Свадебные алгысы якутов: структура, поэтика, лексика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Дмитриева, Оксана Николаевна
- Специальность ВАК РФ10.01.09
- Количество страниц 142
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Дмитриева, Оксана Николаевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Свадебные алгысы в системе устного народного творчества якутов.
ХА.Алгыс как жанр якутского фольклора.
1.2. Классификация свадебных алгысов якутов.
1.3. Композиционная структура.
ГЛАВА II. Художественно-стилевые средства свадебных алгысов якутов.
2.1. Повторы.
2.2. Эпитеты.
2.3. Аллитерация.
2.4. Сравнения.
2.5. Иносказания.
2.6. Традиционные устойчивые формулы.
ГЛАВА III. Лексические особенности свадебных алгысов якутов.
3.1 Архаическая лексика.
3.2. Монголизмы.
3.3. Русизмы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК
Обрядовая поэзия тувинцев: структура и семантика2005 год, кандидат филологических наук Юша, Жанна Монгеевна
Свадьба мордвы Поволжья: обряд и фольклор: Историко-этнографические, региональные, языковые аспекты2004 год, доктор филологических наук Рогачев, Владимир Ильич
Локальные особенности обрядовой поэзии аварцев2002 год, кандидат филологических наук Сулейманова, Кавсарат Гасановна
Обрядовая поэзия даргинцев: общее и локально-особенное2006 год, кандидат филологических наук Юсупов, Хизри Абдулмаджидович
Абхазские традиционные обряды и обрядовая поэзия2000 год, кандидат филологических наук Табагуа, Светлана Андреевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Свадебные алгысы якутов: структура, поэтика, лексика»
Актуальность темы исследования; В прошлом якуты проводили множество обрядов, связанных с почитанием окружающего мира, охотой, рыболовством, скотоводством и ремеслами, а также с жизнедеятельностью семьи, рода, племени, общины и т.д. Определяющую роль в их проведении играло словесное оформление, зачастую облеченное в поэтическую форму.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью комплексного1 подхода к изучению; сохранению и- реконструкции материальной и духовной культуры,, обычаев и традиций; в том числе фольклорного наследия якутов. Термином сиггыс в якутском фольклоре обозначаются:? различные виды произведений обрядовой поэзии — пожелания-, благословения* или заклинания, гимны, посвятительные песнопения; исполняемые во время обряда: Алгысьг якутов, передаваясь из поколения-вщоколение, сохранили в себе наиболее древние образцы языка,; мифологические представления и поэтические; традиции народа: Отражая; народную философию, бесценные свидетельства народного* мировосприятия, взгляды предков на природу и попытки воздействовать на нее силой слова, алгысы играют важную роль-.в. жизни, якутов. В, них утверждается принятая1, система/ ценностей, поддерживаются и санкционируются определенные нормы; поведения: Главное их назначение состоит в том; что- они устанавливают и поддерживают гармонию между природой и человеком, гармонию в человеческом обществе.
В нынешних условиях важной задачей фольклористики является выяснение степени сохранности и традиций бытования; исполнения свадебных алгысов как. уникального архаичного пласта фольклора якутов. Обряды и произведения обрядовой поэзии якутов всегда были в. поле зрения якутских фольклористов. Внимание ученых в большей степени привлекали обряды, связанные с религиозными верованиями якутов. Менее изучены обряды, которые основывались на опыте народа, закрепляли обычаи, поддерживающие культурные, социальные и половозрастные взаимоотношения этноса. Не были предметом специального изучения этнографов и фольклористов свадебные благопожелания, такие, как, благопожелания младших старшим членам семьи, жениху и невесте, гостя хозяевам. Еще менее изучена специфика произведений обрядовой поэзии с фольклористической точки зрения в силу сложившихся" в советское время идеологических установок, связанных с религией и традиционными, верованиями, а также вследствие сложности самого обрядового комплекса и с архаическими-проявлениями в- обрядах, трудно поддающимися пониманию. Все это и обусловило малоисследованность обрядовой поэзии, с чем ныне столкнулись фольклористы. Многое в ней остается не выясненным и спорным, требующим дополнительного изучения.
Классификация и поэтика свадебных алгысов не были- предметом специального изучения. Поэтому актуальным в. данное время представляются выявление закономерностей композиционной структуры, исследование лексики и- поэтических особенностей языка в текстах свадебных алгысов, а также их классификация. :
Введение в научный оборот новых архивных материалов, собственных полевых записей, необходимых для дальнейших фольклористических, исторических- и этнографических исследований, несомненно, способствуют сохранению исторической- памяти народа, его духовных ценностей и национальных традиций. Все вышесказанное объясняет тот факт, что научное осмысление, изучение и анализ свадебных алгысов выдвигается в ряд наиболее актуальных проблем якутской фольклористики.
Историография проблемы. Начало собирания алгысов якутов, их первые публикации датируются первой половиной XVIII в. В истории собирания и изучения поэзии якутских свадебных обрядов можно выделить несколько этапов. Первый этап относится к дореволюционному периоду, второй этап проходит в советский период и, наконец, третий этап охватывает постсоветское время и продолжается по сегодняшний день.
Первые сведения о свадебных обрядах якутов были собраны участниками Второй Камчатской экспедиции в 1733-1744 гг., которые в целом осветили порядок проведения свадебных обрядов. Так, например, в материалах Я. И. Линденау кратко описываются церемонии браков богатых якутов. Эти сведения представляют особый интерес, поскольку относятся к тому времени, когда верования якутов еще не подверглись влиянию »христианства. Значительную роль в изучении фольклора Якутии сыграла экспедиция 1842-1845 гг. под руководством'А. Ф. Миддендорфа. В 1853 г. была организована экспедиция для исследования-бассейна р. Вилюй, которой руководил Р. К. Маак. В его работе имеются данные о брачной церемонии- вилюйских якутов. Наибольший вклад в изучение семейно-бытового фольклора якутов внес И. А. Худяков, находившийся в ссылке в г. Верхоянске 1867-1875 гг.
В конце XIX в. большую роль в изучении- свадебных обрядов и обрядовой; поэзии сыграли политические ссыльные В. М. Ионов, Э. К. Пекарский, В. Л. Серошевский, С. В: Ястремский. Значительным событием в историографии Якутии явилось издание книги В. Л. Серошевского «Якуты». Значительное количество произведений обрядовой поэзии в эти же годы собрал В. М-. Ионов. Основная часть материалов была собрана им во время Сибиряковской экспедиции в 1894-1896 гг. Особый интерес В. М. Ионов проявлял к верованиям якутов, поэтому в его коллекции преобладают религиозные заклинания.
Большое количество фольклорного материала было собрано исследователями советского периода, представителями якутской интеллигенции А. Е. Кулаковским, Г. В. Ксенофонтовым, А. А. Поповым. Ценный вклад в изучение свадебных обрядов якутов внес Г. В.
Ксенофонтов. Часть собранных им материалов была опубликована в нескольких сборниках. Свадебные обряды и обычаи северных якутов описаны Г. В. Ксенофонтовым в сборнике «Ураангхай сахалар».
Несомненный научный интерес представляют материалы А. А. Попова, собранные им до 1925 г. в период его жизни в ЯАССР. В 1936 г. А. А. Поповым опубликована работа под названием «Якутский фольклор», где приводится благословение невесте из собрания Н. П. Припузова. Тексты камланий шаманов бывшего Вилюйского округа, собранные А. А. Поповым, были изданы в 2006 г. Все камлания, в том числе произносимые во время свадьбы, даются на якутском языке с переводом на русский язык.
Основной фонд якутской обрядовой поэзии был накоплен в 30-е гг. XX в. местными исследователями С. И. Боло, Г. М. Васильевым, X. И. Константиновым, А. А. Саввиным, Г. У. Эргисом. С. И. Боло, описывая свадебные обряды якутов до прихода русских на Лену, приводит следующие алгысы, исполнявшиеся во время свадебных обрядов: алгыс невесты духу огня, алгыс духу земли, алгыс божествам, алгыс родителей невесты [1938, с. 195].
Составители сборника «Саха народын айымньыта» («Творчество якутского народа») Г. М. Васильев и X. И: Константинов опубликовали одиннадцать текстов обрядовых песен. Обрядовые песни-были разделены ими на дореволюционные и советские. В числе дореволюционных песен упоминаются- обрядовые заклинательные песни — алгысы. Семь из них авторы объединили под рубрикой «Свадебные алгысы», которые были собраны И. И. Сергеевым со слов,В. М. Артемьевой, М. Белолюбского, П. И. Сергеева, Д. Тихонова: 1. Алгыс при угощении духа огня; 2. Алгыс при отправлении в свадебный- путь невесты; 3. Алгыс родителей невесты; 4. Алгыс в пути с жертвоприношением богине земли; 5. Алгыс у коновязи; 6.
Алгыс при зажигании огня на очаге нового дома; 7. Алгыс сватов [1942, с. 168].
Большая заслуга в изучении свадебных обрядов принадлежит И. С. Гурвичу, который в работе «Культура северных якутов-оленеводов» [1977] подробно характеризует свадебные обряды- северных якутов и приводит алгыс человека, сопровождающего жениха; алгыс распорядителя свадьбы со стороны невесты; алгыс родителей невесты; алгыс невесты духу огня; алгыс гостей, приехавших с невестой. Описание свадебных обрядов якутов содержится в работе П. А. Слепцова «Традиционная семья и обрядность у якутов (XIX — начало XX вв.)». Здесь приводятся такие свадебные алгысы, как алгыс отца невесты перед ее отъездом из дома, алгыс невесты при. выполнении обряда «сиэл баайар» я др. [1989].
В том «Обрядовая поэзия саха (якутов)» из академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» включены-произведения обрядовой поэзии, исполняемые при проведении обрядов якутов. Так, выделены заклинания духов-хозяев земли, обрядовые заклинания, исполняемые на промыслах (заклинания охотников, рыбаков)^ семейно-бытовые заклинания (заклинания, , духов-хозяев г дома и огня, свадебные, родильные заклинания), скотоводческие^ и трудовые заклинания. Отдельный раздел составляют заклинания, посвященные празднику ысыах (заклинания на открытии ысыаха, запевы танца осу охай).
В последние десятилетия-сбором и публикацией алгысое занимаются К. Д. Уткин [1994], И. М. Сосин и Е. Ф. Ефремова [1993], Тэрис [2001], Н. Е. Петров.[1998], А. С. Федоров [2005], Л. С. Ефимова [2004; 2008] и др. В их работах приводятся алгысы, которые произносятся на современных свадьбах. В 1994 г. вышла работа К. Д. Уткина «Уруу ыЬыа!)ар сиэр-туом кестуутэ», где автор также освещает ритуальные обычаи якутов на свадьбе и приводит некоторые тексты свадебных алгысое.
Серия статей JI. С. Ефимовой посвящена изучению истоков зарождения, композиционной структуры, поэтики алгысов. По мнению автора, что одним из истоков алгыса якутов является процесс разложения синкретизма искусств. Его музыкальное, поэтическое начала были заложены структурой хороводных песен якутов. Композиционно сложившийся алгыс можно найти в текстах олонхо [2008, с. 63]. Как пишет исследователь, во-время проведения обряда устанавливалась связь между адептом и культами поклонения. Типом сообщения выступал алгыс. Алгысчыт «общался» с Высшими божествами и духами-покровителями, просил за людей, отдаривал их. Возникал внутренний «диалог» между алгысчитом и культами поклонения [2008, с. 101].
Музыковедческое1 исследование алгыса началось с публикации первых трех нотировок, выполненных М'. Н. Жирковым, Н. Н. Николаевой и Т. И. Игнатьевой, которые репрезентируют различные формы интонирования алгыса. Попытка выявления типологических черт его исполнения предпринята впервые Ю. И. Шейкин [69, с. 58]. Как считает автор, в основе аналитического описания алгыса лежит разделение на три типа: речевой, (этэн алгыка), речитативный" (этэн-ылланар алгыс) и песенный (ылланар алгыНа).
Таким образом, исследователи поэзии-свадебных обрядов якутов в основном, давали общую характеристику традиционных якутских обрядов и связанного с ним пласта устного- народного творчества. Обрядовая поэзия требует углубленного научного анализа и, несомненно, заслуживает большего внимания, так как является яркой, самобытной гранью этнической культуры якутов.
Целью исследования является изучение свадебных алгысов в системе семейно-бытового фольклора якутов, определение- их композиционной структуры, поэтических и лексических особенностей.
Указанная цель обусловила следующие задачи:
• - охарактеризовать алгыс как жанр устного народного творчества якутов;
• • - классифицировать свадебные алгысы якутов по тематике, по этапам свадьбы;
• - определить внутренние закономерности построения текста, композиционную структуру текстов свадебных алгысое\
• — выявить художественно-стилевые средства свадебных алгысов якутов;
• - установить лексические особенности свадебных алгысов якутов. Объект исследования.— свадебные алгысы якутов.
Предметом, исследования выступают структура, поэтика и лексика свадебных алгысов якутов.
Методологическую основу работы составили общие теоретико-методологические принципы, изучения фольклора, сформулированные в отечественной фольклористике В. И. Чичеровым, В. Я. Проппом, В. М. Жирмунским, Е. М: Мелетинским, Б. Н. Путиловым, А. В. Кудияровым, В. П. Аникиним, К. В. Чистовым, В!. К. Соколовым и др. Для нашего, исследования были важны наблюдения-и выводы таких исследователей в-области- фольклора якутов,- как Я. И: Линденау, А. Ф. Миддендорф, И. А. Худяков, В. Л. Серошевский, В: М. Ионов, Э. К. Пекарский, А. Е. Кулаковский, Г. В. Ксенофонтов, А. А. Попов, С. И. Боло, Г. У. Эргис, И. С. Гурвич, П. А. Слепцов, В. В. Илларионов, С. С. Бардаханова, Н. И. Шатинова, Е. С. Новик, Н. А. Алексеев, Р. А. Султангареева, С. Д. Мухоплева, Л. С. Ефимова и др.
Основными методами исследования- являются системный метод, необходимый при анализе алгысов в системе устного народного творчества якутов; сравнительно-типологический, структурно-семантический методы, призванные способствовать выявлению поэтических и лексических особенностей свадебных алгысов.
Источниковая база исследования. Исследование основано на опубликованных фольклорных произведениях и на записях, хранящихся в архиве Якутского института языка, литературы и истории ЯНЦ СО РАН. В работе были использованы академические двуязычные публикации произведений обрядовой поэзии из серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Также к анализу были привлечены полевые материалы.
Научная новизна диссертационной работы заключается в том,, что впервые в якутской фольклористике рассмотрена композиционная структура, определены художественно-выразительные средства и лексикостатистические особенности свадебных алгысов якутов, проведена их классификация в соответствии с этапами свадьбы. В научный оборот вводятся тексты свадебных алгысов из архива ЯНЦ СО РАН, а также полевые записи диссертанта.
Теоретическая значимость работы заключается в определении жанрового своеобразия свадебных алгысов в системе семейно-бытового фольклора якутов. Данное исследование раскрывает национальную специфику устного народного творчества якутов. Результатььисследования важны для уяснения поэтики, структуры и лексико-стилистических особенностей свадебных алгысов якутов, а также для сравнительно-сопоставительного анализа традиций устного народного творчества тюрко-монгольских народов.
Практическая значимость работы заключается- в том, что ее результаты, выводы и основные положения могут быть использованы в спецкурсах и семинарах по изучению устной народной поэзии якутов. Фольклорно-этнографический материал диссертации может быть использован при составлении лекционных и практических занятий по якутскому фольклору в институте языков и культуры народов Северо-Востока Российской Федерации Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, при составлении каталогов якутского обрядового фольклора.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Алгысы как синкретичный жанр тесно связаны с обрядами, обычаями и верованиями народа. В связи с этим основным характерным признаком исполнения алгыса является вера в достижение желаемого результата с помощью магии слова и ритуальных действ.
2. Свадебный алгыс состоит из трех частей:
A. обращение к божествам, духам-хозяевам; молодоженам, родителям;
Б. описание угощения;
B. просьба, обращенная к божествам, духам-хозяевам; напутствие молодоженам, пожелание счастья и благополучия;
3. Каждый этап свадьбы сопровождался обязательными обрядами со следующими видами алгысов: а) алгыс при угощении духа огня; б) алгыс при отправлении в свадебный путь невесты; в) алгыс родителей невесты; ^ г) алгыс в пути с угощением духа-хозяйки земли; д) алгыс у коновязи; е) алгыс при зажигании огня на очаге нового дома; ж) алгыс сватов.
4. Язык, и стиль алгысов представляют собой высшую форму обработанной, отшлифованной, художественно организованной устной поэтической речи, которая отражает все стороны многовековой жизни якутов.
Апробация результатов исследования. Диссертационная работа обсуждена, и рекомендована к защите на заседании кафедры фольклора и культуры Института языков и культуры народов Северо-Востока
Российской Федерации Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. Основные положения диссертационного исследования были изложены в докладах, сообщениях на научных конференциях: «Найдаковские чтения-3. Бурятия и тюрко-монгольский мир в литературном и фолыслорно-мифологическом контексте» (Улан-Удэ, 2009), «Календарная культура народов Сибири: стратегии этнического развития» (Якутск, 2009), «Татарская культура в контексте Европейской цивилизации» (Казань, 2010), «Земля Олонхо» (Якутск, 2010). По теме исследования опубликовано семь научных работ.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, включающих двенадцать параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК
Обрядовая поэзия калмыков: система жанров, поэтика2009 год, доктор филологических наук Басангова, Тамара Горяевна
Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа2002 год, доктор филологических наук Султангареева, Розалия Асфандияровна
Лексико-стилистические особенности языка хороводных песен якутов2004 год, кандидат филологических наук Ефимова, Людмила Степановна
Мифопоэтический аспект пространственно-временной системы русской свадебной лирики: песни и причитания2007 год, кандидат филологических наук Кургузова, Наталия Владимировна
Жанры и поэтика лакской народной лирической поэзии2005 год, кандидат филологических наук Аммаева, Асли Аммаевна
Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Дмитриева, Оксана Николаевна
Заключение
Основным признаком произведений обрядовой поэзии является неразрывная связь слова и действия, их единая функция в обряде. Обрядовая поэзия, возникшая на заре развития человечества, основана на вере человека в магическую, силу слова: Она. неразрывно? связана5 с культурой народа. Произведения обрядовой поэзии: выполняют важные функции; во всех сферах, человеческой жизни: в культовых, семейно-бытовых, календарных обрядах.
В настоящее время-, традиционная свадебная обрядовая поэзия неминуемо уходит из народного быта в связи.с угасанием веры людей в их магйческую силу. Трансформация свадебного, обряда влечет за собой изменение связанной с ним поэзии, утрату архаичных образцов фольклора. Это связано с исчезновением тех предпосылкой которые способствовали . их возникновению и сохранению в быту. Однако благодаря тому, что они продолжают жить в книге, они не потеряли своего значения как элемент народной культуры. Свадебная же поэзия? продолжает бытовать, постоянно изменяясь и трансформируясь.
Свадебная обрядоваяшоэзия?якутов до настоящего времениюстаетсяг в числе малоисследованных областей фольклористики. В языке алгысов сохраняется; глубинный пласт созданных народом ценностей, составляющих часть мировой культуры/ и древнейшие представления, знания людей: о мире; о человеке и его взаимодействиях с природой: Поэтому изучение языка алгысовг является; одной из актуальных задач фольклористики. ' ■
Анализ произведений обрядовой: поэзии якутов показывает, что свадебные алгысы имеют свои особенности по сравнению с другими бытовыми песнями. В них в основном преобладает высокий стиль, поскольку они обращены к могущественным духам-хозяевам. Все эти алгысы объединяет ряд общих признаков, а именно исполнение во время обрядовых действ, способы достижения цели — с помощью слова и действий, свободная стихотворная форма, определенный набор общефольклорных изобразительных средств и определенная композиционная структура.
В связи с тем, что у якутов не было обряда, посвященного одновременно всем божествам и духам-покровителям, в произведениях обрядовой поэзии нет их обобщенного, цельного описания. Каждый исполнитель-шггысчыт МОГ вносить те или иные изменения в общеизвестные традиционные и мифологические воззрения о божествах, о духах-покровителях. Характеристика сверхъестественных существ, живущих в Верхнем, Среднем и Нижнем мирах, давалась главным образом жрецами и шаманами в ходе исполнения обрядов, связанных с почитанием божеств айыы и духов-покровителей. Якуты верили, что подробными «знаниями» об айыы и духах-покровителях владели лишь шаманы, и жрецы, которые излагали их рядовым верующим в своих молитвах и заклинаниях, являющихся образцами произведений обрядовой поэзии.
Изучение композиции текстов показывает, что алгыс состоит из семантических частей, каждая из- которых выполняет определенную^ функцию. Число- семантических блоков может колебаться от трех до одного. Среди них выделены следующие:
1. обращение к божествам, духам-хозяевам, обращение к молодоженам, родителям;
2. просьбу, обращенную к божествам, духам-хозяевам, напутствие молодоженам, пожелание благополучия, счастья;
3. описание угощения.
В некоторых случаях алгысы могут быть неполными, состоящими из двух частей: просьбы и описания угощения, либо обращения и просьбы. Заклинание также может содержать одну лишь просьбу.
Исследование поэтики и художественно-изобразительных средств свадебной поэзии якутов показало, что в алгысах встречаются повторы как один из древнейших приемов выразительной речи, активно используется аллитерация, способствующая возникновению устойчивых формул, стереотипных образных выражений, усиливающих звуковую выразительность алгысов. Также в текстах алгысов представлены разные виды эпитетов: развернутый эпитет, развернутый эпитет-тирада, охватывающий свыше десяти, иногда и больше десяти строк, наслоенный эпитет, наслоенный эпитет-тирада, антономасия, постоянные эпитеты.
В свадебных алгысах якутов в качестве сравнения зачастую используются-элементы животного и растительного миров, божества. В них также часто можно встретить сравнения, в. которых синтаксический параллелизм служит для подчеркивания эмоционального состояния, события человеческой жизни сравниваются» с состояниями, и- явлениями природы.
При исполнении свадебных обрядов встречаются устойчивые формулы, используемые в народных песнях и особенно в эпосе. В этих формулах прослеживаются« пережитки древних культов, главным-' содержанием которых было почитание самих предметов, явлений природы и- животных. Так, нами выявлены формулы культов божеств айыы, огня, богинь-матерей, орла, духов-покровителей семьи, которые отражают мифологические представления и культурные ценности народа саха.
Одной из особенностей'языка алгысов. является его насыщенность различного рода архаизмами. Прежде всего, они встречаются в качестве компонентов имен божеств и духов, характеризующих их основные свойства и качества. Различные архаизмы можно найти в терминах свадебного обряда, родства, в названиях пищи, посуды, одежды, орудий труда, растений, а также в терминологии, связанной со скотоводством.
В лексике свадебных алгысов представлены монголизмы, обозначающие окружающий мир природы- а также слова ритуальной лексики, связанные с организацией и проведением; свадебных обрядов. В языке алгысов нами также выявлено небольшое количество русизмов, использовавшихся в основном для усиления образов божеств и духов.
Наши наблюдения показывают, что семантическое: наполнение традиционных свадебных благопожеланий в настоящее время не изменилось: молодоженам желают, счастья, многодетности^ богатства. Сохраняется культ огня: на, современных свадьбах оязателен обряд угощения духа-хозяина; огня. Интересно отметить также, что в последнее время все больше молодоженов стараются надевать нш свадьбах одежду с традиционными национальными элементами.
Современный свадебный обряд якутов имеет общие для всех якутов черты: Как и старый, он состоит из трех основных циклов: предсвадебного^ собственно свадьбы и; послесвадебного. Многие из .сложных церемоний и; ритуалов свадьбы модернизировались, также значительно сократились и упростились их элементы. Шри этом основное место занимает собственно свадьба. . ' .,
Совпадение многих обрядов и благопожеланий традиционного якутского свадебного ритуала со. свадебными обрядами других тюркоязычных, отчасти монгол оязычных народов Южной Сибири, Казахстана и Средней Азии служит еще одним свидетельством тесных этногенетических и этнокультурных, связей их предков в прошлом.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Дмитриева, Оксана Николаевна, 2011 год
1. Азбелев, С. Н. Основные понятия текстологии в применении к фольклорному материалу / С. Н. Азбелев // Принципы текстологического изучения фольклора. М., Л., 1966. — С. 260-302.
2. Алексеев, Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX начале XX в. / Н. А. Алексеев. - Новосибирск : Наука, 1975. - 198.с.
3. Алексеев, Н. А. Ранние религии тюркоязычных народов Сибири / Н. А. Алексеев. Новосибирск : Наука, 1980. — 318 с.
4. Алексеев, Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири: опыт ареального сравнительного исследования / Н. А. Алексеев. — Новосибирск : Наука, 1984. 233 с.
5. Алексеев, Н. А. Этнография и фольклор народов Сибири / Н. А. Алексеев. — Новосибирск : Наука, 2008. 494 с.
6. Алексеев, Э. Е. Образцы якутского песенного фольклора / Э. Е. Алексеев, Н. Н. Николаева. — Якутск, 1981. — 100 с.
7. Алексеева, Г. Г. Долганские алгысы / Г. Г. Алексеева // Традиционная культура малочисленных народов Севера и современность. -Якутск : Северовед, 1996. С. 32-34.
8. Аникин, В. П. Календарная и свадебная поэзия / В. П. Аникин. -М. : Изд-во МГУ, 1970. 121 с.
9. Аникин, В. П. Теория фольклора / В. П. Аникин. М. : КДУ, 2004.-432 с.
10. Антонов, Н. К. Саха тылын лексиката / Н. К. Антонов. — Якутскай : Саха сиринээ!)и кинигэ издательствота, 1967. 100 с.
11. Антонов, Н. К. Заметки об эпосе якутов / Н. К. Антонов // Советская тюркология. — 1974. — №1. — С. 25—28.
12. Байбурин, А. К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточно-славянских обрядов / А. К. Байбурин. — СПб., 1993.-240 с.
13. Бардаханова, С. С. Система жанров бурятского фольклора / С. С. Бардаханова. Новосибирск : Наука, 1992. — 238 с.
14. Басаева, К. Д. Свадьба и брак у бурят / К. Д. Басаева. Улан-Удэ : Бурят, кн. изд-во, 1991. - 192 с.
15. Болонев, Ф. Ф. Календарные обычаи и обряды семейских Забайкалья / Ф. Ф. Болонев. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1975. - 206 с.
16. Бравина, Р. И. Погребальный обряд якутов (XVII—XIX вв:) / Р. И. Бравина. Якутск : Изд-во Якут, ун-та, 1996. - 231 с.
17. Бурнашев, И. И. Ырыа-тойук (Песнопение) / И. И. Бурнашев. -Якутск : Якутгиз, 1944. 76 с.
18. Варламова, Г. И. Мировоззрение эвенков: отражение в фольклоре / Г. И.г Варламова. Новосибирск : Наука, 2004. - 183 с.
19. Васильев, Г. М. Живой родник: об устной поэзии якутов / Г. М. Васильев. — Якутск : Якут. кн. изд-во, 1973. — 304 с.
20. Васильев, Г. М. Якутское стихосложение / Г. М. Васильев. — Якутск : Якут. кн. изд-во, 1965. — 126 с.
21. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. -Л. : Худ. лит., 1940. 648 с.
22. Габышева, Л; Л. Слово в контексте мифопоэтической картины мира (на материале языка и культуры якутов): автореф. дис. . доктора филол. н. / Л. Л. Габышева. М., 2003. — 44 с.
23. Гацак, В.М. Опыт системно-аналитического исследования исторической поэтики народных песен / В.М. Гацак, А. И. Алиева, Л. А. Астафьева, Б. П. Кирдан, И. В. Пухов // Фольклор. Поэтическая система. — М. : Наука, 1977. С. 42-105.
24. Гоголев, А. И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры) / А. И. Гоголев. Якутск : Изд-во Якут, госунт-а, 1993. - 200 с.
25. Гоголев, А. И. Мифологический мир якутов: божества и духи-покровители / А. И. Гоголев. — Якутск, 1994. — 29 с.
26. Гоголев, А. И; Истоки мифологии и традиционный календарь якутов / А. И. Гоголев. Якутск:, Изд-во Якут. госун-та, 2002. - 104 с.28: Гурвич, И. С. Культура северных якутов-оленеводов / И. С. Гурвич. -М. : Наука, 1977. 247 с.
27. Гурвич, И. С. Охотничьи обычаи и обряды: населения Оленекского р-на ЯАССР / И. С. Гурвич // Сб. материалов по этнографии якутов. Якутск : Якутгиз, 1948. - 94 с.
28. Дьячковская, М. II. Аллитерация и рифма в якутской поэзии: проблемы эволюции и классификации / М. Н. Дьячковская: — Новосибирск:. Изд-во Сиб. отд-ния, 1998. 153 с.
29. Ефимова, Л; С. Лексико-стилистические особенности языкахороводных песен якутов: дйс------- канд. филол. н. / Л. С. Ефимова. 1. Якутск, 2004.-196 с.
30. Ефимова; Ж С. Алгыс якутов: истоки зарождения / Ефимова Л. С. // Вестник Якутского государственного университета. 2008. - Т. 5. -№ 2. - С. 63-67.
31. Ефимова, Л. С. Поэтика алгыса якутов: эпитетация / Л. С. Ефимова // Вестник Якутского государственного университета. 2008. - Т. 5.-№3.- С. 81-87.
32. Ефимова, Л. С. Коммуникативная функция алгыса якутов/Л; С. Ефимова // Вестник Якутского государственного университета. 2008. - Т. 5. — № 1.-С. 101-103.
33. Ефремов, Н. Н. Полипредикативные конструкции в якутском языке: структурно-семантическое описание / Н. Н. Ефремов. -Новосибирск : Изд-во СО РАН, 1998. 193 с.
34. Ефремов, Н. Н. К проблематике формульности текста олонхо (в контексте связанных с ней языковых и иных явлений) / Н. Н. Ефремов // Олонхо духовное наследие народа Саха. — Якутск : ДНиСПО МО РС(Я), 2006.-С. 6-23.
35. Жирмунский, В. М. Ритмико-синтаксический параллелизм как основа древнетюркского народного эпического стиха / В. М. Жирмунский // Вопросы языкознания. 1964. — № 4. - С. 15—23.
36. Жирмунский, В. М. О некоторых проблемах тюркского народного стиха / В. М. Жирмунский // Тюркологический сборник. — М. : Наука, 1970. С. 29-68.
37. Жирмунский, В. М. Тюркский героический эпос / В. М. Жирмунский. JI. : Ленингр. отд-ние изд-ва «Наука», 1974. - 727 с.
38. Зверев, С. А. Аман ее / С. А. Зверев. Дьокуускай : Саха сиринээ!)и кинигэ издательствота, 1971. - 296 с.
39. Иванов, А. А. Кундэ. Саха поэзиятын уус-уран куормата — поэзия, семантика / А. А. Иванов // Кыыьар тунат. Дьокуускай : Саха сиринээ^и кинигэ издательствота, 1979. - С. 227-266.
40. Илларионов, В. В. Искусство якутских олонхосутов / В. В. Илларионов. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1982. — 127 с.
41. Илларионова, Т. В. Текстология олонхо «Могучий Эр Соготох»: сравнительный анализ разновременных записей / Т. В. Илларионова. -Новосибирск : Наука, 2008. — 96 с.
42. Ионов, В. М. Обзор литературы по верованиям якутов / В. М. Ионов // Живая старина. 1912. - Вып. 3-4. - С. 317-372.
43. Кагаров, Е. Г. Состав и происхождение свадебной обрядности / Е. Г. Кагаров // Сб. МАЭ АН СССР. 1929. - Т. VIII. - С. 190-236.
44. Календарно-обрядовая поэзия сибиряков / Сост. Ф. Ф. Болонев, М. Н. Мельников. Новосибирск : Наука, 1981. — 351 с.
45. Кальницкая, А. М. Взаимодействие и взаимосвязи поэзии с обрядом в среднерусской свадьбе: дис. . канд. филол. н. / А. М. Кальницкая. М., 1984. - 196 с.
46. Кенин-Лопсан, М. Б. Алгыши тувинских шаманов / М. Б. Кенин-Лопсан. Якутск, 2007. - 205 с.
47. Кравцов, Н. И. Славянский фольклор / Н. И. Кравцов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. - 352 с.
48. Круглов, Ю. Г. Русские обрядовые песни / Ю. Г. Круглов. М. : Высшая школа, 1989. — 320 с.
49. Круглов, Ю.Г. Обрядовая поэзия: Книга I. Календарный фольклор Текст. / Ю. Г. Круглов / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ю. Г. Круглова. М. : Русская книга, 1997. 576 с.
50. Ксенофонтов, Г. В. Ураангхай сахалар. Очерки по древней истории якутов / Г. В. Ксенофонтов. — Т. I, кн. 2. — Якутск : Нац. изд-во РС(Я), 1992.-315 с.
51. Ксенофонтов, Г. В. Эллэйада: материалы по мифологии и легендарной истории якутов / Г. В. Ксенофонтов. М. : Наука, 1977. - 248 с.
52. Кудияров, А. В. Художественно-стилевые традиции эпоса монголоязычных и тюркоязычных народов Сибири / А. В. Кудияров. М. : ИМЛИ РАН, 2002. - 329 с.
53. Кулаковский, А. Е. Научные труды / А. Е. Кулаковский. Сост. Н. В. Емельянов, П. А. Слепцов. Якутск : Якут. кн. изд-во, 1979. - 483 с.
54. Культурное наследие народа саха. СПб.; Якутск, 1994. - 96 с.
55. Левин, Г. Г. Лексико-семантические параллели орхонско-тюркского и якутского языков (в сравнительном плане с алтайским, хакасским, тувинским языками) / Г. Г. Левин. — Новосибирск : Наука, 2001. -190 с.
56. Линденау, Я. И. Описание народов Сибири: I половина XVIII в. / Я. И. Линденау. Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1983. — 175 с.
57. Львова, Э. Л. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Пространство и время. Вещный мир / Э. Л. Львова, И. В. Октябрьская, А. М. Сагалаев, М. С. Усманова. — Новосибирск : Наука, 1988.-224 с.
58. Маак, Р. К. Вилюйский округ Якутской области / Р. К. Маак. — СПб., 1887.-Ч. 3.-192 с.
59. Максимова, П. В. Жанровая типология якутской поэзии / П. В. Максимова. Новосибирск : Наука, 2002. — 255 с.
60. Мелетинский, Е. М. Миф и^историческая поэтика фольклора / Е. М. Мелетинский // Фольклор. Поэтическая система. — М. : Наука, 1977. — С. 23-24.
61. Мелетинский, Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа / Е. М. Мелетинский. М. : Наука, 1986. - 320 с.
62. Миддендорф, А. Ф. Путешествие на Север и Восток Сибири / А. Ф. Миддендорф. Ч. II, отдел VI. - СПб., 1878. - 833 с.
63. Москвин, В. П. Стилистика русского языка. Теоретический-курс / В. П. Москвин. Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 630 с.
64. Мухоплева, С. Д. Якутские народные обрядовые песни: система жанров / С. Д. Мухоплева. Новосибирск, 1993. - 112 с.
65. Новгородов, С. А. Дух-хозяин леса у якутов / С. А. Новгородов // Живая старина. 1914. - Прил. 1. — С. 16—22.
66. Новик, Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: опыт сопоставления структур / Е. С. Новик. — М. : Наука, 1984. 304 с.
67. Обрядовая поэзия / Сост., предисл., примеч., подгот. текстов В. И. Жекулина, А. Н. Розова. М. : Современник, 1989. - 735 с.
68. Обрядовая поэзия Пинежья / Сост. В. Варламова, Е. Королева, Ю. Красовская и др. Под ред. Н. И. Савушкиной. М. : Изд-во МГУ, 1980. -365 с.
69. Обрядовая поэзия саха (якутов). — Новосибирск : Наука, 2003. —512 с.
70. Ойунская, С. П. Якутские песни* и поэмы (тойуки) / С. П. Ойунская // Саха народнай тойуктара (Якутские народные поэмы — тойуки). Ч. 4. - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1983. - 280 с.
71. Ойунский, П. А. О теории якутского стихосложения / П. А. Ойунский // Талыллыбыт айымньылар. — II т. — Дьокуускай : Саха сиринээ!)и кинигэ издательствота, 1975; С. 361—367.
72. Орус-Оол, С. М. Тувинские героические сказания: текстология, поэтика, стиль / С. М. Орус-Оол. М. : МАКС Пресс, 2001. - 422 с.
73. Пекарский, Э. К. Словарь якутского языка. В 3-х т. / Э. К. Пекарский. — Л., 1959.
74. Пекарский, Э. К. Средняя якутская свадьба / Э. К. Пекарский, Н. П. Попов // Восточные записки. Л., 1927. - Т. Г. - С. 201-222.
75. Пекарский, Э:К. Среди якутов: случайные заметки /* Э. К. Пекарский, Н. П. Попов.// Очерки по изучению Якутского края. Иркутск, 1928. - Вып. 2. - С. 23-53.
76. Петров, Н. Е. Частицы в якутском языке / Н. Е. Петров. Якутск : Якут. кн. изд-во, 1978. - 300 с.
77. Петров, Н. Е. Сахара духовнай-культовай поэзия уескээьинэ / Н. Е. Петров // Айыы доммноро. Дьокуускай : Бичик, 1998. - С. 132-151.
78. Покатилова, Н. В. Якутская аллитерационная поэзия (генезис литературного текста) / Н. В. Покатилова. — М. : Айыына, 1999. — 164 с.
79. Попов, А. А. Материалы по истории религии якутов Вилюйского округа / А. А. Попов // Сб. МАЭ. М., Л. : Изд-во АН СССР, 1949.-Т. 11.-С. 255-323.
80. Попов, А. А. Материалы по шаманству у якутов. Культ богини Аюит у якутов / А. А. Попов // Культура и письменность Востока. — Баку, 1928. Кн. 3.-С. 124-133.
81. Попов, А. А. Якутский фольклор / А. А. Попов. Л. : Сов. писатель, 1936. - 322 с.
82. Потанина, Р. П. Свадебная поэзия семейских Забайкалья / Р. П. Потанина. Улан-Удэ : Бурят, кн. изд-во, 1997. - 160 с.
83. Потебня, А. А. Слово и миф / А. А. Потбеня. М. : Правда, 1989. - 624 с.
84. Потебня, А. А. Теоретическая поэтика / А. А. Потебня. М. : Высшая школа, 1990. - 344 с.
85. Пропп, В. Я. Русская сказка / В. Я. Пропп. М. : Лабиринт, 2000.-416 с.
86. Русский семейно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск : Наука, 2002. - 245 с.
87. Савин, А. А. Якутский кумыс / А. А. Саввин // Сборник материалов по этнографии якутов. — Якутск : Якутгиз, 1948. С. 117—138.
88. Саха народын айымньыта (Устное творчество якутского народа) / Сост. Ч. М. Васильев и X. И. Константинов. — Якутск : Якутгиз, 1942. — 252 с.
89. Сборник материалов по этнографии якутов. Якутск : Якутгиз, 1942.-252 с.
90. Серошевский, В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. СПб. : Изд-во ВСОРГО, 1896. - Т. 1. — 593 с. ( Переизд. — М., 1993.-713 с.)
91. Сивцев, Д. К. Саха фольклора: Хомуурунньук / Д. К. Сивцев. -Дьокуускай : Саха сиринээ^и кинигэ издательствота, 1970. — 336 с.
92. Слепцов, П. А. Язык олонхо: лексика, семантика / П. А. Слепцов // Якутский язык: лексикология, лексикография: сб. науч. тр. — Якутск : ЯНЦ СО РАН ССССР, 1989. С. 2-23.
93. Слепцов, П. А. Якутский литературный язык: формирование и развитие общенациональных норм / П. А. Слепцов. Новосибирск : Наука, 1990.-277 с.
94. Слепцов, П. А. ■ Семантико-стилистические особенности русизмов в языке якутского фольклора / П. А. Слепцов // Якутский язык: семантика, фразеология: сб. туч. тр. Якутск : ЯНЦ СО РАН ССССР,1990.-С. 31-42.
95. Слепцов, П. А. Лингвофольклористика: проблемы и задачи (на материале якутского фольклора) / П. А. Слепцов // Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока: сб. науч. тр. — Якутск : ЯНЦ РАН,1991.-С. 95-99.
96. Слепцов, П. А. Традиционная семья и обрядность у якутов (XIX начало XX вв.) / П. А. Слепцов. - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1989. - 158 с.
97. Слепцов, П. А. Былыргы алгыс туьунан / П. А. Слепцов // Билии-керуу. 1996. -№ 1. - С. 29-32.
98. Соколов, Ю. М. Русский фольклор / Ю. М. Соколов. М. : Изд-во Моск. госун-та, 2007. — 542 с.
99. Сосин, И. М. Уруу мaлáaьынa / И. М. Соснин, Е. Ф. Ефремова. -Дьокуускай, 1993. 40 с.
100. Султангареева, Р. А. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа: дис. . доктора филол. н. / Р. А. Султангареева. -Уфа, 2002. 426 с.
101. Уткин, К. Д. Уруу ыьыа^ар сиэр-туом кестуутэ / К. Д. Уткин. -Дьокуускай, 1994 32 с.
102. Уткин, К. Д. Саха угэстэригэр сиэр-туом кестуутэ / К. Д. Уткин. Дьокуускай, 1994. - 24 с.
103. Уткин, К. Д. Культура народов Саха: этнофилософский аспект / К. Д. Уткин. Якутск : Бичик, 1998. - 368 с.
104. Уткин, К. Д. Религиозные и философские воззрения коренных народов Якутии / К. Д. Уткин. — Якутск : Бичик, 2000. 224 с.
105. Федоров, А. С. Салама ыйааьына / А. С. Федоров. — Дьокуускай : Бичик, 2005.-23 с.
106. Филиппов, Г. Г. Саха тыла. Тыл баайа. Сана дор^ооно. Тыл тутула / Г. Г. Филиппов, И. И. Винокуров. Дьокуускай : Бичик, 1996. -192 с.
107. Харитонов, JI. Н. Неизменяемые слова в якутском языке / JI. Н. Харитонов. Якутск: Якут. гос. изд-во ЯАССР, 1943. - 83 с.
108. Харитонов, JI.H. Типы глагольной основы в якутском языке / JI. Н. Харитонов. М., Л. : Изд-во АН ССССР, 1954. - 312 с.
109. ПЗ.Хорло, П. Народная песенная поэзия монголов: проблема жанрового состава / П. Хорлоо. — Новосибирск : Наука, 1989. — 150 с.
110. Худяков, И. А. Краткое описание Верхоянского округа / И. А. Худяков. Л. : Наука, 1969. - 365 с.
111. Чистов, К. В. Современные проблемы текстологии русского фольклора / К. В. Чистов // История, фольклор, искусство славянских народов. — М., 1963. —С. 13.
112. Чичеров, В. И. Русское народное творчество / В. И. Чичеров. -М. : Изд-во Моск. госун-та, 1959. 524 с.
113. П1атинова, Н. И. Семья у алтайцев / Н. И. Шатинова. Горно-Алтайск : Горно-Алтайское отд-ние Алтайского кн. изд-ва, 1981. — 184 с.
114. Шейкин, Ю. И. Музыкальная культура народов Северной Азии / Ю. И. Шейкин. Якутск : РДНТ, 1996. - 123 с.
115. Шейкин, Ю. И. Интонационная культура этноса (опыт системного рассмотрения) / Ю. И. Шейкин, В. М. Цеханский, В. В. Мазепус // Культура народностей Севера: традиции и современность. -Новосибирск : Наука, 1986. С. 235-247.
116. Шишкова Н. Э. Лексика русской свадебной обрядовой песни: дис. . канд. филол. н. / Н. Э. Шишкова. Курск, 2000. - 248 с.
117. Щербак, А. М. Сравнительная фонетика тюркских языков / А. М. Щерба. Л.: Наука, 1970. - 203 с.
118. Щербак, А. М. Введение в сравнительное изучение тюркских языков / А. М. Щерба. СПб. : Наука, 1994. - 192 с.
119. Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. — Якутск, 1977.-236 с.
120. Эргис, Г. У. Очерки по якутскому фольклору / Г. У. Эргис. М.: Наука, 1974.-396 с.
121. Юша, Ж. М. Обрядовая поэзия тувинцев: структура и семантика: дис. . канд. филол. н. /Ж. М. Юша. Новосибирск, 2005. — 195 с.
122. Яковлев, В. Ф. Сэргэ (коновязь) / В. Ф. Яковлев. Якутск : Бичик, 1992. - 63 с.
123. Якутско-русский словарь / Сост. Е.И. Коркина и др.; Под ред. П.А. Слепцова. — М.: Сов. энцикл., 1972. 606 с.
124. Ястремский, С. В. Образцы народной литературы якутов / С. В. Ястремский. Л.: АН СССР, 1929. - Т. VII. - 226 с.
125. Ястремский, С. В. Остатки старинных верований у якутов / С. В. Ястремский // Изв. Вост.-Сиб. отд-ния РГО. 1897. - Т. 28, вып. 4. - С. 136-265.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.