Становление предмета науки о языке тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Метельский, Евгений Андреевич
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 184
Оглавление диссертации кандидат философских наук Метельский, Евгений Андреевич
ВВЕДЕНИЕ.о
Глава I. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЯЗЫКЕ КАК
ПРЕДМЕТЕ ЗНАНИЯ
§ I. Принципы анализа предмета науки . . Г
§ 2. Язык как предмет методологического исследования
§ 3. Происхождение предмета науки о языке
§ 4. Возникновение и развитие теоретических представлений о языке.
§ 5. Философские представления о языке как предмете науки . 99 •
Глава П. ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ "ПРЕДМЕТ НАУКИ
О ЯЗЫКЕ"
§ I. Двойственность представлений о языке
§ 2. Гносеологический аспект проблемы единства языка и мышления.
§ Зо Форма и содержание предмета науки о языке.
§ 4. Понятие предмета науки о языке . в
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Научное наследие Женевской школы в свете современной лингвистики2006 год, доктор филологических наук Кузнецов, Валерий Георгиевич
Методологические проблемы описания лингвистической терминологии2009 год, доктор филологических наук Бугорская, Надежда Васильевна
Время как металингвистическая категория2006 год, доктор филологических наук Валуйцева, Ирина Ивановна
Лингвистические методы в политической науке: проблемы междисциплинарного синтеза2004 год, кандидат политических наук Корнейко, Татьяна Геннадиевна
Истоки и развитие лингвистической теории У. Д. Уитни2002 год, кандидат филологических наук Вяселева, Раиса Равилевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление предмета науки о языке»
Исследование истории человеческой мысли, науки и техники — одна из актуальных задач марксистской философии. Она была поставлена В.И.Лениным, усматривающим в решении ее продолжение дела Гегеля и Маркса1, История философии и отдельных наук,-история умственного развития ребенка и в особенности история языка — таковы области, из которых, по мысли В.И.Ленина, должны о сложиться теория познания и диалектика . Такая работа имеет своей целью развитие и обогащение философских понятий,
В соответствии с этим положением советские философы исследуют историю философии и естествознания. Однако сфера отдельных наук и, в частности, наука о языке под этим углом зрения не получили должного освещения, хотя понятие языка и тесно с ним связанное понятие мышления занимают важное место в философии. Философское исследование науки о языке явилось бы не только воплощением ленинских идей,' Оно отвечало бы и современным требованиям к науке, ориентирующим ее на решение фундаментальных проблем* На ХХУ и ХХУ1 съездах КПСС акцентировалось внимание на постановке и решении фундаментальных проблем философии, естественных и гуманитарных наук, поскольку "полноводный поток научно-исследовательского прогресса иссякнет, если его не будут питать фундаментальные исследования"^ На это также нацеливает июньский /1983 г./ Пленум ЦК КПСС, "Должен быть обеспечен новый, значительно более высокий уровень идейно-теоретической работы в
1 См. : Ленин В.И.- Полн, собр. соч. , т.29, с.131.
2 Там же, с.314* Q
Материалы ХХУ съезда КПСС, - М.: Издательство политической литературы, 1977, с.48. области общественных и прежде всего экономических наук, работы наших научных учреждений и каждого ученого в отдельности. Необходим решительный поворот к реальным, практическим задачам, которые ставит жизнь перед нашим обществом11-^ Особую актуальность приобретает изучение методологических проблем науки о языке в связи с обострившейся идеологической борьбой в общественных науках и в языкознании в частности. Философия языка издавна является сферой спекуляций идеалистической- философии.
Философское исследование науки о языке диктуется и внутренними потребностями ее дальнейшего развития, возникновением проблем, выходящих за границы ее. К числу их следует отнести проблему предмета науки о языке,. "Проблема языка как предмета языкознания", — отмечал А.С.Чикобава, — является первой среди основных проблем общего языкознания"^. Современный подход к ее решению связан с уяснением зависимости всего хода лингвистических исследований от того или иного понимания языка. На эту зависимость совершенно четко и определенно впервые указал Ф. де Соссюр, с работами которого нередко связывалось в лингвистике начало ее современного этапа,
С соссюровским пониманием предмета науки солидаризировались многие лингвисты. Он считал целью науки о языке познание предмета, принципиально отличающегося от предмета филологии. Не отдельные стороны речи, а язык в целом, "язык в себе и для себя" должен исследоваться лингвистикой, В прежних исследованиях, по
1 Материалы Пленума ЦК КПСС /14—15 июня 1983 г,/. - М.: Издательство политической литературы, 1983, с,9, о
Чикобава А.С. Проблема языка как предмета языкознания. - М.: Государственное издательство учебно-педагогической литературы Министерства просвещения РСФСР, 1959, с.З. словам Соссюра, язык выступал лишь в качестве средства познания других предметов, что порождало ряд затруднений. Чтобы избежать их, следует ",,, с самого начала встать на почву языка и считать его основанием / погте/ для всех прочих проявлений речевой деятельности, Действительно, среди множества двусторонних явлений только язык, по-видимому, допускает независимое /autono-me / определение и дает надежную опору для мысли"-^, В "Курсе общей лингвистики" Ф. де Соссюр предпринимал поиски "истинного", "действительного" предмета исследования, "языка в себе и для себя" * Ставя вопрос таким образом, он обнаруживал философский аспект и философский смысл данной фундаментальной проблемы. Однако в принципе принимая этот основополагающий тезис, лингвисты далеко расходятся в понимании языка, И представители структурной лингвистики, и сторонники традиционных к нему подходов исходят из разного понимания его сегодня, как и после выхода в свет "Курса общей лингвистики"3, Это разномыслие обусловлено тем, что хотя исследования языка определяются его пониманием, справедливо в определенной мере и обратное, а именно: понимание языка складывается в зависимости с ранее Соссюр Ф,- де,. Труды по языкознанию, - М,-: Прогресс, 1977, с,47, .
2 Там же, с.269,
3 См.: Структурализм: "за" и "против",. - М.-: Прогресс, 1975, -468 е.; Филин Ф.П« 0 некоторых философских вопросах языкознания, - В кн„: Ленинизм и теоретические проблемы языкознания. - М,: Наука, 1970, - 383 е., с,7—24, Ахманова О.С., Александрова 0,В.- Некоторые теоретические проблемы советского языкознания, - Вопросы языкознания, 1980, № 6, с,23—31, осуществлявшимися его исследованиями,- Вместе с тем обнаруживается настоятельная необходимость достижения общего, единого понимания языка, поскольку оно является предпосылкой действительного развития науки о нём.
Стало быть,и философия, и наука о языке обнаруживает аналогичные тенденции в своем движении, хотя налицо известное различие между ними: философия в процессе анализа конкретного предметного содержания языка и науки о нём обогащает и развивает философские понятия, а наука о языке уясняет предмет своего исследования благодаря понятию о нём.
Создавшуюся ситуацию в языкознании, на наш взгляд, надлежит рассматривать как проявление глубоких внутренних изменений во всей науке, в частности, переход ее к исследованию более глубоких уровней бытия, выработку нового предмета, иных принципов анализа, средств и методов, форм её организации. Тот факт, что новые задачи науки не разрешаются традиционными средствами, говорит не о неправомерности самих задач, а лишь об ограниченности имеющихся средств и традиционных попыток решения новых научных проблем.- Установка на устранение, преодоление данной "кризисной" ситуации — таков девиз многочисленных книг, статей, выступлений. Вопрос, однако, в том, как это возможно.
В современном подходе к решению проблемы предмета науки о языке наметился существенный сдвиг. Он состоит в четком осознании философской специфики данной проблемы, ее гносеологического и методологического характера. В.З.Панфилов справедливо отмечает особое значение разработки философских проблем языкознания в переходные периоды его, "когда языкознание в целом и в особенности теоретическое языкознание переживают кризисное состояние. Именно такой этап наступил в развитии современного языкознания.
Поскольку предлагаемые решения проблемы логически противоречивы, то выход, на наш взгляд, один: он состоит в диалектически осознанной постановке проблемы предмета науки о языке и её целенаправленном решении. Уже в рамках науки о языке стало очевидным, что "стать на почву языка" можно только в том случае, если до начала исследований совершенно четко и недвумысленно определить, отграничить предмет исследования от других сходных с ним предметов.
Ф. де Соссюр указывал на исключительную трудность вопроса о предмете лингвистики.- Она состоит в том, что изучение последних оснований науки о языке неизбежно предполагает выход за её пределы.- Поэтому исследование предметной специфики языка в общем плане выступает как философская задача науки. В принципе она аналогична сформулированной в философии задаче анализа понятия языка, поскольку в понятии о предмете языкознания фиксируются всеобщие стороны языка в их необходимой связи,
Как ни важно установить точное значение тех или иных представлений о языке, которые положили бы конец бесплодным спорам в языкознании, философское исследование не может этим ограничиться.- За исторически возникшими концепциями языка, имеющими во многом случайный и ограниченный характер, надлежит обнаружить и зафиксировать логически необходимые и всеобщие черты предмета науки о языке.- Существующие в науке представления о языке сами по себе оказываются поэтому лишь не Панфилов В.З.- Гносеологические аспекты философских проблем языкознания.- - М.■: Наука, 1982, с. 9. обходимыми, но не достаточными условиями такой работы.^ Её выполнение осуществимо на базе диалектического способа рассмотрения и предполагает обращение к обеим сферам — науке о языке и философии. Эта работа осуществляется на базе диалектического материализма.
Высказанные соображения позволяют дать предварительное указание на предмет данного исследования, отличающегося от аналогичных исследований языка как в языковедении, так и в философии. Исследования языковедов, как правило, ориентированы на изучение объективных сторон речевого процесса; средства же и способы решения этих задач, как правило, остаются в тени.
При философском анализе язык чаще всего рассматривается как средство воплощения мышления. Такой взгляд сам по себе не вызывает возражений.- По словам Ф.Энгельса, исследование форм мышления — задача благодарная и необходимая. В этом смысле, очевидно, необходимо исследование понятийного аппарата, "языка" науки и философии.- Однако, на наш взгляд, при таком подходе язык выступает лишь как средство для другого предмета, но не сам по себе., Между тем он обладает и собственной внутренней сущностью и необходимостью, а марксистская диалектика, как справедливо отметил Д.И.1 Широканов, "представляет необходимость как внутреннюю необходимость, присущую самим процессам и явлениям материального мира.Поэтому решение стоящих задач может быть достигнуто на пути исследования внутренней, предметной специфики языка, которую лингвисты нередко стремятся обнаружить на путях изучения процессов речи и речевой Широканов Д.-И». Диалектика необходимости и случайности. - Мн.-: Изд-во АН БССР, I960, с. 96. деятельности. Следует, однако, заметить, что предметная форма языка не выщцима из коммуникативных свойств и функций речи, подобно тому, как товарная форма не выводима из свойств потребительной стоимости товара,
Предметная форма языка также не может быть выведена из форм мышления,. Напротив, сами формы мышления складываются в соответствии с его предметной сущностью. Хотя результаты философского исследования предмета науки о языке и запечатляются в понятии о нём, само понятие мыслится не как выражение вечных и неизменных сущностей в духе объективного идеализма Р.Хонигсвальда, Й.Поса, Э.Кассирера, а как логическая форма познания человеческой коммуникативной деятельности*г Тем более предметная форма языка не выступает и как некая "усредненная" суша представлений о нём,- Суть предмета науки, в том числе и лингвистической, по нашему мнению, правильно выразил Л,-К.Науменко,- "В общем виде мы можем сказать, что своеобразный предмет науки есть продукт включения одной системы вещей в некоторую другую систему вещей, имеющую природу, отличную от этой первой,. Именно на этом стыке и возникает своеобразная реальность данной науки,-. Так,*»-, в лингвистике предметом является не звуковая материя языка, но её специфическая лингвистическая форма, представляющая собой, как и в политической экономии, продукт вовлечения вещей /звуковой и всякой иной материи/ в общение людей мезду собой,- Такого вовлечения, при котором натуральные свойства вещей служат лишь для
HOnigswald R. Philosophie und Sprache. - Basel,1937; Pos J * Zur Logik der Sprachwissenschaf t. - Heidelberg, 1922; Cassirer E. Philosophie der symbolischen Formen,1.Die Sprache.-Berlin,1922. выражения отличного от них общественного содержания"-*-,;
Исследование предметного содержания языка представляется специфической и самостоятельной задачей,- Её решение строится на особом, в основе своей методологическом подходе к языку,. На это, 9 в частности, неоднократно указывал А.А.Леонтьев0,: Важно отметить, что такой подход предполагает исследование обыденной жизни, практики письма, перевода, обучения грамоте, филологии, теоретического языкознания, философии как специфических форм языковой деятельности под особым углом зрения.- Предпринимаемое исследование осуществляется с учетом существующего в современной науке различения объекта и предмета научного исследования,
Не только математика и физика, — пишет Л.К.-Науменко, — но и химия, биология и лингвистика ставят своей задачей объяснить свой специфический предмет из него самого, из его собственных внутренних закономерностей как внутренне единую, спаянную область, как единство многообразного, т.е.: конкретно, — пишет Л.К.Науменко,- — Этот принцип монизма конкретq ного, имманентного анализа фактов есть общее качество теории. ." . Поэтому представляется правильным такой подход к предмету науки, когда анализ начинается с наиболее простых и абстрактных представлений о предмете, который сам первоначально дан лишь в форме потребности, функции, аналогично тому, как деньги потенциально даны в простом товарном обмене и эквивалентной форме стои Науменко Л,-К,- Монизм как принцип диалектической логики.• - Алма-Ата, 1968, с.295—296. о
См,: Леонтьев А.А.- Слово в речевой деятельности,- - М,: Наука, 1965, - 245 е.о Науменко Л.-К. Монизм как принцип диалектической логики, е. 295, мости товара., Возникновение предмета науки о языке есть превращение возможности предмета в его действительность, "внутреннего образа — во внешнее бытие"-'-.,
Без такого подхода мы не можем ответить на мучительные вопросы типа: "что значит возникшая вещь?" Все ли в ней возникло тогда, когда начался "счёт" времени её существования?" Или, иначе говоря, есть ли хоть что-нибудь в любой вещи такое, что не возникало вообще или хотя бы одновременно с тем комплексом, ко2 торый мы так привычно обобщенно называем "данной вещью г
Применительно к нашему исследованию суть проблемы предмета науки о языке усматривается в установлении его деятельностной, практической специфики и её осознании.- На это ориентирует подход к языку К.Маркса, согласно которому ".„•. язык есть практическое, существующее для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание."3^
Следует особо заметить, что К.Маркс рассматривает язык в тесной связи с сознанием.- Обычно обращается внимание на это отношение, поскольку язык выступает как непосредственная материальная действительность мысли. Однако эта связь носит двусторонний характер и на вторую сторону отношения сознания к языку редко обращается внимание^. Философское понятие сознания часто не
1 Науменко Л.,К., Монизм как принцип диалектической логики, с.310. р
Манеев А.-К., Философский анализ антиномий наукиг - Мн.<: Изд-во АН БССР, 1974, с.32.; q
Маркс К.- и Энгельс Ф.- Немецкая идеология., Соч., 2-е изд.-, т.З, с. 29. См.-: Онтология языка как общественного явления.- - М.-: Наука, 1983, с.5. правомерно отождествляется с психологическими представлениями о мышлении, а язык — с его внешней знаковой функцией, при которой эта связь разрывается с самого начала,
На неправомерность такого подхода, его узость и ограниченность указывали, Р.А.Будагов, А.Н.Леонтьев, А.А.Леонтьев и др. лингвисты, психологи и философы, А.-А.Брудный довольно точно выразил философскую суть проблемы языка и мышления, определив её прежде всего как проблему их понимания-*
На познание и осмысление предмета науки о языке ориентирует и интерпретация К.Марксом самого понятия "в себе и для себя", употребляемого игл применительно к другим предметам исследования, — например, к классу,- Как известно, К.Маркс употребляет понятие "класс в себе" для обозначения объективного существования класса; "класс для себя" — для обозначения класса, осознав2 шего свои классовые интересы
По сути дела, к этому приходят и лингвисты в наиболее строго разработанных и обоснованных разделах науки о языке, в частности, фонологии, опирающихся на понятие смысла, сознания^ Высказанные соображения обусловливают специфику и структуру данной работы, её научную новизну,
Будучи предпринятым под началом философии, данное исследование направлено на изучение понятия языка, обнаружение всеобщего, безусловного и логически необходимого его содержания.
В первой главе диссертации устанавливаются диалектико-мате-риалистические принципы исследования предмета, разграничивается Брудный А.-А,- Проблема языка и мышления — это прежде всего проблема понимания.' - Вопросы философии, 1977, Jfc 6, С.-101,о л Маркс К,- и Энгельс Ф., Нищета философии* Соч,- 2-е изд.-, т.4, с. 183.1 объект и предмет исследования* Эмпирические, теоретические и философские представления о предмете выступают как моменты становления понятия о нём.
Во второй главе диссертации обнаруживается фундаментальная двойственность и связь указанных представлений в едином понятии, анализируется его содержание и форма,,
Научная новизна диссертации состоит:
- в философском осмыслении предмета науки о языке и в целостном, относительно полном исследовании его на основе принципов диалектического материализма;
- в строгом различении и разграничении философской и лингвистической специфики уровней предмета науки;
- в философской методологической интерпретации понятий языковой деятельности и языкового мышления;
- в диалектика-материалистическом анализе понятия предмета науки о языке, выявлении его содержания и формы;
- в усмотрении принципиальной незавершенности предмета науки о языке и отражении её в понятии о нём.
Практическая значимость выполненной работы состоит в том, что в сфере понятия о предмете науки разграничиваются уровни разного гносеологического достоинства, обычно не обнаруживаемые в одном общем представлении о нём.- Это позволяет избежать постоянно возникающих смешений понятий в ходе исследования данной проблемы, дать позитивное решение ряда вопросов.
Уяснение указанных понятий науки о языке, установление исторической обусловленности и ограниченности их нацеливает на поиски нетрадиционных решений задач, стоящих перед наукой о языке — обучения языку, перевода, письменности и др.- Очевидно важное народнохозяйственное значение решения этих задач.
Философское исследование предмета лингвистики позволяет не только обозревать сложившиеся его границы, но и ввдеть его новые горизонты,- На наш взгляд, наука о языке может и должна "опережать" человеческую коммуникацию, проектируя её новые формы и виды, как это имеет место в других сферах человеческой деятельности.
Диалектико-материалистическое решение философских проблем языка, которые составляют сферу интереса и идеалистической философии, будет служить делу аргументированной критики последней.- Результаты этих исследований могут использоваться :в учебном процессе — при изучении философии и лингвистики, поскольку в них. речь идет о понятиях языка, мышления и сознания,
На защиту выносятся следующие основные положения:
Проблема предмета науки о языке имеет основополагающий характер., По своей сути она является методологической, хотя и получала те или иные решения в ходе исторического пути данной науки., Их надлежит рассматривать как этапы и моменты становления действительного предмета, строго различая их историческое значение и методологический смысл.,
2г Предмет науки о языке принципиально отличается от обыденных, филологических, теоретических, философских представлений о языке.1 Поиски "истинного", "действительного" языка, "языка в себе и для себя", предпринимавшиеся под началом языковедческих исследований, представляют собой попытку определения специфического, в основе своей методологического содержания.,
3., Диалектико-материалистическое понимание данного предмета строится на определенных принципах., Оно не тождественно как эмпирическим представлениям о нём, так и его идеалистической философской интерпретации., В противоположность этим двум его истолкованиям, предмет науки о языке надлежит рассматривать в свете практики, всеобщей человеческой деятельности, являющейся основой, движущей силой и целью познания языка, как и всякого другого предмета,
4, Исторически сложившийся предмет науки о языке обусловлен конкретными формами языковой /речевой/ деятельности, которая в силу этого может выступать как средство, "модель" изучения данного предмета. За исторически возникшими представлениями о языке, языковой деятельности, языковом мышлении обнаруживает- ся философское содержание данного предмета. Будучи средством науки о языке он запечатляет в себе весь её исторический опыт, выступающий как его содержание» Его форма отражает существенные, логически всеобщие и необходимые, безусловные стороны. Понятие предмета науки о языке отражает в себе не только познанные стороны предмета, но и ещё не исследованные стороны его, выступающие как неизвестное, "X", Философское изучение предмета науки о языке под началом методологических исследований выступает как нахождение смысла исследований в данной научной сфере, как осознание языка в определенном научном качестве,.
Методологической и теоретической основой данной работы служат труды классиков марксизма-ленинизма, партийные документы,. При её выполнении мы также опирались на историю лингвистических учений и её анализ в работах Ф.М.Березина, В.В.Виноградова, Т.А.Дегтеревой, Я.В.Лоя, В.Томсена, А.СЛикобавы, P.O.Шор и др. Работы указанных авторов акцентируют внимание на выявление объективных сторон языка, на возникновении новых тенденций в его исследовании^•
Гносеологические и методологические аспекты философских проблем языкознания анализируются в работах О.С.Ахмановой, О.В.Александровой, Р.А.Будагова, В.А.Звегинцева, А.А.Леонтьева, А.С.Мельничука, В.Н.Мигирина, В.З.Панфилова, Ф.П.Филина и др.
Наиболее широко в советской философской литературе отражены вопросы связи языка и мышления., Они исследовались А.С.Ахтно-вым, Л.М.Архангельским, Е.Я.Басиным, В.И.Богуславским, П.И.Виз-галовым, А.В.Востриковым, М.П.Демидовым, П.Г.Мангушевым, С.С.Се-идовым, В.Д.Скрыпником, П.Ф.Протасеней, А.Г.Спиркиным, В.И.Старовойтовым и др.'
Руководящую роль в данном исследовании сыграли принципы диалектического единства языка и мышления, развития, единства исторического и логического, конкретности и системности исследования. См.: История лингвистических учений. Древний мир.-, - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1980.- - 258 с. История лингвистических учений. Средневековый Восток. - Л.: Наука, 1981. - 301 е.; Березин Ф.М. .Русское языкознание конца XIX — начала XX вв. -М.: Наука, 1976. - 366 с.; Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. - М.: Высшая школа, 1978. - 367 с.-;. Дегте-рева Т.А. Пути развития современной лингвистики. В 2-х кн. Кн.1 - М.: Изд-во ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1961. - 261 е.- Кн.П. - М.: Изд-во ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1962. - 214 е.; Звегинцев В.А. История языкознания XIX—XX вв. в очерках и извлечениях.- В 2-х частях. 4.1. - М.; Просвещение, 1964. - 466 е., Ч.П. - М.: Просвещение, 1965. - 495 с.
17
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Становление прагматического направления во французском языкознании2004 год, доктор филологических наук Рыжова, Людмила Павловна
Становление и развитие теоретического знания в лингвистике: Метаэпистемологический анализ2005 год, кандидат философских наук Беляева, Виктория Евгеньевна
Пражский лингвистический кружок и становление культурной семиотики в 20-30-е годы XX века2008 год, кандидат филологических наук Джавршян, Нана Размики
Проблема единства речевой и мыслительной деятельности2008 год, кандидат философских наук Филатов, Николай Анатольевич
Теоретико-познавательный анализ генеративной теории Н. Хомского1984 год, кандидат философских наук Кадракунов, Жениш
Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Метельский, Евгений Андреевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итоги исследованию становления предмета науки о языке, следует отметить, что такое исследование позволяет уяснить значение и смысл научных поисков в данной сфере. Философский анализ становления предмета рассматривает его не как факт, уже свершившийся, а, напротив, в плане дальнейшего развития науки.
Долгий и трудный путь науки о языке — это, по сути дела, поиски действительной сущности языка. Направления этих поисков и их интерпретация, как это показано в данной работе, принципиально различны, нередко диаметрально -противоположны. Под началом науки о языке проблема предмета науки была поставлена в наиболее четкой и бескомпромиссной форме Фердинандом де Соссюром, нацеливавшем лингвистику на изучение "языка в себе и для себя". Швейцарский лингвист различал традиционно исследуемую филологами речь и язык в качестве предмета лингвистики. В традиционных филологических исследованиях язык выступал в качестве средства изучения других предметов, в лингвистике он должен стать целью исследования. Достижение этой цели представлялось возможным Ф. де Соссю-ру и его последователям на путях исследования знаковой, семиотической природы языкав
В диссертации раскрывается подлинный смысл выдвинутого Ф.де Соссюром требования. Задача, поставленная им, решается на путях осознания наукой своего собственного предмета, установления его специфического, по природе своей гносеологического и методологического содержания. В данной работе совершенно определенно устанавливается различие мезду сложившимся исторически, в основе своей эмпирическим представлением о предмете науки, и философским его понятием. Философский анализ не удовлетворяется существующим представлениям о нем, не останавливается на нем как на истине в последней инстанции, а, напротив, рассматривает его под условиями истинности, логической всеобщности и необходимости.
Стало быть, философское исследование иначе ставит и специфическим образом решает проблему "языка в себе и для себя", усматривая в ней частный случай общефилософской проблемы соотношения "вещей в себе" и "вещей для нас". Материалистическое современное ее решение принципиально отличается от того, которое в философии дано И.Кантом, а в лингвистике — Ф.де Соссюром.
Как показано в диссертации, действительной сферой, в которой создается предмет науки, является всеобщая человеческая деятельность, практика, преодолевающая "разрыв" между "вещами в себе" и "вещами для нас". Философия, лингвистика, логика и другие науки и научные сферы, в той или иной мере связанные с языком и его исследованиями, должны рассматриваться через призму этой деятельности. Принципиальная новизна такого подхода обнаруживается в том, что языковая /речевая/ деятельность предстает в виде органического целого, в котором ее отдельные виды и формы надстраиваются друг над другом. Ни Ф.де Соссюр, ни многие другие лингвисты не находили ее единой. По мнению Ф.де Соссюра, "речевая деятельность многоморфемна и разносистемна", "ее нельзя отнести ни к одной из категорий человеческой жизни, так как она сама не представляет ничего единого". Однако анализ двойственной природы представлений о языке, принципа связи языка и мышления и специфики предмета науки о языке, на наш взгляд, убедительно показал единство языковой деятельности, несмотря на различия ее отдельных видов. И хотя довольно трудно осуществлять "переходы", "кооперацию" их, двигаясь от одного вида деятельности к другому, их проделать не только можно, но и необходимо. Без этого вообще нельзя говорить ни о предмете науки о языке, ни о понятии о нем.
Предмет науки о языке является объективной характеристикой языковой /речевой/ деятельности. Он был рассмотрен в двух основных аспектах: как средство комгдуникации в разных его структурно-функциональных срезах и как мысленное отражение этой коммуникации. Оба эти аспекта "слиты", "сплавлены" в нем. В предмете науки они выступают в новом качестве, под новым углом зрения — "формы" и "содержания",
Форма"предмета науки о языке выражает целостность, логическое единство предмета, "Содержание".его является диалектической противоположностью "формы".
Понятие предмета науки о языке фиксирует его существенные, логически всеобщие и необходимые стороны.
За исторически сложившейся, во многом случайной постановкой проблемы языка как предмета в лингвистике мы усматриваем необходимую тенденцию развития науки о языке. Она состоит в формировании предмета данной сферы науки, аналогичного предметам других теоретических наук. Его четкое и недвусмысленное определение будет служить устранению постоянно возникающих в ней антиномий, смешения понятий разного рода. Думается, что философский подход к определению предмета исследования лингвистики будет служить более успешному решению уже существующих теоретических задач и постановки новых.
Очевидна и практическая значимость такой работы в информационно-коммуникативном плане. В новом свете предстают важные народнохозяйственные задачи — переработка, хранение и передача информации, преодоление языкового барьера, разделяющего народы мира, проблема машинного перевода, проблема обучения языку и другие. Их решение в свою очередь будет способствовать решению основной задачи марксистско-ленинской философии — преобразования мира.
Исходя из более адекватного понимания языка как предмета лингвистики, соответственно можно изменить и характер филологической работы. Она будет поставлена перед необходимостью проектировать и прогнозировать новые формы и виды коммуникации, не довольствуясь уже сущэствукяцими. Осознание предмета науки о языке служит делу его изменения.
172
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Метельский, Евгений Андреевич, 1984 год
1. Маркс К.- Капитал. Критика политической экономии, т.1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23. - 907 с.
2. Маркс К. Нищета философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.65-185.
3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К.-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З, с.1-3.
4. Маркс К.- Экономические рукописи 1857-1859 годов. Критика политической экономии* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.,т.46/1/, с.3-508.
5. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений* - М.: Госполитиздат, 1956. -689 с* *
6. Маркс К*, Энгельс Ф. Немецкая идеология* Маркс К*, Энгельс Ф. Соч* 2-е изд., т.З, с*7-544*
7. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч*, 2-е изд*, т.20, с.343-626*
8. Энгельс Ф* Лщцвиг Фейербах и конец классической немецкой философии* Маркс К*, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд», т.21, с.269-317*
9. Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах. Поля, собр* соч., т.42, с. 264-304*
10. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн* собр. соч., т.18, с*7-384.
11. Ленин В.И. Философские тетради. Полн. собр. соч*, т.29, с.З-620.
12. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 256 с*
13. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.
14. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.
15. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 февраля 1979 г. М.: Политиздат, 1979. - 14 с.
16. Абаев В.И. Лингвистический модернизм как дегуманизация науки оязыке» Вопросы языкознания, 1965, № 3, с.22-43.
17. Альбрехт Э. Критика современной лингвистической философии* М.: Прогресс, 1977. - 160 с.
18. Актуальные проблемы критики современной буржуазной философии и социологии. Вып.4. Л.: ЛГУ, 1981. - 135 с.
19. Актуальные проблемы языкознания ГДР. Язык идеология - общество. - М.: Прогресс, 1979. - 312 с.
20. Античные теории языка и стиля. М.: Соцэкгиз, 1936. - 344 с. Ардентов Б.Г. Мысль и язык. - Кишинев: Штиинца, 1956. - 87 с.
21. Аристотель. Аналитика первая и вторая. М.: Политиздат, 1952*- 439 с.
22. Аристотель. Метафизика. М.-Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 1934. - 348 с.
23. Арсеньев А.С., Библер B.C., Кедров Б.М* Анализ развивающегося понятия. М.-: Наука, 1967. - 439 с.
24. Асмус В.Ф* Платон. М.: Мысль, 1975». - 223 с*
25. Асмус В.Ф. Учение Гегеля о правах и пределах формального мышления. В кн.: В.Ф.Асиус. Историко-философские эткщы. - М*: Мысль, 1984, с.183-252.
26. Ахманова 0.С*, Александрова О.В. Некоторые теоретические проблемы советского языкознания. Вопросы языкознания, 1980, 6, с* 23-31*
27. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М*: Иностран. лит., 1955. - 416 с.
28. Бегиашвили А.Ф. Критический анализ современной английской лингвистической философии. Вопросы философии, 1963, 10, с.III-122.
29. Бегиашвили А.Ф. Современная английская лингвистическая философия.- Тбилиси, Мецниереба, 1965. III с.
30. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. - 447 с.
31. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М.: Просвещение, 1979. - 416 с.
32. Зерезин Ф.М. Русское языкознание конца XIX начала XX вв. - М.:1. Наука, 1976, 366 с.
33. Беркли Да, Сочинения, М.: Мысль, 1978, - 556 с.
34. Берков В.Ф. Вопрос как форма мысли. Минск: БГУ, 1972. - 136 с.
35. Бопп Ф. О системе спряжения санскритского языка в сравнении с таковым греческого, латинского, персидского и германского языков.- В кн.: В.А.Звегинцев. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях, ч.1. М.: Учпедгиз, 1961, с.28-30.
36. Бопп Ф. Сравнительная историческая грамматика санскрита, зенда, армянского, греческого, латинского,литовского, старославянского, готского и немецкого языков. В кн.: В.А.Звегинцев. История языкознания XIX и XX веков., ч.1, с.30-35,
37. Брендаль В. Структурная лингвистика, В кн.: В.А.Звегинцев. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях, ч.П.- М.: Просвещение, 1965, с,94-100.
38. Брудный А.А, Проблема языка и мышления — это прежде всего проблема понимания. Вопросы философии, 1977, 6, с.101-103.
39. Брутян Г.А. О некоторых аспектах языка как объекта философских исследований. В кн.: Проблемы теории познания и логики. Материалы к Х1У философскому конгрессу. Вып.1. - М.: Ин-т философии АН СССР, 1968, с.107-124.
40. Будагов Р.А. Филология и культура. М*: МГУ, 1980. - 303 с*
41. Будагов Р.А. Человек и его язык.- М.: МГУ, 1976. - 429 с*
42. Вандриес Ж. Язык: Лингвистическое введение в историю. М.: Соц-экгиз, 1937. - 410 с.
43. Васильева Т.Е. Проблемы герменевтического метода в современной буржуазной философии, Философские науки, 1980, № 4, с.100-107,
44. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. М.: Высшая школа, 1978. - 367 с.
45. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Иностр. лит*, 1958. - 133 с.
46. Восточная филология. М.: Наука, 1971. - 231 е.
47. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч, т.2, М,: Педагогика, 1982, - 504 с.
48. Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления. Вопросы философии, 1977, 4, с.95-101.
49. Гегель Г. Введение в философию. М.: Издание Государственного Тимирязевского научно-исследовательского института, 1927.' - 259 с.
50. Гегель Г. Наука логики*. Соч., т.6. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1939. - с,378.
51. Геллнер Э. Слова и вещи. М.: Иностр. лит.,, 1962. - 344 с.
52. Гримм Я. О происхождении языка. В кн.: В.А.Звегинцев. История языкознания XIX и XX веков., ч.1, с.53-64.
53. Гумбольдт В.К. О различении организмов человеческого языка и влиянии этого различия на умственное развитие человеческого рода. СПб.: 1859. - 366 с.
54. Гумбольдт В.К. О сравнительном изучении языков в разные эпохи развития. Журнал Министерства народного просвещения, 1847, J6 3, с.197-234.
55. Гумбольдт В.К. Физиология членораздельного звука и фонетической формы языков. Журнал Министерства народного просвещения, 1851, гё 9, с.109-132.
56. Гуссерль Э. Логические исследования, ч.1. СПб.: Образование, 1909. - 224 с.
57. Гуссерль Э. Философия как строгая наука.- Логос, I9II, № I, с. 1-56.
58. Данелиа С.И. Философские исследования. Тбилиси: ТГУ, 1977-502 с.
59. Дегтерева Т.А. Пути развития современной лингвистики, кн.1. -М.: ВШИ и АОН, 1961. 216 с.
60. Дегтерева Т.А. Пути развития современной лингвистики, кн.П. -М.: ВШИ и АОН, 1962. 214 с.
61. Денисов П.Н. Принципы моделирования языка. М.: МГУ, 1965. -205 с.
62. Декарт Р. Рассуждения о методе.- Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1950, с.257-317.
63. Диалектическая концепция понятия, Минск: Наука и техника, 1982, - 352 с.
64. Ельмслев Л» Метод структурного анализа в лингвистике». В кн.: В.А.Звегинцев. История языкознания XIX и XX веков,., ч.П, с. I03-II0.
65. Ельмслев Л. Понятие управления. В кн.: В.А.Звегинцев. История языкознания XIX и XX веков., ч.П, с.101-102.
66. Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка. В кн.: Новое в лингвистике. Вып.1. - М.: Иностр. лит., I960, с.264-389.
67. Житецкий П.И. В.З^умбольдт в истории философского языкознания. -Вопросы философии и психологии, 1900, кн.51, с.1-30.
68. Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях, ч.1. М.: Учпедгиз, I960. - 407 с.
69. Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях, чЛ. М.: Просвещение, 1965. - 496 с.
70. Звегинцев В.А. Очерки по общему языкознанию. М.: МГУ, 1962. -384 с.
71. Звегинцев В.А. Проблема взаимоотношения языка и мышления и НТР.- Вопросы философии, 1977, № 4, с.88-94.
72. Звегинцев В.А. Теоретическая и прикладная лингвистика. М.: Просвещение, 1968. - 336 с.
73. Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. М.: МГУ, 1973.- 248 с.
74. Ильенков Э.В. Соображения по вопросу об отношении мышления и языка /речи/. Вопросы философии, 1977, № 6. - с.92-95.
75. История лингвистических учений. Древний мир. Л.: Наука, 1980.- 258 е.
76. История лингвистических учений. Средневековой восток. Л.: Наука, 1981. - 301 с.
77. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М.: Наука, 1965.- 599 с.
78. Кант И. Критика чистого разума. Соч. в 6-ти томах, т.З. М.: Наука, 1964, с.69-756.
79. Кант И, Пролегомены, Соч. в 6-ти томах, т.4 /I/, М,: Наука, 1965, с.67-310.
80. Карпов В,Н, Систематическое изложение логики, СПб.: 1856. -314 с.
81. Кассирер Э. Познание и действительность.- СПб.-: Шиповник, 1912. - 454 с.
82. Кацнельсон С.Д. Вступительная статья. В кн. : Г.Пауль. Принципы истории языка. - М.: Иностр. лит., I960, с.5-20.
83. Керт Г.М. К вопросу о взаимоотношении языка и мышления. В кн.: Язык и мышление. - М.: Наука, 1967, с.30-37.
84. Киссель М.А.', ГегеЛь и современный мир. Л*: ЛГУ, 1982. - 152 с,
85. Козлова М.С. Философия и язык,- М.: Мысль, 1972, - 254 с.
86. Колшанский Г.В. Логика и структура языка. М. : Высшая школа, 1965., - 240 с*
87. Копнин П.В.- Введение в марксистскую гносеологию. Киев: Науко-ва думка, 1966. - 288 е.
88. Копнин П.В* Философские идеи В.И.Ленина и логика* М.: Наука, 1969. - 483 с.
89. Корнфорт М. Марксизм и лингвистическая философия. М.-: Прогресс, 1968. - 456 с,
90. Косериу Э. Синхрония, диахрония, история. В кн.: Новое в лингвистике. Вып.Ш,- - М.: Иностр. лит., 1963, с.143-343.
91. Крушевский И.В. Предмет, деление и метод науки о языке. В кн.: В.А.Звегинцев, История языкознания XIX и XX веков.,,, ч,1, с. 247-252.
92. Кукушкина Е.И. Познание, язык, культура. М.: МГУ, 1984. - 263 с.
93. Кун Т.- Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. - 300 с.
94. Лайонз Дя, Введение в теоретическую лингвистику. М.: Прогресс, 1978. - 543 с.
95. Лекторский В.А. Аналитическая философия сегодня. Вопросы философии, 1971, Je 2, с♦87-99.
96. Лекторский В.А. Диалектика — это творчество. В кн.: П.В.Коп-нин. Проблемы диалектики как логики и теории познания. - М,: Наука, 1982, с.3-16
97. Ленинизм и теоретические проблемы языкознания. М.: Наука, 1970.- 383 с.
98. Леонтьев А.А. Деятельность,мышление, язык. Вопросы философии, 1977, 12, с.66-68.
99. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности* М.: Наука, 1965.- 246 с.
100. Леонтьев А.А. Язык и психология. М.: Наука, 1966. - 80 с.
101. Леонтьев А.А. Язык и разум человека. М. : Политиздат, 1965, -128 с.
102. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
103. Лингвистика текста и методика преподавания иностранных языков.- Киев: Вища школа, 1981. 174 с*
104. Лингвистика текста и обучения иностранным языкам. Киев: Вшца школа, 1978. - 207 с.
105. Локк Д. Опыт о человеческом разуме.- Избранные философские произведения в 2-х т. , т.1. М.: Соцэкгиз, 1967. - 734 с*
106. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. Труды по языкознанию. М.: МГУ, 1982. - 489 с.
107. Лосев А.Ф. О пределах применимости математических методов в языкознании. В кн.-: Ленинизм и теоретические проблемы языкознания.- М.: Наука, 1970, с.184-194.
108. Лоя Я.В. История лингвистических учений. М.: Высшая школа, 1968. - 308 с.
109. Лукашевич В.К. Модели и метод моделирования в человеческой деятельности. Мн.: Наука и техника, 1983. - 120 с.
110. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979. - 320 с.
111. Манеев А.К. Понятие — вид мысли и средство научного обобщения.- В кн.: Диалектическая концепция понятия. Минск: Наука и техника, 1982, с.16-23.
112. Манеев А.К. Предмет формальной логики и диалектики. Минск: Наука и техника, 1964. - 208 с.
113. Манеев А.К. Философский анализ антиномий науки. Минск: Наука и техника, 1974. - 221 с.
114. Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. СПб.: б.и., 1912. - 461 с.
115. Мейе А. Сравнительный метод в историческом языкознании. М.: Иностр. лит., 1954. - 100 с.
116. Мигирин В.Н. Марксистско-ленинская методология и лингвистика. -Кишинев: Штиийца, 1974. 152 с.
117. Мышление и язык. М.: Госполитиздат, 1957. - 408 с.
118. Мюллер М. Наука о языке. Воронеж: Тип. В.Гольдштейна. Вып.1, 1869. - 282 е.; вып.П, 1870, с.283-399.
119. Наторп П. Философские исследования. М.: Н.Н.Клочкова, I9II. -118 с.
120. Нарский М.С. Критика концепций языка в теории познания общей семантики. В кн.: Критика современной буржуазной философии и социологии. - М.: ШШ и A0H, 1961, с.59-109.
121. Науменко Л.К. Монизм как принцип диалектической логики. Алма-Ата: Наука, 1968. - 295 с.
122. Онтология языка как общественного явления. М.: Наука, 1983. -312 е.
123. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. - 368 с.
124. Остгоф Г. и Бругман К. Предисловие к книге "Морфологические исследования в области индоевропейских языков". В кн.: В.А.Зве-гинцев. История языкознания ХГХ и XX веков., ч.1, с.153-164,.
125. Панфилов В.З. Взаимоотношение языка и мышления. М.: Наука, 1971. - 232 е.
126. Панфилов В.З. Гносеологические аспекты философских проблем языкознания. М.: Наука, 1982. - 357 с.
127. Панфилов В.З. Карл Маркс и основные проблемы современного языкознания. Вопросы языкознания, 1983, J& 5. - с.3-14.
128. Панфилов В.З. Философские проблемы языкознания. Гносеологические аспекты. М.: Наука, 1977. - 288 с.
129. Пауль Г. Принципы истории языка. М.: Иностр. лит., I960, с. 21-500.
130. Петрутцик А.И. Конкретно-всеобщее понятие — основная форма и принцип теоретического мышления. В кн.: Диалектическая концепция понятия. - Минск: Наука и техника, 1982, с.66-81.
131. Пиаже Ж. Логика и психология. Избр. психолог, произвел. М.: Просвещение, 1969, с.570-612.
132. Платон и его эпоха. М.: Наука, 1979. - 318 с.
133. Платон. Кратил. Соч. в 3-х т., т.1. М.: Мысль, 1968, с.413-491.
134. Попович М.В. 0 философском анализе языка науки. Киев: Навуко-ва думка, 1966. - 224 с.
135. Потебня А.-А.-, Мысль и язык. Одесса: Государственное издательство Украины, 1922. - 188 с.
136. Пражский лингвистический кружок. М.: Прогресс, 1967. - 559 с.
137. Проблемы логики научного познания. М.: Наука, 1964. - 410 с.
138. Проблемы современной лингвистики. М.: МГУ, 1968. - 162 с.
139. Протасеня П.Ф. Происхождение сознания и его особенности. Минск: БГУ, 1959. - 310 с.
140. Протасеня П.Ф. 0 реакционной сущности семантического идеализма.- Шнек: Знание, 1955. 26 с.
141. Рамишвили Г.В, Некоторые вопросы лингвистической теории В.Гумбольдта. Автореферат дисс. . канд. филос. наук. -Тбилиси: АН Груз. ССР, I960. - 17 с.
142. Рамшивили Г.В. Языкознание в кругу наук о человеке. Вопросы философии, 1981, 16 6, с.104-110.
143. Рассел Б. Человеческое познание,, Его сферы и границы. М.: Иностр. лит., 1957. - 555 с.
144. Розанов В.В. 0 понимании. М.: Тип. Э.Лисснера и Ю.Романа,1886.- 738 с.
145. Свадост Э. Как возникнет всеобщий язык. М.: Наука, 1968. - 287с.
146. Соловьев В.С» Теоретическая философия. Собр. соч., т.9. СПб.: Просвещение, б.г.и., с,87-166.
147. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. -696 с.
148. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М.: Просвещение,1975.- 271 с.
149. Степин B.C. Становление научной теории. Минск: БГУ, 1976. -319 с.
150. Степин B.C., Томильчик Л.Я. Практическая природа познания и методологические проблемы современной физики. Минск: Наука и техника, 1970. - 95 с.
151. Структурализм: "За" и "против". М.: Прогресс, 1975. - 472 с.
152. Теоретические проблемы современного советского языкознания. -М.: Наука, 1964. 160 с.
153. Теоретические проблемы социальной лингвистики. М.: Наука, 1981.- 365 с.
154. Теория речевой деятельности. М.: Наука, 1968. - 272 с.
155. Томсен В. История языковедения до конца XIX века. М.: Учпедгиз, 1938. - 160 с.
156. Томсон А. Общее языковедение. Одесса, 1910. - 448 с.
157. Тренделенбург А. Логические исследования, ч.1. М.: Издание К.Содцатенкова, 1868. - 361 с.
158. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М.: Иностр. лит., I960. -372 с.
159. Уваров Л.В. Образ, символ, знак. /Анализ современного символизма/. Минск: Наука и техника, 1967. - 119 с.
160. Уваров Л.В. Символизм в познании. Минск: Наука и техника, 1971. - 127 с.
161. Узнадзе Д. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -451 с.
162. Ульдаль Х.И. Основы глоссематики. В кн.: Новое в лингвистике. Вып.1. - М.: I960, с.390-436.
163. Уорф Б.Л. Наука и языкознание. В кн.: Новое в лингвистике.
164. Вып.I. М.: Иностр. лит., I960, с.169-182.
165. Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку. В кн.: Новое в лингвистике. Вып.1. - М.: Иностран. лит., I960, с.135-168.
166. Успенский Н.Д. Tertium orgarmm -Пгр.: Н.П.Таберио, 1916. -322 с.
167. Филин Ф.П. Заметки о состоянии и перспективах советского языкознания. Вопросы языкознания, 1965, № 2, с.15-28.
168. Филин Ф.П. Об актуальных задачах советского языкознания. Вопросы языкознания, 1981, № I, с.3-6.
169. Филин Ф.П. О некоторых аспектах социальной природы языка. Вопросы языкознания, 1982, & 6, с.28-44.
170. Филиппов М.И. Философия действительности. СПб.: Скоропечатня ВЛо-роховщикова, 1895. 476 с.
171. Фихте И.Г. Опыт нового изложения наукоучения. Соч., т.1. - М.: Путь, 1916, с.507-521.
172. Флоренский П. Столп и утверждение истины. М.: Путь, 1914. -814 с.
173. Фосслер К. Позитивным и идеальным в языкознании. В кн.: В.А.Звегинцев. История языкознания XIX и XX веков., ч.П, с.286-297.
174. Франк С.Л. Предмет знания. Пгр.: Типография Р.Г.Шредера, 1916. - 506 с.
175. Хабаров И.А. Философские основы семиотики. М.: Высшая школа, 1978. - 160 с.
176. Хердан Дж. Кризис современного общего языкознания. Вопросы языкознания, 1968, Ге 2, C.II2-II7.
177. Холодович А.А. О курсе общей лингвистики Ф. де Соссюра. В кн.: Ф. де Соссюр. Пруды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1977, с.9-29 о
178. Царенков В.А. Типологический анализ условий развития научного знания /философский аспект/. Автореферат дисс. . канд. филос. наук.-Минск: Институт философии АН БССР, 1982. 19 с.
179. Чесноков П.В. Неогумбольдтианство. В кн.: Философские основы зарубежных направлений в языковедении. - М.: Наука, 1977, с.7-62.
180. Чикобава Арн. История и лингвистика. Вопросы языкознания, 1980, № 6, с.3-12.
181. Чикобава А.С. Проблема языка как предмета языкознания. М.: Государственное издательство учебно-педагогической литературы Министерства просвещения РСФСР, 1959. - 179 с.
182. Чичерин Б.Н. Основания логики и метафизики. М.: Тип. литогр. т-ва И.Н.Кушнир и Ко, 1894. - 368 с.
183. Чтение. Перевод. Устная речь. JI.: Наука, 1977. - 331 с.
184. Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. -М.: Наука, 1978. 382 с.
185. Широканов Д.И. Взаимосвязь категорий диалектики. Шнек: Наука и техника, 1969. - 250 с.
186. Широканов Д.И. Диалектика необходимости и случайности. Шнек: АН БССР, I960. - 249 с.
187. Широканов Д.И. Диалектика познания и категория субстанции. -Минск: Наука и техника, 1974. 207 с.
188. Широканов Д.И. Принципы взаимосвязи и развития в диалектической концепции понятия. В кн.: Диалектическая концепция понятия. -Минск: Наука и техника, 1982, с.82-134.
189. Шлейхер А. Компендий сравнительной грамматики индоевропейских языков. В кн.: В.А.Звегинцев. История языкознания XIX и XX веков., ч.1. - М.: Учпедгиз, 1964, с.89-91
190. Шлейхер А. Теория Дарвина в применении его к науке о языке. -СПб.: Тип. П.А.Кулиша, 1864. 14 с.
191. Шор P.O. Краткий очерк истории лингвистических учений с эпохи Возрождения до конца XIX века. В кн.: В.-А.Тансен. История языкознания до конца XIX века. - М.: Учпедгиз, 1938, с.109-153.
192. Шлет Г. .Внутренняя форма слова. М.: Госуд. акад. худ. наук, 1927. - 219 с.
193. Щедровицкий Г.П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности. В кн.: Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании. - М.: Стройиздат, 1975, с. 9-177.
194. Щедровицкий Г.П. Методологический смысл проблемы лингвистическихуниверсалий. В кн.: Языковые универсалии и лингвистическая типология. - М.: Наука, 1969, с.46-98.
195. Щедровицкий Г.П. Проблема построения системной теории сложного "популятивного" объекта. В кн.: Системные исследования. - М.: Наука, 1975, с.172-214.
196. Щедровицкий Г.П. Смысл и значение. В кн.: Проблемы семантики. - М.: Наука, 1974, с.76-111.
197. Энгельс и языкознание. М.: Наука, 1972. - 311 с.
198. Юцин Э.Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного познания. Вопросы философии, 1976, № 5, с.65-78.
199. Юркевич П. Идея. Журнал Министерства народного просвещения. -СПб.: 1859, ч.С1У, с.1-35, ч.СУ, с.87-125.
200. Язык и мышление. М.: Наука, 1967 „ - 312 с.
201. Язык и общество. М.: Наука, 1968. - 255 с.
202. Языковые универсалии и лингвистическая типология. М.: Наука, 1969. - 342.с.1.t
203. Ajdukiewiez K.Jpzyk i poznanie.Wybor pism z lat 1920-1939.T.1. -Warszawa,PWN,1960.
204. Cassirer E.La langage et la construction du monde des objects.-In liw.:Psychologie du langage .-Paris,H.Delacroix,1933.-p.18-44
205. Cassirer E.Philosophie der symbolischen Pormen,1,Die Sprache.-Berlin,1922.
206. Heidegger M.Sein und Zeit.-Halle,1941.-438s. H6nigswald R.Philosophie und Sprache.-Basel,1937.
207. Husserl E.Ideen zur einer reiner PMnomenologie und ph&nomenologi-sche Philosophie.-Mtlnchen, 1913-323 s.
208. Marty A.Untersuchungen zur Grundlegung einer allgemeiner Grammatik und Sprachphilosophie.-Halle,1908.
209. Pos J.Zur Logik der Sprachwissenschaft.-Heidelberg,1922. H6nigswald R.Philosophie und Sprache.Basel,1937.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.