Структура смыслообразования в пространстве углубленной коммуникации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Власова, Татьяна Владимировна

  • Власова, Татьяна Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Владивосток
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 195
Власова, Татьяна Владимировна. Структура смыслообразования в пространстве углубленной коммуникации: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Владивосток. 1999. 195 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Власова, Татьяна Владимировна

Введение

Глава 1. Эволюция понимания смыслообразования в феноменолого-герменевтической традиции.

§ 1. «Монологическое» сознание как «собственник» смыслообразования

§ 2. Взаимодействие с Другим как поле смыслообразования.

§ 3. Смыслообразование в пространстве коммуникативной рациональности.

Глава 2. Психотерапевтический дискурс: принципы углубленной коммуникации.

§ 1. Феноменолого-герменевтические основы психотерапии в рамках «экзистенциальной коммуникации» К. Яспер-са.

§ 2. Психотерапевтический дискурс как реализация принципа автономии в рамках социально-определенной ролевой коммуникации.

§ 3. Психотерапевтические процедуры как реализация основных принципов «коммуникативной рациональности»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Структура смыслообразования в пространстве углубленной коммуникации»

Проблематика смыслообразования как конституирующей деятельности сознания была тематизирована феноменологией и в современной философии стала одной из центральных. В поиске соответствующего контекста эта проблематика подошла к идее жизненного мира, среди различных способов понимания которого наиболее перспективным оказалась его трактовка как коммуникативной системы. Анализ связи процедур смыслообразования с коммуникативными отношениями становится в современной философии все более настоятельным. Этот анализ разворачивается под знаком множества вопросов. Существует ли взаимозависимость между видом коммуникации и смыслообразующей деятельностью его агентов? Какого рода коммуникация в наибольшей степени способствуют процессу смыслообразования? Какова зависимость процедур смыслообразования от занятых диспозиций? Каким образом нарушение коммуникативного режима сказывается на деформации жизненных смыслов? Можно ли так построить коммуникативную систему, чтобы она способствовала смысловой гармонизации жизни?

Существует особый вид коммуникативных отношений, который в силу своей методической отработанности представляет собой наиболее ясную область для социально-философского анализа. Это те отношения, которые возникают в рамках психотерапии и консультативной психологии. В теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса, возникающая здесь структура смыслообразования обозначается как терапевтический дискурс, наряду с эстетическим и теоретическим*. В Habermas J. The theoiy of communicative action. Boston: Beacon Press, 1984. Vol. I. C. 21. рамках этого дискурса может быть совмещена роль участника коммуникации и её наблюдателя (исследователя). Мы называем его «углубленной коммуникацией» (имея в виду ряд оснований, которые будут указаны далее) и полагаем, что коммуникации такого типа образуют смысловые «ядра» жизненного мира, хотя и не охватывают всего его пространства.

Имея дело с духовной реальностью, в которой представлено смысловое поле клиента, психотерапевт направляет свои усилия на его реконструкцию. Это диктуется, с одной стороны, запросом клиента, с другой - социальным назначением психотерапевтической помощи: способствовать гармоничной интеграции внутреннего мира клиента для успешного его взаимодействия с социокультурной средой. В контексте такой деятельности становится актуальным понимание процедур смыслообразования и сущности коммуникации, которая способна обеспечить эту успешность. Необходимость верифицировать существующий психотерапевтический опыт, его процедурный репертуар, заставляет обратиться к истокам, а именно к философии, на которой базируются основные теоретические и практические тенденции в психотерапии.

Разделяя убеждение А. Маслоу в том, что «психология, которая не ведает глубинного измерения. не приносит желаемых результатов»* мы, для реконструкции содержания понятия «терапевтический дискурс», соединяем две традиции: феноменолого-герменевтическую (и в ее рамках - онтолого - экзистенциальную) аналитику процедур смыслообразования, как процедур сохранения единства опыта (автономии), и традицию, обозначенную понятием «коммуникативная рациональность». С одной стороны, экзистенциональный анализ, кото Маслоу А. Психология бытия. -М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. С. 39. рый не всегда поддается точным рационалистическим интерпретациям, обретает в «коммуникативной рациональности» стабильность углубленной стратегии поиска смысла с присущими ей норморегули-рующими процедурами, с другой стороны, рационально выстроенная коммуникация, присоединяясь к традиции феноменологии, укрепляет статус фрагмента «жизненного мира», который способен концентрировать смысл.

Объединение этих традиций позволяет установить некоторые черты смыслообразующей коммуникации как стратегии поиска истины, которая способна выполнять важнейшие функции в становлении общественных отношений и действий: продуцирование новых смысловых единиц, их соотнесение, интеграцию в общезначимые универсалии и, в конечном итоге, способствовать взаимопониманию участников социального взаимодействия.

Предпринимаемая попытка исследования психотерапевтического дискурса имеет своей задачей показать, что в его рамках находят свою реализацию методологические требования к процедуре смысло-образования, развернутые как в феноменолого-герменевтической, он-толого-экзистенциальной аналитических традициях, так и в традиции трансцендентально-герменевтического прагматизма.

Степень научной разработанности темы. Подход к анализу процедур смыслообразования в коммуникативных отношениях основан на работах Г.Гегеля, Э. Гуссерля, Г.Шпета, М.Шелера, М.Хайдеггера, Г.Гадамера, А.Шюца, К.-О. Апеля, Ю. Хабермаса. Кроме того, привлечены работы В. Дильтея, А. Кожева, Ж. Бодрийя-ра, М. Бахтина, Н.Мотрошиловой, Ю. Лотмана, Э. Берна, А. Ассаджо-ли, Ф. Перлса, К.Роджерса, К. Ясперса, В. Франкла.

Проблема смыслообразования практически всегда была связана с идеей целостности сознания человека, взаимодействующего с миром. Главным условием рождения смысла провозглашалась деятельность автономного сознания (Аристотель, Платон, бл. Августин, Г. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель, С. Кьеркегор и др.), вступающего в отношения с «иным»: со «сходной природой», с другими «монадами», с Богом, с человеком. Феноменология, прошла путь философского осмысления проблемы от идеи замкнутого на собственном содержании сознания (Р. Декарт, Г. Гегель) к идее сознания, «открывающего» Другого и образующего «подлинное сообщество» в коммуникации (Ф. Брентано, Э. Гуссерль) и, далее, к проблеме коммуникации как месту, определяющему процесс смыслообразования (Г. Шлет, М. Шелер, М. Хайдеггер, Г. Гадамер и др.).

Необходимость присутствия Другого для конституирования смысловых универсалий определила этическую направленность коммуникативного взаимодействия - со-гласование в миропонимании требует умения слушать и слышать высказывания Другого, мириться с его «инаковостью», автономией, учитывать его переживания, мотивы и цели. Однако, определив сущностные черты смыслообразующей коммуникации, прежде всего, как формы социальной жизни и, далее, как феноменолого-герменевтического, онтолого-экзистенциального пространства, философская мысль оставила без внимания те принципы взаимодействия, которые, собственно, и позволяют организовать поле смыслоконституирования. Определенную завершенность идее смыслоорганизующей коммуникации придают представители трансцендентально-герменевтического прагматизма (К.-О. Апель, Ю. Ха-бермас). Утверждая, что разум проявляет себя в коммуникативной рациональности и исходя из необходимости априорного признания автономии участников коммуникации, Ю. Хабермас выявляет ее нормо-образующие элементы, которые, в свою очередь, позволяют на основе культурно-этических принципов разработать общие принципы дискурсивной этики: стремление к консенсусу, ориентация на иллокутивные высказывания (открытость при обсуждении намерений), координация планов, учет притязаний на значимость высказываний каждого, право на аргументацию и критику и пр. Соблюдение этих принципов задает ситуацию институализированного «идеального коммуникативного сообщества», в рамках которого становится возможным конституирование универсальных ценностей (смыслов) и достижение целостности его участников. В отличие от коммуникативных отношений, основанных на «личных» отношениях (симпатии, дружбы, любви), в которых всегда возможно «соскальзывание» к борьбе за превосходство, к «присвоению» Другого (или слиянию с ним), институали-зированные отношения укрепляют автономию личности, делают коммуникацию стабильной и не имеющей иных целей, чем обнаружение истины.

Психотерапевтическую коммуникацию, которая имеет свои специфические особенности: зависимость от социальных форм, в которых она осуществляется; зависимость от характера запроса клиента, имеющего в своих истоках определенные жизненные обстоятельства и предполагающего его конкретное разрешение; задействованность глубинных слоев личности (базовые потребности, мироощущение и пр.), - мы, в отличие от существующий представлений о ней как об эмпатическом пространстве, находим основания рассматривать в качестве «углубленной коммуникации» - стратегии поиска смысла, имеющей институализированный характер взаимодействия на основе принципов «коммуникативной рациональности».

Задача диссертанта состоит в определении принципов углубленной коммуникации, которая, как предполагается, отличается от диалогического, «дружеского», «любовного» общения, а также от психотерапевтической ситуации, которая задана теоретическими разработками в различных направлениях психотерапии на сегодняшний день: трансакционным анализом Э.Берна, психосинтезом Р. Ассаджо-ли, клиентоцентрированной терапией К. Роджерса, гештальттерапией, логотерапией В.Франкла и др.

Предмет исследования. Предметом исследования является режим углубленной коммуникации с точки зрения конституирования подлинного смысла предметов опыта.

Цель и задачи исследования. Рассматривая психотерапевтический дискурс как разновидность социальной и коммуникативной практики (коммуникативного действия), выявить характерную для него структуру смыслообразования на уровне операционализации основных смыслоорганизующих элементов.

При этом необходимо решить следующие задачи:

• Дать анализ основных феноменолого-герменевтических концепций смыслообразования как основы теории коммуникативной рациональности.

• Определить роль непосредственной коммуникации в формировании смысловых универсалий.

• Выявить рационально-коммуникативные основания процедур смыслообразования.

• Дать анализ существующего психотерапевтического опыта в заданном контексте.

• Определить специфические черты углубленной коммуникации.

Методологическая основа исследования. Философскометодологической основой работы является категориальный аппарат феноменологии, герменевтики и трансцендентально-герменевтического прагматизма, включающий понятия «интенцио-нальность», «интерсубъективность», «феноменологическая редукция», «герменевтический круг», «коммуникация», «коммуникативная рациональность» и другие.

С помощью историко-генетического метода рассматриваются идеи смыслообразования, связанные со становлением идеи коммуникативной рациональности. Структурно-функциональный метод позволяет выделить структуру смыслообразования, функции ее элементов, находящихся в поле взаимофункционального действия.

Феноменологический метод имеет междисциплинарный характер. В исследовании решается не столько философская задача, связанная с проблемой смыслообразования, сколько философско-методологическая задача, связанная с выявлением той модели коммуникации, которая позволяет более эффективно решать задачу поиска смысла.

Научная новизна.

• Дана систематика моделей смыслообразования, представленных в феноменолого-герменевтической традиции.

• Прослежена эволюция идеи смыслообразования от ситуации «монологического» сознания до взаимодействия двух «логических» субъектов в рамках позиции «коммуникативной рациональности».

• Выявлена фундированность стратегии поиска истины в феномене автономии.

• Психотерапевтическая коммуникация рассмотрена с точки зрения реального воплощения в ней всех принципов смыслообразования и содержательно определена как «углубленная коммуникация».

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Власова, Татьяна Владимировна

Заключение.

Проведенный анализ психотерапевтического дискурса выявил его укорененность в основных принципах смыслообразующей коммуникации, понимаемой с точки зрения феноменолого-герменевтического подхода, а также его соответствие принципам «коммуникативной рациональности».

Теория коммуникативного действия, развивая и дополняя важнейшие принципы процесса смыслообразования, утвердила коммуникативные отношения в качестве конечных оснований смыслосо-держащих элементов «жизненного мира» и указала на их главную функцию в становлении общественных отношений — интеграцию общезначимых универсалий на основе соотнесения смысловых единиц между участниками коммуникации.

Преемственность трансцендентально-герменевтического прагматизма идеи этического происхождения смыслоконституирования выразилась в специфической трактовке этических положений в рамках «коммуникативной рациональности». С одной стороны, этика коммуницирующих субъектов заключается в сохранении автономии участников, их стремлении к взаимопониманию, с другой - в языковой компетенции и компетенции действий. Перенесение основных понятий феноменологии на почву социальных отношений позволило акцентировать внимание на коммуникации как на поле социального взаимодействия, в рамках которого субъект обретает собственную смысловую определенность, целостность и устойчивость. «Служение» задаче поиска истины формирует субъекта как «творца» социокультурных основ общества и придает ему собственную смысловую завершенность

Психотерапевтическая коммуникация, названная нами «углубленной коммуникацией», в рамках которой объединены как важнейшие принципы коммуникативной рациональности, так и онтолого-экзистенциальные предпосылки общения, может рассматриваться как реальное воплощение смыслоконституирующего фрагмента жизненного мира. В ее рамках могут быть реализованы этические принципы, лежащие как в основе смыслоконституирования, так и в основе «человеческих» отношений. Гармоничное сочетание институализирован-ных, без-личных отношений с онтологическими принципами взаимодействия выделяют углубленную коммуникацию из ряда существующих форм общения: как основанных на деловых отношениях, так и на «личных» отношениях. Ее социальное назначение заключается в удовлетворении глубинной потребности субъекта в смысловой завершенности и, одновременно, в его успешной интеграции в социокультурную среду без ущерба для собственной определенности. Задача гармоничного «внедрения» субъекта в мир социальных отношений решается путем ненасильственного воздействия, сущность которого заключается, прежде всего, в иллюстрации подлинного уважения к автономности, уникальности и самоценности субъекта. Сам стиль отношений между психотерапевтом и клиентом становится яркой демонстрацией «иных» позитивных возможностей во взаимодействии с ~ жизненным миром, «уроком жизни». Существующая ролевая асимметрия, к которой «приговорена» психотерапевтическая практика, при корректном ее осуществлении, подкрепляет возможность каждого участника децентрироваться от единой занимаемой позиции и в рамках определенных процедур, направленных на выявление смысловых элементов опыта, испытать себя как в качестве учителя, так и ученика.

181

Кроме того, она способствует реализации принципа «хранения дистанции», в основе которого лежит признание автономии каждого участника.

Рассмотрение психотерапевтического опыта на основе феноменологического подхода и выделение основных принципов углубленной коммуникации, позволяет, на наш взгляд, сделать шаг к примирению существующих представлений о невозможности совмещения «подлинно человеческих отношений» с рациональной стратегией поиска истины. Кроме того, полученные выводы можно использовать при подготовке специалистов в области психотерапии, определить направления в «личной» психотерапии профессионала, а также заложить в основу дальнейших исследований в области психотерапии с целью верификации основных теоретических положений и стратегий воздействия на личность с их философскими основаниями.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Власова, Татьяна Владимировна, 1999 год

1. Августин Аврелий. Исповедь / Августин Аврелий Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий. М.: Республика, 1992. - 335 с.

2. Айви А. Лицом к лицу. Новосибирск: «ЭКОР», 1995. - 96с.

3. Алмазов А. Тайная исповедь в Православной восточной церкви: Опыт новейшей истории. Т. 1. М., 1995. - 342 с.

4. Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во Меж-дунар. Ун-та Бизнеса и Управления, 1996. - 566 с.

5. Антология феноменологической философии в России. Т. 1. М.: «Русское феноменологическое общество», изд-во «Логос», 1997. -512 с.

6. Апель К.О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка // Вопросы философии. 1997. - № 1. - С. 76 - 92.

7. Аристотель. Метафизика. Соч.: В 4 т. М.: «Мысль», 1975. Т. 1. -288 с.

8. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. М.: «REFL -book», 1994.-314 с.

9. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: «Худож. Лит»., 1990. - 543 с.

10. Ю.Бахтин М.М. Тетралогия. М.: «Лабиринт», 1998. - 528 с.11 .Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играю в игры. Психология человеческой судьбы. М.: «Прогресс», 1988. - 400 с.

11. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб.: «Братство», 1992.-224 с.

12. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. «КСП+», М.; «Ювента», СПб, 1999.-300 с.

13. М.Блазер А., Хайм Э., Рингер X., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход М.: «Класс», 1998. - 272с.

14. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: «Рудомино», 1995. - 172с.

15. Больнов О. Философия экзистенциализма. СПб.: Изд-во «Лань», 1999.-224 с.

16. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. -Киев: «Укртехпрес», 1997. 217 с.

17. Борисов Е. Проблема интерсубъективности в феноменологии Э. Гуссерля // Логос. 1999. - № 1. - С. 65 - 83.

18. Брудный A.A. Психологическая герменевтика. Учеб. Пособие. -М.: «Лабиринт», 1998. 336 с.

19. Бьюдженталь Д. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии. М.: «Класс», 1998. -336с.21 .Бюлер К. Теория языка. М., 1934. - 264 с.

20. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психологической теории // Московский психотерапевтический журнал. 1992. - № 1. -С. 15-32.

21. Василюк Ф.Е. Я и Ты: истина неравенства // Московский психотерапевтический журнал. 1994. - № 4. - С. 94 - 96.

22. Вебер М. Объективность социально-научного и социально-политического познания. В кн.: Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990. С. 48.

23. Верч Дж. Голос разума. Социокультурный подход к опосредованному действию. — М.: «Тривола», 1996. 446 с.

24. Виггинс О., Шварц М. Влияние Эдмунда Гуссерля на феноменологию Карла Ясперса // Логос. 1998. - № 1. - С. 173 - 203.

25. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958. - 376 с.

26. Воронин A.A. Техника как коммуникационная стратегия // Вопросы философии. 1997. - № 5. - С. 96 - 105.2 9. Встречи с Декартом: Философские чтения, посвященные М.К.Мамардашвили. 1994 г. М.: «Ad Marginem", 1996. - 440 с.

27. Гадамер Г.- Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 367 с.

28. Гадамер Г.- Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

29. Гадамер Г.- Г. Человек и язык // От Я к Другому: Сб. пер. по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. Мн.: «Минск», 1997,- 133с.

30. Гайденко П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: «Республика», 1997. - 495 с.

31. Гайденко П. Философия культуры Карла Ясперса // Вопросы литературы. 1972. - № 9. - С. 64 - 92.

32. Гарнцев М. Проблема абсолютной свободы у Декарта // Логос. -1996.-№8.-С. 7-16.

33. Гегель Г. Работы разных лет. М., 1971. Т. 2. 288 с.

34. Гегель Г. Феноменология духа. СПб.: «Наука», 1994. - 443с.

35. Гетманн К,- Ф. От сознания к действию. Прагматические тенденции в немецкой философии первых десятилетий XX века // Логос. -1999. -№ 1.-С. 19-45.

36. Григорьева Т.П. Дао и Логос (встреча культур). М.: «Наука», 1992.-424 с.

37. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: «Прогресс», 1985. - 462 с.

38. Гуссерль Э. Картезианские размышления. Санкт-Петербург: «Наука», 1998. -316 с.

39. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. -№ 3. - С. 101-116.

40. Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 2. Введение // Логос. -1997. № 9. - С. 25-41; № 10, - С.5 - 64.

41. Гуссерль Э. Начало геометрии. Введение Жака Деррида. М.: «А<1 Ма^тет», 1996. - 268 с.

42. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Том 1. Феноменология внутреннего сознания времени. М.: «Гнозис», 1994. - 192 с.

43. Гуссерль Э. Феноменология // Логос. -1991. № 1. - С. 13 - 21.

44. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: «Сагу-на», 1994.-357 с.

45. Делез Ж. Логика смысла. Фуко М. ТЬеайгшп рЫЬзорЫсит. - М.: «Раритет», Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. - 480 с.

46. Делез Ж. Различие и повторение. СПб.: «Петрополис», 1998. -384с.

47. Демидов А.Б. Основоположения философии коммуникации и диалога // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1995. - № 4. - С. 5 - 35.

48. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакцион-ный анализ с гештальтупражнениями. М.: Прогресс, 1993. - 336с.

49. Диалог и коммуникация философские проблемы (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. - 1989. - № 7. - С. 3 - 27.

50. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. - № 10. -С. 32-49.

51. Дискурс самопонимания. Владивосток, Изд-во ДВГМА, 1997. -206 с.

52. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: «Интрада», 1998. - 256 с.

53. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: «Интрада», 1996. - 256 с.

54. Интенциональность и Текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск: «Водолей», 1998. - 320 с.

55. Интервью с М. К. Мамардашвили // Вопросы философии. 1989. -№7.-С. 112-118.

56. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. -М.: «Политиздат», 1988. 156 с.

57. Казачкова В.Г., Рождественская Е.А. Пациент психолога-психотерапевта // Московский психотерапевтический журнал.1994.-№ 4.-С. 47-52.

58. Какабадзе З.М. Проблема человеческого бытия. Тбилиси: «Мец-ниереба», 1985. - 309 с.

59. Калиниченко В. Густав Шпет: от феноменологии к герменевтике // Логос. 1992. - № 3. - С. 37-61.

60. Калиниченко В. К метакритике понятия интенциональности у Э. Гуссерля // Логос. 1997. - № 10. - С. 65 - 80.

61. Калмыкова Е.С. Психотерапия и личность психотерапевта. В кн.: Гуманистические проблемы психологической теории. - М.: Наука,1995. С. 96-106.

62. Кант И. Критика практического разума // Соч.: в 6 т. М., 1966.1. Т.6.

63. Кант И. Критика чистого разума //Соч.: в 6 т. М.: Мысль, 1964. Т.З.

64. Каннети Э. Масса и власть. M.: «Ad Marginem», 1997. - 528 с.71 .Каннети Э. Человек нашего столетия. М.: Прогресс, 1990. - 474с.

65. Каппони В., Новак Т. Сам себе Взрослый, Ребенок и Родитель. -СПб.: «Питер», 1995. 188 с.

66. Кейсмент П. Обучаясь у пациента. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-256с.

67. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов. М.: «Класс», 1998. - 240 с.

68. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1986. - 222 с.

69. Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. М.: «Логос», «Прогресс-Традиция», 1998.-208 с.

70. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: «Республика», 1994. - 383 с.

71. Лакан Ж. Инстанция буквы, или судьба разума после Фрейда. М.: «Логос», 1997. - 184 с.

72. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М.: «Гно-зис», 1995. - 192 с.

73. Ланц Г. Интенциональные предметы //Логос. 1997. - № 9. - С. 42 -53.

74. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: «Высш. Шк.», 1996. - 623 с.

75. Ледер С. Этические вопросы психотерапии. В кн.: Транскульту-ральные исследования в психотерапии. - Л., 1989. - 224 с.

76. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. М.: «Прогресс», 1994. - 352 с.

77. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст - семи-осфера - история. - М.: «Языки русской культуры», 1996. - 464 с.

78. Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры. Труды по знаковым системам. Тарту, 1989. Вып. 23. С. 3 - 17.

79. Лэнг Р. Расколотое «Я». М.: «Академия», 1995. - 352 с.

80. Макаров В.В. Будущее психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. 1999. - № 1. - С. 7 - 18.

81. Малахов В. Герменевтика и традиция // Логос. 1999. - № 1. - С. 3 -10.

82. Малкова М.Н. Психотерапевтические отношения: анализ трех встреч // Московский психотерапевтический журнал. 1997. - № 3. -С. 63-84.

83. Мамардашвили М. Картезианские размышления. М.: «Прогресс», 1993.-352 с.

84. Мамардашвили М. Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки. М.: «Лабиринт», 1996. - 432 с.

85. Марбах Э. К пониманию репрезентативного интеллекта: феноменологическая перспектива//Логос. 1997. -№10.-С. 81-99.

86. Мартин Бубер Карл Роджерс: диалог // Московский психотерапевтический журнал. - 1994. - № 4. - С. 67 - 94.

87. Маслоу А. Психология бытия. М.: «Рефл - бук», К.: «Ваклер», 1997.-304 с.

88. Минделл Э. Психотерапия как духовная практика. М.: «Класс», 1997. - 160с.

89. Михайлова E.H. Старые терапии в новых обстоятельствах // Московский психотерапевтический журнал. 1994. - № 1. - С. 129 -137.

90. Молчанов В. Одиночество сознания и коммуникативность знака //

91. Логос. 1997. - № 9. - С. 5 - 24.

92. Моррис Ч.У. Основание теории знаков // Семиотика. М., 1983. -242.

93. Мотрошилова Н.В. «Картезианские медитации» Гуссерля и «Картезианские размышления» Мамардашвили (двуединый путь к трансцендентальному Ego) // Вопросы философии. 1995. - № 6. -С. 137- 145.

94. Мусхелишвили Н.Л., Сергеев В.М., Шрейдер Ю.Д. Дискурс отчаяния и надежды: внутренняя речь и депрагматизация коммуникации // Вопросы философии. 1997. - № 10. - С. 45 - 57.

95. Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Значение текста как внутренний образ // Вопросы психологии. 1997. - № 3. - С. 79-91.

96. Назарчук A.B. Язык в трансцендентальной прагматике К.-О. Апеля /У Вопросы философии. 1997. - № 1. - С. 69 - 75.

97. Налимов В.В. Размышления на философские темы // Вопросы философии. 1997. - № 10. - С. 58 - 76.

98. Наранхо К. Гештальт-терапия: Отношение и Практика атеоре-тического эмпиризма. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 305 с.

99. Никифоров О. Философская Dasein-аналитика и психотерапевтический Dasein-анализ // Логос. 1998. - № 1. - С. 230 - 239.

100. От Я к Другому: Сб. пер. по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. Мн.: «Минск», 1997. - 276 с.

101. Папуш М. Работа с субличностями в гештальт-терапии // Московский психотерапевтический журнал. 1994. - № 3. - С. 165 -185.

102. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра. СПб, изд-во «Петербург XXI век», 1995. - 448 с.

103. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии: М.: «Либрис», 1996.-235 с.

104. Перлз Ф. Гештальт-семинары. Гештальт-терапия до-словно. -М.: Институт общегуманит. иссл., 1998. 325 с.

105. Перлз Ф., Хефферлин Р., Гудмэн П. Опыты психологии самопознания: Практикум по гештальттерапии. М.: «Гиль-Эстель», 1993. - 240 с.

106. По дорога В. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии. М.: «Ad Marginem», 1995. - 427 с.

107. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики. М.: «Класс», 1997. - 272 с.

108. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1984. - 630 с.

109. Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. Томск: Изд-во «Водолей», 1999. - 96 с.

110. Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций. М.: «Наука», 1989. - 256 с.

111. Психодрама вдохновение и техника. - М.: «Класс», 1997. -288с.

112. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: «Смысл», 1997. - 336 с.

113. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. - 288 с.

114. Райнах А. О феноменологии // Логос. 1999. - № 1. - С. 48 - 64.

115. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М.: «Прогресс», 1992. - 240 с.

116. Робин Ж.-М. Фигуры гештальта // Московский психотерапевтический журнал. 1994. - № 3. - С. 25 - 52.

117. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М.: «Прогресс», «Универс», 1994. -480 с.

118. Роджерс К. Клиентоцентрированная психотерапия: Пер. с англ. -М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. 320 с.

119. Роди Ф. Герменевтическая логика в феноменологической перспективе: Г. Шпет // Логос. 1996. - № 7. - С. 41 - 46.

120. Романенко O.K. Практическая гештальттерапия. М.: «Фоли-ум», 1995.- 112 с.

121. Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру. Критический очерк экзистенциального психоанализа. М., 1985. - 184 с.

122. Рыбин В.И. Инсайт и гештальт //Московский психотерапевтический журнал. 1997. - № 3. - С. 85 - 104.

123. Сакутин В.А. О парадоксальности человеческого опыта. В сб.: Психологическая наука и практика в крае. - Владивосток, 1996. С. 98- 103.

124. Салливан Г.С. Интерперсональная теория психиатрии. СПб «Ювента»; М.: «КСП+», 1999. - 347 с.

125. Свасьян К.А. Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1987. - 199 с.

126. Славская А.Н. Гуманистические аспекты проблемы понимания и интерпретации. В кн.: Гуманистические проблемы психологической теории. - М.: «Наука», 1995. С. 83 - 96.

127. Сосланд А. Структурный анализ психотерапевтической теории: диахронический раздел И Логос. 1998. - № 1. - С. 276 - 320.

128. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. М.: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел-Синтез», 1998. - 238 с.

129. Тулмин Ст. Человеческое понимание. М.: «Прогресс», 1984. -327 с.

130. Уваров М.С. Архитектоника исповедального слова. СПб.: «Алетейя», 1998. - 246 с.

131. Хаймоне Ж.М. Хабермас и Батай. В кн.: Танатография эроса. -СПб.: «Мифрил», 1994. С. 193 - 220.

132. Ф.-В. фон Херрманн. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Томск: «Водолей», 1997. - 96 с.

133. Фанч Ф. Преобразующие диалоги. Учебник по практическим техникам содействия личностным изменениям. Киев: «Ника-Центр», «Вист-С», 1997. - 380 с.

134. Философия, психология, теология вины: Материалы науч. конф.- Владивосток, ДВГМА, 1998.- 105 с.

135. Финк Е. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М.: «Прогресс», 1988. С. 357 -403.

136. Флоренская Т.А. Диалогическое общение как путь духовного преображения личности. В кн.: Гуманистические проблемы психологической теории. -М.: «Наука», 1995. С. 136- 162.

137. Флоренская Т.А. Слово и молчание в диалоге // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1996. - № 1. - С. 49 - 62.

138. Франкл В. Доктор и душа. Санкт-Петербург: «Ювента», 1997.- 288 с.

139. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. М.: Прогресс, 1990.-36.

140. Фэйдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. М.: «Три Л», 1996. Т. 1. - 208 е., Т. 2.-208 с.

141. Хаардт А. Эстетический опыт и образное сознание у Гуссерля // Логос. 1996. - № 8. - С. 69 - 77.

142. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: «Наука», 1992. - 245 с.

143. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. -1989. №2 - С. 35-40.

144. Хайдеггер М. Бытие и Время. M.: «Ad Marginem», 1997. -452с.

145. Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПб: Изд-во НОУ «Высшая религиозно-философская школа», 1998. -301 с.

146. Хайдеггер М. Время и Бытие: Статьи и выступления. М.: «Республика», 1993. - 447 с.

147. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: «Гно-зис», 1993.-464 с.

148. Хосе Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М.: «Искусство», 1991. - 588 с.

149. Шевеленкова Т.Д. Основные направления гуманизации в зарубежной психологии (Исторический и методологический аспект). -В кн.: Гуманистические проблемы психологической теории. М.: «Наука», 1995. С. 14-26.

150. Шелер М. Избранные произведения. М.: «Гнозис», 1994. -490с.

151. Шпет Г. Введение в этническую психологию. СПб.: «Але-тейя», 1996. - 156 с.

152. Шпет Г. Язык и смысл // Логос. 1998. - № 1. - С. 9 - 52.

153. Шпет Г. Язык и смысл//Логос. 1996. -№7,-С. 81-122.

154. Шпет Г., Хайдеггер М. История как проблема логики, ч. II, гл.УП: Вильгельм Дильтей. М.: «Гнозис», 1995. - 201 с.

155. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. - № 2. - С. 131 - 158.

156. Шюц А. Формирование понятия и теория в общественных науках. В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты. - М.,1996. С. 526-541.

157. Эбнер Ф. Выдержки из дневника // Философско-литературные штудии, вып. 2. Минск, 1992. - 374 с.

158. Эбнер Ф. Из записных книжек // Махлин B.JI. Я и Другой (истоки философии «диалога» XX века). СПб, 1995. - 128 с.

159. Эбнер Ф. Слово и духовные реальности // От Я к Другому: Сб. пер. по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. -Минск, 1997. С.ЗО.

160. Эволюция психотерапии. Т. 3. «Let it be.»: Экзистенциально-гуманистическая психотерапия. -М.: «Класс», 1998. 304 с.

161. Ясперс К. Общая психопатология. М.: «Практика», 1997. -1056 с.

162. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: «Республика», 1991.-528 с.

163. Ячин С.Е. Генезис превращенной формы: человек в последовательности культурных и социальных форм своего бытия. Рукопись.

164. Ячин С.Е. Культура критического разума. Владивосток: ДВГУ, 1992.-203 с.

165. Ячин С.Е. От экзистенциальной аналитики совести-вины к коммуникативно-рациональному этическому дискурсу. В сб.: Философия, психология, теология вины. - Владивосток: ДВГМА, 1998. -105 с.

166. Ячин С.Е. Феноменология сознательной жизни. Владивосток: «Дальнаука», 1992. - 204 с.

167. Ячин С.Е. Философские основания современного научного познания: Учеб. Пособие. Владивосток: Изд-во Дальне. Гос. Техн. Ун-та, 1998. - 252с.195

168. Boss M. Psychoanalysis and Daseinsanalysis. N. Y.: Basic Books, 1963. Цит. по: Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. -M.: ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-Синтез», 1998. — 238 с.

169. Corsini R.J. Introduction // Current psychotherapies. Itasca, III.: Peascock, 1989. P. 1- 16. С. 1.

170. Derrida J. De l'esprit. Heidegger et guestion. P.: Galilée. 1987. -Цит. по ст.: Бибихин В. Дело Хайдеггера. В кн.: Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: Республика, 1993. С. 10.

171. Habermas J. Moral Consciousness and Communicative Action (Cambridge, MA: The MIT Press, 1990).

172. Habermas J. Philosophical Discourse of Modernity (Cambridge: Polity Press, 1987).

173. Habermas J. The theory of communicative action. Boston: Beacon Press, 1984. Vol. I.

174. Habermas J. Theory of Communicate Action, Vol. Two: The Critigue of Functionalist Reason (Boston: Beacon Press, 1987).

175. Habermas J. Knowledge and Human (Boston: Beacon Press, 1977).

176. Schutz A. Collected papers. Hague, 1962, vol. 1, p. 147. Цит. no: Ионин Л.Г. Понимающая социология. M., 1979. С. 123 - 124.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.