Стереотипный образ ислама в англо-американской политологии и западных средствах массовой информации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, кандидат политических наук Анвар Аль-Биляль
- Специальность ВАК РФ23.00.01
- Количество страниц 165
Оглавление диссертации кандидат политических наук Анвар Аль-Биляль
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ЗАПАДНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И
СТЕРЕОТИПНЫЕ ОБРАЗЫ АРАБОВ И ИСЛАМА.
§ 1. История формирования стереотипных образов арабов и мусульман в западной культуре.
§ 2. Стереотипный образ арабов и ислама в американских СМИ.
§ 3. Стереотипный образ ислама и арабов в европейских СМИ в целом и британских в частности.
ГЛАВА 2. СТЕРЕОТИПНЫЙ ОБРАЗ ИСЛАМА И ЕГО ПОЛИТИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ ВЛИЯНИЕ В СОВРЕМЕННОМ
МИРЕ.
§ 1. Стереотипный образ ислама и терроризма и его влияние на перспективы противоборства мусульманского мира и Запада.
§ 2. Стереотипное представление об исламе и его влияние на идеологию столкновения цивилизаций» и «конца истории».
§ 3. Феномен современного исламизма и его перспективы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК
Образ Арабского Востока в русском общественном сознании второй половины XIX - начала XX вв.: по материалам литературы путешествий2013 год, кандидат исторических наук Семенова, Мария Александровна
Салафитский радикализм и трансформация идейных доктрин в суннитском исламе2003 год, кандидат философских наук Аль Хатиб Ибрагим Ясин
Исламский фактор и терроризм в современном мире. Политологический анализ2007 год, кандидат политических наук Бекбосынова, Сандугаш Сансызбаевна
Суфизм в контексте арабо-мусульманской культуры2004 год, доктор философских наук Акаев, Вахит Хумидович
История взаимодействия исламской и христианской культур средневековья в отечественной историографии второй половины XIX - начала XXI вв.2009 год, кандидат исторических наук Шадрина, Наталия Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Стереотипный образ ислама в англо-американской политологии и западных средствах массовой информации»
Актуальность темы исследования. В средствах массовой информации и политологии стран Запада получил широкое распространение стереотипный образ ислама, настолько игнорирующий рамки объективности, что можно говорить об искаженном образе ислама как об элементе европейской культуры. Данный стереотип формировался исторически, и, как правило, порождает у аналитиков настойчивое «желание» возводить его к истокам «конфликта между Востоком и Западом», к «христианско-мусульманскому» противостоянию, начиная со времен крестовых походов. Самым главным последствием такой конфронтации полагается несходство ценностей двух культур, которые до сих пор находятся в состоянии конфликта и чаще порождают взаимные обвинения, нежели способствуют взаимопониманию.
Этот конфликт, несмотря на многочисленные попытки конструктивного диалога, предпринимавшиеся на протяжении истории, а также интенсивный культурный обмен и новые горизонты мировой интеграции, проявляется во взаимном недоверии, подозрительности, иногда и прямой враждебности1. В результате противостояние между «Западом» и «исламом» в широком общественном мнении принимает образ взаимной ненависти и вражды, якобы предопределенной исторически и существовавшей на протяжении веков.
Очевидно, самым главным стереотипным представлением об исламе, который сформировался и укоренился в западноевропейской культуре, является образ ислама как источника вражды, ненависти и угрозы для Запада
1 Достаточно вспомнить события, связанные с книгой С.Рушда, когда в конце 80-х годов духовный лидер Ирана аятолла Хомейни расценил содержание книги С. Рушди как оскорбление ислама и вынес смертный приговор ее автору. Действия иранского лидера вызвали протесты мировой общественности, однако приговор не был отменен даже после смерти имама Хомейни. С тех пор С. Рушди вынужден скрываться и жить под охраной британских спецслужб. Показателен и недавний скандал, принявший мировой масштаб, в связи с карикатурами на пророка Мухаммада. и его ценностей. Формируясь в ходе истории, этот негативный стереотип приобрел доктринальный, идеологический характер. Сегодня, как мы видим, весьма широко распространено представление о том, что Восток в лице ислама представляет величайшую угрозу для западной цивилизации.
Превосходство, которым пользовался Запад в последние столетия, и колониальная политика придали этому стереотипу новый оттенок, возведя его в ранг представления чуть ли не об абсолютной несовместимости двух миров. В результате отношения между сторонами не только не улучшились, но приобрели еще более напряженный и нестабильный характер.
Чем больше углубляется и расширяется пропасть, искусственно поддерживаемая сторонами, тем выше становится эффективность стереотипов, тиражируемых учебными и научными книгами, историческими произведениями, беллетристикой и средствами массовой информации. Как можно заметить, эти стереотипы возводятся в политические и «стратегические» теории вроде теории о столкновении цивилизаций. Делаются попытки доказать невозможность культурной «встречи» между различными цивилизациями и нациями. Этот тезис начал решительно прокладывать себе дорогу в западной политологии. Опасность данного тезиса состоит в том, что он, с одной стороны, воспроизводит указанный стереотип уже на академическом уровне, а с другой - оказывается в состоянии влиять на выработку реальной политики.
Эти стереотипы об исламе в массовом сознании являются результатом целенаправленной политики СМИ. Таким образом, клише и стереотипы могут играть очень опасную роль в манипуляции общественным сознанием, например, когда требуется обеспечить поддержку с их стороны военных интервенций. Результаты такой манипуляции весьма заметны в последние два десятилетия, особенно после событий 11 сентября 2001 г.
События 11 сентября 2001 г. стали отправной точкой для увязывания стереотипов и идеологических концепций. Налицо возрастание влияния клишированных и стереотипных представлений об исламе и арабах на политическую литературу и СМИ в странах Запада в целом и в частности в США. Можно говорить о том, что образ ислама как религии и культуры в этих странах, по сути дела, совпал с негативными представлениями о нем. Мировая религия и огромная часть человечества изображается как угроза для развития человеческой цивилизации. Эта тема стала занимать особое место в деятельности СМИ: именно они занимаются воспроизводством подобных стереотипов, на то указывает содержание новостных выпусков, аналитических программ и кинофильмов. Современные СМИ, особенно американские, играют огромную роль в формировании массового сознания, причем не только в США, но и за их пределами. Отсюда проистекает важность изучения роли западных СМИ и западной политологии в производстве, воспроизводстве и «утверждении» новых форм старых стереотипных представлений об исламе в целом, и об арабах в частности.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является анализ стереотипных представлений об исламе и арабах в политической мысли и средствах массовой информации стран Запада, социально-исторических предпосылок формирования подобных представлений и возможных их последствий для процесса взаимодействия между исламским миром и Западом.
Достижение этой цели предполагает решение следующих научных задач:
- Выявление исторических предпосылок формирования стереотипов, связанных с исламом и мусульманами;
- Экспликация причин появления стереотипных представлений об исламе и арабах в СМИ стран Запада;
- Обзор исторического процесса зарождения и развития различных стереотипных образов ислама и арабов в западной культуре;
- Анализ механизма участия СМИ в производстве и воспроизводстве стереотипных представлений об исламе;
- Рассмотрение прямого и косвенного влияния стереотипных образов ислама на западную (англо-американскую) политологию и политику;
- Раскрытие стереотипного образа ислама в перспективе его негативного влияния на взаимоотношения между Западом и исламским миром.
Степень изученности проблемы. Стереотипные формы были и остаются предметом политических, культурологических, философских, журналистских и исторических исследований. Можно сказать, что они составляют важнейшую часть проблематики исследований отношений между «христианским» Западом и «мусульманским» Востоком. Многие ученые посвятили этой теме специальные исследования, приняв во внимание роль этих стереотипов в ухудшении отношений между цивилизациями и политическими системами.
Одни авторы уделяют особое внимание влиянию политических конфликтов на формирование стереотипных образов ислама: этот подход прослеживается в работах Фреда Холлидэя и Грэхема Фуллера .
Другие исследователи сосредотачиваются на изучении истории формирования и воспроизводства стереотипов в современном западном культурном сознании, анализируя специфику их проявления в учебниках, энциклопедиях и исторических трудах. Таковы, например, работы Афифа аль-Буни, Мустафы Халеди, Омара Фарруха и некоторых других ученых3. Ряд исследователей концентрируют внимание на изучении роли западных востоковедческих школ в укоренении многочисленных стереотипов, кал
Фред Холлидэй. Ислам и Запад: противостояние, религия и политика на Ближнем Востоке. Дар ас-Саха, 1997 (на араб, яз.); Грэхем Фуллер, Айян Лессер. Ислам и Запад: между сотрудничеством и противостоянием. Каир: Центр переводов издательства «Аль-Ахрам», 1977 (на араб. яз.).
3 Афиф аль-Буни. Образ арабов в западном сознании: по материалам западных научных энциклопедий // Аль-Мустакбаль аль-араби. Бейрут, № 151, июль 1987 (на араб, яз.); Мустафа аль-Халеди, Омар Фаррух. Миссионерство и колониализм. Бейрут: Аль-Мактаба аль-асрийя, 1982 (на араб. яз.). сающихся Востока и ислама. Среди этих авторов следует упомянуть, в частности, Эдварда Сайда, Махмуда Закзука и Наджиба аль-Акики4.
В исследованиях, посвященных СМИ, в частности, американским и британским, приводятся различные модели и формы производства и использования стереотипных образов ислама в политических и пропагандистских целях. Таковы, например, работы Герберта Шиллера, Эдварда Сайда, Эдмона Гариба, Мухаммада Камаль ад-Дина и др.5
Некоторые ученые уделяют внимание арабской личности и ее стереотипным образам в американской печати и кинопродукции. Эту тему, в частности, рассматривают в своих исследованиях Джек Шахин, Ахмад Ра-фат и Гази Зейн Авадаллах6.
Определенное внимание уделяется также роли арабо-израильского конфликта в активизации и распространении антиисламской пропаганды, в которой сионистское лобби и принадлежащие ему СМИ занимаются созданием негативного образа ислама и арабов. Эти аспекты рассматривают в своих работах многие ученые, в том числе М. Сулейман, Дж. Терри, Р. Трайс и др.7
4 Эдвард Сайд. Востоковедение / пер. Камаль Абу Диб. Бейрут: Муассасат аль-абхас аль-арабийя, 1981 (на араб, яз.); Махмуд Хамди Закзук. Востоковедение: идейный и ци-вилизационный фон. Доха, 1404 (х.) (на араб, яз.); Наджиб аль-Акики. Востоковеды. Т. 4. Каир: Дар аль-Маариф, 1981 (на араб. яз.).
5 Герберт Шиллер. Играющие умами. Эль-Кувейт: Национальный совет по культуре, искусству и литературе. Серия «Мир знаний», № 106. 1986 (на араб, яз.); Эдвард Сайд. Стереотипизация ислама: как западные СМИ контролируют формирование сознания и менталитета других. Бейрут: Муассасат аль-иттихад аль-арабийя, 1983 (на араб, яз.); Эдмон Гариб. Американские СМИ и арабы" // Западные СМИ и арабы. Лондон: статьи и материалы Международного журналистского семинара, 1979; Мухаммад Камаль ад-Дин Имам. Образ ислама в западных СМИ. Реферат, опубликованный на Шариатском фак-те Исламского университета имама Мухаммада бин Сауда. Эр-Рияд, 1405 г. х. (на араб. яз.).
6 Джек Шахин. Личность араба на американском телевидении // «Аль-Араби». Эль-Кувейт. № 340. Март 1987 (на араб, яз.); Ахмад Рафат Бахджат. Арабская личность в западном кино. Каир: Каирский клуб кино, 1998 (на араб, яз.); Гази Зейн Авадаллах. Араб в американской печати. Джидда: Тихама, 1406/1985 (на араб. яз.).
7 Suleiman М. National Stereotypes as Weapons in the Arab-Israeli Conflict // Journal of Palestine Studies 3 (Spring 1977); Suleiman M. An Evaluation of Middle East News Coverage in Seven American News Magazines // Middle East forum. LXL. N. 2 (late Autumn, 1965);
Что касается острой темы взаимосвязи между антиисламскими стереотипами и войной, то в этой связи следует упомянуть работы таких ученых, как Ноам Чомски, Мартин Шоу, Брюс Линг и др.8
Обилие публикаций, затрагивающих проблему стереотипных образов ислама в их связи с развитием политической ситуации в мире, свидетельствует о необходимости углубленного анализа стереотипного образа ислама, его исторических предпосылок, механизмов формирования и популяризации негативного представления об исламе и арабах в общественном сознании. В этой связи особую актуальность приобретает изучение исторических предпосылок создания стереотипного образа ислама в западной культуре, в частности, в англо-американской политологии и западных средств массовой информации.
Методология исследования. В данном исследовании были использованы сравнительно-исторические методы: ретроспективный и прогностический, что позволило изучить стереотипные образы об исламе и арабах как в тесной связи с той исторической обстановкой, в какой они возникли и действовали, так и в их качественном изменении на различных этапах. В качестве теоретико-методологических подходов исследования были приняты метод системного анализа, позволяющий отнестись к предмету исследования как к комплексному процессу, выявить наиболее важные элементы изучаемых явлений, проследить их взаимозависимость и взаимообусловленность, и проблемно-ориентированный подход как разновидность структурно-функционального анализа. Эмпирическую базу диссертации составили более 150 работ (монографии, книги, статьи) отечественных и зарубежных исследователей, различные политологические и философские тру
Terry J., Mendenhall G. 1973 U.S. Press Coverage on Middle East // Journal of Palestine Studies. V. 4. N 1. P. 120-133; Trice R. The American Elite press and the Arab-Israeli conflict // The Middle East Journal (Summer 1979).
8 Ноам Чомски. СМИ и война в Заливе. Б.м., 1992 (на араб, яз.); Martin Shaw. Civil Society and Media in Global Crises: representing distant violence. London: Pinter, 1996; Брюс Линг. Война и телевидение. Б.м.,1992 (на араб. яз.). ды, предметом которых стали стереотипы в целом и стереотипы, касающимся ислама, в частности.
Новизна исследования. Впервые в российской литературе проводится исследование исторических предпосылок формирования стереотипных представлений об исламе и арабах в политической мысли и средствах массовой информации стран Запада, их роль и влияние на западную политологию. Научная новизна проведенного исследования состоит в следующем:
1. В диссертации дан критический анализ проблематики стереотипов в западной политической мысли и средствах массовой информации, а также различных форм проявления этих стереотипов в общественном сознании стран Запада в целом и американского общества в частности.
2. В работе показано влияние данных стереотипов на отношения между Западом и Востоком, отражение этого влияния на международных отношениях и механизме принятия политических решений обеими сторонами.
3. Рассмотрена история формирования и развития стереотипов, касающихся изучения и отношения к исламу в западной культуре на примере монографических работ, учебников, исторических и беллетристических сочинений.
4. Показано прямое и косвенное отражение стереотипных образов ислама в целом и арабов в частности на теоретическую мысль и общественное сознание стран Запада, и влияние этих стереотипов на политические теории и журналистскую мысль Запада.
5. Проанализирован феномен современного исламизма. Рассмотрены две основные позиции в его отношении: позиция понимания или «неотьермондизма»9 (Дж.Эспозито, Ф.Бюрга, Т.Салливэн) и позиция вражды или «неоориентализма» (Б.Люис, Д.Пайпс, С.Хантингтон). Выявлены взаимосвязь между отдельными теоретиками, «враждебно» настроенными в отношении ислама, и практическими интересами ряда политических деятелей Запада, а также негативные последствия такой позиции для развития процесса взаимодействия между исламским миром и странами Запада.
Теоретическая и практическая ценность исследования. Стереотипное представление об исламе является одним из феноменов, вызывающих дискуссии и служащих предметом внимания политических кругов и СМИ в мировой масштабе. Во многих случаях распространение этих стереотипов приводит к драматическим последствиям. Это особенно видно после событий 11 сентября 2001 г. и начала «войны с терроризмом». Отсюда проистекает ценность изучения стереотипов и механизма их влияния на принятие политических решений большими и малыми государствами — тем более, что негативный стереотипный образ ислама уже превратился в один из «идейных» и «духовных» источников для авторов академических и стратегических исследований, в «горячую тему» для средств массовой информации. Кроме того, мы являемся свидетелями превращения стереотипа в грозное оружие в политической и цивилизационной борьбе между различными нациями - борьбе, в которой культура и цивилизация становятся идеологическим инструментом, наполненным мифами, средствами разжигания низменных инстинктов, возбуждения чувств ненависти и вражды.
Анализ стереотипов и их отражения в политической мысли и СМИ имеют большое научное значение, так как позволяет пролить свет на предпосылки зарождения, формирование, распространение, корректировку и
9 Неотьермондизм - новое прочтение «тьермондизма» или теории трех миров, согласно которой страны второго и третьего миров предстают вечными жертвами империалистической экспансии. воспроизводство стереотипов, а, следовательно - на их разрушительное воздействие на отношения между Западом и Востоком, на международные отношения в целом.
Что касается практической ценности диссертации, то она заключается в возможности использования ее результатов и содержания при составлении учебных курсов по изучению влияния данного феномена на выработку политических решений. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы для корректировки и обогащения политической мысли в целом и концепций, связанных с проблемами стереотипов в частности. Выводы диссертации могут оказаться полезными для специалистов в области философии и политологии, особенно занимающихся проблемами межцивилизационного диалога, международных отношений и критикой политической мысли. Материалы и выводы исследования можно использовать при составлении учебных курсов по политологии, международным отношениям, различным аспектам политической и культурной жизни стран Ближнего Востока.
Апробация диссертации. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры политических наук Российского Университета дружбы народов 14 февраля 2006 г.
Структура исследования. Диссертация состоит из ведения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК
Политические аспекты современного исламского экстремизма: На примере Египта2002 год, кандидат политических наук Баглиев, Мурад Алиевич
Роль исламского фактора в мировой политике и международных отношениях2007 год, кандидат философских наук Султанов, Тагирлан Багадинович
Исламская фундаменталистская оппозиция в Египте во второй половине XX в.2004 год, кандидат исторических наук Карпачёва, Ольга Владимировна
Религиозно-политический аспект безопасности Ближнего и Среднего Востока: саудовско-иранские отношения и перспективы внутриисламского диалога2006 год, кандидат политических наук Салиев, Акылбек Ленбаевич
Ближний Восток: проблема экспансии терроризма и исламского экстремизма: 70-е - 90-е гг. XX в.2006 год, кандидат исторических наук Казак, Владимир Владимирович
Заключение диссертации по теме «Теория политики, история и методология политической науки», Анвар Аль-Биляль
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если стереотип является самой формализированной и абстрактной формой психологических представлений и суждений, его прямое и косвенное воздействие обычно определяется его качеством и местом в системе социальных и политических отношений. Это обстоятельство всегда делало стереотип эффективной силой психологического воздействия, особенно на простых людей (массы). В большинстве случаев стереотип является формой обыденного сознания. Однако иногда он становится частью обычаев и культуры наций. В этом случае он становится мощной силой, которая - через воспитание, условия культурного производства и воспроизводства -способна оказывать прямое и косвенное влияние на образ мыслей и суждения не только масс, но и элит. Это явление прослеживается в истории всех наций и культур.
Данное обстоятельство делает стереотип исключительно сложным продуктом с точки зрения его культурных аспектов, хотя, как правило, стереотип является продуктом массового, т. е. некритического сознания. И не случайно самой благодатной почвой для стереотипов служит традиционная культура. В этом смысле можно сказать, что большинство существующих сегодня стереотипных представлений о «других» - это продукты былых эпох, для которых чаще всего были характерны поверхностность и иррациональность взгляда. Поскольку религия превратилась у большинства народов в «сакральную идеологию», она обычно способствовала передаче из поколения в поколение старых стереотипов сквозь призму религиозной борьбы и ее традиционных компонентов в виде оппозиции «верующие — безбожники» и т.п. Эти традиции придавали и придают стереотипам и суждениям о других статус «высших ценностей».
Выдвигая этот теоретический вывод на основании изучения истории стереотипных представлений об исламе в западной культуре в целом и в частности - в ее современной политической и культурной составляющей, мы сталкиваемся с феноменом воспроизводства традиций прошлого. История стереотипных представлений об исламе в современной западной политической мысли, в аудиовизуальных и печатных средствах массовой информации, показывает, что большинство из них либо непосредственно пришли из прошлого, либо слегка изменяют их, сохраняя их старое содержание. Этот факт указывает на то, что за стереотипами, широко распространенными в современной западной политической мысли и западных средствах массовой информации, стоят определенные традиции, определенное наследие.
Изучение истории бытования стереотипных образов в исторической, религиозно-богословской литературе, учебниках, в произведениях востоковедов, в беллетристике и театральном искусстве, указывает на природу и качество многообразных источников воспроизводства стереотипных образов ислама. Перед нами - картина, содержание которой можно свести к следующей идее: широко распространенные на Западе стереотипные представления об исламе основаны на ассоциировании ислама с насилием, вероломством, предательством, распущенностью, фанатизмом, ксенофобией, многоженством. Эти стереотипы воспроизводятся в современном мире путем сведения сути ислама к насилию, убийствам и фанатизму. Все это находит «научное» оформление в проведении знака равенства между идеями ислама и фундаментализмом. Этот стереотип достиг своего апогея в проведении параллели между исламом и терроризмом.
Иначе говоря, перед нами - особая история, показательная с точки зрения развития стереотипов, влияние которых сокращается по мере накопления знаний и увеличения открытости культуры. Это особого рода курьез в современном мире, но он более реален, чем может показаться на первый взгляд. Это дает нам возможность говорить о западной культуре с характерным для нее стереотипным восприятием ислама. Их аналогов мы не находим ни в китайской, ни в индийской, ни в русской, ни в других мировых культурах. И это несмотря на то, что западная культура по своим истокам, по своему географическому положению была ближе к исламской культуре и ее историческим плодам, находилась в прямом с ней контакте.
С исторической и культурной точек зрения невозможно представить себе развития европейской культуры в отрыве от огромного и даже фундаментального влияния, которое оказала на нее арабо-исламская культура. Однако самые устойчивые образы ислама, свойственные западному обыденному сознанию - это образы искаженные, «перевернутые». В них мы находим не столько высокое арабское наследие, сколько принижающие его образы людей полуученых и откровенно невежественных. В исламе есть поговорка: человек — враг того, что ему неведомо. Отсюда - накопление враждебного представления о нем. Исторические предпосылки создания этого образа лежат в конфликте ислама и христианства, начавшегося в VII веке и завершившегося с окончанием крестовых походов. Однако на всех этапах «противостояния» мы сталкиваемся с актуализацией этого багажа и его использованием в политических целях. Данный феномен указывает либо на самостоятельность этого традиционного багажа, выводимого за пределы присущего западной культуры критического взгляда на вещи, либо на сознательное его использование в узких политических интересах.
Анализ многообразного исторического и культурного материала указывает на сохранение и взаимодействие двух вышеупомянутых факторов: это самостоятельное традиционное культурное наследие и корыстная политика. В эпоху колониальных войн эта ситуация приобрела особые масштабы, соединившись с европоцентристскими психологией и менталитетом. В ходе колониальных захватов стран Ближнего Востока, в условиях яростного сопротивления мусульман европейским завоевателям, захваты которых они в большинстве своем воспринимали как «новые крестовые походы», сформировался новый слой стереотипов. Их эхо мы встречаем в учебниках, книгах по истории, записках путешественников и некоторых востоковедных трудах. Все это составляет «научные» источники стереотипных образов ислама, бытующих на современном Западе.
Феномен неоисламизма, а именно появление и распространение радикальных и экстремистских движений, стал новым источником реактивации исторически накопленного багажа стереотипных представлений об исламе. Что касается событий 11 сентября 2001 года, то они придали этому багажу, буквально взорвавшемуся в СМИ и международной политической риторике, роль, беспрецедентную в истории современного мира. Это сказалось не только на общем восприятии Западом ислама и мусульман, но и на отношении западных обществ к мусульманских иммигрантским диаспорам. Как отмечает в этой связи российский историк и исламовед Р. Г. Лан-да, «недоверие к мусульманам на Западе и страх перед ними, имеющий давние исторические корни, с особой силой вспыхнули после 11 сентября 2001 года, распространившись не только на бедняков и беженцев, но и на более состоятельную часть выходцев из стран Востока - студентов, служащих, предпринимателей»169.
На роль «событий 11 сентября» в укоренении негативного стереотипа ислама в западном общественном сознании указывал через полгода после этих событий другой российский исследователь, А. В. Малашенко: «Образ атакующего ислама становится привычным. Им пугают обывателя. За последние полгода тщательно удобрен посев исламофобии, читай - взаимной вражды, которую не расхлебать и на сотне конференций по «диалогу между конфессиями»170.
Однако анализ теоретического материала и публикаций СМИ показывает, что стереотипные представления об исламе как религии силы и насилия, враждебной демократии, начали получать широкое распространение после распада СССР и социалистического лагеря. Что же касается концеп
169 Р. Г. Ланда. Политический ислам: предварительные итоги. М.: Институт Ближнего Востока, 2005. С. 223.
170 А. В. Малашенко. Острые углы ислама // Время новостей. 18.03.2002. ций «конца истории», «конфликта цивилизаций» и других идей, влияющих на принятие политических решений в США, то они возникли задолго до событий 11 сентября.
Все это доказывает, что перед нами - феномен планомерного использования стереотипов в политических, экономических, геополитических и военных целях. Об этом наглядно свидетельствует «война с терроризмом», включая войну против движения «Талибан» и оккупацию Ирака. Каковы бы ни были непосредственные мотивы этих войн, несомненно, что они ведутся под влиянием традиционных стереотипных образов ислама как религии «насилия» и «террора», якобы враждебной «демократии» и «правам человека». Иначе говоря, предпринимается попытка ввести идеологический компонент в политическую риторику через посредство готовых стереотипов. В мировой истории это не новое явление, но его специфика в американской политической мысли и американских СМИ заключается в превращении этих стереотипов в систему со своими целями и механизмами. Действует эта система через «обоснование» стереотипов для элит и для массы. Использует она и «академические» исследования: об этом свидетельствует возведение идеи столкновения цивилизаций в ранг стратегической концепции противостояния с «другими», и первую очередь с исламом. Что касается средств массовой информации, то они денно и нощно воспроизводят яркие, живые и действенные образы нового серьезного «источника потрясений», пришедшего на смену коммунизму, потворствуя вкусам массовой публики своими кинофильмами, телевидением и газетами.
Все это свидетельствует об упадке идеологизированной политической мысли, павшей жертвой стереотипов, в том числе - в своей функции ориентира внешней политики великих держав. Можно сказать, то поведение Америки в последние годы служит ярким примером такого «негативного влияния» науки, пропаганды и информации. Эта практика доказывает, что подчинение государством своих политических решений стереотипам, даже отличающимся высоким «академическим» уровнем, превращает такую политику в жертву «дурного идеологического ремесла». В этом феномене мы видим также пример того, как стереотип может превращаться в оружие массового истребления людей. СМИ и политический дискурс, пытавшиеся обосновать и оправдать американское вторжение в Ирак под предлогом наличия у него «оружия массового поражения», сами превратились в «оружие массового поражения» реализма и здравомыслия. Это неизбежно приносит политическую мысль в жертву мифологического миро-видения с его привычными стереотипами.
Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Анвар Аль-Биляль, 2006 год
1. На русском языке:1. Книги:
2. Ланда Р. Г. Политический ислам: предварительные итоги. М.: Институт Ближнего Востока, 2005.
3. Меренков A.B. Социология стереотипов. Изд-во Урал, ун-та, 2001.
4. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. М., 2003.
5. Почта Ю.М. Возникновение ислама и мусульманского общества. Философско-методологический анализ. М., 1993.
6. Трепакова А. В. Современное американское кино в социально-культурном аспекте (Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии). М.: МГУ, 2003.1. Статьи:
7. Баязитов Р.Ф. Функции стереотипа и установки в социальном познании // Материалы Тринадцатых Страховских чтений: Сб. науч. трудов / Под ред. проф. В.И. Страхова. Саратов, 2004. С. 33-42.
8. Малашенко А. В. Острые углы ислама // Время новостей. 18.03.2002.
9. Павловская A.B. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации. // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 1998, №1, с.94-104.
10. Подгорная Л.П., Подгорный З.Р. Имидж и стереотип в контексте политической коммуникации (Самара). Всероссийская виртуальная энциклопедия (http://www.portalus.ru).1. На европейских языках:1. Книги:
11. Cumings В. War and Television. L., N.Y.: Verso, 1992.
12. Delco's J. Questions Concerning European security (Address). Brussels: International Institute for strategic studies, 10 September, 1993.
13. Denton R. E. The Media and the Persian Gulf War. Westport (Conn.): Praeger, 1993.
14. Esposito J. L. The Islamic Threat, Myth or Reality. New York: Oxford University press, 1992.
15. Huntington S. P. Political order in changing societies. New Haven: Yale University Press, 1968.
16. Islamophobia, its features and dangers. Commission on British Muslims and Islam phobia, The Runnymede trust, February 1997.
17. Kuhn Th. The Structure of Scientific Revolutions. Chicago: University of Chicago Press, 1962.
18. Lippmann W. The Public opinion. N.Y.: Free press, 1966.
19. Nasir S. J. The Arabs and the English. London: Longman, 1976.
20. Philo G., McLaughlin G. The British media and the Gulf War. Glasgow: Glasgow University Media Group, 1993.
21. Pipes D. In the path of God: Islam and political power. New York: Basic Book, 1993.
22. Rabah S. L'Islam dans le discours médiatique. Paris: Al Bouraq, 1999.
23. Roosevelt A. For Lust of Knowing. Boston: Little Brown, 1988.
24. Shaheen Jack G. The TV Arab. Ohio: Bowling Green State Univ. press, 1984.
25. Shaw M. Civil Society and Media in Global Crises: representing distant violence. London: Pinter, 1996.
26. Southern R. W. Western views of Islam in the Middle Ages. Cambridge: Harvard University Press, 1962.
27. Suleiman M. American Mass Media and the June Conflict. Chicago: North Western University Press, 1970.
28. Tuchman G. Making News: A study in the Construction of Reality. N. Y: The Free Press, 1978. P. 1.
29. Turkistani A. The Coverage of Social Change in Saudi Arabia by three American News Magazines. 1975-1980 (Unpublished master's). California state University 1980.
30. Webster New Collegiate Dictionary. Spring Field, Mass: G. and C. Mer-riam Co. 1977.
31. Wiedenbaum M. Greater China: The Next Economic Superpower? St. Louis: Washington University Center for the Study of Americans Business, Contemporary Issues, Series 57, February 1993.1. Статьи:
32. Ajami F. The Summoning // Foreign Affairs. September October 1993.
33. Beedham B. Islam and the Wcsi // The Economist.Aug. 6th 1994. P. 15-32.
34. Belkaoui J. M. Images of Arabs and Israelis in the prestige press 19661974 // Journalism Quarterly. N 55 (1978).
35. Bill J. Resurgent Islam in the Persian Gulf // Foreign Affairs. Vol 63, no. 3 (Fall 1984).
36. Chomsky N. Media Control // Alternative Press Review. Fall 1993.
37. Daugherty D., Warden M. Prestige Press Editorial Treatment of the Middle East Crisis during 11 years // Journalism Quarterly. N 56 (1979).
38. Domon G. H. A Survey of the Political Cartoons Dealing with the Middle East // Ghareeb E. (ed.) Split Vision, the Portrayal of Arabs in the American Media. Washington, D.C.: American Arab Affairs Council, 1983.
39. Guazzone L. Islamism and Islamists in the Contemporary Arab World // L. Guazzone (ed.), The Islamist Dilemma. Reading: Ithaca, 1995.
40. Huntington S. The Clash of Civilizations // Foreign Affairs. Vol. 72. N 3. Summer 1993.
41. Jarrer A. The Treatment of Arabs in US social Studies Textbooks: Research Findings and recommendations // Ghareeb E. (ed.) Split Vision, the Portrayal of Arabs in the American Media. Washington, D.C.: American Arab Affairs Council, 1983.
42. Kenny L. M. The Middle East in Canadian Social Textbooks // Arabs in America: myths and Realities / Baha Abu-Laban, Faith T. Zeadey, Sharon Mclrvin Abu-Laban (eds). Wilmette: Medina University Press International, 1975.
43. Kramer M. Islam vs. Democracy // Commentary. January 1993.
44. Lendenmann G. N. Arab Stereotyping in Contemporary Cartoon // Ghareeb E. (ed.) Split Vision, the Portrayal of Arabs in the American Media. Washington, D.C.: American Arab Affairs Council, 1983.
45. Lewis B. Rethinking of the Middle East // Foreign Affairs. Fall 1992.
46. Lewis B. The Roots of Muslim Rage // The Atlantic Monthly. Vol. 277, September 1990.
47. Oxtoby W. G. Western Perceptions of Islam and Arabs // M. Hun son and R. Wolfe (ed.) The American Mekia and the Arabs. Wash. D. C. Center for contemporary Arab Studies, Georgetown Univ., 1980.
48. Said E. What is Islam? (interview) // New Statesman. 10.02.1995.
49. Suleiman M.W. An Evaluation of Middle East News Coverage in Seven American News Magazines, July-December, 1965 // Middle East forum. Vol. 41. P. 9-30.
50. Suleiman M. National Stereotypes as Weapons in the Arab-Israeli Conflict//Journal of Palestine Studies 3 (Spring 1977) P. 21-109.
51. Terry J., Mendenhall G. 1973 U.S. Press Coverage on Middle East // Journal of Palestine Studies. V. 4. N 1. P. 120-133.
52. Trice R. The American Elite Press and the Arab-Israeli Conflict // The Middle East Journal. Vol. 33. N 4 (Summer 1979).
53. Sunday Telegraph. 8.02.1993.55. L'Express. 6.05.1993.
54. New Statesman. 28.06.1991.
55. Абу Гунейма, Зияд. Сионистский контроль над мировыми средствами массовой информации. Амман: Дар Амман, 1404/1984.
56. Абу Сулейман, Абдель Хамид Ахмад. Насилие и управление политическим конфликтом в исламской мысли: между принципами и альтернативами. Амман: Всемирный институт исламской мысли, 2002.
57. Авадаллах, Гази Зейн. Араб в американской печати. Джидда: Тихама, 1406/1985.61. аль-Акики, Наджиб. Востоковеды. Т. 4. Каир: Дар аль-Маариф, 1981.
58. Амара, Мухаммад. Ислам между секуляризмом и властью. Каир: Дар Сабит, 1983.
59. Аркун, Мухаммад. Ислам, Европа, Запад. Бейрут: Дар ас-Саки, 1995.
60. Ахмад, Мухаммад Абдель Кадер. Исламские заботы при новом мировом порядке. Каир: Мактабат ан-Нахда аль-Мисрийя, 1993.
61. Бахджат, Ахмад Рафат. Арабская личность в западном кино. Каир: Каирский клуб кино, 1998.
62. Бельказиз, Сайд Абдель Илах. Ислам и политика: роль исламского движения в формировании политического пространства. Касабланка: Арабский культурный центр, 2001.
63. Ганам, Фатхи. Кризис отношений ислама с политикой. Каир: Дар Ахбар аль-йаум, 1998.
64. Джабр, ас-Сайид Мухаммад. Международный статус меньшинств в международном праве в сравнении с исламским шариатом: понятие меньшинств в международном праве и исламском шариате. Александрия: Дар аль-Маариф, 1990.
65. Джаит, Хишам. Европа и ислам. / Пер. Халиль Ахмад Халиль. Бейрут Изд 1.: Дар-ат-талиа, 1991.74. аль-Джунди, Анвар. Ислам и Запад. Бейрут: Аль-Мактаба аль-асрийя, 1983.
66. Дух, Хасан. Террор навязанный и террор отвергаемый. Каир: Дар аль-итисам, 1993.
67. Закзук, Махмуд Хамди. Востоковедение: идейный и цивилизацион-ный фон. Доха: Управление по шариатским судам и религиозным делам, 1404 (х.).1404 (х.).
68. Запад в противостоянии исламу: факты и документы. Дамаск, 2002.78. аз-Захер, Абдель Джаббар Хусейн. Современный политический ислам и основные современные политические кризисы в арабском регионе. Дамаск.
69. Зубейда, Сами. Ислам: государство и общество / Пер. Абдель Илах ан-Нуэйми. Дамаск: Дар аль-Маади, 1995.
70. Ид, Абдель Раззак; Абдель Джаббар, Мухаммад. Демократия между секуляризмом и исламом. Дамаск: Дар аль-фикр, 1999.
71. Имам, Мухаммад Камаль ад-Дин. Образ ислама в западных СМИ. Реферат, опубликованный на Шариатском фак-те Исламского университета имама Мухаммада бин Сауда. Эр-Рияд, 1405 г. х.
72. Исмаил, Тарек и Жаклин. Образ правления и политика в исламе / Пер. Сайид Хассан. Бейрут: Дар ат-тадамун, 1996.
73. Кандалафт, Салим. Демократия и ислам: поразмысли и положись на Аллаха. Тартус: Эдвар, 1996.
74. Леклерк, Жерар. Антропология и колониализм / пер. Жорж Кторе. Бейрут: Ал-муассаса аль-джамиийя ли-д-дираса ва-н-нашр ва-т-таузи, 1990.
75. Линг, Брюс. Война и телевидение. Б.м., 1992.
76. Льюис, Бернард; Сайд, Эдвард. Фундаменталистский ислам в западных СМИ с американской точки зрения. Бейрут: Дар аль-джиль, 1994.
77. Махбубани, Кишор. Запад и остальной мир. Бейрут: Центр стратегических исследований и документации, 1992.
78. Махфуз, Мухаммад. Ислам и ставки на демократию: за восстановление эффективности политической и гражданской жизни. Касабланка: Арабский культурный центр, 2002.
79. Миссия мусульман в странах Запада /под ред. Маджди Акида Абу Хаммалы. Ирбид: Дар аль-Хаммала, Дар аль-амаль, 2001.
80. Мухаммад, Асма Абу Бакр. Мусульмане в кругах забвения. Мекка: Лига исламского мира, 1989.95. ан-Надви, Абу-ль-Хасан Али аль-Хасани. Бейрут: Муассасат ар-Рисала, 1987.96. ан-Наджди, Хамид. Демократия в мышлении исламистов. Дамаск.
81. Никсон Ричард. Америка и исторический шанс / Пер. Закария Исма-ил. Бейрут: Мактабат Бейсан, 1992.
82. Расул, Мухаммад Расул. Запад и ислам: эволюция западного высокомерия. Амман: Дар Усама, 2000.
83. Радван, Фатхи. Слагаемые политической силы в мире ислама. Каир: Дар САбит, 1983.
84. Реферз, Уильям Л. Средства массовой информации и современное общество / Пер. Ибрахим Имам. Каир: Дар аль-маарифа, 1975.
85. Сабат, Халиль. Средства коммуникации. Каир: Англоегипетская библиотека, 2001.
86. Сайд, Джавдат; Альвани, Абдель Ваххаб. Ислам, Запад и демократия. Интерпретация и комментарии к статьям Сэмюэля Хантингтона о столкновении цивилизаций. Бейрут: Дар аль-фикр аль-муасыр, 1996.
87. Сайд, Эдвард. Востоковедение /пер. Камаль Абу Диб. Бейрут: Муассасат аль-абхас аль-арабийя, 1981.
88. Сари, Хильми Хидр. Образ арабов в британской печати. Социологическое исследование «Устойчивое и переменчивое в имидже». Бейрут: Центр исследований арабского единства, 1988.
89. Сулейман, Михаил. Образ арабов в сознании американцев. Бейрут: Центр исследований арабского единства, 1987.
90. Усман, Хамед. Мусульмане в мире. Ч. 1. Триполи (Ливия): Ассоциация всемирного исламского призыва, 1990.
91. Усман, Мухаммад Усман. Ислам и Запад: страх и враждебность. Лидеры Запада заявляют. Дамаск, 2002.113. аль-Фанджури, Ахмад Шауки. Политическая свобода в исламе. Эль-Кувейт: Дар аль-калам, 1983.
92. Фахим, Фаик. Современная информация: проблемы и мнения. Эр-Рияд: Дар аль-Ватан, 1496/1985.
93. Фукуяма, Фрэнсис. Конец истории и последний человек / Пер. под ред. М. Сафади. Бейрут: Марказ аль-инма аль-кауми, 1993.
94. Фуллер, Грэхем; Лессер, Айян. Ислам и Запад: между сотрудничеством и противостоянием. Каир: Центр переводов издательства «Аль-Ахрам», 1977.
95. Хайдар, Халиль Али. Политическая концепция государства в исламских движений. Абу-Даби: Центр стратегических исследований ОАЭ, 1997.118. аль-Халеди, Мустафа; Фаррух, Омар. Миссионерство и колониализм. Бейрут: Аль-Мактаба аль-асрийя, 1982.
96. Халед, Халед Мухаммад. Защита демократии. Каир: Дар Сабит, 1985.
97. Холлидэй, Фред. Ислам и Запад: противостояние, религия и политика на Ближнем Востоке. Дар ас-Саха, 1997.
98. Хантингтон, Сэмюэль (и др.). Запад и остальной мир: между столкновением и диалогом цивилизаций (Пер. с английского). Бейрут: Центр стратегических исследований и документации, 2000.
99. Хантингтон, Сэмюэль. Ислам и Запад: перспективы противостояния / Пер. Маджд Шершер. Каир: Библиотека Мадбули, 1995.
100. Хантингтон, Сэмюэль. Ислам и Запад. Горизонты столкновения / Пер. Маджди Шаршар, Каир: Библиотека Мадбули, 1995.
101. Хамед, Хаммад Ибрахим. Образ Соединенных Штатов Америки в египетской ежедневной печати: сравнительное исследование 50-х и 60-х годов. Диссертация на соискание степени магистра (не опубликована). Факультет информации Каирского университета, 1986.
102. Чомски, Ноам. Пираты и императоры / Пер. Махмуд Бурхум. Бейрут: Аль-Муассаса аль-арабийя ли-д-дирасат ва-н-нашр, 1991.
103. Чомски, Ноам. Сдерживание демократии. Дамаск: Дар Канаан, 1991.
104. Чомски, Ноам. СМИ и война в Заливе. 1992.
105. Шакер, Махмуд. Исламский мир. Бейрут: Аль-Мактаб аль-ислами, 1988.
106. Шахин, Джек. Американские СМИ и стереотипный образ арабов в западных СМИ и на Западе. Исследования и дискуссии. Международный семинар по журналистике. Лондон, 1979.
107. Абдель Халим, Мухиддин. Доклад на конференции «Мусульмане в Европе». Вена, 12-14 мая 2001.2. аль-Буни, Афиф. Образ арабов в западном сознании: по материалам западных научных энциклопедий // Аль-Мустакбаль аль-араби. Бейрут, № 151, июль 1987.
108. Гариб, Эдмон. Американские СМИ и арабы // Западные СМИ и арабы. Лондон: Статьи и материалы Международного журналистского семинара, 1979.
109. Джек Шахин. Причины искаженного образа арабов / Пер. Хасим Мухаммед Джирджис // Ат-Таусик аль-иалями. Т. 2. № 1. Багдад: Центр информационной документации стран Арабского Залива, 1982.
110. Мы глазами Парижа // «Указ» (Джидда). № 7071. 14.021406/28.10.1985.
111. Рабиа, Хамед. Философия израильской пропаганды. Бейрут: Исследовательский центр ООП, № 72, 1970.
112. Хаддур, Адиб. Образ арабов в западных средствах массовой информации. Дамаск: «Аль-Мактаба аль-Иалямийа». 2002.
113. Хаддури, Валид. Нефть и западные средства массовой информации // Об арабских СМИ. Статьи и дискуссии. Семинар по международной печати. Лондон, 1979.9. аль-Хои, Юсеф. Мусульмане на Западе: пример Британии // «Аль-Хайят». 28.12.1999.
114. Ю.Шахин, Джек. Личность араба на американском телевидении // «Аль
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.