Старые баргуты Китая: этническая история и традиционная культура тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Миягашева, Суржана Борисовна
- Специальность ВАК РФ07.00.07
- Количество страниц 187
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Миягашева, Суржана Борисовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Этническая история старых баргутов.
§ 1. Этногенез и ранняя история баргутов(с древнейших времен до X века включительно).
§ 2. Страна Баргуджин-Токум и уход баргутов на Верхний Амур и Хулун
Буир.
§ 3. Родовой состав баргутов.
ГЛАВА II. Материальная культура старых баргутов.
§ 1. Традиционное жилище, внутреннее убранство жилища, утварь.
§ 2. Пища.
§ 3. Традиционная одежда и украшения.
ГЛАВА III. Духовная культура старых баргутов.
§ 1. Свадебные обряды и обычаи приветствия.
§ 2. Шаманизм и пантеон шаманистских божеств.
§ 3. Культ почитания обоо.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК
Сравнительное исследование бурятского и баргутского языков: На примере фонетики и грамматики2004 год, кандидат филологических наук Афанасьева, Эржена Владимировна
Происхождение народа саха: По материалам исторических преданий2004 год, кандидат исторических наук Ушницкий, Василий Васильевич
Этнокультурные процессы в Юго-Восточной Сибири: Эпоха средневековья2005 год, доктор исторических наук Дашибалов, Баир Бальжинимаевич
Этническая история западных бурят: VI-XIX вв.2002 год, кандидат исторических наук Нанзатов, Баир Зориктоевич
Этнические аспекты истории Центральной Азии: Древность и средневековье2000 год, доктор исторических наук Коновалов, Прокопий Батюрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Старые баргуты Китая: этническая история и традиционная культура»
Актуальность темы исследования. Исследование периферийных этнических групп монгольской общности и особенностей их традиционной культуры представляется весьма важным для воссоздания подлинной картины истории и культуры монгольских народов. В последние годы издан ряд крупных обобщающих работ по этнографии монгольских народов (Эрдниев, 1980; БНМАУ-ын угсаатны зуй, 1987; Монгол Улсын угсаатны зуй, 1996; Буряты, 2004; Калмыки, 2010; Моп£уи1 БисЬЫ-ип пеЫегкш 1:оН, 2007), однако до сих пор остаются малоисследованными этнические и субэтнические общности в составе различных народов и государств.
К числу малоизученных и неизвестных отечественной этнографии монгольских этносов относятся баргуты Китая, состоящие из двух подразделений - «старые баргуты» («хууьиан барга») и новые баргуты («шинэ барга»). Они проживают на территории Хулун-Буирского городского округа Автономного района Внутренняя Монголия (далее АРВМ). Из немногочисленных публикаций бурятских исследователей (Нимаев, 1993, 1998, 2010; Абаев, 2007), известно, что новые баргуты являются выходцами из Прибайкалья, и до своего поселения в 1734 году маньчжурскими властями в Хулун-Буире, они были частью бурятского племени хори. Что касается старых баргутов, то в отечественной литературе в общих чертах известно об их происхождении, однако сказать что-либо определенное о родоплеменном составе, этнической истории, традиционной культуре и причинах того, как они оказались в Китае, не представлялось возможным. При таком дефиците сведений данное историко-этнографическое исследование о старых баргутах Китая, представляется весьма актуальным.
Научный интерес к старым баргутам был обусловлен тем, что исследование их этнической и этнокультурной истории важно для понимания многих проблем не только общемонгольской, в том числе бурятской, но и исторической этнографии тюркских народов Сибири. Известно, что район Байкала, где старые баргуты жили до своего ухода на Верхний Амур и в район Хулун-Буира, на протяжении всего периода средневековья был зоной интенсивного монголо-тюркского взаимодействия. Поэтому изучение этногенеза и ранней истории баргутов тесно связано с проблемами исследования тюрко-монгольской интеграции и дифференциации средневековых этносов Центральной Азии, а значит - с теоретическими вопросами этнологии, такими как этнотрансформация и этноэволюция.
Особый интерес представляет традиционная культура старых баргутов, которая отражает исторические этапы становления этноса и содержит следы длительных этнокультурных контактов с другими этносами. Поэтому обращение к теме историко-этнографического исследования баргутов, важно для изучения процессов межкультурного взаимодействия центральноазиатских народов в прошлом.
Степень разработанности проблемы. Труды, в которых в той или инои степени рассматриваются этническая история и традиционная культура старых баргутов, немногочисленны и преимущественно изданы в АРВМ КНР и Монголии.
Первой монографией по истории и культуре старых баргутов является книга Галзуут Тубшинимы «Вагуисис1-ип 1еике 1геке» («История происхождения баргутов») (1985). В своей работе автор считает, что в основу формирования баргутов вошли кочевые племена ба-йе-гу и хорихан, обитавшие в древности у горы Носа (Хинганский перевал) в бассейне реки Уда. По его мнению, в VI веке ба-йе-гу кочевали у горы Мони, по рекам Тола и Онон, по правобережью озер Хулун и Буир. В это время на севере от озера Байкал обитали племена хорихан, которые имели в своем составе войско численностью до 5 тысяч воинов. В конце УШ-начале IX века ба-йе-гу вследствие различных исторических обстоятельств того времени перекочевали на северо-запад и смешались с племенем хорихан, в результате этого на рубеже конца XI-нач. XII в. образовался этнос баргу. Как доказывает Г. Тубшинима, баргуты являлись монголоязычным племенем, в период империи Чингис-хана они с честью и доблестью принимали участие во всех его делах и походах, в том числе и зарубежных, и вследствие чего к XIV веку начинается их распад как крупного племени. Ко времени прихода русских казаков баргуты вынуждены были бежать на восток, разделившись на несколько групп: одна группа бежала в Халху, другая прибыла в Цицикар и вошла в ведение цинского государства, и именно из этой группы происходят современные старые баргуты.
С материалами по ранней и современной истории старых баргутов, а также по духовной культуре и шаманизму можно ознакомиться в книге старобаргутского краеведа Ж. Буяндэлгэра «Eligen qayiratu qayucin baryu» (Любимые (дорогие) старые баргуты») (1999). Согласно мнению автора, баргуты являются потомками ба-йе-гу Танской эпохи, которые проживали близ озера Буир и хорихан, проживавших по рекам Ангара и Лена, а также по „ 1 ' J <4 " 1 j V », J 1 I л f берегам озера Байкал. Баргуты проживали в местности Баргуджин-Токум, в подтверждение чему Ж. Буяндэлгэр приводит шаманские призывания, в которых Баргуджин-Токум упоминается как их прародина. Как пишет автор, во время правления Цинской династии баргуты были мобилизованы в китайские войска для охраны российско-китайской границы по реке Амур (Хара Мурэн гол), и, последовав за цинскими войсками прибыли в Цицикар и Мукдэн. Прибывших людей расселили по окрестностям мелких городков, распределив их по 7 сомонам, а вскоре их перевели в Хулун-Буир, где цинские власти образовали 8 солонских хошунов, и их стали именовать хуучин барга.
Раннему этапу истории баргутов посвящена монография баргутского этнографа Шагдарын Сундуя «Erten-ü baryu yasutan» («Древние баргуты») (2005). Автор утверждает, что в отдаленном прошлом баргуты, не разделяясь на старых и новых барга, составляли единый этнический организм. Названные в китайских источниках байегу, они в IV—XIII вв. жили около Байкала, в долине рек Селенга, Тола, Орхон. Байегу входили в состав тюркских племен теле и имели с ними одинаковый язык и культуру. Баргутов, склонен считать Ш. Сундуй, следует относить к монголизированным тюркам.
Ценным научным подспорьем для раскрытия цели диссертационной работы послужили материалы сборника «Qayucin baryu-yin soyal teuke material» («Материалы по истории и культуре старых баргутов») (1999, 2003). В них собраны данные по истории, свадебной обрядности, религии, родовому составу, о скотоводстве как основной отрасли хозяйства баргутов. Также в сборник вошли статьи по древней и современной истории и особенностям традиционной культуры старых баргутов.
Богатый краеведческий материал по родоплеменному составу, особенностям и систематике внутриплеменных и родовых отношений баргутов представлен в ряде статей Г. Хандсурэн (1999; 2003). Автором
1 . 1 , , s |
Г I V f 1 проведены анализ этнического состава и описание системы родства старых баргутов, что позволяет установить механизм развития старобаргутского общества. Автор подробно описывает топонимику, родовой состав, выделяет патронимические группы.
Особенности хозяйственного быта, обычаи и традиции материальной и духовной культуры старых и новых баргутов Китая представлены в монографии знатока истории и культуры монгольских народов Ц. Дугаржава «Baryu jang tiil-е» («Традиционная деятельность баргутов») (2004). В ней описаны и проиллюстрированы занятия (скотоводство и земледелие) населения, традиции и обычаи, семейно-брачные отношения, семейные и общественные праздники, религиозные верования (поклонение природе, святым родовым местам, запреты). В разделе о материальной культуре дано подробное описание традиционной одежды, пищи и жилища баргутов.
Этапы ранней истории баргутов и особенности материальной культуры осветила в своей статье «С^ауист Ьагуи qamiy-a-aca iregsen Ьш?» («Откуда пришли старые баргуты»?) профессор Ц. Норжин (2004). Согласно историческим материалам, новые и старые баргуты были одним народом и называли свою прародину «Баргужин гол, Барс уула, Байгал билхамал», владетелем этих земель являлся Баргудай мэргэн. До присоединения к Цинской империи, по преданиям баргутов, они проживали близ реки Удэ и горы Носа (Ноше), которые по мнению автора находились близ Хамар-Дабана и входили в ареал легендарной прародины баргутов Баргуджин-Токум. В силу различных исторических обстоятельств баргуты разделились на две группы и в течение длительного времени, около 200 лет проживали разобщено, в результате чего в их языке, в стиле и покрое одежды, в традициях и верованиях появились различия. Исследователь приходит к заключению, что у новых баргутов язык схож с хори-бурятским диалектом, и несколько с халхасским, а что касается старых баргутов - язык схож с западно-бурятским говором, в частности с диалектом баргузинских бурят и байкало-кударинским говором.
Среди исследований монгольских ученых одной из крупных монографий по истории баргутов является работа этнографа и историка Жаргал влзий «Барга монголын туух» («История баргутов»), изданная в Улан-Баторе (1999, переиздание 2009 г.). В ней представлен богатый материал по истории и культуре баргутов с привлечением китайских, японских, маньчжурских и русских источников. Автор считает, что баргуты -это потомки хунну, ответвление племен теле (Чил аймаг) и проживали около озер Хулун и Буир. В VII веке байегу ушли в Баргуджин-Токум, где стали называться баргутами. В Х-ХН вв. в результате взаимодействия у Байкала племен Баерко (баегу) и Корихан (хорьхан) сформировались баргуты и хори-буряты. Так как баргуты долгое время находились в тюркском подданстве, их называли байырку.
Ряд научных статей по истории баргутов принадлежит монгольскому профессору Тайджиут Аюдайн Очиру (2003, 2006, 2008, 2009, 2011). С его точки зрения в VI-VII вв. предки баргутов являлись монгольским племенем и кочевали близ озера Байкал и вели непрерывные войны с тюрками и государством Тан. Позднее они расселились по берегам озер Хулун и Буир, Тэрх, реке Тола, по западной стороне Хинганских хребтов. После падения Тюркского каганата они возвратились к берегам озера Байкал, где они соседствовали с хори-бурятами и меркитами, тесно контактировали с эвенками. В X-XI вв. они входили в меркитский аймак Зубу и подчинялись монголоязычным киданям. В XIII веке в период основания Монгольской империи, баргуты расселились на огромных пространствах, они стали кочевать южнее, и заняли территории близ Гоби, современного района Внутренняя Монголия, откуда они попали в ведомство монгольских ханов. В 1688 году при нападении Галдан бошогто хана часть баргутов, находившихся в аймаке Цэцэнхана, вместе с халхасцами спешно перекочевали на территорию современной Внутренней Монголии,^однако после поражения
1 t i Iх 1<'i i 4 /, i \ к ) ойратов, некоторая их часть решила вернуться в прежние места расселения. Однако небольшая группа осталась и расселилась по окрестностям Цицикара, Бутхи, Хайлара, Амура.
X. Нямбуу в сборнике «Монголын угсаатны зуйн удиртгал» («Введение в этнографию монгольских народов») (1992) кратко затрагивает историю баргутов, описывает возникновение 17 баргутских - 9 старобаргутских и 8 новобаргутских хошунов в Хулун-Буире, перечисляет баргутские роды и аймаки в Монголии, места их расселения. Нямбуу пишет, что баргуты проживали в XIII веке в стране Баргажан техем, затем вошли в состав Монгольской империи и смешались с урянхайскими мянгатами. После падения империи Юань, они расселились по Онону, близ озер Хулун и Буир, под ведомством хорчинов. Затем с начала XIV века, после победы ойратского Тогоон тайши над хорчинами, баргуты вошли в состав ойратов и расселились близ Хинганского хребта, откуда в 1730 году присоединились к Цинской империи маньчжуров.
Традиционной культуре баргутов посвящены работы монгольского этнографа Гэлэгжамцын Цэрэнханд (1996, 2005). В них даны сведения о древней истории баргутов, расселение в Хулун-Буире и в Монголии, приводится полный список родовых образований старых и новых баргутов, описаны хозяйство, материальная культура, одежда, свадебные и родильные обряды.
Кроме указанных материалов в диссертационной работе привлекались материалы из сборника научных статей «Барга судлал» («Изучение баргутов») (2009), публикуемого периодически в Улан-Баторе, в котором помещены научные статьи по вопросам общебаргутской истории, этногенеза, материальной и духовной культуры старых и новых баргутов Хулун-Буира и Монголии.
В российской историографии баргутам посвящен немногочисленный ряд работ. Так, отрывочные , сведения были освещены членом Русского - , 1 ' ' ' ■ 1' * ' 1' Императорского географического общества Ф. Боржимским в работе
Краткое историко-географическое и статистическое описание
Хулунбуирской области» (1915). Здесь им приведены географические данные о Хулун-Буирской области и исторические сведения о живущем там населении. Хотя его наблюдения кратки, они всё же дают некоторое представление о малочисленных народностях Хулун-Буира, в том числе и о баргутах.
В статье Меньшикова П.Н «Краткий исторический очерк Маньчжурии» (1928) имеются данные о прибытии старых и новых баргутов в Хулун-Буир из Халхи, с разницей в два года - в 1735 году прибыла новая группа монголо-бурят, которых стали называть шэнэ/шинэ баргут, в отличие от старожилов хуушан баргутов. Кормазов В.А. в своей работе «Барга» (Харбин, 1928) также придерживается одинакового мнения с Меньшиковым П.Н.
Отдельные аспекты общебаргутской истории - происхождение, расселение, семантика этнонима, связь с другими народами, участие в политических событиях Центральной Азии и другие вопросы, в частности, связанные с археологией, затронуты в первом томе «Истории Бурят-Монгольской АССР» (История, 1954), в работах Г.Н. Румянцева (1962), Н.П.Егунова (1984), Ц.Б.Цыдендамбаева (2001), Б.Р.Зориктуева (1989, 1993, 1996), П.Б.Коновалова (1993, 1999, 2000, 2002, 2009, 2011), Нанзатова Б.З. (2004), Худякова Ю. С. (1989) и др.
Баргутская проблема освещена в ряде статей Д.Д. Нимаева (1993, 1998, 2010). Он полагает, что в древнетюркское время в состав байырку входили не только тюркоязычные, но и монголоязычные группы. Последних, по его мнению, представляли хоринцы. Касаясь истории баргутов после их ухода в Хулун-Буир, автор ограничился коротким замечанием, что название рода чивчин связано с именем эхиритского князца Чепчугая, после гибели в 1741 году его потомки бежали в Хулун-Буир, где основали род чивчин.
Этнической истории и этнографии посвящена статья Б.Р. Зориктуева «Кто вы, старые баргуты Китая?» (2012), в которой автор указывает, что прямыми этническими предшественниками старых баргутов (барга) были байегу (байырку) средневековых письменных источников, входившие в состав тюркоязычного племенного объединения теле, в отличие от новых баргутов, являющихся частью племенной общности хори, истоки этногенеза которых прослеживаются до Северо-Западной Монголии и Саяно-Алтая.
Вопросы языка баргутов изучались Рассадиным В.И. (1989) и Афанасьевой Э.В. (2006). Исследователи отмечают, что языковой материал по новым и старым баргутам показал их близость к бурятскому. Язык новых баргутов, который иначе называют баргу-бурятским, близок к говору хоринских бурят, а язык старых баргутов наиболее близок к эхиритским говорам, а также к говору байкало-кударинских бурят. Таким образом, исследователи приходят к выводу, что между языками бурят и баргутов и существует историческая связь, и что эти языки формировались и развивались в рамках единого праязыка, который условно можно назвать баргу-бурятским праязыком.
Статья Бадмаевой Л.Б. «Этнолингвистический очерк о баргутах» (2003) отражает языковые характеристики диалекта старых и новых баргутов, а также включает информацию по их генонимам.
Статья Самбуевой С.Б. «Некоторые вопросы этнической истории баргутов» (2007) в большей степени посвящена новым баргутам, которые определяются в качестве самостоятельного этноса, образовавшегося из среды 11 хоринских родов бурят. Относительно старых баргутов, автор указывает, что их называли шившин барга, и термин произошел от глагола «шивших», что означает «обращаться к шаманскому божеству, нашептывать заклинания».
Краткий обзор отечественных публикаций, связанных с темой нашей диссертации показывает, что в большинстве трудов наибольшее внимание уделено байкальскому периоду истории ранних баргутов, отождествляемой с
1 ¡1 ' ' I1! ' ' ' '' ' « ,, \ >' I,* " историей племени байегу/байырку, к которому авторы относят предков как старых, так и новых баргутов без их разделения. Если работы российских исследователей содержат материалы о баргутах в период их проживания близ Байкала, то сведения об истории баргутов-мигрантов первой волны, т.е. старых баргутов, переселившихся в район Верхнего Амура и в Хулун-Буир, маршрутах миграции, особенностях военно-административной организации в составе Цинского государства и т.д., можно найти в публикациях исследователей Внутренней Монголии, а также в трудах ученых Монголии.
Цель и задачи исследования. Целью работы является комплексное изучение этнической истории и традиционной культуры старых баргутов Китая. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Исследовать этногенез баргутов, изучить их этнических предшественников, разобраться в проблеме их этнической принадлежности.
2. Проследить историю баргутов эпохи освоения ими исторической родины, названной по их этнониму Баргуджин-Токум.
3. Осветить их дальнейшую судьбу как мигрантов на территории маньчжурско-китайского государства.
4. Установить этнический (родовой) состав, определить тип этнической общности старых баргутов;
5. Исследовать традиционную культуру старых баргутов, выявить исконные и заимствованные элементы, появившиеся в процессе взаимодействия с иноэтничной средой.
Объектом исследования является этническая история и традиционная культура старых баргутов Китая.
Предмет исследования - этапы этнической истории, генезис и эволюция этнокультуры старых баргутов, ее типология и этническая идентификация.
I ' \ 1 ! и! ' ) 1 11 (
4 ' ' 1' , ' ! , ' ] '11 I I " ■ 1 / /
Методология исследования. При разработке темы автор руководствовался принципами историзма и научной объективности, которые предполагают изучение исторических событий и процессов в их взаимосвязи и развитии. В исследовании закономерно использован сравнительно-исторический метод, который представляет собой один из основных способов реконструкции предшествующих исторических эпох и является одним из важных научных методов изучения этнической культуры.
Для создания целостной картины традиционной культуры старых баргутов и показа её особенностей применялся описательный метод. Следует подчеркнуть, что выполнение данного исследования было невозможно без использования специальных приемов полевой этнографии. Поэтому эмпирическая база исследования строится на непосредственном наблюдении, включенном наблюдении и массовом опросе знатоков и носителей традиционной культуры старых баргутов. И, наконец, большое значение при написании диссертации имели теоретические разработки проблем этнической истории и традиционной культуры в трудах ведущих отечественных этнологов Ю.В. Бромлея, С.А.Токарева, H.H. Чебоксарова, С.А. Арутюнова, H.JI. Жуковской и других. Для понимания сущности этногенеза и культурогенеза баргутов использовались методологические подходы П.Б. Коновалова по трактовке этнических аспектов истории Центральной Азии, основанной на признании суперэтнического культурогенеза ранних тюрко-монголов и учете тезиса о этноэволюции и этнотрансформации в формировании средневековых этносов Центральной Азии.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1. Предпринимается попытка комплексного историко-этнографического исследования старых баргутов - одной из малоизученных в отечественном востоковедении монгольских этнических групп Китая.
2. Воссоздана целостная картина истории и культуры основной ветви 1 распавшейся древней племенной общности баргутов - ветви, прошедшей суверенный (самостоятельный) путь развития от исторического Баргуджин-Токума до новой родины на территории Китая.
3. Выявлен родоплеменной состав, описана традиционная культура старых баргутов, что до сих пор оставалось белым пятном в отечественной этнографии.
4. В научный оборот введен полевой этнографический материал, полученый автором в ходе экспедиционных работ в 2006 и 2007 годах на территории Хулун-Буира.
5. В научный оборот введен перевод литературы на старописьменном монгольском языке, изданной в Китае, и труды авторов Монголии.
6. Выявлены культурно-хронологические пласты и элементы, восходящие к хуннскому, древнетюркскому, монгольскому, амурскому и маньчжурскому периодам в эволюционном и трансформационном развитии традиционной культуры старых баргутов.
7. В работе доказано, что адекватная трактовка истории и культуры этноса возможна с опорой на теоретико-методологическое положение этнологической науки об этнотрансформации и этноэволюции.
Хронологические рамки диссертации определяются историческим периодом включительно с VI века н.э. - времени Тюркского каганата и до настоящего времени.
Территориальные рамки исследования охватывают Хуушан Барга хошун городского округа Хулун-Буир Автономного района Внутренняя Монголия КНР, где компактно проживает основная группа старых баргутов.
Хуушан Барга хошун расположен на северо-востоке Внутренней Монголии; на западе он граничит с Восточным хошуном новых баргутов, на юге - с Эвенкийским хошуном; на северо-западе протекает река Эргунэ (Аргунь), которая служит границей между Китаем и Россией. Общая , площадь хошуна составляет 21192 км2, административным центром является
I > I I М ' V1 Л ' 1, I , I и 1 » , город Баян-Хурээ. Их численность можно определить в пределах 20 тысяч человек.
Баргуты - как старые {хуушан), так и новые (шинэ) барга кроме Хулун-Буира встречаются в провинциях Ляонин, Гирин, Хэйлунцзян и Синьцзян-Или, в аймаке Шилин-гол, Джоу-Уда (соврем. Улан-Хада), Жириме и близ города Цицикар, а также в Центральном, Восточном, Хэнтэйском, Восточногобийском, Архангайском, Сухбаторском и других аймаках Монголии. Они, вследствие их малочисленности и рассеянности групп в данной работе не рассматриваются.
Источники. Диссертация написана на основе трех основных групп источников: письменных источников, полевых сборов автора и музейно-вещевых материалов.
Первая группа включает в себя летописные хроники китайских авторов и тексты древнетюркской рунической письменности в переводах Н.Я. Бичурина, Н.В. Кюнера, B.C. Таскина, А.Г. Малявкина, С.Е. Малова, «Сборник летописей» Рашид-ад-Дина, «Сокровенное сказание монголов», «Баргузинские летописи» и «Бурятские летописи»; труды российских ученых по истории и этнографии народов Центральной Азии и Южной Сибири - Г.Н. Румянцева, Н.П.Егунова, Ц.Б.Цыдендамбаева, Д.Д. Нимаева, Б.Р. Зориктуева, П.Б. Коновалова, Б.Б. Дашибалова, Б.З. Нанзатова, Ю.С. Худякова и др., а также работы баргутских и монгольских исследователей, таких как А. Очир, Ж. Элзий, Г. Цэрэнханд, Ж. Буяндэлгэр, Ц. Норжин, Ш. Сундуй, С. Шувен, Г. Тубшинима, Г. Хандсурэн.
Вторую группу источников составили полевые этнографические материалы, полученные в ходе экспедиционных работ в районе проживания старых баргутов - на территории Хуушан Барга хошуна Хулун-Буирского городского округа с административным центром г. Баян-Хурээ и ряда животноводческих стоянок хашаа в 2006 и 2007 гг. Материалы полевых " . г . V ' ' ' < 1 < " ■ V / экспедиции, в частности сведения, полученные от информаторов, участие в обрядовых действиях, сохранившиеся свидетельства материальной культуры позволили воссоздать картину материальной и духовной культуры, быта и хозяйства старых баргутов.
В третью группу источников вошли фото- и видео- материалы автора, вещевые материалы из коллекций историко-этнографического музея старых баргутов в г. Баян-Хурээ (домашняя утварь, одежда, предметы быта, жилище), которые явились важным подспорьем в выполнении работы.
Практическая и теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что содержащийся в нем фактический материал, его основные положения и выводы могут найти применение при написании обобщающих трудов по истории и этнографии монгольских народов, включая бурятский этнос. Отдельные разделы работы могут использоваться при написании учебно-методических пособий, разработке вузовских лекций и спецкурсов, школьных программ по этнографии монгольских народов.
Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались автором на трех международных научно-практических конференциях: «Азиатско-Тихоокеанский регион: история и современность» (Улан-Удэ, 2007), «Баргын туух, соёлын судалгаа» (Улан-Батор, 2011), «Миграци ба туух, даяарчлал» (Улан-Батор, 2011). Результаты исследования отражены в 12 публикациях автора.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, состоящих из 9 параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения в виде таблиц и фотоматериалов, а также списка сокращений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК
Пространство в традиционном мировоззрении и практической деятельности монгольских народов2011 год, доктор исторических наук Содномпилова, Марина Михайловна
Буряты: Этногенез и этническая история2000 год, доктор исторических наук Нимаев, Даба Дамбаевич
Древние и ранние монголоязычные народы и их связи с населением Маньчжурии и Корейского полуострова2011 год, кандидат исторических наук Дашибалов, Эрдэм Баирович
Календарь и календарная обрядность в традиционной культуре бурят: Структурно-функциональный, культурно-семантический и историко-генетический анализ2001 год, доктор исторических наук Дашиева, Надежда Базаржаповна
Профанный и сакральный миры ольхонских бурят, ХIХ - ХХ вв.2000 год, доктор исторических наук Жамбалова, Сэсэгма Гэндэновна
Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Миягашева, Суржана Борисовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное историко-этнографическое исследование показало, что истоки этнической истории старых баргутов восходят к племени байегу, входившего в состав объединения теле и обитавшего в Ш-1У веках на просторных территориях от озера Байкал до рек Орхон и Тола и западной стороны озера Хулун. В начале I тысячелетия байегу входили в конгломерат империи Хунну, которые рассматриваются одними исследователями как предки тюркоязычных народов, другими как монголоязычных, а третьими как суперэтнический этнос. Мы согласны с мнением, что хунну представляли собой этнополитическое образование, вобравшее в себе элементы интеграции культур разных народов Центральной Азии. В связи с этим было предопределено дальнейшее развитие и становление всех хуннских племен, в том числе и байегу, культурогенез которых в последующем развивался в условиях тюрко-монгольской интеграции. Итак, начало этногенеза и традиционной культуры старых баргутов было заложено культурой ранних кочевников - хуннов, которые рассматриваются в качестве «тюрко-' монгольского суперэтноса.
Основой для сложения традиционной культуры старых баргутов послужила архаичная форма, сформировавшаяся в Баргуджин-Токуме, который являлся перекрестком монгольских, тюркских и тунгусских культур. Она сложилась постепенно, эволюционируя в результате внешних и внутренних факторов, и в культурно-хронологическом плане может быть соотнесена с хуннским, древнетюркским, монгольским и маньчжурским периодами.
Наиболее ранние истоки традиционной культуры старых баргутов прослеживаются в особенностях постройки летнего жилища хулсан гэр, традиция которого вероятно связана с плетеными шалашами кочевников хунну конца I тысячелетия. Архаичность прослеживается и в традиционном костюме - наличие туникообразной одежды, глухой нательной рубахи представляют собой отголоски более старых способов создания одежды. В шаманской традиции мифологическое представление о существовании 99 тэнгриев небесного пантеона с верховным божеством Хухэ Мунхэ Тэндир и их разделение на восточных и западных божеств также является отголоском хуннского периода.
В древнетюркский период (VI-VII века) байегу вошли в сферу влияния Тюркского каганата и стали называться тюркским словом «байырку». Доминирование древних тюрков, представляющих собой господствующую группу, определяет собой значительные изменения в культуре баргутов. Плетенное из прутьев жилище хуннского типа эволюционировало в разборную юрту посредством заимствования у тюрков традиции изготовления решетчатых стен, изготовление которых требовало ' определенных навыков, с учетом сохранения циновок. В основу конструкции одежды баргутов вошли элементы, которые находят близкие аналогии с MV ^ , костюмом западных, бурят, ,в этногенезе . которых принимали участие '< .v;"<< .'''.'о- .v/iov*. и 7 "Ч> 'f тюркские племена - это распашные 1 зимние халаты ' нэхии гдээл и демисезонные халаты тэрлик, длинные безрукавки, круглые шапки тоорцог, бортого мстгай, девичьи украшения тана и т.д. Все данные элементы встречаются у многих народов тюрко-монгольского мира - у казахов, алтайцев, хакасов, тувинцев, бурят, монголов и в том числе у старых баргутов.
Позднее байегу вошли в подданство китайской династии Тан, и, перекочевав к берегам озер Хулун и Буйр, обосновались на территории современной Маньчжурии и Хулун-Буира. В VIII-IX веках, в результате различных исторических процессов байегу вновь переселились к Байкалу, где в результате их этнического взаимодействия с племенем курыкан возникло общеплеменное образование с названием «баргут». Если в предшествовавший период преобладающая роль принадлежала тюркам, то начиная с Х-Х1 веков происходит распад тюркских каганатов, и на смену им приходит доминирование государства киданей и в целом монголоязычных народов, что приводит к монголизации Центральной Азии.
В монгольский период баргуты составляли ведущее племя Баргуджин-Токума и во многом определяли характер и направление этнических процессов в регионе, а в XIII в. играли видную роль в событиях общемонгольской истории. Факт генезиса из Баргуджин-Токума четко отражается в шаманизме старых баргутов Хулун-Буира - в призываниях шаманов Баргузинская долина и берега озера Байкал указываются прародиной, а остров Ольхон и гора Бархан считаются священными для баргутов и согласно мифологии именно на них обитают божества и духи их предков. Каждые три года на горе Тев елзийт обоо (Хулун-Буир) проводится поклонение божествам Байгуулжин эжин хатан и Бадархан эжин хану, а основные шаманские принадлежности зеркало толи и шаманские маски из меди носят название Отец Байгулжин и Мать-Байгулжин. В память о своей V родине у старых баргутов сохранился обычай ставить конские седла на ,,»,.„ северо-запад по направлению к Байкалу.
Создание общемонгольского государства Чингисхана привнесло множество заимствований и спровоцировало обогащение культуры и быта баргутов, начались активные процессы этнической и культурной ассимиляции. Вероятно, именно в это время у баргутов появились войлочные юрты эсхий гэр, ориентированные негласными правилами внутреннего членения помещения (мужская и женская), а также сложилась стандартная внутренняя мебелировка. Однако войлочные юрты сохранили архаичный тюркский конусообразный вид крыши за счет войлочной покрышки. Также данный период ознаменовался приобщением к культуре питья зелёного чая, что сопровождалось созданием соответствующих приспособлений и посуды. Традиционный костюм ознаменовался появлением обуви башмаковидного типа улатай гутал, комплексом женских серебряных украшений хавчиг и татуурга, наподобие халхасских крылоподобных причесок, элементами декора в верхней одежде (появление буф и обшлагов на рукавах).
После распада Монгольского государства - с конца XIV наступает время феодальной раздробленности, продолжительных войн между монгольскими князьями, а в XVI веке начинается колонизация Сибири русскими казаками. В это смутное время, приблизительно на рубеже XVI -XVII веков баргуты переселились в район Верхнего Амура и проживали в соседстве с тунгусскими народами. Этот этногенетический пласт отражается в традиционном костюме старых баргутов, в котором встречаются специфические черты тунгусского происхождения, в частности, поршневидная обувь сввхэй гутал, головной убор хасабшатай малгай. Этот этап определен нами как амурский период. Учитывая, что этот период этнической истории длился относительно недолго - примерно с XVI-XVII вв., однако он послужил фактором, определившим дальнейший путь формирования этнографического своеобразия старых баргутов по сравнению , , ■, с новыми баргутами, которые откочевали к границам Монголии, в результате 'л Д4' . '/ чего вошли в подданство халхасских ноенов и приняли буддизм. 1 * ^ Ц>У1 ^
Старые баргуты сохранили архаичные черты своей традиционной культуры, которая сформировалась в Баргуджин-Токуме. Баргуджин-Токум являлся перекрестком монгольских, тюркских и тунгусских культур, поэтому идентичность костюмных элементов у старых баргутов, эвенков, бурят, монголов и тюркских народов можно рассматривать как результат историко-культурных связей этих народов, соседствовавших на протяжении многих веков.
В конце XVII века баргуты были поселены в Хулун-Буире и включены в состав знаменной военно-административной организации маньчжуров, получив от них имя старые баргуты (хуушан барга). Оторвавшись от бурят-монгольского массива, баргуты получили возможность достаточно изолированного развития на протяжении веков, в результате которого возникла этнокультурная специфика. Если в большинстве случаев миграции приводят к утрате самосознания, в частности у баргутов она провоцировала сильное привязывание и подчинение всем канонам традиционной культуры и обычаев. В качестве объединяющего фактора у старых баргутов выступали кровнородственные связи, сохранение родоплеменных структур, чему способствовало административное закрепление земель за баргутскими родами. На данный момент старые баргуты Хулун-Буира представляют собой этнографическую группу, классифицирующуюся по этносоциальной организации как племя-этникос с наличием фратриального и патронимического деления.
Проживание в иноэтническом окружении спровоцировало межкультурные контакты, что в результате привело к инновациям -проникновению новых элементов в традиционную культуру старых баргутов. Следы влияния монголов и маньчжуров проявились в хозяйственном инвентаре, посуде и мебели старых баргутов, новшества коснулись некоторых элементов костюма, пищи, жилища. Так, маньчжурский период связан с появлением кирпичных домов-фанза, которые представляет; собой одноэтажный дом каркасно-столбовой конструкции. Традиционной костюм старых баргутов претерпел незначительные изменения - в результате проживания по соседству с халха-монголами старые баргуты стали носить безрукавки хантааз, а у маньчжуров позаимствовали жилеты с разрезами по бокам и широкую кофту курумэ. После переселения в Хулун-Буир в восприятие инноваций у баргутов происходило неоднозначно, кое-какие элементы приспосабливались и интегрировались в их культуру, а некоторые встречали противодействия. Например, внедрение буддизма проходило медленно и под давлением, т.к. шаманизм имел достаточно прочную и широкую социальную основу в обществе. Однако, в связи с тем, что природно-климатические условия Хулун-Буира похожи на байкальские, на новом месте обитания старые баргуты продолжали вести привычный для них кочевой образ жизни, занимаясь скотоводством. В результате исторически сложившаяся система питания старых баргутов как кочевников осталась практически неизменной, что можно рассматривать как механизм этнического самосохранения в условиях проживания в иноэтническом окружении.
Итак, начало этногенеза и традиционной культуры старых баргутов было заложено ранними кочевниками хунну, которые представляли собой тюрко-монгольский суперэтнос. Этнокультурное наследие баргутов, на протяжении веков, пройдя через сложнейшие этнополитические процессы ранних государственных образований, имело смешанную тюркско-монгольскую основу. На смену тюркским характерным чертам появлялись новые элементы с монгольскими чертами, что демонстрирует правдивость теории этноэволюции и этнотрансформации в рамках тюрко-монгольского наследия. Традиционная культура старых баргутов развивалась в тесной взаимосвязи не только с тюркоязычными, но и тунгусскими и монгольскими народами, и позднее вошла в сферу влияния маньчжуров. Культурно-исторические связи являлись преимущественно взаимными, они стимулировали исторический прогресс и взаимообогащались на протяжении веков, оставаясь при этом для старых баргутов тем фактором, на основе которого они самостоятельно развивались в качестве племенной общности с ярко выраженными этническими традициями.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Миягашева, Суржана Борисовна, 2012 год
1. Бурятские летописи, 1995 Бурятские летописи / Сост. Ш.Б. Чимитдоржиев, Ц.П. Ванникова (Пурбуева). - Улан-Удэ: Бурят, ин-т обществ, наук, 1995. - 197 с.
2. Краткие сведения о черных татарах, 1960 Краткие сведения о черных татарах Пэн Да-я и Сюй Тина / (пер. Линь Кюн-и и Н. Ц. Мункуева) //Проблемы востоковедения, № 5.1960.-С. 133-158. - '
3. Кюнер, 1961 Кюнер, Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. - М.: Изд-во АН СССР, 1961.-292 с.
4. Малов, 1959 Малов, С.Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. -М.;Л.: Из-во Академии наук СССР, 1959. - 108 с.
5. Малявкин, 1989 Малявкин, А.Г. Танские хроники: О государствах Центральной Азии. - Новосибирск: Изд. «Наука», 1989. - 432 с.
6. Рашид-ад-Дин, 1952а Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т.1, кн.1. М.;Л., 1952.
7. Рашид-ад-Дин 19526 Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т.1, кн.2. М.;Л., 1952.
8. Румянцев, 1956 Румянцев, Г. Н. Баргузинские летописи. - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1956. - 154 с.
9. Сокровенное сказание, 1990 Сокровенное сказание монголов / Пер. С. А. Козина. - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1990. - 318 с.
10. Таскин, 1984 Таскин, В. С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Введ., пер. и коммент. В. С. Таскина. - М.: Изд. «Наука», 1984.-486 с.1. Полевые материалы:
11. ПМА 1. Полевые материалы автора. Экспедиция в Хулунбуирский аймак АРВМ КНР, 2006. Баяр, 1965 г.р., старый баргут, род эреэгэн. г. Хайлар.
12. ПМА 2. Полевые материалы автора. Экспедиция в Хулунбуирский аймак АРВМ КНР, 2007. Информант: Бодьгэрэл, 1948 г.р., старый баргут, род толийн шарнуут. Г. Хайлар.
13. ПМА 3. Полевые материалы автора. Экспедиция в X улунбуирский аймак АРВМ КНР, 2006, 2007. Информант: Буяндэлгэр, 1947г.р., старый баргут, род хашенут. Баян-Хурээ.»1 . ',<'<. ? , 'г *.1 I I
14. ПМА 4. Полевые материалы автора. Экспедиция в Хулунбуирский аймак АРВМ КНР, 2006. Информант: Долгоржав, 1936 г.р., старый баргут, род эреэгэн. г. Хайлар.
15. ПМА 5. Полевые материалы автора. Экспедиция в Хулунбуирский аймак АРВМ КНР, 2007. Информант: Жаргал боо, 1933г.р., старый баргут, род шившин. Баян-Хурээ.
16. ПМА 6. Полевые материалы автора. Экспедиция в Хулунбуирский аймак АРВМ КНР, 2006. Информант: Зоригбато, 1956 г.р., старый баргут, род эреэгэн. г. Хайлар.
17. ПМА 7. Полевые материалы автора. Экспедиция в Хулунбуирский аймак АРВМ КНР, 2006. Информант: Ирхуу, 1926 г.р., старая баргутка, род эреэгэн. г. Хайлар.
18. ПМА 8. Полевые материалы автора. Экспедиция в Хулунбуирский аймак АРВМ КНР, 2006. Информант: Нарсан, 1934 г.р., старая баргутка, род эрэегэн. г. Хайлар.
19. ПМА 9. Полевые материалы автора. Экспедиция в Хулунбуирский аймак АРВМ КНР, 2007. Информант: Оюун-Чимэг, 1958 г.р. старая баргутка, род тагархайн шарнуут. Баян-Уул хашаа.
20. ПМА 10. Полевые материалы автора. Экспедиция в Хулунбуирский аймак АРВМ КНР, 2006. Информант: вргенбилгээ, 1936 г.р., старый баргут, род шарнуут. Баян-Хурээ.
21. ПМА 11. Полевые материалы автора. Экспедиция в Хулунбуирский аймак АРВМ КНР, 2006. Информант: Хамбуу, 1932 г. р., старая баргутка, род шарнуут. г. Хайлар.
22. ПМА 12. Полевые материалы автора. Экспедиция в Хулунбуирский аймак АРВМ КНР, 2007. Информант: Эрдэнэтогтох, 1955 г.р., старый баргут, род бажиндар. Баян-Уул хашаа.
23. Полевые материалы Зориктуева Полевые материалы Б.Р. Зориктуева1. ЛИТЕРАТУРА
24. Абаев, 2007 Абаев, Т.Н. Этносоциальная структура и этнокультурный потенциал монгольских диаспор г. Хулун-Буир АРВМ КНР / Т.Н. Абаев // Диаспоры в современном мире. - Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2007. -С. 126-131.
25. Абаева, 1992 Абаева, Л.Л. Культ гор и буддизм в Бурятии. Эволюция верований и культов селенгинских бурят / Л.Л. Абаева. - М.: Изд. «Наука», 1992.-142 с.
26. Авляев, 2002 Авляев, Г.О. Происхождение калмыцкого народа / Г.О. Авляев. 2-е изд., перераб. и исправл. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002. - 325 с.
27. Арданов, 2002 Арданов, Б.Ч. История изучения памятников раннемонгольской археологической культуры Западного Забайкалья / Б.Ч. Арданов // Центральная Азия и Прибайкалье в древности. Сб. науч. трудов. -Улан-Удэ-Чита: Изд. БГУ, 2002. - С. 178-185.
28. Аристов. 1896 Аристов, H.A. Заметки об этническом составе1. I TT Атюркских племен и народностей и сведения об их численности / H.A. Аристов // Живая старина. Санкт-Петербург, 1896. Вып. III-IV. - С. 277456.
29. Арутюнов, 1989 Арутюнов, С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. - М.: Изд. «Наука», 1989. - 247 с.
30. Афанасьева, 2006 Афанасьева, Э.В. Исторические связи бурятского и баргутского языков (на примере фонетики и грамматики) / Э.В. Афанасьева. — Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2006. - 148 с.
31. Бабуева, 2001 Бабуева, В.Д. Мир традиций бурят / В.Д. Бабуева. -Улан-Удэ: Изд. "Улзы", 2001. - 142с.
32. Бадмаева, 1980 Бадмаева, Р.Д. Одежда и украшения верхоленских бурят / Р.Д. Бадмаева // Быт бурят в прошлом и настоящем. Улан-Удэ: Изд. БИОН, 1980.-С. 65-72.
33. Бадмаева, 1987 Бадмаева, Р.Д. Бурятский народный костюм / Р.Д. Бадмаева. - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1987. - 141 с.
34. Бадмаева, 2003 Бадмаева, Л.Б. «Этнолингвистический очерк о баргутах» / Л.Б. Бадмаева // Мат. конф., посвященной 100-летию со дня рождения проф. В.И. Цинцус (13-14 октября 2003 г.) - Спб.: Изд. «Наука», 2003.-С. 50-56.
35. Бальжинимаева, 2008 Бальжинимаева, Б.Д. Названия видов растительного сырья в монгольских языках / Б.Д. Бальжинимаева // Вестник БГУ. Вып. 8. Серия: Востоковедение. - Улан-Удэ: Изд. БГУ. - С. 73-75.
36. Банзаров, 1997 Банзаров, Д. Собрание сочинений / Д.Б. Улымжиев. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. - 240 с.
37. Басаева, 1991 Басаева, К.Д. Семья и брак у бурят / К.Д. Басаева./А'., ^НЛ'У /л;/- ;• ¡р. а . v^Vrf*,/!\vi'W''. tV ■" '" ■•;« 11 Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1991. -192 с. ;' "
38. Бернштам, 1947 Бернштам, А.Н. Заметки по этногенезу народов Северной Азии / А.Н. Бернштам // Советская этнография. 1947. № 2. - С. 6066.
39. Бертагаев, 1958 Бертагаев, Т.А. Об этимологии слов баргуджин, баргут и тукум / Т.А. Бертагаев // Филология и история монгольских народов. -М., 1958.-С. 173-174.
40. Боржимский, 1915 Боржимский, Ф. Краткое историко-географическое и статистическое описание Хулунбуирской области / Ф. Боржимский // Известия ВСОРГО. Т. 44. - Иркутск, 1915. - С. 1-38.
41. Бромлей, 1970 Бромлей, Ю. В. К вопросу о сущности этноса / Ю.В. Бромлей // Природа. № 2. - М., 1970. - С. 51-55.
42. Бромлей, 1983 Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. - М.: Изд. «Наука», 1983. - 414 с.
43. Буряты, 2004 Буряты. Серия: Народы и культуры / Отв. ред. Л. Л. Абаева, Н. Л. Жуковская; Ин-т этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая. - М.: Изд. «Наука», 2004. - 633 с.
44. Буяндэлгэр, 2006 Буяндэлгэр, X. Шаманизм у старых баргутов / X. Буяндэлгэр // Актуальные проблемы монголоведения. Санжеевские чтения-6. Ч. II. - Улан-Удэ: Изд. БНЦ СО РАН, 2006. - С. 14-21.
45. Вайнштейн, 1991 Вайнштейн, С.И. Мир кочевников центра Азии / С.И. Вайнштейн. - М.: Изд. «Наука», 1991. - 296 с.
46. Викторова, 1980 Викторова, Л.Л. Монголы: Происхождение народа и истоки культуры / Л.Л. Викторова.-М.^ Изд. «Наука», ,1980. -224 с.
47. Вяткина, 1969 Вяткина', К.В. Очерки культуры и быта бурят7 К.В. Вяткина. - Л.: Изд. «Наука», 1969. - 218 с.
48. Галданова, 1987 Галданова, Г.Р. Доламаистские верования бурят / Г.Р. Галданова. -Новосибирск: Изд. «Наука», 1987. - 112 с.
49. Галданова, 1992 Галданова, Г.Р. Семантика архаичных элементов свадьбы у тюрко-монголов / Г.Р. Галданова // Традиционная обрядность монгольских народов. - Новосибирск: Изд. «Наука», 1992. - С. 71-89.
50. Галданова, 1998 Галданова, Г.Р. Бурятский шаманизм: прошлое и настоящее / Г.Р. Галданова // Сибирь: этносы и культуры (традиционная культура бурят). Вып. 3. - М. - Улан-Удэ, 1998. - С. 3-46.
51. Герасимова, 1969 Герасимова, K.M. Культ обо как дополнительный материал для изучения этнических процессов в Бурятии / K.M. Герасимова // ЭС. Вып. 5. - Улан-Удэ, 1969. - С. 105-144.
52. Григулевич, 2001 Григулевич, Н.И. Питание как важнейший механизм этноэкологической адаптации / Н.И. Григулевич // Традиционная пища как выражение этнического самосознания - М.: Изд. «Наука», 2001. -С. 147-194.
53. Гурулев, 1996 Гурулев, С.А. Происхождение топонимов на -кул в районах Южной Сибири / С.А. Гурулев // Тезисы докладов регион, научно-практич. конф. Проблемы ономастики Северной, Центральной и Восточной Азии. - Иркутск: Изд. ИГУ, 1996. - С. 97-99.
54. Дамбаев, 1970 Дамбаев, Г.Э. Из прошлого и настоящего баргузинских бурят: историко-этнографический очерк / Г.Э. Дамбаев. -Улан- Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1970. -92 с.
55. Дамдинов, 1996 Дамдинов, Д.Г. О предках Гантимуровых (титулованных князей и дворян по московскому списку) / Д.Г. Дамдинов. -Улан-Удэ, 1996.-91 с.
56. Данилов, 1985 Данилов, C.B. Жертвоприношения животных в погребальных обрядах монгольских, племен Забайкалья / C.B. Данилов // k Древнее Забайкалье и его культурные связи. - Новосибирск: Изд. «Наука», 1985. - С. 86-91.
57. Дашибалов, 2005 Дашибалов, Б.Б. На монголо-тюркском пограничье (Этнокультурные процессы в Юго-Восточной Сибири в средние века) / Б.Б. Дашибалов. - Улан-Удэ: Изд. БНЦ СО РАН, 2005. - 200 с.
58. Дашиева, 2001 Дашиева, Н.Б. Бурятские тайлганы (опыт историко-этнографического исследования) / Н.Б. Дашиева. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2001.- 105 с.
59. Дашиева, 2007 Дашиева, Н.Б. Календарные праздники бурят (конец XIX-начало XX вв.) / Н.Б. Дашиева // В мире традиционной культуры бурят. Вып. 2. - Улан-Удэ: Изд. БНЦ СО РАН, 2007. - С. 96-151.
60. Ery нов, 1984 Егунов, Н.П. Прибайкалье в древности и проблема происхождения бурятского народа / Н.П. Егунов. - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1984. -284 с.
61. Жамбалова, 2000 Жамбалова, С.Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят (XIX-XX вв.) / С.Г. Жамбалова. - Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000. - 400 с.
62. Жуковская, 1977 Жуковская, Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии / Н.Л. Жуковская. - М.: Изд. «Наука», 1977. - 200 с.
63. Жуковская, 1979 Жуковская, Н.Л. Пища кочевников Центральной Азии (к вопросу об экологических основах формирования модели питания) / Н.Л. Жуковская // Советская этнография, - М., 1979. № 5. - С. 64-75.
64. Жуковская, 2002 Жуковская, Н.Л. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика: Учебное пособие / Н.Л. Жуковская. - М.: Изд. «Восточная литература», 2002. - 248 с.
65. Зимин, 2005 Зимин, Ж.А. Миграционные процессы бурятских родов в Ближнем Забайкалье (история , и современность) / Ж.А. Зимин //« Древние кочевники Центральной Азии. - Улан-Удэ: Изд! БНЦ СО РАН, 2005. - С. 142-146.
66. Зориктуев, 1989 Зориктуев, Б.Р. Об этнических процессах в Прибайкалье во второй половине 1тыс. н.э. / Б.Р. Зориктуев // Этнокультурные процессы в Юго-Восточной Сибири в средние века. -Новосибирск, 1989.-С. 104-110.
67. Зориктуев, 1993 Зориктуев, Б.Р. К вопросу о местоположении Баргуджин-Токума / Б.Р. Зориктуев // Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии. - Новосибирск: Изд. «Наука», 1993. - С. 175178.
68. Зориктуев, 1993 Зориктуев, Б.Р. Об этническом составе населения Западного Забайкалья и Предбайкалья во второй половине I-первой половине II тысячелетия н.э. / Б.Р. Зориктуев // Этническая история народов Южной
69. Сибири и Центральной Азии. Новосибирск: Изд. «Наука», 1993. - С. 121130.
70. Зориктуев, 1996 а Зориктуев Б.Р. О происхождении и семантике этнонима бурят / Б.Р. Зориктуев // Монголо-бурятские этнонимы. - Улан-Удэ: Изд. БНЦ СО РАН, 1996. - С. 8-31.
71. Зориктуев, 1996 б Зориктуев, Б.Р. Прибайкалье в середине VI - XIII вв. / Б.Р. Зориктуев - Улан-Удэ: Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Бурят, науч. центр, Институт обществ, наук, 1996. - 85 с.
72. Зориктуев, 2012 Зориктуев, Б.Р. Кто вы, старые баргуты Китая? / Б.Р. Зориктуев // Вестник БНЦ СО РАН. № 2 (6). - Улан-Удэ: Изд. БНЦ СО РАН, 2012.-С. 40-51.
73. Иванов, 1961 Иванов, C.B. // ИЭАС. / C.B. Иванов. - M.; JL: Академия Наук СССР, 1961. - С. 369-434.
74. История Бурятии, 2011 История Бурятии. Древность и средневековье / А.П. Деревянко. Том 1. - Улан-Удэ: Изд. БНЦ, 2011. - 326 с.
75. История Китая, 1974 -История Китая с древнейших времен до наших дней. / JI.B., Симоновская, М.Ф. Юрьев М.: Изд. «Наука», 1974. - 534 с.
76. История Китая, 2005 История Китая: эпоха Цин, XVII - начало XX века / O.E. Непомнин. - Москва: Изд. «Восточная литература», 2005. - 712 с.
77. История, 1951 История Бурят-Монгольской АССР. Т.1. / А.П. Окладников. - Улан-Удэ: Бурмонгоизд, 1951. - 574 с.
78. Калмыки, 2010 Калмыки / Отв. ред. Э.П. Бакаева, H.JI. Жуковская. Серия «Народы и культуры». Ин-т этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая РАН; Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН. - М.: Изд. «Наука», 2010. - 568 с.
79. Кляшторный, 1980 Кляшторный, С.Г. Терхинская надпись (предварительная публикация) / С.Г. Кляшторный // Советская тюркология. 1980. №3.-С. 82-95.
80. Коновалов, 1989 Коновалов, П.Б. Корреляция средневековых археологических культур Прибайкалья и Забайкалья / П.Б. Коновалов // Этнокультурные процессы Юго-Восточной Сибири в средние века. -Новосибирск: Изд. «Наука», Сибир. отд., 1989. - С. 5-20.
81. Коновалов, 1993 Коновалов, П.Б. Какие археологические памятники связаны с историей бурятского народа? / П.Б. Коновалов // Проблемы истории Бурятии. - Улан-Удэ, 1993.
82. Коновалов, 1999 Коновалов, П.Б. Этнические аспекты истории Центральной Азии (древность и средневековье) / П.Б. Коновалов. - Улан-Удэ, 1999.
83. Коновалов, 2002 Коновалов, П.Б. Две ветви монгольского этногенеза / П.Б. Коновалов // VIII Международный конгресс монголоведов. М., 2002.
84. Коновалов, 2010 Коновалов, П.Б. Этническая генеалогия и родоплеменная номенклатура бурят в контексте этногенеза / П.Б. Коновалов // Этногенез и культурогенез в Байкальском регионе (средневековье). Улан-Удэ: Изд. БНЦ, 2010. - С. 111-134.
85. Коновалов, 2011 Коновалов, П.Б. Об ойратско-бурятской исторической общности: историко-археологическое исследование / П.Б.
86. Коновалов // Вестник БНЦ СО РАН. № 2. Улан-Удэ: Изд. БНЦ СО РАН, 2011.-С. 20-32.
87. Кононов, 1978 Кононов, А.Н. Способы и термины определения стран света у тюркских народов / А.Н. Кононов // Тюркологический сборник. - М.: Изд. «Наука», 1978. - С. 72-89.
88. Кормазов, 1917 Кормазов, В. А. Барга: экон. Очерк / В.А. Кормазов. -Харбин, 1928.-281 с.
89. Кочешков, 1973 Кочешков, Н.В. Головные уборы монголов в XIX -начале XX века/ Н.В. Кочешев // СЭ. № 3. М, 1973. - С.134-142.
90. Ксенофонтов, 1937 Ксенофонтов, Г.В. Ураангхай - сахалар. Очерки по древней истории якутов / Г.В. Ксенофонтов. - Иркутск, 1937. - Т. I. - С. 447.
91. Михайлов, 1989 Михайлов, Т.М. Юго-Восточная Сибирь в отношениях с Центральной Азией в XIII - XVII веках / Т.М. Михайлов // Этнокультурные процессы в Юго-Восточной Сибири в средние века.
92. Новосибирск: Изд. «Наука», 1989.» С. 85-97. , ,1ч.ч * /л. ,i : ' <м > * • ' 1 j "
93. Мелихов, 1974 Мелихов, Г.В. Маньчжуры на северо-востоке (XVII в.) / Г.В, Мелехов. - М. «Наука», 1974. - 305 с.
94. Меньшиков, 1917 Меньшиков, П. Н. Краткий исторический очерк Маньчжурии / П.Н. Меньшиков // Вести. Азии. 1917. № 2 (42).
95. Молдабаев, 1993 Молдабаев, И.Б. Устные рассказы о кыргызах у народов Сибири (к вопросу об этногенезе киргизов) / И.Б. Молдобаев // Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии. -Новосибирск: Изд. «Наука», 1993. - С. 292-297.
96. Молдабаев, 2006 Молдабаев, И.Б. Монгольские компоненты в этническом составе кыргызов / И.Б. Молдобаев // Тев Азийн нуудэлчдийн угсаа-соёл, амьдралын хэв маяг. - Улаанбаатар: Монгол Улсын шинжлэх ухааны академи, 2006. - С. 175-191.
97. Мясников, 1996 Мясников, B.C. Договорными статьями утвердили: Дипломатическая история русско-китайской границы XVI-XX вв. / B.C. Мясников. - М.: РИО Мособлупр-полиграфиздата, 1996. - 482 с.
98. Нанзатов, 2004 Нанзатов, Б.З. К проблеме курыкан и баргу (этимологические заметки) / Б.З. Нанзатов // Санжеевские чтения-5. Ч. I. Мат. науч. конф. - Улан-Удэ: Изд. БНЦ СО РАН, 2004. - С. 201-204.
99. Народы Восточной Азии, 1965 Народы Восточной Азии. Серия: «Народы мира. Этнографические очерки» / H.H. Чебоксаров, С.И. Брук, Р.Ф. Итс, Г.Г. Стратанович. - М.: Издательство АН СССР, 1965. - 1028 с.
100. Николаева, 2004 Николаева, Д.А. Одежда и украшения / Д.А. Николаева // Буряты. - М.: Изд. «Наука», 2004. - С. 151-166.
101. Нимаев, 1998 Нимаев, Д.Д. Барга и баргуты / Д.Д. Нимаев // Цыбиковские чтения-7. - Улан-Удэ: Изд. БНЦ СО РАН, 1998. - С. 44-45.
102. Нимаев, 2004 Нимаев, Д.Д. Начало формирования этнического ядра бурят / Д.Д. Нимаев // Буряты. - М.: Изд. «Наука», 2004. - С. 13-25.
103. Нимаев, Бадмаева, 2009 Нимаев, Д.Д., Бадмаева, Л.Б. История происхождения баргутов / Д.Д. Нимаев, Л.Б. Бадмаева // Угай зам (газета). Спецвыпуск № 26. - Улан-Удэ, 2009. - С. 6-7.
104. Нимаев, 2010 Нимаев, Д.Д. Дауры и баргуты: проблемы этнической истории / Д.Д. Нимаев // Археология, этнография и антропология Евразии. 2 (42) 2010.-С. 122-127.I1. Л," „> I-, 1. ? 11 ' , ,1.\ Iс
105. Окладников, 1937 Окладников, А.П. Очерки из истории западных бурят-монголов. - Л.: Гос. Соц.-эк. изд-во. Ленинградское отделение, 1937. -425 с.
106. Очерки истории Хакасии, 2008 Очерки истории Хакасии (с древнейших времен до современности) / В.Я. Бутанаев, П.Б. Амзараков, И.И. Бутанаева и др. - Абакан: Изд. Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2008. - 672 с.
107. Павлинская, 2008 Павлинская, Л.Р. Буряты. Очерки этнической истории (ХУП-Х1Х вв.) / Л.Р. Павлинская. - СПб. Изд. Европейский дом, 2008.-256 с.
108. Прыткова, 1961 Прыткова, Н.Ф. Верхняя одежда / Н.Ф. Прыткова // ИЭАС. - М.; Л.: Академия Наук СССР, 1961. - С. 227 - 328.
109. Прыткова, 1961 Прыткова, Н.Ф. Головные уборы / Н.Ф. Прыткова // ИЭАС- М.; Л.: Академия Наук СССР, 1961. - С. 329 - 368.
110. Рассадин, 1989 Рассадин, В.И. Историческая связь бурятского языка с языком баргутов / В.И. Рассадин // Цыбиковские чтения-5. Тез. докл. и сооб. -Улан-Удэ, 1989.-СЛ73-176.1 " 1 '
111. Румянцев, 1962 Румянцев, Г.Н. Происхождение хоринских бурят / Г.Н. Румянцев. - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1962. - 240 с.
112. Русско-китайские отношения, 1958 Русско-китайские отношения. 1689-1916. Официальные документы. - М.: Изд. «Восточная литература», 1958.- 142 с.
113. Самбу ева, 2004 Самбуева, С.Б. Символика традиционного бурятского женского костюма / С.Б. самбуева. - Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2004. -92 с.
114. Самбуева, 2006 Самбуева, С.Б. Одежда новых баргутов и хоринских бурят / С.Б. Самбуева // Вестник БГУ. Сер. 18. Востоковедение. - Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2006. - С. 215-231.
115. Самбуева, 2007 Самбуева, С.Б. Некоторые вопросы этнической истории баргутов / С.Б. Самбуева // Монголоведные исследования. Вып. 5. -Улан-Удэ: Изд. БНЦ СО РАН, 2007. - С. 107-114.
116. Санжеев, 1983 а Санжеев, Г.Д. Заметки по этнической истории бурят // Современность и традиционная культура народов Бурятии / Г.Д. Санжеев.- Улан-Удэ: Акад. наук СССР Бурят, фил. Ин-т обществ, наук, 1983. С. 9397.
117. Санжеев, 1983 б Санжеев, Г.Д. Некоторые заметки этнонимики и древней истории монгольских народов / Г.Д. Санжеев // Этнические и историко-культурные связи монгольских народов. Улан-Удэ: Акад. наук СССР Бурят, фил. Ин-т обществ, наук, 1983. - С. 47-68.
118. Свод, 1995 Свод этнографических понятий и терминов. Этнические и этносоциальные категории / (под общей редакцией совместно с Ю.В. Бромлеем). Вып. 6. - М.: ИЭА РАН, 1995. - 216 с.
119. Скрынникова, 1993 Скрынникова, Т.Д. Этнотопоним Баргуджин-Токум /|Т.Д. Скрынникова // История и культура народов Центральной Азии.- Улан-Удэ: Изд. БНЦ СО РАН, 1993. С. 41 -49.
120. Скрынникова, 1998 Скрынникова, Т.Д. Божества и исполнители обрядов у монголоязычных народов / Т.Д. Скрынникова // Сибирь: этносы и культуры (традиционная культура бурят). Вып. 3. - М.-Улан-Удэ, 1998. - С. 106-161.
121. Тихонова, 2006 Тихонова, Е.Л. Русские предания Восточной Сибири о заселении и освоении края / Е.Л. Тихонова. - Улан-Удэ: Изд. БНЦ СО РАН, 2006. - 220 с.
122. Токарев, 1939 Токарев, С.А. Расселение бурятских племен в XVII в. / С.А. Токарев // Записки ГИЯЛИ. Вып. 1. - Улан-Удэ, 1939. - С. 101-130.
123. Ушницкий, 2009 Ушницкий, В.В. Средневековые народы Центральной Азии (вопросы происхождения и этнической истории тюркомонгольских племен) / B.B. Ушницкий. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2009. - 116 с.
124. Хангалов, 1959 Хангалов, М.Н. Собрание сочинений. Т. 2 / М.Н. Хангалов. - Улан-Удэ, 1959. - 444 с.
125. Хастуяа, 2006 Хастуяа. Особенности обычая совместного раскуривания табака у старых баргутов / Пер. со старомонг. Ю.Д. Бадмаевой // Актуальные проблемы монголоведения. Санжеевские чтения-6. Ч. II. -Улан-Удэ: Изд. БНЦ СО РАН, 2006. - С. 107-108.
126. Худяков, 1989 Худяков, Ю.С. Об этнической интерпретации средневековых памятников Юго-Западного Забайкалья / Ю.С. Худяков // Этнокультурные процессы в Юго-Восточной Сибири в средние века. -Новосибирск: Изд. «Наука», 1989. - С. 27-34.
127. Чебоксаров, 1985 Чебоксаров, H.H. Народы, расы и культуры / H.H. Чебоксаров, И.А. Чебоксарова. -М.: Изд. «Наука», 1985. - 270 с.
128. Чеснов, 1998 Чеснов, Я.В. Лекции по исторической этнологии (Учебное пособие) / Я.В. Чеснов. - М.: Изд. «Гардарика», 1998. - 397 с.
129. Шубин, 1973 Шубин, A.C. Краткий очерк этнической истории эвенков Забайкалья (XVII - XX веков) / A.C. Шубин. - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1973.- 108 с.
130. Эрдниев, 1980 Эрдниев, У.Э. Калмыки. Историко-этнографические очерки / У.Э. Эрдниев. - Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1980. -284 с.1. На монгольском языке:
131. Барга судлал, 2009 Барга судлал / JL Гомбо - Улаанбаатар, 2009. Ч. I. № 1 (001).
132. БНМАУ-ын угсаатны зуй, 1987 БНМАУ-ын угсаатны зуй. Халхын угсаатны зуй. XIX - XX зааг уе. 1 боть / С. Бадамхатан - Улаанбаатар: Шинжлэх ухааны академи, 1987. - 432 с.
133. Монгол-орос толь, 1957 Монгол-орос толь / А. Лувсандэндэв. -Улаанбаатар: Улсын гадаад, дотоод олон хэлний толь бичгийн хэвлэл, 1957. -715 с.
134. Монгол улсын угсаатны зуй, 1996 Монгол улсын угсаатны зуй. Буряад, барга, узэмчин, дарьганга, хотон, тува-цаатан, Тува-малчин, хамниган ястнуудын угсаатны зуй. XIX - XX зааг уе. 3 боть. - Улаанбаатар, 1996. -392 с.
135. Мягмарсамбуу, 2011 Мягмарсамбуу, Г. Баргын эрх челеений, ' jтэмцэл: нуудэл, суудал. Барга товчоон-5 / Г. Мягмарсамбуу. Улаанбаатар: Монголын барга судлалын холбоо, 2011. - 162 с.
136. Нямбуу, 1992 Нямбуу, X. Монголын угсаатны зуйн удиртгал (Угсаатны бурэлдэхуун, гарвал зуй) / X. Нямбуу. - Улаанбаатар, 1992. - 197 с.
137. Очир, 2003 Очир А., Халхын Засагт хан аймгийн туух / А. Очир, Ж. Гэрэлбадрах. - Улаанбаатар, 2003. - 462 с.
138. Очир, 2006 Очир, А. Монголжсон манж-тунгуус угсааны овгууд, тэдний тархац / А. Очир // Тев Азийн нуудэлчдийн угсаа-соёл, амьдралын хэв маяг. - Улаанбаатар: Монгол Улсын шинжлэх ухааны академи, 2006. - С. 2542.
139. Очир, 2008 Очир, А. Монголчуудын гарал, нэршил / А. Очир. -Улаанбаатар, 2008. - С. 293.
140. Очир, 2009 Очир, А. Барга угсаатны туухийн асуудалд / А. Очир. // Барга судлал. Ч. I. № 1 (001) - Улаанбаатар, 2009. - С. 7-12.
141. Очир, 2011 Очир, А. Барга угсаатны туухийн асуудалд / А. Очир // Монгол туухийн судалгаа-III. - Улаанбаатар, 2011. - С. 122-129.влзий, 2009 Олзий, Ж. Барга монголын туух / Ж. Олзий. -Улаанбаатар, 2009. - 346 с.
142. Цэрэнханд, 1996 Цэрэнханд, Г. Барга / Г. Цэрэнханд // Монгол улсын угсаатны зуй. Буряад, барга, узэмчин, дарьганга, хотон, тува-цаатан, Тува-малчин, хамниган ястнуудын угсаатны зуй. XIX - XX зааг уе. 3 боть. -Улаанбаатар, 1996.-С. 86-128.
143. Цэрэнханд, 2005 а Цэрэнханд, Г. Барга монголчууд / Г. Цэрэнханд // Монголчуудын угсаа соёл, зан заншил. 2 боть. - Улаанбаатар, 2005. - С. 1859.
144. Цэрэнханд, 2005 б Цэрэнханд, Г. Барга, хамниган, буриадын угсаа-туухийн хамаадлын асуудалд / Г. Цэрэнханд // Монголчуудын угсаа соёл, зан заншил. 2 боть. - Улаанбаатар, 2005. - С. 84-105.1.ï1.• I' , • I
145. На старописьменном монгольском языке:
146. Damdinsuren, 1992 Damdinsuren, В. Baryu oboy-un emhidhel (Родовой состав баргутов) / В. Damdinsuren // Kiilun-Buir-un sonin. - Obôr Mongyol, 1992.- С. 3.
147. Dugarjav, 2004 Dugarjav, J. Baryu jang iiil-e. Baryu soyal cobural bicig-3 (Традиционная деятельность баргутов. Собрание материалов по баргутской культуре-3) / J. Dugarjav. - Obôr Mongyol-un soyal-un keblel-iin quriya, 2004. - 506 c.
148. Buyandelger, 1999 Buyandelger, J. Eligen qayiratu qayucin baryu (Дорогие старые баргуты) / J. Buyandelger, - Tóngliao: Temiir jam-un keblekü üyiledbüri, 1999.-279 с.
149. Buyanjargal, 1999 Buyanjargal, J. Dashidarjiylang süm-e (Сумэ Дашидарджилин) / J. Buyanjargal // Qayucin baryu-yin soyal teüke material. -Obor Mongyol, 1999. - С. 117-123.
150. Mongyul sudulul-un sudulul-un nebterkei toil, 2007 Mongyul sudululvun nebterkei toli (Словарь монгольских исследований). Sasin surtaqun-u boti. -Koke-qota, 2007.
151. Norjin, 2004 Norjin, J. Qayucin ,baryu qamiy-a-aca iregsen Ьш?(Откуда пришли старые баргуты?) / J. Norjin - ОЬбг Mongyol, 2004. № 128. - С. 99-105.
152. Purbu, 2006 Purbu. Mongyol büige-yin sasin (Монгольский шаманизм) / Purbu. - Undusuten-u keblel-ün quriya, 2006. - 435 c.
153. Sundui, 2000 Sundui, S. Mongyol-un erten-ü teüke yazar-un zuray (Древняя историческая карта расселения монголов) / S. Sundui. - Obor Mongyol, 2000. - С. 66-67.
154. Sundui, 2004 Sundui S. Baryucud Külün-Büir-tü aju terüjü üi-e ulariysan tobci teüke (Краткая история баргутов с древности до прихода в Хулун-Буир) // Külün-Büir-ün sonin. - Obor Mongyol, 2004. № 7 (14). - С. 2.
155. Sundui, 2005 Sundui, S. Erten-ü baryu yasutan (Древние баргуты) / S. Sundui. - Tongliao: Jegün qoyitu-yin negüresü yajar sinjilgen-ü mergejil-ün suryayuli-yin keblekü üyiledbüri, 2005. - 233 c.
156. Suven, 1999 Suven, S. Qayucin baryu tusayar hosiyu boluysan - asa nasik kürj iregsen baidal (Старые баргуты: от основания самостоятельного хошуна до современности) / S. Suven // Qayucin baryu-yin soy al teüke material. - Öbör Mongyol, 1999.-C. 15-82.
157. Tubshinima, 1985 Tubshinima, G. Baryucud-un teüke irelte (История происхождения баргутов) / G. Tubshinima. - 0bor Mongyol, 1985. - 151 c.
158. Qandusurun, 1999 Qandusurun, G. Qayucin baryu-yin qala obuy kihed qala-yin obuy-a (Родовые обоо старых баргутов) / G. Qandusurun // Qayucin baryu-yin soyal teüke material. - Öbör Mongyol, 1999. - C. 108-116.
159. Шу Цзин Цай, 1998 Шу Цзин Цай. Chen baerhu ren yu samanjiao. (Шаманизм старых баргутов) / Шу Цзин Цай. - Хайлар, 1998.1. Интернет ресурсы:
160. Сайт энциклопедии Электронный ресурс. Режим доступа: http ://mobwiki ,ru, свободный.
161. Сайт администрации старых баргутов Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.cbrhq.gov.cn, свободный.
162. Сайт радио «Радуга» Электронный ресурс. Режим доступа: http://solongo.mnp.cc, свободный.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.