Политический панславизм и идеи всеславянства в Чехии в первой половине XIX в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Французова, Ольга Александровна

  • Французова, Ольга Александровна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 206
Французова, Ольга Александровна. Политический панславизм и идеи всеславянства в Чехии в первой половине XIX в.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва. 2005. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Французова, Ольга Александровна

Введение.

Обзор историографии и источников.

1. Глава - Возникновение и развитие идей интеграции в Зап. Европе, России, славянских землях.

1.1. Идеи политической интеграции и сотрудничества в западно- 32 европейской общественно-политической мысли.

1.2. Идеи политической интеграции, всеславянства и 41 панславизма в России.

1.3. Идеи политической интеграции, всеславянства и панславизма в славянских землях.

2. Глава - Генезис и эволюция панславизма и всеславянской идеи в чешских землях (1812 -1930 гг.).

2.1. Историческая эпоха, предшествовавшая появлению панславизма и австрославизма в чешских землях: экономика и политика.

2.2. Возникновение панславизма и идей славянской интеграции в Чехии в первой четверти XIX в. «Романтический период» в 81 идеологии всеславянства.

2.3. «Критический (одиозный) период» эволюции политического всеславизма и панславизма в Чехии (1830-1848).

3. Глава - Развитие панславизма и идей всеславянства в Чехии с 30-х гг. XIX в. до революции 1848 г.

3.1. Интерпретация панславизма и идей всеславянства представителями консервативного направления чешской. общественно-политической мысли.

3.2. Славянское единство в представлениях чешских либералов и национал-патриотов в 30-40 гг. XIX в.

3.3. Идеи всеславянства и панславизма у радикалов в 30-40 гг. 160 XIX в.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политический панславизм и идеи всеславянства в Чехии в первой половине XIX в.»

Актуальность исследования. Политический панславизм - явление сложное и особняком стоящее в ряду идей интеграции и славянского объединения. Появившись в первой половине XIX в. в чешской и словацкой публицистике под воздействием политических событий и на базе литературно-научного взаимодействия славян, панславянские представления получили развитие в политических идеях многих славянских идеологов. Занимая одно из первых мест в истории общественной мысли, исследования идеологии «славизмов» имеют достаточно большое значение для науки. С расцветом общественно-политической и культурной мысли многих Восточно-Европейских стран, в том числе и Чехии, развитие идеи политического сотрудничества стало одной из важнейших проблем.

Особую значимость изучению проблем всеславянства придает большое влияние, которое оказывала славянская идея на развитие национального самосознания и восприятие тесных связей между славянскими народами. В ходе исторического развития Чехия неоднократно была интегрирована в состав различных многонациональных государств, таких как Священная Римская империя, Габсбургская империи, Австро-Венгрия. Идеи политического объединения во многом оказали позитивное влияние на славянское сотрудничество в рамках Чехословакии и социалистической системы. Этот опыт учитывается чехами при вхождении в общеевропейское пространство, а современные интеграционные процессы в Европе придают им политическую актуальность и научную значимость.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с начала XIX в. по революцию 1848-49 гг., который традиционно носит название «предреволюционный (предмартовский) период» и характеризуется развитием социально-экономических и политических предпосылок формирования идей славянского объединения. В это время происходит формирование панславянских представлений о возможности политической интеграции славян, появление самого термина «панславизм». Идеи культурного и литературного панславизма получают дальнейшее развитие в форме политического панславизма. Обоснованием для определения нижней границы временных рамок служат революционные события 1848-1849 гг., ставшие началом принципиально нового идеологического периода в славянской идеологии

Целью исследования является изучение генезиса, содержания и значения политического панславизма в чешских землях в первой половине XIX в. Эта цель позволяет сформулировать конкретные задачи данной работы:

1) раскрыть специфические черты национально-политического развития чешских земель в период раннего нового времени, создавшие предпосылки для возникновения всеславянской идеи;

2) исследовать идеи политического панславизма и всеславянства в Чехии в 30-40-е годы XIX в. в представлениях консерваторов, либералов и радикалов;

3) выявить значение чешского политического панславизма;

4) уточнить терминологически-понятийный аппарат.

Терминология исследования. В связи с вышесказанным следует отметить необходимость исследования, ставящей своей задачей анализ появления термина «панславизм», так как в любой системе важнейшая роль принадлежит основным понятиям этой системы, которые являются ее фундаментом. Рассмотрение интересующего нас явления осложняется тем, что в нем переплетены многие национально-этнические, политические и другие элементы. Расшифровка и трактовка самого термина до сих пор не сведена воедино и не исследована в необходимой степени, что связано с многогранностью и многоаспектностью содержания, вкладываемого в само явление. Вместе с тем, точность и однообразие терминологии имеет огромное значение в любой сфере науки.

Для систематизации и обобщения знаний в данной области нельзя обойтись без упоминания о важнейших понятиях славистики, без которых невозможен системный подход к характеристике исследуемых явлений. Именно поэтому, прежде чем приступать к анализу взглядов конкретных представителей общественно-политической мысли, необходимо систематизировать терминологию работы.

Центральными понятиями в отечественной и зарубежной славистике являются понятия: славяне, славянская взаимность, славянский вопрос, всеславянство, всеславия, русофильство, славофобия, славизмы, панславизм, славянская идея.

Термин "славяне " понимается нами как этническая группа, состоящая из отдельных славянских народов - западных, восточных и южных славян, связанных общностью происхождения, родственными языками и относительной близостью территорий.

Славянская взаимность" - взаимные симпатии славян, обусловленные этническим родством. Под этим термином мы понимаем представления о славянской взаимопомощи и взаимоподдержке, в том числе в развитии науки и культуры, противостоянии враждебным явлениям. Можно согласиться с ученым-исследователем славянского вопроса Н. Кареевым, считавшим, что можно констатировать наличие романтической традиции в понимании «славянской взаимности», которая определялась в 1 пол. XIX в. как «обращение ученых и писателей одних народностей к культурному и литературному содержанию родственных племен».

Славянский вопрос» представляет собой вопрос об освобождении славян от иноземного гнета, денационализации и ущемления национальных прав. "Всеславянство " - идея единения всех славян. Существует множество различных вариантов всеславянства (например, языковое - при котором Кареев Н. Славянское возрождение, панславизм и мессианизм // История Западной Европы Новое время . -Спб, 1903, Т V, гл. XVII, с. 395-421; создается общеславянский язык, литературное - взаимное обогащение славянской филологии и определение значимых литературных трудов как общеславянского достояния). В современной отечественной славистике преобладает точка зрения, согласно которой панславизм и всеславянство обозначают одно и то же явление.

Всеславия" - государственное объединение, в состав которого входят только славянские страны. "Русофильство" понимается нами как любовь к России, в том числе высокая оценка русских достижений в науке и литературе (крайние выражения этой идеологии - желание перейти под протекторат России). "Славофобия " - антиславянская идеология, сторонники которой, в противовес славянофилам, не признают ценности славянской культуры.

Славизмы " - различные варианты славянских национальных идеологий (австрославизм, панславизм, и др.). "Панславизм" - синоним термина «всеславизм» - происходит от древнегреческого корня «Рао» - все, весь*2. Аналогично панэллинизму, панславизм подразумевает все идеологии, «относящиеся к всеславянству». В диссертации используется понимание этого термина как обозначения всех вариантов панславизма от осознания этнической близости славян до представлений о культурном объединении, создании общеславянского языка и идей политического сотрудничества славян, концепции политической интеграции в единое государство.

Особо следует отметить тот факт, что в разное время, в зависимости от конкретной исторической ситуации, под панславизмом понимались разные явления - в панславянских теориях идея объединения славян появлялась в различных вариантах. Элементы панславянских идеей можно встретить в политических, культурных и научных представлениях многих славянских общественных и политических деятелей.

2 Древнегреческий словарь. Под ред. X. Дворжецкого. Т. 1, - М., 1958, с. 1227;

Зачастую в отдельных славянских землях были распространены только некоторые его разновидности, например, только языковой или только культурный панславизм. Однако это не должно стать причиной вкладывания в термин однобокого содержания. Можно согласиться с мнением корейского исследователя Джонг Хи Сок, относительно понимания панславизма как сложной, многогранной, сочетающей различные аспекты идеологической доктрины.*3

Таким образом, в данной работе наибольший акцент делается на : а) проблему генезиса «панславизма» и сущности этого явления; б) отражение его в общественно-политической мысли Чехии; в) на вариантах этой идеи в представлениях чешских общественно-политических деятелей; г) на эволюции содержательной стороны исследуемого явления в определенных временных рамках.

Методологической основой работы стала совокупность общенаучных и исторических методов. Основным методом исследования был сравнительно-исторический и системный анализ, позволивший осветить сущность проблемы генезиса и эволюции политического панславизма, рассмотреть идеи политической интеграции как системы, обладающей внутренней структурой. Для выявления наиболее важных аспектов объединительной идеологии при исследовании источниковой базы применялись историко-сравнительный и историко-сопоставительный методы.

Практическая значимость заключается в возможности использования данных материалов при составлении спецкурсов, лекций, учебных пособий и методологических руководств по истории славяноведения.

Апробация результатов. Диссертация была обсуждена на кафедре новой и новейшей истории стран Запада и Востока Московского

3 Джонг Хи Сок. Идея демократической славянской федерации в российской общественной мысли в первой половине XIX в.( с точки зрения теории феодализма) // Славяноведение, 1995, № 3, с. 86; Он же. Идея демократической славянской федерации в российской общественной мысли второй половины XIX в. // Отечественная история 1995, № 3, с. 183; педагогического государственного университета и рекомендована к защите. Основные положения работы были изложены в научных статьях. Результаты исследования освещались в докладах на методологических семинарах и конференциях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, списка источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Французова, Ольга Александровна

Заключение

Политический панславизм - явление сложное и особняком стоящее в ряду идей интеграции и славянского объединения. Это идеологическое явление не было однородным и не разрабатывалось специально какими-либо мыслителями. Панславянские идеи были вкраплены в другие политические и общественные теории.

1) Складывание представлений о политическом панславизме в чешской общественно-политической мысли относится к концу 30-х - началу 40-х годов XIX века. Однако предпосылки возникновения всеславянских идей сложились задолго до этого времени. Окончательно Чехия вошла в состав империи Габсбургов после 1620 г. Как и любое многонациональное государство, Австрия принимала меры по сокращению суверенитета любой провинции с целью добиться лояльности подданных и монолитности империи.

В составе Габсбургской монархии, а затем Австро-Венгрии Чехия занимала приоритетное место, благодаря высокому уровню продолжающегося развития экономики за счет внедрения с конца.XVIII в. новых промышленных технологий производства. Именно эти и другие факторы оказали влияние на благоденствие этого региона. Однако диспропорция в развитии экономики и полное отсутствие прав в политической сфере не могли не вызывать недовольств различных слоев населения. Ущемление, а затем и уничтожение исторических привилегий знати и других сословий создало условия для роста оппозиционных настроений.

Подъем национального самосознания и освободительная борьба народов Центральной и Юго-Восточной Европы стали примером не только для чешских земель. Одной из важных составных частей славянского Возрождения становится идея славянской интеграции. Возникнув во времена раннего средневековья, она несла в себе представления о духовной и культурной общности славянства, его этнической и языковой близости.

Активное развитие концепции славянской общности относится к началу XIX в., когда у большинства западных и южных славянских народов на фоне формирования национального самосознания вновь ожило чувство родства, связанное с поиском своих корней. Развитие национальных культур проходило посредством обращения к родственным связям для обеспечения собственного развитая в условиях национального гнета. Многие славянские ученые стремились к филологическому сближению славянских языков. Каждый из них вкладывал свое значение в понятие славянской общности, однако именно благодаря этим деятелям славянского Возрождения активно развивалась концепция «культурного панславизма».

2) В 1 половине XIX в. в чешской общественно-политической мысли формировалось понятие «панславизм», ставшее частью идеи славянского единства. Популярность славянской тематики способствовала проникновению идей славянского единства в сферу государственно-политических интересов и дифференциации представлений консервативного направления относительно национальной политики Австрии в славянских землях, входивших в ее состав.

В представлениях чешских консерваторов (Коловратов, Тунов, Штернбергов, Деймов, Шварценбергов, Кинских) под панславизмом понимался его царофильский вариант, согласно которому важнейшей целью являлось объединение всех славян под властью Российской империи. Пытаясь противостоять популяризации политического панславизма, чешские консерваторы были вынуждены искать альтернативные пути для интеграции интересов Австрии и австрийских славян, что нашло свое отражение в концепции консервативного австрославизма.

Деятельность чешских либералов и национал-патриотов свидетельствует о большом значении, которое они придавали славянским вопросам. Сущность славянских идей заключалась в сплочении славян (в том числе поляков, чехов, словаков) перед лицом германизации. Панславизм понимался, так же как и многими общественными деятелями после подавления польского восстания 1830 г., как политическая идея, целью которой являлась гегемония царской России в славянском мире. Чешские патриоты противопоставляли царофильскому панславизму планы создания славянской федерации по аналогии с североамериканскими штатами.

Власти были склонны видеть в идеях славянского сотрудничества и интеграции опасные противоправительственные настроения и опасаться заимствования антимонархических и демократических воззрений. Сочувствие зарубежным славянам рассматривалось как оппозиционные настроения и поддержка славянских революционных национально-освободительных движений.

Поэтому в среде чешских патриотов наблюдалось стремление к размежеванию с панславистами и русофилами. Вместе с тем, несмотря на то что представители либерального направления стремились к различению славянской интеграции и панславизма, последний оказывал довольно сильное влияние на теоретические представления о «славянском братстве, общеславянском самосознании и будущем славянском объединении» в концепциях К. Кампелика, К. Гавличека-Боровского, Ф. Палацкого. .

Молодое поколение чешских радикалов (Э. Арнольд, К. Сабина, Й. Фрич, В. Вавра-Гаштальский, Я. Кнедльган-Либлинский, Фр. Гавличек) интересовалось идеями славянского сотрудничества и на практике поддерживало революционные движения в славянских землях. В отличие от либералов радикалы отстаивали идею революционного свержения монархической формы правления и установления республики или федеративной республики, в которой все ее части обладали бы равными правами.

Как и многие представители чешского национального движения, они понимали под панславизмом его царофильский прорусский вариант. Данный вариант общеславянского объединения был неприемлем из-за монархического характера, а также по причине дискредитирования самой идеи лидерства России после подавления русским правительством восстания в славянской Польше. События польского восстания 1830 г. не только нанесли удар по чешскому русофильству, серьезно поколебали представление о славянской солидарности, но и способствовали формированию негативной оценки монархии и абсолютизма.

Однако одним из основных элементов программы лидеров чешского радикального движения была идея демократического союза славян. Негативное отношение к русскому правительству не обозначало отказа от идей общеславянского объединения и поддержки русского народа в борьбе с царизмом. В случае распада царской России и упразднения самодержавия не исключалась возможности политического объединения славянства. Находясь в оппозиции царофильскому варианту панславизма, радикалы предлагали альтернативный вариант центрально-европейского панславизма в форме славянской федерации свободных славянских народов, с возможностью вхождения в нее славянских народов России после ее распада и свержения самодержавия.

3) Появившись в первой половине XIX в. в чешской и словацкой публицистике под воздействием политических событий и на базе литературно-научного взаимодействия славян, панславянские представления получили развитие в политических идеях многих славянских идеологов, в том числе и в России. Сравнение интерпретаций всеславянских идей у различных направлений чешской общественной мысли позволяет сделать вывод о том, что панславизм оказал большое влияние на возникновение и развитие австрославизма, направленного на интеграцию интересов Австрии и австрийских славян.

4) Таким образом, полученные данные позволяют уточнить терминологический аппарат и классифицировать панславянские теории как: теории национально-этнической целостности, включающие весь спектр идей, начиная от осознания близости происхождения языка и заканчивая стремлениями к этническому единению славян; теории культурного плана, куда входят характерные для многих деятелей славянского Возрождения идеи о взаимовыгодном сотрудничестве славян в области культуры, ставившие целью развитие языка, литературы, печати; идеи политического сотрудничества с целью достижения определенных политических целей, концепции политической интеграции славян, теории создания общеславянского государства.

Ни один из проектов славянской интеграции не был осуществлен, однако идеи славянской солидарности и сотрудничества продолжают играть позитивную роль в экономической и культурной сферах. Признание суверенных прав, равноправное партнерство и тесное сотрудничество позволяет найти новые источники для обогащения собственной нации и налаживания многонациональных отношений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Французова, Ольга Александровна, 2005 год

1. Неопубликованные (архивные) материалы

2. I) Российский Государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ):

3. Фонд 436 И.И. Срезневский;9. Фонд 1525 -В.И. Нейштадт;1.) Отдела Рукописей Российской Государственной Библиотеки (ОР РГБ).9. Фонд 621 -А.Н Пыпин;

4. Фонд 231 М.П. Погодин; 11 ) Фонд 452 - A.A. Майков

5. Опубликованные источники Воспоминания, мемуары, дневники и перепискаV

6. Censky F. Z dob naseho probuzeni. Sbirka pratelskych dopisu nëkterych spisovateluv a vlastencuv nasich. Pr., 1875;V

7. Cervinkovâ-Riegerovâ V. Vzpominky z mladych let F.L. Rigera. Osvëta, 1903;

8. Dobrovsky J. Dopisy J. Dobrovskeho s A.Helfertem. Vyd. J.VoIf a F.M. Bartos.- Pr., 1941;

9. Dobrovsky J. Dopisy J. Dobrovskeho s B.A. Versauserem a V. Krcmou. Vyd. J.Volf a J. Páta. -Pr., 1937;

10. Dobrovsky J. Dopisy J. Dobrovskeho s J.P. Cerronim. Vyd. F.M. Bartos. -Pr., 1948;

11. Fric J.V. Paméti.- Pr., 1963;

12. Havlicek-Borovsky K. Dil I. Obrazy z Rus. Epigramy a aforismy. Politické pisné. Korrespondence. Pr.,1986;

13. Hoffmannova J. Písmená pozustalost F. Palackého a jeho blizkych (17721968). Zprac. J. Hoffmannova. -Pr., 1976;

14. Jungman J. Zapisky . Pr., 1872;

15. Jungman J. Boj o obrozeni naroda: Vybor íl dila. Uspradal. F. Vodicka. Pr., 1948;

16. Kollár J. Listy J. Kollara. Pripr. J. Ambus. Martin, 1991;V

17. Kubík L. Ceska korespondence se Lvem Thunem. Prelozil Ladislav Kubik. -Pr., 1970;

18. Maly Jakub. Vzpominky a úvahy starého vlastence. Pr., 1872;

19. Palacky F. Korrespondence a zapisky. K tisky pripr. V.J. Novácek. D. I-II-Korrespondencezlet 1816-1826. -Pr., 1898-1902;V

20. Podlipska Z. Z let probyzeni. Paméti, a correspondence Bohuslavy Rayske (Antonie Celakovske)., 1834-1844.D. l.-Pr., 1972;

21. Safarik P.J. Korespondence Pavla Josefa Safaríka. Vyd. dr. V. Behyñová, dr. Z. Hauptová. Pr.,1961;1. V V

22. Safarik P.J. Korespondence Pavla Josefa Safaríka. Vydal V.A. Francev. B 1.V

23. Vzájemné dopisy P.J. Safarika s ruskymi ucenci (1825-1861)-Pr., 1927,

24. Tomek W. Paméti z mého zivota. Sepsal W.W. Tomek. Dil. 1-2. Pr., 1904;

25. Vinaricky K. Al. Korrespondence Karla Aloisa Vinarického a spisy pamétní. Vyd. Ot. Slavik. Pr., 1925;

26. Winter E. Der Böhemische Vormärz in Briefen B.Blzanos an F. Prihonsky (1824-1848). Beiträge zur deutsch-slawischen Wechselseitigkeit. Berlin, 1956;

27. Лавровский П.А. Воспоминания о В.Ганке. Харьков, 1861;

28. Малый Я. Воспоминания и заметки старого чешского патриота // Славянский ежегодник, Киев, год 2, 1877;

29. Петухов Е.В. Из бумаг П.И. Шафарика и В.Ганки.К истории русско-чешских ученых и литературных отношений в первой пол. XIX в. Изд. Е.В. Петухов-Юрьев, 1896;

30. Письма В.Ганки к О.М. Бодянскому. Изд. A.A. Титов. М., 1887;

31. Письма к Вячеславу Ганке из славянских земель. Материалы для истории славянской филологии. Изд. В.А. Францев. Варшава, 1905;

32. Письма к М.П. Погодину из славянских земель (1835-1861). Вып. 1-3. М., 1979-1980;

33. Письма П.И. Шафарика к О.М. Бодянскому (1838-1857). С приложением писем П.И. Шафарика к В.Г. Григоровичу (1852-1856). Изд. П.А. Лавров, М.Н. Сперанский. М., 1895;

34. Срезневский И. Донесение министру Просвещения из Вены от 1841 г. -СПб., 1941;

35. Срезневский И.И. Воспоминания о В.Ганке Спб., 1861;1. Публицистика

36. Arnold Е. Sebrane spisy. Pr. 1954;

37. Cesti radikalni demokrate о literature. Pr, 1954;

38. Cesti radikalni demokrate. Vybor politickych stati. Usporadal K. Kosik. -Pr., 1953;

39. Havlicek-Borovsky K. Dil I-III. Pazske noviny. Narodni noviny. Slovan -Pr.,1986;

40. Havlicek-Borovsky K. Duch Narodnich novin. Vybor pripr. J. Belic a J. Skalicka Pr,1971;

41. Havlicek-Borovsky K. Obrazy z Rus. K tisky pripr. M. Novotny. Havlicüv Brod, 1949;

42. Havlicek-Borovsky K. Politik a novinar. Vybor z dila. Pr., 1956;

43. Havlicek-Borovsky K. Spisy. Porädä K. Tüma. Dil 1. Kutna Hora, 1896;

44. Havlicek-Borovsky K. Stokrät plivni do more. Pr., 1990;

45. Havlicek-Borovsky K. Vybor z dila. Söst. J. Lady Pr., 1954;

46. Herder J.G Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschenheit. Bd. 1-2. Berlin-Weimar, 1965;

47. Herkel J. Elementa universalis linguae slavicae e vivis dialectis eruta et sanis logicae principiis suffulta Budae, 1826 ;

48. Herkel J. Zur Grund legung seines literarischen und Lebens bildes. Brno, 1931;

49. Jungman J. Boj o obrozeni naroda: Vybor z dila. Usporädal F. Vodicka. -Pr, 1848,

50. Jungman J. Historie literatury ceske. Pr, 1849;1. V V

51. Kampelik F.C. Cechoslovan, cili närodnii jazyk v Cechäch, na Morave, v Slezsku a Slovensku. Pr, 1842;

52. Kampelik F.C. Duch üstawy wubec cili w cem zalezi konstituce. Pr, 1848;

53. Kampelik F.C. Obrana ceskeho jazyka. Pr, 1847;

54. Kampelik F.C. Prawa nasi reci a närodnosti. Zalozena na prisnychych rozkazech nasich sprawedliwych panowniku. Sebral a wydal Dr.F.C. Kampelik. -Pr, 1845;

55. Kampelik F.C. Stav Rakouska a jeho budoucnost. Hradec Kralov, 1860;

56. Kollär J. O literärnej vzajomnosti. Bratislava, 1954;

57. Kollar J. Rozpravy o slovanske vzajemnosti. -Pr, 1929;

58. Kollär J. Slawy dcera.- Budjn, 1824;

59. Maly Jakub. Worte eines Cechen veranlasst durch die graf Jos.Math. v.Tunsche Broschüre: Der Slawismus in Böhmen. Leipzig, 1845, 25 c;

60. Palacky F. Dejiny narodu ceskeho v cechach a v Morave. Pr., 1848;

61. Palacky F. Die Grafen Kaspar und Franz Sternberg, und ihr Wirken für Wissenschaft und Kunst in Böhmen. Pr., 1843;

62. Palacky F. Spisy drobne. Uspr. dr. B.Rieger. D. 1-3. Pr., 1898;

63. Palacky F. Uvahy a projevy z ceske literatury, historie a politiry. Pr., 1977;V

64. Sabina K. Slovanstvi a panslavismus (1867) // Cesti radikalni demokrate. Vybor politickych stati. Usporadal K. Kosik. Pr., 1953;

65. Thun J.M. Der slawismus in Böhmen. Besprochen von Jos. Math. Grafen v. Thun. I.G. Calvesche Buchhandlung. -Pr., 1845;

66. Thun L. Die Stellung der Slovaken in Ungarn. Pr., 1843;

67. Thun L. Über den gegenwartigen Stand der böhmischen Literatur und ihre Bedeutung, Pr., 1842;

68. Thun L.-Hohenstein L. Betrachtungen über die Zeitverhaltnisse, inbesondere im Hinblicke auf Bohemen. Pr., 1849;

69. Thun L.-Hohenstein L. Nahtrag zu dem offenen Schreiben an Herrn J.Slawik in Betreff der Ereignisse in der Pfmgstwoche Pr., 1849;74. TylJ.K. Oumeni-Pr., 1951;

70. Tyl J.K. Spisy. Red. A. Grund. Pr., 1953;

71. Коллар Я. О литературной взаимности между племенами славянскими. Пер. М.П. Погодина // Отечественные записки 1840, т. VIII, № 2, с. 1-24, 65-94;

72. Палацкий Ф. Биография И. Добровского. Пер. с нем. Царского М., 1838;1. Периодика

73. Ausburger Allgemeine Zeitung, 1840-41

74. Deutsche Vierteljarschrift, 1840-184180. Куё^,1844- 184681. Магоёпё пстпу, 184782. Ргагскё поуту, 1835,18461. Литература

75. Григорович В. Значение взаимности славянской в русском споре о старине и преоборазованиях. Из записок императорского Новороссийского ун-та Одесса, 1870;

76. Джонг, Хи Сок. Идея демократической славянской федерации в российской общественной мысли в первой половине XIX в.( с точки зрения теории феодализма) // Славяноведение, 1995, № 3;

77. Джонг, Хи Сок. Идея демократической славянской федерации в российской общественной мысли второй половины XIX в. // Отечественная история 1995, № 3;

78. Джонг, Хи Сок. Идея славянского единства в мировоззрении Ф.И. Тютчева // Славянский вопрос: вехи истории. М., 1997;

79. Досталь М.Ю. Об элементах романтизма в русском славяноведении 40-50 годов XIX в. (По материалам периодики) // Славяноведение и балканистика в отечественной и зарубежной историографии. М, 1990 г.;

80. Досталь М.Ю. Методологические вопросы истории славяноведения в чехословацкой и советской историографии последнего двадцатилетия // Историографические исследования по славяноведению и балканистике. -М., 1984;

81. Достян И.С. Панславистские тенденции в русской общественной мысли начала XIX в. // Славянская идея: История и современность.- М., 1998;

82. Достян И.С. Русская общественная мысль и балканские народы: от Радищева до декабристов. М, 1980;

83. Древнегреческий словарь. Под ред. X. Дворжецкого. Т. 1, М., 1958;

84. Дьяков В.А. Политические интерпретации идеи славянской солидарности и развитие славяноведения (с конца XVIII до 1939 г.) // Методологические проблемы истории славистики. -М, 1978;

85. Дьяков В.А. Идея славянского единства в общественной мысли дореволюционной России // Вопросы истории, 1984, № 12;

86. Дьяков В.А. Славянский вопрос в общественной жизни дореволюционной России. М., 1993 г;

87. Дьяков В.А. Славянофильские тенденции в польской общественной мысли накануне и во время славянского съезда 1848 г. // Славянские съезды XIX XX вв. - М., 1994;

88. Дьяков В.А., Марков Д.Ф., Мыльников A.C. Некоторые узловые методологические вопросы истории мировой славистики // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. VIII Международный съезд славистов. -М., 1978;

89. Еремеева Г.И. Идеология чешских радикальных демократов 40-60-х гг. XIX в.: национальные и социальные аспекты // Из истории общественной мысли народов Центральной и Восточной Европы (к. XVIII 70-е годы XIX вв.) - М., 1995;

90. Еремеева Г.И. Из истории идеологии чешского буржуазного радикализма 2 пол. XIX в. (Журнал Й.В. Фрича «Бланик») // Советское славяноведение, 1976, № 5;

91. Кареев Н. Славянское возрождение, панславизм и мессианизм // История Западной Европы Новое время . Спб, 1903, Т V, гл. XVII;

92. Лаптева Л.П. История Чехии периода позднего феодализма и раннего Нового времени (1648-1849). М., 1998;

93. Лаптева Л.П. К вопросу об основных этапах развития отечественного славяноведения (1835-1885) // Вопросы историографии и истории зарубежного славянства. -М., 1987;

94. Лаптева Л.П. Славяноведение в Московском университете в XIX н. XX вв. - М., 1997;

95. Лаптева Л.П. Письменные источники по истории Чехии периода феодализма (до 1848 г.) -М., 1985;

96. Лаптева Л.П. Идея славянской взаимности и славянские съезды XIX в. // Славянские съезды XIX XX вв. - М., 1994;

97. Лаптева Л.П. Изучение славянских литератур в университетах России в XIX-XX вв. // Зарубежные славяне в прошлом и настоящем. Сборник научных трудов. М., 1999;

98. Лебедева О.В. Эволюция славянской идеи в чешской общественной мысли в первой половине XIX в. // Социально-политическая борьба в странах Европы и Америки в средние века и Новое время.о

99. Межвузовский сборник. Йошкар-Ола, 1991;

100. Лебедева О.В. Идея «всеславянства» в Чехии и Словакии (1 пол. XIX в.) // Материалы школы молодых славистов. М., 1990;

101. Лебедева О.В. Проблемы панславизма в Чехии и в России в первой половине XIX в. // Нация и национальный вопрос в странах Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине XIX н. XX вв. - М., 1991;

102. Лещиловская И.И. Концепция славянской общности в к. XVIII 1 пол. XIX // Вопросы истории, 1976 г., № 12;

103. Лещиловская И.И. Идейно-политические аспекты славянкой взаимности XVIII XIX// Советское славяноведение, 1969, № 2;

104. Лещиловская И.И. Идеология единения славян и развитие национального самосознания у славянских народов Австрийскойимперии в первой половине XIX в. // Славянские культуры и Балканы. Т. 2, София, 1978;

105. Лещиловская И.И. Идеи общности славян в культурах славянских народов (конец XVIII 1 пол. XIX в.) // Славянский вопрос: Вехи истории. - М., 1997;

106. Матевчик А. Ян Геркель и его идея славянского литературного единства // Eudovit Stur und die slawische Wechselseitigkeit Bratislava, 1969;

107. Колейка И. Славянские программы и идея славянской солидарности в XIX XX. Praha, 1964 г.;

108. Первольф И.И. Славянская взаимность с древнейших времен до XVIII в.-СПб, 1974;

109. Первольф И.И. Франц Палацкий историограф чешского народа СПб., 1874;

110. Первольф И.И. Славяне, их взаимные отношения и связи. Соч. И. Первольфа. Т. 1-3. Варшава, 1886-1893;

111. Первольф И.И. Ф. Палацкий // Журнал Министерства народного просвещения, 1874, № 12;

112. Колейка И. Славянские программы и идея славянской солидарности в XIX XX. Praha, 1964 г.;

113. Намавичюс З.В. Лелевель. М., Юридическая литература, 1992;

114. Ненашева З.С. Проблемы австрославизма в российском общественном мнении в последние два десятилетия XIX в. // Славянская идея: история и современность. М., 1998;

115. Ненашева З.С. Изучение Новой истории Чехии и Словакии в СССР (1918-1960) // Вопросы историографии и истории зарубежных славянских народов.-М., 1987;

116. Ненашева З.С. Общественно-политическая мысль в чешских землях в конце XIX н. XX вв. - М., 1994 г.;

117. Ненашева З.С. Идея славянской общности в современной советской и чехословацкой историографии (некоторые терминологические и теоретические аспекты) // Исследования по историографии славяноведения и балканистики М., 1981;

118. Ненашева З.С. Идейно-политическая борьба в Чехии и Словакии в начале XX в.: чехи, словаки и неославизм (1898-1914). -М., 1984;

119. Ненашева З.С. Проблема интернационализма в чешской социал-демократии на рубеже. Х1Х-ХХ вв. // Развитие общественной мысли в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1991;

120. Погодин М.П. Собрание статей, писем и речей по поводу Славянского вопроса.-М, 1978;

121. Покровский М.П. Панславизм на службе империализма // Правда, 1927, № 142 (26 июня);

122. Покровский М.П. Историческая наука и борьба. . классов (Историографические очерки, критические статьи и заметки) М.-Л., 1993;

123. Удальцов И.И. Историография чешского национально возрождения. Новейшие чехословацкие и советские исследования (1950-1980). М., 1984;

124. Удальцов И.И. Очерки из истории национально-политической борьбы в Чехии в 1848 г.-М., 1951;

125. Удальцов И.И. К характеристике политической деятельности Ф. Палацкого. // Вопросы истории, 1950, № 10;

126. Фрейдзон В.И. Национальное и интернациональное в истории славянских народов (диалектика взаимоотношений и отражение общественной мысли XIX начала XX в.) // Методологические проблемы истории славистики. - М., 1978;

127. Фрейдзон В.И. Представления и идеи славянской общности в первой половине XIX в. // Вопросы истории, 1979, № 9;

128. Мыльников A.C. Эпоха Просвещения в чешских землях. Идеология, национальное самосознание, культура. -М., 1977;

129. Мыльников A.C. Й. Юнгман и его время. М., 1973;

130. Мыльников A.C. Павел Шафарик. Выдающийся ученый-славист. М., 1963;

131. Волков В.К. К вопросу о происхождении терминов «панславизма» и «пангерманизма» // Славяно-германские культурные связи. М., 1969;

132. Пыпин А.Н. Панславизм в прошлом и настоящем. СПб, 1913; Он же. Мои заметки: с приложением статей «Два месяца в Праге» и «В. Ганка» -М., 1910;

133. Пыпин А.Н. В. Ганка. СПб., 1861;

134. Пыпин А.Н. Вопрос национальности и панславизм // Современник, 1864, №2;

135. Пыпин А.Н. Обзор русского славяноведения // Вестник Европы, 1889, №№ 4-5;

136. Пыпин А.Н.Вопрос о национальности и панславизме // Современник, 1864, №2;

137. Пыпин А.Н.Панславизм в прошлом и настоящем. СПб, 1913;

138. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России. Вып. 1, СПб, 1891;

139. Бердяев. Проблема Востока и Запада // Сборник первый о Владимире Соловьеве, М., 1911; Он же. A.C. Хомяков. -М., 1915;

140. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 3. Национализм и европеизм. Париж, 1930;

141. Майков А. Всеславянство // Беседа 1871, № 3;

142. Погодин А.Л. Славянский мир. М., 1919, с. 225-231; Он же. краткий очерк истории славян, - М., 1915;

143. Кареев Н.И. . Славянское возрождение, панславизм и мессианизм // История Западной Европы Новое время. СПб, 1903, Т V, гл. XVII;

144. Ровда К.И. Славянская общность и проблемы культуры // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. VII Международный съезд славистов. -М., 1973;

145. Равда К.И. Чехи и русские в их литературных взаимосвязях (50-60 гг. XIX.)-Л., 1968;

146. Рокина Г.В. Ян Коллар и Россия // Балканские исследования. М., 1992;

147. Рокина Г.В. Ян Коллар: Историография проблемы // Вопросы историографии зарубежной истории Йошкар-Ола, 1991;

148. Срезневский И.И. Воспоминания о В. Ганке. СПб, 1861;

149. Попов H.A. Фр. Ригер. Извлечения из чешской энциклопедии Naucny Slovník. т. VII // Отечественные записки, 1867, № 5;

150. Попов H.A. Россия и Сербия. Исторический очерк русского покровительства Сербии с 1806 по 1856. -М, 1869;

151. Егоров Б.Ф. О национализме и панславизме славянофилов // Славянофильство и современность, СПб, 1994;

152. Чуркина И.В. Вопрос об общеславянском литературном языке (конец XVIII -XIX в.) // Славянская идея: История и современность.- М., 1998;

153. Чуркина И.В. Словенские национально-освободительные движения в XIX в. и Россия. М, 1978;

154. Чуркина И.В. Русские и словенцы. Научные связи с конца XVIII в. -1914 г.,-М, 1986;

155. Чуркина И.В. Идеи югославизма в Габсбургской монархии в конце XVIII в.- первой половине XIX в. // Славянский вопрос: Вехи истории. -М., 1997;

156. Чуркина И.В. Проблема создания общеславянского языка в конце XVIII-XIX в. Национально-политический аспект // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. IX международный съезд славистов. М., 1993;

157. Чуркина И.В. Общественные, научные и культурные связи славян Австрийской монархии и России в 60 г. XIX в. // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. VII Международный съезд славистов. -М., 1973;84

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.