Субэтносы в процессе этнической консолидации бурят тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Доржиева, Дарима Анатольевна
- Специальность ВАК РФ07.00.07
- Количество страниц 126
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Доржиева, Дарима Анатольевна
ВВЕДЕНИЕ
3-13 стр.
ГЛАВА I. СУБЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ БУРЯТ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ.
1.1. Субэтнические группы бурят и их роль в процессе этнической
1.2. К истории сложения субэтносов в составе бурят. 28-55 стр.
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ СУБЭТНОСОВ В ПЕРИОД СОВЕТСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ И НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
2.1. Субэтнические группы бурят в советский период. 56-82 стр.
2.2. Современные процессы этнической консолидации бурят. консолидации: постановка проблемы.
14-27 стр.
83-110 стр.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК
Субэтнические группы бурят в прошлом и настоящем2011 год, кандидат исторических наук Трегубова, Динара Дмитриевна
Профанный и сакральный миры ольхонских бурят, ХIХ - ХХ вв.2000 год, доктор исторических наук Жамбалова, Сэсэгма Гэндэновна
Сохранение традиционной культуры народа как проблема современной России: На примере бурятского этноса2002 год, кандидат социологических наук Рындина, Мария Валерьевна
Бурятские этнокультурные процессы в условиях трансформации российского общества: 1990-е - 2000-е гг.2009 год, доктор исторических наук Амоголонова, Дарима Дашиевна
Этнополитическое развитие Бурятии в постперестроечный период2003 год, кандидат исторических наук Абаев, Тимур Николаевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Субэтносы в процессе этнической консолидации бурят»
Актуальность темы исследования.
Тема диссертационной работы вписывается в круг традиционных для отечественной этнологии исследований, издавна уделяющих внимание изучению локальных этнических подразделений, которые обнаруживаются в составе практически каждого народа, населяющего Россию. В последнее время теоретические аспекты проблем подразделений этносов - субэтносов активно разрабатываются учеными. При этом обращается внимание на присущие этим субэтническим группам особенности в материальной и духовной культуре, языке, семейном быту и других этнических компонентах. Исследователей также интересует происхождение элементов их этнокультуры и быта. Подробное исследование подразделений этноса позволит представить историю и культуру народа во всем многообразии. В этом аспекте представляет интерес исследование субэтнических групп бурят.
Субэтносы - наиболее существенные подразделения этнического порядка, которые могут иметь место в структуре того или иного этноса. Под ними следует понимать отмеченные специфическими чертами расселения, антропологического облика, материальной и духовной культуры, общественного и семейного быта совокупности людей внутри этносов, обладающие особым самосознанием и самоназванием (субавтоэтнонимом).
Проблема внутриэтнической дифференциации тесно связана с вопросом о степени консолидации этнической общности. Гетерогенность является перманентным состоянием этноса, говорить же об абсолютной интеграции вообще не приходится. Пути изменения в соотношении этносов и их подразделений - субэтнических групп определяются ходом исторического развития. Как показывает этническая история, на смену одним внутриэтническим структурам приходят новые образования на качественно другой основе, соответствующие уровню развития этноса. При исследовании проблемы внутренней структуризации этноса необходимо учитывать объективный ход исторического развития, складывающийся из процесса этнической консолидации и бытования субэтнических групп. С одной стороны, существующие субэтносы сдерживают развитие консолидационного процесса, с другой - они представляют важное звено в составе этноса, обеспечивающее его целостность и устойчивость, служат основанием для композиционного усложнения этноса. Таким образом, незавершенность процесса консолидации представляет реальность для многих этносов. Поэтому изучение общих закономерностей и специфики его развития у разных народов важно для всестороннего и углубленного понимания динамики жизни народов, для практики современного общественного развития.
Преодоление наметившихся кризисных явлений в этнокультурном развитии этноса возможно только в его консолидации. Существующая административно-территориальная разделенность и сохраняющаяся конкурентность субэтнических групп этноса объективно способствует его дальнейшей аккультурации. Актуальность темы также связана с ростом этнического самосознания и возрастанием интереса к истории и культуре своего народа. В силу указанных причин представляется важным выявить реальные аспекты бытования субэтносов, определить их роль в консолидационном процессе, что позволит выработать научно обоснованное глубокое понимание и объективную оценку сущности данной этнической особенности из жизни бурятского народа.
Степень научной разработанности проблемы
Приступая к историографическому обзору, необходимо отметить, что рассматриваемая проблема весьма многогранна и многоуровнева, включает рассмотрение нескольких аспектов.
Во-первых, до настоящего времени в бурятоведческой литературе не получило обстоятельного обоснования обозначение термина «субэтнос». Внутриэтнические подразделения бурят именовались по-разному: родоплеменными группировками, этнотерриториальными, этнографическими и этническими группами. В результате смысловое разнообразие используемых терминов значительно усложняло понимание этнической реальности.
В 70-80-х гг. в научный оборот было введено понятие «субэтнос» для обозначения подразделений, частей этноса. Основные положения концепции этнической иерархии были разработаны в трудах, прежде всего, Ю.В. Бромлея, а также С.И. Брука, JI.H. Гумилева, В.И. Козлова, A.M. Решетова, М.В. Крюкова, Г.Е. Маркова, Р.Г. Кузеева и В.Я. Бабенко и др.
В опубликованной в 1998 г. работе «Бурятский этнос в свете современных социальных изменений» Т.М. Михайлов выделил в составе бурятского этноса три субэтноса: западно-бурятский (иркутский), западно-забайкальский, основное ядро в пределах республики Бурятия и восточно-забайкальский (читинский). (Михайлов, 1998а, с. 132-136).
В статье J1.P. Павлинской «Коренные народы Байкальского региона и русские. Начало этнокультурного взаимодействия» (1999 г.), посвященной анализу этнических и социальных процессов, протекавших в Байкальском I регионе в XVII-XIX вв., исследуются вопросы формирования субэтнических групп бурят.
По мнению JI.P. Павлинской, в результате бурных этногенетических процессов, начавшихся в Байкальском регионе в XVII в. под влиянием экзогенного русского фактора, произошло разрушение системной целостности коренных народов региона и формирование новых этнических общностей с качественно новой внутриэтнической структурой. В составе сформировавшегося бурятского этноса JI.P. Павлинская предложила выделять субэтносы двух таксономических уровней:
I. территориальные субэтнические единицы, формировавшиеся вокруг острогов (балаганские, верхоленские, тункинские, селенгинские и т.д.).
II. западный (предбайкальский) и восточный (забайкальский).
В плане обоснования западного и восточного субэтносов бурят объективным и лаконичным является определение JI.P. Павлинской основных факторов, обусловивших возникновение этих двух этнических подразделений (Павлинская, 1999, с. 267-268) .
В диссертации Б.З. Нанзатова «Этническая история западных бурят (VI-XIX вв.)» (2002 г.), посвященной исследованию этнических процессов в регионе Западного Прибайкалья, приведших к формированию западных бурят и бурятского этноса в целом, дано обоснование западно-бурятского субэтноса. Термин «западные буряты» Б.З. Нанзатов ограничивает географическим признаком. «Относительно административной карты XIX в. это территория Иркутской губернии.В рамках современных административных границ это территория Иркутской области, Усть-Ордынского Бурятского Автономного округа, Окинского и Тункинского районов Бурятии.» (Нанзатов, 2002).
Рассматривая научную разработанность темы исследования, необходимо отметить, что нуждается в существенном переосмыслении изученность проблемы этнической консолидации бурятского этноса.
В советский период в условиях административно-командной системы было принято считать, что в стране завершился процесс формирования в большей степени классовых общностей - социалистических наций и народностей. В 1961 г. вышла монография В.И. Затеева «Формирование и расцвет бурятской социалистической нации». В ней с точки зрения господствующей в тот период идеологии было дано обоснование концепции бурятской социалистической 'нации, завершенности консолидационных процессов, ставшей затем официально принятой. Вопросы, связанные с формированием современной бурятской нации, этнокультурными процессами в Бурятии в советский период, плодотворно разрабатывались Б.Р. Зориктуевым, Т.М. Михайловым, К.Д. Басаевой, Д.Д. Нимаевым, Ю.Б. Рандаловым.
В вышедшей в 1985 г. статье К.Д. Басаевой и Д.Д. Нимаева «Современные этнические процессы у бурят» рассматриваются этнические изменения в отдельных сферах общественного и семейного быта бурятского народа в советский период, в т.ч. процесс этнической консолидации. Авторы отмечают, что «основной чертой их современного этнического развития являются консолидационные процессы. Происшедшие за годы социалистического строительства коренные преобразования в области хозяйства и быта бурят в значительной степени сгладили прежние локальные различия.Все это привело к постепенному преодолению былой обособленности этих групп, к широкому взаимопроникновению культурных традиций, ослаблению их диалектных различий, сглаживанию локальных особенностей в материальной и духовной культуре, расширению брачных, а отсюда и родственных связей.» (Басаева, Нимаев, 1985, с. 12-13). В качестве важного фактора, отражающего консолидационный процесс, авторами отмечается активизация миграции бурятского населения Читинской и Иркутской областей в республику. В статье также отмечается тенденция изменения родоплеменных форм этнического самосознания общенародными, обусловленная консолидацией.
В статье «Современные этнокультурные процессы в Бурятии» (1988 г.) Т.М. Михайлов также рассматривает различные аспекты консолидационного процесса в советский период. Автором подчеркивается значительная роль создания национальной государственности в этнической консолидации бурят. При этом отмечается различие степени участия территориальных групп в консолидации, создании национальной культуры. Менее вовлеченными в него, по мнению Т.М. Михайлова, оказались группы, не вошедшие в состав автономии. В статье выдвинут тезис о завершенности в 40-50-х гг. процесса консолидации бурятской социалистической нации. «Одним из показателей этого факта является формирование бурятского литературного языка.» (Михайлов, 1988, с. 12). В статье впервые отмечена особая роль Улан-Удэ в современных этнокультурных процессах, в т.ч. процессе этнической консолидации бурят. Улан-Удэ рассматривается как центр этнокультурной консолидации бурят.
В постсоветский период с активацией этнокультурного процесса произошла переоценка истории этнического развития и современного положения народа, в т.ч. и проблемы этнической консолидации.
Наиболее аргументированной и научно обоснованной, на наш взгляд, является концепция А.А. Елаева о незавершенности консолидационных процессов, представленная в работах «Бурятский этнос: внутренняя структура и государственность» (1996) и «Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение» (2000). А.А. Елаев подчеркивает, что «вследствие произошедших деформаций в этнической жизни, современный бурятский народ представляет собой этническую общность с незавершившимися процессами этнообразования и консолидации.Коллективистская сущность и идентичность его представителей остается, как и в прошлом, доминирующей и определяющей в его развитии.» (Елаев, 2000, с. 307).
Основными предпосылками сохранения субэтнических образований являлись, по мнению А.А. Елаева, во-первых, территориальный принцип этнической структуры сформировавшегося бурятского этноса (улус, род, «поколение»), впоследствии соединенный со структурой инородческого управления (административный род, ведомства) и предопределивший проявление тенденций внутриэтнического сепаратизма. Во-вторых, раздел 1937 года единой республики, способствовавший нарастанию этнокультурных различий и обособления, образованию субэтносов в составе народа.
В 90-е годы вместе с идеями национально-культурного возрождения возрос интерес к проблемам истории, истокам этнической культуры и современного развития бурятского народа. Стали появляться работы, посвященные отдельным субэтническим, локальным группам бурятского народа. Среди этих работ следует отметить книги JLJI. Абаевой «Культ гор и буддизм в Бурятии (эволюция верований и культов селенгинских бурят)», Б.Б.Батуева, И.Б. Батуевой «Очерк истории селенгинских бурят», Г.Р.Галдановой «Закаменские буряты», А.С.Алексеева «Аларские хонгодоры», Ж.А.Зимина «История Аларского района» и другие.
Появились работы, посвященные проблемам бурят, проживающих за пределами республики, в автономных округах. Исследованию истории и современному развитию Агинского автономного округа посвящены работы Ж.Т. Тумунова «Очерки из истории агинских бурят» и «Ага и агинцы (19171990)». В 1995 г. вышла капитальная монография иркутских ученых «История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» - первая специальная работа по истории округа.
В 2000 году опубликована монография С.Г. Жамбаловой «Профанный и сакральный миры ольхонских бурят», в которой на основе широкого круга источников раскрывается процесс формирования и развития культуры одного из субэтносов - ольхонских бурят во взаимодействии ее основополагающих сфер - профанной и сакральной. Ольхонские буряты рассматриваются как изолированный субэтнос, сохранивший до настоящего времени многие архаические черты материальной и духовной культуры.
Большой исследовательский интерес вызвала активизация этнокультурных процессов в Бурятии в постсоветский период. Вопросы национально-культурного возрождения бурят рассматривались, в частности, H.JI. Жуковской, Т.М. Михайловым, К.М. Герасимовой, Л.Л. Абаевой, Ю.Б. Рандаловым, А.А. Елаевым, Ш.Б. Чимитдоржиевым, Е.А. Строгановой и другими.
В ряде публикаций И.Э. Елаевой, сфера научных интересов которой фокусируется на вопросах этнической идентичности бурят, поднимаются актуальные проблемы функционирования родо-земляческих объединений бурят. Живучесть бурятских землячеств в условиях модернизации она объясняет сигнификативной и утилитарной функциями родо-земляческих образований.
Подводя некоторые итоги в степени изученности темы, отметим, что в советский период субэтнические подразделения бурят были отнесены к патриархально-родовым пережиткам, сохранившимся в быту бурят. Современная этническая ситуация подтверждает факт сохранения значимости субэтнической принадлежности бурят.
Анализ научной литературы позволяет отметить недостаточную изученность развития процесса этнической консолидации бурят в советский и современный периоды, а также роли в нем субэтнических подразделений. В соответствии с этим определились цель и задачи предпринятого нами исследования.
Целью исследования является изучение специфики развития субэтнических подразделений бурят в советский период и на современном этапе и их роли в процессе этнической консолидации.
Для этого необходимо решить ряд исследовательских задач: выделить основные субэтносы бурятского народа и определить факторы, обусловившие их формирование и сохранение; рассмотреть динамику развития процесса этнической консолидации в советский период; установить: какое место занимает субэтнический фактор в жизни бурят в настоящее время; определить роль Улан-Удэ в процессе этнической консолидации;
Объектом данного диссертационного исследования являются субэтнические группы бурят.
Предметом исследования являются этнические процессы у субэтнических групп бурят в советский и современный периоды, в частности, процесс этнической консолидации.
Хронологические рамки исследования охватывают период с XVII в. до настоящего времени. С XVII в. под влиянием экзогенного русского фактора началось формирование современных субэтнических групп бурят.
Территориальные рамки исследования охватывают всю этническую Бурятию, т.е. территории современных Предбайкалья, Республики Бурятия и Читинской области.
Для решения поставленных задач были привлечены следующие источники:
Документы и материалы общественных организаций, движений и партий, так или иначе затрагивающие национальные вопросы, проблемы национально-культурного возрождения этноса, этнической консолидации, межэтнические и внутриэтнические отношения, их программы и уставы, обращения, положения, протоколы и другие материалы, а также краткая хронология таких организаций, как ВАРК, Конгресс бурятского народа, Региональная общественная ассоциация землячеств этнической Бурятии.
В работе также использованы материалы государственных переписей населения, статистические сборники которые дополняют статистическую характеристику объекта исследования - субэтнических групп бурятского народа.
Другим важным источником послужили материалы республиканской прессы последних лет, с начала 90-х годов, таких газет, как «Бурятия», «Правда Бурятии», «Молодежь Бурятии», «Буряад унэн», «Саяны». Нами были проанализированы различные публикации по теме исследования, а также материалы, относящиеся к различным аспектам современных проблем национально-культурного возрождения народа.
Источниковую базу также составили историко-этнографические исследования, послужившие ориентиром для историко-сравнительного анализа субэтнических групп бурят. Немаловажное значение имела общественно-политическая литература, касающаяся изучаемой проблематики, а также труды по вопросам теории этноса и этнических процессов.
Методологическая основа работы:
Методология исследования основывается на совокупности общенаучных методов, прежде всего, сравнительно-исторического и системного. С помощью примененного сравнительно-исторического метода в работе рассматриваются особенности в развитии отдельных явлений материальной и духовной культур субэтнических групп бурят.
Кроме того, теоретико-методологической основой данного исследования являются концепции в области теории этноса, выдвинутые
С.А. Токаревым, Н.Н. Чебоксаровым, Ю.В. Бромлеем, С.И. Бруком, С.А. Арутюновым, H.JL Жуковской, М.В. Крюковым, П.И. Пучковым, В.И. Козловым, В.А. Тишковым и другими. В работах этих авторов раскрывается феномен этничности, дается типология процессов этнического развития и этнических общностей, раскрывается историческое многообразие общностей этнического порядка и их иерархичность, рассматриваются принципы их классификации, уточняется и обогащается понятийный аппарат этнографической науки.
Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК
Исторический процесс становления, развития и самоопределения бурятского народа2000 год, доктор исторических наук Елаев, Александр Афанасьевич
Социокультурная интеграция бурят г. Москвы2012 год, кандидат исторических наук Банаева, Моника Геннадьевна
Осуществление государственной национальной политики в Республике Бурятия, Агинском и Усть-Ордынском Бурятских автономных округах: 1985-2000 гг.2004 год, кандидат исторических наук Бадмаева, Мэри Васильевна
Корейская диаспора в России в контексте этнической индифферентности корейцев и бурят2012 год, кандидат исторических наук Чжон Бон Су
Этнические стереотипы как социально-перцептивные феномены этнического самосознания эрзян и мокшан1999 год, кандидат психологических наук Баляев, Сергей Иванович
Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Доржиева, Дарима Анатольевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, проведенное исследование свидетельствует, что среди современных бурят продолжают бытовать достаточно устойчивые субэтнические подразделения. Выделяются субэтносы двух таксономических уровней: I. субэтносы наиболее высокого таксономического уровня - западнобурятский и восточнобурятский. II. этнотерриториальные локальные субгруппы.
Формирование субэтносов происходило на фазе вхождения Бурятии в состав русского государства в XVII-XIX вв. В период существования бурят в условиях Российской империи под влиянием экзогенного русского фактора происходила постепенная трансформация этнической структуры бурят, представлявшая «размывание» племенных субгрупп и превращение территориальных групп в субэтносы, которое выражалось в приобретении ими этнических черт. Важным фактором, обусловившим тенденции к обособлению и сохранению территориальных субгрупп, стало утверждение органов «степного управления», организованных по родоплеменному принципу. С созданием национальной государственности такое территориальное деление с небольшими изменениями было закреплено в качестве административного, что способствовало ' сохранению и дальнейшему развитию субэтносов.
Проведенное исследование развития процесса этнической консолидации бурятского народа позволяет заключить, что процесс этот является достаточно сложным и противоречивым.
В период существования единой республики (1923-1937 гг.) в результате объединения основного ареала бурят в едином политическом, экономическом и культурном пространстве начался позитивный процесс консолидации разрозненных, бурятских, территориальных групп в единую этнополитическую общность, по утвердившемуся в тот период определению, в «бурятскую социалистическую нацию». Создание республики с единой территорией способствовало сглаживанию прежних, локальных различий, широкому взаимопроникновению культурных традиций, ослаблению диалектных различий. Все это привело к постепенному устранению былой, территориальной и родоплеменной обособленности, смешению субэтнических групп и формированию общенационального самосознания и менталитета. В этот период происходило бурное развитие бурятской, профессиональной культуры, сформировались общенациональный литературный язык, профессиональная бурятская литература, театр, живопись и балет. В результате индустриального развития региона коренным образом изменилась социальная структура общества, быстро росли кадры национальной интеллигенции: учителей, врачей, инженеров и т.д. В процессе этнической консолидации и создании национальной культуры принимали участие представители всех локальных групп бурят, но в различной степени. Особенности исторического развития частей Предбайкалья и Забайкалья детерминировали некоторые специфические аспекты в участии субэтнических групп в этнокультурогенезе народа.
Существенным моментом, оказавшим огромное влияние на углубление разобщенности территориальных групп, закрепившим на индивидуально-психологическом и групповом уровнях субэтническую принадлежность бурят является раздел республики в 1937г. Позитивный процесс консолидации бурятского народа, начавшийся в годы существования единой республики, был прерван и привел к искусственной изоляции его частей, началась полоса попрания национальных прав, разрушения традиционной культуры, особенно религии и языка в условиях тоталитаризма и доминирования численности иноязычного населения. Раздельное существование народа в 3-х автономиях способствовало реактуализации былой субэтнической разобщенности бурятских территориальных групп, формированию обособленного этнического самосознания и различий в их менталитете. Буряты, проживавшие вне республики, оказались оторванными от общенациональной жизни и лишенными возможности участвовать в развитии культуры и языка.
После разделения в 1937 г. Бурят-Монгольской АССР развитие бурятского народа в трех автономных образованиях имело общие сходные черты, а также некоторые отличия. После раздела республики в созданных округах в целом сохранилась традиционная сельскохозяйственная ориентация экономики, а в республике в ходе индустриализации началось широкомасштабное промышленное строительство. С началом эпопеи освоения целинных и залежных земель, необходимостью развития народного хозяйства, культуры и быта, бурным индустриальным и научно-техническим подъемом значительно усилился приток русскоязычного населения из западных регионов страны в республику и округа (из округов главным образом в Усть-Ордынский округ).
Вследствие чрезвычайной полиэтнизации Иркутской области и Усть-Ордынского округа значительно снизился удельный вес бурят в общем составе населения. Естественным следствием доминирования численности иноэтничного населения и русской культуры стал рост темпов ассимиляции и аккультурации западных бурят, увеличение количества смешанных браков, утрата родного языка. Процессы утраты этнической самобытности в среде восточно-забайкальских бурят получили значительно меньшее развитие, нежели у бурят республики и Иркутской области. Для них характерна почти полная консервация традиционной народной культуры, традиций и языка.
Отсутствие в округах развитой системы воспроизводства этнокультурной самобытности, преимущественно аграрная ориентация экономики, ограничивающая сферу деятельности людей, необходимость самореализации, применения таланта и способностей, внутреннее стремление к поиску этнонациональной идентичности, к этническому единству являются причинами перманентной миграции иркутских и читинских бурят в республику, а особенно в столицу Улан-Удэ.
Постепенно Улан-Удэ превратился в центр этнокультурной консолидации бурятского народа, сыгравший значительную роль в развитии национальной культуры и искусства, просвещения и науки. Но эта роль не однозначна. Город Улан-Удэ выступает в качестве республиканского межнационального и этногруппового котла. Процесс этнической консолидации сопряжен с процессами ассимиляции и межэтнической интеграции. Этнические процессы в Улан-Удэ носят более динамический характер, чем в остальных регионах республики и округах^, вследствие резкого увеличения и расширения межэтнических и межгрупповых контактов. Это сопровождается, с одной стороны обострением субэтнического самосознания, наиболее ярко выраженного в Улан-Удэ. Буряты Улан-Удэ, в основной массе являясь сельскими мигрантами, переселенцами из районов республики или областей, постоянно поддерживают связи со своей малой родиной - тоонто, а также земляками, проживающими в городе. С другой стороны, здесь идет формирование собственной локальной субкультуры Улан-Удэ. В условиях урбанизации, доминирования постиндустриальной космополитичной культуры сформировался городской модернизированный тип бурятской этничности, начался объективный процесс атомизации бурятского этноса, представляющий формирование индивидуалистского типа личности, свободного от влияния родо-земляческой, субэтнической идеологии.
Перемены, происходящие в стране и в республике с начала 90-х годов, коренным образом изменили политическую ситуацию, активизировали процесс бурятского национального возрождения и появления общественных, национальных организаций, отражающих потребности бурят в решении своих проблем. Создание ВАРКа, а затем Конгресса бурятского народа, безусловно, оказало положительное влияние на процесс возрождения бурятской культуры и консолидации народа. Однако отсутствие перспективных целей и ориентиров этнического развития, своего рода национальной идеи, нехватка материальных средств, квалифицированных специалистов, неразработанность учебно-методических пособий, отсутствие скоординированности действий этнокультурных учреждений являются причинами спада развития этнокультурных процессов.
Необходимо отметить, что современный процесс национальной консолидации бурят противоречив и своеобразен, он успешнее и активнее происходит в рамках родо-племенных, территориальных, субэтнических объединений. «От рода - к народу» - таков характер этноконсолидационного движения бурят в новых условиях. Это говорит о том, что в этническом самосознании большей части бурят по-прежнему актуальным продолжает оставаться доминирование коллективистской, субэтнической психологии и общинности.
С другой стороны, по мере роста национального самосознания, возрожденческих настроений, усиливающихся на современном этапе и направленных на сохранение этноса и его «лица», происходит определенное восстановление исторической и культурной памяти, возрождение буддизма и шаманизма. Внутриэтнические процессы развиваются, хотя и не столь быстро, все же в направлении этнической консолидации. Развиваются внутринациональные связи, постепенно стираются различия в языковом, бытовом отношениях между бурятами разных местностей. Происходит дальнейшее формирование литературного языка и этнической культуры. Но вместе с тем традиционалистское самосознание продолжает дифференцировать бурят по субэтнической принадлежности. В жизни народа дифференциация по субэтническому признаку играет важную роль, которая, не будучи решающей, тем не менее, служит самоидентификацией, психологической ориентацией. Учитывая функционально важную роль субэтноса в существовании и развитии этноса, следует, на наш взгляд, проводить национальную политику с учетом внутриэтнических различий.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Доржиева, Дарима Анатольевна, 2005 год
1. Труды теоретико-методологического характера:
2. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1972.
3. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981.
4. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
5. Брук С.И., Чебоксаров Н.Н. Метаэтнические общности // Расы и народы. -М., 1976.-Вып. 6.
6. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера земли. М., 1990.
7. Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. М., 1999.
8. Кузеев Р.Г., Бабенко В.Я. Этнографические и этнические группы // Этнос и его подразделения. М., 1992.
9. Левин М.Г., Чебоксаров Н.Н. Общие сведения (языки, расы, народы) // Очерки общей этнографии: Австралия и Океания, Америка, Африка. М., 1957.
10. Свод этнографических понятий и терминов. М., 1988.
11. Свод этнографических понятий и терминов. Этнические и этносоциологические категории. М., 1995. - Вып. 6.
12. Тишков В.А. Народы и религии мира: Энциклопедия. М.,2000
13. Расы и народы. М., 1988. - Вып. 18.
14. Расы и народы. М., 1989. - Вып. 19.
15. Решетов A.M. Гетерогенность как перманентное состояние этноса / Этнос и его подразделения. М., 1992.
16. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1971.
17. Чебоксаров Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых // СЭ. 1967. - № 4.17. «Этничность, безэтничность и этническая непрерывность» / Расы и народы. М., 1989. - Вып. 19.
18. Этнические процессы в современном мире. М., 1987.1.. Статистические сборники, сборники документов:
19. Патканов С.Н. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев. Иркутская губ., Забайкальская, Амурская, Якутская, Приморская обл. и о. Сахалин. СПб., 1912. - Т. III.
20. Всесоюзная перепись населения 1926 г. Сибирский край, Бурято-Монгольская АССР. М.: Изд. ЦСУ СССР, 1928. - т. IV. с. 346-347.
21. Бурятская АССР в цифрах (1923-1973). Улан-Удэ, 1973.
22. Народное хозяйство Бурятской АССР в одиннадцатой пятилетке (19811985 гг.).-Улан-Удэ, 1986.
23. Буряты в зеркале статистики. Улан-Удэ, 1996.
24. Республика Бурятия. Краткий энциклопедический справочник. Улан-Удэ, 1998.1.I. Периодические издания:
25. Буряад унэн: Бизнес Олзо. 2000-2002 гг.2. Бурятия. 1997-2003 гг.3. Молодежь Бурятии. 2001 г.
26. Правда Бурятии. 1996-2000 гг.5. Саяны. 2002г.1.. Документы и материалы государственных и общественных организаций:
27. Положение о Совете землячеств. 15 февраля 1994 года.
28. Устав Региональной Общественной Ассоциации землячеств этнической Бурятии.
29. Устав ассоциации бурят, выходцев из Читинской области (Восточного
30. Забайкалья) и проживающих в РБ. 1993.1. V. Литература.
31. Абаева Л.Л., Цыренов С. Республика Бурятия. Модель этнологического мониторинга. М. 1999.
32. Автономии современной России. Этноисторические очерки. М. 2002.
33. Алексеев А.С. Аларские хонгодоры.- Улан-Удэ. 1995.
34. Асалханов И.А. О бурятских родах в XIX веке // Этнографический сборник.- Улан-Удэ. 1960. Вып. 1.
35. Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм. Улан-Удэ, 1987.
36. Балдаев С.П. Материалы о бурятских племенах и родах // Этнографический сборник.- Улан-Удэ. 1961. Вып. 2.
37. Балханов И.Г. Городская бурятская этничность и двуязычие в контексте советской модернизации // Этническая культура: история и современность. Москва Улан-Удэ. 2002.
38. Бамбаев Б.Б. К вопросу о происхождении бурят-монгольского народа. // Бурятиеведение. Верхнеудинск. 1929. № 1-2 (9-10).
39. Басаева К.Д., Зимин Ж.А. Хозяйственный календарь аларских бурят (к. XIX- начало XX вв.) // Этническая история и культурно-бытовые традиции в Бурятии. Улан-Удэ. 1984.
40. Ю.Басаева К.Д., Нимаев Д.Д. Современные этнические процессы у бурят // Этнокультурные процессы у народов Сибири и Севера. М. 1985.
41. Батуев Б.Б. Буряты в XVII-XVIII вв. Улан-Удэ. 1996.
42. Батуев Б.Б. Батуева И.Б. Очерк истории селенгинских бурят. Улан-Удэ. 1994.
43. З.Богданов Г.Н. Некоторые вопросы этнодемографической ситуации и проблемы самосохранения бурятского этноса в Усть-Ордынскомбурятском автономном округе // Современное положение бурятского народа и перспективы его развития. Улан-Удэ. 1996. Вып.2.
44. Н.Богданов М.Н. Очерки истории бурят-монгольского народа. Верхнеудинск. 1926.
45. Бурятские летописи. Улан-Удэ. 1995.
46. Буяхаев С.С. Этнополитическая и этнокультурная ситуация в РБ // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. Документ 42. М. 1993.
47. Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят. JI. 1969.
48. Галданова Г.Р. Закаменские буряты. Новосибирск. 1992.
49. Герасимова К.М. О бурятской «буржуазной интеллигенции» начала XX века // Национальная интеллигенция, духовенство и проблемы социального, национального возрождения народов Республики Бурятия. -Улан-Удэ: БНЦ СО РАН. 1995.
50. Долгих Б.О. Некоторые данные к истории образования бурятского народа //СЭ. 1953. №1.
51. Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. М. 1960.
52. Доржиев Б.Ш. О бурятских племенах и родах. Улан-Удэ. 2003.
53. Дробижева Л.М. Этническое и историческое самосознание народов СССР на рубеже последнего десятилетия XX века (в конце 80-х начале 90-х гг.) // Духовная культура и этническое самосознание. М. 1991. Вып. 2.
54. Дугаров Б.С. Гэсэриада как этнокультурный фактор в современных условиях // Традиционный фольклор в полиэтнических странах. Улан-Удэ. 1998.
55. Егоров Е.М. Конгресс бурятского народа фактор демократизации республики // Проблемы истории и культурно-национального строительства в Республике Бурятия. - Улан-Удэ. 1998
56. Елаев А.А. Бурятский этнос: внутренняя структура и государственность // Современное положение бурятского народа? и перспективы его развития. Улан-Удэ. 1996. Вып. 2.
57. Елаев А.А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение. М. 2000.
58. Елаева И.Э. Этничность бурят в постсоветский период // Традиции и инновации в этнической культуре бурят. Сибирь: этносы и культуры. М.-Улан-Удэ. 1999.вып.5.
59. Елаева И.Э. Современные родо-земляческие сети бурят // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Т.1. Археология. Этнология. Улан-Удэ. 2000.
60. Жамбалова С.Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят. -Новосибирск. 2000.
61. Зб.Зимин Ж.А. К вопросу о выходе хонгодорских родов из Монголии и их расселении в Алари // Этнические и историко-культурные связи монгольских народов. Улан-Удэ. 1983.
62. Историко-культурный атлас Бурятии. Москва, 2001.
63. История Бурят-Монгольской АССР. Улан-Удэ, 1954. - Т. 1.
64. История Бурятской АССР. Улан-Удэ, 1959. - Т. 2.
65. История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. М., 1995.
66. Крадин Н.Н. Кочевое хозяйство Агинских бурят во второй пол. XIX-н.ХХ века // Этнография народов Сибири и Монголии. Улан-Батор -Улан-Удэ, 2000.
67. Кудрявцев Ф.А. История Бурят-Монгольского народа (от XVII в. до 60-х гг. XIX в.). Очерки. М. - Л., 1940.
68. Кудрявцев Ф.А. Вопросы экономического развития и социальных отношений в Сибири в XVIII-XIX вв. Новосибирск, 1970.
69. Мангатаева Д.Д. Население Бурятии: тенденции формирования и развития. Улан-Удэ, 1995.
70. Мантраков Л.Б. Изучение бурятского языка в УОБАО; издание учебно-методических комплексов // Проблемы бурятской филологии на современном этапе. Улан-Удэ, 1993.
71. Махарова Г.С. Развитие национально-смешанных браков и семей как показатель межнационального взаимодействия народов РБ. Улан-Удэ, 2003.
72. Мельхеев М.Н. Карты расселения и перемещения бурятских родо-племенных групп по данным топо-и этнонимики // Этнографический сборник. Улан-Удэ, 1974.
73. Михайлов Т.М. Религии в этнической истории бурят (XVII-начало ХХвв.) // Этническая история и культурно-бытовые традиции в Бурятии. Улан-Удэ, 1984.
74. Михайлов Т.М. Современные этнокультурные процессы в Бурятии // Культурно-бытовые традиции бурят и монголов. Улан-Удэ, 1988.
75. Михайлов Т.М. Бурятский этнос в свете современных социальных изменений // Республика Бурятия государство в составе Российской Федерации (к 75-летию образования). - Улан-Удэ, 1998а.
76. Михайлов Т.М. Бурятское возрождение и «россиянизация» // Проблемы истории и культурно-национального строительства в Республике Бурятия. Улан-Удэ, 19986.
77. Нимаев Д.Д. Проблемы этногенеза бурят. — Новосибирск, 1988.
78. Нимаев Д.Д. Этнодемографические процессы в Бурятии в XIX-нач. XX вв. // Бурятия XVII-нач. XX вв. Экономика и социально-культурные процессы. Новосибирск, 1989.
79. Нимаев Д.Д. Буряты: диалектика этнического и государственного // Народы Сибири: права и возможности. Новосибирск, 1997.
80. Нимаев Д.Д. Этнодемографическая ситуация в Бурятии: некоторые особенности и тенденции развития // Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона. Улан-Удэ, 1999.
81. Нимаев Д.Д. Буряты: этногенез и этническая история. Улан-Удэ, 2000.
82. Окладников А.П. Очерки из истории западных бурят-монголов (XVII-XVIII вв.).-Л., 1937.
83. Павлинская Л.Р. Буряты // Сибирь: этносы и культуры. Улан-Удэ, 1995. -Вып. 1.
84. Павлинская Л.Р. Еще раз об этнической истории Байкальского региона // Сибирь: древние этносы и их культуры. СПб., 1996.
85. Павлинская Л.Р. Коренные народы Байкальского региона и русские. Начало этнокультурного взаимодействия. // Народы Сибири в составе государства Российского. СПб., 1999.
86. Павлов Е.В. Вариативность уранического пантеона западных бурят и этническая история Предбайкалья // Этническая культура: история и современность. Улан-Удэ, 2002.
87. Петри Б.Э. Элементы родовой связи у северных бурят // Сибирская живая старина. Иркутск. 1924. Вып.П.
88. Пому с М.И. Бурят-Монгольская АССР. М. 1937.
89. Рандалов Ю.Б. Изменение социальной структуры села национальных районов Сибири в условиях развитого социализма. Новосибирск. 1980.
90. Рандалов Ю.Б. Проблема исторического фактора в духовном возрождении бурятской нации // Вопросы методологии и истории наций и национальных отношений в регионе Восточной Сибири. Улан-Удэ. 1992.
91. Румянцев Г.Н. Баргузинские буряты // Улан-Удэ. 1949. Т.16. вып. 1
92. Румянцев Г.Н. Родоплеменной состав верхоленских бурят // ЗБМНИИК. Вып. XII, XV.
93. Румянцев Г.Н. Предания о происхождении аларских бурят // Этнографический сборник. Улан-Удэ. 1961. Вып.2.
94. Румянцев Г.Н. Селенгинские буряты // МИФЦА. Улан-Удэ. 1965. Вып. 2.
95. Санжиев Г.Л. Формирование и развитие бурятской национальной интеллигенции // Национальная интеллигенция и духовность: история и современность. Тезисы и материалы докладов республиканской научно-практической конференции. -Улан-Удэ. 1994.
96. Скрынникова Т.Д. Традиционная потестарно-политическая культура и современная самоидентификация бурят // Сибирь: этносы и культуры. Традиции и инновации в этнической культуре бурят. М.-Улан-Удэ. 1999. Вып. 5.
97. Слово о землеХоринской. -Улан-Удэ. 1998.
98. Соктоев И. А. Формирование социалистической интеллигенции в Бурятии. Улан-Удэ. 1961.
99. Солдатова Г.У. Этничность и конфликты на Северном Кавказе (социально-психологический аспект) // Конфликтная этничность и этнические конфликты. М. 1994.
100. Тармаханов Е.Е. Некоторые вопросы социалистической индустриализации Бурятии // Актуальные вопросы истории Бурятии. -Улан-Удэ. 1987.
101. Токарев С.А. Расселение бурятских племен в XVII в. // Зап. БМГИЯЛИ. 1939. Вып. 1.
102. Тумунов Ж.Т. Ага и агинцы (1917-1990). Улан-Удэ, 1993.
103. Турунов А. Прошлое бурят-монгольской народности. Иркутск, 1922.
104. Хамутаев В.А. Бурят-монгольский вопрос: история, право, политика. -Улан-Удэ, 2000.
105. Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные. -Улан-Удэ, 1972.
106. Чимитдоржиев Ш.Б. Кто мы бурят-монголы? - Улан-Удэ, 1991.
107. Чимитдоржиев Ш.Б. Старомонгольская письменность и бурятские школы (XVII-начало XX вв.) // История и культура народов Центральной Азии. Улан-Удэ, 1993.
108. Чимитдоржиев Ш.Б. Бурят-монгольский этнос и монгольский мир // Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона. -Улан-Удэ, 1999.
109. Чимитдоржиев Ш.Б. Бурят-монголы: история и современность. Улан
110. Удэ. 2000. V. Диссертации:
111. Бороноева Д.Ц. Динамика пространственно-временной локализации бурят
112. Внутренней Монголии КНР. Автореферат дис. на соис. уч. ст. к.и.н. Улан1. Удэ. 2000.
113. Дашибалова И.Н. Социально-философские аспекты этнических стереотипов бурят. Автореферат на соис. уч. ст. к.ф.н. Улан-Удэ. 2000.
114. Доржиева И.Ц. Изменения традиционных социокультурных ценностей бурят в условиях урбанизации российского общества (на материалах Республики Бурятия). Автореферат на соис. уч. ст. к.с.н. Улан-Удэ. 2004.
115. Нанзатов Б.З. Этническая история западных бурят (VI-XIX вв.). Автореферат дис. на соис. уч. ст. к.и.н. Владивосток. 2002.
116. Сыденова Р.П. Иерархия общинных образований у западных бурят во второй пол. XIX-h.XX вв. Дис. на соис. уч. ст. к.и.н. Улан-Удэ. 1999.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.