Концепция психоаналитической юриспруденции А.А. Эренцвейга тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Нерсесянц Анна Владиковна

  • Нерсесянц Анна Владиковна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2024, ФГБУН Институт государства и права Российской академии наук
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 192
Нерсесянц Анна Владиковна. Концепция психоаналитической юриспруденции А.А.  Эренцвейга: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБУН Институт государства и права Российской академии наук. 2024. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Нерсесянц Анна Владиковна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ИСТОКИ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ

А.А. ЭРЕНЦВЕЙГА

1.1. Творческий путь А.А. Эренцвейга. Формирование и развитие психоаналитической юриспруденции

1.2. Значение психоанализа для развития философско-правовой

методологии

1.3 Влияние психоанализа на правовые взгляды А.А. Эренцвейга

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ А.А. ЭРЕНЦВЕЙГА

2.1. Эволюция представлений о справедливости как предмет психософии

и условие ее формирования

2.2. Понятие и смысловые характеристики чувства справедливости с позиции психоаналитической юриспруденции

2.3. Категории эмпатии, инстинкта и совести как элементы содержания

юридико-психологического понятия права

ГЛАВА 3. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ А.А. ЭРЕНЦВЕЙГА

3.1. Чувство справедливости как руководящее начало

в публичном и частном праве

3.2. Значение чувственной составляющей в процессе смысловой концептуализации справедливости в судебном разбирательстве

3.3. Проблемы оценки преступного поведения и соразмерности наказания

с точки зрения психоаналитической юриспруденции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция психоаналитической юриспруденции А.А. Эренцвейга»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертационного исследования. Одним из актуальных направлений историко-правовых исследований в настоящее время является изучение концепций, сформированных при взаимодействии правоведения с другими науками, поскольку именно в этих сферах осуществляется расширение научного знания о праве. При этом значительный интерес представляют подходы, которые развиваются на стыке юриспруденции и психологии, изучающей психическую жизнь человека как носителя сознания. Привлечение к познанию права теоретических конструкций психологии позволяет лучше понять не только мотивы и особенности правомерного и противоправного поведения человека, но и само право как явление, истоки которого коренятся в психике человека.

Особое место в ряду психологических подходов к изучению права занимает предложенная американским юристом австрийского происхождения Альбертом Армином Эренцвейгом концепция психоаналитической юриспруденции, основанная на использовании теоретико-методологических конструкций психоанализа З. Фрейда. По мнению А.А. Эренцвейга, обоснованная основоположником психоанализа трехкомпонентная модель человеческой психики имеет ключевое значение для понимания психологических механизмов формирования и функционирования такого значимого для юриспруденции феномена, как чувство справедливости, которое зарождается в глубинах бессознательных начал человеческой психики и затем оказывает существенное влияние на правосознание личности и на ее способность к социальной коммуникации на основе о признанных в обществе представлений добре и зле.

В России А.А. Эренцвейг известен в качестве специалиста в области международного частного права и деликтного права. При этом крупные работы ученого, обосновывающие концепцию психоаналитической юриспруденции, которые, по сути, подводят итоги всей его научной деятельности, остались вне

поля зрения отечественного правоведения. Между тем анализ работ А.А. Эренцвейга, представляется актуальным, по целому ряду оснований.

Во-первых, научный интерес к творчеству А.А. Эренцвейга обусловлен тем, что без рассмотрения и разъяснения содержания его работ в области психоаналитической юриспруденции, без характеристики специфики его психоаналитического подхода к осмыслению права, установлению смысла этого подхода и его теоретико-познавательной ценности для изучения правовых явлений невозможно получить целостное представление о развитии правовой мысли в новейший период истории.

Во-вторых, психоаналитическая юриспруденция А.А. Эренцвейга находится в русле актуальной современной тенденции к интеграции научного знания о человеке как объекте исследования, который рассматривается в единстве его физических, психических и социальных характеристик1. Данный подход позволяет углубить за счет такого научного синтеза процесс познания человека как в целом, так и в отдельных его проявлениях, в том числе и в качестве субъекта права. Психоаналитическая юриспруденция делает заявку на то, что в этом синтезе научного знания о человеке должна участвовать и теория права.

В-третьих, толкование А.А. Эренцвейгом чувства справедливости как смыслообразующего компонента в процессе поиска путей решения правовых проблем позволяет увязать понятие справедливости как смыслообразующего элемента права2 с природой человека и преодолеть таким образом разрыв между абстрактным пониманием справедливости, сформированном на уровне

1 В наиболее полном виде такой комплексный подход к изучению человека представлен в методологии так называемого воплощенного познания (embodied cognition), ориентированного на изучение разума в его взаимосвязях с физическим телом, которое в свою очередь взаимодействует с окружающей средой: Фаликман М.В. Когнитивная наука в XXI веке: организм, социум, культура // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека, 2012. № 3. С. 31-37.

2 В своем исследовании мы исходим из позиции, трактующей справедливость как сущностную характеристика права, согласно которой «право по определению справедливо, а справедливость - внутреннее свойство и качество права». См.: Нерсесянц В.С. Философия права. М.: Норма, 1997. С. 28.

рационального знания, и чувственно-эмоциональной сферой человеческой психики. Такой подход к осмыслению права через психологическую природу человека относится к числу «смысложизненных» (по характеристике акад. В.А. Лекторского) задач современного научного знания, стремящегося «понять, что (в мире и человеке) можно и нужно изменить, что изменить невозможно и что изменять не нужно, даже если это возможно»3. Предложенная А.А. Эренцвейгом психоаналитическая юриспруденция, ориентированная на учет тех чувственных состояний и эмоциональных реакций человека как субъекта права, которые заложены в его природу, на наш взгляд, представляет собой первый, еще далеко не продуманный, недостаточно обоснованный, но очень перспективный шаг в русле решения этой актуальной задачи.

В-четвертых, анализ предложенного А.А. Эренцвейгом психоаналитического подхода к осмыслению права имеет актуальное значение для современных правовых исследований в плане углубления и расширения представлений о закономерностях процесса становления политико-правового знания, уточнения формулы историографии политико-правовой мысли4, раскрытия моментов преемственности и новизны в вопросах генезиса права и государства, формирования и последующего развития психологического подхода к осмыслению правовых явлений, а также с точки зрения разработки важной для современной теории права проблематики, связанной с изучением чувства справедливости.

В-пятых, в современных условиях важное значение для философско-правового осмысления политико-правовых реалий имеет предлагаемый психоанализом взгляд на человека не только как на носителя разума и разумной свободной воли, но и как на существо, поведение которого в значительной степени подвержено бессознательным импульсам, влечениям, аффектам и т.д.

3 Лекторский В.А., Пружинин Б.И. и др. // Наука. Технологии. Человек. // Вопросы философии. 2015. № 9. С. 9.

4 О значении формулы историографии. См.: Горбань В.С. Новая историография политико-правовой мысли как насущная задача юридических наук // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина.2023. № 4. С. 91-101.

Подводя итоги, можно сказать, что актуальность темы настоящего диссертационного исследования подтверждается научно-познавательным значением психоаналитической концепции А.А. Эренцвейга для современной теории права, истории политических и правовых учений. Актуальности работ А.А. Эренцвейга в области психоаналитической юриспруденции в немалой степени способствовала широта его профессионального юридического образования: он трижды получал докторскую степень доктора права - в Австрии, Великобритании и США и был признан в качестве одного из немногих специалистов, обладавших официально подтвержденной компетенцией в области изучения права, относящегося и к романо-германской, и англосаксонской правовым семьям5. Это качество ученого помогло ему в поиске подходов к синтезу различных правовых школ и в целом правовых культур путем обращения к истокам формирования чувства справедливости на уровне человеческой психики.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. Несмотря на явный интерес к психологическим интерпретациям права в истории правовой мысли конца XIX - начала XX в., отдельные концепции, позволяющие раскрыть важные грани взаимодействия двух наук в рамках междисциплинарной области исследования, освещаются недостаточно. К их числу относится психоаналитическая юриспруденция А.А. Эренцвейга, которая до сих пор не была объектом специального исследования. При этом другие аспекты научного творчества ученого рассмотрены в работах целого ряда зарубежных авторов - Й. Фейхтингера6, Э. Джейме7, Э. Штифеля, Ф.

5 Rentsch B.K. Hans Kelsen's Psychoanalytic Heritage - An Ehrenzweigian Reconstruction / Hans Kelsen in America - Selective Affinities and the Mysteries of Academic Influence. Switzerland Springer International Publishing, 2016. P. 161-174.

6 Feichtinger J. Wissenschaft zwischen den Kulturen. Österreichische Hochschullehrer in der Emigration 1933-1945. Frankfurt am Main: Campus-Verlag, 2001. S. 276 -280.

7 Jayme E., Kegel G. Gedächtnisschrift für Albert A. Ehrenzweig (1906-1974). Heidelberg: Berkely-Kölner Rechtsstudien.1976. S. 19-34.

Мекленбурга8, Г. Кегеля9, Дж. Стоуна10 и др.11 В российской юридической литературе анализируется вклад А.А. Эренцвейга в развитие международного частного права. При этом основное внимание уделяется его теории, обосновывающей коллизионный принцип, согласно которому следует применять право того государства, чей суд рассматривает дело (lex fori theory)12. Что же касается психоаналитической юриспруденции А.А. Эренцвейга, то в работах ряда зарубежных авторов (таких, как Э. Боденхаймер13, А.У.Б. Симпсон,14 М.Э. Тигар15, М. Райнштейн,16 Дж. Коэн17, Дж. Стоун18, М. Каппеллетти, У. Твайнинг,19 Дж. Эдвард Уайт20, и др.) дается лишь общая оценка этой концепции и характеристика отдельных ее положений. Среди современных зарубежных исследований следует выделить работы юристов Дж. Тельмана21 и

8 Stiefel E., Mecklenburg F. Deutsche Juristen im amerikanischen Exil (1933-1950). Tübingen: Mohr, 1991.

9 Jayme E. Kegel G. Gedächtnisschrift für Albert A. Ehrenzweig (1906-1974). Heidelberg: Berkely-Kölner Rechtsstudien.1976. S.19-34.

10 Stone J. Review of Law: A Personal View by A.A. Ehrenzweig & M. Knight // The American Journal of International Law. 1979. P. 149 -50.

11 Jennings R., Newman F., Louisell D. etc. In Memoriam: Albert A. Ehrenzweig (1906-74) // California Law Review. 1974. P. 1069 -1083.

12 Асосков А.В. Основы коллизионного права. М.: Инфотропик Медиа, 2012. C.133; Монастырский Ю.Э. Господствующие доктрины коллизионного права в США: Дисс. ... канд. юрид. наук: М. 1999. С. 55; Дмитриева Г.К. История науки международного частного права // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2015. № 2(6). С. 31.

13 Bodenheimer E. Book Review of Psychoanalytic Jurisprudence by Albert A. Ehrenzweig // Michigan Law Review, 1972. Р. 203.

14 Simpson A.W.B. Review of Law: A Personal View, by A.A. Ehrenzweig // The University of Chicago Law Review.1980. P. 415-421.

15 Tigar M.E. Review of Psychoanalytic Jurisprudence: On Ethics, Aesthetics, and Law: On Crime, Tort, and Procedure // Harvard Law Review.1973.

16 Rheinstein M. Review of Psychoanalytic Jurisprudence, by A.A. Ehrenzweig // The University of Chicago Law Review.1973. P. 891-896.

17 Cohen J. Review of Psychoanalytic Jurisprudence by A.A. Ehrenzweig // Columbia Law Review, 73(8). 1973. P. 1678-1680.

18 Ehrenzweig A.A. Psychoanalytic jurisprudence. New York: Oceana Publications Inc. Dobbs Ferry, 1971. P.7.

19 Twining W. Some Jobs for Jurisprudence // British Journal of Law and Society, 1(2), 1974. P. 149-174.

20 White G.E. Review of Psychoanalytic Jurisprudence: On Ethics, Aesthetics and Law on Crime, Tort, and Procedure by A.A. Ehrenzweig // The American Political Science Review, 1974. P. 754-755.

21 Telman J. Introduction: Hans Kelsen for Americans. Hans Kelsen in America - Selective Affinities and the Mysteries of Academic Influence. Springer International Publishing. 2016. P. 16.

Б. Ренч22, в которых концепция психоаналитической юриспруденции А.А. Эренцвейга рассматривается в контексте проблемы справедливости в трудах Г. Кельзена.

Несмотря на отсутствие специальных работ, посвященных правовым взглядам А.А. Эренцвейга, нельзя не отметить, что как в отечественной, так и зарубежной юридической литературе наблюдается заметный интерес к осмыслению права с позиции фрейдовского психоанализа. В этой связи необходимо выделить работы таких отечественных ученых, как М.А. Рейснер23, В.Н. Жуков24, Я.С. Бороненкова25, А.Б. Карабанов26, Д.А. Савенков 27, Х.Д. Аликперов28 и др. В зарубежной юридической литературе следует отметить прежде всего работы Дж. Фрэнка29, Г. Кельзена30, монографию юристов Йельской и Гарвардской школ права (А.М. Дершовица, Дж. Гольдштейна и Дж. Каца)31, а также исследования Дж. Тельмана32, Б. Ренч33, Э.К. Дейли34 и др.

22 Rentsch B.K. Hans Kelsen's Psychoanalytic Heritage-An Ehrenzweigian Reconstruction / Hans Kelsen in America - Selective Affinities and the Mysteries of Academic Influence. Switzerland. Springer International Publishing. 2016. P. 161-174.

23 Рейснер М.А. Фрейдизм и буржуазная идеология / Виттельс Ф. Фрейд, его личность, учение и школа. Л: Государственное издательство, 1925. С. 5 -32.

24 Жуков В.Н. З. Фрейд: психолого-социологическая трактовка государства, политики и права // Право и государство: теория и практика. 2014. № 3. С. 89-93.

25 Бороненкова Я.С. Психоаналитическая социальная философия: монография/ Я.С. Бороненкова. 2-е изд. М.: Флинта, 2016. С. 70-79.

26 Карабанов А.Б. Политико-правовые взгляды Зигмунда Фрейда: Дисс...канд. юрид. наук: М., 2001.

27 Савенков Д.А. Философско-методологические основы и дисциплинарная специфика психологии права // Теория и практика общественного развития. 2022. №2. С.4.

28 Аликперов Х.Д. Возможно, Зигмунд Фрейд был прав // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2020.

29 Frank J. Law and the Modern Mind. New York: Brentano's Publishers.1949.

30 Kelsen H. Der Begriff des Staates und die Sozialpsychologie. Mit besonderer Berücksichtigung von Freuds Theorie der Masse. Wien. Imago, VIII. 2, 1922. S. 97-141.

31 Katz J., Goldstein J., Dershowitz A. Psychoanalysis, Psychiatry and Law. N.Y.: Free Press,

1967.

32 Telman J. Introduction: Hans Kelsen for Americans. Hans Kelsen in America - Selective Affinities and the Mysteries of Academic Influence. Springer International Publishing. 2016. P. 16.

33 Rentsch B.K. Hans Kelsen's Psychoanalytic Heritage-An Ehrenzweigian Reconstruction / Hans Kelsen in America - Selective Affinities and the Mysteries of Academic Influence. Switzerland. Springer International Publishing. 2016. P. 161-174.

34 Dailey A.C. Law and the Unconscious: A Psychoanalytic Perspective. New Haven: Yale University Press, 2017.

Объектом диссертационного исследования является история зарубежной правовой мысли второй половины XX в.

Предметом диссертационного исследования является система правовых взглядов А.А. Эренцвейга, а также теоретико-методологические установки, определившие концептуальную основу его правового учения о психоаналитической юриспруденции.

Цель диссертационного исследования заключается во всестороннем анализе содержания, характера и направленности психоаналитически ориентированной правовой концепции А.А. Эренцвейга, обобщении результатов ее трактовки в зарубежной литературе, включая варианты использования психоанализа как метода исследования и объяснения генезиса и сущности права, а также в уточнении смысла концепта «чувство справедливости» и определении значения концепции психоаналитической юриспруденции для современной юридической теории и практики.

В соответствии с поставленной целью для проведения диссертационного исследования были сформулированы следующие задачи:

- проанализировать творческое становление А.А. Эренцвейга с помощью приемов историографической реконструкции правовых учений;

- провести анализ понятия «чувство справедливости» и определить его место в концепции психоаналитической юриспруденции А.А. Эренцвейга;

- охарактеризовать место, роль и значение правовых взглядов А.А. Эренцвейга в сопоставлении со взглядами близких идейных предшественников и современников ученого;

- установить и систематизировать основные структурные элементы и основные категории психоаналитической концепции права А.А. Эренцвейга.

- определить соотношение философско-правового понятия справедливости и феномена чувства справедливости в психоаналитической концепции права А.А. Эренцвейга;

- оценить перспективы реализации правовых идей и психоаналитической концепции права А.А. Эренцвейга как в российской, так и зарубежной научной мысли.

Методологическая и теоретическая основы работы. Диссертационное исследование базируется на использовании таких общенаучных методов познания, как диалектический, историко-конкретный, системно-структурный, а также на ряде других методов познания, таких как историко-биографический, хронологический и проблемно-категориальный. Результаты исследования в части разработки источниковой базы исследования, определения направления и объемов реконструкции зарубежной правовой мысли второй половины ХХ в. получены на основе применения современных историографических приемов и разработок.

Диалектический метод использован в диссертации прежде всего в аспекте применения таких приемов диалектического познания, как анализ и синтез, позволяющих последовательно раскрывать предмет исследования путем синтезирования полученных знаний. Историко-конкретный метод был применен для анализа исторических предпосылок возникновения права, выявления этапов генезиса права, а главное - для понимания места и роли правовых идей А.А. Эренцвейга в контексте развития западноевропейской правовой мысли второй половины XX века. Метод системного анализа позволил рассмотреть психоаналитическую концепцию А.А. Эренцвейга в единстве ее взаимосвязанных элементов.

Для более глубокого анализа правовых взглядов А.А. Эренцвейга, а также выявления предпосылок возникновения психоаналитической юриспруденции использовался историко-биографический метод, позволивший проанализировать различные этапы творческого пути правоведа в контексте основных исторических событий эпохи. Наряду с этим в исследовании использован структурный метод, предполагающий исследование отдельных категорий и положений психоаналитической юриспруденции А.А. Эренцвейга и прежде всего - структуры и функций элементов смыслового ядра концепции -

понятия «чувство справедливости». Наряду с этим в диссертации были применены хронологический метод и проблемно-категориальный метод, позволившие раскрыть последовательность развития философско-правовых воззрений А.А. Эренцвейга, а также содержательную сторону психоаналитической юриспруденции, ее основные положения, их внутреннюю взаимосвязь, новизну и вклад в процесс познания права.

Все указанные методы применялись в рамках присущего диссертационному исследованию междисциплинарного подхода, необходимость которого обусловлена юридико-психологическим характером категории «чувство справедливости», лежащей в основе психоаналитической юриспруденции. Осмысление данной категории, которая, по мнению А.А. Эренцвейга, должна занять одно из центральных мест в понятийном аппарате теории права, требует для своего раскрытия привлечения теоретико-методологического потенциала не только юриспруденции, традиционно изучающей правовое сознание, но и психоанализа, позволяющего охватить бессознательные начала человеческой психики, в недрах которых формируется чувство справедливости.

Теоретической основой исследования являются работы отечественных ученых в области теории и философии права дореволюционной правовой мысли Н.М. Коркунова, Л.И. Петражицкого, Е.Н. Трубецкого, П.И. Новгородцева, а также исследователей, работавших в первые годы советской власти (прежде всего - М.А. Рейснера). Наряду с этим используются работы современных специалистов в области философии права и истории правовых учений, в частности В.С. Горбаня, В.Г. Графского, В.Н. Жукова, В.И. Жукова, В.Д. Зорькина, Д.А. Керимова, А.Д. Керимова, А.И. Клименко, А.И. Ковлера, С.В. Кодана, С.В. Королева, А.В. Корнева, В.В. Лапаевой, В.П. Малахова, О.Ю. Рыбакова, Е.В Тимошиной, В.А. Туманова, В.С. Нерсесянца, Д.А. Савенкова, Е.А. Фроловой, А.И. Экимова и др. Среди зарубежных авторов в работе использованы труды Э. Боденхаймера, Р. Дворкина, У. Джеймса, Б. Кардозо, Г.

Коинга, К. Лэнгделла, Р. Паунда, Г. Радбруха, Л. Фуллера, О.В. Холмса-мл, Г. Харта и др.

Научная новизна диссертационного исследования. Проведенное исследование является одним из первых в российской юридической науке в котором осуществлен анализ одного из наиболее оригинальных направлений правовой мысли последней четверти ХХ в. - психоаналитической юриспруденции А.А. Эренцвейга. Новизна данного направления правовых исследований обусловлена тем, что для отечественного правоведения подход к изучению права с использованием теоретических конструкций психоанализа (и, в частности обращение к категории бессознательного) во многом является новым, поскольку тот небольшой опыт поиска точек соприкосновения между идеями психоанализа и правовой наукой в 20-е годы прошлого века (и прежде всего в работах М.А. Рейснера) в дальнейшем не получил развития. В результате образовался пробел в осмыслении психологических интерпретаций права. Проведенное исследование восполнит этот пробел и расширит понимание важной для отечественной юридической науки категории правосознания за счет включения в процесс ее исследования эмоционально-чувственной составляющей человеческой психики.

Наряду с этим, новизна диссертационного исследования заключается в том, что вводится в научный оборот ряд не переведенных на русский язык работ А.А. Эренцвейга, а также используются архивные документы - дневники, рукописи, письма ученого35, что способствует более полному пониманию его мировоззренческих и правовых взглядов.

35 Были проанализированы оцифрованные личные документы, рукописи и т.д. А.А. Эренцвейга, хранящиеся в Центре американского наследия Университета Вайоминга: Albert A. Ehrenzweig papers (1896-2002) Collection № 7924. Collection contains biographical materials about Ehrenzweig and his family, in particular his grandfather Adolf Ehrenzweig and his uncle Armin Ehrenzweig. 55 cubic ft. (93 boxes). URL:

https://archiveswest.orbiscascade.org/ark:80444/xv351916#overview (дата обращения: 25.09.2023); American Heritage Center, University of Wyoming. URL: https://www.uwyo.edu/ahc/_files/annual-reports/ahc-annual-report-2015-2016.pdf). (дата

обращения: 11.12.2023).

Кроме того, научная новизна исследования выражена в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Психоаналитическая юриспруденция А.А. Эренцвейга представляет собой оригинальное явление в истории зарубежной правовой мысли второй половины XX в. В контексте доминирующего в американской юриспруденции прагматически-социологизированного подхода к праву в виде правового реализма Эренцвейг предложил систематизированную и опирающуюся на познавательные возможности психоанализа разработку ключевых социально-психологических аспектов понимания права. Своеобразие предложенной им трактовки права заключалось в переосмыслении философско-этически ориентированных представлений о праве в русле модели «психософии» как синтеза философско-правовых (рациональных) и юридико-психологических (бессознательных, иррациональных) компонентов. Развертывание психоаналитической трактовки понятия права и уточнение задач юриспруденции сопровождалось принципиальной установкой на возможности интерпретации права как феномена человеческой психики.

2. Рассматривая перспективы дисциплинарного соединения рациональной философии права и эмпирически ориентированной психоаналитической юриспруденции, центральный компонент психософии А.А. Эренцвейг видел в концепте чувства справедливости. В его интерпретации философско-рациональное понимание справедливости как смыслового ядра понятия права, утратив с течением времени связь с социальной практикой, может и должно быть дополнено возможностями современной психологии, в особенности психоанализа, так как право в концепции А.А. Эренцвейга по своему содержанию мыслится как иррациональный, юридико-социально-психологический феномен.

3. Один из существенных моментов, связанных с формированием правовых взглядов А.А. Эренцвейга, объясняющих обращение к концепции психоанализа, связан с его личным опытом работы в должности судьи, где, по его собственному признанию, при разрешении правовых споров в условиях

неочевидности интуитивный подход имеет большое значение. В диссертации показано, что ссылка на бессознательное, интуицию в различных социологически и психологически ориентированных трактовках права (Ф. Жени, А. Бергсон, Г. Харт («hard case»), А. Росс и др.), имела разные обоснования. В концепции А.А. Эренцвейга данная проблема решается путем непосредственно обращения к психоанализу, выступающему в итоге инструментом методологического преодоления инертности и ограниченности объяснительных средств традиционного правового реализма в США.

4. Психоаналитическая юриспруденция А.А. Эренцвейга, ставшая одной из первых концептуально разработанных трактовок права и правового поведения на основе анализа бессознательно-иррациональных элементов психики, позволила преодолеть в рамках конкретной теоретической модели противоположные позиции различных научных школ (различных ответвлений правового реализма, социологической юриспруденции, функциональной юриспруденции, рационалистов и др.) о влиянии чувственно-эмоциональной составляющей на правовое поведение, в том числе и на процесс судебного правоприменения.

5. Развивая концепт чувства справедливости как базовое смысловое понятие психоаналитической юриспруденции, А.А. Эренцвейг, хотя и акцентировал внимание на использовании фундированного методологически юридико-психологического момента в процессе поиска путей решения нестандартных правовых проблем, тем не менее не избежал ограничений, связанных с редуцированием представлений о праве до психологических феноменов и соответствующих эмпирических методов их изучения. Вместе с тем удачным может рассматриваться обогащение познавательных приемов юридической науки за счет более точного распознавания роли чувственно-эмоциональной сферы человеческой психики и ее учеты в процессе правотворчества и правоприменения.

6. Опираясь в качестве методологической основы своего анализа на трёхкомпонентную модель психики, разработанную в рамках

психоаналитической теории, А.А. Эренцвейг раскрыл юридико-психологическое понятие чувства справедливости через описание таких его взаимосвязанных структурных элементов, как природный инстинкт, эмпатия и совесть.

7. Познавательный и практический потенциал предложенного А.А. Эренцвейгом концепта чувства справедливости продемонстрирован на примере классификации преступлений по степени включенности бессознательных начал психики, на примере акций гражданского неповиновения, в которых наиболее рельефно проявляются противоречия между законом и чувством справедливости, а также при восполнении пробелов и разрешении так называемых трудных случаев в области деликтного права.

8. С позиции психоаналитической юриспруденции судебный процесс -центральная тема англо-саксонской юриспруденции - рассматривается как пространство столкновения индивидуальных представлений о справедливости -чувств справедливости истца и ответчика. В трудных случаях судья как компетентное и беспристрастное лицо, наделенное доверием со стороны участников судебного процесса, ориентируясь на собственное чувство справедливости, может посредством того, что А. Эренцвейг называет «вчувствованием», найти справедливый баланс между представлениями спорящих сторон о формуле разрешения спора.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Нерсесянц Анна Владиковна, 2024 год

- 63 с.

92. Нерсесянц, А.В. Влияние психоанализа на правовые воззрения Дж. Фрэнка и А.А. Эренцвейга: сравнительный анализ // Гуманитарный научный вестник. -2023. - №12. - С. 148-156.

93. Нерсесянц, А.В. Влияние психоанализа на государственно-правовые воззрения М.А. Рейснера и А.А. Эренцвейга: сравнительный анализ идей // Право и политика. - 2023. - № 7. - С. 26- 37.

94. Нерсесянц, А.В. Чистое учение о праве Г. Кельзена и психоаналитическая юриспруденция А. Эренцвейга: точки соприкосновения // Теория и практика общественного развития. - 2023. - № 10. - С. 262-268.

95. Нерсесянц В.С. Сократ. - Москва: Норма, 1996. - 312 с.

96. Ньюберг, Э., Рауз В., Д' Аквили Ю. Тайна Бога и наука о мозге «Тайна Бога и наука о мозге. Нейробиология веры и религиозного опыта». - Москва: Эксмо, 2013. - 297 с.

97. Обеспечение прав человека и осуществление публичной власти в современных условиях: проблемы и решения / Под ред. Т.А. Васильевой, Н.В. Варламовой -Москва: ИГП РАН, 2023. - С. 366.

98. Пинкер, С. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня.

- Москва: Альпина нон-фикшн, 2018. - 608 с.

99. Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т.2 / Пер. с древнегреч. А.Н. Егунова. Москва: Мысль, 1993. - 526 с.

100. Прокофьев, А.В. Справедливость или преодоление человеческой природы? (метанормативный контекст понятия «справедливость») // Этическая мысль. - 2003. - №4 - С. 23-50.

101. Радбух, Г. Философия права / Пер. с нем. Юмашева Ю.М. - Москва: Междунар. отношения, 2004. - 238 с.

102. Разгулина, М.В. Антон Эренцвейг и проблемы психологии абстрактного искусства // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. ст. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой. - Санкт-Петербург: НП-Принт, 2014.

- С. 374-380.

103. Разин, А.В. Дэвид Юм и идея эмоционального резонанса в этике // Этическая мысль. - 2012. - №12. - С. 157- 68.

104. Рамачандран, В. Мозг рассказывает. Что делает нас людьми. - Москва: Карьера Пресс, 2015. - 422 с.

105. Рейснер, М.А. Фрейдизм и буржуазная идеология / Ф. Виттельс: Фрейд, его личность, учение и школа. - Ленинград: Государственное издательство, 1925. -С. 5-32.

106. Рейснер, М.А. Теория Л.И. Петражицкого, марксизм и социальная идеология. - Санкт-Петербург: тип. «Обществ. польза», 1908. - 240 с.

107. Рейснер, М.А. / Сайт института психологии РАН. [Электронный ресурс].

- URL: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/media/rus_whois/r1.html (дата обращения 01.04.2023.)

108. Рикёр, П. Справедливое / Пер. с фр. Б. Скуратова. - Москва: Гнозис, 2005.

- 299 с.

109. Ролз, Дж. Теория справедливости / Пер. с англ. В.В. Целишева, В.Н. Карповича, А.А. Шевченко. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. ун-та, 1995. - 534 с.

110. Руткевич, А.М. Научный статус психоанализа // Вопросы философии. -2000. - №10. - С. 9-15.

111. Рукавишникова, М.В. Совесть как многогранный феномен. Этимологический и лексический анализ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2009. - №2. -C. 121-126.

112. Стратегии правового развития России: коллективная монография / под ред. О.Ю. Рыбакова. - Москва: Justitia, 2015. - 624 с.

113. Рэнгем, Р. Парадокс добродетели. Странная история взаимоотношений нравственности и насилия в эволюции человека / Пер. с английского С. Долотовской. Москва: АСТ Corpus, 2022. - 480 c.

114. Савенков, А.Н., Горбань, В.С. Л.И. Петражицкий как социолог права // Социологические исследования. - 2019. - № 3. - С. 118-128.

115. Савенков, Д.А. Философско-методологические основы и дисциплинарная специфика психологии права // Теория и практика общественного развития. -2022. - №2. - С. 72-76.

116. Савенков, Д.А. Психологические теории права в России и за рубежом во второй половине XIX - первой половине XX в.: теоретико-методологический аспект: дисс. ... док. юрид. наук: 12.00.01 / Савенков Дмитрий Александрович. Москва. 2022. - 361 с.

117. Савенков, Д.А. Социально-психологическая концепция К. Ллевеллина о праве как системе практических жизненных ценностей // Социально -гуманитарные науки: современные парадигмы и исследования. Сб. научных трудов. - Белгород: АПНИ, 2021. - С. 50-54.

118. Сапольски, Р. Биология добра и зла: как наука объясняет наши поступки / Пер. с англ. Ю. Аболиной, Е. Наймарка. - Москва: Альпина нон-фикшн, 2019. -765 с.

119. Сидорова, М.А. Даймонион как метафора действующего и мыслящего Кто в философии Х. Арендт // Вопросы философии. - 2015. - № 12. - С. 66- 174.

120. Смит, А. Теория нравственных чувств. Москва: Республика, 1997. - 350 с.

121. Спиноза, Б. Избранные сочинения в двух томах. Т.П. - Санкт-Петербург: Наука, 1999. - 629 с.

122. Спенсер, Г. О справедливости / Пер. с англ. под ред. М. Филиппова. -Санкт-Петербург: тип. А.А. Пороховщикова, 1898. - 242 с.

123. Спенсер, Г. Политические сочинения в 5 т. Т.1. - Москва: Социум, 2014. -425 с.

124. Тимошина, Е.В. Методология судебного толкования: критический анализ реалистического подхода // Труды института государства и права РАН. - 2018. -№ 1. - С. 72-102.

125. Торопова, А.В. Политическое табу: постановка проблемы // Вестник Московского университета. Серия: Политические науки. - 2005. - №5. - С. 94105.

126. Туманов, В.А. Буржуазная правовая идеология. К критике учений о праве / Избранное. - Москва: Норма, 2010. - 736 с.

127. Фатнева, О.В. О категории «другой» в структурном психоанализе // Вестник Томского гос. ун-та. - 2007. - С. 58-61.

128. Фаликман, М.В. Когнитивная наука в XXI веке: организм, социум, культура // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека. - 2012. - № 3. - С. 31-37.

129. Фрейд, 3. Введение в психоанализ. Лекции. Т.П. - Санкт-Петербург: Алетейя, 1999. - 497 с.

130. Фрейд, З. Психоанализ. Религия. Культура. - Москва: Ренессанс, 1992. -289 с.

131. Фрейд, З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. -Санкт-Петербург: Лениздат, 2014. - 221 с.

132. Фрейд, 3. Основные принципы психоанализа. - Москва: Рефл-бук, 1998. -С. 59-132.

133. Фрейд, З. Недовольство культурой. Психоанализ. Религия. Культура. -Москва: Ренессанс, 1992. - 296 с.

134. Фрейд, З. Психология масс в анализе человеческого «Я». - Москва: Изд. АСТ, 2020. - 320 с.

135. Фуко, М. Мужество истины. Управление собой и другими II / пер. с фр. А.В. Дьякова. - Санкт-Петербург: Наука, 2014. - 357 с.

136. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем. Д.В. Скляднева. - Санкт-Петербург: Наука, 2006. - 377 с.

137. Харт, Г.Л.А. Понятие права / Пер. с английского. Е.В. Афонасина. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007. - 302 с.

138. Хоркхаймер, М., Адорно, Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты / Пер. М. Кузнецова. Санкт-Петербург: Ювента, 1997. - 312 с.

139. Цицерон. Диалоги: О государстве. О законах. / Пер. с лат. В.О. Горенштейна. - Москва: Наука, 1966. - 224 с.

140. Циглер, Г.Э. Инстинкт: Понятие инстинкта прежде и теперь / Пер. с нем. М.А. Энгельгардта. - Петроград: Изд. П.П. Сойкина, 1914. - 128 с.

141. Чалаби, Б.Ф. Благозаконие и справедливость в элегиях Солона // Труды Института государства и права РАН. - 2013. - №5. - С. 179-187.

142. Черчленд, П. Совесть. Происхождение нравственной интуиции. - Москва: Альпина нон-фикшн, 2021. - 276 с.

143. Юнг, К. Собрание сочинений. Дух Меркурий. - Москва: Канон, 1996. - 381 с.

144. Юнг, К. Душа и миф: Шесть архетипов. - Москва: Порт-Рояль, 1997. - 382 с.

145. Юм, Д. Собрание сочинений в 2 т. Т.2 / Пер. с англ. С.И. Церетели и др. -Москва: Мысль, 1996. - 735 с.

146. Ясперс, К. Истоки истории и ее цель / Пер. М.И. Левиной. - Москва: ИНИОН АН СССР. 1978. - 215 с.

147. Ясперс, К. Общая психопатология / Пер. с нем. Л.О. Акопяна. - Москва: Практикум, 1997. - 1053 с.

б) литература на иностранных языках

148. Aronfreed, J. Socialization of Internalized Control Over Behavior. - New York: Acad. Press, 1968. - 405 р.

149. Boatright, J. The History, Meaning, and Use of the Words Justice and Judge // St. Mary's Law Journals. - 2018. - Р. 727-748.

150. Bodenheimer, E. Book Review of Psychoanalytic Jurisprudence by Albert A. Ehrenzweig // Michigan Law Review. - 1972. - Р. 203-205.

151. Bienenfeld, F.R., Ehrenzweig, A.A. Prolegomena to a Psychoanalysis of Law and Justice. California Law Review. -1965. - Vol.53. - No.4. -Р.957-1028.

152. Burton, W.C. Burton's legal thesaurus / William C. Burton. - New York: Macmillan libr. ref., 1998. - 1012 р.

153. Cardozo, B. The Nature of the Judicial Process. - London: Yale university press, 1921. - 188 p.

154. Dubber, D.M. The Sense of Justice. Empathy in Law and Punishment. - New York: New York University Press, 2006. - 206 p.

155. Gény, F. Science et technique en droit privé positif: nouvelle contribution à la critique de la méthode juridique. - Paris: Recueil Sirey, 1913. - 212 p.

156. Goldschmidt, W. Review of Psychoanalytic Jurisprudence, On Ethics, Aesthetics and Law-On Crime, Tort and Procedure by A.A. Ehrenzweig // The Rabel Journal of Comparative and International Private Law. -1976. - P. 312-323.

157. Glennon, R.G. The Iconoclast as Reformer: Jerome Frank's Impact on American Law. - London: Cornell University Press, 1985. - 252 p.

158. Glynn, A., & Sen, M. Identifying Judicial Empathy: Does Having Daughters Cause Judges to Rule for Women's Issues? American Journal of Political Science. -2015. - P. 37-54.

159. Cieri, F., Esposito R. Psychoanalysis and Neuroscience: The Bridge Between Mind and Brain // Front Psychol. - 2019. - P. 1-12.

160. Cohen, J. Review of Psychoanalytic Jurisprudence by A.A. Ehrenzweig // Columbia Law Review. - 1973 -73(8) - P. 1678-1680.

161. Colby, T. B. In Defense of Judicial Empathy // Minnesota Law Review. - 2012. - P. 1945-2013.

162. Dailey, A.C. Law and the Unconscious: A Psychoanalytic Perspective. - New Haven: Yale University Press, 2017. - 283 p.

163. Demelius, H. New German Biography. - Berlin: Duncker & Humblot, 1959. -800 p.

164. Del Vecchio G. Justice: an historical and philosophical essay. - Edinburgh: University Press, 1952. - 236 p.

165. Rousseau, J.J. Emile by Allan Bloom. - United States of America: Education Basic Books, 1979 - 509 p.

166. Rheinstein, M. Review of Psychoanalytic Jurisprudence, by A.A. Ehrenzweig // The University of Chicago Law Review. - 1973.- P.891- 896.

167. Ehrenzweig, A.A. Psychoanalytic jurisprudence. - New York: Oceana Publications Inc. Dobbs Ferry, 1971. - 395 p.

168. Ehrenzweig, A.A. Negligence Without Fault. - London: Cambridge University Press, 1951. - 104 p.

169. Ehrenzweig, A.A. A treatise on the conflict of laws. - St. Paul: West Publishing Co, 1962. - 824 p.

170. Ehrenzweig, A.A. The Lex Fori -Basic Rule in the Conflict of Laws // Michigan Law Review. - 1960. - 637-688 p.

171. Ehrenzweig, A.A. Localand Moral Data in the Conflict of Laws: Terra incognita // Buffalo Law Review. - 1966. - № 16. - P. 55-60.

172. Ehrenzweig, A.A. Psychoanalysis of the Insanity Plea-Clues to the Problems of Criminal Responsibility and Insanity in the Death Cell // Yale Law Journal. - 1964. -P. 1331-1360.

173. Ehrenzweig, A.A. Psychoanalysis of Negligence. - Berkeley: University of California Press, 1951- 855 p.

174. Ehrenzweig, A.A. Psychoanalytical Jurisprudence: A Common Language for Babylon // Columbia Law Review. - 1965. - Vol. 65. - №.8. - P. 1331-1360.

175. Rainer, J.D. Nervous and mental disease. Genetics and the future of psychoanalysis // The Journal of Nervous and Mental Disease. - 1967. - P. 721- 725.

176. Rastl, S. Ein akademischer Beitrag zu einem freien und unabhängigen Österreich. Harvard und das Office of Strategic Services. - Wien: Beiträge zur Rechtsgeschichte Österreichs. - 2020. - S. 61-86.

177. Rentsch, B.K. Hans Kelsen's Psychoanalytic Heritage - An Ehrenzweigian Reconstruction / Hans Kelsen in America -Selective Affinities and the Mysteries of Academic Influence. - Switzerland: Springer International Publishing, 2016. - P. 161174.

178. Ricoeur, P. Freud and Philosophy: An Essay on Interpretation. - New Haven, London: Yale University Press,1970.- P.721-725.

179. Feichtinger, J. Wissenschaft zwischen den Kulturen. Österreichische Hochschullehrer in der Emigration 1933-1945. - Frankfurt am Main: Campus-Verlag, 2001. - S. 276-280.

180. Frank, J. Law and the Modern Mind. - New York: Brentano's Publishers, 1949. - 368 p.

181. Freud, S. Das Ich und das Es. -Wien: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1923. - S.18-31.

182. Freud, S., Fliess, W. Aus den Anfängen der Psychoanalyse: Briefe an Wilhelm Fliess, Abhandlungen und Notizen aus den Jahren (1887-1902). - London: Imago publishing, 1950. - 477 p.

183. Freud, S. On the grounds for detaching a particular syndrome from neurasthenia under the description anxiety neurosis in the standard edition of the complete psychological works of Sigmund Freud. - London: The Hogarth Press, 1895. - P. 133154.

184. Freud, S. Moses and Monotheism / J. Strachey (ed.). - London: Hogarth Press, 1964. - Vol. XXIII - 340 p.

185. Freud, S. Leonardo Da Vinci and a Memory of his Childhood // The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud. Five Lectures on Psycho-Analysis, Leonardo da Vinci and Other Works / J. Strachey (ed.). -London: Hogarth Press, 1957. - Vol. XI. - 148 p.

186. Hegel G. Phenomenology of Spirit / translated by A.V. Miller with analysis of the text and foreword by J.N. Findlay. - Oxford: Clarendon Press, 1977. - 595 p.

187. Hutcheson, J.C. The Judgment Intuitive: The Function of the «Hunch» in Judicial Decision // Cornell Law Quarterly. -1929. - Vol.14. - P. 274-288.

188. Holmes, O. W. The common law / By O. W. Holmes. - London: Little, Brown a. co.,1881. - 422 p.

189. Jayme, E. Kegel, G. Gedächtnisschrift für Albert A. Ehrenzweig (1906-1974). -Heidelberg: Berkely-Kölner Rechtsstudien,1976. - S. 19-34.

190. Jennings, R., Newman, F., Louisell, D. etc. In Memoriam: Albert A. Ehrenzweig (1906 -1974) // California Law Review. -1974. - P.1069-1083.

191. Johnson, P.E. Do You Sincerely Want to Be Radical? // Stanford Law Review. - 1984. - P. 247-291.

192. Katz, J., Goldstein, J., Dershowitz, A. Psychoanalysis, Psychiatry and Law. -New York: Free Press, 1967. - 822 p.

193. Kelsen, H. Der Begriff des Staates und die Sozialpsychologie. Mit besonderer Berücksichtigung von Freuds Theorie der Masse. Wien: Imago, - 1922. - S. 97-141.

194. Kelsen, H., Ehrenzweig, A. Professor Stone and the Pure Theory of Law Stanford // Law Review. - 1965. - № 6. - P. 1128-1157.

195. Kniefacz, K, Posch, H. Bildungsbiografien unter den Bedingungen des Exils -Die Wiener Studierenden von 1938 und das Gedenkbuch für die Opfer des Nationalsozialismus an der Universität Wien 1938. Exilforschung: Österreich. Leistungen. Wien: Defizite & Perspektiven. - 2018. - S. 367- 391.

196. Lacan, J. Écrits. - Paris: Éditions du Seuil, 1966. - 94 p.

197. Lasswell, H.D. Review of Psychoanalytic Jurisprudence: On Ethics, Aesthetics, and Law- On Crime, Tort, and Procedure by A.A. Ehrenzweig // The American Journal of International Law. - 1974 - 68 (1) - P. 145-146.

198. Lawson, J.D. American state trials: a collection of the important and interesting criminal trials which have taken place in the United States from the beginning of our government to the present day. - United States: Scholarly Resources, Rowman & Littlefield Publishers, 1972. - 937 p.

199. Llewellyn, K.N., Hoebel, E.A. The Cheyenne Way. United States: University of Oklahoma Press, 1987. - 360 p.

200. Lorenz, K. Civilized man's eight deadly sins. - New York: Harcourt Brace Jovanovich,1974. - 107 p.

201. Masson, J. The Complete Letters of Sigmund Freud to Wilhelm Fliess (18871904). - London: Belknap Press of Harvard University Press, 1985. - 296 p.

202. Mindus, P. When is lack of emotion a problem for justice? Four views on legal decision makers' emotive life // Critical Review of International Social and Political Philosophy. - 2021. - P. 1-16.

203. Minkkinen, P. Life Grasps Life: Wilhelm Dilthey's Minor Jurisprudence // Helsinki: Law Text Culture. - 2017. - Vol.21. - P. 143-164.

204. Mills, J. The unconscious abyss: Hegel's anticipation of psychoanalysis. - New York: State University of N.Y. Press, 2002. - 259 p.

205. McKernan, M. The amazing crime and trial of Leopold and Loeb. - New York: Signet Books, 1957.-142 p.

206. Nietzsche F.W. Thus Spoke Zarathustra. A Book for Everyone and Nobody. -New York: Cambridge University Press, 2006. - 381 p.

207. Oliphant, H. «A return to stare decisis» // American Bar Association Journal. -1928. - Vol.14.- P. 71-75.

208. Perry, R.B., Seigfried, C.H. Wendell Holmes. In The Thought and Character of William James. - Nashville: Vanderbilt University Press,1996. - P.89-99.

209. Pollock, F., Maitland F.W. The History of English Law before the Time of Edward I. - Cambridge: University Press, 1895. -714 p.

210. Roscoe, W. Observations on Penal Jurisprudence and the Reformation of Criminals. - New York; Massachusetts: T. Cadell and W. Davies,1819. - 323 p.

211. Searle, J. R. The Construction of Social Reality. - New York: Free Press,1995.

- 241 p.

212. Shklar, J. The Faces of Injustice. - New Haven: Yale University Press, 1990. -144 p.

213. Solms, M. Freud returns // SCI AM Journal. - 2004. - P.82-88.

214. Solms, M., Saling, M. On psychoanalysis and neuro-science: Freud's attitude to the localizationist tradition // The International Journal of Psycho-Analysis. - 1986. -P. 397-416.

215. Stiefel, E., Mecklenburg F. Deutsche Juristen im amerikanischen Exil (19331950). - Tübingen: Mohr, 1991. - 236 S.

216. Steinig, J. Howard Shevrin-Pioneering Investigator of Psychoanalytic Science.

- Leipzig: Frontiers in Psychology, 2012. -170 p.

217. Stone, J. Human law and human justice / by Julius Stone. - California: Stanford University Press, 1965. - 415 p.

218. Simpson, A.W.B. Review of Law: A Personal View, by A.A. Ehrenzweig // The University of Chicago Law Review. -1980. - P.415-421.

219. Stone, J. Review of Law: A Personal View by A.A. Ehrenzweig & M. Knight // The American Journal of International Law. - 1979. - P. 149-150.

220. Stewart, I.M. Coincidence or Derivation? When Julius Stone Accused Hans Kelsen of Plagiarism // Griffith Law Review. - 2008. - Vol.17. - P. 203-222.

221. Tauber, A. Freud's dreams of reason: the Kantian structure of psychoanalysis. History of the human sciences // Hist Human Sci. - 2009. - P. 1-29.

222. Tigar, M.E. Review of Psychoanalytic Jurisprudence: On Ethics, Aesthetics, and Law: On Crime, Tort, and Procedure // Harvard Law Review. - 1973 - P.785-795.

223. Telman, J. Introduction: Hans Kelsen for Americans. Hans Kelsen in America -Selective Affinities and the Mysteries of Academic Influence // Springer International Publishing. - 2016. - 1-22 p.

224. Twining, W. Some Jobs for Jurisprudence // British Journal of Law and Society. -1974. - P. 149-174.

225. Vischer, R. Conscience and the Common Good: Reclaiming the Space Between Person and State. - Cambridge: Cambridge University Press, 2009. - 316 p.

226. Jakob, R. Review of Psychoanalytische Rechtswissenschaft. Schriftenreihe zur Rechtssoziologie und Rechtstatsachenforschung by A.A. Ehrenzweig //Archiv Für Rechts-Und Sozialphilosophie. -1975. - vol.6. - S. 127-129.

227. Jennings, R., Newman, F., Louisell, D. etc. In Memoriam: Albert A. Ehrenzweig (1906-74) // California Law Review. -1974. - P. 1069-1083.

228. Weinkauff, H. Der Naturrechtsgedanke in der Rechtsprechung des Bundesgerichtshofes // Neue Juristische Wochenschrift (NJW). - 1960. - S. 1689 -1696.

229. White, G.E. Review of Psychoanalytic Jurisprudence: On Ethics, Aesthetics and Law on Crime, Tort, and Procedure by A.A. Ehrenzweig // The American Political Science Review. - 1974. - P. 754-755.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.