Традиции древнерусской литературы в творчестве Б.К. Зайцева и И.С. Шмелева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, доктор филологических наук Пак, Надежда Идюновна

  • Пак, Надежда Идюновна
  • доктор филологических наукдоктор филологических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 347
Пак, Надежда Идюновна. Традиции древнерусской литературы в творчестве Б.К. Зайцева и И.С. Шмелева: дис. доктор филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2004. 347 с.

Оглавление диссертации доктор филологических наук Пак, Надежда Идюновна

Введение

Глава 1. Актуализация древнерусской культуры в России рубежа Х1Х-ХХ вв. и в сознании русской эмиграции.

Глава 4. Традиции древнерусской литературы в творчестве И.С.Шмелева периода эмиграции.

Глава 2. Древнерусская культура как фактор формирования художественного мира Б.К.Зайцева.

§ 1. Образы христианского универсума в дореволюционном творчестве писателя. ^

§ 2. Жанрово-стилевое своеобразие произведений Зайцева периода революции и гражданской войны.

Глава 3. Творческие поиски Б.К.Зайцева периода эмиграции.

§ 1. «Обновление» жанров древнерусской литературы. ^ \

§ 2 Рецепция жанров древнерусской литературы в творчестве Зайцева.

§ 1. Апокалиптические мотивы и образы «Солнца мертвых» и «Слова» и «Поучения» Серапиона Владимирского.

§ 2. «Лето Господне» как синтез идиллии, панегирика и плача.

§ 3. Жанр хожения в творчестве И.С.Шмелева: «Богомолье», «Старый Валаам».

§4. Образы святых в «Путях небесных» как жанрообразующий фактор романа.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиции древнерусской литературы в творчестве Б.К. Зайцева и И.С. Шмелева»

Изучение преемственных связей в литературе - одно из фундаментальных направлений в литературоведении. Наследие писателей русского зарубежья, возвращающееся в последние два десятилетия в Россию требует осмысления его как части национальной культуры, непосредственно с ней связанной и занимающей свое место в истории русской литературы. Этим определяется актуальность исследования творчества Б.К.Зайцева и И.С.Шмелева как представителей литературы эмиграции.

Творчество этих писателей интенсивно изучается: появились статьи в различных журналах, сборниках, уже написаны диссертации, проводятся конференции1. Исследователи обратились к проблематике и поэтике произведений Б.К.Зайцева и И.С.Шмелева, к их религиозно-философским исканиям, наследие писателей осмысляется в контексте русской и мировой литературы.

Научная новизна. Впервые в отечественном литературоведении творчество Б.К.Зайцева и И.С.Шмелева систематически рассмотрено с точки зрения освоения ими древнерусской литературной традиции. В процессе исследования уточнена специфика некоторых жанрообразующих факторов древнерусской литературы и показано их основополагающее значение для произведений писателей периода эмиграции.

Цель настоящей работы: исследовать те особенности содержания и поэтики произведений Б.К.Зайцева и И.С.Шмелева, которые генетически связаны с древнерусской литературной традицией, и показать своеобразие освоения этой традиции каждым из писателей.

1 С 1998г. в г. Калуге регулярно проводятся «Зайцевские чтения», а в Алуште — «Шмелевские чтения», проходили конференции, посвященные творчеству Б.Зайцева, в г.Орле; в Москве, С.-Петербурге, в Ставрополе, в Барнауле и других городах в рамках конференций по проблемам русской литературы творчество Зайцева и Шмелева изучается в самом широком контексте, изданы материалы этих конференций.

В соответствии с этой целью в диссертации поставлены следующие задачи:

• определить закономерности обращения писателей к древнерусской литературной традиции: общие (идейные, эстетические, художественные тенденции как рубежа Х1Х-ХХ веков, так и русской эмиграции) и индивидуальные факторы;

• дать анализ особенностей преломления в творчестве писателей элементов поэтики древнерусской литературы: принципов обобщения, жанровых топосов; проследить особенности разработки архетиИических сюжетов и образов, изображения духовных явлений и духовного опыта героев;

• определить функцию текстов Священного Писания, молитвословий, произведений древнерусской литературы (цитаты, реминисценции, аллюзии) в произведениях писателей;

• в процессе анализа уточнить своеобразие некоторых жанров древнерусской литературы (хождения, жития, слова, поучения), обусловленное спецификой пространственно- временных отношений, отраженных в них;

• систематизировать основные подходы исследователей к изучению проблемы традиции древнерусской литературы в литературе нового времени.

Методы исследования. В работе используется комплексная методика исследования: выяснение условий актуализации древнерусской культуры, способствовавших творческому становлению писателей и дальнейшему его развитию, потребовало культурно-исторического подхода; жанрово-стилевое своеобразие наследия писателей в его отношении к древнерусской литературе изучалось с помощью целостного анализа художественного произведения, сравнительно-типологического и герменевтического методов.

Методологической и теоретической основой послужили работы

A.Ф.Лосева, М.М.Бахтина, в которых дан глубокий философский подход к проблемам традиции в культуре, соединенный с конкретным филологическим анализом; исследования С.С.Аверинцева, В.В.Бычкова, Д.С.Лихачева, в которых разработаны проблемы эстетики и поэтики византийской и древнерусской литературы и культуры; труды

B.Г.Флоровского, освещающие вопросы веры и культуры с богословских позиций, знания которых требует специфика исследуемого материала; работы Н.И.Прокофьева, В.В.Кускова, В.Е.Ветловской, Е.В.Николаевой, в которых основательно изучен конкретный литературный материал по проблеме традиций.

Объектом исследования стал весь корпус произведений Б.К.Зайцева и наиболее значительные произведения И.С.Шмелева периода эмиграции: «Солнце мертвых», «Лето Господне», «Богомолье», «Старый Валаам» и «Пути небесные».

Положения, выносимые на защиту.

• Актуализации традиции древнерусской культуры и литературы в творческом сознании Б.К.Зайцева и И.С.Шмелева способствовали идейные, эстетические, художественные поиски деятелей литературы и культуры рубежа Х1Х-ХХ вв. в России, осмысление национальных основ бытия в эмиграции.

• Древнерусская литературная традиция выражена в творчестве писателей нового времени, прежде всего, на уровне специфических пространственно-временных отношений, обусловивших особенности изображения профанного, сакрального и мистического пространства (как пространства богообщения).

• «Память жанра» заявляет о себе не только в таких произведениях, как «Преподобный Сергий Радонежский», «Афон» и «Валаам» Зайцева,

Лето Господне», «Богомолье» и «Старый Валаам» Шмелева, в разной степени она проступает почти во всех произведениях, созданных писателями в эмиграции, включая и художественно-публицистические.

• Жанровые схождения древнерусских памятников и рассматриваемых произведений ведут и к стилевым сближениям. В. частности, писатели, каждый по-своему, творчески осваивают «иконописные» приемы в слове.

• Один из инвариантов древнерусской литературной традиции -позиция писателя, сознающего свою ответственность как наставника читателя, сохраняясь в русской литературе нового времени в целом, в творчестве Зайцева и Шмелева периода эмиграции становится ярко выраженным.

• Зайцев и Шмелев по-разному осваивают традицию древнерусской литературы, что подчеркивает, с одной стороны, самобытность каждого из них, а с другой - демонстрирует непрерывность, живое функционирование древнерусской литературной традиции в творчестве писателей XX века.

Диссертация состоит из Введения, четырех глав и Заключения. Во Введении уточнено содержание понятия "традиции" древнерусской литературы, кратко охарактеризованы основные подходы к исследованию проблемы. Первая глава посвящена вопросам актуализации древнерусской культуры в культуре «серебряного века» и в деятельности творческой интеллигенции русской эмиграции. Во второй главе показано преломление древнерусской культуры в произведениях Б.К.Зайцева доэмигрантского периода. В третьей главе проанализировано творческое освоение Зайцевым древнерусской литературной традиции. В четвертой главе рассмотрены особенности освоения Шмелевым традиций древнерусской литературы. В Заключении подводятся итоги проведенного исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Пак, Надежда Идюновна

Заключение

Впервые в отечественном литературоведении на основе генетического подхода к проблеме традиций древнерусской литературы проведено систематическое исследование творчества Б.К.Зайцева и И.С.Шмелева, позволяющее сделать следующие выводы.

Творчество писателей периода эмиграции многими линиями связано с древнерусской литературной традицией, которая с разной степенью очевидности проявляется в их произведениях.

Мировоззрение и творчество каждого из них формировалось в эпоху интенсивных идейных, эстетических, художественных, научных поисков, в пору, когда проблема выбора жизненного пути особенно зависела от решения вопросов веры, отношения к Церкви. Желание найти прочные основы бытия привело Зайцева к «открытию» Евангелия еще в России, к приятию жизни в Церкви, и эта позиция только окрепнет в эмиграции. Путь Шмелева был сложнее: от традиционного уклада купеческого быта, корнями связанного со старообрядчеством, - к модным социалистическим идеям, к увлечению естественнонаучными открытиями и вместе с тем — к осознанию своего безбожия как негативного начала; перепады от отчаяния к экстатической вере были присущи ему и в эмиграции.

Раннее творчество писателей свидетельствует об их укорененности (осознаваемой и неосознаваемой) в русской культуре, в ее христианских основах. Это видно в эстетических позициях художников: как было свойственно древнерусской культуре, эстетическое для Зайцева и Шмелева немыслимо вне нравственного.

Непосредственное вхождение Зайцева и Шмелева в древнерусскую литературную традицию, творческое освоение таких жанров, как житие, хожение, сказание о чудотворных иконах, чудо, видение, плач, панегирик происходит в эмиграции. В новых условиях жизни фактором актуализации древнерусской культуры и литературы стала память о России. Идея «святой Руси» определяет особенности большей части произведений, созданных в эмиграции. Но «идеи — это трансцендентные реальности. Они прообразы бытия и силовые центры истории. Постижение их отвлеченному разуму недоступно. Сущность и сила их открываются лишь целостному всеобъединяющему переживанию»424. Переживание может быть вызвано соответствующими образами.

В своих произведениях писатели воссоздают образ утраченной Родины, осмысляют незыблемые основы национального бытия, стремятся восстановить «духовный облик Родины» - «Руси вечной» как «Святой Руси». Стремление «художественно отождествиться» со «Святой Русью», выразить жажду праведности, через творчество совершить свое «богомолье» определяет своеобразие художественного мира одного и другого писателя.

В процессе исследования удалось установить, что изображенное время-пространство является основным жанрообразующим фактором для древнерусского жанра хожений. Не менее важны пространственно-временные отношения и для агиографии, панегирика и других жанров Это обусловлено тем, что категории пространства и времени являются ведущими в средневековой картине мира. Как иконописцы, так и книжники выработали устойчивые средства изображения пространства высшей реальности. Специфическая пространственно-временная организация текста произведений древнерусской литературы обусловлена ориентацией на сакральное пространство.

Писатели XX века органично входят в эту традицию, словно открывают до времени закрытые запасники. Для изображения духовных реальностей они используют образы храма и света, сакральное слово, "священные" имена.

424 Степуи Ф.А. Миросозерцание Достоевского // Он же. Встречи. С.57.

Изображение пространства города в их произведениях ориентировано на специфическую пространственную организацию средневекового города. Выделяя храмы как ориентиры городского пространства, они создают двойной план изображения действительности: пространство профанное и сакральное. Более того, сакральное пространство города оказывается частью всего православного мира, входящего в произведения упоминанием монастырей России, Афона, Святой Земли. «Имена» храмов и святых мест определяют вневременную сущность этого пространства, его связь с миром горним.

Со спецификой изображенного пространства связано своеобразие героев. Ощущать грань, разделяющую профанное и сакральное пространства, тем более входить в мистическое пространство способны лишь герои, ищущие духовного устроения (все главные герои Зайцева, герои «Путей небесных», «Старого Валаама» Шмелева), или герои, типологически наделенные этим свойством (тип младенца и старца у Шмелева). Все эти герои в той или иной степени соотносимы с древнерусской агиографической традицией.

Создавая «Преподобного Сергия Радонежского», Зайцев соотносит свое произведение с древнерусским источником, с житием, написанным Епифанием. В «Афоне» и «Валааме» он творчески осваивает жанр хожения, классическим образцом которого является «Хожение» игумена Даниила. К этой же традиции примыкает «Старый Валаам» Шмелева, где четко обозначены наиболее важные компоненты жанра: специфика изображенного пространства, соответствующая система образов, тип повествователя. В «Богомолье», сохраняя основные компоненты жанра хожения, писатель значительно разрабатывает тему пути к святому месту как пути жизни, как событие сакральное, что не позволяет (в отличие от многих "хожений" XIX века) рассматривать эту тему как «внешнюю» канву путешествия.

Память жанра», как было показано, заявляет о себе не только в таких произведениях, как «Преподобный Сергий Радонежский», «Афон» и «Валаам» Зайцева, «Богомолье» и «Старый Валаам» Шмелева. В разной степени она проступает почти во всех произведениях, созданных писателями в эмиграции, включая и художественно-публицистические произведения («Золотой узор», «Путешествие Глеба», «Река времен», «Дни» и др. Зайцева, «Лето Господне», «Пути небесные», «Солнце мертвых» Шмелева).

Жанровые схождения древнерусских памятников и рассматриваемых произведений ведут и к стилевым сближениям. Проведенный анализ позволяет говорить о попытке писателей посредством слова достигнуть "синтеза" искусств. Создавая зрительные, слуховые, обонятельные образы, организуя особое, сакральное пространство, Зайцев и Шмелев, каждый по-своему, стремятся в своем слове к тому синтезу искусств, которое реализовалось в средневековом храме.

Исследование показало, что писатели, каждый по-своему, творчески и весьма активно разрабатывают «иконописные» приемы в слове. Во-первых, это обусловлено типологией агиографических персонажей, созданием иконы в слове, во-вторых, стремлением и в обычном человеке увидеть образ Божий. Исследователи отмечали это явление.

В настоящей работе впервые обращено внимание на то, что и пространственно-временной мир может изображаться иконографически (особенно "наглядно" в «Душе», «Преподобном Сергии Радонежском», «Реке времен» и в других произведениях Зайцева, в «Лете Господнем» Шмелева, в "хожениях" обоих писателей). Кроме того, композицию «житийной» иконы или «иконы в деяних» также используют оба писателя («Аграфена», «Золотой узор» Зайцева, «Богомолье», «Пути небесные» Шмелева).

Вместе с тем, именно в стиле особенно явственна индивидуальность каждого из писателей. Чтобы затронуть сердце читателя, художник должен найти лирические звуки в избранной теме»425. У каждого писателя свои "звуки", и они весьма разные у Зайцева и Шмелева, как различны их духовные облики. В целом, как они сами, так и созданные ими художественные миры сопоставимы с яркими образами русской литературы. Как Хорь и Калиныч, как Савватий и Андроник («Река времен»), они разные. Но восходят они к одному истоку русской культуры, и целостный мир России может быть представлен только в их единстве.

О своеобразии художественных миров писателей А.М.Любомудров заметил: «В противовес облегченному от плоти православию Зайцева, православие Шмелева всегда прочно облечено в вещную материю, быт, обряд»426. Живописные параллели позволяют наглядно представить разность манеры одного и другого художника: «картины» Зайцева сопоставимы с полотнами М.В.Нестерова, а «картины» Шмелева - с полотнами Б.М.Кустодиева.

Один из инвариантов древнерусской литературной традиции — позиция писателя, сознающего свою ответственность как наставника читателя, - сохраняется в литературе нового времени в целом, но в творчестве Зайцева и Шмелева периода эмиграции становится ярко выраженной. Подобно древнерусским книжникам, которые молились, приступая к работе, и свои писания предваряли сакраментальной фразой «Благослови, Отче!», писатели XX века свой труд тоже рассматривают как служение. Они тоже "молятся" в своих произведениях. Не случайно И.А.Ильин риторически вопрошал в письме к Шмелеву: «А Вы в какой своей "вещи" не молились? Вы всю молитвенную силу в художество вмаливаете и в нем вымаливаете»427.

425 Суждение М.В.Нестерова о разработке религиозных тем. Цитируем по:Дурылин С.Н. Указ. соч. С.249.

426 Любомудров A.M. Духовный реализм. С.232.

427 Переписка двух Иванов (1927-1934). С. 176.

О преемственности в литературе С.Г.Бочаров пишет: «Литература, ее история - это зовы и отклики от произведения к произведению, от художника к художнику, это творческие задачи, переходящие от одного из них к другому, это прорастания и созревания у наследников этих задач посеянного

428 предшественниками» . Следует помнить при этом, что предшественники бывают очень отдалены временем, но их опыт может быть востребован и по-новому использован в настоящем. Ибо «продолжает культурное преемство только тот, кто его обновляет, кто претворяет предания в свою собственность, в неотъемлемый элемент своего личного бытия, и как бы создает его вновь»429.

Зайцев и Шмелев по-разному осваивают традицию древнерусской литературы, что подчеркивает, с одной стороны, самобытность каждого из них, а с другой - демонстрирует непрерывность, живое функционирование древнерусской литературной традиции в творчестве писателей XX века. Работа исследователей в данном направлении представляется целесообразной и продуктивной, поскольку изучение творчества писателей нового времени с точки зрения традиции дает возможность более глубокого прочтения произведений, более отчетливого видения особенностей их поэтики, обусловленной не только авторской индивидуальностью, художественными поисками эпохи, но всей историей развития русской литературы.

428 Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985. С.З.

429 Флоровский Г.В. О народах не-исторических. С.93.

Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Пак, Надежда Идюновна, 2004 год

1. Зайцев, Б.К Сочинения. В Зт. / Б.К. Зайцев; вступ.ст., сост. и коммент. Е.Воропаевой и А.Тархова. — М.:Терра, 1999-2001.-3 т.

2. Зайцев, Б.К. Сочинения. В 5 т. / Борис Зайцев; вступ. ст., сост. и коммент. Т.Прокопова. М.: Русская книга, 1999-2001. - 11 т. - (6-11 дополнительные тома).

3. Зайцев, Б.К. Дни / Борис Зайцев. М.; Париж, 1995. - 480 с.

4. Шмелев, И.С. На скалах Валаама (Путевые очерки). За гранью мира / Иван Шмелев. М., 1897. - 261 с.

5. Шмелев, И.С. Сочинения. В 2 т. / И.С.Шмелев; вступ. ст., сост. и коммент. О Михайлова. М.: Худож. лит., 1989. — 2 т.

6. Шмелев, И.С. Сочинения. В 5 т. / Ив. Шмелев; вступ. ст, сост. и коммент. Е.Осьмининой. М.: Русская книга, 1999-2001. - 7 т. — (6-7 дополнительные тома).

7. Бунин, ИА. Собрание сочинений. В 8 т. / И.А.Бунин; вступ. ст. Ф.А.Степуна; сост., подг. текста и комменит. А.К. Бабореко. М.: Моск. рабочий, 1993 -1998.

8. Т. 4: Произведения, 1907-1924. Цикл рассказов «Тень птицы», 1907-1911. Рассказы, 1914-1924 — 1995. 527 с.

9. Т. 5: Жизнь Арсеньева: Произведения 1924-1931. 1996. - 589 с.

10. Григорович-Барский, В. Путешествие к святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся. СПб., 1778.

11. Домострой / вступ. ст., перевод и коммент. В.В.Колесова. — М.: Сов. Россия, 1990.-304 с.

12. Житие и подвиги преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца / составлено с.иером. Ноконом. -М.: И.Н.Кушнерев и К0 , 1891. 258 с.

13. Житие Феодосия Печерского / подг. текста, перевод и коммент. О.В.Творогова // БЛДР. Т. 1. СПб.: Наука, 1997. - С. 352-432.

14. Книга хожений: Записки русских путешественников XI-ХУ веков / вступ. ст., сост., подгт. Текста, перевод и коммент. Н.И.Прокофьева. М.: Сов. Россия, 1984. - 448 с. - (Сокровища древнерусской литературы).

15. Записки русских путешественников ХУ1-ХУ11 вв. / вступ. ст. Н.И.Прокофьева; сост., подг. текста, перевод и коммент. Н.И.Прокофьева, Л.А.Алехиной. М.: Сов. Россия, 1998. - 528 с. - (Сокровища древнерусской литературы).

16. Хождение на Флорентийский собор / подг. текста, перевод и коммент. Н.А.Казаковой // БЛДР. Т. 6. СПб.: Наука, 1999. С. 464-486.

17. Вениамин (Федченков), мит-т. На «Северный Афон». Записки студента — паломника на Валаам / Митрополит Вениамин (Федченков). — М.: Отчий дом, 2003. 183 с.

18. Волошин, М.А. Святой Серафим / Максимилиан Волошин. Стихотворения и поэмы: в 2 т. Т. 2. Париж: YMCA - Пресс, 1984. - С. 111-150.

19. Евлогий (.Георгиевский), мит-т. Путь моей жизни: Воспоминание / Митрополит Евлогий (Георгиевский) — М.: Моск. рабочий: ВПМД, 1994. — 621с.

20. Игумен N. Сокровенный Афон. — М.: Даниловский благовестник, 2002.-240 с.

21. Ильин, В.Н. Преподобный Серафим Саровский / В.Н.Ильин. — Paris: YMCA-Press, 1925. 216 с.

22. Максимов, С.В. По Русской земле / С.В.Максимов. — М.: Сов. Россия. 1989.-528 с.

23. Муравьев, А.Н. Путешествие по святым местам русским: в двух частях / А.Н.муравьев. М.: Книга, 1990. - 390 с.

24. Муравьев, А.Н. Русская Фиваида на Севере / А.Н. Муравьев. — М.: Паломник, 1999. 526 с.

25. Немирович-Данченко, Вас.И. Крестьянское царство (Валаам). Жен-ский монастырь: в 2 т. / Вас. И. Немирович-Данченко. — СПб.: Книжный склад В.И.Губинского, 1889.-2 т.

26. Симеон, Новый Богослов. Божественные гимны / Божественные гимны преподобного Симеона Новаго Богослова. Н.-Новгород: Братство св. Александра Невского, 1989, фототипич. изд.: Сергиев Посад, 1917. - 283 с.

27. Слова и Поучения Серапиона Владимирского / подг. текста, перевод и коммент. В.В.Колесова. // БЛДР. Т. 5. — СПб.: Наука, 1997. С. 370-384.

28. Сказание о чудесах Владимирской иконы Богородицы / подг. текста, перевод и коммент. В.П.Гребенюка. БЛДР. Т. 4. — СПб.: Наука, 1997. -С. 218-224.

29. Слово о законе и благодати митрополита Иллариона / подг. текста и коммент. А.М.Молдована, перевод диакона Андрея Юрченко // БЛДР. Т. 1. СПб.: Наука, 1997. - С. 26-60.

30. Слово о погибели Русской земли / подг. текста, перевод и коммент. Л.А.Дмитриева. БЛДР. Т. 5. СПб.: Наука, 1997. - С. 90.

31. Толстая, А.В. Праведная Иулиания Лазаревская / Гр. А.В. Толстая. Paris: YMCA-Press, Б.г. - 37 с.

32. Троицкий, П. В. Афонские встречи. М.: Храм Живоначальной Троицы на Шаболовке, 2002. - 144 с.

33. Федотов, Г.П. Святой Филипп митрополит Московский. М.: МП «Стрижев - Центр», 1991. - 128 с.

34. Волконский, С.М. Быт и бытие. Из прошлого, настоящего, вечного / Кн. С.М.Волконский-Берлин: «Медный всадник», 1924. 243 с.

35. Волконский, С.М. Мои воспоминания: В 2 т. / Князь Сергей Волконский. М.: Искусство, 1992. Т.1. Лавры. Странствия. — 1992.-399 с.1. Т.2. Родина.-383 с.

36. Волошин, М.А. Лики творчества / Максимилиан Волошин. — Л.: Наука, 1988. 848 с. - (Литературные памятники).

37. Воспоминания о серебряном веке / авт. предисл., сост. и коммент. В.Крейд. М.: Республика, 1993. - 559 с.

38. Добужинский, М.В. Воспоминания / М.В.Добужинский — М.: Наука, 1987. 478 с. (Литературные памятники).

39. Зайцева-Соллогуб, Н.Б. Я вспоминаю. // Зайцев Б.К. Сочинения: В 5 т. Т. 4. «Путешествие Глеба»: автобиографическая тетралогия. М.: Русская книга, 1999. - С. 3-21.

40. Ильин, И.А. Собрание сочинений: Переписка двух Иванов (19271934). / И.А.Ильин; подг. и расшифр. писем, сост. и коммент. Ю.Т.Лисицы.- М.: Русская книга, 2000. 560 с.

41. Ильин, И.А. Собрание сочинений: Переписка двух Иванов (19351946). / И.А.Ильин.- М.: Русская книга, 2000. 576 с.

42. Ильин, НА. Собрание сочинений: Переписка двух Иванов (19471950). / И.А.Ильин. М.: Русская книга, 2000. - 528 с.

43. Маковский, С.К. Силуэты русских художников / С.Маковский. — М.: Республика, 1999.- 383 с.

44. Маковский, С.К. Портреты современников: Портреты современников. На Парнасе "Серебряного века". Художественная критика. Стихи /Сергей Маковский. -М.: Аграф, 2000. 768 с.

45. Набоков, В.В. Другие берега / Владимир Набоков. Рассказы. Воспоминания. ~М.: Современник, 1991. С. 451-626.

46. Одоевцева, И. На берегах Сены / Ирина Одоевцева. М.: Худож. лит., 1989.-333 с.

47. Ремизов, A.M. Собрание сочинений / А.М.Ремизов; вступ. ст., сост. и коммент. А.М.Грачевой. Т. 8. Подстриженными глазами. Иверень. — М.: Русская книга, 2000. 697 с.

48. Трубецкой, Е.Н. Из прошлого. Воспоминания. Из путевых заметок беженца / Кн. Е.Н.Трубецкой. — Томск: Водолей, 2000. — 352 с.

49. Флоренский, П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней, Генеалогические исследования. Из Соловецких писем. Завещание / Священнтк Павел Флоренский. — М.:Моск. рабочий, 1992. — 560 с.

50. Ходасевич, В.Ф. Некрополь: Воспоминания. Литература и власть. Письма Б.А.Садовскому / Владислав Ходасевич. М.: СС, 1996. — 464 с.

51. Честертон, Г.К. Святой Франциск Ассизский / Г.К.Честертон. Вечный человек. М.: Политиздат, 1991. - С. 13-92.

52. Шаховская, 3. В поисках Набокова., Отражения. / Зинаида Шаховская. М.: Книга, 1991. - 316 с.1. Исследования:

53. Абишева, У.К. Б.Зайцев и Л.Андреев: к полемике по поводу одного сюжета /У.К.Абишева // Традиции русской классики XX века и современность. М.: изд-во МГУ, 2002. - С. 96-99.

54. Августин (Никитин), архим. Св. Франциск Ассизский в русской культуре / Архимандрит Августин (Никитин) // Христианство и русская культура. СПб.: Наука, 2002. - С. 497 - 534.

55. Аверинцев, С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции /С.С.Аверинцев М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. — 448 с.

56. Аверинцев, С.С. Плутарх и античная биография. К вопросу о месте классика в истории жанра / С.С.Аверинцев. М.: Наука, 1973. - 280 с.

57. Аверинцев, С.С. Между «изъяснением» и «прикровением»: ситуация образа в поэзии Ефрема Сирина /С.С.Аверинцев. Поэты. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. С. 43-95.

58. Аверинцев, С.С. Системность символов в поэзии Вячеслава Иванова / С.С.Аверинцев. Поэты. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - С. 165-187.

59. Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы /С.С.Аверинцев. М.: «Coda», 1997.-343 с.

60. Аверинцев, С.С. «Скворешниц вольных гражданин.» Вячеслав Иванов: путь поэта между мирами / С.С.Аверинцев. — СПб.: Алетейя, 2002. — 167 с.

61. Алейникова, З.Я. Жанровое своеобразие мемуарно-художественной автобиографии 60-70-х годов: (сюжет и характер): автореф. дис. .канд. филол. наук. М., 1981. - 16 с.

62. Алексеев, А.Д. Литература русского зарубежья. Книги 1917-1940: Материалы к библиографии / А.Д.Алексеев. СПб.: Наука, 1993. - 343 с.

63. Андрей Кураев, диакон. Христианская философия и пантеизм / Диакон Андрей Кураев. М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1997. — 228 с.

64. Аринина, Л.М. Роман Б.Зайцева "Дом в Пасси" и его место в творческом наследии писателя /Л.М. Аринина // Проблемы изучения жизни и творчества Б.К.Зайцева. Калуга: Гриф, 2001. Вып. 3. - С. 91-97.

65. Арсенъев, Н.С. Из русской культурной и творческой традиции / Н.С.Арсеньев. — Лондон: Overseas Publications Interchange, 1992. — 301 с.

66. Архипов, А. О происхождении древнерусских хождений / А.Архипов // Вторичные моделирующие системы. Тарту, 1979. - С. 65-68.

67. Афанасьева, Э.М. «Молитва» в русской лирике XIX века / Э.М.Афанасьева // Русская стихотворная «Молитва» XIX века. Антология. — Томск: «STT», 2000. С. 7-56.

68. Архипова, А.В. Религиозные мотивы в поэзии декабристов /

69. A.В.Архипова // Христианство и русская литература. — СПб.: Наука, 1994. — С. 185-208.

70. Бараева, Л.Н. Традиции житийной литературы в книге Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» /Л.Н.Бараева // В поисках гармонии (о творчестве Б.К.Зайцева). Орел, 1998 . - С. 35 - 42.

71. Барахов, B.C. Литературный портрет как жанр мемуарно-биогра-фической прозы: (Проблемы поэтики.): автореф. дис. . док. филол. наук. -М., 1980.-34 с.

72. Барахов, B.C. Литературный портрет (Истоки, поэтика, жанр) /

73. B.С.Барахов. Л.: Наука, 1985. - 312 с.

74. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. / М.М.Бахтин. — М.: Искусство, 1979. 424 с.

75. Бахтин, М.М. «Слово о полку Игореве» в истории эпопеи /М.М.Бахтин. Собрание сочинений. Т. 5. Работы 1940-х начала 1960-х годов. - М.: Русские словари, 1997. С. 39 - 41.

76. Бахтин, М.М. Эпос и роман. / Михаил Бахтин. СПб.: Азбука, 2000.-304 с.

77. Бахтин, М.М. Автор и герой / Михаил Бахтин. — СПб.: Азбука, 2000.-336 с.

78. Бекедин, П.В. Религиозные мотивы у В.М.Гаршина / П.В.Бекедин // Христианство и русская литература. СПб.: Наука, 1994. - С. 322 - 363.

79. Белый, А. Символизм как миропонимание / Андрей Белый. М.: Республика, 1994. - 528 с. - (Мыслители XX века).

80. Берберова, Н. Курсив мой: Автобиография / Н.Берберова. — М.: Согласие, 1999.-734 с.

81. Бибихин, В.В. Ты еси / В.В.Бибихин // Иванов В.И. Архивные материалы и исследования. М.: Русские словари, 1999. — С. 286 - 302.

82. Бицилли, П.М. Элементы средневековой культуры / П.М.Бицилли. СПб.: Мифрил, 1995. - ХХУШ + 244 с.

83. Бицилли, П.М. Место Ренессанса в истории культуры / П.М.Бицилли. СПб.: Мифрил, 1996. -Х1У + 256 с.

84. Боровинская Т.В. Трансформация жанра жития в литературе XX века (Г.К.Честертон и Б.Зайцев) / Т.В.Боровинская // Литература русского зарубежья. Часть 1У. Тюмень: ТГУ, 1998. - С. 30 - 35.

85. Бочаров, С.Г. О художественных мирах / С.Г.Бочаров. — М.,1985.

86. Бронская, Л.И. Русская идея в автобиографической прозе русского зарубежья: И.С.Шмелев, Б.К.Зайцев, М.А.Осоргин / Л.И.Бронская. — Изд-во Ставропольского гос. ун-та, 2000. 99 с.

87. Будагов, Р.А. Несколько замечаний о традиции и новаторстве в стиле художественной литературы / Р.А.Будагов // Традиция в истории культуры. М.: Наука, 1978. - С. 37-40.

88. Буданова, Н.Ф. Рассказ Тургенева «Живые мощи» и православная традиция / Н.Ф.Буданова // Русская литература. — 1995. — № 1. — С. 188-194.

89. Булгаков, С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви / Сергей Булгаков. М., 1991. - 416 с.

90. Булгаков, С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения / С.Н.Булгаков. М.: Республика, 1994. - 415 с.

91. Булгаков, С.Н. Тихие думы / С.Н.Булгаков. М.: Республика, 1996.-509 с.

92. Буслаев, Ф.И. О литературе: исследования; Статьи / Ф.Буслаев. — М.: Худож. лит., 1990. 512 с.

93. Бухаркин, П.Е. Православная церковь и русская литература в Новое время: основные аспекты проблемы / П.Е.Бухаркин // Христианство и русская литература. СПб.: Наука, 1996. - С. 32 - 60.

94. Бухаркин, П.Е. Православная церковь и русская литература в ХУШ-Х1Х веках. Проблемы культурного диалога / П.Е.Бухаркин. СПб.: СПб.У, 1996.- 172 с.

95. Бычков, В.В. Малая история Византийской эстетики / В.В.Бычков. Киев: Путь к истине, 1991.-407 с.

96. Бычков, В.В. Русская средневековая эстетика. Х1-ХУ11 века / В.В.Бычков. М.: Мысль, 1992. - 637 с.

97. Вагнер, Г.К. В поисках Истины / Г.К.Вагнер. М.: Искусство, 1993.- 175 с.

98. Вагнер, Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве / Г.К. Вагнер. М.: Искусство, 1974. - 266 с.

99. Ветловская, В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы» / В.Е.Ветловская. Л.; Наука, 1977. - 198 с.

100. Волошинов, В.Н. Слово в жизни и слово в поэзии / В.Н.Волошинов // Из истории советской эстетической мысли. 1917 — 1932. — М., 1980.-С. 383-396.

101. Воропаева, Е. Жизнь и творчество Бориса Зайцева//Сочинения: В 3 т. Т. 1. М.: Терра. - С. 5-54.

102. Гаврюшин, Н.К. Вехи русской религиозной эстетики / Н.К.Гаврюшин // Философия русской религиозной мысли: Антология; предис., сост., общ. ред. и прим. Н.К.Гаврюшина. М.: Прогресс, 1993. - С. 7-33. - (Сокровища русской религиозной мысли. Вып. 1).

103. Гаврюшин, Н.К. Русская философская симфония / Н.К. Гаврюшин // Смысл жизни: Антология; предис., сост., общ. ред., и прим. Н.К.Гаврюшина. М.: Прогресс - Культура, 1994. — С. 7-18. - (Сокровища русской религиозной мысли Вып.2).

104. Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного / Г.-Г. Гадамер. — М.: Искусство, 1991. 367 с. - (История эстетики в памятниках и документах).

105. Галич, А.А. Современная художественная биографическая проза (Проблемы развития жанров): автореф. дис. . канд. филол. наук. — Киев, 1984.-23 с.

106. Гаспаров, Б.М. Язык, память, образ: Лингвистика языкового существования / Б.М.Гаспаров. М.: Новое лит. обозрение, 1996. - 351 с.

107. Гера, Р. Борис Константинович Зайцев: Библиография / Под ред Т.А. Осоргиной. Париж, 1982. - 168 с.

108. Герасимов, Ю.К. Религиозная позиция евразийства / Ю.К.Герасимов // Русская литература. 1995. - № 1- С. 159 - 176.

109. Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе / Лидия Гинзбург. — М.: INTRADA, 1999.-410 с.

110. Голубинский, Е.Е. История канонизации святых в русской церкви / Е.Е.Голубинский. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1998. Репринт.1903. - 597 с.

111. Глушкова, Н.Б. Паломнические "хожения" Б.К.Зайцева: особенности жанра: автореф. дис. . канд. филол. наук. -М., 1999. 16 с.

112. Гоготишвили, Л. А. Между именем и предикатом (символизм Вяч. Иванова на фоне имяславия) / JI.A. Гоготишвили // Иванов В.И. Архивные материалы и исследования. -М.: Русские словари, 1999. С. 303 — 382.

113. Горюнова, P.M. Жанровая специфика эпопеи И.С.Шмелева «Солнце мертвых» // Филологические науки. — 1991. — № 4. С.25-32.

114. Грачева, A.M. Повесть А.М.Ремизова «Савва Грудцын» и ее древнерусский источник / А.М.Грачева // ТОДРЛ. Т.ХХХШ. Л.: Наука, 1979.-С. 388-400.

115. Грачева, A.M. Алексей Ремизов и древнерусская культура /

116. A.М.Грачева. СПб.:Дмитрий Буланин, 2000. - 333 с.

117. Грюбель, Р. «Зангези» Хлебникова как контрафактура литургии (Вторичная синкретическая аксиология синтеза искусств и конец искусства) / Р. Грюбель // Русская литература и религия. Новосибирск: Наука, 1997. — С. 22-304.

118. Гуминский, В.М. Открытие мира, или Путешествия и странники. М.: Современник, 1987. - 286 с.

119. Гуминский, В.М. Творчество И.С.Шмелева и историко-литературный процесс в России XIX в. (тема Москвы и Замоскворечья) /

120. B.М.Гуминский // И.С.Шмелев и духовная культура православия. — Симферополь: Таврия Плюс, 2003. - С. 29 - 41.

121. Давыдова, Т.Т. Традиции агиографии в прозе неореалистов / Т.Т.Давыдова // Мир житий. М.: РФК «Имидж-Лаб» , 2002. - С. 284-292.

122. Давыдова, Т.Т. Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы 1910-1930-х годов: автореф. дис. . док. филол. наук. М., 2001.-40 с.

123. Денисов, В.Д. Образ храма в творчестве Гоголя /В.Д. Денисов // Христианство и русская литература. Спб.: Наука, 2002. — С. 279 - 291.

124. Державина, О.А. Древняя Русь в русской литературе XIX в. (Сюжеты и образы древнерусской литературы в творчестве писателей XIX века) / О.А.Державина. М.: ИМЛИ им. А.М.Горького, 1990. - 416 с.

125. Дмитриевский, А.А. Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века (1882-1907) / А.А.Дмитриевский. СПб., 1907. - Вып. 1. - 332 с.

126. Днепров, В.Д. Щей времени и формы времени / В.Д.Днепров. — JL: Сов. писатель, 1980. 598 с.

127. Долгова, Е.В. Два взгляда на «Северный Афон» (А.Н.Муравьев и Н.С.Лесков) / Е.В.Долгова // Христианство и русская литература. — СПб.: Наука, 2002. С. 292 - 299.

128. Драгунова, Ю.А. Россия в творчестве Б.Зайцева: К вопросу о мировоззрении писателя / Ю.А.Драгунова // Проблемы изучения жизни и творчества Б.К.Зайцева. Калуга: Гриф, 2001. - Вып. 3. - С. 127-135.

129. Дурылин, С.Н. Нестеров в жизни и творчестве / Сергей Дурылин.- М.: Молодая гвардия, 2004. 540 с.

130. Дякина, А.А. Русская идея у Б.Зайцева и С.Булгакова: На материале произведений, посвященных 950-летия крещения Руси / А.А.Дякина. // Творчество Б.К.Зайцева в контексте русской и мировой литературы XX века. Калуга, 2003. - Вып. 4. - С. 263-265.

131. Евдокимова, О.В. Мнемонические элементы поэтики Н.С.Лескова / О.В.Евдокимова. СПб.: Алетейя, 2001.-314 с.

132. Есаулов, И.А. Категория соборности в русской литературе / И.А.Есаулов. — Петро-заводск: Изд-во Петрозаводс. ун-та, 1995. 288 с.

133. Есаулов, И.А. Проблема визуальной доминанты русской словесности / И.А.Есаулов // Евангельский текст в русской литературе ХУШ- XX веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр Петрозаводск: Изд-во Петрозаводс. ун-та, 1998. - С.42-53.

134. Есаулов, И. А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения («Миргород» Н.В.Гоголя) / И.А.Есаулов. — М.: Изд-во РГГУ, 1997. 100 с.

135. Жуков, Д. Биография биографий. Размышление о жанре / Д.Жуков. -М.: Сов. Россия, 1980. 135 с.

136. Жукова, Н.Н. Проблема становления творческой личности в художественных биографиях Б.К.Зайцева: автореф. дис. .канд. филол. наук. -М., 1993.- 16 с.

137. Завалишин, Вяч. Вступление / Вяч. Завалишин // Борис Зайцев. Избранное. Нью-Йорк, 1973. - С. 5-6.

138. Завгородняя, Н.И. Образ художника в беллетризованных биографиях Б.К.Зайцева «Жизнь Тургенева», «Жуковский», «Чехов»: автореф. дис. .канд. филол. наук. Барнаул, 1996. - 19 с.

139. Завгородняя, Н.И Бытие жития в быте биографии (Специфика биографических текстов Б.К.Зайцева «Жизнь Тургенева», «Жуковский», «Чехов») / Н.И.Завгородняя // Культура и текст. СПб.; Барнаул, 1997. — Вып. 1.-Ч.1.-С. 45-59.

140. Зайцева, Л.Е. Религиозные мотивы в позднем творчестве И.С.Шмелева (1927-1947): автореф. дис. .канд. филол. наук. -М., 1999. -22 с.

141. Захарова, В.Т. Идея созерцания в русской философии и творчестве Б.Зайцева (к постановке проблемы) / В.Т.Захарова // Творчество Б.К.Зайцева в контексте русской и мировой литературы XX века. Калуга: ИУУ, 2003.-Вып. 4-С. 164-171.

142. Захарова, В.Т. Импрессионизм в русской культуре Серебряного века /В.Т.Захарова // Синтез в русской и мировой художественной культуре: Материалы Второй науч.-практ. конф., посвящ. памяти А.Ф.Лосева. М.; Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2002. - С. 204-208.

143. Захарова, В.Т. Лейтмотив в художественном сознании Б.Зайцева-романиста / В.Т.Захарова // Проблемы изучения жизни и творчества Б.К.Зайцева. Калуга, 2001. - С.29-42.

144. Захарова, В. Т. Импрессионизм в поэтике «Лета Господня» Ивана Шмелева / В.Т.Захарова // И.С.Шмелев и духовная культура православия. — Симферополь: Таврия — Плюс, 2003. С.64 — 69.

145. Зенъковский, В.В. История русской философии: В 2 т. / В.В.Зеньковский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 2 т.

146. Зенъковский, В.В. Религиозные темы в творчестве Б.К.Зайцева (к пятидесятилетию литературной деятельности) / В.Зеньковский // Вестник РСХД. Париж, 1952. - № 1. - С. 19 - 24.

147. Зырянов, П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века / П.Н.Зырянов. М.: Вербум-М, 2002. - 320 с.

148. Иванов, В.В. Волошин как человек духа / В.В.Иванов. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т.Н. Статьи о русской литературе. — М.: Языки русской культуры, 2000. С. 155 - 200.

149. Иванов, В.И. Родное и вселенское / Вячеслав Иванов. — М.: Республика, 1994. 428 с. - (Мыслители XX века).

150. Иванов, В.И. О типическом / Вячеслав Иванов. Архивные материалы и исследования. М.: Русские словари, 1999. - С. 32 - 36.

151. Иванов, В.И. Переписка Вячеслава Иванова со священником Павлом Флоренским /Вячеслав Иванов. Архивные материалы и исследования. -М.: Русские словари, 1999. С. 93 120.

152. Иванов, Д.В. Вячеслав Иванов о вселенском анамнезисе во Христе как основе славянского гуманизма / Д.В.Иванов // Иванов В.И. Архивные материалы и исследования. М.: Русские словари, 1999. С. 175 — 184.

153. Иезуитова, Л.А. Легенда "Богатырь Христофор" и ее новая жизнь в "Голубой звезде" и "Странном путешествии" / Л.А.Иезуитова // Проблемы изучения жизни и тврчества Б.К.Зайцева Калуга, 2001. - С. 50-64.

154. Ильин, В.Н. Эссе о русской культуре. СПб.:Акрополь, 1997. — 464с.

155. Ильин, В.Н. Иночество и подвиг / В.Ильин // Путь. М.: Информ-Прогресс, 1992. - С. 438 - 449.

156. Ильин, И.А. Аксиомы религиозного опыта. — М.: Рарог, 1993.448 с.

157. Ильин, НА. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 6: в 3 кн. / И.А.Ильин. М.: Русская книга, 1996. - 3 кн.

158. Иоанн Сан-Францисский, арх-п. Избранное / Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Петрозаводск:«Святой остров», 1992.— 575 с.

159. Искржицкая, И. Ю. Культурологический аспект литературы русского символизма / И.Ю.Искржицкая. М., 1997.

160. Искржицкая, И. Ю. «Солнце мертвых» и «Закат Европы» / И.Ю. Искржицкая // И.С.Шмелев и русская литература XX века; III Крымские Шмелевские чтения: тезисы докладов. — Алушта, 1994. С. 19-21.

161. Казин, A.JI. Историософия Тютчева / А.Л.Казин // Христианство и русская литература. Спб.: Наука, 1996. - С. 216 - 219.

162. Казин, A.JI. Философия искусства в русской и европейской духовной традиции /. А.Л.Казин СПб.: Алетейя, 2000. - 432 с.

163. Калениченко, О.Н. Жанр новеллы в творчестве Б. Зайцева / О.Н. Калениченко // Проблемы изучения жизни и творчества Б.К.Зайцева. -Калуга: Гриф, 2001. С. 42-49.

164. Камильянова, Ю.М. Житийный сюжет в произведениях Б.Зайцева (1900-1920) // Проблемы изучения жизни и творчества Б.К.Зайцева Калуга: Гриф, 2000. - С.50-53.

165. Камчатное, A.M. Перевод и благочестие /А.М.Камчатнов // Культурное наследие Древней Руси. М.: Государственная академия славянской культуры, 2001. С. 17-24.

166. Каргаишн, И.А. О «Родовом статусе» лирической прозы Б.Зайцева / И.А.Каргашин // Проблемы изучения жизни и творчества Б.К.Зайцева. Калуга: Гриф, 2001. Вып. 3. - С. 69-77.

167. Каргашин, И.А. Сказ в русской литературе. Вопросы теории и истории / И.А.Каргашин. Калуга: ИУУ, 1996. - 160 с.

168. Карсавин, Л.П. Святые отцы и учители церкви (раскрытие православия в их творениях) / Л.П.Карсавин. М.: МГУ, 1994. - 176 с.

169. Карсавин, Л.П. Культура средних веков /Л.П.Карсавин. — Киев: Символ & AirLand, 1995. 208 с.

170. Касаткина, Е.А. Торжественная ода ХУШ века и древнерусская устно-поэтическая и литературная традиция /Е.А.Касаткина // Уч. зап. Томского гос.пед. ин-та. Томск, 1946. - Т. 3. - С. 95 - 123.

171. Касаткина, Т. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского / Т.Касаткина // Достоевский в конце XX века. — М.: Классика плюс, 1996. — С. 67 — 136.

172. Кашпур, О.А. Жанр литературного портрета в творчестве Б.К.Зай-цева: автореф. дис. . канд. филол. наук. -М., 1995. 16 с.

173. Келдыш, В.А. Русский реализм XX в. / В.А.Келдыш. М.: Наука, 1975.-280 с.

174. Киприан, архим. Б.К.Зайцев // Возрождение. — 1957. — № 17.

175. Клибанов, А.И. Духовная культура средневековой Руси / А.И.Клибанов. — М.: Аспект Пресс, 1996. 368 с.

176. Клосс, Б.М. Избранные труды. Т.П. Очерки по истории русской агиографии Х1У-ХУ1 веков / Б.М.Клосс. М.: Языки русской культуры, 2001. - 488 с. - (Язык. Семиотика. Культура).

177. Кнабе, Г. Вторая память Мнемозины / Г.Кнабе // Вопросы литературы. 2004. - № 1. - С. 3-24.

178. Кожинов, В.В. Двуединый свет. Размышления о преподобных Илсифе Волоцком и Ниле Сорском / В.В.Кожинов // Русская литература. -1995.-С. 47-75.

179. Козыро, JI.А. Долбинская осень В.А.Жуковского / Л.А.Козыро // Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья. — Калуга, 1998. С. 100-103.

180. Козыро, Л.А. Интертекстуальные связи в рассказе Б.К.Зайцева «Река времен» / Л.А.Козыро // Творчество Б.К.Зайцева в контексте русской и мировой литературы XX века. Калуга: ИУУ, 2003. - Вып. 4 - С. 190-200.

181. Козыро, Л.А. Концепция человека и поэта в беллетризованной биографии Б.К.Зайцева «Жуковский» / Л.А.Козыро // Проблемы изучения жизни и творчеств Б.К.Зайцева. Калуга: Гриф, 1998. - С. 60-68.

182. Козыро, Л.А. Образ природы в тетралогии Б.Зайцева «Путешествие Глеба» /Л.А.Козыро // Проблемы изучения жизни и творчеств Б.К.Зайцева. Калуга: Гриф, 2000. - Вып. 2. - С. 98-104.

183. Колесов, В.В. Домострой без домостроевщины / В.В.Колесов // Домострой. М.: Сов. Россия, 1990. - С. 5-24.

184. Концевич, И.М. Оптина пустынь и ее время / И.М.Концевич. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. — 608 с.

185. Комолова, Н. «Вечное опьянение сердца Италией» Б.Зайцева / Н.Комолова // Проблемы изучения жизни и творчеств Б.К.Зайцева. Калуга: Гриф, 1998.-С. 108-112.

186. Коновалова, О.В. «Написание о царях московских» И.М.Катырева-Ростовского в переложении М.А.Волошина/ О.В.Коновалова // ТОДРЛ. Т.ХХХШ. Л.: Наука, 1979. - С. 380-384.

187. Кормылов, С.И. Критика Серебряного века в жанровом ракурсе / С.И.Кормилов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. - 2002. - № 1.

188. Кормилов, С.И. «Самая страшная книга» (Соотношение изобразительного и выразительного в «эпопее» И.Шмелева «Солнце мертвых» / С.И.Кормилов //Русская словесность. — 1995. — № 1.

189. Коряков, П.В. Монашество в творчестве Б.К. Зайцева: автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 2002. - 16 с.

190. Котельников, В.А Ветхозаветность у Бунина / В.А.Котельников // Христианство и русская литература. СПб.: Наука, 1996. - с. 343 - 350.

191. Котельников, В А. Православные подвижники и русская литература. На пути к Оптиной / В.А.Котельников. — М.:Прогресс-Плеяда, 2002.-384 с.

192. Краснова, JI.B. Структуросозидающие функции пространства и времени в малой прозе Бориса Зайцева / Л.В.Краснова // Творчество Б.К.Зайцева в контексте русской и мировой литературы XX века. Калуга: ИУУ, 2003. - Вып. 4. - С. 13-22.

193. Куделько, Н.А. О типе праведника в прозе Б.К.Зайцева /Н.А.Куделько // Л.Н.Андреев и Б.К.Зайцев: Материалы юбилейной конференции, посвященной 70-летию Орловского гос. ун-та. Орел: Изд-во Орловского гос. ун-та, 2001. - С.99 - 105.

194. Кузьмина, В.Д. Задачи изучения связей древнерусской литературы с литературой нового времени / В.Д.Кузьмина // Пути изучения древнерусской литературы и письменности. Л.:Наука, 1970. - С. 95 - 100.

195. Культурное наследие русской эмиграции: В 2 кн. М.: Наследие, 1994.-2 кн.

196. Кусков, В.В. Л.Н.Толстой и древнерусская агиография / В.В.Кусков // Проблемы идейно-эстетического анализа художественной литературы в вузовских курсах. -М.: МГУ, 1972. С.43-45

197. Кусков, В.В. Куликовская битва в русской литературе ХУ- начала XX в. / В.В.Кусков //На Непрядве: К 600-летию исторической битвы на поле Куликовом. М.: Изд-во МГУ, 1980. - С.5-24.

198. Ладыженский, В. Поэт долга и примирения / В. Ладыженский // Сочинения: В 5т. Т.11 (доп.). Письма 1923 — 1971 гг. Статьи. Воспоминания современников. -М.: Книга, 2001. С.341-343.

199. Левицкий, С.А. Очерки по истории русской философии / С.А.Левицкий. М.: Канон, 1996. - 496 с.

200. Леонтьев, К.Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). М.: Республика, 1996. - 799 с.

201. Лепахин, В. Икона и иконичность. СПб.: Изд-во Успенского подворья Оптиной пустыни. - 2002. - 399 с.

202. Лидов, A.M. Образ небесного Иерусалима в восточнохристианской иконографии / А.М.Лидов // Иерусалим в русской культуре. -М.: Наука, 1994. С. 15-25.

203. Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы /Д.С.Лихачев. -М.: Наука, 1979.-360 с.

204. Лихачев, Д.С. Русская культура нового времени и Древняя Русь / Д.С.Лихачев//ТОДРЛ. Т.ХХУ1. Л.: Наука, 1971.-С. 3-7.156 .Лосев, А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф.Лосев. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. - С. 393-599.

205. Лосев, А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство /А.Ф.Лосев. М.: Искусство, 1976. - 367 с.

206. Лосев, А.Ф. О Вячеславе Иванове: краткая антология / А.Ф.Лосев // Иванов В.И. Архивные материалы и исследования. — М.: Русские словари, 1999.-С. 152- 165.

207. Лосский, В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие / В.Н.Лосский. М.: Центр «СЭИ»,1991. — 288 с.

208. Лосский, Н. Преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский (По поводу книги Б.Зайцева и В.Ильина) / Н.Лосский // Путь. Орган русской религиозной мысли. М.: Информ - Прогресс, 1992. — Репринт. 1925. - С. 264-266.

209. Лосский, Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н.О.Лосский. М.: Прогресс-традиция, 1998. — 416 с.

210. Лосский, Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Н.О.Лосский. М.: Тера, 1999. - 408 с.

211. Лотман, Ю.М. Литературная биография в историко-культурном контексте. (К типологическому соотношению текста и личности автора)/ Ю.М.Лотман // Литература и публицистика. Проблемы взаимодействия. — Тарту, 1996. Учен, запис. Тарт. ун-та.

212. Любомудров, A.M. Духовный реализм в литературе русского зарубежья (Б.К.Зайцев, И.С.Шмелев): автореф. дис. док. филол. наук. — СПб, 2001.-37 с.

213. Любомудров, A.M. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б.К.Зайцев, И.С.Шмелев / A.M.Любомудров. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. — 272 с.

214. Любомудров, A.M. Православное монашество в творчестве и судьбе И.С.Шмелева / A.M.Любомудров // Христианство и русская литература. СПб.: Наука, 1994. - С.364-394.

215. Любомудров, A.M. Святая Русь Бориса Зайцева / А.М.Любомудров // Зайцев Б.К. Сочинения: В 5 т. Т.7 (доп.). Святая Русь: Избранная духовная проза. Книги странствий. Повести и рассказы. Дневник писателя. М.: Русская книга, 2000 - С. 3 - 21.

216. Малето, Е.И. Хожения русских путешественников Х11-ХУ вв. / Е.И.Малето. М.: Изд. центр Ин-та российской истории РАН, 2000. — 206 с.

217. Малето, Е.И. Русские средневековые хожения в зеркале отечественной и зарубежной науки / Е.И.Малето// Вопросы истории. — 2004. -№3. -С. 153-160.

218. Мартьянова, С.А. Типы праведников в произведениях И.С.Шмелева («Неупиваемая чаша», «Лето Господне», «Богомолье», «Няня из Москвы») / С.А.Мартьянова // И.С.Шмелев и духовная культура православия. Симферополь: Таврия - Плюс, 2003. - С. 79 - 89.

219. Мейендорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие / Протоиерей Иоанн Мейендорф. — Клин: Христианская жизнь, 2001.-447 с.

220. Михайлов, О. Об Иване Шмелеве / Олег Михайлов // Шмелев И.С. Сочинения. В 2 т.Т.1. М.: Худож. лит., 1989. - С.5 - 28.

221. Моисеева, Г.Н. Ломоносов и древнерусская литература / Г.Н.Моисеева. Л.: Наука, 1971. - 284 с.

222. Моисеева, Г.Н. Древнерусская литература в художественном созна-нии и исторической мысли в России ХУШ в. / Г.Н.Моисеева. — Л.: Наука, 1980.-261 с.

223. Мосиенко, М.В. Традиции древнерусской агиографии в русской литературе модерна начала XX в. (Л.Андреев, В.Брюсов, Д.Мережковский): автореф дис. . канд. филол. наук. Киев, 1991. - 16 с.

224. Мочулъский, К.В. А.Блок. А.Белый. В.Брюсов/ К.В.Мочульский. -М.: Республика, 1997. 479 с.

225. Неклюдова, М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX веков / М.Г.Неклюдова. - М.: Искусство, 1994. — 395 с.178.

226. Николаева, Е.В. Лев Толстой и древнерусская литература (Пробле-ма творческого освоения древнерусского литературного наследия): автореф. дис. .канд. филол. наук. -М., 1980. 16 с.

227. Николаева, Е.В. Мемуаристика в творчестве Льва Толстого. (Роль традиций мемуаристики в произведениях писателя) / Е.В.Николаева. — М.: Прометей, 1993.-105 с.

228. Николаева, Е.В. Художественный мир Л.Н.Толстого (1880-1900-е годы) / Е.в.Николаева. М.: Флинта, 2000. - 272 с.

229. Осъминина, Е.А. В поисках утраченной России / Е.А.Осьминина // Шмелев. Сочинения. В 5 т.4. Богомолье: Романы. Рассказы. -М.: Русская книга, 2001.-С.З- 11.

230. Осьминина, Е.А. «Художник обездоленных» / Е.А.Осьминина // Шмелев И.С. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 1. Солнце мертвых: Повести, рассказы, эпопея. М.: Русская книга, 2001. — С.З — 12.

231. Падучева, Е.В. Семантические исследования: Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива / Е.В.Падучева. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 464 с.

232. Панофский, Э. Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схоластика / Эрвин Панофский. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 336 с.

233. Панченко, A.M., Смирнов, И.П. Метафорические архетипы в поэзии начала XX в. /А.М.Панченко, И.П.Смирнов // ТОДРЛ. Т. ХХУ1- Л.: Наука, 1971.-С. 33-49.

234. Пауткин, А.А. В поисках сокровенного. Древняя книжность и иконопись в рассказе Н.С.Лескова «Сошествие во ад» / А.А.Пауткин // Русская литература XIX века и христианство. М.: МГУ, 1997. - С. 224 — 229.

235. Полякова, С.В. «Комедия на Рождество Христово» Дмитрия Ростов-ского — источник «Пастухов Н.А.Заболоцкого / С.В.Полякова // ТОДРЛ. Т.ХХХШ. Л.: Наука, 1979. - С. 385-387.

236. Померанц, Г. С. Иконологическое мышление как система и диалог семиотических систем / Г.С.Померанц // Историко-филологические исследования. М.: Наука, 1974. - С. 419 - 424.

237. Пономарев, Е. Россия, растворенная в вечности. Жанр житийной биографии в литературе русской эмиграции / Е.Пономарев // Вопросы литературы. 2004. - № 1. - С. 84-111.

238. Прийма, Ф.Я. «Слово о полку Игореве в русском историко-литературном процессе первой трети XIX в. / ФЛ.Прийма — Л.: Наука, 1980. -251 с.

239. Прозорова, Н.И. В поисках целостности: религиозно-философская позиция Б.Зайцева в контексте русской философии серебряноговека / Н.И.Прозорова // Проблемы изучения жизни и творчества Б.К.Зайцева.- Калуга: Гриф, 2001.- С. 222-231.

240. Прокопов, Т.Ф. Память всеотзывного сердца: Мемуарная проза Бориса Зайцева / Т.Ф.Прокопов // Зайцев Б.К. Собрание сочинений: в 5 т. — М.: Русская книга, 1999. Т. 6 (доп.). С. 3-10.

241. Прокофьев, Н.И. о мировоззрении русского средневековья и системе жанров русской литературы XI-XVI вв. / Н.И. Прокофьев // Литература Древней Руси. М., 1975. С. 5-39.

242. Прокофьев, Н.И. Есенин и древнерусская литература / Н.И. Прокофьев // Сергей Есенин. Проблемы творчества. М.,1978. - С. 119 - 134.

243. Прокофьев, Н.И. Древнерусские хожения и литература путешествий нового времени: К вопросу о преемственной связи жанров / Н.И. Прокофьев // Актуальные проблемы литературы. — Ростов-на Дону, 1971. .-С. 164- 173.

244. Прокофьев, Н.И. «Хождение игумена Даниила» и его значение для развития жанра / Н.И. Прокофьев // Литература древней Руси и ХУ111 в.- М.: МГПИ. Уч. зап. МГПИ. - № 363.

245. Прокофьев, Н.И. Хожение: путешествие и литературный жанр / Н.И. Прокофьев // Книга хожений. М.:Сов. Россия, 1984. С. 5 - 20.

246. Прокофьев, Н.И Литература путешествий ХУ1 ХУ11 веков / Н.И.Прокофьев // Записки русских путешественников ХУ 1 - ХУ11 вв. — М.: Сов. Россия, 1988. - С. 5-20.

247. Пунин, Н.Н. О журнале «София» / Н.Н.Пунин // Северные записки. 1914. -№ 12. С. 175.

248. Пыпин, А.Н. Древнерусское паломничество/ А.Н.Пыпин / Чтения о Святой Земле в Православном Палестинском Обществе: в 2ч — СПб., 1896 — 2 ч.

249. Раушенбах, Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Борис Раушенбах. СПб.: Азбука-классика, 2002. - 320 с.

250. Робинсон, А.Н. Исповедь — проповедь (о художественности «Жития» Аввакума) / А.Н.Робинсон // Историко-филологические исследования. — М.: Наука, 1967. — С. 358 370.

251. Рождественская М.В. Образ Святой Земли в древнерусской литературе / М.В.Рождественская // Иерусалим в русской культуре. — М.: Наука, 1994.-С. 8-14.

252. Розанов, В.В. Собрание сочинений. О писателях и писательстве / В.В.Розанов; под общ. ред. А.Н.Неколюкина. — М.: Республика, 1995. 734 с.

253. Романенко, А.Д. Земные странствия Б.Зайцева: Вступ. ст. / А.Д. Романенко // Зайцев Б.К. Голубая звезда. М.: Моск. Рабочий, 1989.

254. Романичева, Е.С. «Слово о полку Игореве» в ранней лирике И.А.Бунина / Е.С.Романичева//Литература Древней Руси. -М.: МГПИ,1983.

255. Руднева, Е.Г. Розовый цвет в «Богомолье» И.С.Шмелева / Е.Г.Руднева // И.С.Шмелев в контексте славянской культуры; УШ Крымские Шмелевские чтения: сб. материалов. Алушта, 1999. — С. 19 - 24.

256. Русская литература XX века (1890-1910)». В 2 книгах / Под ред. проф. С.А.Венгерова. М.: Изд. дом «XXI век - Согласие», 2000. — 2 кн.

257. Русская литература XX века на родине и в эмиграции. Имена. Проблемы. Факты. М.: Изд-во МГУ, Политехнический музей, МСЭУ, 2000 -Вып. 1.

258. Сакулин, П.Н. Филология и культурология / П.Н. Сакулин — М.: Высш. шк., 1990.-239 с.

259. Сваровская, А.С. Житийное начало в повести Б.Зайцева «Аграфена» / А.С. Сваровская // Проблемы метода и жанра. Томск, 1997. Вып. 19.

260. Себежко, Е.С. Скрещение судеб (Борис Зайцев Павел Муратов - Уильям Бекфорд) / Е.С.Себежко // Творчество Б.К.Зайцева в контексте русской и мировой литературы XX века. - Калуга: ИУУ, 2003. - Вып. 4.

261. Семенова, Н.В. цитата в художественной прозе (На материале произведений В.Набокова): Монография. Тверь: Твер. Гос. Ун-т, 2000.- 200 с.

262. Скафтымов, А.Н. Нравственные искания русских писателей. Статьи и исследования о русских классиках / А.П. Скафтымов. — М.: Худож. лит., 1972.-С.543.

263. Скачков, И.В. Вечный свет вещего слова; вступ. ст. / Игорь Скачков // Шмелев И.С. Богомолье: Повесть. — М.: Моск. рабочий: Скифы, 1994.-C.3-31.

264. Смирнова, Е.А. О многосмысленности «Мертвых душ» / Е.А.Смирнова // Контекст. -М.: Наука, 1983. С. 164 - 191.

265. Смирнова, М. Иван Сергеевич Шмелев. Молитвы о России / М.Смирнова // Шмелев И.С. Солнце мертвых. М.: Наука, 1991.

266. Соколов, А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х гг. -М.: Изд-воМГУ, 1991.

267. Соловьев, B.C. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. / В.С.Соловьев. -М.: Книга, 1990. 574 с. (Из литературного наследия).

268. Соловьев, B.C. Чтения о Богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра. / Владимир Соловьев. Минск: Харвест, 1999. — 912 с. - (Классическая философская мысль).

269. Сомова, С.В. Воспоминание как узнавание в романе б.К.Зайцева «Золотой узор»: к вопросу о жанровой природе романа / С.В.Сомова // Творчество Б.К.Зайцева в контексте русской и мировой литературы XX века. Калуга, 2003. - Вып. 4. - С. 84 - 92.

270. Сорокина, О. Н. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева / О.Сорокина. М.: Моск. рабочий: Скифы, 1994. - 400 с.

271. Соснина, И.В. Мотив корабля в тетралогии Б.Зайцева «Путешествие Глеба» /И.В.Соснина // Творчество Б.К.Зайцева в контексте русской и мировой литературы XX века. Калуга: ИУУ, 2003. - Вып. 4. — С. 124-130.

272. Степанова, Т.М. Поэзия и правда. Структура и поэтика публицистической прозы Бориса Зайцева / Т.М.Степанова. М.: Изд-во МГОУ, 2003.-288 с.

273. Степанова, Т.М. Художественный мир публицистики русского зарубежья. Борис Зайцев / Т.М.Степанова. — М.: Изд-во МГОУ, 2004.-328 с.

274. Степанян, Е.В. Функция литургических текстов в «Докторе Живаго» / Е.В.Степанян // Культурное наследие Древней Руси. Материалы научн. конф., посвящ. памяти профессора В.В.Кускова (9 ноября 2000). М.: ГАСК, 2001.-С. 176-179.

275. Степун, Ф.А. Встречи / Ф.А Степун. М.: Аграф, 1998. - 256 с.

276. Степун, Ф.А. Бывшее и несбывшееся / Ф.А Степун. СПб.: Алетейя, 2000.-651 с.

277. Стеценко, Е.А. Концепция традиции в литературе XX века / Е.А.Стеценко // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. М.: ИМЛИ РАН, 2002. - С. 47-62.

278. Струве, Г.П. Русская литература в изгнании / Г.П.Струве. — Париж: УМСА-PRESS, 1984.

279. Сугай, Л.А. Наследие древнерусской культуры и творчество символистов / Л.А.Сугай // Культурное наследие Древней Руси. М.: ГАСК, 2001. - С.132-166.

280. Тахо-Годи, А.А. А.Ф.Лосев как историк античной культуры /А.А.Тахо-Годи // Традиция в истории культуры. — М.: Наука, 1978. С. 259275.

281. Таянова, ТА. Творчество Ивана Шмелева как феномен религиозного типа художественного сознания в русской литературе первой трети XX века: автореф. дис. .канд. филол. наук. — Магнитогорск, 2000 — 23 с.

282. Топоров, В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Первый век христианства на Руси / В.Н.Топоров. — М.: Гнозис, 1995. — 875 с.

283. Топоров, В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т.2. Три века христианства на Руси (XII-XIV вв.) / В.Н.Топоров. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - 864 с.

284. Трубецкой, Н.С. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина как литературный памятник / Н.С.Трубецкой // Семиотика. М.: Радуга, 1983. — С. 437-461.

285. Трубицына, М.Ю. На пути к «Лету Господню» (Онтология веры в художественной эволюции И.С.Шмелева): автореф. дис. .канд. филол. наук.- Череповец. 21 с.

286. Турков, A.M. Кустодиев / А.М.Турков. М.: Искусство, 1986. — 160 с. - (Жизнь в искусстве).

287. Тхоржевский, И.Б. Зайцев // И.Тхоржевский. Русская литература.- Париж: Возрождение, 1950. 650 с.

288. Тырышкина, Е.В. «Синайский патерик» в «Крыльях» М. Кузмина / Е.В.Тырышкина // Евангельский текст в русской литературе ХУ111 — XX веков. Петрозаводск, 1994. С. 300-307.

289. Федотов, Г.П. Борис Зайцев. Афон / Г.П.Федотов // Современные записки. 1930. № 41.

290. Федотов, Г.П. Святые Древней Руси / Г.П.Федотов. — М.: Терра, 1997. 224 с. - (Русский дом).

291. Флоренский, П.А., священник. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / Священник Павел Флоренский. — М.: Мысль, 2000. 446 с.

292. Флоренский, П.А., священник. Избранные статьи по искусству / Священник Павел Флоренский. М.: Изобразительное искусство, 1996. — 333 с.

293. Флоренский, П.А. Столп и утверждение Истины / Священник Павел Флоренский. М.: Правда, 1990. — 837 с.

294. Флоренский, П.А. У водоразделов мысли / Священник Павел Флоренский. М.: Правда, 1990. - 447 с.

295. Флоровский, Г.В. Пути русского богословия / Г.В.Флоровский. — Киев: Путь к Истине, 1991., репринт. 1937. — 600 с.

296. Флоровский, Г.В. Из прошлого русской мысли / Г.В.Флоровский. -М.: Аграф, 1998.-432 с.

297. Флоровский, Г.В. Вера и культура. Избранные труды по богословию и истории / Г.В.Флоровский. СПб.: РХГИ, 2002. - 862 с.

298. Florovsky, G. The problem of old Russian culture // Slavic Review. -1962.-№ 1.-C.1-15.

299. Франк, C.JI. Смысл жизни / С.Л.Франк // Смысл жизни: Антология. М.: Прогресс - Культура, 1994. - С.489 -583.

300. Хализев, В.Е. «Герои времени» и праведничество в освещении русских писателей XIX века. / В.Е.Хплизев // Русская литература XIX века и христианство. М.: Изд-во МГУ, 1997. - С. 111 - 119.

301. Ханзен-Лёве, А.А. Русское сектантство и его отражение влитературе русского модернизма / А.А. Ханзен-Лёве // Русская литература и религия. Новосибирск: Наука, 1997. - С. 153 - 226.

302. Хёйзенга, Й. Осень средневековья: Сочинении: в 3 т. Т.1. / Йохан Хёйзенга. М.: Прогресс — Культура, 1995. - 416 с.

303. Хоружий, С.С. После перерыва. Пути русской философии / С.С.Хоружий. СПб.: Алетейя, 1994. - 447 с.

304. Храмченко, А.Г. Роль эпиграфа в интерпретации художественного произведения / А.Г.Храмченко. Минск: Мин. Гос. пед. ин-т им. М.Горького, 1983. Н.О.Лосский

305. Чернец, JI.B. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики) / Л.В. Чернец. М.: МГУ, 1982. - 192 с.

306. Черников, А.П. Б.Зайцев в литературном процессе серебряного века А.П.Черников // Проблемы изучения жизни и творчества Б.К.Зайцева. — Калуга: Гриф, 2000. Вып. 2. С. 3-11.

307. Черников, А.П. Поэт в прозе: Творческий портрет Б.Зайцева: Вступ. ст./ А.П.Черников // Борис Зайцев. Атлантида. — Калуга: ИУУ, 1996. — С. 5-30.

308. Черников, А.П. Серебряный век русской литературы / А.П.Черников. Калуга, 1998.

309. Черников, А.П. Проза И.С.Шмелева / А.П.Черников. — Калуга: ИУУ, 1995.-344 с.

310. Чичерин, А.В. Ритм образа в повествовательной прозе / А.В.Чичерин // Историко-филологические исследования. — М.: Наука, 1974. — С. 295 297.

311. Чудаков, А.П. Слово вещь - мир. От Пушкина до Толстого / А.П.Чудаков. — М.: Современ. писатель, 1992. — 320 с.

312. Шайкин, А.А. Сергий Радонежский и его жизнеописатели Епифаний премудрый и Б.Зайцев / А.А.Шайкин // В поисках гармонии (о творчестве Б.К.Зайцева). Орел: Орл., гос. ун-т, 1998. - С. 59 -63.

313. Шиляева, А. Борис Зайцев и его беллетризованные биографии / Ариадна Шиляева. Нью-Йорк, 1971.

314. Шишков, A.M. Метафизика света в средневековой европейской культуре / А.М.Шишков // Вопросы философии. 2000. - № 5. - С. 88 — 98.

315. Яблоновский, С. Блаженный / С. Яблоновский // Зайцев Б.К. Собрание сочинений: в 5 т. Т.11 (доп.). М.: Русская книга, 2001. — С. 344 -347.

316. Ягодовская, А.Т. Проблема характера-типа в литературе и живописи второй половины XIX в / А.Т.Ягодовская // Типология русского реализма второй половины XIX века. М.: Наука, 1998. С. 65 - 95.

317. Яркова, А.В. Книга Б.К.Зайцева «жизнь Тургенева»: особенности поэтики / А.В.Яркова // Проблемы изучения жизни и творчества Б.К.Зайцева. Калуга: Гриф, 2000. - С. 76 - 79.

318. Яркова, А.В. И.С.Тургенев в творческом сознании Б.К.Зайцева: автореф. дис. . канд. филол. наук. СПб., 1999. - 22 с.

319. Яркова А.В. Жанровое своеобразие творчества Б.К.Зайцева 1922 1972 годов. Литературно-критические и художественно-документальные жанры. Монография / А.В.Яркова. — СПб.: Изд-во ЛГОУ им. А.С.Пушкина, 2002. - 211 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.