Структурообразующая роль народного календаря в цикле Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Полякова, Ангелина Александровна
- Специальность ВАК РФ10.01.09
- Количество страниц 177
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Полякова, Ангелина Александровна
Введение.
Глава I. Образы демонических персонажей в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки».
1.1. Снижение демонологии в повести «Ночь перед Рождеством».
1.2. Полисемантизм демонологических образов в повести «Вечер накануне Ивана Купала».
1.3. Трансформация народного образа русалки в повести «Майская ночь, или Утопленница».
Глава И. Образ праздника в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки».
2.1. Хронотоп ярмарки в повестях «Сорочинская ярмарка» и «Пропавшая грамота».
2.2. Обрядовые развлечения на страницах цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».
2.3. Тема игры в повестях «Майская ночь» и «Пропавшая грамота».
Глава III. Матримониальная тема в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки».
3.1. Постановка проблемы соотношения жанра волшебной сказки, народного свадебного обряда и повестей Гоголя.
3.2. Этнографический аспект изображения свадьбы в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки».
3.3. Мотив добывания невесты в структуре повестей «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Ночь перед Рождеством» и
Майская ночь».-.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК
"Вечера на хуторе близ Диканьки" Н. В. Гоголя: Особенности сюжетосложения и символика цикла2001 год, кандидат филологических наук Трофимова, Инна Владимировна
Языковые средства создания образа Украины в ранних произведениях Н.В. Гоголя: на материале цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки"2012 год, кандидат филологических наук Черкашина, Елена Викторовна
Образ воды и водной стихии в системе гоголевской художественной архаики: на материале цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки"2012 год, кандидат наук Деревяшкина, Алена Петровна
Костюм в художественном мире Н.В. Гоголя: повествовательные циклы, письма2008 год, кандидат филологических наук Давыденко, Лариса Александровна
Народные исторические предания в творчестве Н. В. Гоголя: История и биографии1999 год, доктор филологических наук Зарецкий, Валентин Айзикович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Структурообразующая роль народного календаря в цикле Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"»
Диссертационное исследование посвящено структурообразующей роли народного календаря в цикле Н.В, Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Последнее время понятие народного календаря активно разрабатывается в фольклористике и этнографии. В своей монографии Т.А. Агапкина определяет этот термин как подсистему «традиционной культуры, моделирующей представления о природных изменениях и связанных с ними циклах хозяйственной и социальной деятельности. Народный календарь воплощается во всей совокупности жанров и форм духовной культуры: в фольклорном слове, языке, верованиях и сезонных обычаях»1. Примерно 150 лет славянский народный календарь изучался через те или иные свои составляющие — обрядовый фольклор, описание праздников и крестьянского быта, анализ жанров фольклорного слова, фиксирование земледельческих и климатических примет. В последнее время в науке предпринимается попытка представить > народный календарь как целостную систему, в которой неотделимы друг от друга все прежде в отдельности рассматривавшиеся компоненты. Современное понимание народного календаря предполагает расширенное толкование этого понятия, включающего в себя не только хронотоп земледельческого календарного цикла, но и национальную картину мира. Именно такой подход позволяет раскрыть народное мировоззрение во всей его полноте и самодостаточности.
Актуальность данного исследования определяет анализ повестей Н.В. Гоголя из цикла «Вечера на, хуторе близ Диканьки» именно с позиции новейших работ в области народного календаря.
Фолыслоризм произведений Гоголя, в особенности ранних его работ, является наиболее изученной литературоведами и фольклористами стороной творчества писателя. С самого выхода цикла «Вечеров.» в
1 Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. -М., 2002.-С. 10. свет в печати появились первые отклики на него В.А. Ушакова, Н.А. Полевого, Н.И. Надеждина, О. Сомова, А.Я. Стороженко (Андрия Царынного). Содержание отзывов этих рецензентов преимущественно касалось степени отображения в цикле реальной малороссийской жизни и быта и не раскрывало идейной и сюжетной его сторон. Так, один из первых рецензентов «Вечеров.» В.А. Ушаков в своей статье в «Северной пчеле» писал: «Не ожидайте характеров сильных или слишком глубоких, потому что пред вами раскрывается простой, сельский быт» . Н.А. Полевой, напротив, не увидел в повестях изображения истинно народной жизни Малороссии и потому подверг сомнению то, что автор является настоящим украинцем. Наиболее обстоятельный разбор книги «Вечеров.» был проделан А.Я. Стороженко, выступившим под псевдонимом Андрия Царынного. В своей статье «Мысли малороссиянина по прочтении повестей пасичника Рудого Панька.» он подверг резкой критике неточности этнографической основы цикла, а вместе с тем и сюжетной канвы произведений.
В 60-е годы XIX века вопрос о достоверности изображения Гоголем народной жизни и быта Украины получил свое развитие и продолжение в статьях П.А. Кулиша. По его мнению, «украинские повести Гоголя мало заключают в себе этнографической и исторической истины, но в них чувствуется общий поэтический тон Украины» , на который, продолжает Кулиш, автора вдохновили какие-либо книжные источники, а не действительная жизнь. Оппонентом критика выступил М.А. Максимович, доказавший возможность существования или проведения тех обрядов, о которых писал Гоголь.
На рубеже XIX-XX веков и в начале XX века возникает тенденция более детального рассмотрения поэтики «Вечеров.». Исследователями
2 Ушаков Н. «Вечера на хуторе близ Диканьни» // «Московский телеграф», № 17 - 1831.
3 Кулиш П Гоголь как автор повестей из украинской жизни // «Основа», №4. - 1861. - С.71. уделяется больше внимания не столько тому, насколько точно и реалистично изобразил Гоголь малороссийскую действительность, а постижению ее своеобразия. В работах начала XX в. исследуются проблемы метода, идейной основы творчества писателя. Появляются труды, посвященные непосредственно обнаружению фольклорных и частью литературных источников ранних повестей Гоголя: Н.И. Петрова, В.А. Розова,. К. Невировой, Г.И. Чудакова, Г.В. Александровского. Их авторы прежде всего рассматривают те преимущественно украинские фольклорные материалы, которые могли лечь в основу гоголевских повестей. Г.В. Александровский охарактеризовал это направление в изучении цикла так: «Одним из основных вопросов, возникших при изучении "Вечеров.", является вопрос о влиянии на эти повести народной украинской поэзии, а также о том, в какой степени проявляется автором самостоятельность в творческой переработке того, что дала ему богатая сокровищница народной фантазии»4. Заслугой этих авторов явилось то, что они впервые выделили мотивы, образы народной словесности, которые нашли отражение в цикле, произвели их типологию (К. Невирова), а также сопоставили с традицией западноевропейской литературы (Г.И. Чудаков).
В советском литературоведении фольклоризм произведений Гоголя, также не остался без внимания. Рассмотрению этой проблемы в целом посвятили свои труды В.И. Еремина, В.К. Соколова, В. Чапленко. В объемных монографиях, представляющих творчество Гоголя, также изучается этот вопрос М.Б. Храпченко, Г.А. Гуковским, С. Машинским. Главным объектом внимания исследователей явилось понятие народности, под которой понимается «отражение духовной одаренности народа, чистоты и благородства чувств простых людей, их живого ума
4 Александровский Г.В Историко-литературные комментарии к повестям Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». - Киев; СПб; Одесса, 1914. - С. 10 »5, в «Вечерах.» находят отражение «не индивидуальные, а коллективные мечты и нормы»6. В целом атмосфера цикла воспринимается как светлая, радостная, воплощающая народный идеал. . Мрачные мотивы в повестях воспринимаются как заимствованные из народных легенд и не нарушающие общей светлой картины диканьковского мира. Г.А. Гуковский, однако, высказывает мысль, что нарушение прекрасного мира происходит потому, что «за прелестью сказки и легенды стоит тоска о том, что они - только мечта»7.
А.В. Самышкина, Е.И. Анненкова, Л.Л. Фиалкова, А.С. Немзер в своих работах анализировали отдельные проблемы гоголевского фольклоризма, рассматривая сказовую манеру в повестях, соотношение фольклора и книжных источников на страницах цикла, изучая антропоморфность художественного пространства «Вечеров.» и сопоставляя мотивы волшебных сказок и повестей Гоголя.
В современных монографиях, посвященных творчеству Гоголя, как правило, всегда затрагивается вопрос о влиянии устного народного творчества на поэтику и структуру цикла «Вечеров.», который решается авторами в интересных аспектах (С.А. Шульц, Е.В. Душечкина, И.Ф. Заманова, Н.В. Бардыкова, М.А. Новикова, И.Н. Шама, Е.Е. Дмитриева, Ю.Я. Барабаш).
Необходимо отметить исследования, посвященные взаимосвязи образов, мотивов и в целом поэтики «Вечеров» с религиозной традицией Православия (К. Мочульский, В. Зеньковский, В.А. Воропаев, И.А. Виноградов), а также работы, рассматривающие влияние масонской гностической литературы на творчество Гоголя (М. Вайскопф, С.А. Гончаров).
5 Храпченко М.Б. Н.В. Гоголь. - М., 1936. - С.112.
6 Гуковский Г. Реализм Гоголя. - М.; Л., 1959. - С.56.
7 Там же. - С.ЗЗ.
Научная новизна нашего исследования заключается в следующем:
1) цикл «Вечера.» рассматривается с точки зрения реализации в нем основных составляющих народного календаря;
2) народный календарь берется как целостный комплекс, т.е. представляет собой тесную взаимосвязь всех элементов, организующих его;
3) исходя из сюжетного материала «Вечеров», предпринята попытка анализа роли народного календаря в структуре цикла с точки зрения деления сюжетики повестей на тематические разделы.
По своей структуре народный календарь является системой, объединяющей множество «относительно автономных моделей»8, представляющих собой ту или иную сторону человеческого существования, как хозяйственно-бытового, так и семейного плана: «распорядка христианских праздников, постов и мясоедов; календарей солнечного, лунного, вегетативного; земледельческого, скотоводческого, охотничьего <.>; брачного (свадебного) и поминального, демонологического (ср. сезонность и календарную приуроченность появления мифологических персонажей), фольклорного (ср. календарные регламентации пения, загадывания загадок и т.п.). Каждая из этих моделей образует особый цикл и соотносится с особым кругом верований о природе и человеческой жизни; вместе с тем все они взаимно связаны»9.
Проанализировав восемь повестей цикла «Вечера.», мы выделили три сюжетные доминанты, которые образуют сквозные мотивы10 цикла. Генетически эти мотивы восходят к «моделям», собственно, составляющим систему народного календаря.
8 Толстая С.М. Календарь народный // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. T.2. -М.,1999, —С.442.
9 Там же. - С.442.
10 Под мотивом мы, вслед за А.Н. Веселовским, понимаем элементарную, не разложимую далее сюжетную единицу, а сквозными считаем те мотивы, которые выявляются во всех произведениях цикла.
Во-первых, традиционно обозначаемая всеми исследователями творчества Гоголя демонологическая составляющая. Одна из главных тем «Вечеров.» - вторжение в жизнь людей демонических сил. В каждой из повестей присутствуют те или иные образы низшей мифологии, более того, как правило, они и являются главными действующими лицами и определяют ход развития повествования. Демонологические образы принадлежат различным культурным традициям — фольклорной, литературной, церковной, внецерковной (апокрифы). В поэтике Гоголя фольклорная составляющая признана доминирующей. Именно это обстоятельство и побуждает поставить вопрос об образах народной демонологии в цикле. Исключением в этом плане можно назвать повесть «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», которая становится переходной к новому этапу творчества Гоголя — циклу «Миргород» - и в которой фантастическое начало определяется не появлением демонических персонажей, а, по замечанию Ю.В. Манна, «нефантастической фантастикой»11, характеризующейся странным расположением частей произведения, алогизмами в речи повествователя и другими несоответствиями.
Во-вторых, это праздничный календарь и его обрядовое сопровождение: в любой из повестей цикла можно увидеть изображение какого-либо праздника - будь то свадьба («Вечер накануне Ивана Купала», «Страшная месть») или увеселительное торжество, обладающее всеми признаками «праздничного текста» (по определению В.Н. Топорова), — «Сорочинская ярмарка», «Пропавшая грамота». В карнавальную атмосферу «Вечеров» вписываются обрядовые действа, сопровождающие какой-либо народный праздник: в «Майской ночи» это ритуальные бесчинства молодежи, происходящие на троицкие Святки; в «Ночи перед Рождеством» - рождественские колядования. Наконец,
11 Манн Ю В Поэтика Гоголя. - М., 1996. - С.94. ритуальная пляска, с древних времен передающая праздничное мироощущение, встречается в повестях «Сорочинская ярмарка», «Пропавшая грамота», «Страшная месть», «Заколдованное место».
В-третьих, в четырех произведениях цикла - «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством» - прослеживается ярко выраженная любовная линия, основная суть которой состоит в том, что герои преодолевают множество препятствий на пути соединения с любимой девушкой и женитьбы на ней. Это дает нам основание говорить о матримониальной тематике в цикле «Вечера» и соотнести ее с брачной «моделью» народного календаря.
Таким образом, подобное разделение народного календаря на доминирующие тематические единицы в первом цикле Гоголя предопределило структуру диссертационного исследования.
Первая глава нашей диссертационной работы посвящена образам народной демонологии в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки», точнее - в трех повестях - «Ночи перед Рождеством», «Вечере накануне Ивана Купала» и «Майской ночи». Выбор для анализа именно этих повестей обусловлен тем, что время действия в них совпадает с календарным периодом быличек - фольклорного жанра, в котором, в основном, функционируют демонологические образы. Как правило, в народном творчестве за определенным календарным временем закреплено бытование тех или иных персонажей. Таким образом, наша задача заключается в том, чтобы путем сопоставления поэтики гоголевских повестей и традиционной стилистики и сюжетики быличек выявить особенности воплощения мифологических персонажей в цикле «Вечера.». Для каждой повести выделяется отдельный параграф.
Во второй главе рассматривается тема праздника и народных увеселений на страницах «Вечеров.». Цель первого параграфа -раскрыть один из центральных образов всего цикла — образ ярмарки — в пространственно-временном аспекте; выявить, как соотносится праздничный мир и ярмарка в качестве его составляющей и как этот образ организует структуру повестей «Сорочинская ярмарка» и «Пропавшая грамота». Во втором параграфе - «Обрядовые развлечения в цикле "Вечера на хуторе близ Диканьки"» - мы выделяем различные обрядовые увеселения, игрища, развлечения, встречающиеся на страницах цикла. Они, собственно, и являются реализацией праздничного мироощущения, организующего атмосферу большинства повестей, которое еще отметил Пушкин в своем отзыве на выход второго издания «Вечеров»: «Все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего, этим свежим картинам малороссийской природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой»12. В параграфе анализируется как семантика праздничных обрядов в традиционной народной культуре, так и их изображение и смысловое наполнение в повестях Гоголя. Последний параграф главы посвящен теме игры, обрядовой и карточной, в контексте игровой тематики произведений русской литературы первой трети XIX века. В данной части диссертации рассматривается идейная основа изображения игры, преимущественно карточной, в литературе начала XIX века, в эту тенденцию нами включается и карточная игра, описываемая в повести «Пропавшая грамота». Отдельно анализируется обрядовая игра «в ворона», которая встречается в повести «Майская ночь».
В третьей главе диссертационного исследования мы обращаемся к свадебной тематике цикла. Эта тема редко затрагивалась в отечественном литературоведении, поэтому ей мы уделяем особое внимание, анализируя проблему взаимосвязи народного свадебного обряда и жанра сказки и семантической и формальной трансформации свадебного ритуала в сюжете повестей Гоголя. Этому посвящен первый
11 Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 т.-Л., 1977-1979,- T.6.-C.228.
параграф главы. Во второй части рассматривается этнографический аспект изображения свадьбы в цикле «Вечера», а именно - насколько верно описывается свадебный обряд и с какой целью вводятся те или иные этнографические подробности. Именно эта сторона вопроса чаще всего попадала в сферу внимания гоголеведов, однако нас в первую очередь интересует роль введения обряда свадьбы в структуру повестей, а также его семантическая составляющая в цикле. Этот момент исследуется в третьем параграфе, где рассматривается мотив добывания невесты, который является объединяющим для сказочного жанра и некоторых повестей цикла;
По определению «Литературного энциклопедического словаря», цикл - «группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому <.>, идейно-тематическому <.> принципу или общностью персонажей»13. В литературоведении выделялись различные принципы циклизации повестей Гоголя:
1) по сюжетному и формальному сходству с иными фольклорными и литературными жанрами;
2) по типу повествования (В.В. Гиппиус);
3) по образу рассказчика (Г.А. Гуковский);
4) по сходным сюжетным ходам внутри цикла (А.С. Янушкевич, А.А. Слюсарь и др.)
Название цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» соотносится с традициями:
1) народных «вечерниц» - украинских сельских собраний, во время которых рассказывались «страшные» истории или предания;
2) романтической литературы, которая воплощала принцип «двоемирия» прежде всего в изображении темного времени суток как времени наступления иного бытия;
13 Сапогов В. А. Цикл //Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987. - С. 492.
3) восприятия вечера и ночи как времени чего-либо неизведанного, непонятного и потому страшного. Название цикла сразу же подготавливает читателя к чтению о чудесах и таинственных происшествиях.
Принимая во внимание все вышеизложенные версии, мы считаем, что циклообразующим фактором являются сквозные мотивы, коррелирующие с «моделями» народного календаря.
Таким образом, цель работы - сопоставить сквозные мотивы цикла с «моделями» народного календаря, выявить структурообразующую роль народного календаря в цикле «Вечера.» и специфику авторской интерпретации фольклорного материала.
Цель работы раскрывается в ее задачах:
1) определить сквозные мотивы повестей цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки», соотносящиеся с «моделями» народного календаря;
2) исследовать образы народной демонологии, соотнесенные с календарным временем, их роль в поэтике гоголевских повестей;
3) проанализировать фольклорную семантику традиционных праздничных обрядов, а также их изображение и художественное значение в повестях цикла;
4) выявить семантическую и формальную трансформации традиционного свадебного ритуала в сюжете повестей цикла, определить ее причины.
Содержанием диссертационного исследования обусловлена и методология анализа: как основной используется сравнительно-типологический метод, а также применяется комплексный (междисциплинарный) метод с привлечением данных фольклористики, литературоведения, этнографии, лингвистики.
Основные положения исследования были представлены:
• на Международной конференции молодых ученых-филологов (М.: МПГУ, 2004, 2005 гг.);
• в 5 публикациях автора (2,5 п.л.);
• результаты работы обсуждались на заседаниях аспирантского объединения и кафедры русской литературы МПГУ.
Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК
Гендерная проблематика в творчестве Н.В. Гоголя: литературно-художественные аспекты2011 год, доктор филологических наук Синцова, Светлана Викторовна
Категория ирреального ужасного и способы ее выражения в художественном пространстве Н. В. Гоголя: На материале языка повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки" и "Миргород"2000 год, кандидат филологических наук Алленова, Татьяна Юрьевна
Вещный мир в творчестве Н.В. Гоголя: На материале "Вечеров на хуторе близ Диканьки", "Миргорода" и "Петербургских повестей"2006 год, кандидат филологических наук Мякинина, Елена Сергеевна
Пространство и время в художественном мире сборника Н. В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"2000 год, кандидат филологических наук Заманова, Ирада Фуадовна
"Свое - чужое" в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Н.В. Гоголя2006 год, кандидат филологических наук Ветчинкина, Юлия Владимировна
Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Полякова, Ангелина Александровна
Заключение1
Предметом рассмотрения- в нашем диссертационном исследовании явилось функционирование народного календаря в повестях цикла «Вечера на' хуторе близ- Диканьки», его структурообразующая роль, и влияние на формально-содержательную сторону произведений. В^ процессе исследования, мы выявили и изучили « варианты^ тех украинских быличек, в. которых главные персонажи аналогичны-героям гоголевских, повестей.
В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что народный календарь организует структуру цикла «Вечера- на хуторе близ Диканьки». В-подтверждение мы раскрыли роль некоторых «автономных моделей», составляющих основу понятия, «народный календарь», в формально-сюжетном*аспекте произведений.
Каждая из трех глав диссертации раскрывает основную* тематику «Вечеров»:
В первой* главе,' сопоставив сюжеты повестей» и календарных быличек, приуроченных к тому или иному периоду времени, мы выявили; что в «Ночи перед Рождеством» появление многочисленных инфернальных персонажей обусловлено не только праздничным временем, сакрализующимся пребыванием в нем существ «иного» мира, но^ и мифологизацией пространства. Если в быличках встреча с демонологическими героями происходит либо в пространстве гадания, либо в онирическом месте; либо, наконец, на «опасных», пограничных участках типа моста, овина, бани, перекресткам и т.д., то в-, мифологизированном топосе Диканьки сосуществует сверхъестественный и реальный мир: здесь, живет- ведьма, которую, однако, распознать может только сорочинский заседатель, люди по поведению не уступают нечистой силе' (эпизод перебранки ткачихи, дьячихи и бабы с фиолетовым носом), а черт нашептывает на ухо ведьме то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду» [1;151]. Сакральный хронотоп предопределяет и вмешательство мифологических персонажей в жизнь обычных людей, которое вместе с тем не воспринимается как сверхъестественное событие.
Для фабульной* линии «Вечера накануне Ивана Купала» Гоголь выбирает традиционный сюжет купальской былички - поиск и нахождение волшебного цветка папоротника и последующие за этим чудеса. Однако главным героем повести писатель выбирает персонажа с неопределенным мифологическим статусом. Нам видится причина этого в том, что для писателя изображение конкретного инфернального персонажа не являлось первостепенной задачей, главное - Басаврюк воплотил в своем' образе все зло, которое несет в себе «враг рода человеческого». Исследователи мало обращают внимания- на тот факт, что «отец Афанасий объявил только, что всякого, кто зазнается с Басаврюком, станет считать за католика, врага Христовой церкви и всего человеческого рода» [ 1; 101 -102] - и, следовательно, таковым в финале и предстает Петрусь, сознательно приходящий к столкновению, со злом (вспомним его приход в шинок) и поддающийся его влиянию.
Повесть «Майская ночь» выделяется некоторым романтическим пафосом, а также сказочным началом, проявляющимся хотя бы в том, что ситуация, когда человек помогает оказавшейся в беде русалке, не характерная для календарных быличек, вполне возможна в волшебных сказках. Особенность гоголевского повествования заключается в привнесении в сюжет христианских мотивов: это и аллюзия на «Лествицу» Иоанна Лествичника в беседе Ганы и Левко, и передача народных представлений об ангелах и нечистых духах, берущих свое начало, видимо, из апокрифической литературы. Важным обстоятельством в повести становится пожелание Левко: «Дай тебе Бог Небесное Царство, добрая и прекрасная панночка <.> Пусть тебе на том свете вечно усмехается между ангелами святыми! <.> Ты одна только поверишь мне и вместе-со мною помолишься за упокой души несчастной утопленницы!» [1; 134-135] С точки зрения православного вероучения, не практикующего моление о самоубийцах, а также народного мировоззрения, согласно которому все утопленницы становятся русалками, т.е. нечистыми духами, такое пожелание- панночке невозможно. Однако, очевидно, у Гоголя свое видение этой проблемы: за те страдания, которые панночка претерпела в жизни от мачехи, а также испытания, посланные ей и после смерти в лице той же самой-ведьмы, ее помощь Левко достойны, того, чтобы за нее хотя* бы помолиться и пожелать Царствия Небесного.
Таким образом, в.повестях, по темпоральному признаку совпадающих с календарными быличками, возникают различные образы, нечистой силы. Как и в народных рассказах, в центре внимания; писателя — взаимоотношение человека с демонологическими персонажами. Большей частью их описание соответствует традиционным фольклорным изображениям, Гоголь же усиливает в своих произведениях религиозный элемент. Вакула из «Ночи перед Рождеством» потому не продал душу дьяволу, что вспомнил про- спасительную силу креста, к тому же он писал иконы и был церковным ктитором. В свою очередь, Петрусь.не внял призыванию отца Афанасия и проигнорировал его предостережение - отсюда и драматическое развитие сюжета, и финальная трагедия: В-«Майской ночи» отношение к мифологическому персонажу меняется: русалка помогает Левко, и Гоголь влагает в уста своего героя1 пожелание" панночке пребывать на Небе со святыми ангелами.
Вторая- глава4 нашего диссертационного исследования- раскрывает формы, в которых выражается праздничный мир цикла «Вечера.». Для разработки этого вопроса мы обратились к трудам, характеризующим праздничную сторону национального мировоззрения и мифологическую, сущность праздника-вообще (работы М.М. Бахтина, В.Н. Топорова,. А.И. Мазаева, Г.П. Блиновой, Н.-А. Хренова, Т.А. Бернштам и др.).
Образ ярмарки объединяет две повести — «Сорочинскую ярмарку» и «Пропавшую грамоту». Он как нельзя более соотносится с темой рассмотрения первой главы. Ярмарка, представляет собой праздничное явление: малого - масштаба^ в котором сконцентрированы все составляющие праздничного текста: сакральное время и; пространство приводят к коллективному переживанию гармонии в^ окружающем; мире, время: останавливает свой ход - наступает пограничное состояние, которое' идеально для; проникновения- в мир людей нечистых духов. Неявная? фантастика определяет основную сюжетную направленность повести «Сорочинская ярмарка»: на протяжении всего, повествования: так и остается; невыясненным реальное: существование . демонических персонажей; неоднократно упоминаемых героями. Тем не менее принципиальным вразвитиидействия оказывается не столько появление самого черта; гномов и пр., сколько; атмосфера слухов и нарастающего страха, сопровождающая ярмарочное действие. В «Пропавшей грамоте» уже более- конкретно? раскрывается связь , ярмарки с нечистой; силой: герой повести именно на ярмарке встречает запорожца, продавшего душу черту; характерным, моментом является также сравнение: разряженных, размазанных ведьм е панночками на ярмарке; •
Другими формами выражения праздничного мироощущения: на; страницах «Вечеров» можно считать народные обрядовые развлечения, в первую очередь святочный ритуал колядования, а также обряд ряжения; Обращаясь к мифологической основе народных обрядов, мы поднимаем тот семантический пласт, который помогает глубже проникнуть в идейный замысел автора: Особенно это касается обряда ряжения, входящего в состав многих народных ритуальных систем. В своей основе этот обряд является; языческим и когда-то заключал в себе магическую функцию, однако с принятием христианства его смысл коренным образом изменился и он стал ассоциироваться с демоническим началом: Этот скрытый механизм начинает проявлять себя в изображении* обряда ряжения парубков в повести «Майская ночь». Время ряжения, не характерное для исполнения этого ритуала в народной традиции, бесовское обличие, непочтительность к голове и отцу приводит Левко к свого рода испытанию - встрече с русалкой. Испытание проходится героем' благополучно благодаря его православному миропониманию -(отчасти для раскрытия его взглядов на мир и приводится в первой главе рассуждения Левко о божественной лестнице и ангелах) и позитивной и дружелюбной настроенности демонического персонажа. Однако тема непочтительности, отчужденности от своих предков или вовсе их отсутствие является сквозной во всем цикле. У всех персонажей она развивается в сюжетный элемент встречи с нечистой силой, который оканчивается у каждого по-своему. Как заметил В.Ш. Кривонос, исследуя мотивы цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»: в. изображении Гоголя «жизнь народа все больше определяет не «история семьи», а «история одиночек», потерявших веру и потому разобщенных, подвластных «дьявольскому» насилию, индивидуализму, собственничеству» . Именно из «истории одиночек» «Вечеров» берет свое начало та линия гоголевского творчества, которую позже исследователи назовут «темой маленького человека» и которая на долгие годы станет ведущей темой всей русской литературы.
Основой третьей главы диссертации стали исследования по свадебной обрядности в целом и специфических чертах украинской свадьбы в частности (к примеру, работы Н.Ф. Сумцова, Ю.Г. Круглова, монография «Украинцы» под ред. Н.С. Полищук, А.Н. Пономарева, украинские этнографические материалы). Матримониальная тематика цикла - наиболее неразработанный раздел гоголеведения. В параграфе, посвященном этнографической стороне свадебного ритуала, мы в первую очередь обращаем внимание на отступления у Гоголя от традиционных
216 Кривонос В Ш. Мотивы художественной прозы Гоголя. - СПб., 1994.-С. 11. форм проведения свадьбы. Их анализ показывает,.что эти «неточности» в-, обряде, которые, как правило, таковыми не воспринимаются персонажами повестей, либо спровоцированы контактом с нечистой силой, либо приводят к столкновению с демоническими- персонажами. Нарушение веками устоявшихся традиций свидетельствует об оторванности человека от родной почвы, ослаблении основ национального миропонимания, а это неминуемо ведет к трагической судьбе как отдельного индивидуума, так и народа в целом. От изображения жизни конкретного персонажа Гоголь обращается и к истории этноса. Ход истории показал, насколько регрессировало казачество как класс и трансформировалось в провинциальное мелкопоместное дворянство. Современное (начало XIX века) состояние этого общества раскрывает писатель в следующей за проникнутой героическим пафосом «Страшной местью» повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». На первый взгляд классическая бытовая повесть обнаруживает неявные аллюзии- со «Страшной местью». В
I , основном это касается(указаний на соотносимые географические реалии, но затрагивает и традиционные казаческие понятия о чести, вере, независимости, удали, которые вырождаются в П* пехотном полку.
Во втором параграфе главы, рассматривая взаимодействие фольклорного жанра сказки, свадебного ритуала и сюжета повестей, мы выявляем основной мотив в развитии любовной линии четырех повестей Гоголя - мотив добывания невесты. Подобно сказке, где герой' преодолевает множество препятствий, добиваясь воссоединения со своей невестой, и свадебному ритуалу, в котором при- достижении дома невесты жениху устраиваются различные преграды, в гоголевских произведениях главные персонажи также сталкиваются с некоторыми препонами на пути к свадьбе со своей возлюбленной. Как правило, в качестве испытания Гоголь использует такой сюжетный ход, как встречу персонажей с нечистой силой, тем самым в художественном мире писателя- прием* препятствия приобретает мировоззренческий, этологический характер. Подобное признание реального'существования демонических персонажей и их воздействие, более того, вмешательство в жизнь, человека дало повод некоторым критикам начала- XX века (Д. Мережковскому, Андрею Белому и другим символистам) говорить об одержимости Гоголя1 демонологией, т.е. видении во^ многих жизненных обстоятельствах влияния духов зла. Однако»протоиерей В. Зеньковский опровергает это мнение и пишет: «<.> это сознание неустранимости борьбы' с духом зла совсем не обращается у Гоголя в какую-то одержимость всякой дьявольщиной — Гоголь больше, всего занят не силами зла вне и над человеком, - а тем злом, которое живет и развивается в душе человека <.> Все это*опиралось в душе Гоголя на то изначальное представление о силах зла, о бесовских наваждениях, какое было связано с его- религиозным миром. Как. не знал Гоголь сомнений в бытии Божьем; так не знал он сомнений'и в реальности злых
917 сил <.>» (курсив автора. — А.П.). Испытание лишь для одного героя (Петруся из «Вечера-накануне Ивана Купала») оканчивается трагически, остальные персонажи спасаются благодаря стойкости духа и силе веры. Тот же автор замечает: «Все дело злого духа держится на легкомыслии, небрежности, суетности людей, — но злая сила отступает, когда человек ищет помощи у Бога и, освобождаясь от легкомыслия и небрежности,
91ft становится способным одолевать искушения» . Позже, в апреле 1847 г., в письме к Шевыреву Гоголь напишет: «Уже с давних пор я только, о том и хлопочу, чтобы после моего- сочинения человек вволю посмеялся над
219 чертом» .
Таким образом, мы считаем, что основным принципом, организующим структуру цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»,
217 Зеньковский В. Н.В. Гоголь // Гиппиус В. Гоголь. Зеньковский В. Н.В. Гоголь. - СПб., 1994. - С. 301302,298.
218 Там же.-С. 300.
219 Гиппиус В. Воспоминания. Письма. Дневники. - М., 1999.-С. 355. является народный календарь. Bf традиционном мировосприятии народный календарь определяется как «универсальный инструмент структурирования и обозначения годового времени, <.> придающий непрерывному природному времени характер дискретной ритуализированной системы»220. Система народного календаря включает в себя факты природной и человеческой (семейной) жизни и характеризуется цикличностью.
В цикл «Вечеров» объединены и восемь повестей Гоголя: С одной стороны, можно говорить о том, что подобную композицию сборника t писатель выстраивает, следуя распространенной традиции романтической литературы. Однако, по нашему мнению, в данном случае следует учитывать и роль народного календаря, который структурно объединяет повести в цикл.
Во-первых, как мы уже показали в ходе исследования, три «модели» народного календаря формируют сюжетные доминанты- «Вечеров». Вовторых, сюжетное время первой и второй части сборника также циклично. В первой части время движется от августа («Сорочинская ^ t ярмарка») к концу мая-июню (Майская ночь», время действия «Пропавшей грамоты» нами точно неопределено) с кульминацией в точке 24 июня («Вечер накануне Ивана Купала») - времени летнего солнцестояния. В повестях используются Гоголем различные народные поверья поздневесенне-летнего цикла народного календаря. Во второй части, напротив, сюжетное время направлено от точки зимнего солнцестояния («Ночь перед Рождеством») к периоду созревания* бахчи (предположительно, август - «Заколдованное место»). Эта часть уже слабее отражает календарную смену времен года и связанные с этим народные представления, поскольку в процессе создания* цикла Гоголь постепенно отходил от основного субстрата — фольклорной былички - и
220 Толстая СМ. Время // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. - Т.]. - С. 451. обращался ' к новым формам и содержанию. Некая цикличность, неизбежная повторяемость характерна и для каждой из повестей вх отдельности. В финале произведения, как правило, неизменно указывается на продолжение «странных» явлений: это и таинственные звуки из развалившегося шинка в «Вечере накануне Ивана Купала», и блуждания пьяного Каленика, и танцующая в один и тот же день в году баба из «Пропавшей грамоты», и «заколдованное место», на котором до сих пор «взойдет такое, что и разобрать нельзя» [1;245] и т.д., -подчеркивающие повторяемость событий во времени. Тем самым в соответствии с движением природного времени в народном календаре, его биологизмом, т.е. сменой циклов, выстраивается Гоголем и композиция его первого сборника.
С учетом современных материалов, исследований и новых задач фольклористики нам представляется перспективным и дальнейшая разработка темы «Гоголь и фольклор» применительно к ранним циклам писателя «Вечера*' на хуторе близ Диканьки» и «Миргород», в -частности, практически не изучено влияние запорожского фольклора на изображение запорожцев в творчестве Гоголя. Кроме того, нам представляется интересным исследовать традиции городского фольклора в «петербургских повестях» писателя. Магистральную линию Гоголя в использовании в своем художественном творчестве фольклора, воспроизведении народных обычаев и обрядов отчасти продолжили В.И. Даль, Н.С. Лесков и многие другие, в чьих произведениях можно также проследить функционирование народного календаря.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Полякова, Ангелина Александровна, 2008 год
1. Источники фольклорных и литературных текстов
2. Гоголь Н.В. Полное собр. соч.: В 23 т. М.: «Наследие», 2001. - Т.1.
3. Гоголь Н.В. Полное собр. соч. Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1952. - Т.9.
4. Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 9 т. М.: «Художественная литература», 1984.-Т. 2.
5. Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 9 т. М.: «Художественная литература», 1984.-Т. 8.
6. Источники цитируемых текстов под соответствующим номером указываются в квадратных скобках, далее следуют страницы.
7. Гофман Э.Т.А. Собр. соч.: В 6 т. — М.: «Художественная литература», 1994.-Т.З.
8. Гнатюк В. Знадоби до галицько-русько'1 демонологп. // Етнограф1чний зб1рник. Львов, 1903.
9. Гринченко Б.Д. Из уст народа. Малорусские рассказы, сказки и пр. -Чернигов, 1900.-88 с.
10. Даль В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. Из этнограф, работ: Из фолькл. сб. — М.: Изд. ц-р «Терра»: Кн. лавка РТР, 1997.-477 с.
11. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия: В 3 кн. М.: Белый город, 2005.
12. Иванов П.В. Народные рассказы о ведьмах и упырях. // Сборник Харьковского историко-филологического общества. Т.З. - Харьков, 1891.
13. Иванов П.В. Народные рассказы о домовых, леших, водяных и русалках.// Сборник Харьковского историко-филологического общества." -Т.5. Вып.1.- Харьков,1893.
14. Кулиш П.А. Записки о Южной Руси. T.I-II. - СПб., 1856.
15. Максимович М. Малороссийские песни — М.: тип. Августа Семена при Мед.-хирург. акад., 1827,- 234 с.
16. Малоруссюя народныя" предашя. и разсказы. Сводъ Михаила Драгоманова. Кшвъ, 1876.
17. Мшорадович В.П. Заметки о малорусской демонологии // Киевская старина, № 8-9, 1899.
18. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: В 3 кн. М.: МП Б-ка «Московские новости», 1992.
19. Народные южно-русские сказки. Издал И. Рудченко. Вып. 1-2. — Киев, 1869.
20. Некрылова А.Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с.
21. Нечуй-Левицъкий I. Св1тогляд украшського народу. Есюз украТнськоТ м1фологш Кшв: Обереги, 2003. - 144 с.
22. Обрядовая поэзия. Кн.1. Календарный фольклор (Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова). М.: Русская книга, 1997. -576 с.
23. Отлетала лебедушка: Русский свадебный обряд / Авт. и сост. Р.А. Масленникова. Орел: МП «Простор», 1993. - 222 с.
24. Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 т. Т.6. Критика и публицистика. - М.: «Художественная литература», 1977. - 462 с.
25. Пушкин А.С. Душа в заветной*лире. Стихотворения и поэмы. — М.: Издательский центр «Классика», 1999. 560 с.
26. Русский фольклор. Хрестоматия для высших учебных заведений / Составители: Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. — М.: Флинта: Наука, 2003. 480 с.
27. Сказкщ пословицы- и т. т, записанные в Екатеринославской; и Харьковской' губерниях И. И. Манжурою // Сборник Харьковского историко-филологического общества. — Т. 2. — Харьков, 1890.
28. Тик Л. Пиетро Апоне // «Московский вестник» М., 1828, № 4-5.
29. Труды этнографически-статистической экспедиции: в ЗападноРусский край, снаряженной Императорским Российским Географическим Обществом. Материалы и исследования собраны П.П. Чубинским. — Т. 1. Выи.1. СПб., 1872. I
30. Украшщ: народш в1рування, пов1р'я, демонолопя. КиУв, 1992.
31. Юность,и любовь. Свадьба / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и комм. . Ю.Г. Круглова. М., 2001. - 522 с.1.; Исследования. Периодические издания. Словари?
32. Агаева И.И. Нравственно-религиозный идеал Н.В. Гоголя в контексте русской литературы первой половины XIX века. — Баку: Mutargin., 1998: — 272с.
33. Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл / Отв. ред. — С.М. Толстая. М.: Индрик, 2002.-816 с.
34. Александровский Г.В. Историко-литературные комментарии к повестям Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Пособие для учащихся. Киев; СПб; Одесса, 1914. - 57 с.
35. Андреев Н. Легенда о двух великих грешниках // Известия Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Вып. I. - Л., 1928.
36. Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций. М.: КГУ, 2004. - 432 с.
37. Анненкова Е.И. К вопросу о соотношении фольклорной и книжной традиции в «Вечерах.» Гоголя // Фольклорная традиция в русскойлитературе. .Сборник научных трудов / Редкол: Д;Н. Медриш (отв. ред.) и др. Волгоград: ВГПИ, 1986. - 132 с.
38. Анненкова Е.И. Гоголь и литературно-общественное движение конца? 30-х — начала 40-х годов XIX в. Учебное пособие, к спецкурсу. Л>: ЛИГИ; „1988. - 79 с.
39. Анненкова Е.И. Гоголь и декабристы (Творчество Н.В. Гоголя в; контексте литературного движения 30-40-х гг. XIX в.) М.: Изд-во «Прометей» МГГ1И им. В.И. Ленина, 1989. - 172 с. ;
40. Афанасьев А.Я. Поэтические воззрения, славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифологическими сказаниями;других родственных; народов: В 3 т. М.: Современный писатель, 1994.
41. Афанасьев A.M. Происхождение мифа. Ст. по фольклору, этнографии и мифологии / Сост., подгот. текста; ст., коммент. А.Л. Топоркова. — М.: Индрик, 1996. 638 с.
42. БаиЬурин А.К., Левинтон Г. А. К описанию организации пространства в восточнославянской свадьбе // Русский народный свадебный; обряд. Исследования и материалы / Под ред. К.В. Чистова и Т.А. Бернштам. -Л.: «Наука», 1978. 277 с.
43. Барабаш Ю.Я. Почва и судьба (Гоголь и украинская литература: у истоков). — М.: «Наследие», 1995. 222 с.
44. Барабаш Ю.Я. Сладкий ужас мщения, или Зло во имя добра (месть как религиозно-этическая проблема у Гоголя и Шевченко) // Вопросы литературы, №3 2001.
45. Бахтин М.М. Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура) // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
46. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура средневековья и Ренессанса. — М.: «ХудожественнаяIлитература», 1990. 541с.
47. А5. Белкин А.А. Русские скоморохи. Л.: «Наука», 1975. - 192 с.
48. Белоногова В.Ю: Гоголь, и Пушкин. К особенностям литературного процесса1 30-40-х годов XIX. в: Автореф. канд. филол. н. Коломна: Коломенский гос. пед. ин-т, 2003. — 16 с.
49. Белый Андрей: Мастерство Гоголя: Исследование. М.: МАЛП, 1996; -351 с. '
50. Бернштам Т.А. Будни и праздники: Поведение взрослых в русской крестьянской семье // Этнические стереотипы поведения / Под ред. А.К. Байбурина. Л.: «Наука», 1985. - 325 с.
51. Бицилли П.М. Проблема!человека у Гоголя. София, 1948. - 32 с.
52. Блинова Г.П. Народная художественная культура: Русские народные праздники, и обряды (Теория и история): Учебное пособие для, студентов гос: ун-тов-и инттов культуры. М;, 1997. — 90^с.
53. Бондаренко Э.О: Праздники христианской Руси: русский народный православный календарь. Калининград: «Янтарный сказ», 1998. — 415 с.
54. Борисенко В.К. Весшыи звича1 та обряди на- УкраТш: (1сторико-етнограф1чне дослщжения). -КиТв, 1988.
55. Ботникова* А.Б. Э.Т.А. Гофман и: русская литература (первая; половина XIX века): К проблеме русско-немецких литературных связей; Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. - 206 с.
56. Булашев Г. Украшський народ у cBoix легендах, релЫйних поглядах та в1руваннях. Ки'1в; 1992.
57. Вайскопф/ ML Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология: Контекст. — М.: ТОО «Радикс», 1993.- 588 с.
58. Вересаев В.В. Как работал Гоголь. М.: «Мир», 1932. - 80 с.
59. Виноградов И. А. Гоголь художник и мыслитель: христианские основы миросозерцания. К 150-летию со дня смерти Н.В. Гоголя. - М.: ИМЛИ РАН: «Наследие», 2000. - 445 с.
60. Виноградова 3:В. Гоголь в литературном процессе 1920-х годов. Автореф. канд. филол. н. СПб.: СПГУ, 2004. - 20 с.
61. Виноградова JI.B. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология колядования / Отв. ред. Н.И. Толстой. — М.: «Наука», 1982. 246 с.
62. Виноградова JI.B. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. — М.: Индрик, 2000. 431 с.
63. Власова М. Новая АБЕВЕГА русских суеверий. Иллюстрированный словарь. СПб.*: Северо-Запад, 1995. - 380 с.
64. Воропаев В.А. Духом схимник сокрушенный. Жизнь и творчество Н.В. Гоголя' в свете Православия. М.: Московский рабочий, 1994. — 159с.
65. Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока / Предисл. Г.М. Фридлендера. -М.; JL: «Наука», 1966. 347 с.
66. Гиппиус В.В. Гоголь. // Гиппиус В. Гоголь. Зеньковский В. Н.В. Гоголь / Предисл., сост. JI. Алена. — СПб.: Logos, 1994. 341 с.
67. Гиппиус В. Воспоминания. Письма. Дневники. -М.: «Аграф», 1999. 464 с.
68. Глинка Г. Древняя религия славян // Мифы древних славян. — Саратов, 1993.
69. Голъденберг А.Х. Фольклорные превращения в поэтике Гоголя // Русская литература и фольклорная традиция. Сборник научных трудов / Редкол.: Д.Н. Медриш (отв. ред.) и др. Волгоград: ВГПИ, 1983. - 136 с.
70. Гончаров С. А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. 338 с.
71. Гуковский Г. Реализм Гоголя. М.; JL: Гослитиздат, 1959. - 531 с.
72. Гуржий Т.Г. Традиции волшебных сказок о сватовстве и свадебный обряд. Автореф. канд. филол. н. -М.: МГУ, 1997. 21 с.
73. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М.: «Прогресс», 1994.
74. Данилевский Р.Ю. Людвиг Тик и русский романтизм // Эпоха романтизма: Из истории международных связей русской литературы. Сборник статей / Отв. ред. М.П. Алексеев. Л.: «Наука», 1975. — 284 с.
75. Дмитриева Е.Е. Стернианская традиция и романтическая ирония в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» // Известия РАН. Серия литературы и языка. № 3. 1992.
76. Дмитриева Е.Е., Сапожков С.В. Н.В. Гоголь // История русской литературы XIX века: В 3 ч. Учебник для студентов вузов / Под ред. В.И. Коровина. Ч. 2 (1840-1860 годы). - М.: Гуманит. издат. ц-р ВЛАДОС, 2005.-524 с.
77. Докусов A.M. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя. Лекция. -Л., 1962.-44 с.
78. Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: становление жанра. — СПб.: Языковой центр СПБГУ, 1995. 256 с.
79. Еремина В.И. Гоголь // Русская литература и фольклор (1-я половина XIX в.) Л.: «Наука», 1976.
80. Ефимова Е.С. Поэтика страшного: мифологические истоки. М., 1997.
81. Жаравина JI.B. Философско-религиозная проблематика в русской литературе 1830-40-х годов: А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В. Гоголь. Дисс. д-ра филол. н. — Волгоград: Волгоград, гос. пед. ун-т, 1996. -437с.
82. Заманова И.Ф. Бардыкова Н.В. «Вечера на хуторе близ Диканьки»: пространство и время. Учебное пособие для студ-тов филол. спец-тей. — Белгород: Белгород, гос. ун-т, 2001. 160 с.
83. Зарецкий В. А. Народные исторические1 предания в творчестве Н.В. Гоголя: История и * биографии. Монография. -Екатеринбург;Стерлитамак: Урал. гос. пед. ун-т; Стерлитамак. гос. пед. ун-т, 1999. -463 с.
84. Застроэюнова Е.М. «Маленький человек» в свете христианской традиции (от Гоголя к Достоевскому). — М.: ТЕИС, 1-я Обр. тип., 2004. — 240 с.
85. Звиняцковский В.Я! Элементы исторического и фольклорного хронотопа в «Вечерах.» // Пространство и время в литературе и искусстве. — Даугавпилс, 1987.
86. Звиняцковский В.Я. Николай Гоголь. Тайны национальной души. — Киев, 1994.
87. Зеленин Д.К Восточнославянская этнография. / Пер.с нем., Примеч. Т.А. Бернштам и др. М.: «Наука», 1991. - 507 с:
88. Зиновьев В.П. Быличка как жанр фольклора и ее современные судьбы // Мифологические рассказы русского населения. Восточной Сибири. Сборник Новосибирск: «Наука», 1987. - 400 с.
89. Золотусский И. Гоголь. М.: Молодая гвардия, 2005. - 485 с.
90. Зуева Т.В. Художественная специфика волшебной сказки.// Жанровая специфика фольклора. Межвузовский сборник научных трудов. М., 1984.- 124 с.
91. Зуева Т.В. Волшебная сказка. М.: «Прометей», 1994. - 237 с.
92. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений. М.: Флинта: Наука, 2003. — 400 с.
93. Зуева Т.В. Цветовые символы в славянских переходных обрядах // Человек. Язык. Искусство. Материалы Межвузовской научно-практической конференции 14-16 ноября 2000 г. / Отв.ред. Н.В. Черемисина-Ениколопова. М*.: МПГУ, 2001. - 282 с.
94. Иллюстрированная история суеверий и волшебства: От древности до наших дней / Пер. с нем. Сост. А. Леманн. Киев: Украша; 1993. — 397 с.
95. Кайсаров А. Славянская и^ российская'мифология // Мифы древних славян. Саратов, 1993.
96. Капитанова Я.А., Коровин В.И. и др. Проза в эпоху романтизма // История русской литературы XIX века: В 3 ч. Учебник для студентов вузов / Под ред. В.И. Коровина. Ч. 2 (1840-1860 годы). - М.: Гуманит. издат. ц-р ВЛАДОС, 2005. - 524 е.,
97. Карпенко А. О народности Гоголя (Художественный историзм писателя и его народные истоки). Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1973. - 279 с.
98. Карташова И.В. Гоголь и романтизм. Спецкурс. — Калинин, 1975. -123с.
99. Кирпичников А.И. Очерки по мифологии XIX в. // Этнографическое обозрение. М., 1894. - Кн.22. № 4.
100. Комков О.А. Традиции православного иконологического мышления в русской литературе XIX — начала XX вв.: Пушкин, Гоголь, Лесков, Шмелев. Автореф. канд. филол. н. -М.: МГУ, 2001. 16 с.
101. Котляревский Н. Гоголь и его украинские повести // «Филологические записки», № 1. — 1910.
102. Кривонос В.Ш. Мотивы художественной прозы Гоголя. — СПб.: ЕГПИ, 1999.-251 с.
103. Криничная Н.А. Русская народная мифологическая проза: Истоки и полисемантизм образов: В 3 т. СПб.: «Наука», 2001. - Т1.
104. Круглое Ю.Г. Русский обрядовый фольклор. М.: Современный писатель, 1999. - 362 с.
105. Крук Я. С1мволжа беларускай народнай культуры. — Мшск, 2003.
106. Кулиш П. Гоголь как автор повестей из украинской жизни // «Основа», 1861. № 4.
107. Кулиш П. Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и его собственных писем. СПб., 1856.
108. Лобыцына М.В. Своеобразие русской фантастической повести 182030-х годов (Н.В-. Гоголь и В.Ф. Одоевский). Автореф.канд. филол. н. — М.: ИМЛИ им. A.M. Горького, 1991. 16 с.
109. Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1988. 348 с.
110. Лотман Ю.М. Пушкин. СПб.: Искусство-СПБ, 2000. - 847 с.
111. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2001. - 704 с.
112. Мазаев А.И. Праздник как социально-культурное явление. Опыт историко-теоретического исследования. М.: «Наука», 1978. - 392 с.
113. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. 416 с.
114. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: Книга, 1989.- 175 с.
115. Малинин В.Н. Задачи художественного творчества Н.В. Гоголя. — Киев: тип. Имп. Университета св. Владимира, 1911. — 40 с.
116. Малороссия. Описание края в историческом, географическом и этнографическом отношении // «Мирской вестник», 1876. — 63 с.
117. Марченко В.И. «Будьте не мертвые, а живые души». Православный писатель-патриот Н.В. Гоголь. М.: Рос. отд-е Валаам, о-ва Америки, 1998.-60 с.
118. Манн Ю.В. Динамика эпохи романтизма. Пособие для учителей литературы, студентов-филологов и преподавателей гуман. вузов. — М.: Аспект-Пресс, 1995. 470 с.
119. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. — М.: «Coda», 1996. -474с.
120. Манн Ю.В. Русская литература XIX века. Эпоха романтизма. Пособие для учителей литературы, студентов-филологов и преподавателей гуман. вузов. — М.: Аспект-Пресс, 2001. 446 с.
121. Манн Ю.В. Гоголь. Труды и дни: 1809-1845. М.: Аспект-Пресс, 2004.-813 с.
122. Машинский С. Художественный мир Гоголя. М: Просвещение, 1979.-432 с.
123. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: «Наука», 1976. - 407 с.р
124. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. — М.: РГГУ, 1994. — 133 с.
125. Мелетинский Е.М. Трансформация архетипов в русской классической литературе (Космос и Хаос, герой и антигерой) // Литературные архетипы и универсалии / Под ред. Е.М. Мелетинского. -М.: РГГУ, 2001.-431 с.
126. Мережковский Д.С. Гоголь и чорт. Исследование. -М.: «Скорпион», 1906.-218 с.
127. Мифологический словарь / Под ред. Е.М. Мелетинского. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 736 с.
128. Морозова Н.П. Н.В. Гоголь и Д.И. Фонвизин (к вопросу о сюжете повести «Ночь перед Рождеством») // Традиции в контексте русской литературы. Сборник статей и материалов / Ред.-сост. А.В.Чернов. — Череповец: ЧТУ, 1995.
129. Моторин А.В. Духовные противоречия Гоголя. Учебное пособие. -Великий Новгород: Новгород, гос. ун-т, 1999. 116 с.
130. Мочулъский В.Н. Малороссийские и петербургские повести Н.В. Гоголя (к истории, художественного творчества). — Одесса: «Эконом», 1902.-20 с.
131. Мочулъский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. Сборник / Сост. и послесл. В.М. Толмачева. М.: Республика, 1995. - 606 с.
132. Надеждин Н.И. Литературная критика. Эстетика / Вступ. ст., сост. и коммент. Ю.В. Манна. М.: «Художественная литература», 1972. - 575с.
133. Н.В. Гоголь: загадка третьего тысячелетия: Первые Гоголевские чтения. Сб. докладов / Под общ. ред. В.П. Викуловой. М.: Кн. дом «Университет», 2002. - 293 с.
134. Н.В. Гоголь и литературный процесс XIX-XX вв. Тезисы докладов и сообщений на Областной научно-практической конференции, посвященной изучению творчества Н.В. Гоголя, 20 мая 1988 / Под ред. П.Г. Маркушевского. Одесса, 1988. - 77 с.
135. Н.В. Гоголь и русская литература XIX в. Межвузовский сборник научных трудов. Посвящается 180-летию со дня рождения Н.В. Гоголя / Редкол.: Е.И. Анненкова (отв.ред.) и др. Л.: ЛГПИ, 1989. - 131 с.
136. Heeipoea К. Мотиви украшськоТ демонольогп в «Вечерах» та «Миргород!» Гоголя // Записки Украшьского наукового товариства в Кшш КиТв, 1909. - Кн: V.
137. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища, конец XVIII — начало XIX в. Л.: Искусство, 1988. - 213 с.
138. Немзер- А.С'. Трансформация- волшебной' сказки в, «Ночи перед Рождеством». // Вопросы жанра и стиля в русской и зарубежной литературе — М., 1979.
139. Новикова М.А. Шама И.Н. Символика в художественном тексте. Символика пространства (на' материале «Вечеров: на-, хуторе близ, Диканьки» Н.В. Гоголя и их английских переводов). — Запорожье, 1996.
140. Новичкова, Т.А. Русский демонологический словарь. — СПб.: Петербургский писатель, 1995. 639 с.
141. Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом / Иослесл. Е. Парнова. М.: Республика, 1992. - 351 с.
142. Перетц В.Н. Гоголь и малорусская литературная традиция. // Н.В. Гоголь. Речи, посвященные его памяти. СПб., 1902.
143. Петров Н.И. Очерки из истории украинской литературы XIX столетия. — Киев: тип. И. и А. Давиденко, 1884. — 458 с.
144. Петров Н.И. Южно-русский народный элемент в • ранних произведениях Гоголя // Памяти Гоголя. Научно-литературный сборник, изд. Истор. об-вом Нестора-летописца / Под ред. Н.П. Дашкевича. — Киев, 1902.-651 с.
145. Пиксанов Н.К. Украинские повести Гоголя // Пиксанов Н. О классиках. Сборник статей. М.: Моск. товар-во писателей, 1933. - 411с.
146. Полевой И. «Вечера на хуторе близ Диканьки» // «Московский телеграф», 1831. № 17.
147. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре -М.: «Наука», 1975.- 191 с.
148. Поспелов Г.Н. Творчество Н.В1 Гоголя. М.: Учпедгиз, 1954. - 280с.
149. Праздник в русской культуре, фольклоре и литературе. Сборник статей Пушкинских чтений-97 / Отв. ред. Т.В. Мальцева. — СПб.: ЛГОУ, 1998.- 158с.
150. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / Сост, науч. ред-я, текстолог, комм. И.В. Пешкова. М.: «Лабиринт», 2004. — 332 с.
151. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки / Сост, науч. ред-я, текстолог, комм. И.В. Пешкова. — М.: «Лабиринт», 2004. 123 с.
152. Пропп В.Я. Русская сказка. М.: «Лабиринт», 2005. - 384 с.
153. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования. -М.: «Лабиринт», 2004. 176 с.
154. Радковская Э.В. Украинские мотивы поэтической антропологии ранних повестей Н.В. Гоголя // Вопросы литературы народов СССР. — Киев; Одесса, 1989.-Вып. 15.
155. Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство. // Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987.-752 с.
156. Розов В.А. Традиционные типы малорусского театра XVII*- XVIIT вв. и юношеские повести Н.В. Гоголя' // Памяти H.Bl Гоголя. Сборник речей и статей. Киев: Имп. Ун-т св. Владимира; 1911. — 169 с.
157. Русская, повесть XIX века. История и проблематика жанра / Под ред. Б.С. Мейлаха. Л.: «Наука», 1973. - 565 с.
158. Русское колдовство, ведовство, знахарство. Сборник / Отв. ред. М. Стерлигов. СПб.: ВИАН: Литера, 1997. - 463 с.
159. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. — М.: «Наука», 1981. — 607с.
160. Самышкина А.В. К проблеме гоголевского4фольклоризма// «Русская литература», 1979. № 3.
161. Сапогов В.А. Цикл // Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. — М.: Советская энциклопедия, 1987. 752 с.
162. Славянская мифология. Энциклопедический словарь / Науч. ред. В.Я. Петрухин и др. М.: Эллис Лак, 1995. - 413 с.
163. Славянские древности. Этнолингвистический словар: Под общ. ред. Н. И. Толстого. T.I. -М.,1995; Т.2. -М., 1999; Т.З. -М., 2004.
164. Славянские этюды: Сборник к юбилею С.М. Толстой / Редкол.: Т.А. Агапкина и др. М.: Индрик, 1999. - 591 с.
165. Слюсарь А. А. О сюжетных мотивах в «Повестях Белкина» А.С. Пушкина и «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя // Вопросы русской литературы. Львов, 1982. - №2'(вып.40).
166. Слюсарь А.А. Проза А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя: Опыт жанрово-типологического сопоставления. Киев; Одесса: Лыбидь, 1990. — 188 с.
167. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. -М., 1979.
168. Софронова Л.А. Поэтика славянского театра XVII XVIII вв. - М., 1981.
169. Сравнительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка / Сост. Л.Г. Бараг, И.П. Березовский, К.П. Кабашников, Н.В. Новиков). — Л.: «Наука», 1979. 437 с.
170. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. — М.: Акад. проект, 2001.-989 с.
171. Субтельный О. Украина. История. — Киев, 1994.
172. Сумцов Н.Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских. — Харьков: тип. И.В. Попова; 1881. -206 с.
173. Сумцов Н.Ф. Религиозно-мифологическое значение русской свадьбы. Киев: ред-я «Киевской старины», 1885. — 20 с.
174. Супронюк O.K. Литературная среда раннего Гоголя // Известия АН СССР. ОЛЯ, 1991. -№1.
175. Творчество Н.В. Гоголя: истоки; поэтика, контекст. Межвузовский1. Щсборник научных трудов / Под ред. Е.И. Анненковой, В.Д. Денисова. -СПб.: РГГМИ, 1997. 46 с.
176. Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике / Предисл. А. Журавлева. М.: Индрик, 1995.-509 с.
177. Топоров В.Н. Праздник // Мифы народов мира в 2-х тт. — М. «Советская энциклопедия», 1982. — Т.1. — 671 с.
178. Трофимов И.В. Искушение литературой. Николай Гоголь и эстетика духовной прозы первой половины XIX в. Монография. — Ульяновск: УлГТУ, 2006. 122 с.
179. Турбин В. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. Об изучении литературных жанров. М.: Просвещение, 1978. - 239 с.
180. Укра'шське народознавство. Льв1в, 1994.
181. Украшщ: народш в1рування, пов1р'я, демонолопя. — КиТв,1992.
182. Украинцы. Монография / Отв.ред.: Н.С. Полищук, А.Н. Пономарев — М.: «Наука», 2000. 534'с.
183. Ушаков Н. «Вечера на хуторе близ Диканьки» // «Московский телеграф», №17. 1831.
184. Фасмер М. Этимологический-словарь русского языка: В 4т. / Пер: с нем. и дополнения чл.-корр. РАН О.Н. Трубачева. — СПб.: «Азбука»; Изд. ц-р «Терра», 1996. Т.2. - 672 с.
185. Фиалкова JI.JJ. К проблеме «Гоголь и фольклор» // Фольклорная традиция в русской литературе. Сборник научных трудов / Редкол: Д.Н. Медриш (отв. ред.) и др. Волгоград: ВГПИ, 1986. - 132 с.
186. Фомичев С.А. «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» // Тезисы докладов Вторых гоголевских чтений — Полтава, 1984.
187. Фрейденберг О. Поэтика сюжета и жанра / Подг. текста, общ.ред. и послесл. Н.В. Брагинской. — М.: «Лабиринт», 1997.
188. Храпченко М.Б. Н.В. Гоголь. М.: Гослитиздат, 1936. - 212 с.
189. Хренов Н.А. Земледельческие архетипы на городской площади // Развлекательная культура России XVIII -XIX веков. Очерки истории и теории. Сборник / Ред.- сост.С.В. Дуков. СПб., 2000. - 520 с.
190. Царынный Андрий. Мысли Малороссиянина, по прочтении Повестей Пасичника Рудага Панька, изданных им в книжке под заглавием «Вечерана хуторе близ Диканьки», и рецензия на оныя // «Сын Отечества и Северный Архив», № 1-5. 1832.
191. Чапленко В. Фольклор в творчестве Гоголя // Литературная учеба, № 12.- 1937.
192. Черная Т.К. Поэтика художественно-индивидуальных систем влитературном процессе первой половины XIX в.: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Автореф. д-ра филол. н. Ставрополь: Ставропол. ГУ, 2005.
193. Чичерин А.В. Ранний Гоголь-романтик // Чичерин А.В. Ритм образа. Стилистические проблемы. М.: Современный писатель, 1980. - 335 с.
194. Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI -XIX вв. -М., 1957. .t
195. Чудаков А.П. Слово вещь - мир. - М., 1992.
196. Чудаков Г.И Отражение мотивов народной словесности в* произведениях Н.В. Гоголя // Университетские Известия, № 12. — Киев, 1906.
197. Шамбинаго С.К Трилогия романтизма (Н.В. Гоголь). М., 1911. — 159 с.
198. Шенрок В.И. Материалы для биографии Гоголя. — М., 1892. — Т.1.
199. Шулъц С.А. Хронотоп религиозного праздника в творчестве Гоголя // Русская литература XIX века и христианство. Сборник статей / Под общ. ред. В.И. Кулешова. М.: Изд-во Московского Университета, 1997. -383 с.
200. Шулъц С.А. Мифологизм Н.В. Гоголя. Авторефканд. филол. н.1. М.: МГУ, 1998.
201. Щеглова JI.B. Судьбы российского самопознания (П.Я. Чаадаев и Н.В. Гоголь). Монография. — Волгоград: «Перемена», 2000. 323 с.
202. Щемелева JI.M. Пейзаж // Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.
203. Яденко М.Т. 1ван Котляревський // Котляревський I. Твори. Кшв, 1982.
204. Янушкевич А.С. Особенности прозаического цикла 30-х годов и «Вечера.» Гоголя. Автореф.канд. филол. наук. Томск, 1971. —23 с.
205. Янушкевич А.С. Особенности композиции «Вечеров на хуторе близ Диканьки» // Мастерство писателя и проблема жанра. Томск, 1975.
206. Driessen F.C. Gogol as a Short-Story Writer: A Study of His Technique of Composition. The Hague, 1965.
207. Rowe W. Through Gogol's Looking Glass: Reverse Vision, False Focus and Precarious Logic. New York, 1976.214. http:// ru. wikipedia.org.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.