Технология речевой подготовки студента педвуза тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Артемьева, Галина Николаевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 153
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Артемьева, Галина Николаевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1.ТЕХНОЛОГИЯ РЕЧЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
1.1 Анализ различных концептуальных подходов к исследованию проблемы речевой подготовки студента педвуза.
1.2 Коммуникативные качества педагогической речи и диагностика их формирования.
1.3. Педагогические условия эффективной технологии речевой подготовки студента педвуза.
Выводы по первой главе.
ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА ПЕДВУЗА.
2.1. Цель, задачи, методы и организация опытной работы.
2.2 Технология речевой подготовки студента и ее апробация.
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы.
Выводы по второй главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Теория и практика обучения студентов педвуза педагогической технике1999 год, доктор педагогических наук в форме науч. докл. Уметбаев, Зайнитдин Мухитдинович
Использование возможностей театральной педагогики в процессе становления личности учителя1999 год, кандидат педагогических наук Булатова, Оксана Сергеевна
Формирование творческой личности студента педвуза на основе использования театрального метода Е.Б. Вахтангова2007 год, кандидат педагогических наук Семаков, Михаил Петрович
Формирование коммуникативных умений у студентов при изучении педагогических дисциплин2004 год, кандидат педагогических наук Яковлева, Татьяна Вячеславовна
Дидактические особенности актерской подготовки вокалистов в вузах культуры и искусств2008 год, кандидат педагогических наук Ланщикова, Оксана Геннадьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Технология речевой подготовки студента педвуза»
Приоритетной задачей отечественного высшего педагогического образования на современном этапе является формирование будущего педагога, как творческой личности, способной обеспечить эвристическую продуктивность профессиональной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что эта проблема волновала педагогов прошлого (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др.).
В современной научной литературе уделяется много внимания изучению психологии труда и личности учителя (Б.Г. Ананьев, Л.Г.Борисова, Н.В.Кузьмина, Л.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Г.Н.Сериков, А.И.Щербаков, и др.). Эти исследования доказывают, что профессиональная деятельность учителя - это особая форма искусства, возникающая на научной основе.
Различные аспекты проблемы педагогического мастерства раскрыты в работах Ю.П.Азарова, С.Б.Елканова, И.А.Зязюна, В.И.Загвязинского, Л.И.Рувинского, В.Н.Харькина, Н.Н.Тарасевича, Г.И.Хозяинова и других учёных, которые подчеркивают, что эффективность процесса обучения и воспитания школьников в значительной мере зависит от уровня сформированно-сти коммуникативных умений учителя, входящих в состав функциональных компонентов педагогической системы.
Анализ профессиограмм учителей разных специальностей, квалификационных характеристик, требований Государственного стандарта высшего профессионального образования к выпускнику педвуза позволяет сделать вывод, что одной из главных функций учителя эти документы называют коммуникативную функцию.
На зависимость успешности деятельности педагога от уровня его коммуникативных умений указывают результаты исследования
Е*.К.Елмановой, изучавшей условия формирования коммуникативных умений студентов во время педпрактики. Автор выделяет такие коммуникативнопедагогические умения учителя: свободное владение речью, способность быстро и точно воспринимать речь, умение выделять из воспринятого наиболее существенное, умение кратко и точно отвечать и т.д.
Коммуникативные умения и их роль в профессиональной деятельности учителя освещались в работах Ф.И.Гоноболина, В.А.Кан-Калика, Н.В.Кузьминой, Л.И.Мудрика, Е.Б.Орловой и др. Эти ученые определяют коммуникативные умения как профессионально значимое свойство личности учителя, но их содержание и пути формирования определяют учеными по-разному, в соответствии с направлением их научного исследования.
Одной из характеристик коммуникативных умений, как подчеркивают Ю.П.Азаров, Э.А.Гришин, И.Ф.Кривонос, Ю.Л.Львова и др., является умение оптимально строить свою речь в психологическом плане, т.е. умение речевого общения, речевого контакта с учащимися.
Речевое общение занимает у учителя большое количество времени, поэтому постановка проблемы формирования у студентов педагогических вузов умений речевого общения является актуальной.
В плане нашего исследования важны работы И.П.Козляниновой, К.Линклэйтер, А.Н.Петровой, О.Ю.Фрид, Э.М.Чарели и др. Это работы по театральной педагогике, специальных исследований по технике речи учителя сегодня нет, хотя в учебных пособиях И.А.Зязюна "Основы педагогического мастерства", В.Н.Малиновской и А.Л.Смятских "Основы педагогического мастерства. Введение в специальность" этому разделу отводится определенное место.
На современном этапе развития высшей школы имеется реальная возможность практического решения объективно назревшей задачи подготовки к речевому общению в результате внедрения в учебно-воспитательный процесс педвуза различного рода инноваций. К таким инновациям можно отнести разработку и внедрение в учебный процесс педвуза курса "Основы педагогического мастерства" и дидактическую интерпретацию театральной педагогики.
В последние годы в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин в педвузах все шире используются элементы театральной педагогики. Это обусловлено научно-методической разработанностью в ней проблем развития творческого потенциала личности актера в целом, выявления и развития актерско-исполнительских умений, овладения мастерством межличностного взаимодействия.
Исследования И.А.Зязюна, В.А.Кан-Калика и др. доказывают, что профессии актера и педагога сродни между собой. Сходства и различия этих профессий отражены в работах ученых-педагогов Ю.П.Азарова, Ю.Л.Львовой, Н.Н.Тарасевича, Н.Д.Никандрова и др.
Ряд общих специальных педагогических и актерских способностей выделили М.И.Волошина, Ф.Н.Гоноболин, Н.В.Кузьмина, Н.В.Рождественская, Д.Х.Самуйленков, И.В.Страхов и др.
Особый интерес для нас представляют работы Д.А.Белухина, Н.Ф.Вишняковой, М.Германа, А.Евстигнеева, Н.Г.Ксенофонтовой, Р.Кутепова, Я.Мамонтова, Т.К.Маркарьяна, В.Успенского, С.М.Фридмана, М.О.Цуркавы и других ученых, в которых рассматриваются возможности использования театральной педагогики в целях повышения эффективности процесса формирования педагогического мастерства у студентов педвуза.
В последнее десятилетие исследуются такие проблемы, как духовное развитие учителя и театральное искусство; идеи К.С.Станиславского в ракурсах деятельности педагога; развитие творческих педагогических способностей и умений средствами театрального искусства и театральной педагогики; речевая культура педагога; средства актерской выразительности.
Данные исследования явились теоретическим основанием для дальнейшего решения проблем формирования педагогического мастерства, использования театрального искусства и театральной педагогики в обучении и воспитании будущих педагогов с учетом специфики педагогической деятельности.
Предпринимаются попытки решения проблем методологии освоения театрального искусства и театральной педагогики в практике высшего педагогического образования, например, в опыте Полтавского пединститута дидактическая интерпретация театрального искусства и театральной педагогики приобретает статус постоянного компонента процесса обучения.
Решение проблем сходства и различия содержания деятельности педагога и актера, их мастерства, а также методов формирования педагогических и актерских умений становится на сегодня предметом глубоких научно-методических исследований.
Работы Ф.Н.Гоноболина, Н.В.Кузьминой, Н.Д.Левитова, И.В.Страхова свидетельствуют о сходстве и творческой однотипности педагогической и актерской деятельности, что дает основание считать правомерным вхождение театрального искусства в учебно-воспитательный процесс педвуза.
В истории театра проблема речевых умений актера решалась по-разному. Она существует и в формах повышенного интереса к слову, к творческому процессу словесного действия, к технологии речи, вопросам дикции, голоса, произношения, помогающим актерам установить сценическое взаимодействие.
За последние десятилетия появились педагогические находки в театральных вузах России и за рубежом. Многое, найденное эмпирическим путем, получило свое объяснение в научных трудах И.П.Козляниновой, Л.Н.Петровой, И.Ю.Промтовой, Е.Ф.Саричевой, Э.М.Чарели и др.
Но, несмотря на то, что в решении проблемы обучения будущих учителей средствами театрального искусства сделаны определенные шаги, мало внимания уделяется речевой подготовке студентов педвуза.
Данные В.К.Елмановой, В.А.Кан-Калика, Л.В.Мудрика, а также наше исследование подтверждают, что проблема речевой подготовки учителя очень актуальна, поскольку речевое общение является главным в деятельности учителя любой специальности. Возникает противоречие между возросшими треборениями к учителю современной школы и реальным уровнем речевой подготовки выпускника педвуза.
Успешная самореализация учителем речевой деятельности в процессе выполнения им профессиональных функций возможна лишь при наличии и развитии особой системы качеств, адекватных его коммуникативным умениям. Это делает весьма актуальными исследование структуры, закономерностей, механизмов развития у учителя речевых качеств, разработку модели речевой подготовки, как достаточного и необходимого набора профессиональных значимых качеств, средств и способов формирования речевой деятельности в процессе коммуникативного общения.
Недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы нашего диссертационного исследования "Технология речевой подготовки студента педагогического вуза".
Целью исследования является разработка и обоснование технологии речевой подготовки будущего учителя.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс педагогического вуза.
Предмет исследования - педагогическая технология речевой подготовки студента.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой успешное формирование коммуникативных умений у будущих учителей будет обеспечено, если выполнены следующие условия:
• разработана технология речевой подготовки студента педвуза;
• обеспечена творческая модификация методов речевой подготовки актеров с учетом специфики педагогической деятельности;
• в учебном процессе реализуется личностно-ориентированный подход к студентам с учетом их индивидуальных особенностей и способностей.
Достижение цели и проверка гипотезы реализуются в решении следующих задач :
1. Выявить общее и специфическое в содержании речевой педагогической и актерской деятельности.
2. Опираясь на методы театральной педагогики, разработать технологию речевой подготовки будущих учителей.
3. Выявить и экспериментально проверить эффективность использования методов театральной педагогики в формировании речевых умений студентов при создании определенных педагогических условий.
4. Разработать методические рекомендации по применению технологии речевой подготовки для студентов педвуза и преподавателей.
Методологической основой исследования явились: диалектический подход к анализу сущности и явлений социальной жизни, искусства как формы общественного сознания, практически-духовного освоения жизни; данные психологической науки о развитии педагогических способностей, роль системы Станиславского в творческом развитии личности; концепция формирования педагогического мастерства Полтавского государственного пединститута им. В.Г.Короленко; деятельностный подход к изучению педагогических явлений.
Научная новизна исследования. В работе обосновано положение о том, что технология речевой подготовки студентов педвуза, являющаяся средством формирования коммуникативных умений, представляет собой процесс формирования профессионально-значимых качеств, выражающих целостную структуру и особенности педагогической деятельности на основе индивидуально-типологических свойств конкретного субъекта этой деятельности.
Теоретическая ценность проведенного исследования состоит в обосновании и разработке технологии речевой подготовки студентов педвуза; концептуальная модель технологии речевой подготовки, а также рекомендации по ее использованию дополняют теоретические работы по проблемам обучения основам педагогического мастерства в системе высшего педагогического образования.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования, выводы и предложения могут быть использованы в конкретных условиях педвуза и материализоваться в процессе практической деятельности учителя. Разработаны методические рекомендации по речевой подготовке студентов педвуза.
Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов на базе Курганского педагогического института и Нижневартовского педагогического колледжа.
На первом этапе ( 1993-1994 гг.) осуществлялось изучение и анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, состояния проблемы в практике работы педвузов, разрабатывались исходные положения, определялись цель, задачи, рабочая гипотеза исследования.
На этом этапе использовались методы: ретроспективный анализ и обобщение педагогической теории и практики; обобщение и систематизация научных фактов; анкетирование; наблюдение (непосредственное, долговременное) за профессиональной педагогической деятельностью студентов; самооценка.
На втором этапе (1994-1996 гг.) разрабатывалась программа исследования, создавалась модель технологии речевой подготовки будущих учителей; обобщался и систематизировался полученный материал.
Ведущими методами этого этапа были: моделирование; педагогический эксперимент по обучению речевым умениям будущих учителей; публичное устное выступление, речевой тренинг, метод словесного действия; исполнение художественного чтецкого материала; пластический тренинг актерского мастерства; этюдный метод; проводилась экспериментальная работа по апробированию технологии речевой подготовки.
На третьем этапе (1996-1998 гг.) Проверялась эффективность разработанных материалов. Подводились итоги, осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, формировались и проверялись выводы и результаты исследования, уточнялись определенные теоретические положения, разрабатывались и внедрялись в практику методические рекомендации.
Основными методами исследования на этом этапе явились самооценка, метод экспертных оценок, сравнение. Для сравнения и оценки результатов использовались статистические методы обработки. Для упрощения процедур обработки, повышения оперативности получения обобщенной информации использовалась электронно-вычислительная техника.
Базой исследования явились Курганский и Нижневартовский педвузы, педагогический факультет Уральской государственной академии физической культуры и Нижневартовский педагогический колледж. В качестве экспериментальных были взяты две учебные группы исторического факультета КГПИ (ныне - Курганский государственный университет). Всего в исследовании участвовало 277 студентов, 57 учителей, 60 школьников.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования ежегодно докладывались на заседаниях кафедры педагогики Курганского государственного университета, на научно-практических конференциях в Шадринске, Кургане, Челябинске, Нижневартовске.
На основе материалов исследования подготовлены методические рекомендации для студентов и учителей, методические разработки исследуемой проблемы были апробированы в спецкурсе "Техника речи".
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечиваются опорой на методологию исследования речевой деятельности, синтезом и анализом теоретического и экспериментального материала; организацией опытно-экспериментальной работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; длительностью эксперимента, многократной и всесторонней проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций; апробаций выводов, личным участием автора в экспериментальной и педагогической работе.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Сходство и творческая однотипность педагогической и актерской деятельности, компонентов мастерства педагога и актера становятся предпосылкой для использования элементов театральной педагогики и, прежде всего, системы ее методов в технологии речевой подготовки будущих учителей.
2. Эффективность использования методов театральной педагогики в речевой подготовке студента обеспечивается соблюдением следующих условий:
• разработана технология речевой подготовки;
• обеспечена творческая модификация методов речевой подготовки актеров с учетом специфики педагогической деятельности;
• в процессе речевой подготовки реализуется личностно-ориентированный подход к студенту с учетом его индивидуальных способностей и особенностей.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики2006 год, кандидат педагогических наук Мациевская, Светлана Викторовна
Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов2003 год, кандидат педагогических наук Бондарева, Елена Викторовна
Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности2002 год, кандидат педагогических наук Томчикова, Светлана Николаевна
Сценическая речь и эмоциональный слух2010 год, кандидат искусствоведения Автушенко, Ирина Анатольевна
Современные и традиционные методы обучения сценической речи в китайской театральной школе: Из опыта преподавания в Шанхайской театральной Академии2005 год, кандидат искусствоведения Люй Янь
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Артемьева, Галина Николаевна
Выводы по второй главе
Изучив организационно-содержательные и процессуальные особенности формирования речевых умений студентов педвуза, можно сделать следующие выводы:
1. Основополагающим фактором, тормозящим эффективную речевую подготовку студентов педвуза, является отсутствие специальных курсов по технике речи в учебных планах.
2. Студенты третьего курса всех факультетов имеют примерно одинаковый стартовый уровень сформированности речевых умений. Результаты анкетирования, личностного опросника, микровыступления студентов показывают: низкий уровень сформированности педагогических способностей и владения речевыми умениями;
• зависимость уровня сформированности речевых умений от активного участия студентов в театральной самодеятельности, от наличия опыта речевой деятельности.
3. В процессе формирующего эксперимента целенаправленно разработана и апробирована методика обучения речевым умениям методами театральной педагогики. Анализ его результатов позволяет заключить, что уровень владения речевыми умениями у студентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной более высокий. Об этом свидетельствуют процентные показатели уровня сформированности каждого из компонентов речевых умений у студентов контрольной и экспериментальной групп. Это подтвердилось также в ходе моделирования ситуаций из жизни детей, устных проблемных выступлений, (целенаправленного, долговременного) наблюдения за профессионально-педагогической деятельностью студентов, участвующих в эксперименте. Таким образом, использование методов театральной педагогики в подготовке студентов педвуза оптимизирует процесс обучения речевым умениям.
Определены основные принципы, отражающие ряд закономерных условий, представляющие конструктивный смысл системного формирования у студентов установки на речевую подготовку. Последовательная реализация рассмотренных принципов организации речевой подготовки предоставляет возможность развития студентов и формирует установку на речевую подготовки.
Эффективность формирования речевых умений зависит от методики проведения занятий по технике речи (как студенты овладевают теоретическими знаниями; как в процессе обучения активизируется познавательная деятельность; как студенты используют самообразование для формирования речевых умений и т.д.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирования речевых умений у будущих учителей сложна и многогранна. В нашем диссертационном исследовании рассмотрен лишь один из аспектов обучения педагогическому мастерству - технология речевой подготовки студентов педвуза как средство формирования коммуникативных умений. В соответствии с целью и задачами исследования нами было изучено и проанализировано состояние разработанности проблемы речевой подготовки студентов педвуза в педагогической теории и практике работы высших педагогических учебных заведений.
Анализ показал, что в психолого-педагогической науке мало исследована эта проблема, хотя в последние годы в учебно-воспитательный процесс педвузов внедряются идеи и положения театральной педагогики, в которой разработаны такие проблемы, как развитие творческого потенциала личности актера, выявление и развитие актерско-исполнительских умений, овладения мастерством межличностного взаимодействия и др.
В педагогике же сходство педагогической и актерской деятельности дает основание считать правомерный вхождение театрального искусства и театральной педагогики как комплекса знаний и умений в состав профессиональных знаний педагога.
Сравнительный анализ педагогических и актерских способностей свидетельствует об их сходстве по основным характеристикам, а также о необходимости расширения данного компонента педагогического мастерства за счет введения в его состав способностей к перевоплощению и выразительности.
Определение содержания компонентов педагогической техники и ее соотношения с содержанием техники актера дает основание для вывода о сходстве содержания техники педагога и актера, а также закономерном использовании наработок в области технологии актерского мастерства для развития речевых умений студентов педвуза.
Основным итогом теоретического исследования явился вывод о том, что сходство, творческая однотипность педагогической и актерской деятельности, сходство компонентов мастерства педагога и актера становятся предпосылкой для использования элементов театральной педагогики, и прежде всего системы ее методов в формировании речевых умений.
Опытно-экспериментальная работа подтвердила первоначально выдвинутое научное предположение о том, что использование методов театральной педагогики (в сочетании с методами общей педагогики) обеспечивает эффективность обучения речевым знаниям студентов педвуза.
Результаты проведенного нами научного исследования позволяют переосмыслить традиционно сложившуюся практику обучения педагогическому мастерству будущих учителей. Решение данной проблемы видится во введении в процесс профессиональной подготовки студентов элементов театральной педагогики, и прежде всего ее методов с учетом специфики педагогической деятельности.
Исследование показало, что применение системы методов театральной педагогики дает возможность изменить подходы к проблеме формирования речевых умений у студентов педвуза, уйти от сложившегося в вузовской практике теоретического подхода к изучению психолого-педагогических дисциплин.
Творческое использование методов театральной педагогики дает возможность освободить обучение речевым умениям от шаблонов и формализма, обеспечить его развивающий характер, осуществить связь между педагогической теорией и педагогической практикой в условиях профессиональной подготовки студентов педвуза.
Данная система обогащает методику преподавания педагогического мастерства, обеспечивает подготовку будущего педагога к работе в условиях гю-лисубъектного, диалогического подхода к обучению и воспитанию школьников.
До настоящего времени практически не изучены ни содержательный, ни методический, ни процессуальный ее аспекты.
Изучение практики работы педвузов показало, что возможности психолого-педагогических дисциплин для речевой подготовки реализуется далеко не полностью. Повышение эффективности речевой подготовки будущих учителей, как показывает исследование, возможно при наличии комплекса педагогических условий:
• разработана технология речевой подготовки;
• обеспечена творческая модификация методов речевой подготовки актеров с учетом специфики педагогической деятельности;
• в процессе речевой подготовки реализуется личностно-ориентированный подход к студентам с учетом их индивидуальных способностей и особенностей.
Перспективы исследования проблемы видятся нам в создании системы обучения речевым умениям в курсах психолого-педагогических дисциплин и частных методик с учетом специфики факультета.
Кроме теоретических выводов, проведенное исследование позволяет дать некоторые практические рекомендации, направленные на оптимизацию обучения педагогическому мастерству:
1. Включить в учебный процесс всех факультетов педвуза курс "Основы педагогического мастерства" и «Техника речи». В процессе его преподавания необходимо использовать методы театральной педагогики, соблюдать следующие требования:
• обеспечивать целостность данной системы, то есть комплексность использования ее методов;
• осуществлять их творческую модификацию с учетом специфики каждого факультета.
2. Предложить для внедрения в систему профессиональной подготовки студентов педвуза разработанную нами программу обучения речевым умениям.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Артемьева, Галина Николаевна, 1998 год
1. Абдуллина O.A. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски // Высшее образование в России. - 1996. № 1-. С. 73-76
2. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 1990. 141с.
3. Абдульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-336с.
4. Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: Политиздат, 1982.- 223с.
5. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. - 448с.6. 'Азаров Ю.П. Педагогическое искусство и его проблемы // Сов. пед. 1969. 11. С. 8 - 10.
6. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. -М.: Мир, 1972. -260 с.
7. Алибеков Г. 3., Рудковская А. В. Индивидуализированные программы обучения в высшей школе // Педагогика.-1995,- №3-. С.56-60.
8. Ангеловски К. Учителя и инновации. М.: Просвещение, 1991.-159с. Ю.Ананьев Е.Г. Очерки психологии. Д.: Лениздат, 1945.-160с.11.* Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982.-295с.
9. Ариян М.А. Учёт особенностей личности учителя при оптимизации процесса обучения // Иностранный язык в школе.- 1988. №3. - С. 19-23.
10. Артемьева 'Г.И. Методологический аспект проблемы способностей . М.: ФиС ,1977.-184с.
11. Архангельский С. И. .Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высш. шк., 1947.-384с.
12. Базовая модель профессиограммы учителя.- Челябинск: ЧИУУ. 1990. 72 с.17?Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Сов. пед. -1987. -№2.- С.3-8.
13. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. - 192с.
14. Бахтин С.Г. Эстетика словесного творчества: Сб.избр.тр / Сост. С.Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. - 423с.2,0.Белозеров Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки.- М.: Педагогика, 1989.-208с.
15. Бердяев H.A. Самопознание. М.: Книга, 1991. -445 с.
16. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л.: Лениздат, 1992.-399 с.
17. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989.-208 с.
18. Беляев Г.С., Лобзин B.C., Копылова И.А. Психологическая саморегуляция. -Л.: Медицина, 1977. 160 с.2 5. Бестужев-Л ада И.В. К школе XXI века: размышления социолога. М.: Педагогика, 1988.-254 с.
19. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-191 с.
20. Беспалько В.П. Стандартизация образования : основные идеи и понятия // Педагогика.- 1993.- №5. С. 16-23.
21. Бернштейн С.Н. Речевое воздействие.- М.: Знание, 1972.- 64с.
22. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981.-96с.
23. Большая Советская Энциклопедия /Гл. ред. Б.А. Введенский.-2-е изд.-М.: Сов. Энциклопедия.-1974.-Т.18.-748С.
24. Борисова Е.М. Психологическая диагностика способностей // Общая диагностика. М.,1987.-С.135-154.
25. Брате Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя // Педагогика,- 1993.-№2.-С.70-75.33.'Брате Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя // Сов. пед.-1989.-№8.-С.89-94.34!Буяльский В.Н. Курс на мастерство.- Киев: Рад. шк., 1974.-210с.
26. Вайнцвег П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990.-187с.
27. Введение в научное исследование по педагогике / Под редакцией В.И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. - 239с.
28. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М.: Высшая школа, 1991. 206с.
29. Ветрова Н.И. Педагогическая задача как средство диагностики профессионально значимых качеств личности педагога // Психологические проблемы самообразования учителя М.: АПН ССР, 1986.-С.28-33.
30. Вишняцкая И.Г. Проводится педагогическая игра // Вестник высшей школы. 1982. - №1. - С.26 - 28.
31. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых. М.: Педагогика, 1987.-173с.
32. Волошина М.И. Профессионально-педагогические умения в системе подготовки воспитателя // Сов.пед. 1985. - №5. - С.87-88.
33. Воробьёв А.И. Тренинг интеллекта. М.: Лесная промышленность., 1989,-173с.
34. Вопросы психологии особенностей / Под ред. В.А. Крутецкого- М.: Педагогика, 1973.-250с.
35. Выготский Л.С. Психология искусства. -М.: Исскуство, 1968. 576с.
36. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. -- М.: Педагогика-Пресс 1993.-221с.
37. Выготский A.C. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т.2 - М.: Педагогика, 1982. -С.5.47.'Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. - 150с.
38. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: методология ,теория,практика.- Киев: Виша школа, 1986.-197с.
39. Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. Минск: Высш.шк., 1985.- 141с.
40. Гиппиус C.B. Место и значение тренинга в актёрском воспитании: Авто-реф.канд.искусствоведения. Л.: 1967. -21с.
41. Гиппиус C.B. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники.- Л.-М.: Искусство, 1967.-296с.
42. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи. Киев: Наукова думка, 1988.-144с.53.'Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. - 260с.
43. Грабарь М.И.,Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогическом исследовании.- М.: Педагогика , 1977.-136с.
44. Грехнев B.C. Культура педагогического общения.-М.: Педагогика, 1990.-142с.56."Гришин Э.А. Книга для учителя.- Владимир: В ПИ, 1976.- 169с.
45. Горелов И.Н. Безмолвной мысли знак.-М: Мол.гв., 1991.-240с.
46. Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы.-М. Наука, 1970.-272с.59!Давыдов В.В Виды общения в обучении.- М.: Педагогика, 1972.-424с.
47. Давыдов В.В Проблемы развивающего обучения.-М.: Педагогика, 1986.-239с.
48. Джонс. Дж.К. Методы проектирования.-М.,:Мир, 1986.-326с.
49. Диагностика познавательных способностей / Под.ред.В.Д.Шадрикова -Яросл., 1990.- 150с.
50. Дилигенский Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности // Вопросы психологии.- 1990.-Ы 3.- С. 31-45.
51. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии, психогигиене общения.-М.: Просвещение, 1987.-205с.
52. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя.-М.: Просвещение, 1986.-143с.
53. Ефимова С.И. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативной готовности студентов к профессиональной деятельности.- Ростов: РПИ, 1992.-48С.
54. ЕлмановаВ.К. Педагогическая игра как один из методов формирования профессионально-педагогических умений и навыков у будущих учителей.-Алма-Ата': Каз.пед.институт, 1987.-С.72-74.
55. Егоров П.И. Повышение педагогического мастерства учителей.- Якутск, 1964.-16с.72'.Ершов П.М Режиссура как практическая психология.-М.: Искусство, 1972. -352с.
56. Ершов П.М. Технология актёрского исскуства.-М:.ВТО, 1957.-308с.
57. Жизнь как творчество / Под. ред. А.В.Сокань, В.А.Тиханович.-Киев: Наука Думка, 1985.-304.
58. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение .- М.3нание,1987.-80с.76.3агвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя.-М.: Педагогика,1987.-160с.
59. Занков Л.В. О видах общения в обучении // Вопросы психологии,-1974.-№2.-С. 174-179.
60. Закон Р.Ф. "Об образовании".-М.: МП Новая школа, 1996.-60с.
61. Зеер Э.Ф., Карпова Г.А. Педагогическое диагностирование личности учащегося СПТУ.-Свердловск, 1989.-88с.
62. Игры: Обучения, тренинг, досуг: В 4 книгах./Под. Ред. В.В.Петрусинского.-М. .-Новая школа, 1994.
63. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к исследованию педагогических явлений // Результаты новых исследований.-М.: Педагогика, 1992.-204с.
64. История педагогической технологии: Сб. науч. / Отв. редактор-М.Г.Плохова-М.:НИИ ТиИР АПН РСФСР, 1992.-133с.
65. Искусство творить взаимоотношения.-Новосибирск, 1993.-95с.
66. Каган М.С. Мир общения.- М.: Политиздат., 1998.-315с.
67. Кан-Калик В.А. Как овладеть элементами театральной педагогики // Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского- М.: Педагогика, 1987.-С.87-107.
68. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс.-Грозный, 1976.-287с.
69. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество.-М.: Педагогика, 1990.- 144с.
70. Карнеги Д. Как преобретать друзей и оказывать влияние на людей.- Киев: Наукова Думка, 1990.-224с.
71. Кедрова М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.- М.: Знание, 1989.-80с.
72. Кислова В.П. Педагогическая практика // Теория и практика высшего пе-добразования.-М., 1984.-106с.
73. Кирсанов A.A. Индивидуализация учебного процесса как педагогическая проблема.- Казань: КГУ, 1982.-224с.
74. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.- М.: Знание, 1989.-80с.
75. Козлянинова И.П., Чарели Э.Н. Речевой голос и его воспитание.- М.:ВТО, 1977.-150с.
76. Кнебель М.О. Поэзия педагогики,- М.: ВТО, 1984.-526с.
77. Ковалёв А.Г. Психология личности,- М.: Просвещение, 1974.-С.42.96.'Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание,- М.: Политиздат, 1984.-335с.
78. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание.- М.: ВТО, 1977,- 150с.
79. Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач.: Уч.пособ.-Барнаул: Алтайский гос.университет, 1980.-116с.
80. Кознев В.Н. Формирование профессиональных качеств личности учителя.-Л.: Знание, 1987.-15 с.
81. Кочетов А.И. Формирование творческих качеств будущего учителя // Вопросы формирования личности учителя.- Рязань: РГПИ, 1978.-С.30-49.
82. Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики.-М.: Знание, 1977.-180 с.
83. Краткий экономический словарь / Под ред. Ю.А.Белкина.- М.: Политиздат, 1989.-399 с.
84. Михайлычев Е.А. Теоретические основы педагогической диагностики: Дис.докт, пед.наук.-Бухара. 1991.-401с.109.'Маркова A.K. Психология труда учителя .-М.Просвещение, 1993.-192с.
85. Малиновская В.Н., Смятских А.Н. Методическое пособие по курсу "Введение в специальность и основы педагогического мастерства.":В 4 т.-М.: Просвещение, 1992.- Т.2.-157с.
86. Макаренко A.C. Сочинения: В 7 т.- М.: Просвещение, 1984.- Т.5.-С.9-102.
87. Маркарьян Т.К. Школа, ребенок и учитель.- Ростов-на-Дону, 1925.-63с.
88. Модель деятельности специалиста на основе комплексных исследований.-Л.,1984.-177с.
89. Молибог А.П. Вопросы научной организации педагогического процесса в высшей школе.- М.: Высшая шк., 1971.-396с.
90. Морозов Е.П. Подготовка учителей к инновационной деятельности // Педагогика.- 1991. -№10.-С.88-93.
91. Мудрик A.B. Учитель: мастерство и вдохновение.- М.:Просвещение, 1986.- 160с.
92. Мындыхану В.М. Педагогическая техника и мастерство учителя.- Кишинёв: Штилица, 1991.-198с.
93. Муравьёв Б.Л. От дыхания к голосу.-Л.: ВТО, 1982.-310с.
94. Найн А.Я. Общенаучные понятия в педагогике // Педагогика.-1995.-№5.-С.44-49.
95. Найн А.Я. Инновации в образовании.- Челябинск: ГУ ПТО адм.Чел.обл., 1995.-288с.
96. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра: Воспоминания. Статьи. Заметки. Письма.-М.: Правда, 1989. -576с.
97. Никандров Н.Д., Кан-Калик В.А. Подготовка будущего учителя к педагогическому творчеству// Сов.пед.- 1987.-№6.-С. 105-108.
98. Никольская С.Т. Техника речи.- М.: Знание, 1978.- 89с.
99. Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства.-М.: Сов.Россия, 1988.,-428с.
100. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра .-М., 1989.-280с.
101. Обернихина Г.А Развивать творчеством.//М.:Сов. Россия, 1988.-428с.
102. Ожегов С.И. Словарь русского языка.-М.: Русский язык,1987.-797с.
103. Палагина H.H. Воображение у самого истока: психологоческие механизмы формирования.-Бишкек:Илим, 1992.-123с.
104. Петров В.А. Методические рекомендации по эксперементальному актерскому тренингу .-Чел ябинск:ЧГИК, 1983 .-51с.
105. Петрова А.Н. Сценическая речь.-М.:Искусство, 1981.-191с.
106. Петровский В.А. Психология о каждом из нас.-М.:Российский университет, 1992.-33 2с.
107. Педагогическая энциклопедия.:В 4т.-М.:Сов. Энц.,1965.-756с.136.'Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников).-М. :МИПКРО, 1992.-89с.
108. Питюков В.Ю. Студенты и учителя о технологии педагогического воздей-ствия//Педагогика.-1992.-№ 11-12.-С.54-59.
109. Пискунов А.И. Педагогическое образование:: цель, задачи и содержа-ние//Педагогика.-1995.-№4.-С.59-63.
110. Пономарев Я.А. Психолог ия творчества.-М.: Наука, 1976.-303с.
111. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований.-М. :Педагогика, 1987.-144с.
112. Полонский В.М. Методы исследования проблем образования/педагогика.- 1994.~№2.-С. 10-15.
113. Портнов M.JI. Педагогическое мастерство учителя и пути его формирования.-! 977.-№3.-С.84-91.143.' Портнов M. Л. Уроки начинающего учителя.-М.: Просвещение, 1993.-96с.
114. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество.-М.: Знание, 1987.-80с.
115. Проблемы сценической речи /Под ред. C.B. Гиппиуса.-Л.:Искусство,1979.-220с.
116. Поташник М.М. Педагогическое творчество:проблемы развития и опыт.-К.: Рад.шк., 1988.-187с.
117. Промтова И.Ю. Работа режисера над стихотворной драматургией.-М.: Искусство, 1981 .-212с.
118. Психология творчества: Общая, дифференциальная, прикладная/Под ред. А.Я.Пономарева.-М. : Наука, 1990.-224с.
119. Поляков В.В. В поисках механизма обучения инновациям//Вестник высшей школы.-1991.-№3.-С.10-12.
120. Психология процессов художественного творчества/Под ред. Б.С.Мейлах.-Л.: Наука, 1980.-286с.
121. Раченко И.П. НОТ учителя .-М.: Просвещение 1989.-238с.
122. Резерв успеха-творчество / Под ред.Г.Нойнера, Х.Клейка.- М.: Педагогика, 1989.- 117с.
123. Режиссёр работает в школе: теоретические и методические проблемы: Сб. науч. тр. -М.: АПН СССР, 1991.- 130с.
124. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. М.: БРЭ, 1993.-Т.1.-522с.
125. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда,- М.: Выс. шк., 1990. 112с.
126. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии.- 1990.-№1.-С. 164-168.
127. Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего образования//Сов. пед. -1991.-№3.-С .3 3-3 8.158." Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии .-М.: Педагогика, 1989.-622с.
128. Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли.-М.: Знание, 1983,-160с.
129. Рунион Р. Справочник по непараметрической статистике.-М.: Финансы и статистика, 1982.-198с.
130. Рувинский Л.И., Кобыляцкий И.И. Основы педагогики.-М.: Просвещение, 1985.-223с.
131. Сахаров В.Ф. О формировании интереса к педагогической деятельно-сти//Сов.пед.-1970.-№1 .-С.56.
132. Сарычева Е.Ф. Сценическая речь.- М.: Сов. Россия, 1963.-182с.
133. Седова Н.Е. Педагогическое общение: психологический тренинг для учителя// Педагогика.-1994.-№ 1 .-С.56-59.
134. Семенов В.Д. Социальная педагогика.-Екатеринбург: УрГУ, 1993.-127с.
135. Сериков Г.Н. Качество подготовки специалистов и оптимизация обуче-ния.-Челябинск: ЧПИ, 1982.-85с.
136. Симеон Л.Р. Взаимосвязи педагогической творческой направленности с системой жизнедеятельности учителя: Дис. канд. пед. наук.-1986.-240с.
137. Симонов В.П. Диагностика личности и професионального мастерства пре-подавателя.-М.:МПА, 1995.-192с.169." Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя.-М.:Педагогика. 1983.-243с.
138. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.-М.: Просвещение, 1976.-160с.
139. Стандарты высшего педагогического образования и подготовка учителя // Педагогика.- 1996.-№6.-С.58-66.
140. Советский энциклопедический словарь // Гл. ред. А.М.Прохоров.-Изд.2-М.:-Сов.энц., 1983.-1600с.
141. Спирин Л.Ф. и др. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач.-Ярославль: ЯрГПИ, 1974. 130 с.
142. Стоуне Э. Психопедагогика:Психологическая теория и практика обучения.- М.:Педагогика ,1984.-472с.175.'Страхов И.В. Психология педагогического такта.-Саратов, 1966.-180с.
143. Станиславский К.С. Работа актёра над собой.- М.:-Исскуство, 1985.-479с.
144. Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. -М.:Исскуство, 1953.-783с.
145. Столович JI.H. Жизнь. Творчество.Человек: Функции художественной деятельности.- М.-Политиздат, 1985.-415с.
146. Тарасевич H.H. Обретение педагогического мастерства. // Сов.пед.- 1990.-№11.-С. 73-77.183.' Тарасевич H.H., Кривонос Н.Ф. Обучение будущих учителей основам педагогического мастерства // Сов.пед.- 1983.- №7.-С.42.
147. Теплов Б.М. Способности и одарённость. // Проблемы индивидуальных различий. -М., 1961.-76с.
148. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьёва.- М.:1979.-208с.
149. Толстой J1.H. Педагогическое наследие.- М.: Просвещение, 1989.-414с.
150. Толстых A.B. Наедине со всеми: О психологии общения.-Минск: Полымя, 1990.-207с.
151. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены.- Л.:Искусство, 1980-303с.
152. Третьякова A.B. Организация самостоятельной работы с учётом личностных факторов.-СПб. ГУПМ,-1994.-76с.
153. Турченко В.Н., Устименко В.И. Место и роль игрового феномена в культуре // Философские науки.-1980.-№2.-С.70-74с.
154. Турчанинова Ю.П. Обучение технике общения как средство повышения готовности студента педвуза к профессиональной деятельности.- М.: Знание, 1988.-102с.
155. Учитель, которого ждут / Под ред. И.А.Зязюна-М.: Педагогика.-1988.-152с.
156. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И.Рувинского-М. .-Педагогика, 1987.-160с.
157. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения.-.: Учпедгиз, 1947,-486с.
158. Философский энциклопедический словарь / Под ред. И.Г.Фролова-М. Политиздат.-1987.-824с.
159. Фридман Л.Н. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллек-тивов.-М.: Просвещение, 1988.-207с.
160. Фридман С.Н., Фролова Д.Р. Развитие педагогического творчества в школе. //Сов.пед.-1991. №6.-С.20-25.198'Фомин A.B. Влияние коммуникативных умений преподавателя вуза на уровень его профессионального мастерства // Сов.пед.-1985.-№2.-С.14-16.
161. Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве // Педагогика.-1992.-№7-8.-С.11-15.
162. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика.-М.: Магистр.-1992.-159с.
163. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация в профессиональной деятельности учителя: Автореф. дис. докт.пед.наук.-М.,1992.-320с.
164. Харченко С.Я. Педагогическая игра как метод формирования у студента общественно-политических умений: Автореф. дис. канд.пед.наук.-Л.,1984.-25с.
165. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя.-М.:Высш. шк., 1988.- 168с.
166. Хохлов С.И., Лосавко О.В. Педагогическая техника и психорегуляция в учебном процессе // Сов. пед.-1989.-№9.-С.46-50.
167. Чехлов М.А. Литературное наследие.- М.: Исскуство, 1986.- 462с.
168. Чарели Э.М. Как работать над дикцией и голосом актёру.-Иркутск., 1969.-162с.
169. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности.- Ярославль: ЯГПИ, 1979.-239с.
170. Шадрикова И.А. Педагогическая оценка и мастерство учителя// Педагогика.- 1991.-№7.- С.21.
171. Шагинян М. Писатель и семилетка// Октябрь.- 1959.- №5.- С. 147.
172. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе.- Пермь: ПГПИ, 1971.-303с.
173. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера.- М.: ФиС, 1992.-237с.
174. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования.- Л.: Просвещение.- 1967.-266с.
175. Щербина В.И. Опыт использования театральной педагогики в практике обучения учителя педагогическому мастерству// Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы /Под ред. Н.В.Кузьминой- Л.: 1973.-С. 48-52.
176. Щетинин М.П. Объять необъятное.- М.: Педагогика, 1986.- 171с.2,15: Щербаков А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования.-Л.:ЛПИ,1968.-35с.
177. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества.- М.: Выс. шк. 1989.-144с.
178. Эфрос A.B. Профессия: режиссер,- М.: Искусство. 1979.-367с.
179. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.- М.: Наука, 1987.-248с.
180. Якиманская И.Р. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979.-144с.
181. Яковлева Н.М. Теория и практика педагогического творчества.- Челябинск: ЧГПИ, 1987.- 67с.
182. Jndenkamp К.-Н. Pädagogische Diagnostik Weinheim und.-Basel, 1985.-240s.
183. Studionordhung des Faches Ersienhungs Wissenschaft im studiongang für das Lehramt für die Sekndarschule und für die Rrimarstufe.-Munster,l 983.
184. Wallrabensteih W Offene Schule-ofbener Untvicht.-Hamburg, 1992.
185. Worterbuch der Erseihung. Hisg. Won Christoph Wuib Piper.- Muchen,Zürich, 1984.
186. Jeroy G. La conguete de denoronnetment, d etude des baits.- Bruxelles, 1975.-274c.
187. Savvontchic S., Ronet U. Dictionnaire pratigue du systeme de S'enseiqnement en Franse. Orel, 1995.- 440c.1. V139
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.