Структурная трансформация ценностных ориентаций молодежи в модернизирующемся российском социуме: социально-философский аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Локова, Мариана Юрьевна

  • Локова, Мариана Юрьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 167
Локова, Мариана Юрьевна. Структурная трансформация ценностных ориентаций молодежи в модернизирующемся российском социуме: социально-философский аспект: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2007. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Локова, Мариана Юрьевна

Введение.

Глава 1. "Ценность" и "ценностная ориентация" как понятия социальной философии: динамический и статический аспек- 15 ты

§1.1. Исследование ценностей и ценностных ориентаций в истории философской мысли.

§1.2. Основные методологические подходы к определению понятий "ценность" и "ценностная ориентация".

Глава 2. Основные социокультурные детерминанты дореформенного кризиса ценностного мира российской молодежи

§2.1. Декретальные, неформальные и протестные ценностные ориентации российской молодежи.

§2.2. Девиация и аномия как социально-философские аспекты молодежной контркультуры: андеграунд, рокомания, вандализм.

Глава 3. Трансформация ценностей и притязания молодежи в расширяющихся рамках свободы биографического проектирования

§3.1. Конструктивные и деструктивные компоненты направленности ценностных ориентаций на изломе эпох.

§3.2. От культуры гарантий к гипертрофированным притязаниям: трудности перехода.

§3.3 Обновленные векторы ценностных ориентаций "частного человека"

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Структурная трансформация ценностных ориентаций молодежи в модернизирующемся российском социуме: социально-философский аспект»

Понятие "молодежь" выражает социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и социально-психологических свойств - всего того, что определяет специфику ее социализации в каждом конкретном обществе.

В диссертационном исследовании в названную категорию включаются подростки, юноши и девушки в возрасте от 14-16 до 28-30 лет. В исследованиях по антропологии, психологии, а также в сфере социально-экономических наук, нет однозначно точного возрастного признака для молодежи. В некоторых случаях возрастные границы расширяются в сторону увеличения, до 35 лет1. В научной литературе используется также термин "молодое поколение", который подразумевает уникальную в ценностном отношении общность людей. Эта общность складывается в течение так называемого формативного периода юности и ранней взрослости (15-25 лет) и состоит из людей, родившихся в промежутке, составляющем 6-12 лет .

Актуальность исследования ценностного сознания молодежи продиктована возросшей теоретической и социально-практической значимостью познания структуры ценностного сознания молодежи. Можно выделить три основных момента, определяющих социально-философский анализ структурных изменений ценностных установок российской молодежи в период социально-экономических реформ 80-90-х гг. Это: во-первых, очевидность кардинальных изменений самого внутреннего содержания ценностных предпочтений и притязаний молодежи, произошедших за два последних десятилетия; во-вторых, потребность в экспликации механизмов смены ценностного сознания молодежи в модернизирующемся социуме; в-третьих, назревшая необходимость исследовать основные структурные сдвиги и трансформации в ценностном мире моло

1 Боряз В H Молодежь: методологические проблемы исследования. -М., 1973. -С.155.

2 Иванов ДВ Прогноз ценностных ориентаций// Молодежь в условиях социально-экономических реформ: Материалы международной научн. практ конф. 26-28 сент. 1995 г. -СПб., 1995. -Вып.2. -С.141-143. дежи. Такое исследование - важнейшее условие для построения прогнозов будущего всего российского социума.

Невозможно строить законопослушное, социально и экономически эффективное демократическое общество, уважающее традиции народов, его составляющих, без заинтересованного отношения молодежи. Ставка на молодежь - это императив современной российской истории. Изучение молодежи всегда увязывалось с поиском ключа к пониманию будущего. Она глубже всех других возрастных групп улавливает "дух времени", острее и точнее различая в нем подлинность и фальшь.

Следует учесть и то, что за каких-то два десятилетия существенно изменились требования общественной жизни - российской и мировой, -выдвигаемые перед молодым человеком. В этих условиях важно дать ответы на вопросы: В какой мере складывающиеся новые ценности сохраняют в себе установки молодежи 70-х - 80-х гг., а в какой - они на изломе 90-х гг. выступили их антиподом? Каково соотношение консервативных и динамично изменяющихся составляющих в ценностном мире российской молодежи?

В настоящее время в отечественной социально-философской мысли теория ценностей переживает свое возрождение. Исторические, социальные и научно-технические реалии современности существенно повлияли на мировоззренческие установки молодежи. Это обстоятельство диктует необходимость исследования целого комплекса вопросов гуманитарного знания. Среди таковых особую важность приобретает вопрос о направлении результирующего вектора духовных интересов российской молодежи в начале XXI века. Как с изменением типа социальной регуляции, и переходом от тоталитарного к демократическому типу изменилась регуляция ценностных ориентиров молодежи? С учетом того, что в последнее время произошло омолаживание структур власти, а многие молодые деятели возглавляют теперь новые общественные и политические организации, эти вопросы приобретают критическое для всей российской ювенологии значение. Нет надобности убеждать в том, что проблем в обозначенном направлении гуманитарного знания накопилось предостаточно.

Проведение социально-философского анализа продиктовано слабой изученностью, прежде всего, структурной переориентации ценностного мира молодых людей в условиях радикальных российских реформ, а также необходимостью разработки наиболее эффективных методологических принципов, методов и приемов его изучения. В российской действительности структурный слом ценностных установок был сопряжен с кризисом практически всех сфер жизнедеятельности общества - экономической, политической, социальной, нравственной. Всеобщий кризис, по сути, породил ситуацию глубокой мировоззренческой дезориентации, которая продолжается и в наши дни. События последних лет показали, что мы мало знаем, какие процессы происходят в сознании подрастающего поколения.

Но произошла не только эрозия норм и образцов поведения, которые еще недавно считались единственно верными. Исследователи - философы, политологи, социологи, психологи - также отмечают своеобразный ценностный вакуум в общественном сознании, образовавшийся в результате обрушения ценностно-нормативных оснований культуры. При всем этом кризисные проявления российской жизни, преломляясь через специфические социально-психологические факторы формирования мировоззрения молодого поколения, отражались в его сознании особенно обостренно и даже парадоксально. Существенно деформировался и механизм передачи ценностей от поколения к поколению. Резкая смена мировоззренческих ориентиров повлияла и на изменение смыслового наполнения (content) таких понятий, как "свобода", "справедливость", "демократия", "труд", "достаток", "жизненный успех".

Актуальность социально-философского анализа диктуется еще и тем, что системный кризис начала 90-х заставил глубже осознать ценностные новообразования. Таким образом, в диссертации быстрые темпы социокультурных изменений в нашем обществе рассматриваются на фоне глубокого культурного кризиса. Из этих особым образом сложившихся обстоятельств социальной жизни и появляются ростки нового. Применительно к ценностным ориентациям молодых людей такими "ростками" можно считать расширение свободы биографического проектирования, предпринимательскую деятельность, участие в политической жизни, открывшуюся возможность перемещения в мировом пространстве и др.

Этим обусловлена актуальность исследования и правомерность научного поиска в рамках диссертации. Настоящее социально-философское исследование проводится в контексте насущных проблем развития российского общества, а молодежь рассматривается как органический субъект его развития.

Состояние исследования проблемы. Каждая из гуманитарных наук (социальная философия, социология, культурология, политология) исследует свой аспект аксиологии. Значительное влияние на формирование собственно философской проблематики молодежных ценностей оказали такие мыслители, как Р. Лотце, Ф. Брентано, А. Мейнонг, М. Шелер, Н. Гартман и др. Существенный вклад в мировую науку и практику исследования молодежных проблем также внесли: 3. Фрейд, Л.Фойер, Л. Шелефф, разработавшие методы социальной психологии и психоанализа; К. Манхейм, который рассматривал проблему молодежной культуры в рамках концепции социализации; М. Мид, основательно разработавшая социокультурную динамику межпоколенной связи; Л. Розен-майер, Ф. Малер, М. Карват, В. Миляновский, представившие интеграционни-стский подход, в рамках которого молодежь представляется не только как особый объект, но и как замкнутый в себе предмет изучения1.

С 20-х по 80-е гг. прошлого столетия отечественная философия и социология молодежи развивалась в отрыве от достижений западной мысли. За это время было создано значительное по масштабу и глубине марксистское направление исследования ценностных ориентаций и установок молодежи. Уже в самой своей постановке вопроса это направление позиционировало себя как антипод буржуазной аксиологии, что, конечно же, наложило отпечаток на весь характер исследовательской практики и теории. В то же время пути советской и зарубежной ювенологий не всегда и не во всем расходились, в чем-то они были параллельными, а с 90-х гг. XX века снова пересеклись, воссоздав новое контекстуальное поле аксиологических изысканий.

Современная исследовательская практика показала, что многие западные модели анализа социализации молодежи, ее ценностных ориентаций, не могут быть автоматически перенесены на условия современной России. Ее современные социально-культурные особенности, в силу особенностей всего культурно-исторического прошлого России, а также 70-летней истории строительства социализма, не совпадают с американскими или западноевропейскими. В определенном смысле они просто уникальны. Поэтому, признавая универсальность и несомненное методологическое значение подходов, разработанных зарубежными исследователями, приоритет в диссертации отдается отечественной юве-нологии, как наиболее приближенной к реалиям России. Так, например, Т. Пар-сонс еще в 50-х гг. определил понятие "культуры юных", которая рассматривалась им как состояние оппозиционности юношеских ценностей по отношению к миру взрослых2. Но этот подход, применительно к современным молодежным проблемам в России, вряд ли будет способствовать существенному прояснению их специфики. Поэтому первостепенное значение для нашего исследования имеет отечественный опыт.

Наиболее важным, применительно к теме диссертации, следует считать основную, глубинную идею, пронизывающую работы советских и, позже, российских авторов. Ее суть кратко можно выразить следующим образом: молодежь выступает отражением всей совокупности общественных отношений, но

1 См.: Буржуазная социология на исходе XX века - критика новейших тенденций. Ин-т социологических исследований. АН СССР. -М, 1986; Mud М Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями. -М.: Просвещение, 1988.

2 Парсонс Т. Социальные системы. -М: «Академический проект», 2002.-С 832. каждое конкретное проявление молодежного сознания (ценностей) не может быть выведено полностью из этих отношений, оно требует, с одной стороны, поиска адекватных ситуации методологических основ исследования, с другой -многостороннего изучения и конкретизации конкретных явлений в молодежной среде.

В этой связи особо следует отметить вклад в разработку молодежной аксиологии, который был сделан такими российскими учеными, как: В. Бакшу-тов, В. Боровик, С. Григорьев, В. Добреньков, В. Журавлев, С. Иконникова, И. Ильинский, Л. Коган, В. Криворученко, С. Кугель, В. Левичева, В. Лисовский, В. Луков, В. Нимеровский, Ю. Ожегов, В. Харчева, В. Чурбанов, А. Шендрик и др.

Внушительным представляется корпус текстов отечественных авторов по социологии молодежи, в котором тема ценностей и ценностных ориентаций по праву занимает первенствующее место. И здесь, прежде всего, необходимо отметить работы, в которых тема аксиологии тесно переплелась с проблемными вопросами теоретической социологии - поисками адекватных методологий. Это работы: С. Быковой, В. Васильева, А. Капто, А. Кулагина, А. Колесникова, Е. Леванова, В. Мансурова. М. Маршака, В. Мордковича, Б. Павлова, Л. Руби-ной, Н. Слепцова, В. Староверова, И. Слепенкова, В. Федотовой, Ф. Филиппова, С.Фролова, В. Шубкина и др.

Особенно важно, в контексте диссертационного исследования, отметить работы, в которых ценностные ориентации молодежи исследованы в рамках теории деятельности. Это монографии и статьи Г.Андреевой, Л. Архангельского, В. Боряза, В. Бочаровой, Л. Буевой, С. Голод, С. Иконниковой, Б. Лисиной, В Лисовского, В. Николаева, В. Ольшанского, Е.Шороховой, В. Щердакова и др. Именно в этом направлении исследования, с нашей точки зрения, был сформулирован обобщающий системный взгляд на ряд проблем отечественной ювенологии. Следует также отметить работы, в которых представлен развернутый социально-философский анализ проблемы ценностей - О.Г. Дробницкого,

А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, И.О. Кона, A.M. Коршунова, Н.И. Лапина, Т.Б. Любимовой, Е.М. Пенькова, В.П. Тугаринова и др. Общим для работ названных авторов является системность применения деятельностного подхода, а также масштабность всего исследовательского проекта - проблемное поле включает в себя всю человеческую историю и культуру.

В то же время следует признать, что и отечественная ювенология не смогла продемонстрировать все свои сильные стороны в кризисный период развития страны. Так, в целом ряде диссертационных исследований 80-х гг. был предпринят глубокий анализ сложных процессов ценностных переориентаций, происходящих в молодежной среде1. Однако ряд проблем так и остались за пределами анализа, к примеру, синдромы "потерянного поколения" или "лишних людей" тогда всецело относились к молодежным проблемам в рамках "буржуазного общества". И только в начале 90-х гг. в России и странах СНГ впервые были защищены докторские и кандидатские диссертации по социальной философии, проведены социологические исследования3, опубликованы десятки статей и монографий4, в которых проблемное поле ценностного мира российской молодежи было существенно расширено.

1 См.: Луков В А Молодежное движение в социалистическом обществе (Методологические аспекты)// Автореферат диссерт. докт. филос. н. М„ 1989; Макаров НД Семья и формы ценностных ориентаций подростка: Автореф. дис. канд. филос. н. - М., 1980; Тумалев В В Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи в условиях развитого социалистического общества: Автореф. дис. канд. филос. н. -JL, 1982 и др.

2 См.: Камалдинова ЭШ Деятельностная сущность воспитания молодежи// Автореферат диссерт. докт. филос. н. М., 1990; Меркулов ПА Политический статус молодежи в современной России. Автореф. диссерт.к.ф.н. - М., 1995; Миков Ю В Жизненные ориентации как основа самоопределения учащейся молодежи: Автореф. дис. канд. филос. н./ Уральск, госуниверситет. -Свердловск, 1990; Пелишенко ИИ Формирование политического сознания молодежи в условиях демократизации общества. Автореф. дис-серт.к.ф.н. -Харьков, 1992 и др.

3 См.: Молодежь: будущее России. - М., 1995.- С. 234-238; Ковалева А И, Луков В А Социология молодежи. Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999. - 351 с.

4 См.: Давыдова ЕВ Измерение социального самочувствия молодежи. -М.,1992; Крокинская О К Ценности труда и образования в молодежной среде: если разобраться// Вестник СПб. ун-та. Сер. 6. Философия. - СПб., 1993. - Вьш.2. -С.49-55; Молодежь России. Социальное развитие. -М., 1992; Молодежный ренессанс: Сб. ст. - М., 1990; Молодежь России: тенденции, перспективы. -М., 1993; Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. -М., 1994. и др.

Начиная с середины 90-х гг., проблема разрешения кризиса ценностных ориентаций молодежи становится центральной для всей российской ювеноло-гии. Сегодня нет недостатка ни в объективной социологии, ни в анализе процессов, происходящих в молодежной среде. Однако, на наш взгляд, на сегодняшний день все еще недостаточно исследован процессуальный характер ценностных переориентаций молодежи в периоды "подмывания" прежних ценностных установок (70-80-е гг.), их коренной ломки (90-е гг.) и последующего становления новых структур ценностного сознания молодежи (нач. 90-х гг.). Кроме того, до сих пор недостаточно изучены кризисные детерминанты, так существенно повлиявшие на ценностные ориентации молодых людей в период трансформации российского социума. В структуре оценочных суждений о молодом поколении 90-х гг. достаточно редко выделяются те уже сложившиеся направления ценностных векторов, которые позволяют делать осторожные оценки настоящего и прогнозы относительно будущего российской молодежи.

Объект исследования - ценности и ценностные ориентации российской молодежи.

Предмет исследования - структурно-функциональные трансформации ценностных ориентаций российской молодежи в период социально-экономических реформ 80-90-х гг.

Цель исследования - привлечение методологического и эпистемологического потенциала социальной философии для раскрытия основных структурных изменений ценностных ориентаций российской молодежи в период коренной модернизации всего российского социума.

Задачи исследования:

- определить теоретико-методологические основы анализа ценностных структур современной российской молодежи 70-90-х гг.;

- раскрыть содержательную связь между декретальными, неформальными и протестными ценностными установками 70-80 гг. и определить общее смысловое поле их взаимодействий;

- эксплицировать трансформацию социально-политических, трудовых, семейных, музыкальных и культурно-досуговых ценностных ориентаций в период распада СССР и установления новой российской государственности;

- выявить сущностные черты социально-экономических и экзистенциально-личностных доминант, повлиявшие на структурный слом и последующую переориентацию ценностей российской молодежи на рубеже 80-90-х гг.;

- проанализировать динамику и направленность основных векторов социально-культурных ценностей российской молодежи, сформировавшихся в первой половине 90-х гг.

Источниковую основу диссертационного исследования составляют тексты - статьи, монографии, диссертационные исследования, - освещающие широкий круг проблем социально-философского анализа молодежной аксиологии. Автор опирается также на результаты исследования ценности жизни в социокультурном аспекте, проведенные Институтом философии РАН (1990, 1994, 1998 гг.), результаты социологических исследований, полученные ВЦИОМ, а также НИЦ при Московском гуманитарном университете за период с 1985 по 1995 гг.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

1. В работе проведен анализ основных социокультурных детерминант ценностного мира российской молодежи как в дореформенный, так и в постреформенный периоды, а также определено содержание трех основных направлений ценностных ориентаций российской молодежи: декретального (официального), неформального (неофициального) и протестного (оппозиционного).

2. Предложена авторская интерпретация актуальных проблем ценностной трансформации молодежи, которая включает в себя анализ аксиолого-онтологической проблемы отчуждения в молодежной среде. Этот подход позволил прийти к выводу: трансформация ценностей на рубеже 80-90-х гг. привела не к снятию прежнего ценностного отчуждения, а - к смене одних его форм, другими, которые породили в свою очередь новые протестные настроения в молодежной среде.

3. Проблема ценностного разрыва поколений, открывшаяся на динамичной фазе модернизации российского социума, рассмотрена как: а) разрыв между преимущественно ситуативно-приспособительным поведением ("трансситуативным научением") старшего поколения и глубинной трансформацией всего ценностного мира поколения младшего; б) противоречивость между ориен-тациями на "культуру гарантий", с одной стороны, и на "потребительскую свободу" - с другой.

4. В социально-философский анализ включены: а) неформальные молодежные объединения, которые рассматриваются как порожденные инициативой снизу локальные проекты культуры - инновационные процессы конструирующие саму социальную реальность; б) протестные формы социального поведения - андеграунд, рокомания, вандализм, - членство в которых рассматривается как самовыражение "Я" молодого человека, вопреки интересам общества или группы, проявляющегося во все времена и при всех типах общественного устройства.

5. Обосновывается тезис о том, что ценностный выбор молодых людей невозможно исчерпывающе эксплицировать из анализа макросоциальных моделей и проектов развития общества, не выстраиваются он и в полном соответствии с логикой "вызова и ответа". Молодежь не только "отвечает" на вызовы действительности, но и творит, конструирует эту действительность. По этой же причине метод "замка" (социального объекта) и подбора "ключа" к нему (инвариантного принципа, закона) не может быть принят как соответствующий самой природе динамичного самоорганизующегося ценностного мира молодых людей.

6. Расширение рамок социальной свободы молодежи рассматривается в качестве важнейшего ее завоевания. В условиях возрастающей неопределенности и практического исчезновения "культуры гарантий" именно свобода выбора становится высшей ценностью (метаценностью), которая определяет условия доступа ко всем остальным ценностям.

Теоретической и методологической базой диссертации служат положения и выводы теорий переходного (транзитивного) общества, а также теорий социальной модернизации и ценностной адаптации. В работе также использованы методологические подходы теории деятельности, которые распространены на анализ ценностных ориентаций молодежи в течение короткого по историческим меркам периода.

Таким образом, суть методологии настоящего исследования составляет комплексный подход, позволяющий реализовать возможности сочетания логического и исторического методов в анализе ценностных ориентаций молодежи в условиях модернизации российского общества.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что ее результаты позволяют углубить представления о структурной переориентации ценностных установок российской молодежи в условиях кардинальной модернизации российского общества 80-90-х гг. Выявленные в ходе анализа ценностные инварианты, а также особенности процессуального характера ценностной переориентации, ее основных доминант - позволит усовершенствовать разработку эффективных социальных технологий оздоровительного проективного влияния на ценностный мир молодого поколения.

Материалы диссертации также могут быть использованы при разработке стратегии социально-философских и социологических исследований - электоральных предпочтений, трудовой мотивации, социального расслоения, групповой самоидентификации, роста протестных настроений и экстремистских объединений молодежи и др.

Апробация диссертационной работы. Рабочая гипотеза и основные положения диссертационного исследования апробированы на трех всероссийских (Санкт-Петербург, 2002; Нальчик, 2002,2003), двух межвузовских (Кисловодск, 2002, Москва, 2006) и двух международных конференций (Москва, 2004, 2006). Основные идеи исследования, авторские выводы и рекомендации нашли отражение в курсе лекций, прочитанных автором в педагогическом и медицинском колледжах при Кабардино-Балкарском госуниверситете, а также в цикле социально-философских и гуманитарных дисциплин Нальчикского филиала Краснодарского университета МВД России. Диссертация обсуждена на кафедре социальной и политической философии Московского гуманитарного университета и рекомендована к защите.

Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения, библиографии и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Локова, Мариана Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Решение очерченного в диссертации круга теоретических вопросов позволяет сформулировать несколько положений, которые, с нашей точки зрения, схватывают в общих чертах процесс структурных трансформаций ценностных установок российской молодежи в период социально-экономических реформ J 80-90-х гг. Эти положения и представляют собой краткое изложение основных результатов всего исследования.

- Ценностные структуры сознания при всех обстоятельствах остаются присущими внутреннему миру личности. В силу этого ценностные ориентации и установки могут быть рассмотрены как важнейший инструмент саморегуляции личности, шире - момент драматического поиска ее идентичности со своим внутренним "Я". Поэтому они представляют собой гибкую и постоянно корректируемую связь между личностью и обществом, творящим сознанием субъекта и его ответственным личностным выбором.

- Решающим условием установления причин постепенного, но существенного в своем суммирующем эффекте, "вымывания" старой ценностной конструкции в молодежной среде 70-80 гг. является анализ общего смыслового поля молодежного сознания, на котором взаимодействовали три направления ценностных ориентаций: декретальные (официальные), неформальные (неофициальные) и протестные (оппозиционные). Однако протестные ценности молодежного движения вырастают не только из кризисного состояния российского общества, но из проблемы отчуждения в целом.

- Признавая основополагающее влияние социально-экономического фактора на формирование ценностного мира молодежи, необходимо также выделить и значение свободного индивидуального биографического проектирования. В таком контексте ценность выступает в форме притязаний личности молодого человека - в форме его представления о возможностях (или ограничениях) деятельностного продолжения себя в конкретном социуме. Применительно к событиям рубежа 80-90-х гг. произошла молодежная "революция притяза

М И

НИИ .

- Коренные изменения в социально-экономическом устройстве страны на рубеже 80-90-х гг. привели на первом этапе к рассогласованию ценностных ориентаций молодежи, на втором - к новому типу дифференциации ценностных структур молодежного сознания. В этой дифференциации различаются: а) агрессивная негативная перелицовка прежних ценностных установок, составивших базу для молодежной аномии; б) опора на терминальные ценностные ориентации. Выдвижение на первый план терминальных ценностей (семьи, образования, материального благополучия, престижной профессии, культа здоровья, общения с друзьями и т.д.) следует рассматривать как социокультурную реакцию на предложенные жесткие рыночные условия жизни. Она демонстрирует способность молодежи переходить во время кризисов на подкрепленные всем предшествующим развитием и потому устойчивые социокультурные основы бытия.

- Старшее поколение при выходе из острой фазы социальных реформ оказалось в условиях вынужденного ситуативно-приспособительного поведения ("трансситуативного научения"), периодически запускающего механизм реанимирования "культуры гарантий". Поколение молодых в значительной степени отказалось от патерналистской опеки государства и общества и в целом приняло индивидуалистские установки, наиболее открыто проявившиеся в экономическом поведении. В целом произошел сдвиг в сторону меритократической системы трудовых вознаграждений, приоритетов "частной" жизни и социальных свобод.

- Последующее развитие российского общества будет приниматься молодыми настолько, насколько оно будет открывать возможности успешного расширения диапазона ценностных ориентиров сознания, его альтернативных по-лаганий. И, наоборот, молодежь будет блокировать те попытки реформирования российского социума - открытым протестом или пассивным неприятием, которые ведут к сужению ценностного плюрализма. Поэтому исследовательская проблема ценностных ориентаций молодежи - это не только проблема поиска объективных детерминант и инвариантов, но и проблема раздвижения рамок свободы "частного человека".

К сделанным заключениям необходимо добавить и следующий, феноменологический, по сути, вывод: продолжающийся процесс трансформации ценностных установок российской молодежи хоть и испытывает на себе значительное влияние культурных ценностей Запада, но далеко не во всех своих составляющих реализуется в русле вестернизации. Влияние российской социокультурной традиции не может быть устранено полностью. Это обстоятельство может служить дополнительным поводом для сдержанного оптимизма по поводу дальнейшего сохранения идентичности российской молодежи.

Целью диссертации не являлось создание полностью завершенного и бесспорного результата. Перипетия событий, произошедших в нашей стране в 8090-х гг. столь многосложна и запутанна, что, видимо, исследователи еще не раз будут к ней возвращаться. И, возможно, следующий круг анализа позволит глубже проникнуть в структуры ценностного сознания российской молодежи. Но все-таки ценностный мир молодых людей^принявший вызовы нашего времени, всегда будет предметом напряженного спора авторов, так как он всегда живой, всегда меняющийся, всегда неповторимый и, как мне представляется, в большей мере обращен в будущее, чем в прошлое.

Автор диссертации не закрывают тему, а приглашает к продолжению и диалога о путях и перспективах развития ценностного мира молодежи в современном российском социуме.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Локова, Мариана Юрьевна, 2007 год

1. Антонова Т.П. Динамика ценностных ориентаций молодежи в XX столетии// Социальные взаимодействия в транзитивном обществе. -Новосибирск, 2001. -С.141-148.

2. Антонова Ю. К вопросу о неформальных объединениях молодежи// Молодежный ренессанс. -М., 1990. -С.74-83.

3. Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. М., 2000. -175 с.

4. Бакиров B.C. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. -Харьков: Выщашкола. 1988. -123 с.

5. Бауман 3. Индивидуальное общество. -М.: Логос. 2002.

6. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.-323 с.

7. Берлин И. Два понимания свободы// Философия свободы. Европа. М.: Новое литературное обозрение, 2001. - С.122-185.

8. Боряз В.Н. Молодежь: методологические проблемы исследования. -М., 1973.-215 с.

9. Бродский И. Нобелевская лекция// Бродский И. Стихотворения. -Таллинн: Ээсти раамат, 1991. -С.5-19.

10. Буржуазная социология на исходе XX века критика новейших тенденций. Ин-т социологических исследований. АН СССР. -М., 1986.

11. Быкова С.Н., Чупров В.И. Молодежь России на пороге рынка: между бедностью и нищетой// Социс. 1991. -№2. -С.63-64.

12. ВеберМ. Избранные произведения. М., 1990. С .628-630.

13. Вшъданов Х.С., Файзуллин Ф.С. Ценности: историко-философский и гносеологический анализ. Уфа, 2002. - 178 с.

14. Винделъбанд В. Прелюдии. -СПб., 1904.

15. Вишневский Ю.Р. Ценностные ориентации в системе единой социалистической культуры // Ценностные ориентации социалистического образа жизни. -Л., 1979. -С.164-179.

16. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х социокультурная динамика// Социс. 2000. -№12. -С.59-65.

17. Воскобойников А.Э. Бессознательное и сознательное в человеке. -М., 1997. 202 с.

18. Гальцев С.А. Познание социализации молодежи в современной России: (Методологический аспект)// Автореф. дис. канд. филос. н. Иркутск, 2001. -18 с.

19. Головных Г.Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания// Философские науки. 1989. - №6. - С.85-89.

20. Гордон JI.A. Социальная адаптация в современных условиях// Социс. 1991. -№2.-С.З-12.

21. Гусейнов A.A. Философия между знаниями и ценностями// Философские науки. 2001, №2. -С.3-37.

22. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. -М. 1996. -С.37-85.

23. Давыдова Е.В. Измерение социального самочувствия молодежи. -М.,1992.

24. Дюркгейм Э. Ценностные и "реальные" суждения// Социологические исследования. 1991. -№2. -С.39-47.

25. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни// Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. -М.: Канон, 1998.

26. Емельянов Ю.Н. Эффект трансситуативного научения// Вестник ЛГУ. 1987. Сер .6. Вып.З. -С.56-63.

27. Жизнь как ценность /РАН. Ин-т философии. Отв. ред. Л.И.Фесенкова. -М.: ИФ РАН, 2000.-267 с.

28. Житенев В.А. Изменение социального облика советской молодежи в условиях развитого социализма и практика социологических исследований// Со-цис, 1975,№1.-С.97-104.

29. Журавлев В.В., Родионов В.А., Цепляев А.Н. Социальные ценности современной российской молодежи. -М.: Изд-во Московской гуманитарно-социальной академии "Социум". 2002. 120 с.

30. Завражин С.А., Хартанович КВ. Новое поколение на периферии: конформисты или девианты// Социс. 1993. -№8. -С.22-28.

31. Захарова Е.М. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических реформ// Молодежь в условиях социально-экономических реформ: Материалы междунар. научн.-практ. конф., 26-28 сент. 1995 г. -СПб., 1995. -Вып.2. -С.140-143.

32. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. -М.: Политиздат, 1986.

33. Иванов ДВ. Прогноз ценностных ориентаций// Молодежь в условиях социально-экономических реформ: Материалы международной научн. практ конф. 26-28 сент. 1995 г. -СПб., 1995. -Вып.2. -С.141-143.

34. Ивахненко E.H. Россия на порогах. -СПб., 1999. -299 с.

35. Иконникова С.Н. Социология молодежи и проблемы коммунистического воспитания.-Л., 1988.

36. Иконникова СЛ., Лисовский В.Т. Молодежь о себе, о своих сверстниках. -Л., 1969.

37. Ильинский ИМ. О "культуре" войны и культуре мира. М.: Ин-т молодёжи, 1999. - 124 с.

38. Ильинский И М., Бабочкин П.И. Концепция воспитания жизнеспособных поколений российской молодёжи. М.:Социум,1999.- 41 с.

39. Ильинский ИМ. Молодежь планеты: Глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы / И.М. Ильинский, C.B. Алещенок, И.А. Володин, Т.Л. Голубева, В.В. Елизаров, В.А. Луков, A.C. Саградов, В.И. Юртаев. М.: Институт молодежи - Голос, 1999.

40. Ильинский И.М. Молодёжь и молодёжная политика. Философия. История. Теория.- М.: Голос, 2001. 696 с.

41. Ильинский ИМ. Образование, молодежь, человек (статьи, Интервью, выступления). -М.: Изд-во Моск.гуманит. ун-та, 2006. -560 с.

42. Ингелъхарт Р. Ценности в кризисном обществе// Психологический журнал. 1991. Том 12. -№6. С.128-139.

43. Каган М.С. Философская теория ценности. -СПб.: Петрополис. 1997. -С. 67-68.

44. Камалдинова Э.Ш. Деятельностная сущность воспитания молодежи// Автореферат диссерт. докт. филос. н. М., 1990. -43 с.

45. Кант И. Метафизика нравов// Соч.: В 6 т. Т.5. -М., 1965. -С. 120-144.

46. Кант И. О поговорке: "Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики"// Соч.: В 6 т. Т.4. 4.2. М., 1965. - С.59-106.

47. Кант И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение?// Соч.: В 6 т. Т.6. -М., 1966. -С.25-36.

48. Кинг А. Мироощущение эпохи на грани веков // Сборник "Интернеделя-91". -Новосибирск, 1991. -С. 7-14.

49. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999. 351 с.

50. Козлова Н.Н. Советские люди. Сцены из истории. -М.: Европа, 2005. -527 с.

51. Н.И.Козлова, С.И.Рылева, ЕИ.Степанов, В.Г.Федотова Ценностные ориентации предпосылка программ переустройства общества // Общественные науки и современность. 1992. № 1. С. 36-44.

52. Кон И.С. Открытие "Я". -М., 1978. -283 с.

53. Константжовский Д.Л. Динамика привлекательности профессий и социальные изменения// Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ / Под ред. В.Н. Шубкина и Д.Л. Константиновского. -М., 1996. -С. 12-49.

54. Костин В.А., Костина Н.Б. Социальные изменения в концепциях исторического процесса// Социс. 2000. -№1. -С.12-17.

55. Кочесоков Р.Х. Феномен тоталитаризма: Монография. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1992. -104 с.

56. Крокинская O.K. Ценности труда и образования в молодежной среде: если разобраться// Вестник СПбГУ. СПб., 1993. Сер.6. Вып.2. -С.49-55.

57. Ксенофонт. Разговор с Евтедемом о необходимости учиться// Ксенофонт. Сократические сочинения. СПб.: АО "Комплект". 1993. -С.151-162.

58. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян// Социс. 1996. -№5. С.3-15.

59. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России// Социс. 1993.-№9. -С.16-23.

60. Лапин НИ. Пути России /РАН. Ин-т философии. М.: ИФ РАН, 2000. -194 с.65Левада Ю., Шанин Т. Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России. -М.: Новое литературное обозрение. 2005, -С 328.

61. Неверовская Я.В. Роль ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении молодежи/ Известия АН БССР. Сер. Общ. н. -Минск, 1989.

62. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение, динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. -С.46-78.

63. JIuomapЖ.-П. Состояние постмодерна. -СПб, 1994.

64. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений// Социс. 1998. -№ 5. -С.93-101.

65. Лисовский В.Т. Идеалы молодых. -JL, 1964.

66. Лисовский В.Т. Советское студенчество. Социологические очерки. Неформальная волна. Сборник научных трудов. -М, 1990.

67. Лисовский В.Т. Советское студенчество// Социологические очерки. -М. 1990. -С. 160-172.

68. Лосский И.О. Бог и мировое зло// Ценность и бытие. -М.: Республика, 1994. -С.87-132.

69. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены: Пер. с нем. Общ. ред. и вступ. ст. И.С. Нарского и М.А. Хевеши. М.: Прогресс, 1991. -412 с.

70. Луков В.А. Молодежное движение в социалистическом обществе (Методологические аспекты)// Автореферат диссерт. докт. филос. наук. М., 1989. -38 с.

71. Луков В. А. Молодежное движение в социалистическом обществе. Вопросы теории и практики. М., 1987.

72. Магун B.C. Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи в столицах и провинции: от 1985 к 1995 г.// Куда идет Россия?. Социальная трансформация постсоветского пространства/ Под ред. Т.И. Заславской. T.III.-M., 1996.-С.4-39.

73. Магун B.C., Литвинцева A3. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е гг. М.: Ин-т соц-ии РАН, 1993.

74. Макаров Н.Д. Семья и формы ценностных ориентаций подростка: Авто-реф. дис. канд. филос. н. -М., 1980. -18 с.

75. Мантуров С.В. Этнонациональные ценности как фактор социализации молодежи: (Региональный аспект): Автореф. дис.к.ф.н.-М.,2000.-25 с.

76. Мантуров С.В., Бабочкин П.И. Ценностное сознание молодежи в полиэтнической социальной среде. Москва - Улан-Удэ, 2002. - 112 с.

77. Манхейм #Социология культуры. -М.: СПб.: Университетская книга, 2000. -501с.

78. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.2. -С.101-106.

79. Мартынюк И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования. Киев: Наукова думка. 1990.

80. Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза. -М.: Политиздат, 1988. -С.66-69.

81. Материалы круглого стола// журн. "Дружба народов", 1988. -№6.-С.261-267.

82. Мейнерт И.П. По воле рока// Социс. 1987. -№4. -С.86-92.

83. Меркулов П.А. Политический статус молодежи в современной России. Автореф. диссерт. к.ф.н. М., 1995. -21 с.

84. Методические материалы о неформальных объединениях среди молодежи. -Пермь, 1989.

85. Mud M. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями. -М.: Просвещение, 1988.

86. Миков Ю.В. Жизненные ориентации как основа самоопределения учащейся молодежи: Автореф. дис. канд. филос. н./ Уральск, госуниверситет. -Свердловск, 1990. 24 с.

87. Миронов A.A. Молодежь в условиях перехода к рыночным отношениям// Социс. 1991. -№3. -С.39-45.

88. Молодежь и демократизация советского общества: социологический анализ. -Минск, 1990.

89. Молодежь России (Статистический сборник) М., 1990.

90. Молодежь России. Социальное развитие. М., 1992.

91. Молодежь России: тенденции, перспективы. М., 1993.

92. Молодежь: будущее России. М., 1995.- С. 234-238.

93. Мудрик A.B. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991.-80с.

94. Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня,. а завтра? -М., 1988.

95. Никифоров Н.Д. Ценности как основа социализации и воспитания // Мир образования образование в мире. - М., 2003. - №3. - С.3-19.

96. Николаев В.И. Время и молодежь. -Минск, 1979.

97. О положении молодежи в советском обществе. М., 1990.

98. Павловский В. В. Ювенология проект интегральной науки о молодежи. -М., 2001.-С.221.

99. Павловский В.В. Ювенология: становление науки о молодежи. -Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та. 1997. - 186 с.

100. Пантич Д. Конфликты ценностей в странах транзиции// СОЦИС. 1997. -№ 6. -С. 24-36.

101. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии// Социология сегодня.-М., 1985.-С.30.

102. Парсонс Т. Социальные системы. -М: «Академический проект», 2002.-С 832.

103. Пастухов E.H. Актуальные задачи идейно-нравственного воспитания молодежи// Вопросы философии. 1980. №1. - С.26-39.

104. Пелишенко НИ. Формирование политического сознания молодежи в условиях демократизации общества. Автореф. дис-серт.к.ф.н. Харьков, 1992. -19 с.

105. Печеркина И.Ф. Ценности как регулятор поведения субъектов/ Динамика ценностного сознания молодежи. Межвузовский сб. научн. трудов. -Тюмень, 1995. -С.29-33.

106. Платон. Государство. Книга седьмая// Собр. соч.: В 4 т. Т.З. М., 1994.

107. Предвечный Г.П. Общая социология. Ростов-на-Дону: СевероКавказский научный центр высшей школы. 1991. - 280 с.

108. Проблемы формирования новых ценностных ориентаций учащейся молодежи: Тезисы докладов научно-практической конференции. Ленинград, 21-22 октября 1991г. -Л., 1991. -66 с.

109. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М.: Наука, 1995.-С.278-286.

110. Ржепянская И.В Ценностные ориентации личности как форма общественного сознания// Социальная философия и проблемы современного общества. -М., 2003.4.1. С.158-163.

111. Риккерт Г. Науки о природе и науки о структуре. СПб., 1911.

112. Розин Я. А. К вопросу о природе ценностных явлений// Философские науки. 1989. -№ 6. -С.86-92.

113. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд. Новосиб. унта, 1995.

114. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. -СПб., 1996.

115. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России// Социс. 1998. -№5. -С.91-96.

116. Сизых Р.Л. Ценностные ориентации молодежи// Молодежь в условиях социально-экономических реформ: Материалы междунар. научн.-практ. конф., 26-28 сент. 1995 г. -СПб., 1995. -Вып. 2. -С.138-139.

117. Симпозиум по проблемам ценностей в марксистско-ленинской философии. Программа и тезисы докладов. -Тбилиси, 1965.

118. Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х / Под ред. Ю.А. Левады. М.: Мировой океан, 1993. -С.24-26.

119. Согомонов А.Ю. Феномен революции притязаний в культурно-историческом контексте// Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи: 1985-1995 гг.: Сб./ РАН Ин-т социол./ Под ред. B.C. Магуна. -М., 1998. -С.107-129.

120. Соколов В.М. Нравственные коллизии современного российского общества // Социс. 1993. №9. - С.23-35.

121. Соловейчик С. Посевернее, повосточнее// Сб. Алый парус / Сост. И. Зюзюкин. -М.: Мол. гвардия, 1966. С.22-28.

122. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. - С.488-494.

123. Столович JI.H. Красота. Добро. Истина: Очерк истрии эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. - 464 с

124. Сундиев И.Ю. Неформальные молодежные объединения: опыт экспозиции// Социс. 1987. №5. - С.59-61.

125. Тарасов А. Некоммунистический союз молодежи. Осмысленный бунт// Литературная газета. 2005 №6. - С. 1,3.

126. Трансформирующиеся общества: цели и пути. -М., 1996,- 171с.

127. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. -Л. 1988. С.223-265.

128. Тугаринов В.П. Общество и молодежь. -М., 1968. -141 с.

129. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. -Л., 1968. -122 с.

130. Тумалев В.В. Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи в условиях развитого социалистического общества: Автореф. дис. канд. филос. н. -Л., 1982. -20 с.

131. Тхагапсоев Х.Г. К российским превращениям либерализма// Вопросы философии, 2004. -№12. С.155-163.

132. Тхагапсоев Х.Г. Этноэтатизм как инобытие российского федерализма// Научная мысль Кавказа. Ростов-на-Дону, 2002. -№3. - С.26-35.

133. Федотова В.Г. Модернизация "другой" Европы. М., 1997.

134. Федотова В.Г. Хорошее общество. М., 2005.

135. Философский словарь под ред. И.Т. Фролова. Изд. 5-е. М.: Политиздат 1986. -С. 534.

136. Фомина Л.П. Атеизм и ценностные ориентации молодежи. -JL: Общ. "Знание". 1984. -89 с.

137. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. -437 с.

138. Фромм Э. Душа человека. M., 1992. 451 с.

139. Хабибулин КН. Ценностные ориентации в системе социалистического образа жизни// Ценностные ориентации социалистического образа жизни. -Л, 1979. С.4-7.

140. Хорина Г.П. Аксиологические доминанты современной российской молодежи// Культура. Политика. Молодежь. Сборник научных статей. Выпуск третий. М.: Изд-во Инс-та молодежи, 1999-С. 90-103.

141. Ценностные ориентации и интересы школьников: Сб. научн. тр./ Под ред. Т.Н. Мальковской. -М.: АПН СССР, 1983. -126 с.

142. Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. -М., 1994.

143. Цепляев А.Н. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность. Автореф. дис. канд. филос. н. -М., 2000.-26с.

144. Цепляев А.Н. К вопросу о динамике социальных ценностей молодежи в современном российском обществе// Культура. Политика. Молодежь. Сборник научных статей. Выпуск третий. М.: Изд-во Инс-та молодежи, 1999-С. 103-121.

145. Цуркану В.В, Сиволобов С.А. Куда уходит молодежь// Социс. 1991. -№8. -С.59-71.

146. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. -Тбилиси. 1984. -С.29.

147. Чистяков Г.П. Психология религиозного фанатизма// Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г.У. Солдатовой. -М.: Центр СМИ МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004. -С.22-31.

148. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве// Социс. 1998. -№3. -С.76-95.

149. Чупров В.И, Зубок Ю.А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. -М.: Наука. 2001.

150. Шеин А.Б. Культурологические предпосылки формирования и развития неформальных движений// Молодежный ренессанс. -М., 1990. -С.21-24.

151. Ширков Ю.Э. Психологические аспекты исследования неформальных молодежных объединений// Молодежный ренессанс. -М., 1990. -С.102-104.

152. Шишкин А.Ф. Социализм и моральные ценности человечества// Вопросы философии. 1967. -№10. -С.38-46.

153. Эпикур. Из письма к Маникею. Онтология мировой философии: в 4-х тт. М., 1969. Т.1. -С.356-357.

154. Юркевич П. Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия// Юркевич П.Д. Философские произведения. М.: "Правда". 1990. -С.17-128.

155. Ясперс К. Интервью журналу "Шпигель"// Ясперс К. Смысл и назначение истории. -М.: Изд. полит, л-ра. 1991. С.425-429.

156. Bourdieu P. Acts of Resistance. Cambridge: Polity Press, 1998.

157. Erikson Erik H. Identity: Youth and Crisis. London: Faber and Faber, 1974.

158. Ethnic groups and boundaries. The social Organization of culture differences. L.: Polity Press, 1989.

159. Giddens A. The constitution of society. Oxford: Polity Press, 1997.

160. Lerner D. The passing of Traditional Society: Modernizing the Middle East. Glencoe: Free Press, 1958. P. 3-27.

161. Parsons T. The Social System. Toronto; Ontario, 1966.

162. Rokeach M. The Nature of Human Values. N.Y., 1977.

163. Smith A. Nationalism and modernism. L., N.Y.: Routlege, 1998.

164. Smith A. The Ethnic Origin of Nations. Oxford, 1986.

165. Tajfel H. Social identity & intergroup relations. Cambridge, Paris. 1982.

166. The invention of ethnicity. N.Y., Oxford: Oxford Univ. Press, 1989.

167. Wieviorka M. Is multiculturalism the Solution// Ethnic and racial Studies. -1998.

168. Электронные ресурсы и Интернет

169. Абоносимова Е.В. Нравственный оптимизм в контексте ценностных ориен-таций современной российской культуры, http://tsu.tmb.ru/nu/

170. Бубнова С.С., Сытин А.Н. Ценностные ориентации молодежи различных регионов России: принципы, методы, результаты исследования. http://www.ipras.ш/cntnt/rus/dopdokume/mezhdunaro/nauchnyem/razdel3a^ub novass.html

171. Головнева Е.В. Ценностные ориентации этноса: формирование и способ существованиях http://www.promgups.ru/publisher/txtl/more.php7more

172. А.Денисова Л.В., Костюк И.А. Ценностные ориентации в эпоху перемен // Социальные процессы в современной западной Сибири, 2002. http://e-lib.gasu.ru/SocPr/2002/

173. Динамика ценностных ориентаций педагогического вуза. http://studlib.ru/article/a-222.html

174. Зубова JI.B. Обоснование системы критериев, способствующих определению уровней сформированности ценностных ориентаций личности, http ://www.osu.ru/

175. Кризис ценностей или динамика ценностных ориентаций? http://www.ispr.ru/SOCOPROS/socopros214.html

176. Мухамеджанова Н. М. Ценностные ориентации личности как результат приобщения к культуре. http://bank.orenipk.ru/Text/tl 3 204.htm

177. Ценности и ценностные ориентации молодежи как один из факторов развития ее потенциала: социологический анализ состояния и развития. http://www.ael.ru/iatp/2003/Uriv/cennosti.html

178. Шаров А.А. Исследование ценностных ориентаций. www.psvadvise.ru

179. Чичаева И. Тендерные аспекты системы ценностных ориентаций студен ческой молодежи http://www.a-z.ru/women/texts/chichaevr.htm.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.