Становление социологии в Великобритании тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.01, кандидат социологических наук Алтунина, Ольга Владимировна

  • Алтунина, Ольга Владимировна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.01
  • Количество страниц 144
Алтунина, Ольга Владимировна. Становление социологии в Великобритании: дис. кандидат социологических наук: 22.00.01 - Теория, методология и история социологии. Москва. 2003. 144 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Алтунина, Ольга Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 11 ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАРОЖДЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ

1. Социально-политические перемены и развитие наук

2. Социальные обследования

3. Социально-философские концепции

3.1. Социальные и политические воззрения Эдмунда Берка

3.2. «Утилитаризм» Иеремии Бентама

3.3. Утопический социализм Роберта Оуэна

ГЛАВА 2 64 РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Первые теоретики британской социологии

1.1. Социологические взгляды Джона Стюарта Милля

1.2. Социологическая концепция Герберта Спенсера

2. Формирование теоретических направлений и эмпирическая 109 традиция

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление социологии в Великобритании»

Актуальность темы исследования

Знаменательной чертой настоящего времени является возрастание интереса к крупнейшим социологическим системам прошлого, обращение к концепциям и идеям классиков социологической мысли.

Исторический процесс становления социологии с момента возникновения первых социальных воззрений до ее конституирования в качестве научной дисциплины представляет не только самостоятельный исследовательский интерес. Научное изучение фактов существования и функционирования тех или иных социологических концепций, школ или направлений, в прошлом или настоящем, выступает, в конечном счете, в качестве решающего для развития современного социологического знания, поскольку многие насущные теоретические проблемы во многом зависят от их исторической расшифровки.

Сегодня российская социологическая наука располагает значительным числом работ по истории социологии. Это переизданные труды и вновь сделанные переводы произведений классиков социологической мысли, исследования, посвященные интерпретации и анализу современных социологических концепций и традиционных теоретических направлений.

В то же время, не умаляя значимости «персоналистического» подхода к изучению истории социологической мысли, следует констатировать, что работ, затрагивающих страноведческий аспект, особенности становления социологии в той или иной стране, общее и особенное в институционализации социологической дисциплины еще явно недостаточно.

В данной связи известную актуальность приобретает исследование процесса становления и развития социологии в Великобритании.

Великобритания - это наиболее развитая держава Западной Европы, всегда, как в прошлом, так и настоящем, уделявшая значительное внимание познанию социальной реальности, сочетанию в нем традиций и инноваций. Эта страна внесла большой вклад в «копилку» зарубежной теоретической и эмпирической социологии, дала мировой науке значительное число «социологических» имен. Кроме того, именно в данной стране результаты социальных исследований наиболее конструктивно используются в процессе реформирования общества, что представляет особую значимость для современной российской социологической науки и практики.

Степень разработанности проблемы

Советской наукой накоплен значительный опыт исследований по истории зарубежной социологии. Это работы Г.К.Ашина, П.П.Гайденко, А.Б.Гофмана, Ю.Н.Давыдова, И.С.Добронравова, Л.Г.Ионина, Н.Т.Кремлева, И.С.Кона, С.М.Митиной, Н.Ф.Наумовой, Е.В.Осиповой, В.Н.Фоминой, А.И.Чупрынина, С.А.Эфирова и многих других1. Следует отметить ряд публикаций, посвященных истории социальной и социально-философской мысли в л

Великобритании . Однако наибольшее внимание в трудах данного периода уделялось обоснованию «несостоятельности» основных концепций «буржуазной» социологии, раскрытию существа переживаемого ей кризиса. К сожалению, оригиналы произведений зарубежных социологов были мало доступны российским исследователям, поэтому они чаще придерживались «марксистского» анализа и оценочных суждений, использовали вторичный, «критический» материал, нежели объективно излагали социологические взгляды и представления зарубежных ученых.

1 Андреева Г.М. Современная буржуазная эмпирическая социология. М., 1965; Ашин Г.К. Основные направления современной буржуазной социологии. М., 1960; Гофман А.Б. «Социологизм» как концепция: Эмиль Дюркгейм. Историко-философский сборник. М., 1972; Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений франкфуртской школы. М., 1977; Ионин Л.Г. Понимающая социология. М., 1979; Кон И.С. Позитивизм в социологии. Л., 1964; Осипова Е.В. О.Конт и возникновение позитивистской социологии. // История буржуазной социологии XIX - начала XX в.

2 Буржуазная общественная мысль в Англии XVII - XIX вв. М., 1989; Кучеренко Г.С. Исследования по истории общественной мысли Франции и Англии: XVII - первая половина XIX в. М., 1981; Лабутина Т.Л. У истоков современной демократии. Политическая мысль английского просвещения. М., 1984; Трахтенберг О. Очерки по истории философии и социологии Англии XIX в. М., 1959.

Современный, так называемый, «постсоветский период» отмечен повышением интереса к идеям зарубежных исследователей. Есть удачные попытки переводов работ известных, в том числе, и английских социологов, объективного изложения и анализа их концепций, обращения к первоисточникам - оригиналам произведений, стремления использовать их выводы в конструировании отечественной социологической теории. При этом следует отметить как фундаментальные труды, так и отдельные публикации, посвященные мало известным российскому читателю социологам3.

В то же время, до сих пор, довольно часто имеет место лишь интерпретация отдельных сторон творчества зарубежных социологов в контексте работ, посвященных той или иной социологической проблеме. И это, в известном смысле, можно отнести к негативному наследию «советского» периода. Так легче «обойти» острые моменты творчества, затрагивая (или анализируя) тот или иной идеологически (или по каким-либо другим причинам) притягательный аспект творчества социолога. При этом очень мало крупных монографических работ, посвященных зарубежным «персоналиям» и практически отсутствуют работы, обобщающие, систематизирующие социологические традиции той или иной страны4. И, если в отношении исследований особенностей развития социологической мысли в таких странах как США и Франция можно констатировать определенный прогресс, то изучению историко-социологического процесса в Великобритании внимания уделялось еще явно недостаточно5.

3 Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства. М., 1998. Берк Э. Размышления о революции во Франции // Социологические исследования. 1991. № 6 - 7; Москвин С.А. Герберт Спенсер против тоталитаризма // Социологические исследования. 1992. № 2; Култыгин В.П. Британская школа социальной антропологии. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999; Уинч П. Идея социальной науки. М., 1996.

Осипова Е.В. Социологическая концепция В.Парето. Политический аспект. М., 1998; Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. М., 2001.

Курганова Л.А. Ранняя американская социология. Казань, 1997; Осипова Н.Г. Предмет социологии во Франции. М., 1997; Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000. История социологии в Англии представлена лишь небольшой главой А.Д.Ковалева «Общая панорама развития английской социологии в XX вв.» в многотомном издании История теоретической социологии. М., 1998. Т. 3. Относительно недавно вышла книга где «представлен» страноведческий аспект становления социологии, в том числе, и в Англии.

Кроме того, не только в отечественной, но и в зарубежной литературе налицо значительное многообразие интерпретаций, большое количество взаимоисключающей критики относительно творчества того или иного автора, отдельной школы или теоретического направления6. И мало тех ученых, кто воспринимает органические, теоретические и эмпирические связи, объединяющие исследования социологов как в историческом, так и в страноведческом контекстах.

Объект исследования - социологическая мысль в Великобритании в XVIII - начале XX вв.

Предмет исследования - основные тенденции и специфические особенности формирования и развития британской социологии.

Цель диссертационного исследования состояла в том, чтобы провести анализ становления и развития социологии в Великобритании в XVIII - начале XX вв., обозначить совокупность основных концепций и идей данного периода, имеющих «социологическое» содержание, выделить общие и особенные черты историко-социологического процесса в данной стране.

Целевая установка исследования конкретизировалась в следующих задачах. Применительно к Великобритании:

- выделить и охарактеризовать объективные предпосылки зарождения социологии; рассмотреть ведущие социально-философские концепции, «предварившие» становление социологической науки;

- выявить особенности эмпирического исследования социальных проблем;

- проанализировать первые теоретические подходы к предмету, задачам и методу социологической науки;

6 Rithzer G. The Origins of British Sociology. Sociological Theory. McGraw Hill, 2000; Grandeur et Misere de la Sociologie Britanique // Cuin Ch., Gresle F. Histoire de la Sociologie. P., 1992; Reiss A. Sociology in England. // International Encyclopedia of the Social Sciences. N. Y., 1945.

- показать специфику формирования различных социологических школ и направлений, а также продолжения эмпирической традиции;

- обобщить основные тенденции институционализации социологической дисциплины.

Теоретические и методологические основы исследования

Теоретической базой диссертации послужили труды классиков английской философской и социологической науки Э.Берка, И.Бентама, Р.Оуэна, Ф.Энгельса, Дж.Ст.Милля, Г.Спенсера, Г.Бокля, Б.Малиновского, А.Радклиффа-Брауна, Ч.Бута и др.7, а также исследования современных отечественных и зарубежных социологов, философов, историков, новейшие публикации по всем аспектам данной работы, положения и выводы, содержащиеся в них8.

Методологическую основу работы составили общесоциологические принципы научного исследования, такие как принцип историзма и принцип социального детерминизма; использовался комплексный подход к изучению социальных процессов и явлений. Важную роль играли сравнительно-исторический и генетический методы, позволяющие выявить особенности историко-социологического процесса в Великобритании и определить его роль в развитии мировой социологии.

7 Берк Э. Размышления о революции во Франции. Социологические исследования. 1991. № 6 - 7; Бентам И. Избранные сочинения. СПб., 1867: Бокль Г. История цивилизации в Англии. СПб., 1865; Маркс К., Энгельс Ф. Об Англии. М., 1952; Милль Дж. Система логики силлогистической и индуктивной. СПб., 1914; Милль Дж.Ст. Огюст Конт и позитивизм. СПб., 1867; Оуэн Р. Доклад графству Ланарк. Избр. Соч. М.- Л., 1950. Т. 1; Спенсер Г. Изучение социологии. СПб, 1874; Спенсер Г. Основания социологии. Т. 1 - 2. СПб., б.г.; Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии в 1844 г. Л.-М., 1928; Malinowski В. A Scientific Theory of Culture and Other Essays. New Carolina, 1944; Radcliff-Brown A.R. Structure and Function in primitive Society. N. Y., 1964; Booth Ch. The Life and Labour of the People in London. L., 1903.

Осипова E.B. Социология Герберта Спенсера. M., 1995; Трельч Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории. М., 1994; Anschutz R.P. The Philosophy of J.S. Mill. Oxford, 1953; Kent R. A. A History of British Empirical Sociology. Aldershot, 1981; Owen J. Hobhouse, sociologist. Columbus, 1974.

Научная новизна диссертационной работы определяется следующими основными моментами. В настоящей работе:

- показана специфика социально-политических перемен в общественной жизни Великобритании в XVIII - начале XIX вв. и особенности развития науки в данной стране;

- систематизировано, с точки зрения их вклада в историю социологии, изложены социальные концепции ведущих английских философов и социологов, введены в научный оборот малоизвестные российским исследователям «социологические» имена - И.Бентама, Г.Бокля, Ч.Холла, Ч.Бута, У.Годвина, П.Гедда и др.;

- обозначены основные этапы становления социологической теории в данной стране, а также показана специфика формирования отдельных теоретических направлений и эмпирической традиции.

Все это в совокупности позволило создать новое целостное знание о становлении и развитии социологии в Великобритании, которым еще не располагала отечественная социологическая наука.

Положения, выносимые на защиту

1. Историко-социологический процесс в Великобритании является важной составляющей истории зарубежной социологии, вписывается в ее общие «каноны», но имеет и специфические особенности.

2. Объективными предпосылками становления социологии в Великобритании стали общественно-политические перемены, произошедшие в результате тройной - политической, промышленной и социальной революции в данной стране, а также развитие естественных и гуманитарных наук, проведение социальных и социально-статистических обследований.

3. Большое влияние на формирование теоретической социологии в Великобритании оказали социально-философские воззрения Э.Берка, И.Бентама и Р.Оуэна, социальные «обобщения» Ф.Энгельса.

4. Решающее значение для становления социологической дисциплины в Великобритании имели труды Дж.Ст.Милля и Г.Спенсера, ставших первыми теоретиками английской социологии.

5. Дальнейшее развитие социологической мысли в Великобритании происходило в русле географического, эволюционистского и социально-антропологического, а также традиционных социальных исследований.

Научно-практическая значимость диссертации

Научная значимость диссертации заключается в возможности использования основных ее результатов и выводов для дальнейших исследований по истории британской социологии. Отдельные положения данной работы могут применяться для разработки принципов построения современного социального знания в целом.

Собранный фактологический материал может быть полезен в процессе преподавания истории зарубежной социологии, при подготовке специальных курсов, а также учебных пособий и хрестоматий.

Апробация исследования

Основные теоретические положения и выводы, сформулированные в диссертации, нашли применение в практике организации специализированных семинаров по истории социально-философской, социально-политической и социологической мысли на социологическом факультете Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, в лекциях, предназначенных для аспирантов ИСПИ РАН. Опыт социальных обследований в Великобритании использовался автором при разработке социальных программ Российского Союза предприятий и организаций бытового обслуживания населения.

Основное содержание работы отражено в научных публикациях9.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методология и история социологии», Алтунина, Ольга Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социально-политические перемены в Западной Европе, произошедшие во второй половине XVIII века, научная и промышленная революции в Великобритании, ряд интеллектуальных факторов создали объективные предпосылки возникновения социологии в этой стране.

Социально-философские и социально политические концепции выдающихся английских мыслителей XVIII века - Э.Берка, И.Бентама, Р.Оуэна были чрезвычайно популярными среди современников. Они заставили переосмыслить существующее общество, содействовали претворению в жизнь многих передовых социальных идей, тем самым, дали толчок развитию нового «социологического» мышления.

В начале XIX века в Англии начали определяться базовые критерии социологического знания, соответствующие тем эталонным критериям, которые сформировались в научном сообществе. Это сообщество и его социальная среда осознали необходимость и возможность создания новой науки. Предыстория науки закончилась, началась ее история, которую в Англии, прежде всего, связывают с именами Дж.Ст.Милля и Г.Спенсера.

Взгляды Милля, и особенно его книга «Система логики силлогистической и индуктивной», пользовались значительным успехом в либеральных кругах его времени. Следует отметить, что апогей популярности Милля относится к периоду от середины 40-х до конца 60-х годов XIX столетия.

Современные критические замечания в адрес Милля154 не отменяют его вклада в методологию общественных наук и, в частности, его доводов в защиту универсального естественнонаучного метода, на опровержение которых много сил потратили неокантианцы.

154 Один из наиболее известных критиков Дж.Ст.Милля - К.Р.Поппер. См. К.Р.Поппер. Открытое общество и его враги. Т. 1-2, М., 1992; К.Р.Поппер. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. №8-10.

Милль внес существенный вклад в. развитие западной либеральной демократии153. Он начал переориентацию либерализма в социалистическом направлении, которая к концу XIX века привела к образованию в Англии первых социалистических групп и движений, сплотившихся позднее в лейбористскую партию.

Социально-политическое учение Милля, хотя и подвергались резкому осуждению со стороны К.Марксаьб, актуально и по сей день, о чем свидетельствует неоднократное упоминание его имени в новейших учебниках по политологии и социологии'37.

Идеи Спенсера оказали громадное влияние на буржуазную социологию и общественно-политическую мысль 1860-1890-х годов. Но влияние это было противоречивым. Радикально мыслящих социологов и деятелей культуры привлекала у Спенсера уверенность в неодолимости эволюционного развития, признание общественной закономерности, апелляция к научным данным, обилие фактов. Наибольшее влияние Спенсера, в особенности на раннюю американскую социологию приходится на 1870-1880 гг., а затем это влияние ослабевает.

Современный структурный функционализм возродил многие идеи Спенсера, касающиеся понимания общества как целостного организма, общественной эволюции как медленного качественно однородного непрерывного процесса.

Социологические взгляды Милля, социальная доктрина Спенсера, дали начало процессу становления и распространения в Англии не только новой научной дисциплины, но и формированию ее теоретических направлений -географического, социал-дарвинистского и социально-антропологического.

Так, в работах Г.Бокля и его последователей, во многом согласных с методологией Милля и образовавших известную школу географического

155 Нельзя не отметить особо воздействие антифеодальных, антиабсолютистских и социалистических убеждений Милля на демократическое движение в России.

156 К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. т. XII. ч. I, стр. 176 - 177.

157 History of Political Philosophy. Chicago, 1966; Heywood A. Politics. - London: Macmillan Press LTD, 1997: История политических учений. M .: Юристъ, 1996 (выпуск 2). детерминизма в социологии, была предпринята попытка привлечь внимание исследователей к анализу природных условий общественного бытия. Взгляды представителей этой школы подвергались решительной критике со всех сторон, в том числе, и со стороны марксизма. Однако требование Бокля подходить к истории общества с точки зрения изучения статистических закономерностей, оказало большое воздействие на развитие исторической науки и социологии. Буржуазный радикализм Бокля обусловил его влияние на русских революционных демократов 60-70-х г.г. XIX века.

Л.Хобхаус, а затем его ученик Морис Гинсберг (1889 - 1970) были критическими продолжателями основной эволюционной социологической традиции Конта, Милля и Спенсера, а также английского социал-дарвинистского течения в общественной мысли последней трети XIX века.

Хобхаус, которого современники считали единственным систематическим социологом Англии, в своих работах попытался показать, что эволюционистская социология, близкая Спенсеру, может быть поставлена на службу демократии и социальных реформ.

К сожалению, единственным продолжателей линии Хобхауса - Гинсберга в академической английской социологии можно считать ценителя их наследия, историка социологической мысли Р.Флетчера158.

Э.Вестенмарк, будучи социологом и социальным антропологом одновременно, развивал социологию, с помощью детальных полевых исследований, а также проводя сравнительные документальные исследования реально существующих социальных институтов.

Социальные антропологи А.Радклифф-Браун и Б.Малиновский, внесли существенный вклад в понятийный аппарат социологической науки. За первым прочно закреплено такое основополагающее «социологическое» понятие как «структура», а за вторым - термины «функция» и «социальная институция». Кроме того, они явились первыми английскими учеными, которые настаивали на эмпирическом обосновании теоретических выводов и обобщений.

1-> -I

Ч.Бут сыграл значительную роль в развитии эмпирических социологических исследований, организации переписей и обследований населения, и стал одним из предшественников экологии города. Работы этого ученого нашли широкий отклик в общественном мнении Англии и способствовали принятию законодательных актов о минимуме зарплаты, пенсионном обеспечении и пособиях по безработице.

Начало XIX века В Англии связано с институционализацией с институционализацией социологической дисциплины.

В 1903 году, в Англии по инициативе В.Бранфорда и ряда философов, последователей О.Конта, было учреждено Английское социологическое общество, которое представляло собой первую национальную ассоциацию социологов. Оно объединило людей, пришедших из различных областей, которые, как правило, являлись «любителями», не имели университетской степени, но были богаты и далеко не молоды.

Следует отметить, что создание такого «Общества» в тот момент стало парадоксальным явлением, поскольку социология в Англии (еще менее, чем во Франции и Германии), располагала какой-либо солидной «базой».

В 1907 году, при содействии мецената Мартина Уайта, В Лондонской школе экономики был открыт социологический факультет159.

Данный факультет и Английское социологическое общество некоторое время гармонично сосуществовали, что «вылилось» в учреждение в 1909 году специального «Социологического Ревю», директором которого также стал Хобхаус. Однако, очень скоро, отношения между социологами из Лондонской школы, которые пытались утвердить свои академические амбиции, и их коллегами из Английского социологического общества, которые останавливались на «прагматическом» видении социологической дисциплины, существенно ухудшились.

В 1911 году «все мосты были сожжены». Хобхаус подал в отставку с поста директора «Социологического Ревю», а его сторонники попытались найти пристанище в университете Ливерпуля, который, по их настоянию, учредил отделение социологии. Со своей стороны, многие члены Английского социологического общества, которые по большей своей части были «евгенистами», организовали свою собственную лабораторию биометрии, меценатом которой стал Ф.Гальтон. Эти деятели, занимавшие оппозиционную позицию по отношению к Хобхаусу, но претендовавшие на «свою часть» в социологическом дебате, «дистанцировались» от социологов из Лондонской школы экономики. Но, поскольку они пользовались бесспорным авторитетом в научных кругах своего времени, то им удалось сплотить вокруг себя многочисленных членов Статистического общества, также приверженных идее о том, что социология является придатком биологии.

Таким образом, британские «социологи», разделенные на многочисленные группы, раздираемые противоречиями и амбициями, принципиальными разногласиями по поводу предмета социологической науки (количество «определений» предмета социологии, предложенных за 1905 -1907 г.г. превысило 60), не смогли профессионализироваться в течение длительного времени, как минимум, до конца Второй мировой войны.

Действительно, английскую социологию после Первой мировой войны отличала множественность и разнородность теорий, методов, объектов и проблематики исследований. В этой социологии образовалось много течений, однако, не стало определенных «школ», как их понимали в XIX веке.

Значительная часть социологических исследований проходила вне университетов и академической науки в независимых коммерческих или неприбыльных исследовательских организациях и в правительственных центральных или местных исследовательских отделениях. «Социологическое» получило право на свое существование в обширном контексте родственных дисциплин и сфер деятельности: социальной философии, социальной антропологии (включающей то, что в других странах называют этнографией и этнологией), политических наук, сравнительного правоведения, социального обслуживания, обеспечения и благотворительности, теории и практики общественного самоуправления и т. п.

В дальнейшей истории английской социологии можно выделить отдельные тенденции, когда преобладали какие-то общие установки, ориентации, темы под влиянием той или иной отечественной или американской

МОДЫ». I

В первые десятилетия после Второй мировой войны английские социологи увлекались эмпиризмом, внешним подражанием американским методам сбора и обработки данных. Но существовала, еще одна истинно английская довоенная традиция, где теоретическое и эмпирическое почти невозможно отделить друг от друга, - это исследования по проблеме социального равенства и неравенства в связи с осмыслением эволюции «государства благосостояния».

Так, теорию «государства благосостояния» даже в военные годы развивал патрон школы Уильям Беверидж160. С демографической точки зрения эти темы лет тридцать разрабатывал Дэвид Гласе161. В 50-е годы с этим социал-реформистским уклоном публиковались работы по проблемам населения, семейной жизни, городского планирования, продолжались традиционные обследования бедноты и системы социального обслуживания. В эти же годы появился один из самых признанных в международном социологическом сообществе теоретических трудов послевоенной английской социологии «Гражданство и социальный класс» (1949) А.Маршалла.

В середине 60-х годов XX века появились критичные по отношению к эмпиризму работы по философским проблемам общественных наук П.Уинча, Д.Брэйбрука, Р.Раднера, А.Сикурела и др. Кульминации этот процесс достиг в первой половине 70-х годов. Самые крайние реакции на эмпиризм, естественнонаучные, системные и неопозитивистские подходы в социологии

160 Основные труды этого ученого «Социальное обеспечение и вспомогательные службы» (1942); «Полная занятость в свободном обществе» (1944).

161 Итогом этих разработок явилась книга «Социальная мобильность в Британии» (1956). проявились преимущественно в «верхних этажах» теоретической социологии, в области осмысления мировоззренческих, философско-методологических предпосылок ее как науки.

Так, Карл Поп пер подверг критике учение Милля о том, что развитие социальной ситуации из другой социальной ситуации может, в конечном счете, быть объяснено в понятиях индивидуальной психологии. Он также показал неточности, к которым приводит описание открытий истории как «эмпирических законов общества», а не утверждений о тенденциях. Значительно более радикальные возражения против концепции социальных исследований Милля выдвинул Питер Уинч.

70-е годы, как почти везде на Западе, отмечены в английской социологии волной радикализации, напором психологизма и «нового гуманизма». В русле этого движения нашли своих последователей американские антисциентистские «новинки» - этнометодология и феноменологическая социология, хуже укоренялся на английской почве символический интеракционизм. Но, пожалуй, самым влиятельным гуманитарно-радикальным обоснованием социологии в эти годы стал «неомарксизм» Франкфуртской школы. Затем неомарксистская волна пошла на убыль162.

Начало 80-х годов было отмечено появлением более консервативных настроений. В социологической периодике снова заговорили о необходимости формирования более зрелого сообщества социологов, о воспитании у изучающих социологию традиционных академических добродетелей критического сознания и терпимости, а также потребности в серьезном знании истории, разных социологических парадигм и т. п. После своеобразной «гегемонии» радикальных, идеологических, узко политических и утилитарных толкований предмета и задач социологии, опять пошли в ход такие слова, как «познание, истина, наука», требовавших от социологии прямой «пропаганды действием» и судивших о ее течениях лишь по способности к радикальным общественным преобразованиям.

Но эпоха «бури и натиска» гуманистических ориентаций с их повышенной тягой к философской рефлексии и введению познавательных параметров в систему социологических понятий для осмысления микроскопических ситуаций повседневной социальной жизни индивида не прошла бесследно и для более «конструктивных» теоретиков, старавшихся при всех новых веяниях удержать наследие и исторический масштаб социологической классики. Это очевидно в обильном творчестве Энтони Гидденса, которого многие считают наиболее значительным теоретиком английской социологии последних двух десятилетий163. У Гидденса ярко проявляется общая тенденция английских теоретиков 80-х годов XX века к «философизаци»и социологии. В сходном направлении развивают в последние годы философскую социальную онтологию английские «трансцендентальные реалисты» Уильям Аутвейт, Рой Бхаскар и др.

Важно отметить, что все вышесказанное представляет собой предельно обобщенную, субъективную и потому очень условную схему идейной «смены вех» в общеметодологической и мировоззренческой сфере академической ветви английской социологии.

В настоящее время «текущая продукция» английской социологии часто не вмещаются в какую-нибудь одну рубрику. Достаточно большое место в реальной исследовательской практике занимают сравнительно-исторические работы. Распространены труды на границе между социологией и историей. Процветает особая категория разнообразных «исследований британского общества» где отражаются все темы, от анализа политических партий и массовых движений до состояния школ и религиозных сект, и комплексно используются данные и методы всех общественных наук. И эти исследования нельзя отнести к какому-то отдельному социологическому направлению,

162 Так, разработке идей марксизма и их пропаганде в Великобритании посвятил свое творчество известный английский социолог ДжЛьюис.

163 Основные работы Э.Гидденса: Классовая структура развитых обществ (1976); Капитализм и современная социальная теория (1979); Современная критика исторического материализма (1981, 1985); Новые правила социологического метода (1976); Исследования по социальной и политической теории (1977); Центральные проблемы в социальной теории: действие, структура и противоречие в социальном анализе (1979): Строение общества. Очерк теории структурации (1984). поскольку они, объединяя всевозможные теоретические фрагменты и методы социологии, «сгруппированы» под какую-либо одну общественную проблему164. А в последние годы ярко выраженной стала тенденция к «вписанию» социологии в постмодернистскую парадигму общественного

165 развития .

164 Об этом убедительно свидетельствует структура и содержание новых английских учебников по социологии. Например: Taylor P. Richardson J., Yeo A. Sociology in Focus. - London, 1997. 16:> Sociology after Postmodernism. London, 1997.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Алтунина, Ольга Владимировна, 2003 год

1. Андерсон K.M. Оуэнисты в Британии. М.: Наука, 1989.

2. Англия в памфлете. Английская публицистическая проза начала XVIII века. М.: Прогресс, 1987.

3. Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства. М., 1998.

4. Бентам И. Избранные сочинения. СПб.: «Русская книжная торговля», 1867.

5. Берк Э. Размышления о революции во Франции // Социологические исследования. № 6 7, 1991.

6. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М.: Искусство, 1979.

7. Бокль Г. История цивилизации в Англии. СПб., 1895.

8. Буржуазная общественная мысль Англии XVII XIX вв. М., 1989.

9. Валлич Э. И. Представления Ч. Холла о современном ему и совершенном обществе // История социалистических учений. М., 1981.

10. Валлич Э.И. Проблема нищеты в английской публицистике конца XIX века//История социалистических учений. М., 1981.

11. Волгин В.П. Социальные идеи В.Годвина // Годвин В. О собственности. М., 1958.

12. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII XVIII вв.). М., 1984.

13. Галкин В.В. Наука или утопия? Опыт исследования социальных учений последователей Р.Оуэна в Англии 20 40-х гг. XIX века. М.: Мысль, 1981.

14. Грязнов B.C. Эволюционизм Г.Спенсера и проблемы развития науки // Позитивизм и наука. Критический очерк. М., 1975.

15. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

16. Зенгер С. Дж. Ст. Милль, его жизнь и произведения. СПб., 1903.

17. Зильберфарб И.И. Социально-философская мысль Фурье и его место в истории социальной мысли первой половины XIX века. М., 1964.

18. Ковалев А.Д. Общая панорама развития английской социологии в XX веке // История теоретической социологии. М., 1998. Т. 3. С. 302 321.

19. Ковалев А.Д. Эволюционная социология Г.Спенсера: первый опыт системного подхода. История теоретической социологии. М., 1997. Т. 1. С. 241 -287.

20. Карлейл Т. Чартизм. Прошлое и настоящее. Лондон, 1838.

21. Култыгин В.П. Британская школа социальной антропологии // История социологии в западной Европе и США. М., 1999. С. 265 279.

22. Кон И.С. Позитивизм в социологии. Л.: ЛГУ, 1964.

23. Кучеренко Г.С. Исследования по истории общественной мысли Франции и Англии: XVII первая половина XIX века. М.: Наука, 1981.

24. Лабутина Т.Л. У истоков современной демократии. Политическая мысль английского просвещения. М., 1994.

25. Лакомб П. Социологические основы истории. СПб.: Павленков, 1895.

26. Маркс К. Традиционная английская политика // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М., 1962. Т. 11.

27. Маркс К., Энгельс Ф. Об Англии. М., 1952.

28. Милль Дж. Ст. Обзор философии сэра Вильяма Гамильтона и главных философских вопросов, обсужденных в его творениях. СПб., 1869.

29. Милль Дж. Ст. Огюст Конт и позитивизм. СПб., 1867.

30. Милль Дж. Ст. Основания политической экономии с некоторыми из их применений к общественной философии. СПб., 1960.

31. Милль Дж. Ст. Размышления о представительном правлении. СПб., 1907.

32. Милль Дж. Ст. Рассуждения и исследования: политические, философские, исторические. СПб., 1864.

33. Милль Дж. Ст. Система логики силлогистической и индуктивной. СПб., 1914.

34. Милль Дж. Ст. Утилитарианизм. О свободе. СПб., 1900.

35. Мортон A.JL Английская утопия. М., 1956.

36. Москвин С.А. Герберт Спенсер против тоталитаризма // Социологические исследования. 1992, № 2.

37. Осипова Е.В. Социология Герберта Спенсера. М.: ИСПИ РАН, 1995.

38. Осипова Н.Г. Теоретико-методологические принципы анализа историко-социологического процесса // Вестник МГУ. Серия 18. 2000, №2. С. 18-25.

39. Осипова Н.Г. Социально-политические взгляды Джона Стюарта Милля //Вестник МГУ. Серия 18. 2000, № 3. С. 164- 175.

40. Оуэн Р. Дальнейшее развитие плана// Избр. соч. Л. -М., 1950. Т. 1.

41. Оуэн Р. Доклад графству Ланарк // Избр. соч. Л. М., 1950. Т. 1.

42. Оуэн Р. Доклад, представленный комитету Ассоциации для облегчения положения дел промышленных и сельскохозяйственных рабочих // Избр. соч. Л.-М., 1950. Т. 1.

43. Оуэн Р. Описание ряда заблуждений и бед // Избр. соч. Л. М., 1950. Т. 1.

44. Оуэнисты в Британии. Утопический социализм и общественные движения в Англии (1810 1830). М.: Наука, 1987.

45. Подмарков В.Г. Роберт Оуэн гуманист и мыслитель. М., 1976.

46. Поппер K.P. Нищета историцизма. М.: Прогресс, 1993.

47. Рикардо Д. Начала политической экономии // Собр. Соч. СПб., 1908.

48. Риккерт Г. Границы естественнонаучного обоснования понятий. СПб., 1917.

49. Спекторский Е. Проблема социальной физики в XVII столетии. Киев, 1917.

50. Спенсер Г. Автобиография. СПб., 1904.

51. Спенсер Г. Грехи законодателей // Социологические исследования. 1992, №2.

52. Спенсер Г. Изучение социологии. СПб., 1874.

53. Спенсер Г. Классификация наук со статьей о причинах разногласия с философией О.Конта. СПб., 1866.

54. Спенсер Г. Личность и государство. СПб., 1908.

55. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. СПб., 1900.

56. Спенсер Г. Основания социологии. Т. 1 2. СПб., б.г.

57. Спенсер Г. Основные начала // Антология мировой философии. М., 1971, Т. 3.

58. Спенсер Г. Социальная статика. Изложение социальных законов, обуславливающих счастье человечества. СПб., 1906.

59. Спенсер Г. Социология как предмет изучения. СПб., 1896.

60. Спенсер Г. Справедливость. СПб., 1897.

61. Трахтенберг О. Очерки по истории философии и социологии Англии XIX века. М., 1959.

62. Трельч Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории. М.: Юрист, 1994.

63. Туган-Барановский М. Дж.Ст. Милль. Его жизнь и учено-литературная деятельность. СПб., 1982.

64. Уинч П. Идея социальной науки. М., 1996.

65. Философия Г.Спенсера в кратком изложении Говарда Коллинса. СПб., 1897.

66. Черняк Е.Б. Демократическое движение в Англии. М., 1962.

67. Шамшурин В.И. Ренессанс Э.Берка и необеркианство. История теоретической социологии. СПб., 2000. Т. 4. С. 539 559.

68. Шамшурин В.И. Учение Э.Берка о человеке и обществе. Идейные истоки неоконсерватизма // Социологические исследования. 1991, № 6.

69. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии в 1844 году. М. Л., Госиздат, 1928.

70. Abrams P. The Origins of British Sociology (1834 1914). Chicago -London, 1968.

71. Abrams P., Deem R., Finch J., Rock P. Practice and Progress: British

72. Sociology 1950- 1980. London, 1981.

73. Anschutz R.P. The Philosophy of J. S. Mill. Oxford, 1953.

74. Booth Ch. The Life and Labour of the People in London. London, 1903.

75. Branford V. Interpretations and Forecasts. London, 1914.

76. Bulmer M. (ed.) Essays on the History of British Sociological Research. Cambridge, 1985.

77. Burke E. On Government, Politics and Society // Selected and ed. by B.W. Hill. L. Glasgow: The Harvester Press, 1975.

78. John Stuart Mill. // History of Political Philosophy. Chicago, 1966.

79. P.Halfpenny (ed.) Positivist Sociology and It's Critics. 3 vols. Aldershot Edward Elgar, 1993.

80. Hampshier-Monk I. The Political Philosophy of Burke. London, 1989.

81. Heywood A. Politics. London: Macmillan, 1998.

82. Hobhouse L.T. Morals in Evolution. London, 1906.

83. Hobhouse L.T. Development and Purpose. London, 1913.

84. Hofstadter R. Social Darwinism in American Thought. New York, 1959.

85. Galton F. Heriditary Genuis. London, 1989.

86. Galton F. Natural Inheritance. London, 1989.

87. Geddes P. Cities in Evolution. London, 1915.

88. Grandeur et Misere de la Sociologie Britanique. // Cuin Ch., Gresle F. Histoire de la Sociologie. Paris, 1992. Vol. 1. P. 94 96.

89. Kent R. A. A History of British Empirical Sociology. Aldershot, 1981.

90. Kramnik I. The Rage of Edmund Burke. New York, 1979.

91. Magnus P. The Life of Edmund Burke. London: 1939.

92. Malinowski B. A. Scientific Theory of Culture and Other Essays. ChapelHill, Carolina Press, 1944.

93. Malthus T. The Essay on Population. New York, 1928. Vol. 1 2.

94. Merton R.K. Science, Technology and Society in the Seventeenths Century England. N.Y. Harper and Row, 1970.

95. Owen J. T. L.T.Hobhouse, Sociologist Columbus, 1974.

96. Positivism and Sociology: Explaining Social Life. Aldershot Gregg Revivals, 1992.

97. Radcliff-Brown A.R. Structure and Function in Primitive Society. New York, : 1964.

98. Reiss A. Sociology in England. // International Encyclopedia of the Social Sciences. New York, 1945. Vol. 15.

99. Rumney J. British Sociology. Twentieth Century Sociology. New York, 1945.

100. Ryan A. The philosophy of J. S. Mill. London, 1970.

101. Ritzer G. The Origins of British Sociology // Sociological Theory. McGraw Hill, 5-th edition, 2000. P. 29 33.

102. Sociology after Postmodernism. London, 1997.

103. Taylor P., Richardson J., Yeo A. Sociology in Focus. London, 1997.

104. The Wisdom of Conservatism. New York, 1971.

105. The science of society and the unity of mankind. A memorial volume for Morris Ginsberg. London, 1974.

106. The Writings and Speeches of Edmund Burke. Oxford, 1981.

107. Une Variante Anglaise du Positivisme // Cuin Ch., Gresle F. Histoire de la sociologie. Paris, 1992. P. 16 18.

108. Webb s., Webb B. Industrial Democracy. London, 1987.

109. Wiltshire D. The Social and Political Thought of Herbert Spencer. London, 1978.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.