Своеобразие и эволюция стиля В. Набокова: на материале сборников "Возвращение Чорба", "Соглядатай", "Весна в Фиальте" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Сверчкова, Анастасия Викторовна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 171
Оглавление диссертации кандидат наук Сверчкова, Анастасия Викторовна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ СТИЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ
ГЛАВА 2. «ПРЕЛОМЛЯЮЩЕ-УГЛУБЛЯЮЩАЯ» ПРИРОДА СТИЛЯ
В. НАБОКОВА В СБОРНИКЕ РАССКАЗОВ «ВОЗВРАЩЕНИЕ ЧОРБА»
ГЛАВА 3. УСЛОЖНЕНИЕ СТИЛЯ ПИСАТЕЛЯ В СБОРНИКАХ «СОГЛЯДАТАЙ» И «ВЕСНА В ФИАЛЬТЕ»: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «УГЛУБЛЯЮЩЕЙ» И «СОБИРАЮЩЕЙ» ТЕНДЕНЦИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Сборники рассказов В. Набокова "Возвращение Чорба" и "Соглядатай"2006 год, кандидат филологических наук Копосова, Любовь Владимировна
Цветопоэтика рассказов В.В. Набокова: семантика, функциональная значимость, роль в структуре текста2014 год, кандидат наук Суслов, Павел Андреевич
Проза поэта: лирические компоненты стиля В.Набокова: На материале сборника рассказов "Весна в Фиальте"2005 год, кандидат филологических наук Ким Юн Ен
Принципы повествования в рассказах В. Набокова2003 год, кандидат филологических наук Романовская, Ольга Евгеньевна
Поэтика сборника рассказов В. Набокова "Возвращение Чорба": 19302000 год, кандидат филологических наук Глобова, Юлия Львовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Своеобразие и эволюция стиля В. Набокова: на материале сборников "Возвращение Чорба", "Соглядатай", "Весна в Фиальте"»
ВВЕДЕНИЕ
В. Набокова по праву считают одной из ключевых фигур русской литературы XX века, ведь его творчество оказалось удивительно созвучно крайне непростому характеру ушедшего столетия, отмеченного рядом острейших потрясений. Это обстоятельство объясняет неиссякаемый интерес исследователей к личности писателя и его художественному наследию. Согласно библиографическим данным, в период с 1923 по первую половину 2000 года только на русском языке было опубликовано более двух с половиной тысяч печатных изданий, посвященных жизни и творчеству Набокова1. В их числе десятки монографий, сотни книг, журналов, статей. В наши дни этот перечень не перестает активно пополняться. Свидетельством сказанному могут служить, например, специализированные сборники научных статей, ежегодно выходящие в России и за рубежом на протяжении последнего десятилетия. Это «Набоковский вестник» и «Крымский набоковский научный сборник», публикуемые по результатам конференций в Санкт-Петербурге и Крыму, электронный журнал «NOJ / НОЖ: Nabokov Online Journal», созданный при поддержке университета Дальхаузи (Новая Шотландия), а также американские периодические издания «The Nabokovian» и «Nabokov Studies».
Однако в огромном корпусе работ, представленных в современном отечественном и западном набоковедении, в центре внимания авторов главным образом оказываются романы художника. А его рассказы, как правило, рассматриваются исследователями лишь в качестве дополнительного текста. Сказанное выше характерно даже для работ таких
2 3
авторитетных набоковедов наших дней, как П. Тамми, Дж. Фостер,
1 В. В. Набоков: (Библиогр. указат. лит., опубл. на рус. яз. в СССР, России, странах СНГ и гос. Балтии) / Авт.-сост. Г. Г. Мартынов, СПб., 2001. ,,,
2 Tammi P.' Problems of Nabokov's Poetics: A Narratological Analysis. ■ Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 1985.
3 Foster J. B. Nabokov's Art of Memory and European Modernism. Princeton, NJ: Princeton Univ. Press, 1993.
А. Мулярчик1, В. Александров2, Б. Аверин3, С. Давыдов4, которые зачастую обращаются к отдельным сириновским рассказам с целью иллюстрации тех или иных теоретических положений, отрабатываемых ими преимущественно на материале крупных произведений писателя.
Столь невнимательное отношение к малой прозе В. Набокова со стороны профессиональных литературоведов отчасти объясняется сложностью и многоплановостью тех вопросов и проблем, которые затрагивает романное творчество этого автора, первым обратившее на себя внимание ученых. Однако не менее серьезную роль в создании данной ситуации сыграло устойчивое мнение о «лабораторном» характере рассказов писателя, где он якобы опробовал различного рода стилистические приемы и сюжетные ходы, в «лучшем виде» воплотившиеся затем в его романах. Сложившееся не без влияния ранней эмигрантской критики, оно и сегодня находит своих активных сторонников. Например, в лице современной исследовательницы Ю. Глобовой, которая спустя семьдесят лет почти дословно воспроизводит в своей работе точку зрения М. Цетлина, утверждавшего в 1930-м году, что «рассказы Сирина несколько слабее его романов. Автор как будто делает в них опыты, экспериментирует»5. В своем диссертационном исследовании Глобова, в частности, пишет: «Именно отрабатывая структуру стилистических приемов и сюжетных ходов в ранних рассказах, писатель как бы начинает движение к большой жанровой форме - к роману»6. И далее: «Становление набоковской поэтики в рассказах 2 0-х годов целесообразно <...> рассмотреть, обращаясь к контексту русскоязычных романов писателя, создававшихся в это же время, где структурные категории предстают в более
1 Мулярчик А. С. Русская проза Владимира Набокова. М.: Изд-во Моск. ун-та., 1997.
2 Александров В. Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика. СПб., 1999.
3 Аверин Б. Дар Мнемозины: Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции. СПб., 2003.
4 Давыдов С. «Тексты-матрешки» Владимира Набокова. СПб., 2004.
5 Цетлин M. В. Сирин. Возвращение Чорба. Рассказы и стихи // В. В. Набоков: pro et contra: Личность и ,, , »,,. и , творчество В. Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология: Ч. 1.
«»'.'(VM СПб.,'1997. С. 218.^."'"' ¡/'>.«>"1"^ ' • >■'•„ ' 4 ■ '
6 Глобова Ю. Л. Поэтика сборника рассказов В.Набокова «Возвращение Чорба» (1930): дис. ... канд. филол. наук. 10.01.01. Самара, 2000. С. 3.
усовершенствованном1 и сплавленном в пределах одного произведения виде»2.
Аналогичного рода суждения встречаются у А. Долинина, который называет набоковские рассказы «творческой лабораторией», где художником отбираются характеры, тематические «узоры», средства изобразительности для будущих романов3.
При этом известно, что сам Набоков решительно опровергал суждения о второстепенной роли рассказа по отношению к роману, как в литературе вообще, так и в своем собственном творчестве. Он называл этот жанр «маленькой совершенной формой»: «У нее иной внешний вид, но она принадлежит к тому же виду, что и роман, и связана с ним несколькими предыдущими клайнами»4.
Кроме того, очень многие из русскоязычных рассказов писателя, вышедших первоначально в составе трех небезызвестных сборников «Возвращение Чорба», «Соглядатай» и «Весна в Фиальте», неоднократно переиздавались им впоследствии (в отличие, например, от ранних стихов, к которым Набоков относился весьма скептически)5. И это еще больше убеждает нас в принципиальной значимости данных произведений для самого художника, а значит, и для осмысления его творчества в целом.
Тем не менее, на сегодняшний день исследования рассказов Набокова-Сирина носят по большей части фрагментарный характер, т. е. ограничиваются анализом отдельных текстов или решением конкретных, узко поставленных задач. В основном это многочисленные статьи, содержащие частные наблюдения за теми или иными художественными
1 Здесь и далее, в том числе и в цитатах, выделения курсивом наши.
2 Глобова Ю. Поэтика сборника рассказов В. Набокова «Возвращение Чорба» (1930). С. 5.
3 Долинин А. Истинная жизнь писателя Сирина // Собр. соч. русского периода: В 5 т. СПб., 2000. Т. 1. С. 24.
4 Цит. по: Набоков В. В. Собр. соч. русского периода: В 5 т. СПб., 2000. Т. 1. С. 757.
5 См., напр., следующие англоязычные сборники, в формировании которых участвовал сам Набоков, j -• |i:,. v, v,,. , активно включая в них свои ранние рассказы: Nine Stories. Norfolk, Connecticut: New Directions, 1947;
'' '< - Nabokov's Dozen NY.: Doubleday," 1958; Nabokov's Quartet. NY.: Phaedra," 1966;'A Russian Beauty'and Other Stories. NY.; Toronto: McGraw-Hill, 1973; Tyrants Destroyed and Other Stories. NY.; Toronto: McGraw-Hill, 1975; Details of Sunset and Other Stories. NY.; Toronto: McGraw-Hill, 1976.
особенностями рассказовой прозы Набокова. В соответствии с затрагиваемой в них проблематикой, эти работы можно разделить на три группы.
Первую и наиболее обширную группу составляют исследования, посвященные анализу интертекстуальных связей набоковских рассказов с произведениями других авторов. В числе последних ученые называют в частности «Случай на мосту через совиный ручей» А. Бирса1, «Трус» Г. Мопассана2, «Крылья» М. Кузьмина3, «Тошнота» Ж.-П. Сартра4, миф об Орфее и Эвридике, изложенный в «Метаморфозах» Овидия5. Однако основной «реминисцентный код» (А. Злочевская) рассказов Набокова, по мнению литературоведов, образует творчество русских классиков — А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова. Об этом убедительно пишут, например, С. Давыдов6, В. Старк7, А. Асоян8, К. Басилашвили9, Д. Коннолли10, С. Козлова11, В. Шадурский12, Д. Барнстед13.
Авторы, входящие во вторую и тоже достаточно многочисленную группу, в большей мере сосредоточены на проблематике сириновских
1 См.: Телетова H. Владимир Набоков и его предшественники // В. В.Набоков: pro et contra. С.783-794.
2 См.: Shapiro G. "Podlets" Nabokova i "Trus" Mopassana // Revue des Eudes Slaves 72. nos. 1-2. 2000. 53-60.
3 См.: Сконечная О. Люди лунного света в русской прозе Набокова//Звезда. 1996. № 11. С.207-214; Миронова И. В. Интертекстуальная интерпретация поэтики имени в романе В. В. Набокова «Соглядатай» // Вестник ВолГУ. Сер. 9: Исследования молодых ученых. 2008. № 7. С. 53 -58.
4 См.: Johnson D. Barton "Terror": Pre-Texts and Post-Texts // A Small Alpine Form: Studies in Nabokov's Short Fiction / ed. by Ch. Nicol and G. Barabtarlo. N.Y.: Garland, 1993. P. 39-64; De Roeck G. L. "The Visit to the Museum": A Tour of Hell // A Small Alpine Form: Studies in Nabokov's Short Fiction / ed. by Ch. Nicol and G. Barabtarlo. N.Y.: Garland, 1993. P. 137-147.
5 См.: Larmour D. Orpheus and "Vozvrashchenie Chorba" // Studia Slavica, 1993. 38:3^. P. 373-377; Meyer P. Nabokov's Short Fiction // The Cambridge Companion to Nabokov / Ed. by J. W. Connolly. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2005. P. 119-135.
6 Давыдове. Набоков и Пушкин// Невское время. 20 июля 1991. 1. С. 4; Давыдове. «Пушкинские весы» В. Набокова // Искусство Ленинграда. 1991. №6. С.39-46.
7 Старк В. П. Пушкинский фон рассказа Набокова «Посещение музея» // Набоковский вестник. Вып. 1. Петербургские чтения. СПб.: Дорн., 1998. С.66-71.
8 Асоян А., Подкорытова Т. След пушкинской музы в рассказе В.Набокова «Весна в Фиальте» // Изв. Сиб. отд. РАН. История, филология и философия. 1992. Вып. 2. С. 52-58.
9 Басилашвили К. Роман Набокова «Соглядатай» // В. В. Набоков: Pro et contra. Т. 1. С. ...
10 Connolly J. W. Nabokov's (re)visions of Dostoevsky // Nabokov and His Fiction. New Perspectives / ed. by Julian W. Connolly. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1999. P. 141-158.
11 Козлова С. M. Утопия истины в новелле В.Набокова «Ultima Thule» // Изв. Алт. гос. ун-та. Барнаул, 1996. №2. С. 21-25.
12 Шадурский В. В. В. В. Набоков и А. П. Чехов. К проблеме межтекстовых связей // Набоковский вестник. WKi'i' Ww'.'- ■ Вып.1: Петербургские чтения.СПб.: Дорн., 1998. С.135-141. , .», ,
И) РФЬ ' " ' Barnstead J. A: Nabokov,' Kuzmin, Chekhov, and Gogol: Systems of Reference in "Lips to Lips" // Studies in Russian Literature in Honor of Vsevolod Setchkarev / Ed. by J. W. Connolly and S. I. Ketchian. Columbus: Slavica, 1986. P. 50-60.
12 3
рассказов. В статьях А. Мулярчика , Г. Барабтарло , Н. Артеменко-Толстой , М. Востриковой4, И. Толстого5, П. Мейер6, Л. Токер7, С. Маттерсона8 в качестве основных и наиболее характерных тем «русского» периода творчества писателя выделяются, например, темы эмиграции, России, Германии 1920-х годов, а также памяти, любви, творчества. При этом осмысление этих тем чаще всего осуществляется в историко-биографическом плане, в результате чего темы творчества Набокова отождествляются с «темами» его жизни (Г. Барабтарло), т. е. с реальными фактами и событиями биографии писателя.
Еще одна группа исследований представлена статьями, авторы которых фокусируют свое внимание на различных аспектах поэтики набоковских рассказов. Так, в работах М. Дмитровской9, Д. Бетея10, У. Эванса11,
1 ^ 1 | Л
С. Федякина , Е. Полевой , П. Суслова , С. Польской изучаются единичные образы и мотивы набоковской прозы. Среди них - образ-символ бабочки в «Рождестве», образ фокусника в «Картофельном Эльфе», мотив круга в одноименном рассказе, мотив сна в повести «Соглядатай» и др.
1 МулярчикА. С. Следуя за Набоковым // В. В. Набоков. Рассказы. Воспоминания. М.: Современник, 1991. С. 5-22.
2 Барабтарло Г. Троичное начало у Набокова. О движении набоковских тем // В. В. Набоков: Pro et contra. Т. 2. СПб.: РХГИ, 2001. С. 194-212.
3 Артеменко-Толстая Н. И. Германия. Немцы. Рассказы Владимира Набокова 20-30-х годов // Набоковский сборник. Вып.1. СПб., 1998. С. 54-60.
4 Вострикова М. А. В. Набоков в миниатюре: (Сборник рассказов «Возвращение Чорба») // Культурное наследие Российской эмиграции, 19171940: В 2 кн. Кн. 2. Т. 2. М., 1994. С. 146-160.
5 Толстой И. Рассказ В. Набокова «Лик»: Малая Вселенная // Грани. 1991. № 159. С. 147-156.
6 Meyer P. The German Theme in Nabokov's Work of the 1920s // A Small Alpine Form: Studies in Nabokov's Short Fiction / ed. by Ch. Nicol and G. Barabtarlo. N.Y.: Garland, 1993. P. 3-14; Meyer P. Nabokov's Short Fiction // The Cambridge Companion to Nabokov / Ed. by J. W. Connolly. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2005. P. 119-135.
7 Toker L. Nabokov's "Torpid Smoke" // Studies in Twentieth Century Literature. 1988. no. 12. P. 239-248.
8 Matterson S. Sprung from the Music Box of Memory: "Spring in Fialta" // A Small Alpine Form: Studies in Nabokov's Short Fiction / ed. by Ch. Nicol and G. Barabtarlo. N.Y.: Garland, 1993. P. 99-109.
9 Дмитровская M. Образная система, смысл названия и интертекстуальные связи рассказа В. Набокова «Тяжелый дым» // В. В. Набоков: Pro et contra. Т. 2. СПб.: РХГИ, 2002. С. 810-823.
10 Бетея Д. М. Изгнание как уход в кокон: Образ бабочки у Набокова и Бродского // Русская литература. 1991. №3. С. 167-175.
11 Evans W. The Conjuror in "The Potato Elf' //Nabokov's Fifth Arc: Nabokov and Others on His Life's Work / Ed. by Rivers, Edwin and Ch. Nicol. Austin: Univ. of Texas Press, 1982. P. 75-81.
12 Федякин С. P. Круг в рассказе «Круг» // Е.Замятин, А.Н.Толстой, А.Платонов, В.Набоков. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М.: Изд-во Моск. ун-та., 1997. С. 34—56.
13 Полева Е. А. Семантика сна в повести В. Набокова «Соглядатай» // Вестник ТГПУ. 2012. № 9. С. 133-138. -I j 14 Суслов П. А. «Меблированные комнаты, небытия» (Пространство смерти в рассказах В.Набокова) // Дч'ч V' ^i'V'" ' ' Вестник Удмуртского университета.' История и филология. 2012. Вып. 4. С. 38-^42. 1 1 "" ''<
13 Polsky S. Death and Immortality in Nabokov's "A Busy Man" //Nabokov Studies.Los Angeles, 1995. №2. P. 213-232.
Отдельные художественные приемы и принципы писателя - такие, как, например, прием остранения, принципы метаописания и театрализации повествования, шахматный принцип кодирования сюжета, - разбираются в статьях О. Ронена1, Н. Артеменко-Толстой2, А. Арьева3, Н. Позднякова4.
Исследование специфики повествовательной системы набоковских
5 6 7
текстов проводится в трудах Ю. Левина , М. Дымарского , Д. Коннолли , С. Туровской8, 3. Захаровой9, Е. Радько10, А. Баллард11.
Что же касается тех немногочисленных монографий, предметом целенаправленного изучения которых являются сириновские рассказы, то и в них внимание исследователей сосредоточивается, как правило, на анализе отдельных текстов (реже - сборников) и решении частных проблем набоковского творчества. К тому же они формулируются авторами либо слишком широко, либо, напротив, очень узко, не позволяя им в полной мере раскрыть вопрос о художественном своеобразии рассказов писателя. Это утверждение особенно справедливо в отношении работ западных литературоведов.
Так, в опубликованной в 1978 г. монографии М. Науманн-Туркевич «Blue Evenings in Berlin: Nabokov's Short Stories of the 1920's»12 сириновские
1 Ронен О. Пути Шкловского в «Путеводителе по Берлину» // Звезда. 1999. № 4. С. 164-172.
2 Артеменко-Толстая H. Рассказ В. Набокова-Сирина «Занятой человек» // В. В. Набоков: Pro et contra. T. 1. С.571-577.
3 Арьев А. Отражение в аспидной доске: о рассказах «Solus Rex» и «Ultima Thüle» Вл. Набокова // Rev. des études slaves. Paris, 2000. T. 72. Fasc. 3/4. P. 353-370.
4 Поздняков H. H. Особенности новеллистики Набокова // Крымский Набоковский научный сборник. Вып. 1-2. Симферополь: Крымский архив, 2001. С. 203-208.
5 Левин Ю. И. Биспациальность как инвариант поэтического мира В. Набокова // Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М.: Языки русской культуры, 1998. С. 323-392.
6 Дымарский М. Я. Deus ex texto, или Вторичная дискурсивность набоковской модели нарратива // В. В. Набоков : Pro et contra. T. 2. С. 236-260.
7 Connolly J. Nabokov and Narrative Point of View: The Case of "A Letter that Never Reached Russia" // Nabokov Studies. Los Angeles, 1, 1994. P. 9-20
8 Туровская С. Повествовательная стратегия рассказа В.Сирина «Хват»: К вопросу о психоаналитическом истолковании // Культура русской диаспоры. Таллинн, 2000. С. 62-75.
9 Захарова 3. В. Авторские стратегии и читательское восприятие. Рассказ В. Набокова «Пассажир»// Русская литературная классика XX века: В. Набоков, А. Платонов, Л. Леонов. Саратов, 2000. С. 56-64.
10 Радько Е. Художественное «детективное расследование» как организующий повествование структурный принцип (В. Набоков «Соглядатай») // Дергачевские чтения -2004: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: мат-лы Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 2004. С. 290-295.
и Баллард А. В,поисках рассказчика (Столкновение творческих сил в «Соглядатае» Набокова) // Новый •филологический вестник. 2008. '№L Т. 6. С. 2-9. ' '•«■r'W " * V' ! г 1 Ч - V« ""v
12 Naumann-Turkevitch M. Blue Evenings in Berlin: Nabokov's Short Stories of the 1920's. N.Y.: New York Univ. Press, 1978.
рассказы 1920-х годов рассматриваются с точки зрения воплотившегося в них художественного метода, отталкиваясь от которого, исследовательница предлагает отнюдь не бесспорную их классификацию. Она выделяет реалистические, символические и символико-реалистические произведения. При этом критерии для отнесения того или иного рассказа в конкретную группу подчас производят впечатление случайных и не всегда обоснованных. В их числе может оказаться, например, четко обозначенная в тексте эстетическая позиция одного из героев1, что представляется нам не вполне правомерным. Касаясь поэтики анализируемых текстов, Науманн-Туркевич ограничивается преимущественно общими замечаниями, указывая на их точную детализацию, яркую образность и «поэтичность» языка.
Предметом изучения книги одного из самых известных набоковедов наших дней Д. Коннолли «Nabokov's Early Fiction: Patterns of Self and Other» явилось, в свою очередь, развитие темы двойничества в рассказах художника 1920-1930-х годов. Ученый показывает, как на разных этапах творческого пути на первый план у Набокова последовательно выступают тема утраты
л
(или «предельной поглощенности отсутствующим другим»), тема отчужденности от своего «я» и окружающей мира, тема «взгляда со стороны» и, наконец, тема фактического раздвоения героя на «персонажное» и «авторское» «я». Особое внимание при этом Коннолли уделяет повествовательной системе рассматриваемых текстов. Построенная на совмещении различных голосов и точек зрения, она ярче всего, по мнению автора, отражает расщепленное сознание набоковских героев-протагонистов. Проводя параллель между произведениями Ф. Достоевского и В. Набокова, Коннолли, однако, оставляет в стороне вопрос о специфике именно набоковской модели нарратива.
Попытки вписать рассказы Набокова-Сирина в русскую литературную традицию и представить их автора как наследника А. Чехова и соперника
Ч* 1 В частности, ^заявление персонажа-писателя о том, что жизнь (реальность) превосходит искусство,
¡'i^'h ' ' * позволяет литературоведу определить рассказ «Пассажир» как реалистический. * * '
2 Connolly J. W. Nabokov's Early Fiction: Patterns of Self and Other. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1992.
3 Ibid. P. 3.
И. Бунина определили направление научного поиска М. Шраера в его книге «The World of Nabokov's Stories»1. Однако зачастую анализ параллелей между произведениями названных художников сводится ученым к выявлению заимствований и перекличек (образов, мотивов, тем, формальных приемов) в текстах Набокова, что не вполне соответствует заявленной проблематике и, соответственно, не позволяет автору до конца ответить на вопрос, в чем же собственно уникальность этого художника на фоне предшествующей традиции и современной ему литературы.
Первые шаги на пути системного изучения поэтики малой прозы Набокова, а также раскрытия ее своеобразия, предпринимаются в трудах отечественных филологов. Это диссертационные исследования Ю. Глобовой
л
«Поэтика сборника рассказов В. Набокова "Возвращение Чорба" : 1930» , И. Карпович «Сборник рассказов В. В. Набокова "Весна в Фиальте": Поэтика целого и интертекстуальные связи»3, Е. Кима «Проза поэта: лирические компоненты стиля В.Набокова»4, JI. Колосовой «Сборники рассказов В. Набокова "Возвращение Чорба" и "Соглядатай"»5. Что характерно - все они появились совсем недавно, в 2000-е годы на фоне обостренного интереса к творчеству писателя в отечественном литературоведении.
Несмотря на заявленный предмет исследования, объединяющий названные работы, - проблемы циклообразования сборников, в них содержатся не только ценные наблюдения за принципами объединения рассказов в отдельные книги, но и некоторые весьма точные замечания относительно своеобразия их художественной формы.
Определяющими чертами поэтики рассказов «Возвращения Чорба» и «Соглядатая» учеными небезосновательно называются, в частности,
Shrayer М. D. The World of Nabokovs Stories. Austen, 1999. Отдельные главы этой книги, переведенные на русский язык, вышли в составе книги: Шраер М. Набоков: Темы и вариации. СПб.: Акад. проект, 2000.
2 Глобова Ю. Л. Поэтика сборника рассказов В. Набокова «Возвращение Чорба» (1930).
3 Карпович И. Е. Сборник рассказов В.В.Набокова «Весна в Фиальте»: Поэтика целого и интертекстуальные связи : дис.... канд. филол. наук : 10.01.01. Барнаул, 2000.
Ким Е. Ю. Проза поэта: лирические компоненты стиля В. Набокова (на материале сборника рассказов «Весна в Фиальте») : дис. . . . канд. филол. наук : 10.01.01. Москва, 2005. ' "" "
5 Колосова Л. В. Сборники рассказов В. Набокова «Возвращение Чорба» и «Соглядатай»: дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01. СПб., 2006.
многомерная (а точнее - «биспациальная») природа их художественного мира, организованного по принципу «семантических качелей»1 (Ю. Глобова), «антифоновый» принцип композиции, когда «рифмуются» контрастные образы, детали, ситуации, случайность как организующая сила событий в сюжете (Л. Колосова).
В свою очередь, рассказы «Весны в Фиальте» отличает, по мнению исследователей, развернутый интертекстуальный фон, акцентирование «сделанности» ряда произведений (И. Карпович), а также активное использование автором поэтических приемов в ткани прозы - метризация определенных фрагментов текста, «рифмование» мотивов и образов, звуковые повторы (Ю. Ким).
Но при всей глубине анализа и ценности замечаний, сделанных литературоведами, необходимо отметить, что задача целенаправленного и систематического изучения поэтики набоковских рассказов решена ими далеко не полностью (она, собственно, и не ставилась). Практически вне области исследовательских интересов остаются пространственная организация произведений сборников «Соглядатай» и «Весна в Фиальте», а также их композиция и сюжет. Крайне мало внимания в приведенных трудах уделяется повествовательной системе рассказов всех трех сборников. Не изучена их речевая ткань и образная система (особенно это касается сборников «Возвращение Чорба» и «Соглядатай»).
А самое главное ни в одной из названных нами работ не затрагивается проблема эволюции набоковской стилевой формы2, которая на протяжении
1 Термины «биспациальность» (букв, «двупространственность») и «семантические качели», означающий плавные, подчас незаметные для читателя, переходы от одной реальности к другой, Ю. Глобова заимствует у Ю. Левина, у которого данные понятия разрабатываются на примере романов Набокова.
2 Представленное в заключении диссертации утверждение Л. Колосовой о том, что «малая проза Набокова, безусловно, на протяжении десяти лет, отделяющих сборники "Возвращение Чорба" и "Соглядатай", претерпела эволюцию» [138], представляется нам по большей части декларативным, поскольку основывается на наблюдениях не за поэтикой рассказов, а за их проблематикой (так, в рассказах «Соглядатая» впервые, по мысли исследовательницы, поднимаются проблемы «множественности "я"» и
- «ветвистости жизни»). Причем возникает это утверждение, подчеркнем, лишь в самом конце работы и
1' Д подкрепляется «вдогонку» замечанием: «Во втором сборнике, открывающемся знаменующим в творчестве
Набокова переход • к новой поэтике "Соглядатаем", писательзанят' иными "проблемами, нежели' в первом» [Там же]. В чем суть этого «перехода» Л. Колосовой не указывается (См.: Колосова Л. В. Сборники рассказов В. Набокова «Возвращение Чорба» и «Соглядатай». С. 138). Вот почему мы настаиваем, что
11
почти пятнадцати лет «русского периода» творчества писателя, безусловно, претерпевала изменения, что априорно признается сегодня многими набоковедами1. Это происходит в основном в силу иных целей и задач, а также из-за того, что сборники рассказов рассматриваются учеными в основном по отдельности.
Итак, повышенный интерес к творчеству В. Набокова, наблюдаемый со стороны профессиональных литературоведов и широкой культурной общественности на протяжении уже многих десятилетий и особенно обострившийся в последнее время , с одной стороны, и необходимость более полного и всестороннего изучения поэтики рассказов писателя - с другой, определили актуальность настоящего исследования.
Цель исследования — раскрыть своеобразие индивидуального авторского стиля в рассказах В. Набокова 1920-1930-х годов и проследить его эволюцию.
Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:
1) рассмотреть основные концепции стиля, существующие в отечественном и зарубежном литературоведении;
2) провести комплексный анализ поэтики набоковских рассказов 1920— 1930-х годов в свете «преломляюще-проясняющей» концепции стиля писателя;
3) обозначить ведущие стилевые тенденции, воплотившиеся в рассказах анализируемых сборников и определившие специфику их художественной формы;
% Т/'/Л
проблема эволюции набоковской стилевой формы, воплотившейся в рассказах писателя, ранее не рассматривалась.
1 См , напр : Дарк О. Примечания // Набоков В. В. Собр. соч : В 4 Т. Т. 1. М , 1990. С. 414-415; Долинин А Истинная жизнь писателя Сирина // Собр. соч. русского периода: В 5 т. СПб, 2000. Т. 1. С. 24; Копосова Л. В Сборники рассказов В. Набокова «Возвращение Чорба» и «Соглядатай». С. 138.
2 Действительно, именно на протяжении последнего десятилетия изучение творчества В. Набокова в отечественном литературоведении идет в особенно активном режиме. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации в упомянутых нами ранее сборниках научных трудов, а также диссертационные исследования, в больших количествах выходящие в это время (диссертации, посвященные изучению сириновских рассказов, лишь малая часть вершины айсберга под названием «набоковиана 2000-х годов»). Заметим также, что росту1 внимания к творчеству художника в" последние годы не'мог не способствовать выход в издательстве «Азбука» в 2010 г. его последнего неоконченнго романа «Лаура и ее оригинал».
4) выявить изменения в структуре индивидуального стиля писателя.
Материалом исследования послужили рассказы В. Набокова 1920-1930-х годов, вошедшие в сборники «Возвращение Чорба», «Соглядатай», «Весна в Фиальте».
Объект исследования - стиль трех сборников рассказов В. Набокова «Возвращение Чорба», «Соглядатай» и «Весна в Фиальте».
Предмет исследования — конкретные стилевые стратегии, применяемые художником для воплощения своего специфического видения и понимания мира в рассказах 1920-1930-х годов.
Методологическую основу диссертации составляют труды В. Жирмунского1, Ю. Тынянова2, Б. Эйхенбаума3, М. Бахтина4, Д. Лихачева5, а также исследования А. Соколова6, Н. Гея7, М. Гиршмана8 и В. Эйдиновой9, разрабатывающие концепцию стиля как основного художественного закона творчества писателя. Претворяясь в его поэтике, он «образует в ней ряд частных закономерностей и целостно воплощает органичное для художника и отзывающееся в каждом из нас эстетическое содержание»10.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Роман Владимира Набокова "Bend Sinister": Анализ мотивов1999 год, кандидат филологических наук Шергин, Виктор Станиславович
Однофункциональные предикаты, их типы и роль в прозе В. Набокова2001 год, кандидат филологических наук Бабаева, Карина Басировна
Сборник рассказов В. В. Набокова "Весна в Фиальте": Поэтика целого и интертекстуальные связи2000 год, кандидат филологических наук Карпович, Ирина Евгеньевна
Творчество В. В. Набокова и традиции литературы романтической эпохи ("Защита Лужина", "Приглашение на казнь")2002 год, кандидат филологических наук Карпов, Николай Александрович
Экспрессивные фонетико-графические средства в прозе В. Набокова2000 год, кандидат филологических наук Титов, Олег Анатольевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сверчкова, Анастасия Викторовна, 2013 год
ЛИТЕРАТУРА
1. Набоков, В. Другие берега / В. Набоков // В. Набоков. Воспоминания. Рассказы. - М.: Современник, 1991. - 653 с.
2. Набоков, В. Интервью Альфреду Аппелю / В. Набоков // Набоков Владимир. Собр. соч. амер. периода: В 5 т. - Т. 3. - СПб., 1999. - С. 605-606.
3. Набоков, В. Лекции по зарубежной литературе / Пер. с англ. под ред. Харитонова В. А.; предисл. Битова А. Г. - М.: Изд-во Независимая Газета, 1998. - 512 с. - (Серия «Литературоведение»). - Прил. : Набоков В. В. «Мигель да Сервантес Сааведра».
4. Набоков, В. Лекции по русской литературе / В. Набоков; пер. с англ. Антонов С. В.; предисл. Ив. Толстого. - М.: Независимая Газета, 1998. - 440 с. -(Литературоведение).
5. Набоков, В. Рассказы. Воспоминания / В. Набоков. - М.: Современник, 1991.-653 с.
6. Набоков, В. В. Собрание сочинений русского периода: В 5 т. / В. В. Набоков (В. Сирин); сост. Н. И. Артеменко-Толстая; предисл.
A. А. Долинин. - Переизд. - СПб.: Симпозиум, 2000-2002.
7. Абашев, В. В. Осоргин и Набоков: Вероятность встречи /
B. В. Абашев // Михаил Осоргин: Жизнь и творчество. - Пермь, 1994.-С. 28-37.
8. Аверин, Б. В. Дар Мнемозины: Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции / Б. В. Аверин. - СПб.: Амфора, 2003. - 399 с.
9. Автономова, Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках / Н. С. Автономова. - М.: Наука, 1977. - 137 с.
10. Александров, В. Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика / Владимир Александров; пер. с англ. Н. А. Анастасьева. — СПб.: Алетейя, 1999.-320 с.
11. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - 3-е изд., перераб: и доп., (ГРИФ). - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 608 с.
12. Анастасьев, Н. Владимир Набоков. Одинокий король / Николай Анастасьев. - М.: Центрполиграф, 2002. - 525 с.
13. Андреев, Н. Сирин / Н. Андреев // В. В. Набоков: Pro et contra / Сост. Б. Аверин. - Т. 1. - СПб.: РХГИ, 1997. - С. 220-230.
14. Апресян, Ю. Д. Роман «Дар» в космосе В. Набокова / Ю. Д. Апресян // Известия Рос. АН. Сер. Лит. и яз. - 1995. - Т.54. - № 3. - С.3-18.
15. Аристотель. Риторика. Поэтика / Пер. с греч. класс. О. П. Цыбенко; послесл. В. Н. Маров. - М.: Лабиринт, 2000. - 221 с.
16. Арьев, А. И сны, и явь. (О смысле литературно-философской позиции В. В. Набокова) / А. Арьев // Звезда. - 1999. - № 4. - С. 204-213.
17. Барабтарло, Г. А. Сочинение Набокова / Г. А. Барабтарло. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. - 464 с.
18. Барт, Р. Нулевая степень письма / Ролан Барт // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с франц., сост., вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: ИГ Прогресс, 2000. - С.50-96.
19. Басилашвили, К. Роман Набокова «Соглядатай» / Ксения Басилашвили // В. В. Набоков: Pro et contra / Сост. Б. Аверин.-Т. 1.-СПб.:РХЩ 1997.-С. 806-314.
20. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. - М.: Худож. лит., 1975. - 504 с.
21. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М.: Худож. лит., 1979. - 640 с.
22. Белоусова, Е. Г. «Мерцающая» поэтика романа В. Набокова «Машенька» / Е. Г. Белоусова // Проблемы изучения литературы: исторические, культурологические, теоретические и методические подходы: Сб. науч. тр. -Челябинск, 2004. - Вып. 6. - С. 56-64.
23. Белоусова, Е. Г. Русская проза рубежа 1920-1930-х годов: кристаллизация стиля (И. Бунин, В. Набоков, М. Горький, А. Платонов): монография / Е. Г. Белоусова. — Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. - 272 с.
\ \ ' '
24. Белоусова, Е. Г. Сказочный ключ к «Волшебнику» В. Набокова / Е. Г. Белоусова // Вестник Челяб. гос. ун-та. - 2012. - № 21 (275). - Филология. Искусствоведение. - Вып. 68. - С. 15-21.
25. Белоусова, Е. Г. Стилевая интенсификация в русской прозе рубежа 1920-1930-х годов: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01 / Е. Г. Белоусова. - Екатеринбург, 2007. - 38 с.
26. Белоусова, Е. Г. Принцип «сдвига» как стилевая доминанта «Защиты Лужина» В. Набокова / Е. Г. Белоусова // Вестник Воронеж, гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. - 2004. - № 1. - С. 8-13.
27. Берберова, Н. Набоков и его «Лолита» / Н. Берберова // В. В. Набоков: Pro et contra / Сост. Б. Аверин. - Т. 1. - СПб. : РХГИ, 1997. - С. 284-307.
28. Бицилли, П. М. Возрождение аллегории / П. В. Бицилли // Классик без ретуши: Лит. мир о творчестве Владимира Набокова. -М.: НЛО,2000.-С. 208-219.
29. Бицилли, П. В. Сирин «Приглашение на казнь». - Его же. «Соглядатай». Париж, 1938 / П. В. Бицилли // В. В. Набоков: Pro et contra / Сост. Б. Аверин. - Т. 1. - СПб.: РХГИ, 1997. - С. 251-254.
30. Бицилли, П. М. [В. Сирин] / П. М. Бицилли // Русская речь. - М., 1994. -№ 2. - С. 41^4. - (Рецензия 1939 г.).
31. Бойд, Б. В. Набоков. Русские годы: Биография / Брайан Бойд; пер. с англ. Г. Лапиной. - СПб.: Симпозиум, 2010. - 695 е., 12 л. ил.
32. Борев, Ю. Б. Художественный стиль, метод и направление / Ю. Б. Борев // Теория литературных стилей: Современные аспекты изучения. — M., 1982.-С. 76-91.
33. Бронникова, Е. В. «Вечер у Клэр» Г. Газданова и «Чевенгур»
A. Платонова: Опыт стилевого сопоставления: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Бронникова Елена Вячеславовна. - Челябинск, 2010.- 170 с.
34. Букс, Н. Оперные призраки в романах В. Набокова / Н. Букс //
B. В. Набоков: Pro et contra. - T. 2. - СПб.: РХГИ, 2002. - С. 328-344.
35. Букс, Н. Роман-оборотень:,О «Даре» В. Набокова / Нора Букс // Cahiers
it" 1 »«''»JV ' * ('i ' i < , <"" , ч! ' i ¡i i ' « »/• ' ■> ' ' :
du monde russe et sovietique. - 1990. - Vol. 31. - № 4. - P. 587-624.
36. Букс, Н. Эшафот в хрустальном дворце: О русских романах В. Набокова / Нора Букс. - М.: Новое литературное обозрение, 1998. — 208 с. — (Научная б-ка ; вып. 13).
37. В. В. Набоков: Pro et contra: в 2 т.: Т. 1. Личность и творчество В. Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология / Сост. Б. Аверин; коммент. Е. Белодубровского; отв. ред. Д. К. Бурлака. - СПб.: РХГИ, 1997. - 975 е., 1 л. портр. - (Русский путь).
38. В. В. Набоков: Pro et contra: в 2 т.: Т. 2. Личность и творчество В. Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология / Сост. Б. Аверин; библиогр. С. А. Антонова. - СПб.: РХГИ, 2001. -1064 е., 1 л. портр. - (Русский путь).
39. Васильев, Г. К. Страница из рассказа В. Набокова «Весна в Фиальте»: Опыт лингвистическою анализа/Г. К. Васильев//Филол. науки.-1991. -№ 3. -С. 33-40.
40. Вейдле, В. В. Сирин. «Отчаяние» / В. В. Вейдле // В. В. Набоков: Pro et contra / Сост. Б. Аверин. - Т. 1. - СПб.: РХГИ, 1997. - С. 242-243.
41. Вельфлин, Г. Основные понятия истории искусств / Г. Вельфлин. — СПб.: МИФРИЛ, 1994. - 427 с.
42. Виноградов, В. В. О языке художественной литературы / В. В. Виноградов. -М.: Гослитиздат, 1959. - С. 84-166.
43. Вострикова, М. Проза В. Набокова 20-х годов (становление поэтики): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 /М. Вострикова. -М., 1995. -22 с.
44. Гаспаров, Б. М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX века / Б. М. Гаспаров. - М.: Наука, 1994. - 304 с.
45. Гачев, Г. Д. Содержательность художественных форм (Эпос, Лирика, Театр) / Г. Д. Гачев. - М., 1968. - 296 с.
46. Гегель, Г. В. Эстетика: В 4-х т.: Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. М. Лифшица. - М.: Искусство, 1968. Т. 1. - 312 с.
47. Гете, И. В. Собр. соч.: в 10-ти томах / Под ред. А. А. Аникста. - М.: Худож. лит-ра, 1980., , ч ,.
,» i ,,, ,» ч, í, , ,, \>>!( ■ , . ■ * ц / , ■ м, , f, ; , м
i \ * "
48. Гиршман, М. М. Изучение диалектики общего и индивидуального в стиле / М. М. Гиршман // Теория литературных стилей: Современные аспекты изучения. - М.: Наука, 1982. - С. 7-19.
49. Гиршман, М. М. Литературное произведение: теория художественной целостности / Донецкий нац. ун-т. - М.: Языки славянской культуры, 2002.-582 с.
50. Глобова, Ю. Л. Поэтика сборника рассказов В. Набокова «Возвращение Чорба» (1930): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Ю. Л. Глобова. -Самара, 2000. - 22 с.
51. Гришакова, М. Визуальная поэтика В. Набокова / Марина Гришакова // Новое литературное обозрение. - 2002. - № 54. - С. 205-228.
52. Давыдов, С. «Тексты-матрешки» Владимира Набокова / Сергей Давыдов / Под ред. М. П. Соболева. - СПб.: Кирцидели, 2004. - 158 с.
53. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. / В. И. Даль. Под ред. И. А. Бодуэна де Куртенэ. - М. : Цитадель, 1998.-Т.4.-599с.
54. Дарк, О. И. Загадка Сирина (Ранний Набоков в кружке «первой волны» русской эмиграции) // Вопросы литературы. 1990. - №3. - С. 243-257.
55. Дмитровская, М. А. «Стрела, попавшая в цель» (телеология В. Набокова и Г. Газданова) / М. А. Дмитровская; Калинингр. гос. ун-т // Газданов и мировая культура. - Калиниград, 2000. - С. 103-116.
56. Долинин, А. «Двойное время» у Набокова (От «Дара» к «Лолите») / Александр Долинин // Пути и миражи русской культуры. - СПб.: Северо-Запад, 1994.-С. 283-322.
57. Долинин, А. Истинная жизнь писателя Сирина / Александр Долинин // Набоков В. (Сирин В.). Собр. соч. русского периода в 5 т. - СПб.: Симпозиум, 2000.-Т. 1.-С. 9-25.
58. Долинин, А. Истинная жизнь писателя Сирина: от «Соглядатая» к «Отчаянию» // Набоков В. (Сирин В.). Собр. соч. русского периода в 5 т. - СПб.: Симпозиум, 2000. -Т. 3. - С. 9-41.
59. Долинин, А. А. Поглядим на арлекинов. Штрихи, , к портрету В. Набокова // Литературное обозрение. - 1988. - № 9. - С. 15-20.
60. Долинин, А. Цветная спираль Набокова / Александр Долинин // Набоков В. В. Рассказы. Приглашение на казнь: Роман. Эссе, интервью, рецензии. - М.: Логос, 1989. - С. 438-469.
61. Дымарский, М. Я. Deus ex texto, или Вторичная дискурсивность набоковской модели нарратива / М. Дымарский // В. В. Набоков: Pro et contra. — Т. 2. / Сост. Б. В. Аверин. - СПб.: РХГИ, 2001. - С. 236-260.
62. Дымарский, М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст: На материале русской прозы XIX-XX вв. / М. Я. Дымарский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 328 с.
63. Ерофеев, В. Русский метароман Владимира Набокова, или В поисках потерянного рая / Виктор Ерофеев // Вопросы литературы. -1988.-№ 10.-С. 125-160.
64. Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения /
A. Б. Есин. -М.: Прогресс, 1998. - 190 с.
65. Есин, А. Б. Стиль / А. Б. Есин // Введение в литературоведениея: учеб. для студ. / Под. ред. Л. Чернец. - М., 2004. - С. 488-499.
66. Жирмунский, В. М. Валерий Брюсов и наследие Пушкина. Опыт сравнительно-стилистического исследования / В. М. Жирмунский // Он же. Поэтика русской поэзии. - СПб.: Азбука-классика, 2001. - С. 198-281.
67. Жирмунский, В. М. Введение в литературоведение. Курс лекций /
B. М. Жирмунский. - СПб., 1996. - 440 с.
68. Жирмунский, В. М. Задачи поэтики / В. М. Жирмунский // Он же. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л., 1977. - С. 15-55.
69. Зайцева, Ю. Ю. Мотив зеркала в художественной системе В. Набокова (на материале русской прозы): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Зайцева Юлия Юрьевна. - Пермь, 2004. - 22 с.
70. Закс, Л. А. Лицо субъективности: Мироощущение как означаемое стиля / Л. А. Закс // Лицо и стиль: Сб. науч. ст., поев, юбилею проф. В. В. Эйдиновой. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2009. - С. 7-39.
71. Заманская,, В. Экзистенциальное сознание и пути его .стилевого
' у', i ^ M« v < \ и i « 1 ' < V , "
воплощения в русской и запдноевропейской литературе первой трети XX века /
В. Заманская // XX век. Литература. Стиль: Стилевые закономерности русской литературы XX века (1900-1950). Вып. 3. - Екатеринбург, 1998. - С. 19-28.
72. Захарова, 3. В. Авторские стратегии и читательское восприятие. Рассказ В. Набокова «Пассажир» / 3. В. Захарова // Русская литературная классика XX века: В. Набоков, А. Платонов, Л. Леонов. - Саратов, 2000. - С. 56-64.
73. Зверев, А. М. Набоков / А. М. Зверев. - М.: Мол. гвардия, 2004. - 2-е изд. - 453, [11] с. : ил. - (Жизнь замечат. людей: Сер. биогр.; Вып. 903).
74. Злочевская, А. В. Поэтика Владимира Набокова: Новации и традиции / А. В. Злочевская // Русская литература. - 2000. - № 1. - С. 41-62.
75. Злочевская, А. В. Художественный мир Владимира Набокова и русская литература XIX века / А. В. Злочевская. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. - 185 с.
76. Злочевская, А. В. Эстетические новации Владимира Набокова в контексте традиции русской классической литературы / А. В. Злочевская // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. - 1997. - № 4. - С. 9-19.
77. Зуева, Р. С. Окказиональные сложные прилагательные со значением цвета в прозе И. Бунина / Р. С. Зуева // Исследования по стилистике художественной речи. - Алма-Ата, 1984. - С. 24-35.
78. Империя N. Набоков и наследники. Сб. ст. / Ред.-сост. Ю. Левинг, Е. Сошкин. - М. : Новое литер, обозр., 2006. - 544 с.
79. Кайзер, В. Язык художественной литературы / В. Кайзер // Н. Д. Тамарченко. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия для студ. филол. фак-тов. - М.: РГГУ, 1999. - С. 369-370.
80. Кантор, М. Бремя памяти (о Сирине) / М. Кантор // Классик без ретуши: Лит. мир о творчестве Владимира Набокова. - М: НЛО,2000.-С. 199-202.
81. Карпович, И. Е. Сборник рассказов В. В. Набокова «Весна в Фиальте»: Поэтика целого и интертекстуальные связи: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Карпович Ирина Евгеньевна. - Барнаул, 2000. - 217 с.
82. Категории поэтики в смене литературных эпох / С. С. Аверинцев [и др.] // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М.: Наследие, 1994. - С. 3-38.
83. Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова: Критические отзывы, эссе, пародии / Под общей редакцией Н. Г. Мельникова; сост., подгот. текста Н. Г. Мельникова, О. А. Коростелева. — М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 688 с.
84. Ковалев, В. А. Многообразие стилей в советской литературе / В. А. Ковалев. - М.- Л., 1965. - 142 с.
85. Кожинов, В. В. Введение / В. В. Кожинов // Смена литературных стилей. На материале русской литературы XIX- XX веков. - М., 1974. - С. 3-17.
86. Кожинов, В. В. Жанр литературный / В. В. Кожинов // Краткая литературная энциклопедия:В 9т.-Т. 2.-М: Совет, энциклопедия, 1964.-С. 914-917.
87. Коннолли, Дж. В. «Terra incognita» и «Приглашение на казнь» Набокова: борьба за свободу воображения // В. В. Набоков: Pro et contra / Сост. Б. Аверин. - Т. 1. - СПб.: РХГИ, 1997. - С. 354-363.
88. Колосова, Л. В. Сборники рассказов Набокова «Возвращение Чорба» и «Соглядатай»: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 /Копосова Любовь Владимировна. - СПб., 2006. - 158 с.
89. Косиков, Г. К. Ролан Барт - семиолог, литературовед / Г. Косиков // Р. Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Сост., общ. ред., вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989. - С. 3^15.
90. Крапивенский, С. Э. Социальная философия: уч-к для гуманит.-соц. специальностей высших учебных заведений / С. Э. Крапивенский. - 3-е изд., испр. и доп. - Волгоград: Комитет по печати, 1996. - 352 с.
91. Крутикова, Л. В. «...В этом злом и прекрасном мире...» / Л. В. Крутикова // И. А. Бунин: Pro et contra. - СПб.: РХГИ, 2001. - С. 479-507.
92. Крымский набоковский научный сборник. Вып. 3. Проблемы синтеза в культуре / Ред. С. О. Курьянов, И. М. Богоявленская. - Симферополь: Крымский Архив, 2003. - 144 с.
93. Левин, Ю. И. Зеркало как потенциальный семиотический объект / Ю. И. Левин // Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. - М.: Языки русской культуры, 1998. - С. 559-578.
94. Левин, Ю. И. О прозе. Вл. Набоков / Ю. И. Левин// Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. -М: Языки русской культуры, 1998.-С. 279-392.
95. Левин, Ю. И. Биспациальность как инвариант поэтического мира В. Набокова / Ю. И. Левин // Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. - М.: Языки русской культуры, 1998. - С. 323-392.
96. Левинг, Ю. Мир рассказов Набокова / Юрий Левинг // Литературное обозрение. - 1999. - № 4. - С. 91-92.
97. Лейдерман, Н. Л. Движение времени и законы жанра: Жанровые закономерности развития советской прозы 60—70-х годов / Н. Л. Лейдерман. — Свердловск: Сред.-урал. кн. изд-во, 1982. - 254 с.
98. Лейдерман, Н. Л., Скрипова, О. А. Стиль литературного произведения. (Теория. Практикум) / Н. Л. Лейдерман, О. А. Скрипова и др. - Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2004. - 184 с.
99. Липовецкий, М. Эпилог русского модернизма (Художественная философия в «Даре») / МаркЛиповецкий//Вопрсюылитера1уры.-1994.-№3.-С.72-95.
100. Лихачев, Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков / Д. С. Лихачев. - 3-е изд. -СПб.: Наука, 1998.-206с.:поргр.-(Б-камеждунар. лит. фонда).
101. Лихачев, Д. С. Человек в литературе Древней Руси / Д. С. Лихачев. -М.-Л.: Изд-во АНСССР, 1958. - 186 с.
102. Лосев, А. Ф. Теория художественного стиля / А. Ф. Лосев // Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. - Киев: Collegium, Киевская Акад. Евробизнеса, 1994. - 288 с.
103. Люксембург, А. М. Отражения отражений: Творчество Владимира Набокова в зеркале литературной критики / А. М. Люксембург; Рост. гос. ун-т. -Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2004. - 639 с.
104. Люксембург, A.M. Амбивалентность как свойство набоковской игровой поэтики / А. М. Люксембург // Набоковский вестник. - Вып.1. - СПб., 1998.-С. 16-25.
,- Л05. Люксембург, A:MV,.»Коварный»;,конструктору,игровых^^структур:,
a^'jl К *1 ' < , ' , » i ' '' ' ' ' ' '
Организация набоковского метатекста в свете теории игровой поэтики /
А. М. Люксембург // Набоковский сборник: Искусство как прием. -Калининград, 2001. - С. 3-19.
Юб.Макаричева, Н. А. Экзистенциальные «уроки» Ф.М.Достоевского в творчестве Л. Андреева и В. Набокова / Н. А. Макаричева. - Магнитогорск: Изд-во Магнитог. гос. ун-та, 2002. - 59 с.
107.Манеев, М. Заметки о стиле Сирина / Михаил Манеев // Логос. - 1999. -№ 11/12 (21).-С. 87-115.
108.Маркевич, Г. Стиль литературного текста и его исследование / Г. Маркевич // Маркевич Г. Основные проблемы науки о литературе / пер. с польск., ред. и предисл. М. Я. Полякова. - М.: Прогресс, 1980. - С. 113-137.
109. Матвеева, Ю. Стилевая «незавершенность» и способы эстетического «завершения» в мире Гайто Газданова / Ю. Матвеева // XX век. Литература. Стиль: Стилевые закономерности русской литературы (1900-1930). Вып. 2. — Екатеринбург, 1996. - С. 73-80.
110. Медарич, М. Владимир Набоков и роман XX столетия / Магдалена Медарич // В. В. Набоков: Pro et contra / Сост. Б. Аверин. - Т. 1. - СПб.: РХГИ, 1997.-С. 457—458.
111. Мейер, П. Найдите, что спрятал матрос: «Бледный огонь» Владимира Набокова / Присцилла Мейер; пер. с англ. М. Э. Маликовой. -М.: НЛО, 2007. -312 с.
112. Мельников, Н. Г. «Детектив, воспринятый всерьез». Философские «антидетективы» В. В. Набокова / Н. Г. Мельников // Вопросы литературы. -2005.-№4.-С. 76-91.
113. Михайлов, А. В. Проблема стиля и этапы развития литературы нового времени / А. В. Михайлов // Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения: В 4-х кн. - Кн. 4. -М.: Наука, 1982. - С. 343-376.
114. Мулярчик, А. С. Верность традиции: Рассказы В. Набокова 20-30-х гг. / А. С. Мулярчик // Лит. учеба. - 1989. - № 1. - С. 167-169.
115. Мулярчик, А. С. Постигая Набокова / А. С. Мулярчик // Набоков В. , <í, Романы.-М.: Современник, 1990.-С.5-18. , < „ .
. , ' 'И ' ' X t 1 ч , ' ' ' I ' I ,, ' ' " 1 •
116.Мулярчик, А. С. Русская проза В.Набокова / А. С. Мулярчик. - М.: МГУ, 1997.-137 с.
117. Набоков о Набокове и прочем: Интервью, рецензии, эссе / Сост., предисл., коммент., подбор иллюстраций Н. Г. Мельникова. - М.: Изд-во Независимая Газета, 2002. - 704 е.: ил. - (Серия «Эссеистика»).
118.Набоковский сборник: Искусство как приём / Под ред. М. А. Дмитровской. - Калининград: Изд-во КГУ, 2001. - 170 с.
119.Найман, Э. Литландия: аллегорическая поэтика «Защиты Лужина» / Эрик Найман; пер. с англ. С. Силаковой // Новое литературное обозрение. -2002. - № 54. - С. 164-204.
120. Нальянч, С. Рец. на: «Возвращение Чорба» (Берлин: Слово, 1930) / С. Нальянч // Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова: Критические отзывы, эссе, пародии / Под общей редакцией Н. Г. Мельникова; сост., подгот. текста Н. Г. Мельникова, О. А. Коростелева. — М.: Новое литературное обозрение, 2000. - С. 50-51.
121. Наринс, Дж. В. «Лолита», нарративная структура и предисловие Джона Рэя / Дж. В. Наринс // В. В. Набоков: Pro et contra / Сост. Б. Аверин. - Т. 2. -СПб.: РХГИ, 2002. - С. 908-923.
122. Овчаренко, А. И. М. Горький и литературные искания XX столетия / А. И. Овчаренко. - 2-е изд., доп. - М.: Совет, писатель, 1978. - 512 с.
123. Одинцова, С. М. Черты поэтики рассказов В. Набокова / С. М. Одинцова // Актуальные проблемы лингвистики. - Курган, 2000.-С. 37-39.
124. Поздняков, Н. Н. Особенности новеллистики Набокова / Н. Н. Поздняков // Крымский Набоковский научный сборник. - Вып. 1-2. -Симферополь: Крымский архив, 2001. - С. 203-208.
125.Полева, Е. А. Мотив исчезновения в романах В. Набокова конца 19201930-х годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Полева Елена Александровна. - Томск: [Томский гос. ун-т], 2008. - 22 с.
-i „ 126.Полищук, В.Б. Жизнь приема у Набокова,/ В.Б.Полищук //
1" 1 В. В. Набоков: pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в
оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. -СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. - С. 815-828.
127. Полищук, В. Поэтика вещи в прозе В.В. Набокова: автореф. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / В. Полищук. - СПб., 2000. - 24 с.
128. Поспелов, Г. Стиль / Г. Поспелов // Литературная энциклопедия: В И т. - Т. 11. - М.: Изд-во Ком. Акад., 1930. - С. 40-60.
129. Прокофьева, Л. П. Звуковая радуга Владимира Набокова / Л. П. Прокофьева // Материалы XXVIII межвузовской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. Вып. 18. Стилистика художественной речи. - СПб., 1999. - С. 63-67.
130.Проффер, К. Ключи к «Лолите» / Карл Проффер ; пер. с англ. Н. Махлаюк. - СПб.: Симпозиум, 2000. - 304 с.
131. Пятигорский, А. Чуть-чуть о философии В. Набокова / Александр Пятигорский // В.В.Набоков: Pro et contra / сост. Б.Аверин. - Т. 1.- СПб.: РХГИ, 1997. - С. 340-347.
132.Радько, Е. В. Роман В. Набокова «Приглашение на казнь»: поэтика мнимости: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Радько Елена Вячеславовна. -Екатеринбург, 2005. - 214 с.
133. Радько, Е. В. Художественное «детективное расследование» как организующий повествование структурный принцип (В. Набоков «Соглядатай») // Дергачевские чтения - 2004: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: мат-лы Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 2004. - С. 292-297.
134. Рахимкулова, Г. Ф. Олакрез Нарцисса: Проза Владимира Набокова в зеркале языковой игры/Г. Ф. Рахимкулова. -Ростов-н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 2003.-320 с.
135. Рахимкулова, Г. Ф. Языковая игра в прозе В. Набокова (к проблеме игрового стиля): дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.01, 10.02.19 / Г. Ф. Рахимкулова. - Ростов н/Д., 2004. - 332 с.
136. Романовская, О. Е. Принципы повествования в рассказах В. Набокова: , дис.,... канд. филол.. наук: 10.01.01 / Романовская , Ольга • Евгеньевна. -
ф i • < i , . i > , ■ • 5 ■ • '
Астрахань, 2003. - 187 с.
137.Рягузова, Л. Н. Концептуализированная сфера «творчество» в художественной системе В. В. Набокова / Л НРягузова.-Краснодар, 2000.-184 с.
138. Рягузова, Л. Н. Призма как универсальная категория в художественной системе В. В. Набокова // Набоковский сборник: Искусство как прием. -Калининград, 2001. - С. 19-29.
139. Сакулин, П. Н. Теория литературных стилей / П. Н. Сакулин // Он же. Филология и культурология. - М., 1990. - С. 138-162.
140. Семенова, О. Н. О значимости цветосветовой палитры в поэтике И. А. Бунина / О. Н. Семенова // Цвет и свет в художественном произведении: Межвуз. сб. науч. тр. - Сыктывкар, 1990. - С. 46-55.
141. Сконечная, О. Ю. Люди лунного света в русской прозе Набокова: К вопросу о набоковском пародировании мотивов Серебряного века /
0. Ю. Сконечная // Звезда. 1996. - 11. - С. 207-214.
142. Сконечная, О. Черно-белый калейдоскоп. А. Белый в отражениях В.В. Набокова / Ольга Сконечная //В.В. Набоков: Pro et contra / Сост. Б. Аверин. - Т.
1. - СПб.: РХГИ, 1997. - С. 667-696.
143. Словарь иностранных слов / Ред. Петров Ф. Н. - М.: Русский язык, 1989. -Изд-е 13, стер. - С. 315.
144. Слюсарева, И. Построение простоты (Опыт прочтения романа Вл. Набокова «Защита Лужина») / Ирина Слюсарева // Подъем. -1988. - № 3. - С. 129-140.
145. Созина, Е. К. Визуальный дискурс сознания в автобиографической книге В. Набокова / Е. К. Созина // Набоковский сборник. Мастерство писателя. - Калининград, 2001. - С. 95-114.
146. Созина, Е. К. Зеркальная символика как явление стиля русской поэзии рубежа веков / Е. К. Созина // XX век. Литература. Стиль: Стилевые закономерности русской литературы XX века (1900-1950). Вып. 3. -Екатеринбург, 1998. - С. 48-60.
147. Соколов, А. Н. Теория стиля / А. Н. Соколов; ред. А. Гуревич. — М.: Искусство, 1968.-224 с. , . < w ' . , , <»i|(i ,„j ^
148. Степанов, Ю. С. Альтернативный мир, дискурс, факт и принцип причинности // Язык и наука конца ХХвека. Сб. статей.-М: РГГУ, 1995.-С. 33-73.
149. Степун, Ф. А. Рец. на кн.: Ив. Бунин. Избранные стихии (1929) / Ф. А. Степун // И. А. Бунин: Pro et contra. - СПб.: РХГИ, 2001. - С. 390-394.
150. Стехина, В. Н. Функционально-семантическая характеристика прилагательных цвета: (на материале поэтич. речи И. А. Бунина первой трети двадцатого века) / В. Н. Стехина // Русское языкознание: Респ. межвед. кафедр, сб. - Киев, 1992. - Вып. 23. - С. 109-114.
151. Струве, Г. Из книги «Русская литература в изгнании» Набоков-Сирин / Г. Струве // В. В. Набоков: Pro et contra / Сост. Б. Аверин. - Т. 1. - СПб.: РХГИ, 1997.-С. 272-283.
152. Сугимото, К. Многослойное время у В.В.Набокова / К. Сугимото // Набоковский вестник. - Спб., 1999. - Вып. 4. - С. 26-33.
153. Тагер, Е. Б. Цикл Горького «Рассказы 1922-24 годов» / Е. Б. Тагер // Тагер Е. Б. Избранные работы о литературе. - М: Сов. писатель, 1988.-506, [3] с.
154. Тамарченко, Н. Д. Акт рассказывания: повествователь, рассказчик, образ автора / Н. Д. Тамарченко // Введение в литературоведение: учеб. пособие / Под ред. Л. Чернец. - М., 2004. - С. 300-310.
155. Теория литературы: учеб. пособие для студ. вузов: В 2 т.: Т. 2. / Под ред. Н. Д. Тамарченко, С. Н. Бройтман. - М.: Академия, 2004. - 360 с. - (Высшее профессиональное образование: филология). -Библиогр.: с. 335-344.
156. Толстой, И. Рассказ В. Набокова «Лик»: Малая Вселенная / Иван Толстой //Грани. - 1991. -№ 159. - С. 147-156.
157.Трубецкова, Е. Г. В. Набоков и М. Алданов: Диалог о случае в истории/Е. Г. Трубецкова// Известия Саратовского ун-та. 2007. - Т. 7. - Сер. Филология. Журналистика. - Вып. 2. - С. 62-69.
158. Туровская, С. Интерпретация идеи времени в рассказах В. Набокова [Электронный ресурс] / С. Туровская // Материалы лотмановского конгресса «Семиотика культуры: культурные механизмы, границы, самоидентификации».
- 2 марта. - 2002. - Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/document/470291 .html, (дата обращения: 27.02.2012).
159. Тынянов, Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов. -M.: Наука, 1977.-577 с.
160. Тырышкина, Е. А. Ассоциативное поле как элемент поэтической картины мира В.Набокова: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Е. А. Тырышкина. - Новосибирск, 2002. — С. 191.
161. Ухова, Е. Призма памяти в романах В. Набокова / Е. Ухова // Вопросы литературы. - 2003. - № 4. - С. 159-166.
162. Фатеева, Н. А. «Оптический фокус счастья» как композиционный принцип организации в русских текстах Набокова [Электронный ресурс] / Н. А. Фатеева. - Режим доступа: http://ilgalinsk.narod.ru/nabokov/nbibli.htm. (дата обращения: 27.11.2011).
163. Федулова, Р. О некоторых особенностях языка И. Бунина: («Темные аллеи») / Р. Федулова // Rev. des études slaves. - 1983.-Vol. 55.-fase.4.-P. 567-575.
164. Хасин, Г. Театр личной тайны. Русские романы В. Набокова / Григорий Хасин. - М.; СПб.: Летний сад, 2001.-188 с.
165. Хачатурян, А. «Было так, а могло бы быть иначе»: О «зеркалах возможностей» в набоковской философии случая (на материале малой прозы) / Аида Хачатурян // Studia Slavica: Сб. науч. трудов молодых филологов. III. -Таллинн, 2003. - С. 185-191.
166. Хачатурян, А. О некоторых аспектах набоковской философии «случайности» (Исследование малой прозы) / Аида Хачатурян // Studia Slavica: Сб. науч. трудов молодых филологов. И. - Таллинн, 2001. - С. 136-146.
167. Ходасевич, Вл. О Сирине / Владислав Ходасевич // В. В. Набоков: Pro et contra / Сост. Б. Аверин. - Т. 1. - СПб.: РХГИ, 1997. - С. 244-250.
168. Хохлов, Г. Рец.: «Возвращение Чорба» (Берлин: Слово, 1930) / Герман Хохлов // Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова: Критические отзывы, эссе, пародии, /. Под .общей
редакцией Н. Г. Мельникова; сост., подгот. текста Н. Г. Мельникова, О. А. Коростелева. - М.: Новое литературное обозрение, 2000. - С. 47-48.
169.Храпченко, М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы / М. Б. Храпченко. - М.: Наука, 1975. - 408 с.
170. Черных, И. Б. Стиль // Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. - М., 1987. - С. 420-422.
171. Чичерин, А. В. Идеи и стиль: О природе поэтического слова /
A. В. Чичерин. — М.: Советский писатель, 1965. - 299 с.
172. Шаховская, 3. В поисках Набокова. Отражения / 3. В. Шаховская. - М.: Книга, 1991. - 319 е., 1 л. портр.
173. Шаховская, 3. Бунин (Из книги «Отражения») / 3. Шаховская // И. А. Бунин: Pro et contra. - СПб.: РХГИ, 2001. - С. 237-246.
174. Шевченко, В. Зрячие вещи. Оптические коды Набокова / Вячеслав Шевченко // Звезда. - 2003. - № 4. - С. 209-219.
175.Шраер, М. Д. Темы и вариации / М. Д. Шраер; пер. с англ.
B. Б. Полищук. - СПб.: Академический проект, 2000. - 376 с. - (Современная западная русистика).
176. Эйдинова, В. В. Стиль художника: Концепции стиля в литературной критике 20-х годов / В. В. Эйдинова. - М.: Худож. лит., 1991. - 285 с.
177. Эйдинова, В. В. Энергия стиля. О русской литературе XX века / В. В. Эйдинова. - Екатеринбург: [Гуманитарный университет], 2009. - 328 с.
178. Эйхенбаум, Б. М. О поэзии / Б. М. Эйхенбаум. - Л.: Совет, писатель, 1969.-212 с.
179. Эльсберг, Я. Стиль / Я. Эльсберг // Словарь литературоведческих терминов. - М., 1975. - С. 374-379.
180. Яблоков, Е. А. «Царство мнимости» в произведениях А. Платонова и В. Набокова начала 30-х годов / Е. А. Яблоков // «Страна философов» Андрея Платонова. М„ 1999. - Вып. №3. - С. 332-342.
181. Якобсон, Р. О. Лингвистика и поэтика / Р.О.Якобсон // Структурализм: «за» и «против»: Сб. ст. / Под ред. Е. Я. Басина, М. Я. Полякова. - М.: Прогресс, 1975. - С. 193-230.
182. A Small Alpine Form: Studies in Nabokov's Short Fiction / Ed. by Ch. Nicol, G. Barabtarlo. -N.Y., London: Garland Publ. Inc., 1993. - 239 p.
183.Appel, A.J. Nabokov's Dark Cinema / Alfred Appel. - N.Y.: Oxford University Press, 1974. - 324 p.
184.Baldick, Ch. The Concise Oxford Dictionary of Literary Terms / Chris Baldick. - Oxford: Oxford University Press, 2001. - 280 p.
185. Connolly, J. W. Nabokov's Early Fiction: Patterns of self and other / Julian W. Connolly. - Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1992. - 279 p.
186. Cuddon, J. A. The Penguin Dictionary of Literary terms and Literary theory / J. A. Cuddon. - London: Penguin Books, 1991. - 87 p.
187. Field, A. Nabokov: His Life in Art / Andrew Field. - Boston, MA: Little, Brown and Co., 1967. - 397 p.
188. Field, A. VN: The Life and Art of Vladimir Nabokov / A. Field. - N.Y.: Crown, 1986.-417 p.
189. Foster, J. B. Nabokov's art of memory and European modernism / J. B. Foster. - Princeton: Princeton Univ. press, 1993. - 260 p.
190. Grishakova, M. The Models of Space, Time and Vision in V. Nabokov's Fiction: Narrative Strategies and Cultural Frames / Marina Grishakova. - Tartu: Tartu University Press, 2006. - 324 p.
191. Johnson, D. B. Worlds in Regression: Some Novels of Vladimir Nabokov / D. B. Johnson. - Ardis: Ann Arbor, 1985. - 223 p.
192. Johnson, D. В. Synesthesia, Polychromatism and Nabokov / D.Barton Johnson // Russian Literature Triquarterly. - 1971 - № 3. - P. 84-103.
193.Leving, Y. Filming Nabokov: On the Visual Poetics of the Text / Yuri Leving // Russian Studies in Literature. Vol. 40. - No. 3. - Summer 2004. - P. 6-31.
194. Modern critical views. Vladimir Nabokov / Edited and with introduction by
* , ill1 'M, ' I 'M < , > ,/,„; , >'''>',•'"f r" ,'>"•' ' ¡': ■ !
> » " , V ft - ' ' 'I ; ' \
Harold Bloom. - N.Y.: Chelsea house publishers, 1987. - 302 p.
195. Nabokov and his Fiction: New Perspectives / Ed. by J. W. Connolly. - U.K.: Cambridge University Press, 1999. - 253 p.
196. Nabokov, V. Strong Opinions / Nabokov V. -N.Y.:McGraw-Hill, 1973.-197p.
197. Nabokov, V. The Eye / V. Nabokov; trans, by M. Scammel, D. Nabokov. -NY.: Phaedra Publishers, 1965. - 70 p.
198.Naumann, M. T. Blue evenings in Berlin: Nabokov's Short Stories of the 1920s / Turkevich Naumann M. - N.Y.: New York University Press, 1978. - 254 p.
199. Oates, J. C. A Personal View of Nabokov / J. C. Oates // Critical Essays on Vladimir Nabokov / Ed. by Phyllis Roth. - Boston: GK Hall, 1984. - 105-108 p.
200. Riffaterre, M. Essais de Stylistique structurale / Michael Riffaterre. - Paris: Flammarion, 1971. - 158 p.
201. Riffaterre, M. Problèmes d'analyse du style littérare / Michael Riffaterre // Romance Philology. - 1960-1961. - P. 216-227.
202. Rutledge, D. S. Nabokov's Permanent Mystery: The Expression of Metaphysics in His Work / David S. Rutledge. - London: McFarland, 2010. - 200 p.
203.Shrayer, M. D. The World of Nabokov's Stories / Maxim D. Shrayer. -Austen: University of Texas Press, 1999. - 396 p.
204. The Cambridge Companion to Nabokov / Ed. by J. W. Connolly. - U.K.: Cambridge University Press, 2005. - 258 p.
205. The Stories of Vladimir Nabokov / Ed. by Dmitry Nabokov. - NY.: Alfred A.Knopf, 1996.-659 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.