Паломнические "хожения" Б. К. Зайцева: Особенности жанра тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Глушкова, Наталья Борисовна

  • Глушкова, Наталья Борисовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 197
Глушкова, Наталья Борисовна. Паломнические "хожения" Б. К. Зайцева: Особенности жанра: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 1999. 197 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Глушкова, Наталья Борисовна

Оглавление

Введение

Глава 1 Жанр хожений

Истоки, канон, развитие (до XIX века)

I I

I I

Особенности "хожения" XIX века

Развитие "хожений" в XX веке

Причины обращения к жанру "хожений" Б.К. Зайцева

Глава 2 Паломническое "хожение" Б. Зайцева "Афон":

К проблеме жанра

Композиционная система "Афона" Б.К. Зайцева

Образная система "Афона"

Некоторые особенности стиля зайцевского «Афона»

Глава 3 "Валаам" Б.К. Зайцева как "хожение"

Афонские темы и образы в "Валааме"

Особенности композиции и стиля

Заключение...:

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Паломнические "хожения" Б. К. Зайцева: Особенности жанра»

Введение

»

Творчество Бориса Константиновича Зайцева - это целая эпоха литературной жизни России, долгое время закрытая от русского читателя. Об этой оторванности от российских читателей в 1957 году с горечью сказал в автобиографии сам писатель: "Ни одному моему слову отсюда не дано было дойти до Родины. В этом вижу суровый жребий, Промыслом мне назначенный" (1, т. 1, с. 52).

В девяностые годы XX века стало очевидно, что эти слова писателя оказались заблуждением. В России за последние десять лет изданы повести и романы писателя ("Странное путешествие", "Анна", "Золотой узор"), беллетризо-ванные биографии и "жития" ("Жизнь Тургенева", "Жуковский", "Чехов", "Сергий Радонежский", "Алексей Божий человек"), мемуары ("Москва", "Далекое"), дневники ("Странник", "Дни"), тетралогия "Путешествие Глеба"; переиздаются произведения дореволюционного творчества.

Снятие запрета с Б.К. Зайцева, появление его книг в нашей стране дало возможность продолжить изучение творчества писателя. На начальном этапе (середина 80-х годов) работы исследователей (Е. Воропаева, О. Михайлов, Т. Прокопов) были направлены на общий обзор жизни и творчества писателя, так как важнейшей задачей того времени было вновь ввести имя Зайцева в литературное наследие России.

В начале 90-х годов намечается тенденция преодоления обзорного подхода к зайцевскому наследию, исследователи уже Не ограничиваются комментариями к произведениям и не стремятся заменить анализ произведений биографическим материалом. Одной из задач становится раскрытие философской и поэтической системы писателя на основе анализа произведений (работы Е. Воропаевой, А. Любому дрова, А. Черникова).

Постепенное расширение круга исследовательских проблем выдвинуло уже в середине 90-х годов задачу объединения усилий западных и российских коллег в изучении творчества Б.К. Зайцева. Важным вкладом в зайцеведение

явилось проведение Международных Зайцевских чтений (Калуга, 1996) и международной научной конференции (Орел, 1998).^

Интерес к творчеству писателя постоянно возрастает, за последние пять лет в нашей стране защищено шесть кандидатских диссертаций по творчеству Зайцева (Ю. Драгуновой, Н. Жуковой, Н. Завгородской, Ю. Камильяновой, О. Кашпур, С. Сомовой).

Сегодня можно уже говорить о сложившемся в литературоведении направлении, занимающимся изучением творчества Б. Зайцева и продолжающим дореволюционное и зарубежное зайцеведение.

Нами выделяется несколько аспектов в изучении творчества писателя, сформировавшихся на протяжении всего зайцеведения:

I

1. Биографический аспект. В дореволюционном зайцеведении представлен в работах, близких к анкетной форме (Е. Колтановская), и не выделен в отдельное направление, что объясняется временной близостью к жизни писателя. В русском зарубежном литературоведении биографический аспект также не получает широкого развития из-за задач, которые ставили исследователи того периода (раскрыть мировоззрение писателя). Большое внимание уделяется в середине 80-х и начале 90-х годов российскими исследователями (Е. Воропаева, О. Михайлов и другие). В последние годы появились документально-краеведческие исследования о детстве и юности писателя в Калужском крае (Е. Зайцев, Г. Ильина, А. Иванова и другие); открыты неизвестные обстоятельства и документы о московской жизни писателя (в докладах на первой Международной научной конференции по творчеству Зайцева (М. Минокина, С. Островской); об эмигрантской поре (Е. Дейч, Л. Назарова и другие).

2. Генетический аспект. Исследование связи зайцевского творчества с традициями русской и мировой литературы было начато дореволюционной критикой (Е. Колтановская, 3. Гиппиус), разрабатывалось в русском зарубежном литературоведении (Г. Адамович, Г. Федотов) и получило значительное развитие в современном зайцеведении (Ю. Драгунова, Ю. Камильянова, Н. Пак и другие). На наш взгляд, точно определение Ю. Драгуновой художественного

стиля писателя как творческой полемики с классической литературой, которая носит характер "подводного течения". "Художественные миры, созданные интересными Зайцеву писателями, органически входят в его собственное творчество, приобретают значение "знаковости", способствуют постановке субстанциональных проблем, а также выступают в качестве определяющей черты стилевой системы автора" (205, с. 131). Основное внимание исследователей получила "творческая полемика" Б.К. Зайцева с Ф.М. Достоевским, И.С. Тургеневым, А.П. Чеховым и А. Данте. В большинстве работ выявление генетической традиции представлено лишь на материале раннего творчества и творчества 20-х годов (Ю. Драгунова, С. Сомова и другие).

В диссертации нами обращается внимание на генетическую традицию в

| |

творчестве писателя в середине 20-х и в середине 30-х годов.

На основании исследований ученых и собственных наблюдений можно определить зайцевский тип традиции как генетически неосознанной.

3. Философский аспект. Дореволюционная критика, изучавшая философские искания Б. Зайцева в раннем периоде творчества, обосновала близость его мировосприятия к пантеизму (Ю. Айхенвальд, Е. Колтановская и другие).

Русское и зарубежное литературоведение пыталось осмыслить религиозное миропонимание писателя и поднимало вопрос связи послереволюционного христианского взгляда Зайцева на мир с его идейными и философскими исканиями раннего этапа (П. Грибановский, В. Зеньковский, арх. Киприан, Г. Струве и другие).

Современное зайцеведение продолжает рассматривагь процессы, происходившие в мировосприятии писателя с 1901 по 1917 годы, и окончательно оформившееся православное мировоззрение художника (Е. Воропаева, Ю. Драгунова, Н. Жукова, А. Любомудров, О. Михайлов, А. Черников и другие).

Данный аспект изучения оказывается немаловажным для рассмотрения жанровой эволюции произведений писателя, так как изменение философской

системы приводит к использованию новых жанровых форм и отражается в жанровом развитии.

4. Поэтический аспект. Наиболее глубокое изучении поэтики зайцев-ского наследия начинается в современном литературоведении. Исследуется импрессионистический стиль писателя (Ю. Драгунова, В. Захарова, М. Ма1еска, Л. Усенко и другие), поэтика образа А. Любомудров, поэтика сюжета (в произведениях 1900-1920-х годов - диссертации Ю. Камильяновой и С.Сомовой), жанровая поэтика (Е. Воропаева, Н. Жукова, Н. Завгородней и другие). Изучение жанровой поэтики проводится на материале беллетризованных биографий писателя (монография А. Шиляевой, кандидатские диссертации Н. Жуковой,

Н. Завгородней), мемуарных произведений (Е. Воропаева, О. Кашпур, Т. Про-

\

копов) и художественных житий (Н. Пак, А. Шайкин).

В последние годы появились работы по драматургическому (Л. Аринина, И. Гращенкова), публицистическому (А. Любомудров) и эпистолярному (Е. Дейч) наследию писателя.

Особое место занимает изучение творческих связей Б. Зайцева с его современниками: Леонидом Андреевым (О. Вологина, Е. Михеичева), Максимом Горьким (Н. Примочкина), Иваном Буниным (Т. Гордиенко, Л. Иезуитова).

Внимание исследователей привлекает тема Святой Руси (Е. Воропаева, И. Есаулов, А. Любомудров, О. Михайлов) и итальянская тема (Н. Комолова).

Предметом исследования в настоящей работе является жанровое своеобразие "хожений" Б.К. Зайцева "Афон" и "Валаам" в их взаимосвязи с традициями древнерусской литературы. Используются, кроме "Афона" и "Валаама", другие художественные ("Изгнание", "Спокойствие", сборник "Италия", "Преподобный Сергий Радонежский") и публицистические ("Странник", "Дни") произведения Б. Зайцева, воспоминания современников.

Исследования "Афона" и "Валаама" Б. Зайцева были начаты за рубежом, где о них писали литературоведы, философы, представители русской Церкви. Подход к ним в среде русского зарубежья был философско-религиозным, культурологическим: раскрывалась религиозная направленность послереволюцион-

ного творчества писателя; поездки на Афон и Валаам и последовавшие за ними книги рассматривались как "этапы на п^ти вооцерквления писателя" (П. Грибановский). В работах, посвященных "Афону", осмысливалась глубина религиозного чувства, которое, по мнению большинства философов, было полно двойственности, столкновения двух неслитных стихий, Церкви и культуры (В. Зеньковский), "тишайшей и кротчайшей борьбы" "поклонника Эллады и исповедника византийского православия" (Ф. Степун, Г. Федотов).

На наш взгляд, более правомерно мнение Г. Адамовича, который указывал, что в произведениях Бориса Зайцева на религиозные темы нет "незавершенности", "двойственности", он предстает "христианином, и притом христианином смиренным, <.. .> без поправок к Православию", не проповедующим, а

I 1

1 I

творящим.

Борис Зайцев, явившись одним из ярчайших представителей верующей интеллигенции XX века, воплотил в своих произведениях не столкновение, а сопроникновение Церкви и культуры. Выделенное критиками русского зарубежья "подсознательное противоборство" в душе художника и христианина, культуры и Церкви является закономерным для всей христианской литературы как части мировой культуры. Введение Зайцевым в произведения на религиозную тему различных культурных кодов (греческого, итальянского) раскрывает стремление писателя воспринять весь мир и его развитие как своеобразную единую Церковь.

Особое внимание критики русского зарубежья, обращавшейся к "Афону" и "Валааму", привллсла тема Святой Руси. "Хожения" Б. Зайцеьа не раз назывались настоящими "наваждениями Святой Руси" (Н. Кульман, Г. Федотов). В современном литературоведении продолжено исследование этой темы в работах Е. Воропаевой, И. Есаулова, А. Любомудрова, О. Михайлова и других. Изучение темы Святой Руси ведется в трех аспектах: раскрытие русского национального характера (Е. Воропаева, И. Есаулов и другие), монастырская тема (А. Любомудров) и идея святости, в основном рассматриваемая на материале

"Преподобного Сергия Радонежского" (А. Бронская, Ю. Камильянова, А. Любомудров, О. Михайлов и другие).

"Афон" становится предметом исследования кандидатской диссертации Ю. Камильяновой "Типы сюжетного повествования в прозе Б. Зайцева 19001920-х г.г." (215).

В сюжетном повествовании 20-х годов "Афон" определяется исследователем как очерковый тип, что является не совсем точным, так как не учтена тематическая и философская направленность произведения. Соответствие формальных признаков очерковому типу, приводимое в исследовании Ю. Кальяно-вой, становится возможно в силу того, что очерковый тип повествования - один из путей развития древнерусского хожения.

I j

ковизна данного исследования обусловлена аспектом: жанровая организация "Афона" и "Валаама" Б. Зайцева как "хожений" XX века; а также определением места зайцевских хожений в историко-генетическом ряду от древнерусских произведений этого жанра до произведений середины XX века.

В своем исследовании ставим следующие задачи:

- Рассмотреть процессы, происходившие в мировоззрении и творчестве писателя, предопределившие обращение к жанру хожений.

- Раскрыть жанровые особенности "Афона" и "Валаама" Б. Зайцева на семантическом и структурном уровнях.

- Обозначить генетическую связь зайцевских произведений с традициями древнерусской литературы и выявить особое место хожений писателя в истори-ко-ген' тическом развитии данного жанра.

-Выявить модернисткую поэтику "Афона", сочетающую генотипические черты древнерусских хожений и коды произведений мировой литературы.

- Соотнести "Афон и "Валаам" Б.К. Зайцева и на их примере раскрыть творческую эволюцию писателя.

Задачи, поставленные в диссертации, предполагают ознакомление с текстами хожений с XII века, включая произведения XX века. К работе привлекаются двадцать семь текстов хожений. Используются труды русских и зарубеж-

ных религиозных философов (Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Зеньковского,

И. Ильина, Вл. Соловьева, М. де Унамуно и другие).

»

Теоретической основой диссертации являются работы современных литературоведов по проблеме жанра (М. Бахтина, Д. Лихачева и другие).

Жанр, согласно концепции М. Бахтина, это "творческая память", в нем "всегда сохраняются неумирающие элементы архаики", которая "сохраняется в нем только благодаря постоянному ее обновлению, так сказать осовремениванию". Историко-генетическая концепция жанра, принимаемая в диссертации, предполагает обращение к работам по теории и истории паломнических хоже-ний, так как жанровый анализ выходит за рамки описания отдельных форм и является исследованием всего многообразия связей художника слова с действительностью, с литературной и ¡культурной традицией. (!

В отечественном литературоведении древнерусским хожениям посвятили свои работы исследователи как XIX века (И. Сахаров, И. Срезневский, А. Пыпин), так и XX века (О. Белоброва, В. Данилов, В. Кусков, Д. Лихачев, Н. Тихонравов, С. Травников и другие). Приоритет в изучении жанровых и стилевых особенностей хожений принадлежит Н. Прокофьеву ("Древнерусские хожения ХП-ХУ веков (проблема жанра и стиля)", "Книга хожений. Записки русских путешественников Х1-ХУ веков" и другие).

В диссертации используется комплексный подход, сочетающий элементы историко-генетического, сравнительно-типологического, структурного, биографического, а также конкретно текстуального анализа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Обращение писателя к новым для него жанровым формам связано с православной направленностью мировоззрения Б. Зайцева и желание сохранить в памяти поколений образ Святой Руси, передать этот образ в будущее через продолжение традиций прошлого.

2. Художественное своеобразие хожений Зайцева определяется "открытостью" по отношению к мировой культуре, философской мысли, стремлением к соединению различных культурных и литературных кодов в традиционном православном произведении.

3. "Афон" и "Валаам" сохраняют и продолжают традиции древнерусских хожений как на семантическом, так и на структурном уровне и являются хоже-ниями XX века.

4. Эволюция поэтической системы писателя, происходящая в 30-е годы, отражается в "хожениях" Зайцева как осознанное движение от модернизма "Афона" к простоте "Валаама".

Работа состоит из трех глав, введения и заключения.

Первая глава "Жанр хожений: истоки, канон, развитие". Выявление истоков хожения позволяет выявить религиозно-символическое значение жанра и указывает на задачи, которые выполняло хожение в Древней Руси: переживание событий священной истории, соучастие в ходе мировой жизни.

Структура древнерусских хожений была строго канонизирована и требовала соблюдения пространственно-временной организации произведения и развития достаточно устойчивой образной системы. Формирование канона хожений происходит в Х11-Х1У веках. Эталоном написания хожения являлось "Хожение игумена Даниила в святую землю", влияние которого отразилось на всех последующих хожениях ХП-Х1У веков. При рассмотрении канона хожения нами используется текст игумена Даниила в качестве классического образца данного жанра.

В главе дан обзор развития жанра, выделены тенденции в эволюции хожения. Трансформация жанровых форм рассматривается на материале русской литературы от XII до XX века. В работе используются широко известные тексты хоженкй ("Хожение игумена Даниила в Святую землю", "Хожение Василия Гагары в Иерусалим и Египет", "Хожение Трифона Коробейникова в Царьград" и другие) и малоисследованные. Впервые анализируются "Палестина и Афон" Святогорца Серафима (Веснина) XIX века и произведения XX века - Власа Дорошевича "В земле Обетованной (Палестина)", Анатолия ЛадиНского "Путешествие в Палестину".

Учтены исследования жанра хожений в древнерусском периоде (О. Белоброва, М. Гардзанити, В. Данилов, Д. Лихачев, Н. Прокофьев, С. Травников и другие), произведения XIX века (В. Гуминский, В. Михельсон, Т. Роболи и другие) и XX века. Специальных работ по изучению "хожений" XX века в данный момент нет, но внимание к особенностям этого жанра есть в работах об отдельных писателях, обращавшихся к жанру хожений: И.Бунин «Тень-птицы»; (А.Громов - Колли), И.Шмелев «Старый Валаам» (Т.Гринфельд).

Попытка объединить в единую систему хожения Х1-ХХ веков предпринята в книге «Путешествия в Святую Землю. Записки русскиих паломников и путешественников ХИ-ХХ веков» (со вступительной статьей Б.Романова), издан-

| |

ной в 1995 году. В нее, к сожалению, не были включены произведения Б.К.Зайцева, чтобы дать полное и последовательное освещение истории жанра хожений.

В последнем разделе анализируются причины обращения к жанру хожения. Обращается внимание на постепенное формирование в ранний период творчества православного мировоззрения писателя, отразившегося в разработке образной, мотивной, тематической систем, близких древнерусской религиозной литературе. Для краткого анализа берутся ранние рассказы «Спокойствие» (1909), «Изгнание» (1913) и культурологические «хожения» «Италия» (19081922). Указывается на соответствие ряда предшествующих «Афону» произведений писателя («Преподобный Сергий Радонежский», «Италия», «Аграфена» и др.) жанровым структурам древнерусских житий и хожеьий.

Основными причинами обращения Б.Зайцева к жанру хожений в сер. 20-х годов XX века выделяются вынужденная эмиграция, изменившая тематическую направленность произведений писателя, в центре которых оказывается Россия и Святая Русь. Писателем движет желание сохранить облик духовной России, воссоздать образцы русского национального характера и русской святости. Обращаясь к паломническому хожению, Зайцев погружает читателя в православное миропонимание народа, воплотившееся в данной жанровой форме. Через

сохранение и продолжение традиций древнерусской литературы писатель пытается установить связь поколений русских людей, предотвратить отрыв «будущей России» от своих корней.

Вторая глава «Паломническое «хожение» Б.К.Зайцева «Афон»: проблемы жанра» состоит .из трех разделов.

Первый раздел главы «Композиционная система «Афона» Б.К. Зайцева» посвящена анализу композиционной системы «Афона» и соотношению ее с традицией построения паломнических хожений. Сравнительно-генетический метод исследования позволяет выявить традиционность зайцевской структуры «хожения», сохраняющей все обязательные части построенной на принципе хронологического пространственно-временного описания.

I

Помимо древнерусских традиций хожений раскрывается тесная связь «Афона» с хожениями XIX века (особенно с текстами Святогорца Серафима), основной чертой которых являлась свободная каноничность, то есть строгое сохранение всех традиционных элементов и внесение новых мотивов и образов, разрабатываемых в русле православной литературы.

Выявляется авторское новаторство Б.Зайцева в композиции центральной части «Афона», представляющей органичное сцепление нескольких кодов: древнерусского, дантовского, библейского, древнегреческого и кода детства. Введение многочисленных кодов в структуру «хожения» связано с модернистской разработкой писателем мотива путешествия во времени, свойственного древнерусским хожениям.

Во втором разделе «Образная система «Афона»» продолжается обоснование концепции тесной генетической связи «Афона» с жанром хожений. Картина мира, представленная образной системой Б. Зайцева, несет православно-религиозную направленность, которая раскрывается в использовании традиционных образов хожений, в их символическом осмыслении, а также на уровне культурологических подтекстов (дантовская картина мира «Божественной комедии»), философских размышлений (разработка вопроса о русском нацио-

нальном характере, о пути возрождения России). Отмечаются приемы модерна и импрессионизма, наряду с древнерусскими, в создании образов.

Последняя часть главы «Некоторые особенности поэтики зайцевского стиля в «Афоне»» анализирует стилевые тенденции древнерусской литературы (хожения и жития), импрессионистического письма, лирико-поэтического в «хожении» писателя. Делается вывод о синтетическом характере стиля «Афона», в чем отражается влияние модернизма начала XX века и общестилевая тенденция литературы нового времени к «открытости» по отношению к различным стилям мировой культуры, к приданию подчас стилю функции приема для раскрытия авторского замысла.

Третья глава диссертационного исследования «"Валаам" Б.К. Зайцева как

I. и I I

хожение » уделяет внимание анализу второго «хожения» писателя.

В первой части главы "Развитие афонских тем и образов" раскрывается связь с "Афоном", рассматривается развитие образной системы "хожения" Б. Зайцева. Делает вывод об упрощении образной и кодовой систем в "Валааме".

Исследуется тема государственного устройства, введенная писателем в структуру "хожения".

Во второй части "Особенности композиции и стиля" анализируется композиция и стиль, где проявляется тенденция к упрощению.

В заключении даются выводы о постепенном освоении Б.К. Зайцевым жанра хожения, намечаются перспективы дальнейшего изучения темы паломнических хоженил XX века.

Результаты проведенного исследования могут найти практическое применение в вузовских курсах и спецкурсах по истории русской литературы, а также при дальнейшей разработке проблем творчества Б.К. Зайцева, связанных с целостным анализом его художественного наследия.

Основные положения исследования были изложены в докладах на межвузовских научных конференциях "Проблемы эволюции русской литературы XX века" (Москва, 1997 и 1998), на международной научной конференции "Про-

блемы мировоззрения и творчества Б.К. Зайцева" (Орел, 1998), аспирантских семинарах, лекциях, практических занятиях, заседании кафедры, также в публикациях по теме диссертации:

1. Глушкова Н.Б. Паломнические "хожения" Б. Зайцева "Афон" и "Валаам": к проблеме жанра.

//Проблемы эволюции русской литературы XX века. Вторые Шешуков-ские чтения: материалы межвузовской научной конференции. - Вып. 4. -М: МПГУ, 1997.

2. Глушкова Н.Б. Литературные "хожения" XX века: к проблеме жанра (на примере творчества Б.К. Зайцева)

//Литература в контексте культуры: проблемы традиции и новаторства: тезисы докладов. - Орск, 1997. 1

3. Глушкова Н.Б. Дантовский код в "Афоне" Б.К. Зайцева (подход к теме).

//Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры. Сб. ст. и материалов. - М: МПГУ, 1998.

4. Глушкова Н.Б. Дантовский код в "Афоне" Б.К. Зайцева

//В поисках гармонии (о творчестве Б.К. Зайцева). Международный сборник научных трудов. - Орел. - 1998.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Глушкова, Наталья Борисовна

Заключение

Завершая исследование паломнических "вожений" Б.К. Зайцева* необходимо подчеркнуть, что проблема трансформации данного жанра в Х1Х-ХХ веках только начинает изучаться. Малоисследованными остаются пока такие вершинные произведения этого жанра, как "Путешествие по Святым местам в 1830 году" и "Путешествие по святым местам русским" А.Муравьева (XIX век), "Нынешний русский Пантелеймонов монастырь" и "Палестина и Афон" Святогорца Серафима (XIX век), "В земле обетованной (Палестина)" В.Дорошевича (XX век), "Образы Италии" П.Муратова (XX век) и другие. Именно с этими произведениями были связаны интересные и плодотворные обретения русской паломнической литературы нового времени, стержневой чертой которого стало свободная каноничность.

Б.К. Зайцев "хожениями" "Афон" и "Валаам" продолжил традиции "хо-' жений" XIX - начала XX века, которые в свою очередь наследовали жанровые особенности древнерусских произведений этого жанра.

Причинами обращения Бориса Зайцева к жанру "хожения" послужили вынужденная эмиграция и оторванность от Родины, ставшие катализаторами, раскрывшими генетически-неосознанную близость писателя к религиозно-православной теме. Вера в воскрешение Святой Руси привела к желанию сохранить ее облик для "вследидущих" поколений и прославить ее для всего мира. Обращение к традиционной форме "хожения" было вызвано желанием Б. Зайцева максимально приблизить читателя к атмосфере Святой Руси, к глубинам народного мышления.

Сравнительно-генетический метод исследования позволил выявить традиционность структуры "хожений" писателя, сохранивших все обязательные жанровые части и построенные по принципу хронологического пространственно-временного описания. При этом Борис Зайцев использует как традиционную форму древнерусских хожений ("Афон"), так и появившийся в XIX веке жанр "хожения в хожении" ("Валаам").

Анализ "Афона" раскрывает художественное своеобразие первого "хоже-ния" писателя, которое определяется "открытостью" по отношению к мировой литературе, философской мысли, стремлением к соединению различных культурных кодов (Святой Руси, древнегреческого, библейского, дантовского). Синтезом различных кодов Б. Зайцев вводит в подтекст "хожения" диалог различных начал - христианства, язычества, культуры нового времени.

Как льве на вопросы, поставленные писателем в "Афоне", появляется второе "хожение" писателя "Валаам", где Борис Зайцев отходит от модернисткой поэтики, используемой в "Афоне". В центре обоих "хожений" стоит вопрос о будущем России, русском национальном характере, о связи Церкви и Культуры как основы мирового развития.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Глушкова, Наталья Борисовна, 1999 год

Библиография

I. Источники *

А

1. Зайцев Б.К. Собрание сочинений в трех томах. - М.: Терра. - 1993. - Т. 1,2, 3.

2. Зайцев Б.К. Данте и его поэма. - М.: Вега. - 1922.

3. Зайцев Б.К. Данте. Судьба //Возрождение. - Париж. - 1965. - №166.

4. Зайцев Б.К. Дни. - М. - Париж. - 1995.

5. Зайцев Б.К. Души чистилища //Жар-птица. - 1923. - №10.

6. Зайцев Б.К. Изгнание. - М. - 1913.

7. Зайцев Б.К. Италия. Сиена //Золотое руно. - М. - 1908. - №3-4.

8. Зайцев Б.К. Люди Божии.-М.- 1991.

9. Зайцев Б.К. П.П. Муратов. Образы Италии //Современные записки. - 1924. -Книга 22.

^0.Зайцев Б.К. Переписка с архиепископом Иоанном (Шаховским) /Публ.

1 В. Чалмаева //Лепта. - 1991. - №3. '

11.Зайцев Б.К. Письма к А.П.Чехову и В.И. Короленко /Публ. А. Романенко //Зайцев Б.К. Голубая звезда. - М. - 1989.

12.Зайцев Б.К. Письма к И.А. и В.Н. Буниным /Публ. Н. Грин //Новый журнал. -1980.-№139.

13.Зайцев Б.К. Письма к Л.Н. Назаровой //Русская литература. - 1994. - №4.

14.3айцев Б.К. Письма к Л.Н.Андрееву, И.А.Бунину, Ю.И. Айхенвальду //Наше наследие. - 1990. - №3.

15.Зайцев Б.К. Путникам в России //Вестник РХД. - Париж. - 1961. - №61.

16.Зайцев Б.К. Странник. - Петербург. - БОИРТОШиМ. - 1997.

17.3айцев Б.К. Флоренция (видения) //Кольцо. - М. - 1922. Книга 1.

Б

18.Белый А. Офейра (путевые заметки). - М: "Книгоиздат писателей в Москве". -1922.

19.Берг Н.В. Мои странствия по белу свету. Иерусалим /Путешествие в Святую Землю. - М: приложение к журналу "Лепта". - 1995.

20.Бронников К.И. Путешествие по Святым, местам, находящимся в Европе, Азии и Африке, совершенное в 1820-1821. - М. - 1824.

21.Бунин И.А. Тень птицы /Бунин И.А. Собр.соч. в 6 т. - М. - 1987. - Т.З.

22.Вешняков И. и др. Путевые записки во Святый град Иерусалим и его окрестности онаго Калужской губернии дворян Вешняковых и Мядынского купца Новикова в 1804 и 1805 гг.-М,- 1813.

23.Григорович-Барский В.Г. Странствия Василия Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1743 г. /Путешествие в Святую Землю. -М: приложение к журналу "Лепта". - 1995.

24.Данте Алигьери. Божественная комедия /Пер. с итальянского М. Лозинского. - Пермь. - 1994.

25.Дорошевич В.В. В Земле обетованной (Палестина). - М. - 1900.

26.Ладинский А.П. Путешествие в Палестину. - Париж. - 1937.

27.Маевский В. Афонские рассказы. - Париж. - 1950.

28.Максимов C.B. Избранные произведения в 2-»х т. - М. - 1987. - Т 1, 2.

29.Муравьев А.Н. Путешествие по Святым местам в 1830 году /Святые места вблизи и издали: путевые заметки русских писателей первой половины XIX века. -М.- 1995.

30.Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским (в 2 частях). - М: книга - СП "Внешиберика". - 1990.

31.Муратов П.П. Образы Италии. - М. - 1993. - Т.1.

32.Норов A.C. Путешествие по Святой Земле в 1835 году /Путешествие в Святую Землю. - М: приложение к журналу "Лепта". - 1995.

33.Норов A.C. Путешествие по Сицилии в 1822 году. -41,2.- Спб. - 1822.

34.Путешествие дьякона Александра в Царьград в конце XIV столетия / /Сахаров И.Н. Путешествия русских людей по Святой земле. - СПб. - 1839. -Ч. 2.

35.Путешествие дьякона Арсения по святым местам /Сахаров И.Н. Путешествия русских людей по Святой земле. - СПб. - 1839. - Ч. 2. I

36.Путешествие иеродиакона Зосимы по святым местам /Сахаров И.Н. Путешествия русских людей по Святой земле. - СПб. - 1839. - Ч. 2.

37. Путешествие Новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце XII столетия. - СПб.- 1872.

38.Путешествие Стефана Новгородца по святым местам (около 1380 года) /Сахаров И.Н. Путешествия русских людей по Святой земле. - СПб. - 1839. -Ч. 2.

39.Святогорец Серафим. Воспоминания о Святой Афонской горе и ктиторах Святого царского иверского монастыря. - СПб. - 1872.

40.Святогорец Серафим. Нынешний русский Пантелеймонов монастырь на Святой горе Афонской. - СПб. - 1852.

41.Святогорец Серафим. Палестина и Афон. - Вятка. - 1872.

42.Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле пострижника Святыя Горы Афонския инока Парфения /Путешествия в Святую Землю. - М: приложение к журналу "Лепта". - 1995.

43 .Тургенев И. Хорь и Калиныч. - M. - 1994.

44.Хождение игумена Даниила /Памятники литературы Древней Руси. XII век. -М:Худ. лит. - 1980.

45.Хожение Василия Гагары в Иерусалим и в Египет /Записки русских путешественников XVI-XVII в. - М: Сов. Россия. - 1989.

46.Хождения за три моря Афанасия Никитина /Книга хожений. Записки русских путешественников XVI-XVII в.в. - М: Сов. Россия. - 1988.

47.Хожения Трифона Коробейникова в Царьград /Записки русских путешественников XVI-XVII в. - M: Сов. Россия. - 1989.

48.Хожение Трифона Коробейникова по Святым местам Востока XVI-XVII в.в. /Путешествия в Святую землю. - М: приложение к журналу "Лепта". - 1995.

49.Шмелев И.А. Старый Валаам //Слово. - 1997. - №7.

И. Теоретико-методологическая литература

50.Архетип: Культурный альманах. - Шадринск. - 1996.

51 .Архетип в фольклоре и литературе. - Кемерово. - 1994.

52.Архипов А. О происхождении древнерусских хождений //Вторичные моделирующие системы: сб. ст. - Тарту. - 1979.

53.Бакланова H.A. Описание русской природы в "Хождении митрополита Пимена в Царьград в 1938 году и отображение этого описания в миниатюрах Лицевого летописного свода конца XVI века" //ТОДРЛ. - T.XXIV. - Москва-Ленинград. - 1969.

54.Бахтин М.Н. Вопросы литературы и эстетики. - М. - 1975.

55.Бахтин М.Н. Эстетика словесного творчества. - М. — 1986.

56.Башляр Г. Психоанализ огня. - М. - 1993.

57.Белоброва O.A. Черты жанра хожений в некоторых письменных памятниках XVII в. /История жанров в русской литературе X-XVII в.в. - Л.: АН СССР. -1972.

58.Букчин C.B. Судьба фельетониста (жизнь и творчество Власа Дорошевича). -Минск- 1975. I

59.Бусева-Давыдова И.Л. Символика архитектуры по древнерусским письменным источникам XI-XVII в.в. //Герменевтика древнерусской литературы: сб. 2.-М.-1989.

60.Бушуева С.И. Мотивы, образы, сюжеты древнерусской литературы в современной советской прозе (на примере творчества Ф.А. Абрамова) //дисс. канд. фил. наук. - М. - 1988.

61.Вагнер Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. - М. - 1977.

62.Вейсенсел П.Р. Сообщение русских крестьян-паломников о Палестине как отображение жизни русской сельской общины //Православный Палестинский сборник. - М. - 1992. - Вып. 31(94).

63.Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы. - М. -1980.

64.Волкова Т.Ф. К вопросу о литературных источниках "Казанской истории" //ТОДРЛ. - T. XXXVI. - Москва-Ленинград. - 1981.

65.Гардзанити М. "Хожение" игумена Даниила в Святую землю. Литература и богословия на Руси XII века //Славяноведение. - 1995. - №1.

66.Генон Рене. Символы священной науки. - М. - 1997.

67.Голиков Л.П. Повесть о путешествии в русской прозе //дисс. канд. фил. наук. -М. - 1993.

68.Громов-Колли A.B. "Путевые поэмы" И.А. Бунина (проблематика, жанр, поэтика) /И.А. Бунин и русская литература XX века: По материалам научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения И. Бунина. - М: "Наследие". - 1995.

69.Гуминский В.М. Открытие мира, или Путешествие и странники. - М. - 1987.

70.Гуминский В.М. Странники и путешественники //Наш современник. - 1996. - №1.

71.Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры. - М. - 1975.

72.Гусев К. Паломничество в Святую землю и его причины //Тобольские епархиальные ведомости. - 1910. - №16.

73.Данилов В.В. О жанровых особенностях древнерусских хождений //ТОДРЛ.

- T. XVIII. - Москва-Ленинград. - 1962.

74.Данилов В.В. Характеристики "хожения игумена Даниила" //ТОРДЛ. - T. X.

- Москва-Ленинград. - 1954.

75.Данциг Б.М. Ближний Восток в русской науке и литературе. - М. - 1973.

76.Евсеев Е.С. Паломничество в святую землю: история и перспективы //Православный Палестинский сборник. - М. - 1992. - Вып. 31(94).

77.Елеонская A.C. "Древесные образы" в произведениях древнерусской литературы /Древнерусская литература. Изображение природы и человека. - М: "Наследие". - 1995.

78.Жанр (Эволюция и специфика). - Кишинев. - 1980.

79.Зеркало. Семиотика зеркальности. Труды по знаковым системам. - Выпуск XXII.-Тарту.- 1988.

80.Кодра В. Благочестивый странник /Муравьев A.B. Путешествие по святым местам русским. - М. - 1995. i I

81 .Кондакова И.А. Принципы изображения нравственного идеала в литературе древней Руси XI - перв. пол. XII в.в. //дисс. канд. фил. наук. - М. - 1987.

82.Копцик В.А. Инварианты и симметричные преобразования в художественной структуре. //Симпозиум по вторичным моделирующим системам. - Тарту. - 1974.

83.Корнилов C.B. Древнерусское паломничество. - Калининград. - 1995.

84.Культурология XX века. Энциклопедия в 2-х т. - СПб. - 1998.

85.Кусков В.В., Прокофьев Н.И. История древнерусской литературы. - Л: Просвещение. -1987.

86.Лефстрад Э. Хожение игумена Даниила в Святую Землю /Хожение игумена Даниила в Святую Землю (рукопись в Стокгольмской королевской библиотеке). - Stockholm. -1993.

87.Лидов A.M. Небесный Иерусалим в восточной иконографии /Иерусалим в русской культуре. - М: Наука. - 1994.

88.Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3 т. - М: Худ. лит. - 1987. - Т 1, 2, 3.

89.Лихачев Д.С. Развитие

90.Лотман Ю.М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах //Труды по знаковым системам. II. - Тарту. - 1965. - Вып. 181.

91.Лотман. Ю.М., Успенский Б.А. "Изгой" и "изгойничество" как социально-психологические позиции в русской культуре преимущественно до петровского периода. //Труды по знаковым системам. - Выпуск XV. - Тарту. -1982.

92.Лысенко Н.Р. Диалектика традиции и новаторства и жанровая структура произведения. //Целостность литературного произведения и проблемы его анализа. - Донецк. - 1991.

93.Малышев A.A. Принципы симметрии как объединяющая концепция культурологического анализа. - Саратов. - 1996.

94.Малышева Н.Г. Метафора в русских паломнических хождениях //Литература в контексте культуры: Тезисы региональной научно-практической конференции 4-5 дек. 1997. - Орск. - 1997.

95.Маслова Н.М. "Путешествие" как жанр публицистики //дисс. канд. фил. наук.-М.-1973.

96.Мелихов М.В. Природа в русской прозе XVIII в. /Чувство природы в русской литературе: коллективная монография. - Сыктывкар. - 1995.

97.Минералова И.Г. Художественный синтез в русской литературе XX века./ дисс. докт. фил. наук. - М. - 1994.

98.Михельсон В.А. "Путешествие" в русской литературе. - Ростов. - 1974.

99.Михельсон В.А. Эстетическая концепция древнего "хожения" и русский путевой очерк /Эстетические взгляды писателя и художественное творчество. -Краснодар. - 1977. - Книга 2.

100. Моисеев Н. Мир XX века и христианская традиция. //Вопросы философии. - 1993. - №8.

101. Наумкин В. Пальмовая ветвь русских путешественников /Святые места вблизи и издали (Путевые заметки русских писателей первой половины XIX века). -М.- 1995.

102. Образцы изучения текстов художественного произведения в трудах литературоведов. - Выпуск 1. - Ижевск. - 1995.

103. Панченко A.M., Смирнов И.П. Метафорические архетипы в русской средневековой словесности и поэзии начала XX века. //ТОДРЛ. - Выпуск XXVI.-Л.-1971.

104. Попов Г.В. Древнейший русский лицевой проскинитарий /Иерусалим в русской культуре. - М: Наука. - 1994.

105. Прокофьев Н.И. Древнерусские хожения XII-XV в.в. (проблема жанра и стиля) //дисс. докт. фил. наук. - М. - 1970.

106. Прокофьев Н.И. Древнерусские хожения как произведения очерковой литературы //Художественно-документальные жанры (вопросы теории и истории): Тезисы докладов на межвуз. науч. конф. - Иваново. - 1970.

107. Прокофьев Н.И. Записки русских путешественников /Книга хожений. Записки русских путешественников XI-XV в.в. - М: Сов. Россия. - 1984.

108. Прокофьев Н.И. Литература путешествий XVI-XVII в.в. - М: Сов. Россия. - 1988.

109. Прокофьев Н.И. Функция пейзажа в русской литературе XI-XV в.в. //Литература Древней Руси: межвуз. сб. науч. тр. - М. - 1981.

110. Путь на Маковец. Читаем "Житие Сергия Радонежского" Епифания Премудрого: учебное пособие /сост. Н.В. Давыдова. - М: МИРОС. - 1993.

111. Роболи Т. Литература "путешествий" //Русская проза. - Л. - 1926.

112. Рождественская М.В. Образ Святой Земли в древнерусской литературе /Иерусалим в русской культуре. - М: Наука. - 1994.

113. Романов Б. Путешествие в Святую землю /Путешествие в Святую землю. Записки русских паломников и путешественников XII-XX в.в. - М: Лепта. -1994.

114. Рорти Л. Философия и Зеркало Природы. - Новосибирск. - 1997.

115. Силантьев И.В. Сюжет и жанровый статус беллетристического произведения. //Роль традиции в литературной жизни эпохи: сюжеты и мотивы. -Новосибирск. - 1995. »

116. Срезневский И.И. Хожение за три моря Афанасия Никитина. - СПб. -1857.

117. Старыгина Н.М. "Монашеские острова на Ладожском озере" Н.С. Лескова (жанр и композиция) /Жанр и композиция литературного произведения. - Петрозаводск. - 1986.

118. Теория метафоры. - М. - 1990.

119. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. - М. -1995. - Т. 1.

120. Травников С.Н. Особенности морского пейзажа в путевых записках конца XVII - начала XVIII в. //Литература Древней Руси: сб.ст. - М. - 1986.

121. Травников С.Н. Путевые записки петровского времени (проблема историзма): учебное пособие /ред. H.H. Прокофьев. - М. - 1987.

122. Трубецкой Е. "Хожение за три моря" Афанасия Никитина как литературный памятник //Семиотика: сб. ст. /сост. Ю.С. Степанов. - М: Радуга. - 1983.

123. Ужанков А.Н. Эволюция пейзажа в русской литературе XI- первой трети XVII в.в. /Древнерусская литература. Изображение природы и человека. -М: Наследие. - 1995.

124. Фатеева H.A. Структура художественного текста: 2 схемы описания. //Структурно-семантический и стилистический анализ художественного текста: сб. науч. трудов. - Харьков. - 1989.

125. Храпченко М.Б. Типологическое изучение литературы и его принципы. //Проблемы типологии и русского реализма. - М. - 1969.

126. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII в.в. /ред. Бычков В.В. - М. - 1996.

127. Яскевич A.C. Ритмическая организация художественного текста. -Минск. - 1991.

III. Литература философского и религиозного содержания

128. Аверкий (архиепископ). О монашестве. - БМ.: Holy trinity Russian Orthodox Monastery. - 19~.

129. Арсеньев Н.С. Из русской культу шой и творческой традиции. - London. -1992.

130. Арсеньев Н.С. Православная Церковь и Западное христианство. - Варшава. - 1929. - 4.1.

131. Белкин А.И. Православие как разновидность христианства. - Саранск. -1998.

■ч

132. Бердяев H.A. Духовные задачи русской эмиграции //Путь. - Париж. -1925.-№1.

133. Бердяев H.A. Душа России //Русская идея: сб. ст. - М. - 1992.

134. Бердяев H.A. О назначении человека. - М. - 1993.

135. Бердяев H.A. Русская религиозная идея //Проблемы русского религиозного сознания: сб. ст. - Берлин: ИМКА. - 1924.

136. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. - М. - 1993.

137. Булгаков С.Н. Икона и иконопочитание. - М. - 1993.

138. Булгаков С.Н. Моя Родина /Русская идея: <сб. ст. - М. - 1992.

139. Булгаков С.Н. Об особом религиозном призвании нашего времени. - Прага.-1923.

140. Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви. - Париж. - 1965..

141. Булгаков С.Н. Средневековый идеал и новейшая культура. //Русская мысль. - 1907.- №1.

142. Буслаев Ф.С. Общие понятия о русской иконописи. - M. - 1866.

143. Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. - М. - 1995.

144. Бычков С.С. Русская Церковь и императорская власть. - М. - 1998.

145. Вышеславцев Б.П. Образ Божий в существе человека. //Путь. - Париж. -1935.-№49.

146. Вышеславцев Б.П. Проблемы русского религиозного сознания. - Берлин. -1914.

147. Вышеславцев Б.П. Религия и безрелигиозность /Пpoблeм¿I русского религиозного сознания: сб. ст. - Берлин: ИМКА. - 1924.

148. Вышний покров над Афоном. - М. - 1997.

149. Зеньковский В.В. Православие и русская культура /Проблемы русского религиозного сознания: сб. ст. - Берлин: ИМКА. - 1924.

150. Зернов Н.М. Вселенская церковь и русское православие. - Париж. - 1952.

151. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. - Париж: ИМКА.-1974.

152. Иванов Вяч. О русской идее /Русская идея: сб. ст. - М. - 1992.

153. Ильин И.А. Избранное (сб. ст. о России). - Смоленск. - 1995.

154. Ильин И.А. Манифест русского движения //Слово. - 1991. - №4.

155. Ильин И.А. Основы христианской культуры /Ильин И.А. Одинокий художник: статьи, рецензии, лекции. - М. - 1993.

156. Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе. - СПб. - 1893.

157. Карсавин Л.П. О сущности православия / Проблемы русского религиозного сознания: сб. ст. - Берлин: ИМКА. - 1924.

158. Карсавин Л.П. Русская идея //Русская литература. - 1993. - № 1.

159. Левченко И.В Русская Православная Церковь и государство. - Иркутск. -1997.

160. Лосский Н.О. О единстве церкви / Проблемы русского религиозного сознания: сб. ст. - Берлин: ИМКА. - 1924.

161. Мартынов В.И. Пение, игра и молитва в русской богослужебнопевческой системе. - М. - 1997.

162. Мень A.B. Культура и духовное восхождение. - М. - 1992.

163. Молитвенник. - M. - 1991.

164. Мусхелишвили Н.Л., Швейдер Ю.А. Семантика и ритм молитвы. //Вопросы языкознания. - М. - 1993. - №1.

165. Рогов В.А. Христианская государственность в России в учении русских святых. -М. -1997.

166. Серафим (Роуз). Православный взгляд на эволюцию. - М. - 1997.

167. Соловьев В. Русская идея /Русская идея: сб. ст. - М. - 1992.

168. Трубецкой Г. Красная Россия и Святая Русь. - Париж: ИМКА. - 1931.

169. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе* - М: Имфо Арт. - 1991.

170. Трубецкой Н. Европа и человечество. - София. - 1920.

171. Унамуно М. де О трагическом чувстве жизни. - M. - 1998.

172. Успенский Л.А. Богословие и иконы православной церкви. - M. - 1996.

173. Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме: избр. ст. - СПб. - 1994.

174. Федотов Г.П. Письма о русской культуре /Русская идея: сб. ст. - М. -1992.

175. Фергюсон Дж. Христианский символизм. - М. - 1998. - Книга VIII.

176. Флоренский П.А. Иконостас. //Флоренский П.А. Сочинения в 4-х томах. -М.- 1996.-Т. 2.

177. Флоровский Г. Пути русского богословия. - Париж. - 1937.

178. Франк С.Л. Религиозно-исторический смысл русской революции /Проблемы русского религиозного сознания: сб. ст. - Берлин: ИМКА. - 1924.

179. Шмеман А.Д. Введение в литургического богословие. - M. — 1996.

1180. Шмеман АД. Исторический путь прайославия. - М. - 1993.

181. Шмеман АД. Церковь, мир, миссия. Мысли о православии на Западе. -М. - 1996.

182. Элиаде М. Священное и мирское. - M. - 1994.

IV. Литература о Б.К. Зайцеве

183. Адамович Г. Одиночество и свобода. (Судьбы. Оценки. Воспоминания, литературно-критические статьи). - СПб. - 1993.

184. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. - М: Республика. - 1994.

185. Амфитеатров А. Литература в изгнании (публичная лекция). - Белград. -1994.

186. Архимандрит Киприан. Литература и жизнь Б.К. Зайцева//Возрождение. -Париж.-1951.-№17.

187. Бицили П. Борис Зайцев. Рассказы. 1906//3олотое руно. - 1906. - №1.

188. Бицили П. Ив. Бунин. "Тень птицы"//Современные записки. - №17.

189. Бобров С. Б. Зайцев. Данте и его поэма //Печать и революция. - 1922. -№2.

.90. Бондаренко В. Свет серебряного века. Сердце сердцу... //Слово. - 1991. -№4.

191. Брюсов В. Борис Зайцев. Рассказы //Золотое руно. - 1906. - №1.

192. Вейдле В. Русский писатель. К восьмидесятилетию Б.К. Зайцева //Вестник РХД. - Париж. - 1961. - №60.

193. Вознесенская И.Н., Гуляева И.Г, и др. Анализ художественного текста (Русская литература XX в.в.: 20-е г.г.). - СПб. - 1997.

194. Воропаева Е. "Афон" Бориса Зайцева //Литературная учеба. - 1990. - №4.

195. Воропаева Е. Всепрощающая дань //Литературное обозрение. - 1989. -№12.

196. Wolf Giusti. L'Italia di Boris Zajcev. - istituto di filologia slowa. - 1956. - № 2.

197. Воропаева Е. Жизнь и творчество Бориса Зайцева /Зайцев Б.К. Собр.соч. в Зт. -М. - 1993. -Т.1

198. Гиппиус 3. Б. Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский //Современный записки. - Париж. - 1925. - Т. 25.

199. Гиппиус 3. Б. Зайцев. Рассказы//Весы. - 1907. -№3.

200. Горбов Я.Н. Борис Зайцев. Далекое //Возрождение. - Париж. - 1965. -№167.

201. Горбов Я.Н. Борис Зайцев. Река времени //Возрождение. - Париж. - 1965. -№163.

202. Гофман М. Русская литература в эмиграции //Возрождение. - Париж. -1957.-№70.

203. Грибановский П.В. Б.К. Зайцев /Русская литература в эмиграции, /ред. Полторацкий Н.П. - Питсбург. - 1971.

204. Грибановский П.В. Борис Зайцев о монастырях //Вестник. - 1976. -№117.

205. Драгунова Ю.А. Проза Б.К. Зайцева 1901-1922 г.г. //диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Тверь, j- 1997.

206. Драгунова Ю.А. Цветовая символика в творчестве Б.К. Зайцева /Жанрово-стилевые проблемы русской литературы XX века: сб. науч. трудов. — Тверь. - 1994.

207. Есаулов И. Праздники. Радости. Скорби: Литература русского зарубежья как завершение традиций //Новый мир. - 1992. - №10.

208. Жукова H.H. Проблема становления творческой личности в художественных биографиях Б.К. Зайцева //дисс. канд. фил. наук. - М. - 1993.

209. Завгородняя Н.И. Образ художника в беллетризованных биографиях Б.К. Зайцева "Жизнь Тургенева", "Жуковский", "Чехов" //дисс. канд. фил. наук. - Барнаул. - 1996.

210. Захарова В.Т. Импрессионистические тенденции в русской литературе XX века //дисс. докт. фил. наук. - М. - 1995.

211. Зеньковский В. Религиозные темы в творчестве Б.К. Зайцева //Вестник РХД. - Париж. - 1952. - № 1.

212. Иваск Ю. Запоздалый ответ Б.К. Зайцеву //Русская литература. - Париж. -1961.-№1661.

213. Иезуитова Л. В мире Бориса Зайцева /Зайцев Б.К. Земная печаль. - Л: Лениздат. - 1990.

214. Иезуитова Л. Семантика "чащи" в прозе н. XX века: Зайцев, Бунин... /Библия и возрождение. - СПб. - 1995.

215. Камильянова Ю.М. Типы сюжетного повествования в прозе Б.Зайцева 1900-1920-х г.г. //дисс. канд. фил. наук. - Екатеринбург. - 1998.

216. Каретников А. Эта горькая память //Смена. - 1991. - №4.

217. Кашпур О. Жанр литературного портрета в творчестве Б. Зайцева //дисс. канд. фил. наук. - М. - 1995.

218. Келдыш В.А. Реализм и модернизм /Русский реализм начала XX века. -М: Наука. - 1975.

219. Коган П. Борис Зайцев //Сб. ст. Критический альманах. - М. - 1910. -Кн.2.

220. Колтановская Е.А. Борис Зайцев /Русская литература XX века (1890-1910) /под.ред. проф. С.А. Венгрова. (в трех томах). - М: Мир. - 1916. - Т. 2. - Кн. 4.

221. Колтановская Е.А. Поэт для немногих /Колтановская Е.А. Новая жизнь. Критические .статьи. - СПб. - 1910.

222. Колтановская Е.А. Пути и настроения молодой литературы /Колтановская Е.А. Критические этюды. - СПб. - 1912.

223. Коробка Н. Борис Зайцев. Критический этюд //Вестник Европы. — 1914. — №9.

224. Кульман Н. Борис Зайцев. Валаам //Современные записки. - 1936. - Т.62.

225. Курамжина И. "... да не потонет личность человеческая..." /Зайцев Б.К. Странное путешествие. - М. - 1996.

226. Лаврецкий А. Борис Зайцев (мотивы раннего творчества) //Наши дни. -1915.-№3.

2271 Лосский Н. Преподобный Сергий Радонежский и Серафим Саровский (по поводу книги Б. Зайцева и книги И. Ильина) //Путь. — Париж. - 1926. - №2.

228. Львов-Рогачевский В. Новейшая русская литература. - М. - 1927.

229. Любомудров A.M. Книга Бориса Зайцева "Преподобный Сергий Радонежский" //Русская литература. - 1991. - №3.

230. Любомудров А.Н. Монастырские паломничества Бориса Зайцева //Русская литература. - 1995. - № 1.

231. Matgararzata Matecka. Impresjonizm we wczecnej prozie Iwana Bunina i Borysa Zajcewa. - Lublin. - 1996.

232. Мерич А. Борис Зайцев. Италия //Воля России. - 1923. -№11.

233. Миронова Н. Б. Зайцев. Странное путешествие //Наше наследие. - 1990. -№4.

234. Михайлов О. Борис Константинович Зайцев //Литература в школе. - 1990. -№6.

235. Михайлов О. Знакомы давние (О судьбе писателей русского зарубежья И. Шмелева и Б. Зайцева) //Слово. - 1989. - №9.

236. Михайлов О. Интуиция Родины //Литературная газета. - 1989. - 3 мая.

237. Михайлов О. Литература русского зарубел.ья. - М: Просвещение. - 1995.

238. Михайлов О. О Б.К. Зайцеве /Зайцев Б.К. Голубая звезда. - Тула. - 1989.

239. Михейчева Е.А. Л. Андреев и Б. Зайцев. Сравнительный анализ пьесы Андреева "Жизнь человека", повести Зайцева "Аграфена" /Михейчева Е.А. Творчество Л. Андреевой в контексте русской литературы начала XX века. -Орел.- 1993.

240. Можайская О.Н. Божественная комедия. Ад. Перевод Бориса Зайцева //Мосты. - 1962.

241. Морозов М. Старосветский мистик //Сб. Литературный распад. - СПб. -1902.-Кн. 2.

242. Мочульский К. Борис Зайцев. Путешествие Глеба //Современные записки. - Париж. - 1937. - №64.

243. Надзельская Е. Дар созерцания и скромности //Воля России. - 1926-1927. -№12-1.

244. Назаров Л. Борис Зайцев. Земная печаль //Нева. - 1991. - №1.

245. Никонова Т. К истоку дней //Русское литературное зарубежье (И. Бунин, И. Шмелев, Б. Зайцев). - Воронеж. - 1996.

246. Осипов A.B. Борис Зайцев /Зайцев Б.К. Люди Божии. - М: Сов. Россия. -1991.

247. Осоргин М. Борис Зайцев. Улица св. Николая //Современные записки. -Париж.-1924.-№18.

248. Оцуп Н. Борис Зайцев. Странное путешествие. 1927 //Современные записки. - Париж. - 1928. - №37.

249. Павловский А.И. Статья М.М. Зощенко о Б. Зайцеве //Русская литература. -1994.-№4.

250. Полякова м.А. Лирическая проза И. Бунина и Б. Зайцева (конец 1890-х -1900-х г.г.) /Иван Бунин и литературный процесс начала века (до 1917 года). -Л.- 1985.

251. Проблемы изучения ^сизни и творчества Б.К. Зайцева. - Калуга, -j 1997,

252. Прокопов Т.Ф. "Все написанное мною лишь Россией дышит": Б. Зайцев (судьба и творчество) /Зайцев Б.К. Осенний свет. - М. - 1990.

253. Прокопов Т.Ф. Восторги и скорби поэта прозы (мемуар-но-биографические книги Бориса Зайцева) /Зайцев Б.К. Далекое. - М: Сов. писатель. - 1991.

254. Ржевский Л. Тема о непреходящем //Мосты. - 1961. - №7.

255. Романенко А. Земные странствия Бориса Зайцева /Зайцев Б.К. Голубая звезда: повести и рассказы. - М. - 1989.

256. Русская литература в эмиграции /сб. ст. под ред. Н.П. Полторацкого. -Питсбург. - 1972.

257. Русская литература зарубежья (Литературные ситуации. Писательские судьбы, факты, документы, воспоминания, размышления). - Белгород: Квант.- 1993.

258. Русские писатели о современной русской литературе и о себе //Своими путями. - Прага: Пламя. - 1925. - №8-9.

259. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. -М. - 1991.

260. Сомова С.В. Поэтика сюжета прозы Б. Зайцева (рассказы и повести 19011929) //дисс. канд. фил. наук. - Самара. - 1998.

261. Степун Ф. Борис Зайцев. Анна //Современные записки. - Париж. - 1930. -№31.

262. Степун Ф. Встречи. — Нью-Йорк..- 1961.

263. Страховский Л.И. О Борисе Зайцеве //Современник. - 1962. - №5.

264. Струве Г. Русская литература в изгнании: опыт исторического обзора зарубежной литературы. - Нью-Йорк. - 1956.

265. Струве H.A. Писатель праведник. Памяти Б.К. Зайцева //Вестник. - 1971. -№101-102.

266. Таубер E.JI. В пути находящиеся (о творчестве Б. Зайцева) //Грани. -1957. -№33.

267. Трубецкой Ю. Из творчества Б.К. Зайцева»//Возрождение. - 1952. - №21.

268. Ульянов М.И. Зайцев Б.К.: к 80-летнему юбилею //Русская литература. -1991.-№2.

269. Усенко Л.В. Импрессионизм в ранней прозе Б.К. Зайцева и "Солнцеворот" Одымовд /Усенко JI.B. Импрессионизм в русской прозе начала XX века. - Ростов-на-Дону. - 1988.

270. Федотов Г. Борис Зайцев. Афон //Современные записки. - Париж. - 1930. -Т.41.

271. Филиппов Б. Борис Зайцев и его портреты современников /Зайцев Б.К. Мои современники. - Лондон. - 1988.

272. Цетлин Н. Борис Зайцев. Дом в Пасси //Современные записки. - Париж. -1935.-№59.

273. Черников А.П. "Поэт в прозе": творческий портрет Б. Зайцева /Зайцев Б.К. Атлантида. - Калуга. - 1996.

274. Черников А.П. Борис Константинович Зайцев /Черников А.П. Поэзия и проза серебряного века. - Калуга. - 1994.

275. Шиляева А. Борис Зайцев и его беллетризованные биографии. - New York: "Волга".-1971.

276. Щедрина H.H. литература русского зарубежья. Историческая проза Б. Зайцева, Д. Мережковского, В. Ходасевича... - Уфа. - 1994.

V. Литература о Данте Алигьери

277. Андреев М.Л. Время и вечность у Данте //Дантевские чтения. - М. - 1979.

278. Асоян A.A. Данте и русская литература. - Свердловск. - 1989.

279. Баткин Л. Данте и его время. - М: Наука. - 1965.

280. Брюсов В. Данте - путешественник по загробью //Дантовские чтения. -М. -1971.

281. Голенищев-Кутузов А. Творчество Данте и мировая культура. - М. -1971.

282. Данченко В.Т. Данте Алигьери. Библиографический указатель русских переводов и критической литературы на русском языке. 1762-1972. - М: Книга.- 1973.

283. Доброходов А.Л. Данте Алигьери. - М: Мысль. - 1990.

284. Илюшин A.A. Над строкой "Божественной комедии" //Дантовские чтения. -М. - 1985.

285. Лозинский М.Л. Данте Алигьери //Дантовские чтения. - М. - 1985.

286. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М: Мысль. - 1982.

287. Мамардашвили М. Лекции о Прусте. - М. - 1995.

288. Наумов Е.П. Монархия в концепции Данте //Дантевские чтения. — М. -1979.

289. Скартаццини И. Данте /под ред. Д.К. Петрова. - СПб. - 1975.

290. Франческо Фламини. "Божественная комедия" Данте: пособие для ее изучения. -М. - 1915.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.