапаеву, В.П. Малахова, В.Е. Чиркина. Отдельные аспекты соотношения права с моральными нормами, а также роли правосознания в общественной жизни рассматривались И.А. Ильиным, М.А. Исмаиловым, Л.Г. Свечниковой, B.C. Соловьевым, В.Н. Костюк, А.А. Хаминцевой.
Обычное право является новым в предметном поле социальной философии и заслуживает специального анализа. Большое значение для теоретического оформления проблемы имели ежегодно проводимые конгрессы этнографов и антропологов России. Особенно можно выделить: Международный конгресс по обычному праву и правовому плюрализму; Конгрессы этнографов и антропологов России — «Обычное право и правовой плюрализм в меняющихся обществах», «Обычное право и проблемы функционирования правовой системы», «Обычное право в культурной традиции и его изучение». В 2007 г. в Республике Мордовия прошел VII конгресс этнографов и антропологов России «Многоэтничные общества и государства».
Обычное право является предметом исследования целого ряда дисциплин. Но правоведы рассматривают его в основном лишь как источник права. Историки выделяют ретроспективно-этническом аспект.
Вместе с тем, всесторонне проблема обычного права как социокультурного фактора общественного развития, рассматриваемая с позиции социально-философского анализа, не получила достаточного освещения, что во многом определило задачи данного исследования.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы -социально-философский анализ обычного права в качестве социокультурного фактора общественного развития. Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
- раскрыть регулятивную и социокультурную сущность обычного права, его роль и место в системе социальных отношений; выявить значение правового обычая в установлении и функционировании правовой системы;
- установить роль обычного права в становлении правосознания в обществе.
Объект исследования. Обычное право как социокультурный элемент общественного развития.
Предмет исследования. Механизм формирования правовой культуры общества на основе правового обычая.
Методология исследования. Методологической основой исследования служит концепция социального детерминизма как системы принципов, категорий и законов, исследующая общество, указывающая на универсальный объективный характер взаимосвязи социальных явлений, раскрывающая закономерность общественного развития.
В диссертации применены следующие методы, обусловленные спецификой данной работы: сравнительно-исторический, позволяющий изучать механизм детерминации развития общества в историческом аспекте;
- структурно-функциональный, на базе которого определяются как сущность отдельных элементов в системе обычного права, так и функция обычного права в общественной жизни;
- системный, дающий основание рассматривать общество на основе целостности, взаимосвязи, самоорганизации;
- интегративный, с помощью которого знания, полученные различными науками, используются при решении поставленных задач.
Теоретические источники диссертационного исследования. В качестве теоретических источников использовались труды зарубежных и отечественных авторов в области исследования социальной философии проблем обычного права, взаимодействия его элементов, значения в юридических законах, его соотношения с нормами морали, а также роли правосознания в общественной жизни.
Научная новизна. Впервые на философском уровне выявлен социокультурный феномен обычного права как фактора общественного развития:
- раскрыто социально-философское значение обычного права в становлении и развитии общественных отношений и определен механизм взаимодействия элементов обычного права с другими сферами общественной жизни. Обычное право основано на силе авторитета общественного мнения социальной группы, в рамках которой оно выработано;
- выявлена роль обычного права в формировании правовой культуры современного общества и установлении законности. Обычно-правовые нормы являются источниками современного позитивного права, и современное общественное правосознание во многом обусловлено этическими нормами и принципами правового обычая; t
- установлена роль обычного права как основания правового регулирования общественной жизни и правосознания. Правоприменительная деятельность общества проходит через систему таких ценностей обычного права, как справедливость, добро, истина, гуманизм, изначально установленную самими субъектами правосознания, что оказывает непосредственное влияние на повышение эффективности законотворческой деятельности.
Практическая значимость исследования. Диссертационное исследование вносит определенный вклад в разработку философского исследования норм права, основанных на обычаях и традициях, раскрывает основные аспекты этой проблемы на современном этапе развития общества.
Теоретические обобщения о регулятивной роли традиций и обычаев могут быть использованы в исследовании данной проблемы в философии, психологии, социологии, этнологии, правоведении. Результаты исследования могут стать материалом творческого обсуждения указанной проблемы на методических семинарах по данным дисциплинам.
Материалы исследования могут быть использованы при создании специальных работ по обычному праву, регулированию общественных отношений и морально-правовым основам общества, а также при чтении лекций и проведении семинарских занятий для • студентов по курсам социальной философии, социологии, этнологии, сравнительного правоведения и др.
Положения, выносимые на защиту:
1. Формирование правового государства означает новое качественное состояние в историческом процессе и актуализирует значимость норм обычного права для современного общественного развития. Смена парадигмарных основ правового мышления современной эпохи и методологии общественного развития требует изменения отношения к обычному праву. Углубляясь в смысловой контекст обычного права, его социокультурное содержание, можно выделить два взаимосвязанных «бытия» - внешнее и внутреннее, совокупность которых формирует механизм взаимоотношений людей в социальной среде и становится важным условием становления субъективного и духовно-нравственного фактора, ликвидации противоречий между ценностным содержанием правового сознания современного человека, отстающего от требований времени, правовой реальностью.
2. Статус обычного права в рамках социально-философского знания определяется его следующими социокультурными функциями в общественном развитии: 1) мировоззренческая (формирует единую совокупность правовых воззрений на мир и на статус человека в нем); 2) методологическая (предлагает апробированные историческим опытом определенные методы, принципы, средства в решении жизненно-правовых проблем); 3) социально-аксиологическая (содержит принципы конструктивности, интерпретации и критичности, на основе социального идеала формирует ценностное содержание таких понятий, как добро, справедливость, правда); 4) регулятивная (раскрывая правомерность действий людей, балансирует правоотношения между членами социальных групп); 5) охранительная (предотвращает нивелирование индивидуальных качеств у субъектов социальной группы); 6) защитная (защищает социальные, экономические и иные интересы индивида в рамках социальной группы); 7) адаптационная (способствует социализации человека через правовой обычай к социально-правовой среде).
3. Ценностное составляющее обычного права, будучи силой внутренней, опираясь на добровольное подчинение человека общественным нормам, проходит через всю его жизнь, проникает в совесть, мысли и формирует чувственные элементы правовой ответственности. При анализе проблем развития институтов правового государства основной интерес представляет механизм воздействия обычного права через правовой обычай на правосознание и правовую культуру современного общества, которое должно учитывать исторический опыт регионов, традиции отдельных народов, возрождение элементов национального самосознания и национальной культуры в правовой сфере.
Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования докладывались на научных конференциях, проводимых в Чувашском государственном университете им. И.Н.Ульянова «Принцип наглядности в познании» (май 2008 г.), Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я.Яковлева «Правовые проблемы на региональном уровне» (июль 1998 г.).
Основные положения автора изложены в монографии «Регулятивная роль традиционных и обычно-правовых норм в обществе» и в научных статьях. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и методологии науки Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Обычаи алтайского этноса как регулятор современных социальных процессов в Республике Алтай2007 год, кандидат социологических наук Яковлева, Маргарита Николаевна
Правовой обычай как источник права2002 год, кандидат юридических наук Малова, Ольга Владиславовна
Обычаи и традиции в правовой системе Республики Дагестан2007 год, кандидат юридических наук Сагидов, Аслан Магаммадович
Обычное право кочевых народов Восточной Сибири в правовой системе Российского государства XIX - начала XX вв.2010 год, доктор юридических наук Наумкина, Валентина Владимировна
Соотношение права и обычая: на примере регулирования деятельности прокуратуры по обеспечению законности2008 год, кандидат юридических наук Чибисов, Дмитрий Георгиевич
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Соколов, Андрей Иванович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенного следует, что обычное право — это интерсубъективное явление общественной жизни, объективированное символической и знаковой формами. Оно непосредственно связано с материальными условиями жизни и с ментальностью народа.
Обычное право в символической форме содержит все исторические напластования различных эпох; оно в свернутом виде отражает весь генезис исторического развития определенного народа.
Обычное право - это часть национального достояния. В определенном смысле оно является составным элементом культуры нации, продолжением традиций, наследием предков и способом самовыражения данного общества.
Обычное право, синкретное общественное явление, поэтому особое значение в нем приобретают нормы, сопричастные правовым: моральные, религиозные, мифологические и другие, а это в свою очередь обусловливает необходимость изучения мифов, ритуалов обрядов, материализующих обычаи и традиции.
Обычное право, как правило, характеризуется особенной партикулярностью, хотя его нормы могут быть и общепризнанными. Учеными выдвигается также требование о том, что соблюдение правила должно быть непрерывным в течение более или менее продолжительного времени. Действительно, для образования обычая требуется промежуток времени, но для определения его продолжительности невозможно установить никакого критерия, нельзя определить, сколько раз должно повторяться известное поведение, чтобы превратиться в норму. Само по себе длительное соблюдение какого-либо правила на практике еще не влечет за собой его формирования в качестве нормы права. Важнее, чтобы это правило постоянно и в подавляющем большинстве случаев соблюдалось, что не обязательно должно происходить на протяжении значительного отрезка времени.
Нельзя не согласиться с необходимостью выделения в качестве признаков обычного права его ясности и определенности, поскольку обычное правило складывается незаметно, нет никакой определенной грани между еще только слагающимся и сложившимся обычаем. Природа обычного права такова, что невозможно исключить возникновение спора по поводу определения его содержания.
Однако все вышеуказанные признаки обычного права могут относиться скорее к родовым признакам обычая вообще, а не индивидуализирующим признакам обычного права. Для существования и действия обычного права повторяемости поведенческих актов недостаточно. Отличие обычного права от простого обычая не является простым вопросом. Обычай становится правовым только тогда, когда через соблюдение известного поведения появляется сознание его обязательности. Само по себе внутреннее убеждение еще не создает обычного права. Для этого необходимо внешнее признание, которое придает праву практическую реальность. Но было бы несправедливым окончательно отрывать обычное право от правового убеждения и его юридическую силу видеть только во внешних поступках. Соблюдение какого-либо положения как юридической нормы и воля группы людей' на такое соблюдение должны быть нераздельны друг от друга.
Помимо указанных признаков, некоторые ученые выдвигают требование разумности обычного правила и отсутствия заблуждения в его основании. Данные признаки представляются недостаточно определенными, а процесс распознания ошибки в основании обычного правила чрезвычайно сложным. Выдвигаемое в ряде работ требование о непротиворечии содержания обычного права нормам нравственности также сложно обосновать. Нравственным смыслом любой правовой нормы является поиск справедливости, учитывая, что этот критерий в человеческом плане является весьма относительным. Нельзя полностью отметать требование о соответствии норм обычного права нравственным идеалам. Обычное право как источник гражданского права должно опираться на ценностные ориентиры, истинной мерой которых является идея справедливости.
Юридическая сила обычного права состоит не в признании его со стороны государства, а основана на «силе факта» и авторитете общественной группы, в рамках которой оно выработано. Однако в современных условиях нельзя не признать особой конституирующей роли государства в формировании национальных источников права. При этом предметом санкционирования со стороны государства служит не конкретное правило поведения, а лишь возможность его использования для регулирования определенных отношений.
Обычное право как источник гражданского права — это совокупность правовых норм, сложившихся и ставших обязательными в определенной сфере человеческой деятельности, общественной группе или местности в результате многократного и единообразного повторения известного поведения, обеспеченных социальным принуждением (авторитетом) и используемых для регулирования конкретных гражданско-правовых отношений в установленном * порядке с санкции государства.
В ряде случаев совпадение правовых норм у разных народов можно рассматривать как свидетельство типологического сходства, предопределенного социальными, экономическими, географическими и прочими условиями. Поразительные аналогии между нормами обычного права восточных народов и ряда других народов мира еще раз подтверждают действие общих закономерностей в историческом развитии народов. Одновременно сравнительное изучение обычного права позволяет установить не только параллели, но и особенности, присущие тем или иным обществам, специфику их социальных установлений.
Юридические нормы поведения людей столь же историчны, как и другие общественные явления. В силу консерватизма, свойственного праву, в общинах иногда действовали нормы, уже не соответствующие изменившимся социальным отношениям. Выяснение причин их возникновения позволяет реконструировать и создавшие их обстоятельства, дает возможность обнаружить, какого рода явления в прошлом имели постоянный и важный для общества характер и потому нуждались в правовом регулировании.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Соколов, Андрей Иванович, 2008 год
1. Александров, В. А. Отечественная наука XIX начала XX века об обычном праве в России / В. А. Александров // Социально-политическое и правовое положение крестьянства в пореформенной России: сб. ст. — Воронеж, 1983.-С. 6-8.
2. Алексеев, В. П. История первобытного общества: учеб. для вузов по спец. «Истории». / В. П. Алексеев, А. И. Першиц. М.: Высш. шк., 1990. -349с.
3. Алексеев, С. С. Социальная ценность права в советском обществе / С. С. Алексеев. М.: Юрид. лит., 1971.-223 с.
4. Алимжан, К. А. Обычное право как форма права / К. А. Алимжан. -Алматы: Гылым, 1999. 182 с.
5. Ананченко, Ю. Обычай и закон. Как они уживаются / Ю. Ананченко // Юридический вестник. 1997. — № 10.
6. Арутюнов, С. А. Обычай, ритуал, традиция / С. А. Арутюнов // Советская этнография. — 1981. № 2. - С. 97-99.
7. Архив Государственного музея этнографии (АГМЭ).
8. Архив Русского географического общества (АРГО).
9. Баллер, Э. А. Социальный прогресс и культурное наследие / Э. А. Баллер; отв. ред. Н. С. Злобин; АН СССР. М.: Наука, 1987. - 158 с. - (Научно-популярная литература. История и современность).
10. Ю.Бгажноков, Б. X. Адыгский этикет / Б. X. Бгажноков. Нальчик: Эльбрус, 1978. - 158 с.
11. Бердяев, Н. А. Философия неравенства / Н. А. Бердяев // Русское зарубежье. Л., 1991. - С. 7-242.
12. Бернд, Р. М. Мир первых австралийцев: сокр. пер. с англ. / Р. М. Бернд, К. X. Бернд; авт. предисл. В. Р. Кабо. М.: Наука, 1981. - 447 с.
13. Билимович, А. Д. Крестьянский правопорядок по трудам местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности / А. Д.
14. Билимович. — Киев: Тип. Имп.ун.-та св.Владимира акц. о-ва печ. и изд. дела Г.Г. Корчак-Новицкого, 1904.- 60 с.
15. Бирлайн, Д. Ф. Параллельная мифология / Д. Ф. Бирлайн; пер. с англ. А. Блейз. М.: Крон-Пресс, 1997. - 333 с. - (Академия).
16. Большая советская энциклопедия. В 30 т. Т 1: А-Ангоб / гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Совет, энцикл., 1969. — 608 с.
17. Бур дина, А. И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма / А. И. Бурдина. М.: Высш. шк., 1979. — 175 с.
18. Валиханов, Ч.Ч. Собрание сочинений. В 5 т. Т. 4 / Ч.Ч. Валиханов. -Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1961. 771 с.
19. Васильев, Л. С. Протогосударство ciefdom как политическая структура / Л. С. Васильев // Народы Азии и Африки. - 1981. - № 6. - С. 151-175.
20. Венгеров, А. Б. Значение археологии и этнографии для юридической науки / А. Б. Венгеров // Советское государство и право. 1983. - № 3.
21. Веригин, Н. Начала народного права и судопроизводства / Н. Веригин // Русская речь. 1989. - № 3.
22. Веселовский, Н. Г. Василий Васильевич Григорьев по его письмам и трудам / Н. Г. Веселовский. СПб.: Имп. рус. археол. о-во, 1887.- (4), 288, 105 е.: 1л. портр.
23. Вико, Дж. Основания новой науки об общей природе наций / Дж. Вико. М.-К.: REFL-book-ИСА, 1994. - 656 с.
24. Владимирский-Буданов, М. Ф. Обзор истории русского права / М. Ф. Владимирский-Буданов. М.: Территория будущего, 2005. — 798 с. (Университетская библиотека Александра Погорельского. Серия «История. Культурология»).
25. Волков, Г. Н. Трудовые традиции чувашского народа. Этнопедагогический очерк / Г. Н. Волков. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1970. -96 с.
26. Вяткин, М. П. Батыр срым / М. П. Вяткин. М., Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1947.-392 с.
27. Гарданов, Б. А. Материалы по обычному праву кабардинцев. Первая половина XIX в. / Архивный отдел МВД Кабард.АССР, Кабард. Науч.-исслед.ин-т; подгот. к печати Б. А. Гарданов. Нальчик, 1956.- 427 с.
28. Гегель, Г. В. Ф. Сочинения. Т. 10, кн. 2: Лекции по истории философии / Г. В. Ф. Гегель. М.: Соцэкгиз, 1932. - 486 с.
29. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Логика / Г. В. Ф. Гегель: под. ред. А. Деборина. -М.; Л.: Гос.изд-во, 1930. 367 с.
30. Гидатликские адаты / Ин-т истории, языка и литературы им. Цадасы; подгот. к печати X. М. Хашаев и М. С. Саидов. Махачкала, 1957. — 41 с.
31. Горелова, В. Н. Обыденное сознание, его структура и функции: автореф. дис. . канд. филос. наук / В. Н. Горелова. Казань, 1974. - 18 с.
32. Горячева, А. И. Общественная психология / А. И. Горячева, М. Н. Макаров. Л.: Наука, 1979. - 216 с.
33. Гофман, А. Б. Обычай как форма социальной регуляции / А. Б. Гофман, В. П. Левкович // Советская этнография. 1973. - № 1. — С. 14-24.
34. Графский, В. Г. Власть законов: история идей и современность / В. Г. Графский / и др. ; отв. ред. В. С. Нерсесянц ; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права. М. : Эдиториал УРСС, 2000. - 254 с.
35. Гродеков, Н. Н. Киргизы и каракиргизы Сыр-Дарьинской области. Т. 1. / Н. Н. Гродеков. Ташкент : Типо-лит. С. И. Лахтина, 1889.
36. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. -М.: Искусство, 1984. 350 с.
37. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 2. / В. И. Даль. М., 1989. - 779 с.
38. Далгат, Б. Материалы по обычному праву ингушей / Б. Далгат // Известия Ингушского института краеведения. Владикавказ, 1930. - Вып. 2-3.
39. Дриль, Д. Обычай и закон / Д. Дриль // Юридический вестник. 1883.- № 6-7.
40. Дубинин, М. И. Динамика обыденного сознания / М. И. Дубинин, JL Г. Гуслякова. Минск, 1985. — 135 с.
41. Загоскин, И. П. История права русского народа. Т. 1. / Н. П. Загоскин.- Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1899.
42. Зарубежный опыт правового развития: вопросы теории и практики. -М., 1993.
43. Зиманов, С. 3. Общественный строй казахов в первой половине XIX в. / С. 3. Зиманов ; Ин-т философии и права. Алма-Ата, Изд-во АН КазССР, 1958.-296 с.
44. Зырянов, П. Н. Обычное гражданское право в пореформенной общине / П. Н. Зырянов // Ежегодник по аграрной истории. Вологда, 1976. - Вып. 6.
45. Ефименко, А. Я. Исследования народной жизни. Вып. 1. Обычное право / А. Я. Ефименко. М. : В. И. Касперов, 1884. - 380 с.
46. Исаев, Н. А. Символизм правовой формы: историческая перспектива / Н. А. Исаев // Правоведение. — 2002. № 6.
47. Кабо, В. Р. Тасманийцы и тасманийская проблема / В. Р. Кабо ; Ин-т этнологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М. : Наука, 1975. - 199 с.
48. Кант, И. Основы метафизики нравственности / Кант, И. Сочинения : в 6 т. / И. Кант. М., 1966. - Т. 4, ч. 1. - 464 с.
49. Качаровский, К. Р. Народное право / К. Р. Качаровский. М., 1906.
50. Карбонье, Ж. Юридическая социология: пер. с фр. / Ж. Карбонье. -М. : Прогресс, 1986. 351 с.
51. Карлов, В. В. Обычное право народов Сибири: (буряты, якуты, эвенки, алтайцы, шорцы) : сб. / Рос. акад. наук, Центр по изучению межнац. отношений Ин-та этнологии им. Н. Миклухо-Маклая ; сост. В. В. Карлов. М. : Старый Сад, 1997. - 396 с.
52. Касавин, И. Т. Познание в мире традиций / И. Т. Касавин; отв. ред. В. А. Лекторский; АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1990. - 202 с.
53. Кассирер, Э. Философия символических форм / Э. Кассирер // Культурология. XX век. М., 1995.
54. Клибанов, А. И. Духовная культура средневековой Руси: материалы к курсу «Культура древ. Руси»: пособие для вузов / А. И. Клибанов. М.: Аспект Пресс, 1994.-367 с.
55. Ковалевский, М. М. Закон и обычай на Кавказе: в 2 т. / М. М. Ковалевский. М., 1890.
56. Колева, Т. А. Зимний цикл обычаев южных славян (к вопросу о структурно-типологическом анализе обрядности) / Т. А. Колева // Советская этнография. 1971. -№ 3. - С. 40-50.
57. Колмыков, П. Символизм права вообще и русского в особенности / П. Колмыков. СПб., 1839.
58. Копнин, П. В. Диалектика как логика и теория познания. Опыт логико-гносеологического исследования / П. В. Копнин. М.: Наука, 1973. -324 с.
59. Косвен, М. О. Преступление и наказание в догосударственном обществе / М. О. Косвен. М.; JI. : Гос. изд-во, 1925. - 140 с.
60. Краткий словарь когнитивных терминов / под ред. Е. С. Кубряковой. -М. : Филол. фак. МГУ, 1996. 245с., ил.
61. Культелеев, Т. Уголовное и обычное право казахов (с момента присоединения Казахстана к России до установления советской власти) / Т. М. Культелеев ; Акад. наук Казах. ССР. Алма-Ата, 1955. - 302 с.
62. Кучумова, JI. И. Крестьянский двор в общине Европейской России во второй половине XIX века / JI. И. Кучумова // Крестьянское хозяйство и современность: материалы Всерос. конф. Вологда, 1992. - Ч. 1.
63. Левыкин, И. Т. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии: (на опыте изучения психологии колхозного крестьянства) / И. Т. Левыкин. М.: Мысль, 1975. - 256 с.
64. Леваневский, М. Очерк киргизских степей / М. Леваневский // Земледелие. 1855. - Кн. 2, 3.
65. Левинстим, А. А. Суеверие в его отношении к уголовному праву / А. А. Левинстим // Журнал Министерства юстиции. 1897. — № 1.
66. Левшин, А. И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей: в 3 ч. Ч. 3 / А. И. Левшин. СПб., 1832. - 304 с.
67. Леонтович, Ф. И. Адаты кавказских горцев: материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа: в 2 вып. Вып. 1 / Ф. И. Леонтович. — Одесса: Тип. П. А. Зеленого, 1882-1883.
68. Леонтьев, А. А. Крестьянское право. Систематическое изложение особенностей законодательства о крестьянах / А. А. Леонтьев. 2-е изд., переем, и доп. - СПб., 1914. - 364 с.
69. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — 3-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1972. - 575 с.
70. Лисковец, Б. А. Имущественные разделы и выделы в колхозном дворе (по материалам судебной практики) / Б. А. Лисковец. М. : Госюриздат, 1963. -69 с.
71. Лодыженский, А. М. Методы этнологического изучения права / А. М. Лодыженский // Этнографическое обозрение. 1995. - № 4. - С. 157-165.
72. Макаренко, А. С. Сочинения. В 7 т. Т. 5. Общие вопросы теории педагогики / А. С. Макаренко; редкол.: И. А. Каиров и др.. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1951.-512 с.
73. Мальцев, Г. В. Социалистическое право и свобода личности: теоретические вопросы. М.: Юрид. лит., 1968. — 143 с.
74. Мансуров, Н. С. О систематизирующих понятиях общественной психологии / Н. С. Мансуров // Методологические проблемы социальной психологии: сб. ст. / отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1975. - С. 17-30.
75. Маркарян, Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции / Э. С. Маркарян // Советская этнография. 1981. - № 2. - С. 78-96.
76. Маркс, К. Сочинения. В 39 т. Т. 6 / К. Маркс, Ф. Энгельс; Ин-т Маркса-Энгельса-Ленина. 2-изд. - М.: Госполитиздат, 1955-1963. - 761 с.
77. Маркс, К. Сочинения. В 39 т. Т. 12 / К. Маркс, Ф. Энгельс; Ин-т Маркса-Энгельса-Ленина. 2-изд. - М.: Госполитиздат, 1955-1963. - 879 с.
78. Маркс, К. Сочинения. В 39 т. Т. 21 / К. Маркс, Ф. Энгельс; Ин-т Маркса-Энгельса-Ленина. 2-изд. - М.: Госполитиздат, 1955-1963. - 745 с.
79. Маслихин, А. В. Человеческая жизнь бесценна / А. В. Маслихин, В.Д. Маслихин Йошкар-Ола: Мар.гос.ун-т, 2006.-403 с.
80. Материалы по казахскому обычному праву. Т. 1. Алма-Ата, 1948.
81. Мейер, Д. И. Русское гражданское право : в 2 т. / Д. И. Мейер. СПб. : Н. Тиблен, 1861-1862.
82. Милов, JI. В. Великорусский пахарь и особенности российского*исторического процесса/ JI. В. Милов. М.: Росспэн, 1998. - 572 с.
83. Миронов, В. В. О понимании философии как мудрости / В. В. Миронов // Философские науки. 1996. - № 6. — С. 43-56.
84. Мухин, В. Ф. Обычный порядок наследования у крестьян: к вопросу об отношении нар. юрид. обычаев к будущему гражд. уложению / В. Ф. Мухин. -СПб., 1888.- 333 с.
85. Муромцев, Г. И. О некоторых особенностях традиционного права в развивающихся странах Азии и Африки / Г. И. Муромцев // Советское государство и право. 1989. - № 6.
86. Мэн, Г. С. Древнейшая история учреждений / Г. С. Мэн. СПб., 1886.
87. Неновски, Н. Право и ценности : пер. с болгар. / Н. Неновски. М.: Прогресс, 1987. - 246 с.
88. Неформальные экономики: Россия и мир / ред. Т. Шагин ; пер. и ред. И. Давыдовой и др.. М. : Моск. высш. шк. соц. и экон. наук : Логос, 1999.- 574 с. -Библиогр.
89. Никонов, С. П. Крестьянский правопорядок и его желательное будущее / С. П. Никонов. Харьков: Т-во «Печатня С. П. Яковлева», 1906. -330 с.
90. Ногмов, Ж. Б. История адыгейского народа / Ж. Б. Ногмов. — Нальчик: Эльбрус, 1982. 166 с.
91. Оршанский, Н. Г. Исследования по русскому праву обычному и брачному/Н. Г. Оршанский. СПб., 1879.
92. Павлов, И. П. Поли. собр. соч. В 6 т. Т. 4 / И. П. Павлов. 2-е изд., доп. - М., Л.: Изд-во АН СССР, 1951. - 451 с.
93. Пахман, С. В. Обычное гражданское право в России: юридические очерки. Т.1./ С. В. Пахман. СПб., 1877. - 447 с.
94. Петров, Л. А. Происхождение обычного права / Л. А. Петров // Журнал министерства юстиции. — 1899. — № 6.
95. Першиц, А. И. Проблемы нормативной этнографии исследования по общей этнографии / А. И. Першиц. - М.: Высш. школа, 1973. - 223 с.
96. Першиц, А. И. Проблемы нормативной этнографии / А. И. Першиц // История первобытного общества. Ереван : Изд-во Ерев. ун-та, 1988. - 369 с.
97. Першиц, А. И. Юридический плюрализм народов Северного Кавказа / А. И. Першиц, Я. С. Смирнова // Общественные науки и современность. 1996. — № 1.
98. Плеханов, Г. В. Избранные философские произведения. В 5 т. Т. 2 / Г. В. Плеханов -М.: Политиздат, 1957. 784 с.
99. Поршнев, Б. Ф. Социальная психология и история / Б. Ф. Поршнев. М.: Наука, 1979. - 398 с.
100. Психологический словарь / А. Т. Айранетянц, Я. А. Альтман, П. К.Анохин и др.. -М.: Педагогика, 1983. 447 с.
101. Рахматуллина, 3. Я. Традиция башкирского этноса как социокультурное явление: (философский анализ): автореф. дис. . д-ра филос. наук / 3. Я. Рахматуллина. Уфа, 2000. - 48 с.
102. Маклая; отв. редакторы: Н. И. Новикова, В. А. Тишков. М. : Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1999. - 251 с.
103. Российский государственный исторический архив. (РГИА).
104. Российское законодательство Х-ХХ веков: (тексты и коммент.). В 9 т. Т. 7. Документы крестьянской реформы / под общ. ред. О. И. Чистякова. -М.: Юрид. лит., 1989. 431 с.
105. Рулан, Н. Юридическая антропология / Н. Рулан. М.: Норма, 1999. -301 с.
106. Сабирова, В. М. Мировоззренческий аспект обыденного сознания: автореф. дис. . д-ра филос. наук / В. М. Сабирова. М., 1984. - 20 с.
107. Самоквасов, Д. Я. История русского права. Т. 1, вып. 1. / Д. Я. Самоквасов. Варшава, 1878. - 360 с.
108. Сарсенбаев, Н. С. Обычаи, традиции и общественная жизнь / Н. С. Сарсенбаев. Алма-Ата: Гылым, 1974. - 208 с.
109. Этнография и , смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. Вып. 2. / отв. ред. М. В. Крюков, И. Зельнов. М.: Наука, 1988. - 224 с.
110. Селюков, Ф. Т. Отечественный опыт экологии культуры в обычном праве / Ф. Т. Селюков // Государство и право. 1992. - № 10. - С.113-122.
111. Семенов, Ю. И. Введение во всемирную историю / Ю. И. Семенов ; М-во общ. и проф. образования РФ, Моск. физ.-техн. ин-т. Вып. 2. - М. : МФТИ, 1999. - 190 с. -Библиогр.
112. Сергеевич, В. И. Лекции и исследования по древней истории русского права / В. И. Сергеевич. СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1910. -667с.
113. Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования / под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. -288 с.
114. Социология преступности (Современные буржуазные теории) : сб. ст. / пер. с англ., вступит, ст. В. Н. Кудрявцева и Б. С. Никифорова ; под. ред. Б. С. Никифорова. М.: Прогресс, 1966. - 368 с.
115. Супотаев, М. А. Обычное право в странах Восточной Африки / М.
116. A. Супотаев. М., 1984. - 117 с.
117. Супотаев, М. А. Опыт классификации правовых систем освободившихся стран / М. А. Супотаев // Советское государство и право. -1988.-№ 12.
118. Суханов, И. В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления / И. В. Суханов; Горьк. ин-т инженеров водного транспорта. — Горький, 1973. — 256с.
119. Суханов, И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений / И.
120. B. Суханов. — М.: Политиздат, 1976. 216 с.
121. Теория государства и права: учеб. для вузов/ С. С. Алексеев и др. ; отв. ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалов. 2-е изд., изм. и доп. - М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2000. - 595 с.
122. Токарев, С. А. История русской этнографии: (дооктябрьский период) / С. А. Токарев. М.: Наука, 1966. - 453 с.
123. Токарев, С. А. Обычаи и обряды как объект этнографического измерения / С. А.Токарев // Советская этнография. — 1980. № 3. - С. 26-36.
124. Торнау, Н. Особенности мусульманского права / Н. Торнау. СПБ. : Санкт-Петербург, тип. Акад. наук, 1892. - 88 с.
125. Тютрумов, Н. Крестьянский суд и начала народно-обычного права / Н. Тютрумов // Русское богатство. — 1883. № 9.
126. Угринович, Д. М. Обряды, за и против / Д. М. Угринович. — М.: Политиздат, 1975. 175 с.
127. Угринович, Д. М. Сущность первобытной мифологии и тенденции ее эволюции / Д. М. Угринович // Вопросы философии. 1980. - № 9. - С. 135147.
128. Уледов, А. К. Духовное обновление общества / А. К. Уледов. — М.: Мысль, 1990.-355 с.
129. Уледов, А. К. Общественная психология и идеология / А. К. Уледов. М.: Мысль, 1985.-268 с.
130. Усеров, Н. Исследование правового памятника Жеты Жаргы: автореф. дис. . канд. юрид. наук /Н. Усеров. — Алма-Ата, 1977. — 24 с.
131. Федотов, В. А. Традиции и этнос / В. А. Федотов, Э. 3. Феизов. -Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2006. — 244 с.
132. Фрезер, Дж. Д. Золотая ветвь. Исследования магии и религии / Дж. Д. Фрезер. М., 1980. - 831 с.
133. Хюбнер, К. Истина мифа / К. Хюбнер. М.: Республика, 1996.447с.
134. Хан-Гирей. Записки о Черкессии. Нальчик, 1948.
135. Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней философии / А. Н. Чанышев. — М.: Высш. школа, 1981. 374 с.
136. Чарушин, А. А. Крестьянские сходы в бытовом их освещении / А.
137. A. Чарушин. Архангельск: Архангельск, губ. тип., 1911.-16 с.
138. Чаянов, А. В. К вопросу о теориях некапиталистических экономических систем / А. В. Чаянов // Чаянов и Восток. М., 1991.
139. Швырев, В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании /
140. B. С. Швырев. -М.: Наука, 1988. 332 с.
141. Шершневич, Г. Ф. Учебник русского гражданского права / Г. Ф. Шершневич. -М.: Фирма «Спарк», 1995. 556 с.
142. Этнография восточных славян: очерки традиционной культуры. -М., 1987.-556 с.
143. Юнг, К. Г. Архетипы и ЙЙмвол / К. Г. Юнг. М., 1991.
144. Якушкин, Е. Н. Обычное право. / Е. Н. Якушкин. Вып. 1. - М., 1910.
145. Despres, L. Ethnicity, and Resource Competition in Plural Societies. The Hague / L.Despers. Paris, 1975.
146. Eisenstadt S.N. Tradition, Change and modernity / S.N.Eisenstadt. -New York, 1973.
147. Levy, S.B. Shifting Patterns of Ethnic Identification Among the Hassidim// Bennett I.W. The New Ethnicity: Perspectives from Ethnology. St. Paul.: New York, 1973.
148. Mast, R. Ethnicity and National Building / B.Wendel В., Freeman W (Eds.)// Ethnicity and National Building. London, 1974. - P.65.
149. Pollok, F. The goverement of England / F. Pollok. London, 1907.473 p.
150. Rouce, A.P. Ethnic Identity: Strategies of Diversity/ A.P Roue/.-Boston: 1964.
151. Rudolf, L.I., Rudolf, S.H. The Modernity and Tradition: Political Development in India. Chicago.; - London.: 1967.
152. Shils, E. Tradition. London.; -Boston.: 1981. - P.13-15.
153. Van den Berghe, P.L. The Ethnic Phenomenon. New York.: Oxford, 1981.-P.251.
154. Weber, M. Wirtschaft und Cesellschaft: (Crundriss der Socialokonomic) /М. Weber. Tubingen, 1922.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.