Технический музей в формировании научного мировоззрения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.03, кандидат наук Филякова, Александра Константиновна

  • Филякова, Александра Константиновна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.03
  • Количество страниц 194
Филякова, Александра Константиновна. Технический музей в формировании научного мировоззрения: дис. кандидат наук: 24.00.03 - Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов. Санкт-Петербург. 2017. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Филякова, Александра Константиновна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I. НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

1.1. Донаучная и научная картина мира как результат гносеологических интенций человека

1.2. Кризис научного мировоззрения в условиях современной

культуры

1.3. Научное мировоззрение в процессе актуализации социокультурных институтов

II. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ

2.1. Возникновение зарубежных музеев техники

2.2. Становление и развитие технических музеев России

2.3. Science centers: переосмысление актуальности и практического

опыта

III. СОВРЕМЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ: СТРАТЕГИИ И ТЕХНОЛОГИИ

3.1. Мировоззренческая функция музея в постиндустриальную

эпоху

3.2. Инновационные средства формирования элементов научного мировоззрения в музеях науки и техники в современном мире

3.3. Культурно-образовательный потенциал визуализации природы электричества на базе музея городского электрического транспорта в Санкт-Петербурге

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение I. Альбом иллюстраций

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», 24.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Технический музей в формировании научного мировоззрения»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Становление и развитие постиндустриального общества определяются стремительным распространением новых технологий, которые оказывают существенное воздействие на образ жизни и ценностные ориентиры современного человека, кардинально меняя его способы существования. Сегодня нам сложно представить нашу жизнь без таких ключевых моментов, как мобильные телефоны, интернет технологии, скоростной транспорт и т.д., однако, каждый день используя эти блага цивилизации, подавляющее большинство людей не задумывается о том, что в их основе лежат фундаментальные законы физики. В результате отсутствия достоверной информации о происходящих вокруг научно-технических процессах современный мир становится все более непонятным для человека, что создает благоприятную почву для манипулирования сознанием, а также способствует широкому распространению так называемых «псевдонаучных» и эзотерических знаний.

На данном этапе развития российского общества прослеживается существенный регресс интереса к научным открытиям, что, в контексте современного состояния науки, становится проблемой государственного масштаба. В отсутствии элементарных базовых знаний в области физики, химии и математики дальнейшее развитие новых технологий становится невозможным, превращая нашу страну в некое подобие синтеза сырьевой базы и чужих сборочных цехов. В борьбе с технологической отсталостью страны необходимо усилить поиски и разработки теоретических и методических основ популяризации науки.

В декабре 2014 года Правительством РФ была утверждена Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, целью которой является обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала.1 Документ содержит пять основных задач, одной из которых является реализация мер популяризации среди детей и молодежи научно -образовательной и творческой деятельности, в том числе, через развитие научно-технического и инновационного творчества путем конкурсной поддержки центров научно-технического творчества молодежи и распространения их опыта, что свидетельствует о безусловной актуальности дополнительного создания научно-технических демонстрационных площадок.

На наш взгляд, роль центров научно-технического знания должны взять на себя технические музеи, специфика которых позволяет им одновременно являться как хранителем культурного наследия в области науки и техники, так и площадкой для самостоятельных исследований технологических достижений современного мира. Как справедливо отмечают специалисты, технические музеи должны не только заниматься сохранением, изучением и пропагандой культурного наследия в области науки и техники, но и активно вести работу в области популяризации основ научных знаний и заниматься на этой базе экологическим воспитанием и образованием людей. Решение задачи формирования научного мировоззрения личности в современной массовой культуре может стать критерием для оценки социальной эффективности музея, его влияния как на личность, так и на культурную среду.

Степень научной разработки проблемы. Вопросы о сущности, функциях и специфических чертах мировоззрения, его исторических формах и их взаимосвязи с наукой освещены в классических и современных работах отечественных и зарубежных философов, физиков, историков, культурологов: В.

1 Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Утв. Распоряжением правительства Российской федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677/.— Загл. с экрана.

И. Вернадского, И. Канта, И. Пригожина, В. С. Степина, Дж. Холтона, М. Р. Шагиахметова, Ф. В. Й. Шеллинга, А. Эйнштейна и др.

Научная картина мира, а так же, иные картины мира анализировались в работах представителей западной философской мысли: Н. З. Алиева, В. И. Вернадского, Л. Ф. Кузнецовой, С. М. Марчуковой, В. И. Постоваловой, И. Пригожина, В. С. Степина, М. Хайдеггера, К. Ясперса.

Следующую группу анализируемых исследований составляют работы, посвященные вопросу изучения социального феномена массового сознания, социально-психологических аспектов массы и массового поведения. Данная группа представлена работами: Ж. Бодрийяра, Г. Лебона, Г. М. Маклюэна, Ф. Ницше, X. Ортеги-и-Гассета, Г. Тарда, Э. Тоффлера, З. Фрейда, а также отечественных авторов: Б. А. Грушина, А. Я. Гуревича, С. Г. Кара-Мурзы, Д. В. Ольшанского и др. Вопросы кризиса научного мировоззрения в массовом сознании рассматриваются в работах: Ж. Бодрийяра, А. В. Костиной, К. Сагана, В. С. Степина и др.

Сложность представляет недостаток исследований, связанных непосредственно с техническими музеями, их историей и деятельностью. Образовательная и историко-культурная значимость научно-технических музеев, изложенная в работах Г. Г. Григоряна и Л. М. Кожиной, стала базовым постулатом данной диссертации. Кроме этого, мы опирались на труды: В. Данилова, О. Миллера, Д. Е. Озеровой, К. Хадсона. Так же, значительным источником послужила информация, размещенная на официальных интернет сайтах отечественных и зарубежных технических музеев. Среди них как сайты политехнических музеев, таких как: Федеральное государственное учреждение культуры "Политехнический музей (г. Москва), Венский технический музей (Das Technisches Museum Wien), Немецкий музей (г. Мюнхен). Так и сайты тематических технических музеев, таких как: Музей Городского электрического транспорта (Санкт-Петербург), Музей общественного транспорта в Стокгольме (Spärvägsmuseet), Музей общественного транспорта в Праге.

Историко-культурная концепция генезиса и эволюции музеев мира, разработанная в трудах Д. Брэдли, В. П. Грицкевичем, Т. Ю. Юреневой, легла в основу исторического анализа развития отечественных и зарубежных музеев техники. Мировоззренческие аспекты деятельности музеев нашли свое отражение в работах: Е. М. Акулича, Г. Г. Григоряна, Г. Грудева, А. В. Зыкова, Е. Н. Мастеницы, О. С. Сапанжи, Н. Ф. Федорова и др. Анализ возможности технических музеев в решении задач популяризации научных знаний рассматривается в контексте идей, изложенных в работах: Д. Агаповой, В. П. Аксенова, Л. Н. Бакаютовой, М. Д. Адамс, К. Кнайфера, К. Маклиан, Н. Саймон, Ф. Оппенгеймера.

Эмпирическая база исследования. Изучение возможностей технических музеев в области популяризации науки было бы неполноценным без обращения к практическому музейному опыту. Эмпирической базой исследования послужила деятельность музеев и научно-технических центров, с которыми автор имел возможность ознакомиться лично. В этот список вошли такие музеи как: Федеральное государственное учреждение культуры "Политехнический музей (г. Москва), Венский технический музей (Das Technisches Museum Wien), Немецкий музей (г. Мюнхен), Музей техники в Хельсинки (Tekniikan museo), Научно-популярный центр «Эврика» (г. Хельсинки), Музей науки Космокайша (г. Барселона), Музей общественного транспорта в Стокгольме (Spärvägsmuseet), Музей общественного транспорта в Праге. Основной базой исследования, предоставившей обширный практический материал, стал музей Городского электрического транспорта в Санкт-Петербурге.

Целью данного исследования является выявление потенциала технических музеев в реализации задач по формированию научного мировоззрения личности.

Указанная цель достигается за счет реализации следующих задач:

1. Уточнить понятие научного мировоззрения как феномена общественного сознания c учетом изменений происходящих в современной социокультурной среде и ее институтах, в том числе в музее.

2. Осуществить анализ степени развития научного мировоззрения (или его элементов) как одной из форм сознания современного человека, в том числе музейного посетителя.

3. Исследовать генезис и эволюцию отечественных и зарубежных научно-технических музеев.

4. Выявить специфику музеев исследуемой группы на основе обобщения и анализа опыта отечественных и зарубежных музеев науки и техники.

5. Рассмотреть основные методы и средства, способствующие эффективной популяризации научного знания в современной музейной практике.

6. Разработать методические рекомендации и подходы для актуализации проекта учебно-демонстрационной площадки «Мир электричества» в Музее Городского электрического транспорта в Санкт-Петербурге.

Объектом данного исследования являются технические музеи и арсенал применяемых в них средств, способствующих популяризации научных знаний.

Предметом данного исследования является совокупность методов актуализации научно-просветительского потенциала технических музеев в решении задач по формированию научного мировоззрения.

Методологические основы исследования

В основу диссертационной работы легли следующие методы исследования.

1. Метод философского обобщения — позволивший выделить главные структурные элементы научного мировоззрения.

2. Метод историко-культурного анализа — поскольку музей как культурная форма во многом детерминирован исторической динамикой науки и культуры, данный метод позволил проследить основные причины и условия генезиса и эволюции музеев исследуемой группы.

3. Сравнительно-аналитический метод — применялся для сопоставления опыта отечественных и зарубежных технических музеев в области популяризации науки. Кроме того, сравнивались многообразные подходы к созданию экспозиций в музеях указанного профиля и использование в них разнообразных технических средств для повышения аттрактивности музейной среды.

4. Метод наблюдения — использовался при знакомстве с коллекциями технических музеев, представленных на экспозиции, в открытых и закрытых фондах. Этот метод был необходим для фиксации в личном научном опыте памятников науки и техники, актуализированных в музейной среде.

5. Системно-функциональный метод — использован в данной работе для определения основных механизмов функционирования научно-просветительских компонентов экспозиционных комплексов.

6. Метод аксиологического анализа — был использован для выявления ценностных характеристик памятников научно-технического наследия, поскольку представленные в музее предметы не являются лишь объектами наглядной демонстрации этапов научно-технического прогресса, но есть также важные свидетельства культуры и истории.

Положения, выносимые на защиту:

1. Кризис современного научного знания, проявляющийся в стремительном регрессе интереса к науке, представляет собой часть общего упадка культуры, когда «восставшие массы» эллиминируют из своего бытия все формы усложненного отношения к действительности. В такой ситуации, наряду с постоянно ослабевающим вниманием к литературе, классической музыке, театру, музею, падает интерес и к позитивистскому знанию, являющемуся фундаментом науки и рациональных оснований человеческого сознания.

2. Социокультурные реалии постиндустриального мира требуют принципиально новых моделей передачи научного знания в музейном пространстве, выстроенных по принципу «культуры участия». В этом контексте технические музеи имеют ряд преимуществ, поскольку предметы в таких музеях открыты ко всему спектру ощущений и позволяют воздействовать на разные каналы: визуальный, обонятельный, тактильный, слуховой.

3. Основными условиями, способствующими формированию научного мировоззрения, является активное включение посетителя в «диалог» с музеем путем обращения к его личному участию, через вовлечение его в проведение научных экспериментов, в процесс управления теми или иными механизмами, в

опыты по демонстрации природных явлений, в научную дискуссию и даже в процесс приобретения развивающих сувениров, а то, порой, и настоящего оборудования.

4. Механизм популяризации науки в музее основан на наглядно-демонстративных возможностях его экспонатов, позволяющих посетителям знакомиться с фундаментальными законами природы на практическом опыте. В этом смысле объект технического наследия в техническом музее не до конца выключен из реальной среды бытования, а продолжает функционировать согласно своему назначению.

5. Научное мировоззрение - это не просто сумма сложившихся представлений человека в результате рутинных схоластических процедур, но есть богатство индивидуального опыта, прочувствованного и пережитого, опыта кредо и убеждений, то есть такого опыта, который можно получить в насыщенной смыслами экзистенциальной среде, каковой во многом является именно научно-технический музей.

6. Научно-технические музеи в большей степени открыты новациям в области музейной работы, чем музеи иных профилей, в силу того, что порой в пространстве этих музеев находят себе место не объекты наследия научно-технической культуры (свидетельства прошлого), а современное оборудование, специально выделенное в дар музею для популяризации сенсационных открытий (свидетельства будущего). Таким образом, научно-технический музей является одновременно репрезентантом и наследия, и научно-технических новаций, объединяя прошлое, настоящее и будущее.

Результаты исследования:

1. Было уточнено понятие научного мировоззрения, которое мы определили как "особую систему взглядов на мир, основанную на объективных данных, полученных научными методами, в результате чего складывается критическое мышление, а также сумма аксиологических воззрений, позволяющая видеть бытие и его феномены как безотносительно ценные категории, не зависящие от сущностей, внеположных миру. Человек в этой системе является высшей

ценностью и занимает центральную позицию, в которой пересекаются его философские, научные, художественные, культурные и др. интенции".

2. В ходе изучения генезиса музеев науки и техники было выявлено, что их эволюция пропорционально зависит от вовлеченности общества и государства в решение важных социально-политических задач, требующих привлечения научных методов и средств развития и поддержки науки.

3. Были систематизированы и уточнены представления об историческом развитии научного мышления, экстраполированном на историю науки и техники и историю коллекционирования и музейного дела в контексте Нового времени.

4. Было определено, что основными механизмами в области популяризации научного знания в современной музейной практике являются формы тактильного контакта с объектом показа и рассказа, в ходе которого возникает синергетическая связь (суммирующая эффекты от визуального, аудио и проч. воздействия на посетителя), способствующая формированию навыков самостоятельного поиска, обобщения и критического осмысления информации.

5. В ходе теоретических исследований удалось получить данные, использованные диссертантом совместно с коллективом специалистов в процессе научной реставрации грузового троллейбуса ТГТЭ-4, что способствовало восстановлению исторически достоверного облика музейного экспоната и сохранению, формированию и трансляции исторической памяти.

6. С опорой на полученные данные был разработан проект визуализации тех скрытых механизмов, которые лежат в основе природы электричества, с тем, чтобы сделать нагляднее и понятнее демонстрационные опыты, проводящиеся во время просветительских мероприятий на базе Музея Городского электрического транспорта в Санкт-Петербурге.

Новизна исследования:

1. Было установлено, что генезис технических музеев не равномерен хронологически; исторически он связан с развитием европейской культуры и культуры тех регионов, которые оказались вовлечены в орбиту европейской

цивилизационной парадигмы (Россия и СССР, США, британские колонии и доминионы).

2. Рассмотрены отдельные этапы истории формирования научно -технических музеев на фоне революционных преобразований в науке и технике в XVIII - начале XX века.

3. Осуществлено уточнение различий между музеями науки и техники и интерактивными сайнс-центрами на уровне анализа и составления классификации.

4. Уточнена и конкретизирована мировоззренческая функция музея, в контексте его способности влиять на становление позитивистских взглядов современного общества.

5. Осуществлен анализ исследовательских материалов, послуживших основой для реставрационной деятельности по восстановлению объектов городского электротранспорта как музейных экспонатов.

6. Были разработаны методические рекомендации, положенные в основу проекта учебно-демонстрационной площадки «Мир электричества» в Музее Городского электрического транспорта в Санкт-Петербурге.

Практическая значимость диссертации. Выводы и результаты данной работы могут содействовать разрешению государственных задач в области создания позитивного имиджа современной науки, а также в сфере изучения истории великих научных открытий как за рубежом, так и в России. Практический характер имеют положения и выводы, связанные с наглядно-демонстративными возможностями музейной институции в области продвижения научных знаний, что позволяет использовать их музейной работе - при создании постоянных и временных экспозиций. Материалы и результаты исследования могут служить основанием при разработке профориентационных программ и проектов, направленных на популяризацию технических специальностей. Помимо этого, положения настоящей работы могут быть использованы для подготовки учебных материалов и лекционных курсов по специальностям «история науки и

техники», «история и теория культуры», «музеология и охрана памятников культурного и природного наследия».

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Отраженные в диссертации научные положения посвящены исследованию формирования научного мировоззрения в технических музеях и соответствуют пунктам паспорта специальностей научных работников 24.00.03 Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов: п. 6 История музейного дела и реставрации; п. 7 Теория и практика музейного дела; п. 21 Общественно-социальные функции музеев; п. 23 Музейное просвещение, музейная педагогика.

Апробация работы: По материалам диссертации были представлены доклады на научных конференциях, в том числе: V международной конференции, посвященной Международному дню музеев «Музей в контексте современной культурной реальности: история, проблемы и перспективы» (Владимир, 21 мая 2013 г.), международной научной конференции «Рубежи памяти: музей и наследие современной культуры» (С.-Петербург, 24-26 апреля 2014 г.), 4-й научно-практической конференции аспирантов на английском языке (С.Петербург, 16 апреля 2014 г.), научно-практической конференции молодых учёных «Культура и искусство: междисциплинарный подход»; секция: «Сохранение и актуализация историко-культурного наследия: междисциплинарный подход» (С.-Петербург, 15 мая 2014 г.), научно-практической конференции молодых учёных «Культура и искусство: междисциплинарный подход»; секция: «Сохранение и актуализация историко-культурного наследия: междисциплинарный подход» (С.-Петербург, 7 апреля

2015 г.), третьей научно-практической конференция «Феодосийские научные чтения» (Феодосия, 21-22 мая 2015 г.), XVI всероссийской научно-практической конференции «Научно-исследовательская работа в музее» (Москва, 11-12 марта

2016 г.), научно-практической конференции молодых ученых «Культурные индустрии: традиции и современность» (С.-Петербург, 19 апреля 2016 г.). Автор

имеет 13 научных публикаций, 9 из которых по теме диссертационного исследования (в том числе 3 в изданиях, рекомендуемых ВАК Минобрнауки РФ).

Структура диссертации определяется целью исследования и поставленными задачами. Текст диссертации включает введение, три главы, разбитых на параграфы, заключение, список цитированной литературы. В объемном измерении исследование насчитывает 179 страниц текста (без приложений).

I. Научное мировоззрение как культурологический феномен

1.1. Донаучная и научная картина мира как результат гносеологических интенций человека

Для того чтобы определить роль донаучной картины мира и научной картины мира в процессе познания, нам необходимо дать определение исходным терминам: «картина мира» и «мировоззрение».

Впервые термин «картина мира» возникает в конце XIX столетия в трудах немецкого физика Г. Герца, определившем его как «совокупность внутренних образов внешних предметов, из которых логическим путем можно получать сведения относительно поведения этих предметов». 2 Вслед за Г. Герцем термин

-5

находит широкое применение в трудах еще одного физика - Макса Планка. М. Планк разрабатывал теорию единой физической картины мира, опирающейся на реальные законы физики и не зависящую от влияния смены исторических процессов. Т. е., мы можем говорить о том, что первоначально в определении «картины мира» акцент делается в большей мере на рациональном постижении объективных закономерностей окружающего мира, свободных от субъективности, вносимой в науку человеческим восприятием и его социальными потребностями.

2 Герц Г. Три картины мира (вступительная статья к «Принципам механики») // Новые идеи в философии. СПб.,1914. № 11. С.65.

3 Планк М. Единство физической картины мира. М., Наука, 1966. 285 с.

Однако уже в работах Альберта Эйнштейна данный термин был интерпретирован гораздо шире, так как ученый указывал: «Человек стремится каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира для того, чтобы в известной степени попытаться заменить этот мир созданной таким образом картиной. Этим занимаются художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему. На эту картину мира и ее оформление человек переносит центр тяжести своей духовной жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность, которые он не может найти в слишком тесном головокружительном круговороте собственной жизни». 4 А. Эйнштейн указывает на то, что формирование собственной картины мира является необходимой частью жизнедеятельности любого человека, продиктованной его психофизическими особенностями, и не является прерогативой одних лишь ученых. Вслед за физикой данный термин, пройдя многочисленные трансформации, перешел в методологию других частных наук: философию, культурологию, антропологию и т. д.

Подходя к изучению данного вопроса в его культурологическом аспекте, можно определить картину мира как сложноструктурированную совокупность представлений об устройстве мироздания, порядке его функционирования и эволюции, сформировавшейся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующей знания и опыт, накопленный человечеством. Являясь продуктом познавательной деятельности человека, картина мира демонстрирует упрощенную и схематизированную модель окружающей действительности, делая акцент на те ее сущностные связи, познание которых играет первостепенную роль для науки на определенных этапах ее исторического развития. Исходя из вышесказанного, можно говорить о поливариантности данного термина и предположить существование некоторого разнообразия различных картин мира, сформированных под воздействием меняющихся типов мировоззрения в ту или иную историческую эпоху. Ярким примером здесь может послужить пейзажная

4 Эйнштейн. А. Мотивы научного исследования / Собрание научных трудов: в 4 т. Т.4.Статьи, рецензии, письма. Эволюция физики. М., Наука, 1967. С40.

живопись, демонстрирующая зрителю визуализацию мировоззренческих представлений художника, включающие в себя не только эстетические, но и философские и научные воззрения эпохи. Так, Леонардо да Винчи рассуждал, что если художник способен грамотно выстроить композицию, «картина будет казаться природной вещью, видимой в большом зеркале». 5 Для того чтобы доказать или опровергнуть это предположение, необходимо рассмотреть вопрос соотношения понятий «мировоззрение» и «картина мира».

Термин «мировоззрение» впервые возникает в «Критике способности суждения» И. Канта, определившего мировоззрение как результат чувственного восприятия индивидом окружающего мира.6 Позднее, в работах Ф. Шеллинга можно встретить определение мировоззрения, как «осуществляемый самостоятельно, продуктивный и, стало быть, осознанный способ постигать и

п

объяснять целокупность сущего».

Как самостоятельный предмет исследования мировоззрение впервые возникает в работе В. Дильтея «Типы мировоззрений и обнаружение их в

о

метафизических системах». Согласно видению автора, мировоззрение пытается дать полное разрешение загадки жизни. Структурно мировоззрение представляет собой единую четкую систему, имеющую в основе картину мира, в которой решаются вопросы о значении и смысле бытия, и выводятся идеалы - основные принципы жизни, системы оценок и понимания мира. Кроме того, В. Дильтей выделял различные исторические типы мировоззрения в религии, поэзии и метафизике, отводя науке роль осуществлять анализ и затем устанавливать общие отношения между изолированными, таким образом, типами мировоззрения.

Из множества существующих сегодня дефиниций термина «мировоззрение» особого внимания, на наш взгляд, заслуживает направление, определяющее «мировоззрение» как ряд (совокупность) убеждений (предпосылок) субъекта

Похожие диссертационные работы по специальности «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», 24.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Филякова, Александра Константиновна, 2017 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапова Д.А. Культура участия: миллионы диалогов /Д. А. Агапова // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. — Москва : Творческая группа музейные решения, 2012. — Вып. 1. — С. 8—21.

2. Агапова Д.А. Переходный возраст: ресурсы развития детской музейной среды/ Д. А. Агапова // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия.— Москва : Творческая группа музейные решения, 2015. — Вып.2. — C. 10—23.

3. Адамс М. Д. Роль музея в распространении знаний / М.Д. Адамс // Museum. —1984. — № 141. — С. 14 —18.

4. Азаренок Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире / Н. В. Азаренок // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Т. 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. — Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. — С. 110—112.

5. Аксенов В. П. Интерактивные методы в научно-техническом музее [Электронный ресурс] / В. П. Аксенов. — Электрон. дан. — [Москва, 2013] — Режим доступа: http://t-z-n.ru/archives/inter.pdf. (дата обращения: 28.02.2017). — Загл. с экрана.

6. Акулич Е.М. Музей как социокультурное явление // Е. М. Акулич / Социологические исследования. — Москва, 2004. — №10 (246). — С. 89—92.

7. Александров А. Д. О философском содержании теории относительности / А. Д. Александров // Эйнштейн и философские проблемы физики XX века. — Москва : Наука, 1979. — С. 117—138.

8. Алиева Н. З. Постнеклассическое естественнонаучное образование: концептуальные и философские основания / Н. З. Алиева. — Москва : Академия Естествознания, 2008. — 512 с.

9. Аль-Ани Н. М. Философия техники: очерки истории и теории : учеб. пособие / Н.М. Аль-Ани. — Санкт-Петербург, 2004. — 183 с.

10. Всемирная история: В 24 т. Т. 1: Каменный век. / А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек [и др]. — Минск : Харвест; Москва : ООО "Издательство АСТ", 2000. — 528 с.

11. Бажитова Л. И. Н. Е. Славинский - первый директор Почтово-телеграфного музея в Санкт-Петербурге / Л. И. Бажитова // Электросвязь: история и современность. —2007. — № 2. — С. 9—11.

12.Бакаютова Л. Н. Сущность и основные направления модернизации технических музеев (на примере музеев связи) / Л. Н. Бакаютова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. — 2008. — № 25. — С. 17—20.

13. Бакулев Г.П. Теория пропаганды: классики / Г. П. Бакулев // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2013. — №3. — Т. 2.

— С. 18—19.

14. Бейлин М.В. Технологизация жизни: проблемы и перспективы / М. В. Бейлин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов : Грамота, 2014. — № 9. — Ч.1. — С. 19—22.

15. Беляев О. П. Кабинет Петра Великого, или Подробное и обстоятельное описание воскового его величества изображения : в 2 ч./ изд. тр. Осипа Беляева.

— Санкт-Петербург : при Имп. Акад. наук, 1793.

16. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избр. эссе / В. Беньямин. — Москва : МЕДИУМ, 1996. — 240 с.

17. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни / В. М. Бехтерев.

— Санкт-Петербург : Ленинградское издательство, 2009. — 288 с.

18. Богомолов Н. Дом занимательной науки / Н. Богомолов // Нева. — 2003. — № 5. — С. 276— 282.

19. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Ж. Бодрийяр. — Екатеренбург : изд-во Уральского университета, 2000. — 96 с.

20. Брэдли Д. Наука в городе: Основание московского политехнического музея/ Д. Брэдли // Россия XXI. — 2005. — №2. — С. 96—127.

21. Бэкон Ф. Новая Атлантида / Ф. Бэкон // Утопический роман ХУ1-ХУП веков / Переводы / Вступ. статья Л. Воробьева. — Москва : Худож. лит.,1971 — С. 191— 224.

22. Варганова Г.В. Научная грамотность как фактор развития творческой компетентности/ Г.В. Варганова. // сб.: Инновационные тенденции развития системы образования. материалы IV Международной научно-практической конференции. — Чебоксары, 2015. — С. 126—129.

23. Варганова Г.В, Плавко И.А. Формирование научной грамотности детей и подростков: дискурсивность зарубежных практик // Г.В. Варганова, И.А. Плавко/ Приоритетные направления развития науки и образования. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. — Чебоксары, 2015. — С. 272—274.

24. Василенко И. А. Политическая глобалистика : Учеб. пособие для студентов вузов / И.А. Василенко. — Москва : Логос, 2003. — 360 с.

25. Вернадский В.Н. Труды по всеобщей истории науки /В.Н. Вернадский. — 2-е изд. — Москва : Наука, 1988. — 332 с.

26. Вернан Ж.- П. Происхождение древнегреческой мысли. / Ж.-П. Вернан. — Москва : Прогресс, 1988. — 224 с.

27. Виноградова Л.В. Сущностные признаки массового сознания / Л.В. Виноградова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2008. — №73. — С.104—110.

28. Володин Б. Ф. Всемирная история библиотек / Б. Ф. Володин. — Санкт-Петербург : Профессия, 2002. — 351 с.

29. Галеев Б. М. Компьютеры и искусство / Б. М. Галеев // Человек. — 2001. — № 4. — С.114—125.

30. Галкина Т. В., Тереков Т. Ю. Специфика представления космической тематики в современных российских и зарубежных музеях / Т.В. Галкина, Т.Ю. Тереков // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2015. — № 2 (155). — С. 192—201.

31. Гвардини Р. Конец Нового времени / Р. Гвардини // Вопросы философии. — 1990. — № 4. — С. 127—135.

32. Герц Г. Три картины мира (вступительная статья к «Принципам механики»)/ Г. Герц // Новые идеи в философии. — Санкт-Петербург, 1914. — № 11. — С. 65— 67.

33. Годж С. Музеи и центры науки в Индии / С. Годж // Museum. — 1986. — № 208. — C. 40—46.

34. Голлербах Э.Ф. Апология музея: роль музейного строительства по учению Н.Ф. Федорова / Э. Ф. Голлербах // Советский музей. — 1992. — № 1. — С. 25— 27.

35. Государственный музей истории космонавтики им. К. Э. Циолковского. [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Москва, [2011]. — Режим доступа: http://www.gmik.ru/muzeinaya-rabota/kollektsii/.- Загл. с экрана.

36. Григорян Г. Г. О современных тенденциях музейного дела в области техники за рубежом / Г.Г. Григорян // История техники и музейное дело. — Москва : Новая школа, 2002. — Вып. 2 — С. 3—6.

37.Григорян Г. Г., Кожина Л.М. Научно-технические музеи и культурное наследие в области техники / Г. Г. Григорян, Л. М. Кожина // Вопросы истории естествознания и техники. — Москва, 2003. — № 4. — C. 75—87.

38.Григорян Г. Г. Размышления о музейном деле в Старом доме на Новой площади : публ. и выступления (1988-2005 гг.) / Г.Г. Григорян. — Москва : Знание, 2005. — 319 с.

39. Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII века /В. П. Грицкевич. — Санкт-Петербург : С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, 2004.

— 406 с.

40. Грицкевич В. П. История музейного дела конца XVIII - начала XX века / В. П. Грицкевич. — Санкт-Петербург : С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, 2004.

— 335 с.

41. Грудев Г. Дом мудрости [Электронный ресурс] / Г. Грудев // МАРТ -технологии и маркетинг для музеев. — Электрон. дан. — Москва, 2014. — Режим доступа: http://martmuseum.ru/mart_articles/dom-mudrosti/.— Загл.с экрана.

42. Грусман В.М. Музей в системе формирования национально-государственной идеи: автореф. дис. . доктора пед. наук : 13.00.05. / Грусман Владимир Моисеевич; СПБГУКИ. — Санкт-Петербург, 2007.— 36 с.

43. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования / Б.А. Грушин. — Москва : Политиздат, 1987. — 327 с.

44. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры / А.Я. Гуревич. — Москва : Искусство, 1981. — 359 с.

45. Дильтей В. Типы мировоззрений и обнаружение их и метафизических системах / В. Дильтей // Культурология. XX век. Антология — Москва : Юрист, 1995. — С. 213—255.

46. Дэкман Л. Невидимая эстетика. Интервью с Франком Оппенгеймером // Л. Дэкман // Museum. —1986. —№ 150. — C. 60—63.

47. Екатеринбургское трамвайно-троллейбусное управление [Электронный ресурс] / ЕМУП. «Трамвайно-троллейбусное управление». — Электрон. дан. — Екатеринбург, 2013. — Режим доступа: http://www.ettu.ru/about/museum//. HTM -Загл. с экрана.

48. Зайцев В.П. Первые всемирные промышленные выставки в Лондоне [Электронный ресурс] / В. П. Зайцев // Новая и новейшая история. — Электрон. дан. — Москва, 2001. — №4. — Режим доступа:

http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/HISTORY/CRYSTAL.HTM - Загл. с экрана.

49. За советский технико-экономический музей/ Под. ред. Я.М. Юровского. — Москва : Госиздат, 1930. — 127 с.

50. Земко А. Знакомьтесь: зарубежные музеи науки и научно-познавательные центры / А. Земко // Музей. — 2007. — № 4. — С. 63—70.

51. Зыков А. В. Музееведческие взгляды Н.Ф. Федорова и современное музееведение: автореф. дис. Канд.культуролог. наук: 24.00.03/ Зыков Андрей Викторович; Кемер. гос. акад. культуры и искусств. — Кемерово, 2004. — 23 с.

52. История музея городского электрического транспорта [Электронный ресурс] / СПб ГУП «Горэлектротранс». — Электрон. дан. — Санкт-Петербург, 2015. — Режим доступа: http://getmuseum.ru/istoriya_muzeya.- Загл. с экрана.

53. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. Т. 1: Античность. Средние века. Возрождение / под ред. М. Ф. Овсянникова. — Москва : Изд-во Академии художеств, 1962. — 684 с.

54. Калугина. Т.П. Художественный музей как феномен культуры / Т.П. Калугина.

— Санкт-Петербург: Петрополис, 2001. — 224 с.

55. Кант И. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 5: Критика способности суждения / И. Кант. — Москва : Искусство, 1994. — 365 с.

56. Капп Э. Антропологический критерий. Органическая проекция / Э. Капп. // Роль орудия в развитии человека. — Ленинград, 1925. — С. 21—41.

57. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. — Москва : Эксмо, 2005. — 832 с.

58. Карганов В. О старом троллейбусе молвите слово / В. Карганов // За рулем. —1999. — №6. — С. 74—75.

59. Константинова Е.Г. Популяризация науки на современном российском экране: кризис направления и пути преодоления [Электронный ресурс] / Е.Г. Константинова // Медиаскоп. — Электрон. дан. — Москва : МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003 —2017. — Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/290 .

— Загл. с экрана.

60. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 -2020 годы. Утв. Распоряжением правительства Российской федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — Москва, 2014. — Режим доступа:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677/.— Загл. с экрана.

61. Корепанова С. А. Промышленные выставки России XIX века: К 120-летию Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки 1887 г. / С. А. Корепанова.

— Екатеринбург : Квадрат, 2007.— 319 с.

62. Куклинова И.А. Парижский Консерваторий / И.А. Куклинова // Мир музея. — 2007. — N 4. — С . 44—47.

63. Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии / П. Г. Куликовский. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Физматгиз, 1961. — 494 с.

64. Курносов С.Ю. Морские музеи: история, современность и перспективы / С. В. Курносов. — Санкт-Петербург : ЦВММ, 2002. — С.24—28.

65.Кухлинг Х. Справочник по физике/ Х. Кухлинг; [пер. с нем. под. ред. Е.М. Лейкина]. — Москва : МИР, 1983. —520 с.

66. Костин, А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества / А.В. Костина. — Москва : КомКнига, 2006. — 320 с.

67. Лебон Г. Психология народов и масс / Г. Лебон — Москва : Академичесий проект, 2015. — 239 с.

68. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении./ Л. Леви-Брюль. — Москва : Педагогика-пресс, 1994. — 602 с.

69. Леонардо да Винчи Избранные произведения: в 2 т. Т.1 / Леонардо да Винчи; [ред. А.К. Дживелегова и А.М. Эфроса пер. и ст. А.А. Губера[и др.]. — Москва : Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2010. — 444 с.

70. Маклюэн Г. М. Галактика Гутенберга: становление человека печатающего /М. Маклюэн. — Москва : Академический проект, 2015. — 443 с.

71. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэн.

— Москва : Гиперборея; Кучково поле, 2007. — 462 с.

72. Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы /А. Марков. — Москва : АСТ: CORPUS, 2014. — 656 с.

73. Марчукова С. М. Естественнонаучные представления в Средневековой Европе: учебное пособие / С. М. Марчукова. — Санкт-Петербург : Европейский дом, 1999. — 192 с.

74. Мастеница Е.Н. Музей в условиях глобализации / Е. Н. Мастеница // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — Вып.4 (25). — 2015. — декабрь. — С. 118—122.

75. Мацкевич М. Проект «Урок в музее», или оптимизация «добычи знаний» / М. Мацкевич // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. Вып.2. — Москва : Творческая группа музейные решения , 2015. — C. 118—131.

76. Международная стандартная классификация образования [Электронный ресурс] / Институт статистики ЮНЕСКО. — Электрон. дан. — [ Б. м.], 2013. — Режим доступа: http://www.uis.unesco.org/Education/Documents/isced-2011-ru.pdf.

— Загл. с экрана.

77. Мишкевич Г.И. Доктор занимательных наук: Жизнь и творчество Я.И. Перельмана / Г.И. Мишкевич. — Москва : Знание, 1986. — 190 с.

78. Московский музей прикладных знаний. Материалы, касающиеся устройства музея, речи, произнесенные при его открытии 30 ноября 1872 года, отчет высочайше утвержденного Комитета музея за первый год его существования по 30 ноября 1873 года / под редакцией секретаря комитета H. К. Зенгера.— Москва, 1874. — 181 с.

79. Музееведческая мысль в России XVIII-XX веков: сборник документов и материалов / сост. Э.А. Шулепова. — Москва : Этерна, 2010. — 957 с.

80. Музей железнодорожной техники / составитель Е.А. Мельникова. — Санкт-Петербург, 2014. — 9 с.

81 . Музей в современном мире: Традиционализм и новаторство / Труды ГИМ. -Москва, 1999. — Вып. 104. — 240 с.

82. Мухин А. С. Архитектура французского замка: рецепции представлений о пространстве в художественной культуре Ренессанса /А. С. Мухин // Научные труды (институт им. И. Е. Репина): выпуск 19. — Санкт-Петербург : СПбГАИЖСА им. И. Е. Репина, 2011. — С. 78—86.

83. Натали Ж-П., Ландри, Ж. Город науки и техники Ла Виллет / Ж-П. Натали, Ж. Ландри // Museum. — 1986. —№ 208. — C. 64—72.

84. Наука в условиях глобализации: сб. статей / под. ред. А. Г. Аллахвердяна, Н. Н. Семеновой, А. В. Юревича. — Москва : Логос, 2009. — 520 с.

85. Неформальное образование: материалы 55-й недели (25/09-01/10/06) 60-летия ЮНЕСКО [Электронный ресурс] // Бюро информации общественности. — Электрон. дан. — Париж, 2006. — Режим доступа: http://www.unesco.org/bpi/pdf/memobpi55_NFE_ru.pdf. — Загл. с экрана.

86. Никитин Ю. А., Промышленные выставки России XIX начала XX века / Ю.А. Никитин. — Череповец : Полиграфист, 2004. — 269 с.

87. Николаева Е.В. Постнеклассическая картина мира в экранной реальности цифровой эпохи/ Е. В. Николаева // Обсерватория культуры. — 2015. — №5. — С. 4—12.

88.Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Сочинения в 2 т. Т.1 // Ницше Ф.— Москва : Мысль, 1990 — 829 с.

89. Ньютон И. Оптика или Трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света / И. Ньютон — Москва : Гостехиздат, 1954. — 368 с.

90.0бщественный транспорта Нижнего Новгорода [Электронный ресурс] / Транспорт Нижнего Новгорода и области. — Электрон. дан. — Нижний Новгород, 2016. — Режим доступа: http://transp.nnov.ru/sights/museum. — Загл. с экрана.

91.Озерова Д. Е. Музеи науки и техники: от образовательного центра до "научного аттракциона" /Д.Е. Озерова, Н.А. Личак. — Ярославль : Изд-во ЯГТУ, 2011. — 76 с.

92. Ольшанский Д. В. Психология масс /Д.В. Ольшанский. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 363 с.

93. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс; Дегуманизация искусства; Бесхребетная Испания / Х. Ортега-и-Гассет — Москва : АСТ Москва, 2008. — 348 с.

94. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина. — Санкт-Петербург : Питер,2010. — 288 с.

95. Педагогика Джона Дьюи : учебное пособие / авт.-сост. Г. Б. Корнетов; [М-во образования Московской обл., Акад. социального упр., Каф. Педагогики]. — Москва : АСОУ, 2010. — 234 с.

96. Петелин В.Г. Первая выставка мануфактурных изделий России: [Петербург, 1829] / В. Г. Петелин // Вопросы истории. — 1981 . — №3 . — С. 178—181.

97. Переславский железнодорожный музей [Электронный ресурс] / Кукушка. РУ. — Переславль-Залесский: НП «Переславский железнодорожный музей»,2010. — Режим доступа: http://www.kukushka.ru/.— Загл. с экрана.

98. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка /Ж . Пиаже — Москва : Педагогика-пресс, 1994. — 526 с.

99. Планк М. Единство физической картины мира / М. Планк.— Москва : Наука, 1966. —285 с.

100. Позднякова Н.А. Место науки в системе мировоззрения / Н. А. Позднякова // Культура древнего Рима; [отв.ред. Е.С.Голубцова] . — Москва, 1985. — С. 249— 250.

101 . Постовалова В. И. Картина мира в жизнедеятельности человека / В.И. Постовалова // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира — Москва: Наука, 1988. — С. 8—69.

102. ПостНаука. Academy. Образование нового типа [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — [Москва, 2016]. — Режим доступа: http://postnauka.ru/. - Загл.с экрана.

103. Пригожин И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. — Москва: Прогресс, 1986. — 430 с.

104. Пшеничный И. П. Петровская судостроительная система и модель камера / И. П. Пшеничный. — Санкт-Петербург: Высшее военно-морское училище,1997. — 78 c.

105. Рахматуллин Р. Ю., Хамзина Д. З. Соотношение понятий «мировоззрение», «картина мира», «онтология» / Р.Ю. Рахматуллин, Д.З. Хамзина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов : Грамота, 2013. — № 1 (27) — Ч. II. — C. 156—159.

106. Россия делает сама — открытая экспозиция [Электронный ресурс] / Политехнический музей. — Электрон. дан. — Москва, [2015]. — Режим доступа: https://polymus.ru/ru/museum/exhibition_halls/rds. — Загл.с экрана.

107. Саган К. Мир, полный демонов: Наука — как свеча во тьме / К. Саган.— Москва : Альпина нон-фикшн, 2014.— 537 с.

108. Самех Саид М. Музеи науки: учебные центры, необходимые развивающимся странам / М. Самех Саид // Museum. — 2001. — № 208. — C. 31— 36.

109. Сальникова Е. В. Феномен визуальности / Е. В. Сальникова // Обсерватория культуры. —2012. — № 1. — С. 43—54.

110. Сапанжа О. С. Методология теоретического музееведения / О. С. Сапанжа. — Санкт-Петербург : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 115 с.

111. Семенов Н. М. Музеи городского транспорта (новейший зарубежный опыт) [Электронный ресурс] / Н. М. Семенов // Вопросы истории, естествознания и техники. — Электрон. дан. — [Москва], 2000. — №4. — Режим доступа: http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/VIET/TRANSMUS.HTM. - Загл. с экрана.

112. Сергеев C. Ф. Постклассическая методология в теории обучающих сред / С.Ф. Сергеев // Народное образование. — 2011. — № 8. — С. 193—200.

113. Социальные функции музея: споры о будущем: (материалы дискуссии в отделе музееведения НИИ культуры) // Музееведение. На пути к музею XXI века : сб. науч. тр. / НИИ культуры — Москва, 1989. — С. 186—204.

114. Социологический словарь: Пер. с англ. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер ; ред. С.А. Ерофеев. — Москва : Экономика, 2000. — 428 с.

115. Стенограмма мастер-класса «Наука в СМИ сегодня. Опыт российской и британской журналистики» [Электронный ресурс]. / ЦСР «Северо-Запад». — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Центр научных телекоммуникаций СПбНЦ РАН, [2015]. — Режим доступа: http://www.csr-nw.ru/content/data/article/file/st45_585.pdf.- Загл. с экрана.

116. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / В.С. Степин, Л.Ф. Кузнецова — Москва : ИФРАН, 1994. — 272 с.

117. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В. С. Степин. — Москва : Гардарики, 2006. — 384 с.

118. Столяров Б.А. Теория и практика образовательной деятельности художественного музея: автореф. дис. доктора пед. наук: 13.00.01 / Столяров Борис Андреевич; РГПУ им. А.И. Герцена. — Санкт-Петербург, 1999. — 43 с.

119. Странский З. Понимание музееведения / З. Странский // Музееведение. Музеи мира. Сб. научных трудов НИИ культуры. — Москва, 1991. — С. 8—26.

120. Строганова Т.А. Работа мозга: стенограмма выступления на передаче «Наука 2.0» от 25.07.2011. [Электронный ресурс] / Полит. РУ. — Электрон. дан. — Москва, [2013]. —Режим досупа : http://polit.ru/article/2011/07/26/stroganova/.-Загл. с экрана.

121. Тард Г. Царство толпы / Г. Тард. — Киев: УкрНИИНТИ, 1991. — 232 с.

122. Теории и практики [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Москва, 2009—2017. — Режим доступа: http://theoryandpractice.ru/.— Загл. с экрана.

123. Томилов Н.А. Социальная роль музеев: современное состояние (по материалам Омской области) / Н. А. Томилов // Культурологические исследования в Сибири. — 2014. — №2. — С. 11—119.

124.Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. — Москва : АСТ, 2010. — 795 с.

125. Уайт Л. Наука о культуре / Л. Уайт. — Москва : РОССПЭН, 2004. — 960 с.

126.Уотсон Д. Бихевиоризм / Д. Уотсон // Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х годов - середина 30-х годов ХХ в.) — Москва: Издательство Московского университета,1980. — С. 34—44.

127.Усманова У. Умберто Эко: Парадоксы интерпретации / У. Усманова — Минск.: Пропилей, 2000. — 280 с.

128. Учебное оборудование по физике в средней школе: Пособие для учителей / под ред. А.А. Покровского. — Москва : Просвещение, 1973. — 480 с.

129.Фадеев С. Словарь сокращений современного русского языка / С. Фадеев. — Санкт-Петербург : Политехника, 1997. — 527 с.

130. Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение / Н.Ф. Федоров // Федоров Н.Ф. Собр. Соч.: в 4 т.Т.2. — Москва, 1995. — 640 с.

131. Фейерабенд П. Наука в свободном обществе / П. Фейерабенд. — Москва : АСТ МОСКВА, 2010. — 378 с.

132. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я»/ З. Фрейд // Психология толпы: социальные и политические механизмы воздействия на массы. — Москва : Эксмо, 2003. — 800 с.

133. Фромм Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. — Москва : АСТ: Астрель, 2010. — 314 с.

134. Хадсон К. Влиятельные музеи / К. Хадсон — Новосибирск : Сиб. Хронограф, 2001. —196 с.

135. Хайдеггер М. Время картины мира / М. Хайдеггер // Новая технократическая волна на Западе. — Москва, 1986. — С. 93—118.

136. Хайдеггер М. Вопрос о технике // М. Хайдеггер // Новая технократическая волна на Западе. — Москва, 1986. — С.45— 67.

137. Холтон Д. Что такое «антинаука»? /Д. Холтон // Вопросы философии. — 1992. —№ 2. — С. 26—58.

138. Чанышев А. Н. Начало философии / А.Н. Чанышев. — Москва : Изд-во. Моск. ун.-та., 1982. — С. 38—43.

139. Шагиахметов М. Р. Основы системного мировоззрения: системно-онтологическое обоснование / М. Р. Шагиахметов. — Москва : Товарищество научных изданий КМК, 2009. — 263 с.

140. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения: В 2 т. Т.1 / Ф. В. Й. Шеллинг. — Москва : Мысль,1987 — 637с.

141. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / Г. Шиллер. — Москва : Издательство «Мысль», 1980. — 325 с.

142. Шляхтина Л. М. Рекреационно-образовательная миссия современного музея: Образование или развлечение? /Л. М. Шляхтина // Вопросы музеологии. — 2013. — № 2 (8). — С. 206—212.

143. Эйнштейн А. Собрание научных трудов: в 4 т. Т.4. Статьи, рецензии, письма. Эволюция физики / А. Эйнштейн. — Москва: Наука, 1967 — C. 39—41.

144. Юнгер Ф.Г. Совершенство техники / Ф. Г. Юнгер. — Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2002. —558 с.

145. Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре / Т. Ю. Юренева. — Москва : Рус. слово, 2003. — 531 с.

146. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс — Москва : Политиздат,1991. —527 с.

147. About the museum [Электронный ресурс] / Museum of sience and industry. — Электрон. дан. — ^icago, 2017. — Режим доступа:

http://www.msichicago.org/about-the-museum/museum-overview/. — Загл. с экрана.

148. Adelman L., Dierking L. D., Adams М. Phase II: Summative Evaluation Final Report, Years 3 & 4, Girls at the Center, The Franklin Institute Science Museum & Girl Scouts of the U.S.A.: technical report. Annapolis, Md.: Institute for Learning Innovation, 2000.

149. Allen S., Gutwill J. Designing with multiple interactives: Five common pitfalls /S. Allen, J. Gutwill // Curator. — 2004. — 47(2). — Р. 199—212.

150. Auerbach J.A. The Great Exhibition of 1851: A Nation on Display /J.A. Auerbach. — New Haven, 1999. — P. 9—31.

151. Baudrillard J. The Gulf War Did Not Take Place / J. Baudrillard. — Bloomington: Indiana University Press, 1995. — 87 р.

152. Bloom P., Skolnick Weisberg D. Childhood Origins of Adult Resistance to Science / P. Bloom, D. Skolnick Weisberg. // Science. — 2007. — V. 316. — P. 996 — 997.

153. Boyle A., Cliff H. Curating the Collider: Using Place to Engage Museum Visitors with Particle Physics [Электронный ресурс] /A. Boyle, H. Cliff. — Электрон. дан. —

London, 2014. — Режим доступа: http://journal.sciencemuseum.ac.uk/browse/issue-02/curating-the-collider/. — Загл. с экрана.

154. Bryant J. Museum Period Rooms for the Twenty-First Century: Salvaging Ambition / J. Bryant // Museum Management and Curatorship. 2009. — Vol. 24. — Issue 1. — P.73—84.

155. Building Bridges through Science: Not just a Feat of Engineering. Jewish-Arab After-School Science Club Bloomfield Science Museum Jerusalem. Report on 2010 -11 School Year [Электронный ресурс] / Jerusalem foundation . — Электрон. дан. — Jerusalem, 2011. — Режим доступа:

http://www.jerusalemfoundation.org/media/29510/Jewish-Arab-Science-Club-at-Bloomfield-Science-Report-2011.pdf. — Загл. с экрана.

156. Coffee K. Museums and the Agency of Ideology: Three Recent Examples / K. Coffee // Curator: The Museum Journal. — Vol. 49. — October, 2006. — Р.436— 448

157. Danilov V.J. America's science museums / V. J. Danilov — New York : Greenwood Press, 1990. — 483 р.

158. Davidson B., Heald C.L., Hein G.E. Increased exhibit accessibility through multisensory interaction / B. Davidson, C.L. Heald, G.E. Hein // The educational role of the museum; edited by Eilean Hooper-Greenhill. — London ; New York : Routledge, 1999. — P. 223—238.

159. Falk J., Dierking L. Lessons Without Limit: How free choice learning is Transforming Education / J. Falk, L. Dierking. — Walnut Creek, CA: AltaMira Press, 2002. — 208 p.

160. Friedberg D., Alderoqui-Pinus D., The Peace Labyrinth: An Interactive Exhibition on Conflict Resolution / D. Friedberg, D. Alderoqui-Pinus // Curator: The Museum Journal, 2012. — Vol. 55. — № 3. — Р. 341— 354.

161. Friedman A.J. The evolution of the science museum [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — [Б. м.], 2013. — Режим доступа:

http://faculty.rmu.edu/~short/research/science-centers/references/Friedman-AJ-2010.pdf. — Загл. с экрана.

162. Füßl W. Gründung und Aufbau : 1903 - 1925 // W. Füßl / Geschichte des Deutschen Museums. — München, 2003 — S. 59—101.

163. Hoda S. E. Science Education: on the agenda of the Library of Alexandria / S.E. Hoda // Museum. — 2005. — № 225 — 226. — P.92— 99.

164. Gore M.M., Stocklmayer M.S. Interactive science centres in Australia [Электронный ресурс] / Gore М.М., Stocklmayer M.S. // Understanding Museums: Australian Museums and Museology. — Электрон. дан. — [Canberra, 2011]. — Режим доступа: http://www.nma.gov.au/research/understanding-museums/MGore_SStocklmayer_2011.html. - Загл. с экрана.

165. Gouyon J.-B. Making science at home: visual displays of space science and nuclear physics at the Science Museum and on television in postwar Britain / J.-B. Gouyon. // History and Technology: An International Journal. — 2014. — Vol.30. — Р. 37—60.

166. Kennedy M. Science Museum Recreates James Watt's Workshop [Электронный ресурс] / The Guardian. — Электрон. дан. — London, 2011. — Режим доступа: http://www.theguardian.com/culture/2011/mar/23/science-museum-james-watt. - Загл. с экрана.

167. Knipfer К. Demonstration of a Discussion Terminal for Knowledge Acquisition and Opinion Formation in Science Museums / K. Knipfer. // Proceedings of the 7th Computer Supported Collaborative Learning Conference. — New Brunswick. NJ: International Society of the Learning Sciences, 2007. — Р. 376— 378.

168. Lasswell H.D. World Politics and Personal Insecurity / H.D. Lasswell — N.Y : Free Press, 1965. — 238 p.

169. Lippmann W. Public Opinion / W. Lippmann . — N.Y. : Macmillan, 1922. — 427 р.

170. McLean K. Planning for People in Museum Exhibitions / К. McLean. — Washington, DC: Association of Science-Technology Centers, 1993. — 196 р.

171. Miller O.v. Technische Museen als Stätten der. Volksbelehrung / O. v. Miller. -Berlin : VDI-Verlag, 1929. — 27 р.

172. Oppenheimer F. A Rationale For a Science Museum / F. Oppenheimer // Curator: The Museum Journal . — September, 1968. —Vol. 1. — P. 206—209.

173. Piaget J. Construction of Reality in the Child / J. Piaget. — New York : Basic Books, 1954.- 386 р.

174. Rader K.A., Cain V.E.M. Life on Display: Revolutionizing U.S. Museums of Science & Natural History in the Twentieth Century /K. A. Rader, V. E. M. Cain. — Chicago : University of Chicago Press, 2014. — 456 р.

175. Simone N. The participatory museum / N. Simone. — California : Museum 2.0, 2010. — 388 р.

176. Science, Technology, Engineering and Math: Education for Global Leadership [Электронный ресурс] / Home U.S. Department of Education. — Электрон. дан. — Washington, D.C, [2011]. — Режим доступа: http://www.ed.gov/stem. — Загл. с экрана.

177. Statutory guidance. National curriculum in England: science programmes of study, Department of Education, 2013 [Электронный ресурс] / UK government. — Электрон. дан. — [London, 2013]. — Режим доступа:

https://www.gov.uk/government/publications/national-curriculum-in-england-sci-ence-programmes-of-study. — Загл. с экрана.

178. TekGame [Электронный ресурс] / Tekniikanmuseo. — Электрон. дан. — Helsinki, 2011. — Режим доступа:

http://www.http://tekgame.tekniikanmuseo.fi/site/.— Загл. с экрана.

179. The Alexander Fleming Laboratory Museum [Электронный ресурс] / London museums of health and medicine — Электрон. дан. — London, [2013]. —Режим доступа: http: //www. medicalmuseums. org/Alexander-Fleming-Laboratory-Museum . — Загл. с экрана.

180. The Museum of Science and Technology in Islam [Электронный ресурс] / KAUST. — Электрон. дан. — [Saudi Arabia, 2013]. — Режим доступа: http://museum.kaust.edu.sa/.— Загл. с экрана.

181. U-505 Submarine [Электронный ресурс] / Museum of sience and industry. — Электрон. дан. — Chicago, 2017. — Режим доступа:

http://www.msichicago.org/about-the-museum/museum-overview/.— Загл. с экрана.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.