Становление левого антитоталитаризма: Франкоязычная критика сталинской системы в 1930-1940-е гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, кандидат исторических наук Жукова, Инга Валерьевна
- Специальность ВАК РФ23.00.01
- Количество страниц 182
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Жукова, Инга Валерьевна
1. Источниковедение и проблемы историографии.
Источники. проблемы историографии тоталитаризма и его критики.
2. Франкоязычный левый антитоталитаризм как идейно-поеское течение. словия возникновения левой критики .советского тоталита-.:.;.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК
Теория и практика тоталитаризма в оценке французской исторической и политической мысли в XX веке2006 год, кандидат исторических наук Костромина, Надежда Георгиевна
Феномен тоталитаризма в американской историографии: 1930 - 1980-е годы2006 год, доктор исторических наук Мороз, Елена Владимировна
Послесталинская Россия: Опыт политологического моделирования2002 год, доктор политических наук Червонный, Владимир Павлович
Понимание и политика: теория тоталитаризма Ханны Арендт в контексте ее философско-герменевтической программы2010 год, кандидат философских наук Глинский, Андрей Владимирович
Отечественная центральная периодическая печать 1985-1991 гг.: Проблемы общественной мысли1999 год, кандидат исторических наук Кузеванова, Лариса Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление левого антитоталитаризма: Франкоязычная критика сталинской системы в 1930-1940-е гг.»
В научной литературе и в общественном мнении существует дихотомия "демократия-тоталитаризм" (причем имеется в виду конкретная, западная демократия) и то, что направлено против тоталитаризма, оказывается таковым лишь с позиций западной демократии. Западноевропейские и североамериканские по происхождению, эти взгляды постепенно импортируются и в Россию. Однако в современной России поиск альтернативы традиционной дилемме "свое - чужое" делает необычайно актуальным выявление новых подходов к еще не совсем отошедшему прошлому, - и, соответственно, к еще совсем не определенному будущему. Если формулировать эту проблему по отношению к тоталитаризму, то речь идет о поиске анти- или не-тоталитарности, которая, в то же время, не означала бы копирования современных западных ценностей и установок. Как ни парадоксально, такое сочетание не-либеральности западного образца и нетоталитарности впервые появляется за пределами России.
В 1930-1940-х годах со страниц многих французских периодических изданий, в эпистолярной и устной полемике начинает звучать с левых позиций решительная критика сталинизма и связанных с ним явлений. Авторы этой критики - Виктор Серж, Борис Суварин, Антон Чилига. Николай Лазаревич, Пьер Паскаль и др. - по определению не являются представителями западных коммунистических партий, но они не принадлежат и к социал-демократическим движениям, несмотря на близость некоторых позиций. В зарубежной историографии есть отдельные работы о персонажах данного исследования, но нет такой, которая анализировала бы их как представителей определенного единства. На Западе в научном и публицистическом обороте не употребляется само понятие - левый антитоталитаризм. В отечественной историографии концептуальный подход намечен историком В.А.Бабинцевым1, но достаточной разработки проблема еще не получила.
Вместе с тем. объединение этих людей и их судеб в рамках одного исследования является логичным развитием положений существующей историографии. В литературе, посвященной проблемам, связанным с историей России в период становления сталинской системы и, особенно, касающейся проблем троцкистской оппозиции, очень часто эти люди упоминаются вместе, однако их антитоталитарные взгляды практически не рассматриваются, тем более - в системе, что делало до настоящего времени невозможной идентификацию самого явления. Таким образом, актуальность данной работы определяется необходимостью идентификации объединения подобного рода единомышленников, на сегодняшний день не имеющего точного определения. Это, в свою очередь, позволит не только заполнить оелое пятно в истории политической мысли, посвященной тоталитаризму2, но и иначе взглянуть на саму проблему тоталитарного государства - глазами его недооцениваемых левых критиков.
Объектом исследования являются авторы левой франкоязычной критики сталинской системы в 1930-1940-х гг., ее содержание и условия возникновения. Предмет исследования - левый антитоталитаризм как ком
1 См.: Бабинцев В.А. Виктор Серж - свидетель эпохи "направляемой литературы"// Цензура в России. Материалы международной научной конференции. - Екатеринбург. 1996, с.85-88. Он же. Проблема общественного согласия в наследии В.Сержа //' Общественное согласие в российской действительности: уроки истории и современность: Материалы Всерос. научн.конф. - Екатеринбург, 1998.-с.20-23.
2 См. ниже, главу 1. гшексное социокультурное явление. Необходимо отметить, что люди со схожими взглядами были во многих странах Европы и в Америке, в данном случае рассматривается конкретное явление, своего рода франкоязычное "ядро" левого антитоталитаризма, выделить которое можно по трем основным чертам: регулярные личные контакты, результатом которых в числе прочего является обмен мнениями по актуальным проблемам современности, опыт жизни в России, вклад в теорию тоталитаризма3.
Целью исследования является идентификация франкоязычной левой критики сталинской системы как конкретно-исторического социо-куль-турного феномена, существовавшего в 1930-1940-е годы и выявление его основных характеристик.
Для достижения этой цели мы ставим перед собой в данной работе следующие задачи:
- выявить условия возникновения левой критики сталинской системы;
- исследовать эволюцию представлений критиков советского тоталитаризма;
- обосновать индивидуально-биографическую укорененность левых антитоталитарных взглядов и выявить структуру социальных связей, в рамках которых они формируются;
-проанализировать взгляды левых антитоталитаристов на природу, сущность и перспективы тоталитаризма;
-оценить вклад левых антитоталитаристов в антитоталитарную практику и формирование научных представлений о тоталитаризме.
Методология исследования формировалась с учетом комплексности предмета работы, сочетающего идеологические, теоретические, организа
3 См. подробнее главу 2, параграф 1 ционные и личностные аспекты. Это обусловило привлечение как классических методов исторического исследования, так и методологического инструментария смежных дисциплин.
Историко-философский контекст работы организован вокруг предложенной В.С.Библером4 концепции изначальной диалогичности и полилогичности культуры XX века и связанным с этим использованием понятия диалога (полилога) как методологического инструмента при анализе социокультурных феноменов. Использование идей диалогичности и полилогичности позволяет не только углубить традиционный сравнительный анализ, но и сформировать представление о коллективном авторстве рассматриваемых концепций, даже если оно и не всегда опирается на фактическое соавторство. Именно с позиций диалога культур оказывается возможным понять влияние России и Франции на героев данного исследования, сыгравшее решающую роль в формировании этого конкретного ядра левого антитоталитаризма. Наконец, сравнение взглядов левых критиков сталинского тоталитаризма с его либеральными критиками, представленное как диалог разных ценностных позиций, относящихся к одному и тому же явлению, позволяет выявить возможность новых подходов к его интерпретации, рождающихся в этом диалоге.
Эта общетеоретическая основа конкретизируется в нескольких сравнительно новых позициях в области исторического и социологического анализа. В рамках теории истории речь идет об идее "альтернативной ис
4 Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры: Два фил ос. введения в двадцать первый век.- М.: Политиздат, 1990. - 413 е.; Он же. Михаил Михайлович Бахтин или Поэтика культуры (На путях к гуманитарному разуму)- М.: Изд-во Прогресс, Гнозис, 1991. - 176 с; Он же. О Марксе - всерьез (Размышления в конце XX века)// Полис. 1996. №1. - Сс.119-127. тории'"', которая остается действенным и эвристически многообещающим методом при условии, что используется для анализа реальных исторических фактов, а не для умозрительных спекуляций. Для того, чтобы полномерно оценить то или иное историческое явление, не связанное однозначными каузальными связями с какой-либо яркой чертой последующих периодов, методологически оправдано рассматривать его как потенциальную альтернативу возобладавшей каузальной связи. В частности, такой подход позволяет выявить особенности левого антитоталитаризма, представленного как потенциальная теоретико-идеологическая альтернатива как тоталитарным доктринам, так и западным либеральным или социал-демократическим ценностям. Этот же метод ведет к формулировке проблемы невостребованности данной альтернативы. Потенциальная односторонность связанного с этим подходом синхронизма компенсируется параллельным использованием классического для исторической науки диахронического регрессивного анализа, что и позволяет рассмотреть изучаемое явление в его конкретно-исторической целостности.
С точки зрения социологической теории важным методологическим инструментом является понятие сетевой структуры6, используемое как собственно в социологии, так и в политических и управленческих дисциплинах. Объединения нескольких людей могут быть описаны, по мере то
3 См.напр.: Роговин В. Была ли альтернатива?: "Троцкизм": взгляд через годы. - M.: ТЕРРА. 1992,- 400 е.; Попов Н.Н. Бугров Д.В. Бремя упущенных возможностей: Урал в 1917 году. - Екатеринбург: Наука. 1997. - 129 с.
6 См.: Олескин А.В. Сетевые структуры современного социума с точки зрения биополитики// Полис, 1998, №1. Сс. 68-86; Elias N. Qu'est-ce que la sociologie? Ed. de l'Aube, 1991; Heclo H., Vildavsky A. The Private Government of Public Money. London, Macmillan, 1974; Le Galès P. Les réseaux d'action publique: entre outil passe-partout et théorie de moyenne portée// Les réseaux de politique publique. Ed. L'Harmattan. 1995, pp.13-30. го, как слабеет институционализация соединяющих их связей, через понятия организации (максимальная институционализация), группы (меньшая институционализация, но постоянное распределение ролей и четкая самоидентификация, наряду с внешней идентификацией) или сети взаимодействия (сетевой структуры). Последнее понятие относится к характеристике "слабых форм взаимодействия", столь характерных для социальных связей в XX в.7 В частности, такие черты сетевых структур как отсутствие строгой организации, множественность ролевых функций и предпочтение неформальных контактов позволяют определить объединение взаимодействующих людей, которое не является ни организацией, ни школой в узком смысле слова, ни неформальной группой основанной исключительно на личных связях8. Это, в свою очередь, позволяет наполнить понятие "идейно-политического течения" социальным и личностным содержанием, не сводимым к абстрактной циркуляции идей.
Наконец, в работе использован индивидуально-биографический подход9, позволяющий установить взаимосвязи социокультурного явления с конкретными индивидуальными судьбами. Речь идет прежде всего о принципе индивидуально-биографической (наряду с социокультурной) детерминированности политических воззрений и о понятиях биографии и судьбы в значениях, предложенных М.М.Бахтиным10. При использовании описанного методологического инструментария естественным образом привлекались общелогические операции анализа, сравнения и синтеза.
7 Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры.
8 См.: Олескин A.B. Указ.соч.- Сс.76-77.
9 См.: Неретина С.С. Личность сквозь схематизмы культуры// Вопросы философии. 1990. №5. - Сс.75-78; Павлова Т.А. Историческая биогра-фистика в СССР// Новая и новейшая история. 1990. №2. - Сс. 37-48.
10 См.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин .
Структура работы соответствует поставленным задачам. Неизбежным следствием комплексности предмета исследования является предпочтение нами проблемно-хронологического принципа изложения, получающего все большее распространение в современной отечественной историографии11.
Первая глава посвящена характеристике источниковой базы исследования (1.1.), проблем историографии советского тоталитаризма как направления в истории политической мысли XX в. и отражению антитоталитарной деятельности в историографии левого движения во Франции 19301940-х гг. (1.2.). Во второй главе рассмотрен левый антитоталитаризм во Франции как политическое течение; соответственно, проанализированы условия его формирования (2.1.), эволюция взглядов критиков сталинского режима от антисталинизма к антитоталитаризму (2.2.), и структура идейно-политических и личных связей, в рамках которых и существовало данное течение (2.З.). Третья глава посвящена сформированной левыми критиками тоталитаризма концепции этого явления: оценка ими его характерных черт и причин возникновения (3.1.), анализ проблемы внешней экспансии, угрозы разрастания тоталитарных режимов и возможных альтернатив (З.2.), роль левой критики тоталитаризма в оценке и изучении явления на протяжении XX в. (3.3.).
Автор данной работы очень благодарна Элен Каплан и Димитри де Кошко за поддержку в процессе сбора материала для данного исследова
11 См. напр.: Тоталитаризм в Европе XX века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. Рук.авт.коллектива Я.С.Драбкин, Н. П. Ком олова.- М., 1996. ни я. Мы также признательны за помощь Ж.Рьеру, предоставившему в наше распоряжение многие работы В.Сержа, являющиеся библиографической редкостью и практически недоступные для читателей.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК
Образ революции в системе представлений французских левых интеллектуалов: 1917-сер. 30-х гг. XX в.2006 год, кандидат исторических наук Краева, Татьяна Васильевна
Эволюция западных концепций тоталитаризма: Социально-философский анализ1999 год, кандидат философских наук Руссова, Ольга Николаевна
Исторический опыт КПСС по руководству социалистическим преобразованием экономики СССР и буржуазные "критики". (Критический анализ англо-американской и западно-германской историографии. 1917-1980 гг.)1984 год, доктор исторических наук Тетюшев, Владимир Ильич
Отечественная историография второй половины 1980-х гг. - начала XXI века о политическом и социально-экономическом развитии СССР в 1930-е гг.2006 год, доктор исторических наук Казьмина, Маргарита Васильевна
Социально-экономические и культурные преобразования в СССР в годы довоенных пятилеток (1928-1941 гг.): Проблемы отечественной историографии2004 год, доктор исторических наук Наумов, Николай Васильевич
Заключение диссертации по теме «Теория политики, история и методология политической науки», Жукова, Инга Валерьевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общественно-политическая система, идентифицируемая сегодня как тоталитаризм, опиралась в своем развитии - будь то в России или в Германии - прежде всего на идеологическую унификацию и подавление. Безусловное доминирование идеологического фактора, создает своего рода замкнутое духовное пространство, нарушение границ которого возможно либо извне, либо в условиях разрушения тоталитарной системы, когда давление единой идеологии перестает быть тотальным. Тем самым осознание феномена тоталитаризма оказывается возможным либо "снаружи" (с позиций других идеологических систем, по определению внешних для тоталитарного общества, в том числе и пространственно), либо в условиях значительной исторической ретроспективы - т.е. также "снаружи", но уже во временных, а не пространственных ориентирах.
Фактически такое осознание и связанная с ним критика направлены не только на само явление тоталитаризма, но и, неразличимо, на тот кон
О К* кретно-идеологическии субстрат, который использует данное тоталитарное государство, будь то идеология марксизма-ленинизма-сталинизма или национал-социалистские взгляды. Подобное смешение ведет к тому, что антитоталитаризм - и как ценностная позиция, и как подкрепляемый этой позицией научный критический анализ тоталитарного общества - далеко не сразу и далеко не однозначно выделяется из более очевидных систем ценностей, таких как антисталинизм, антигитлеризм, антисоветизм и антинацизм ("антифашизм").
Подобная заданность представляется на первый взгляд неизбежной, как и ее следствие: заранее определенная возможность критики тоталитаризма лишь с либерально-демократических позиций. Но лишь на первый взгляд. В данной работе мы показали как возможность, так и конкретно-историческую реализацию иного подхода: критики тоталитарной системы "слева", сопряженной не только с формированием иных ценностных ориентиров, но и с научным анализом самого явления тоталитаризма. Теоретическая неочевидность такой критики соответствует реальным трудностям, с которыми столкнулись герои нашего исследования при разработке и распространении своих взглядов. Трудностям, связанным прежде всего с изолированностью их позиции, на которой по определению могло оказаться лишь крайне незначительное меньшинство и которая грозила нарушить серию меняющих друг друга идеологических дихотомий (советизм - антисоветизм, сталинизм - антисталинизм, нацизм - "антифашизм" и т.д.). Разрушение этих дихотомий, представлявших собой способ мышления и восприятия мира большинства, оказалось невозможным ни в 1930-1940-е гг., ни позже, и лишь сейчас приобретает всю свою актуальность. Характерное для постмодернизма осознание множественности мира, в том числе мира идеологий, их несводимости друг к другу делают не только возможным, но и настоятельно необходимым расширение нашего кругозора как раз в тех вопросах, которые представлялись раз и навсегда решенными.
Подобное переосмысление структуры мира непосредственно подводит нас к выяснению того, чем являлась критика тоталитаризма "слева" и каким образом она могла существовать и влиять на последующие поколения.
Прежде всего выясняется, что ввиду отсутствия соответствующей "ниши" в политико-идеологическом контексте 1930-1940-х годов, поляризованном по идеологическим признакам, левый антитоталитаризм не сформировался ни в устойчивую и массовую идеологию, ни в единую организацию. Он приобретает более гибкую и менее очевидную полиморфную структуру, проявляющуюся в существовании особого социокультурного образования, основанного на "слабых формах взаимодействия", столь характерных для XX столетия. В рамках комплексного явления, определяемого нами как "левый антитоталитаризм", взаимодействие между конкретными людьми осуществляется на нескольких уровнях. Они формируют самостоятельную микрогруппу, основанную на сетевой структуре, для которой характерны как сложные многополярные личностные отношения, где переплетаются родственные, идеологические, профессиональные, эмоциональные связи (далеко не всегда позитивные, но всегда существующие), так и определенная ролевая специализация, не являющаяся однако статичной. Эта микрогруппа с гибкой специализацией ролей, относительно устойчивым ядром и достаточной подвижностью на периферии, образует своего рода коллективного политического деятеля, являющегося одновременно - что наиболее для нас важно - и коллективным автором. Не являясь единомышленниками в позитивном, конструктивном смысле, левые антитоталитаристы оказываются таковыми в их деструктивной деятельности, направленной на разоблачение и разрушение тоталитарного режима. Однако эта общая деструктивная направленность содержит в себе важный позитивный заряд - это попытка (весьма успешная!) - идентифицировать, осмыслить и структурировать само явление тоталитаризма, вписав его в социально-политический контекст XX века. Вовлеченность наших героев в политическую и публицистическую деятельность - еще один фактор, обусловивший, наряду с их идеологической "ненужностью", отсутствие единой организации, равно как и единой идеологической, либо теоретической системы. Отсюда и некоторая "несобранность", разбросанность их наблюдений и выводов, надолго выведшая левых антитоталитаристов из поля зрения исследователей. Отсюда - и необходимость сознательной исторической реконструкции как явления левого антитоталитаризма, так и связанных с ним ценностей и теоретических положений, которые являются частями целого, так и не собранными воедино самими авторами.
Изолированность левого антитоталитаризма обусловлена также исключительностью судеб героев - той исключительностью, которая сделала возможным формирование самого феномена. Будучи личностями в равной - или почти равной - степени ориентированными и на Францию, и на Россию, воплотив эту бикультурность в экзистенциальной и событийной наполненности собственных биографий, они оказались в исторически уникальной ситуации людей с "двойным зрением". Во многом, если не исключительно, благодаря своей укорененности во Франции они сумели стать уникальными и в ином отношении, избежав тотальных репрессий, делающих невозможной критику тоталитаризма "изнутри" в период его становления и расцвета. Показательно, что другой известный критик и исследователь тоталитаризма, Х.Арендт, также испытала влияние нескольких культур и была "знакома с немецким тоталитаризмом" лично.
Мы можем определить левый антитоталитаризм, как комплексное социо-культурное явление, опирающееся на организованное по сетевому принципу взаимодействие личностей, чей индивидуальный опыт совмещал опыт партийно-организационной, публицистической и исследовательской деятельности в странах Запада и в России. Общность судьбы, проявившаяся идеологически - в движение от анархистских, синдикалистских либо иных взглядов к коммунизму, затем, от марксизма-ленинизма через троцкизм к антитоталитарным установкам, биографически - в личном участии в создании и укреплении советского государства, сменившимся вынужденным или счастливым возвращением на Запад, объединяет этих людей на уровне более общем, чем уровень непосредственных контактов. В результате возникает феномен коллективного авторства идеологической позиции, опирающейся на традиционные левые, анархистские, социалистические и коммунистические взгляды, и характеризующейся особым критическим вниманием к тоталитарному обществу. Исторически левый антитоталитаризм ограничен временем существования самого тоталитаризма, т.е. 19301950-ми годами; географически - отдельные его представители волей эмиг-раций оказываются рассеянными по всему миру, но ядро безусловно формируется и существует во Франции и представляет собой явление франко-русское.
Результаты теоретико-идеологической деятельности левых антитоталитаристов естественным образом распадаются на элементы ценностные (идеологические, моральные и т.д.) и объективизированные. Первые растворяются отдельными своими положениями в близких идеологических течениях - некоторых вариантах троцкизма, социал-демократии, синдикализма и т.д. - перед тем, как перейти в категорию однозначного прошлого в результате общемирового смещения ценностей. Б.Маршалл символически связывает это смещение с маем 1968 г. во Франции; другие авторы говорят о кризисе и крахе просвещенческой парадигмы общества или "конце истории". Кратковременный всплеск интереса к "левой альтернативе" произошел в нашей стране в конце 1980-х - начале 1990-х годов, с чем связано, кстати, возвращение из забытья имени В.Сержа.
Совершенно иная судьба ждала научно-исследовательскую составляющую левого антитоталитаризма. Работа его представителей и с точки зрения фактов (по крайней мере, относящихся к Советскому Союзу), и с точки зрения теории предвосхитила появившиеся позже исследования, определив как сам тоталитаризм, так и его отдельные характеристики, его реальную и возможную историческую динамику. За страницами книг Х.Арендт и Р.Арона стоят ясно различимые тени А.Чилиги и Б.Суварина и витает дух В.Сержа. Однако за спиной представителей левого антитоталитаризма не было поддержки большинства, которая необходима для систематизации и популяризации взглядов. И тем не менее, их деятельность безусловно способствовала детоталитаризации мира, - и, кроме того, является историческим, но ярким свидетельством индивидуальной прозорливости и мужества. Включение их работ в спектр исследований тоталитарных систем позволяет выйти за пределы устоявшихся мыслительных стереотипов, - и как раз здесь идеологическая позиция и исследовательская деятельность встречаются, диалогизируют и взаимно дополняют друг друга.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Жукова, Инга Валерьевна, 1999 год
1. Источникинеопубликованные
2. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), ф.53, оп.1, дд.202, 210.2. РГАЛИ, ф.85, оп.4, д.28.3. РГАЛИ, ф.279, оп.1, д.22.
3. РГАЛИ, ф.631, оп. 14, дд.714, 718, 765.
4. РГАЛИ, ф. 1325, оп.З, дд.9, 14, 24-25.6. РГАЛИ, ф.2208, оп.2, д.4.
5. Российский центр хранения и изучения документации новейшей истории (РЦХИДНИ), ф. 488, оп. 1, дд.12,13.
6. РЦХИДНИ, ф.489, оп.1, дд.З, 10, 21, 23, 28,29, 45,47-49, 52, 53, 58, 66, 104, 132.
7. РЦХИДНИ, ф.490, оп.1, дд.2, 7, 8, 15, 31, 35, 36, 58, 154, 183-184, 192, 197, 200-201.
8. РЦХИДНИ, ф. 491, оп.1, дд. 1, 7-8,10, 25, 60, 62-63, 72, 202, 207, 265, 297, 358-362, 372.
9. РЦХИДНИ, ф. 495, оп.ЗО, дд. 34,37, 91, 330, 332, 1052-1055.
10. Троцкий Л.Д. Письмо В.Сержу от 22 августа 1936 года. Личный архив Сержа-Влади. - Мексика. - неопубликованное.
11. Серж В. Заметки 1945 года. Личный архив Сержа-Влади. Мексика -неопубликованное.
12. Serge V. L'empire nazi contre peuple russe. Mexico, 1941,- inédit. Личный архив Сержа-Влади - Мексика.опубликованные
13. Архив Троцкого. Коммунистическая оппозиция в СССР. 1923-1927. В 4 Т. "ТЕРРА". 1990.
14. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS, 1955 г. М.: Наука, 1990.- 224с.
15. Бухарин Н.И. Избранные труды. Л.: Наука, 1988. 504с.
16. Декреты Советской власти. Т. III. 11 июля-9 ноября 1918 г. М.: Изд-во политической литературы. 1964.
17. Дюкло Ж. Мемуары. В 2-х т. М., Политиздат, 1974, т.1: 1896-1952 гг.
18. Жид А. Возвращение из СССР / Два взгляда из-за рубежа: Переводы.-М.: Политиздат, 1990.
19. Жид А. Поправки к "Возвращению из СССР" / Два взгляда из-за рубежа: Переводы,-М. : Политиздат, 1990.
20. Коминтерн и идея мировой революции. Документы. М.: Наука, 1998. -949 с,
21. Коммунистический интернационал. (Краткий исторический очерк), М., Политиздат, 1969.
22. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик 1936 года/ Сборник законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР. В 2 т. Т.1. 1938-1967. М.: Изд-во "Известия Советов депутатов трудящихся СССР". 1968.
23. П.Ленин В.И. Доклад об единстве партии и анархо-синдикалистском уклоне/ Ленин и Сталин. Сборник произведений к изучению истории ВКП(б). -М.: Партиздат ЦК ВКП(б). 1936. Т.2. Сс. 395-400.
24. Ленин В.И. Заключительное слово по докладу об единстве партии и анархо-синдикалистском уклоне / Ленин и Сталин. Сборник произведений к изучению истории ВКП(б). -М.: Партиздат ЦК ВКП(б). 1936. Т.2,- Сс.400-403.
25. Ленин В.И. Заключительное слово по отчету Ц.К. Р.К.П.(б) на X съезде Р.К.П.(б)./ Ленин и Сталин. Сборник произведений к изучению истории ВКП(б). -М.: Партиздат ЦК ВКП(б). 1936. Т.2. Сс.383-393.
26. Ленин В.И. Третий Интернационал и его место в истории/ Ленин и Сталин. Сборник произведений к изучению истории ВКП(б). -М.: Партиздат ЦК ВКП(б). 1936. Т.2. Сс.226-232.
27. Ленин В.И. Государство и революция. Поли. собр. соч., т.33.
28. Николаевский Б.И. Письма Суварину Б.К.// Вопросы истории. 1998. №10. Сс. 111-126.
29. Правда. 1935, 26 июня, 29 июня, 1 июля.
30. Резолюция X съезда РКП(б) "О синдикалистском и анархистском уклоне в нашей партии" /' Ленин и Сталин. Сборник произведений к изучению истории ВКП(б). Партиздат ЦК ВКП(б). 1936. Т.2. Сс.403-405.
31. Серж В. Годы неволи, 1933-36 // Урал. 1994. №7. Сс. 69-104.
32. Серж В. Открытое письмо Андре Жиду // Урал. 1991. №4. С. 132.
33. Серж В. От революции к тоталитаризму// Урал, 1997, №№ 3, 4, 7, 8-12.
34. Серж В. Полночь века; Дело Тулаева; Романы: (Пер. с фр.).- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1991. 432 с.
35. Серж В. Свято-Варнавинский тупик // Урал. 1992. №3. С.42-64.
36. Сталин И.В. Об очередных задачах партстроительства/ Ленин и Сталин. Сборник произведений к изучению истории ВКП(б).-М.: Партиздат ЦК ВКП(б). 1936. Т.2. С.619.
37. Сталин И.В. Итоги первой пятилетки. Доклад на объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП)б) 7 января 1933 г./ Ленин и Сталин. Сборник произведений к изучению истории ВКП(б). -М.: Партиздат ЦК ВКП(б). 1936. Т.2. Сс.538 - 566.
38. Троцкий Л. Портреты революционеров / Сост. Ю.Фелыптинский, Ed. Chalidze publication, 1988.
39. Троцкий Л.Д Их мораль и наша// Вопросы философии. 1990. №5. -Сс. 105-126.
40. Троцкий Л.Д. К истории русской революции.- М.: Политиздат, 1990.447 с.
41. Троцкий Л.Д. Литература и революция. Печ. по изд. 1923 г.- М.: Политиздат, 1991. 400 с.
42. Троцкий Л.Д. Преданная революция.- М., 1991.
43. ЗЕЯсенский Б. Универмаг идей// Вестник иностранной литературы. 1929. №5. Сс. 164-177.
44. Источники на иностранных языках:
45. Bodi M. Les groupes communistes français de Russie 1918-1921. Allia. 1988.
46. Ciliga A. Lénine et la Révolution. Les "Maitres" du pays. Qui commande en U.R.S.S.? Spartacus. Paris., s.a.
47. Ciliga A. Au pays du grand mensonge. Gallimard, Paris, 1938.
48. Ciliga A. De Mussolini à De Gasperi // La Révolution prolétarienne, 17e année, n°316Juin 1948, pp. 19-23.
49. Ciliga A. L'instruction judiciaire en U.R.S.S., comme je l'ai vue// La Révolution prolétarienne, n° 238, 10 jan.1937, p. 9-12.
50. Ciliga A. La répression en URSS // La Révolution prolétarienne, 12e année, n°217, 25 fev 1936, pp.12-13.
51. Emprisonnés, déportés// La Révolution prolétarienne, 4e année, n°59, 1 juin 1928, p. 10.
52. S.Gorkin J. Les dernières années de Victor Serge, 1941-1947. Postface/ Serge V. Mémoires d'un révolutionnaire, 1901-1941, Paris, Le Seuil, 1951. TlepeBOii c cf>p BaÔHHueBa B,A.
53. Istrati P. Vers d'autres flammes. Après seize mois dans l'URSS, (réédition), P., 1980.
54. L'appel des déportés// La Révolution prolétarienne, 4e année, n°52,15 fev 1928, pp.1-3.
55. Laurat L. A la mémoire d'un révolutionnaire disparu// Spartacus, nov-dec. 1972, n°51, pp.8-10.
56. Laurat L. Victor Serge disciple de Marx// Spartacus, oct-nov 1972, n°50.
57. Lazarevitch N. (dit L.N). L'espionnité en Russie // La Révolution prolétarienne, 13e année, n°255, 25 sept.1937, p.10.
58. Lazarevitch N. (dit L.Nicolas). Un "procès de Moscou" en Espagne// La Révolution prolétarienne, 13e année, n°260,10 dec.1937, pp. 5-6.
59. Lazare vitch N. Ghezzi emprisonné à Moscou. Boutenko honoré à Rome// La Révolution prolétarienne, n° 265, 14e année, 25 fevr. 1938, p.-14.
60. Lazarévitch N. A travers les révolutions espagnoles, Paris, 1972.
61. Lazarévitch N. Ce qui j'ai vécu en Russie, Liège, 1926.
62. Martinet M. Où va la Révolution Russe? L'affaire Victor Serge Librairie du travail, Faits et documents n°l 1, 1933.
63. Pascal P. Mon journal de Russie, 1916-1918, préface de J.Laloy. t. I, Lausanne, Ed. L'Age d'homme, 1975.
64. Pascal P. En Communisme. Mon journal de Russie. 1918-1921, t. II, Lausanne, Ed. L'Age d'homme. 1977.
65. Pascal P. Mon état d'âme. Mon journal de Russie, 1922-1926, t. III, Lausanne, Ed. L'Age d'homme, 1982.
66. Pascal P. Russie 1927. Mon journal de Russie, t. IV, Lausanne, Ed. L'Age d'homme, 1982.
67. Pascal P. Octobre et février ne sont qu'une révolution La Révolution prolétarienne, avril 1967.
68. Pascal P. Pages d'amitié. Suivi de Nicolas Lazarévitch par Boris Souvarine. Allia. 1987.
69. Paz M. La voix de Victor Serge (préface à la première édition des 16 Fusillés) /7 Spartacus, nov-dec. 1972, n°51, pp.5-7.
70. Paz M. Nous avons retrouvé Victor Serge/7 La Révolution prolétarienne, 12e année, n°222,10- 25 mai 1936, pp. 1-2.
71. Paz M. Préface/ Serge V. Le tournant obscur. Editions d'Histoire et d'Art. 1972
72. Paz M. Victor Serge vivant'/ Spartacus, oct-nov 1972. n°50
73. Picqueray M. May la réfractaire, Paris, Atelier Marcel Jullian, 1979.
74. Réponse à Maurice Paz /7 La Révolution prolétarienne, 4e année, n°57, 1 mai 1928, p.8.
75. Saint-Martain J. Sur la route de l'exile (lettres de V.SergeWSpartacus, nov-dec. 1972, n°51, pp. 106-108.
76. Schachtman M. Hommage à un combattant de la Révolution / Spartacus, oct-nov 1972, n°50.
77. Serge V. 16 fusillés à Moscou: Le procès /,inovie\-Kamenev-Smirno\ Spartacus, nov-dec. 1972, n°51, p. 19-67.
78. Serge V. 16 fusillés à Moscou: Le temps du mépris (lettre à M.Paz, lettre à A.Gide)//Spartacus, nov-dec. 1972, n 51. pp.83-92. 1972 Spartacus
79. Serge V. 16 fusillés à Moscou: Les deux visages de la révolution// Spartacus, nov-dec. 1972, n°51, pp.93-101.
80. Serge V. 16 fusillés à Moscou: Mort d'Ivan Nicititch Snnrnov/7 Spartacus, nov-dec. 1972, n°51, p.68-71
81. Serge V. 16 fusillés à Moscou: Tout est mis en question f 1933, lettre à des amis français)// Spartacus, nov-dec. 1972, n°51, p.72.
82. Serge V. Adieu à André s Nin// La Révolution prolétarienne, 13e année, n°253, 25 août 1937, p.l.
83. Serge V. Au pays du grand mensonge de A. Ciliga/7 La Wallonie (Liège), n° 132133, samedi-dimanche, 14-15 mai 1938.
84. Serge V. Boukharine exécuté?// La Révolution prolétarienne, 13e année, n°259,25 nov.1937, pp. 1-2.
85. Serge V. Carnets. Ed. Actes Sud HubertNyssen. 1985.
86. Serge V. Chronique du sang versé// La Révolution prolétarienne, n° 262, 14e année, lOjanv. 1938, p. 1-2.
87. Serge V. Crimes en Russie, intrigues en Espagne // La Révolution prolétarienne, 12e année, n°249,10 dec 1936, pp. 1-2.
88. Serge V. Crimes en Russie, intrigues en Espagne // La Révolution prolétarienne, 12e année, n°249,10 dec. 1936, pp. 1-2.
89. Serge V. Crimes à Barcelone// La Révolution prolétarienne, 13e année, n°249, 25 juin 1937, p. 6.
90. Serge V. Destin d'une Révolution. URSS, 1917-1937, Pans, Grasset, 1937.
91. Serge V. En Espagne contre-révolutionnaire: Résultats d'une deuxième enquête /7 La Révolution prolétarienne, 13e année, n°254, 10 sept. 1937, pp. 2-6.51 .Serge V. L'An I de la Révolution russe. Ed. Libairie du travail, Paris, s.a
92. Serge V. L'Assassinat de Léon Trotsky// La Révolution prolétarienne, n° 302, 16e année, fevr. 1947, p. 9-12.
93. Serge V. L'avenir du socialisme//' Spartacus, oct-nov 1972, n°50
94. Serge V. L'exécution de seize // Spartacus, nov-dec. 1972, n°51, pp. 102-105.
95. Serge V. IJintrigue stalinienne en Espagne/ /La Révolution prolétarienne ,n° 238, 13e année, lOjan. 1937, p.4.
96. Serge V. L'URSS a-t-elle un régime socialiste?// Spartacus. oct-nov 1972, n°50.
97. Serge V. L'économie planifiée et la liberté de la presse// Spartacus, nov-dec. 1972, n°51, pp. 162-166.
98. Serge V. La 3e conférence des femmes socialistes/7 La Révolution prolétarienne, 13e année, n°255, 25 sept 1937, p. 10.
99. Serge V. La crise du régime stalinien (Gamarnik, Toukhatchevski, Tcherviakov)// La Révolution prolétarienne, lie année, n°249,25 juin 1937, pp. 1-5.
100. Serge V. La fin de Yagoda // La Révolution prolétarienne. 13e année, n°244,10 avr.1937, p.4.
101. Serge V. La fin des écrivains thermidoriens//' La Révolution prolétarienne, 13e année, n°246,10 mai 1937, pp.18-19.
102. Serge V. La lumière filtre.// La Révolution prolétarienne, n°238, 13e année, 10 jan 1937, p. 5
103. Serge V. La tragédie des écrivains soviétiques. Masses. 1947
104. Serge V. Le cauchemar stalinien // La Révolution prolétarienne, 12e année, n°229, 25 août 1936, p. 1.
105. Serge V. Le massacre des écrivains soviétiques// Spartacus, nov-dec. 1972, n°51, pp. 11-18.
106. Serge V. Le nouvel impérialisme russe: Importance de la Mongolie// Spartacus, oct-nov 1972, n°50, pp. 25-27.
107. Serge V. Le nouvel impérialisme russe: L'Alternative: Démocratie russe/7 Spartacus, oct-nov 1972, nG50, pp.28-30.
108. Serge V. Le nouvel impérialisme russe: L'Impérialisme stalinien. 1 .Déterminisme de la politique de l'URSS//' Spartacus, oct-nov 1972, n°50, pp. 18-19.
109. Serge V. Le nouvel impérialisme russe: L'Imperialisme stalinien. 2. Il s'agit du régime social de l'Europe// Spartacus, oct-nov 1972, n°50. pp.20-21.
110. Serge V. Le nouvel impérialisme russe: La Révolution russe et l'Iran// Spartacus, oct-nov 1972, n°50. pp.22-24.
111. Serge V. Le nouvel impérialisme russe: La Vie et la Mort de Léon Trotsky/V Spartacus, oct-nov 1972, n°50, pp.41-45.
112. Serge V. Le nouvel impérialisme russe: Les Faits du Temps présent// Spartacus, oct-nov 1972, n°50, pp. 3-11.
113. Serge V. Le nouvel impérialisme russe: Les Forces démocratiques en URSS// Spartacus, oct-nov 1972, n°50, pp.31-33.
114. Serge V. Le nouvel impérialisme russe: Les Opposition en URSS (Historique)// Spartacus, oct-nov 1972, n°50, pp.34-40.
115. Serge V. Le nouvel impérialisme russe: Que deviennent les Réfugiés italiens en URSS?// Spartacus, oct-nov 1972, n°50, pp.46-47.
116. Serge V. Le nouvel impérialisme russe: Socialisme ou Totalitarisme?/'/ Spartacus, oct-nov 1972, n°50, pp. 12-17.
117. Serge V. Le tournant obscur. Editions d'Histoire et d'Art. 1972.
118. Serge V. Le troisième procès de Moscou// La Révolution prolétarienne, nn°266, 267, 10 mars, 25 mars 1938, p. 1-4, p.11-12.
119. Serge V. Les anarchistes et l'éxperience de la révolution russe. Paris, 1921
120. Serge V. Les Coulisses d'une Sûreté Générale. Ce que tout révolutionnaire devrait savoir sur la répression, Paris, Ed. de la Librairie du Travail, 1925, 126 p.
121. Serge V. Les révolutionnaires. Romans. Aux Editions du Seuil, Paris. 1967.
122. Serge V. Les Soviets trahis par les bolcheviks: Le destin de Boris Pilniak. Qu'est devenu Boris Pilniak? Réponse à Léon Trotsky// Spartacus, n°53, mai-juin 1973.
123. Serge V. Les écrits et les faits: Antonov-Ovseenko. La 3e conférence des femmes socialistes/7 La Révolution prolétarienne, nc255, 25 sept. 1937, pp.9-10.
124. Serge V. Les écrits et les faits: Cronstadt 1921. Contre l'esprit de secte. Bolche-visme et anarchisme// La Révolution prolétarienne, n°257, 25 oct.1937, pp. 9-10.
125. Serge V. Les écrits et les faits: Le stalinisme est-il une nécessité historique? Le prix des années noires. Antonov-0vseenko La Révolution prolétarienne. n°258. 10 nov.1937, pp. 15-16.
126. Serge V. Lettre de Belgique à René Lefeuvre/7 Spartacus. nov-dec. 1972, n'51, pp. 11-18.
127. Serge V. Lettre à Henry Poulaille /7 Hommage à Victor Serge pour Centenaire de sa naissance / Cahiers Henry Poulaille n° 4&5.
128. Serge V. Lettres du Mexique (Reprise de contact lettre aux amis 1945; Lettres à René Lefeuvre)// Spartacus, nov-dec. 1972, n 51. pp. 109-132.
129. Serge V. Lettres à Antoin Borie. Témoins. 1959.
130. Serge V. Littérature et Révolution. Maspero, Paris. 1976.
131. Serge V. Léon Sédov// La Révolution prolétarienne, n° 265, 14e année, 25 fevr. 1938, p. 12-13.
132. Serge V. Modigliani est mort// Spartacus, oct-nov 1972, n°50.
133. Serge V. Mémoires d'un révolutionnaire, 1901-1941. Le Seuil, 1978.
134. Serge V. Pas de témoins! //' La Révolution prolétarienne, 12e année, n°233, 25 oct 1936, pp.4-5.
135. Serge V. Portrait de Staline, Paris, Grasset, 1940, 188 p.
136. Serge V. Pour un renouvellement du socialisme // Spartacus, nov-dec. 1972, nn°50, 51.
137. Serge V. Puissance et limites du marxisme// Spartacus, nov-dec. 1972, n°51, pp. 133-142.
138. Serge V. Socialisme et psychologie// Spartacus, nov-dec. 1972, n°51, pp.151-161.
139. Serge V. Un militant révolutionnaire russe se met sous la protection de la République Française. La Sûreté Nationale le laissera-t-elle assassiner par le Guépéou?// La Révolution prolétarienne, 13e année, n°260,10 dec.1937, pp. 2-3.
140. Serge V. Un portrait de Lénine par Trotsky// Clarté, Paris, n°75, 1er Juin 1925, p.255-258.101 .Serge V. Une lettre inedite a André Gide/7 Le matin, 5 fevrier 1986, p.25.
141. Serge V. Victoire et défaite à Barcelone// La Révolution prolétarienne, 13e année, n°247, 25 mai 1937. pp. 1-2.
142. Serge V. Victor Serge est libre /7 La Révolution prolétarienne, 12e année, n°221, 25 avr. 1936, p.l.
143. Serge V., Moumer E. Correspondance (1940-1947) entre V. S. et E.M. E.M.: Documentaire sur le régime de prisons (1945). Le Prix Mounier au Pierre Chenu/7 Bulletin des amis d'Emmanuel Mounier, n°39, avr. 1972.
144. Serge V., Trotsky L. La lutte contre le stalinisme (textes 1936-1939 présentés par Michel Dreyfus). Ed. François Maspero. 1977.
145. Souvarine B. Staline. Aperçu historique du bolchevisme Champ Libre, Paris, 1985.
146. Souvarine B. Octobre noir // Bulletin communiste, 1927, n° 22-23.
147. Trotsky L. Pourquoi ils ont avoué des crimes qu'ils n'avaient pas commis?// La Révolution prolétarienne, n°262, 14e année, lOjan 1938, p.3-5.
148. Андерсон P. Д. Тоталитаризм: концепт или идеология?// Полис. 1993. №3. Сс.98-107.
149. Арендт X. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996.
150. Арон Р. Демократия и тоталитаризм,- М.: Текст, 1993. 303 с.
151. Армстронг М. Загадка рукописей Виктора Сержа// За рубежом. 1990, №48.-С.22.
152. Бабинцев В., Иваницкий В. Из полночи века.// Родина. 1991. №4. -Сс.29-31.
153. Бабинцев В., Воейков М. Возвращение Виктора Сержа// Альтернативы.1995. №4. Се. 135-137.
154. Бабинцев В.А. Виктор Серж свидетель эпохи "направляемой литературы"// Цензура в России. Материалы международной научной конференции. -Екатеринбург. 1996, с.85-88.
155. Бабинцев В.А. Христианский шанс русской революции в зеркале французского "католического возрождения"// Европа в контексте диалога Запада и Востока в новое и новейшее время: Материалы межвузовской научной конференции. -Екатеринбург, 1998. Се. 130-132.
156. Бабинцев В.А. Проблема обественного согласия в наследии В.Сержа // Общественное согласие в российской действительности: уроки истории и современность: Материалы Всерос. научн. конф. Екатеринбург, 1998.-Сс.20-23.
157. Бабинцев В., Лукьянин В. Свидетель защиты. В кн.: Серж В. Полночь века. Дело Тулаева: Романы: Пер.с фр.,- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во, 1991. Сс.5-13.
158. П.Бакунин A.B. История советского тоталитаризма. Кн.1. Генезис. -Екатеринбург: Институт истории и археологии УрО РАН, 1996.
159. Бакунин A.B. История советского тоталитаризма Кн.2. Апогей.-Екатеринбург: Институт истории и археологии УрО РАН, 1997.
160. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979
161. Белоусов Л.С. Рецензия на книгу: Тоталитаризм в Европе XX века,- М.,1996.// Новая и новейшая история. 1997. №6. Сс.200-204.
162. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин или Поэтика культуры (На путях к гуманитарному разуму)- М.: Изд-во Прогресс, Гнозис, 1991. -176 с.
163. Библер B.C. О Марксе всерьез (Размышления в конце XX века)// Полис. 1996. №1. - Сс. 119-127.
164. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два фил ос. введения в двадцать первый век, - М.: Политиздат, 1990. - 413 с.
165. Богаева H.A., Новопашин Ю.С. К вопросу о трактовке понятия "тоталитаризм" западными исследователями/ Тоталитаризм. Исторический опыт Восточной Европы.- М., 1995. Сс.56-67.
166. Бондаренко В. Рукописи не горят.// Урал. 1989. №3. Сс. 129-132.
167. Войнов В. Виктор Серж ссыльный и изгнанник// Урал. 1991. №4. -Сс. 129-134.21 .Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М.: "Советская Россия" совм. с МП "Октябрь", 1991. - 624 с.
168. Гинзберг Л.И. Советские историки об историии фашизма и антифашистской борьбе в Германии (60-е начало 80-х годов)// Новая и новейшая история. 1985. №2. - Сс, 162-175.
169. Данилова О.С. "Анти-Кюстин": русская душа глазами французского славянофила (окябрь 1917 г,)// Европа в контексте диалога Запада и Востока в новое и новейшее время: Материалы межвузовской научной конференции. -Екатеринбург, 1998. С.132-Г35.
170. Джилас М. Новый класс. Анализ коммунистической системы. Ныо-Йорк: Из д.-во Фредерик А.Прегер. 1957. С. 246.
171. Давыдов Ю.Н. Послесловие к русскому изданию// Арендт X. Истоки тоталитаризма. -М.: ЦентрКом, 1996.
172. Демократия и тоталитаризм: европейский опыт XX века: Тез.науч. семинара, 28-29 янв. 1993 г. Екатеринбург: УрГУ, 1993.
173. Дойчер И. Троцкий в изгнании: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1991. -590с.
174. Драбкин Я.С. Идея мировой революции и ее трансформации/7 Коминтерн и идея мировой революции. Документы. М.: Наука, 1998. - С.З-70.
175. Жукова И. Вступительная статья/ Серж В. От революции к тоталитаризму. Урал, 1997, №3. Сс. 135-137.
176. Игрицкий Ю.И. Тоталитаризм вчера, сегодня, . завтра?// Полис. 1998. №4. С. 181-190.
177. Ионин Л.Г. Аренд// Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990,-С.23.
178. Историки спорят. 13 бесед / Под общ. ред. В.С.Лельчука. М.: Политиздат, 1988.- 510 с.
179. Кожокин Е.М. От редакции// Фюре Ф. Прошлое одной иллюзии. М.: Ad marginem, 1998. С.8.
180. Кориеев В.Е. Вступление/ Николаевский Б.И. Письма Суварину Б.К.// Вопросы истории. 1998. №10. С. 111.
181. Лоскутов В.А. От номенклатуры к бюрократии// Чиновникъ. 1998. №№ 2, 3.
182. Миллер А.И. Тоталитарный процесс в Центральной и Восточной Европе и проблемы его изучения// Тоталитаризм. Исторический опыт Восточной Европы,- М., 1995. С.8-21.
183. Михайленко В.И. Итальянский фашизм: основные вопросы историографии.- Свердловск: Изд. УрЕУ, 1987.
184. Неретина С.С. Личность сквозь схема ги »мы культуры// Вопросы философии. 1990. №5. С.75-78
185. Павлова Т.А. Историческая биографистика в СССР// Новая и новейшая история. 1990. №2. С. 37-48.
186. Плутник А. Анатомия таких разных убеждений/ Два взгляда из-за рубежа: Переводы.-М.: Политиздат, 1990.
187. Попов H.H., Бугров Д.В. Бремя упущенных возможностей: Урал в 1917 году. Екатеринбург: Наука. 1997. - 129 с,
188. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 т. Москва. 1992.
189. Рассоха И.Н. Тезисы о тоталитаризме // Полис. 1995. №2. С. 147-155.
190. Роговин В.З. Была ли альтернатива?: "Троцкизм": взгляд через годы. -М.: ТЕРРА. 1992.
191. Роговин В.З. Сталинский неонэп. М. 1994.
192. Скоробогацкий В.В. По ту сторону марксизма. Свердловск: Изд. УрЕУ, 1991.
193. Слуцкая Л.В. Французские попутчики большевизма: интернационализм или сюрнационализм?// Европа в контексте диалога Запада и Востока в новое и новейшее время: Материалы межвузовской научной конференции. -Екатеринбург, 1998. С.135-137.
194. Суровая драма народа: Ученые и публицисты о природе сталинизма.-М.: Политиздат, 1989. 512 с.
195. Тоталитаризм в Европе XX века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. Рук.авт. коллектива Я.С.Драбкин, Н.П.Комол ова,- М., 1996. 540 с,
196. Урок дает история / Под общ. ред. В.А.Афанасьева, Г.Л.Смирнова; сост. А.А.Ильин. -М.: Политиздат, 1989. 414 с.
197. Уроки горькие, но необходимые / Сост.: В.С.Молдаван, А.Г.Гридчина. М.: Мысль, 1988. - 346 с.
198. Фокс М.С. Троцкий и его критики о природе СССР при Сталине// Вопросы истории. 1992. №11-12. С. 33-45.
199. Фюре Ф. Прошлое одной иллюзии. М.: Ad marginem, 1998.
200. Цыганов В.Б. Формирование тоталитарного режима в СССР (материалы к лекции). Екатеринбург, 1995. - 31с.
201. Шубин А.В. Правящая элита и общество (К проблематике исследования тоталитарных режимов в Восточной Европе)// Тоталитаризм. Исторический опыт Восточной Европы,- М., 1995. Сс.22-41.
202. Щербинин À.И. Тоталитарная индоктринация: у истоков системы (Политические игры и праздники)// Полис. 1998. №5. Сс,79-96.
203. Щербинин А.И. Через полицеизм к тоталитаризму// Полис. 1994. №1, -Сс.186-190,
204. Эйдельман Н. Гости Сталина/ Два взгляда из-за рубежа: Переводы.-М.: Политиздат, 1990.
205. Литература на иностранных языках:
206. Alaluf M. Victor Serge ou le socialisme en exil// Socialisme, n° 226-227 Juillet-Octobre 1991 / Actes du colloque "Victor Serge", Bruxelles, mars 1991, pp.462469.
207. Aron P. Victor Serge et Charle Plisnier// Socialisme, n° 226-227, pp. 402-407.
208. Besnier J.-M. Les intermittences de la mémoire, "La Critique sociale"// Esprit. n° 89, mai 1984, pp. 14-20.
209. Birchall I. Victor Serge et la culture prolétarienne// Socialisme, n° 226-227, pp. 388-401.
210. Broué P. Introduction au colloque L'opposition comme force d'idées: Victor Serge, de la bande à Bannot à Trotsky// Socialisme, n° 226-227, pp. 267-272.
211. Broué P. Préface/ Les Congrès de l'International communiste, le 1er congrès, 2-7 mars 1919, E.D.I. 1975
212. Broué P. Trotsky. Fayard. 1988.
213. Carranza C.P. Intelectual. ¿Por qué eres comunista? Asociacion Argentina por la libertad de la cultura, Buenos Aires. 1959.
214. Cuenot A. La contribution de Victor Serge à Clarté (1921-1928)// Socialisme, n° 226-227, pp. 422-431.
215. Delwit P, Morelli A. Victor Serge: vie et oeuvre d'un révolutionnaire//' Socialisme, n° 226-227, pp. 265-266.
216. Desolre G. Victor Serge. Léon Trotsky et la IVe Internationale (1935-1940)// Socialisme, n° 226-227, pp. 337-354.
217. Destatte Ph. L'émigration russe antitsariste en Belgique Socialisme, n° 226-227, pp. 273-278.
218. Dictionnaire biographique du mouvement ouvrier français (4e série, 1914-1939) Sous la direction de Maitron J. Les Editions ouvrières.
219. Dictionnaire des oeuvres politiques Sous la dir. de Chatelet F., Duhamel O., Pisier E. Paris, Presses Universitaires de France, 1995.
220. Dreyfus M. PCF. Crises et dissidences. 1990
221. Elias N. Qu'est-ce que la sociologie? Ed. de l'Aube, 1991.
222. Fox M.S. Ante Ciliga, Trotskii and State Capitalism: Theory, Tactics and Revolution During the Purge Era, 1935-1939. Slavic Review. 50, 1, Spring 1991, pp. 127-143.
223. Furet F. Communisme et fascisme // Commentaires, Hiver 1994-1995, Volume 17, Numéro 68.
224. Furet F. Le passé d'une illusion / Essai sur l'idée communiste au XXe siècle. Ed. Robert Laffont / Calmann-Lévy, 1995.
225. Graulich M. Le "couple" Kibaltchitch et la civilisation mexicaine// Socialisme, n° 226-227, pp. 380-387.
226. Greeman R.Victor Serge et le roman révolutionnaire// Socialisme, n° 226-227, pp.408-421.
227. Hainaut M. Sur les traces de Victor Serge à Bruxelles Socialisme, n° 226-227, pp.279-281.
228. Heclo H., Vildavsky A. The Private Government of Public Money, London, Mac-millan. 1974.
229. Kochko Dimitri de, Victor Serge: F homme, l'écrivain, le militant, face a la montée du stalinisme/ Mémoire de maîtrise. Université de Paris La Sorbonne, 1973. -dactylographié.
230. Kravchenko V. I chose freedom. New-York, 1946 (trad. fr. 1947).
231. Le Galès P. Les réseaux d'action publique entre outil passe-partout et théorie de moyenne portée/ Les réseaux de politique publique. Ed. L'Harmattan. 1995.-Pp. 13-30.
232. Leroy G., Roche A. Les écrivains et le Front populaire. PNSP. 1986.
233. Maitron J. De Kibaltchiche à Victor Serge// Le Mouvement social. n°47, avr-juin 1964, p. 45-80.
234. Manson J. Victor Serge's Carnets/7 Socialisme, n° 226-227, pp. 445-454.
235. Marshall B. Serge et "la pensée 68"// Socialisme, n° 226-227, pp. 455-461.
236. Marshall B. Victor Serge: the uses of dissent, BERG, 1992.
237. Maspero F. Victor Serge, poète de la flamme// Le Monde, 25 décembre 1998.
238. Nemeth L. Victor Serge et les anarchistes// Socialisme, n° 226-227, pp. 282-290.
239. Neyts J.-M. Victor Serge et les anarchistes en Belgique avant 1914/7 Socialisme, n° 226-227, pp. 291-298.
240. Pages i Blanch P. Victor Serge et Espagne (1936-1939)// Socialisme, n° 226-227, pp. 357-366.
241. Pages Y. Les premières armes de la critique: retour aux sources de l'individualisme anarchiste de Victor Serge, dit "Le Rétif/7 Socialisme, n° 226-227, pp. 299-310 .
242. Panné J.-L. Boris Souvarine. Le premier désenchanté du communisme. Ed. Robert Laffont, Paris, 1993.
243. Racine N. Correspondances autour de l'affaire Victor Serge (1931-1936)// Socialisme, n° 226-227, pp. 328-336.
244. Rière J. Bibliographie choisie// Socialisme, n° 226-227, pp. 471-478.
245. Rière J. Bibliographie complété, 1993 Inédit.
246. Rière J. Victor Serge et la presse belge (1936-1940)//' Socialisme, n° 226-227, pp. 367-379.
247. Rière J. Victor Serge, l'anti-Malraux// Le matin, 5 fevrier 1986, pp.25-26. 43.Sigaux G. Un témoin irremplaçable// La Quinzaine littéraire, 15 au 31 juillet 1967,n°32, p.5.
248. Spencer P. Victor Serge et le léninisme libertaire" Socialisme, n° 226-227, pp. 432-444.
249. Thoveron G. Ce qui je dois à Victor Serge//' Socialisme, n° 226-227, pp. 355-356.
250. Turpin P. Le trotskysme aujourd'hui. Paris, l'Harmattan, 1988.
251. Un combat ibséparable du siècle/ Entretien avec Me Gérard Rosental// La Quinzaine littéraire, 15 au 31 juillet 1967, n°32, pp. 5-6.
252. Verdès-Leroux J. Souvarine le premier/7 Esprit, n° 89, mai 1984, pp. 21-38.
253. Weber E. Action française. Fayard. 1985.
254. Weissman S. Serge Reflects on Stalinisme/7 Socialisme, n° 226-227, pp. 311-327.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.