Народная празднично-обрядовая культура в содержании подготовки специалистов по социально-культурной деятельности и народному художественному творчеству тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Московкина, Алия Салеевна

  • Московкина, Алия Салеевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 177
Московкина, Алия Салеевна. Народная празднично-обрядовая культура в содержании подготовки специалистов по социально-культурной деятельности и народному художественному творчеству: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва. 2003. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Московкина, Алия Салеевна

Введение

Глава 1. Празднично-обрядовая культура как социально-культурное явление

§ 1. Сущность празднично-обрядовой культуры и проблемы ее развития в регионе

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по подготовке специалистов народного творчества и социально-культурной деятельности по сохранению и развитию традиций празднично-обрядовой культуры (на материале Владимирского колледжа культуры и искусства)

§1. Теоретические и исторические основания опытно-экспериментальной работы

§2. Содержание и методы подготовки студентов колледжа культуры в области традиционных народных праздников и обрядов

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Народная празднично-обрядовая культура в содержании подготовки специалистов по социально-культурной деятельности и народному художественному творчеству»

Актуальность исследования. В современном культурно-образовательном пространстве остро встал вопрос о создании новой системы обучения, предусматривающей подготовку деятелей широкого профиля в сфере народной (фольклорно-этнографической) культуры.

Современная гуманитарная наука стремится выработать методологические подходы для вскрытия сущностной природы празднично-обрядовой культуры как феномена этнохудожественного мышления этноса. Вместе с тем ученые фольклористы, этнолингвисты, этнотеатроведы, этнопсихологи уделяют серьезное внимание процессам трансформации и интерпретации праздничных текстов. Однако остаются проблемы, связанные с воссозданием празднично-обрядовых традиций на современной культурной почве и разработкой механизмов вхождения и вживания в собственную этническую культуру.

В современном социокультурном пространстве России возникла проблема функционирования праздничного календаря с учетом его религиозно-бытового аспекта и зрелищно-игровых форм "народного ликования". Существует и вторая проблема - это взаимодействие праздничных традиций с современными формами досуга. Не сегодня начавшийся процесс забвения культурно-исторической памяти повлек за собой выхолащивание духовных ценностей из сферы досуга и размывание границ в иерархии субкультур. Произошли серьезные деформации в системе празднично-обрядовой культуры, т.к. праздник лишился своего сакрального ядра - обряда, превратившись в сферу развлечений.

В результате общество отказалось от традиционной детской праздничной культуры; молодежная субкультура вышла за рамки пространственно-временных ограничений и превратилась в развлекательно-зрелищную индустрию; семейные праздники (в частности, свадебный обряд) приняли уродливые формы. Поэтому крайне важно знать, какие праздники мы празднуем. Изучая праздничную культуру, можно понять, что в данный момент преобладает в культуре и как общество относится к своим духовным ценностям.

Истоки духовно-эмоциональной жизни народа остаются на периферии научно-практических исследований. Однако историческое и фольклорно-этнографическое наследие достаточно велико и полно для постановки и разрешения проблемы воссоздания образно-психологической среды в рамках исследования этнокультурных явлений и освоения методов реконструкции праздничных традиций народной культуры. В этом случае ядром этнокультурной образовательной модели может стать празднично-обрядовая культура русского народа как источник духовно-эмоционального наследия недавнего прошлого России.

Следуя логике развития культурного процесса в России, в системе народного зрелищно-игрового искусства, необходимо исследовать процесс трансформации этнокультурных текстов и динамику развития новых форм культурного общения в городской среде, и возможности теоретического и практического моделирования зрелищно-игровых форм праздничной культуры.

Наше внимание сосредоточено на истоках праздничных традиций русского народа, освоении методов реконструкции этнокультурного текста народного праздника и воссоздание системы праздничного календаря на основе синтеза традиции и инновации.

Исходной позицией является положение о том, что праздник - это художественно превращенная форма менталитета этноса, и рассматривать его необходимо с позиции художественного восприятия явления культуры. Любое художественное восприятие должно считаться с глубинными внутренними законами, которые хранит в себе культурный текст. Впервые мы подходим к народному празднику как этнокультурному тексту, который имеет свою структуру, уникальную жанровую палитру, специфику коллективного проживания и общения.

Актуальность проблемы усиливается рядом противоречий между теоретическим осмыслением этнопедагогического богатства празднично-обрядовой культуры и практическими механизмами ее реализации в социально-культурной практике; между многофункциональностью празднества и недостаточной теоретико-методической разработанностью данного вопроса; между признанием роли народного праздника и отсутствием официального включения его в социокультурную практику; между широким подходом философских, культурологических, искусствоведческих, этнографических, педагогических исследований к проблеме народной празднично-обрядовой культуры и отсутствием методических разработок по ее включению в систему этнокультурного образования.

Для преодоления этих противоречий представляется принципиально важным определить тенденции возрождения праздничных традиций русского народа научно-практическими методами, выявить объективные и субъективные факторы и причины, которые обусловили такую ситуацию, прогнозирование перспектив их развития.

Степень научной разработанности проблемы.

Впервые научные подходы к пониманию роли празднично-обрядовой культуры в возрождении этнокультурного сознания были разработаны этнографами И.М. Снегиревым, И.И. Сахаровым, A.B. Терещенко, А.Н. Веселовским, Н. Костомаровым, C.B. Максимовым.

Этнографические исследования локальных праздничных традиций Владимирской губернии представлены в трудах И. Голышева, Н. Добрынкиной, Н. Добрынкина, Н. Доброхотова, А. Завойко, А. Смирнова, А. Соболева, К. Тихонравова.

Во второй половине ХХв. культурологи, этнографы, фольклористы, искусствоведы расширили область методологических исследований празднично- обрядовой культуры (М.М. Бахтин, П.Г. Богатырев, Т.А. Бернштам, Г.П. Блинова, В.Е. Гусев, М.М. Громыко, A.C. Каргин, А.И. Мазаев, А.Ф. Некрылова, В.Я. Пропп, Н.И. Савушкина, И. А. Хренов и др.).

Вместе с тем, известные теоретики и практики в сфере зрелищноигровых форм советской культуры (Б.Н. Петров, И.Г. Шароев, Д. Генкин, A.A. Конович, Л.А. Тульцева, И.М. Туманов, В.А. Триадский) в своей научно-практической и творческой деятельности использовали фольклорные сюжеты и мотивы, вплетая их в ткань праздничного действа.

В рамках исследования особое внимание уделяется работам ведущих ученых по проблемам этнокультурного образования и взаимодействия личности с окружающей социально-культурной, педагогической, этнической средой. Конструктивный материал по вопросам разработки и реализации этнокультурных образовательных технологий в процессе профессиональной подготовки специалистов художественно-творческого профиля содержится в работах Ю.П. Азарова, Т.И. Баклановой, Н.К. Баклановой, А.Д. Жаркова, J1.C. Зориловой, В.Ф. Зивы, A.C. Каргина, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова.

Для построения концептуальных подходов к исследованию проблем этнокультурного образования изучались труды A.A. Авдеева, А.И. Арнольдова, С.А. Арутюнова, Ю.В. Бромлея, М.С. Кагана, В.А. Разумного, Г.А. Смирнова, А .Я. Флиера.

При рассмотрении социокультурной динамики развития новых форм культурного общения в городской среде исследование опиралось на научные разработки Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, B.C. Садовской, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева.

Объектом исследования является празднично-обрядовая культура как феномен регионального этнокультурного образования, воспитания и творчества.

Предмет исследования - педагогические условия функционирования празднично-обрядовой культуры в системе этнокультурного образования.

Цель исследования состоит в разработке региональной модели образования по подготовке специалистов в сфере народного художественного творчества, освоении методов исследования этнокультурных текстов праздничных традиций и творческого моделирования зрелищно-игровых форм праздничного обрядового комплекса.

Для достижения поставленной цели были определены задачи:

• обосновать совокупность исходных положений, теоретико-методологические основы исследования этнокультурного феномена празднично-обрядовой культуры в системе воспитания, образования и творчества;

• определить и обосновать педагогические условия эффективного функционирования этнопедагогической системы, базирующейся на празднично-обрядовой культуре;

• разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию методики включения празднично- обрядовой культуры в систему этнохудожественного воспитания, образования и творчества;

• выявить художественно-педагогические функции празднично-обрядовой культуры.

Исследование опирается на гипотезу, согласно которой русская празднично-обрядовая культура отражает в интегральном виде особенности традиционной этнической художественной культуры. Благодаря этому она обладает уникальным воспитательно-развивающим потенциалом. Реализовать этот потенциал в социально-культурной практике и сфере народного художественного творчества возможно, если обеспечить;

• создание образовательной образно-психологической среды в системе освоения традиционного праздничного календаря с учетом этнорегиональных характеристик;

• глубокое изучение фольклорно-этнографических текстов и реконструкцию празднично - обрядового действа;

• творческое моделирование текстов празднично- обрядовых традиций с учетом современной социокультурной ситуации;

• формирование профессиональной готовности педагогов и руководителей фольклорно-этнографических коллективов к включению празднично-обрядовых и зрелищно-игровых форм народной культуры в образовательный и творческий процессы. Методологическая основа базируется на основополагающих идеях философской и педагогической антропологии человека, его воспитания, природы и сущности игровой человеческой деятельности, которая носит творческий характер; на положениях о творческом саморазвитии личности в процессе освоения культурно-исторического опыта, о единстве сознания и творческой деятельности.

Существенное концептуальное значение для нашей работы имеют: теории ценностей в философско-этических и эстетических исследованиях в трудах H.A. Бердяева, Ю.Б. Борева, И.А. Ильина, Г.Д. Гачева, И.В. Киреевского, O.A. Кривцуна, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, E.H. Трубецкого, П. А. Флоренского;

- научные подходы в развитии герменевтики, специальной теории интерпретации текста, и науки о понимании смысла в трудах Э. Гуссерля, Г. Гадамера, М. Хайдеггера, П. Рикёра и др.;

- методологические принципы в культурологии (Г.Д. Гачев, А .Я. Гуревич, К. Леви - Строе, Ю.М. Лотман, Л.В. Лурье, К. Роджерс);

- теоретико-методологические вопросы этнокультуры, раскрытые в работах М.М. Бахтина, Л.Н. Гумилева, А. Я. Гуревича, В.П. Даркевича, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана;

- современные исследования в области фольклористики и этнографии в трудах А.К. Байбурина, В.Е. Гусева, Л.М. Ивлевой, Г.С. Масловой, A.M. Мехнецова, А.Ф. Некрыловой, В.Я. Проппа, Б.Н. Путилова, Н.И. Толстова;

- фундаментальные исследования по определению игрового феномена в культуре развития традиционного общества и самой теории игры (Т.А. Бернштам, В.Н. Всеволодский -Гернгросс, К. Грос, В.В. Григорьев, Л.М. Ивлева, И.А. Морозов, A.M. Панченко, Е.А. Покровский, Н.И. Савушкина, С.А. Шмаков, И. Хейзинга, H.A. Хренов);

- методологические принципы этнопедагогики и этнопсихологи^ разработанные в трудах В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, JT.C. Выготского, Г.Н. Волкова, Г.С. Виноградова, В.В. Зеньковского, О.И. Капицы, Ж. Пиаже, Д.Н. Узнадзе, К. Д. Ушинского, Д.Б. Эльконина, К. Юнга; научные подходы к исследованию истоков формирования этнохудожественного мышления (В.В. Аникин, A.A. Афанасьев, А.К. Байбурин, М.М. Бахтин, А.Н. Веселовский, А.Ф. Лосев, В.Я. Пропп, Б.А. Рыбаков, О.М. Фреденберг);

- в рассмотрении художественной педагогики, ее воспитательного потенциала как феномена творческого развития детей, исследование базируется на трудах по народной педагогике этнохудожественной направленности (Т.И. Бакланова, Г.С. Виноградов, В.В. Головин, H.H. Гилярова, В.Ф. Зива, О.И. Капица, И.С. Кон, Г.М. Науменко, А.Ф. Некрылова, Б.М. Неменский, М.Ю. Новицкая).

Методы исследования. Для решения поставленной проблемы использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического и практического моделирования; метод художественного синкретизма; метод структурно-семиотического анализа; ретроспективный анализ научной литературы по проблеме народного праздника в контексте философии, этнологии, культурологии, этнопедагогики и этнопсихологии; опытно-экспериментальная работа (педагогический эксперимент).

Опытно-экспериментальной базой исследования были: кафедра «Народного хора» Московского государственного университета культуры и искусств, кафедра "Истории и культуры» гуманитарного факультета Владимирского государственного университета и отделение «Народная художественная культура» Владимирского областного колледжа культуры и искусства.

Исследование осуществлялось в рамках Федеральной программы «Культура России» и проходило в четыре этапа.

Первый этап (1990-1993гг.): аналитический - комплексное изучение философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования с целью определения его методологии.

Второй этап (1993-1997 гг.): поисковый - проведение опытной работы по участию в создании этнопедагогической системы обучения на материале региональной празднично-обрядовой культуры, отработка понятийного аппарата, рабочей гипотезы и методики организации исследования, выявление тенденций и основных направлений работы культурно-образовательного учреждения по включению празднично-обрядовой культуры в педагогический процесс.

С 1990г. на базе Владимирского училища культуры осуществляется набор экспериментальных групп для подготовки режиссеров народных праздников и обрядов. В этих группах автором диссертации непосредственно велась опытно-экспериментальная работа, состоявшая в следующем: участие в разработке экспериментального учебного плана, создание и внедрение авторской интегрированной программы «Режиссура фольклорно-этнографического театра» (с учетом региональных традиций Владимирской области). Автор также в 1993-1997гг. принимала непосредственное участие в подготовке экспериментальной группы Московского государственного института культуры, созданной по приказу Министерства культуры РФ (приказ № 461 от 14.07.93 г.) и являлась членом временного научного коллектива по разработке учебно-методической документации.

В 1998 году Московкина A.C. была удостоена звания Лауреата областной премии 'За разработку и реализацию программ при подготовке кадров по специальности "Народное художественное творчество".

В 1999 году Московкиной A.C. было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РФ» за участие в подготовке кадров высшего звена на базе МГУКИ.

Реализация научно-прикладных задач позволила автору организовать студенческий фольклорно-этнографический театр, успешно действующий на отделении до настоящего времени. В 1991 году театру было присвоено почетное звание «Народный самодеятельный коллектив».

Во Владимирском государственном университете при активном участии автора созданы условия для получения высшего культурологического образования в системе колледж - вуз. Разработан вариант учебного плана по специальности «Культурология», в котором этнокультурное наследие края раскрывается в рамках регионального компонента. В 2002 году состоялся второй набор работников культуры области на заочное обучение. Выпускники вуза получат две квалификации: культуролог, специалист по народной культуре.

В Никологорской школе искусств Владимирской области, под непосредственным научно-практическим руководством автора, создано отделение «Народная художественная культура». Постоянные консультации проводит автор в Вязниковской школе искусств, где также функционирует отделение фольклорно-этнографической направленности.

Третий этап (1997-1999гг.): опытно-экспериментальный — проверка гипотезы исследования, выявление особенностей функционирования этнопедагогического феномена празднично-обрядовой культуры и динамики развития личности студента в процессе осмысления и проживания празднично-обрядовых форм народной культуры, реализация программы этнопедагогической подготовки специалистов по народному художественному творчеству.

Четвертый этап (2000-2001гг.): заключительно обобщающий — анализ и обобщение результатов исследования, внедрение результатов в практику, систематизация и оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлены научные подходы к изучению народного праздника как этнокультурного текста (структурно-семиотическое исследование культурных текстов праздничных традиций как знаковой системы, специфика художественного синкретизма как основополагающего принципа творческого моделирования этнохудожественных текстов);

2. Освоены методы теоретического и практического моделирования празднично-обрядовых и семейно-бытовых традиций народной культуры в системе среднего этнохудожественного образования (освоение художественно-символической природы этнокультурных текстов в системе детской, молодежной, традиционной семейно-бытовой культуры, творческое моделирование этнохудожественного текста, проигрывание и проживание художественных форм зрелищно-игрового искусства);

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

• разработана и апробирована методика междисциплинарного подхода, основанная на интеграции специальных дисциплин на отделении «Народная художественная культура»;

• раскрыта сущность этнопедагогического феномена народной празднично-обрядовой культуры как самоценности русской национальной культуры, выступающей элементом педагогического воздействия, направленного на самосозидание и сохранение духовной «памяти» этноса;

• этнокультурный текст праздничных традиций рассматривается в семиотическом ключе как знаковая система, выраженная художественными языками, способствующими раскрытию творческого потенциала личности;

• выявлены этнопедагогические и этнопсихологические функции празднично-обрядовой культуры (воспитательная, социокультурная, коммуникативная, суггестивная, эстетическая, информационная, компенсаторная, развивающая, игровая, развлекательная, созидательно-образовательная, психотерапевтическая, смеховая, культурно-экологическая, сакральная).

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

- разработана технология освоения зрелищно-игровых форм народной культуры в системе празднично-обрядового комплекса (зимние маскарадные потехи, весенне-летние хороводные игрища, ярмарочные гуляния, семейно— праздничные бытовые традиции;

- освоены традиционные виды фольклорного театра (кукольные, раешные, балаганные представления);

- внедрены новые виды фольклорно-этнографического театра (театр игры и игрушки, домашний театр, театр народной поэзии, театр на ландшафте).

Достоверность и обоснованность исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением совокупности методов, адекватных проблеме, объекту, предмету, задачам исследования, анализом теоретического и эмпирического материала; апробацией полученных результатов, подтвердивших гипотезу исследования, реализацией эксперимента по созданию регионального этнокультурного образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Исследование празднично-обрядовых и семейно-бытовых форм народной культуры в образовательной системе наиболее эффективно, если оно ориентировано на междисциплинарный подход и опирается на изучение историко-этнографического, архивного, экспедиционного материалов и включает в себя научные и прикладные методы этнохудожественного творчества;

2. Этнологическое исследование культурных явлений позволяет раскрыть принципы взаимосвязи и взаимообусловленности при анализе и интерпретации текстов, функционирующих в рамках празднично-обрядовой культуры;

3. Различные формы взаимодействия в системе детской, молодежной, семейной традиционной праздничной культуры обеспечивают проявление заложенных в ней следующих художественно-педагогических функций: развивающей, компенсаторной, эстетической, информационной, суггестивной, сакральной, социокультурной, коммуникативной, трудовой, игровой, развлекательной;

4. Этнокультурное региональное образование способствует освоению, сохранению и развитию празднично-обрядовых традиций в крае;

5. Непрерывная система образования, воспитания и творчества, основанная на этнохудожественных принципах празднично-обрядовой культуры, состоит из взаимосвязанных этапов: формирование специалистов в области празднично-обрядовых традиций и, следовательно, этнокультурного образования педагогов.

Апробация и внедрение результатов работы. Внедрение результатов исследования осуществлялось автором в ходе его преподавательской, научно-практической и творческой деятельности.

Во Владимирском колледже культуры и искусства в 1990 году, по инициативе автора создано отделение «Народная художественная культура» и ведется подготовка специалистов в области социально-культурной деятельности и народного художественного творчества. Автором апробирована методика междисциплинарного подхода, основанная на интеграции специальных дисциплин, где празднично-обрядовая культура явилась системообразующей доминантой учебного процесса.

На начальном этапе был разработан экспериментальный учебный план, где впервые были обозначены новые дисциплины: «Режиссура народного праздника и обряда», «Драматургия обрядово-игрового действа», «Исполнительское мастерство». Разработанная автором интегрированная программа по «Режиссуре фольклорно-этнографического театра» способствовала дальнейшему совершенствованию интеграции специальных дисциплин в рамках учебного процесса.

Для формирования этнохудожественного мышления студентов и развития различных видов художественного творчества в фольклорно-этнографическом театре, были разработаны и творчески освоены зрелищноигровые формы народной праздничной культуры.

Преподавателями колледжа собраны и систематизированы архивные, экспедиционные, этнографические материалы по культурно-историческому наследию Владимирского края и разработаны на втором этапе эксперимента программы и методические пособия.

Во Владимирском государственном университете на кафедре «Истории и культуры», по специальности «Культурология», в рамках регионального компонента, автором разработаны и внедрены научно-прикладные дисциплины: «Празднично-обрядовая культура Владимирского края», «Музыкально-этнографический театр», «Исполнительское мастерство».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Московкина, Алия Салеевна

Заключение

Во Владимирском колледже культуры и искусства на отделении «Народная художественная культура» апробирована система подготовки специалистов по социально-культурной деятельности и народному художественному творчеству, где празднично-обрядовая культура явилась системообразующей доминантой учебного процесса.

На отделении освоена методика междисциплинарного подхода, основанная на интеграции специальных дисциплин, раскрыта сущность этнопедагогического феномена народной празднично-обрядовой культуры как самоценности русской национальной культуры, выступающей элементом педагогического воздействия, направленного на самосозидание и сохранение духовной «памяти» этноса.

Исследование празднично-обрядовых и семей но-бытовых форм народной культуры в образовательной системе наиболее эффективно, если оно ориентировано на междисциплинарный подход и опирается на изучение историко-этнографического, архивного, экспедиционного материалов и включает в себя научные и прикладные методы этнохудожественного творчества.

Результаты показывают, что этнологическое исследование народных традиций позволяет раскрыть принципы взаимосвязи и взаимообусловленности при анализе и интерпретации текстов, функционирующих в рамках празднично-обрядовой культуры. Когда этнокультурный текст праздничных традиций рассматривается в семиотическом ключе как знаковая система, выраженная художественными языками, то это способствует раскрытию творческого потенциала личности;

В ходе исследования раскрыты структура, принципы творческого моделирования этнохудожественных текстов праздничных традиции. Из всего, вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

- любое художественное восприятие должно считаться с глубинными внутренними законами, которые хранит в себе этнокультурный текст;

- фольклорно-этнографические источники сохранили сведения о былой нерасчлененности (синкретичности) традиционного мышления и существования различных форм «выражения вовне» (В. Харузина);

- художественный синкретизм является основополагающим принципом научно-практического исследования этнохудожественных текстов народной культуры.

Различные формы взаимодействия в системе детской, молодежной, традиционной праздничной семейной культуры обеспечивают проявление заложенных в ней следующих художественно-педагогических функций: развивающей, компенсаторной, эстетической, информационной, суггестивной, сакральной, социокультурной, коммуникативной, трудовой, игровой, развлекательной.

Научно-практические рекомендации по совершенствованию методики включения празднично-обрядовой культуры могут эффективно использоваться в системе этнохудожественного воспитания, образования и творчества. В частности, в учебных заведениях среднего и высшего звена, в системе дополнительного образования, в творческой и досуговой деятельности детских учреждений, школах искусств, любительских и самодеятельных фольклорных коллективах, в Домах фольклора, народного творчества, Центрах традиционной культуры, в городских и сельских музеях народного быта.

Включение празднично-обрядовых и зрелищно-игровых форм народной художественной культуры в образовательный и творческий процессы необходимо для формирования профессиональной готовности педагогов этнохудожественных дисциплин и руководителей фольклорно-этнографических коллективов.

Изучение и освоение празднично-обрядовой культуры направит образовательный и творческий процессы в русло возрождения этнического сознания и культурно - исторической памяти.

Опытно-экспериментальная работа по подготовке специалистов в области народного творчества и социально-культурной деятельности выявила главную особенность: региональное этнокультурное образование способствует глубокому освоению локальных традиций, восстановлению целостности проживания человека в мире природы и культуры, созданию образно-психологической среды за счет зрелищно- игровых форм празднично-обрядовой культуры. А это в свою очередь способствует расширению и упорядочению функций празднично-обрядовой и семейно-бытовой культуры исторических сел и малых городов Владимирской области.

Этнокультурное региональное образование способствует освоению, сохранению и развитию празднично-обрядовых традиций края и создает перспективу непрерывного обучения на всех звеньях образовательной модели. Сделаны серьезные шаги в разработке непрерывного этнокультурного образования в системе (колледж-вуз). Студенты ВГУ в системе культурологического образования, в рамках регионального компонента продолжают освоение методов этнологического исследования, расшифровки и реконструкции этнокультурных текстов праздничных традиций.

В перспективе желательно приступить к разработке учебных планов преемственного этнокультурного образования. В системе высшего этнокультурного образования перспективный проект сохранения и творческого освоения духовного наследия Владимирской деревни получит новый импульс. Главная цель проекта - интенсивное, многомерное экспедиционное исследование комплексного характера с применением современных технических средств и научных методов в области фольклорно-этнографической культуры и создание регионального фонда фольклорно-этнографической культуры.

Региональный фонд фолышорно-этнографической культуры может стать живым организмом, вбирающим в себя историко-этнографические, архивные и экспедиционные материалы, предметы материальной культуры, аудио- и видеоматериалы, народные костюмы, народные инструменты и т.д.

Следуя Рекомендациям ООН по сохранению фольклора, всю имеющуюся в наличии информацию необходимо закладывать в компьютерную сеть. "Если живой фольклор, учитывая его изменяющийся характер, не всегда может стать объектом живой охраны, зафиксированный фольклор должен эффективно охраняться".[214] Создание учебного компьютерного архива, где собранные материалы смогут надлежащим образом храниться, создаст условия для работы с ними студентам колледжа, вуза и для всех заинтересованным лицам.

Создание базы данных об этнокультурном потенциале Владимирской области позволит продолжить следующую научно-практическую деятельность в рамках учебного процесса:

1. Реконструкцию уникальных коллекций фольклорных записей, народных костюмов, предметов крестьянского быта;

2.Издание учебных программ и методических пособий, монографий по детской праздничной культуре, молодежной субкультуре и семейно-бытовым традициям края, фольклорно-этнографических сборников для системы дошкольного, школьного, дополнительного, среднего специального этнохудожественного и высшего культурологического образования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Московкина, Алия Салеевна, 2003 год

1. Авдеев А. Д. Происхождение театра. М.,1959. 266 с.

2. Абдульханова-Славская К.Н. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 299 с.

3. Арнольдов А.И. Живой мир социальной педагогики (в поддержку актуальной науки). М.: МГУКИ, 1999. - 131 с.

4. Афанасьев И. И. Поэтические воззрения славян на природу: в 3-х т. М.:Индрик, 1994.

5. Белецкий А.И. Старинный театр в России. (Ч.) Зачатки театра в народном быту и школьном обходе Южной Руси Украины. М.: Из-во Т-ва «В.В. Думнов, наследник бр. Салаевых», 1923. - 103 .с.

6. Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян Л., 1983.

7. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993. С.9,11,13,209,212.

8. Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета. Л., 1990. С.6,12,15, 23,30,82,86.

9. Байбурин А.К. О жизни вещей в традиционной культуре //Живая старина. 1996. №3(11). С.2-3.

10. Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989.

11. БаклановаТ.И., Зива В.Ф. "Народное художественное творчество"- Новая вузовская специальность // Народное творчество-1994 .-№ 1.

12. Бакланова Т.И. Система этнохудожественного образования. «Русская художественная культура». Начальное образование в России: инновация и практика. М., 1994.

13. Бакланова Т.И., Стрельцова Е.Ю. Народная художественная культура. Учебник. М., 2000. 412 с.

14. Бакланова Т.И. Русская традиционная культура в современноминформационном образовательном пространстве // Культурология. М.: Изд-воМГУК, 1998. С. 102-103.

15. Бакланова Т.И. Народная художественная культура: Авторские программы. М.: МГУКИ, 1999. - 95 с.

16. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. Учебное пособие для вузов культуры и искусств и пединститутов. — М.: МГУК, 1994.- 118 с.

17. Бакланова Н.К. Психолого-педагогические основы профессион. мастерства. Дис. .д-ра пед. наук. М., 1997. 454 с.

18. Балашов Д., Марченко Ю., Калмыкова Н. Русская свадьба. М., 1985.

19. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.,1965. С. 14.

20. Белкин A.A. Русские скоморохи. М.,1975.

21. Белов В. Лад: Очерки о народной эстетике. Л., 1964. С.148-308.

22. Бердяев Н. А. О культуре //Антология культурологической мысли/ Авт. -сост. С.П. Мамонтов, А.С.Мамонтов. М.:Изд-во Роу, 1996. С. 195-196.

23. Бернштам Т. А. Будни и праздники.// Этнические стереотипы поведения. Л.,1985.

24. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX начала XX вв. Л., 1988.С.217-226.

25. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. -544 с.

26. Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов Этнографического бюро князя В.Н. Тенишева (на примере Владимирской губернии). СПб., 1993. 472 с.

27. Брук П. Пустое пространство.М.: "Прогресс", 1976. С.83,87,103.

28. Вагнер В.Г.Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993. С.90.

29. Ветлухов A.B. Народные колыбельные песни // Этнографическое обозрение. 1892. №1. С. 130-131.

30. Белецкая H.H. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978.-240 с.

31. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Т.1: 1870-1899 // Собр. соч. А.Н. Веселовского. Сер.1, т.1. Спб.: Типогр. Имп. Академии наук, 1913. 622 с.

32. Виноградов Г. С. Детский фольклор // Из истории русской фольклористики. -Л., 1978. С. 158-189.

33. Виноградов Г.С. Детский фольклор / Избранные труды по этнографии детства.// Страна детей.-Л.:1998. С. 30,81,398.

34. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян М.: Наука, 1982.-256 с.

35. Восточно-славянский фольклор. Словарь научной и народной терминологии.-Минск. 1993.

36. Всеволодский-Гернгросс В.Н. История русского театра в 2-х томах /Предисл. И общ. Ред. А.В.Луначарского.М.:Теакинопечать, 1929. 576 с.

37. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Предисловие // Игры народов СССР: Сб. материалов, составленный В.Н. Всеволодским-Гернгроссом, В.С.Ковалевой, Е.И.Степановой, с введ. В.Н. Всеволодского-Гернгросса.М.; Л.: Academia, 1933.С. XY —LXIII.

38. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО Пресс, 2000. С. 158.

39. Гадамер Г.-Х. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.С. 248-249,345-349.

40. Генкин Д.М., A.A. Конович. Сценарное мастерство культпросветработника. М.: Сов. Россия, 1984. 136с. — (Б-ка «В помощь клубному работнику»№11).

41. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Издательский центр « Академия», 1998. С. 12-13,30.

42. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм (Эпос. Лирика. Театр). M.: Просвещение, 1968. С. 7,71,77,203.

43. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. М., 1964. С.367.

44. Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. М., 1991.

45. Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986. С. 213-214,275.

46. Громыко М. М. Мир русской деревни. М., 1991. - 446 с.

47. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Институт Ди-ДИК, 1997. С.31,32,34,84.

48. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

49. Гусев В. Е. Истоки русского народного театра: Учебное пособие. Л.: ЛГИТМиК, 1977. 86 с.

50. Гусев В. Е. Русский фольклорный театр XVIII начала XX вв.: Учеб. пособие. Л.: ЛГИТМиК, 1980. - 93 с.

51. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. 318 с.

52. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура. Теоретические очерки. Спб., 1993. С. 39-46.

53. Гусев В.Е. Жив ли фольклор? // Живая старина. 1995. №2(6)

54. Давидова М.Г. Вертепное представление восточных славян: текст и контекст в народной христианской культуре: Автореф. дис. канд. искусствовед. СПб., 1998. С.4-5.

55. Дайн. Г.Л. Народная игрушка. М.: «Советская Россия» 1987. С. 8, 32.

56. Даль В. И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. Материалы по русской демонологии. СПб., 1974.

57. Данилевский И.Н. История и культура: Пособие для национальных школ Российской федерации. Фонд национально-культурного возрождения России. -М., 1997. С. 6.

58. Даркевич В. П. Народная культура Средневековья. М., 1988. 285 с.

59. Доброхотов Н. Характеристический очерк владимирских гуляний// Владимирские губернские ведомости. 1849.

60. Домострой./ Сост., вступ. ст., пер. и коммент. В.В. Колесова; Подгот. текстов В.В. Рождественской, В.В. Колесова и М.В. Пименовой. М.: Сов. Россия, 1990.-304 с.

61. Дмитриев В. В. Календарные обряды Владимирской деревни. Владимир, 1995.- 104 с.

62. Дмитриев В.В Семейные обряды Владимирской деревни. Владимир, 1995. -118с.

63. Евреинов H.H. Театр как таковой: Обоснование театральности в смысле положительного начала сценического искусства и жизни. СПб.: Изд-во H.H. Бутковской, (1912). 120 с.

64. Елеонская Е. Н. Сказка, заговор и колдовство в России. Сб. трудов. М., 1974. 272 с.

65. Еремина В. И. Ритуал и фольклор. JL, 1991. 208 с.

66. Жигульский К. Праздник и культура. Пер. с польск. М.: Прогресс, 1985. -336 с.

67. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI XVII ст. в 2т. 4-е-изд. М., 1918.

68. Завойко Г.К. Верования, обряды и обычаи великороссов Владимирской губернии//ЭО. 1914. № 3-4.С.81-178.

69. Завойко Г.К. Колыбельные и детские песни и детские игры у крестьян Владимирской губернии /ЭО. 1915.№ 1-2. Отд.УИ. Смесь. С.119-133.

70. Зеленин Д. К. Избранные труды, статьи по духовной культуре. 1901-1913гг. С. 189-197.

71. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. Д., 1989.

72. Земцовский И. И. Мелодика календарных песен. Л., 1975.

73. Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995. С. 29-36, 171-199.

74. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианскойантропологии. М., 1993. - 270 с. 75. Зива В.Ф. Реформы вузов культуры и проблемы информатизации\\ Культурология; Новые подходы. Альманах - ежегодник № 3 - 4. М.,1998 С.115-116.

75. Золкин A.A. Гармония добра и красоты во времени праздника // Духовные ценности культуры. Владимир, 1995.С.15.

76. Зрелищно-игровые формы народной культуры./ Предисловие JI.M. Ивлевой. СПб., 1990. С.З.

77. Иванов В.В. Значение идей М.М. Бахтина о знаке // Труды по знаковым системам. Тарту, 1973. С.8.

78. Иванов Вяч.Вс. К семиотической теории карнавала как инверсии двоичных противопоставлений // Труды по знаковым системам.Вып.УШ. Тарту, 1977. С.45-57.

79. Ивлева Л.М. Ряженье в русской традиционной культуре. Спб., 1994. С.29-38

80. Ивлева Л.М. Обряд, игра, театр: К проблеме типологии игровых явлений // Народный театр / Отв. Ред. В.Е. Гусев. Л.: ЛГИТМиК, 1974. С. 20-35.

81. Ивлева Л.М. Дотеатрально-игровой язык русского фольклора. СПб., 1998. С.38-39.

82. Из истории русской фольклористики. Л., 1976. 276 с.

83. Искусство и общение. Сб. науч. трудов. Л., 1984.

84. Исенко С.П. Русский народный костюм. Учебное пособие. М., 1998. С.50-57.

85. Калугин В.И. От колыбельных до былин // Струны рокотаху/ Очерки о русском фольклоре. М., 1989. С.583.

86. Каргин A.C., Хренов Н.А.Фольклор и кризис общества.М.: Государственный центр русского фольклора, 1993. С.78.

87. Каргин A.C. Народная художественная культура: Курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств. Учебное пособие. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора. 1997.-288 с.

88. Касьянова К.О русском национальном характере. М., Институт национальной модели экономики, 1994. С. 147-157.

89. Капица О. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры: Изучение. Собирание. Обзор материалов. Л.: Прибой, 1928. 222 с.

90. Киселева Т.Г., Красильников A.B. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГУК, 1995. 133 с.

91. Конович A.A. Театрализованные праздники и обряды в СССР: Науч.-попул.- М.: Высш.шк., 1990. С. 105.

92. Коскина В.Н. Русская свадьба. По материалам собранным во Владимирской области (губернии.). Владимир: Калейдоскоп, 1997. - 288 с.

93. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М.: Экономика, 1993. 400 с.

94. Кривцун O.A. Эстетика: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1998. С. 230-245.302.

95. Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. Ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой. М.: Правда, 1991. 496 с.

96. Культурно-досуговая деятельность: Учебник. / Под научной редакцией академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. М.: МГУК, 1998.-461 с.

97. Курочкин A.B. Растительная символика календарной обрядности украинцев // Обряды и обрядовый фольклор. М.: Наука, 1982. С.138-139.

98. Ларин О.В Усть-Цильме «горка» // Знание-сила. 1974. №12.С. 25-28.

99. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994. С. 8.

100. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985. С. 10.

101. Лобкова Г.В. Древности Псковской земли. СПб., 2000. С. 12, 18.

102. Лобкова Г.В., Захарченко М.В. Народная культура в системе образования // Историко-педагогическое измерение образовании: Сборник материалов научно- практической конференции (май 1998г.). СПб., 1999. С.69.

103. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. С. 44.

104. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.,1957.

105. Лотман Ю.М. О семиотическом механизме культуры // Антология культурологической мысли. М.: Издательство Роу, 1996. С. 324.

106. Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур// Языки культуры и проблема перевода. М., 1987. С.8.

107. Лотман Ю.М. Семиотика сцены // Театр. 1987.№ 1 С.89-99.

108. Лотман Ю.М. Об искусстве. Статьи. Заметки. Выступления. (1962-1993). СПб.Искусство. С. 12.

109. Лотман Ю.М. Устная речь в историко-культурной перспективе // Беседы о русской культуре. СПб., 1994. С. 186,188.

110. Лихачев Д.С., Панченко A.M., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984. С.103-104.

111. Лурье C.B. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1997. С.428-429.

112. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978.

113. Максимов C.B. Нечистая, неведомая и крестная сила. В 2-х томах. М.: «Русский Духовный Центр», 1993. 526 с.

114. Мальцев Г.И. Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики. Исследование по эстетике устно-поэтического канона. Л., 1989.

115. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. М., 1978.

116. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах. M., 1984.С.4.

117. Мелетинский Е.М. К вопросу о применении структурно-семиотического метода в фольклористике // Семиотика и художественное творчество. М.: Наука, 1977. C.Î52-170.

118. Методы изучения фольклора. Сб. науч. трудов. Л., 1983

119. Мехнецов A.M. Фольклорный текст в структуре явлений народной традиционной культуры // Материалы международной науч. конф., памяти A.B. Рудневой. М., 1999. С. 180.

120. Медведева И., Шишова Т. Уроки песочницы // Народное образование 1997. №7. С. 116.

121. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

122. Мир детства в традиционной культуре народов СССР. Л., 1991.

123. Мир детства и традиционная культура. Материалы III чтений памяти Г. С. Виноградова (Виноградовские чтения) / Сост. В. М. Григорьева, М. А. Мухлина. -М., 1990.

124. Мир детства и традиционная культура. Сб. научных статей и материалов / ГРЦРФ: Сост. С. Г. Айвазян. М., 1994.

125. Михалкин В.И. Золотые ворота Владимира и Градостроительные идеи Андрея Боголюбского// Памятники истории культуры. Вып. 3. Ярославль, 1988. С.50-56.

126. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып.1. Младенчество; Детство. / Сост., подгот. текстов, вступ. статья и коммент. В. Аникина. М.: Худож. лит. 1991. С. 14.

127. Морозов A.A. Скоморохи на севере. Архангельск, 1946.

128. Морозов И.А. Женитьба добра молодца: Происхождение и типология традиционных молодежных развлечений с символикой «свадьбы»/ «женитьбы». М.: Государственный республиканский центр русского фольклора; Изд-во «Лабиринт». 1998. - 352 с.

129. Народный танец: Проблемы изучения. Спб., 1991.

130. Народный театр. Сб.статей. Л.: ЛГИТМиК, 1974. 184 с.

131. Народный театр./ Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. А.Ф. Некрыловой, Н.И. Савушкиной. М.: Сов. Россия, 1991. - 544с.

132. Новицкая М. Ю. Прибаутки в русском детском фольклоре: структура художественного образа и действительность // Мир детства и традиционная культура. М., 1996. С .35.

133. Некрылова А. Ф., Головин В.В. Уроки воспитания/Сквозь призму истории. СПб., 1992. С. 3-4,21,29.

134. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII начало XX века. - Л.: Искусство, 1984. - 191 с.

135. Некрылова А. Ф., Гусев В. Е. Русский народный кукольный театр. Учебное пособие. Л., 1983.

136. Некрылова А.Ф. Что такое театр кукол? М.,1990. С.5.

137. Некрылова А.Ф. Лариса Ивлева /Судьбы традиционной культуры. СПб.: Из-во "Владимир Буланин", 1998. С.11.

138. Неклюдова Т. Поэтика северной «Горки» // Декоративное искусство

139. СССР. 1984. №3-4. С. 19-23.

140. Неменский Б. М. Мудрость красоты. М.: Просвещение. 1987. С. 109-124.141. .Новичкова Т.А. Эпическое сватовство и свадебный обряд // Русский фольклор. Л.: Наука, 1987.С.5.

141. Обрядовая поэзия. / Сост., предисловие, примеч., подп. текстов Жекулина В.И., Розова А.И. М.: Современник, 1989. - 735 с.

142. Обряды и обрядовый фольклор, М., 1982.

143. Осорина М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований // Советская этнография. 1983. №3. С.34-45.

144. Пармон Ф.М. Русский народный костюм, как художественно -конструкторский источник творчества: Моногр. М.: Легпромбытиздат, 1994. С. 12,21,32.

145. Покровский Е. А. Детские игры преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной). СПб., 1994. - 387 с.

146. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре М., 1975.

147. Потебня A.A. Теоретическая поэтика. М., 1990.

148. Потебня A.A. О некоторых символах в славянской народной поэзии. Харьков, 1914.

149. Поэзия крестьянских праздников. Сост. И. Земцовский. Л., 1970.

150. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования. / Ст., коммент. И.В. Пашкова. — М.: «Лабиринт», 2000. 192 с.

151. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Научная редакция, текстологический комментарий И.В. Пашкова. М.: Лабиринт, 2000. - 336 с.

152. Пропп В.Я. Русская сказка. Научная редакция, коммент. Ю.С.Рассказова. М.: «Лабиринт», 2000. - 416 с.

153. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976.

154. Пропп В.Я. Открытая лекция // Живая старина. 1995 . № 3(7). С. 11 -17.

155. Путилов Б.Н. От ритуала к зрелищу // Судьбы традиционной культуры. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1998. С. 140.

156. Путилов Б.Н. Основные аспекты связей фольклора с традиционно-бытовой культурой // Сов. этнография. 1975. №2. С.З., 4.

157. Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. Д., 1988.

158. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. JL: Наука, 1976. 244 с.

159. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. Спб., 1994.

160. Ранние формы искусства. М., 1972. 479 с.

161. Розов А.Н. К сравнительному изучению поэтики календарных песен // Русский фольклор. Поэтика русского фольклора. Л., 1981. С.48.

162. Роджерс К.К. К науке о личности //История зарубежной психологии. -М.,1986. С.209.

163. Русские: Семейный и общественный быт. М., 1989.

164. Русский народный свадебный обряд. Сб. статей. Л., 1978.

165. Русские народные гулянья./ По рассказ. А.Я. Алексеева-Яковлева. Л., М.: Искусство, 1948. 171 с.

166. Русский народ. Его обычаи, обряды. Предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забелиным. М., 1990. /Репринт, воспроизвел, изд. 1800 г./ 607 с.

167. Русский фольклор/Этнографические истоки фольклорных явлений Л.: Наука, 1987.-222 с.

168. Рыбаков Б.А. Макрокосм в микрокосме народного искусства //Декоративное искусство СССР. 1975. №1.С.31-33; №3.C.38-44.

169. Савушкина Н. И. Русский народный театр. М., 1976.

170. Савушкина Н. И. Русская устная народная драма. М.: МГУ. 1979 — 59 с.

171. Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым: Сборник. / Вступ. Статья, подгот. текста В. Аникина. М.: Худож. лит., 1990. /Репринт, вопроизвед. изд. 1885 г. - 398 с.

172. Славянский фольклор/ Состав. Н.И. Кривцов, A.B. Кулагина. М.: МГУ, 1987.-375 с.

173. Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н. И. Толстого. Т.1. М., 1995.

174. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

175. Слепцова И.С., Морозов И.А. Не робей, воробей!: Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. М.: Вологда, 1995.

176. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып. 1 .M., 1937.C.3 8.

177. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979.

178. Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Традиционный фольклорный досуг. М., 1993. 199 с.

179. Смирнов В.А. Семантика обряда. «Проводы колоска» (В Переславль-Залес. уезде Владим. губ). (По материалам М. И. Смирнова) //Научн. конференция, посвящ. 125-летию со дня рождения М.И. Смирнова: Тезисный доклад.- Переславль-Зал., 1993. С. 20-22.

180. Соболев А. Свадебный обряд в Судогодском уезде Владимирской губернии. 1912.

181. Соболев А. Детские игры и песни. Владимир: Типография губернского правления, 1915.

182. Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси. СПб.: М.М. Розенофр, 1900. 186 с.

183. Стихи духовные. Сост. Ф. М. Селиванов. M., 1991

184. Стрелер Д. Театр для людей. М.: Радуга, 1984. С. 33,51.

185. Суртаев В.Я. Молодежь и культура. СПб., 1999.

186. Суртаев В.Я. Социокультурное творчество молодежи: методология, теория, практика: (Моногр) СПб., 2000. С.31.

187. Терещенко А. Быт русского народа. Спб. 1848.С. 396.

188. Токарев С. А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX -нач. XX века. М., Д., 1957.

189. Толстой Н. И. Язык и народная культура. М., 1995.С 48.

190. Топографическое описание Владимирской губернии. 1784 года. Сост. военный топограф Земляных.

191. Ткань. Ритуал. Человек. Традиции ткачества славян Восточной Европы./ Сост. Лысенко О.В., Комарова C.B. СПб., 1992. С.5.

192. Традиционная русская магия в записях конца XX века. Сост. С. Адоньева, О. Овчинникова. Спб., 1993.

193. Тульцева Л.А. Современные праздники и обряды народов СССР. М.: Наука, 1985. С.4-5.

194. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. Учеб. Пособие для ин-тов культуры. М.: Просвещение, 1976. 87 с.

195. Ушинский К. Д. О народности и общественном воспитании // Собр. соч. М.- Л., Изд-во АПН РСФСР, 1948. Т.2, с.69-166.

196. Фадеева И. Е. Народное искусство как пластический фольклор // Советское искусствознание 78. Первый выпуск. М., 1979.

197. Фамицин A.C. Скоморохи на Руси: Исследование A.C. Фамицина. СПб., 1889.- 191 с.

198. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4-х т. М.: Прогресс, 1967. 672 с.

199. Фольклорный театр / Сост., вступ. статья, предисл. к текстам и коммент. А.Ф. Некрыловой, Н.И. Савушкиной. М.: Современник, 1998. - 476 с.

200. Фреденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1987. С. 163.

201. Флоренский П.А. Предисловие к "Запискам Петрушечника"Н.Я.Симонович-Ефимовой //Что такое театр кукол?.М.,1990. С.71.

202. Хайдеггер М. Бытие и время. M.: Ad MARGINEM, 1997.

203. Хейзинга И. Homo Ludens. M., 1992.

204. Хейзинга И. Осень средневековья. М., 1966.

205. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие. М.: Гардарика, 1998.С.5.

206. Чечетин А. Искусство театрализованных представлений. М.:

207. Советская Россия, 1988. 136 с.

208. Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI-XIX в. в. М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 236 с.

209. Шангина И.И. Русские традиционные праздники. СПб.: Искусство, 1997.- 192 с.

210. Шароев И.Г. Режиссура массовых театрализованных представлений. М.: Советская Россия, 1980. 152с. - (Б-ка «В помощь сельск. клубному работнику» №7).

211. Шеин П.В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах <.>Т.1, вып.1. СПб.: Изд. Имп. Академии наук, 1898. 376 е.; Вып.2.СПб.: Изд. Имп. Академии Наук, 1999. С.377-835.

212. Шуклин В.В. Мифы русского народа. Учебное пособие Екатеринбург: Банк культурной информации, 1995. - 336 с.

213. Эльконин Д. Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до семи лет. М., 1960.

214. ЮНЕСКО и сохранение фольклора. // Курьер. 1985. - Май.

215. Юнг К. Г. Проблема души нашего времени. М.: Издательская группа Прогресс, 1994. С.240-242, 245.

216. Якобсон П.М. Психология сценических чувств актера: Этюд по психологии творчества / Ред. и предисл. В. Колбановского. М.:ГИХЛ, 1936. -212 с.

217. Литература по фольклору и этнографии (региональныйматериал)217. «Владимирские губернские ведомости» 1843, - № 5. — «Святки».

218. То же- № 18. «Илья Муромец»

219. То же №№ 19, 20. - «Александр Невский».

220. То же — №№40-44. «Старинные свадебные обряды».

221. То же 1844, - №№ 21, 22. - «Семик».

222. То же №№39, 50. - «Народные приметы и поверья».

223. То же 1846, № 7. — «Празднование Нового года в допетровской России».

224. То же — №47. «Пословицы и поговорки в г. Шуя».

225. То же 1647, - №6. - Офени - происхождение, занятие, язык».

226. То же 1848, - №1. - «Новый год. Празднование Нового года у разных народов».

227. То же №№ 5, 9, 13, 18, 22, 26, 31, 36. 40, 44, 48, - «Земледельческий и с/х календарь для простолюдинов, составленный из народных преданий».

228. То же №№ 7, 8, 15-17, 20, 50. - «Некоторые придворные обряды московских царей во время масленицы, в страстную неделю, в Пасху, Рождество и т.д.».

229. То же — №№ 25, 34. «Старинные анекдоты».

230. То же — 1849. № 29. - «Характерные черты древних руссов».

231. То же №30. - «Праздник Ивана Купала».

232. То же №31. - «Петровки» (хороводы).

233. То же — №53. «Характеристический очерк владимирских гуляний». (Доброхотов).

234. То же — №41. «Очерк земледельческих праздников».

235. То же «49. - «Народные приметы погоды и метеорология».

236. То же — 1850. №№ 22, 24, 25, - «Троицын день, семик, гулянье», «Гуляние у плавучего моста».

237. То же «40. - «О детских играх» (ст. А. И. Чихачева).

238. То же 1852. - № 10. - «Несколько слов народного языка, употребляемых в Судогодском и Вязниковском уездах» (Е. Бережков).

239. То же — 1653.- №29. «Обычай праздновать Троицын день в селе Шельбове Юрьевского уезда» (Е. Бережков).

240. То же 1854. - №1. - «Коляда во Владимирском уезде» (К. Тихонравов).

241. То же №4. - «Свадебные плачи У крестьян Владимирского уезда».

242. То же №9. - «Масленица и начало поста во Владимире».

243. То же № 17. - «Кафе - ресторан Морева. Балаганные увеселения».

244. То же № 17. - «Коляда в Переславском уезде, в с. Добром».

245. То же — № 16. «Свадебные обряды в Гороховецком уезде».

246. То же — № 18. «Свадебные обряды и плачи в Переславском уезде».

247. То же «№3. - «Свадебные обряды в Александровском уезде»

248. То же №24. - «Село Бережок, Этнографические заметки».

249. То же №35 - «Сожжение Масленицы в Ковровском уезде».

250. То же №№ 37, 38. - «Свадебные обряды в Переславле».

251. То же — 1855. — №3. «Приезд окрестных крестьян в Крещение на городское гуляние».

252. То же — №15. «Офени Владимирской губернии и словарь искус, офенского языка».

253. То же №16 - «Одежда жителей Шуи и Шуйского уезда в XVII столетии».

254. То же № 19 - «Ярмарки во Владимирской губернии в 1817 г.».

255. То же 1856. - №8. - «Масленичные удовольствия».

256. То же — №8. «Еще несколько слов искусственного офенского языка».

257. То же №17. - "Юнины - народный обычай во Владимирской губернии».

258. То же 1657. - №6. - «О старинном обучении детей (XVII в.)».

259. То же №8. - «Начало ярмарки в с. Воскресенском Ковровского уезда».

260. То же — №20. «Троицкая ярмарка в с. Васильевском Шуйского уезда».

261. То же №№39, 40. - «Суздаль, еще несколько слов о ходебщиках-офенях».

262. То же 1658. - №38. - «Значение ярмарок для Вознесенского посада».

263. То же — 1859. №43. - «Преподобенская ярмарка в Суздале в 1858 г.».

264. То же — 1860. №16.- «Пасхальные увеселения, обычай христосоваться».

265. То же — №23. — «Этнографические, заметки. Свадебный обычай». (Гундобин).

266. То же №23. - «Народные песни в судогодском уезде» (Фон Гребнер).

267. То же №27 - «Коляда в судогодском уезде».

268. То же 1861. - №11. - «Этнографическая заметка. Обычаи при свадьбах в шуйском уезде» (Гундобин)

269. То же — 1862. №3. - «Два древних предания, существующих в с. Горицы Шуйского уезда (о птицах с железными носами, о великанах и пыжиках)».

270. То же №3. - «Нечто о старых и новых обычаях» (Борисов).

271. То же — №11. «Обычай при свадьбах в Шуйском уезде» (Гундобин).

272. То же — 1863. — №1. «Коляда в Судогодском уезде (д. Арсамаки) и Владимирском (Варламов починок и с. Доброе) К. Тихонравов».

273. То же — №41. Вьюнство в Мордвиновской волости Гороховецкого уезда».

274. То же 1864. - №36. - «Обычаи и обряды в Шуе и уезде» (Гундобин).

275. То же №50. - «О странном обычае справлять свадьбу в Суздале».

276. То же — 1865. — №1. «Свадебные обряды в Мордвиновской волости Гороховецкого уезда (обжорный стол, девишник, песни)».277. То же — №2 «день брака».

277. То же 1865. - №10 - «Коляда в с. Осипово Ковровского уезда и в Муромском уезде». (А. Доброхотов).

278. То же -№10. «Широкая суббота в слободе Холуе Вязниковского уезда» (Н. Голышев).

279. То же — №20. «Народный духовный гимн, который поется в Покровском уезде в пятницу, на страстной неделе» (М. Левицкий).

280. То же — 1867. №9. - «Этнографический очерк обычаев жителей Шуйского уезда». (Гарелин).

281. То же № 10. - «То же (Пасха и др., сочельник, масленица, семик)».283. То же —№13.-«То же».

282. То же №12. - «Местные народные суеверия в Шуйском уезде».

283. То же — №13 «Народный календарь и поверья в Шуйском уезде» (Гарелин).

284. То же №29. - «Материалы по этнографии - село Чаадаево Муромского уезда (свадебные обряды и песни, хороводные песни) похороны Костромы».

285. То же №35. - «О предметах, представленных из Владимирской губернии на этнографическую выставку в москву».

286. То же — 1868. №3.- «Коляда в с. Южа Вязниковского уезда» (Добрынкин).

287. То же № 12. - «Коляда в Муромском уезде» (Добрынкин).

288. То же — №№ 27, 29-31. «с. Южа Вязниковского уезда, описание обрядов при свадьбе. Офени-носилки. Словарь своеобразных слов» (Добрынкин).

289. То же — №39. — «Игра в бабки плитой в слободе Мстера Вязни.ковского уезда» (Голышев).

290. То же 1869. - № 17. - «Свадьбы в слободе Мстера» (Голыщев).

291. То же — №№39, 41, 43, 46. — «Лубочные старинные народные картинки» (Голышев).

292. То же 1870. - №25, - «Коляда в Меленковском уезде». (Добрынкин).

293. То же №50. - «Песни детей» (Голышев).

294. То же — №56. «Детские песни в слободе Мстера» (Голышев).

295. То же — 1871. №№28, 29. - «Свадебный обряд в Меленковском уезде» (Добрынкин).

296. То же — №59. «Осенние вечера в Меленковском уезде» (Добрынкин).

297. То же — №27. — «Семик в слободе Мстера Вязниковского уезда» (И. Тюлин).

298. То же 1872. - №5. - «Народные песни в гор. Муроме» (Уткин).

299. То же №9. - «Знаменская ярмарка в гор. Иваново-Вознесенске».

300. То же — №42. «Обряд опахивания в г. Меленки» (Добрынкин).

301. То же 1875. - №25 «Семик и Троицын день в г. Меленки» (Добрынкин).

302. То же №22. - «Игра с шаром в слободе Мстера» (Голышев).

303. То же — №№55-58. «Домашний быт крестьян Заречной стороны Муромского уезда» (Добрынкин) (Святки, Масленица и др.).

304. То же №№40 — 41. — «Девишник у крестьян Подольской волости Владимирского уезда, песни на девишнике» (Добрынкин).

305. То же — №№45-48. «Офени-торгаши Владимирской губернии и их искусственный язык» (Голышев).

306. То же 1874 - №№10-12. - «Крестьянская свадьба в Муромскомуезде» (Добрынкин).

307. То же — №26. «Прянишные произведения и их значение в старину» (Голышев).

308. То же — №№55, 54. «Словарь офенского искусственного языка» (Голышев).

309. То же 1675. - №6. - «Обычай хоронения Костромы в Муромском уезде» (Добрынкин).

310. То же — №27-34. — «Жизнь, нравы и обычаи крестьян в Меленковском уезде Зимнее время-Весна-Летняя пора» (Добрынкин).

311. То же №39 - «Свадебный обычай наказывания свата и свахи в селениях Переяславского и Ростовского уездов» (Гусев).

312. То же — 1876. №3. — «Крещенская ярмарка в слободе Мстера» (Голышев).

313. То же №8 - «Масленичные базары в Вязниковском крае» (Голышев).

314. То же №37.- «Ярмарочные старины в с. Ельцы Юрьевского уезда» (Никольский).

315. То же — №44 «Свадебный обычай в с. Заястребье».

316. То же 1879. - №11, 12. - «Народные детские песенки в Муромском уезде» (Добрынкин).

317. То же. №9. - «Масленичные увеселения и вечер для детей в г. Муроме» (Добрынкин).

318. То же — №9 «Проводы офеней в дорогу из дому для торговли их и разговор на своем искусственной языке» (Голышев).

319. То же. — 1881. №№21, 22. - «Семик и Троицын день. Сельские эскизы» (Ек. Добрыикина).

320. То же №26 - «Отправка офеней в дорогу для торговой промышленности и некоторые обычаи при этом случае» (Голышев).

321. То же №43. - «Народные праздничные обычаи в г. Гороховец» (Белин).

322. То же. 1883. - №№21-23. - «Сговор» (этнографический этюд) (Ек. Добрынкина).

323. То же 1894. - №27. - «Праздник Ивана Купала».

324. То же — 1895. №7. - «Прощеный день в старину» («Прав. Вест»).

325. То же №№8, 9, 13, 14. - «Последняя вечеринка невесты» (Ек. Добрынкина).

326. То же — №11. «Древнерусское мартовское новолетие» («Прав. Вест»),

327. То же — №12. «Женщина по старинным русским сказаниям «(Разговор отца с сыном о женитьбе» XVIII в.)» (Голышев).

328. То же — №12. «Весна в русских народных поговорках и играх» («Прав. Вест»).

329. То же. — №13. «Вербное воскресенье» («Прав. Вест»).

330. То же №15. - «Пасха на Руси» (Д. Певницкий).

331. То же — №16. «Красное яичко».

332. То же — № 17 «Красная горка».

333. То же — №19. «Майские народные поверья, праздники и гаданья».

334. То же — №21. «Троицын день».

335. То же №33. - «Русские пословицы и поговорки об охоте и рыбной ловле».

336. То же — №41. «Праздник Покрова (в народном понимании)» («Прав. Вест»).

337. То же №49 - «Народные юридические обычаи в Муромском уезде (сватовство, масленица и др.)» (Добрынкин).

338. То же — 1896. №6. — «Происхождение масленицы».

339. То же — №6. «Проводы русалки. Меленковский уезд».

340. То же — №12. «Вербные празднества в России и других странах».

341. То же №13. - «Пасха в старой Москве» («Прав. Вест»).

342. То же 1896. - №49 - «Ходячие и меткие слова».

343. То же 1897. - № 1. - «Былое святочных вечеров».

344. То же — №19. «Об упадке народного песенного творчества» (Добрынкин).

345. То же №№28-50. - «Причитания Владимирского уезда».

346. То же — 1898. № 15. - «Святые символы страстей Христовых».

347. То же №16. - «Христос Воскресе!» (Стихотвор. Ал-р Тумский).

348. То же №16 - «Пасхальные яйца» («Прав. Вест»).

349. То же №22 - «Троицын день на Руси» («Прав. Вест»).

350. То же №51. - «Илья-Пророк» («ОСТРОВ-БУЯ I I»).

351. То же №52 - «Первый Спас в народных поверьях и обычаях» («Прав. Вест»).

352. То же — №55 «Спасо-Преображение в народных поверьях и обычаях» («Прав, Вест»).

353. То же — №№52, 55. «Сельские хороводные песни и игры» (Н. Сперанский).

354. То же №41 - «Покров - первый зимний праздник» («Прав. Вест»).

355. То же №48 - «Введеньев день» («Прав. Вест»).

356. То же №49 - Юрий Холодный» («Прав, Вест»).То же - «51. -«Спиридон-Солнцеворот» («Прав. Вест»).

357. То же 1899 - №1. - «Святки» (Т. Поздняков, Александровский уезд).

358. То же — №1. «Рождество Христово в народных поверьях и обычаях. Святки».

359. То же — №№3, 4. «Народные поверья в их последовательном развитии» («Прав. Вест»).

360. То же №7. - «Праздник Сретения в народных поверьях и обычаях» («'Прав. Вест»).

361. То же — №12. «Март месяц в простонародных обычаях и поверьях» («Прав. Вест).

362. То же № 14 - «Благовещенские народные поверья» («Прав. Вест»).

363. То же №19. - «Рудницкие поверья и обычаи» («Прав. Вест»).

364. То же №№20, 21. — «Май месяц в народной Руси» («Прав. Вест»).

365. То же №21-24. - «Русская свадьба» (Т. Поздняков, Александровский уезд).

366. То же — №24. «Духов день» («Прав. Вест»).

367. То же №№25, 26. — «Июнь месяц в народной Руси» («Прав. Вест»).

368. То же №№39, 50, - «Июль месяц в народной Руси» («Прав. Вест»).

369. То же. 1899. - №52. - «Праздник действия происхождения честных древ».

370. То же. №52. - «Спорыньевщик» (из народных поверий).

371. То же — №55. «Рождественская ночь в Сибири».

372. То же — №33, 34. «Август месяц в народной Руси» («Прав. Вест»).

373. То же №36. - «Иван Постный» («Прав. Вест»).

374. То же — №38 40. — «Сентябрь месяц в народной Руси» («Прав. Вест»).

375. То же. — №39. — «Праздник Воздвижения в простонародных сказаниях» («Прав. Вест»).

376. То же — №42, 43 «Октябрь месяц в народной Руси» («Прав. Вест»).

377. То же — №44, 45. — «Простонародные присловия и сказания о свадьбах» («Прав. Вест»).

378. То же №№46, 49. - «Ноябрь месяц в народной Руси» («Прав. Вест»).

379. То же — №№52, 55. — «Декабрь месяц в народной Руси» («Прав. Вест»).

380. То же. 1900. - №№1, 2. - «Детские игры и песни в .Константиновской волости Александровского уезда» (Т. Поздняков).

381. То же — №№1 4, 15,- «Крестьянский брак» (Н. Сперанский. Владимирская губерния).

382. То же №№4 - 5. «Январь месяц в народной Руси» («Прав. Вест»).

383. То же — №6-8. «Февраль месяц в народной Руси» («Прав. Вест»).3 86. То же №№ 15-17. — «Апрель месяц в народной Руси» («Прав. Вест»).

384. То же — №№25-27. — «Огонь и вода в сказаниях русского народа» («Прав. Вест»).

385. То же №№2, 8. - «Мать - сыра земля в сказаниях русского народа» («Прав. Вест»).

386. То же №№39, 40. — «Злые и добрые травы» («Прав. Вест»).

387. То же №№41, 42. - «Порок и добродетель в сказаниях русского народа» («Прав. Вест»).

388. То же — №№45-46. «Народные гулянья в Александровском уезде Владимирской губернии».

389. То же — №№46-47. «Царство рыб в сказаниях русского народа» («Прав. Вест»).

390. То же — №№49-51. «Детские.годы в русских народных сказаниях» («Прав. Вест»).

391. То же — 1901. №№2 - 4. — «Святки в народной Руси» («Прав. Вест»).

392. То же — №1, 5. «Пасхальные веснянки» («Прав. Вест»).

393. То же — №16. «Преполовение в поверьях русского народа» («Прав. Вест»).

394. То же №21. - «Сенокос в поверьях русской деревни» («Прав. Вест»).

395. То же — №№24, 25. «Озимая запашка в поверьях русского народа» («Прав. Вест»).

396. То же №31. - «Пантелей-целитель в сказаниях русского народа».

397. То же — №57. «Рождество Пресвятой Богородицы в поверьях русского народа» («Прав. Вест»).

398. То же №42 - «Зазимки» («Прав. Вест»).

399. То же — №48. «Как справляли в селе Черкутино в старину праздник Кузьмы и Демьяна».

400. То же №№48, 49. - «Рождественский пост в сказаниях русского народа».

401. То же 1902. - №6. — «Какое приданое приносит невеста в дом жениха. Заметка из с. Арбузова Воршинской волости Владимирского уезда».

402. То же №17 - «Пасхальные хороводы (с шутками, прибаутками, текстами хороводных песен)».

403. То же №19. - «Первое мая в сказаниях русского народа» («Прав. Вест»),

404. То же №№26-52. - «Заговоры» («Прав. Вест»).

405. То же №№45,46. - «Кузьминки. Из обычаев и' поверий народной Руси».

406. То же №48 - «Проявление общинных начал в русской деревне».

407. То же 1905. - №19. - «Первое мая» (Историко-этнографическаясправка).

408. То же №24. - «Русская народно-бытовая медицина».

409. То же №№26-44. - «Летописные таблицы» (по истории Владимирского края).

410. То же — 1908. №50. — «Николин День» (народные поверья из книги «Народная мудрость).

411. То же 1904. - №19. - «Пасха в деревне и приготовления к ней».

412. То же 1911. - №25. - «О травах сказание» (М. Назаров - рукопись конца XVIII в., найденная в Меленках).

413. То же. №№43-45, 47, 50. - «Родители и дети по народным пословицам и поговоркам» (Я. Кузнецов).

414. То же 1912. - №13. - «Христианские символы в природе» (о пасхе, о вербе).

415. Тоже 1915.-№17. - «Пасхальные яйца».

416. То же 1914. - №15. - «Праздникам праздник (о пасхе). Пасха в поверьях и обычаях русского народа» (Культурно-исторический очерк С. Плотникова)

417. То же № 17 - «Майские детские союзы» (О защите птиц от детей).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.