Религиозно-философское учение аш`аритов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат философских наук Гулевич, Инна Николаевна
- Специальность ВАК РФ09.00.06
- Количество страниц 134
Оглавление диссертации кандидат философских наук Гулевич, Инна Николаевна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ АШАРИЗМА
§1. Ал-Ашлари - основоположник аш'аритского калама
§ 2. Идейные источники аш'аризма
ГЛАВА II. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ И ТРАДИЦИОНАЛИСТСКИЕ МЕТОДЫ В РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ АШ АРИТОВ
§ 1. Учение о Боге и его атрибутах
§ 2.Концепция человека и человеческих действий
§ 3. АнГ аризм и ал-матуридийа
ГЛАВА III. ЭВОЛЮЦИЯ АШ АРИТСКОГО КАЛАМА В МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ
§ 1. Развитие анГаритского учения его последователями
§ 2. Роль ал-Газали в развитии аш'аритского калама
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК
Соотношение теологии и метафизики в философии Мухаммада Ал-Газали: философско-религиоведческий анализ2011 год, кандидат философских наук Хисайнов Умарали
Теология раннего ханафизма2012 год, кандидат философских наук Азизов, Рустам Анварович
Концепция справедливости в средневековой арабо-мусульманской мысли2001 год, кандидат философских наук Гусейнова, Замира Ибрагимовна
Философия калама в современном исламе2005 год, доктор философских наук Ахмедов, Саид
Му'тазилиты в истории ислама, VIII-Х вв.1994 год, кандидат исторических наук Фарид Юсеф Алваш
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозно-философское учение аш`аритов»
ВВЕДЕНИЕ
Ал-Ашларийа или аш'аризм является одной из основных школ калама. Появление аиГ аритской теологии в первой половине Х-го века было необходимой теологической рефлексией историко-духовной атмосферы арабского халифата тогдашнего времени, характеризовавшегося отступлением мутазилизма под давлением салафитов, враждебных применению рациональных методов в области мусульманского креда. V
Враждебные настроения салафитов усилились еще больше после офи-
V / 1
циального запрета мутазилизма при халифе ал-Мутаваккил^' (847-861). \ Этот запрет был политической предпосылкой для возникновения новой суннитской теологии, которая могла бороться с мутазилизмом, опираясь на исходные положения салафитов, используя одновременно рациональные методы. Эту задачу взял на себя ал-Аш"ари (873-975) -теолог, эпоним апГаритской школы калама.
Аш'аризм распространялся благодаря деятельности теологических школ, появившихся в Багдаде, Нишапуре и получил официальное признание в XII веке.
Аш'аритский калам имеет длительную историю, начинающуюся формированием аш" аритского учения в X веке и заканчивающуюся
л
деятельностью аш'аритов XVI века. За свою историю ашларизм проходил разные фазы развития, поэтому в апГаризме принято разделение аш'аритов на "ранних", живших до XII века, и "поздних", живших в ХП-ХУ1 веках. Произведения "поздних" характеризовались сближением калама с философией и играли большую роль в процессе перевода мусульманского наследия на латинский запад, так как через перевод этих произведений с арабского на латинский язык некоторые ашларитские идеи нашли свое отражение в Западной Европе.
Исходя из вышесказанного отметим, что актуальность теоретического анализа аш'аризма обусловлена: 1) необходимостью осмысления места и роли аш'аритского учения в истории калама и духовной атмосфере мусульманского Востока с X по XVI век; 2) важностью целостного исторического исследования аш'аризма, понимания существенных характеристик в различных фазах его развития, выявления его влияния на культуру Западной Европы в средневековый период; 3) недостаточной изученностью ашЛаризма в отечественной религиозно-философской литературе.
В связи с усилением влияния так называемого "исламского фактора" в современном мире, объективный анализ исламских проблем, в частности ацГаризма, представляется чрезвычайно актуальным.
Эпоха возникновения и распространения аш'аритского калама породила целый ряд теологов, таких как Абу Бакр ал-Бакиллани (ум. в 403 г.х.), Ибн Фурак (ум. в 406 г.х.), Абу Исхак ал-Исфра'ни (ум. в 418 г.х.), Абу ал-Кахир ал-Багдади (ум. в 429 г.х.), Абу Тайб Табари (ум. в 450 г.х.), Абу Бакр Байхаки (ум. в 458 г.х.), Абдулкасым Кушари (ум. в 465 г.х.), Абу Исхак Ширази (ум. в 467 г.х.), ал-Джувайни (ум. в 478 г.х.), имам Газали (ум. в 565 г.х.), Фахр ад-дин ар-Рази (ум. в 587 г.х.) и Др.
Степень разработанности проблемы. Первая попытка исследования теологии ал-Ашлари была связана с именем X. Гурабы1, изложившего фундаментальные вопросы теологии ал-Ашлари в ее взаимоотношении с мутазилизмом. Самые известные положения аш'аритского учения были так или иначе проанализированы в плане общих курсов мусульманской философии. Здесь необходимо упомянуть работы со-
Гураба X. Ал-Аш'ари. - Каир, 1953.
временных арабских историков философии, таких как Ахмед Амин2, Фахури и" Джар3, Абу Раийн4, X. Мурувве5.
Первая попытка исследования ашЛ аризма в целом была связана с именем А. Бадави6, который подробно рассматривал взгляды ал-Аш'ари, ал-Бакиллани и ал-Джувайни. Однако его работа носит описательный характер, и в ней вряд ли можно найти аналитику в полном смысле этого слова. В англоязычных источниках ценный вклад внесли А. Макдиси7 и Р. Касри8, концентрировавшие внимание на отношении аш'аритов к салафитам и позиции последних к аш'аризму. В работе Д. Макдоналда9 аш'аризм был рассмотрен в плане исследования мусульманской теологии. В остальных трудах аш'аризм был в основном проанализирован в русле общих курсов философии, как, например, в работах Шарифа М. М.10, Фахри М.11, Олри Д. Л.12. Французские востоковеды также внесли существенный вклад в изучение аш'аризма, среди них можно отметить Л. Гардийа13, Де Бора14, Кара де Во15, X. Корби-на16. Все они, за исключением Кара де Во, затрагивавшего каламские взгляды ал-Газали, рассматривали аш'аризм вкратце.
2 Ахмед Амин. Духр ал-ислам. Каир, 1961.
3 Фахури и Джар. История арабской философии. Т. 1. Бейрут, 1957.
4 Абу Раийн. История философской мысли в исламе. Бейрут, 1970.
5 Мурувве X. Материалистические тенденции в арабо-мусульманской философии. Бейрут, 1988. T. I.
6 Бадави А. Мусульманские течения. Бейрут, 1978. T. I.
7 Magdisi A. Ash'ari and the Ash'aries in Islamic Religion history: studia Islamic, vols. XVII P. 19-40.
8 Carthy R. M. The theology of Ash'ari Byrouth Imprimerie Catholigue. 1958.
9 Macdonald D. B. Development of muslim theology, 1. 1903.
10 Sharif M. M. (ed). A history of muslim philosophy. Weisbaden, 1963. V. I.
11 Fakhry Majid. A history of muslim philosophy. Weisbaden, 1963. V. I.
12 De Lacy O' Leary. Arabic thought and it's plas in history. L. 1953.
Гардийа JI. Философия религиозной мысли. Т. 1. Бейрут, 1978. (пер. с фр.).
14 Де Бор. История философии в исламе. Каир, 1957 (пер. с англ.).
15 Кара де Во. Ал-Газали. Бейрут, 1984 (пер. с фр.).
16 Корбин X. История мусульманской философии. Бейрут. 1983 (пер. с фр.).
В отечественной философской литературе до сих пор нет ни одной монографии, посвященной апГаритскому учению. Некоторые вопросы аш'аризма были рассмотрены Соколовым В. В.17, Тауфиком Ибрагимом, Сагадеевым А. В.18
Из вышеуказанных работ видно, что аш'аризм пока не анализировался как целостное учение в его историческом развитии и в плане его сравнения с другими суннитскими теологиями.
Целью работы является воссоздание существенных черт ашчаритского учения как целостной системы в плане его развития и взаимоотношения с основными религиозными и теологическими направлениями, выявление его исторического влияния.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- Рассмотреть историко-идейные источники, под влиянием которых определялось формирование и развитие теологии ал-Аш'ари;
- Раскрыть основные понятия апГаритской теологии;
- Выявить место, занимаемое аш'аризмом в истории мусульманской теологии, сущность и отличие его от других теологических школ;
- Показать дальнейшее развитие учения ал-Аш'ари в работах его крупных последователей.
В своей диссертации автор делает акцент на неизученные или малоизученные аспекты аш'аризма. Кроме того, диссертант поставил перед собой задачу освещения исторического развития аш'аризма.
17 Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979.
18 Ибрагим Т., Сагадеев А. В. Статьи "Ал-Аш'ари", "Ал-аш'арийа", "Ал-Бакиллани", "Ал-Джувайни" // Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991 // Под ред. Г. В. Мило-славского, Ю. А. Петросяна, М. Б. Пиотровского.
При написании работы автор столкнулся с трудностями, заключающимися в большом объеме произведений, с одной стороны, и почти полной неисследованностью темы на русском языке, с другой.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые предпринят целостный философско-религиоведческий анализ феномена аш'аризма и его влияние на социальную и духовную жизнь не только мусульманского Востока, но и Западной Европы. Помимо этого автор рассматривает неосвещенные аспекты аш"аритского учения и дает им свою оценку. В диссертации подробно освещены социально-политические и идейные предпосылки возникновения аш'аризма, решение ал-Аш'ари проблемы соотношения разума и традиции. Автор исследовал доказательство ашларитами существования и единственности Бога, а также их аргументы об извечности сущностных атрибутов Бога. В диссертации подробно анализируются разные варианты концепции "касб" (присвоения). В связи с этим рассмотрен круг таких вопросов, как возможность повелевания Богом людьми в совершении невыносимых, невыполнимых действий, ашГаритское понимание прекрасного и безобразного, видение Бога в загробной жизни, аш"аритская концепция об имаме.
В диссертации освещаются отношение аш'аризма к ал-матуридийа, ал-тахавийа и позиция суннитов к аш'аризму, показывается дальнейшее развитие учения ал-АпГари его видными последователями. При этом автор уделяет внимание вкладу ал-Бакиллани и ал-Джувайни в развертывании концепции "касб" (присвоения) и концепции "модусов". Помимо этого освещается роль ал-Газали в развитии аш'аритских положений о речи Аллаха, о божественном знании, определяется его роль во внедрении аристотелевской логики в калам.
Методологическая основа исследования. При написании диссертационной работы мы руководствовались общей методологией исто-
рико-философского исследования, разработанной в ходе развития диалектики. Общая методология историко-философского процесса требует исследования философских и теологических систем в их непрерывности, противоречивости и детерминированности их развитием культуры. Из всех методологических принципов нам представляется наиболее важным принцип историзма и сравнительного анализа. При написании работы мы опирались на исследования зарубежных и русских философов, специалистов по мусульманской философии и теологии.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что полученные результаты имеют ценность для дальнейших исследований по истории мусульманской теологии, а также для понимания места и роли ашларитского учения в прошлом и настоящем. Положения данного исследования могут быть использованы в общих курсах истории философии и религии Ближнего и Среднего Востока.
Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в научных публикациях. Отдельные аспекты были освещены на аспирантском методологическом семинаре кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ.
Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, приложения, в котором дан словарь введенных в оборот терминов, и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК
Трактат исламского богослова аш-Шарифа ал-Муртады Захират ал-'алим ва-басират ал-мута' аллим (Сокровище сведущего и разумение наставленного) как памятник му'тазилитской традиции2017 год, кандидат наук Османова, Ирина Андреевна
Свободомыслие в духовной культуре халифата (VIII-IX вв.)1984 год, кандидат философских наук Хамруни, Слахеддин
Философско-теологические воззрения Газали2003 год, доктор философских наук Шамолов, Абдулвахид Абдуллаевич
Религия и власть в социально-философской мысли ислама (эпоха Средневековья)2009 год, доктор философских наук Туманян, Тигран Гургенович
Заключение диссертации по теме «Философия религии», Гулевич, Инна Николаевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс формирования аш'аритского калама может быть понятным только при учете его тесной связи с мутазилизмом и с суннитским исламом в лице факихов и мухадиситов. Важнейшими предпосылками возникновения аш"аритского калама явился строгий рационализм му-тазилитов, вызывавший протест суннитов, и официальный запрет му-тазилитского учения во время халифа ал-Мутаваккила.
В поисках создания суннитского калама ал-Аш"ари опирался на ряд суннитских богословских положений, сформированных Ибн Кула-бом и представителями кулабизма. Основоположник аиГаритского учения, принимая во внимание односторонность методов факихов и мутазилитов, пришел к выводу о необходимости союза разума и традиции, создавая тем самым компромиссную теологию.
Центральным вопросом учения аиГаритов о Боге был вопрос о соотношении божественных атрибутов и божественной сущности. В отличие от мутазилитов, утверждавших тождество сущности Бога и его атрибутов, аш'ариты считали атрибуты не тождественными сущности Бога и не отличимыми от Его сущности. Положительные атрибуты, которые тоже называются сущностными атрибутами, такие как знание, жизнь, видение, по мнению аш'аритов, являются извечными.
В вопросе о речи Аллаха апГариты, в отличие от мутазилитов, допускавших сотворенность Корана, и в отличие от суннитов, утверждавших несотворенность Корана в отношении мысли и слов, занимали срединное положение, признавая извечность душевной речи Бога и сотворенность слов Корана.
Ал-Аш'ари, в противоположность мутазилитам, отрицавшим видение Аллаха глазами покорных в загробной жизни, с целью избежания материализации Бога, допускал это видение, исходя из того, что Аллах является сущим, а всякое сущее — видимое.
Концепция Ал-АшЛари о "касб" (присвоении) является краеугольным камнем его учения о человеке в его отношении с Богом. Эта концепция была теоретическим компромиссом между мутазилитами, утверждавшими способность человека к творению своих действий, и джабриитами, полностью отрицавшими эту способность. Суть концепции "касб" состоит в том, что человек обладает способностью к присвоению своих действий, но эта способность не может творить эти действия, которые есть функция Бога.
Божественная воля, по ал-Аш'ари, абсолютна, отсюда его допущение о возможности повеления Бога людям в выполнении невозможных, невыполнимых действий и о том, что Бог может привести неверующих к вере, или наоборот. Рассматривая категории прекрасного и безобразного, аш'ариты считают, что человеческий разум не является их критерием. Прекрасное — это то, что повелевает религия, а безобразное — то, что ею запрещается.
Понимание веры у ал-Аш"ари не расходится с пониманием традиционалистов, полагавших, что вера — это знание в сердце, словесное признание и исполнение предписаний. Однако он выдвигал словесное признание на первый план, рассматривая исполнение предписаний как ветви признания, считая исполнение предписаний одним из составных элементов веры, отсюда его утверждение об уменьшении или увеличении веры.
В понимании ал-Ашлари веры, в котором допускается сочетание веры с пороком, милосердие и откладывание дела нечестивого до Судного Дня, а также временное пребывание его в аду, отражается гуманный момент теологии ал-Аш'ари.
Аш'аритское понимание "имама" (духовной и политической власти) основано на законности четырех первых халифатов. Халиф избирается богословами, представляющими мусульманскую общину.
Аш'аризм и ал-матуридийа — два варианта рациональной суннитской теологии. Ал-матуридийа отличается от мутазилизма утверждением буквального толкования телесных свойств Бога, способности человеческого разума в выделении прекрасного и безобразного, отождествления веры с исламом. В добавлении к этому, ал-матуридийа признает не только извечность атрибутов сущности, но и атрибутов действия, отрицает видение Бога в загробной жизни, а также уменьшение и увеличение веры.
Хотя апГариты считали себя ортодоксальными, они подвергались резкой критике шафи'итов и ханбалитов, упрекавших апГаризм за его рационализм и использование аллегорического толкования в священных текстах.
Теология ал-Ашлари нашла свое дальнейшее развитие в теоретической деятельности ал-Бакиллани и ал-Джувайни, которые философи-зировали апГаритскую теологию, подкрепляя ее определенными онто-логическо-гносеологическими принципами, связывая ее атомизмом.
Ал-Бакиллани и ал-Джувайни развили концепцию ал-Аш'ари о "касб" (присвоении). Ал-Бакиллани, выделяя "основу действия", частные модусы и свойство действия (как, например, вставание, хождение и т.п.), считал, что Бог творит только "основу действия", в то время как частные модусы зависят от человека, и в этом смысле человек присваивает свои действия; тем самым ал-Бакиллани признал определенное влияние человека на свои действия. Опираясь на эту концепцию, ал-Джувайни утверждал, что человеческая способность не только определяет модусы и свойства действия, но также влияет на "основу действия", смягчая, тем самым, строгий фатализм аш'аритской концепции о "присвоении".
Ал-Бакиллани и ал-Джувайни внедрили концепцию "модусов" в аиГаритскую теологию. Модусы, согласно ал-Бакиллани, это суждение о качествах, существующих в сущности. Модусы познаваемы и обладают существованием, тем самым ал-Бакиллани доказывает атрибуты Аллаха. Ал-Джувайни, в отличие от ал-Бакиллани, убежден, что модусы познаваемы и не познаваемы, ибо они как бы являются посредниками между существованием и не-существованием.
Ал-Бакиллани и ал-Джувайни развивали окказиционализм ал-АпГари, отрицая причинные связи и отражения в мире, который творится Богом в каждое мгновение времени. Эта идея имела дальнейшее развитие благодаря ал-Газали, придавшему окказиционализму апГаритов чисто философский характер. Согласно ал-Газали, все, что представляется нам причинами и действиями, есть иллюзия нашего ума, возникающая в результате наблюдения последовательности явлений мира. Критика ал-Газали учения философов о причинности была вызвана его стремлением доказательства всемогущества Бога и Его чудес, а также опровержения учения философов о вечности и активности материи.
Роль ал-Газали в развитии аш'аризма не ограничена только его деятельностью в систематизации и защите апГаритского учения, но и во внедрении аристотелевской логики в калам, придавшей ему новую форму. Ал-Газали разделял историю мутакаллимов на два периода: период "ранних мутакаллимов" и период "поздних мутакаллимов". Логика "ранних", к которым относятся ал-Бакиллани и ал-Джувайни, была выведена из фикха, и главный метод заключался в правиле, согласно которому "несостоятельность доказательства возвещает о несостоятельности значения (смысла)"197. Ал-Газали впервые отверг это правило, опираясь на аристотелевскую логику, начиная тем самым период "поздних мутакаллимов".
Аш'аритский калам в работах поздних аш'аритов стал больше и больше сближаться с философией.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гулевич, Инна Николаевна, 1998 год
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Абасова А. А. Социальная доктрина шиизма: история и современность. Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - Махачкала, 1996. -19 с.
2. Абдурасулов М. Свобода воли и критика догмата предопределения в исламе. Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - Ташкент, 1973. -42 с.
3. Азимов К. А. Проблема человека в средневековой социально-философской мысли Азербайджана и Средней Азии. - М., 1986. - 233 с.
4. Ал-Газали Абу Хамид. Воскрешение наук о вере (Ихиа улум ад-дин) / Пер. В. В. Наумкина. - М.: Наука, 1980. - 376 с.
5. Ал-Джанаби М. М. Суфийский теолого-философский синтез ал-Газали. Автореф. дисс. ... д-ра филос. наук. - М., 1991. - 30 с.
6. Аллуш Ф. Возникновение мутазилизма в исламе // Проблемы всеобщей истории. - М., 1993. - С. 129 - 139.
7. Ал-Салех А. Проблема причинности у Ибн Рушда. - М., 1981. -
19 с.
8. Ал-Тахир Сулейман. Аристотель и развитие перипатетизма в арабоязычной философии (проблема соотношения материи и формы). -Л., 1990.-20 с.
9. Ал-Фахри Али ибн Мухаммед ибн Абдуллах. Китаб талхис ал-байан фи зикр фирак ахл ал-адйан (Краткое разъяснение к перечню последователей разных вер). - М.: Наука, 1988. - 119 с.
10. Аль Маудуди Абуль аль-Аля. Образ жизни в исламе. - М.: Сантлада, 1993. - 95 с.
11. Аль-Маудуди Абуль аль-Аля. Основы ислама / Пер. И. М. Шейха. - М.: Сантлада, 1993. - 127 с.
12. Ан-Наубахти ал-Хасан ибн Муса. Шиитские секты / Пер. С. М. Прозорова. - М.: Наука, 1973. - 255 с.
13. Ахмедов Э. М. К. Арабо-мусульманская философия средневековья. Баку: Маариф, 1980. -68 с.
14. Бартольд В. В. Ислам и культура мусульманства. - М.: Изд-во МГТУ, 1992.- 141 с.
15. Борисов В. М. Арабское средневековье и ислам / Под ред. В. Н. Емельянова. М., 1968. - 84 с.
16. Босворт К. Э. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии. - М.: Наука, 1971. - 323 с.
17. Гольдциэр И. Ислам. - СПб.: Восточная, 1911. - 51 с.
18. Григорян С. Н. Великие мыслители Арабского Востока: (Ибн-Баджжа, Ибн-Туфейль, Ибн-Рушд). - М.: Знание, 1960. - 24 с.
19. Григорян С. Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М.: Наука, 1966. - 352 с.
20. Грюнебаум Г. Э. Классический ислам: Очерк истории / Пер. И. М. Дижура. - М.: Наука, 1988. - 215 с.
21. Дадабаева С. Ю. Социальный смысл учения ислама о предопределении. Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - М.: Мысль, 1969. -22 с.
22. Джаббаров С. И. Мифология Корана и ее земные корни. -Ташкент: Узбекистан, 1990. - 68 с.
23. Додихудоев X. Философия исмаилизма (Характеристика основных принципов доктрины). Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. -Душанбе, 1969. -22 с.
24. Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. Сб. ст. М.: Наука, 1985. - 214 с.
25. Ермаков Д. В. Ранние источники по истории сложения ханба-литства (IX - X вв.). Автореф. дисс. ... канд. истор. наук. - Л., 1985. -17 с.
26. Ефимова Л. М. Современныый ислам и политика на зарубежном Востоке. - М., 1986. - 84 с.
27. Зину Мухаммед ибн Джамиль. Столпы ислама и веры. - М.: Сантлада, 1992. - 153 с.
28. Ибрагим Т. К. Материалистические тенденции в учении му-тазилитов // Из истории философии освободившихся стран. - М., 1983. С. 34-43.
29. Игнатенко А. А. В поисках счастья: Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. -М.: Мысль, 1989. - 255 с.
30. Игнатенко А. А. Ибн-Хальдун. - М.: Мысль, 1980. - 160 с.
31. Из истории философского наследия народов Ближнего и Среднего Востока. / Отв. ред. акад. И. М. Муминов. - Ташкент: РАН, 1972.-262 с.
32. Ислам // Энциклопедический словарь / Под ред. Г. В. Мило-славского. - М., 1991. - 312 с.
33. Ислам: Исторические очерки. АН СССР. Институт востоковедения / Под ред. С. М. Прозорова. - М.: Наука, 1991. - 231 с.
34. Ислам: Краткий справочник. - М.: Наука, 1986. - 138 с.
35. Ислам: основные направления, течения, секты; историческая хронология; праздники. - М.: Б.и., 1988. - 30 с.
36. Ислам: происхождение, история и современность (сост. Керимов Г. M.). - М.: Знание, 1984. - 63 с.
37. Ислам: Теоретический курс авторизованного изложения. -М.: Акад. изд-во МЭГУ, 1993. - 30 с.
38. Ислам: Традиции и новации / Материалы IV Всесоюз. коор-динац. совещ. по проблемам современного исламоведения, Ленинград, 1989 г. / Отв. Редакторы: А. В. Малашенко, А. В. Кудрявцев. - М.: Наука, 1991.-118 с.
39. Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. - Казань: ИЯЛИ, 1994. - 205 с.
40. Исмаил С. Ислам и национальные проблемы в Арабской мире. Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - М., 1991. - 21 с.
41. История политических и правовых учений / Под ред. проф. В. С. Персесянца. - М: Наука, 1986. - 347 с.
42. Керимов Г. М. Аль-Газали и суфизм. - Баку: Элм, 1969. - 108
с.
43. Керимов Г. М. Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востока. - М.: Знание, 1982.-63 с.
44. Керимов Г. М. Учение ислама а государстве и политике. - М.: Знание, 1986.-63 с.
45. Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность. - М.: Наука, 1978.-224 с.
46. Киладзе Н. В. Философская лексика средневекового Востока (По материалам XI - XII вв. на араб, и груз, языках). - Тбилиси, 1980. -160 с.
47. Классический ислам: традиционные науки и философия / Сб. обзоров. Сост. А. В. Сагадеев. - М.: ИНИОН, 1998. - 131 с.
48. Климович Л. И. Ислам. - М.: Наука, 1965. - 334 с.
49. Климович Л. И. Знание побеждает. - М.: Знание, 1967. - 63 с.
50. Климович Л. И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. - М.: Политиздат, 1988. - 284 с.
51. Кныш А. Д. Основные источники для изучения мировоззрения Ибн А.раби: "Фусус ал-хикам" и "ал-Футухат ал-маккйа". Авто-реф. дисс. ... канд. истор. наук. - JT1984. - 14 с.
52. Коран / Пер. И. Ю. Крачковского. - М.: Анс-принт, 1990. -
511 с.
53. Коран: сказания, предания, притчи: цитаты с коммент. / Авт.-сост. X. Исмаилов. - М.: Милосердие, 1991. - 57 с.
54. Кули-заде Зумурд Аликули. Закономерность развития восточной философии XIII - XVI вв. (регион ислама) и проблема "запад -восток". Баку: Элм, 1983. - 273 с.
55. Лей Г. Очерки истории средневекового материализма. - М.: Иностранная литература, 1962. - 586 с.
56. Мавлютов Р. Р. Ислам. М.: Политиздат, 1974. - 168 с.
57. Массэ А. Ислам: очерк истории. - М.: Наука, 1982. - 191 с.
58. Мец А. Мусульманский Ренессанс. - М.: Наука, 1973. - 473 с.
59. Мугнийа М. Д. Характерные черты мусульманской философии. - Бейрут, 1986.
60. Муминов А. К. "Ката'иб а'лам ал-ахйар" ал-Катафи (ум. в 990/1582 г.) как источник по истории Ислама в Мавефаннахане. (III/IX - VIII/XIV вв.). Автореф. дисс. ... канд. истор. наук. - JL, 1991. - 14 с.
61. Мухамед Абдул Каву Муквель. Проблема бытия в арабо-исламской философии. Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - СПб., 1995.- 16 с.
62. Мухаммеджаев А. Гносеология суфизма. - Душанбе: Дониш, 1990.- 112 с.
63. Мыльников А. Е. Исламский фактор в исторических судьбах народов сопредельных с Россией государств Среднего Востока. Автореф. дисс. ... д-ра истор. наук. - М., 1992. - 60 с.
64. Наумкин В. В. Учение ал-Газали (1058/1059 - 1111) и его социальная сущность. Автореф. дисс. ... канд. истор. наук. - М., 1972. -27 с.
65. Пиотровский М. Б. Коранические сказания. - М.: Наука, 1991. -217 с.
66. Пиотровский М. Б. Рецензия // Народы Азии и Африки. - М., 1981. № 6. - С. 194 - 198. Рецензия на кн.: ал-Газали Абу Хамид. Воскрешение наук о вере. (Ихйа улум ад-дин): Избранные главы / Пер. с араб., исслед. и коммент. Наумкина В. В. - М.: Наука, 1980. - 375 с.
67. Пиотровский М. Б. Южная Аравия в раннем средневековье: становление средневекового общества. - М.: Наука, 1985. - 223 с.
68. Полонская JI. Р. Ислам на современном Востоке: проблемы политики, идеологии. М.: Б.и., 1980. - 45 с.
69. Почта Ю. М. Возникновение ислама и мусульманского общества: Философско-методологический анализ. - М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1993. - 145 с.
70. Почта Ю. М. Ислам: истоки и современность. - М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1988. - 83 с.
71. Прозоров С. М. Арабская историческая литература в Ираке, Иране и Средней Азии в VII - сер. X в. Шиитская историография. - М.: Наука, 1980.-248 с.
72. Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток / Под ред. В. В. Фролова. - М.: Наука, 1990. - 278 с.
73. Розенталь Ф. Торжество знания. - М.: Наука, 1978. - 330 с.
74. Саад Ибрагим Альсаид Али. Философско-социологическое учение Ибн Хальдуна. Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - СПб., 1992.- 18 с.
75. Сагадеев А. В. Наследие ислама: История и современность // Уотт У. М. Влияние ислама на средневековую Европу. - М.: Наука, 1977.- 128 с.
76. Сагадеев А. В. Ислам и Арабский Восток: научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1978. - 78 с.
77. Сагадеев А. В. Мусульманская средневековая философия // Антология мировой философии. Т.1. Ч. 2. - М.: Мысль, 1969. - 3 п.л.
78. Саидбаев Т. С. Ислам: история и современность. - М.: Знание, 1985.-63 с.
79. Саидбаев Т. С. Ислам и общество. - М.: Наука, 1984. - 302 с.
80. Сайид А. А. Маудуди. Свидетельствование истины. М.: Сантлада, 1995. - 45 с.
81. Сайид М. М. Л. Бог и его атрибуты. Баку: Иршад, 1994. - 188
с.
82. Сайид М. М. Л. Пророчество / Пер. под руководством д-ра филос. наук Р. Алиева. Баку: Иршад, 1994. - 156 с.
83. Салах Закут. Испано-арабская философия средневековья. -М., 1995.-39 с.
84. Смирнов А. В. Великий шейх суфизма. - М.: Наука, 1993. -
326 с.
85. Соколов В. В. Европейская философия ХУ - ХУП веков. - М.: Высшая школа, 1984. - 433 с.
86. Соколов В. В. Средневековая философия. - М.: Высшая школа, 1979.-442 с.
87. Степанянц М. Т. Философские аспекты суфизма. - М.: Наука, 1987.- 190 с.
88. Султанов Р. И. Роль дискуссий о свободе воли в оформлении теологической этики мутазилитов VIII - IX вв.: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - М., 1986. - 233 с.
89. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики. - М.: Наука, 1986. - 254 с.
90. Тауфик Р. А. Социологические и этические воззрения в философии "Братьев чистоты". Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - М., 1966,- 19 с.
91. Тримингэм Д. С. Суфийские ордена в исламе / Пер. О. Ф. Акимушкина. - М.: Наука, 1989. - 326 с.
92. Усманов М. А. Основные этапы эволюции ислама. Автореф. дисс. ... д-ра филос. наук. - М., 1978. - 45 с.
93. Учение ислама о государстве и политике. - М., 1987. - 16 с.
94. Фролова Е. А. История средневековой арабо-исламской философии: учебное пособие. РАН. Ин-т философии. М. 1995. - 174 с.
95. Фролова Е. А. Проблема веры и знания в арабской философии. - М.: Наука, 1983. - 168 с.
96. Хаммад аль-Умар А. Ислам - религия истины. М.: Сантлада,
1993.-78 с.
97. Ханбабаев К. М. Критика исламской концепции свободы воли. Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - Баку, 1986. - 16 с.
98. Хисматулин А. А. Суфийская ритуальная практика. - СПб.: Центр "Петербурское востоковедение", 1996.-205 с.
99. Хрестоматия по исламу. Сост. С. М. Прозоров. М.: Наука,
1994.-234 с.
100. Шабдурахимова Ш. Ш. Общечеловеческие нравственные ценности в свободомыслии мусульманского средневековья (XI - XI вв.). Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - Ташкент, 1990. - 20 с.
101. Ибн Аби-л-Хадид. Шарх нахдж ал-балага. - Каир, 1959. -
330 с.
102. Ибн Асакир. Табийн казб ал-муфтри фи-на нусиба ила-имам ал-АиГари (Выяснение лжи клевещущих на имама ал-АиГари). - Дамаск, 1347. - 520 с.
103. Ал-Ахвани // Турас ал-инсанийа. Т. 5. - Каир, 1384 г.х.
104. Ахмед Амин. Духр ал-ислам. - Каир, 1961.
105. Абду-Джабар. Шарх ал-усу-л ал-хамса (Интерпретация пяти положений). - Каир, 1384 г.х.
106. Ал-Багдади. Усул-ад-дин (Основоположения религий). -Стамбул, 1928. - 343 с.
107. Ал-Ашлари. Ал-Лумал (Проблески). - Каир, 1373 г.х. - 117 с.
108. Ал-АпГари. Рисала фи истихсан ал-хауд фи "илм ал-калам (Предпочтение вступления в науку калама). - Хайрабад, 1344. - 10 с.
109. Ал-АиГари, Ал-Ибанна "ан усул ал-дийана (Разъяснение основ религии). - Каир, без даты. - 76 с.
110. Бадави А. Мазахиб ал-исламийн (Мусульманские течения). Т. 1.-Бейрут, 1971.-332 с.
111. Ал-Бакиллани. Рисалат ал-хура. - Каир, 1374 г.х.
112. Ал-Бакиллани. Ат-Тамхид (Введение). - Каир, 1367 г.х.
113. Ал-Джувайни. Ал-Иршад (Наставление). - Каир, 1367 г.х.
114. Ал-Джувайни. Ал-шамел фи усул ад-дин (Об основоположениях религии). - Каир, 1960. - 380 с.
115. Ал-Джувайни. Ал-'Акида ан-низамийа (Низамическое кредо). - Каир, 1367 г.х.
116. Ал-Газали. Ал-Иктисад фи-л-и" тикад (Умеренность в веровании). - Каир, без даты. - 165 с.
117. Ал-Газали. Тахафут ал-фаласифа, Дар ал-малреф (Опровержение философов). - Каир, без даты.
118. Ал-Газали. Ал-Арбалин фи усул ал-дин (Сорок вопросов по основам религии). - Каир, 1344 г.х.
119. Ал-Газали. Ал-мункиз мин ад-далал (Избавляющий от заблуждения). - Бейрут: Дар ал-андалос, без даты.
120. Гардийа JI. Фалсафат ал-фикр ал-динии (Философия религиозной мысли). Т. 1 - 3. - Бейрут: Дар ал-илм, 1978.
121. Гураба X. Ал-Аш'ари. - Каир, 1953.
122. Де Бор. Тарих ал-фалсафа фи ал-ислам (История философии в исламе). - Каир, 1957. - 450 с.
123. Ал-Забиди. Таисир ал-вусул ила джам" ал-усул, фи ахадис ал-расул (Облегчение достижения собирания рассказов пророка). Т. 1. -Каир, без даты. - 321 с.
124. Ал-Ираки Махмуд Атиф. Ал-фалсафа Мазахиб фаласифат-л-машрик (Учение философов Востока). - Каир, 1970. - 271 с.
125. Караде-Во. Ал-Газали. - Бейрут, 1984. - 269 с.
126. Корбин X. Тарих ал-фалсафа ал-исламийа. Маншурат "Аубайдат. (История мусульманской философии). - Бейрут, 1983. - 360 с.
127. Мадкур И. Фи-ль-фалсафа аль-исламийа: Манхадж ва тат-бику-ху. 4.2. - Каир: Дар аль-малариф, 1983. - 194 с.
128. Мала Али Ал-кари. Шарх ал-фикх ал-акбар ли-абу-Ханифа (Интерпретациия большого фикха Абу Ханифа). - Каир, 1325 г.х.
129. Махмуд Касим. Мукаддима Манахидж ал-адила (Введение к книге Ибн Рушда "Методы доказательств"). - Каир, 1955. - 23 с.
130. Мурувве X. Ал-назат ал-мадийа фи ал фалсафа арабийа-ал-исламийа (Материалистические тенденции в арабо-мусульманской философии). Т. 1 - 2. - Бейрут, 1988.
131. Абу Раийан. Тарих ал-фикр ал-фалсафии фи ал-ислам (История философской мысли в исламе). - Бейрут: Дар ал-нахза, 1970. - 494 с.
132. Ибн Рушд. Манахидж ал-адила (Методы доказательств). -Каир, 1955. - 143 с.
133. Ибн Рушд. Тахафут ат-тахафут. - Каир, 1969. - 280 с.
134. Ибн Таймийа. Минхадж ал-сунна (Метод людей сунны). Т. 1 -4.-Каир, 1953.
135. Ибн Таймийа. Мувафакат сахих ал-ма'нкул ли-сарих ал-ма'кул. Т. 1 - 4. - Каир, 1321 г.х.
136. Таш Зада. Муфтах ал-сада" (Ключ счастья). - Хайрабад, 1322 г.х.
137. Фахри М. Тарих ал-фалсафа исламийа (История мусульманской философии). - Бейрут: Ал-джамий ал-арабийа, 1974. - 490 с.
138. Фахури и" Джар. Тарих ал-фалсафа ал-арабийа (История арабской философии). Т. 1 - 3. - Бейрут, 1957.
139. Абу "Узба. Ар-Рауда ал-бахийа (Блистающий сад). - Хайдарабад, 1322 г.х.
140. Ибн-Халкан. Вафийат ал-айан (Смерти знатных людей). Т. 1 -З.-Каир, 1299 г.х.
141. Ибн-Халдун. Мукаддима (Пролегомены). - Каир, без даты.
142. Шайх Заде. Назм ал-фара'йд (Нанизывание жемчужин). -Каир, 1372 г.х.
143. Аш-Шахрастани. Нихайат ал-икдам фи "илм ал-л-калам (Конечная цель науки - калам). - Каир, без даты. - 540 с.
144. Аш-Шахрастани. Китаб ал-милал ва-н-нихал (Книга о религиях и сектах). - Бейрут, без даты. - 532 с.
145. Ahmad М. G. The teachings of Islam. A solution of Five fundamentals religious problems from Muslim point of view. - New Delhi: Cosmo, 1987. - 195 p.
146. A1 Cazuli. Dala'il al-Hairat. Wien, 1987. - 318 p.
147. Ameeer A. The spirit of Islam. A history of the evolution and ideals of Islam with a life of the prophet. - London: Methum, 1967. - 515 p.
148. Boer T. J. History of philosophy of Islam. New Delhi: Cosmo, 1987.-216 p.
149. De Lacy CT Leary. Arabic thought and it's plase in history. L.
1953.
150. Ede D. Guide to Islam. - Boston, 1983. - 261 p.
151. Gibb H. A. R. Islam. London, 1975. - 144 p.
152. Gibb H. A. R. Studies on the civilization of Islam. Boston, 1968.
- 369 p.
153. Ibish Y. Life and Works of al-Bakillani. Beirut. 1966.
154. Islam and the Arab world. - Toronto: McClelland and Stewart, 1976.-360 p.
155. Klein W. S. The Elucidation of Islam's Foundacion // American oriental Series. Vol. 19. Chicago. 1940.
156. Lari S. M. M. The foundations of Islamic doctrine Tehran, 1988.
- B. 1. Potomac, 1989. - 206 p.
157. Lari S. M. M. Western civilisation through muslim eyes. -Potomac, 1977. - 146 p.
158. Lewinstein K. Notes on eastern Hanafite heresiography // J. of the Amer. Oriental soc. New Hawen. 1994. Vol. 114. № 4. P. 583 - 598.
159. Lewis B. Islam and the West. - New York: Oxford, 1993. - 217
P-
160. Macdonald D. B. Development of muslim theology. L. 1903.
161. Makdisi. AslTari and the Ash'arites in Islamic. Religious History: studia. Vols. XVII. P. 19-40. 1963.
162. Manhe J. The Civilization of Islam. New York, 1980. - 164 p.
163. Marcuf N. The arabism of scholars asclibed to non - Arablands. \f
% y
Vol. 1.-Baghdad, 1975.-515p.
164. McCarthy R. J. The theology of Ash'ari. Byrouth. Imperir Catholigue. 1958.
165. Montgomery W. Free will and predestination in Early Islam. L.
1948.
166. Nasr S. H. Sufi Essays. - New York, 1973.
167. Nasr S. H. Islamic studies. Essays on law and society, the schiences, and philosophy and Sufism. - Beirut: Libraie du Liban, 1967. -155 p.
168. Nasr S. H. The meaning of nature in various intellectual perspectives in islam // Islamic guaterly. Vol. I. P. 25 - 30. L. 1965.
169. Nicolson R. A. A literatury history of Cambrige. L. 1953.
170. Schuon F. Islam and the perenni al philosophy. London, 1976. -
217 p.
171. Sharif M. M. (ed.). A history of muslim philosophy. Vol. I - II. Weisbaden, 1963.
172. Takeshita M. Jbn 'Arabics theory...Tokyo, 1987. - 182 p.
173. The Encyclopaedia of Islam. Vol. 1. - Leiden: Brill. 1954.
174. The Different aspects of Islamic culture. - Paris: UNESCO publ., 1998.-484 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.