Архетип и ментальность в контексте религиоведения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат философских наук Строчак, Владимир Михайлович
- Специальность ВАК РФ09.00.06
- Количество страниц 146
Оглавление диссертации кандидат философских наук Строчак, Владимир Михайлович
Введение. 3
Раздел I. Бессознательное в структуре религии: архетипические предпосылки формирования религиозных идей и представлений . 15
Раздел И, Менталъноеть как единство сознательного и бессознательного: специфика религиозной мешальности.65
Раздел III. Понятие архетип и менталъноеть на примере религиозной концепции "Москва - третий Рим".113
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК
Психология религии и религиозная психология: опыт философского анализа1999 год, кандидат философских наук Смирнова, Елена Тимофеевна
Архетипические сценарии социального взаимодействия2010 год, доктор философских наук Маленко, Сергей Анатольевич
Методология психоаналитического исследования религиозного опыта в концепциях классического и постклассического психоанализа2011 год, кандидат философских наук Горяченко, Екатерина Андреевна
Архетипическая матрица русской культуры2002 год, кандидат философских наук Любавин, Максим Николаевич
Мессианство русской культуры: проблема продуцирования социокультурных феноменов архетипичного2009 год, кандидат философских наук Петров, Андрей Павлович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Архетип и ментальность в контексте религиоведения»
Актуальность темы исследования. Религия как самостоятельное явление занимает существенное место в структуре общественного бытия, проявляя себя в идеологии, вероучении, представлениях и поведении верующих и т.п. Смысловое содержание религии зафиксировано в вероучительных текстах, богословской и иной литературе и исследуется при помощи логического анализа и рационального объяснения. Вместе с тем, она охватывает и широкий пласт психологии, включающей в себя настроения, чувства и переживания верующих, что также является объектом религиоведения.
В то же время, работы западных психологов, исследовавших религиозные восприятия через призму коллективного и индивидуального бессознательного, в течении многих десятилетий находились в забвении. Любая попытка рассматривать религию на уровне бессознательного встречала обвинение в оправдании идеи ее врожденности и, в конечном итоге, апологии сверхъестественного.
В последние несколько лет наблюдается процесс изменения отношения к этой проблематике в сторону объективной оценки значения ш* я* W W W иррационального в области общественной, групповой и индивидуальной психологии, а также широкого интереса к этим явлениям. Наряду с этим, увеличился круг соответствующей литературы, в том числе и переводной, раскрывающей читателям широкий спектр новых идей, концепций и терминов, связанных с религиозной проблематикой.
Среди понятий, которые, по мнению соискателя, могут быть эффективно использованы в религиоведческом аспекте, затрагивающих сферу бессознательного, относятся "архетип" и "ментальность". Отсутствие в религиоведении специальных работ, а также сложность самих понятий, определение содержании которых лежит на стыке психологии, философии, культурологии и других дисциплин, приводит к путанице и разночтению, а зачастую и к неправильной их интерпретации.
Именно восполнению этого пробела могло бы содействовать исследование этих понятий, но осмысленных именно в структуре понятийного аппарата религиоведения.
Состояние научной разработанности проблемы. Литературу, рассматривающую понятие "архетип", можно условно разделить на три группы. Первая включает в себя классические труды З.Фрейда и К.Юнга, в которых большое место отводится значению бессознательного в объяснении происхождения, эволюции и воспроизведения релегии. Во второй группе представленны работы советских исследователей, в основном критически оценивающих учения психоаналитиков в русле данной проблематики. Третью группу составляют немногочисленные исследования, опубликованные в конце 80-начале 90-х годов, позитивно осмысливающие архетип в рамках научных изысканий в области общественных и религиозных феноменов.
З.Фрейд пытался применить свой психоаналитический метод для объяснения возникновения религии, рассматривая общественные явления, в том числе и религиозные, по аналогии с индивидуальными неврозами. Религиозное чувство сводилось им к определенному роду невроза, свойственного всему человечеству. При этом функция религии заключалась в защите психики человека от врожденных переживаний бессознательного прошлого1 .
1. См.; Фрейд 3. Тотем и табу // "Я* и "ОНО". Труды разных лет. Книга 1. -Тбилиси, 1991.
К.Юнг впервые ввел понятие "архетип" в научный оборот. Для него религиозные представления выступают как продукты "коллективного бессознательного" - базисного психического источника, служающие питательной почвой для последующего возникновения и воспроизводства религиозного чувства и сознания. Содержание коллективного бессознательного составляют архетипы, которые могут открываться сознанию во сне, в медиумическом трансе и мистическом откровении, а также выражаются через архетипические представления в сказках, мифах, религиозных учениях. Во всех этих случаях сознание имеет дело с "переработанными" архетипическими содержаниями, предстающими в виде символов и служащих богатым средством для воображения и фантазии1.
Как и З.Фрейд, К.Юнг видит в религии коллективно вырабатываемую форму защиты от невроза и делает вывод о психологической необходимости религии и обращения к ней человека в его стремлении к душевном}' здоровью. На Западе зги идеи оказали большое влияние как на теоретическую, так и на практическую трактовку религиозных программ (к примеру, на формирование так называемой пастырской психологии)2.
BW и советской научной литературе после некоторого внимания и интереса к проблемам психоанализа в 20-х годах уже с начала 30-х годов стали появляться резко критические работы, направленные против "буржуазного психоанализа". Этому способствовала идеологическая установка по отношению к психоаналитической науке вообще. Она признавалась субъективистской и эклектической и относилась к "правому идеологическому
1. См.: Юнг К. Архетип и символ. - М, 1991.
2. См.: Попова М.А. Критика психологической апологии религии // Современная американская психология религии. - М, 1972. -С. 211-220. лагерю". Соответственно этому и в религиоведческой литературе объективное исследование бессознательного было практически исключено. Такое установочное направление просуществовало, за редким исключением (школа Д.Н.Узнадзе, к примеру), вплоть до второй половины 80-х годов, когда психоаналитические теории критиковались за " социобиологизаторство", "субъективизм" и "натуралистический" характер мировоззрения1.
В этом же ключе трактовались и те немногочисленные работы, которые были посвящены изучению юнговского понятия "архетип". Наиболее показательны в этом плане исследования Н.В.Ветровой и В.М.Руткевича, где первая критиковала К.Юнга за "идеалистически-иррационалистический", "агноети-цистический" подход к содержанию архетипа2, а второй - за одностороннее и антиисторическое объяснение религиозных феноменов, за своего рода "неортодоксальную теологию": смесь христианства, гностицизма, каббалистики, соединенных с психологическим методом интерпретации библейских текстов3. Следует заметить, что в последнее время позиции Руткевича в отношении научного применения указанного понятия претерпела существенное изменение в сторону его приятия4.
Едва ли не единственной работой, содержавшей положительный отзыв о концепции К. Юнга в конце 70-х начале 80-х годах, была небольшая статья
1. См.: Карпинская Р.С., Фесенкова JI.B. Актуальные проблемы философии биологии // Вопросы философии. - 1985. - N 10. - С. 28-29; Социальная психология /Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. - Л, - С. 20; Угрино-вич Д.М. Философские проблемы критики религии. - М, С. 203-205.
2. См.: Ветрова Н.В. Миф и художественное творчество (Критика концепций З.Фрейда и К.-Г.Юнга). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук,- М, 1984.
3. См.: Руткевич А.М. Психоанализ и религия. - М, 1987.
4. См.: Руткевич А.М. К.Г.Юнг об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. - 1988. - N 1; Предисловие к кн.: ЮНГ. К. Архетип и символ. -М, - С. 21.
Е.М.Фиалковой. Она высоко оценивает его комплексный метод исследования психики человека, в котором Юнг стремился обнаруживать и внепсихические, то есть социальные и культурные корреляты сознания, что, по мнению Фиалковой, сближает его с несубъективистскими установками изучения психики. Исследователь отдает должное разработанному Юнгом понятию "архетип" и его идеям о глубинной и неразрывной связи психологии как сферы науки с философией и мировоззрением и об огромном значении указанного понятия для научных изысканий1.
Сегодня мы практически не встречаем в отечественной литературе ни простого отрицания идеи бессознательного психического, ни огульных негативных оценок психоаналитической трактовки этой идеи. Однако, отмечают исследователи этого вопроса, и никаких серьезных разработок в данной области не предложено. И хотя последние несколько лет отмечены значительным интересом к этим исследованиям, в целом ситуация выглядит весьма удручающей2.
Можно отметить лишь несколько небольших работ, так или иначе затрагивающих понятие "архетип". К.М.Мелетинский, рассматривая проблему происхождения архетизшческих сюжетов в эпосах и сказках народов мира, обратил внимание на то, что определение архетипа у Юнга в разных местах его книг сильно колеблются. Под этим понятием Мелетинский понимает "некие структурные схемы, структурные предпосылки образов, существующих в
1. См.: Фиалкова Е.М. Методологические аспекты аналитической психологии К.Г.Юнга // Вопросы философии. - 1979. - N 1.
2. См.: Пружинина А.А., Пружинин Б.И. Из истории отечественного психоанализа (Историко-методологический очерк) // Вопросы философии. -1991. - N 7; Научный атеизм. Учебное пособие для системы политической учебы / Под ред. М.П.Мчедлова. - М, 1988. сфере коллективно-бессознательного и, возможно, "биологически" наследуемых, как концентрируемое выражение психической энергии, актуализированной объектом1.
Более существенный анализ представлен в недавно вышедшем сборнике, который посвящен проблемам социального психоанализа2. В нем Л.А. Степанова призывает преодолеть "гносеологический барьер рационального знания и окунуться в океан архаичного мышления". Она пишет о том, что чрезвычайно трудно дать научное определение архетипа, поскольку в работах Юнга оно весьма неопределенно, метафорично и в некотором смысле теояогично. Проведенный ею краткий анализ содержания архетипа и создания на его основе "классификационной матрицы", содержащей в себе ряд основополагающих принципов, заслуживает особого внимания и позволяет говорить о начале действительно научного подхода к исследуемому феномену.
Отсутствие специальных работ по данной проблеме в отечественной ее м науке приводит к тому, что понятие архетип до сих пор является размытым и малопонятным, что, в свою очередь, ведет к различной его интерпретации. Так, к примеру, А.С.Панарин полагает, что наряду с природными инвариантами, выступающими на уровне генетического кода или на уровне биогеоценозов, существуют и инварианты культуры - "долговременные структуры архетипического или ценностного порядка". Панарин выводит содержание архетипа из фрейдовского понятия "архаического наследия". Другие исследователи, такие как В,К.Кантор и А.П.Огурцов - из ментальных структур . См.: Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архстипических сюжетов // Вопросы философии- -1991. - N 10.-С. 42.
2. См.: Основы социального психоанализа. Под общей ред.докт.филос.наук, проф.Попова В.Д. - М, 1996. - С. 128-131. или социальной психологии национального характера. В этом же ключе В.А.Тишков определяет понятие нации как некоего архетипа "этносоциального" организма, а К,Касьянова говорит о "социальном архетипе"1.
Не лучшим образом обстояло дело и в религиоведческой литературе, в которой до последнего времени эта категория не использовалась в качестве научного аппарата для объяснения религиозных явлений. Лишь в последние несколько лет появилось место для понятия "архетип", хотя, по мнению диссертанта, ему до сих пор уделяется недостаточное внимание2.
Понятие "ментальность" уже встречается в XIX веке у Р.Эмерсона. Французский исследователь начала XX века ЛЛеви-Брюль использует (вслед за Э.Дюркгсймом) термин "коллективные представления"3. В своих работах он отмечает два типа ментальности: первобытное, дологическое мышление с ее М характерным для него законом партиципации и современное, логическое, основанное на законе противоречия и наиболее характерно представленное в европейской традиции рационального мышления.
Важной вехой в истории концепции ментальности стали работы французского историка ЖЛефевра, объектом пристального внимания которого была психология масс. Он ввел понятие "коллективной ментальности".
1. См.: Российская ментальность (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 1994. -N1.-C.34-53; Тишков В.А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе // Вопросы философии. - 1990. - N 12. -С. 11; Касьянова К. О русском национальном характере. -М, С. 32.
2. См.: Основы религиоведения: Учеб./Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков. Под ред. И.Н.Яблокова. - М.: Высш. ж., 1994; Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш.учеб. заведений и преп. ср.школы. - 2-е изд., доп. - М, 1995.
3. См.: Леви-Бркшь Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М, 1994.
Лефевр показал, что за идеолого-полигической "событийной" историей скрывается ее глубинный источник - подчиненная особым законам динамика коллективного способа мышления1.
Существенный качественный сдвиг в разработке исследуемого понятия произошел в связи с публикациями трудов основателей школы "Анналов" -М.Блока и Л.Февра2. Основной сферой интересов М.Блока был феодальный
К/ и у* строи средневековой Европы, ее материальная жизнь, аграрные отношения, история земледелия и т.д. Но эта история рассматривалась им через призму "коллективного бессознательного" простого народа, внутреннего мира, "умостроя" человека своего времени. Л.Февр основной упор в исследованиях делал на историю культуры, религиозных идей и представлений и психологии общества. Под ментальносгью он подразумевал исторически складывающуюся структуру миронидения, коренные установки и привычки сознания, определяющие мысли, чувства, поведение людей, а также их ценностные ориентиры, фобии, "жесты" и т.д. Существенное продолжение идеи основателей "Анналов" получили в трудах их последователей; ЖЛе Гофф, Ж.Дюби, А.Буро и других3.
В отечественной историографии можно выделить работы АЛ.Гуревича, рассматривающего ментальность как "картину мира" а также работы
1. См.: Лефевр Ж. "Великий страх" 1789 года / История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. - М, 1996.
2. См.: Февр Л. Бои за историю.- М, 1991; Блок М. Апология истории. - М, 1986.
3. См.: Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М, 1992; Ле Гофф Ж. С небес на землю // Одиссей. Человек в истории. - М, 1991; История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. -М, 1996.
Ю.МЛошана, Б.А.Успенского, С.С.Неретиной, Е.М.Меяетинского и других1 . В область их исследований входил повседневный быт, религиозные обычаи и ритуалы ежедневного поведения, ценностные ориентации и мотива-ционная деятельность людей определенной культуры и эпохи.
Приведенные работы оперируют широким спектром религиозных явлений, проходящих через призму ментального отражения, стереотипов восприятия и установочного поведения верующих, влияющих, в конечном итоге, на специфику общества или отдельной социальной страты. Однако в религиоведении понятие " ментальность" не нашло еще своего должного места и определения. Его разработка в указанном ракурсе позволила бы более глубоко проникнуть в реалии религиозного существования.
Обзор состояния разработанности проблемы бессознательного в общественных науках, в том числе в религиоведении, свидетельствует о нарастании интереса к этой проблематике, в частности в расширении сферы приw цn сг менимости понятии архетип и ментальность , в том числе к описанию и анализу религиозных феноменов. В то же время в религиоведческой науке отсутствуют специальные проработки этих понятий, не определены их содержание и отличительные черты, которые позволяли бы рассматривать их как часть научного аппарата религиоведения. Данная диссертация представляет собой попытку восполнить этот пробел.
Цель и задачи исследования. Цель данного исследования заключается в
1. См.: Гуревич АЛ. Европейское средневековье и современность / Европейский альманах. История. Традиции. Культура. - М, 1990; Гуревич А.Я. Исторический синтез и Шкота "Анналов". - М, 1993; Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (ХУШ-начало XIX века). - Спб, 1994; Успенский Б.А. Избранные труды, т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры.- М, 1994; Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. История: миф, время, загадка.-М, 1994 и другие. выявлении сущности и содержания понятий "архетип" и "менталъноеть" в контексте религиоведения, возможности их практического применения для анализа религиозных феноменов.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
- изучить и проанализировать по первоисточникам начальный смысл рассматриваемых категорий и его эволюцию в последующей литературе;
- выявить на основе анализа их содержательные компоненты и характерные признаки;
- исследовать архетипические предпосылки образования религиозных идей и представлений; рассмотреть специфику религиозной ментальности в категориях религиоведческой дисциплины;
- обосновать практическую применимость и значимость этих понятий при анализе религиозной концепции "Москва - третий Рим".
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и научная новизна исследования. В диссертации обосновано положение о том, что исследование религиозных феноменов не ограничивается изучением только религиозного сознания и внешних проявлений настроений и чувств верующих, а должно распространяться и на структуры коллективного и личного бессознательного, играющих существенную роль в предрасположенности, воспроизводстве и трансляции религии. На основе имеющейся литературы даны обобщенные представления о сущности и основных содержательных компонентах архетипа и ментальности в контексте религиоведения.
В исследовании новизной отличаются следующие положения:
- проанализированно состояние изученности рассматриваемых категорий в религиоведении;
- введены в научный оборот новые понятия: "естественный архетип", "модифицированный архетип";
- определены архетипические предпосылки формирования религиозных идей и представлений;
- на основе соотнесения понятий "архетип" и "мснтальность" разграничены сферы их влияния и применения к анализу религиозных явлений.
Методологической основой исследования стали научные принципы объективности, системности, историзма и материализма, а также элементы аналитической психологии. Эта методологическая база является ключом к пониманию многих религиозных феноменов в прошлом и настоящем.
Or.wnTtHTjyffl источниками исследования явились труды известных психологов (З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм), которые занимались вопросами личного и коллективного бессознательного в контексте рассмотрения общественных явлений; работы зарубежных и отечественных историков, философов и культурологов (Ж. Jle Гофф, Л.Февр, АЛ.Гуревич и другие), прямо или косвенно исследовавших проблему содержания и применения указанных категорий в научных изысканиях; исследования российских, советских и зарубежных ученых, рассматривающих содержание, значение и эволюцию концепции "Москва - третий Рим" (П.Н.Милюков, Е.М.Мелетинский, Н.В.Синицина, Дж.Джираудо и другие).
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что оно привлекает внимание религиоведов к исследованию роли бессознательного в функционировании и воспроизводстве религии, дает содержательное описание понятий "архетип" и "ментальность", адаптируя их к изучению религиоведческой проблематики. Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании религиоведения в ВУЗах.
Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования изложены соискателем в научных публикациях общим объемом 2,8 пл. и, кроме того, в выступлении автора на "круглом столе" "Социальные взрывы в прошлом и настоящем" (Институт российской истории РАН, апрель 1996 г.). Публикации по материалам диссертации включены в программы курса лекций и спецкурсов по истории христианства на кафедре истории МГТУ им. Н.Э.Баумана. Диссертация обсуждена на заседании кафедры религиоведения РАГС и рекомендована к защите.
Структура диссертантки включает в себя введение, три раздела, заключение и список использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК
Механизмы духовно-нравственного измерения политических процессов: Политическая мифология2000 год, доктор политических наук Савельев, Андрей Николаевич
Философско-культурологические и религиоведческие концепты теории К. Г. Юнга2002 год, кандидат философских наук Фишбейн, Наталья Валерьевна
Мессианство как социокультурный и идеологический феномен России: вторая половина XV - первая треть XX вв.2007 год, доктор философских наук Сторчак, Владимир Михайлович
Феноменология архетипа в системе социокультурного освоения коллективного бессознательного: На материалах творчества К. Г. Юнга1998 год, кандидат философских наук Маленко, Сергей Анатольевич
Механизмы бессознательного социального извращения феноменологии архетипа2001 год, кандидат философских наук Некита, Андрей Григорьевич
Заключение диссертации по теме «Философия религии», Строчак, Владимир Михайлович
3АКЛЮЧЕН ИЕ
Подытоживая вышеизложенное, сделаем следующие выводы: нуминоз-ный архетип - это важный "специфический инстинкт" в направлении жизнедеятельности человека. Он предствляет собой мощный пласт первобытной психической энергии, который находит свое выражение в религиозных доктринах и канонах, обрядах, культовой символике и т.п. Вся история религии-это история религиозных представлений, верований, идей и ментальной эволюции этих важных элементов человеческого существования, принимающих со временем различные социокультурные формы бытия. "Картина мира" русского человека за последнее тысячелетие складывалась под воздействием христианско-православного вероучения, которое претерпевало в своей истории различные изменения, что придавало ей определенную специфику развития. Одним из таких специфических моментов в истории русского православия явилась рассмотренная в диссертации концепция "Москва - третий Рим", придавшая своеобразные черты ментальным структурам "московита", россиянина и советского человека. Выделенные нами ментальные доминанты актуальны и по сей день, хотя они и претерпели известные видоизменения. Включение их в идеологическую канву государственной политики служило мощным средством социальной терапии в российском обществе многие столетия, и наоборот, игнорирование этих доминант в идеологии или отсутствие в ней энергетического начала нуминозного архетипа, служит существенным фактором для дестабилизации в обществе, распаду моральной и духовной традиции, дезориентации и разобщенности членов этого общества. Другими словами, ущемление и радикальное вытеснение архетипических представлений прошлого из общественных форм прежде устоявшегося миропорядка приводит к психической дезинтеграции и индивидуальным неврозам. Соответственно этому, массовое вытеснение приводит к массовым неврозам и истериям, ибо, как отмечал К. Юнг, все в человеческом мире подвластно законам психологии, где душа народа есть лишь несколько более сложная структура, нежели душа индивида1 .
Если сравнить общественно-политический и психологический климат до- и послеперестроечного времени, то не секрет, что его характеристика будет не в пользу последнего (наше время по аналогии соизмеряют со "смутными" временами начала XVII и XX веков в России). Существенным фактором этого состояния является игнорирование новой идеологией многих прошлых ценностных ориентаций, а конкретно, своеобразного "нигилизма" в отношении выделенных нами ментальных доминант народного самосознания, существенным образом определявших на протяжении столетий специфические черты национального характера русского человека и несших, и по всей видимости не исчерпавших в себе, огромный энергетический заряд "специфического инстинкта". Безотчетная ориентация на Запад и его ценностные идеалы без учета национальных особенностей народа (так же как и специфических черт, присущих именно западной цивилизации, огромную роль в формировании которых играли католичество и протестантизм) приводит лишь к негативным последствиям, ибо, с точки зрения того же Юнга, "мы не можем перевести дух чуждой расы в нашу ментальность целиком, не нанося ощутимого ущерба последней ."1 . К тому же еще, необходима известная временная дистанция, чтобы удостовериться в устойчивости и перспективности новативных феноменов в современной жизни нашего общества, гак как довольно часто случается, "что чем интенсивнее говорят о чем-то и чем интен сивнее пропагандируют, тем скорее оно выйдет из употребления и исчезнет совсем"2.
С другой стороны, обращаясь к опыту западной цивилизации, мы часто за "деревьями не видим леса": многие ощущают лишь ее внешний материальный успех. "Однако, - как справедливо замечает М.Н.Громов, - ее глубинную сокровенную подоснову составляет заложенная более полутора тысяч лет назад система христианских ценностей. Без сакрального фундамента общество оказывается построенным на песке, и если из грандиозного здания западного социума вынуть опорные его камни, оно не устоит"3.
Поэтому необходимо сказать следующее: выдвинутое недавно президентом Б.Н.Ельцыным предложение о создании новой "национальной идеи" является, без сомнения, весьма актуальным и необходимым делом для российского общества. Но любая "национальная идея" должна или опираться, или учитывать те сакрально-ценностные идеалы и ориентиры, которые были выработаны и достались от всей прошлой истории народа и государства. Ибо, как писал А.И.Герцен, "казнить верования не так легко, как кажется; трудно расставаться с мыслями, с которыми мы выросли, сжились, которые нас лелеяли, утешали, - пожертвовать ими кажется неблагодарностью"4.
5 Юнг К. Психология бессознательного. -М, 1994. - С. 210.
2 Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура:Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 4-е изд. - М, 1990. -С .227. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. - 1994. - N 1. - С. 58.
4 Цит, по. Лебедев А. А. Трудно быть богом, или о принципах которые у нас в крови // Вопросы философии. - 1991, - N 7. - С, 71. й дело не только в том, как с этической точки зрения охарактеризовать выделенные нами- мстилБныег-диишшнты; ~чеж~уже -знштаюгся-некогорьге исследователи'. Суть проблемы состоит в следующем: концепция "Москва -третий Рим" была серьезного воспринята в России. Она стала ведущей доминантой государственного самосознания русского нарюда, включая в себя целую серию осознаваемых и неосознаваемых разнообразных теорий от великодержавного гегемонизма до почвенного мессианизма. Принимая различные формы и окрашиваясь в разные цвета, идея имперского величия и связанных с ней ответственности, самопожертвования и долга глубоко укоренилась в менталитете россиян. "Россияне заплатили слишком дорогую цену за имперскую идею, - пишет М.Н.Громов,- чтобы легко и просто, без мучительного разрыва с ней расстаться ." По его мнению, распад СССР продолжает линию распада великих империй прошлого. По внешнему сопоставительному критерию он может быть сравним с закатом Британской империи, по внутреннему смыслу - с падением Рима в IV и Византии как "нового" или "второго Рима" в XV веке. С его точки зрения, здесь можно обнаружить внутренние 2 типологические связи .
И последнее. История мировых цивилизаций показывает нам, что Россия не одинока в своих религиозных амбициях мессианского направления. Многие народы и мировые державы имели и имеют доселе сходные мотивы своей культурной рефлексии, заложенные, прямо или косвенно, в идеологических концепциях и социокультурных ментальных доминантах нации, будь
1 См.: Мильдон В.И. Русская идея в конце XX века // Вопросы философии. - 1996. - N 3. -С. 55; Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. - 1994. -N 1. - С. 55.
2 См.: Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. - 1994.- N 1. - С. 54-55. то иудаистски-религиозная вера в "избранность" еврейского народа или не менее древняя китайская идея "поднебесного царства", или же более "молодая" мечта о тысячелетнем царстве "германского Рейха". "Такого рода идею, - пишет А.С.Панарин, - взяли на вооружение США после II мировой войны -миссию защитника свободного мира". В современном мире на место колониальных держав приходят державы мессинского телка, организованные идеей. "Таковыми были США и СССР, - продолжает он, - в таком же ключе идет образование локальных (региональных) сверхдержав"1.
В свете сказанного, на повестку будущих теоретических изысканий выдвигаются следующие вопросы: возникновение, эволюция, религиозное содержание и влияние идей подобного рода в истории государств и народов мира; сопоставление и нахождение их внутренних типологических связей; выявее w м ление силовых полей точек их соприкосновения как в прошлом, так и в настоящем, политический и идеологический, а также ментальный резонанс се *■> П w этих соприкосновении в истории взаимоотношении государств и народов между собой и т.п. Исследование этих вопросов содействовало бы существенному вкладу в изучение проблем, стоящих перед общественными науками.
Панарин А.С, Между непримиримой враждой и нераздельным единством. Евразийство: за и против, вчера и сегодня (материалы "круглого стола'*) // Вопросы философии. - 1995. - N 6. - С.4.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Строчак, Владимир Михайлович, 1997 год
1. Автономова Н.С. К спорам о научности психоанализа // Вопросы философии. 1991. - N 4.
2. Асмолов А. Г. В поисках социоэволюционной концепции личности // Дмитрий Николаевич Узнадзе классик советской психологии. Тбилиси; "Мацниереба", 1986. - 387 с.
3. Асмолов АГ. На перекрестке путей к изучению психики человека: бессознательное, установка, деятельность // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Том четвертый. Тбилиси: "Мацниереба", 1985.-461 с.
4. Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея. -М: Республика, 1992. 496 с.
5. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. -М.: Республика, 1994. 480 с.
6. Бердяев Н.А Самопознание (опыт философской автобиографии). -М.: Международные отношения, 1990. 336 с.
7. Бессмертный ЮЛ. "Анналы": переломный этап? // Одиссей. Человек в истории. 1991. -М.: Наука, 1991. 192 с.
8. Блок М. Апология истории. -М.: Наука, 1986. 254 с.
9. Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип // Избранные статьи. В 2-х т. Т. 2. -М.: Наука, 1993. 750 с.
10. Ю.Вебер М. Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990. 808 с.
11. П.Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 4-е изд. -М.: Рус.яз., 1990. 246 с.
12. Ветрова Н.В. Миф и художественное творчество (Критика концепций З.Фрейда и К.-Г.Юнга). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. -М.: АН СССР, 1984.
13. ГЗ.Вжозек В. Историография как игра метафор // Одиссей. Человек в истории. 1991. -М.: Наука, 1991. 192 с.
14. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии // Этика преображенного эроса. -М. Республика, 1994. 368 с.
15. Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб.пособие для студентов высш.учеб.за-ведений и преп.ср.школы. 2-е изд., дополненное. -М.: Аспект Пресс, 1995. - 349 с.
16. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. -М.: Галарт, 1994. 296 с.
17. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интеграции отечественной философии // Вопросы философии. 1994. - N 1.
18. Гумилев JI.H. Эктогенез и биосфера Земли. -М.: Танаис ДИ-ДИК, 1994. -638 с.
19. Гуревич А.Я. Европейское средневековье и современность // Европейский альманах. История. Традиции. Культура. -М.: Наука, 1990. 192 с.
20. Гуревич АЛ. Исторический синтез и Школа "Анналов". -М.:"Индрик", 1993. 328 с.
21. Гусев С.С., Пушканский Б.Я. Обыденное мировоззрение. Структура и способы организации. -Спб.: Наука, 1994. 88 с.
22. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. Учебное пособие для студентов. -М.: Институт практической психологии, 1996. 144 с.
23. Даль В. Пословицы русского народа. -М.: Художественная литература, 1957. 991 с.
24. Иванов Вяч.Вс. Знаковая система бессознательного как семиотическая проблема // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Том третий. -Тбилиси: "Мацниереба", 1978. 798 с.
25. Иванов Вяч. О русской идее //Русская идея. -М.:Республика, 1992. -496 с.
26. Ильин И. А Опасности и задания русского национализма // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов. В 2-х тт. Т.1. -М.: Рарог, 1992. 344 с.
27. Ильин И.А. О русской идее //Русская идея. -М.: Республика, 1992. -496 с.
28. История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. -М.: Институт всеобщей истории РАН, 1996. 255 с.
29. Карасев Л.В. Русская идея (символика и смысл) // Вопросы философии. -1992. N 8.
30. Карпинская Р.С., Фесенкова Л.В. Актуальные проблемы философии биологии // Вопросы философии. 1985. - N 10.
31. Карсавин Л.П. Культура средних веков. -Киев:: Символ, 1995. 208 с.
32. Касьянова К. О русском национальном характере. -М.:Инстигут национальной модели экономики, 1994. 367 с,
33. Ключевской В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1. -М.: Мысль, 1993. 572 с.
34. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима, -М.: "Индрик", 1994. 528 с.
35. Копелев JI.3. Чужие // Одиссей. Человек в истории. 1993. Образ "другого" в культуре. -М.: Наука, 1994. 336 с.
36. Колосов Н.Б. Советская историография, марксизм и тоталитаризм // Одиссей. Человек в истории. 1992. -М.: Кругъ, 1994. 224 с.
37. Куценков П. Третий Рим по второму заходу // "Независимая газета". -1996. 23 марта.
38. Лебедев А.А. Трудно быть богом, или о принципах, которые у нас в крови // Вопросы философии. 1991. - N 7.
39. Ле Гофф Ж. С небес на землю // Одиссей. Человек в истории. 1991. -М.: Наука. 1991. 192 с.
40. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. -М.: Прогресс-Академия, 1992. 376 с.
41. Леви-Бркшь Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М.: Педагогика-Пресс, 1994. 608 с.
42. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. -М.: Политиздат, 1990. 397 с.
43. Леви-Строс К. Неприрученная мысль // Первобытное мышление. -М.: Республика, 1994. 384 с.
44. Логман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (18 начало 19 века). -Спб.: Искусство-СПб, 1994. - 339 с.
45. Ляпустина Е.В. Гладиаторские бои в Риме: жертвоприношение или состязание? // Религия и община в древнем Риме. Сборник статей под редакцией Л. Л. Кофанова. -М.: РАН, 1994. 214 с.
46. Марк В. Архаические корни аутизма // Вопросы философии. 1993. -N 12.
47. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов // Вопросы философии. 1991. - N 10.
48. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т.2, ч,1. -М.: Прогресс-Культура, 1994. 416 с.
49. Мильдон В.И. Русская идея в конце XX века // Вопросы философии. -1996. N 3.
50. Моаканин Радмила. Психология Юнга и тибетский буддизм:3ападный и Восточный пути к сердцу: Пер. с англ. -Томск: Водолей, 1993. 140 с.
51. Научный атеизм. Учебник для вузов. Изд. 4-е. -М.: Политиздат, 1978. -288 с.
52. Научный атеизм. Учеб.пособие для системы политической учебы /Под ред. М.П.Мчедлова. -М.: Политиздат, 1988. 302 с.
53. Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. История: миф, время, загадка. -М.: Гнозис, 1994. 208 с.
54. Оболенская С.В. Образ немца в русской народной культуре 18-19 вв. // Одиссей. Человек в истории. 1991. -М.: Наука, 1991. 192 с.
55. Ольшанский Д.В. Массовые настроения переходного периода // Вопросы философии. 1992. - N 4.
56. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. -М.: Искусство, 1991. 586 с.
57. Основы религиоведения: Учеб. /Ю.Ф.Борунков, И.НЛблоков и др.; Под ред. И.НЛблокова. -М.: Высш.шк., 1994. 368 с.
58. Основы социального психоанализа /Под общей ред.докт.филос.наук, проф. Попова В.Д. -М.: Изд-во РАГС, 1996. 191 с.
59. Панарин А.С. Между непримиримой враждой и нераздельным единством. Евразийство: за и против, вчера и сегодня (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 1995. - N 6.
60. Парыгин Б.Д. Религиозное настроение и его структура // Вопросы научного атеизма. Вым. И. Психология и религия. ~М.: Мысль, 1971. 346 с.
61. Подопригора В.Н., Краснопевцева Т.И. Русский вопрос о современной России // Вопросы философии. 1995. - N 6.
62. Политология: Энциклопедический словарь /Общ. ред. и сост.: Ю.И.Аверьянов. -М.: Изд-во Моск.коммерч.ун-та, 1993. 431 с.
63. Попова М. Бог и бессознательное у Карла Юнга // Наука и религия. -1978. N 1.
64. Пружинина А.А., Пружинин Б.И. Из истории отечественного психоанализа (Историко-метод алогический очерк) // Вопросы философии. 1991. -N7.
65. Расторгуев С.П. Алгоритмическая общность инфекций различной природы // Нерешенные вопросы гомеопатии и метода Фолля. Первая Московская Международная Конференция. Тезисы докладов. -М.: Межд.научн.исслед. и леч. Центр Электропунктуры, 1997. 85 с.
66. Российская ментальность (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 1994. - N 1.
67. Руткевич А.М. КГ.Юнг об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. 1988. -N 1.
68. Руткевич А.М. Психоанализ и религия. -М.: Знание, 1987. 62 с.
69. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. -М.: Наука, 1988. 783 с.
70. Сендеров В.А. Евразийсво: этатизм и идеология // Вопросы философии. -1994. -N 11.
71. Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов B.C., Филатов В.М. -М.: Политиздат, 1991. 414 с.
72. Соловьев Вл.С. Русская идея // Русская идея. -М.: Республика, 1992. -496 с.
73. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Политиздат, 1992, -543 с.
74. Социальная психология. Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. -JL: Изд. ЛГУ, 1979. 288 с.
75. Степун Ф.А. Пролетарская революция и револющгоюшй орден русской интеллигенции // Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. -М.: Наука. 1993. 336 с.
76. Сторчак В.М. Идея "Москва третий Рим" в итории российской государственности // Религия, церковь в России и за рубежом. Информационный бюллетень N 7. -М.; Изд-во РАГС, 1996.
77. Тишков В.А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе // Вопросы философии. 1990. - N 12.
78. Трубецкой Е.Н. Старый и новый национальный мессианизм // Русская идея. -М.: Республика, 1992. 496 с.
79. Трубецкой Н.С. "Хождение за три моря" Афанасия Никитина // Семиотика. -М.: Радуга, 1983. 636 с.
80. Усенко О.Г. Психология социального протеста в России XVII-XVIII веков. Часть 2. -Тверь: Тверской гос.ун., 1995. -65 с.
81. Успенский Б.А. Избранные труды, т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры. -М.: Изд-во "Гнозие", 1994. 432 с.
82. Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI-XIX вв.). -М.: Гнозис, 1994. 240 с.
83. Февр Л. Бои за историю. -М.: Наука, 1991. 629 с.
84. Федотов Г.П. Федерация и Россия // Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры: В 2-х тт. Т.2. -Спб. София, 1991. -352 с.
85. Фиалкова Е.М. Методологические аспекты аналитической психологии КГ.Юнга // Вопросы философии. 1979. - N 1.
86. Франк СЛ. Религиозно-исторический смысл русской революции // Русская идея. -М.: Республика, 1992. 496 с.
87. Франк СЛ. Этика нигилизма // Вехи. Интеллигенция в Роееии: Сб.ет. 1909-1910. -М.: Мол.гвардия, 1991. 462 с.
88. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. -М.: Ренессанс, 1991. 296 с.
89. Фрейд 3. "Я" и "ОНО". Труды разных лет. Книга 1. -Тбилиси: Изд-во "Мерани", 1991. 398 с.
90. Фромм Э. Из плена иллюзий. -М.: ИНИОН АН СССР, 1991. 147 с.
91. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. -М.: Политиздат, 1990. 398 с.
92. Хорос В.Г. В поисках ключа к прошлому и будущему ( Размышления в связи с книгой АС.Ахиезере) // Вопросы философии. 1993. - N 5.
93. Хоружий С.С. Трансформация славянофильской идеи в XX веке // Вопросы философии. 1994. - N 11.
94. ЮО.Черных ПЛ. Историко-этимологический словарь современного русского языка. Т.2. -М.: Русский язык, 1994. 560 с.
95. Юнг К. Архетип и символ. -М.: Ренессанс, 1991. 304 с.
96. Юнг К. Психология бессознательного. -М.: Канон, 1994. 320 с.
97. Ястребицкая АЛ. Повседневность и материальная культура средневековья в отечественной медиевистике // Одиссей. Человек в итории. 1991. -М.: Наука, 1991. 192 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.