Танцевальная культура в контексте духовности мордвы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.04, кандидат культурол. наук Бурнаев, Александр Гаврилович
- Специальность ВАК РФ24.00.04
- Количество страниц 156
Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Бурнаев, Александр Гаврилович
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I ГЛАВА ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ
ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОРДОВСКОГО ЭТНОСА.
1.1. Исторические предпосылки возникновения пластической специфики национального танца мордвы
1.2. Методологические вопросы становления народной танцевальной культуры
II ГЛАВА ТРАНСЛЯЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПАРАДИГМ В ПРАКТИКЕ ИСКУССТВА ХОРЕОГРАФИИ.
ПЛ. Танцевальные образы и их элементы в обрядах и
ритуальных действах мордвы
11.2. Создание компонентов профессионального мордовского танца
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Прикладная культурология», 24.00.04 шифр ВАК
Танцевально-пластическая культура мордвы: опыт искусствоведческого анализа2012 год, доктор искусствоведения Бурнаев, Александр Гаврилович
«Пластическое и этнопластическое мышление в хореографическом искусстве: становление и трансформации»2023 год, доктор наук Догорова Надежда Александровна
Художественно-образная интерпретация пластических мотивов в искусстве танца2008 год, кандидат искусствоведения Костерина, Мария Анатольевна
Танец в истории культуры народов Сибири2009 год, доктор искусствоведения Буксикова, Ольга Борисовна
Феномен алтайского танца: истоки и современность2021 год, кандидат наук Шинжина Айана Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Танцевальная культура в контексте духовности мордвы»
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы . Предметом данного исследования является танцевальная культура мордовского этноса, ее основания, генетическая связь с бытом мордвы, ее верованиями и жанрами народного творчества. При определении темы мы исходили из сегодняшней ситуации: отсутствии каких-либо теоретических разработок изучаемой проблемы; необходимости комплексного подхода к рассмотрению разновидностей народной хореографии мордвы; современными требованиями не только освоения, но и создания новой танцевальной палитры эрзянского и мокшанского танца. Это заставило нас выйти в смежные области, на "перекресток" наук. В настоящей работе диссертант собрал богатый, но разнородный материал воедино, чтобы, с одной стороны, вычленить, а с другой-обобщить опыт, накопленный литературоведами, историками, искусствоведами, фольклористами. Это помогло более полно представить и научно обосновать жанры мордовского народного танца, их происхождение, становление и развитие, выявить их характерные особенности и перевести традиционные элементы мордовской хореографии на современный танцевальный язык. Народный танец является одним из древнейших видов искусства, возникших в эпоху первобытного синкретизма. В силу своей специфики он обладает огромной информативностью, которая значима не только для истории и теории самого танца, как вида искусства, но и для изучения истории этноса в контексте его духовности, в выявлении и постижении констант и доминант национального характера.
Мордовский народ с древнейших времен с помощью танца, пластически, умел выражать многообразие чувств (мольбу, страх, скорбь, гнев, радость, нежность, торжество и веселье). Все это, как и желание подражать природе, повадкам животных и птиц, передавать трудовые движения земледельцев, охотников, сборщиков плодов и трав,
формировало своеобразную "копилку" танцевальных элементов, порождаемых самой жизнью. Эти элементы, в свою очередь, развивая пластику тела и углубляя человеческую мысль о ней, складывались в определенную лексику танцевальных движений национального традиционного танца. Лексика служила и своеобразной пластической летописью, и формой передачи родовых традиций, и средством познания мира, и способом выявления разнообразных дарований.
Мордовская народная хореография, как одна из наименее исследованных областей традиционной мордовской культуры в наши дни требует к себе особого внимания. Для детального анализа танца потребовалось изучение: эмоциональных, психологических, ритуальных, а подчас и общественных характеристик этноса; места и роли танца в культуре этноса в историческом движении; сравнительных характеристик народного плясового искусства и песенно-танцевальных действий; пластики старинных мордовских плясок, генезиса танцев, и их семантики; материала в динамической последовательности, специфических компонентов пластики танца, вариативности и ее закономерностей. В связи с этим автором были поставлены вопросы, решение которых повлияло на концепцию работы: во-первых, каково значение самого танца, как текста культуры и смысл его в жизни человека; во-вторых, какова система народного танца и как связаны с ней язык, религия, искусство, политика; в-третьих, с чем связана устойчивость традиционных элементов танца, одновременно его динамическое развитие; в-четвертых, чем обусловлены отличия танцев друг от друга; в-пятых, каким образом отдельные мордовские танцы помогают решить некоторые поэтико-нравственные задачи в культуре этноса.
Состояние научной разработанности проблемы. С древнейших времен в культуре мордвы сохранились хороводы-гадания, пляски-
заклинания, магические танцы, детские танцевальные игры, календарные плясовые действа, свадебные пляски, перплясы, образные и сюжетные танцы, а также пантомимы. Хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический рисунок, комбинации движений, своеобразная пластика, наличие самобытных, сугубо национальных характеристик движений рук и ног присутствуют в них наряду с общим, интернациональным народов Поволжья и Приуралья. Эта специфика пока не подтверждена обстоятельными исследованиями, однако отдельные моменты ее получили обоснования в работах об этническом мордовском А.В.Алешкина, В.А.Балашова, В.С.Брыжинского, Н.И.Бояркина, В.Ф.Вавилина, М.Ф.Ефимовой, Н.В.Заварюхина, А.С.Лузгина, Т.П.Прокиной, М.И.Суриной, А.Д.Шуляева и интернациональном (российском) танцевальном фольклоре Г.Я.Власенко, КЛ.Голейзовского, В.Н.Майнова, М.П.Мурашко, А.А.Чеботкина и других.
Информация о мордовской танцевальной культуре рассредоточена по различным источникам. Автор использовал историко-этнографическую литературу (работы С.Архангельского, В.П.Ежовой, А.Л.Л-вь, Лукина, М.Т.Маркелова, В.Н.Мартьянова, П.И.Мельникова-Печерского, А.Н.Минха, А.Примерова, П.Т.Прокиной, И.Н.Смирнова, Н.И.Спрыгиной, А. А .Шахматова, В.А.Юрченкова, Г.Яковлева).
Автором изучены рисунки, фотографии и описания орнамента, отдельных экземпляров одежды, ювелирных украшений, предметов быта, музыкальных инструментов (представлены в приложениях). Источником исследования явилась также собственная экспедиционная работа автора и кафедры национальной хореографии Мордовского госуниверситета (руководитель И.В.Алексеева).
Плодотворное многоаспектное исследование танцевальной культуры мордвы стало возможным с появлением новых способов
фиксации материала, каковыми являются видео- и звукозапись. Они определили качество собирательской деятельности в последнее время и позволили ввести в научный оборот документированные образцы народного танцевального искусства, по которым ведутся острые дискуссии: являются ли они историческими источниками самой мордвы, возникшими на почве собственных этнокультурных традиций или они есть копия заимствованных элементов танцевального фольклора народов финно-угорской группы Поволжья и Приуралья. Анализируя эти вопросы, автор опирался на труды: Г.Беневоленского, М.Е.Евсевьева, М.И.Каргиной, Е.Н.Ломшиной, А.Листова, В.Н.Майнова, А.И.Маскаева, М.Т.Маркелова, П.И.Мельникова-Печерского, А.ИМинха, К.Митропольского, В.Новочадова, А.Примерова, Н.Прозина, И.Русанова, И.Рюйтель, К.Т.Самородова, Г .И. Снежницкого, К.Фукса, А. А.Шахматова, В.А.Юрченкова, Г.Яковлева и других.
Необходимо отметить, что некоторые аспекты национальных танцев других народов Поволжья и Приуралья, в том числе и финно-угорской семьи, получили освещение в теоретических работах. Это танцы марийского, коми, удмуртского и других этносов. Эти исследования использованы в нашей работе. Изучение танцевальной культуры мордвы потребовало привлечения теоретических материалов не только в области хореографии, но и в смежных гуманитарных науках: -философии, теории культуры (М.М.Бахтин, Б.П.Вышеславцев, Ю.М.Лотман, Э.Сепир);
-литературоведения (А.В.Алешкин, А.Н.Веселовский, МЕ.Евсевьев, И.ИЛажечников, В.Н.Майнов, К.Т.Самородов);
-этнографии и антропологии (А.Е.Алихова, А.И.Емельянов, ВЛ.Ежова, А.Ю.Заднепровская, Л.Леви-Брюль, А.Н.Минх,
К.Митропольский, Н.Ф.Мокшин, И.Н.Смирнов, А.П.Смирнов, С.А.Токарев, Д.Д.Фрезер, К.Фукс);
-археологии (Г.А.Архипова, Ю.Готье, П.П.Ефименко, М.Ф.Жиганова, В.Н.Мартьянов, Е.А.Рябинин, П.Д.Степанов);
-истории (Н.В.Заварюхин, П.И.Мельников-Печерский, П.С.Паллас, М.Попов, Б.А.Рыбаков, П.С.Рыков, А.Х.Халиков, А.А.Шахматов, В.А.Юрченков);
-психологии (Л.С.Выготский, Б.П.Вышеславцев); -общей теории и истории искусства (Б.В.Асафьев, Л.Д.Блок, Н.И.Воронина, В.Ф.Генинг, Т.В.Дадианова, К.А.Еременко, Р.В.Захаров, И.И.Земцовский, П.М.Карп, З.Кодай, А.А.Конович, А.П.Косменко,
A.М.Линевский, А.Ф.Некрылова, Т.П.Прокина, В.В.Радя, А.Ручьева, Ю.И.Слонимский, Э.И.Шумилова, Ю.Ф.Юшкин).
Источниками исследования явились материалы экспедиций XIX -XX веков. Данные хронологические рамки обусловлены, с одной стороны, малочисленностью источников по теме диссертации более раннего периода, с другой, возможностью на основе собранного нами разнообразного материала скорректировать сведения по этому периоду. По мере возможности максимальное хронологическое углубление исследования шло за счет использования археологических источников.
Весьма высокой информативностью отличаются материалы этнографических, этносоциологических, фольклорных,
археологических экспедиций, проведенных в разные годы под руководством Е.А.Алеховой, В.Н.Белицер, В.С.Брыжинского, Н.И.Бояркина, М.Е.Евсевьева, П.П.Ефименко, Т.А.Крюковой,
B.Н.Мартьянова, Д.Т.Надькина, К.Митропольского, П.С.Палласа, М.Попова, Н.Прозина, И.Русанова, Е.А.Рябинина, Б.М.Соколова, Г.И.Снежницкого, К.Фукса.
Автор использовал разнообразные способы работы с материалом: отбор, обработку, нотирование звукозаписей; аранжировку, интерпретацию народных мелодий, что было возможно лишь на основе огромного числа научно осмысленных фактов. Кроме определения степени достоверности каждого факта, при отборе и систематике данных автор учитывал их типологию: во-первых, для всего этноса; во-вторых, для отдельных его этнических групп; в-третьих, для ареалов их расселения. Критерием типологии выступала не только многочисленность однородных фактов, но и единичность их, зафиксированная в наши дни, существование которых в прошлом доказывается логически и подтверждается многочисленными аналогами из родственных культур.
В этой связи целесообразность использования материалов финно-угорских, славянских и тюркских народов виделась автору в двух аспектах:
первый заключался в расширении источников культурологического основания исследования на базе типологической преемственности, сформировавшейся в этнологии, археологии и культурной антропологии. Применение принципов этого метода позволило учитывать некоторые явления (прежде всего по родственным культурам), плохо сохранившиеся в анализируемой этнической традиции. Но это дает научные результаты лишь тогда, когда эмпирические факты из другой культуры берутся не изолированно друг от друга, а в их органической взаимосвязи;
- второй аспект заключался в рассмотрении этнической специфики конкретных мордовских танцевальных традиций, при этом автор замечает, что всякая попытка выделения каких-либо "чистых" элементов в традиционном танцевальном искусстве - труднейшая задача: "Легче почувствовать национальный характер в художественном творчестве,
чем дойти до его понимания посредством словесного анализа", -справедливо отмечал З.Кодай (60.С.39).
Безусловно, определение таких "национальных" элементов пластики есть значительное сужение сущности вопроса, поскольку специфичностью и оригинальностью могут обладать не только уникальные, отсутствующие в других этносах явления, но и заимствования, их конкретная переработка в тех или иных местных традициях, их историческая глубина, характер и степень проникновения в новую культуру. Национальная самобытность и специфика, как доказывает автор, могут выявляться на уровне: 1) типов взаимосвязи структурных компонентов, 2) в формах соотношений их друг с другом, 3) в иерархической системе.
Цель настоящей работы - синтезировать подходы к анализу танцевальной культуры мордвы, создав целостную картину ее формирования. Для этого мы рассматриваем мордовский танец в двух основных направлениях: во-первых, по горизонтали-через анализ связей мордовской хореографии с культурой других народов, во-вторых, по вертикали-через анализ собственно национальной мордовской обрядности, верований, культурно-бытовых обычаев и традиций, музыки, поэтического творчества.
В связи с этим решались следующие задачи:
- выявление источников реконструкции этнического танца мордвы (орнаментика вышивки и резьбы по дереву, покрой костюма, обувь, шумящие и звенящие украшения) и их влияние на пластику народного танца;
- установление генетических связей мордовского танцевального искусства с народной хореографией родственных финно-угорских этносов, а также других народов Поволжья и Приуралья;
- рассмотрение танцевальной специфики календарно-обрядовых действ, вычленение исполнительской техники, манер, традиционных пластических решений;
- разработка системы жанров мордовского танцевального искусства, на основе рассмотрения культурно-исторических предпосылок формирования различных типов танца; выявление механизмов передачи танцевальных традиций от поколения к поколению;
выделение структурообразующих компонентов пластики народного мордовского танца и форм их взаимосвязи с профессиональным танцевальным искусством;
- обобщение и введение в научный обиход неизвестного многоаспектного материала мордовской хореографии, разработка методики ее преподавания.
Теоретико-методологическая база исследования. Методологи-ческое основание диссертации обусловлено исторической преемственностью и процессуальностью традиционного народного танца. При выработке концептуальных направлений исследования автор опирался на принципы системного подхода, позволившие осуществить изучение явления на разных уровнях (от анализа отдельных системообразующих компонентов до теоретического обобщения) как многослойного танцевального континуума, обладающего относительно самостоятельными подсистемами (вид, тип, жанр и т.д.) в границах целостной системы традиционной народной танцевальной культуры.
Системный подход предопределил использование историко-типологического и историко-сравнительного методов, ибо танцевальное искусство " может быть предметом научного изучения только тогда, когда оно будет рассматриваться, как одна из жизненных функций общества в неразрывной связи со всеми остальными областями жизни в его конкретной исторической обусловленности",- пишет
Л.С.Выготский (34.С.21), а народный танец, как и народная песня, -"особый типологический неделимый феномен, самодвижущийся в системе исторических превращений", - выделяет И.И.Земцовский (56.С.18).
Применяя метод интерпретации, сходства и сравнения, автор показывает, что национальный танцевальный фольклор - категория не только эстетическая, но и социальная, неразрывно связанная с жизнью народа, с его историческим развитием. Это позволило диссертанту рассмотреть не только теоретические аспекты проблемы, но и реализовать их на практике, тем самым актуализируя возможность не только анализировать, но и апробировать, реконструируя и дополняя танцы новыми решениями.
Применительно к мордовской танцевальной культуре особенно важным становится непосредственное постижение пластического решения танцевального образа, ибо, как утверждает искусствовед М.П.Карп: "Постигая индивидуальное, он открывает закономерное. Однако не в виде общих законов, познаваемых общественными науками, а в виде воплощающихся в художественных образах закономерностей
т
индивидуального" (59.С.11). При такой методике появляется возможность аргументированного постижения танцевальной традиции "изнутри" и выявления новых характеристик самого факта национальной хореографии мордовского этноса.
Научная новизна исследования состоит в том, что настоящая работа представляет собой первый опыт комплексного изучения танцевальной культуры мордовского этноса как в теоретическом, так и в прикладном аспектах культурологии. Наиболее существенные результаты исследования позволили сформулировать основные положения, которые выносятся на защиту:
- разработаны теоретико-методологические основания народной хореографии мокши и эрзи: обоснованы условия, формирующие пластику национального мордовского танца (костюм, украшения, быт); его смысловые характеристики; особенности хореографических элементов (жест, орнамент, рисунок, поза, элемент, движение, символ); обозначена танцевальная лексика мордвы-мокши и мордвы-эрзи; обоснована классификация традиционных элементов и движений;
- определена система жанров мордовского хореографического искусства, танцевальная специфика обрядовых и ритуальных действ, их типы и виды;
- прослежены танцевальные образы и их влияние на выработку стереотипов поведения человека в народной культуре, стиле одежды, обуви в разные времена и их влияние на выработку танцевальной типологии мордвы;
разработана методика преподавания профессионального мордовского танца.
*
Похожие диссертационные работы по специальности «Прикладная культурология», 24.00.04 шифр ВАК
Этнокультурные особенности хореографического искусства корейцев2010 год, кандидат исторических наук Толстых, Ирина Николаевна
Хореографические традиции казаков в концертных программах и балетных спектаклях2024 год, кандидат наук Горбатов Сергей Владимирович
Традиционные танцы саха: идеи, образы, лексика2005 год, доктор искусствоведения Лукина, Ангелина Григорьевна
Семантика традиционной танцевальной культуры тувинцев2021 год, кандидат наук Санчай Чойган Херел-ооловна
Формирование профессионального мастерства хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств в Республике Казахстан2009 год, доктор педагогических наук Кульбекова, Айгуль Кенесовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Бурнаев, Александр Гаврилович, 1998 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Аверинцев С.С. Символ // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т.23. М.: Сов. энциклопедия, 1976. С.385-386.
2. Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа: Башкир, кн. изд-во, 1964. 259 с.
3. Акцорин В. А. Марийская народная драма. Йошкар-Ола: Марийск. кн. изд-во, 1976. 200 с.
4. Алешкин A.B. Аспект - 1990. Исследование по мордовской литературе // Труды НИИЯЛИЭ. Вып. 102. Саранск: Морд. кн. издво,1991.120 с.
5. Алешкин A.B. Корни и крона // Мордовский народ; что нас волнует. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1991. С.20-39.
6. Алихова А.Е., Жиганов М.Ф., Степанов П.Д. Из древней и средневековой истории мордовского народа // Труды НИИЯЛИЭ. Археологический сборник. Т.2. Саранск, 1959. 208 с.
7. Аристотель. Сочинения: В 4 тт. Т.4. М.: Мысль, 1983. 832 с.
8. Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиции // Сов. этнография. 1981. N2. С.97-99.
9. Архангельский С. Жилища и занятия мордвы: Этнографический очерк мордвы-мокши // Пензенские губернские ведомости. 1862. N.21. С. 87-107.
10. Архипова Г.А. Происхождение марийского народа по археологическим данным // Происхождение марийского народа. Йошкар-Ола,
1967. С.36-52.
11. Асафьев Б.В. О народной музыке. Л.: Музыка, 1987. 248 с.
12. Балаковский А. О молениях мордвы в Пензенской губернии // Руководство для сельских пастырей. 1867. N. 4. С.128-139; N. 8. С. 279-294.
13. Балашов В.А., Федянович Т.П., Кормишина Г.А. Семейные обряды // Мордва: историко-культурные очерки. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1995. С.235-257.
14. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худ.лит-ра, 1965. 527 с.
15. Белицер В.Н. Народная одежда мордвы // Труды мордовской экспедиции. Вып.З. М., 1973. 216 с.
16. Беневоленский Г. Мордовские верования // Мордовские моляны. Б/м.,1868. С.529-530.
17. Блок Л.Д. Классический танец: История и современность. М.: Искусство, 1987. 556 с.
18. Бояркин Н.И. Мордовское народное музыкальное искусство. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983. 184 с.
19. Бояркин Н.И, Мордовские народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Саранск, 1988. 52 с.
20. Бояркин Н.И. Феномен традиционного инструментального многоголосия (на материале мордовской музыки). Дис....докт. искусств. Саранск, 1995. 600 с.
21. Брыжинский B.C. Мордовские народные игры. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1996. 16 с.
22. Брыжинский B.C. Народный театр мордвы . Саранск: Морд.кн. изд-во, 1985. 168 с.
23. Бурнаев А.Г. Традиционные элементы мордовской народной хореографии. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. 24 с.
24. Бурнаев А.Г. Этюдный метод работы в курсе "Искусство балетмейстера". Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996. 20 с.
25. Вавилин В.Ф. Мордовское народное зодчество. Саранск: Изд-во морд, ун-та, 1980. 97 с.
26. Вандышева Г.Н. Наиболее употребительные термины и словосочетания по искусству. М.: ГИТИС, 1979. 108 с.
27. Ванслов В.В. Сценический танец // Балет: Энциклопедия. М., 1981. С.495.
28. Ванслов В.В. Хореография // Балет: Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1981. С.360-364.
29. Варковицкий В.А. Танец // Балет: Энциклопедия. М., 1981. С. 503-504.
30. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк. 1989. 404 с.
31. Власенко Г .Я. Танцы народов Поволжья. Самара: Изд-во Самарск. ун-та, 1992. 194 с.
32. Воронина Н.И. Искусство и религия // Религия и молодежь. Саранск, ДПП, 1984. С.45-56.
33. Воронина Н.И. Мифы в музыке XX века // Современное мифотворчество и искусство. Петрозаводск, ПГК, 1991. С.111-117.
34. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1983. 573с.
35. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской мистике // Вопросы философии. 1990. N. 4. С.62-87.
36. Габович М. Биомеханика и танец // Сов. балет. 1983. N.2. С.38-
39.
37. Генинг В.Ф. Очерк этнических культур Приморья в эпоху железа // Труды КФАН СССР. Серия гуманитарных наук. Вып.2. Казань, 1959. С .204-244.
38. Годзина Н. Происхождение и развитие техники классического танца // Сов. балет. 1982. N.3. С.39-43.
39. Голейзовский К.Я. Образцы русской народной хореографии. М.: Искусство, 1964. 368 с.
40. Готье Ю. Железный век в Восточной Европе. Гл.VI. Финны. М.-JL: Госиздат., 1930. С.122-155.
41. Грибова JI.C. Декоративно-прикладное искусство коми. М.: Наука, 1980.239 с.
42. Гуревич А.Я. Ведьма в деревне и перед судом (народная и ученая традиция в понимании магии) // Язык культуры и проблема переводимости. М., 1987. С.12-46.
43. Дадианова Т.В. Пластичность как физиогномическая характеристика искусства и как теория художественного творчества. Ярославль, 1993. 130 с.
44. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.4. М.: Русский язык, 1980. 683 с.
45. Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба. Саранск: Мордов.кн. изд-во, 1980. 380 с.
46. Евсевьев М.Е. Братчины и другие религиозные обряды // Избр. труды: В 5 т. Т.5. Саранск: Мордов, кн. изд-во, 1966. С. 346-384.
47. Ежова В.П. Этнографическая характеристика одежды мордовского населения Теныушевского района Мордовской АССР // Ученые записки Мордов. пед. института им. А.И.Полежаева. Серия -обществ, науки. Вып.4. Саранск, 1956. С.138-154.
48. Емельянов А.И. Курс по этнографии вотяков. Казань: Изд-во Вотск. изд. подотдела, 1922.150 с.
49. Еремеев А.Ф. Первобытная культура: Происхождение, особенности, структура. В 2 ч. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996-1997.
50. Еременко К.А. Союз Терпсихоры и Эвтерпы - так ли он молод ? // Сов. балет. 1990. N.6. С.62-64.
51. Ефименко П.П. Иваньковский и Гарвердовский могильники древней мордвы // Труды МНИИЯЛИЭ. Материалы по археологии мордвы. Вып. 48. Саранск, 1975. С.7-36.
52. Ефимова М.Ф. Мордовский фольклор // Мордва: историко-культурные очерки. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1995. С.331-359.
53. Заднепровская А.Ю. Основные источники по этнографии марийцев в фондах Государственного музея этнографии народов СССР // Сборник трудов Марийск. НИИ. Археология и этнография Марийского края: Историография и источниковедение по археологии и этнографии Марийского края. Вып.7. Йошкар-Ола, 1984. С. 101-109.
54. Заварюхин Н.В. Очерки по истории мордовского края периода феодализма. Саранск: Изд-во морд, ун-та, 1993, 296 с.
55. Захаров Р.В. Искусство балетмейстера. М.: Искусство, 1954. 351с.
56. Земцовский И.И. Песня как исторический феномен // Народная песня: Проблема изучения: Сб. научн. трудов. Л., 1983. С.4-21.
57. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: ЛОГОС, 1996. 280 с.
58. Каргина М.И. Пространство и время в мифологии мордвы. Автореф.дис....канд.культуролог. Саранск, 1997. 16 с.
59. Карп П.М. О балете. М.: Искусство, 1967. 228 с.
60. Кодай 3. Венгерская народная музыка. Будапешт: Корвина, 1961. 186 с.
61. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М.: Высш. шк., 1990. 208 с.
62. Королева Э.А. Ранние формы танца. Автореф. дис....канд. искусств. М.-Кишинев,1973. 16 с.
63. Косменко А.П. Народное изобразительное искусство вепсов. Л.: Наука, 1984. 200 с.
64. Кремшевская Г.Д. Музыка и хореография современного балета. Л.: Музыка, 1977. 240 с.
65. Крюкова Т.А. Удмуртское народное изобразительное искусство. Л.-Ижевск: Удмуртия, 1973. 159 с.
66. Крюкова Т.А. Марийская вышивка. Л.: Наука, 1951. 195 с.
67. Крюкова Т.А. Мордовское изобразительное искусство. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968. 212 с.
68. Крюкова Т.А., Никитин Т.А. Чувашское изобразительное искусство. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1960. 169 с.
69. Лажечников И.И. Некоторые поверья мордвы. Собр. соч. В 6 тт. Т.1. М.: Можайск-Терра, 1994. С.339-342.
70. Л-вь А.Л. Мордва: Этнографический очерк // Родина. 1880. N.11. С. 646-662.
71. Леви-Брюль Л. Первобытное общество. М.: ОГИЗ, 1937. 519с.
72. Линевский А.М. К вопросу о петроглифах Карелии // Сборник Ленинградского общества исследователей финно-угорских народов. Л.: б/м, 1929. С.96-104.
73. Листов А. Религиозные поверья и предрассудки христьян из мордвы Саратовской губернии Хвалынского уезда // Саратовские Епархиальные ведомости. 1866. N.36. С.1256-1261.
74. Логинова М.В., Каргина М.И., Кондратенко Ю.А., Щипакина Л.А. Мистика в системе культуры. 4.1. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. 20с.
75. Ломшина Е.Н. Нравственная культура мордовского этноса: Дис....канд. филос. наук. Саранск, 1994. 144 с.
76. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Труды по знаковым системам - XXI. Вып.754. Тарту, 1987. С.10-22.
77. Лотман Ю.М. Эмблема - символ - миф в культуре XVIII столетия // Актуальные проблемы семиотики культуры. Труды по знаковым системам. Вып. 746. Тарту, 1987. С.85-91.
78. Лузгин A.C. Промысля и занятия // Мордва: историко-культурные очерки. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1995. С.129-147.
79. Лукин. Верования и культ мордвы села Сабанчеева Алатырского уезда Симбирской губернии // Известия Казанского общества при истории и этнографии. T.XL Вып.4.1893. С. 381-385.
80. Магия // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 15. М.: Сов. энциклопедия, 1974. С.152.
81. Магия // Энциклопедический словарь / Изд. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. T.XVIII. СПб.: Типо-литография И.А.Ефрона, 1896. С.307.
82. Майнов В.Н. Предварительный очерк имеющихся в литературе сведений о мордве // ИИРГО. T.XIII. Вып.11. 1877. С.90-113.
83. Майнов В.Н. Очерки юридического быта мордвы. СПб., 1885. 291с.
84. Макарий. Суеверия и обычаи мордвы-мокшан Нижегородской губернии // Нижегородские губернские ведомости. 1848. N.50. С. 110-197.
85. Мартьянов В.Н. Мордовская народная вышивка. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. 150 с.
86. Мартьянов В.Н. Некоторые особенности резьбы по дереву у мордвы: Материалы по археологии и этнографии мордвы // Труды МНИИЯЛИЭ. Вып. 48. Саранск, 1975. С. 83-93.
87. Мартьянов В.Н., Надькин Д.Т. Об этнической принадлежности населения рязанского и муромского Поочья I тыс. н.э. // Труды МНИИЯЛИЭ. Вып.63. Археологические памятники мордвы I тыс. н.э. Саранск, 1979. С.103-133.
88. Маркелов М.Т. Саратовская мордва: Этнографические материалы // Саратовский этнографический сборник. Вып.1. Саратов, 1922. С.51-238.
89. Маскаев А.И. Мордовская народная эпическая песня. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1964. 440 с.
90. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки, как историко-этнографический. М.: Наука, 1978. 207 с.
91. Мельников П.И. (А.Печерский). Очерки мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981.134 с.
92. Милькович. Быт и верования мордвы в конце XVIII столетия: Из записок уездного землемера Мильковича доставленного в 1783 году Масленникову // Тамбовские Епархиальные ведомости. 1905. N.18. С.815-861.
93. Минх А.Н. Моляны и обряды мордвы Саратовской губернии // Этнографическое обозрение. 1892. N.4. С. 117-128.
94. Мистика // Энциклопедический словарь / Изд. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Т.Х1Х. СПб.: Типо-литография И.А.Ефрона, 1896. С.454.
95. Митропольский К. Мордва: Религиозные воззрения, их нравы и обычаи // Тамбовские Епархиальные ведомости. 1876. N.12. С.355-365; N.13. С.365-378.
96. Митропольский К. Мордва. Мировоззрения их нравы и обычаи // Мирское слово (отдельный оттиск). 1877.18 с.
97. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М.Мелетинский. М.: Сов. энциклопедия, 1991. 736 с.
98. Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. 336 с.
99. Мордва-мокша // Пензенские губернские ведомости (часть неофициальная). 1876. С.112-143.
100. Мордва: Историко-этнографические очерки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. 336 с.
101. Мурашко М.П. Танцы марийского края. Йошкар-Ола: Марийск. кн. изд-во, 1995. 296 с.
102. Нагайцева Л.Г. Хореографическая культура Кубани (основные этапы и проблемы развития). Автореф. дис....канд. искусств. Москва, 1974. 28 с.
103. Народы России. Мордва. Характер и хозяйственный быт // Природа и люди. 1878. N.7. С. 1-40.
104. Настюков Г.А. Народный танец на самодеятельной сцене. М.: Профиздат, 1976. 62 с.
105. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конца XVHI- нач. XX века. Л.: Искусство, 1988. 215с.
106. Новочадов В, Мордва // Тамбовские Епархиальные ведомости. 1878. N.14. С.397-406.
107. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1993. 960 с.
108. Паллас П.С. Путешествия по разным провинциям Российской империи. В 3 ч. 4.1. С.-Пб., 1809. 773 с.
109. Панов E.H. Ритуал // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т.22. М.: Сов. энциклопедия, 1975. С.136.
110. Попов М. Селекинские мордвы // С.-Пб. 1834. N.35. С. 135-
138.
111. Примеров А. Религиозные обряды и суеверные обычаи мордвы Краснослободского уезда // Пензенские Епархиальные ведомости (часть неофициальная). 1879. N.16. С.521-531.
112. Примеров А. Этнографические заметки: Каменнобродских русских и мордвинов в Краснослободском уезде Пензенской губернии // Извести Московского ун-та, 1868. N.4. С.326-333.
113. Прозин Н. Картины мордовского быта Я Пензенские губернские ведомости (часть неофициальная). 1865. N.40. С.236-244.
114. Прокина Т.П., Сурина М.И. Мордовский народный костюм. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990.116 с.
115. Радя В.В. Музыковедческий подход к анализу археологических памятников // Финно-угорская конференция. Тез. докл. Т.П. Устинов, 1987. С.238-239.
116. Русанов И. Мордовский молян: Руководство для сельских пастырей//Пензенские епархиальные ведомости. 1868. N.l. С.20-26.
117. Ручьева А. Мордовские вышивки (мордовки, вышивальщицы Приузинского края) // Искусство народов СССР. Сб. ст. и мат. M.-JL, 1930. С.71-77.
118. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987. 784 с.
119. Рыков П.С. Очерки по истории мордвы. М.:Учпедгиз, 1933. 112с.
120. Рюйтель И. Финно-угорский музыкальный фольклор и взаимосвязи с соседними культурами. Таллин: Ээсти раамат, 1980. 336 с.
121. Рябинин Е.А. Зооморфные украшения Древней Руси X-XIV века. JL: Наука, 1981. 124 с.
122. Самородов К.Т. Мордовская обрядовая поэзия. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980. 168 с.
123. Саратовский этнографический сборник / Под ред. Б.М.Соколова. Вып.1. Саратов: Изд-во мордов. подотдела Губ. отдела по делам нац-ей при Саратовском губисполкоме, 1922. 276 с.
124. Сарингулян К.С. Культура и регуляция деятельности. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1986. 158 с.
125. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс. Универс, 1993.656 с.
126. Серебрякова Ю.А. Этническое и национальное самосознание // Мир культуры: человек, наука, искусство. Тез.докл. междунар. научн. конф. ученых, аспирантов, студентов. Самара, 1996. С.335-337.
127. Словарь иностранных слов русского языка / Под ред. И.В.Лехина, Ф.Н.Петрова. М.: ЮНИВЕС, 1995. 830 с.
128. Слонимский Ю.И. Драматургия балетного театра XIX века. М.: Искусство, 1977. 343 с.
129. Смирнов И.Н. Мордва: Историко-этнографические очерки. Т.1. Приволжская и булгарская группа. 4.2. (отдельный оттиск из X-XII т.). Казань: Типограф, имп. ун-та, 1895. 296 с.
130. Смирнов А.П. Очерки древней и средневековой истории народов Среднего Поволжья и Приуралья // МИА. 1952. N.28. 276 с.
131. Снежницкий Г.И. Мордовский праздник "Вермавы" (Вербного воскресенья) и "Верявы" // Пензенские Епархиальные ведомости. 1871. N.19-20. С.588-634.
132. Спрыгина Н.И. Одежда мордвы-мокши Краснослободского и Беднодемьянского уездов Пензенской губернии по материалам экспедиции 1925 года. Вып.З. Пенза, 1928.48 с.
133. Соболева Г. Мы пришли с планеты водной птицы // Молодежь Севера. 1994. N.ll. С.4.
134. Советский энциклопедический словарь. Изд. 2-е. М.: Сов. энциклопедия, 1983.1600 с.
135. Соловьева Г.И. Марийская народная резьба по дереву. Йошкар-Ола: Марийск. кн. изд-во, 1989. 134 с.
136. Степанов П.Д. Ош пандо. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1967.
212с.
137. Сураев-Королев Г.И. Мордовские народные песни. Саранск: Мордов. кн. изд-во. 1985. 344 с.
138. Тайлор Е.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. 573с.
139. Токарев С.А. Религиозные верования Восточно-славянских народов XIX - нач. XX века. М.: Изд-во АН СССР. 1957. 164 с.
140. Тотемизм // Энциклопедический словарь / Изд. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Т.ХХХШ А. СПб.: Типо-литография И.А.Ефрон, 1901. С.657.
141. Уральская В.И. Эстетические проблемы взаимовлияния народного и профессионального искусства (на материале хореографии). Автореф. дис....канд. филос. наук. Москва, 1969. 30 с.
142. Уральская В.И., Соколовский Ю.Е. Народная хореография. М.: Искусство, 1972. 71 с.
143. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. В 11 т. Т.4. Кн.1. Саранск: Мордов.кн. изд-во, 1967. 376 с.
144. Филатов С.В. От образного слова к выразительному движению. М.: NB Магистр, 1993.128 с.
145. Фирстов И.И. Основные виды кустарных промыслов в пореформенной Мордовии // Материальная и духовная культура в XIII-XX веках. Вып.62. Саранск, 1978. С.25-58.
146. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М.: Атеист, 1928. 529 с.
147. Фрезер Д.Д. Фольклор в Ветхом завете. М.: Политиздат, 1990. 542 с.
148. Фукс К. Записки о чувашах и черемисах // ЖМВД. T.XXXIV. 1839. N.10. С.208.
149. Фукс К. Поездка из Казани к мордве Казанской губернии в 1839 г. // ЖМВД. T.XXXIV. 1839. N.10. С.85-89.
150. Халиков А.Х. Волго-Камье в начале раннего железа (VIII-VI в. до н.э.). М.: Изд-во АН СССР, 1977. 262 с.
151. Цивилизованное развитие наций и межнациональных отношений. Саранск: НИИ регионологии при Мордов. ун-те, 1982. 48 с.
152. Чистов К.В. Обряд // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т.18. М.: Сов. энциклопедия, 1974. С.231.
153. Шахматов A.A. Мордовский этнографический сборник. С.-Пб.: Типограф, имп. Академ, наук, 1910. 848 с.
154. Шибаков Н.И. Степан Дмитриевич Эрьзя проблемы творчества. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1976. 160 с.
155. Шляпникова М.И. Теория и методика преподавания народносценического танца. М.: 1987. 26 с.
156. Шуляев А. Д. Жизнь и песня (Поэтическая система традиционной народной лирики мордвы). Саранск: Морд. кн. изд-во, 1986. 172 с.
157. Шумилова Э.И. Национальное в советском балете // Музыка и хореография современного балета. Сб. статей. Л.: Музыка, 1974. С.61-76.
158. Юшкин Ю.Ф. Мордовия. Народное искусство. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. 114 с.
159. Юрченков В.А. Соуминь модать лангса // Мокша. 1989. N4. С.84-87.
160. Яковлев Г. Религиозные обряды черемис. Казань, 1887г. С.47-49.
т
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.