Теолого-психологическая концепция Ойгена Древермана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Дамте, Давид Соломонович

  • Дамте, Давид Соломонович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 194
Дамте, Давид Соломонович. Теолого-психологическая концепция Ойгена Древермана: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Москва. 2013. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Дамте, Давид Соломонович

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава первая. Предпосылки формирования теолого-психо логической

концепции Ойгена Древермана

§ 1. Основные этапы развития психоаналитического подхода к интерпретации

библейских текстов

§ 2. Исторические предпосылки сближения психологии бессознательного и

теологии

Глава вторая. Проект интеграции психологии и теологии в трудах Ойгена

Древермана

§ 1. Психоаналитическая интерпретация библейских текстов как основание

теолого-психологической концепции Ойгена Древермана

§ 2. Подход Древермана к проблемам взаимодействия психологии

бессознательного и теологии

Глава третья. Элементы свободомыслия в отношении религии в трудах

Древермана

§ 1. Психоаналитическое исследование внутреннего мира клирика

§ 2. Человек и окружающий мир: еще один аспект свободомыслия Древермана

Заключение

Библиография

Приложение. Перевод: Ойген Древерман. Структуры зла. Том 2. Часть А. Главы 4 (фрагменты) и 5

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теолого-психологическая концепция Ойгена Древермана»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Ойген Древерман (род. в 1940 г.) - известный католический теолог. Он является последователем психологического подхода, который приобретает все большее значение в современных науках о духе. В своих работах Древерман стремится преодолеть разрыв между психологией и теологией. Для этого он, с одной стороны, развивает психологический подход в герменевтике, объединяя при этом разработки различных направлений психологии бессознательного. С другой стороны, психологические знания Древерман использует в пастырской работе, пытаясь найти средства психологической помощи современному человеку в его борьбе со страхами и неврозом. Проблемы свободомыслия в трудах Древермана также рассматриваются с психологической точки зрения.

Идеи Ойгена Древермана имеют большой резонанс в широких общественных кругах. Его яркие и запоминающиеся выступления собирают огромные аудитории. Древерман постоянно находится в поле зрения журналистов. Одной из наиболее важных причин такого интереса к взглядам Древермана является актуальность затрагиваемых им в своих работах и выступлениях тем. Среди них такие важные для современной философии вопросы, как источники страха и его роль в жизни человека, значение веры в человеческой жизни, отношение современного человека к окружающему миру, межличностные отношения, войны и ряд других общественных проблем. Заметим, что идеи Древермана неоднократно подвергались критике в клерикальных кругах. Отрицательное отношение консервативно настроенных коллег и церковных иерархов вызвано тем, что идеи Древермана далеко не всегда согласуются с официальной позицией католицизма. Целый ряд идей Древермана можно отнести к традиции свободомыслия.

В настоящее время идеи Древермана в отечественной науке практически не исследованы. Целостное исследование теолого-психологической концепции Древермана на данный момент отсутствует. Наша работа призвана восполнить

этот пробел, указав истоки и содержание основной идеи Древермана о единстве теологического и современного гуманитарного знания, представленного психологией бессознательного.

Степень научной разработанности темы.

Работ, посвященных анализу идей Древермана, в западной науке довольно много. Их можно сгруппировать по нескольким основным направлениям. Есть работы, в которых теолого-психологическая концепция Древермана рассматривается в связи с оказавшими на Древермана решающее влияние философской (экзистенциализм) и психоаналитической традициями. К числу наиболее значительных в этом отношении работ следует отнести фундаментальную монографию Бернхарда Ланга, посвященную психоаналитическому подходу к библейским текстам в трудах Древермана1, и не менее важную статью того же автора, в которой намечена связь идей Ойгена

л

Древермана и известного психоаналитика пастора Оскара Пфистера . Глубокий анализ идей Древермана в связи с их философскими и антропологическими

у

предпосылками дает в своих работах Т. Шнельцер . Содержательный анализ теолого-психологической концепции Древермана проводится в работах его главных критиков. К их числу относится, например, известный теолог В. Каспер -в своей статье он проводит критический анализ взглядов Древермана с точки зрения христологии4 - и известные экзегеты, такие как Г. Лофинк и Р. Пеш5. Ценный материал содержат критические работы A.A. Бухера, в которых рассматривается психоаналитический подход к исследованию библейских текстов (преимущественно в работах Фрейда и Юнга), и в этой связи проводится

1 Lang B Die Bibel neu entdecken Drewermann als Leser der Bibel - München Kosel - Verlag, 1995 - 239 S

2 Lang B Ein therapeutisches Christentum Oskar Pfister und Eugen Drewermann // Archiv für Religionspsychologie Organ der Internationaler Gesellschaft für Religionspsychologie und Religionswissenschaft - Gottingen Vandenhoeck & Ruprecht, 1997 - Bd 22 - S 116-135

3 Schnelzer T Psychotherapie und Offenbarung bei Eugen Drewermann // Archiv für Religionspsychologie Organ der Internationaler Gesellschaft für Religionspsychologie und Religionswissenschaft - Gottingen Vandenhoeck & Ruprecht, 2000 -Bd 23 -S 196-208 Idem Tiefenpsychologie // Lexikon für Theologie und Kirche - Freiburg - Basel - Wien Herder-Verlag, 2006 - Bd 10 - S 25-29

4 Kasper W Tiefenpsychologische Umdeutung des Christentums9 // Quaestiones Disputatae - Freiburg - Basel - Wien Edition Herder, 1988 -S 9-25

5 Lohfink G Pesch R Tiefenpsychologie und kerne Exegese Eme Auseinandersetzung mit Eugen Drewermann - Stuttgart

Verlag Katholischer Bibelwerk, 1987 - 112 S

критический анализ основополагающих идей Древермана6. В этом отношении также интересна работа Л. Вахингера, посвященная анализу психоаналитического подхода к интерпретации библейских текстов в одной из важнейших работ Древермана «Глубинная психология и экзегеза». Здесь Вахингер отмечает связь этого подхода с целями аналитического душепопечения7. В этом направлении написаны работы Т. Шаля и С. Дунде, в которых рассматривается вопрос о соотношении психоанализа и практики душепопечения, и в этой связи дается

о

оценка идей Древермана . Кроме того, существует целый ряд критических работ -рецензий на основные труды Древермана, где были отражены основные пункты полемики, развернувшейся вокруг его идей9.

Одна из важных задач нашего исследования состоит в том, чтобы показать развитие идей Древермана и раскрыть их исторические предпосылки. В связи с этим для нас особенно важны работы исследователей, развивавших психоаналитический подход к анализу библейских текстов, который приобретает большое значение у Древермана. Элементы этого подхода мы можем найти уже в трудах Фрейда, который стремился применить созданный им психоаналитический метод исследования к анализу сказок, мифов и сновидений10. Развитие идей Фрейда в этом направлении мы находим в трудах его разносторонне образованных учеников. Они активно применяли идеи Фрейда к исследованию мифов, мировой художественной литературы, библейских текстов, показывая

6 Bucher A.A. Bibel - Psychologie: psychologische Zugänge zu biblischen Texten. Stuttgart - Berlin - Köln: Walter Kohlhammer - Verlag, 1992. - 200 S. Idem. Tiefenpsychologie und Exegese? Anmerkungen zum Psychologiekonzept Eugen Drewermanns // Herder - Korrespondenz. Monatshefte für Gesellschaft und Religion. - Freiburg - Basel - Wien: Edition Herder, 1988. - Jg. 42. S. 114 - 118.

7 Wachinger L. Exegese, Glaube, Tiefenpsychologie. Zu Eugen Drewermanns «Tiefenpsychologie und Exegese» // Stimmen der Zeit. Katholische Monatsschrift für das Geistesleben der Gegenwart. - Freiburg: Herder-Verlag, 1987. - Jg. 112. Hf. 10. - S. 701 - 712. См. также: Wachinger L. Bilder von Erlösung. Zu Eugen Drewermanns «Markusevangelium» // Stimmen der Zeit. - Freiburg: Herder - Verlag, 1990. - Jg. 115. Hf. 4. - S. 278 - 281.

8 Schall T. U. Seelsorge/Pastoralpsychologie II Wörterbuch der Religionspsychologie. - Güterloh: Verlag - Haus Mohn, 1993. - S. 258 - 269. Dunde S.R. Psychotherapie II Ibid. S. 219 - 228.

9 См.: Barth H.—M. Gottes Wort ist dreifaltig. Ein Beitrag zur Auseinandersetzung mit der "archetypischen Hermeneutik" Eugen Drewermanns II Theologische Literaturzeitung. Monatsschrift für das gesamte Gebiet der Theologie und Religionswissenschaft. - Berlin, 1988. - Jg. 113, №4. - S. 243 - 254. Martin G. Eugen Drewermanns «Strukturen des Bösen» als Ausgangspunkt eines umstrittenen theologischen Denkwegen II Theologische Literaturzeitung. - Berlin, 1990. -Jg. 115, №5. - S. 322 - 330. Niemann U. Priester. Zur Anthropologie der geistlichen Berufe II Stimmen der Zeit. Katholische Monatsschrift für das Geistesleben der Gegenwart. - Freiburg: Herder-Verlag, 1990. - Jg. 115. Hf. 2. - S. 125 -129.

10 См.: Фрейд 3. Толкование сновидений. Пер. с нем. А.М. Боковикова. - М.: Академический проект, 2007. - 512 с. См. также: Энциклопедия глубинной психологии. В 4 тт. Т. 1: Зигмунд Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие. Пер. с нем. под ред. А.М. Боковикова. - M.: MGM - Interna, 1998. - 800 с.

сходство психологических мотивов в этих выдающихся творениях человеческого духа. К числу основных работ здесь можно отнести сочинения Карла Абрахама11, Отто Ранка12, Людвига Леви13, Теодора Райка14, Георга Гроддека15, К.Г. Юнга16 и некоторых его современных последователей17, создателя оригинальной системы судьбоанализа Липота Сонди18, известного психоаналитика и педагога Бруно

Беттельхейма19 и некоторые другие более современные работы, в которых

20

получил развитие данный подход . Для того чтобы понять место и значение психологического подхода в ряду других подходов к интерпретации текстов, в ходе нашей работы мы использовали фундаментальные сочинения Поля Рикера21

" Абрагам К Сон и миф Очерк народной мифологии Пер с нем М Кадиш -М Современные проблемы, 1912 -114с

12 Ранк О Миф о рождении героя А П Хомик, М Кобылинской - M - Киев Рефл - Бук, Ваклер, 1997 - 252 с Его же Травма рождения Пер с англ О Лежниной - М Аграф, 2004 - 400 с Ранк О Закс Г Значение психоанализа в науках о духе Пер с нем М Кобылинской - СПб Попов, 1913 С 36 - 90 Rank О Das InzestMotiv in Dichtung und Sage Grundzuge einer Psychologie des dichterischen Schaffens - 2 Auflage Leipzig und Wien Franz Deuticke, 1926 - 652 S Idem Psychoanalytische Beitrage zur Mythenforschung Aus den Jahren 1912 bis 1914 -2 Auflage - Leipzig - Wien - Zürich Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1922 - 184 S

13 Levy L Die Sexualsymbolik der Bibel und des Talmuds // Zeitschrift für Sexualwissenschaften - Bonn A Eulenberg und J Bloch, 1915 - Bd 1 - Heft 7 S 273 - 279 Heft 8 S 318 - 326 Idem Sexualsymbolik in der biblischen Paradiesgeschichte // Imago Zeitschrift für Anwendung der Psychoanalyse auf die Geisteswissenschaften - Leipzig -Wien Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1919 - Bd V - S 16-30 Idem Sexualsymbolik in der Simsonsage// Zeitschrift für Sexualwissenschaften - Bonn A Eulenberg und J Bloch, 1917 -Bd 3 - S 256-271

14 Reik T Das Kainszeichen Ein psychoanalytischer Beitrag zur Bibelerklarung // Imago Zeitschrift für Anwendung der Psychoanalyse auf die Geisteswissenschaften - Leipzig - Wien Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1919 - Bd V S 31-42 Idem Psychoanalytische Studien zur Bibelexegese // Ibid S 325 - 363 Idem The creation of woman А psychoanalytic inquiry into the myth of Eve New York Braziller, 1960 - 159 p

GroddeckG Das Buch vom Es Psychoanalytische Briefe an eine Freundin -3 Auflage - Frankfurt am Main Ullstein,

1990 - 307 S Idem Der Symbohsierungszwang // Imago Zeitschrift für Anwendung der Psychoanalyse auf die Geisteswissenschaften - Leipzig - Wien Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1922 -Bd VIII -S 67-81

16 Юнг КГ Значение отца в судьбе отдельного человека Пер с нем В А Белоусова // Психоанализ детского возраста - М ГИЗ, б г - С 63 - 82 Метод толкования сновидений в общем Юнг КГ О психологии бессознательного Пер с нем В Бакусева//Юнг К Г Психология бессознательного -М Канон, 1994 - С 21172 Ряд ценных замечаний и толкование символики приводится в следующих сочинениях Юнг КГ Об архетипах коллективного бессознательного Пер с нем А M Руткевича // Юнг К Г Архетип и символ - М Renaissance,

1991 -С 95 - 128 Его же Ответ Иову Пер с нем В Бакусева, В И Гараджи -М Канон+, 2006 - 352 с Его же Отношения между Я и бессознательным Пер с нем В Бакусева // Юнг К Г Сознание и бессознательное -М Академический проект, 2007 - С 7 - 147 В общем Энциклопедия глубинной психологии В 4 тт Т 4 Индивидуальная психология Аналитическая психология Пер с нем под ред А М Боковикова - М Cogito -MGM, 2004 - 588 с

17 Brasch V von Betroffen von Gott // Betroffen von Gott Beitrage zum Dialog zwischen Theologie und Tiefenpsychologie - Frankfürt am Main Haag + Herschen, 1981 -S 53 - 67 Riedel I Gottesbilder - Bilder der Seele// Ibid S 5-38

18 Сонди Л Судьбоанализ Пер с нем А В Тихомирова - М Три квадрата, 2007 - 480 с

19 Bettelheim В Kinder brauchen Märchen -3 Auflage - München Deutschen Taschenbuch Verlag, 1980 -395 S

20 Клюгер P Ш Глубинная психология в Священном Писании Пер с англ В Мершавка и В Кислюк - М ИНФРА - М, 2000 - 96 с Zeligs D F Psychoanalytische Randbemerkungen zur Funktion der Bibel II Psychoanalyse und Religion - Darmstadt Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1977 -S 176 - 179 Fingert H H Psychoanalytische Studie über den Propheten Jona//Ibid S 180-192

21 Рикер II Конфликт интерпретаций Очерки по герменевтике Пер с фр И С Вдовиной - М Академический проект, 2008 - С 159-300,589-663

и известный труд Х.-Г. Гадамера по философской герменевтике22. Общие особенности психологического подхода к библейским текстам и мифу подробно освещаются в трудах A.A. Бюхера23 и Е.М. Мелетинского24, а также в статьях Г.

25 26 27

Вера , Д. Беер , А. Меня . К трудам, посвященным проблеме интерпретации библейских текстов в психоаналитической традиции, примыкают работы, в которых рассматриваются общие аспекты психоаналитического понимания

28 29

религии и дается его оценка . Они имеют для нас значение, поскольку показывают возможности и границы взаимодействия психоанализа и наук о духе (в частности, религиоведения и этнологии) - взаимодействия, которое существенным образом обогатило психоаналитическую теорию, оказав влияние, в том числе, на психоаналитические исследования библейских текстов и интерпретацию мифов.

Источники, представляющие сближение психологии бессознательного и теологии в историческом плане, также имеют большое значение для нашего исследования. Непосредственно идеи Древермана в этих работах не рассматриваются, однако они важны для нас, поскольку дают представление об

22 Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. Пер. с нем. М.А. Журинской, С.Н. Земляной, A.A. Рыбакова, И.Н. Буровой. - M.: Прогресс, 1988. - 704 с.

23 Bucher A.A. Bibel - Psychologie: psychologische Zugänge zu biblischen Texten. Stuttgart - Berlin - Köln: Walter Kohlhammer - Verlag, 1992. - 200 S.

24 Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - 4 издание. - M.: Восточная литература, 2006. - С. 59 - 65, 156.

25 Wehr G. Gesichtspunkte zur Bibelauslegung aus der Sicht der analytischen Psychologie // Tiefenpsychologische Ansätze zur Theologie. - Fellbach - Oeffinger: Adolf Bonz -Verlag, 1975. - S. 41 - 61.

26 Беер Д. Психоаналитическая интерпретация Библии. Пер. с нем. Е.В. Рязановой // Альманах. Статьи по религиоведению. - M.: Современные тетради, 2002. - С. 112-114.

27 Мень А. Психоаналитическая интерпретация Библии // Мень А. Библиологический словарь. - M.: Фонд им. А. Меня, 2002. - Т. 2. С. 523 - 526.

28 См.: Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. Пер. с нем. В.В. Бибихина // Сумерки богов. - M.: Издательство политической литературы, 1989. - С. 94 - 142. Его же. Тотем и табу. Пер. с нем. М.В. Вульфа. - Спб: Азбука -классика, 2005. - 256с. Его же. Навязчивые действия и религиозные обряды. Пер. с нем. О. Лежниной // Russian Imago - 2001. Исследования по психоанализу культуры. Сборник статей. - М.: Аграф, 2002. - №1 - С. 23 - 29. Его же. Трудность на пути психоанализа // Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: Сборник. - СПб: Алетейя, 1998. - С. 232 - 241. Фромм Э. Психоанализ и религия. Пер. с англ. A.A. Яковлева // Сумерки богов. - М.: Издательство политической литературы, 1989. - С. 143 - 221. Юнг К.Г. Психология и религия. Пер. с англ. А.М. Руткевича // Юнг К.Г. Архетип и символ. - M.: Renaissance, 1991. - С. 129 — 202. Геррес А. Вера и неверие с точки зрения психоанализа // Человек. - 1997. - №1. - С. 83 - 94; №2. - С. 113117. Reik Т. Dogma und Zwangsidee. Eine psychoanalytische Studie zur Entwicklung der Religion. - Leipzig - Wien -Zürich: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1927. - 163 S. Idem. Die Pubertätsriten der Wilden // T. Reik. Das Ritual. Psychoanalytische Studien. - 2. Auflage. - Leipzig - Wien - Zürich: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1928.-S. 90- 135.

29 См., например: Ранк О. Закс Г. Значение психоанализа в науках о духе. Пер. с нем. М. Кобылинской. - СПб: Попов, 1913. С. 91 - 107. Малиновский Б. Секс и вытеснение в обществе дикарей. Пер. с англ. H. Микшиной. - М: Издательский дом Государственного Университета - Высшей Школы Экономики, 2011. - 224 с. Эванс- Притчард Э. Теории примитивной религии. Пер. с англ. A.A. Казанкова, A.A. Велика. - М.: ОГИ, 2004. - С. 8, 48 - 50.

истоках и развитии диалога психоанализа и теологии, который получает новые импульсы для своего развития на страницах работ Древермана. В этом отношении особенно показательны работы О. Пфистера30, идеи которого оказали существенное влияние на развитие пастырской психологии и душепопечения в XX веке, в том числе и на Древермана. Основания сближения учения Фрейда и душепопечения были одной из важнейших тем в работах современника Пфистера

3 1

психоаналитика К. Мюллер-Брауншвейга . Интерес представляют работы К.Г. Юнга, в которых он подчеркивает важность взаимодействия психоанализа и пастырского душепопечения для более полного анализа душевной жизни современного человека и помощи в его борьбе с трудностями жизненного пути, в его попытках отыскать ответ на вопрос о причинах его внутренней неуверенности

32

и беспокойства . Большое значение в нашем контексте имеют труды известного последователя Юнга психолога И. Рудина, который отмечает общие моменты в работе психотерапевта и духовника. В качестве одной из важнейших проблем современного человека Рудин называет страх и абсолютизацию относительных ценностей33. До Рудина эти проблемы получили подробное освещение в работах известного психоаналитика В. Дайма34. У него мы находим, в частности,

30 Pfister О. Das Christentum und die Angst. - 2. Auflage. - Ölten und Freiburg im Breisgau: Walter - Verlag, 1975. - 530 S. Idem. Analytische Seelsorge. Einfuhrung in die praktische Psychoanalyse für Pfarren und Laien. - Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1927. - 145 S. Idem. Die psychoanalytische Methode. Eine erfahrungswissenschaftlich -systematische Darstellung. - 3. Auflage. - Leipzig: Julius Klinckhardt,1924. - 600 S. Idem. Die Entwicklung des Apostels Paulus. Eine religionsgeschichtliche und psychologische Skizze // Imago. Zeitschrift für Anwendung der Psychoanalyse auf die Geisteswissenschaften. - Leipzig - Wien: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1919. - Bd. V. - S. 243 - 290. Idem. Die Illusion einer Zukunft. Eine freundschaftliche Auseinandersetzung mit Prof. Dr. Sigm. Freud // Imago. - Leipzig

- Wien, 1928. - Bd. XIV. - S. 149 - 184. Idem. Die primären Gefühle als Bedingungen der höchsten Geistesfunktionen // Imago. - Leipzig - Wien, 1922. - Bd. VIII. - S. 46 - 53. Idem. Die Frömmigkeit des Grafen Ludwig von Zinzendorf. Eine psychoanalytische Studie. - 2. Auflage. - Leipzig - Wien: Franz Deuticke, 1925. Idem. Psychoanalyse // Die Religion in Geschichte und Gegenwart: Handwörterbuch für Theologie und Religionswissenschaft. Bd. 4. - Tübingen: Verlag von J.C.B. Mohr (Paul Siebeck), 1930. - S. 1634 - 1638. См. также: Freud S. /Pfister O. Briefe 1909 - 1939. - Frankfurt am Main: S. Fischer - Verlag, 1963. - 128 S.

31 Müller-Braunschweig C. Das Verhältnis der Psychoanalyse zu Ethik, Religion und Seelsorge. - Mecklenburg, 1927. -72 S. Здесь, помимо прочего, Мюллер - Брауншвейг предпринимает интересную попытку показать сходство психоаналитического учения и религиозных представлений.

32 Юнг К.Г. Об отношении психотерапии к спасению души. Пер. с нем. В. Терина // Юнг К.Г. Бог и бессознательное. - M.: Олимп, ACT - ЛТД, 1998. - С. 48 - 74. Его же. Психоанализ и спасение души. Пер. с нем. В. Терина // Юнг К.Г. Бог и бессознательное. - M.: Олимп, ACT - ЛТД, 1998. - С. 75 - 83. См. анализ воззрений Юнга по этой проблеме: Bernet W. C.G. Jung und Theologen // C.G. Jung im Leben und Denken unserer Zeit. Vorträge zum 100. Geburtstag. - Ölten und Freiburg im Breisgau: Walter - Verlag, 1975. - S. 72 - 87.

33 Rudin J. Psychotherapie und Religion. Seele - Person - Gott. - Ölten und Freiburg im Breisgau: Walter-Verlag, 1960. -232 S.

34 Daim W. Umwertung der Psychoanalyse. - Wien: Verlag Herold, 1951. - 364 S. Idem. Tiefenpsychologie und Erlösung.

- Wien: Verlag Herold, 1954. - 363 S.

сопоставление процесса исцеления человека в психоанализе и религиозной (христианской) идеи спасения. Интересна также небольшая работа А. Герреса, в которой он обращается к проблеме символов человеческой души, - одной из наиболее существенных проблем для Юнга и Рудина, - и в связи с этим останавливается на образе Бога, рассматривая его с точки зрения глубинной психологии35. Важными представляются идеи выдающегося психолога и философа Эриха Фромма о единстве задач психоаналитической работы и

36

пастырской «заботы о душе» , близкие взглядам Р. Мэя, одного из известных современных представителей экзистенциального психоанализа37. Для более полного анализа этого круга вопросов имеет значение работа известного юнгианца, теолога В. Уайта, где он анализирует понятие души и его связи с понятием психики, которое разрабатывает современная психология. Здесь он рассматривает как теоретические (исследование символа и ритуала), так и практические (применение идей Юнга в пастырской работе) перспективы

38

взаимодействия психологии бессознательного и теологии . В этом направлении работает американский психолог Э. Биддл39.

Из более современных источников по нашей проблеме и связанным с ней вопросам можно отметить фундаментальную работу И. Баумгартнера, в которой рассматривается история пастырской психологии и дается очерк ее современного состояния, в том числе анализируются ее связи с многочисленными направлениями современной психологии, в частности, с психоанализом. В этом контексте Баумгартнер дает оценку идей Древермана, касаясь преимущественно его подхода к интерпретации библейских текстов40. Известный голландский теолог А. Хаутепен в своем фундаментальном сочинении «Бог: открытый вопрос.

35 Görres А. Gesichtspunkte der Tiefenpsychologie // Wer ist das eigentlich - Gott? - München: Kösel - Verlag, 1969. - S. 25 -33.

36 Фромм Э. Психоанализ и религия 11 Сумерки богов. - М.: Издательство политической литературы, 1989. - С. 185 -207.

37 См.: Мэй Р. Религия и душевное здоровье // Урания. - 1994. - № 3. - С. 39 - 44.

38 White V. Soul and Psyche. Ал Enquiry into the Relationship of Psychotherapy and Religion. - London: Collins and Harvill Press, 1960. - 312 p.

39 Biddle E. W. Integration of religion and psychiatry. - New York: Collier Books, 1962. - 188 p.

40 Baumgartner I. Pastoralpsychologie. Einführung in die Praxis heilender Seelsorge. - Düsseldorf: Patmos - Verlag 1990. - 703 S.

Богословские перспективы современной культуры»41 затрагивает критику некоторых традиционных представлений о Боге у Древермана, которую можно считать одним из важнейших оснований свободомыслия. К числу источников по нашей теме можно отнести также литературу более общего характера, монографии, статьи, написанные выдающимися психологами религии и психотерапевтами и посвященные проблеме сближения психологии и душепопечения. Одной из первых работ в этом направлении стал труд известного психолога религии начала XX века Г. Вундерле, где проблеме взаимодействия психологии и теологии также уделено внимание42. В работе К. Стерна43, написанной в более позднее время, рассматриваются основные позиции сближения психоанализа (имеется в виду прежде всего учение Фрейда) и теологии, обзорная энциклопедическая статья Ф. Крауснера дает достаточно полное представление об интеграции психологии и теологии в историческом аспекте44. К этим сочинениям примыкают работы по отдельным аспектам душепопечения К. Йорнса45 и К. Винклера46.

В отечественной науке, за исключением информативной статьи Е.В. Рязановой (Е.В. Орел)47, в которой подход Древермана анализируется в историческом контексте, работ, посвященных анализу концепции О. Древермана, нет. Достаточно подробно разработаны только общие аспекты проблематики нашего исследования. Положение психоанализа в ряду других направлений психологии и некоторые существенные аспекты его взаимодействия с науками о человеке

41 Хаутепен А. Бог: открытый вопрос. Богословские перспективы современной культуры. Пер. с голл. М. Пинкэ, М. Кузнецова. - М.: ББИ им. Св. Апостола Андрея, 2008. - 517 с.

42 Wunderle G. Einführung in die moderne Religionspsychologie. München: Kösel & Pustet, 1922. - 140 S.

43 Stern K. The Third Revolution. A study of psychiatry and religion. - New York: Harcourt, Brace and Company, 1954. -306 p.

44 Krausner S.Z. Psychiatry: The Religion - Psychiatry Movement // International Encyclopedia of the Social Sciences. -New York: The Macmillan Company & The Free Press, 1968. - p. 632 - 638.

45 Jörns K.-P. Von Entfremdung zu Integration. Wie antwortet Seelsorge auf die Frage nach dem Sinn des Leben? // Wege zum Menschen. - Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1989. - Jg. 41. - S. 470 - 478.

46 Winkler K. Angstbewältung als praktisch - theologisches Problem II Wege zum Menschen. - Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1995. - Jg. 47. - S. 152 - 164.

47 Рязанова E.B. Священник Ойген Древерманн и некоторые проблемы проникновения психологии в католическую Церковь // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. -1998.-№1 -2.-С. 105-112.

раскрыты в сочинениях видных советских психологов - J1.C. Выготского48 и А.Р. Лурии49. Однако в них не уделяется существенного внимания нашему вопросу. В этом отношении нам представляется важной работа C.J1. Рубинштейна, который проанализировал причины проникновения психоаналитического учения в теологию с точки зрения внутренних особенностей самого психоанализа50. Процесс интеграции психоанализа и теологического знания, его истоки и современное состояние был предметом тщательного анализа в работах М.А. Поповой51. Глубокий анализ причин и исторического развития этого процесса в различных направлениях психоанализа дает в своих работах A.M. Руткевич52. Проблема взаимодействия психологии религии и теологии была рассмотрена в

53

историческом аспекте в работах И.Н. Букиной . Философские и социальные предпосылки сближения психологии и теологии раскрыты в работах J1. Екентайте54 и в статье B.C. Старовойтова, которая содержит подробный анализ отношения известных психоаналитиков к религии и затрагивает важный с точки зрения философии и методологии науки вопрос о научном статусе психоанализа55.- В этом отношении интересна также небольшая статья В.М. Лейбина по психоаналитической теории религии56. Несомненный интерес для

57

исследователя представляет труд В.И. Майского , который одним из первых в

48 Выготский JI.C. Исторический смысл психологического кризиса. Методологическое исследование // Выготский Л. С. Собрание сочинений. 6 тт. Т. 1. - M.: Педагогика, 1982. - С. 291 - 437.

49 Лурия А.Р. Психоанализ в свете основных тенденций современной психологии. - Казань: Типография «Красный печатник», 1923. - 50 с.

so Рубинштейн C.JI. Принципы и пути развития психологии. - M.: Издательство Академии Наук СССР, 1959. - 354 с.

51 Попова М.А. Фрейдизм и религия. - M.: Наука, 1985. - 199 с. Ее же. Критика психологической апологии религии (Современная американская психология религии). - M.: Мысль,1973. - 261 с. Ее же. Фрейд и его современные религиозные интерпретаторы // Вестник Московского университета. - Серия 8. Философия. - 1975. - № 2. - С. 62 -73. Ее же. Бог и бессознательное у Карла Юнга // Наука и религия. - 1978. - № 1. - С. 23 - 27. Ее же. Психоанализ и религия // Современная буржуазная философия и религия. - М.: Мысль, 1977. - С. 91 - 138. Ее же. Сквозь призму психоанализа // Наука и религия. - 1977. - № 3. - С. 56 - 59; № 4 - С. 65 - 69.

52 Руткевич A.M. Психоанализ и религия. - М.: Знание, 1987. - 64 с. Его же. Фрейд и проблема Бога // Вопросы философии. - 1982. - №3. - С. 145 - 148.

53 Букина И.Н. Буржуазная психология религии и теология // Вопросы философии и психологии. - Выпуск 2. - Л.: Издательство ЛГУ, 1968. - С. 104 - 108. Букина И.Н., Попова М.А. Возникновение и развитие буржуазной психолог™ религии//Вопросы научного атеизма. Выпуск 11. - М.: Наука, 1971.-С. 113- 147.

54 Екентайте Л. Фрейдизм и современное христианство // Вопросы философии. - 1976. - №11. - С. 150 - 157. Ее же. Современный католицизм и фрейдизм // Католицизм и современная идеологическая борьба. - Вильнюс, 1975. -С. 209-219.

55 Старовойтов В. В. Психоанализ и религия // История философии. - 2005. - № 12. - С. 63 - 88.

56 Лейбин В. М. Вера и разум // Психоанализ: проблемы, исследования, дискуссии. - М.: Канон +, 2008. - С. 285 -291.

57 Майский В.И. Фрейдизм и религия. Критический очерк.- М.: Безбожник, 1930. - 86 с.

отечественной науке проанализировал причины основания союза психоанализа и теологии и показал его связь с особенностями фрейдистского психоанализа, а также работы М.А. Рейснера58, Г.А. Гурева59, А.Т. Лукачевского60 и Ф. Т. Михайлова61, в которых подробно рассматривается психоаналитическая теория религии, раскрываются ее основные положения и противоречия.

Объект исследования.

Объектом данного диссертационного исследования являются работы О. Древермана, в которых нашла отражение его теолого-психологическая концепция.

Предмет исследования.

В качестве предмета исследования выступают основные положения теолого-психологической концепции О. Древермана.

Цель исследования.

Целью исследования является адекватная реконструкция и анализ теолого-психологической концепции Ойгена Древермана.

Задачи исследования.

Для реализации поставленной цели нами решаются следующие задачи:

- Раскрыть историко-научные предпосылки, на которых базируется концепция Ойгена Древермана;

- Представить адекватную реконструкцию, анализ и оценку разработанного Древерманом психоаналитического подхода к исследованию библейских текстов;

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дамте, Давид Соломонович, 2013 год

Библиография:

Работы Ойгена Древермана, использованные в диссертационном

исследовании:

1. Drewermann Е. Glauben in Freiheit oder Tiefenpsychologie und Dogmatik.

- Bd. 1: Dogma, Angst und Symbolismus. - Solothurn und Düsseldorf: Walter -Verlag, 1993.-720 S.

2. Drewermann E. Daß auch der Allerniedrigste mein Bruder sei. Dostojewski

- Dichter der Menschlichkeit. Fünf Betrachtungen. - Zürich und Düsseldorf: Walter - Verlag, 1998. - 208 S.

3. Drewermann E. Der Herr ist mein Hirte oder: Der Kopf des Orpheus // Feuer in der Nacht. Ein Lesebuch zur Zukunft von Glaube und Kirche. -Düsseldorf: Patmos - Verlag, 1988. S.36 - 48.

4. Drewermann E. Der tödliche Fortschritt: Von der Zerstörung der Erde und des Menschen im Erbe des Christentum. - 6. Auflage. - Regensburg: Verlag Friedrich Pustet, 1990. - 408 S.

5. Drewermann E. Endlichkeit - Transzendenz // Neues Handbuch theologischer Grundbegriffe. 4 Bde. - Bd. 1. - München: Kösel - Verlag, 1984. -S. 215-221.

6. Drewermann E. Kleriker: Psychogramm eines Ideals. - 9. Auflage. - Ölten und Freiburg im Breisgau: Walter - Verlag, 1990. - 704 S.

7. Drewermann E. Psychoanalyse und Moraltheologie. 3 Bde. - Bd. 1: Schuld und Angst. - Mainz: Matthias - Grünewald - Verlag, 1983. - 205 S.

8. Drewermann E. Psychoanalyse und Moraltheologie. 3 Bde. - Bd. 2: Wege und Umwege der Liebe. - Mainz: Matthias - Grünewald - Verlag, 1983. - 308 S.

9. Drewermann E. Psychoanalyse und Moraltheologie. 3 Bde. - Bd. 3: Im Grenzen des Lebens. - Mainz: Matthias - Grünewald - Verlag, 1984. - 280 S.

10. Drewermann E. Reden gegen den Krieg. - Düsseldorf: Patmos - Verlag, 1991.- 128 S.

11. Drewermann E. Strukturen des Bösen. 3 Bde. - 6. Auflage. - Bd. 1: Die jahwistische Urgeschichte in exegetischer Sicht. - Paderborn - München - Wien -Zürich: Ferdinand Schöningh -Verlag, 1988. - XCIII, 413 S.

12. Drewermann E. Strukturen des Bösen. 3 Bde. - 6. Auflage. - Bd. 2: Die jahwistische Urgeschichte in psychoanalytischer Sicht. - Paderborn - München -Wien - Zürich: Ferdinand Schöningh -Verlag, 1988. - L, 680 S.

13. Drewermann E. Strukturen des Bösen. 3 Bde. - 6. Auflage. - Bd. 3: Die jahwistische Urgeschichte in philosophischer Sicht. - Paderborn - München -Wien - Zürich: Ferdinand Schöningh -Verlag, 1988. - LXXXVI, 656 S.

14. Drewermann E. Sünde - Schuld // Neues Handbuch theologischer Grundbegriffe. 4 Bde. - Bd. 4 - München: Kösel - Verlag, 1985. - S. 148 - 155.

15. Drewermann E. Tiefenpsychologie und Exegese. 2 Bde. - Bd. 1: Die Wahrheit der Formen. Traum, Mythos, Märchen, Sage und Legende. - Ölten und Freiburg im Breisgau: Walter-Verlag, 1984. - 560 S.

16. Drewermann E. Wir glauben, weil wir lieben. Woran ich glaube. -Düsseldorf: Patmos - Verlag, 2010. - 215 S.

17. Drewermann E. Wort des Heils - Wort der Heilung. Von der befreienden Kraft des Glaubens: Gespräche und Interview. - Düsseldorf: Patmos - Verlag, 1993.- 193 S.

18. Drewermann E. Worum es eigentlich geht. Protokoll einer Verurteilung. -2. Auflage. - München: Kösel - Verlag, 1992. - 512 S.

19. Drewermann E. Wozu Religion? Sinnfindung in Zeiten der Gier nach Macht und Geld. - Freiburg im Breisgau: Herder - Verlag, 2001. - 203 S.

Исследовательская литература о Древермане:

20. Рязанова Е. В. Священник Ойген Древерманн и некоторые проблемы проникновения психологии в католическую Церковь // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. -1998.-№1_2.-С. 105-112.

21. Barth H. - M. Gottes Wort ist dreifaltig. Ein Beitrag zur Auseinandersetzung mit der "archetypischen Hermeneutik" Eugen Drewermanns // Theologische Literaturzeitung. Monatsschrift für das gesamte Gebiet der Theologie und Religionswissenschaft. - Berlin, 1988. - Jg. 113, №4. - S. 243 -254.

22. Bucher A. A. Bibel - Psychologie: psychologische Zugänge zu biblischen Texten. Stuttgart - Berlin - Köln: Walter Kohlhammer - Verlag, 1992. - 200S.

23. Bucher A. A. Tiefenpsychologie und Exegese? Anmerkungen zum Psychologiekonzept Eugen Drewermanns // Herder - Korrespondenz. Monatshefte für Gesellschaft und Religion. - Freiburg - Basel - Wien: Edition Herder, 1988. -Jg. 42. S. 114-118.

24. Kasper W. Tiefenpsychologische Umdeutung des Christentums? // Quaestiones Disputatae. - Freiburg - Basel - Wien: Edition Herder, 1988. - S. 9 -25.

25. Lang B. Die Bibel neu entdecken. Drewermann als Leser der Bibel. -München: Kösel - Verlag, 1995. - 239 S.

26. Lang B. Ein therapeutisches Christentum: Oskar Pfister und Eugen Drewermann // Archiv für Religionspsychologie. Organ der Internationaler Gesellschaft für Religionspsychologie und Religionswissenschaft. - Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1997. - Bd. 22. - S. 116 - 135.

27. Lohfink G. Pesch R. Tiefenpsychologie und keine Exegese. Eine Auseinandersetzung mit Eugen Drewermann. - Stuttgart: Verlag Katholischer Bibelwerk, 1987.- 112 S.

28. Martin G. Eugen Drewermanns «Strukturen des Bösen» als Ausgangspunkt eines umstrittenen theologischen Denkwegen // Theologische Literaturzeitung. Monatsschrift für das gesamte Gebiet der Theologie und Religionswissenschaft. -Berlin, 1990. - Jg. 115, №5. - S. 322 - 330.

29. Müller - Goldkuhle P. Das Gespräch muß weitergeben. Anmerkungen zu Eugen Drewermann und seinen Kritikern // Herder - Korrespondenz. Monatshefte

für Gesellschaft und Religion. - Freiburg - Basel - Wien: Edition Herder, 1988. -Jg. 42.-S. 531 -536.

30. Niemann U. Priester. Zur Anthropologie der geistlichen Berufe // Stimmen der Zeit. Katholische Monatsschrift für das Geistesleben der Gegenwart. -Freiburg: Herder-Verlag, 1990. - Jg. 115. Hf. 2. - S. 125 -129.

31. Schnelzer T. Psychotherapie und Offenbarung bei Eugen Drewermann // Archiv für Religionspsychologie. Organ der Internationaler Gesellschaft für Religionspsychologie und Religionswissenschaft. - Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2000. - Bd. 23. - S. 196 - 208.

32. Schnelzer T. Tiefenpsychologie // Lexikon für Theologie und Kirche. -Freiburg - Basel - Wien: Herder - Verlag, 2006. - Bd. 10. - S. 25 - 29.

33. Wachinger L; Bilder von Erlösung. Zu Eugen Drewermanns «Markusevangelium» // Stimmen der Zeit. - Freiburg: Herder - Verlag, 1990. - Jg. I15.-Hf. 4,-S. 278-281.

34. Wachinger L. Exegese, Glaube, Tiefenpsychologie. Zu Eugen Drewermanns «Tiefenpsychologie und Exegese» // Stimmen der Zeit. Katholische Monatsschrift für das Geistesleben der Gegenwart. - Freiburg: Herder-Verlag, 1987. - Jg. 112. Hf. 10. S. 701 - 712.

Работы классиков психоанализа и философии, используемые в диссертации:

35. Абрагам К. Сон и миф. Очерк народной мифологии. Пер. с нем. М. Кадиш. - М.: Современные проблемы, 1912.- 114 с.

36. Бонапарт М. О символизме трофеев головы. - Ижевск: ERGO, 2011.76 с.

37. Гадамер X. - Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. Пер. с нем. М. А. Журинской, С. Н. Земляной, А. А. Рыбакова, И. Н. Буровой. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

38. Геррес А. Вера и неверие с точки зрения психоанализа // Человек. -1997. - №1. - С. 83 -94; №2.-С. 113-117.

39. Камю А. Миф о Сизифе: Философский трактат. Падение: Повесть. Пер. с фр. С. Великовского, Н. Немчиновой. - СПб: Азбука - классика, 2007. -256 с.

40. Клюгер Р. Ш. Глубинная психология в Священном Писании. Пер. с англ. В. Мершавка и В. Кислюк. - М.: ИНФРА - М, 2000. - 96 с.

41. Кьеркегор С. Страх и трепет. Пер. с датского Н. Исаевой, С. Исаева. -М.: Терра - Книжный клуб; Республика, 1998. - 384 с.

42. Лурия А. Р. Психоанализ в свете основных тенденций современной психологии. - Казань: Типография «Красный печатник», 1923. - 50 с.

43. Мэй Р. Религия и душевное здоровье // Урания. - 1994. - № 3. - С. 39 -44.

44. Ранк О. Миф о рождении героя. Пер. с нем. А. П. Хомик, М. Кобылинской. - М. - Киев: Рефл- Бук; Ваклер, 1997. - 252 с.

45. Ранк О. Травма рождения. Пер. с англ. О. Лежниной. - М.: Аграф, 2004. - 400 с.

46. Ранк О. Закс Г. Значение психоанализа в науках о духе. Пер. с нем. М. Кобылинской. - СПб: Попов, 1913. - 178 с.

47. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки по герменевтике. Пер. с фр. И. С. Вдовиной. - М.: Академический проект, 2008. - 695 с.

48. Сартр Ж. - П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. Пер. с фр. В. Голядко. - М.: Аст: Астрель, 2012. - 925 с.

49. Сонди Л. Судьбоанализ. Пер. с нем. А. В. Тихомирова. - М.: Три квадрата, 2007. - 480 с.

50. Франк С. Л. Психоанализ как миросозерцание // Путь. Орган русской религиозной мысли при Религиозно - философской Академии в Париже. -1930.-№25.-С. 22-50.

51. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. Пер. с нем. В. В. Бибихина // Сумерки богов. - М.: Издательство политической литературы, 1989. - С. 94 -142.

52. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. Пер. с нем. Г. В. Барышниковой. - М.: Наука, 1989. - 456 с.

53. Фрейд 3. Тотем и табу. Пер. с нем. М. В. Вульфа. - Спб: Азбука -классика, 2005. - 256 с.

54. Фрейд 3. Навязчивые действия и религиозные обряды. Пер. с нем. О. Лежниной // Russian Imago - 2001. Исследования по психоанализу культуры. Сборник статей. - М.: Аграф, 2002. - №1 - С. 23 - 29.

55. Фрейд 3. Толкование сновидений. Пер. с нем. А. М. Боковикова. - М.: Академический проект, 2007. - 512 с.

56. Фрейд 3. Трудность на пути психоанализа. Пер. с нем. М. В. Вульфа // Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: Сборник. - СПб: Алетейя, 1998. - С. 232 - 241 .

57. Фрейд 3. Я и Оно // 3. Фрейд. Психология бессознательного: Сб. произведений. Пер. с нем. - М.: Просвещение, 1989. - С. 425 - 439.

58. Фромм Э. Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов. Пер. с англ. Т. Перепеловой // Э. Фромм. Душа человека. - М.: Республика, 1992. - С.

59. Фромм Э. Психоанализ и религия. Пер. с англ. А. А. Яковлева // Сумерки богов. - М.: Издательство политической литературы, 1989. - С. 143 -221.

60. Шлейермахер Ф. Д. Речи о религии образованным людям ее презирающим. Монологи. Пер. с нем. С. Л. Франка. - СПб.: Алетейя, 1994. -335 с.

61. Юнг К. Г. Введение к книге Victor White «Gott und das Unbewusste». Пер. с нем. В. Терина // Юнг К. Г. Бог и бессознательное. - М.: Олимп, ACT -ЛТД, 1998.-С. 15-30.

62. Юнг К. Г. Значение отца в судьбе отдельного человека. Пер. с нем. В. А. Белоусова // Психоанализ детского возраста. - М.: ГИЗ, б. г. - С. 63 - 82.

63. Юнг К. Г. О психологии бессознательного. Пер. с нем. В. Бакусева // Юнг К. Г. Психология бессознательного. - М.: Канон, 1994. - С. 27 - 172.

64. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного. Пер. с нем.

A.М. Руткевича // Юнг К. Г. Архетип и символ. - М.: Renaissance, 1991. - С. 95- 128.

65. Юнг К. Г. Об отношении психотерапии к спасению души. Пер. с нем.

B. Терина // Юнг К. Г. Бог и бессознательное. - М.: Олимп, ACT - ЛТД, 1998. -С. 48-74.

66. Юнг К. Г. Ответ Иову. Пер. с нем. В. Бакусева, В. И. Гараджи. - М.: Канон +, 2006. - 352 с.

67. Юнг К. Г. Отношения между Я и бессознательным. Пер. с нем. В. Бакусева // Юнг К. Г. Сознание и бессознательное. - М.: Академический проект, 2007. - С. 7 - 147.

68. Юнг К. Г. Психоанализ и спасение души. Пер. с нем. В. Терина // Юнг К.Г. Бог и бессознательное. - М.: Олимп, ACT - ЛТД, 1998. - С. 75 - 83.

69. Юнг К. Г. Психология и религия. Пер. с англ. А. М. Руткевича // Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: Renaissance, 1991. - С. 129 - 202.

70. Юнг К. Г. Психологические типы. Пер. с нем. С. Лорие и В. Зеленского. - М.: Университетская книга - ACT, 1997. - 716 с.

71. Bettelheim В. Kinder brauchen Märchen. - 3. Auflage. - München: Deutschen Taschenbuch Verlag, 1980. - 395 S.

72. Görres A. Gesichtspunkte der Tiefenpsychologie // Wer ist das eigentlich -Gott? - München: Kösel - Verlag, 1969. - S. 25 - 33.

73. Groddeck G. Das Buch vom Es: Psychoanalytische Briefe an eine Freundin. - 3. Auflage. - Frankfurt am Main: Ullstein, 1990. - 307 S.

74. Groddeck G. Der Symbolisierungszwang // Imago. Zeitschrift für Anwendung der Psychoanalyse auf die Geisteswissenschaften. - Leipzig - Wien: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1922. - Bd. VIII. - S. 67 - 81.

75. Daim W. Tiefenpsychologie und Erlösung. - Wien: Verlag Herold, 1954. -

363 S.

76. Daim W. Umwertung der Psychoanalyse. - Wien: Verlag Herold, 1951. -

364 S.

77. Freud S. / Pfister O. Briefe 1909 - 1939. - Frankfurt am Main: S. Fischer -Verlag, 1963.- 128 S.

78. Jung C. G. Die Lebenswende // C. G. Jung. Gesammelte Werke. 17 Bde. -Zürich und Stuttgart: Rascher - Verlag, 1967. - Bd. 8. S. 441 - 460.

79. Levy L. Die Sexualsymbolik der Bibel und des Talmuds // Zeitschrift für Sexualwissenschaften. - Bonn: A. Eulenberg und J. Bloch, 1915. - Bd. 1. - Heft. 7: S. 273 - 279. Heft 8: S. 318 - 326.

80. Levy L. Sexualsymbolik in der biblischen Paradiesgeschichte // Imago. Zeitschrift für Anwendung der Psychoanalyse auf die Geisteswissenschaften. -Leipzig - Wien: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1919. - Bd. V. - S. 16 -30.

81. Levy L. Sexualsymbolik in der Simsonsage // Zeitschrift für Sexualwissenschaften. - Bonn: A. Eulenberg und J. Bloch, 1917. - Bd. 3. - S. 256 -271.

82. Müller - Braunschweig C. Das Verhältnis der Psychoanalyse zu Ethik, Religion und Seelsorge. - Mecklenburg, 1927. - 72 S.

83. Pfister O. Analytische Seelsorge. Einführung in die praktische Psychoanalyse für Pfarren und Laien. - Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1927. - 145 S.

84. Pfister O. Die psychoanalytische Methode. Eine erfahrungswissenschaftlich - systematische Darstellung. - 3. Auflage. - Leipzig: Julius Klinckhardt, 1924. - 600 S.

85. Pfister O. Das Christentum und die Angst. - 2. Auflage. - Ölten und Freiburg im Breisgau: Walter - Verlag, 1975. — 530 S.

86. Pfister O. Die Entwicklung des Apostels Paulus. Eine religionsgeschichtliche und psychologische Skizze // Imago. Zeitschrift für Anwendung der Psychoanalyse auf die Geisteswissenschaften. - Leipzig - Wien: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1919. - Bd. V. - S. 243 - 290.

87. Pfister O. Die Illusion einer Zukunft. Eine freundschaftliche Auseinandersetzung mit Prof. Dr. Sigm. Freud // Imago. Zeitschrift für Anwendung

der Psychoanalyse auf die Natur - und Geisteswissenschaften. - Leipzig - Wien: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1928. - Bd. XIV. - S. 149 - 184.

88. Pfister O. Die Frömmigkeit des Grafen Ludwig von Zinzendorf. Eine psychoanalytische Studie. - 2. Auflage. - Leipzig - Wien: Franz Deuticke, 1925. -132 S.

89. Pfister O. Die primären Gefühle als Bedingungen der höchsten Geistesfunktionen // Imago. Zeitschrift für Anwendung der Psychoanalyse auf die Geisteswissenschaften. - Leipzig - Wien: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1922. - Bd. VIII. - S. 46 - 53.

90. Pfister O. Die Religionspsychologie am Scheidewege // Imago. - Leipzig -Wien: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1922. - Bd. VIII. - S. 368 - 400.

91. Pfister O. Psychoanalyse // Die Religion in Geschichte und Gegenwart: Handwörterbuch für Theologie und Religionswissenschaft. Bd. 4. - Tübingen: Verlag von J. C. B. Mohr (Paul Siebeck), 1930. - S. 1634 - 1638.

92. Pfister O. Psychoanalyse und Weltanschauung. - Leipzig - Wien - Zürich: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1928. - 140 S.

93. Rank O. Das Inzest-Motiv in Dichtung und Sage. Grundzüge einer Psychologie des dichterischen Schaffens. - 2.Auflage. - Leipzig und Wien: Franz Deuticke, 1926.-652 S.

94. Rank O. Psychoanalytische Beiträge zur Mythenforschung. Aus den Jahren 1912 bis 1914. - 2. Auflage. - Leipzig - Wien - Zürich: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1922. - 184 S.

95. Reik T. Das Kainszeichen. Ein psychoanalytischer Beitrag zur Bibelerklärung // Imago. Zeitschrift für Anwendung der Psychoanalyse auf die Geisteswissenschaften. - Leipzig - Wien: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1919.-Bd. V. S. 31-42.

96. Reik T. Dogma und Zwangsidee. Eine psychoanalytische Studie zur Entwicklung der Religion. - Leipzig - Wien - Zürich: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1927. - 163 S.

97. Reik Т. Psychoanalytische Studien zur Bibelexegese // Imago. - Leipzig -Wien: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1919. - Bd. V. S. 325 - 363.

98. Reik T. Die Pubertätsriten der Wilden // T. Reik. Das Ritual. Psychoanalytische Studien. - 2. Auflage. - Leipzig - Wien - Zürich: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1928. - S. 90 - 135.

99. Reik T. The creation of woman: A psychoanalytic inquiry into the myth of Eve. - New York: Braziller, 1960. - 159 p.

100. Rudin J. Psychotherapie und Religion. Seele - Person - Gott. - Ölten und Freiburg im Breisgau: Walter-Verlag, 1960. - 232 S.

101. White V. Soul and Psyche. An Enquiry into the Relationship of Psychotherapy and Religion. - London: Collins and Harvill Press, 1960. - 312 p.

Дополнительная литература:

102. Аверинцев С. С. Послесловие // Христианство. Энциклопедический словарь в 3 т. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1995. - Т. 3. - С. 464 -488.

103. Беер Д. Психоаналитическая интерпретация Библии. Пер. с нем. Е. В. Рязановой // Альманах. Статьи по религиоведению. - М.: Современные тетради, 2002. - С. 112 - 114.

104. Букина И. Н., Попова М. А. Возникновение и развитие буржуазной психологии религии // Вопросы научного атеизма. Выпуск 11. - М.: Наука, 1971.-С. 113-147.

105. Букина И. Н. Буржуазная психология религии и теология // Вопросы философии и психологии. - Выпуск 2. - Л.: Издательство ЛГУ, 1968. - С. 104 - 108.

106. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса. Методологическое исследование // Выготский Л. С. Собрание сочинений. 6 тт. Т. 1. - М.: Педагогика, 1982. - С. 291 - 437.

107. Геннеп А. ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. Пер. с фр. Ю. В. Ивановой и JI. В. Покровской. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. — 198 с.

108. Гурев Г. Религия в свете фрейдизма // Антирелигиозник. Ежемесячный научно - методический журнал. - 1929. - №1. - С. 40 - 60.

109. Екентайте JI. Современный католицизм и фрейдизм // Католицизм и современная идеологическая борьба. - Вильнюс, 1975. - С. 209 - 219.

110. Екентайте JL Фрейдизм и современное христианство // Вопросы философии. - 1976. -№11.-С. 150- 157.

111. Еротич В. Христианство и психологические проблемы человека. Пер. с сербского А. В. Закуренко и М. Н. Секулич. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2009. - 480 с.

112. Коллинз Г. Пособие по христианскому душепопечению. Пер. с англ. А. А. Баева. - СПб: Мирт, 2010. - 924 с.

113. Красников А. Н. Методологические проблемы религиоведения. Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2007. - 239 с.

114. Лейбин В. М. Вера и разум // Психоанализ: проблемы, исследования, дискуссии. - М.: Канон +, 2008. - С. 285 - 291.

115. Лукачевский А. Т. Происхождение религии: Обзор теорий. - М.: Безбожник, 1929. - 126 с.

116. Лихи Т. История современной психологии. Пер. с англ. Н. Зуевой и И. Малковой. - СПб: Питер, 2003. - 448 с.

117. Майский В. И. Фрейдизм и религия. Критический очерк- М.: Безбожник, 1930. - 86с.

118. Малиновский Б. Секс и вытеснение в обществе дикарей. Пер. с англ. Н. Микшиной. - М: Издательский дом Государственного Университета -Высшей Школы Экономики, 2011. - 224 с.

119. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. - 4 издание. - М.: Восточная литература, 2006. - 407 с.

120. Мень А. Психоаналитическая интерпретация Библии // Мень А. Библиологический словарь. — М.; Фонд им. А. Меня, 2002. — Т. 2. С. 523 — 526.

121. Михайлов Ф. Т. Бог «антихриста» Фрейда // Антология российского психоанализа. Под. Ред. В. И. Овчаренко, В. М. Лейбина. В 2 тт. Т.1. - М.: Флинта, 1999. - С. 799 - 805.

122. Олпорт Г. С. Становление личности. Избранные труды. Пер. с англ. Л. В. Трубицыной, Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.

123. Попова М. А. Бог и бессознательное у Карла Юнга // Наука и религия.

- 1978. -№ 1.-С. 23-27.

124. Попова М. А. Критика психологической апологии религии (Современная американская психология религии). - М.: Мысль, 1973. - 261 с.

125. Попова М. А. Психоанализ и религия // Современная буржуазная философия и религия. - М.: Мысль, 1977. - С. 91 - 138.

126. Попова М. А. Сквозь призму психоанализа // Наука и религия. - 1977.

- № 3. - С. 56 - 59; № 4 - С. 65 - 69.

127. Попова М. А. Фрейд и его современные религиозные интерпретаторы // Вестник Московского Университета. - Серия 8. Философия. - 1975. - №2. -С. 62-73.

128. Попова М. А. Фрейдизм и религия. - М.: Наука, 1985. - 199 с.

129. Портнов А. А. Шахнович М. И. Психозы и религия. - Л.: Медицина, 1967.-96 с.

130. Рейснер М. А. Нужна ли нам вера в Бога? - М.: Красная Новь, 1923. -128 с.

131. Рейснер М. А. Фрейд и его школа о религии // Печать и революция. -М.: ГИЗ, 1924.-№ 1.-С. 40 - 60; № 3(2). - С. 81 - 106.

132. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1959.-354с.

133. Руткевич А. М. Психоанализ и религия. - М.: Знание, 1987. - 64 с.

134. Руткевич А. М. Фрейд и проблема Бога // Вопросы философии. - 1982.

- №3. - С. 145- 148.

135. Рязанова Е. В. Психотерапия пастырская // Религиоведение. Энциклопедический словарь. - М.: Академический проект, 2006. - С. 835 -836.

136. Скола А., Маренго Д., Лопес Х.П. Богословская антропология. Пер. с ит. Ю. Ромашева. - М.: Христианская Россия, 2005. - 383 с.

137. Старовойтов В. В. Психоанализ и религия // История философии. -2005. -№ 12.-С. 63 -88.

138. Фрэзер Д. Д. Фольклор в Ветхом Завете. Пер. с англ. Д. Вольпина. -М.: ACT, 2003.-650 с.

139. Хаутепен А. Бог: открытый вопрос. Богословские перспективы современной культуры. Пер. с голл. М. Пинкэ, М. Кузнецова. - М.: ББИ им. Св. Апостола Андрея, 2008. - 517 с.

140. Эванс - Притчард Э. Теории примитивной религии. Пер. с англ. А. А. Казанкова, А. А. Белика. - М.: ОГИ, 2004. - 142 с.

141. Энциклопедия глубинной психологии. В 4 тт. Т.1: Зигмунд Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие. Пер. с нем. под ред. А. М. Боковикова. - М.: MGM

- Interna, 1998. - 800 с.

142. Энциклопедия глубинной психологии. В 4 тт. Т. 4: Индивидуальная психология. Аналитическая психология. Пер. с нем. под ред. А. М. Боковикова. - М: Cogito - MGM, 2004. - 588 с.

143. Baumgartner I. Pastoralpsychologie. Einführung in die Praxis heilender Seelsorge. - Düsseldorf: Patmos - Verlag, 1990. - 703 S.

144. Bernet W. C. G. Jung und Theologen // C. G. Jung im Leben und Denken unserer Zeit. Vorträge zum 100. Geburtstag. - Ölten und Freiburg im Breisgau: Walter-Verlag, 1975. - S. 72-87.

145. Biddle E. W. Integration of religion and psychiatry. - New York: Collier Books, 1962.- 188 p.

146. Brasch V. von. Betroffen von Gott // Betroffen von Gott. Beiträge zum Dialog zwischen Theologie und Tiefenpsychologie. - Frankfurt am Main: Haag + Herschen, 1981.-S. 53-67.

147. Dunde S. R. Psychotherapie // Wörterbuch der Religionspsychologie. -Güterloh: Verlag - Haus Mohn, 1993. - S. 219 - 228.

148. Fingert H. H. Psychoanalytische Studie über den Propheten Jona // Psychoanalyse und Religion. - Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1977.-S. 180- 192.

149. Jörns K. - P. Von Entfremdung zu Integration. Wie antwortet Seelsorge auf die Frage nach dem Sinn des Leben? // Wege zum Menschen. - Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1989. - Jg. 41. - S. 470 - 478.

150. Kings S. Jung's Hermeneutic of Scripture // The Journal of Religion. -1997. №77.-pp. 233-251.

151. Krausner S. Z. Psychiatry: The Religion - Psychiatry Movement // International Encyclopedia of the Social Sciences. - New York: The Macmillan Company & The Free Press, 1968. - p. 632 - 638.

152. Riedel I. Gottesbilder - Bilder der Seele // Betroffen von Gott. Beiträge zum Dialog zwischen Theologie und Tiefenpsychologie. - Frankfurt am Main: Haag + Herschen, 1981. - S. 5 - 38.

153. Rey K. G. Neuer Mensch auf schwachen Füßen. Erfahrungen eines Psychoanalytikers mit Gott. - München: Kösel - Verlag, 1982. - 141 S.

154. Schall T. U. Seelsorge/Pastoralpsychologie // Wörterbuch der Religionspsychologie. - Güterloh: Verlag - Haus Mohn, 1993. - S. 258 - 269.

155. Stern K. The Third Revolution. A study of psychiatry and religion. - New York: Harcourt, Brace and Company, 1954. - 306 p.

156. Wehr G. Gesichtspunkte zur Bibelauslegung aus der Sicht der analytischen Psychologie // Tiefenpsychologische Ansätze zur Theologie. - Fellbach -Oeffingen Adolf Bonz -Verlag, 1975. - S. 41 - 61.

157. Winkler K. Angstbewältigung als praktisch - theologisches Problem // Wege zum Menschen. - Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1995. - Jg. 47. - S. 152- 164.

158. Wunderle G. Einfuhrung in die moderne Religionspsychologie. München: Kösel & Pustet, 1922. - 140 S.

159. Zeligs D. F. Psychoanalytische Randbemerkungen zur Funktion der Bibel // Psychoanalyse und Religion. - Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1977.-S. 176- 179.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.