Толерантность в социокультурных практиках современного российского региона: обрядово-праздничная деятельность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Мамонтова, Светлана Валерьевна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 160
Оглавление диссертации кандидат культурологии Мамонтова, Светлана Валерьевна
ВВЕДЕНИЕ.3-15 стр.
ГЛАВА I. Историко-теоретический смысл сохранения культурных ценностей: путь к толерантности.16-75 стр.
1.1. Толерантность и празднично-обрядовая деятельность в системе межкультурной коммуникации.16-44 стр.
1.2. Традиционные и современные праздники и обряды в системе социокультурных практик.45-75 стр.
ГЛАВА II. Толерантность как основание современных социокультурных практик: обрядово-праздничная деятельность.76-140 стр.
2.1 Принципы толерантности в празднично-обрядовой культуре современного российского региона.76-108 стр.
2.2 Традиционные и современные праздники и обряды как механизм развития толерантности учащейся молодежи
Тамбова.109-140 стр.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Этнопедагогика празднично-обрядовой культуры адыгов1999 год, кандидат педагогических наук Мамхягова, Мадина Мухарбиевна
Традиционная празднично-обрядовая культура Белгородчины в современной социокультурной среде региона2003 год, кандидат педагогических наук Жирова, Ольга Яковлевна
Культурно-историческая трансформация празднично-обрядовых традиций таджиков в 1917-2011 гг.: на материалах Согдийской области Республики Таджикистан2011 год, кандидат исторических наук Бабаева, Мавжуда Валиевна
Календарные праздники и обряды в русской аграрной среде в конце XIX - начале XX века2001 год, кандидат исторических наук Ли Кун Вук
Народная празднично-обрядовая культура в содержании подготовки специалистов по социально-культурной деятельности и народному художественному творчеству2003 год, кандидат педагогических наук Московкина, Алия Салеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Толерантность в социокультурных практиках современного российского региона: обрядово-праздничная деятельность»
Актуальность исследования. В современном социокультурном пространстве регулярно возникают межнациональные и межконфессиональные конфликты, которые негативно влияют на геополитическую обстановку в самых различных регионах. Наряду с этим серьезные проблемы существуют между поколениями и социальными слоями, зачастую имеющими диаметрально противоположные ценностные установки.
Сегодня сообщество, находясь перед фактом множества социальных противоречий, ищет пути межэтнической, межконфессиональной и межкультурной консолидации и взаимосогласованного коллективного сосуществования.
В наши дни миграционные потоки расширили, наряду с порождением противоречивых коллизий привели к развитию явления поликультурности (наличия множества самых разнообразных культур и субкультур). Общество столкнулось с тем, что взаимопониманию, основанному на взаимодействии и взаимопроникновении культур в многомерном дискурсном пространстве, надо учить, следовательно, развитие толерантности является необходимым условием для достижения этой цели. В то же время множество людей искренне уверено, что по политическим, социальным и нравственным причинам необходимо быть лояльным по отношению к людям с другими ценностями и традициями. При этом они считают, что объекты их «снисходительности» все-таки должны сохранять свою социальную нишу, реализуя свое право жить по-своему в отведенных для них пространствах повседневной жизни, и совсем не обязательно быть с ними «ближайшими соседями». Но, учитывая то положение, что социальное общение является основой и средством взаимодействия, взаимного видения перспектив, становится ясно - при наличии социальной отчужденности у общества уменьшаются шансы быть толерантным.
В Российской Федерации проблема взаимоотношений людей разных национальностей, вероисповеданий, убеждений, социального положения и возраста, разного культурного опыта стоит достаточно остро. Взаимная нетерпимость, бытовой национализм и «субкультурный эгоизм» негативно влияют на людей как субъектов совместной социокультурной деятельности. Непонимание порождает настороженность и враждебность: в своих оценках индивидуумы и группы зачастую руководствуются ранее сформированными интолерантными стереотипами и отрицательными схемами. Усиливающиеся в последнее время миграционные процессы, объективно расширяющиеся межконфессиональные и межкультурные связи, неизбежно приводят к возникновению новых социальных, политических, религиозных, экономических, образовательных и прочих проблем.1
Таким образом, современная социокультурная обстановка характеризуется наличием ряда противоречий в сфере межнационального, межконфессионального, межгруппового и межличностного общения, что актуализирует развитие толерантного мировоззрения на основе признания, понимания и уважения разных стилей жизни, точек зрения и ценностей различных культур и субкультур. В такой ситуации проблема взаимопонимания как ведущей нормы межкультурной коммуникации выдвигается на первый план. Среди всех видов сотрудничества -политического, экономического, научного и других — особую роль приобретает полилог культур, базирующийся на приоритете общечеловеческих духовных культурных ценностей и направленный на развитие поликультурного и мультикультурного мировоззрения.
Как известно, культура глобализированного мира носит одновременно диссипативный (динамично рассеянный) характер, что является предпосылкой коммуникации и условием актуализации традиционных культурных ценностей, включая праздники и обряды, в их взаимодействии с современными. В этих условиях особую значимость приобретают
1 Основные задачи в направлении решения проблем развития толерантности в России соотнесены с международными и государственными документами: Пилотным проектом ЮНЕСКО «Культура мира в
России. Год 2000», проходившим в рамках объявленных ООН Международного года культуры мира и
Международного десятилетия культуры мира и толерантности (2000 — 2010 гг.); Федеральной целевой программой «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе. 2001-2005 годы»; Федеральной целевой программой «Культура России. 2001 -2005 годы». 4 межкультурная коммуникация, диалог и полилог множества культур. Важной составляющей такого полилога, является совокупная система традиционных и современных праздников и обрядов, которую можно определить как празднично-обрядовая культура. Сегодняшнее восприятие культуры ассоциируется с процессом духовного и нравственного развития, с акцентом на положительное состояние общества, основанное на мягкости нравов и стремлении к взаимодействию. Празднично-обрядовая культура указывает на особенности образа жизни, свойственного какому-либо обществу, но в последнее время на международном, межэтническом и межличностном уровнях доминирует интерес к культуре как основе понимания и связи между людьми и сообществами.
Надо отметить, что проблема толерантности может рассматриваться как одна из «вечных». Уже со времен античности целые народы и отдельные общественные деятели искали пути разрешения конфликтов, возникающих в силу многообразия не только верований, но и традиций повседневной культуры и ценностных ориентаций (зачастую изменившихся или сильно искаженных в течение веков), вызывающих напряжение в общественных отношениях, вражду и ненависть людей. В современной социокультурной среде приходится учитывать, что проявление как толерантности, так и иптолерантности является воспроизведением не всегда осознаваемых глубинных процессов в человеческом сознании и в человеческой культуре. Конечно, развивать толерантность можно различными способами, начиная с простейших призывов к терпимости по отношению к иным ценностным ориентирам в средствах массовой информации, завершая внедрением новых социокультурных и образовательно-психологических программ, однако данная социокультурная практика требует серьезного культурологического анализа. Неслучайно американский философ и психолог Э.Фромм, разрабатывая теорию личного и общественного нарциссизма, выделил два его вида: злокачественный нарциссизм как источник национализма, межнациональной ненависти, психологической мотивации деструктивности и доброкачественный нарциссизм как общественное достижение человеческой расы, ведущее к созданию наднациональной организации, подобной Организации Объединенных Наций. Подчеркивая социокультурную значимость праздников и обрядов, он писал: «Для начала необходимо придумать для организации особые символы, праздники, фестивали. Тогда самым большим праздником, года будет День человека. Но такое может произойти лишь тогда, когда многие и, в конце концов, все нации будут сотрудничать в этом направлении и будут готовы отказаться от части своего национального суверенитета в пользу суверенитета человечества, причем не только в политической, но и в эмоциональной сфере» (169, 67).
На современном этапе общекультурной динамики актуализируется проблема развития толерантности как результата межкультурной коммуникации и основы для сохранения позитивных реалий как базиса для создания в пространственно-временном континууме социокультурных новаций на основе преемственности культурного наследия, включая традиции, обычаи, праздники и обряды.
Разнообразная социокультурная практика дает основание для вывода значимости с точки зрения развития толерантности и взаимодействия культур традиционных и современных праздников и обрядов, являющихся важной частью любой культуры, отражающих движение исторического социокультурного процесса и ориентированных на эмоционально-мотивационную сферу действующих лиц (акторов - в контексте социологической науки) межкультурных контактов на уровне диалога и полилога различных культуросообразующих суждений.
Таким образом, исследовательское поле, обусловившее выбор темы данного диссертационного исследования, определено комплексом следующих проблем:
- несмотря на усиление тенденции использования потенциала культуры как средства развития толерантности и на распространение разнообразных международных и национальных проектов, в регионах недостаточно рассмотрена роль традиционных и современных праздников и обрядов, влияющих на становление мировоззренческих взглядов, инкультурацию и аккультурацию, на формирование поликультурной и мультикультурной позиций; наряду с разработкой в различных областях гуманитарного знания (социологии, культурологии, конфликтологии, педагогике) разнообразных образовательно-воспитательных программ, не в полной мере реализуется поиск новых форм, разработка систем мероприятий по противостоянию проявлениям интолератного поведения; сущностные, функциональные аспекты празднично-обрядовой культуры изучены многогранно и разносторонне, однако в аспекте толерантности проанализированы недостаточно, поэтому необходимо рассмотреть их культурно-историческое развитие с точки зрения толерантного и интолерантного характера.
Степень разработанности проблемы. Проблема изучалась на стыке наук культурологии, социологии, педагогики. Рассматривались работы отечественных и зарубежных культурологов, социологов и педагогов по проблемам толерантности в процессе межкультурной коммуникации и освоения культурных ценностей, важной составной частью которых являются традиционные и современные праздники и обряды.
За рубежом проблемами толерантности занимались такие ученые, как Д. Адамсон, Р. Когделл, Ф.Майор, К.Поппер, В Ройтер, К. Ситарам, Э.Фромм. В России данная проблематика отражена в работах А. Грачева, Н. Едыгова, В. Золотухина, В. Ломейко, М. Мчедлова, JI. Скворцова, Е. Темичевой и др.
Исследования в области диалога культур и методики обучения межкультурному общению ведут Н. Березина, Г. Бондарева, Р. Валитова, В. Лекторский, В. Макаев, 3. Малькова, А. Погодина, Л. Супрунова, В. Шалин и др.
Проблема толерантности в контексте межкультурной коммуникации занимает важное место в исследованиях О. Гурьяновой, В. Зинченко,
В. Зусмана, 3. Кирнози, В. Малисовой, Е. Медведко, Г. Пономаревой,
A. Садохина, Н. Фоминой. В условиях возвращения к религиозным ценностям как важной части культурного наследия проблемы толерантности отражены в работах Д. Балашова, М'. Громыко, В. Сергеева.
Социально-педагогические аспекты формирования культурологического мировоззрения и ценностных основ рассматривают в своих работах Е. Вьюнник, Г. Гачев, С. Курганский, И. Лернер, Е. Литвиненко, Б. Родионов. Среди работ по проблемам общения и восприятия личности человека выделяются работы Я. Абасова, Н. Круглова, Л. Михайловой, в которых охарактеризованы многообразные факторы, влияющие на процесс общения и его результат. Культура личности как фактор общения и поведения человека рассматривались в работах
B. Библера, Л. Домрачевой, Д. Драгунского, С. Курганова.
Проблемы праздников и обрядов разносторонне и многогранно рассмотрены в трудах М. Бахтина, В. Белова, Г. Блиновой, П. Бунина, Д. Генкина, В. Демина, О. Жировой, А. Мазаева, С. Максимова, Я. Ратнера, Н. Степановой, И. Шангиной.
Изучению провинциальной культуры Тамбовщины посвящены работы М. Долженковой, А. Дупенко, А. Кученковой и др. В работах В. Кученковой представлено историческое описание традиций градостроительства и архитектуры, социальной и культурно-образовательной жизни Тамбова в XVII—XX вв. Н. Астахова анализирует такой важный формообразующий пласт провинциальной культуры XIX - начала XX вв. как меценатство. Важной проблеме развития этнохудожественного образования на основе региональных социокультурных традиций посвящена работа М. Долженковой. Исследование В. Саранина освещает музыкальную составляющую региональной культуры Тамбовщины. А. Дупенко и Н. Клименко рассматривают педагогические аспекты социализации современной молодежи в народной художественной и празднично-обрядовой культуре.
Гипотеза исследования. Толерантность может рассматриваться, с одной стороны, как объективный фактор и необходимое условие сосуществования и взаимодействия различных социальных групп (этнических, конфессиональных, возрастных), с другой - как условие сохранения и передачи культурных ценностей, в том числе в виде традиционных и современных праздников и обрядов. При этом сама толерантность эффективно развивается при сочетании процессов познания, коммуникации, творчества в социокультурном пространстве обрядово-праздничной деятельности, а также при активизации социокультурных практик по сохранению и использованию в регионах России традиционных и современных праздников и обрядов, позволяющих успешно внедрять принципы толерантности в жизнь общества.
Обрядово-праздничная деятельность значима для социокультурных практик как отображение духовной жизни людей, представлений и традиций различных социальных слоев и конфессий, этнических и возрастных групп, в итоге — общества в целом. Поэтому праздники и обряды в силу своей специфики (массовости, доступности, плюрализма, синкретичности) могут стать механизмом развития поликультурной и мультикультурной позиции и толерантных взаимоотношений.
Объект исследования — толерантность как условие сохранения культурных ценностей и успешной межкультурной коммуникации в современном российском регионе.
Предмет исследования — обрядово-праздничная деятельность в системе социокультурных практик Тамбовской области.
Цель работы заключается в исследовании процесса развития толерантности в социокультурных практиках, в частности, в обрядово-праздничной деятельности репрезентативного современного российского региона - Тамбовской области.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Взаимно соотнести социокультурные аспекты феноменов толерантности и празднично-обрядовой культуры в системе межкультурной коммуникации.
2. Обосновать принципы формирования толерантности в ходе познания, коммуникации и творчества в сфере обрядово-праздничной деятельности
3. Обобщить опыт традиционных и современных праздников и обрядов как социокультурных практик, способствующих развитию толерантности учащейся молодежи, выявив на основе социологического исследования возможность реализации принципов толерантности в условиях Тамбовской области.
4. Обобщить результаты внедрения в конкретном регионе (город Тамбов) программы культурно-просветительской работы по развитию толерантности.
Источниками исследования, обеспечившими рассмотрение региональных социокультурных практик проведения традиционных и современных праздников и обрядов в контексте развития толерантности, стали:
- архивные материалы и материалы периодических изданий, содержащие сведения о деятельности учреждений культуры и образования города Тамбова по проведению празднично-обрядовых образовательно-воспитательных мероприятий;
- эмпирические наблюдения над деятельностью любительских объединений, специализирующихся на возрождении традиционной культуры и народных праздников.
Методология и методы исследования. Исследование носит междисциплинарный характер, принципы толерантности, присущие празднично-обрядовым действиям, анализируются в контексте социокультурного воздействия на их участников как акторов коллективного жизнетворчества, с одной стороны, и объектов воспитательного процесса - с другой. Методологическое основание проведенного исследования базируется на комплексе таких подходов, направленных на достижение поставленной цели, как: феноменологический подход, способствующий выявлению доминантных компонентов толерантности и празднично-обрядовой деятельности (Э. Гуссерль, Г. Риккерт и др.); историко-культурный подход, включающий такие методы, как теоретический анализ, обобщение и систематизацию, позволяющий исследовать традиционные и современные праздники и обряды в пространственно-временном континууме (М. Бахтин, В. Библер, Т.Злотникова, И. Кондаков, Г. Померанц и др.); социологический подход, содержащий наблюдение и непосредственное участие в образовательно-воспитательном процессе в учреждениях высшего, среднего специального и дополнительного образования; анкетирование и беседы с учащейся молодежью, ветеранами; экспериментальную проверку модели и программы; статистическую обработку полученных данных (А. Готлиб, JI. Коган, М. Мид, Е. Ярская-Смирнова и др.).
В работе востребованы методики архивно-краеведческих исследований, базирующихся на документальной основе и включающих историко-ретроспективное изучение источников, документов, материалов периодической печати, научных разработок по теме исследования.
Диссертационное исследование отображает концептуальные подходы к культуре научной школы кафедры культурологии и журналистики ЯГПУ им. К. Д.Ушинского, на которой проводилась данная работа.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- рассмотрены проявления толерантности в обрядово-праздничной деятельности как одном из аспектов межкультурной коммуникации;
- разработаны принципы развития толерантности как результата взаимодействия процессов познания, коммуникации, индивидуального и коллективного творчества в социокультурных практиках традиционных и современных праздников и обрядов;
- выявлены социокультурные доминанты традиционной и современной празднично-обрядовой культуры современного российского региона (Тамбовская область) в контексте развития толерантности; разработана и экспериментально апробирована культурно-образовательная программа проведения традиционных и современных праздников и обрядов как способа развития толерантности учащейся молодежи.
Теоретическая значимость исследования определена целостностью концептуального обобщения особенностей традиционных и современных праздников и обрядов как способа развития толерантности, поликультурной и мультикультурной позиций, а также разработкой принципов развития; толерантности в социокультурных практиках современного российского региона. Результаты диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления и практические навыки в области социокультурной деятельности, связанной с решением задач развития толерантности.
Практическая^ значимость. Материалы и выводы диссертации могут найти практическое применение при разработке специальных учебных курсов для образовательных учреждений различных типов по проблемам межкультурной коммуникации и толерантности. Значимость диссертации определяется возможностью использования: ее материалов и выводов в культурно-просветительской работе для популяризации традиционных и современных праздников и обрядов как фактора развития толерантности и полилога культур.
Личный вклад автора состоит в разработке принципов развития толерантности в социокультурных практиках обрядово-праздничной деятельности; в разработке авторской программы и сценариев массовых праздников и обрядов; в личном участии в развивающем эксперименте по воспитанию толерантности у учащейся молодежи.
На защиту выносятся следующие положения: 1. Взаимодействие толерантности и празднично-обрядовой культуры протекает как познавательно-коммуникативный процесс, трансформируясь в коммуникативно-творческий процесс и реализуясь через коллективное творчество как результат развития толерантности акторов в обрядово-праздничной деятельности, осуществляемой в репрезентативном российском регионе.
2. Традиционные и современные праздники и обряды являются фактором взаимовлияния различных культур и основой сохранения и передачи культурных ценностей как средства достижения толерантности.
3. Развитию толерантности способствует социокультурная деятельность, основанная на развитии познания, межкультурной коммуникации и коллективного творчества в социокультурных практиках обрядово-праздничной деятельности. Эти практики становятся средой бытования поли культурной и мультикультурной позиции акторов-коммуникантов, сферой проявления терпимости к различным ценностным установкам и одновременно умения учитывать их в общении и совместной деятельности.
Апробация результатов исследования осуществлялась в сообщениях на международных, межрегиональных и межвузовских конференциях: «Державинские чтения» (Тамбов, 1999-2004), «Война и общество» (Тамбов,
1999), «Культура мира и диалог цивилизаций» (Душанбе,' 2000), «Возрождение культурных традиций Центрального Черноземья» (Тамбов,
2000), «Социально-педагогические проблемы развития культуры региона» (Тамбов, 2001), «Социальные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт. Проблемы. Инновации» (Тамбов, 2001), «Социализация детей и подростков с проблемами в развитии в системе дополнительного образования» (Тамбов, 2003), «Культурология. Интеллектуальный потенциал культурологии» (Тамбов, 2003), в реферируемом издании ВАК «Вестник Тамбовского университета» (Тамбов, 2007). Материалы исследования использовались в авторской программе работы клубов по интересам в системе дополнительного образования.
Структура диссертации соответствует логике научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (202 наименования).
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Организационно-педагогические основы использования ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре1999 год, кандидат педагогических наук Дупенко, Анатолий Никитич
Советские праздники и обряды как фактор совершенствования духовных основ социалистического образа жизни1984 год, кандидат философских наук Корецкий, Николай Семенович
Обрядовая лексика в русской и английской лингвокультурах как отражение национального менталитета2010 год, кандидат филологических наук Манукян, Диана Давидовна
Современная праздничная культура Китая: традиции и инновации2005 год, кандидат культурологии Ленинцева, Валентина Алексеевна
Массовые праздники и зрелища как культурный феномен2002 год, кандидат философских наук Литвинова, Маргарита Васильевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Мамонтова, Светлана Валерьевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с целью и задачами диссертационного исследования в работе были рассмотрены такие составляющие социальной солидарности полиэтничного и поликонфессионального российского общества, как толерантность, взаимодействие различных групп (этнических, религиозных, возрастных), обрядово-праздничная деятельность в системе социокультурных практик, принципы формирования поликультуры неконфронтационного типа. Согласно данной культурологической проблематике:
1. Рассмотрен социокультурный аспект феноменов толерантности и празднично-обрядовой культуры в системе межкультурной коммуникации. Анализ сопряженности двух институций, - обрядово-праздничной деятельности. и межкультурной коммуникации, — в современном технизированном, компьютеризованном мире засвидетельствовал важность и необходимость актуализации и оптимизации социокультурных практик, направленных на создание условий для межкультурного диалога и полилога в поликультурном сообществе, а также на позитивное объединение" культурного многообразия в стремлении к мультикультуризации. Взаимодействие культур, в свою очередь предполагает толерантное общение их представителей, являющихся носителями как соответствующих систем ценностей, идей, эстетических образцов, так и методов их передачи и усвоения. Толерантность - это не только терпимость, но позиция, предполагающая взаимопонимание, веротерпимость, принятие чужих культурных ценностей, а также расширение круга своих ценностных ориентаций в результате позитивного взаимодействия с другими культурами и субкультурами.
2. В работе также была рассмотрена возможность использования в социокультурных практиках обрядово-праздничной деятельности для развития толерантности. Традиционные и современные праздники и обряды, аккумулируя социокультурный опыт народа, конфессионального сообщества, одновременно несут в своей основе элементы взглядов милосердия и доброжелательности, социальных норм и правил коллективного воздействия, народной педагогики и опыта поколений. В них при всем различии норм и «внешней» фабулы прослеживается содержательная близость установок на взаимопонимание и взаимосогласие.
3. На основании теоретических положений разработана модель функционирования феномена толерантности как результата процессов познания, коммуникации и творчества в социокультурном пространстве традиционных и современных праздников и обрядов. Проанализированы традиционные и современные праздники и обряды в контексте толерантности. Ретроспективный анализ взаимодействия феноменов празднично-обрядовой культуры и толерантности показал, что в процессе исторического времени они вступали в различные взаимоотношения, как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Праздники и обряды в зависимости от контекста эпохи и вкладываемого идеологического содержания могут являться символами ненависти и непримиримой борьбы между религиями (религиозными течениями), этносами, социальными слоями, но и могут, напротив, стать социокультурным пространством позитивной межкультурной коммуникации.
4. На основе социологического исследования выявлены возможность и значение реализации принципов толерантности традиционных и современных праздников и обрядов в условиях региона (город Тамбов). В ходе опроса об отношении жителей города к проблемам толерантности, а также к традиционным и современным праздникам и обрядам были выяснено, что праздники и обряды в силу своей красочности и одухотворенности могут стать эффективным средством воздействия на умы и души, способствующим развитию этических и эстетических чувств, развитию толерантного сознания.
5. Для обоснования указанного положения была проанализирована социокультурная практика в регионе по развитию толерантности акторов обрядово-праздничной деятельности в контексте разработанной теоретической модели. Наряду с этим были апробированы разработанные авторские образовательно-воспитательные и культурно-просветительские программы. Их внедрение подтвердило действенность модели функционирования феномена толерантности как совокупного результата индивидуальной и коллективной деятельности субкультурных акторов в i > системе межкультурной коммуникации.
В завершении изложенных выводов отметим основные положения культурологической проблематики социокультурных практик формирования толерантности с использованием механизмов обрядово-праздничной деятельности:
• Толерантные мышление, поведение и взаимоотношения — это важные составляющие цивилизационной идентичности, которая особенно востребована в полиэтничных и многоконфессиональных культурных ареалах.
• Современная социокультурная практика обрядово-праздничной деятельности может выступать пространством диалога культур, который ценен не только ради результата, но и сам по себе, ибо межкультурный диалог представляет собой поле «общения душ».
• Развитие процессов освоения культурных ценностей, включая традиционную систему празднично-обрядовой культуры, в условиях современных модернизационных тенденций возможно в рамках толерантной сопряженности различных социумов, социальных групп, конфессий.
• Совершенствование социокультурных практик сферы празднично-обрядовой культуры эффективно при полноценном изучении процессов и технологий накопления специфического для разных регионов набора методик, форм, принципов консолидации людей различного социального происхождения и статуса.
• Социокультурная консолидация людей, достигаемая благодаря использованию традиционных и современных праздников и обрядов в качестве механизма развития взаимосогласия и культурного плюрализма, направлена на обеспечение внутренней стабильности российского общества.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Мамонтова, Светлана Валерьевна, 2008 год
1. Абасов, Я.А. Потребление межнациональных духовных ценностей как один из важнейших факторов формирования культуры межнационального общения Текст. / Я.А. Абасов // Философия и практика. Баку, 1990.-320 с.
2. Адамсон, Д. Толерантность и культура мира: за всемирное движение. Текст. / Д. Адамсон. М. : ЮНЕСКО, 1997. - 24 с.
3. Андреев, Д.Л. Роза мира. Текст. / Д.Л. Андреев. М.: Иной мир, 1992. -576 с.
4. Араб-Оглы, Э.А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности. Текст. / Э.А. Араб-Оглы // Вопросы философии. 1990. №8. - 192 с.
5. Арнольдов, А.И Цивилизация на пути к будущему. Текст. / А.И. Арнольдов //Культурология: Новые подходы. — М., 1997 — 424 с.
6. Астахова, Н.В. Меценатство как формообразующий пласт культуры Текст. : Дис. . канд. филос. наук : 24.00.01. — Тамбов, 2002. 219 с.
7. Балашов, Д. Традиционное и современное Текст. / Д. Балашов // Наука и религия, 1965. №12. - 64 с.
8. Бахтеева, Л.А. Диалог культур как средство развития познавательного интереса Текст[ : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.01. — Екатеринбург, 2003.-242 с.
9. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Текст. / М.М. Бахтин // Литературно-критические статьи. — М. : Худож. литература, 1986. 541 с.
10. Белов, В.В. Лад. Текст. /В.В. Белов- М. : Просвещение, 1989. -316 с.
11. Березина, Н.Л. Мой первый урок толерантности. Текст. / Н.Л. Березина // История. 2002. № 20. - 192 с.
12. Библер, B.C. Диалог культур. Текст. / B.C. Бибилер // Вопросы философии. М., 1989. - № 6. - 192 с.
13. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Текст. / Библия. — М.: Российское библейское общество, 2003. 928 с.
14. Большой психологический словарь. Текст. М. : Юрист, 2000. - 656 с.15.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.