Технические средства обучения в системе комплексного воспитания музыканта (к постановке проблемы) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Дьяченко, Николай Григорьевич
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 199
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Дьяченко, Николай Григорьевич
Введение 4 I.
Глава первая. Имеющийся опыт использования ТСО и оценка результатов
1.1. Из истории внедрения средств техники в музыкальную педагогику
1.2. Устройство и оборудование специализированных аудиторий, в которых проводилось экспериментальное обучение
1.3. Описание экспериментов:
- Планируемая самоподготовка
- Долговременное исследование показателей успеваемости
- Экспериментальный замер "Ощущение темпа"
- Экспериментальные срезы "Дубль"
- Эксперимент "Синхронная работа"
- "Слышу - вижу - воспроизвожу"
- Эксперимент "ДОЛ"
- Статистика показателей успеваемости параллельных групп
- Описание экспериментального урока по сольфеджио в консерватории
1.4. Статистика временных затрат
1.5. Выводы
П. Глава вторая. Место и функции ТСО в обучающей системе
ДЩ - училище - консерватория" 76 ПЛ. Новые средства обучения и их место в музыкальной 76 педагогике 76 П.2. Условия существования и функция ТСО в музыкальном образовании
П.З. Техническая оснащенность АОС
П.4. Выводы
Ш. Глава третья. Методологические и методические принципы разработки и использования обучающих, обучающе-контролирующих и контролирующих программ 108 Ш.1. Психологические критерии отбора и кодирования учебной информации
Ш.2. Содержание и структура программ цд Ш.З. Виды программированных обучающих комплексов и специфика их применения по звеньям обучения
Ш.4. Некоторые методические рекомендации
Ш.5. Выводы
IV. Выводы и заключение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Структура и содержание музыкальной информатики в системе профессионального музыкального образования2003 год, кандидат педагогических наук Терентьев, Юрий Юрьевич
Системно-синергетический принцип в обучении музыке2009 год, доктор педагогических наук Аванесов, Юрий Мелкумович
Музыкально-компьютерные технологии как средство профессиональной подготовки студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья2013 год, кандидат педагогических наук Филатов, Сергей Анатольевич
Инновационные технологии в музыкальном обучении: тестирование слуховых навыков2006 год, кандидат искусствоведения Дядченко, Мария Сергеевна
Джазовое искусство как средство развития творческой деятельности студентов музыкальных факультетов педагогических вузов2005 год, кандидат педагогических наук Курильченко, Елена Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Технические средства обучения в системе комплексного воспитания музыканта (к постановке проблемы)»
а/ раскрыть роль в комплексном воспитании музыканта средств техники в новых информационно-коммуникативных условиях существования материализованного музыкального искусства; б/ обосновать идею единого программированного подхода к применению ТСО в единой обучающей системе - "Детская музыкальная школа-училище-консерватория"; в/ разработать методическую платформу автоматизированной обучающей системы /АОС/ в музыкальной педагогике; г/ сформулировать требования к аудиовизуальным дидактическим материалам и их применению в трех звеньях музыкального образова -ния.
Предметом исследования явился учебный процесс в целом, индивидуально-групповые занятия по дисциплинам специального и музыкально-теоретического циклов, а также самостоятельная работа обучаемых.
Методы исследования основывались на экспериментальной проверке и подтверждении теоретических положений, на экспериментальном обучении, накоплении статистического материала, обработке и анализе данных эксперимента, контрольных срезах, замерах, сопоставлениях, опытах.
Научная новизна работы состоит в следующем.
Во-первых, впервые предпринята попытка комплексного системного программно-целевого подхода к методике воспитания музыканта.х
Во-вторых, осуществлена интерпретация основных теоретических положений информологии и кибернетики на уровне специфики музыкального учебного процесса.
В-третьих, по новому трактуется идея программирования деятельности обучаемого и обучающего и на основе этого нового подхода формируются принципы структурно-логических связей многих их сос -тавляющих, технология их концентрического взаимодействия.
В-четвертых, впервые в рамках единой трехуровневой системы "ДШИ-училище-консерватория" поставлена проблема необходимости решения вопросов таксономизации умений, навыков и способностей музыканта-профессионала и алгоритмизации их формирова -ния.
У В-пятых, в работе даны теоретическое обоснование и методическая платформа функционирования автоматизированной обучающей системы - АОС - в музыкальной педагогике. х По академику Н.Шедоренко существо программно-целевого метода состоит в создании комплексных программ, предусматривающих взаимоувязанные крупные меры для достижения одной или нескольких целей.
Кроме того, научная.новизна диссертационной работы состоит в нетрадиционном подходе к решению /или освещению/ таких вопросов как индивидуализация, профилизация обучения, урок и самоподготовка обучаемого, механизмы управления познавательной деятельностью, контроль знаний, умений и навыков, слуховой подход, обратная связь, характеристики комфортности аудиовизуальных материалов и ряду других.
Научная нивизна работы обусловила и ее практическую ценность. Современная педагогическая практика характеризуется повсеместным внедрением в учебный процесс средств техники. Тратятся усилия,расходуются материальные средства, а результаты зачастую минималь -ные, а иногда и вовсе отрицательные. Причина тому - отсутствие в музыкальной педагогике научно-исследовательских разработок различных аспектов применения технических средств обучения.
Экспериментальная работа велась на базе детских музыкальных школ гг.Северодонецка, Луцка, Винницы, Коростышева, Харькова, Киева, музыкальных училищ Северодонецка и Ворошиловграда, а также в Киевской государственной консерватории. Результаты экспериментального обучения широко сопоставлялись с результатами аналогичных музыкальных учебных заведений Украины, ведущих обучение по традиционной методике.
Диссертация состоит из Введения, трех глав, заключения, списка литературы и Приложения. Глава первая посвящена описанию имеющегося опыта использования различных средств техники в музыкальной педагогике и оценке результатов. Вторая глава состоит из трех основных разделов. В первом разделе речь идет о месте технических средств обучения в системе "ДЩ-училище-консерватория". Во втором разделе анализируются условия существования и функция средств техники. В третьем разделе исследуются принципы взаимодействия че
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Педагогическое наследие крупнейших российских пианистов и его роль в современном музыкальном образовании2001 год, доктор педагогических наук Федорович, Елена Наримановна
Проблемы формирования и подготовки студентов к компьютерной грамотности: На примере Вузов Республики Таджикистан2004 год, кандидат педагогических наук Олимов, Ильес Ибодуллаевич
Профессиональная подготовка специалистов в системе классического музыкального образования2008 год, доктор педагогических наук Сизова, Елена Равильевна
Особенности использования технических средств в обучении и игре на духовых инструментах2002 год, кандидат искусствоведения Бучнев, Александр Алексеевич
Музыкально-творческое развитие учащихся в детских учебных заведениях на основе ассоциативных связей различных видов искусства2009 год, кандидат педагогических наук Белова, Наталия Александровна
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Дьяченко, Николай Григорьевич
Ш.5. ВЫВОДЫ
Мощность учебного сообщения, определяемая некоторой оптимой соответствия видов учебно-информационного потока формам его предъявления, тем выше, чем выше адаптивность микро- и макрошагов обучающей программы, ее соответствие детерминации операциональных составов исполнительской /профессиональной/ деятельности будущих музыкантов, ее приложимость к новым ситуациям, ее способность к формированию у обучаемых тенденции быстродействия.
В любую обучающую программу должен быть заложен двойной алгоритм: алгоритм познавательной деятельности обучаемого и алгоритм управления этой деятельностью. Первый является регулятором принципа поэтапности процесса познания; второй - регулятором согласования уровня сигнала и скорости его передачи с входом приемника /обучаемого/. Помимо этой основной дидактической функции двойной алгоритм выполняет скрытую и не менее важную психолого-физиологическую функцию упорядочивания в системе памяти процессов приема, хранения и извлечения информации.
Конструктивной основой для любой обучающей программы должен стать принцип максимального ее структурирования. Наличие ячеек, звеньев, микроблоков в программе сообщает ей высокую коммуникабельность в отношении изменения алгоритмов, мощности информации, адаптивности программы, выявления оптимы избыточности каждого шага, обеспечения промежуточной индикации /обратной связи/ от каж -дой микроструктуры, построения четкого механизма самоконтроля и т.п.
Методической основой разработки обучающих программ является принцип интеграции совокупности признаков, сгруппированных по нескольким параметрам /функциональная принадлежность, тип структуры, дидактические задачи, виды технических средств/. Принцип интеграции проецируется как на макроструктуру в целом, так и на ее составляющие .
Содержательной основой обучающих программ является специально отобранная совокупность понятий, законов, методов и действий, реализующая на междисциплинарном уровне единую логику обучения и воспитания музыканта-профессионала. Базисом такой совокупности является система структурно-логических схем учебных дисциплин, отражающая взаимную согласованность учебных программ, координацию учебных предметов, специфическую конструкцию содержания обучения.
Комплекс обучающих программ выполняет роль интегрирующего начала. Он вбирает в себя основные элементы педагогических задач, рассредоточенных по всем учебным курсам.
Учитывая специфическую особенность музыкальной педагогики, основанную на приоритете слухового подхода в обучении, особую значимость в обучающих программах должен приобрести аудиокомпонент. Преимущественной тенденцией музыкально-педагогической стратегии должна стать тенденция постоянного отнесения любых видов практической деятельности обучаемых к эталонным звучаниям.
Важнейшим моментом в процессе подготовки учебного сообщения является момент перевода материала на уровень способа видения мира обучаемым. Предлагаем различать пять уровней способа видения мира: уровень младшего школьного возраста, уровень среднего школьного возраста, уровень старшего школьного возраста, уровень раннего юношества, уровень студенчества.
Каждая подсистема , "2;т/ специфична, следовательно, все элементы, их наборы, цепочки приобретают специфическую особенность в каждой подсистеме.
Основополагающим критерием эффективности системы является обратная связь. Первостепенное значение она приобретает в "2.1 и должна функционировать по закону обратной пропорциональности возра -стной шкале: чем меньше возраст ученика, тем больший объем обратной информации должен поступать от него, тем оперативнее должна быть обратная связь.
1У. вывода И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Век научно-технической революции и рожденный ею необычайный информационный взрыв с неизбежностью порождают во всех сферах общественной жизни тенденцию ускорения, быстродействия. В педагогическом аспекте эта тенденция диктует необходимость создания универсальной обучающей системы, критерием которой являлась бы высокая адаптивность ее методов к постоянно изменяющимся условиям.
Решение этой проблемы лежит на путях реализации в педагогике совокупности идей системности, комплексности, программирования, кибернетизации•
Системность и комплексность позволяют выявить и учесть единую логику развития музыканта, начиная с первых шагов в ДШП и кончая выпуском в консерватории. Программирование дает возможность алго-ритмизовать процесс становления музыканта, что имеет особо важное значение в силу исключительной зависимости развития музыканта от строгой последовательности приобретения им профессиональных умений и навыков. Наконец, кибернетизация позволяет осуществить замену обучающей системы "человек-человек", другой более прогресси- . вной и эффективной системой "человек-машина-человек".
Методологической платформой построения такой системы должны стать положения и выводы теории информации /единые принципы дея -тельности и функционирования всех звеньев системы на основе взаимодействия, кругового воздействия и отражения, обратной связи,адаптивности и самоорганизации/. В качестве реальной базы,на которой может выстраиваться новая методика воспитания музыканта, нами предлагается автоматизированная обучающая система.
В основе функционирования АОС должен лежать принцип приоритета звуко-слухового подхода над зрительным, вытекающий из специфики музыкально-педагогического процесса как процесса сообщения адресату системы знаков и сигналов, закодированных в знаки и сигналы, не связанные с вербализацией.
Автоматизированная обучающая система - человеко-машинная система, в которой средства техники, являясь функционально обуслов -ленной совокупностью, выступают как орудия и знаки, усиливающие и интенсифицирующие функции формирования и развития, возложенные на главное действующее лицо системы - человека.
АОС - единый многоуровневый организм, включающий в себя все звенья музыкального образования. Построение учебно-педагогической деятельности в АОС основано на разветвленном программированном подходе. Составляющие программы рассредоточены по всем видам деятельности обучаемого и выстроены в единый комплекс на основе единой логики формирования и развития музыканта.
Все теоретические положения, выдвинутые в данной работе, равно как и основные элементы АОС, имели широкую экспериментальную проверку во всех звеньях музыкального образования. Получен положительный результат, выражающийся в тецценции ощутимого преимущества новой системы перед сложившейся практикой обучения. Автоматизированная обучающая система позволяет добиться значительной экономии /уплотнения/ времени и резкого увеличения объема звукового общения /крайние пределы соответственно в 13 и 75 раз/. Кроме того, АОС - система с высокой мерой адаптации, она жизнедеятельна в диапазоне, достаточном для решения широкого класса задач музыкаль -ной педагогики.
В заключение кратко остановимся на некоторых, на наш взгляд, важных направлениях перспективы развития ТСО. Создание информационно-поисковых систем /ИПС/. Нас окружает лавина информации - миллионы книг и журналов, сотни тысяч томов научных разработок. Сейчас ежегодный объем публикаций составляет 10 миллиардов печатных страниц. Поиск научных новинок, необходимой информации даже в конкретной узкой области знаний, превратился сегодня в чрезвычайно сложную задачу. Но еще более сложная, почти неразрешимая сегодня задача - попытаться быть в курсе всех новинок в своей отрасли науки. Так, специалисту-музыковеду, желающему бегло просмотреть все опубликованные за один год работы по музыкознанию, даже теоретически, работая с утра до ночи, не хватит 365 дней ! На помощь должны придти ИПС на базе ЭВМ. Компьютер может не просто выполнить целый ряд работ, традиционно относящихся к сфере умственной деятельности, но и сделать это гораздо быстрее человека. Сравнивая традиционные для человека формы записи различной информации /бумажные документы, справочники, таблицы, инструкции, отчеты, книги, журналы, фотографии, киноленты, магнитофонные записи и т.д./ с процессами, происходящими в ЭВМ, мы сразу увидим существенные отличия.
Во-первых, запись информации в ЭВМ происходит гораздо быстрее. Современные машины могут получать и выдавать информацию по различным каналам связи одновременно от десятков и даже сотен объектов со скоростями в несколько миллионов символов в секунду /заметим, что книга среднего формата в 300-400 страниц содержит не более I миллиона символов/.
Во-вторых, поиск и выдача необходимой информации измеряются в ЭВМ долями секуэды, т.е. происходят в сотни и тысячи раз быстрее, чем традиционные поиски в журналах и книгах. В-третьих, современные компьютеры обладают колоссальными объемами памяти. Оператив -ная память обеспечивает практически мгновенный поиск и выдачу необходимой информации. Объем внешней памяти машины позволяет "записать" уже несколько миллиардов знаков, т.е. в памяти одной ЭВМ можно записать содержание многих тысяч книг. Такая колоссальная вместимость запоминающих устройств современных ЭВМ позволяет сегодня создавать на их основе целые "информационные массивы" и "банки данных".
Обобщить и перекодировать для машинной памяти все, что накопило человечество в области теории и практики музыкального искусства - такова магистральная задача на ближайшее обозримое будущее для музыковедов - ученых, исследователей, практиков.
Особое поле деятельности открывается для музыкантов-педагогов. Как ни в одной другой области знания, в музыкальной педагогике меньше всего собран, систематизирован, обобщен коллективный опыт многих поколений преподавателей и воспитателей. Мириады ценных педагогических сведений рассыпаны в тысячах публикаций, чаще всего эти сведения и не доходят до широкого круга преподавателей.Назрела настоятельная необходимость начать детальную разработку в общегосударственном масштабе информационно-поисковой системы музыкального образования. Накопление, классификация и систематизация материала должна осуществляться на многих уровнях: возраст -ном, методическом, аналитико-теоретическом, статистическом, исполнительском, энциклопедическом и др.
Результаты такого коллективного труда будут выполнять не только справочную, информативную функцию, но и обучающую, что особенно важно. "Помогая потребителю пользоваться поисковой системой, машина тем самым обучает его. Можно предсказать, что в будущем машинные информационно-поисковые системы не ограничатся простой выдачей ссылок на документы или их тексты. Некоторые устройства будут также помогать человеку усваивать или читать то, что дает машина на выходе" [4*13, с.77].
В этом плане перспективное развитие могут получить начатые уже сейчас в Ереванской и Киевской консерваториях исследования по возможностям машинного анализа нотного текста.
Внедрение новейшей техники. При решении вопроса о том,какие технические средства обучения должны применяться в музыкальном образовании в ближайшем будущем, нельзя ориентироваться только на серийно выпускаемую нашей промышленностью технику. Хотя и в этом вопросе есть свои оговорки. Музыкальная педагогика должна осваивать многие получившие широкое распространение в образовательной и технической средней и высшей школе установки, приборы, комплексы. Это прежде всего многофункциональные и высокорентабельные обучающие машины, системы замкнутых телевизионных центров, серии носимых аудиовизуальных воспроизводящих аппаратов /кассетные магнитофоны, кассетные видеомагнитофоны, кассетные кинопроекторы и т.п./, всевозможные наборы модернизированной аудиторной техники /пульты, приставки, синхронизаторы, счетчики, табло, экраны и т.д./. Кроме этих средств обучения необходимо ориентировать музыкантов-педагогов на ту технику, которая завтра станет обычной во всех учебных заведениях: трансформирующиеся плакаты, динамические электростеццы, диафонопроекторы, так называемые, "белые доски -графоскопы", голографические диапроекторы, полиэкранное кино, автоматизированные справочные установки и информационные системы и многое другое.
Существует ряд технических идей, связанных с чисто музыкально-педагогическим воплощением. Скажем, звучащий стоп-кадр, надежное и точное реверсирование в профессиональных магнитофонах, совер -шенные интонационные частотомеры и электронные установки с нетемперированным строем, тренажеры типа "Зона и мишень", высококачественные недорогие системы "стереоэлектроклавиатура - головные телефоны - звукозапись и воспроизведение", технически совершенные научно-педагогические игрушки для ДМШ /типа "Звуковые кубики", "Озвученные ноты", "Поющие страницы" и пр./, комплексные наборе аппаратуры для осуществления чрезвычайно перспективной идеи внедрения в музыкальную педагогику деловых игр /особенно в таких учебных дисциплинах как музыкальная педагогика, психология, методика обучения и педагогическая практика/.
В перспективе существует возможность создания электронных установок, мгновенно считывающих, анализирующих и выдающих индикацию о мере адекватности любых параметров музыкальных явлений относительно заданных. Такие установки явятся мощным фактором резкого повышения эффективности самостоятельной работы обучаемых.
Выскажем глубокое убеждение в том, что в перспективе АОС будет переведена на базу современной ЭВМ. Осуществление набора заданий, оказание корректирующей помощи и определение проблематики обучаемых потребует от программы гибкого информационного хранения связанных друг с другом заданий, подсказок, ссылок на обширный информационный массив. А это возможно лишь с помощью ЭВМ. Лишь на этой основе структуры любых учебных дисциплин могут быть рассчитаны на широкий диапазон способностей и навыков при ориентации большинства возможных ответвлений и дополнительных средств на наиболее слабых обучаемых. Сильным учащимся посредством реализации того или иного выбора представляется возможность пропускать ненужные ответвления. Таким образом, АОС и ее комплексы АВДМ, предлагая, но не навязывая помощь, предоставляют каждому возможность определить свой уровень притязаний [4.7J .
Проблемы эргономического плана. Модель АОС в перспективе своего совершенствования предполагает решение целого ряда эргономичес -ких задач, предусматривающих создание оптимальных условий труда обучаемых и обучающих. Поскольку средства техники будут постоянно обновляться и совершенствоваться, необходим процесс постоянного усовершенствования всей системы с точки зрения повышения комй-фортности обучения.
В перспективе педагогической эргономике предстоит изучить и ученика, и педагога в процессе и условиях их деятельности /пере -дающего и воспринимающего/, протекающей в новых формах дидактических взаимоотношений, связанных с изменением способов передачи учебной информации, ее уплотнения и скорости переработки.
Кроме того, музыкантам, психологам, эргономистам предстоит вместе комплексно решать целый ряд специфических вопросов, в частности, таких как создание комфортных условий для внимания; оптимальные параметры и дозирование аудиоряда /видеоряда/; проблема уплотнения информации; оптимальные способы индикации; вопросы миниа -тюризации и ее символика; создание акустического комфорта и др.
Ноше педагогические идеи. Во-первых, в условиях НГР возможно решение одного из главных противоречий современного музыкального образования - его массовость при необходимости его дальнейшей и всемерной индивидуализации с целью раскрытия всех способностей будущего музыканта, обеспечение непрерывного и действенного контроля за ходом его самостоятельной работы. Эти противоречия преодолеваются на базе автоматизированной обучающей системы в масштабах всего государства.
Девиз сегодняшнего дня - непрерывное обучение, дистанционное обучение, обучение на расстоянии. Полная реализация этих идей немыслима без интегрирования усилий многих уровней и систем: технических средств обучения, самотренажеров и самоконтроля, средств массовой информации и коммуникации /телевидения, кино, радио, звукозапись/, мощных информационно-поисковых систем.
Кроме того, современная действительность, социальная среда предъявляют к музыкальной педагогике вполне определенные и законные претензии, прежде всего к ее продукции - выпускникам учебных заведений. Эту мысль впервые высказал первый изобретатель обучающей машины в музыкальном образовании, доцент института им.Гнесиных П.В.Лобанов еще в 1977 году.
Если подойти к оценке знаний не с позиций учебных программ, которые зачастую отстают от действительных требований жизни, а ис -ходя из задач предстоящей трудовой деятельности выпускников музыкальных учебных заведений, то можно обнаружить в их подготовке существенные пробелы - они не разбираются в музыкальном языке многих стран и народов, не подготовлены к работе в новых специфических условиях века НТР. Об этом писал в одной из своих статей Д.Д.Кабалевский: "На современном этапе к триаде, определяющей музыку как живое искусство, композитор-исполнитель-слушатель добавилось новое звено - посредник между музыкой и слушателем: менеджер, редактор, составитель программ, оформитель и т.д." Выступления перед микрофоном, подготовка музыкальных программ на радио и телевидении, выбор репертуара для грампластинок, формирование программ функционально-прикладной музыки - эти и другие новые виды деятельности требуют от выпускников музыкальных учебных заведений не только большой эрудиции, широкого кругозора, но и знания соответствующей аппаратуры, условий передачи и восприятия музыки в звукозаписи, техники записи и монтажа, психолого-эргономических факторов музыкального дизайна и т.п. Включить все пере -численное в учебные планы музыкальных учебных заведений мешает перегрузка обучаемых.
Автоматизированная обучающая система за счет интенсификации учебного процесса, уплотнения времени и свертывания информации делает возможным включение этих новых дисциплин в учебный процесс.
Кроме того, метасистема 2 допускает /как повышение меры не -гэнтропии/ модификацию существующей у нас в стране системы про -фессионального музыкального образования /профилизация, сроки обучения, перемещения учебных дисциплин. Об этом см.Приложение, стр.91-99/.
Реминисцируя мысли, высказанные в начале данной работы по поводу целого ряда проблем в системе "Искусство", мысли, естественным образом оплодотворенные последующим ходом рассуждений, сформулируем их результирующий прогносцирующий вариант.
Новые условия эпохи научно-технической революции с необходимостью должны сознательно и целенаправлен-н о транслироваться на систему "Искусство" как проявление объективного закона действия информационного поля, как требование социального заказа. Главный смысл этого требования - согласование возможностей переработки, хранения и передачи современного музыкально^-информационного потока, его мощности и интенсивности. Другими словами, задача сегодняшнего дня состоит в необходимости резкого повышения пропускной способности каналов пе -реработки, хранения и передачи музыкально-информационного потока, приведение их всех в соответствие с его энергией. Говоря еще проще, -вход должен соответствовать сигналу. Везде - в системе в целом, в музыкознании, в педагогике.
Хорошо известно, что чем сложнее система, чем больше компонентов, ее составляющих, тем вше ее собственный информационный шум. й только посредством специальных механизмов регуляции и контроля, реализуемых с помощью систем обратной связи, преодолевается внутренний шум системы. По нашему глубокому убеждению магистральной задачей метасистемы "Искусство" в целом и системы "Музыкальная педагогика" в частности является минимализация информационных барьеров, фильтров, шумов /внутренних и внешних, количественных и качественных, профилизирутощих и селекционных, фи -зических и семантико-прагматических/. Иными словами, задача вре -мени - существенное повышение негэнтропии системы "Искусство".
Мы уверены, что решение этой задачи лежит на путях реализации новейших достижений НГР в сфере функционирования музыкально-информационного потока, начиная от музыкально-технической игрушки для детского сада и кончая созданием общегосударственной автоматизированной системы управления - АСУ "Искусство".
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Дьяченко, Николай Григорьевич, 1983 год
1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
2. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч., т .18.
3. Ленин В.И. Философские тетради.- Полн.собр.соч., т.29.
4. Официально-документальные материалы
5. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране. 18 июля 1972 г. В кн.: Об идеологической работе КПСС. Сборник документов. Л.: Политиздат, 1977, с.512-521.
6. Постановление ЦК КПСС "О работе о творческой молодежью". 12 октября 1976 г. В кн.: Об идеологической работе КПСС. Л.: Политиздат, 1977, с.598-605.
7. Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976, 256 с.
8. Постановление ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении работы высшейшколы и повышении качества подготовки специалистов." В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М.: Политиздат, IS8I, т.13, с.394-403.
9. Материалы ХШ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, 223 с.
10. IX Московская конференция ИСМЕ /8-14 июля 1970 г./. Материалы. М.: 1970.- 416 с.
11. Всесоюзная научно-теоретическая конференция по проблемам воспитания и обучения педагога-музыканта /Тбилиси, 5-10 апреля 1980 г./: Тез.докл. Тбилиси: 1980. - 236 с.
12. Республиканская научно-методическая конференция "Эффектив -ность новых методов и технических средств обучения" /Одесса, 17-19 сентября 1980 г./: Тез.докл. Одесса: 1980. - 103 с.
13. I научная конференция ученых-педагогов социалистических стран "Проблемы социалистической педагогики"-. М.: Педагогика.- 430 с.
14. Авратинер В.И. Система специального музыкального образования в СССР. М.: МГПИ им.Гнесиных, 1972.- 18 с.
15. Аллон С.М., Максимов Н.И. Музыкальная акустика: Учебник для уч-ся техникумов лесной промышленности. М.: Высш.школа, 1971. - 284 с.
16. Андреев И.Д. Теория как форма организации научного знания. -М.: Наука, 1979. 304 с.
17. Антипов И.Н. Программирование: Учебное пособие по факультативному курсу для уч-ся УШ-IX классов. М.: Просвещение, 1976. - 175 с.
18. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высш.школа, 1976. - 200 с.
19. Асратян Э.А. Иван Петрович Павлов. М.: Наука, 1974.- 456 с.
20. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980. - 528 с.
21. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974. - 144 с.
22. Болтышев Ю.П. Сетевое планирование в школе. М.; Просвещение, 1980. - 80 с.
23. Бочкарев Л.Л. Психологические основы музыкального обучения: Методическая разработка. Киев: НМК МК УССР, 1981 , 33 с.
24. Братко А.А., Кочергин А.Н., Информация и психика. Новосибирск: Наука, 1977, - 200 с.
25. Брунер Дж. Процесс обучения. М.: АПН РСФСР, 1962. - 84 с.
26. Брунер Дж. Психология познания. Л.: Прогресс, 1977.-416с.
27. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование /логико-психологический анализ/. М.: Мысль, 1979. - 232 с.
28. Варга Б., Димель Ю., Лопариц Э. Язык. Музыка. Математика. -М.: Мир, 198I. 247 с.
29. Вартанян И.А. Звук слух - мозг. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1981. - 175 с.
30. Васильков И.А. Научно-популярное кино. М.: Знание,I 1977. - 48 с.
31. Вахромеев В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. 3-е изд., исправл. -М.: Музыка, 1978. - 87 с.
32. Ветлугина Н.А. Музичний розвиток дитини. К.: Музична Украина, 1978. - 262 с.
33. Волков К.Н. Психология о педагогических проблемах: Книга для учителей./- Под ред. А.А.Бодалева. М.: Просвещение, 1981. - 128 с.-1904.23. Волков К.Н. Современные методические разработки в педагогике США. М.: Знание, 1977. - 64 с.
34. Вопросы методики воспитания слуха: Сб.статей / Отв.ред. А.Л.Островский. Л.: Музыка, 1967. - 136 с.
35. Вопросы методики музыкального воспитания детей / в помощь учителю общеобразовательной школы/. М.: Музыка, 1975.- 128 с.
36. Вопросы музыкальной педагогики: Сб.статей / Ред.-сост.В.И.Ру-денко. Вып.2. М.: Музыка, 1980. - 160 с.
37. Воробьев Г.Г. Человек человек. - М.: Молодая гвардия, 1975. - 192 с.
38. Воспитание музыкального слуха: Сб.статей / Ред.-сост. А.П.Агажанов. М.: Музыка, 1977. - 160 с.
39. Гарбузов Н.А. Зонная природа темпа и ритма. М.: АН СССР, 1950. - 73 с.
40. Герасимов И.Г. Научное исследование. М.: Политиздат,1972.- 279 с.
41. Гильде В., Штарке К.-Д. Нужны идеи / Пер. с нем. М.: Мир, 1973. - 64 с.
42. Глушков В.М., Валах В.Я. Что такое ОГАС? М.: Наука, 1981.- 160 с.
43. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. М.: Музыка, 1975. - 160 с.
44. Дыс Л.И. Роль исследования акустического фактора в системе анализа музыкального произведения: Учебное пособие. Киев: НЖ МК УССР, 1978. - 71 с.
45. Зарипов Л.Х. Кибернетика и музыка. М.: Наука, 1971. -236с.
46. Зингер И.С., Садовников В.И., Семенов А.И. Производство. Информация. Управление. М.: Наука, 1976. - 160 с.-1914.37. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1979. - 344 с.
47. Кабалевский Д.Д. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Сост.В.И.Викторов. М.: Просвещение, IS8I. - 192 с.
48. Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика: Статьи, выступления. 3-е изд., доп. М.: Наука, 1981. - 496 с.
49. Карпов Г.В., Романин В.А. Технические средства обучения: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов и уч-ся пед.учи -лищ. М.: Просвещение, 1979. - 271 с.
50. Кибернетика. Итоги развития / М.: Наука, 1979. 200 с.
51. Ковалевски С. Научные основы административного управления: Сборник /пер.с польского/. М.: Экономика, 1979. - 232 с.
52. Коган В.З. Человек в потоке информации. Новосибирск: Наука, 198I. - 177 с.
53. Кондаков М.И. Новое содержание образования и совершенство -вание учебного процесса. М.: Знание, 1974. - 64 с.
54. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1980. 192 с.
55. Константиновский М.А. Программированное обучение с разных сторон. М.: Знание, 1974. - 64 с.
56. Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки: Теоретические проблемы музыкального исполнительства и критический анализ их разработки в современной буржуазной эстетике. Л.: Музыка, 1979. - 208 с.
57. Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. М.: Знание, 1974. - 64 с.
58. Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М.: Знание, 1977. - 64 с.-1924.50. Криницкий Н.А. Алгоритмы вокруг нас.- М.: Наука, 1977.-224с.
59. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для уч-ся пед.училищ. -М.: Просвещение, I960. 352 с.
60. Кураев В.И. Диалектика содержательного и формального в научном познании. М.: Наука, 1977. - 160 с.
61. Лазар М.Г., Лейман И.И. НТР и нравственные факторы научной деятельности. Л., Наука, Ленингр.отд., 1978. - 160 с.
62. Лебедев В.И. Профессия века / Психологические аспекты труда операторов. М.: Наука, 1978. - 192 с.
63. Левин В.А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977.- 64 с.
64. Левчук Л.Т. Психоанализ и художественное творчество /критический анализ/. Киев: Вища школа, Изд-во Киев, ун-та, 1980. - 160 с.
65. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. Изд.2-е. -М.: Политиздат, 1977. 304 с.
66. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974.- 64 с.
67. Лобанов П.В. Изложение знаний с помощью звуковых техничес -ких средств. М.: Изд.ГМПИ им.Гнесиных, 1965. - 24 с.
68. Лобанов П.В. Применение технических средств в музыкальном образовании: Методическая разработка. М.: Изд.ГМПИ им.Гнесиных, 1970. - 50 с.
69. Лобанов П.В. Применение технических средств в музыкальном образовании: Методическая разработка. М.: Изд.ГМПИ им.Гнесиных, 1971. - 49 с.
70. Логика и методология системных исследований / Отв.ред.Л.Н.Сумарокова. Киев, Одесса: Вища школа, 1977. - 256 с.
71. Манин Ю.И. Доказуемое и недоказуемое /кибернетика/. М.: Сов.радио, 1979. - 168 с.
72. Меграбян А.А. Личность и сознание.-М.: Медицина,1978.- 176'с.-1934.65. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 256 с.
73. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. - 96 с.
74. Мельников JI.H. Программы, алгоритмы, конструкции. М.: Наука, 1980. - 136 с.
75. Методология и методы исследования проблем педагогики высшей школы: Сб.науч.тр. / Тюменский гос.ун-т. Тюмень: ТГУ, 1980. - 112 с.
76. Милич В.Е. Воспитание ученика-пианиста в 1-2 классах ДМШ. -К.: Музична Украша, 1977. 80 с.
77. Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред.Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. М.: Педагогика, 1981. - 120 с.
78. Молибог А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. М.: Высш.школа, 1971. - 396 с.
79. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966. - 348 с.
80. Монмоллен М. Системы "человек и машина". М.: Мир, 1973. -- 256 с.
81. Музыка детям: Сборник статей / Вып.2. М.: Музыка, 1975.- 160 с.
82. Музыкальное воспитание в СССР / Под общ.ред.Л.А.Баренбойма. Вып.2. М.: Сов.композитор, 1978. - 488 с.
83. Музыкальное воспитание в странах социализма: Сб.статей / Под общ.ред.А.Л.Островского. Л.: Музыка, Ленингр.отд., 1975. - 248 с.
84. Музыкальное воспитание в школе: Сб.статей / Сост.О.Апрак-194син. Вып.8.- М.: Музыка, 1972. 124 с.
85. Музыкальное воспитание в школе: Сб.статей /Сост.О.Апраксин. Вып.II. М.: Музыка, 1976. - 137 с.
86. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 1972. 383 с.
87. Наука и общество: Сборник статей. М.: Знание, 1977. -192с.
88. Общая психология / Под ред. В.В.Богословского и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. - 383 с.
89. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие. Л.: Музыка, Ленингр.отд., 1972. - 152 с.
90. Огороднов Д.Е., Огороднова Т.В. Опыт музыкального воспита -ния в школе-интернате. Л.: Учпедгиз, 1962. - 108 с.
91. Онищук В.А. Типы, структура и методика урока в школе. К.: Радянська школа, 1976. - 184 с.
92. Основы инженерной психологии: Учебник для уч-ся пед.училищ.-М.: Просвещение, I960. 352 с.
93. Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио: Посо -бие для педагогов. 2-е изд., доп. М.: Музыка, 1970. -296с.
94. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. -К.: Музична Укра!на, 1975. 200 с.
95. Переверзев Л.Б. Искусство и кибернетика. М.: Искусство, 1966. - 150 с.
96. Переверзев Н.К. Проблемы музыкального интонирования. М.: Музыка, 1966. - 224 с.
97. Попов В.Н. Перспективы развития технических средств обуче -ния и аудиторной техники. К.: Вища школа, 1979. - 100 с.
98. Проблемы высшего музыкального образования: Сб.науч.тр. /ГМПИ им.Гнесиных. Вып.XIX. М.: ГМПИ, 1975. - 160 с.-1954.92. Проблемы музыкального мышления: Сб.статей / Сост. и ред. М.Г.Арановский. М.: Музыка, 1974. - 336 с.
99. Программированное обучение: Сб.статей. Вып.9 / Киев.гос. ун-т. К.: КГУ, 1972. - 152с.
100. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования / Под ред. К.М.Гуревича. М.: Педагогика, 1981. - 232 с.
101. Психология межличностного познания / Под ред. А.А.Бодалева.- М.: Педагогика, 1981. 224 с.
102. Пухначев Ю.В. Число и мысль. Вып.4. М.: Знание, 1981.- 176 с.
103. Пухначев Ю.В., Попов Ю.П. Математика без формул. Вып.З. -М.: Знание, 1979. 160 с.
104. Родионов Н.И. Требования к контролирующим устройствам для учебного процесса в ВУЗе. М.: ШВШ, 1973. - 18 с.
105. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. -В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып.2. Л., Изд-во Ленингр.ун-та, 1974. с.3-15,
106. Банин А.А. О некоторых акустических и музыкальных элементах хорового строя. В кн.: Музыкальное искусство и наука: Сб.статей. Вып.1. М., Музыка, 1970, с.39-51.
107. Блинова М.П. Учение Павлова и некоторые задачи советского музыкознания. Советская музыка, 1951, № 8, с.52-58.
108. Блинова М.П. Физиологические основы ладового чувства. -В сб.: Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.1, Л., Муз-гиз, 1962, с.52-124.
109. Брейтбург А.Б. Значение физиологического учения академика Павлова для музыкальной педагогики и музыкального исполнительства. В кн.: Вопросы музыкознания /ежегодник/.
110. М., Музгиз, 1954, с.108-149.
111. Володин А. А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука. В сб.: Музыкальное искусство и наука. Вып.1. М., Музыка, 1970, с.11-38.
112. Максимова З.А. Структурные компоненты педагогического зна -ния учителя и их роль в организации процесса обучения.
113. В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып.2. Л., Изд-во Ленингр.ун-та, 1974, с.168-172.
114. Мутли А.Ф. Звук и слух. В кн.: Вопросы музыкознания /еже ■ годник/. Т.З, М., Музгиз, I960, с.324-347.
115. Ное 11 Ch.ristell, Scholl Georg. Charakter una Beoiieutung sjuthetisher Information -in ge^elshafts v;i s s e ns cha ftli che n Informationeinriclrfcungen, besonclers 1ш /,ereich o.er podsgo-Sisclien Information. "Informatik", 1971» 5, s.I8
116. Полянский Ю.А. Научные основы подготовительного обучения скрипачей и виолончелистов. Дис.канд.искусствоведения. -К., 1972. - 282 с.
117. Арчажникова Л.Г. Проблемы взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков: Автореф. Дис. . канд.пед.наук. М., 1971. - 22 с.
118. Борисова Н.Г. Воспитание музыкального /вокального/ слуха у учащихся младших /1-3/ классов и его влияние на развитие речевого слуха: Автореф. Дис. . канд. пед. наук. -М. ,1971. -- 21 с.
119. Бочкарев Л.Л. Психологические аспекты формирования готовности музыкантов-исполнителей к публичному выступлению: Автореф. Дис. . канд.псих.наук. М., 1975. - 23 с.
120. Володин А.А. Психологические аспекты восприятия музыкальных звуков: Автореф. Дис . канд.псих.наук. М., 1972. - 25 с.
121. Гадецкий Н.Б. Образовательное значение конструирования ТСО учащимися средних специальных учебных заведений: Автореф. Дис. . канд.пед.наук. Киев, 1976. - 27 с.
122. Корыхалова Н.П. Музыкальное произведение и исполнитель: Автореф. Дис. . канд.искусствоведения. Л., 1971. - 20 с.
123. Медянников А.И. Особенности развития звуковысотного и рит -мического слуха первоклассников различных типологических групп: Автореф. Дис. . канд.пед.наук. М., 1974. - 17 с.
124. Питмуришвили М.З. Вопросы научной организации труда в средних специальных учебных заведениях: Автореф. Дис. . канд. пед.наук. М., 1973. - 22 с .
125. Самолдина К.А. Роль моторики в музыкальном развитии и воспитании младших школьников: Автореф. Дис. .канд.пед.наук. -М., 1974. 18 с.
126. Пиличяускас А.А. Вопросы музыкального развития учащихся в процессе элементарного музицирования: Автореф. Дис. .канд. пед. наук. Вильнюс, 1973. - 28 с.
127. Тевлина В.Н. Активизация вокально-хорового обучения младших школьников и их музыкальное развитие: Автореф. Дис. . канд. пед.наук. М., 1975. - 27 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.