Стереотипы восприятия "чужого": на примере русско-башкирских контактов на Южном Урале тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Кривошлыкова, Марина Владимировна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 144
Оглавление диссертации кандидат наук Кривошлыкова, Марина Владимировна
Содержание
Введение
Глава I. Проблема стереотипного восприятия «чужого» в
межкультурном взаимодействии
1.1. Межкультурное взаимодействие: теоретические параметры формирования образа «чужого»
1.2. Стереотипы в процессах социального восприятия
Глава II. Стереотипы башкир в русской культуре XIX -XX вв
2.1. Политические и экономические факторы формирования образа башкир в русской культуре XIX-XX вв
2.2. Императивность представлений русских о традиционализме
башкирской культуры
Заключение
Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Динамика этнокультурных стереотипов в коммуникации: Россия и Испания. XX-XXI век2009 год, кандидат культурологии Пак, Елена Сергеевна
Историко-культурные центры как форма оптимизации этнической идентичности и межэтнических коммуникаций в Республике Башкортостан2010 год, доктор исторических наук Хабибуллина, Айгуль Рафкатовна
Этническая идентичность и межэтническое взаимодействие в Северной Башкирии2005 год, кандидат исторических наук Выскочил, Андрианна Анатольевна
Лингводидактическая концепция релятивизации национальных стереотипов в процессе иноязычной подготовки студентов языкового вуза2014 год, кандидат наук Сорокина, Наталья Валерьевна
Лингводидактическая концепция релятивизации национальных стереотипов в процессе иноязычной подготовки студентов языковых вузов2014 год, доктор наук Сорокина Наталья Валерьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Стереотипы восприятия "чужого": на примере русско-башкирских контактов на Южном Урале»
ВВЕДЕНИЕ
Народы и культуры в современном мире постоянно находятся в ситуации взаимодействия. Специфика такого взаимодействия заключается в существовании напряженности, непонимания и зачастую угрозы межкультурного конфликта. Несмотря на то, что в условиях глобализации существует тенденция к формированию наднационального культурного пространства, на современном этапе обострились проблемы локализации культур и актуален вопрос индивидуализации культурных сообществ. Неоднозначная природа такой трансформации современной культурной ситуации выявляет необходимость обращения к проблемам сосуществования и взаимодействия культур. Процессы глобализации, претендуя на некую тотальность, сталкиваются со стремлениями культур сохранить собственную национальную, этническую и религиозную идентичность любой ценой. Эти достаточно сложные и противоречивые проблемы являются новой реальностью в современном поликультурном коммуникативном пространстве.
Актуальность темы исследования. В современной гуманитарной науке исследования в области межкультурного взаимодействия входят в число наиболее актуальных и перспективных направлений, связанных с преодолением противоречий и вызовов реального времени. Проблемы глобализации и стандартизирующегося мира, вопросы выявления механизмов процессов, лежащих в основе трансформации современного миропорядка, темы, связанные с определением границ культур и пространства их взаимодействия, относятся к наиболее дискуссионным как в зарубежной, так и отечественной науке.
Для современной Российской Федерации обозначенные проблемы особенны актуальны. Бинарный характер культуры России заключается в стремлении многочисленных народов, её населяющих, сохранить свою самобытность. Вся история её культуры с одной стороны, характеризуется
стремлением народов сохранить свою специфику, уникальность и особенности этносознания и этнической идентичности, а с другой, межкультурным взаимодействием, являющимся неотъемлемой -составляющей отечественной культуры, которая ведет к формированию наднационального культурного пространства и универсализации культурных сообществ.
Анализ закономерностей протекания культурно-исторических процессов в практике бытования современного российского общества в совокупности с социально-значимыми формами культурного взаимодействия убеждает в необходимости серьезного и глубокого исследования в этой области.
Сложные и неоднозначные процессы взаимодействия между этносами, территориями и отдельными социальными группами в России актуализировали ряд серьезных проблем, связанных с проявлением этнической и религиозной нетерпимости, с интолерантным поведением по отношению к представителям инокультур и т.д.
На территории России в последние десятилетия особенно остро подобного рода конфликты проявляются на Северном Кавказе, Дальнем Востоке, в Татарстане и в Карелии.
Данная работа представляет собой попытку осмысления опыта русско-башкирских межкультурных контактов в геокультурном пространстве Южного Урала. Обращение к русско-башкирским отношениям и башкирской культуре в частности представляется перспективным и своевременным, поскольку способствует формированию поликультурного климата в нашем государстве и регионе в частности, а также содействует росту взаимного понимания и уважения между народами и культурами. Актуальными в этой связи становятся проблемы взаимного восприятия «чужого», обнаруживающие бинарную значимость стереотипов в процессах межкультурного взаимодействия русских и башкир.
Особенностью любого взаимодействия, осуществляемого как на межличностном, так и межгрупповом уровне, являются процессы стереотипизации восприятия «иного», «другого», «чужого». Стереотипы появляются, функционируют и эволюционируют в синергетических потоках межкультурного взаимодействия, но имеют склонность к фетишизации собственных культурных норм и ценностей. При этом главная опасность стереотипов заключается в том, что, упираясь в различия, они способны вызывать нетерпимость, провоцировать интолерантные настроения и конфликтные ситуации.
Однако стереотипы не всегда способствуют созданию неэффективного сценария взаимодействия. Так опыт русско-башкирского взаимодействия в регионе Южного Урала показывает, что на современном этапе стереотипы во многом способствуют созданию условий для сохранения и развития имеющегося культурного потенциала, консервации значимых культурных форм, поддержанию положительной этнической и религиозной идентичности.
Отметим, что такой ситуация была не всегда, и в истории русско-башкирских контактов были периоды, связанные с преодолением межэтнического неприятия и поиском более эффективных сценариев взаимодействия. Обращение к заявленной теме исследования позволяет проанализировать сложившуюся систему представлений о башкирах в русской культуре, с учетом ее трансформации во времени, включающем длительные, сменяющие друг друга исторические эпохи и периоды. Избранный для исследования регион интересен еще и потому, что определяющей характеристикой межкультурных контактов является их историческая длительность. Изучение стереотипа в контексте социокультурной деятельности человека способно обеспечить необходимыми прикладными знаниями, важными для решения конкретных задач в случаях, «когда межэтнические отношения становятся напряженными
и чреватыми опасными последствиями»1. Кроме того практические результаты такого рода исследований актуальны и востребованы в ситуациях межкультурных контактов и адаптации в инокультурной среде в регионах со сложной межэтнической обстановкой.
Проблемы функционирования стереотипов в сфере межличностной и межгрупповой коммуникации лежат в плоскости научного интереса различных областей гуманитарного знания. Однако, при всем разнообразии исследовательских концепций и разработок, теоретическое осмысление феномена стереотипа в контексте процессов межэтнического взаимодействия является одной из важнейших культурологических проблем.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема стереотипов, их функционирования в процессах межкультурных контактов нашла отражение в целом ряде исследований, созданных в специальных областях гуманитарного знания, среди них - философские, социально-психологические, этнологические, лингвистические, исторические, в той или иной степени, освещающие данный феномен.
В осмыслении проблемы важную роль сыграли философские теории этноса и этничности Ю. В. Бромлея, JI. Н. Гумилева, С. М. Широкогорова; теория диалога культур М. М. Бахтина, B.C. Библера, М. Бубера; социально-историческая теория ментальности А. Я. Гуревича, Л. А. Бессмертного.
Особое место в изучении межкультурного взаимодействия, в частности диалога культур, занимают работы М. Бахтина, определившего принципиально новую методологию в гуманитарном знании, постулирующего главенствующую роль диалога, многоголосия, полифонии в культуре. Это проблемы, прежде всего фундаментальные для исследования русской культуры. Не случайно, что, развивая культурологические идеи М. Бахтина, целая плеяда ученых продолжила исследования диалога культур, среди них: С. С. Аверинцев, Н. С. Автономова, В. С. Библер, JI. С.
1 Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: МГУ, 1990. - С. 135.
Выготский, В. И. Иванов, С. Н. Иконникова, М. С. Каган, А. С. Кармин, Ю. М. Лотман.
В целом разработкой фундаментальных основ межкультурного взаимодействия в отечественной науке занимались А. И. Арнольдов, С. А. Арутюнов, М. С. Каган, А. А. Леонтьев. Дальнейшие исследования проблемы взаимодействия культур связаны с именами российских культурологов А. Г. Асмолова, А. А. Велика, С. К. Бондыревой, Е. И. Дворниковой, П. М. Козыревой, В. В. Кочетковой, Н. М. Лебедевой, А. П. Садохина, Е. А. Сайко, 3. В. Сикевич, Н. Г. Скворцова, Т. Г. Стефаненко, В. В. Шалина. Исследования данных авторов посвящены изучению различных аспектов взаимосвязи межкультурного взаимодействия с процессами межкультурной коммуникации.
В трудах Д. Б. Гудкова, В. В. Красных, Л. В. Куликовой, О. А. Леонтович, Ю. А. Сорокина, А. П. Садохина, И. А. Стернина исследуются проблемы межкультурной коммуникации. Работы Ю. М. Жукова, Н. М. Лебедевой, С. Г. Тер-Минасовой направлены на решение методических задач формирования практических навыков, например, в сфере деловой коммуникации.
Как в отечественной, так и в зарубежной гуманитарной науке существует значительное количество работ, посвященных теоретико-методологическому определению понятия «чужого» и инвариантов этой категории («другого», «иного»). В культурологии таковы работы М. М. Бахтина, В. С. Библера, Ю. Кристевой, Ю. М. Лотмана, М. В. Пивоева и других. В контексте проблем межкультурной коммуникации, межнациональных отношений к вопросу определения культурных границ, формирования образа «чужой» культуры обращаются А. А. Бодалев, В. И. Карасик, И. Э. Юпоканов, О. А. Леонтович, А. А. Леонтьев, И. А. Стернин, А. В. Шипилов.
Значительный вклад в исследование процессов межкультурного взаимодействия внесли представители социально-психологической школы.
В социальной психологии проблема межгрупповых отношений разрабатывалась как западными, так и отечественными учеными. Среди них: В. С. Агеев, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, В. Дуаз, С. Масковиси, А. Тэджфел, 3. В. Сикевич, Г. У. Солдатова, Т. Шибутани и др. Особый интерес ученых связан не столько с собственно межгрупповыми процессами, сколько с их внутренним отражением, в значительной степени с когнитивной сферой.
Изучению вопросов этнического стереотипа как производного социального стереотипа были посвящены работы Т. Адорно, К. У. Брейли, Дж. Долларда, У. Липпмана, Д. Каца, О. Клайнберга, Г. Мирдалла и др. Отечественная наука представлена именами В. С. Агеева, А. К. Байбурина, Л. М. Дробижевой, Л. Г. Гусляковой, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, С. А. Мурадяна, В. Ф. Поршнева, О. Ю. Семендяевой, Т. Г. Стефаненко, С. В. Чугрова, П. Н. Шихирева, В. А. Ядова и др. В рамках данного подхода проблема межкультурных контактов, возникающих в процессе взаимодействия между группами людей, подвергается рассмотрению сквозь призму восприятия субъектами друг друга. Акцент в исследованиях делался на функциональные особенности стереотипов.
В настоящее время разработка лингвокогнитивного направления в сфере межкультурной коммуникации имеет важное прикладное значение. Исследования в данной области позволяют детальнее рассматривать проблему взаимопонимания различных культур, с учетом национальной специфики и духовного своеобразия языковой картины мира. Эта проблематика поднимается в работах С. С. Аверинцева, Н. Д. Арутюновой, О. В. Балясниковой, Т. Т. Грушевицкой, М. Н. Губогло, В. Б. Кашкина, И. Э. Клюканова, В. В. Красных, И. Ю. Марковкина, В. Д. Попкова, Ю. А. Сорокина, Ю. С. Степанова, И. И. Толстиковой.
В современной этнологии, этнической психологии большое внимание уделяется вопросам взаимодействия различных этносов в многонациональных обществах. В данной области опубликованы работы А. В. Авксентьева, С. А. Арутюняна, В. Г. Бабакова, Ю. В. Бромлея, В. Г.
Крысько, А. А. Налчаджяна, В. М. Семенова, В. П. Трусова, А. С. Филиппова. В плоскости интересов ученых лежат вопросы эффективности межэтнических контактов, особенности межкультурного пограничья, бикультурализм, изучение этноспецифичных черт различных культур и их влияние на процессы коммуникации.
Важной составляющей данного исследования является проблема регионального геокультурного пространства. Методологическую основу исследования в данном контексте составили концепции российских исследователей географического пространства: В. М. Гохмана, Г. Д. Костинского, Б. Б. Родомана, У. И. Мересте, С. Я. Ныммика; культурного ландшафта: Л. С. Берга, А. Г. Исаченко, В. Л. Каганского, В. Н. Калуцкова, Р. Ф. Туровского, Ю. А. Веденина; геокультурного пространства: А. Г. Дружинина, А. Г. Манакова, И. Н. Корнева, В. Д. Сухорукова; региональной культуры: И. Я. Мурзиной.
С точки зрения заявленной тематики особую важность представляют исследования, раскрывающие особенности русско-башкирских контактов в южноуральском регионе. Данная тематика напрямую или косвенно нашла отражение в работах историков, социологов, этнологов, культурологов, политологов, освещающих различные аспекты взаимодействия наиболее многочисленных этнических общностей Южного Урала. Изучению вопросов истории и культуры народов Южного Урала, формирования и расселения основных этнических групп посвящены работы Р. Г. Кузеева, И. Ф. Галигузова. Заслуживают внимания труды В. С. Леонченкова, А. Н. Татарко, А. В. Юракова, разрабатывающие проблему межэтнических контактов и особенностей межнационального общения в регионе. Исследованию вопросов, связанных с развитием этнической культуры башкир, в том числе во взаимосвязи с процессами влияния на нее русской культуры, посвящены работы А. И. Андрущенко, Р. Г. Гадергареевой, Т. И. Герасименко, Р. С. Истамгалина, Ф.Т. Кузбекова, А. А. Скоробогатой, Р. А. Султангареевой, Ф.
С. Файзуллина, А. Р. Хабибуллиной, Г. Р. Шакуровой, С. Н. Шитовой, Б. X. Юлдашбаева, Л.А. Ямаевой.
Однако, при всем разнообразии научных концепций и разработок, проблема стереотипов восприятия в пространстве межкультурных связей русских и башкир исследована недостаточно.
Объектом исследования являются процессы межкультурного взаимодействия между русскими и башкирами в южноуральском регионе.
Предметом исследования в работе выступают стереотипы, повлиявшие на формирование образов Башкирии и башкир в русской культуре в XIX -XX вв.
Целью диссертации является анализ русских стереотипных представлений о Башкирии и башкирах, детерминированных характером межкультурного взаимодействия. Реализация поставленной цели обусловила постановку и решение следующих задач:
• определить место и роль этнических образов и стереотипов в процессах межкультурного взаимодействия;
• определить факторы, повлиявшие на формирование и функционирование стереотипов в культурно-историческом контексте;
• выявить особенности русско-башкирского взаимодействия на Южном Урале в разные исторические периоды, выявить основные зоны культурной конвергентности;
• обозначить специфику изображения Башкирии и башкир в русской публицистике, произведениях литературы и изобразительного искусства, выражающую стереотипные представления русских о башкирской культуре.
Методологической основой диссертации выступает исторический подход, который позволяет изучить проблему в развитии, в контексте общего историко-культурного пространства, выявить совокупность причинно-следственных связей в процессах формирования образов «чужого». Синергетический подход применен для анализа проблем развития и
эволюции культур, а также их взаимодействия. Герменевтический метод позволил произвести исследование художественных и публицистических произведений, в которых нашли отражения совокупные представления русских о Башкирии и башкирах. Междисциплинарный подход использован в силу необходимости целостного осмысления проблем межкультурного взаимодействия, которые раскрываются в явлении стереотипизации как сложном социально-психологическом и культурном феномене.
База источников диссертационного исследования включает текстовые материалы, созданные в рамках художественно-публицистического дискурса в русской литературе XIX - XX веков. Использованные источники условно можно разделить на две категории. В первую вошли публицистические материалы и документы о Башкирии и башкирах - этнографические очерки, путевые заметки, письма, дневники русских путешественников, исследователей, общественных деятелей, писателей. Вторая категория включает художественные произведения русских писателей и поэтов, в которых представлены картины жизни башкир, их быт, характерные особенности, описания основных культурных явлений.
В качестве дополнительного материала используется группа источников, включающая произведения изобразительного искусства ХЕК -XX веков, созданные русскими художниками, в которых нашла отражение башкирская тематика.
Таким образом, обзор данных источников способствовал воссозданию целостной картины отражения башкирской темы в русской культуре с начала XIX века и до наших дней.
Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Поставлена проблема формирования образов башкирской культуры в контексте русско-башкирских контактов ХЕК - XX веков. Выявлены особенности русско-башкирского взаимодействия с учетом
территориально-географического пространства, исторических рамок и этнического состава субъектов коммуникации.
2. Обоснована необходимость введения в научный оборот понятия «геокультурный стереотип», как специфически значимой категории, реализуемой в пространстве межкультурного взаимодействия русских и башкир в южноуральском регионе. Раскрыта специфика этнокультурного и геокультурного стереотипов, выявлены их функции, а также установлена их связь с процессами самоопределения и самоидентичности.
3. Использован комплекс произведений русской литературы, выступающие как имагологический фундамент создания образа башкирской культуры, детерминированный историческим, культурным и политическим контекстом русско-башкирских отношений. Кроме того, привлечены произведения русской живописи и графики, способствующие визуализации образа Башкирии и башкир в искусстве.
4. Выявлены и исследованы основные принципы и ведущие приемы формирования образа башкир в русском сознании.
Положения, выносимые на защиту. По результатам исследования
автор выносит на защиту следующие положения:
1. Процессы стереотипизации в южноуральском регионе позволяют выделить двухуровневую систему межкультурного взаимодействия:
- этнокультурный уровень - связан с функционированием стереотипов как элементов этнической идентичности народа, влияющих на процессы этнодифференциации;
- геокультурный уровень - надэтнический уровень, формирующий региональную идентичность. Восприятие на данном уровне взаимодействия способствует этноинтеграции культур, которая осуществляется посредством тождества авто- и гетеростереотипов. Преобладание одного уровня над другим зависит от сценария развития
взаимодействия. Переход от этнокультурного к геокультурному уровню
межэтнических отношениях двух групп наблюдается в ситуации появления третьей, еще более «чуждой» и враждебной. Такое изменение контекста межкультурного взаимодействия вызывает перцептивный сдвиг, в результате которого происходит эволюция простых схем восприятия (стереотипов) в многосложные образы.
2. Консолидированные представления, сложившиеся в русской культуре о Башкирии и башкирах, детерминированы такими особенностями их взаимодействия как:
- продолжительная совместная история, с момента начала активного освоения территории Южного Урала русскими поселенцами со второй половины XVI века до наших дней;
- культурное доминирование России, обусловленное активной миссионерской деятельностью русских в регионе;
- ментальность башкир выступала объективной основой медленной адаптации башкир к динамично изменяющимся политическим, экономическим и культурным реалиям в условиях интенсификации межкультурных контактов в XVII - начале XX веков;
- национальная и культурная политика в регионе, способствующая сохранению и поддержанию этнической идентичности, установлению низкого уровня конфликтных ситуаций на почве этнонациональной и этноконфессиональной неприязни на современном этапе.
3. На первоначальном этапе взаимодействия в регионе вплоть до 30-х годов XX века в сознании русских бытовал образ Башкирии как отсталого в экономическом и культурном плане края, поэтому башкирская культура воспринималась не как самоценность, а как совокупность архаических пережитков. В связи с этим русские, как носители передовых и прогрессивных идей, видели необходимость в
цивилизационном влиянии на башкир, не способных самостоятельно отвечать вызовам современности.
4. Башкирская тема в русской культуре XIX - начала XX веков раскрывала лишь долю реального положения вещей, поскольку русские авторы, сталкиваясь с объективными культурными различиями, выносили свои суждения и давали оценки сквозь призму антитезы «мы» / «они», и потому многие факты и события башкирской действительности интерпретировали с позиций собственной ценностной парадигмы, адаптируя сложные культурные явления к логике привычного и понятного.
5. Изменение социально-политической ситуации в стране и закат имперской идеологии способствовали трансформации образа башкир. В произведениях советских авторов на смену стереотипному образу «дикого сына степей», бунтаря приходит образ друга, соседа, брата по оружию, полноправного гражданина социалистической страны. Значительное влияние на эволюцию образа на данном этапе оказала единая советская идеология, утверждавшая принципы социального равенства в сознание советского обывателя.
6. Ведущим принципом формирования образа Башкирии и башкир в русской публицистике и литературе было смещение акцента с объективного и обоснованного отображения реальности на субъективную репрезентацию, призванную воздействовать на эмоциональную сферу читательской аудитории. Образы и стереотипы башкир вписывались в стройную, непротиворечивую систему представлений, согласующуюся с мнением большинства. Поскольку стереотипы возникали на основе синтеза предзнания и личного социального опыта, главным приемом их формирования и трансляции становился поверхностный анализ, упрощение, использование редуктивных интерпретаций, культурных штампов.
Личный вклад диссертанта заключается в комплексном и многоаспектном исследовании этнокультурных образов и стереотипов башкир в русской ментальности XIX - XX веков. Впервые в целостном проблемном поле межкультурного взаимодействия систематизировано явление русско-башкирских связей в сопоставлении с экономической, политической и социокультурной динамикой.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Значимость работы обусловлена ее новизной и заключается в развитии теоретического уровня исследований процессов стереотипизации в концептуальном поле проблем социального и культурного взаимодействия.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в компаративных исследованиях других регионов России. Собранный и систематизированный материал может быть использован студентами исторических, краеведческих и социологических специальностей в подготовке и написании курсовых и дипломных работ. Результаты исследования могут быть использованы при изучении межкультурных процессов на Южном Урале и востребованы культурологами, этносоциологами, этнологами, историками при изучении социально-культурных особенностей взаимодействия этносов и анализе этнокультурных проблем и процессов. Выводы проведенного исследования могут быть учтены органами государственной власти при планировании культурной политики в регионе.
Апробация работы. О результатах исследования докладывалось на Ш Российском культурологическом конгрессе с международным участием «Креативность в пространстве традиций и новаций» (Санкт- Петербург, 2010 г.), на II международной научно-практической интернет-конференции «Диалог этнокультурных миров в евразийском историческом процессе» (Оренбург, 2011 г.), на международной научной конференции «Мировоззренческие основания культуры современной России» (Магнитогорск, 2012 г.), на международной научно-практической
конференции «Достижения в науке. Новые взгляды, проблемы, инновации» (Польша, г. Лодзь, 2012), на международной научной конференции «Колосницынские чтения» (Екатеринбург, 2013, 2014 гг.), на всероссийской конференции «Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России» (Магнитогорск, 2010, 2014 гг.), на региональной научно-методической конференции «Социально-культурное пространство университета как фактор формирования личностной успешности будущего специалиста» (Магнитогорск, 2009 г.), на региональных научно-технических конференциях (Магнитогорск, 2009 и 2011 гг.). Диссертация была обсуждена на заседании кафедры культурологии и социально-культурной деятельности Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Основные положения диссертации изложены в 17 научных публикациях.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и библиографического списка источников и литературы, содержащего 257 наименований.
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА СТЕРЕОТИПНОГО ВОСПРИЯТИЯ «ЧУЖОГО» В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
1.1. МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА «ЧУЖОГО»
В современной культурологии проблема межкультурного взаимодействия занимает важное место, поскольку она обнаруживает целый комплекс противоречий, от решения которых зависит дальнейшее развитие культурных сообществ в условиях динамичного изменения окружающего мира. Вопросы взаимопонимания, взаимопознания и взаимодействия между культурами становятся все более актуальными в современном многополярном мире, жизненно важными они являются и для нашего Отечества. Сложные межэтнические отношения и процессы коренных преобразований российского общества вызывают интерес самых разных исследователей - философов, социологов, антропологов, культурологов. В связи с этим обнажаются проблемы недостаточного теоретического осмысления тех явлений, которые накопила практика взаимодействия культур.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования2009 год, доктор культурологических наук Садохин, Александр Петрович
Концепт "свой/чужой" в журналистике и литературе России и Франции на рубеже XX-XXI вв.2006 год, кандидат филологических наук Петрова, Мария Леонидовна
Башкиро-казахское этнокультурное взаимодействие в XVIII - первой половине XIX вв.2006 год, кандидат исторических наук Бижанова, Миляуша Ришатовна
Этнические стереотипы как феномен духовной культуры2001 год, кандидат философских наук Гладких, Светлана Владимировна
Современные коммуникативные практики в пространстве российско-китайского межкультурного взаимодействия2010 год, доктор философских наук Нестерова, Ольга Александровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кривошлыкова, Марина Владимировна, 2014 год
БИБЛИОГРАФИЯ
1. XVI Уральские социологические чтения: социальное пространство Урала в условиях глобализации - XXI век: материалы Международной научно-практической конференции в 3 ч. / Отв. ред. С.Г. Зырянов. - Челябинск: Центр анализа и прогнозирования, 2006.
2. Абашев В. В. Пермь как центр мира / В. В. Абашев // Новое литературное обозрение. - 2000. - № 6 (46). - С. 275-288.
3. Абельс X. Интеракция, идентичность, презентация: Введение в интерпретативную социологию. - СПб.: Алетейя, 2000. - 265 с.
4. Авксентьев А. В., Авксентьев В. А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. - Ставрополь: Ci ИИ, 1983. -222 с.
5. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. -М.: МГУ, 1990. - 240 с.
6. Агеев В. С., Толмасова А. К. Социальная среда, межгрупповое взаимодействие и социальная идентичность личности / B.C. Агеев, А. К. Толмасова // Личность и социальная среда: идеологические и психологические аспекты общения: сборник обзоров. - М.: Прогресс, 1987.-С. 9-59.
7. Азнабаева А. Ф. Современное состояние и тенденции имянаречения в полиэтническом социуме: на материале русского, башкирского, татарского и немецкого языков: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20 / Азнабаева Альфия Фаритовна. - Уфа, 2006. - 190 с.
8. Амбарова П. А. Пища людей: межкультурные различия и культурные универсалии / П. А. Амбарова // Известия уральского федерального университета, Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. -2010.-№4. -С. 150-154.
9. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 375 с.
10. Арнольдов А. И. Национальная культура и глобализация: сферы взаимодействия. - М.: МГУКИ, 2004. - 48 с.
11. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука - 1989.-247 с.
12. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт - М.: Наука, 1988.-341 с.
13. Арутюнян С. М. Нация и ее психологический склад. - Краснодар: КубГУ, 1966.-271 с.
14. Асимметричная Федерация: взгляд из центра, республик и областей / отв. ред. Дробижева Л. М. // Институт этнологии и анторологии РАН. 2-е изд. - М.: Изд-во института социологии РАН, 2000. - 203 с.
15. Асмолов А. Г., Шлягина Е. И. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического исследования // Психологические проблемы индивидуальности / Вып. № 2. - М,- Л., 1984. -С. 257-261.
16. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы). - М., 1996. - 70 с.
17. Байбурин А. Г. Этнические аспекты изучения стереотипных форм поведения и традиционных форм / А. Г. Байбурин // Советская этнография, 1985.-№2. -С. 36-46.
18. Байбурин А. К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения // Этнические стереотипы поведения / Под ред. А. К. Байбурина. -Л.: Наука, 1985.-С. 7-21.
19. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советская Россия, 1979.-317 с.
20. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. -424 с.
21. Башкирия в русской литературе. - Уфа: «Китап», 1989. - Т.1. - 510 с.
22. Башкирия в русской литературе. - Уфа: «Китап», 1993. - Т.З. - 512 с.
23. Башкирия в русской литературе. - Уфа: «Китап», 1997. - Т.4. - 560 с.
24. Башкирия в русской литературе. - Уфа: «Китап», 2001. - Т.5. - 616 с.
25. Белова О. А. Этнические стереотипы как объект социологического исследования / О. А. Белова // Социальная политика и социология. 2008. - № 2.-С. 118-127.
26. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов (извлечения). III. "Раб, чужой» // Общая лингвистика. - М., 2002. - 364-369 с.
27. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. - М.: Изд-во политической литературы, 1991.-413 с.
28. Бодалев А. А. Познание человеком человека (возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспекты). - СПб.: Речь, 2005. - 324 с.
29. Бранский В. П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология: теория самоорганизации индивидуума и социума. - СПб.: Политехника, 2002. - 476 с.
30. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1983. - 412 с.
31. Бурукина О. А. Национальные стереотипы как культурные универсалии / O.A. Бурукина // Вестник ТГУ, 2010. - № 12. - С. 204-209.
32. Валеев Д. Ж. История башкирской философской и общественно-политической мысли. Основные тенденции развития. - Уфа: Китап, 2001. -352 с.
33. Вандерфельс Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о «Чужом» / пер. О. Кубановой // Логос . - 1995. - № 6. - С. 77-94.
34. Васильева В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (синергетика и теория социальной самоорганизации). - СПб.: Лань, 1999. -480 с.
35. Веденин Ю. А. Культурный ландшафт как объект наследия. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. - 620 с.
36. Взаимодействие в диалоге культур: условия успешности. Часть 2. -Воронеж: ВГУ, 2004. - С. 49-62.
37. Вклад Башкирии в победу России в Отечественной войне 1812 года: сборник документов и материалов. - Уфа: Китап, 2012. - 488 с.
38. Волков Е. В. Образы историко-революционных произведений изобразительного искусства Южного Урала / Е. В. Волков // Вестник ЮУрГУ. - 2010. - №28 (204). - С. 25-34.
39. Всероссийская перепись населения 2002 года. Том 4 - «Национальный состав и владение языками, гражданство» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.perepis2002.ru/index.html?id=17 (дата обращения 25.04.2014 г.)
40. Вундт В. Проблемы психологии народов. - М., Изд-во Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2002. - 861 с.
41. Галигузов И. Ф. Народы Южного Урала: история и культура. -Магнитогорск: Магнит, дом печати, 2000. - 499 с.
42. Гачев Г. Д. Ментальности народов мира. - М.: Алгоритм Эксмо, 2008. -544 с.
43. Гачев Г. Д. Национальные образы мира: курс лекций. - М.: Изд. центр «Академия», 1998. - 432 с.
44. Герасименко Т. И. Трансграничные этнокультурные регионы: специфика межэтнического взаимодействия и проблемы интеграции / Т. И. Герасименко// География в школе. - 2006. - №5. - С 11-18.
45. Грановская Р. М., Крижановская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб.: OMS, 1994. - 192 с.
46. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации / Под ред. А. П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352 с.
47. Гудков Г. Ф., Гудкова 3. И. Из истории южноуральских горных заводов XVIII-XIX веков. Историко-краеведческие очерки. 4L- Уфа: Башкирское книжное издательство, 1985. - 424 с.
48. Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. — М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. - 288 с.
49. Гумилев Л. Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. - М.: Экопрос, 1992. -198 с.
50. Гумилев Л. Н. Психологическое несходство этносов // Психология национальной нетерпимости. - Минск: Алгоритм, 1998. - 560 с.
51. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - СПб.: Кристалл, 2001. -642 с.
52. Гуревич П. С. Диалог культур или духовная экспансия? - М.: Прогресс, 1989. -190 с.
53. Декинова Т. В. Социальные стереотипы в системе межгрупповых и межличностных отношений /Т.В. Декинова // Инновации в образовании. -2005.-№5. -С. 73-85.
54. Демина А. В. Этнические стереотипы в языке как одна из проблем межкультурной коммуникации / А. В. Демина // Современные проблемы межкультурных коммуникаций: сб. статей. - СПб. 2003 г., - С. 47-53.
55. Диспозиция «свой-чужой» в культуре: монография под ред. А. С. Кравец, В. Т. Титов, Е. Н. Ищенко, Л. И. Гришаева. - Воронеж: Издательско-политический центр Воронежского университета, 2007. - 257 с.
56. Древнерусская литература. Слово о полку Игореве (пер. Н. Заболоцкого) [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ь«р://оШ-russian.chat.ru/08slovo.htm (дата обращения 4.03.2014 г.)
57. Дуаз В. Явление анкеровки в исследованиях социальных представлений В. Дуаз // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 1. -С. 19-27.
58. Жерновая О. Р. Стереотипы нации в контексте этнокультурной идентичности / О. Р. Жерновая // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2011. - № 6 (2). - С. 173-175.
59. Жидков В. С. Театр и власть, 1917-1927: От свободы до \«осозн. необходимости\». - М.: Алетейя, 2003. - 654 с.
60. Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. - М.: Знание, 1988. -64 с.
61. Иванова Н. JI. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотипов / H.JI. Иванова // Вопросы психологии. -
2004.-№6.-С. 56-62.
62. Идрисова М. А. К проблеме становления профессионализма в башкирской музыкальной культуре / М. А. Идрисова // Вестник Башкирского университета. - 2011. - Т. 16. -№ 4. - С. 1268-1273.
63. Из истории Урала. Урал с древнейших времен до 1917 года: сборник документов и материалов. - Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1971.
- 392 с.
64. Иконникова Н. К. Механизмы межкультурного восприятия / И. К. Иконникова // Социологические исследования. - 1995. - № 11. - С. 26-34.
65. Иконникова С. Н. История культурологических теорий. - СПб.: Питер,
2005.-474 с.
66. Истамгалин P.C. Государственно-религиозные отношения в республике Башкортостан. // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России: сб. материалов Всероссийской научно-теоретической конференции. - Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ», 2010. - С. 137 - 142.
67. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX века.
- Уфа: Китап, 1996. - 520 с.
68. Каган М. С. Мир общения. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.
69. Каган М. С. Синергетика и культурология // Синергетика и методы науки. - СПб.: Наука, 1998. - С. 201-219.
70. Каган М. С., Хилтухина Е. Г. Проблема «Запад - Восток» в культурологии: взаимодействие художественных культур. - М.: Наука. 1994. -160 с.
71. Казакова Г. М. Культура Южного Урала: локальный вариант регионального измерения: монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.ИГерцена, 2007. - 254 с.
72. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. -Волгоград: Перемена, 2002. - All с.
73. Кармин А. С. Культурология. - М.: Питер, 2010. - 240 с.
74. Клещина А. В. Теория межкультурной коммуникации в американских исследованиях / А. В. Клещина // Известия Уральского государственного университета. - 2009. - № 3(65). - С. 91-99.
75. Климова С. Г. Стереотипы повседневности в определении «своих» и «чужих» / С.Г. Климова // Социс, 2000.- №12. - С. 13-22.
76. Клюканов И. Э. Динамика межкультурного общения: к построению нового концептуального аппарата: автореф. дис... д. филол.наук: 10.02.19 / Клюканов Игорь Энгелевич. - Саратов, 1999. - 42 с.
77. Книга Большому чертежу / Под ред. К. Н. Сербиной. - М., Л., 1950. -232 с.
78. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. - СПб.: Алетейя, 2002.-414 с.
79. Князева E.H. Случайность, которая творит мир // В поисках нового мироздания: И. Пригожин, Е. и Н. Рерихи. - М.: Знание, 1991. - С. 3-31.
80. Кокшарова Н. Н. Конфликтный дискурс: психологический и лингвистический аспекты: Монография. - Челябинск: ЮУрГУ, изд. дом «Губерния», 2009. - 176 с.
81. Коллектив. Личность. Общение: словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. - 144 с.
82. Кон И. С. Социологическая психология. М.: Моск. псих.- соц. институт; Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 1999. - 560 с.
83. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. - М. ВЕЧЕ 2000, ACT, 2003. - 512 с.
84. Коренева М. Ю. Образ России у Рудольфа Штайнера // Образ России. Россия и русские в восприятии Запада и Востока. - СПб., 1998. - 462 с.
85. Корепанов Г. С. Региональная идентичность: социокультурный и социоэкономический подходы / Г. С. Корепанов // Известия Уральского государственного университета. - 2009. - № 3(65). - С. 276-284.
86. Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность. - М.: ИГДГК «Гнозис», 2003. - 375 с.
87. Крысько В. Г. Этническая психология. - М.: Академия, 2004-2008 - 313 с.
88. Кузбеков Ф. Т. История культуры башкир. - Уфа: Китап, 1997. - 128 с.
89. Кузеев Р. Г. Историческая этнография башкирского народа. - Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1978. - 264 с.
90. Кузнецова О. Л. Межкультурная коммуникация в практике преподавания русского языка финским учащимся: дисс... канд. пед. наук: 13.00.02 / Кузнецова Ольга Леонтьевна - СПб., 2000. - 303 с.
91. Куликова Л. В. Межкультурная коммуникация: теоретические и прикладные аспекты. На материале русской и немецкой лингвокультур: Монография. - Красноярск: РИО КГПУ, 2004. - 196 с.
92. Культурология. Лихвар В. Д., Погорелый Д. Е., Подольская Е. А. - М.: Эксмо, 2008. -412 с.
93. Курбан Е. Н. Взаимодействие и синтез культур и искусств в контексте общих проблем русской культуры. - Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ», 2009. - 140 с.
94. Курбанова Л. У. Роль стереотипов в конструировании и функционировании тендерной идентичности: теоретический аспект / Л. У. Курбанова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 3. - С. 269-275.
95. Кусарбаев Р. И. Теоретическая модель подуровнего развития культуры межнационального взаимодействия у студентов / Р. И. Курсакбаев // Социально-культурное пространство университета как фактор формирования личностной успешности будущего специалиста: материалы региональной
научно-методической конференции / под ред. С. И. Платова. -Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ», 2009. - С. 89-98
96. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Ценности культуры и развитие общества. - М.: ГУ-ВШЭ, 2007. - 527 с.
97. Лелеко В. Д. Пространство повседневности как предмет культурологического анализа: автореф. дис... д. культурологии: 24.01.00 / Лелеко Виталий Дмитриевич - СПб., 2002. - 52 с.
98. Леонидов А. Как это было? Добровольное присоединение Башкирии к многонациональному Русскому государству // Истоки. - 2005. - №13.-29 марта.
99. Леонтович О. А. Теория межкультурной коммуникации в России: состояние и перспективы: сб. научных трудов «Теория коммуникации & прикладная коммуникация» / О. А. Леонтович // Вестник Российской коммуникативной ассоциации. Выпуск 1 / Под общей редакцией И. Н. Розиной. - Ростов н/Д: ИУБиП, 2002. - С. 63-67
100. Леонтович О. А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения. - Волгоград: Перемена, 2002. - 435 с.
101. Леонтьев А. А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. -365 с.
102. Леонченков В. С. Дом Дружбы народов как основа национального единства народов Челябинской области / В. С. Леонченков // Проблемы национальных отношений в России: сб. статей Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Н. Р. Балынской. - Магнитогорск -Челябинск, 2008. - С. 59-62.
103. Лихачев Д. С. Два типа границ между культурами // Очерки по философии художественного творчества. - СПб.: Блиц, 1999. - 190 с.
104. Лотман Ю. М. Семиосфера. - СПб.: Искусство-СПб, 2000. - 703 с.
105. Любичанковский А. В., Любичанковский В. А. Культурное пространство региона в оценке современной российской историографии /А.
B. Любичанковский, В. А. Любичанковский // Вестник ОГУ. - 2011. - №7. -
C. 124-129.
106. Ляпкина Т. Ф. Архитектоника культурного пространства Восточной Сибири (конец XVII- начало XX в.): автореф. дис... д. культурологии: 24.01.00 / Ляпкина Татьяна Федоровна. - СПб., 2007. - 41 с.
107. Мартюшов В. Ф. Социальная релевантность адаптации. - Тверь: ТГТУ, 2005.- 104 с.
108. Махлина С. Семиотика культуры повседневности. - СПб.: Алетейя, 2009.-232 с.
109. Мацумото Д. Психология и культура. - СПб.: Прайм- Еврознак, 2002. -414 с.
110. Межкультурные взаимодействия в полиэтничном пространстве пограничного региона: материалы международной научной конференции, посвященной 75-летию Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН. - Петрозаводск, 2005. - 416 с.
111. Мир культуры: теории и феномены. - Вып. 2 / под ред. Н. М. Инюшкина. - Пенза: Приволжский дом знаний, 2002. - 60 с.
112. Моисеев Н. Н. Универсум. Информация. Общество. - М.: Устойчивый мир, 2001. -200 с.
113. Мурзина И. Я. Методологические аспекты изучения региональной культуры / И. Я. Мурзина // Социс. - 2004. - № 2. - С. 60-65.
114. Народы Урало-Поволжья: история, культура, этничность. Материалы межрегиональной научно-практической конференции / под ред. X. X. Ишмуратова. - Уфа: ГУП «Уфимский полиграфкомбинат», 2003. - 352 с.
115. Национальные культуры Урала: самобытность, история и перспективы взаимодействия. Материалы региональной науч.-практ. конференции. -Екатеринбург, 2005. - 162 с.
116. Нечаева С. А. Роль культурных стереотипов в ситуации межличностного конфликта: дис... к. культурологии / Нечаева Светлана Александровна. - Волгоград, 2004. - 159 с.
117. Новикова О. Н. Изменение ценностных установок личности как основа динамики национального антропонимикона / О. Н. Новикова // Вестник Башкирского университета. - 2009. - Т. 14. - № 2. - С. 429-431.
118. Основы теории художественной культуры / Под общ. ред. JI. М. Мосоловой. - Спб.: Лань, 2001. - 288 с.
119. Павловская А. В. Россия и Америка. Проблемы общения культур: Россия глазами американцев 1850-1880-е гг. - М.: Изд-во Московского университета, 1998. - 302 с.
120. Понятийный словарь по культурологии / сост. Ороев Н. А., Папченко Е. В. - Таганрог: ТРТУ, 2005. - 94 с.
121. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. - М.: Наука, 1979. -235 с.
122. Пригожин И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. - М.: Наука, 1985. - 327 с.
123. Проблема идентичности российского социума в условиях глобализации: монография. - Магнитогорск: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. - 271 c.
124. Прохоров Ю. E. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. М., Издательство ЛКИ, 2008. - 224 с.
125. Разина Л. С. Изучение стереотипов восприятия как предпосылки толерантного реагирования / Л. С. Разина // Высшее образование сегодня. -2008.-№10.-С. 60-64.
126. Рахимов Н. Р. Народы Башкортостана в Отечественной войне 1812 года / Н. Р. Рахимов // Вестник ВЭГУ. - 2012. - № 4(60) - С. 176-181.
127. Русские в Башкирии (земле башкир). [Электронный ресурс] Русский информационный портал «Уфа губернская». Режим доступа: http://ufagub.net/index.php?id=33335928:2011-12-18-21-19-23&option=com_content&view=article (дата обращения: 18.04.2014)
128. Рыжакова С. И. «Латышскость» в зеркале этнокультурных стереотипов и образов / С. И. Рыжакова // Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: исследовательские подходы и интерпретации / Под ред. Г. И. Зверевой. - М.: Аспект Пресс, 2003 - С. 146-155.
129. Рыжков В. А. Национально-культурные аспекты ассоциативного значения интернациональных стереотипов: автореф. дис... канд. филол. наук: 10.02.19/Рыжков В. А.-М., 1983,- 22 с.
130. Рыжова С. В. Установки этнического самосознания русских // Конфликтная этничность и этнические конфликты. - M.: Socio-Logos, 1994. -С. 20-23.
131. Саблина С. Г. Барьеры коммуникации в межкультурной среде: сборник научных трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации». - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. - С. 52-74.
132. Савруцкая Е. П. Феномен коммуникации в современном мире: сборник научных трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации». - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. - С. 75-85.
133. Садохин А. П. Межкультурная компетентность как социокультурный феномен: монография. - Калуга: Эйдос, 2008. - 268 с.
134. Садохин А. П. Межкультурная компетенция: сущность и механизмы формирования. Автореферат дис. ... д. культурологии: 24.00.01 / Садохин Александр Петрович. - Москва, 2009. - 42 с.
135. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. - М.: Высшая школа, 2005. - 310 с.
136. «Свое» и «чужое» в культуре: сборник научных статей / Отв. ред. В. М. Пивоев. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998. - 107 с.
137. «Своё» и «чужое»: Межкультурная коммуникация в полипарадигмальном аспекте: коллективная монография / Под ред. Л. А. Шкатовой. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2003. - 185 с.
138. Сергеева А. В. Русские стереотипы, традиции и ментальность / A.B. Сергеева // Соционика, психология и межличностные отношения: человек, коллектив, общество - 2008, май. - С. 11-17.
139. Синергетике 30 лет. Интервью с профессором Г. Хакеном. Проведено Е. Н. Князевой // Вопросы философии. - 2000. - № 3. - С. 53-61.
140. Современные проблемы межкультурных коммуникаций: сб. статей. -СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусства, 2003. - 224 с.
141. Сорокин Ю. А. Этнические формы культуры: сознание и модусы его вербальной репрезентации (компарационные цепочки) // Лингвокогнитивные проблемы межкультурной коммуникации. - М., 1997. - С. 21-36.
142. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 3-е, исп. и доп. - М.: Академический Проспект, 2004. - 992 с.
143. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. - Воронеж: Полиграф,
2001.-416 с.
144. Стернин И. А. Русское коммуникативное сознание / И. А. Стернин // Русское и финское коммуникативное поведение. Вып. 3. - Воронеж: Истоки,
2002.-С. 5-13.
145. Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. - М.: Изд-во Московского университета, 1987. -С. 242-250.
146. Сулейманова Р. А. Русско-европейская лингвокультурная традиция в антропонимической картине мира башкирского языка (на примере именника башкир по Мечетлинскому и Хайбуллинскому районам РБ за 1930-2010 гг.) / Р. А. Сулейманова // Вестник Башкирского университета. - 2011. - Т. 16.- № 2.-С. 479-482.
147. Сунь Цуйин, Нестерова О. Образ «другой» культуры. (Опыт межкультурного взаимодействия университетов) / Сунь Цуйин, О. Нестерова // Высшее образование в России. 2005. -№3. - С. 160-162.
148. Суходольская H. П. Социальный стереотип в жизнедеятельности людей: автореф... канд. философ, наук: 13.00.01/ Суходольская Наталья Павловна - М., 2009. - 25 с.
149. Тарасов Е. Ф. Межкультурное общение - новая онтология анализа языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. - М. : Институт языкознания РАН, 1996. - С. 7-22.
150. Татарко А. Н. Взаимосвязь этнической идентичности толерантности (на примере этнических групп юго-востока Башкирии) [Электронный ресурс]. Режм доступа: http://www. ethnonet.ru/lib/0204-0 l.html#_edn* (дата обращения: 22.01.2014)
151. Тер-Минасова С. Г. Другому как понять тебя? Разница культур / С. Г. Терминасова // Межкультурные коммуникации. - 2008. - № 3. - С. 74-90.
152. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Слово/ Slovo, 1999.-624 с.
153. Титова Т. А. Этнические стереотипы в многонациональной среде / Т.А. Титова // Человек. - 2007. -№1. - С. 31-37.
154. Титова Ю. В. Взаимодействие национальных культур на постсоветском пространстве: проблемы и тенденции (на примере региона центральной Азии): дис. ... канд. соц. наук: 22.00.06 / Титова Юлия Владимировна. - М., 2009.- 173 с.
155. Толстикова И. И. Коммуникативные контексты межкультурного взаимодействия / И.И. Толстикова // Труды Санкт-Петербургского конгресса «Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке». - СПб., 2009.-С. 111-115.
156. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. -М.: Наука, 1983. - С. 227-284.
157. Традиции в современном обществе. Исследования этнокультурных процессов. - М.: Наука, 1990. - 248 с.
158. Трепавлов В. В. «Национальная политика» в многонациональной России XVI - XIX веков / В. В. Трепавлов // Историческая психология и социология истории. - 2009. - Т.2. - №1. - С. 60-73
159. Трусов В. П., Филиппов A.C. Этнические стереотипы // Этническая психология (Этнические процессы и образ жизни людей). - М.: Наука, 1984. - С. 3-20.
160. Тузбеков А. И. Этнокультурные традиции и функционирование этничности башкир Оренбургской, Челябинской и Курганской областей на современном этапе: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.07 / Тузбеков Айнур Ильфатович. - Ижевск, 2008. - 23 с.
161. Тюгашев Е. А. Диалог культур и цивилизаций: методологический анализ / Е. А. Тюгашев // Вопросы культурологии. - 2008. - № 6. - С. 4-8.
162. Узнадзе Д. Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. —М.: Смысл; СПб.: Пигер, 2004. - 413 с.
163. Философский словарь / Под ред. M. М. Розенталя. - М.: Политиздат, 1975.-464 с.
164. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1994.-446 с.
165. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. - M.: Наука, 2008.- 424 с.
166. Хабибулина А. Р. Современная башкирская кухня как результат взаимодействия и взаимовлияния народов / А. Р. Хабибулина // Народы Урало-Поволжья: история, культура, этничность: материалы межрегиональной научно-практической конференции / под ред. Х.Х. Ишмуратова. - Уфа: ГУП «Уфимский полиграфкомбинат», 2003. - С. 145146
167. Хакимова Р. Р. Современная мусульманская культурная самоидентификация на Южном Урале / Р. Р. Хакимова // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент
инновационного развития России: Материалы международной научно-практической конференции. Магнитогорск - Челябинск, 2009. - С. 223-224.
168. Царев А. С. Мировой, российский и региональный опыт построения социальной концепции стереотипа. (Философская мысль в регионе) / A.C. Царев // Регионология. - 2010. - №1. - С. 227-233.
169. Чугров С. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения / С. Чугров // Мировая экономика и международные отношения. - 1993. - №1. - С. 41-53.
170. Шакуров Р. 3. Историко-стратиграфическое и ареальное исследование Башкирской топонимии Южного Урала и Предуралья: дис. ... д. филол. наук: 10.02.02 / Шакуров Рашид Закирович. - Уфа, 1998. - 81 с.
171. Шакурова Г. Р. Этническая идентичность современных башкир: дис... канд. полит, наук: 23.00.02 / Шакурова Гульдар Рашитовна. - Москва, 2005. -166 с.
172. Шаров A.B. Взаимодействие культур и проблемы идентичности. // Общечеловеческое и национальное в философии: материалы II международной научно-практической конференции КРСУ / Под общ. ред. И. И.Ивановой. -Бишкек, 2004.-С. 171-176.
173. Шестопалова О. Н. Типология социальных стереотипов / О. Н. Шестопалова // Известия Уральского государственного университета. - 2007. -№51.-С. 106-110.
174. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. Ростов н/Дону: Изд-во «Феникс», 1999. -544 с.
175. Шипилов А. В. Свои, чужие и другие: монография. - М.: Прогресс-Традиция, 2008.-268 с.
176. Широканов Д. И., Алексеева Е. А. Стереотипы и динамика мышления. - Минск: Наука и техника, 1993. - 622 с.
177. Шитова С. Н., Гаделгареева Р. Г. Злаки в повседневной, праздничной и обрядовой пище башкир в конце XIX - начале XX в. / С. Н. Шитова, Р. Г.
Гаделгареева // Хозяйство и культура башкир в XIX - начале XX веков. - М.: Наука, 1979.-С. 78-81.
178. Шихирев П. Современная социальная психология. - М.: Деловая Книга, Институт психологии РАН, КСП+,1999. -4 48 с.
179. Шлягина Е. И. К вопросу построения этнопсихологии личности // Этническая психология и общество. - М.: Старый сад Москва, 1997. - 136 с.
180. Шлягина Е. И., Карлинская И. М. Толерантность как условие позитивного межэтнического общения // Психология общения: проблемы и перспективы. - М.: Старый сад Москва, 2000. - 257 с.
181. Этническое взаимодействие на Южном Урале: материалы II региональной научно-практической конференции. - Челябинск: ООО «Рифей», 2004. - 238 с.
182. Юлдашбаев Б. X. Башкиры и Башкортостан. XX век. Этностатистика. -Уфа, 1995.-105 с.
183. Юраков А. В. Ресурсы межэтнической толерантности в Башкортостане. [Электронный режим]. Режим доступа: http://www.etnograf.ru/node/67 (дата обращения 22. 02. 2014)
184. Юрченко Т. В. Взаимодействие национальных культур как фактор консолидации народов России: дис. ... канд. полит, наук: 23.00.02 / Юрченко Татьяна Валерьевна. - М., 2004. - 163 с.
185.Якимец К. И. Свое и чужое / К. И. Якимец // Вопросы философии. -2003,-№11.-С. 28-42.
186.Якимович А. К. «Свой - чужой» в системах культур / А. К. Якимович // Вопросы философии. - 2003. - №4. - С. 48-60.
187.Яковенко И. Г. Познание России: цивилизационный анализ. - М.: Наука, 2008. -341 с.
188. Яковец Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М.: Экономика, 2001. - 346 с.
189. Ямаева JI. А. Менталитет башкир: особенности национального характера / Ургаза.ги. Историко-краеведческий портал [Электронный
ресурс] / Л. А. Ямаева - Режим доступа: http://www.urgaza.ru/index.php?cat_id=5&fla=stat&nma==catalog&nums=182 &page=l (дата обращения 25. 02. 2014 г.)
190.Артюх Л. Ф. Традици та ix збереження в сучасному харчуванш / Л. . Артюх // Народна творч!сть та етнограф!я. 1984. - № 1. — С. 24-28.
191.Bourdieu P. Beginnings. - М., 1994. - Р. 203.
192.Dollard J. Caste and Class in a Southern Town. New Haven, 1937.
193.Hewstone M, Jaspars JMF. Social dimensions of attribution. In The Social Dimension: European Developments in Social Psychology, ed. H Tajfel, 1984 P. 379-404.
194.Katz D., Braly K. Racial Stereotypes in One Hundred College Students // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1933. Vol.28, p. 280-290.
195.Kristeva J. Etrangers a nous-memes. P., Fayard, 1988, P. 294.
196.Lippman W. Public opinion W. Lippman N. Y., 1922. - P. 22.
197.Tajfel H. Social identity of intergroup relations // Ann. Rev. of Psychol. Cambridge; P., 1982. V. 33. P 1-39
198.Trager G., Hall E. Culture and Communication: A Model and an Analysis // Explorations and Communication. 1954. Vol 3.
ИСТОЧНИКИ
1. Авдеев М. В. Горы // Авдеев М. В. Сочинения М. В. Авдеева -СПб., 1868.-Т.1.-С.131-150.
2. Авдеев М. В. Поездка на кумыс // Авдеев М. В. Сочинения М. В. Авдеева - СПб., 1868.-Т.1.-С. 192-213.
3. Бажов П. П. Старых гор подаренье. Сказ // Бажов П. П. Сочинения в трех томах. - М: Правда, 1976. - Т.2. - С. 23-33.
4. Бедный Д. «Дикая Башкирия». Стихотворение // Бедный Д. Восток: поэмы - М.: Московское товарищество писателей, 1933. -С. 7-31.
5. Белорецкий Г. П. Поздней осенью. Рассказ. Из Уральских этюдов // Белорецкий Г. П. Башкирия в русской литературе. -Уфа: «Китап», 1993. - Т.З. - С. 350-362.
6. Брусиловсий Р. М. Судьба бойца. Рассказ // Брусиловсий Р. М. Башкирия в русской литературе. Т.5. - Уфа: «Китап», 2001. -Т.5.-С. 53-60.
7. Брусиловский Р. М. Гайфи. Рассказ // Брусиловский Р. М. Башкирия в русской литературе. Т.5. - Уфа: «Китап», 2001. -Т.5.-С. 63-66.
8. Брусянин В. В. Белый волк // Брусянин В. В. Башкирия в русской литературе. - Уфа: «Китап», 1993. - Т.З. - С. 335-343.
9. Ваншенкин К. Я. У Назара Наджми. Стихотворение // Ваншенкин К. Я. Примета. -М.: Советский писатель, 1986. - С. 139-140.
10. Гарин-Михайловский Н. Г. По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову // Гарин-Михайловский Н. Г. Собрание сочинений: в пяти томах - М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1958. - Т.5. - С. 7-391.
11. Даль В. И. Башкирская русалка // Даль В. И. Башкирия в русской литературе. - Уфа: «Китап», 1989. - Т.1. - С. 172-188.
12. Даль В. И. Бикей и Мауляна (отрывки) // Даль В. И. Башкирия в русской литературе. -Уфа: «Китап», 1989.-Т.1. - С. 169-170.
13. Даль В. И. Обмирание (отрывки) // Даль В. И. Башкирия в русской литературе. - Уфа: «Китап», 1989. - Т.1. - С. 189-191.
14. Дудин М. А. Письмо в Башкирию // Дудин М. А. Башкирия в русской литературе. - Уфа: «Китап», 2001. - Т.5. - С. 332-333.
15. Жуковский В. А. Полное собрание сочинений: в 20-ти томах: Т. 14. - Дневники. Письма-дневники. Записные книжки. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 768 с.
16. Зефиров В. Взгляд на семейный быт башкирца // Зефиров В. Башкирия в русской литературе. - Уфа: «Китап», 1989. - Т.1. -С. 421-427.
17. Зефиров В. Рассказ бухарского муллы в Башкирии // Зефиров В. Башкирия в русской литературе. - Уфа: «Китап», 1989. - Т. 1. - С. 416-421.
18. Зефиров В. Рассказы башкирца Джантюри // Зефиров В. Башкирия в русской литературе. - Уфа: «Китап», 1989. - Т. 1. - С. 408-411.
19. Злобин С. П. По Башкирии. Путевые заметки // Злобин С. П. Башкирия в русской литературе - Уфа: «Китап», 1997. - Т.4. - С. 140-158.
20. Злобин С. П. Салават Юлаев: исторический роман. - Л.: Лениздат, 1984. -448 с.
21. Инфатьев П. П. Жена Ахмета. Рассказ из башкирской жизни // Инфатьев П. П. Башкирия в русской литературе. - Уфа: «Китап», 1993. -Т.З. - С. 436-447.
22. Канторович В. Я. Встреча. Рассказ // Канторович В. Я. Башкирия в русской литературе.- Уфа: «Китап», 1997. - Т.4. - С. 330-334.
23. Кожевников А. В. На великой летной тропе. - М.: Советский писатель, 1980.-318 с.
24. Коптяева А. Д. Люблю тебя, Башкирия // Коптяева А. Д. Литературная Россия. - 1963. - № 52. - С. 6-7.
25. Крашенинников Н. А. Как произошел башкирский народ. Сага // Крашенинников Н. А. Башкирия в русской литературе. - Уфа: «Китап», 1993. -Т.З. - С. 116.
26. Крашенинников Н. А. Новая земля. Рассказ // Крашенинников Н. А. Башкирия в русской литературе. - Уфа: «Китап», 1993. - Т.З. -С. 130-134.
27. Кудряшев П. М. Предрассудки и суеверия башкир // Кудряшев П. М. Башкирия в русской литературе. - Уфа: «Китап», 1989. - Т. 1. - С. 357-368.
28. Кудряшев П. М. Прощание башкирца с милой. Стихотворение // Кудряшев П. М. Башкирия в русской литературе. - Уфа: «Китап», 1989. -Т.1. - С. 315-316.
29. Лебедев Д. А. Домик на Сакмаре. Роман (отрывки) // Лебедев Д. А. Башкирия в русской литературе. - Уфа: «Китап», 1997. - Т.4. -С. 231-251.
30. Леонидов А. Как это было? Добровольное присоединение Башкирии к многонациональному Русскому государству // Леонидов А. Истоки. - 2005. - № 13. - 29 марта. - С. 2.
31. Львов В. Н. Шамсинор. Рассказ из башкирской жизни // Львов В. Н. Башкирия в русской литературе. - Уфа: «Китап», 1993. - Т.З. -С. 413-434.
32. Мамин-Сибиряк Д. Н. Байгуш // Мамин-Сибиряк Д. Н. Башкирия в русской литературе. - Уфа: «Китап», 1990. - Т.2. - С. 229-238.
33. Мамин-Сибиряк Д. Н. Приваловские миллионы. - М., 1902. - 512 с.
34. Мамин-Сибиряк Д. Н. Юммя // Мамин-Сибиряк Д. Н. Башкирия в русской литературе. -Уфа: «Китап», 1990. - Т.2. - С. 201-207.
35. Нагаев Г.Д. Туймаза. Очерки // Нагаев Г.Д. Башкирия в русской литературе. - Уфа: «Китап», 2001. - Т.5. - С. 288-302.
36. Нефедов Ф. Д. Башкирская старина // Нефедов Ф. Д. Башкирия в русской литературе. - Уфа: «Китап», 1990. - Т.2. - С. 95-104.
37. Панферов Ф. И. Человек - покоритель природы. Очерк // Панферов Ф. И. Башкирия в русской литературе. - Уфа: «Китап», 2001. -Т.5. - С. 358-362.
38. Прилежаева М. П. Три недели покоя // Прилежаева М. П. Собрание сочинений в 3 томах - М: Детская литература, 1975. -Т.З.-С. 203-361.
39. Пушкин А. С. Капитанская дочка. - М.: Художественная литература, 1987. - 365 с.
40. Решетников Л. В. «По случаю присвоения мне высокого звания «Почетный гражданин Кушнаренковского района Башкирской АССР». Стихотворение // Решетников Л. В. Сибирские огни. -1985.-№ 2.-С. 8-9.
41. Ромм А. И. Дорога в Бикзян. Поэма // Ромм А. И. Башкирия в русской литературе,- Уфа: «Китап», 1997. - Т.4. - С. 293-328.
42. Рыбаков А. Н. Прах и пепел. Роман (отрывки) // Рыбаков А. Н. Башкирия в русской литературе. Т.5. - Уфа: «Китап», 2001. -Т.5.-526-552 с.
43. Рыбаков С. Ислам и просвещение инородцев в Уфимской губернии. - СПб., 1900. - 28 с.
44. Рыбаков С. Г. По Уралу, среди башкир. Путевые очерки // Наблюдатель. - СПб., 1899. - № 9. - С. 62-88.
45. Рыбаков С. Г. По Уралу, среди башкир. Путевые очерки (окончание) // Наблюдатель. - СПб., 1899. - № 12. - С. 221-248.
46. Симонов К. М. В Башкирской дивизии // Симонов К. М. Красная звезда. - 31 июля 1942. - № 178. - С.З.
47. Толстой А. К. Князь серебряный: повесть времен Иоанна Грозного. - М.: Изд-во В. Г. Готье, 1892. - 451 с.
48. Толстой Л. Н. Много ли человеку земли нужно // Собрание сочинений: в 22 томах. - М.: Художественная литература, 1982. -Т. 10. - Повести и рассказы 1882-1886. - С. 357-370.
49. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Письма к С. А.Толстой 1862-1886. - Т. 83. -М., 1938. - 648 с.
50. Турганов Б. А. «Худайбердин». Стихотворение // Турганов Б. А. Башкирия в русской литературе. - Уфа: «Китап», 2001. - Т.5. - С. 27-28.
51. Туркин А. Г. Повесть и рассказы. - Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1988. - 234 с.
52. Фадеев А. А. Письмо А. М. Горькому. 14 марта 1932 года // Фадеев Александр Александрович: Письма 1916-1956 - М: Советский писатель, 1967. - С. 71-74.
53. Федоров А. М. В башкирской степи. Стихотворение // Федоров А. М. Башкирия в русской литературе. - Уфа: «Китап», 1993. - Т.З. -С. 199-202.
54. Федоров А. М. Курайщик. Рассказ // Федоров А. М. Башкирия в русской литературе. - Уфа: «Китап», 1993. - Т.З. - С.202-215.
55. Федоров Е. А. Каменный пояс. -М.: Правда, 1989. -Т. 1.-736 с.
56. Филиппов А. «Дружбе нет конца». Стихотворение // Филиппов А. 450 лет в дружбе и согласии. Материалы к изучению 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России. - Уфа: Педкнига, 2007. - 124 с.
57. Шишков В. Я. Емельян Пугачев: историческое повествование. -Минск: изд-во «Белорусская советская энциклопедия» имени Петруся Бровки, 1985. - Книга 3. - 464 с.
58. Эренбург И. Г. Башкиры. Статья // Эренбург И. Г. Красная звезда. - 20 ноября 1942. - № 273. - С. 3.
59. Юматов В. С. О названии башкирцев // Юматов В. С. Башкирия в русской литературе. - Уфа: «Китап», 1989. - Т. 1. - С. 399-401.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.