Свободомыслие в духовной культуре халифата (VIII-IX вв.) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат философских наук Хамруни, Слахеддин

  • Хамруни, Слахеддин
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1984, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.06
  • Количество страниц 168
Хамруни, Слахеддин. Свободомыслие в духовной культуре халифата (VIII-IX вв.): дис. кандидат философских наук: 09.00.06 - Философия религии. Москва. 1984. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Хамруни, Слахеддин

Введение

Глава первая. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СВОБОДОМЫСЛИЯ

В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ХАЛИФАТА. 12

§ I. Социально-историческая обусловленность свободомыслия халифата . 14

• § 2. Основные Формы проявления свободомыслия в духовной культуре халифата УШ-IX вв. 35

Глава вторая. РАЗРАБОТКА МУТАЗИЛИТАМИ ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВ

СВОБОДОМЫСЛИЯ. 55

§ I. Материалистические тенденции в мута-зилитской трактовке бога и его отношения к миру. 56

§ 2. Рационализм мутазилитов как основа их антирелигиозного скептицизма. . . 77

Глава третья. АТЕИСТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ИЕН АР-РАВЕЩЩ. . 98

§ I. Жизнь и творческая деятельность

Ибн ар-Равенди. 98

§ 2. Критика непоследовательности свободомыслия мутазилитов у Ибн ар-Равенди 110- Х2Г,

§ 3. Атеистические воззрения Ибн ар- 127-146 Равенди.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Свободомыслие в духовной культуре халифата (VIII-IX вв.)»

Актуальность темы. В решении задач активизации пропаганды научно-материалистического миревоззрения среди населения и совершенствования системы атеистического Боепитания, поставленных^ ХХУ1 съездом КПСС и конкретизированных в Постановлениях ЦК КПСС, большую роль играет изучение и эффективное использование прогрессивных культурных традиций народов разных стран, в том числе стран Востока. Особенно яркое проявление прогрессивные традиции находят в свободомыслии прошлых эпох, направленном на освобождение личности от власти религии. Позитивная разработка проблем истории свободомыслия в отдельных странах, в частности в странах Востока, содействует укреплению позиций научного мировоззрения и преодолению религиозного сознания масс. Это имеет значение не только в борьбе за приобщение народов зарубежного Востока к передовым идеям нашего времени, но и в деле интенсификации атеистического воспитания молодежи социалистических стран. Теоретическое осмысление традиций свободомыслия в арабских и других странах распространения ислама оказывает значительную идеологическую помощь коммунистическим партиям этих стран. В борьбе за национальное освобождение и социальный прогресс, в борьбе за политическое влияние на народные массы ком

I См.: О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979г. М., Политиздат, 1979, с.12; Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. М., Политиздат, 1983, с.72-73. мунисты не могут не учитывать религиозности немалой части населения мусульманского Востока. В этом контексте особую актуальность приобретает обращение к прогрессивным традициям средневековой арабской культуры, тесно связанной с мусульманской религией.

Актуальность данной темы заключается и в том, что успешное ее раскрытие позволяет выявить несостоятельность бурнуазно-идеалистических и европоцентристских концепций "исламского" культурного наследия, которое рассматривается многими буржуазными исламоведами как чисто мистическое и сугубо религиозное. Философский же способ мышления признается этими исследователями спецификой лишь "западного человека". С другой^стороны, изучение реалий средневековой арабо-мусульманской культуры способствует выявлению ошибочности востокоцентристских теорий, приписывающих восточной культуре некую особую духовность, возвышающую ее над культурой Запада.

Классики марксизма-ленинизма, как известно, всегда уделяли большое внимание вопросу о роли материалистических, атеистических учений прошлого в развитии и становлении марксистского научного мировоззрения. Недаром В.И.Ленин поставил перед марксистами задачу "изучать серьезно связь. средневековых споров с историей материализма" . Изучение малоисследованной проблемы становления свободомыслия в духовной культуре лалифата призвано конкретизировать и обогатить наши представления о борьбе науки и религии, разума и веры, материализма и идеализма.

1 Под термином "арабо-мусульманский" понимается написанная на арабском языке литература в странах распространения ислама.

2 Ленин В.И. Полн.собр.соч.,т.25,с.37.

Важное значение традиций свободомыслия народов Востока для развития мирового атеизма и материализма было отмечено Ф.Энгельсом, впервые поставившим на подлинно научной основе вопрос о "жизнерадостном свободомыслии" арабских народов, о его роли в идейной подготовке материализма ХУТИ века .

Степень разработанности проблемы. Несмотря на огромное количество работ, написанных в течение длительного времени буржуазными исламоведами, традициям свободомыслия в странах Ближнего и Среднего Востока в них уделено немного внимания. Лишь в конце XIX - начале XX веков появляются исследования, затрагивающие вопрос о проявлениях антирелигиозной мысли в духовной жизни халифата. Их авторы - А.Н. Шидвр,П.МассиньонД.Гольдциер, 2

Габриелли,Дж.Вайда, П.Краус, Н.С.Ниберг,А.Вадави, А.аль Асам

1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, из д.2-е, т.20, с.345.

2 СМ.: Schader А.Н. Urform und fortbildung des manisch&schen systems.

- In: Vortrage der bibliothek. Warburg, 1912; Idem. Zindiq. - In: Iranische Beitrage, t.1, s.86-95; Goldzihert I. Salih abdalkoddus und das zindiktum Warend der regierung des chalifen al Mahdi. Londre, 1893, t.2;

Idem. Arabic literature during the Abbacid Period. - Islamic culture.

Nyderabad, Deccan, 1957, 31? 1958, 32; Vajda G. Les zindiqs en pays d'islam au debut de la periode abbaside. - Rivista degli Studi oriental. Roma,

1938, 17, p.173-229; Gabrieli F. Abu Nuwas, poeta abbaside. - Oriente moderno. Roma 1953» 33; Massignon L. Zindiq. - Encyclopedic de l'islam, 2 ed. frangaise. Paris, 1954» Idem. La passion d'al-Hallaj, martyr mystique de l'islam. Paris, 1922, p.186-188; Nyberg N.S. Kitab al Intisar /le liv-re du triomphe et de la refutation d'Ibn al Rawandi 1'heretique/, Beyrouth,

ШдавЕГ^/^Й^н тарик аль-ильхад фи ал ислам (из истории атеизма в исламе). Кайр,1945, с.6-40 (на арабск. языке); Кра-ус П. Ибн ар-Равенди.- В кн.: Бадави А. Из истории., с.75-188 (на арабск. языке); Аль Асама А. - Тарих Ибн ар-Равенди /см.продолжение сноски на сл. странице/ и другие - освещали творчество отдельных мыслителей, поэтов и прозаиков, вошедших в историю общественной мысли халифата в качестве так называемых зандиков-еретиков и мальахидов-атвистов.

Отмечая заслуги вышеназванных буржуазных ученых, необходимо указать, что многие существенные стороны проблемы свободомыслия на Востоке часто искажаются ими. Так, например, проявление скептицизма по отношению к религии они ограничивают воззрениями узкого круга поэтов, прозаиков и тех представителей калама, которые отреклись от мутазилизма, а причины их скептицизма сводятся либо к влиянию шиитов-рафидитов (крайних шиитов), либо к шуубии (движение вольноотпущенников -"мавали" - за уравнение в правах с арабами ). Учение мутазилитов не выводится ими за рамки официальной теологии, в то время как ильхад трактуется как своеобразная форма проявления атеизма в исламе. В результате происходит фальсификация действительных причин возникновения и распространения различных форм антирелигиозного скептицизма в духовной жизни халифата. Скептицизм по отношению к религии, а также "ильхад" Ибн ар-Равенди представляются как отклонение от мусульманской теологии, в качестве которой якобы выступал мутазилитский калам . Распространенное в буржуазной исламоведческой литературе стереотипное представление о мута-зилитском каламе как официальной мусульманской теологии помешааль-Мульхид (историография атеиста Ибн ар-Равенди). Бейрут, 1975; его же: Ибн ар-Равенди фи аль Маражии аль арабия аль хадиса (Ибн ар-Равенди в арабских современных источниках), тт.1-П, Бейрут, I978-I979гг.

I См.: Краус П. Ибн ар-Равенди. В кн.: Бадави А. Из истории., с.23. ло исследователям истории антирелигиозной мысли в духовной жизни халифата увидеть и главные идейные истоки свободомыслия в его многообразных формах. Следует отметить, что подобное представление о мутазилитском каламе было подвергнуто критике некоторыми буржуазными исламоведами. Б работах А.Штейнера, Г.Гол-ланда, А.Меца, Б.Жузе и др. содержится более глубокая и справедливая оценка характера развития свободомыслия мутазилизма и его роли в истории свободомыслия на Востоке.

В советской и арабской марксистской исламоведческой и историко-философской науке проблема свободомыслия и прогрессивных культурных традиций всех народов, в том числе восточных, является объектом особо пристального внимания. Для марксистских исследователей характерно то, что им с самого начала были чужды европоцентристские и культурологические спекуляции вокруг идейных направлений арабо -мусульманской средневековой духовной культуры. Прогрессивные традиции философского наследия народов Востока в той или иной степени полноты освещены в трудах исследователей-марксистов С.Н.Григоряна, А.В.Сагадеева, В.В .Соколова, Ш.Ф.Мамедова, Г Лея, М.М.Хайруллаева, Т.Тизини, ХДруэ, А.К.Закуева, Т.Ибрагима и др. В частности, здесь убедительно

I См.: Григорян С.Н. Средневековая философия Ближнего и Среднего Востока. М.,1966,с.92-95; Сагадеев А.В. (в соавторстве с Федосеевым П.Н.). Свободомыслие и атеизм в средние века и в эпоху Возрождения. В кн.: Общество и религия. М.,1967; его же: Жизнерадостное свободомыслие народов Востока.- Наука и религия, 1978, IS 2; его же: Вокруг Трактата "О трех обманщиках".- Наука и религия, 1979, № 5-6; Закуев А.К. Философия ан-Наззама. Баку, 1961; Мруэ X. Материалистические тенденции в арабо-мусульманской философии, т.1, Бейрут, 1979,т,2, Бейрут, 1979; Ибрагим Т. Философия калама (УШ-ХУ вв.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М.,1984, с.15-22. показана несостоятельность господствующего в буржуазном исламо-ведении представления о мутазилизме как апологетической теологии ислама. С.Н.Григорян, например, указывает на пантеистические и" рационалистические тенденции в учении ряда мутазилитов. Эти наблюдения ученого получили более широкую разработку на основании новых материалов в работах Т.Ибрагима. Но пока нет специальных исследований о месте и роли мутазилитского учения в процессе возникновения и развития свободомыслия на Востоке. Так, не получило достаточного научного обоснования и решение вопроса о влиянии мутазилизма на вольнодумие знаменитого Ибн ар-Равенди, творчество которого все еще остается малоизученным.

Цель и .задачи исследования определены с учетом степени разработки проблемы становления свободомыслия в духовной культуре халифата. Целью данной работы является раскрытие проблемы становления и эволюции свободомыслия в духовной жизни халифата от мутазилитов элементов рационализма и антирелигиозного скептицизмаудо атеистических идей в учении Ибн ар-Равенди. Для достижения поставленной цели надо решить следующие задачи:

- выявить социально-историческую обусловленность раннесред-невекового свободомыслия в духовной культуре халифата;

- раскрыть несостоятельность теологических и философско-идеалистических трактовок проблемы свободомыслия в духовной культуре халифата и, в частности, оценки творчества мутазилитов;

- выяснить проявления свободомыслия в рамках художественной литературы раннеаббасидского периода, показать соотношение вольнодумства поэтов и прозаиков с вольнодумством мутазилитов;

- определить философские основы свободомыслия мутазилитов, выявить пантеистические и рационалистические тенденции в их трактовке проблемы бога и мира, веры и знания;

- выявить сущность свободомыслия Ибн ар-Равенди;

- показать органическую преемственность передовых идей му-тазилитов и атеистических воззрений Ибн ар-Равенди;

- проследить влияние антирелигиозных идей Ибн ар-Равенди на последующее развитие свободомыслия в средневековой культуре народов Ближнего и Среднего Востока.

Теоретической и методологической основой диссертации служит общая научная методология историко-философского и атеистического исследования, разработанная классиками марксизма-ленинизма и успешно развиваемая марксистскими религиоведами и историками атеизма, особенно советскими. При исследовании проблемы становления свободомыслия на Востоке диссертант опирался на труды советских историков философии, в частности, Ш.©.Мамедова, В.В.Соколова, А.В.Сагадеева и др. Была использована также атеистическая исследовательская литература, особенно работы М.П.Новикова, Д.М.Угриновича, И Л .Яблокова, З.Тажуризиной.

При выборе темы и работе над ней диссертант руководствовался положениями и выводами, содержащимися в материалах и документах съездов КПСС, международных совещаний коммунистических и рабочих партий, материалах компартий арабских стран, касающимися задач марксистов в идеологической борьбе на современном этапе.

Научная новизна, исследования заключается в том, что в диссертации впервые с марксистских позиций осуществлен комплексный анализ становления свободомыслия в арабской духовной культуре раннего средневековья; проанализированы сущность, место и роль

- 10 творчества выдающегося мыслителя УШ-1Х веков Ибн ар-Равенди в развитии свободомыслия на мусульманском Востоке; дана новая оценка творчества Ибн ар-Равенди, в частности, доказывается, что атеистические воззрения Ибн ар-Равенди были закономерным результатом и дальнейшим развитием свободомыслия мутазилитов. Анализ творчества Ибн ар-Равенди привел к выводу о том, что первым мыслителем арабо-мусульманского Востока, открыто выступившим с критикой мусульманской религии был на ель-А Маарри и не ар-Рази, как считалось до сих пор, а именно Ибн ар-Равенди.

В научный оборот марксистской историко-атеистической литературы впервые введен ряд первоисточником по свободомыслию в арабо-мусульманском средневековье.

ПрадтидАОДад. жалщо^ть Ж0ЯЗШШ&« Обобщенные в диссертации материалы и теоретические выводы из них могут быть использованы для дальнейшей научной разработки проблем истории мирового свободомыслия, в частности, свободомыслия стран Востока. Материалы диссертации могут использоваться: в лекциях, в спецкурсах, на спецсеминарах по истории свободомыслия и восточной философии для студентов отделений востоковедения и философских факультетов; в идеологической борьбе - в деле критики фальсификации культурного наследая народов Востока и использования этого "исламского" наследия в реакционных целях. Содержавшиеся в диссертации идеи могут оказать помощь коммунистам стран с преимущественным распространением ислама в их борьба за приобщение народных масс к прогрессивным традициям духовной культуры. Материалы диссертации имеют актуальное значение для воспитания молодого поколения социалистических стран в духе атеизма и гуманизма. Проведенная в работе классификация форм проявления антирелигиозной мысли в духовной культуре халифата имеет определенную ценность для теории научного атеизма, дальнейшего теоретического осмысления иррелигиозного сознания прошлых эпох.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии», Хамруни, Слахеддин

Заключение

Исследование возникновения и становления свободомыслия, его месте и роли в духовной культуре халифата УШ-ГХ веков, опирающееся на научно-материалистический анализ исторических документов того времени, приводит к следующим выводам:

I, Возникновение и распространение свободомыслия на Востоке были закономерным результатом развития и расцвета материальной и духовной культуры халифата. По мере становления и укрепления феодальных отношений происходили прогрессивные изменения в духовной жизни халифата. УШ век явился переломным этапом в истории развития общественной мысли народов Ближнего и Среднего Востока. Именно этот период ознаменовался возникновением философской мысли, острыми идейными спорами и сомнением в истинности догм ислама. Такие формы свободомыслия как антирелигиозный скептицизм, а также индифферентизм по отношению к религии были прогрессивным явлением арабо-мусульманской культуры средневековья. Становление свободомыслия было обусловлено здесь материальными и культурными потребностями арабского общества того времени.

Будучи закономерным результатом развития материальной и духовной жизни халифата, свободомыслие явилось отражением стремления передовых слоев феодального общества к новому способу переосмысления действительности, более адекватному, чем господствующий - религиозный.Оно было направлено против религиозного мировоззрения, с присущими ему догматизмом и авторитаризмом.

2. Исследование особенностей развития феодальных отношений в халифате УШ-IX веков, отразившихся на специфике духовной жизни того времени, позволило обосновать вывод о том, что рамки распространения свободомыслия были более широкими, а степень его развития более высокой, чем предполагают буржуазные исламоведы. Основной формой проявления свободомыслия в арабо-мусульманской культуре раннего средневековья был антирелигиозный скептицизм. Характерной чертой, общей для творчества представителей различных прогрессивных течений общественной мысли халифата, было отрешение освободить духовную жизнь от догматизма, авториторизма и мистицизма, противопоставить им человеческий разум, знания. Однако, степень последовательности борьбы с традиционализмом (салафизмом), с ортодоксией была разной в каждом случае .

3. Анализ некоторых аспектов художественного творчества в рассматриваемый период привел к заключению, что в рамках художественной литературы, особенно в творчестве поэтов раннего аб-басидского периода (Башшар ибн Барда, Абу Нуваса, Абу аль-Ата-хии), а также прозаика Ибн аль-Мукаффы, скептицизм проявлялся в критике отдельных сторон мусульманского вероучения, в стремлении поиро.низировать над рядом догм и обрядов ислама. В восхвалении разума, в игнорировании религиозных проблем и господствующих религиозно-нравственных норм нашел свое выражение религиозный индифферентизм. Отличительной чертой свободомыслия названных поэтов и писателя было, помимо всего прочего, отсутствие непосредственной связи с каким-либо философским учением.

4. Исследуя первоисточники по раннему мутазилизму, мы пришли к выводу, что в мутазилитском каламе антирелигиозный скептицизм поднялся на более высокую ступень. Изложенный в диссертации материал свидетельствует о том, что вопрем утверждениям бур-нсуазных авторов, которые исключают представителей данного идейного направления из числа свободомыслящих и рассматривают их учение как своеобразную официальную теологию, мутазилизм был первым идейно-философским направлением в истории общественной мысли народов Ближнего и Среднего Востока, в русле которой происходил процесс становления свободомыслия. Несмотря на то, что мутазилиты уделяли определенное внимание сугубо религиозным вопросам и нередко использовали теологическую терминологию в своих философских рассуждениях, они далеко выходили за рамки религиозной проблематики и даже пришли в выводам, подрывающим ряд основополагающих догм ислама.

Не отрицая полностью религиозного способа достижения "Знания" (откровение,священные писания и т.п.), мутазилиты доказывали в то же время примат разума над верой и разрабатывали учение о познании с рационалистических позиций. Их скептицизм проявлялся, в частности, в критике традиционалистического понимания бога и в его истолковании в пантеистическом духе.

5. Изучив дошедшие до нас трактаты Ибн ар-Равенди, свидетельства средневековых доксографов, а также произведя сравнительный анализ воззрений Ибн ар-Равенди и мутазилитов, мы сделали заключение, что мыслитель вопреки мнению буржуазных исследователей, перешел на позиции радикального свободомыслия не в результате влияния крайних шиитов и отречения от мутазилиз-ма, а опираясь на прогрессивные философские идеи мутазилитов, развивая их в направлении ильхада. В воззрениях Ибн ар-Равенди антирелигиозный скептицизм мутазилитов был доведен до логического конца. Мыслитель опроверг основополагающие идеи мусульманского вероучения, в частности, идею о пророческой миссии, трактуя религию как обман, и тем самым поднимаясь до прямого ее отрицания.

Раскрытие в I и П главах диссертации формы проявления свободомыслия послужили идейным истоком возникновения наиболее высокой ступени свободомыслия в арабо-мусульманской^ культуре раннего средневековья, получившей название "ильхад".

Стержнем ильхада было учение о религии как обмане; после Ибн ар-Равенди оно было разработано в творчестве таких выдающихся вольнодумцев, как ар-Рази иа аль Маари.

6. На основе исследования творчества поэтов и прозаиков-вольнодумцев, учения мутазилитов и антирелигиозных воззрений Ибн ар-Равенди наглядно прослеживается одна из особенностей процесса становления свободомыслия на Востоке. Она заключается в поступательном характере его развития - от вольнодумства ран-неаббасидских художников слова, через философское свободомыслие мутазилитов до радикальных антирелигиозных воззрений Ибн ар-Равенди. Между этими формами проявления свободомыслия не существовало непроходимой пропасти, хотя, как уже указывалось, степент последовательности в каждом случае была разной.

Результаты и выводы, полученные в данном исследовании, открывают ноЕые перспективы и ставят новые задачи по дальнейшей разработке проблемы развития свободомыслия народов Востока в его многообразных формах.

Для создания более конкретного, целостного представления о месте и роли свободомыслия в развитии арабо-мусульманской духовной культуры необходимо в дальнейшем исследовать формы его проявления в других сферах духовной жизни. Например, в фольклоре, живописи, в творчестве естествоиспытателей и т.д.

Перед исследователями мирового свободомыслия и атеизма стоит также задача выявления элементов свободомыслия в таких антифеодальных идейно-политических движениях, как хариджизм, крайние шииты и т.д.

Особенно важным представляется проследить соотношение антирелигиозного скептицизма раннего мутазилитского калама, с одной стороны, и свободомыслия восточных перипатетиков (аль-Фачраби,

Ибн Сина, Ибн Рушда) - с другой. Назрела также необходимость взаимоотношения теоретического анализа проблемьУ&рабского свободомыслия УШ-1Хвв. и, в частности, разработанного Ибн ар-Равенди, ар Рази и другими мыслителями учения о религии как обмане с теорией "двойственной истины".

Перед исследователями-марксистами стоит также задача дать обоснованную оценку значения свободомыслия народов Востока в развитии мирового атеизма, в частности, проследить влияние иль-хада на творчество свободомыслятщих европейских философов эпохи Возрождения.

Решение всех этих задач будет способствовать творческому развитию истории атеизма как науки.

- 152 -' Библиография

I. Произведения классиков марксизма-ленинизма

1. Маркс К. ПереДОВИЦа В № 179 "Kolnische Zeitung".

Соч.,t.I.

2. Маркс К. Вопрос о войне.- Финансовые дела.- Забастовки.

Соч.,т.9.

3. Маркс К. Британское владычество в Индии. Соч.,т.9.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство. Соч.,т.2.

5. Энгельс Ф. Материалы по истории Франции и Германии. Архив

К.Маркса и Ф.Энгельса.,т.10.

6. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Соч.,т.21.

7. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Соч.,т.20.

8. Энгельс Ф. Диалектика природы. Соч.,т.20.

9. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. Соч.,т.7.

10. Энгельс Ф. Конраду Шмидту, 5 августа 1890г. Соч.,т.37.

11. Энгельс Ф. Конраду Шмидту, I июля 1891г. Соч.,т.38.

12. Ленин ВЛ. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч., т.18.

13. Ленин В.И .Философские тетради. Полн.собр.соч.,т.29.

14. Ленин В Л. 0 государстве. Полн. собр. соч., т.39.

15. Ленин В.И. Еще одно уничтожение социализма. Полн.собр.соч., т.25.

16. Ленин В.И. Социализм и религия. Полн.собр.соч.,т.12.

17. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. Полн.собр. соч.,т.17.

18. Ленин В.И. Классы и партии в их отношении к религии и церкви.

Полн.собр.соч.,т.17.

19. Ленин В.И. 0 значении воинствующего материализма. Полн.собр. соч.,т.45.

П. Партийные документы

2.1. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Госполитиздат, 1981.

2.2. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979г. М., Политиздат, 1979.

2.3. Актуальные вопросы идеологической ,массово-политической работы партии. В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. М.,Политиздат, 1983.

2.4. Заявление коммунистических и рабочих партий арабских стран.

-Ат-Тарик, 1981, В 3-4, с.329-352 (на арабе.яз.).

2.5. Программа Тунисской коммунистической партии. IX съезд.

Тунис, 1981г. (на арабском яз.).

Ш. Источники а) на русском языке

3.1. Бируни А. Геодезия. Избранные произведения. т.Ш.Ташкент: Фан,

1966.- 361 с.

3.2. Ал-3?азали. Избавляющий от заблуждения. Перев. А.В.Сагадеева.

В кн.: Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана УП-ХП вв. М.: АН СССР,I960, с.211-266.

3.3. Ибн-Рушд. Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией. Перев. А.В.Сагадеева.- В кн.: Сагадеев А.В. Ибн-Рушд. М.:Мысль, 1973, с.171-199.

3.4. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего

Востока 1Х-Х1У вв. /С.Н.Григорян.- М.:Изд-во соц.-экон.литературы, 1961.- 632 с.

3.5. Маймонид М.Путево да тель колеблющихся, гл.71-76. Перев.

А.И .Рубина.- В кн.: Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана УП-ХП вв. М.: АН СССР,I960,с.267-325. б) на арабском языке

3.6. Абд ал-Джаббар. Ал-Мугни фи абваб ахл ал-адл ва-т-тавхид

Свод о положениях поборников справедливости и единобожия). т.1-16. Каир: Вахба, 1962.- 1966.

3.7. Абд ал-Джаббар. Шарх ал-усул ал-хамса (Разъяснение пяти принципов). Каир: Вахба, 1965 - 834 с.

3.8. Ал-Ашари. Макалат ал-исламиин ва-тхилаф ал-мусаллин (Учения исламитов и разногласия между молящимися). тт.1-Л. Станбул: ад-даула 1929-31.- 646 с.

3.9. Ал-Ашари. Ал-Ибана ан усул ад-диана (Разъяснение основоположений религии).- Хайдарабад: даират ал-маариф, 1903.-84с.

3.10. Ал-Ашари. Истихсан ал-хауд фи илм ал-калам (Одобрение занятия наукой калама). - Там же, с.87-97.

3.11. Ал-Багдади. Абд ал-Кахир. Усул ад-дин (Основы религии).-Станбул: матбаат ад-давла, 1928.- 272 с.

3.12. Ал-Багдади. Абд ал-Кахир. Ал-Фарк байн ал-фирак (Различия между сектами). Каир: Субайх. б.г.- 366 с.

3.13. Ал-Бухари. Шарх хикмат ал-айн (Комментарии на "Хикмат ал-айн" ал-Казвини). ч.1- Л.- Казань: Вигислав,1904.- 739,220 с.

3.14. Ал-Газали. Илжам ал-авамм ан-илм ал-калам (Недопущение широкой публики к науке калама).- Каир: мунирийа, 1309 X.- 46с.

3.15. Ал-Газали. Ихйа улум ад-дин (Воскрешение наук о вере), тт.1-1У.-Каир: Ал-Халаби, 1939.

3.16. Ал-Джаузия, Ибн-Каим. Иджтима ал-джуюш ал-исламийа ала газу ал-муаттила ва-л-джахмийа (Объединение исламского воинства для похода на муаттилитов и джахмитов).- Каир: Мунирийа, 1351 X.- 112 с.

3.17. Ал-Джахиз. Фи синаат ал-калам (Об искусстве калама).- В: Расаил ал-Джахиз (Трактаты ал-Джахиза), т.1У, Каир: Ал

Ханджи, 1979,0.243-250.

3.18. Ал-Джурджани. Шарх ал-мавакиф (Комментарии к "Ал-Мавакиф" ал-Иджи),тт.1-Ш.- Каир: дщ> ат-тиба ал-амира,13П Х.-590, 572,350 с.

3.19. Ибн ал-Лжаузи. Талбис Иблис (Смуты диавола). Каир: муни-рийа, 1928.- 180 с.

3.20. Ибн ал-Муртада. Табакат ал-мутазила (Классы мутазилитов).

- Висбаден-Бейрут: аш-шаркийа, 1961.- 296 с.

3.21. Ибн ан-Надим. Китаб ал-фихрист (Каталог).- Тегеран: Ал-Асади, 1971.- 425, 170 с.

3.22. Ибн-Рушд. Тахафот ат-Тахафот (Непоследовательность "Непоследовательности"). тт.1-П.- Каир: дар ал-маариф, 1969.1006 с.

3.23. Ибн-Таймия .Муафакат сахих ал-манкул ли-сарих ал-макул (Соответствие достоверного предания тому, что явно обнаруживается разумом).т.I. Каир: Абд ал-Хамид, 1951.- 530 с.

3.24. Ибн-Таймия. Накд ал-мантык (Опровержение логики).- Каир: ас-сунна ал-мухаммадийа, 1951.- 130 с.

3.25. Ибн-Таймия.7сул ан-нубуа (Основы пророчества).- Каир: муни-рийа,1928.- 193 с.

3.26. Ибн-Хальдун. Ал-Мукаддима (Введение). Каир: аш-шарафиа, 1327 х.- 710 с.

3.27. Ибн-Халликан. Вафийат ал-аиан ва анба аз-заман (Некрологи знатных и известия времени). тт.1~1У. Каир: ан-нахда, 1948.

3.28. Ибн-Хазм. Китаб ал-фисал фи ал-милал ва-л-ахва ва-н-нихал (Книги о разногласиях между религиями, идщиви дуальными взглядами и сектами), т.1-5. Каир: Мунирийа, 1899-1904.

3.29. Ал-Исфараини. Ат-Табсыр фи-д-дин (Разъяснение вероучения).-Каир: Ax-Хаджи, 1955. - 264 с.

3.30. АлчМалаты. Китаб ат-танбих ва-р-радц ала ахл ал-ахва ва-л-бида (Предостережение и опровержение носителей индивидуальных взглядов и нововведений).- Станбул: матбат ад-давла,1936.- 168 с.

3.31. Ал-Масуди. Мурудж аз-захаб (Золотые луга), т.3.1У-е изд.

Каир: Абд ал-Хамид, 1964.- 446 с.

3.32. Ал-Матуриди. Китаб ат-Тавхид (Книга о единобожии).- Бейрут: ал-катуликийа, 1970.- 411, 43 с.

3.33. Ар-Рази Ф. Маалим у су л ад-дин (Основоположения вероучения). На полях (108).

3.34. Ас-Суюты. Саун ал-мантык ва-л-калам ан фанн ал-мантык ва-л-калам (Убережение мысли и слова от логики и калама).-Каир: Халаби, 1947.- 113 с.

3.35. Ат-Тавхиди. Ал-Ммта ва-л-муанаса (Развлечение и утехи). т.1.- Дамаск: маншурат вазарат ас-сакафа, 1978.- 384,

УШ с.

3.36. Ат-Тафтазани. Шарх Акаид ан-Насафиа (Комментарии к "Аканд" ан-Насафи). Казань: Вигислав, 1910.- 255 с.

3.37. Аш-Шахрастани. Ал-Милал ва-н-Нихал (Религиозные секты и философские школы).т.I.- Бейрут: дар-ал-марифа, 1975.-260с.

3.38. Аш-Шахрастани Нихаят ал-акдам фи илм ал-калам (Максимум по науке калама). Багдад, Ал-мусанна, Бейрут: дар ал-кибат ал-лубнанин б.г. - 520 с.

3.39. Ал-Хайят. Китаб ал-йнтысар (Книга заступничества).- Бейрут: ал-катуликиайа, 1957.- 158 с.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Хамруни, Слахеддин, 1984 год

1. БартольдВ.В. йБТория культурной жизни Туркестана.- Сочинения, ПП,ч.1.- М.:Изд.вост.лит. 1963. с.169-433.

2. Беляев Е.А.Мусульманское сектанство.-М.:Изд.вост.лит.,1957.- 100 с.

3. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М.,1966.- 280 с.

4. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М.,1971. с.

5. Гегель. Лекции по истории философии. Кн.З.Соч.,т.П-ХХ1,Х,521 с.

6. Гольдциер И. Лекция об исламе. Дерев, с немец.- Спб.,Брокгауз -Ефрон, 1912.- 302 с.

7. Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана

8. УП-ХП вв.- М.:Изд.Академия Наука СССР, I960.- 328 с.

9. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и

10. Среднего Востока.- М.:Наука, 1966.- 352 с.

11. ЗЕузе П. Мутазилиты.- Казань: Типография и литография В.М.Ключникова, 1899.- 269 с.4 .II. Закуев А.К. Философия Ан-Наззама.- Баку: Изд-во Академии наук A3.СССР,1961.- 119 с.

12. Зубов В.П. Развитие атомистических представлений до начала

13. XIX века.- М.:Наука, 1965.- 372 с.

14. История и теория атеизма (М.П.Новиков и др.-М.:Мысль, 1974.- 429 с.

15. Крывелев И.А. История религий, Т.П.- М.,Мысль, 1976.- 422 с.

16. Крымский А.Е. Низами и его современники.- Баку: Элм,1981.-488 с.

17. Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. Перевод с нем.- М.:Изд-во иностр.лит.,1962.- 587 с.

18. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии.М.:Мысль,1979.- 432 с.

19. Мец А. Мусульманский Рннессанс. Перев. с нем.-М.:Наука, 1966.- 460 с.

20. Мамедов Ш.Ф. История философии народов СССР.М.,1958.

21. Мамедов Ш.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Низами. М.,1959.

22. Новиков М.П. Современный религиозный модернизм. М.,1973.

23. Тажуризина З.А. Творческая сущность атеизма. М.,1981.- 64 с.

24. Тажуризина З.А. Актуальные вопросы истории атеизма. М.,1979.- 208 с.

25. Ойзерман Т.И. Главные философские направления. М.:Мысль,1971.- 383 с.

26. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в УП-ХУ вв.- Л.:Изд-во Лен. ун-та, 1966.- 400 с.

27. Рзакулизаде С. Дж. Пантеизм в Азербайджане в Х-ХПвв. -Баку: Элм, 1982.- 124 с.

28. Роузентал Ф. Торжество знания. Перев. с англ.-М.:Наука,1978.- 372 с.

29. Сагадеев А.В. Ибн-Рушд.-М.:Мнсль, 1973.- 207 с.

30. Сагадеев А.В. Ибн-Сина.- М.:Мысль, 1980.- 20? с.

31. Соколов В.В. Средневековая философия.- М.:Высшая школа,1979.- 448 с.

32. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. М.,1973.- с.4 .32. Филыптинский И .М .Арабская литература УШ-IX веков. М., 1978.

33. Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. М.,Наука, 1983.- 168 с.

34. Ши^рар Б.Я. Абу Нувас. М.,1978.

35. Широян С. Мировоззрение арабского мыслителя Абу -аль-Аля аль-Маарри. М., 1957.

36. Яблоков И.Н. Социология религии. М.,1979.

37. Яблоков И.Н. Религия :сущность и явления. М.,1982.- 64 с.б) Книги на арабском языке

38. Абд ар-Разик. М. Введение в историю мусульманской философии.- Каир: Нахда, 1944.- 359 с.

39. Абд ал-Хамид . М.Ар-Рази-комментатор.- Багдад: Дар ал

40. Хуррийа ли-т-тибаа,1974.- 539 с.

41. Абу-Рида А. Ибрахим Ибн ас-Сайяр ан-Наззам.- Каир:Нахда, 1946.- 235 с.

42. Ал-Алуси X. Диалог между философами и мутакаллимами,т.1.-Багдад: Аз-Захра, 1967.- 296 с.

43. Амара М. Мутазилиты и проблема человеческой свободы Бейрут: Ал-муассаса ал-арабийа ли-д-дирасат ва-н-нашр, 1972.- 224"с.

44. Амара М. Ислам и философия власти, т.1.- Ал-Хилафа и возникновение мусульманских партий, т.З.- Мутазилиты и революция. Бейрут: ал-муассаса ал-арабийа ли-д-дирасат ван-н-нащр, 1977.-303, 148 с.

45. Амин А. Полдень ислама. 4-е изд.,т.1У.- Каир:Ан-Нахда, 1966.- 412 с.

46. Бадави А. Из истории атеизма в исламе.- б.м.,б.г.- 384с.

47. Бадави А. Учения исламитов, т.1. 2-е изд.- Бейрут: 1979.752 с.

48. Исмаил М. Из истории подпольных движений в исламе.

49. Каир: ал-калам, I97I.- 426 с.

50. Зайне X. Разум у мутазилитоЕБейрут: Дар ал-афак ал-джадид£1978.- 176 с.

51. Мруэ X. Материалистические тенденции в арабо-мусульманской философии, tt.I-П.- Бейрут: Дар ал-@араби, 1978-79.1024, 776 с.4Л50. Надер А. Философия мутазилитов, тт.1-Л.- Александрия: дар нащр ас-сакафа,1950-51.- 251, 168 с.

52. Ан-Нашшар А.С. Возникновение философской мысли в исламе, т.1, 6-е изд.,- Каир: дар ал-маариф, 1975.- 580 с.

53. Таха Х.Х. Арабская литература в провинции Хорезма.-Багдад: маншурат вазарат ал-илам, 1976.- 520 с.

54. Тизини Т.Проект нового взгляда на арабскую мысль в. эпоху средневековья.- Дамаск: дар Димашк, 1971.- 416 с.

55. Ханафи X. Исламитские очерки.- Бейрут: дар ат-танвир, 1982.- 348 с.

56. Ханафи X. Наследие и обновление.- Тунис: мактабат ал-джа-дид,1980.- 221 с.в/ книги на западноевропейских языках4«5б» Arberray A.J. Revelation and reason in Islam. N.Y.: Macmillan, 1957» - 122 p.

57. Badawi A. La transmission de la philosophic grecque au monde arabe. P:

58. Vrin, 1968. 193 p. 4.58» Badawi A. Histoire de la philosophic en Islam, t.I.s Les philosophiestheologiens. P.: Libr. Vrin, 1972. - 381 p. 4.59» Boer, de T.J. Geschichte der Philosophic im Islam. - Stuttgart: F.From-man Verlag, 1901. - 191

59. Brockelmann C. Geschichte der arabischen Litterature. 2 vols., 3 suppl. vols. Leiden: Brill, 1937-1949*

60. Corbin H. Histoire de la philosophic islamique, t.I. P.: Gallimard,1964. 383 P.

61. Daiber H. Das theologisch-philosophsche System des Muammar Ibn Abbad as-Sulami. Beirut: Beirut texte und Studien. B.19, 1975» - 604 p.

62. Dugat G. Histoire des philosophes et des theologiens musulmans. /De632 a 1258 de J.-C./. Scenes de Orient. P.: Maisonneuve, 1878. - XLIII,- 385 P

63. Ess J.,van. Anfange muslimischer Theologie. Beirut: Catholique, 1975,- 462 s.

64. Ess J.,van. Das Kitab an-Nakt des Nazzam. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1972. - 151 s.

65. Ess J.,van. Zwischen Hadit und Theologie. В.- N.Y.: De Gruyter,1975«- XII, 218 s.

66. Fakhry M. Islamic occasionalism and its critique by Averroes and Aquinas. London: Geo.Allen and Unwin Ltd., 1958» - 220 p.

67. Floten G.,van. Ein arabischer Naturphilosoph im 9« Jahrhundert.- Stuttgart: 1918.

68. Frankl P.F. Ein mutazilitischer Kalam aus dem 10. Jahrhundert. Vien: K.Gerold's sohn, 1872. - 58 s.

69. Galland H. Essai sur les Motazelites: les rationalistes de l,Islam.- P.: E.Guilmoto, 1906. 143 p.

70. Gardet L., Anawati M.M. Introduction a la theologie musulmane.'- P.: Vrin, 1948. YII, 543 p.

71. Gardet L. 14813111: religion et communaute. P.: Desclee de Brouwer, 1967. - 496 p.

72. Gibb H.A.R. Islam. 2d ed. Frome-L.: Oxford univ. press, 1978. - IX, 144 P.

73. Goldziher I. Introduction to islamic theology and law/transl. Ъу Hamo-ri A. a.Hamori R.; With an introd. a.additional notes Ъу Lewis B.- Princeton /N.J./: Princeton univ.press, 1981. XV, 302 p.

74. Goldziher I. Muhammedanische Studien. 2 vols. Halle, 1889-1890. 420, 363 s.

75. Horten M. Die philosophischen Probleme der spekulativen Theologie im Islam. Bonn: F.Cohen, 1910. - XI, 520 p.4'77. Hourani J. Islamic rationalism. The etnics of Abd al-Jabbar. N.Y.:1971• XI, 158 p.

76. Jadaane F. L'Influence du stoicisme sur la pensee musulmane. Beyrouth:

77. Dar el-Machreq, 1968. 266 p. 4»79* khoury a.-T. Les theologiens byzantins et l'islam. T.I-II. - Lyon: Univ.de Lyon, 1966. - 340, 229 p.

78. Kremer A.,von. Culturgeschichtliche StreifzQge auf dem Gebiete des Is-lams. Leipzig: F.A.Brockhaus, 1873. - XIV, 77 p.

79. Laoust H. Essai sur les doctrines sociales et politiques de Taki-d-Din Ahmad b.Taimiya. Le Caire: Publications de l'IFAO, 1939. - 755 p;

80. Mabilleau L. Histoire de la philosophie atomistique. Paris: Alcan, 1895. - VII, 560 p.

81. McDonald D.B. Development of muslim theology, jurisprudence and constitutional theory. N.Y.: I903. - 318 p.

82. Madkour I. L'organon d*Aristote dans le monde arabe. P.: Vrin, 1934. - VIII, 302 p.

83. Maimonides M. Le guide des egares/ S.Munck. tt.I-III. Pj: Franck, 1856-66. - XVI, 462; XVI, 380; XXIV, 532 p.

84. Makdisi G. Tbn Aqil et resurgence de 1'Islam traditionaliste au XI siecle. Damas: 1963. - XXXIV, 602 p.

85. Nader A.N. Le systeme philosophique des Mutazila /Premiers penseurs de l1Islam/. Beirut: Les lettres orienteles, 1956. - XX, 354 p.

86. Nyberg E.S. Kleinere schriften des Xbn al-Arabi. Leiden: Brill, 1919*- 312 s.

87. Pines S. Beitrage zur islamischen Atomenlehre. Berlin: Grafenhaini-schen, Gedruckt bei A.Heine gmbh, 1936. - III, 149 s«

88. Sabyri S. Mouvements populaire a Bagdad a l'epoque abbaside, IXe-XIe siecles. P.: Libr. d'Amerique et d,Orient,1981. - V, 164 p.

89. Schreiner M. Der Kalam in der jfldischen Literatur. Berlin: Druch von H. Itzkowski, 1895. - 67 s.

90. Sourdel D. Le vizirat 'Abbaside de 749 a 936. 2 vols., Damascus: Inst, francais de Damas, 1959. LXXVIII, 797 p.

91. Steiner H. Die Mutaziliten; oder die Freidenk^er im Islam. Leipzig: SjHirzel, 1865. - XIV, 410 s.

92. Wolfson H.A. The philosophy of the Kalam. Cambridge /Mass./ - L.: Harvard univ.press, 1976. - XXVI, 889 P«

93. Wolfson H. Repercussions of the Kalam in jewish philosophy. Cambridge /Mass./-L.: Harvard univ.press, 1979. - XII, 238 p.1. У. Статьиа) на русском языке

94. Аверинцев С.С. Теология.- В: Философская энциклопедия, т.У.с.200-202.

95. Беляев Е. Ислам.- В: Философская энциклопедия, т.П,с.334-336.

96. Беляев Е.Калам.- В: Философская энциклопедия, т.П, с.411.

97. Бертельс Е.Э. К вопросу о мировоззрении Навои.- Бертельс Е.8.

98. Избранные труды. Навои и Джами.- М.:Наука, 1965.- с .447^149.

99. Грюнебаум Г.Э., фон. Мусульманское мировоззрение и мусульманская наука. В сб.: Грюнабаум Г.Э.,фон. Основные черты ара-бо-мусульманскай культуры. Статьи разных лет. Переводы. М.:Наука, 1981, c.III-126.

100. Журавский А.В. Ислам.- Философский Энциклопедический Словарь.

101. М.: Советская Энциклопедия, 1983. с.224-226.

102. Ибрагим Т.К. Материалистические' тенденции в учении мутазилитов.- В сб.: "Из истории философии освободившихся стран". М.:Уда,1983, с.34^3.

103. Лауст А. Религиозные волнения в Багдаде в 1У-Х вв. X.

104. В сб.: "Мусульманский мир. 950-1150". Перевод с англ.- М.: Наука, I98I,c.I89-206.

105. Макдаси Да. Суннитское возрождение.- В сб.: "Мусульманскиймир. 950-1150".Перевод с англ.- М.:Наука, 1981. с.174-183.

106. Маковельский А.О. Атомистика на Ближнем Востоке.- Вопросы философии, 1957, № 3, о.112-116.

107. Мидяер А.П.Философия и религия.- В кн.: Философия и ценностные формы сознания. М.:Наука, 1978, с.244-282.

108. Ойзерман Т.И. Философия, наука, идеология.- В кн.: Философия в современном мире. Философия и наука.- М.:Наука,1972, с.95-145.

109. Прозоров С.М. К истории мусульманской догматики:мурджииты. -В сб.: Ислам в истории народов Востока.- М.:Наука,1981,с.19-24.

110. Сагадеев А.В. Очеловеченный мир в искусстве мусульманского средневековья. По поводу одной отипологической концепции.- В сб.: Эстетика и жизнь, вып.З. М.Искусство, 1974,с.453^88.

111. Сагадеев А.В. "Знание" и познавательное отношение к действительности в средневековой мусульманской культуре.- В кн.: Роузентал Ф. Торжество знания. М.,1978, с.3-18.

112. Сагадеев А.В. Вокруг трактата "О трех обманщиках".- Наука и религия, 1979, № 5, с.31-35.

113. Сагадеев А.В. Две книги по истории арабской философии эпохи раннего средневековья.- Народы Азии и Африки. М.,1962, №4, с.213-215.

114. Сагадеев А.В. Жизнерадостное свободомыслие народов Востока. Наука и религия, 1978, № 2.

115. Соколов В.В. К исторической характеристике пантеизма в западноевропейской философии.- Философские науки, I960, 4, с.77-87.

116. Соколов В.В. Партийность и историзм в истории философии.-Вопросы философии, 1968, № 4, с.104-115.

117. Степанянц М.Т. Философское наследие суфизма в современном мире.- В сб.: Философское наследие народов Востока и сов' ременность. М.:Наука, 1983, с.124-136.

118. Султанов Р.И. Калам.- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983, с.240.

119. Турсунов А. О принципах исследования средневековой восточной философии.- Народы Азии и Африки, 1975, $ I,c.I39r146.б)на арабском языке

120. Ал-Алуси X. Первые начала мусульманской философской мысли В сб.:Ал-Алуси X. Очерки по мусульманской философской мысли. Бейрут: Ал-муассаса ал-арабийа ли-д-дирасат ва-н-напгр, 1980, с.47-113.

121. Балдуз Н. Идеология и отношение бога к миру в философии Ибн-Рушда.- Дирасат арабийа Бейрут, 1978, № 15,с.30-57.

122. Ибрагим Т.К. (под псевдонимом: Саллум Тауфик). Материализм и его проявления в эпоху средневековья.- Ат-Тарик, 1979, }Ь 3, с .181-195.

123. Салами К. Эволюция рационалистического направления в науке калама.- Ал-Марифа, Дамаск, 1979, $ 203, с.20-39.в/ на западноевропейских языках

124. Ess J.,van. The logical structure of islamic theology. In: Logicin classical islamic culture /G.E.Grunebaum, Wiesbaden, 1970,pp.21-50.

125. Ess J.,van. Dirar Ъ.Атг und die Gahmyya. Der Islam, В., 1967, 43, pp.241-279? 1968, 44, pp.1-70.

126. Ess J.,van. Les Qadarites et la Gailaniya de Yazid III. Studia Islamica, P., 1970, 31, pp.269-286.

127. Ess J.,van. Une lecture au retours de lfhistoire dumutazilisme. Revue des etudes islamiques. P., 1978, LXVI, f.2, pp.163-240; 1979, LXVII, f.1, pp.19-76.

128. Frank R.M. The divine attributes according to the teaching of Abul Hudhayl al-Allaf. Museon, 1969, 82, pp.451-506.

129. Gabrieli P. Abu Nuwas, poeta abbaside. Oriente moderno. Roma, 1953, p.33.

130. Gardet L. Le probleme de la "philosophic musulmane". Dans: Melanges Etienne Gilson. - Toronto-P., 1959» pp.266-270.5*38. Gardet L. Quelques reflecxions sur la place du Ilm al-Kalam dans les

131. Sciences religieuses musulmanes". In: Arabic and islamic studies in honour of H.A.R.Gibb/G.Makdisi. Leiden: Brill, 1965, pp.258-269.

132. Gardet Ь. Ilm al-Kalam. Encyclopaedia of Islam, II ed., vol.Ill, 1971, pp. 1141-1150.

133. Gardet Ь. Signification du "renoveau mutazilite" dans la pensee musul-mane contemporaine. — In: "Islamic philosophy and the classical tradition" /S.M.Stern e.a. Columbia: Univ.of South Carolina press, 1973»pp.63-75.

134. Gardet Ь. Aux debuts de la reflexion theologique de l'Islam. In: Islamic philosophical theology/ P.Morewedge. Albany: State university of New York Press, 1979, pp.46-57.

135. Goldziher I. Zur Geschichte der hanbalitischen Bewegungen. ZIMG, В., 1908, ЪХИ, ss.1-28.

136. McDonald D.B. Kalam^, Enzyklopaedia des Islam., I ed., Bd.II, 1927, pp.717-723.

137. McDonald D.B. Kalima. Enzyklopaedia des Islam., I ed., Bd.11,1927, p.7495.49» Madkour I. La logique d'Aristote chez les Mutakallimun. In: Islamic philosophical theology/ P.Morewedge, Albany: State Univ. of New York, 1979, pp.58-70.

138. Schreiner M. Beitrage zur Geschichte der theologischen Bewegungen im Islam. ZDMG, В., 1898, 52, ss.486-510; 1899, 53, ss.51-88.

139. Sourdel D. La politique religieuse du calife abbaside al-Mamun. Revue des etudes islamiques, P., I962, XXX, pp;27-48.

140. Vajda G. La connaissance naturelle de Dieu selon al-Gahiz, critiquee par les mutazilites. Studia Islamica, P., 1966, XXIV, pp.19-33*

141. Vajda G. Le "Kalam" dans la pensee religieuse juive du Moyen Age.- "Revue de l'histoire des religions". P., 1973, t.183,N 2, pp.143-160.

142. Vajda G. Les zindiqs en pays d'islam au debut de la periode abbasede.- Rivista degli Studi oriental. Roma, 1938, 17, pp.173-229.

143. Watt M. The political attitudes of the Mutazilah. JRAS, 1963, pp.38-57.1. УТ. Авторефераты

144. Алиева Б.А. Проблема соотношения веры и разума в современной мусульманской теологии и философии. Автореф. дисс. .док. филос.наук. М.,1979, 30 с.

145. Гаджиев Ш.Н. Свободомыслие в Азербайджане в период раннего средневековья.Автореф. дисс. . канд.филос.наук. М.,1965, 20 с.

146. Захидов А. Формирование и особенности развития свободомыслия в Средней Азии в период раннего средневековья. Автореф.дисс. . канд.филос.наук. Ташкент, 1979, 26 с.

147. Ибрагим Т.К. Философия калама /УШ-ХУ вв./. Автореф.дисс. . докт. филос.наук. М.,1984, 36 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.