Формирование творческой личности студента педвуза на основе использования театрального метода Е.Б. Вахтангова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Семаков, Михаил Петрович

  • Семаков, Михаил Петрович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 193
Семаков, Михаил Петрович. Формирование творческой личности студента педвуза на основе использования театрального метода Е.Б. Вахтангова: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2007. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Семаков, Михаил Петрович

Введение стр. 3.

Глава 1. Формирование творческой личности студента педвуза как педагогическая проблема. стр.17.

1.1.Теоретико-методологические основы исследования творчества и творческой деятельности. стр.17.

1.2.Творческая личность студента педвуза как ценность профессионально-педагогической подготовки. стр. 40.

1.3.Практико-ориентированный подход к профессиональной подготовке и формированию личности студента педвуза. стр. 56.

1 АТеатральный метод Е.Б.Вахтангова и средства формирования творческой личности студента педвуза. стр. 69.

Выводы по 1-ой главе. стр. 87.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию творческой личности студента педвуза на основе использования театрального метода Вахтангова. стр. 89.

2.1. Образовательная модель формирования творческой личности студента педвуза. стр. 89.

2.2. Методы диагностики исходного уровня творческой личности студента педвуза в образовательном процессе. стр. 99.

2.3. Динамика изменения личности студента педвуза в процессе коррекционной работы и формирования его творческой личности на основе использование театрального метода Е.Б.Вахтангова. стр. 112.

2.4. Организация и результаты тестового обследования стр. 152 Выводы по 2-ой главе стр. 161. Заключение стр. 163. Библиография стр. 166. Приложения стр. 190.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование творческой личности студента педвуза на основе использования театрального метода Е.Б. Вахтангова»

Актуальность исследования. Отечественная система образования переживает период радикальных перемен, детерминированных глобальными преобразовательными процессами, происходящими в нашей стране и во всем мире. Движение к новому мировому сообществу, его новым структурам и режиму политической власти - медленный, но необратимый процесс, который лежит через образование, призванное создать необходимые условия для формирования творческой личности, способной масштабно мыслить и конструктивно действовать в новой социокультурной ситуации.

Традиционной особенностью российской системы образования является ее профессиональная направленность. Между тем изменения социально-экономической ситуации в стране создают предпосылки к конкретным преобразованиям в системе высшего педагогического образования. И тому есть причины. В частности, падение престижа профессии учителя в современных социальных условиях осложняет формирование профессионально-ценностной ориентации студентов педвуза. Это требует пересмотра и поиска новых путей и средств профессиональной подготовки выпускников.

Изучение результатов научных исследований ученых-педагогов и собственный педагогический опыт показывает, что воспитательно-образовательный процесс в педвузе обладает большими возможностями для решения вопросов эффективной подготовки учителей средствами театральных технологий.

Несмотря на значительное число исследований в области профессионально-педагогической деятельности, все более осознаются противоречия между:

- возрастающими требованиями к личности учителя и недостаточным уровнем его реальной готовности к решению профессиональных задач;

- запросом на творческую личность учителя и недостаточной разработанностью подходов к моделированию, профессиональной подготовки в вузе, ориентирующей студентов на творческую самореализацию в практической деятельности;

- расширением возможностей для субъективного освоения и творческого применения учителем театрального метода Е.Б.Вахтангова и отсутствием системы профессиональной подготовки учителей на основе театральных технологий.

Степень изученности проблемы. Основной характеристикой творческой личности является наличие способностей к созидательной деятельности, относительно учителя - это способность соответствовать творческой природе педагогической деятельности. Исследования труда учителя последнего десятилетия XX века и первых лет начала XXI века убеждают, что решающим фактором перехода образования на новую стратегию являются формирование творческой личности (В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров, А.И.Савостьянов, В.А.Сластенин и др.).

Большой вклад в формирование научных представлений о творческой личности внесли представители отечественной (философы М.М. Бахтин, Н.А.Бердяев, Л.Н.Гумилев; педагоги В.М.Букатов, О.С.Булатова, П.М.Ершов, Т.В.Кудрявцев, М.М.Поташник, А.И.Савостьянов; психологи Б.Г.Ананьев, Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,

A.М.Матюшкин, С.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн) и зарубежной науки (К.Роджерс, К.В.Тейлор, В.Франкс и др.).

Проблеме ориентации студентов - будущих учителей на творческую самореализацию в профессии посвящены работы И.Ф.Исаева,

B.А.Караковского, А.В.Мудрика, Л.С.Подымовой, Н.Е Щурковой и др. В связи с этим исследуются творческие способности и творческое мышление в процессе обучения (Н.И.Ильясов, А.И.Кочетов, Ю.Н.Кулюткин, А.И.Савостьянов и др.), пути формирования творческой личности в вузе

О.А.Абдуллина, М.Я.Виленский, С.М.Горник, А.Б.Орлов, Т.И.Шамова, Е.Н.Шиянов и др.).

Ряд исследователей обращается к проблеме творческой личности на основе сопоставления специфики педагогической деятельности с другими видами творческой деятельности (О.С.Булатова, П.М.Ершов, А.П.Ершова, А.И.Савостьянов, П.В.Симонов и др.), что актуализирует задачу разработки технологий формирования творческой личности на основе идей театральной педагогики (Е.Б.Вахтангов, М.О.Кнебель, В.Э.Мейерхольд, А.И.Савостьянов, К.С.Станиславский, Г.А.Товстоногов и др.).

Однако в научной и методической литературе недостаточно исследованы подходы к организации учебно-воспитательного процесса в педвузе, формирующего готовность будущих учителей к игровому стилю общения с учениками как способу гуманизации образования.

Стремление найти пути разрешения указанных выше противоречий и определило проблему нашего исследования. В рамках данной проблемы нами была определена тема исследования: «Формирование творческой личности студента педвуза на основе использования театрального метода Е.Б.Вахтангова».

Объект исследования: процесс формирования творческой личности студента педвуза как системообразующий фактор его профессиональной подготовки.

Предмет исследования: формирование творческой личности студента педвуза на основе использования театрального метода Е.Б.Вахтангова.

Цель исследования: разработка и теоретико-методологическое обоснование модели формирования творческой личности студента педвуза на основе использования театрального метода Е.Б.Вахтангова и определение условий ее эффективности.

Гипотеза исследования. Формированию творческой личности студента в процессе профессиональной подготовки в педвузе способствует использование театрального метода Е.Б.Вахтангова, если:

- определены компоненты в структуре творческой личности студента педвуза, формирование которых связанно с включением в этот процесс рассматриваемого метода;

- процесс формирования творческой личности студента педвуза моделируется как единство и взаимообусловленность развития ценностно-мотивационного, рефлексивного, технологического, поведенческого компонентов, обеспечивающих игровой стиль (способность к импровизации) педагогической деятельности;

- разработаны педагогические условия использования театрального метода Е.Б.Вахтангова по формированию творческой личности студента педвуза;

- создано профессиональное пространство, которое наделяется студентами смыслом в специально создаваемых или спонтанно возникающих ситуациях общения за счет театрального метода Е.Б.Вахтангова, моделирующего творческую природу деятельности учителя;

Задачи исследования.

1. Выявить теоретические основы формирования творческой личности студента педвуза на основе театрального метода Е.Б.Вахтангова.

2. Конкретизировать научное представление о содержании понятий: «творческая личность будущего учителя», «театральные технологии», «театральный метод Е.Б.Вахтангова».

3. Разработать, обосновать и охарактеризовать структурные компоненты игрового стиля деятельности на основе использования театрального метода Е.Б.Вахтангова.

4. Разработать теоретическую модель формирования творческой личности студента педвуза на основе разработанной модели.

5. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность разработанной модели формирования творческой личности студента педвуза на основе использования театрального метода Е.Б.Вахтангова.

Теоретико-методологическую основу составили фундаментальные положения:

- о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.);

- о сущности целостного педагогического процесса (В.П.Беспалько, ИЛ.Лернер, Б.Т.Лихачев, И.Ф.Харламов и др.);

- о неразрывной связи психического и физического в любом действии человека (В.М.Букатов, О.С.Булатова, П.М.Ершов, П.В.Симонов, К.С.Станиславский);

- о творческом потенциале и формировании личности (Д.Б.Богоявленская, А.В, Брушлинский, А.А.Деркач, Т.А.Колышева, Л.В.Куриленко,

A.Н.Леонтьев, Н.Д.Никандров, А.В.Петровский, В.В.Столин и др.);

- методологии педагогики и методики педагогического исследования (В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, М.Н.Скаткин, В.М.Полонский и др.). Существенное значение в концептуальном плане имеют идеи: личностно-ориентированного подхода в образовании (М.В.Кларин, А.И.Савостьянов,

B.В.Сериков, И.С.Якиманиская); субъективного подхода к развитию личности обучающегося (А.Маслоу, К.Р.Роджерс, В.Франки); идеи акмеологии профессионального образования (А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, Л.М.Митина, Г.К.Селевко и др.); формирования личности будущего учителя (И.П.Андриади, М.Д.Горячев, Л.Н.Седова, Е.Г.Силяева, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов и др.)

В проведении исследовании опора делалась на: философские и психолого-педагогические концепции творчества (В.И.Андреев, М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, В.В.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, И.П.Калошина, А.А.Леонтьев, А.Н.Лук, Е.А.Пономарев, П.К.Энгельмейер и др.); концепции формирования личности в результате активного самовыражения в деятельности (А.А.Бодалев, В.М.Медведев, А.М.Мудрик, Д.И.Фельдштейн, Г.А.Цукерман); современные теории и концепции гуманизации образования (В.Б.Бездухов, Ю.Н.Кулюткин, В.А.Сластенин и др.); теории игровой деятельности (Т.А.Апинян, М.Я.Басов, Э.Берн, М.В.Григорьев, А.С.Макаренко, С. Миллер, В.С.Мухина, A.M. Новиков, В.В.Петрусинский,

Л.С.Славина, С,А.Шмаков и др.); теории театральных действий (Е.Б.Вахтангов, П.М.Ершов, А.И.Савостьянов, К.С.Станиславский и др.)

Методы исследования. В процессе решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его целям: теоретические (анализ научной философской, педагогической, психологической, театроведческой литературы; систематизация, классификация, обобщение теоретических положений и эмпирических данных, моделирование); эмпирические (констатирующий и формирующий эксперимент; педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование; диагностические методы; структурный способ интерпретации результатов обработки полученных в ходе исследования научных материалов).

Этапы и опытно - экспериментальная база. Исследование проводилось поэтапно с 2000 по 2007 год в г. Москве на базе Московского гуманитарного университета. Выборочная совокупность составила 254 человека.

На первом (констатирующем) этапе (2000-2002) осуществлялся анализ философской, педагогической, психологической, театроведческой литературы по проблеме профессионально-педагогической подготовки студентов педвузов; осмыслялся опыт обучения студентов основам профессиональной деятельности; изучались отечественные и зарубежные исследования, тематические близких нашему. Все это позволило обосновать исходные позиции, проблему, объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулировать его гипотезу. Результатом этого этапа явилось определение методологии и методов исследования, обоснование его программы.

На втором (формирующем) этапе (2002-2005) проводилась разработка теоретической модели формирования творческой личности будущего учителя; уточнялась гипотеза исследования; конкретизировались педагогические условия, обеспечивающие формирование творческой личности будущего учителя; обработка и систематизация полученных теоретических и практических результатов. Результатом этого этапа явились: уточнение понятий «творчество», творческая деятельность», «творческая личность будущего учителя», «театральные технологии», «театральный метод Е.Б.Вахтангова»; разработка интегрированного содержания процесса формирования творческой личности будущего учителя.

На третьем (контрольном) этапе (2005-2007) проводилась опытно-экспериментальная работа по внедрению основных концептуальных положений исследования (театрализация учебного процесса на основе модели творческой личности учителя; интеграция учебной и внеаудиторной деятельности студентов - будущих учителей; отбор организационных форм и методов выработки игрового стиля деятельности на основе использования театрального метода Е.Б.Вахтангова). Результатом этого этапа явилась разработка и апробация системы профессионально-педагогической подготовки студентов, обеспечивающей формирование творческой личности будущего учителя.

Научная новизна исследования:

- конкретизировано научное представление о содержании понятий «творческая личность будущего учителя» (тип личности, ориентированной на самореализацию, в структуре которой интегрируются ценностно-мотивационный, рефлексивный, технологический и поведенческий компоненты); «театральный метод Е.Б.Вахтангова» (активный метод выработки игрового стиля деятельности на основе моделирования коммуникативных ситуаций и стимулирования импровизационного поведения); «театральные технологии» (организационно-методический инструментарий процесса подготовки будущих учителей к деятельности на основе активизации психофизических ресурсов личности).

-разработана модель творческой личности студента педвуза, представляющая единство и взаимообусловленность ценностно-мотивационного, рефлексивного, технологического, поведенческого компонентов, развивающая способность импровизационно, событийно внешне выразительно действовать на глазах у аудитории, обеспечивающая внутреннюю свободу педагога;

- выявлены педагогические условия формирования творческой личности будущего учителя, заключающиеся в интеграции психолого-педагогических и методических дисциплин; в создании ситуации общения с использованием различных организационных форм обучения студентов; в привлечении театрального метода Е.Б.Вахтангова в учебный процесс; в развитии игрового стиля деятельности средствами деловых и ролевых игр; в единстве аудиторной и внеаудиторной деятельности;

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: оно становится базой для определения теоретико-методологических основ обучения студентов педвуза в аспекте создания образовательного процесса, в котором формируется личность. Работа содержит научно-теоретические положения, которые могут быть использованы при конструировании новых педагогических систем и технологий, обеспечивающих качественную подготовку будущих учителей. Обоснование целесообразности применения театрального метода Е.Б.Вахтангова в подготовке учителя, что составит основу для широких научных представлений о современных методах и технологиях формирования готовности студентов к творческой профессионально-педагогической деятельности. Результаты диссертационного исследования могут служить теоретико-методологической основой для дальнейшего исследования и разработки проблемы формирования творческой личности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что вскрыты резервы совершенствования содержания профессионально-педагогических технологий и подготовки студентов педвуза; предложен апробированный комплекс игр, упражнений, тренингов, моделирующих формирования творческой личности будущего учителя; разработаны средства выработки у студентов импровизационного поведения на основе использования театрального метода Е.Б.Вахтангова.

Создан и апробирован спецкурс «Общая педагогическая дисциплина»-средства которого направлены на формировании творческой личности будущих учителей, что является реальной предпосылкой для модернизации высшего педагогического образования.

Материалы исследования могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений при чтении лекционных курсов и проведении практических занятий, институтами повышения квалификации в переподготовке учителей для выработки у них игрового стиля деятельности средствами театрального метода Е.Б.Вахтангова.

Положения, выносимые на защиту:

1. Творческая личность выступает в качестве показателя и в то же время способа самовыражения, самоутверждения, самоактуализации студента педвуза в процессе профессиональной подготовки. Проявление творческой личности студента (<особенности познавательных процессов; мотивационно-личностные, эмоционально-волевые, эстетические качества; коммуникативные способности) отражает уровень профессионализма будущего учителя и обеспечивается на основе использования театрального метода Е.Б.Вахтангова.

2. Актуальность формирования творческой личности будущего учителя определяется сменой традиционной парадигмы образования студентов педвуза на личностно-ориентированную. В современных условиях требуется принципиально новый взгляд на проблему формирования личности будущего учителя, разрешение которой достигается применением закономерностей театрального метода Е.Б.Вахтангова, создающего условия моделирования и развития коммуникативных способностей будущего учителя и стимулирования импровизационного поведения.

3. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность реализации модели формирования творческой личности студента педвуза на основе использования театрального метода Е.Б.Вахтангова, являются: организация непрерывного, поэтапного, пролонгированного процесса актуализации творческого потенциала студента педвуза; интеграция содержания психолого-педагогических и специальных дисциплин; моделирование коммуникативных ситуаций с использованием различных организационных форм обучения; развитие способности к импровизационной деятельности средствами деловых и ролевых игр, упражнений и тренингов; взаимосвязь аудиторной и внеаудиторной деятельности на основе введения спецкурса «Общая педагогическая дисциплина» как организующего фактора развития творческого потенциала студента.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологией исследования, ее соответствием поставленной проблеме; применением комплекса методов, адекватных его предмету; возможностью повторения эксперимента; сопоставлением полученных данных с имеющимся педагогическим опытом; репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью полученных экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход, основные положения, результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Материалы исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета; на IX междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей (6-7 апреля 2006 г.) исследований к практике»; на ежегодных научных конференциях аспирантов, соискателей. Диссертация является итогом многолетней педагогической работы соискателя в должности преподавателя кафедры мастерства актера Театрального института имени Бориса Щукина и преподавателя кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета

Структура диссертации. Реализация целевых установок диссертации и ее внутренняя логика определили структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, включающих 8 параграфов, заключения, библиографии и приложений. Имеется 6 схем, 4 таблицы. По результатам исследования опубликовано 7 работ (общим объемом 4,1 усл.п.л.), в том числе в издании, рекомендованном ВАК РФ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Семаков, Михаил Петрович

Выводы по 2-ой главе

1.Творчество как процесс решения задач, предполагающих создание нового продукта, оригинального, отличного от имеющихся вариантов, проявляется в ходе творческой профессиональной деятельности. Педагогическое творчество как один из видов творчества специфично, обусловлено объектом труда - личностью, формирующейся в ходе обучения и воспитания. Опыт развития человечества задает нормативные элементы профессионально-педагогической деятельности и требует их адаптации к современным условиям (эвристические элементы). В силу чего творческая личность учителя интегрирует эвристические приемы мышления и психологическую гибкость и подвижность, что проявляется в педагогических способностях, обусловленных личностной индивидуальностью. Как высшая характеристика деятельности, творческая индивидуальность проявляется в стиле деятельном, в манере творчества. Профессиональное пространство, моделируемое вузом, должно направляться на достижение двух целей: становление научно-педагогической компетентности учителя (учебные предметы, виды практик); развитие черт творческой личности (формы и методы организации учебного процесса и вне аудиторной работы - эмоциональная инструментовка педагогического процесса).

2. Творческая педагогическая индивидуальность проявляется в мобилизации творческого самочувствия, во внешней выразительности, пластичности, в речи, в языке действий. Скрытые резервы личности активизируются в процессе взаимодействия студентов преподавателем. Стиль общения, рождающий понимание, целеполагание в учебном процессе, подводит будущего учителя к смыслу профессиональной деятельности. Игровой стиль общения предоставляет свободу в реализации индивидуальности учителя и творческого подхода к организации учебного процесса, вовлекающего учеников в процесс замысла, эмоциональной приподнятости, единения в общем творческом действии, общей коммуникативной ситуации.

3. Специфика обучения студентов в педвузе требует профессионально-ориентированного обучения, адекватно отражающего будущие профессиональные ситуации. Педагогический процесс представляет комплекс педагогических задач, решение которых с установкой на обучающий и воспитательный результат включает педагогическую импровизацию. В ходе подготовки учителей на основе использования театрального метода Е.Б.Вахтангова принцип организации профессионально-ориентированного обучения предполагает активное вовлечение внутренних резервных возможностей студентов с помощью драматических приемов, развивающих спонтанность, креативность, готовность включаться в педагогические конфигурации, снимающих напряжение, формирующих ролевое поведение. Овладение техникой ролевого поведения способно адаптировать будущих учителей к специфике педагогической роли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существующие стандарты подготовки учителей в педагогических вузах противоречат изменяющимся условиям деятельности учителя, требующим нестандартности его роли. Модель педагога-профессионала не может быть только результатом адаптации к динамично перестраивающейся педагогической системе, она может выполнять функцию предстартового состояния - готовности выпускника педвуза к решению творческих педагогических задач. Качество предстартового состояния способно сократить разрыв между заданной вузом моделью подготовки и востребованной современной школой моделью педагогической роли. Поскольку культура педагогической роли заключается не только в ее усвоении, но и в понимании техники ее проигрывания, необходимо выделить императивы готовности будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности: педагогическая направленность, теоретическая база, функциональная и общетворческая готовность. Сдвигу мотива поступления в педвуз на цель способствует решение ряда задач преподавателем вуза: организационно-педагогических; дидактико-методических (разработка целостного обучающего комплекса на основе использования театрального метода Е.Б.Вахтангова, технологии социо-игрового стиля, импровизационности.

Идея самоактуализирующегося студента педвуза может быть рассмотрена с позиции психологического контекста условий для развития и саморазвития его творческой личности. Организация профессионального пространства в виде образовательной модели требует детерминированности трех его составляющих: внешнее пространство деятельности, структура педагогической деятельности, внутреннее профессиональное пространство субъекта педагогической деятельности.

Противоречия между объективными потребностями преобразования учебно-воспитательного процесса в современной школе на основе осмысления его сущности как процесса развития творческой личности и существующими подходами к подготовке учителей, творчески решающих стоящие перед ними проблемы, могут быть разрешены путем обращения к педагогике творчества. Анализ психолого-педагогической литературы выявил, что несмотря на внимание исследователей к проблемам творчества (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, М.О.Кнебель, А.Н.Леонтьев, А.Н.Лук, Я.А.Пономарев, Г.А.Праздников, С.Л.Рубинштейн, А.И.Савостьянов, Б.М.Теплов и др.), отсутствует единая концепция формирования личности в учебно-творческой деятельности. Процесс формирования, находясь в тесной взаимосвязи с социальными характеристиками личности, имеет у современных школьников качественное своеобразие, выражающееся в изменении потребностных состояний (целевые установки, мотивы поведения, направленность интересов), что должно находить отражение в подготовке учителя к организации процессов развития ученика в учебно-творческой деятельности.

Изучение опыта оценки качества готовности будущего учителя к решению творческих задач в нашей стране и за рубежом привело к выводу, что к числу основных показателей творческой педагогической деятельности относятся действенность интеллектуального и творческого потенциала его участников, склонность к педагогической импровизации способность выходить за рамки традиционных подходов и работать в инновационном режиме.

В ходе исследования выдвигались группы предположений: первая касалась деятельности и личности учителя - основным условием развития способностей учителя к творчеству является создание атмосферы, благоприятствующей формированию способностей к игровому стилю организации взаимодействия учителя и учеников на уроке; вторая -содержание учебно-воспитательного процесса в педвузе - комплекс психолого-педагогических и методических курсов, базирующихся на законах театральной педагогики, в частности, на использовании театрального метода Вахтангова, что позволяет формировать готовность будущего учителя к проигрыванию самых разнообразных ролей из педагогического репертуара (артист, импровизатор, дирижер, психолог и др.).

Модель системы подготовки учителей на основе театрального метода Е.Б.Вахтангова интегрирует специальные дисциплины, системообразующим фактором которых выступает спецкурс «Общая педагогическая дисциплина», и формы внеаудиторной подготовки студентов к педагогической деятельности

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Семаков, Михаил Петрович, 2007 год

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. вузов - 2-е изд., перераб. И доп. -М.: Просвещение, 1989 .- 141 с.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебн. пособие для студентов вузов. М.: Академический проект, 2000. - 576 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.

4. Аверьянова Г.Д. Дидактический театр в профессиональной подготовке учителя // Проблемы освоения театральной педагогики в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя: Материалы Всесоюз. науч.-практ. конф. Полтава, 1991. - С.282-284.

5. Азаров Ю.П. Мастерство воспитателя. М.: Просвещение, 1971. -127 с.

6. Азаров Ю.П. О мастерстве воспитателя М.: Знание, 1974. - 64 с.

7. Аминов Н.А. Диагностики педагогических способностей / Под общ. ред. М.Р.Гинзбурга; Акад. пед. и соц. Наук. М.: Изд-во ин-та прак. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997,- 80 с.

8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т.1 (АПН СССР; Под. Ред. А.А.Бодалева, Б.Ф.Ломова; Сост. П.В.Лисенкова -М.: Педагогика, 1980. 230 с.

9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000. - 351 с.

10. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казанского университета, 1988. - 238 с.

11. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского университета, 1994 . - 566 с.

12. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 698 с.

13. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская JI.A. Современная социальная психология на западе: теорет. направления М,: Изд-во МГУ, 1978, - 270 с.

14. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980. -418 с.

15. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе М.: Просвещение, 1989. - 224 с.

16. Анцыферова Л.И. Личность с позиции диалектического подхода //Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. М.: Наука, 1990. - 302 с.

17. Афанасьев В.В. Моделирование как метод исследования социальных систем//Системные исследования: Методологические проблемы: Ежегодник, 1982. -М., 1982,- С.26-46.

18. Афанасьева О.В. Творчество личности как социально-духовный феномен: Дисс. док. социол. наук. М., 1999. - 324 с.

19. Бганко О.Д. Становление профессионально значимых качеств будущего педагога средствами театральных технологий: Автореф. дисс.канд. пед. наук.// Оренб. гос. пед ун-т. Оренбург, 2000. - 21 с.

20. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы/ Пер. с англ. М.: Гранд: ФАИР - пресс, 1999. -473с.

21. Бирюков С.Н. Импровизационность в музыке и ее стилевые типы: Дисс. . канд. искусствоведения. -М., 1980 192 с.

22. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Отв. Ред. Б.М.Кедров. Ростов н.-Д.: Изд-во Рост., ун-та, 1983.- 173 с.

23. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981 . - 96 с.

24. Богоявленская Д.Б. Творческая личность: ее диагностика и подцержка/ЯТсихологическая служба вуза: принципы, опыт работы, -М., 1993.-С.93-117.

25. Большая советская энциклопедия : В 33 т. Т.306 Экслибрис-Яя / Гл. ред. А.М.Прохоров. -3-е изд. М.: Сов. энцикл., 1978. - 632 с.

26. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебн. Пособие для экон . и техн. спец. вузов М.: Инфра, 1999. -224 с.

27. Браже Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя//Педагогика. -1993.-№2.-С. 70-74.

28. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя// Советская педагогика. 1989.- №8.-С.90.

29. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учеб. Пособие М.: Моск. психол-соц. Инт-тб Флинта, 1997. - 935 с.

30. Букатов В.М. Театр и социо-игровая педагогика в современной школе//Проблемы освоения театральной педагогики в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя: Материалы Всесоюз. науч.-практ. конф. Полтава, 1991. - С.ЗЗ 1-332.

31. Букатов В.М. Театральные технологии в гуманизации процесса обучения школьников: Дисс.д-ра пед. наук. М., 2001 - 376 с.

32. Булатова О.С. Использование возможностей театральной педагогики в процессе становления личности учителя: Автореф. дисс. .канд. пед. наук / Тюм. Гос. Ун-т, Тюмень, 1999. 24 с.

33. Булатова О.С. Педагогический артистизм М.: Академия, 2001 - 239 с.

34. Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Тюмен. гос. ун-т.-Тюмень, 1998-22 с.

35. Ваганова Ж В. Педагогический артистизм: можно ли им овладеть? // Нар. Образование. 1999 - №1/2 - С.209-211.

36. Ваганова Ж.В. Эффект личного обаяния, или Слагаемые педагогического артистизма // Директор шк. 1998. - №5 - С.59-63.

37. Вайн В. О педагогике сотворчества//А1ша mater. 1991. - №5. - С.41-44.

38. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой деятельности/Пер. с англ. С.Л.Лойко, Ф.Б.Сарнова; Вступ. Ст. В.С.Агеева М.:Прогресс,1990 -187 с.

39. Васильева Ю.А. Формирование профессиональных умений у студентов старших курсов педагогических вузов// Текст как объект изучения и обучения. -Псков, 1999.- С. 153-158.

40. Вахтангов Е.Б. Материалы и статьи /Вступ. Статья Н.Зогрофа, ред. И сост. Н.Д.Вендровской. М.:ВТО, 1959. - 469 с.

41. Вахтангов Е.Б. Евгений Вахтангов: Сборник: М.: ВТО, 1984. 571 с.

42. Вашковец О.В.От педагогики ЗУН-ов к педагогике развития//Искусство в шк. 1996. - №3 - С. 14-15.

43. Ведерникова JI.B. Формирование ценностных установок учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности: Дисс. . д-ра пед. наук. М., 2001. - 274 с.

44. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход М.: Высш. шк.; 1991. - 207 с.

45. Вербицкий А.А. Игровые формы контекстного обучения: В помощь слушателям фак. Новых методов и средств обучения. М.: Знание, 1983.-95 с.

46. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь: Ключевые понятия, термины. Актуал. лексика /Мин-во общ. и проф.образования РФ; упр. сред. проф. образования, науч.-метод. Центр сред. проф. образования. М.: Новь, 1999.- 237 с.

47. Волконский С.М.Выразительный человек: Сцен, воспитание жеста (По Дельсарту) -СПб: Аполлон, 1913.- 222 с.

48. Волконский С.М. Человек на сцене СПб: Аполлон, 1912 - 183 с.

49. Все начинается с учителя /Сост. К.А.Иванов; Под ред. З.И.Равкина. -М.:Просвещение, 1983 175 с.

50. Вульфов Б.З.Дарькин В.Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на проф. Подготовку учителя М.: Магистр, 1995. - 111 с.

51. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. Очерк 2-е изд. - М.: Просвещение, 1967. - 93 с.

52. Выготский JI.C. Педагогическая психология М.:Педагогика-пресс, 1996.-534 с.

53. Выготский JI.C. Психология искусства 3-е изд. - М.: Искусство, 1986-573 с.

54. Выготский Л.С.Психология развития как феномен культуры: Избр. психол. тр. /Под.ред. М.Г.Ярошевского. М.:Изд-во ин-та практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК». 1996. - 510 с.

55. Выготский Л.С. Спиноза и его учение об эмоциях в свете современной психоневрологии// Вопр.философии. 1970.- №6 -С.119-130.

56. Вяткин Л.Г.,Тарский Ю.И. Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых:акмеологические аспекты. Саратов: Изд-во «Научная книга», 1994. 198 с.

57. Гализо М.В. Знаки и знаковое моделирование деятельности (психологическое исследование познавательной функции знаков): Дисс.д-ра психол. Наук М., 1977. - 348 с.

58. Галин А.Л. Личность и творчество: Психол. Этюды Новосибирск, кн. Изд-во. 1989- 128 с.

59. Гальтон Фрэнсис. Наследственность таланта: Законы и последствия /Пер с англ. М.:Мысль, 1996. - 271 с.

60. Гацук С.Ю. Внеучебные формы развития творческого потенциала студентов вузов культуры: Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 1999.-23 с.

61. Гильманов С.А.Творческая индивидуальность учителя Тюмень: ТГУ, 1995.- 113 с.

62. Гильманов С.А.Педагогические основы активизации творческой индивидуальности педагога: Дисс. докт. пед наук. Казань, 1996. -350 с.

63. Гиндилис H.JL, Кедров Б.М. Типология творческой деятельности в зависимости от ступеней познания (сравнительный анализ классификации творческих личностей)//Психол. Журн. 1981. - № 1. -С. 18-28.

64. Гиппиус С.Ф. Упражнения актерской психотехники // Сценическая педагогика: Сб. тр. / Мин-во РСФСР, Ленингр. Гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. Л., 1976. - вып. 2. - С.46-64.

65. Гиргинов Г. Наука и творчество / пер. с болг. О.И.Попова, М.: Прогресс, 1979. - 365 с.

66. Гозман Л .Я. Психология эмоциональных отношений / М.: Изд-во МГУ, 1987.- 176 с.

67. Гольдин В.Е. Речь и этикет: Кн. Для внекласс. чтения учащихся 7-8 кл. М.: Просвещение, 1983. - 109 с.

68. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации М.: Наука, 1980.-104 с.

69. Грехнев B.C. Культура педагогического общения: Кн. Для учителя -М.: Просвещение, 1990. 144 с.

70. Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов М.;Вена: Языки рус.культуры; Венский славистический альманах, 2002. - 254 с.

71. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. Спб.: OMS, 1993. - 216 с.

72. Гришина Е.В. Педагогические условия развития творческого потенциала студентов младших курсов университета ( на примере изучения гуманитарных дисциплин) :Дисс. канд. пед. наук. Ижевск, 2002.-210 с.

73. Дашковская О.В. В школе под названием «Театр» //Нар. Образование. 1997. - №7. - С.76=80.

74. Дети и театр //Искусство в шк. 1996. - №3. - С.12-13.

75. Додонов Б.И. В мире эмоций Киев: Политиздат Украины, 1987. -141 с.

76. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей / Рос. Акад. наук, ин-т психологии. М.: Изд. Центр «Академия», 1996. - 216 с.

77. Дудель С.Н. Единство плана (логические основы) и импровизации в лекции / Правл. Всесоюз. О-ва «Знание», Науч.-метод. Совет по пробл. Лектор. Мастерства, Отд. Методики лекц. Пропаганды, Моск. Гор. Орг. О-ва «Знание». -М.: Б.и., 1981. 36 с.

78. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или режиссура поведения учителя 2-е изд., перераб. И доп. - М.: МПСИ: Флинта, 1998. = 336 с.

79. Ершов П.М. Режиссура как практическая психологияб Взаимодействие людей в жизни и на сцене М.: Искусство, 1972. -352 с.

80. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя; Акад. пед и соц. наук, Моск. Психол.-соц. Ин-т 2-е изд. , испр. И доп. - М.:Моск. Психол.-соц. Ин.-т:Флинта, 1998.-228 с.

81. Ершова А.П., Гукина О.В. Театральная культура в школьной педагогике // Нар. Образование. 1995. - №8-9, - С.91-96.

82. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. / М.: Педагогика, 1990. 199 с.

83. Завельский Ю.,Цырлина Т. Театр без подмостков // Нар. Образование. 1996. - №9. - С.49.

84. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение / В.И.Загвязинский. -М.: Знание. 1987. 80 с.

85. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя М.: Педагогика, 1987. - 160 с.

86. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М.:Искусство. 1969. -320 с.

87. Зимняя И.А. Педагогическая психология, Учеб. Пособие для пед. вузов Ростов н/Д : Феникс, 1997 . - 477 с.

88. Зон Б.Ф. Из встреч с К.С.Станиславским // Записки о театре / Ленингр. театр, ин-т. Л., М., 1960. - С.357-365.

89. Игры обучение, тренинг, досуг: В. 4 кн. Кн. 1-4./ Сост. Композиции игр Е.Г.Розанова; Под ред. В.В.Петрусинского. - М.: Новая шк. , 1994.-364 с.

90. Игры обучение, тренинг, досуг. Кн. 5: Педагогические игры / Под ред. В.В.Петрусинского. - М.: Энроф, 1994. - 135 с.

91. Ильин Е.Н. Рождение урока М.: Педагогика, 19865. - 185 с.

92. Ильин Е.Н. Мотивация и мотивы СПб.: Питер, 2000. - 508 с.

93. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа -М.: Политиздат, 1974. 328 с.

94. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения 4-е изд. - М.: Флинта. 2001. - 496 с.

95. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности: норматив. Подход М.: Изд-во МГУ, 1983. - 168 с.

96. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс.: Исследование субъективно-эмоцион. Сферы творч. процесса педагога Грозный: Чеч. - Инг. Изд-во, 1976. - 286 с.

97. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1987. - 190 с.

98. Карпов А.С. Психолого-методологические проблемы в подготовке будущих учителей // Иностр. яз. в шк. 1997. - №3. - С.62-67.

99. Кларин М.В. Инновации в обучении: Метафоры и модели: Анализ зарубеж. Опыта -М.:Наука, 1997.- 223 с.

100. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Пособие к спецкурсу для высш. пед. учеб. заведений, ин-тов усовершенствования учителей, повышения квалификации работников образовании М.:Арена, 1994. - 223 с.

101. Климанова О.Ф. Действие и музыка //Сценическая педагогика: Сб. тр. / Мин-во культуры РСФСР, Ленингр. Гос. ин-т театра, музыки и кинематографии, Л., 1976. - вып.2. - С.94-103.

102. Кнебель М.О. Поэзия педагогики 2-е изд. - М.: Всерос. Театр. Об-во, 1984.-527 с.

103. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / Науч.-метод. Центр Пенз. Гор. Отд. Нар. Образования. Пенза: Б.и., 1994. -342 с.

104. Козырева А.Ю. Педагогические аспекты творческого развития личности: Дисс. канд. пед. наук. М., 1995. - 230 с.

105. Колосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Дисс. канд. пед. наук. М., 1994. - 272 с.

106. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Игровая театральная педагогика //Воспитание школьников. 1998. - №4. - С.25-26; №5. - С.12-13; №6. - С. 14-17; 1999. - №1. - С.19-22; № 2; С. 19-21; №3; С.27-30; №4. -С.34-36.

107. Колчеев Ю.П., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе М.: Шк. Пресса, 2003. - 95 с.

108. Кондратьева Г.В. Деловая игра на занятиях по педагогике // Формы и методы обучения в вузе. Тамбов, 1998. - С.33-34.

109. Корогодский З.Я. Некоторые вопросы современной театральной педагогики // Воспитание актера. М.,1972. - вып. 2. - С.95-126.

110. Кох. И.Э. О творческой одаренности драматического актера // Сценическая педагогика: Сб.тр. / Мин-во культуры РСФСР, Ленингр. Гос. инс-т театра, музыки и кинематографии, фак. драмат. искусства. -Л., 1973.- вып.1. -С.213-221.

111. Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского Ред. и предисл. В.Прокофьева - 2-е изд. М.:Искусство, 1978. - 430 с.

112. Кристи Г.В. Основы актерского мастерства. Вып. 2: Метод актера -М.: Сов. Россия, 1971. 135 с.

113. Кропоткин Д.Г., Миклашева М.Е. Роль театральной педагогики в формировании творческой личности учителя //Материалы науч. трудов гуманитарного факультета: Февр. Чтения 8-11 февр. 1995 г. / Сыктывкар. Гос. Ун-т. Сыктывкар, 1995. - С.90-98.

114. Крымова Н.А.Станиславский режиссер. - 2-е изд., испр. - М.: Искусство, 1984. - 144 с.

115. Кузнецова А.Н. Тренинг воображения в процессе воплощения // Сценическая педагогика : Сб,тр. / Мин-во культуры РСФСР, Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. Л., 1976. - Вып. 2 -С.65-84.

116. Кузовлев В,П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе: Научно-методический и организационно-педагогический аспекты: Дисс. . д-ра пед. наук. М., 1999. - 301 с.

117. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя JL: Ленингр. Орг. О-ва «Знание» РСФСР, 1985. - 35 с.

118. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопр. психологии. 1986. - №2. - С.21-30.

119. Куприянов Б.В. Ситуационно-ролевая игра как средства общепедагогической подготовки будущего учителя: Автореф. дис. Канд. пед. наук. Костром. Гос. Пед. ун-т им. Н.А.Некрасова. -Ярославль, 1996. - 18 с.

120. Леви В.Л. Искусство быть другим М.: Знание, 1981. - 207 с.

121. Леви В.Л. Искусство быть собой: Индивид. Психотехника М.: Знание, 1991.-255 с.

122. Леонтьев А.А. Педагогическое общение М.: Знание, 1979.- 47 с.

123. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии /Отв. Ред. Ю.М.Забродин, Е.В.Шорохова. М.: Наука, 1984.-444 с.

124. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии: //Методологические проблемы социальной психологии / АН СССР, Ин-т психологии; Отв. Ред. Е.В.Шорохова. М., 1975. - С.124-135.

125. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии / АН СССР, ин-т психологии. М.: Наука, 1981. - 280 с.

126. Лук А.Н. Психология творчества М.: Наука, 1978. - 127 с.

127. Лук А.Н. Учить мыслить М.: Знание, 1975. - 96 с.

128. Луначарский А.В. Игра // Издание театрального отдела наркомата по просвещению. Вып. l.-П-г., 1918.-СЛ.

129. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Кн. Для учителя 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Просвещение, 1992. - 223 с.

130. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. Т.З. М.: Педагогика, 1983. - 511 с.

131. Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. Т.5: Общие вопросы теории педагогики. -М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1958. 558 с.

132. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. Для учителя . М.: Просвещение, 1993. - 193 с.

133. Миллер Сюзанна. Психология игры / пер. с англ. В.С.Сысоев. СПб.: Унив. Кн., 1999.-319 с.

134. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал: Психол. Проблемы М.: Дело, 19994. - 215 с.

135. Моделирование педагогических ситуаций: пробл. повышения качества и эффективности общепед. подгот. учителя М.: Педагогика, 1981. -0 120 с.

136. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение: Кн. для старшеклассников М.: Просвещение, 1986. - 160 с.

137. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика. 1997. - 3№. - С.20-27.

138. Новиков A.M. Методология игровой деятельности. М.: Изд-во «Эгвес», 2006 48 с.

139. Основы педагогики и психологии высшей школы / Аванесов B.C., Вербицкий А.А., Ительсон Л.Б. и др.; Под. Ред. А.В.Петровского. -М.: Изд-во МГУ, 1986. 303 с.

140. Основы педагогического мастерства. Учебн. пособие для пед. ин-тов. Зязюн И.А. и др.; Под. Ред. И.А.Зязюна М.: Просвещение, 1989. -302 с.

141. Основы системы Станиславского: Учебн. пособие / Авт.- сост. Н.В.Киселева, В.А.Фролов Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 127 с.

142. Пансо В.Х. Труд и талант в творчестве актера М.: Всерос. Театр. Об-во, 1972.-270 с.

143. Педагогическая энциклопедия: В 4 т. Т. 2: Ж-М /гл. ред. И.А.Каиров -М.: Сов. Энциклопедия, 1965. 912 с.

144. Педагогическая энциклопедия: В 4 т. Т. 4: Сн.-Я / Гл. ред. И.А.Каиров М.: Сов. Энциклопедия, 1968. - 911 с.

145. Петрова Н.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя Казань: Казан. ГПИ, 1982.-76 с.

146. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга-М.: Изд-во МГУ, 1982. 168 с.

147. Пидкасистый П.И. Искусство преподавания: Первая кн. Учителя / П.ИЛидкасистый, М.Л.Портнов. -М.: Рос. Пед. агенство, 1998. 183 с.

148. Пидкаксистый П.И., Ахметов Н.К., Хайдаров Ж.С. По фундаментальным дисциплинам // Вестн. высш. шк. 1985. - №7. - с. 36-40.

149. Пирогов Н.И. Избранное. -М.:Педагогика, 1885. 496 с.

150. Платонов К.К. Структура и развитие личности. -М., 1986. 387 с.

151. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология / Пер. с франц.; Предисл. В.А.Лекторского и др. М.: Просвещение, 1969. -659 с.

152. Пиз А. Язык телодвижений: Как читать мысли других людей по их жестам пер. с англ.; Авт. Вступ. Ст. Н.Котляр. - Нижний Новгород: Совмест. Рос. - австрал. Предприятие «Ай Кью», 1992. - 262 с.

153. Платов В.Я. Деловые игры: разработка , организация, проведение: Учебник -М.: Профиздат, 1991. 191 с.

154. Пулуянов Ю.А. Воображение и способности М.: Знание, 1982. 96 с - 162с.

155. Пономарев Я.А. Психология творчества М.: Наука, 1976. -303с.

156. Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки / АН СССР, ин-т психологии; Отв. Ред. Б.Ф.Ломов, Л.И.Анцыферова. М., 1989. - С.21-34.

157. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика, 1976. 280с.

158. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1989. - 206 с.

159. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество М.: Знание. 1987.-80 с.

160. Праздников Г.А. Условия формирования творческой личности // Сценическая педагогика: Сб. тр. /Мин-во культуры РСФСР, Ленингр. Гос. Ин-т театра, музыки и кинематографии. Л.; 1976. - Вып. 2. -С.3-12

161. Проблемы освоения театральной педагогики в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя: Материалы Всесоюз. научн-практ- конф. / Ред. Кол.: И.Ф.Кривонос, Л.Л.Безобразова, Г.В.Брагина и др. Полтава, 1991. - 383 с.

162. Психологические исследования творческой деятельности / О.К.Тихомиров, Э.Д.Телегина, Ю.Е.Виноградров и др. ; Отв. Ред. О.К.Тихомиров, АН СССР, ин-т психологии. М.;Наука, 1975. - 253 с.

163. Психология и педагогика: учебн. Пособие / Сост. и отв. ред. А.А.Радугин «Зе изд., испр. и дол. - М.: Центр, 1999. - 254 с.

164. Психология педагогического общения: Метод, разраб. для преподавателей и студентов Саратов: СГПИ, 1980. - 96 с.

165. Психология процессов художественного творчества / АН СССР, науч. совет по истории мировой культуры, кемис. комплекс, изуч. худож. творчества. ВНИИ искусствознания. Л.: Наука: Ленингр. отд.-ние, 1980.-285 с.

166. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастера: Кн. Для преподавателей высш. и сред. пед. учебн. заведений М.:ВЛАДОС, 2000. - 301 с.

167. Рождественская Н.В. К вопросу о критериях актерских способностей // Сценическая педагогика: Сб. тр. / Мин-во культуры РСФСР, Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии, фак. драмат. искусства. Л., 1973. - вып. 1. - С.222-232.

168. Розентуллер В. Театр как средство воспитания // Театр в школе: Сб. пьес для постановок с детьми. М., 1996. - С. 5-9.

169. Рубинштейн М.М. Проблема учителя М.; Л.: Моск. Акционер. Издат. Об-во, 1927. - 175 с.

170. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического и общего во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира М.: Изд-во АН СССР, 1957.-328 с.

171. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1. М.: Педагогика, 1989.-286 с.

172. Рубинштейн С. Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопр. психологии. 1960. - №3. - С.3-15.

173. Руднева Т.И. Педагогика профессионализма / Мин-во сред, и высшего проф. образования РФ, Самар. Гос. Ун-т., отд. Образования администрации г. Самары, Центр образоват. тенологий. Самара, 1997.-159 с.

174. Руднева Т.И. Формирование основ педагогического профессионализма у студентов университета / Гос. Ком. РФ по выс. образованию, Самар. Гос. Ун-т, Рос. Акд. Образования, поволж. фил. ин-та развития личности. Самара, 1996. - 244 с.

175. Савостьянов А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя. -М.:ВЛАДОС, 2000. 144 с.

176. Савостьянов А.И. 132 упражнения для развития дыхания и голоса учителя. М. Педагогическое общество России, 2002. - 78 с.

177. Савостьянов А.И. Формирование у студентов готовности к творческой деятельности средствами театрального искусства // Подготовка учителя начальных классов к творческой деятельности. М.:Изд-во «Прометей», 1993. С.258-260.

178. Савостьянов А.И. Личностно-ориентированный тренинг в профессиональной подготовке учителя и актера. В кн. Гройсман А.Л. Тренинги самооздоровления и самозащиты.- М.: Магистр, 1999.-С.38-57.

179. Савостьянов А.И. Технология подготовки студентов педвузов к творческо-педагогической деятельности средствами театрального искусства // Проблемы педагогического образования. вып. 4. -М.,МПГУ, 1999.-С.24-27.

180. Савостьянов А.И. Проблемы формирования принципов тренировки психотехники учителя в педагогическом мастерстве и театральнойпедагогике // Современная школа на пороге XXI вепкаб опыт, проблема, перспектива. М.,2000. С.131-140.

181. Савостьянов А.И. Использование элементов актерской психотренинга в профессиональной подготовке учителя начальной школы // Педагогическое образование и наука. М. МАНТИ, 2002. -С.40-47.

182. Савостьянов А.И. Основы театральной педагогики в мастерстве учителя. Методист - №5. - 2005. - С.33-37.

183. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека: мотивац,-эмоц. Аспекты М.: Наука, 1975. - 175 с.

184. Симонов П.В. Метод К.С.Станиславского и физиология эмоций. М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 139 с.

185. Симонов П.В. Мотивированный мозг: высш. нерв, деятельность и естественно научн. основы общ. психологии / Отв. Ред. В.С.Русинов; АН СССР, секция хим.-технол. и биол. наук.-М.: Наука, 1987. 269 с.

186. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю,М. Происхождение духовности / Отв. Ред. М.Г.Айрапетянц; М.: Наука, 1989. - 352 с.

187. Симонов П.В. Созидающий мозг: нейробиол. основы творчества /Рос. АН, от-ние физиологии, ин-т высш. нервн. деятельности и нейрофизиологии. М.: Наука, 1993. - 111 с.

188. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность М.: Наука, 1984.- 161 с.

189. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: Кн. Для учителей и воспитателей М.: Просвещение, 1980. - 144 с.

190. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / Моск. Гос. заочн. пед. ин. -М.: Просвещение, 1976. 160 с.

191. Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебн. диалога на урока словесности М.: Флинта: Наука, 1999. - 232 с.

192. Смирнов-Несвицкий Ю. О многообразии сценических решений М.: Искусство, 1964. - 103 с.

193. Смирнова Г. Коммуникативные умения учителя //Нар. Образование, -1999.-№1/2-С.206-208с.

194. Соловьев В.Б. Азбука актера, режиссера и педагога любительского театра Сыктывкар, 1994. - 154 с.

195. Станиславский К.С. Константин Станиславский М.: Вагриус, 2001. -206 с.

196. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве М.: Искусство, 1980. -431 с.

197. Станиславский К.С. Работа актера над собой М.: Гослитиздат, Б.г. -576 с

198. Станиславский К.С. Режиссерский план «Отелло» М.: Л.: Искусство, 1945. - 392 с.

199. Станиславский К.С.Собрание сочинений: В 9 т. Т. 1: Моя жизнь в искусстве// Ред. Кол.: О.Н.Ефремов (гл. ред.)и др.; предисл. О.Н.Ефремова; подгот. текста вступ. ст. и коммент. И.Соловьевой -М.: Искусство, 1988. 622 с.

200. Стеценко И. А. Развитие педагогической рефлексии в профессиональной подготовке учителя в условиях усвоения опыта педагогической деятельности: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -Таганрог. Гос. пед ин-т. Таганрог, 1998. - 22 с.

201. Страхов И.В. Вопросы психологии творчества: Метод, разраб. / Сарат. гос. пед. ин-т им. К.Федина Саратов: Б.и., 1982. - 81 с.

202. Строева М.Н. Режиссерские искания Станиславского, 1898-1917 /АН СССР; Ин-т истории искусств Мин-ва культуры СССР. М.: Наука, 1973.-375 с.

203. Строева М.Н. Режиссерские искания Станиславского, 1917-1938 \ АН СССР; Ин-т истории искусств Мин-ва культуры СССР. М.: Наука, 1977.-414 с.

204. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5 т. Т.1: Проблемы воспитания всесторонне развитой личности; Духовный мир школьника; Методика воспитания коллектива Киев: Рад. Школа, 1979-689 с.

205. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2т. Т.1. /Ред.-сост.; Авт.вступ. ст. и коммент. Н.С.Лейтес, И.В.Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1985. -239 с.

206. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. Т.2. /Ред.-сост.; Авт. вступ. ст. и коммент. Н.С.Лейтес, И.В.Равчи-Щербо. М.: Педагогика, 1985. -359 с.

207. Терский В.Н., Кель О.С. игра. Творчество. Жизнь: орг. досуга школьников М.: Просвещение, 1966. - 304 с.

208. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека: опыт теорет. и эксперим. исследования М.: Изд-во МГУ, 1969. - 304 с

209. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников 0- М.: Просвещение, 1980. 160 с.

210. Ухтомский А.А. Доминанта. М.; Л.: Наука, ленинг. отд-ие, 1966. -273 с.

211. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т.Т2 / Ред.кол.: М.И.Кондаков (гл. ред) и др.; АПН СССР. М. : Педагогика, 1988. -494 с.

212. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.2. /Ред. Кол.: А.М.Еголин (гл.ред.) и др. / М.; Л.: Акад. пед наук РСФСР, 1948. 656 с.

213. Ушинский К.Д. Собрание сочинений Т.8. /Ред. Кол.:А.М.Еголин (гл. ред), и др. / М.;Л.: Акад. пед наук. РСФСР, 1950. 776 с.

214. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика / Под ред. В.А.Сластенина, Ю.П.Сокольникова; Моск. пед. гос. ун-т им. В.И.Ленина. М.:МИП NB Магистр», 1992. - 159 с.

215. Харькин В.Н. Импровизация.Импровизация ? Импровизация ! -М.:Магистр, 1997. 287 с.

216. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя М.:Высш. шк., 1988.- 168 с.

217. Царенко Л. Игра- жизнь театр //Обруч. (Образование: ребенок и ученик). - 1996. - №4. - С. 28-30с.

218. Чечет Т.И. Подготовка будущих учителей к созданию эмоционально-эстетических ситуаций в процессе личностно-ориентированного обучения: Автореф. дисс.канд. наук:. Волгоград, 1997.-21 с.

219. Чудиновских И. О преподавании театра в общеэстетических классах // Искусство в шк. 1996. - №3. - С. 15-20.

220. Шеленская A.B. Временная организация структуры невербального взаимодействия и диалогичность общения : Автореф. дисс. . канд. наук. М., 1995.- 17 с.

221. Шпет Л. Советский театр для детей. Страницы истории. 1918-1945. -М. .'Искусство, 1971.-431 с.

222. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества М.: Высш. шк., 1989. -143 с.

223. Щербаков А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования: Автореф. дисс. . д-ра пед. наук, (по психологии) Л., 1968. - 35 с.

224. Эльконин Д.Б. Психология игры 2-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1999. -359 с.

225. Энгельмейер П.К. Творческая личность и среда в области технических изобретений СПб. Юбразование, 1911.-111с

226. Энгельмейер П.К. Теория творчества. СПб.6 Образование, 1910. 207 с.

227. Эфрос А.В. Профессия: режиссер. М.: Искусство, 1979. - 367 с.

228. Эфрос А.В. Репетиция любовь моя. - М.: Искусство, 1975. - 319 с.

229. Юстус И.В. Использование дидактических средств драматизации как способа развития личности в образовании: Авторе. Дисс. . канд. пед. наук. / Исслед. Центр пробл. качества подгот. специалиста. Самара, 1996.-23 с.

230. Юстус И.В. Мир глазами театра А Искусство в школе. 1996. - №3. -С.20-22.

231. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема М.: Знание, 1973.- 32 с.

232. Якобсон П.М. Психология сценических чувств актера : Этюд по психологии М.: Гослитиздат, 1936. - 221 с.

233. Ямбург Е. Единое образовательное пространство // Нар. Образование. 1994, - №1. - С.24-27.1. Архивные материалы:

234. ЦГАЛИ : фонды Е.А.Алексеевой; В.Н.Аксенова; С.Г.Бирман; Н.М.Горчакова, Г.Г.Нейгауза; Ю.В.Соболева; А.А.Яблочкиной; МХАТ-2-ОГО; Собрание Рукописей деятелей искусств.

235. ГТМ им.А.А.Бахрушина: фонды Е.В.Вахтангова; Н.Д.Волкова; А.А.Орочко; В.Н.Татаринова.

236. Музей МХАТ: фонды К.С.Станиславского; Л.А.Сулержицкого; Третьей студии; Первой студии.

237. Музей Государственного Академического театра им. Евг.Вахтангова:

238. Фонды Первой студии; Второй студии; Третьей студии.

239. Личный архив Р.Н.Симонова.1. Ваш творческий потенциалавторский модифицированный тест А.И.Савостьянова)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.