Тектолого-гуманистические основания образовательного процесса: философско-методологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, доктор философских наук Иванова, Светлана Вениаминовна

  • Иванова, Светлана Вениаминовна
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 336
Иванова, Светлана Вениаминовна. Тектолого-гуманистические основания образовательного процесса: философско-методологический анализ: дис. доктор философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2007. 336 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Иванова, Светлана Вениаминовна

Введение

Глава 1. Концептуальное оформление идей гуманизма и гуманитарных наук

1. Постановка проблемы и исторический контекст становления идей гуманизма

§ 2. Трактовка гуманизма Ж.П.Сартром и М.Хайдеггером

§ 3. Основные этапы формирования идей гуманитарного знания: ХУШ-ХХвв.

§ 4. Анализ проблем гуманитарного знания в отечественной философии и методологии науки

§ 5. Культурно-исторический подход к проблемам гуманизации образования

Глава 2. Организационно-аналитический подход к методологии образования

§ 1. Кантовское видение организационного характера образовательного процесса

§ 2. Философское осмысление концепции В .Мюнха

§ 3. Различные подходы к философии педагогики и философии образования

§ 4. Российский контекст дискуссий по проблемам философии образования

Глава 3. Образовательный процесс в контексте тектологических идей

§ 1. Системно-организационные основы образовательного процесса

§ 2. Аристотелевские реминисценции в тектологических идеях

§ 3. Статус богдановского инновационного проекта в системе других наук

§ 4. Влияние образования на возникновение и реализацию тектологического проекта

§ 5. Схематизм и общность методологических размышлений А.А.Богданова и Т.Куна

§ 6. Роль знаний в общественной системе господства и подчинения

Глава 4. Методологические и нормативные основания образовательного процесса

§ 1. Система образования как организационный комплекс

§ 2. Образовательный процесс в контексте гуманистической стратегии XXI века

§ 3. Социально-философские особенности педагогики

§ 4. Образовательный процесс в контексте управленческой деятельности

§ 5. Тектологические представления о нормах бытия и деятельности

Глава 5. Образовательный процесс в социальном измерении

§ 1. Соотношение социального и личностного в образовательном процессе

§ 2. Теоретические и практические особенности адаптации в процессе социализации личности

§ 3. Социальная среда и развитие личности

§ 4. Самоопределение личности в контексте образовательного пространства

§ 5. Формы проявления методологических и нормативных идей в философии образования и педагогики

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Тектолого-гуманистические основания образовательного процесса: философско-методологический анализ»

Актуальность темы исследования. Во все времена в жизни общества роль образования была исключительно велика, и исторически, с античных времен образование принадлежало сфере рассмотрения философии. В качестве социального института образование всегда было и остается объектом целенаправленной государственной политики. В настоящее время место образования в социуме, его методологические проблемы приобретают особое значение, так как именно благодаря эффективной, системе организации образования во многом обеспечивается успешное, динамичное, гармоничное развитие общества. Эта идея прослеживается в итоговом документе саммита «группы восьми» (С-8) «Образование для инновационных обществ в XXI веке» (Санкт-Петербург, 16 июля 2006 года). Образование здесь рассматривается как основа прогресса человечества. В документе говорится о том, что «социально-экономическое процветание в XXI веке зависит от способности стран обеспечивать образование всех членов общества, с тем, чтобы дать возможность каждому человеку преуспеть в стремительно меняющемся мире». При этом упор делается на необходимость эффективного управления, здравой политики и «благоприятной организационной среды» для развития образования.

Данное исследование представляется актуальным в нескольких отношениях.

Во-первых, его актуальность определяется состоянием образования как социальной сферы. Система образования — это одна из субсистем, входящих в более широкую социокультурную систему любого современного общества и государства. Образование оказывает серьезное влияние на социально-экономическое, социально-культурное развитие государства, его позиции в мире, его целостность и национальную безопасность. По этой причине и общество, и государство перманентно волнуют вопросы о том, как повысить качество и эффективность образования.

В настоящее время образовательный процесс характеризуется множеством разноплановых проблем, включая необходимость гуманизации и гуманитаризации, разработки теоретических подходов для решения комплекса организационных задач в условиях модернизации образования.

Идет постоянный поиск в сфере педагогической науки. В педагогике накоплен большой массив исследований, однако наличие множества современных подходов: личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного и др. - пока не привело к смене педагогической парадигмы на практике, к реальной гуманизации процесса обучения в широких масштабах. В то же время активно развивается философия образования (так, на предстоящем в Сеуле XXII Всемирном философском конгрессе будут работать две специальные секции: «Философии образования» и «Философии педагогики»). Однако сами по себе теоретические исследования в этой сфере, идущие нередко в отрыве от педагогики и проблем образования, как бы убедительны они ни были, вряд ли могут привести к содержательным изменениям на практике. Очевидна необходимость реального взаимодействия философии и педагогики, о чем и говорят современные философы.

Во-вторых, возрастание числа общечеловеческих проблем (природные катаклизмы и технократические катастрофы, связанные с деятельностью человека, терроризм, наркомания, оружие массового поражения, религиозные столкновения и т.д.) объективно требует перехода человечества к новым цивилизационным моделям образовательного процесса, содержащим в своей основе гуманистические начала. Как известно, гуманистические ценности в качестве важнейших для философии и образования проходят через всю европейскую культуру, начиная с античности.

Наиболее последовательно и полно гуманистические стратегии XXI века изложены в «Гуманистическом манифесте 2000». В преамбуле к Манифесту дается определение гуманизма как этической, научной и философской системы ценностей, изменяющей наш мир. Авторы документа предлагают модель планетарного гуманизма в контексте достижения долгосрочных целей. Кроме того, в перечне важнейших механизмов «создания лучшего мира в планетарном сообществе» образование рассматривается они наряду с этическими и правовыми механизмами. В Манифесте анализируется значение образования для реализации гуманистических идей, то есть исследуются именно механизмы, являющиеся предметом рассмотрения в данной работе. В 1990 г. на международном симпозиуме «Философия образования в перспективе XXI века» было признано необходимым для всего мирового сообщества сосредоточить внимание на гуманизации образования.

Однако, по убеждению диссертанта, реализация педагогических принципов и условий гуманизации образовательного процесса может эффективно осуществляться только на философско-методологических основаниях при учете множества факторов, включая социально-экономические и культурные особенности общества. Но и при самом удачном совпадении всех факторов и условий достижение положительного результата вряд ли возможно при отсутствии мощного организационного начала.

В этом заключается третье обоснование актуальности данного исследования, автор которого приходит к выводу, что общеметодологический охват всей проблематики организационных процессов и структурных преобразований любых систем можно найти в тектологических идеях А.А.Богданова.

Богданов разрабатывал свою «Тектологию» как общую систему правил, которые должны помочь в решении целого ряда управленческих проблем, включая решение образовательных задач. Известно, что тектологические идеи Богданова формируются, первоначально отталкиваясь от его педагогических идей. Свое первое применение тектологические идеи находят опять-таки в его педагогической практике. Для Богданова образование — это частная форма организационного, аналитического процесса, где развитие комплекса определяется развитием его элементов.

Система образования и воспитания, разработанная еще в античной философии, в концепциях пайдейи (гуманизма) так же современна. Автор утверждает, что эти позиции — позиции тектолого-гуманистического подхода могут обосновывать в научно-теоретическом плане концептуальные изменения образовательного процесса в ходе модернизации.

Дополнительным аргументом в пользу актуальности избранной темы может служить факт востребованности творчества A.A. Богданова в современном научном мире: в России, в странах Запада регулярно проходят конференции, посвященные его творчеству, создан Международный институт А.А.Богданова. Актуализация текстов Богданова видится вполне органичной, они содержат идеи, современные и для XXI века. Работа Богданова была написана в начале XX века, однако только во второй его половине в мире созрела соответствующая социокультурная ситуация, позволившая осознать значение «Тектологии» в ее философско-методологическом и организационно-управленческом аспектах.

В дополнение ко всему вышесказанному следует добавить, что тектолого-гуманистический подход к образовательному процессу позволяет по-новому взглянуть еще на одну проблему — проблему социализации в системе образования. С точки зрения богдановских представлений о нормах бытия и деятельности, процесс образования в целом может быть проинтерпретирован в качестве нормы, благодаря которой формируются необходимые условия развития общества. Сегодня, когда на разных стадиях адаптации человека, его вхождения в мир законов и правил, совершается огромное количество воздействий со стороны разобщенного, дифференцированного по своим стратам социума, проблема восприятия человеком системы норм является чрезвычайно важной.

Степень разработанности проблемы. Насколько это известно автору диссертации, тектолого-гуманистический подход к образованию представлен впервые. В то же время имеется достаточно большой массив литературы, посвященной творчеству А.А.Богданова в целом, его тектологии, в частности. Практически необозрим и пласт литературы от античности до современности, посвященный проблемам гуманизма, гуманизации и гуманитаризации образования. Далее последовательно будет представлен обзор развития исследований в этих двух областях, начиная с менее известной в философской мысли (по сравнению с гуманизмом) области — творческого наследия А.А.Богданова.

Интерес к творчеству Богданова в настоящее время возрастает, причем не только в России, но и за рубежом, при этом важно отметить, что его творчеством интересуются как философы, так и представители ряда других областей научного знания. Можно говорить о возникновении современной новой волны богдановедения. Об этом свидетельствуют две конференции 2006 года, которые прошли в Марбурге (ФРГ) «Александр Богданов и философский дискурс в России в контексте Модерна» и в Хельсинки (Финляндия) «Русские альтернативы XX столетия — Симпозиум по Александру Богданову». На этих конференциях присутствовали богдановеды из России, Финляндии, Германии, Франции, Италии. Работы Богданова переводятся на английский, немецкий и другие языки.

Во множестве контекстов творчество А.А.Богданова обсуждают Л.И.Абалкин, В.Н.Садовский, Г.Д.Гловели, А.П.Огурцов. В срезе глобальных проблем современности его творчество исследовал Н.Н.Моисеев. Связь между тектологией и общей теорией систем анализировал Ю.А.Урманцев. С.Н.Пу стальник ориентируется на изучение собственно теоретических источников богдановского системного мышления, на анализ конкретных тектологических проблем таких, например, как принцип подбора. В историческом ключе поиска источников и предшественников тектологии

A.А.Богданова его творчество рассматривал Д.Уайт. В контексте медицинской проблематики оно исследуется А.И.Воробьёвым, который предлагает современное прочтение идей Богданова о переливании крови. С точки зрения экономической теории оно изучается В.И.Маевским, В.В.Попковым,

B.Л.Ханжиной, Е.В.Поповым; с психологической точки зрения

C.В.Добронравовым; с управленческой точки зрения - В.К.Парменовым, М.Ю.Казариновым, Д.И.Шапиро, А.Ю.Дорофеевым, Е.Л.Афанасьевой, Г.И.Рузавиным, другими авторами. Богданов много писал по проблемам политэкономии и истории. Отражение этого можно найти, например, в работах Д.Я.Майдачевского, С.В.Костова, Ш.Плаггенборга, Д.Грилле, Г.Горцка. Проблемы искусства в связи с творчеством А.А.Богданова обсуждает Ш.Дуглас. Политологические аспекты творчества Богданова находят своё отражение в работах А.С.Панарина. Богдановскую утопию исследуют Ю.Шерер, В.Хеделер, М.Хагемайстер. Проблемы собственно философии Богданова исследуются В.Н.Садовским, Д.Стейла, В.Беловым, М.Е.Соболевой, другими авторами. Принципиальный характер для данного исследования имеют работы Богданова, в которых отражены вопросы образования. Так, педагогические истоки возникновения тектологии изучаются Г.В.Сориной.

Несомненно, что творчество Богданова включено в современный философский диалог. Оно продолжает привлекать к себе внимание представителей различных дисциплин и поэтому оказывается своеобразной областью междисциплинарных исследований.

Тектология стала для многих ученых философским основанием, с которого гораздо дальше и четче стали видны научные горизонты. В тектологическом контексте интерпретируются научные результаты математика Н.Винера, кибернетика и психолога У.Эшби, математика Р.Томма (теория катастроф), экономиста Р.Акоффа, биолога Л. фон Берталанфи (общая теория систем). и

Если организационный, тектологический подход Богданова долгое время оставался фактически неизвестным и в России, и на Западе, то совсем иная судьба была у системного подхода, в основе своей разработанного Берталанфи. Системный подход Берталанфи выстраивался как специально-научная и логико-методологическая концепция, первоначально развиваемая в рамках комплекса биологических наук1. Берталанфи в определенном смысле сумел преодолеть терминологические недостатки тектологического подхода Богданова. Подход Берталанфи оказался более четким и прозрачным, но в то же время в его подходе нет гуманистической, культурологической составляющей, присущей богдановской тектологии. Берталанфи выстраивает общенаучную методологию, находящую своё применение в рамках конкретных научных дисциплин: в математике, физике, биологии, нейрофизиологии, при этом в подходе Берталанфи никогда не ставилась задача обращения к проблемам гуманитарного знания. В системном подходе Берталанфи присутствуют другие приоритеты: общезначимость, господство рациональности вне рассуждающего человека, функционирование системы по алгоритмам в соответствии с определенными закономерностями без учета деятельности человека. В то же время именно гуманистическая направленность, внимание к человеку отличает подход Богданова.

Обращаясь к гуманизму, важно отметить, гуманистические проблемы обсуждаются человечеством уже несколько тысячелетий. Очевидно, что даже список литературы по этим вопросам весьма и весьма обширен.

Анализ специфики становления гуманитарного знания, комплекса гуманитарных дисциплин в историко-философском контексте помогает выявить особенности позиций мыслителей, по текстам которых можно проследить эволюцию взглядов на проблемы гуманизма (например, Аристотель, Платон, И.Кант) и гуманитарного знания (Дж.Вико, Ф.Шлейермахер, В.Дильтей, Э.Кассирер, В.Виндельбанд, Г.Риккерт, другие

1 См. Садовский В.Н. Общая теория систем // Философская энциклопедия. Т. IV. М., 1967. С. 113. философы). К примеру, античные идеи образования включены в общую идею пайдейи.

Между тем в современных условиях интерес к этой проблематике только возрастает. Имеются, по крайней мере, две философские области, в рамках которых обсуждаются проблемы образовательного процесса: философия образования и философия педагогики. Идея философии педагогики в отечественной философской и педагогической мысли менее обсуждаема, чем идея философии образования. Сторонником первой из этих двух концепций является, например, Б.М.Бим-Бад, который подчеркивает, что проблемы философии педагогики рассматриваются в литературе с XIX века. В работе, посвященной анализу различных образов философии педагогики в XX веке, он пишет о том, что образовательная практика того или иного общества может базироваться на системе идей, которая часто приобретает характер «философии» образования . В то же время слово «философия» он берет в кавычки, подчеркивая, что в философии образования представлена система идей, на которой основывается именно образовательная практика. Он предпочитает разрабатывать философию педагогики, носящую антропологический характер. Бим-Бад утверждает, что вне зависимости от конкретных особенностей «педагогической философии» в ее фундаменте должны лежать представления о природе человека. В связи с рассмотрением этих вопросов, с его точки зрения, уже в начале XX века особенно остро встает задача построения «человековедческого (антропологического) фундамента» педагогики. Того, что было сделано в естественнонаучном (механическом и биологическом), социологическом, других теоретических конструкциях понимания человека, было недостаточно. Также недостаточными для построения фундамента педагогики оказались и философские исследования человека в неокантианстве, позитивизме, неогегельянстве, философии жизни, других философских учениях.

2 Бим-Бад Б.М. К философии педагогики XX века. — М., 2005 // Ьир//Ыт-Ьа±геаЫШу.ги/аи1Ьог/ЫтЬас1.

Отношение к проблемам философии образования было разным в истории культуры. То, как формировалось западное видение философии образования, последовательно анализируют в своей работе А.П.Огурцов и В.В.Платонов", которые представляют западную традицию сквозь призму образов образования в западной философии образования XX века. В то же время в этой работе можно найти практически все крупнейшие имена, представляющие философию XX века в ее целостности и соотнесенности с другими эпохами в истории философской мысли. Такой ракурс рассмотрения проблем образования не случаен. Ведь трудно найти какую-либо гуманитарную проблему, не нашедшую своего отражения в решении образовательных проблем. В отличие от западной традиции вопрос о том, сформировалась ли отечественная «философия образования» в качестве самостоятельной теоретической дисциплины, как показывает Л.А.Микешина4, неоднозначен, дискуссии пока продолжаются, есть множество примеров, позволяющих говорить о наличии «тесного переплетения философских и педагогических идей мыслителей европейской культуры». В то же время, как верно отмечает Микешина, в современных философском и педагогическом сообществах появилось общее стремление объединенными усилиями найти «базовые идеалы и принципы объяснения сложившейся и формирующейся «образовательной действительности».

В работах Л.П.Буевой, В.И.Гараджи, П.К.Гречко, В.А.Кувакина, Т.А.Рубанцовой, Ю.Ю.Черного, Г.В.Гивишвили, В.Д.Жукоцкого, И.М.Борзенко, А.А.Кудишиной, Л.Е.Балашова, В.Л.Курабцева, А.Г.Круглова, В.В.Лашова и других анализируются исторические пути развития идей гуманизма, проблемы гуманистической антропологии, гуманистического понимания человека, учение о ценностях, гуманистическое мировоззрение, идет поиск выхода из нравственного кризиса общества путем изменения

3 Огурцов А.П., Платонов В.В. Философия образования // Новая философская энциклопедия. — М.: Мысль, 2001. Т. 4.

4См. Микешина Л.А. Философия образования: проблемы и подходы // Преподаватель XXI век // Общероссийский журнал о мире образования. 2006. № 3. С. 21-27. отношения к человеку, выявлению его духовного потенциала и ответственности за судьбы мира.

В то же время активно разрабатываются вопросы гуманистической психологии и педагогики, теоретические аспекты различных подходов. Результаты в этой сфере можно найти в работах К.А.Абульхановой-Славской,

A.Г.Асмолова, А.В.Брушлинского, М.Н.Берулавы, И.В.Бестужева-Лады, Л.В.Занкова, И.А.Зимней, В.В.Краевского, И.Я.Лернера, А.В.Петровского,

B.В.Рубцова, В.В.Серикова, М.Н.Скаткина, В.А.Сластенина,

B.И.Слободчикова, А.И.Субетто, В.Д.Шадрикова, Г.А.Цукерман, И.С.Якиманской, многих других исследователей.

Активно обсуждали не только собственно психологические, но и философско-методологические проблемы развития социума и личности Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов.

В 80-е годы XX века развитие инновационных процессов привело к появлению «педагогики сотрудничества», знаменовавшей переход к диалогической форме общения (Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Ильин,

C.Н.Лысенкова, В.Ф.Шаталов и другие).

Обращение к комплексу психолого-педагогических идей в контексте проблем гуманизма имеет место и в законодательных документах. В статье 2 Закона РФ «Об образовании» декларируются, в частности, гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Гуманизация образования -это одна из классических проблем образования и в то же время одна из важнейших мировых тенденций развития образовательного пространства в течение веков.

Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является разработка тектолого-гуманистического подхода к образовательному процессу.

В ходе диссертационного исследования последовательно решались следующие задачи:

- провести философско-методологический и историко-философский анализ ведущих тенденций развития идей гуманизма;

- осмыслить в философском плане основные идеи гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса на основе проведенного анализа;

- обосновать тезис, что в качестве теоретических оснований современного образовательного процесса можно рассматривать тектолого-гуманистические основания, показать правомерность применения идей гуманизма и тектологии к образовательному процессу;

- предложить систему понятий, необходимую для разработки тектолого-гуманистического подхода к проблемам образования;

- выявить организационно-аналитические начала в работах И.Канта о воспитании и образовании. Дать интерпретацию кантовских вопросов («что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я смею надеяться?», «что такое человек?»), применительно к образовательному процессу; рассмотреть тектологические принципы А.А.Богданова в их соотнесенности с идеями Канта об образовании и воспитании;

- разработать аргументы в пользу тезиса о зависимости трактовок гуманизма от принимаемых философских установок (на примере сравнительного анализа отношения к проблемам гуманизма Ж.П. Сартра и М. Хайдеггера);

- обосновать практическую значимость тектолого-гуманистического подхода к решению проблем образования.

Теоретическая и методологическая основы исследования. Для методологии проводимого исследования существенными оказались тектологические принципы A.A. Богданова, культурно-исторический и системный подходы.

Применялись методы теоретического анализа (ретроспективного и сравнительно-сопоставительного), а также элементы компаративистского и дискурсного анализа. Исходные установки диссертационного исследования во многом формировались под влиянием аналитических идей И.Канта, дискуссий по проблемам гуманизма в философии XX века.

Существенную роль в работе над диссертацией сыграли эпистемологические и гуманистические идеи М.С.Кагана, В.А. Лекторского, М.К.Мамардашвили, Л.А.Микешиной и некоторых других.

Научная новизна исследования. С целью разработки философско-методологических оснований реформирования образования предложен тектолого-гуманистический подход к образовательному процессу, представлены основные гуманистические принципы образования в их соотношении с тектологическими, системно-организационными законами A.A. Богданова.

При этом получены следующие основные результаты:

- обосновано, что в качестве теоретических и методологических оснований концепций современного образовательного процесса возможно плодотворно использовать эвристический потенциал тектолого-гуманистического подхода как синтеза гуманистических и организационных идей;

- выявлено, что в представлениях Канта об образовании и воспитании присутствуют организационные идеи, с которыми могут быть соотнесены тектологические принципы А.А.Богданова. Показано так же, как кантовские идеи в форме четырех вопросов, определяющих предмет философии в её антропологическом и «всемирно-гражданском значении», могут быть осмыслены применительно к образовательному процессу;

- прослежены аристотелевские реминисценции в тектологических идеях А.А.Богданова, в частности, соответствие «модели моделей» организации в

Тектологии» Богданова аристотелевской идее «формы форм» как высшего способа организации всего;

- осуществлен сравнительный анализ подходов Ж.П.Сартра и М.Хайдеггера к феномену гуманизма, его роли и месте в культуре, философии, образовании. Предложена интерпретация сартровского понимания гуманизма как определенной системы организационных правил, в целом определяющих поведение, деятельность человека, что соответствует базовому, классическому представлению о гуманизме в европейской культуре;

- выявлен параллелизм между организационными установками А.А.Богданова, в частности, выраженными в его методологическом принципе «перемены точки зрения», и методологическими конструкциями Т.Куна, который также исходит из идеи «перемены точки зрения» при смене парадигм. Установлено, что методологические взгляды как Богданова, так и Куна предполагают идею нового видения предмета;

- с целью анализа образовательного процесса введены новые понятия: «базовое представление о гуманизме», «тектолого-гуманистические основания образовательного процесса», «пайдейя/гуманизм» как единое синтетическое понятие;

- обоснован инновационный характер идеи А.А.Богданова о превращении знания, производимого в университетах и научных институтах, в товар; при этом отмечается мысль Богданова, что особенно дорого продается «высшее знание», которое доступно только для высших слоев общества, что определяется как дороговизной данного вида товара, так и способами преподавания;

- показано, что в составе областей, в которых современники Богданова начали применять тектологические методы (государственно-хозяйственный план; анализ переходных экономических форм; разработка социально-психологических типов, другие), одну из лидирующих позиций занимают «программы и приемы педагогики»;

- исследовано значение нормативных представлений A.A. Богданова для концепции современного образовательного процесса, показана актуальность его идей о соотношении норм внешнего принуждения и норм целесообразности.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. В исследовании разработаны и обоснованы теоретические положения, которые в своей совокупности позволяют во многом по-новому оценить роль и место тектологии в философии и методологии науки, в культуре в целом, в образовании, в частности. Тектологические идеи позволяют: представить иное видение сложившихся проблем гуманизма и гуманитарных наук; разработать философско-методологическую базу модернизационных процессов в образовании.

Положения и выводы, полученные в диссертации, могут использоваться при чтении основных и специальных курсов по социальной философии, философии образования, истории и философии науки.

Развиваемый в диссертации тектолого-гуманистический подход к образовательному процессу, будучи реализованным, с одной стороны, в системе преподавания, с другой стороны - в системе управления образовательным процессом, может способствовать совершенствованию отечественной системы образования.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Московского педагогического государственного университета. Результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в 20 научных работах автора (в том числе, в монографии) общим объемом 38,5 п.л.

Основные результаты, полученные в диссертации, докладывались и обсуждались на различных конференциях, в том числе на международных семинарах (Финляндия, Швеция, Черногория), всероссийских конференциях и федеральных окружных семинарах-совещаниях по вопросам методологии и организации экспериментальной работы в соответствии с Концепцией модернизации российского образования до 2010 года (Великий Новгород, Самара, Рязань, Якутск, Саратов, Челябинск, Ижевск, Москва). Отдельные результаты проведенного исследования представлялись на Первом Российском философском конгрессе «Человек. Философия. Гуманизм» в 1997 году в Санкт-Петербурге и Четвертом — «Философия и будущее цивилизации» в 2005 году в Москве. Некоторые идеи, разработанные в диссертации, обсуждались: на . Всероссийском совещании «Система непрерывного гуманитарного образования: состояние, проблемы, перспективы» (Санкт-Петербург, 1997г.), на международной научной конференции «Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века: философские, социальные, экономические и политические аспекты» (Москва, РГБ, 2004г). Идеи, представленные в диссертации, были использованы при работе над нормативно-правовыми, научно-методическими документами в сфере образования в 2000-2004 гг. Они были применены автором для подготовки выступлений на заседаниях Координационного совета по модернизации образования и Научно-методического совета по тестированию Минобразования России, на курсах повышения квалификации руководителей региональных органов управления образованием, совещаниях руководителей научных и образовательных учреждений всех уровней образования. Некоторые идеи, оформленные в данном исследовании, были использованы при введении профильного обучения, при рассмотрении вопросов выбора, свободы и принуждения в рамках образовательного процесса, специфики преподавания личностно-ориентированного и личностно-отчужденного знания, положены в основание новой системы безотметочного обучения при оценке учебных достижений младших школьников по всем предметам, а также учащихся всех классов — по физической культуре, изобразительному искусству, музыке; при нормативном и методическом обеспечении ряда других вопросов гуманизации образовательного процесса.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Необходимость разработки тектолого-гуманистического подхода к образованию вызвана тем, что образовательный процесс в целом характеризуется множеством разноплановых, нечетко определенных проблем. Эффективность образовательного процесса (от дошкольного образования до последующего образования через всю жизнь), как никогда ранее, зависит от тех организационных форм, которые определяют направления развития образования. При этом системный характер современного образования постоянно требует организационных корректировок.

2. Образование, являясь частью организационно-социального устройства человеческого универсума (в терминологии Богданова), выступает в качестве одной из тектологических форм переработки опыта и формирования структурной устойчивости целостного социального универсума.

3. Богдановская наука об организации естественным образом оказывается применима в системе образования. Образовательные процессы становятся фактором формирования тектологии, тектология становится фактором развития образования. Педагогическая интерпретация тектологических идей является наиболее органичной для истории формирования и последующего развития тектологии.

4. Любые организационные формы исторически обусловлены. Не вызывает никаких сомнений историческая обусловленность образовательной деятельности как одной из форм организационной деятельности. Как в Античности, пайдейя являлась фундаментом для строительства новой государственной системы, где государство неотделимо от образования и нравственности, так и для Богданова образование в качестве организационной формы неотделимо от тектологически организованного социума.

5. Гуманизация образования неотделима, с одной стороны, от уважительного отношения к личности, от процессов совершенствования самого человека и возрастания его духовного потенциала, с другой - от повышения

21 личной ответственности человека за свою собственную судьбу, за судьбы мира; должна базироваться на организационных подходах, обеспечивающих условия для гуманизации образования со стороны государства и общества.

6. Важнейшие характеристики процесса гуманизации образования и тектологические принципы А.А.Богданова пересекаются. В их общей основе лежит уважение к человеку, вера в него и в то же время понимание необходимости последовательной организации его деятельности. Тектологический подход к деятельности предполагает: четкое определение целей, последовательное выявление основного содержания решаемых задач, создание организационных условий для реализации поставленных задач. Очевидно, что без последовательной реализации этих тектологических установок невозможно провести в жизнь гуманистические принципы образования.

7. В отличие от сложившихся в культуре представлений о норме, как о некоторой системе регулятивных правил или как об идее соответствия предмета определенному стандарту, Богданов устанавливает тектологический, общеметодологический уровень изучения нормы, сохраняя в числе важнейших характеристик «нормативного мира» его моральные и правовые истоки.

Структура диссертационной работы связана с методологией исследования и поставленными задачами, диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Иванова, Светлана Вениаминовна, 2007 год

1. Что может знать мой ученик определенного возраста в определенной конкретно-исторической ситуации?

2. Что должен делать я как ученик для получения подлинного образования?

3. Организационная структура деятельности.

4. Результативность деятельности.

5. Демографические и психофизиологические характеристики индивида.

6. Стаж и уровень квалификации.

7. Соответствие внутриличностного потенциала и психофизиологического развития.

8. Сформированность ориентировочных действий, направленных на достижение поставленных целей.В свою очередь, субъективные критерии включают:

9. Удовлетворенность деятельностью и самим собой.

10. Удовлетворенность сделанным выбором будущей профессии.

11. Мотивированность самоопределения учащегося.

12. Комфортность интеграции учащегося с измененной системой деятельности.

13. Сформированность творческого потенциала.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.