Теория славянской взаимности в истории словацко-русских научных и культурных связей XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, доктор исторических наук Рокина, Галина Викторовна
- Специальность ВАК РФ07.00.03
- Количество страниц 381
Оглавление диссертации доктор исторических наук Рокина, Галина Викторовна
Введение.
Г л а в а 1. Историография проблемы.
1.1.История терминов «славянская взаимность» и «панславизм».
1.2. Работы отечественных и зарубежных авторов по истории словацко-русских связей XIX в.
1.3. Характеристика источников.
Г л а в а 2. Теория славянской взаимности Я. Коллара в истории словацко-русских научных и культурных связей.
2.1. Этапы словацкого национального Возрождения и возникновение теории славянской взаимности.
2.2. Славянский вопрос в России 1820-1850-х гг.
2.3. Словацко-русские научные и культурные контакты первой половины XIX в.
2.4. Ян Коллар и его теория в оценке российской периодической печати 1830-1850-х гг.
Г л а в а 3. «Славянство и мир будущего»: штуровская концепция славянской взаимности в России.
3.1. Участие словаков в революции 1848 г. и Пражском съезде славян.
3.2. Развитие теории славянской взаимности в трактате Л. Штура
Славянство и мир будущего».
Г л а в а 4. Словацко-русские контакты после Крымской войны.
4.1. Политика мадьяризации в Словакии и русско-австрийские отношения.
4.2. Словацкое русофильство в 1863-1875 гг. и Этнографическая выставка в Москве 1867 г.
4.3. Словаки и русские панслависты.
Г л а в а 5. Словацкий национализм и русский панславизм последней трети XIX в.
5.1. Словацкий вопрос в российской общественной мысли.
5.2. С. Гурбан-Ваянский и его связи с Россией.
5.3.Словацкое толстовство: Д. Маковицкий и Л.Н. Толстой.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Идея славянского единства в политической мысли России XIX века: генезис, основные направления и этапы развития2007 год, кандидат политических наук Прокудин, Борис Александрович
Идеолог словацкого национального возрождения Людовит Штур и представители российских общественных и научных кругов в 1830-х - первой половине 1850-х гг.2011 год, кандидат исторических наук Загора, Роман
Панславизм: идеология и политика: 40-е годы XIX - начало XX вв.2010 год, кандидат исторических наук Григорьева, Анна Александровна
Политический панславизм и идеи всеславянства в Чехии в первой половине XIX в.2005 год, кандидат исторических наук Французова, Ольга Александровна
Славянский фактор в развитии Венгрии в последней трети XIX - начале XX в.: Этнополитические, социальные и внешнеполитические аспекты2003 год, доктор исторических наук Крючков, Игорь Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теория славянской взаимности в истории словацко-русских научных и культурных связей XIX века»
Проблемы славянской идеологии, к которым относится и идея славянской взаимности, являются предметом пристального внимания исследователей. Образ всеславянства, особой исторической роли «славянской цивилизации» оказали влияние на формирование национального самосознания и процесс складывания государственности народов Центральной и Восточной Европы. Эволюция идеи славянской взаимности отражает исторический процесс изменения и влияния государственных и культурных факторов на характер межславянских контактов. «Бархатная революция» в ЧССР и возникновение Словацкой Республики в 1993 г. придали новый импульс к изучению истории возникновения идеи славянской взаимности, различным проектам славянских федераций и союзов. Об этом свидетельствуют современные научные иссле-дования, а также то видное место, которое эта проблематика занимает на международных конференциях и симпозиумах1.
1 В Институте славяноведения РАН за период с 1993 по 2002 гг. состоялось 10 научных конференций, посвященных славянской идеологии и в первую очередь идее славянской взаимности. См.: Досталь М.Ю. Исследования по проблемам славянской идеологии в институте славяноведения и балканистики РАН // Славянский мир: проблемы изучения. - Тверь, 1998. - С. 48-55; международная конференция 1994 г. в Братиславе, организованная Институтом истории Словацкой академии наук, посвященная генезису национализма в Центральной Европе и славянской идее; международная конференции в Прешове (Словацкая республика) в ноябре 2003 г. «Национальный вопрос в Центральной Европе 1848-1938 гг.» (Narodnostna otazka v strednej Europe v rokoch 1848-1938. - Presov, 2005); большое место межнациональным связям было уделено на международной конференции, организованной Институтом всеобщей истории РАН в июне 2003 г. в Москве: «История империй: сравнительные методы в изучении и преподавании. См.: Российская империя в сравнительной перспективе: Сборник статей. — М.: Новое издательство, 2004.
На протяжении полутора столетий идея славянской взаимности присутствует в политическом и этнопсихологическом сознании народов Европы. При этом исторический опыт, полученный разобщенными славянами в разных странах, религиях и культурах, чаще перевешивает романтические представления о духовном и племенном родстве.
Несмотря на то, что в современном славянском мире возобладала идея региональной идентичности, использованная в Европейском Союзе ^ и самостоятельных национальных государствах Центральной и Восточной Европы (Чешская Республика, Словацкая Республика, Польская Республика, самостоятельные югославянские государства, Украина), не снят с повестки дня вопрос о сохранении объединительных тенденций славянских народов. Существует целый ряд национальных партий и международных организаций, которые в своих политических программах по-прежнему выдвигают лозунг славянского единства . Все это обуславливает научный интерес к изучению концептуальных основ славянского единства, к истории развития межславянских контактов.
В исторической науке признанным является факт, что теория славянской взаимности впервые была сформулирована в словацком национальном движении. Именно у словаков, не имевших в XIX в. своей государственности и входивших в состав Венгерского королевства, которое в свою очередь являлось частью Австрийской империи, идея славянская взаимности получила наиболее полное теоретическое и практическое воплощение.
Феномен словацкого происхождения теории славянской взаимности во многом объясняет история словацко-русских контактов в XIX в. На фоне распрей и раздоров «братьев-славян» эти отношения представляли собой редкий пример постоянства симпатий. На интенсивность и характер
2 См.: Славянское движение XIX-XX веков: съезды, конгрессы, совещания, манифесты, обращения. - М., 1998; Кикешев Н.И. Славянский мир: прародины и предки. - М., 2003; В июле 2005 г. в Минске прошел очередной IX международный съезд славян. словацко-русских взаимоотношений значительное влияние оказывали повороты внешней политики Австрийской и Российской империй. До сих в историографии нет комплексного научного исследования истории развития словацко-русских связей на протяжении всего XIX в.
Диссертация посвящена изучению эволюции теории славянской взаимности, а также практике ее воплощения в словацко-русских научных и культурных связях XIX в. Важнейшей частью исследования стало определение степени словацко-русского взаимовлияния на оформление теории славянской взаимности.
Хронологические рамки исследования включают период возникновения и развития словацко-русских научных и культурных связей с 1820-х гг. и доводятся до 1890-х гг. 1820-е гг. - время оформления теории славянской взаимности и начала первых научных контактов между словацкими и российскими учеными; 1890-е гг. - период появления в словацком национальном движении новых идей, политических программ и лидеров, прервавших русофильскую традицию словацко-русских взаимосвязей. В целом, 1820-1890-е гг. были временем, когда развитие словацко-русских контактов стало наглядным отражением эволюции теории и практики идеи славянской взаимности. Здесь можно выделить четыре этапа, которые и определили структуру данной работы:
1. 1820 - 1830-е гг. - романтический этап, эпоха Я. Коллара, время публикации трактата «О литературной взаимности», возникновения теории славянской литературной, культурной взаимности. Распространение литературного панславизма у словаков и появления теории официальной народности в России, возникновение политического интереса к славянскому вопросу в России (письма М. Погодина к императору Николаю I).
2. 1840 - 1850-е гг. - этап формирования первых политических программ в словацком национальном движении. Славянский съезд , 1848 г. в Праге. Возникновение штуровской концепции славянской взаимности и отклик на нее в российском обществе.
3. 1860 - 1870-е гг. - возникновение в словацком национальном движении австрославистских теорий. Организация Словацкой национальной партии (Slovenska narodna strana). Политика мадьяризации в Словакии и помощь австрийским славянам со стороны России. Славянский съезд в Москве 1867 г. Публикация трактата JI. Штура «Славянство и мир будущего».
4. 1878-1898 гг. - развитие державного панславизма в России и разделение словацкого национального движения по принципу «русской или европейской ориентации» (мартинский центр и гласисты). Деятельность С. Гурбан-Ваянского.
География исследования - регион Центральной Европы: словацкие земли Венгерского королевства Австрийской империи (с 1867 г. - Австро-Венгрия) и Российская империя в границах до 1918 г.
Основная цель диссертационного исследования - раскрытие сложной и противоречивой эволюции теории славянской ( взаимности на фоне исторической реконструкции словацко-русских научных и культурных контактов XIX в.; изучение взаимовлияния словацкого и русского факторов на развитие теории и практики славянской взаимности. Для достижения намеченной цели необходимо последовательное решение ряда задач:
- выявление этапов развития словацко-русских научных и культурных связей и их особенностей в связи с изменениями внешнеполитической ориентации Российской и Австрийской империй, хода развития словацкого национального движения и внутриполитической ситуации в России;
- компаративный анализ основных положений трактата Я. Коллара о славянской взаимности, сочинения JI. Штура «Славянство и мир будущего», взглядов С. Гурбан-Ваянского и российских приверженцев идеи славянской взаимности; определение их места и роли в развитии теории славянской взаимности и истории словацко-русских связей XIX в.;
- историческая реконструкция практики словацко-русских контактов на примерах деятельности адептов идеи славянской взаимности;
- изучение проблемы взаимосвязи словацкого национализма и русского панславизма в истории Австрийской и Российской империй в последней трети XIX в.;
- определение места и значения теории славянской взаимности в развитии славяноведения в XIX в.
Основополагающими в процессе работы над диссертацией стали принципы историзма, научной объективности и неразрывности исторического процесса. История возникновения и эволюции теории славянской взаимности на фоне развития словацко-русских связей рассматривается в тесной связи с процессами, которые происходили в социально-экономической, политической и духовной жизни Австрийской и Российской империй, в соответствии с этапами словацкого национального движения и формирования российской славянской политики. В качестве базового подхода к изучению заявленной темы был использован междисциплинарный подход к историческому исследованию, поскольку проблематика диссертации соотносится с несколькими научными дисциплинами: всеобщей историей, историей Отечества, историей международных отношений, славяноведением, теориями национализма, этнополитикой. В этой связи методология настоящего исследования включает понятийный аппарат, а также некоторые методы исследования, предлагаемые этими научными дисциплинами. При написании работы использовались и общенаучные методы исследования (логический, структурно-функциональный, метод классификации и систематизации), а также сравнительно-исторический.
Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в ней впервые в отечественной и зарубежной историографии предпринято комплексное и всестороннее исследование теории славянской взаимности на обширном архивном материале истории словацко-русских научных и культурных связей на протяжении восьми десятилетий XIX в. В научный оборот вводится значительный пласт новых исторических источников, позволяющих правильно оценить значение и место теории славянской взаимности в истории словацко-русских связей, а также роль этих связей в истории межславянских контактов и в российской славянской политике. Сравнительное изучение широкого комплекса источников в свою очередь помогло преодолеть сложившиеся стереотипные оценки и предубеждения по отношению к идее славянской взаимности и панславизму лишь как к инструментам политических интриг противоборствующих западного и славянского миров. В работе представлен процесс складывания этнонациональных стереотипов, в частности формирование образа России в среде зарубежных славян и образа представителя словацкой нации в кругу российской читающей публики; возникновение представлений о предназначении своего народа, вырабатывавшихся национальной элитой.
Структура работы обусловлена задачами исследования. Диссертация состоит из введения, пяти глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка источников и литературы, списка сокращений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Славянский вопрос и Россия в идейных воззрениях и политике Карела Крамаржа: конец XIX - первая треть XX в.2006 год, доктор исторических наук Серапионова, Елена Павловна
Российский фактор в общественно-политической жизни чехов в 50-е - 70-е гг. XIX в.: по материалам архива М.Ф. Раевского2008 год, кандидат исторических наук Киселькова, Наталья Витальевна
Политический консерватизм М.П. Погодина: 1800-18752007 год, кандидат политических наук Рясенцев, Константин Владимирович
Национальные движения южных славян Австро-Венгрии 1890-1918 гг.2013 год, кандидат наук Романенко, Сергей Александрович
Славянские благотворительные общества в Москве и Санкт-Петербурге: 1858 - 1921 гг.2013 год, кандидат исторических наук Поповкин, Алексей Александрович
Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Рокина, Галина Викторовна
Заключение
Теория славянской взаимности в истории словацко-русских научных и культурных связей имела принципиально важное значение на всех этапах развития этих контактов в XIX в. В истории словацко- русского культурного взаимодействия синхронно проходили события, которые взаимовлияли на все проявления контактов словацких национальных лидеров, ученых и писателей с российскими общественными деятелями и учеными.
Главными факторами, которые определяли интенсивность и характер словацко-русских взаимоотношений, были следующие:
1. Характер этапов словацкого национального возрождения, зависящий от процессов мадьяризации в Австрийской империи, активности словацких лидеров, связей с другими славянскими движениями ( в частности с чешским);
2. Разработка и развитие основных теоретических положений концепции славянской взаимности идеологами словацкого, чешского и русского национальных движений;
3. Уровень развития славяноведения в России и рост интереса к славянству в целом;
4. Характер взаимоотношений Российской и Австрийской империй и изменения места и роли славянского вопроса в силовом поле международной политики^
В связи с влиянием данных факторов в истории словацко-русских научных и культурных связей четко прослеживаются четыре этапа: 1. 1820- 1830-е гг; 2. 1840- 1850-е гг.; 3.1860- 1870-е гг.; 4. 1878- 1898 гг.
Первый этап, т.н. романтический период теории славянской взаимности, внешне имел характер чисто культурных, в частности литературных контактов. Эволюция идеи славянской взаимности, представленная на конкретном материале научных и культурных связей
Коллара с российскими учеными и общественными деятелями в первой половине XIX в., показывает неоднозначность восприятия славянского вопроса в российском обществе. Первоначальный чисто научный интерес отечественных ученых, славистов к оригинальному творчеству словацкого писателя перерос в дальнейшем в искреннюю обеспокоенность судьбами родственного словацкого народа в «чуждом германо-венгерском мире». С 1820-х гг. до начала 1850-х гг. в России стабильно растет интерес к творчеству и личности Яна Коллара. Это проявилось не только в публикации рецензий практически на все его сочинения и переводов на русский язык трактата и некоторых сонетов, но и в возникновении особого внимания к словацкому вопросу как части славянского. В процессе развития русско-словацких связей первой половины XIX в. можно выделить два периода в процессе эволюции колларовой теории славянской взаимности.
Славянская тематика, как и славянский вопрос в целом, представляли для России первых трех десятилетий XIX в. чисто научный интерес. В этом смысле было и отношение к идее славянской литературной взаимности Коллара.
На профессиональном уровне российско-словацкие контакты проявились в научных и культурных связях первых университетских славистов России, издателей библиографических журналов, членов Российской императорской академии. Идеи Коллара, в первую очередь те, которые он выразил в поэме «Дочь Славы» и трактате о литературной взаимности, нашли отражение в российской периодической печати, в университетских лекциях первых профессоров кафедр славянских наречий и литератур.
На втором этапе развития словацко-русских связей появляются новые оттенки в развитие идеи славянской взаимности Коллара в России,, И у принесли 1840-е годы, которые можно определить как второй период развития идеи славянской взаимности Я. Коллара. Это было связано во многом с изменением характера славянского движения в Австрийской империи, а в России - с деятельностью М.П. Погодина и министра народного просвещения С.С. Уварова. По инициативе С. Уварова и М. Погодина начинается материальная поддержка лидеров западнославянских движений. Эта секретная миссия российского правительства совпала с оживлением обвинений в панславизме, которые обрушились на австрийских славян в европейской прессе (особенно наглядна в этом плане «литературная критика» Д. Бауринга). Появление лозунга опасности «славянской стихии» для империи Габсбургов, совпавшее с некоторым охлаждением в русско-австрийских отношениях 1 - все это ставило славянский вопрос в прямую зависимость от политической конъюнктуры.
Как уже было сказано, особыми подвижниками в актуализации славянского вопроса, а в связи с этим и идей Коллара для России в этот период стали М.П. Погодин и С.С. Уваров. Накануне 1848 г., когда в европейской политике славянский вопрос проявился достаточно активно и во многом повлиял на ход революции в Германии и Австрийской империи, официальная Россия не декларировала изменения своего отношения к славянским движениям, оставаясь верной союзническим обязательствам перед Австрией. Более того, внутренние проблемы заставили российское правительство резко изменить свое отношение к славянскому вопросу. В секретном циркуляре 1847 г., разосланном попечителям учебных округов, С.С. Уваров так трактует сущность славянского вопроса для России -«.Мы обязаны утвердить начало русского ума, русских доблестей, русского чувства. Вот исконное начало народное и не славяно-русское, а чисто русское». Причиной изменения позиции Уварова стала деятельность киевского Кирилло-мефодиевского общества, после разгрома которого и
1 О некотором охлаждении в русско-австрийских отношениях свидетельствует факт отзыва летом 1840 г. из Санкт-Петербурга австрийского посланника Ш.-Л.Фикельмона , известного своими русофильскими взглядами. См. об этом: Раевский Н. Избранное. — Минск, 1978. появился этот документ. Здесь министр указывает на опасность распространения политических интерпретаций славянской взаимности, что, по его мнению, угрожает устоям российского общества 2.
В четырех российских университетах состоялись собрания Советов, на которых зачитывалось предписание министра народного просвещения, в котором однозначно прозвучал отказ официальной России от поддержки западно-славянского движения: «Народность наша состоит в беспредельной преданности и повиновению Самодержавию, а Словенство западное не должно возбуждать в нас никакого сочувствия. Оно само по себе, а мы сами по себе. Мы сим торжественно от него отрекаемся» . С. Уваров в новых обстоятельствах акцентировал внимание университетского руководства на опасности политической интерпретации идеи славянской взаимности, при этом, однако, он продолжал разделять две стороны в славянском вопросе: политическую и духовную, которая «должно выражать безусловно приверженность к Православию и Самодержавию»4.
В итоге почти целое десятилетие, вплоть до окончания Крымской войны, славянская тематика, которая по-прежнему сохранилась в российской периодической печати, претерпела некоторые изменения. Запрет, положенный на саму идею славянской взаимности в конце 1840-х гг. игнорировали только славянофилы, которые, по мнению ведущего отечественного исследователя славянофильства, Н.И. Цимбаева, открыто осуждали правительство, канцлера К.В. Нессельроде «за поддержку Австрийской империи в ущерб славянским народам» 5. Самая смелая рецензия на сочинения Коллара и современное положение словацкого движения в Северной Венгрии была помещена в славянофильском
2 Циркуляр С.Уварова был опубликован в "Русском архиве" в 1892 г. (Кн.7. - С.347-351).
3 Цит. по: Никитенко А.В.Записки и дневник.- М., 18 . - Т.1. - С.488- 489.
4 Цит. по: Dostalova М. - Op.cit. - S. 75
5 Цимбаев Н.И. Славянофильство. - М.,1986. - С. 158
Московском ученом и литературном сборнике за 1847 г.» 6 И именно здесь впервые в российской печати «народную славянскую идею» связывают с именем другого представителя словацкого национального движения - Людовита Штура. Таким образом, славянофильская печать очень чутко отреагировала на изменения в лидерстве словацкого движения накануне событий 1848-1849 гг.
Революция 1848-1849 гг. в Европе поставила славянский вопрос в число первоочередных для Австрийской империи. По мнению российского историка И.И. Первольфа, в это время «старая Австрия поколебалась, вопрос национальный, подготовляемый в ней несколько десятилетий, выступил наружу со всей силой: идея народности стала самым важным вопросом новой Австрии» 1. Новое звучание идеи славянской взаимности получит и в России. Кроме революции 1848-1849 гг., важным рубежом в изменении отношения к славянским объединительным движениям станет Кры^кая война и поражение в ней России.
После поражения в Крымской войне Россия все более начала оказывать Австрии скрытое противодействие. Несмотря на сохранявшийся в течение 1860-х годов формальный нейтралитет, Петербург кардинально менял не только систему внешнеполитических приоритетов, но и механизмы осуществления государственных интересов. Рушились принципы Священного союза, Россия постепенно переходит на позиции «национального эгоизма» 8. «Славянская политика» стала одной из важнейших сторон внешнеполитической деятельности России.
6 Ригельман Н.А. Продолжение писем из Вены // Московский литературный и ученый сборник на 1847 г. - М., 1848. - С. 52- 72
7 Первольф И.И. Австрийские славяне в 1848-1849 гг. // Вестник Европы. — 1879. -Кн.4. - С.491
8 В дневнике фрейлины великой княгини Марии Александровны, жены будущего императора, Анны Тютчевой есть запись беседы между наследником (будущим императором Александром II ) и его супругой 27 октября 1854 г. после получения донесения от посла в Вене A.M. Горчакова. Среди прочего там записано: «Мы не
Изменились и условия, в которых проходило развитие словацкого национального движения в Австрийской империи. Еще в разгар военных событий 1849 г. министр внутренних дел австрийской империи граф Стадион предложил правительству проект разделения Венгрии на самоуправляющиеся национальные провинции. Одной из них должна была стать Словакия, благодаря чему воплотилась бы словацкая политическая программа мая 1848 г. Однако в противоположность ей уже с октября 1848 г. словаки отошли от венгерской платформы и стали добиваться решения проблемы в сотрудничестве с Веной в общеавстрийском масштабе. В мартовском прошении была выдвинута идея учреждения словацкого великого княжества под прямым управлением Вены. Поражение революции дало возможность йене вернуть все в предреволюционное состояние. Назначив группу вокруг Коллара, «отца славянской взимности» и проводника идеи внедрения словакизированного чешского в качестве словацкого литературного языка, доверенными лицами правительства, удалось довести словацкую политическую сцену до полного развала. Словацкие политические лидеры, участники революции - Штур, Гурбан, Годжа, оказались в полной изоляции. Словацкое движений^находилось в депрессии и разочаровании. Оживление политической деятельности в Словакии будет связано с восстановлением конституционных отношений в Австрии в Октябрьском дипломе 1860 г. и февральском патенте 1861 гг.
В 1861 г. в Мартине был принят «Меморандум словацкого народа», суть которого заключалась в форме ограниченной автономии в рамках Венгрии. Возникают общенациональная надконфессиональная организация Матица словацкая (1863- 1865 гг.), первая политическая партия словаков -словацкая национальная партия (1860 г.) с деятельностью которых связан проявили достаточно национального эгоизма, но обстоятельства толкнули нас на правильный путь и доказали, до какой степени ложна и опасна наша политическая программа». См.: Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания и фрагменты фрейлины двора Николая I и Александра II. -М., 1990. -С.75- 76. новый этап развития словацкого национального движения и словацко-русских научных и культурных связей. В этот период в России готовится съезд славян, который состоится в 1867 г. и станет важнейшим рубежом в развитии словацко-русских отношений и который в литературе определен как широкая внешнеполитическая акция России (С.А. Никитин). Участие словаков в съезде повлечет за собой усиления обвинений со стороны венгерских властей лидеров словацкого национального движения в панславизме. Время после съезда совпадет с такими важными для рассматриваемых процессов событием как образование дуалистистической монархии Австро-Венгрии после поражения Австрии в австро-прусской войне 1866 г.
В дальнейшем развитие словацко-русских связей второй половины XIX в. проявит себя в тесном переплетении таких явлений как словацкий национализм и русский панславизм. Роспуск в 1878 г. Московского славянского комитета, охлаждение к славянскому вопросу со стороны некоторых российских общественных деятелей, раскол в славянском движении и возникновение идеи австрославизма сделает словацкий вопрос в российском общественном мнении чуть ли не единственным аргументом в панславистической пропаганде. Верность идее славянской взаимности в период, когда к ней охладеет основное число участников славянских движений, проявится в развитии словацко-русских связей последней трети XIX в. Лишь с возникновением нового направления в словацком национальном движении ( гласистов с 1898 г.) характер словацко-русских связей примет иной характер и откроет новый этап в развитии неославизма в России.
Список литературы диссертационного исследования доктор исторических наук Рокина, Галина Викторовна, 2005 год
1. Источники1. Архивные материалы
2. ПФА РАН, ф. 8 Канцелярии российской академии.
3. ПФА РАН, ф. 30 личный архивный фонд П.И. Кеппена.
4. ПФА РАН, ф. 216 личный архивный фонд И.И. Срезневского.
5. ПФА РАН, ф. 764 личный архивный фонд А.Ф. Бычкова.
6. ПФА РАН, ф. 36 личный архивный фонд О.М. Бодянского.
7. ОР РГБ, ф. 178, музейное собрание.
8. ОР РГБ, ф. Пог./П личный архивный фонд М.П. Погодина.
9. ОР РНБ, ф. 124 собрание П.Л. Вакселя.
10. РГИА РФ, ф. 436 личный архивный фонд И.И. Срезневского.
11. РГИА РФ, ф. 733 Департамента народного просвещения.
12. РГИА РФ, ф. 735 Канцелярии министерства народного просвещения.
13. РГИА РФ, ф. 1076 личный архивный фонд графов Н.Н. Головина и М.А. Фредро. 'I
14. РГИА РФ, ф. 1108 переписка М.П. Погодина.
15. LA MS, pozostalost' M. Hurbana.
16. LA MS, pozostalost' J. Petrovica.
17. LA MS, pozostalost'A. Skultety 11
18. LA MS, pozostalost' J. Vlcka.
19. LA MS, pozostalost' L'. Stura.30.LAMS, tlacr. 1893.
20. LA MS, pozostalost' J. Kollara.
21. LA PNP, pozostalost' J. Kollara.
22. LA PNP, pozostalost' J. Jungmana.
23. LA PNP, pozostalost' F. Palackeho.
24. LA PNP, pozostalost' F. Celakovskeho.
25. Опубликованные источники на русском языке
26. Антология чешской поэзии Х1Х-ХХ вв.: в 3 т. / Пер. с чешского. М. : Госполитиздат, 1959. - Т. 3: Сост. Л.С. Кишкин, А.П. Соловьева, С.А. Шерлаимова. - 510 с.
27. Антология чешской и словацкой философии. М.: Мысль, 1982.- 406 с.
28. Бакунин, М.А. Исповедь и письмо Александру II / Вступит, статья В. Полонского / М.А. Бакунин. М., 1921. - С.77.
29. Бакунин, М. Русским, польским и всем славянским землям / М. Бакунин. Берлин, 1903.
30. Бодянский, О.М. О народной поэзии славянских племен / О.М. Бодянский.-М., 1837.- 154 с.
31. Взгляд на вопрос об общеславянском языке славного угрорусского деятеля А.И. Добрянского // Варшавский дневник. Отд. оттиск. -Варшава, 1889.-24 с.
32. Встреча с Европой: письма В.А. Панова к матери М.А. Пановой из Центральной и Юго Восточной Европы (1841-1843 гг.) / Составители: Т. Ивантышинова, М.Ю. Досталь. - Братислава: Slovac Academia Press, 1996.- 140 с.
33. Герцен, А.И. Сочинения в двух томах / А.И. Герцен. М.: Мысль, 1986. -Т. 1 - 590 е.; Т. 2. - 652 с.
34. Гоголь, Н.В. Полн. собр. соч. / Н.В. Гоголь. М.: Изд-во АН СССР, 1940.-Т. II.
35. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. М.: Книга, 1991.-574 с.
36. Документы к истории славяноведения в России: 1850 1912. - М.; Д., 1948.-435 с.
37. Достоевский, Ф.М. Дневник писателя / Ф.М. Достоевский. М.: Современник, 1989.-558 с.
38. Зайцева, А. А. Неопубликованные письма Яна Коллара // Славянский архив / А.А. Зайцева. М., 1959. - С. 199 - 206.49.3арубежные славяне и Россия: документы архива М.Ф. Раевского. М.: Наука, 1975.-576 с.
39. Коллар, Я. О литературной взаимности между племенами и наречиями славянскими / Я. Коллар // Отечественные записки. 1840. - Т. VIII. Отд. П. - С. 1 - 24, 65 - 94.
40. Коллар, Я. Дочь Славы / Предисловие А.И. Ревякина. Перевел, сост. примечания Н.В. Водовозов // Уч. записки № 287: 0 взаимосвязях славянских литератур. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1967. - С. 35 - 380.
41. Коллар, Я. Сто сонетов. / Я. Коллар. М.: Худ, лит., 1973. - 245 с.
42. Письма к М.П. Погодину из славянских земель: 1835-1861. М., 1880.
43. Письма М.П. Погодина к О.М. Бодянскому. М.: Университет, тип., 1875.
44. Письма П.Й. Шафарика к О.М. Бодянскому // Чтения Общества истории древностей российских. М., 1896. - Кн. 2.
45. Письма Я. Коллара к П.И. Кеппену // Francev V.A. J. Kollar а P. Koeppen. In: CCM. 1904. - S. 244 - 249.
46. Письма Я. Коллара к И.И. Срезневскому (Опубл. Л.С. Кишкин) // Slavia. -Ses.2. Praha, 1965. S. 283 - 288.
47. Письма И.И. Срезневского // Досталь М.Ю. И.И. Срезневский и его связи с чехами и словаками. М., 2003. -С. 502-525.
48. Погодин, М.П. Год в чужих краях: 1839. Дорожный дневник Погодина. -Ч. 1 2. - М.: Университет, тип., 1844.
49. Погодин, М.П. Отрывки из писем министру народного просвещения: 1839, 1842 / М.П. Погодин // Русская беседа. 1859. - № I. - С. 53 - 88.
50. Славянство и мир будущего. Послание славянам с берегов Дуная Людевита Штура. Перевод неизданной немецкой рукописи с примечаниями В.И. Ламанского // ЧОИДР. Т.З. - М., 1867. - Кн. 1-3. -С. 1-191.
51. Собрание сочинений и речей по поводу славянского вопроса М.П. Погодина. М., 1878.
52. Соловьев B.C. Критика сочинения Н.Н. Страхова "Борьба с Западом" / B.C. Соловьев // Вестник Европы. 1884. - №4.
53. Соловьев, B.C. Критика сочинения Н.Н. Страхова «Борьба с Западом»/ B.C. Соловьев // Вестник Европы. 1884. - № 4. - С. 720-765.
54. Соловьев B.C. Россия и Европа // Там же. С. 701-725.
55. Соловьев, B.C. «Мне предсказали много странствий.» / B.C. Соловьев -М., 1990.-245 с.
56. Срезневский В.И. Из переписки И.И. Срезневского 1829-1839 гг. /
57. B.И. Срезневский // Киевская старина. Киев, 1901. - Т. 73. - №6.1. C. 317-343.
58. Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания и фрагменты дневников фрейлины двора Николая I и Александра II / А.Ф. Тютчева. -М., 1990.
59. Францев, В.А. Письма к Вячеславу Ганке из славянских земель / В.А. Францев. Варшава, 1905. - 312 с.
60. Штур, JI. Славянство и мир будущего. Послание славянам с берегов Дуная / Л. Штур. СПб., 1909. - 173 с.
61. Энгельс, Ф. Борьба в Венгрии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. -Т. 7.-С. 175- 186.
62. Энгельс, Ф. Германия и панславизм // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2.е изд. Т. 11. - С. 202 - 208. 77.Энгельс Ф. Демократический панславизм // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -2-е изд. - Т. 11. - С. 290 - 298. Опубликованные источники на иностранных языках
63. Ambrus, J. Listy J. Kollara. D.I.: 1816-1839 / J. Ambrus. Martin; Martica Slovenska, 1991.-455 s.
64. Ambrus, J. Listy E. Stura. D.I. 1834-1843 / J. Ambrus. -Bratislava: VSAV, 1954.-636 s.
65. Ambrus, J. Listy E. Stijra. D.3 / J. Ambrus. - Bratislava: VSAV, 1960. -630 s.
66. Brtan, R. Z Kollarovej korresponden<:e / R. Bftan // Slovansky sbornik. -R. 1. Martin, 1947. - S. 218-228.
67. Dokumenty k slovenskemu narodnemu hnutiu v rokoch 1848-1914 / Zost. F. Bokes. Bratislava, 1962. - 360 s.
68. Dopisy Fr. Palackeho k J. Kollarovi // CCM. R. 53. - 1879. - S. 378-397.
69. Dopisy J. Jungmana k J. Kollarovi // CCM. R. 54. - 1880. - S. 38-59.
70. Dopisy J. Kollara: Z pozostalosti W.A. Macijovskeho // Slovansky sbornik. -R. 4. 1885. - S. 23-24, 79, 157-158.
71. Herkel, J. Elementa universalis linguae Slavicae, e vivis dialectis eruta, et sanis logicae principilis suffulta / J. Herkel. Budin, 1826. - 123 s.
72. Hikl K. Listy ceskeho probuzeni / K. Hikl. Praha, 1920. - 245 s.
73. Hornik, M. Listy J. Kollara do Luzic // CCM. R.35. - 1861. - S. 366-371.
74. Kollar, J. О literarnej vzajomnosti mezi kmeny a narecimi slovanskeho narodu od Jana Kollara / J. Kollar // Hronka. 1836. - R. 1. - Sv. 2. - S. 39-53.
75. Kollar, J. Ueber die Literarische wechselsietigkeit zwischen den verschiedenen Stammen und Mudarten der slawischen Nation. Von Johann Kollar / J. Kollar. Pesth, 1837. - 205 s.V
76. Kollar, J. Hlasowe о potfebe jednoty spisowneho jazyka pro Cechy, Morawany a Slowaky / J. Kollar // Prazske Nowiny. 1846. C.37. - S. 155-157; C. 38. S. 159-161.
77. Korespondence J. Kollara // Kvety. R.4. 1869. - Sv.6,14, 70.
78. Korespondencia S. H. Vajanskeho. -Bratislava: SAV, 1967. 423 s.
79. Korespondencia S. H. Vajanskeho: Vyber listov / Pripr. P.Petrus. Bratislava, 1972.
80. Listy Ludovita Stura. D.IV. Dodatky / Na vydanie pripravil V. Matula. -Bratislava, 1999. - 338 s.
81. Nektere listy z korrespondence J. Kollara v letech 1816-1851- // CCM. -R. 58.-1893.-S. 177-211.
82. Pastrnek Fr. Dopisy Kollarovy // Vestnik Ceske Akademie. R.8. - 1904. -S. 524-561.
83. Fr. Palackeho korrespondence a zapiski. Praha, 1902. - 211 s.V
84. Pisne svetske lidu slovenskeho v Uhrich. Sebrane a vydane od PJ. Safarika, J. Blahoslava ajinych. Pest, 1823. -112 s.
85. Petrus, P. Korespondencia J. Skultetyho s T.D. Florinskym // SbornikV
86. Filozofickej fakulty Univerzity PJ. Safarika / P. Petrus. Presov, 1965. -S. 191-217.
87. Rapant D. Slovenske povstanie r.1848-1849. Dejiny a dokumenty. D.I. / D. Rapant. Martin, 1937. - 487 s.
88. Rosenbaum К. Jan Kollar: Wybor pism / K. Rosenbaum; Spracoval H. Batowski // Slovenska literatura. R.3. - 1956. - S. 506-508.
89. Slovansky sjezd v Praze roku 1848. Sbirka dokumentu / К vyd. pripravil V. Zacek. Praha, 1958. - 256 s.
90. Stur, L. К pratelum, к bratrum. -Praha, 1956. 388 s.
91. Stur, L. Dielo v patich zvazkoch.- Bratislava, 1956.
92. Stur, L. Slovanstvo a svet buducnosti. Bratislava, 1993. - 175 s.
93. Stur, L. Stary a novy vek Slovakov. -Bratislava: Vydavatel'stvo Spolku slovenskych spisovatel'ov, 1994. -127 s.
94. Tomasek, L. Rukopis J. Kollara// Kul'turny zivot. 1961.-C. 7. -S. 3.
95. Vajansky, S.H. Ivan Sergeevic Turgenev // Slovenske pohlady. 1885. -C. 5.- S. 484-^87.
96. Vajansky, S.H. Politicke zvazky / S.H. Vajansky // Narodnie noviny. -1880.-C. 35-39.
97. Vajansky, S.H. Listy zUhorska. Zostavila, uvod, poznamky avysvetlivky napisala L.P. Laptevova / S.H. Vajansky. Martin, 1977. -123 s.
98. Vajansky, S.H. Zapasy ahl'adania vzrkadleni casu. Zivot a dielo v dokumentech. Autorsky spracoval P. Petrus / S.H. Vajansky. Martin, 1985.-234 s.
99. Vlcek, J. Nekolik dopisu J. Kollara J. Safarikovi / J. Vlcek // Listy filologicke. R.31. - 1904. - S. 247-252.
100. Vzajemne dopisy V. Hanky a J. Kollara // CCM. 1897. - S. 227-245.V
101. Francev, V.A. Korespondence P.J. Safarika. D.I. Vzajemne dopisy P.J. Safarika s ruskymi ucenci (1825 1861) / V.A. Francev. - Praha, 1927/1928.
102. Srobar, V. Z mojho zivota / V. Srobar. Praha, 1946.
103. Российская периодическая печать
104. Библиографические листы. СПб., 1825»— 1826. - № 1-43.118. Вестник Европы.-М., 1826.
105. Денница. Варшава, 1842 - 1843.
106. Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1843 -1852.
107. Известия Санкт-Петербургского Славянского благотворительного общества. СПб., 1883-1889.122. Исторический вестник
108. Московский наблюдатель. М., 1835- 1839.
109. Московский ученый и литературный сборник на 1847 г. М., 1848.
110. Москвитянин. М., 1841 - 1852.
111. Отечественные записки. СПб., 1838 - 1867.127. Русская беседа.
112. Русское слово. СПб., 1859-1866.
113. Современник. СПб., 1846-1866.
114. Сын Отечества. СПб., 1822.
115. Славянские известия. СПб., 1889-1892.
116. Славянское обозрение. СПб., 1892-1894.
117. Телескоп.-М., 1831 1836. Зарубежная периодическая печать134. NarodniNoviny135. Prudy136. Slovenske pohl'ady137. Пештбудинские ведомости
118. Slovenske Noviny (Словенские новины) Научные монографии и статьи на русском языке
119. Австро-Венгрия: интеграционные процессы и национальная специфика.-М., 1997.
120. Австро-Венгрия: опыт многонационального государства / Отв. редакторы Т.М. Исламов и А.И. Миллер. М., 1995.
121. Арендт, X. Истоки тоталитаризма / X. Арендт. М.: Центрком, 1996.-638 с.
122. Березина, В.Г. Русская журналистика первой четверти XIX в. / В.Г. Березина Д.: Изд-во ЛГУ, 1965. - 90 с.
123. Березина, В.Г. Русская журналистика второй четверти XIX в. / В.Г. Березина Л.: Изд-во ЛГУ, 1965.-102 с.
124. Бернштейн, С.Б. Из истории русского славяноведения. Виктор Иванович Григорович: 1815-1876 / С.Б. Бернштейн // Изв. АН СССР. -Сер. язык и литература. 1976. - Т. 35. - № 6. - С. 533 - 538.
125. Богданова, И. А. Введение в проблематику становления словацкой национальной культуры / И. А. Богданова // Культура и общество в эпоху становления наций. М., 1974. - С. 63 - 71.
126. Будилович, А.С. Ян Коллар и западное славянофильство / А.С. Будилович // Славянское обозрение. СПб., 1894. - С. 1 - 15.
127. Будилович, А.С. Мечта ли панславизм? / А.С. Будилович // Беседа. Кн.1. - Отдельный оттиск. - М., 1872; Он же. О литературном единстве народов славянского племени // Славянский сборник. -1877. -Т. 2.-С. 1-15.
128. Будилович, А.С. Несколько замечаний об изучении славянского мира / А.С. Будилович. СПб., 1878.
129. Будилович, А.С. В каком виде возможно и желательно сближение славян на почве общего языка? / А.С. Будилович. СПб., 1890.
130. Будилович, А.С. Общеславянский язык в ряду других общих языков древней и новой Европы / А.С. Будилович. Варшава, 1892. - 789 с.
131. Будилович, А.С. Ян Коллар и западное славянофильство / А.С. Будилович. — б/м., 1893.
132. Будилович, А.С. Несколько замечаний о научной постановке славянской истории, ее объеме, содержании и периодах / А.С. Будилович.-Юрьев, 1898.
133. Будилович, А.С. Наука и политика. Три статьи по злободневным вопросам. Посвящены памяти Хомякова, Штура и Добрянского / А.С. Будилович. СПб., 1905.
134. Будилович, А.С. Словацкая литература // Поэзия славян / Под ред. Н.В. Гербеля/А.С. Будилович. -СПб., 1871. С. 385 - 388.
135. Влчек, Я. История словацкой литературы / Я. Влчек; под ред. А. Онфермана. Киев: Киевск. благотворит, общество, 1889. - 204 с.
136. Водовозов, П.В. Славянские интересы Н.В. Гоголя // Уч. записки Моск. городск. пед. ин-та им. В.П. Потемкина / Н.В. Водовозов. М., 1960.-Т. СУП.-Вып. 10.
137. Волков, В.К. К вопросу о происхождении терминов «панславизм» и «пангерманизм» / В.К. Волков // Славяно-германские культурные связи и отношения. М., 1969.
138. Вольф, И. "Панславистское братство" Коллара, Палацкого и Шафарика / И. Вольф. Варшава, 1912. - 13 с.
139. Вялова, С.О. Роль русско-словацких культурных связей в национально-освободительном движении словаков / С.О. Вялова // Украшське славянознавство». JIbBiB, 1970. - Вып. 3. - С. 117 - 126.
140. Вялова, С.О. К вопросу о первых словацких студентах в петербургском университете / С.О. Вялова // Вестник Ленинградского университета. 1968. - №2. - С. 140-143.
141. Геллнер, Э. Национализм возвращается / Э. Геллнер // Новая и новейшая история. 1989. - №5.
142. Грацианская, Н.Н. Словаки: к проблемам этнокультурной истории / Н.Н. Грацианская. М., 1994.
143. Дементьев, А. Очерки по истории русской журналистики: 1840 -1850-е годы / А. Дементьев. М. - Л.: Госполитиздат, 1951. - 503 с.
144. Де-Пуле, М.Ф. Харьковский университет и Д.И. Каченовский /
145. М.Ф. Де-Пуле // Вестник Европы. Т. I. - Кн. 1 - 2. - 1874. - С. 75 - 115, 565-588.
146. Джон Хи Сок. Идея демократической славянской федерации в российской общественной мысли второй половины XIX века / Джон Хи Сок // Отечественная история. 1995. - №3. - С. 174-185.
147. Досталь, М.Ю. Взаимовлияние чешского и словацкого национального возрождения в современной историографии Чехословакии / М.Ю. Досталь // Центральная и Юго-Восточная Европа в новое время. -М., 1974.-С. 245-252.
148. Досталь, М.Ю. История Чехии в лекционных курсах И. Срезневского: 50-е годы XIX в. / М.Ю. Досталь // Из истории университетского славяноведения в СССР. М.: 1983. - С, 96 - 119.
149. Досталь, М.Ю. И.И. Срезневский и его связи с чехами и словаками / М.Ю. Досталь. М.: Институт славяноведения РАН, 2003. - 572 с.
150. Дьяков, В.А. Политические интерпретации идеи славянской солидарности и развитие славяноведения (с конца XVIII в. до 1939 г.) / В.А. Дьяков // Методологические проблемы истории славистики. М.: Наука, 1978.
151. Дьяков, В.А. Славянский вопрос в мировоззрении и деятельности М.А. Бакунина / В.А. Дьяков // Общественная мысль и славистическая историография. Калинин, 1989.
152. Дьяков, В. А. Славянский вопрос в общественной жизни дореволюционной России / В.А. Дьяков. М., 1993.
153. Зайцева, А.А. П.И. Кеппен и Словакия: Из истории русско-словацких культурных связей первой половины XIX века / А.А. Зайцева // Slovenska a ruska literatura: Vztahy a sivislosti. Bratislava, 1979. - S. 89105.
154. Зайцева, А.А. Ян Коллар и русско-чешские литературные связи первой половины XIX века / А.А. Зайцева // Литература славянских народов.-М., 1963.-С. 99- 141.
155. История Словакии / Перевод со словацкого языка И.А. Богдановой, В.В. Марьиной; с английского языка О.В. Хавановой. М.: Институт славяноведения РАН, 2003. - 420 с.
156. Кареев, Н.И. Славянское возрождение, панславизм и мессианизм / Н.И. Кареев // История Западной Европы в новое время. СПб., 1903. -Т. V.-С. 405,418-421.
157. Кишкин, JI.C. Чешско-русские литературные связи: от древних времен до середины XIX века / JI.C. Кишкин // Советское славяноведение. 1979. - № 5. с. 70 - 81.
158. Кишкин, JI.C. Чешско-русские литературные и культурно-исторические контакты / JI.C. Кишкин. М.: Наука, 1983. - 367 с.
159. Кишкин, JI.C. Словацко-русские литературные контакты в XIX в. / JI.C. Кишкин. -М., 1990.
160. Козмин, Н.К. Н.И. Надеждин издатель «Телескопа» / Н.К. Коз-мин // ЖМНП - 1910, октябрь. - С. 272 - 360.к*
161. Колейка, И. Славянские программы и идея славянской солидарности в XIX и XX веках / Й. Колейка. Прага, 1964 - С. 15.
162. Кондрашов, Н.А. Осип Максимович Бодянский. / Н.А. Кондратов. М.: Изд-во МГУ, 1956. - 87 с.
163. Кондрашов, Н.А. Словацкие материалы в архиве И.И. Срезневского / Н.А. Кондрашов. // Научные доклады высшей школы. -Филологические науки. 1959. - Ч. 4. - С. 168.
164. Коротеева, В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках / В.В. Коротеева. М., 1999.
165. Кошелев, В.А. Общественно-литературная борьба в России 40-х годов XIX века / В.А. Кошелев. Вологда: Вологодск. гос. пед. ин-т, 1982.-55 с.
166. Котляревский, Н. Декабристы кн. А. Одоевский и А.А. Бестужев-Map л инский, их жизнь и литературная деятельность / Н. Котляревский. -СПб., 1907.
167. Кочубинский, А.А. Гр. С.Г. Строганов: Из истории наших университетов 30 х гг. / А.А. Кочубинский // Вестник Европы.,- 1396. -№ 7. - С. 165 - 196; № 8. - С. 471 - 490.
168. Кочубинский, А.А. Адмирал Шишков и канцлер гр. Румянцев: Начальные годы русского славяноведения. / А.А. Кочубинский. Одесса., 1887- 1888.-468 с.
169. Кочубинский А.А. Наши две политики в славянском вопросе / А.А. Кочубинский // Исторический вестник. 1881.
170. Кулаковский, П.А. Иллиризм. Исследование по истории хорватской литературы периода возрождения / П. А. Кулаковский. Варшава, 1894.
171. Лаптева, Л.П. Штур в русской литературе XIX начала XX веков // L. Stur und die slawische Wechselseitigkeit / Л.П. Лаптева. - Bratislava, 1969. -S. 394-401.
172. Лаптева, Л.П. Ян Коллар в русской дореволюционной литературе // Развитие капитализма и национальные движения в славянских странах / Л.П. Лаптева. М.: Наука, 1970. - С. 291 - 310.
173. Лаптева, Л.П. Преподавание славистических дисциплин в Московском университете / Л.П. Лаптева // Из истории университетского славяноведения в СССР. М.: Изд-во МГУ, 1983. - С. 34 - 56.
174. Лаптева, Л.П. Русско-серболужицкие научные и культурные связи с начала XIX в. до первой мировой войны / Л.П. Лаптева. М., 1993. -260 с.
175. Лаптева, Л.П. История славяноведения в России/ Л.П. Лаптева. -М.: Издательство «Индрик», 2005. 848 с.
176. Лебедева, O.B. Культурные и политические аспекты «православноймиссии» России в землях австрийских славян / О.В. Лебедева // Российское общество и зарубежные славяне в XVIII начале XX вв.I
177. Балканские исследования. Вып. 16. - М., 1992. - С. 89-105.
178. Лещиловская, И.И. Концепция славянской общности в конце XVIII первой половине XIX века / И.И. Лещиловская // Вопросы истории. — 1976. - № 12.
179. Матула, В. Ян Коллар и дружба славянских народов // Краткие сообщения Института славяноведения / В. Матула. М., 1952. - Вып. 6, 8.-С. 43-50.
180. Матула, В. Из истории словацкого национального движения 40-х годов XIX в. / В. Матула // Уч. записки Института славяноведения АН СССР. Т. 12. - 1956. - С. 211 - 263.
181. Матула, В. Концепции славянской взаимности Я. Коллара и Л. Штура / В. Матула // Советское славяноведение. 1978. - №2. - С. 5871.
182. Матула, В. Центры словацкой национальной культурной жизни 3040-х гг. XIX в. / В. Матула // Славянские культуры в эпоху формирования и развития славянских наций: ХУШ XIX вв. - М., 1978.
183. Матула, В. Характеристика процесса формирования нации у словаков / В. Матула // Формирование наций в Центральной и Юго-Восточной Европе. М., 1981. - С. 85 - 90.
184. Матула, В. Формирование концепции национальной художественной культуры у словаков // Концепции национальной художественной культуры / В. Матула. М.: Наука, 1985. - С. 111 - 132.
185. Матула В., Чуркина И.В. Архив М.Ф. Раевского как источник поистории связей между славистами России и Австрии (40-70-е годы XIX в.) / В. Матула, И.В. Чуркина // Культура и общество в эпоху становления наций. М.: Наука, 1974. - С. 166-177.
186. Мешкова, E.JI. Вольное общество любителей российской словесности и чешско-русские литературные связи в XIX веке / E.JI. Мешкова // Славянское литературоведение и фольклористика. -Киев, 1967. Вып. 3. - С. 31 - 48.
187. Михеев, В.П. В.И. Григорович: К вопросу о развитии славяноведения в Казанском университете / В.П. Михеев // Уч. записки Казанск. ун-та.- 1955.-Т. 115.-Кн. 7.-С. 145-150.
188. Милюков, П.Н. Славянофильство / П.Н. Милюков // Энциклопедический словарь Ф. Брокгауз, И. Эфрон. СПб., 1900. - Т. XXX. -С. 314.
189. Мыльников, А.С. А. Фет о происхождении имени славян // Славянские литературные связи / А.С. Мыльников. JL, 1968. - С. 265 -275.
190. Мыльников, А.С. Чешские и словацкие материалы в русской журналистике второй половины ХУШ в. / А.С. Мыльников // Чешско-русские и словацко-русские литературные отношения конца ХУШ -начала XX веков. М., 1968.
191. Мыльников, А.С. Становление истории славяноведения в России / А.С. Мыльников // Исследования по историографии славяноведения и балканистики. -М., 1981.-С. 113-136.
192. Нарочницкая Л.И. Россия и отмена нейтрализации Черного моря. 1856-1871 гг. К истории Восточного вопроса / Л.И. Нарочницкая. М., 1989.
193. Национализм и формирование наций. Теории-модели-концепции / Отв. редактор А.И. Миллер. М., 1994.
194. Ненашева, З.С. Идейно-политическая борьба в Чехии и Словакии в начале XX в. / З.С. Ненашева. М.: Наука, 1984. - 239 с.
195. Ненашева, З.С. Словацкий вопрос в контексте национальных движений Венгрии в конце XIX начале XX веков / З.С. Ненашева // Славянский вопрос: вехи истории. - М.: Институт славяноведения РАН,1997.-С. 130-151.
196. Ненашева, З.С. Идея славянской общности в современной советской и чехословацкой историографии: Некоторые терминологические и теоретические аспекты / З.С. Ненашева // Исследования по истории славяноведения и балканистики. М., 1981. -С. 78-96.
197. Никитин, С.А. Славянские комитеты в России в 1858-1876 гг. / С.А. Никитин. М.: Издательство МГУ, 1960. - 360 с.
198. Никитин, С.А. Очерки по истории южных славян и русско-балканских связей в 50-70-е годы XIX в. / С.А. Никитин. М., 1970.
199. Никулина, М.В. Первые научные путешествия в славянские земли и их роль в истории русского славяноведения: первая треть XIX в. / М.В. Никулина. // Из истории славяноведения в России / Уч. записки Тартуск. ун-та. 1981. - С. 75 - 94.
200. Новый сборник статей по славяноведению, составленный и изданный учениками Ламанского. СПб, 1905.
201. Освободительное движение народов Австрийской империи. М.: Наука, 1980.-608 с.
202. Павленко, О.В. Этнонационализм в зарубежных исследованиях / О.В. Павленко // Этнополитический вестник. М., 1996. -№1.
203. Павленко, О.В. Панславизм / О.В. Павленко // Славяноведение. —1998.-№6.-С. 43-60.
204. Павленко, О.В. «Славянский фактор» в отношениях России и Австрии в 40-60-е годы XIX в. / О.В. Павленко // Славяно-германские исследования. Т. 1,2. - М., 2000. - С. 243-288.
205. Пашаева, Н.М. Два автографа Яна Коллара в исторической библиотеке / Н.М. Пашаева // Советское славяноведение. 1980. - № I. -С. 104-107.
206. Пашаева, Н.М. Славянская библиотека О.М. Бодянского / Н.М. Пашаева // Советское славяноведение. 1982. - № I. - С. 94 - 103.
207. Перцов, П.П. Панруссизм или панславизм? / П.П. Перцов. М., 1913.
208. Победоносцев К.П.: Pro et contra. СПб., 1996.
209. Погодин, A. JI. Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат / A.JI. Погодин. Т. 31. - С. 109— 119.
210. Петровский, Н. Из заметок 9 Колларе / Н. Петровский // Изв. ОРЯС. Т. ХХП. - Вып. I. - 1917. - С. 150 - 165.
211. Пич, Й.Л. Очерк политической и литературной истории словаков за последние сто лет / Й.Л. Пич // Славянский сборник. Т. I - 2. - СПб. -1875-1877.
212. Потепалов, С.Г. О роли П.И. Кеппена в истории русско-славянских культурных связей в 20 30-х годах XIX века / С.Г. Потепалов // Вопросы славянского языкознания. - 1962. - Вып. 6. - С. 177-214.
213. Потепалов, С.Г. Путешествие П.И. Коплена по славянским землям // Из истории русско-славянских литературных связей XIX века / С.Г. Потепалов . М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963. - С. 5 - 22.
214. Пыпин, А.Н., Спасович, В.Д. Обзор истории славянских литератур / А.Н. Пыпин, В.Д. Спасович. СПб., 1865.
215. Пыпин, А.Н. Панславизм в прошлом и настоящем. СПб., 1913.
216. Пыпин, А.Н. Литературный панславизм / А.Н. Пыпин // Вестник Европы. 1879, июнь.
217. Пыпин, А.Н. Русское славяноведение в XIX столетии / А.Н. Пыпин // Вестник Европы. 1889. - Кн. 7.
218. Пыпин, А. История славянских литератур / А. Пыпин, В. Спасович В.-Т. 2.-Спб., 1881.
219. Робинсон, М.А. В.И. Ламанский и его историософский трактат «три мира Азийско-Европейского материка / М.А. Робинсон // Славянский альманах. 1996. - С. 90-106.
220. Рокина, Г.В. Идея славянской взаимности в русской периодической печати первой половины XIX в. / Г.В. Рокина // Тезисы докладов и сообщений XII Всесоюзной конференции историков-славистрв. 25-27 января 1990 г. М., 1990. - С. 70-71.
221. Рокина, Г.В. Рукопись Яна Коллара «Боги Ретры» в ЦГИА СССР / Г.В. Рокина // Советское славяноведение . 1991. - № 2. - С. 103-106.
222. Рокина, Г.В. Словацкий патриот Ян Коллар и Россия: Историография проблемы / Г.В. Рокина // Вопросы историографии зарубежной истории. Йошкар-Ола, 1991. - С. 142-157.
223. Рокина, Г.В. Ян Коллар и Россия / Г.В. Рокина // Российское общество и зарубежные славяне: Балканские исследования. Вып. VI. -М.: Изд-во РАН, 1992. - С. 5-13.
224. Рокина, Г.В. Идея славянской взаимности в России / Г.В. Рокина // Ян Коллар поэт, патриот, гуманист : к 200-летию со дня рождения. - М.: РАН, 1993.-С. 3-13.
225. Рокина, Г.В. П.П. Дубровский и общеславянское издание «Денница» / Г.В. Рокина // Политика и культура стран Европы и Америки. Часть 1. - Йошкар-Ола, 1994. - С. 78-85.
226. Рокина, Г.В. Словаки на славянском съезде 1848 г. в Праге / Г.В. Рокина // Славянские съезды XIX XX вв. - М.: РАН, 1995. - С. 3040.
227. Рокина, Г.В. Словаки и панславизм в России / Г.В. Рокина // Молодая наука Марий Эл. Йошкар-Ола, 1995. - С. 44-54.
228. Рокина, Г.В. Эмиграция словаков в США накануне Первой мировой войны / Г.В. Рокина // Политика и культура Европы и США. Йошкар-Ола, 1996.
229. Рокина, Г.В. Словаки и Пражский съезд 1848 г. / Г.В. Рокина // Славянские движения XIX XX вв.: Съезды, конгрессы, совещания, манифесты, обращения. - М,. 1998. - С. 29—48.
230. Рокина, Г.В. Канун Славянского съезда 1867 г.: трактат JI.Штура "Славянство и мир будущего" / Г.В. Рокина // Там же. С. 73-94.
231. Рокина, Г.В. Идеи панславизма в творчестве русинского патриота А. И. Добрянского / Г.В. Рокина // Вопросы зарубежной и отечественной истории. Йошкар-Ола, 1999. - С. 55-65.
232. Рокина, Г.В. Идеи панславизма в творчестве русинского патриота А.И. Добрянского / Г.В. Рокина // Славянский альманах: Издательство «Индрик», 2000. С. 134-144.
233. Рокина, Г.В. Словацкий вопрос на страницах российской периодической печати последней трети XIX в. ( ИССБО) / Г.В. Рокина // Вестник Московского университета 2001. - №2. - С. 53-71.
234. Рокина, Г.В. Ян Коллар и Россия: история идеи славянской взаимности в российском обществе первой половины XIX в. / Г.В. Рокина. Йошкар-Ола , 1998. - 206 с.
235. Рокина, Г.В. JI.H. Толстой и Д. Маковицкий / Г.В. Рокина // Вестник Марийского государственного педагогического института.
236. Йошкар-Ола: МГПИ, 2004. С. 77-86.
237. Рокина, Г.В. Словацкие сюжеты в творчестве А.Н. Пыпина / Г.В. Рокина // А.Н. Пыпин и проблемы славяноведения. М.: РАН, 2005.-С. 145-150.
238. Российская империя в сравнительной перспективе: Сборник статей. М.: Новое издательство, 2004. - 383 с.
239. Сиротинин, А. Коллар и Хомяков / А. Сиротинин // Россия и славяне. СПб., 1913.
240. Славяноведение в дореволюционной России. Биобиблиографический словарь. М.: Наука, 1979. - 427 с.
241. Славяноведение в дореволюционной России. Изучение истории южных и западных славян.- М.: Наука, 1988. 275 с.
242. Славянский вопрос: вехи истории. М.: Институт славяноведения и балканистики РАН, 1997.
243. Славянское движение XIX XX веков: съезды, конгрессы, совещания, манифесты, обращения. - М., 1998. - 268 с. *
244. Смирнов, JI.H. Формирование словацкого литературного языка в эпоху национального возрождения / Л.Н.Смирнов // Национальное возрождение и формирование славянских литературных языков. М.: Наука, 1978.-С. 86- 158.
245. Смирнов, Л.Н. Словацкий литературный язык эпохи национального возрождения / Л.Н.Смирнов . М., 2001.
246. Смирнов, Л.Н. Ян Коллар и формирование литературного словацкого языка / Л.Н.Смирнов // Ян Коллар поэт, патриот, гумма-нист.-М., 1993.-С. 25-41.
247. Смирнов, Л.Н. Отражение в литературно-языковой сфере борьбы за консолидацию словацкой нации: середина XIX в. / Л.Н.Смирнов // Формирование нации в Центральной и Юго-Восточной Европе. М., 1981.-С. 197-211.
248. Смирнов, С.В. Первые русские слависты и Чехия / С.В. Смирнов //
249. Труды по русской и славянской филологии / Уч. записки Тартуск. ун-та. -1973.-С. 47-176.
250. Степович, А.И. Очерки по истории славянских литератур / А.И. Степович. Киев, 1899.
251. Степович, А.И. К 100-летию со дня рождения Я. Коллара /
252. A.И. Степович. Киев, 1894. - 26 с.
253. Толстой, Н.И. И. И. Срезневский диалектолог. Из истории славяноведения в России / Н.И. Толстой // Уч. записки Тартуск. ун-та. -1981.-С. 27-45.
254. Францев, В.А. Стихотворные опыты русских славистов: Бодянский, Григорович / В.А. Францев. Львов, 1901.
255. Францев, В.А. Гоголь в чешской литературе: К истории славянского литературного общения в XIX ст. / В.А. Францев. СПб., 1902.-37 с.
256. Францев, В.А. Очерки по истории чешского возрождения: Русско-чешские ученые связи конца ХУШ и первой половины XIX ст. /
257. B.А. Францев. Варшава, 1902. - 473 с.
258. Францев, В.А. В.Г. Дундер и Императорская российская академия: Эпизод из истории наших книжных связей со славянами / В.А. Францев. -Варшава, 1903. 16 с.
259. Францев, В.А. И.И. Срезневский и славянство / В.А. Францев. Пг., 1914.
260. Францев, В.А. «Славянские девы» кн. А.И. Одоевского: Славянофильская идея декабристов / В.А. Францев //Slovansky sbornik venovany prof. F. Pastrnkovi. Praha, 1923. - S. 180 - 193.
261. Францев, В.А. Из истории славянской литературной взаимности: Коллар и русские ученые в Загребе: 1840 1841 / В.А. Францев // Сборник Русского института в Праге. - Прага, 1929. -С. 91-118.
262. Францев, В.А. А. С. Хомяков, поэт-славянофил / В.А. Францев // А.С. Хомяков. Стихотворения. Praha, 1934. - S.45-68.
263. Хевролина, В.М. Внешнеполитические концепции российского либерализма в конце XIX века / В.М. Хевролина // Вопросы истории. -1997.-№ 10.-С. 34-50.
264. Цимбаев, Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX в. / Цимбаев, Н.И. М., 1986. - 262 с.
265. Читатель. Коллар и Хомяков // Русский архив. 1897. Вып. 2. -С. 310-311.
266. Чертков, А.Д. Всеобщая библиотека России или Каталог книг для изучения нашего отечества во всех отношениях и подробностях / А.Д. Чертков. М., 1838.
267. Чуркина, И.В. Идея славянской взаимности в словенском национальном самосознании / И.В. Чуркина // Формирование национальных культур в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1977.-С. 37-50.
268. Шнеерсон JI.M. Австро-прусская война 1866 года и дипломатия великих европейских держав / Шнеерсон JI.M. М., 1962.
269. Экк, А. Ян Коллар. Очерк его жизни и деятельности и его поэма "Дочь Славы": 1793 1852 / А. Экк // ВУИ. - Варшава. - 1900. - № 1 - 5, 9.
270. Ягич, И. В. История славянской филологии / И. В. Ягич // Сборник ОРЯС АН.-СПб., 1910.
271. Научные монографии и статьи на иностранных языках
272. Amort, С. Ohlas rusko-turecke valky v letech 1877 1878 v ceske a slovenske verejnosti // SPr. - 63. - 1977. - S. 495-509.
273. Belej, M. К demografickym aspektom vyst'ahovatelstva z vychodneho Slovenska do USA pred I. Svetovou vojnou a v medzivojnovom obdobi // Obyvatel'stvo Karpatskej kotliny. -1. -Presov, 1997. -S.86-95.
274. Бшецький, JI. Ян Коляр в украшськш лггератур1 // Slovanska vzajemnost'. 1836- 1936: Sbornik stati kstemu vyroci «Rozpravy о slovanske vsajemnosti». Praha, 1938. - S. 206 - 225.
275. Borodovcak, V. К niektorym ideovym a politicko-praktickym motivom demokratickej koncepcie slovanskej vzajomnosti v 60. r. 19.st. // НС. -VIII. -1960. -C. 2-3. -S.379-383;
276. Borodovcak, V. К charakteru slovensko-ruskych vzt'ahu v druhe pol.19. st // Z boju za svobodu a socialismus. Praha: CSAV, 1961. -S. 96-111;
277. Brtan, R. Jan Kollar a rustina // Slovensko. -XI. 1946. - C. 48;
278. Brtan, R. Sturovci a ruska literatura // SP. 62. - 1956. - C. 1-2. - S. 132-144;
279. Butvin, J. Slovenske narodno-zjednocovacie hnutie: 1780-1848.-Bratislava, 1965.
280. Cerny, V. Vyvoj a zlociny panslavismu. Praha, 1995.
281. Danilak, M. E. Stur a Slovansky zjazd v Prahe roku 1848 // Eudovit Stur v suradniciach minulosti a sucasnosti. Matica slovenska, 1997. - S.84-103.
282. Stanislav J., Kirschbaum. A History of Slovakia. New York: St.Martin,s Griffin, 1995. ^
283. A Concise History of Slovakia. Studia Historica Slovaca XXI / Edited by E. Mannova. Historicky Ustav Slovenskej akademie vied. Bratislava, 2000. -320 p.
284. Fadner, F. Seventy years of Pan-Slavism in Russia. From Karamzin to Danilevskij. 1800-1870. Washigton, 1962.
285. Hroziencik, J. Turcianske olejkari a safranici. -Bratislava: Tatran, 1981.410 s.
286. Ivantysynova, T. Ozivenie stykov ruskych slavianofilov s cechmi a slovakmi v druhej polovici 50.rokov 19.storocia // Slovanske studie. XVIII. -Bratislava, 1977.-S. 177-199;
287. Ivantysynova, T. Cesi a Slovaci v ideologii ruskych slavianofilov. -Bratislava, 1987.-278 s.
288. Ivantysynova, T. Ideologia v polemikach о sturovsku slovencinu (Jan Kollar a Hlasove) // Veda a ideologia v dejinach slavistiky. Bratislava, 1998.-S.84-94.
289. Ivantysynova, Т. Ludovit Stur a Michail Bakunin v revolucii 1848-1849 // Zbornik FFUK Historica. -Bratislava, 1971.-S.9-25.
290. Jakesova, E. Dosledky vysfahovatelstva pre slovensku spolocnost' (1880-1918)//HS.- C.35.-Bratislava, 1994. -S.135-145.
291. Jirasek, J. Slovaci a Rusko // Prudy, 1923.
292. Jirasek, J. Cesi, Slovaci a Rusko. Studie vzajemnych vztahu ceskoslovensko-ruskych od roku 1867 do pocatku svetove valky. Praha, 1933.1. V V
293. Jirasek, J. Cesi, Slovaci a Rusko. Studie vzajemnych vzt'ahu ceskoslovensko-ruskych od roku 1867 do pocatku svetove valky. Praha, 1933;
294. Jirasek, J. Rusko a my. Dejiny vztahu ceskoslovensko-ruskych od nejstarsich dob az do roku 1914.1-IV d. Brno, 1945.
295. Kirschbaum, Stanislav J. A History of Slovakia. NY, 1996.- 348 p.
296. Kodajova, D. Dobyli rusky trh a skoly // Priroda a spolocnost. -1990. № 11. S.20-25.
297. Kodajova, D. Svetozar Hurban-Vajansky a Rusko // Literarny archiv. 29/92;30/93. -Matica slovenska, 1994. -S.63-67.
298. Kodajova, D. Slovaci na slovanskych zjazdoch -sny, realita a sklamania slovenskeho rojcenia (1848,1867,1908,1910) // Stredoeuropske narody na krizovatkach novodobych dejin 1848-1918.- Presov, Bratislava, Wien, 1999. -S.87-96.
299. Kodajova, D. Politicky testament Eudovita Stura // Myty nase slovenske. -Bratislava, 2005. -S.l 11-119.
300. Kohn, H. Pan-Slavism: Its History and Ideology. New York, 1960.
301. Kohn, H. Pan-Slavism: Its History and Ideology. New York, 1960.
302. Kohn, H. The mind of modern Russia. Historical and Political Thought of Russia,s Great Age .New Jersey & New Brunswick. 1955.
303. Kohn, H. The Idea of Nationalism. New York, 1944;
304. Kovac, D. Dejiny Slovenska. -Bratislava: Lidove noviny, 1998.- 401 s.
305. Kudelka, M. Pojetia teorie ceskoslovenske slavistiky v obdobi 19451961 // Slovansky prehled.-1983.-№2.-S.97-l 14
306. Kudelka M. Pojetia teorie ceskoslovenske slavistiky v obdobi 19451961 // SPf. -1983. № 2. - S. 97-114.
307. Laptevova, L.L. Evolucia hodnotenia cinnosti Eudovita Stura v ruskejVhistoriografii // Eudovit Stur v suradniciach minulosti a sucasnosti. Matica slovenska, 1997.-S. 154-170.
308. Laptevova, L. Svetozar Hurban Vajansky v ruskych periodikach 19. a zaciatku 20.storocia // Slovanske studie. XII. Historia. - Bratislava, 1971. -S. 178-200.
309. Laptevova, L.P. Ruska literatura v 19. a na zaciatku 20. storoc. о Jane Kollarovi // Zbornik Filozof. Fakulty Univer. Komenskeho. Historica. - R. 19.-Bratislava, 1968.
310. Eudovit Stur: Zivot a dielo: Sbornik materialov z konferencie Historickeho ustavu Slovenskej akademie vied.- Bratislava, 1956. 520 s.
311. Eudovit Stur v suradniciach minulosti a sucasnosti. Matica slovenska, 1997. s
312. Magocsi, P.R. The rusyns of Slovakia: an historical survey. -NY, 1993.
313. Malevic O. Znalosti ruskej predrevolucnej spolocnosti о zivote a cinnosti Eudovita Stura // Slovanske studie.- II. Bratislava, 1959.- S. 339-386.
314. Masaryk, T.G. Slovanske studie. Jana Kollara Slovanska vzajemnost // Nasa doba. 1893-4/1. Praha, 1894.
315. Masaryk, T.G. Karel Havlicek. -Praha, 1896.v
316. Masaryk, T.G. Ceska otazka. Snahy a tuzby narodmho obrozeni. -Praha, 1948.
317. Masaryk, T.G. Spirit of Russia. London, 1967.
318. Matula, V. Eudovit Stur i Rossia // Ludovit Stur und die slawische Wechselseitigkeit. Bratislava, 1969. S.394-401.
319. Matula, V. Slovanska vzajomnost'- narodnooslobodzovacia ideologia slovenskeho narodneho hnutia (1835-1848) // HC. -1960. C.8. S. 248-264.
320. Matula, V. Emigracia slovenskych intelektualov do Ruska v 60.-70.rokoch XIX stor. // Zbornik Filozofickej fakulty Univerzity Komenskeho. Historica. Roc.22.Bratislava, 1971. S.103-114.
321. Matula, V. M.F. Rajevskij a slovensko-ruske vzt'ahy v 40.-80.rokochV
322. XIX stor. // Ceskoslovenske prednasky pre VII. Medzinarodny zjazd slavistov. Varsava, 1973.-S.375-385.
323. Matula, V. Kollarovska a sturovska koncepcia Slovanstva a slovanskejVvzajomnosti // Studie z dejin svetovej slavistiky do polovice 19. storo6ia. -Bratislava, 1978. S. 259-288.
324. Matula, V. (Ed.) Eudovit Stur zivot a dielo. - Bratislava: SAV, 1956.
325. Matula, V. Sturov spis Slovanstvo a svet buducnosti // Eudovit Stur v suradniciach minulosti a sucasnosti. Matica slovenska, 1997. - S. 130-145
326. Mraz, A. Jozef Skultety. -Martin, 1933.
327. Mraz, A. Ucast' Slovakov na Slovanskom sjazde v Moskve roku 1867 // Slovenske pohl'ady. 1931. - С.10.
328. Mraz, A. Z ruskej literatury a jij ohlasov u Slovakov. Bratislava, 1955.
329. Mraz, A. Vpliv ruskych ideovych prudov na vyvin sslovenskeho myslenia a literatury v druhej polovici XIX storocia // Acta Universitatis Carolinae. Philozophica et historica. 1964. -3.- Universita Karlova, Praha, 1964.
330. Nenasheva, Z. Das Problem des Austroslawismus in der russischen offentlichen Meinung in den letzten beiden Jahrzehnten des 19. Jahrnunderts // Der Austroslawismus. Wien, Koln, Weimar, 1996. S. 178-194;
331. О medziliterarnych vzt'ahoch. Bratislava, 1968;
332. Podrimavsky, M. Kollarovska a sturovska koncepcia narodneho vyvinuVv ideovom spore medzi hlasistami a vedenim slovenskej narodnej strany // HC. XXII. - № 4. - 1974. - S. 565-573.
333. Podrimavsky, M. Vajansky a sturovska koncepcia narodnej svojbytnosti // Studia Academia Slovaca. -25. Bratislava, 1996. - S. 170-176. .
334. Podrimavsky, M. Slovenska narodna strana v druhej polovici XIX. storocia. Bratislava, 1983.
335. Podrimavsky, M. Rusofllstvo ako prejav narodnoobrannej ideologie slovenskeho narodneho hnutia v osemdesiatych a devat'desiatych rokoch 19. storocia // HS. -XX. -S.101-139.
336. Panovova, E. Puskin v slovenskej poezii do roku 1918. -Bratislava, 1966;
337. Petrovich, M.B. The emergence of Russian Panslavism 1856-1870.-Columbia University Press, 1966. Petrovich M.B. The emergence of Russian Panslavism 1856-1870. Columbia University Press, 1966.
338. Pfaff, Ivan. Ceska prinalezitost к Zapadu v letech 1815-1878. Brno, 1996.-261 s.
339. Popovic, A. J.K. Viktorin a P.A. Lavrovsky: Poznamka о charaktere slovensko-ruskych literarnych stykov v 60.rokach 19.st. // Slovenska literatura. -IV. Bratislava, 1957. - S. 395-398.
340. Popovic, A. Ruska literatura na Slovensku v rokoch 1863-1875. -Bratislava: SAV, 1961.
341. Popovic, A. Slovanska idea a rusofllstvo slovenskej spolocnosti // Ruska literatura na Slovensku v rokoch 1863-1875. S.
342. Prispevky к medzislovanskym vzt'ahom v ceskoslovenskych dejinach. -Bratislava, 1960.
343. The Russian Empire 1801 -1917 by Hugh Seton-Watson. Oxford: The Claredon Press, 1967.
344. Riasanovsky, N.V. Russia and the West in the teaching of the slavophiles. -Cambridge, 1956.
345. Rokina, G. Neznamy rukopis diela Jana Kollara // Historicky casopis .Bratislava, 1986. C. 6.- S.907-914.
346. Rokina, G. Jan Kollar aruski slavisti vprvej polovici 19. storocia // Zbornik Filozofickej fakulty Univerzity Komenskeho. Historica. -R.XXXVIII. -Bratislava, 1988.- S.59-70.
347. Rokina, G. Eudovit Stur a ruski panslavisti v poslednej tretineV19.storocia // Eudovit Stur v suradniciach minulosti a sucasnosti.- Martin: Matica Slovenska, 1997.- S.l79-195.
348. Rokina, G. Slovenska otazka v ruskej periodickej tlaci poslednej tretiny 19. storocia // Proglas. -Bratislava, 2004.- C.l. -S.27-33.
349. Rokina, G. Rusky panslavizmus a slovensky nacionalizmus d dejinach ruskej a rakusko-uhorskej monarchie v poslednej tretine 19.storocia // Narodnostna otazka v strednej Europe v rokoch 1848-1938. -Presov, 2005. -S.108-119.
350. Slovanstvo a svet buducnosti // HC. -1960. R.VIII. -C. 2-3. -S. 375379.
351. Slovanska vzajemnost'. 1836-1936.Sbornik praci к lOO.vyroci vydani rozpravy Jana Kollara о slovanske vzajemnosti / Usporadal J.Horak. Praha, 1938.
352. Slovensko-slavanske literarne vzfahy. Bratislava, 1966.
353. Slovenska a ruska literatura. Bratislava, 1973.
354. Stanislav, Jan. Z rusko-slovenskych kulturnych stykov v casoch Jana Holleho a Eudovita Stura. -Bratislava, 1956.
355. St'astny, V.(Ed.) Slovanstvi v narodnim zivote Cechu a Slovaku. -Praha, Melantrich, 1968.
356. Stredoeuropske narody na krizovatkach novodobych dejin 1848-1918. -Presov-Bratislava-Wien, 1999.-385 s.
357. Skultety, J. Jan Kollar. Storocie «Slavy Dceiy». 1824-1924.
358. Skultety, J. Pavel J.Safarik. Sbornik Filozoflckej fakulty University Komenskeho v Bratislave.-1922.
359. Skultety, J. Jan Kollar. Storocie «Slavy Dcery». 1824-1924.
360. Skultety, J. Pavel J.Safarik. Sbornik Filozoflckej fakulty University Komenskeho v Bratislave. 1922.
361. Sestak, M., St'astny, V. Ceske slovanstvi v boje proti dualismu // Ceskoslovenska slavistika. 1988. - S. 265-275.
362. Skvarna, D. E.Stur a rok 1848 // E.Stur v suradniciach minulosti a sucasnosti. Matica slovenska, 1997. - S.103-111.
363. ТоЬоГка, Z. Slovansky sjezd v Praze r. 1848. Praha, 1901.
364. Vlcek, R. Rusky panslavismus realita a fikce. -Praha, 2002.3 83. Winkler, T. Tragicke hl'adanija zivota. Martin, 1992. - 245 s.
365. Wollman, F. Kollaruv mesianismus // Slovanska vzajemnost. 1836— 1936. -Praha, 1938. -S. 34-59.
366. Wollman, F. К methodologii srovnavaci slovesnosti slovanske. Brno, 1936.
367. Wollman, F Cesky slavismus, jeho minulost a program // Slovanstvi v ceskem narodnim zivote. Brno, 1947. - S. 224.
368. Wollman, F. Terminologie slovanske soucinnosti // SPr. 1948. C. 3-4. -S. 126-140.
369. Z dejin ceskoslovensko-slovanskych vzfahov. Bratislava, 1959.
370. Z ohlasov L.N.Tolsteho na Slovensku // Slovanske studie. -IV. -Bratislava, 1960.-342 s.
371. Zacek, V. Ohlas polskeho povstani r. 1863 v Cechach. Praha, 1935.1. V V
372. Zacek, V. Ceche a polaci roku 1848: Studie к novodobym politickym stykum cesko-polskym. Praha, 1947.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.