Сущность и существование девиантного поведения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Медведева, Екатерина Сергеевна

  • Медведева, Екатерина Сергеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Красноярск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 180
Медведева, Екатерина Сергеевна. Сущность и существование девиантного поведения: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Красноярск. 2005. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Медведева, Екатерина Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1.

ПОВЕДЕНИЕ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ.

1.1 Понятие поведения человека.

1.2 Существования сущности поведения человека.

1.3 Мера поведения человека.

ГЛАВА 2.

НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ И ОПОСРЕДОВАННОСТЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

2.1 Девиантное поведение.

2.2 Существования сущности девиантного поведения.

2.3 Девиантное поведение и его превенция.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сущность и существование девиантного поведения»

Актуальность темы исследования

Исследование девиантного поведения диктуется необходимостью разрешения социально-экономического кризиса в России, кризиса во всех сферах общественной жизни в стране.

В силу обстоятельств исторического, ситуационного плана поведение людей, социальных групп, обществ, отклоняется от принятых и действующих социальных норм в том числе и норм права. В различные периоды жизни общества данные отклонения могут принимать массовый характер, тем самым показывая, что социальные институты, призванные контролировать исполнение социальных норм в большей или меньшей мере не справляются со своими задачами. Это могут быть институты государства, церкви, общественного мнения, партийные органы и т.д. особенно тревожным оказывается положение в период общественных кризисов, реализации необдуманных социальных экспериментов, социальных проектов и радикальных реформ.

Девиантное поведение со времени возникновения общества всегда представляло собой опасность для социальной стабильности, угрозу для жизни людей, социумов, считалось нежелательным явлением, и общество пыталось предупреждать и, по возможности блокировать нежелательные формы человеческой жизнедеятельности. А методы и средства предупреждения девиантного поведения определялись социально-экономическими отношениями, общественным бытием и общественным сознанием, мерами принуждения и мерами убеждения и т.д. Проблемы социального «зла» всегда привлекали внимание ученых. Искони философы и юристы, медики и педагоги, психологи и биологи уделяют большое внимание исследованию девиантного поведения и его причин, исследуют различные виды социальной патологии: преступность, пьянство и алкоголизм, наркотизм и проституцию, самоубийства и т.п. В настоящее же время появляются все новые формы девиантного поведения, что вызывает необходимость своевременно изучать их.

Актуальность диссертационного исследования по теме «Сущность и существование девиантного поведения» обусловлена рядом факторов. Во-первых, современное состояние российского общества в целом характеризуется экономической, демографической, социальной и политической нестабильностью, что ведет к росту количества проявлений девиантного поведения и изменению его качества, о чем свидетельствуют статистические данные различных государственных институтов, полученные в результате проведения социологических исследований. Во-вторых, вследствие напряженной и неустойчивой обстановки в обществе девиантное поведение, которое раньше имело место в существенно меньших масштабах распространения, начинает перерастать в криминальное, преступное поведение. В настоящее время в средствах массовой информации, под предлогом свободы слова, пропагандируется «романтика» криминальной жизни, насилие, популяризируется образ прожигателей жизни, гедонизм, страсть к деньгам, наживе и т.д. В-третьих, с каждым годом растет число несовершеннолетних, употребляющих алкоголь, наркотические вещества, что также способствует ухудшению криминогенной обстановки в стране. В-четвертых, растет апатия, социальная незащищенность граждан, которая характеризуется расширением так называемой «группы риска», в которую вошли нетрудоустроенные выпускники высших учебных заведений; военнослужащие, уволенные в запас, в ходе реформ, проводимых в российской армии; беженцы и вынужденные переселенцы; лица, лишенные постоянного места работы из-за массовых сокращений производства и т.д.

Вместе с тем, эти же факторы, наряду с негативной девиацией, увеличивают и так называемую, позитивную девиацию, к которой относят: политическую активность населения, экономическую предприимчивость и т.п. Безусловно, сегодня такое поведение мало кто сможет назвать отклоняющимся, тогда как еще 15-20 лет назад оно подпадало под уголовную ответственность и, естественно, считалось девиантным. Так что функционирование и развитие любого общества сопровождается изменением социальных норм, которые не могут постоянно находиться в статичном состоянии при постоянно изменяющихся условиях жизни общества. Новые социальные нормы возникают и развиваются в результате повседневного поведения людей, детерминируемые особенностями всеобщей связи социальных явлений наличной исторической эпохи.

Таким образом, отклоняющееся от старых, привычных норм поведение некоторого числа людей может быть началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение, содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей и большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения актуальных норм поведения, оно перестает быть отклоняющимся и становится нормальным, обычным. Эти обстоятельства и определили выбор темы исследования.

Степень разработанности темы исследования

Научный интерес к категории «поведение» проявлялся уже в античности, когда Демокрит, Сократ, Гераклит, Платон, Аристотель и др. философы изучали причины, побуждающие человека к той или иной активности. Однако качественно значимым этапом по сравнению с предыдущими периодами изучения этой категории является XIX век, который дал обществу психологию, социологию, физиологию и др. науки, в русле которых и исследовалось это явление. Исследователи оперировали этой категорией каждый в своей области, поэтому содержание категории развертывалось в соответствии с требованиями определенной области знания. Исследованию категории «поведение» в западной социологии посвятили свои работы М. Вебер, Т. Парсонс, Э. Дюркгейм, Дж.и Дж. Болдуины, Дж. Хоманс, М. Хетчер, П. Блау, Г. Блумер и др., которые рассматривали социальное поведение как основной элемент жизнедеятельности социума. Психологическое направление в разработке этого явления показало свою продуктивность в работах Дж. Уотсона, 3. Фрейда, Г. Маркузе, К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, В. Райха, Б.Ф. Скиннера, К. Лоренца, Р. Андри, Э. Уилсона, К. Левина, Дж. Мида, Т. Шибутани и т.д. В России изучению явления поведения положили начало отечественные физиологи И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский и их последователи. В дальнейшем глубокий анализ проблем поведения и деятельности связан с работами философов, психологов и обществоведов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Г.С. Батищева, М.С. Кагана, М.Г. Ярошевского, Н.П. Дубинина, М.Я. Ковальзона, Л.Н. Когана, Э.С. Маркаряна, А.В. Маргулиса и др.

В ходе анализа категорий «поведение» и «девиантное поведение» диссертант опирался на субстанциональный исследовательский подход, разработка и обоснование которого представлена в трудах Аристотеля, Фомы Аквинского, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница, Ф. Бэкона, П. Гольбаха, Дж. Толланда и др., где отношение сущности и существований рассматривается как с позиций диалектического, так и метафизического методов исследования. Среди современных отечественных философов, творящих в контексте субстанционального исследовательского подхода, можно назвать B.C. Готта, А.Д. Урсула, А.Ф. Лосева, Н.М. Чуринова, К.Х. Момджяна, С.Ф. Мартынович, З.М. Оруджева, А.П. Кузнецова и других исследователей.

Для раскрытия различных проявлений существований сущности поведения через многочисленные опосредствующие факторы важным явилось изучение творчества зарубежных и отечественных исследователей М. Вебера, Т. Парсонса, А. Щюца, Ю. Хабермаса, Т. Шибутани, Ф. Знанецкого, Б.Ф. Скиннера, С. Диллингер, Я. Рейковского, П.А. Сорокина, Н.Я. Данилевского,

A.Н. Леонтьева, Г.С. Батищева, М.С. Кагана, М.С. Кветного, В.Н. Садовского,

B.Г. Афанасьева, П.И. Смирнова, И.А. Стернина, В.И. Добренькова, А.И. Кравченко и др.

Изучая меру поведения, диссертант обратился к работам М. Вебера, Т. Парсонса, А. Щюца, Г. Гарфинкеля, Г. Мюррея, Дж. Мида, Т. Шибутани,

М.М. Бахтина, П.В. Пешкова, B.JI. Махлина, П.В. Симонова, Г.Л. Тульчинского, В.П. Кудрявцева и др., в которых в качестве характеристики меры поведения использовались понятия: «акт», «действие», «поступок».

Разработкой и оформлением проблемы девиантности, а также созданием теорий девиантного поведения занимались как зарубежные: Э.Дюркгейм, Р. Мертон, И. Гофман, Ф. Танненбаум, Э. Саттерленд, Э. Лемерт, Г. Беккер, Н. Смелзер, 3. Фрейд, Э. Эриксон, Э. Уилсон, К. Хорни, Г. Салливан, А. Маслоу, А. Бандура, Ч. Ломброзо, У. Шелдон, Г. Тард, У. Пирс, П. Уиткин, У. Гоув, X. Айзенк, А. Коэн и др.; так и отечественные исследователи и ученые: А.А. Александров, П.А. Сорокин, Л.И. Божович, Л.С. Выготский,

A.С. Макаренко, М.Г. Ярошевский, И.С. Кон, Я.И. Гилинский, Б.А. Урванцев,

B.Д. Менделевич, Г.А. Аванесов, В.Н. Кудрявцев, Г.Ф. Сафина, А.Е. Личко,

C.А. Беличева, Ю.А. Клейберг и др.

Неразрывно связанная с проблемой девиации проблема «нормы» раскрывается в трудах И. Канта, Э. Дюркгейма, М. Вебера, В. Парето, Т. Парсонса, Т. Куна, М.И. Бобневой, С.А. Даштамирова, Ю.А. Клейберга,

A.А. Ручки, В.А. Ядова и др., где имеют место как различные подходы направленные на изучение норм, их дефиниций и классификаций.

Для различения проявлений существований сущности девиантного поведения большое значение имеют работы Д. Фаррингтона, Д. Веста, Ф. Патаки, Н. Смелзера, Р. Мертона, Г. Беккера, Э. Лемерта, И. Гоффмана, Р. Дженкинса, Дж. Ниссена, Л. Робинса, У. Шелдона, В.Н. Кудрявцева,

B.Ф. Пирожкова, Л.И. Вассермана, И.А. Горьковой, Е.Е. Ромицыной,

C.А. Кулакова, В.Д. Плахова, С.А. Беличевой Ю.В. Васильковой, Л.М. Зюбина, В.Г. Степанова, А.А. Александрова, А.Е. Личко, В.В. Королева, В.Д. Менделевича, И.А. Невского, Г.В. Сафиной и др.

История исследования проблемы превенции имеет далекие корни. Еще Платон и Аристотель в своих философских трудах исследовали идею превенции, которая в дальнейшем нашла отражение в работах Дж. Локка, Вольтера, Руссо, Гольбаха, Ш. Монтескье, Ч. Беккариа. Дальнейшее глубокое исследование проблемы порядка и социального контроля проводилось О. Контом, Э. Кабе, А. Кетле, А. Ферри, Ч. Спенсером, К. Марксом, Э. Дюркгеймом, М. Вебером, ПА. Сорокиным, Т. Парсонсом, Р. Мертоном и др. Специально вопросы социального контроля рассматривались Р. Парком, Э. Россом, Г. Беккером, Ж.Ф. Лиотаром, М. Фуко и другими. Отметим труды отечественных авторов, занимающихся проблемой превенции: М.П. Чубинского, С.К. Гогеля, М.Н. Гернета, Н.Я. Таганцева, П.А. Сорокина, М.М. Ковалевского, Е.Н. Тарновского, Я.И. Гилинского, К.Ю. Белоусова и других исследователей.

Однако, несмотря на значительное количество работ, посвященных изучению человеческого поведения и различных его проявлений, в том числе и девиантного поведения, остаются недостаточно разработанными, на наш взгляд, проблемы детерминации, существования и сущности девиантного поведения. Проблема превенции девиантного поведения также требует дальнейшей разработки, о чем говорит, например, рост наркомании, алкоголизма, социального паразитизма, преступности и т.д.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является поведение человека и общества. Предмет исследования - сущность и существование девиантного поведения.

Цели и задачи исследования:

Целью исследования является изучение сущности и существования девиантного поведения. Достижению данной цели соответствуют следующие исследовательские задачи:

- исследовать сущность поведения;

- проанализировать существования сущности поведения человека;

- исследовать поступок, как меру поведения человека;

- раскрыть сущность девиантного поведения; раскрыть существования сущности девиантного (отклоняющегося) поведения.

- дать анализ социального контроля и социальной профилактики девиантного поведения.

Научная новизна исследования:

- Установлено, что на уровне объективной диалектики общественной жизни поведение выступает как способ существования человека, общества, социальной группы. На уровне субъективной диалектики поведение есть понятие, отображающее, в том числе, содержание поведения как способа существования человека, социальной группы, общества.

- Выявлено, что с точки зрения субстанционального исследовательского подхода сущность поведения реализуется в условиях всеобщей связи явлений, поэтому она всегда опосредствуется и представляет собой существования сущности поведения. Метафизически же имеют место две основных версии соотношения сущности и существования поведения - неономиналистская и неореалистская. Согласно неономиналистскому соотношению сущности и существования поведения, понятия являются репрезентациями поведения, неореалистское соотношение,- напротив, характеризуется тем, что поведение выступает как репрезентация понятия поведения.

Установлено, что поведение человека начинается с нарушения социального равновесия в обществе и заканчивается восстановлением социального равновесия, то есть имеет место определенная мера поведения. Мерой поведения является поступок. В этом значении, деятельная сторона поступка - это то, что он есть определенное социальное действие. Поступок -есть мера поведения, сознательно спрограммированного на достижение некоторого результата определенными средствами.

- Показано, что девиантным поведением является определенное существование сущности поведения, предполагающее нарушение социальных норм, в котором приводится в действие то или иное соотношение социальных норм. Понятие «девиантное поведение» - характеристика вырожденности поведения, заключающееся в отклонении от норм и сопротивлении жизнедеятельности тем социальным институтам, которые притворяют данные нормы в жизнь.

- Доказано, что генезис девиантного поведения обусловливают следующие факторы: индивидный (действующий на уровне психобиологических предпосылок), социальный (определяющийся социально-экономическими условиями жизни общества), психолого-педагогический (проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания), социально -психологический (раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия личности со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе и т.д.).

- Установлено, что поведение человека может быть определено как девиантное в зависимости от состава и соотношения разрешительных и запретительных норм и социокультурных особенностей социума.

- Показано, что девиантным поведением в различных обществах выступают различные явления, в зависимости от соотношения основных норм (права, морали, идеологии, традиций, религии). В неправовых государствах девиантными считаются те формы поведения, которые расходятся, например с нормами ислама. Для правовых государств, напротив, лишь нормы права определяют принадлежность или непринадлежность к девиации.

- Установлено, что существования сущности девиантного поведения различаются по характеру опосредствующих его явлений, по принципу принадлежности к той или иной социальной группе, по принципу первичности или вторичности проступка (по характеру конфликта), а также имеет место неономиналистские, описательные схемы различения существований сущности девиантного поведения, в которых игнорируется опосредствованность девиантного поведения, и неореалистские схемы, согласно которым преувеличивается значение тех или иных социальных норм по сравнению с другими социальными нормами, например, преувеличивается значение: 1) правовых норм; 2) религиозных норм; 3) норм обычаев, традиций и т.п. Данные нормы определяются неореалистами как главный и определяющий фактор девиантного поведения. Реализация данных концепций и схем в практической деятельности должна осуществляться в соответствии со спецификой общества, с учетом того, какому обществу какая концепция или схема соотношений сущности и существований девиантного поведения адекватна.

- Доказано, что девиантное поведение есть форма реализации и разрешения социального противоречия. Социальный контроль поведения предполагает совокупность мер, обеспечивающих разрешение социальных противоречий, направленных на благо общества и того человека, который может обнаружить девиантное поведение. Профилактика девиантного поведения выступает как антиэнтропийный процесс, предполагающий отрицательный вклад в социальную энтропию.

- Показано, что существуют различные формы опосредствования нормального социального поведения, предупреждения девиантного поведения: пресечение, предупреждение, социальный контроль и превенция. Среди них превенция выступает как наиболее эффективная форма опосредствования существования сущности нормального поведения, в своей мере минимизирующая область девиантного поведения.

Методология исследования

Методологической основой диссертационного исследования являются диалектический и метафизический философские методы и принципы познания. Решение изучаемых проблем осуществляется на основе общенаучных исследовательских подходов: субстанционального, системного, деятельностного; а также общенаучных методов: анализа, синтеза, методов логического и исторического анализа. В работе нашли отражение положения и выводы по исследуемой проблеме, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных авторов.

Научно-практическая значимость исследования

Материалы диссертационного исследования могут быть применены для дальнейшего изучения проблемы девиантного поведения и его роста в современной России. Полученные теоретико-методологические результаты позволяют более детально и глубоко изучать проблемы этого явления.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности его использования в процессе преподавания обществоведческих дисциплин «Философия», «Социальная философия», «Социология», «Культурология» и чтения спецкурсов «Философская антропология», «Социология девиантного поведения», «Социология идентичности», «Профилактика безнадзорности и организация реабилитации несовершеннолетних» и т.д.

Апробация работы

Основные идеи и положения диссертационного исследования были изложены в публикациях автора, в выступлениях на заседаниях кафедры социальной работы и социологии Сибирского государственного технологического университета и апробированы в лекционных курсах в Сибирском государственном технологическом университете. Диссертация обсуждалась на кафедре философии и социальных наук Сибирского аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Медведева, Екатерина Сергеевна

Выводы:

1. Девиантное поведение есть форма реализации и разрешения социального противоречия.

2. Социальный контроль поведения предполагает совокупность мер, обеспечивающих разрешение социальных противоречий, направленных на благо общества и того человека, который может обнаружить девиантное поведение.

3. Профилактика девиантного поведения выступает как антиэнтропийный процесс, предполагающий отрицательный вклад в социальную энтропию.

4. Существуют различные формы опосредствования нормального социального поведения, предупреждения девиантного поведения: пресечение, предупреждение, социальный контроль и превенция. Среди них превенция выступает как наиболее эффективная форма опосредствования существования сущности нормального поведения, в своей мере минимизирующая область девиантного поведения.

Заключение

В настоящем диссертационном исследовании по теме «Сущность и существование девиантного поведения» выявляется ряд актуальных вопросов философского плана, связанных с сущностью и существованиями девиантного поведения в современном обществе и спецификой их предупреждения.

Мы раскрываем разрабатываемое отечественными и зарубежными исследователями в контексте психологических, социологических и философских школ содержание понятия «поведение человека» и выявляем, что на уровне объективной диалектики природы и общества поведение выступает как способ существования, свойственный живым существам, взаимодействующим с окружающей средой, опосредствованной их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

На решение вопроса о соотношении биологического и социального в поведении человека влияет общий контекст, духовный, социально-политический климат в обществе, в котором реализуется конкретное человеческое поведение. Изучая поведение человека как социальное явление, мы актуализируем представление о поведении человека как о человеческой деятельности. Поэтому на уровне объективной диалектики общественной жизни поведение выступает как способ существования человека, общества, социальной группы.

В работе доказывается, что именно в контексте достаточно нового для настоящего времени гносеологического средства - субстанционального исследовательского подхода, который отражает непосредственный характер сущности вещи, то есть ее обусловленность самой собой, а не какими-то внешними причинами, позволил обосновать вывод, что поведение есть понятие, отображающее, в том числе, содержание поведения как способа существования человека, социальной группы, общества. Идея способа существования в плане реализации субстанционального исследовательского подхода предполагает единство сущности и существования, где сущность непосредственна, а существование опосредствованно. Таким образом, любые способы существования, в том числе и способы существования поведения, характеризуются их опосредствованностью. В этой связи поведение выступает как сущность, а ее разнообразные проявления, через которые поведение обнаруживает себя, выступают как многообразие существований сущности, опосредствованные различными объективными условиями и субъективными факторами. В том числе одним из существований сущности поведения является и девиантное поведение.

Различение видов и форм существований сущности поведения проводятся различными исследователями исходя из их принадлежности к диалектической или метафизической (неономиналистской или неореалистской) системе теоретизирования, а также исходя из познавательных задач, которые они решают. Существования сущности поведения человека, представляющие собой стихийно реализующиеся действия человека и общества выступают репрезентацией поведения в контексте неономиналистского направления теоретизирования. В этом случае имеют место такие существования сущности поведения человека, как: респондентное и оперантное поведение; импульсивное, вариабельное и длительно осуществляемое поведение. Неореалистское направление, раскрывающее поведение как сознательно осуществляемую последовательность действий, репрезентирующую некоторый идеальный конструкт, различает такие существования сущности поведения, как: инструментальное, ценностно - ориентированное, игровое и аффективное поведение. Каждое существование сущности поведения в контексте диалектического подхода имеет свою природу, поскольку опосредствованно объективными условиями и субъективными факторами. Так, например, если опосредствующим сущность условием выступают социальные нормы, то проявлениями существований сущности поведения будут являться нормальное и девиантное поведение.

Рассматривая поведение человека как способ существования человека в обществе, следует учитывать, что оно начинается с нарушения равновесия в обществе и заканчивается восстановлением равновесия, то есть имеет место определенная мера поведения. В исследовании доказано, что, поскольку поведение человека мы рассматриваем исключительно на социальном уровне, постольку мерой поведения является поступок. И в этом значении деятельная сторона поступка - это то, что он есть определенное социальное действие. Раскрывая поведение как основу человеческой деятельности, поступок выступает как определенная социальная норма. Соответственно, поступок -есть мера поведения, сознательно спрограммированного на достижение некоторого результата определенными средствами.

Согласно субстанциональному исследовательскому подходу, поскольку поступок является мерой поведения как сущности, постольку же он является и мерой любого существования сущности поведения человека, а следовательно, и мерой девиантного поведения.

Различение поведения личности на социальное и девиантное происходит в зависимости от состава и соотношения разрешительных и запретительных норм и социокультурных особенностей социума.

В различных обществах различные явления могут выступать как девиантное поведение в зависимости от принятых в обществе в качестве основных социальных норм: это может быть девиантное поведение по отношению к нормам права, по отношению к нормам морали и нравственности, по отношению к партийным, религиозным, этическим, идеологическим нормам и т.д. Для правового государства девиантное поведение существенно главным образом по отношению к нормам права и лишь нормы права определяют принадлежность поведения к девиантному поведению. В неправовом государстве девиантность поведения определяется и по отношению к другим социальным нормам.

В исследовании проанализированы основные концепции (биологическая, психологическая и социальная), раскрывающие девиантное поведение как сущность. Однако ни одна из них по отдельности не раскрывает сущности девиантного поведения, следовательно, девиантное поведение обусловлено совокупностью биологических, психологических и социальных условий и факторов, к которым следует отнести: врожденную физическую неполноценность; конфликт личности с обществом, деформирующий ее нравственный облик; социальное отчуждение личности; дефекты социальных норм, характеризующихся как общим упадком морали, так и недостатками уголовно-правовой базы; деформацию общественных отношений и т.д.

Еще одним выводом диссертационного исследования, опирающегося на субстанциональный исследовательский подход, стало положение о том, что девиантное поведение имеет биопсихосоциальную сущность и определяется как способ существования человека и общества, противоречащий действующим социальным нормам.

Различение существований сущности девиантного поведения осуществляется в контексте метафизического и диалектического подходов. В рамках первого различаются такие существования сущности девиантного поведения, как: преступное (криминальное) поведение, делинквентное (допреступное) поведение и аморальное (безнравственное) поведение. Согласно диалектическому подходу, сущность девиантного поведения, опосредствованная ценностным отношением индивида к себе и к миру, проявляется как антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение и аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение, которые, в свою очередь, являются существованиями сущности девиантного поведения.

В исследовании показано, что для разрешения социальных противоречий необходима определенная совокупность мер, направленных на благо общества и того человека, который может обнаружить девиантное поведение. Совокупность мер, разрешающих социальные противоречия и опосредствующих существования сущности нормального социального поведения, и есть пресечение, предупреждение, социальный контроль и превенция. Среди них превенция выступает как наиболее эффективная форма опосредствования существования сущности нормального поведения, в своей мере минимизирующая область девиантного поведения, к которой мы относим: увеличение категории населения, стоящей за чертой бедности; существование социального дна из числа нищих, бездомных, беспризорных детей и подростков, вышедших из тюрем; правовой нигилизм в обществе, пренебрежение к законам, обесценивание жизни человека и т.д. Однако «беспорядок» выступает как цена, уплачиваемая за возможность создать порядок. Поэтому превенция, раскрытая на общенаучном уровне, предполагает, что девиантное поведение выступает как характеристика социальной энтропии и, следовательно, превенция предполагает отрицательный вклад в социальную энтропию.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Медведева, Екатерина Сергеевна, 2005 год

1. Аванесов Г.А. Теория и методология криминологического прогнозирования. М.: «Юридическая литература», 1972. - 334 с.

2. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии / А.П. Назаретян. СПб.: Питер, 2003. - 192 с.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. - 339 с.

4. Аристотель. Метафизика. О Душе. // Сочинения: В 4-х т. Т.1. М.: Мысль, 1975.- 550 с.

5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976,- 158 с.

6. Батищев Г.С. Неисчерпанные возможности и границы применимости категории деятельности // Деятельность: теории, методология, проблемы.- М.: Политиздат, 1990. с. 21 - 37

7. Бачинин В.А. Философия преступления: конспект лекций. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2ООО. - 64с.

8. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет.- М.: «Художественная литература», 1975. 502 с.

9. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. - 541 с.

10. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях.-М.: «Стеле», 1995 304 с.

11. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М.: Иностранная литература, 1961. - 325 с.13.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.