Становление кинематографа в культуре Якутии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат искусствоведения Сивцев, Степан Николаевич
- Специальность ВАК РФ17.00.09
- Количество страниц 157
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Сивцев, Степан Николаевич
Введение
Глава I. СВОЕОБРАЗИЕ ЯКУТСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Пространственные представления и образы в традиционной культуре народа саха
1.2. Мифологические традиции в якутской культуре
1.3. Особенности социальной и прикладной культуры народа саха
1.4. Поэтика олонхо и эпические традиции в якутской литературе и живописи.
Глава И. Становление и развитие кино в Якутии
2.1. История формирования и организации кинодела в Якутии
2.2. Якутское кино в 1970-80-е годы.
2.3. Деятельность Государственной конокомпании
Сахафильм».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Белорусское киноискусство: проблемы становления, особенности современного кинопроцесса1982 год, доктор искусствоведения Красинский, Анатолий Викторович
Претворение особенностей драматургии эпоса олонхо в якутском оперном искусстве2012 год, кандидат искусствоведения Павлова, Полина Васильевна
Камерно-вокальное творчество якутских композиторов2011 год, кандидат искусствоведения Спиридонова, Лариса Сулеймановна
Образ мира в живописи и графике Якутии XX века2006 год, кандидат искусствоведения Тимофеева, Влада Владиславовна
Художественно-эстетическое самосознание художников Якутии на рубеже тысячелетий2009 год, кандидат искусствоведения Луценко, Юлия Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление кинематографа в культуре Якутии»
Актуальность исследования. В художественной культуре XX века особый ранг по статусу и значительное место по объему, безусловно, принадлежит кинематографу. Кино как новое синтетическое искусство универсально сочетает в себе возможности художественной литературы, изобразительного искусства, музыки и театра. Отсюда его широкая востребованность в современном обществе - и как средства коммуникации, и как вида художественной культуры. Кино, подобно фольклору, синкретично по своей жанровой природе. И фольклору, и кино свойственно разнообразие художественных приемов создания народного характера, самого образа народа через непосредственное восприятие реальных моментов общественной жизни страны. Особенно ярко народность киноискусства, его внутренняя связь с фольклором проявляется в становлении молодых национальных кинематографий.
Национальный кинематограф как составная часть духовной культуры народа саха - результат развития и взаимодействия ряда существенных социальных и общественных факторов. Наряду с многовековой традицией художественного слова, а также современным уровнем развития театрального, изобразительного, музыкального искусств, формирование национального кино в Якутии в первой трети XX века связывалось с такими социальными явлениями, как установление навыков и устойчивых форм городской жизни, широкомасштабное развитие промышленности, целенаправленное освоение профессионального образования и повышения мастерства специалистов.
С другой стороны, неоспоримое своеобразие якутского кино имеет отношение к характеру самой природы на вечной мерзлоте. Крайняя северная точка Якутии на континенте, как установлено учеными, - мыс Нордвик — лежит под 74 градусом северной широты, а самая северная точка на суше - остров Генриетты - под 77 градусом северной широты. Крайняя южная точка находится на Становом хребте в 55,6 градусах северной широты. Таким образом, протяженность территории с севера на юг составляет немногим менее 22 градусов, что равно 2300 километрам. Самая западная точка расположена под 105,5 градуса восточной долготы (Оймяконский улус), самая восточная - под 162,6 градуса восточной долготы (Нижнеколымский улус). Расстояние с запада на восток равно 57 градусам. Добавим к этому, что столица Республики Саха (Якутия) — город Якутск -находится в 8468 километрах от столицы нашей большой родины города Москвы. Якутия занимает пятую часть площади России и является самым большим по территории субъектом страны из всех 89 ее республик, краев, областей и автономных национальных образований.1
Именно эти уникальные масштабы еще в XVII веке привлекли серьезное внимание только что созданной Российской Академии наук. С 1774 года с момента выхода первого научного отчета И.Э.Фишера интерес к Сибири возрастает. Выходят в свет фундаментальные работы Я.А.Линденау и И.Г.Гмелина, представляющие не только географические наблюдения, но и богатые историко-этнографические описания жизни и быта якутов. К этому же периоду относится и фундаментальный труд И.Г.Георги «Описание всех в Российском государстве обитающих народов», где якуты «вошли наравне с другими народами огромной империи в обобщающий труд, которым никакая другая страна не могла тогда похвастаться».2
Таким образом, от первого научного обращения к территории Якутии и населяющим ее народам до первых научных и научно-популярных кинематографических съемок на самой северной части России проходит два столетия. Первые опыты демонстрации кино в городе Якутск относятся к концу 1911 года. В начале 30-х годов XX века в Якутии работала первая
1 Максимов Г.Н. Родная Якутия: природа, люди, природопользование. - Якутск: изд. Бичик, 2003. - С.5-6.
2 Иванов В.Н. Русские ученые о народах северо-востока Азии. - Якутск: Книж.изд., 1978. - С.55. 81-83. крупная экспедиция советских кинематографистов - киносъемочная группа «Востоккино» в составе В.Блувштейна, Я.Светозарова, Н.Привезенцева. Целью их командировки в 1931 году была постановка полнометражного фильма о жизни республики.
Все эти исторические сведения необходимы для понимания нового для Якутии вида искусства ~ кинематографа, представляющего собой одно из самых перспективных направлений искусства XX века. Таким образом, историческое направление выступает наиболее оптимальным методом исследования такого сложного и многомерного явления, как становление национального кино в его связи с многовековыми духовными и художественными традициями якутского народа.
Степень разработанности проблемы. Вопросы истории кино в Якутии освещались в отдельных изданиях 1970-х годов. Ныне стали библиографической редкостью книги А.А.Клецкина и Н.Е.Саввинова, написанные в виде очерков о становлении кинофикации и историко-литературных портретов режиссеров и операторов, работавших над темой Якутии.1 В названных работах более подробно освещаются первые шаги кино в Якутии (1910-30-е гг.), документальные съемки 1950-60-х годов, а также работы операторов А.Кричевского, А.Литвинова, Л.Сурина и других как создателей кинематографической хроники ЯАССР. Н.Саввинов отдельные главы книги посвятил истории создания художественных фильмов «Утро долгого дня» (Рижская киностудия, 1967), «Тайна предков» (Таджикфильм, 1972). Обе названные работы внесли значительный вклад в освещении истории кино в республике, представив кинодело показателем социального развития Крайнего Севера после Октябрьской революции. Вопросы изучения кинематографа в контексте национальной культуры и, в целом, в культурологическом аспекте в указанных работах не затрагиваются.
1 Клецкин А.А. Кино в жизни якутян. - Якутск: Книж.изд., 1973. Саввинов Н.Е. Якутия - киносъемочная площадка.- Якутск: Книж.идз.: 1977.
История республиканского кинопроката, представленная в воспоминаниях ветеранов кинофикации, в своеобразном очерковом жанре, освещается в специальном выпуске в двух частях, посвященном 100-летию мирового и российского кинематографа.1 Особые источниковедческие материалы о работе Якутского национального хранилища кинодокументов содержат статистические сборники для служебного пользования «Кинематография Республики Саха (Якутия) в цифрах и фактах» и «Отчет-итоги социологического исследования «Кино в нашей жизни», выпущенные в 2000 году.
В отечественной науке конца XX изучение фольклорных традиций выступает одним из главных направлений искусствоведения в целом. Начало системного изучения якутской мифологии и фольклористики было положено еще в 1920-30-е годы в трудах основоположника якутской литературы, поэта и философа А.Е.Кулаковского (1877-1926), ученого, фольклориста и этнографа Г.В.Ксенофонтова (1888-1938), репрессированного в 1938 г. как . буржуазного националиста. Их основные труды по истории религии и культуры народов Азии, о языке и письменности якутов возвращены науке лишь в 1970-е (А.Е.Кулаковский) и в 1990-е годы (Г.В.Ксенофонтов).2 Особое значение в работе над данной диссертацией имели исследования известных фольклористов Г.У.Эргиса и Н.В.Емельянова, представляющие систематику фольклорных жанров и сюжетов якутских олонхо.3 Исследования современных ученых И.А.Потапова, З.И.Ивановой, А.П.Ополовникова, И.В.Покати л овой и других вплотную приводят к рассмотрению якутской художественной традиции как истокового явления в освещении национальных особенностей тех или иных направлений
1 Люди за кадром. 1895-1995. 4.1 - Якутск: Сахаполиграфиздат, 1995. Люди за кадром. 1895-1995. Ч.П. -Якутск: «Северовед», 2000.
2 Кулаковский А.Е. Научные труды. - Якутск: Книж.изд., 1979; Ксенофонтов В.Г. Ураанхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов.Том I в 2-х книгах. - Якутск: Книж.изд., 1992. Ксенофонтов В.Г. Шаманизм. Избранные труды (Публикации 1928-1929 гг.)-Якутск: «Север-Юг», 1992.
3 Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору.- М.: Наука, 1974. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. — М.: Наука, 1980. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо о родоначальниках племени. - М.: Наука, 1990. искусствоведения.1 В изучении национального своеобразия музыкальной культуры и театрального искусства Якутии значительный вклад внесли Г.М.Кривошапко и Д.К.Максимов - авторы работ по истории Якутского драматического театра и по историко-хронологическому освещению деятельности якутских композиторов, где фольклор представлен также основой национальной самобытности в индивидуальных стилях известных деятелей.2 В этом направлении современного якутского искусствоведения особняком стоит сборник избранных материалов из интервью, выступлений и статей А.С.Борисова, в чьем творческом стиле не последнее место занимает именно авторское прочтение самобытных фольклорных истоков ряда художественных произведений якутской литературы.3
Формирование кинематографа в Якутии в данной диссертации представлено как часть многонационального российского киноискусства. В этом плане особое значение имеют работы по истории экранного искусства национальных республик Советского Союза и Российской Федерации. Это, * прежде всего, исследования И.Козенкраниуса, В Торбо, М.Курбатова, Э.Кулибекова, М.Мальцене, Л.Х.Хаматовой и др., а также некоторые опыты изучения монгольского и китайского кино.4
Таким образом, можно предположить, что смежными областями науки накоплено достаточно материала, относящегося к теме данного диссертационного исследования. Имеются также реальные предпосылки для специального изучения истории формирования и становления
1 Потапов И.А. Ступени творческого роста. - Якутск: Книж.изд., 1982. Ополовников В.А., Ополовникова Е.А. Деревянное зодчество Якутии. - Якутск: Книж.изд., 1983. Иванова-Унарова З.В. Лики шамана. - М.Якутск, 2000. Покатилова И.В. Метаморфозы пластического фольклора в истории культуры Якутии XX века. Автореф.дис.кадн.искусствоведения.- СПб, 2003.
2 Максимов Д.К. Очерк истории якутского драматического театра. - Якутск: Книж.изд., 1985. Максимов Д.К. Актер Дмитрий Ходулов. - Якутск: Книж.изд., 1992. Кривошапко Г.М. Музыкальная культура якутского народа. - Якутск: Книж.изд., 1982.
3 Андрей Борисов и Саха театр на рубеже столетий. Отв. Редактор: кандидат искусствоведения Т.В.Павлова. - Новосибирск: Наука, 2000.
4 Козенкраниус И., Торбо В. Киноискусство советской Эстонии. - М., 1966. Курбанов M., Кулибеков Э. Кино советского Азербайджана. - Баку, 1969. Мальцене M. Кино советской Литвы. - Л.: Искусство, 1980. Хаматова Л.Х. Многонациональное советское киноискусство. - M.: Знание, 1982. Черненко M.M. Кино кинематографа Якутии в системе национальной культуры. Поэтика фольклора традиционна. Исследовательские поиски диссертанта направлены на то, чтобы представить элементы традиционности кинематографа Якутии «в том глубоком смысле слова, в каком традиционны для любого народа обычаи предков, их способ отношения к миру, их нравственные и эстетические понятия».1 В этом плане большую методологическую ценность для настоящего исследования представляет книга А.Л.Казина «Философия искусства в русской и европейской духовной традиции», в которой дан целостный анализ художественного феномена в контексте определенной культуры.
Исследование формирования киноискусства Якутии опирается также на классические работы по своеобразию кинодраматургии В.Шкловского, С.Эйзенштейна, А.Довженко, М.Ромма, С.Герасимова, Э.Лотяну и других классиков российского киноискусства.2 По проблемам современной кинокритики автор диссертации опирается на работы К.Э.Разлогова, А.В.Караганова, Л.С.Донец. Вопросы взаимодействия кино и художественной литературы рассматриваются в работе в ракурсе монографического исследования У.А.Гуральника.4
Объект исследования - кино в социальной и духовной жизни народов Якутии.
Предметом исследования является особенности формирования и развития кинематографа как части культуры народа саха в аспекте её национального своеобразия.
Монголии. - М., 1976. Тугутов А.И. Киноискусство МНР. Дис.канд. искусствоведческих наук. - Л., 1980. Чжу Дин Поиски «нового китайского кино». 1976-1989.Автореф.дис.канд.искусствоведения. - СПб, 1994.
1 Казин А.Л. Философия искусства в русской и европейской духовной традиции. - СПб.: «Алетейя», 2000. -С.121.
2 Вопросы кинодаматургии. Вып.1. - М.: Искусство, 1954; Вопросы кинодраматургии. Вып.1. - М.: Искусство, 1959; Э.Лотяну. Это мгновение. - М.: Искусство, 1971; Герасимов С. Любить человека. - М.: Искусство, 1973.
3 Разлогов К.Э. Коммерция и творчество: враги или союзники? - М.: Искусство, 1992; Караганов А.В. Советское кино: проблемы и поиски. - М., 1977; Донец Л.С. Слово о кини. - М.: Вагриус, 2000.
4 Гуральник У.А. Русская литература и советское кино. - М.: Наука, 1968.
Цель работы - изучение истории якутского кино как феномена национальной культуры путем историко-типологического анализа кинофильмов, созданных государственной национальной кинокомпанией «Сахафильм».
Реализация поставленной цели предполагает последовательное решение следующих задач:
- изучение и обобщение имеющихся исследований своеобразия якутской культуры, уточнение современного понятийного аппарата, необходимого для освещения мифологических представлений и религиозных традиций в духовной культуре народа саха;
- систематизация основных идейно-образных направлений в эпических памятниках фольклора, в якутской классической литературе и живописи;
- изучение социальных и духовных предпосылок формирования и организации кинодела в Якутии;
- исследование документальных и публицистических фильмов о Якутии середины XX века, выявление своеобразия экранного образа Якутии в современном кинематографе;
- анализ первых художественных фильмов с участием якутских артистов и фильмов о Якутии, созданных советским киностудиями;
- историко-типологический анализ и хронологическая систематизация работ Государственной национальной кинокомпании «Сахафильм», выявление национального своеобразия документальных и игровых фильмов последних лет;
- анализ специфики кинематографа в системе духовной культуры народа саха.
Методологической основой исследования является системный анализ якутского кино на материале изучения историкотипологической трансформации его форм в категориях современной эстетики и искусствознания. При этом автор опирался на классические отечественные работы по киноведению и кинодраматургии (С.Эйзенштейна, А.Довженко, В.Шкловский, М.Ромм, С.Герасимов, Э.Лотяну). Блыпую методологическую ценность для настоящей диссертации имеют эстетико-искусствоведческие исследования А.Л.Казина. По проблемам современной кинотеории и кинокритики диссертант использовал работы Н.М.Зоркой,Я.Б.Иоскевича, А.В.Караганова, К.Э.Разлогова, Л.С.Донец. Вопросы взаимодействия кино и художественной литературы рассматриваются с опорой на результаты монографического исследования У.А.Гуральчика. В этом направлении методологической основой выступают труды Ю.Н.Тынянова, В.М.Жирмунского, Л.Д.Лихачева, М.М.Бахтина, Л.Г.Кайда и др., статьи и выступления по вопросам многонационального российского кино Л. X. Маматовой.
Научная новизна работы. Целостное изучение кинематографа в культуре Якутии в виде научной проблемы ранее не предпринималось. Таким образом, в данном исследовании впервые делается попытка общего историко-культурологического анализа особенностей формирования и становления кино в Якутии. При этом системный подход к художественной культуре, в частности, к его «мусической подсистеме» (М.С.Каган), осуществляется в контексте философских представлений о традициях и верованиях народа саха. Именно на этой основе предпринимается историко-культурная систематизация исследуемого явления: становления кино в Якутии от первых опытов киносъемочной практики до создания полнометражных художественных фильмов в национальной государственной кинокомпании «Сахафильм». Таким образом, тематические рамки предлагаемого исследования очерчиваются следующими положениями, выносимыми на защиту:
- уточнение современного понятийного аппарата, отраженного в мифологических представлениях и верованиях народа саха, приводит к тому, что комплекс воззрений о светлых и сильных божествах-небожителях (Сырдык Айыылар) и духах-хозяевах природы (Иччи) представляет отношение человека к магической таинственности природы. Эти доминирующие черты традиционной якутской религии, выражаясь через культовые обряды, переходят в элементы поэтики художественного творчества XX века;
- религиозные традиции народа, зародившись в глубокой древности и эволюционируя по законам развития общественной жизни человека, сформировали самосознание народа и стереотипы его поведения, обеспечивая тем самым внутренний баланс энергетических источников его жизнедеятельности. Характер героя художественных произведений, соприкасаясь с составляющими этого «внутреннего баланса», приобретает национальную самобытность;
- художественные особенности якутского фольклора и особенно эпические традиции олонхо заложили основу становления и развития художественной литературы, что явилось началом и залогом дальнейшего развития культуры современности, в том числе характерных деталей ее поэтики, таких как доминирующие приемы хроникального описания, доминанта природной символики в раскрытии образа героя;
- формирование кинематографа в культуре Якутии в первой трети XX века было тесно связано с развитием российского кино в качестве средства массовой художественной коммуникации. В этом плане обширность географических масштабов Земли олонхо, ставшей неотделимой частью Государства Российского в XVII веке (1632 год — дата вхождения Якутии в состав России), имела большое значение. Стремление воспроизводить действительность с «максимальным подобием» ее пространственно-временных характеристик обусловило появление первых опытов киносъемки на Крайнем севере еще в начале второго десятилетия прошедшего столетия (1912 г.). Первый документальный образ Якутии через кинематограф открылся еще до 1917 года;
- к образу человека из тундры на краю Ледовитого океана первым обратился А.Довженко в художественном фильме «Аэроград» (1935 г.). Далее значительные примеры в этом направлении находим в работах «Литовской киностудии» («Утро долгого дня», 1968 г.), «Таджикфильма» («Тайна предков», 1972 г.), «Беларусьфильма» («Пламя», 1974 ) и др.
- документальные ленты публицистического пафоса составляют преобладающее большинство кинематографа в Якутии в 1950-70-е годы. В следующие десятилетия это тематическое русло перерастает в историко-этнографическое направление, где самобытный образ народа, носителя национальной культуры, выходит на первое место;
- в 1992 году на базе творческого объединения «Северфильм» по указу президента Республики Саха (Якутия) создается Государственная национальная кинокомпания «Сахафильм», где создано на сегодняшний день более 50 игровых, документальных, научно-популярных лент. Ведется плановая налаженная работа по различным жанрам современного кинематографа.
Практическая значимость работы. Основные положения отдельных частей работы могут быть использованы для разработки модели развития молодых национальных кинематографий, для совершенствования и регуляции текущей творческой работы профессиональных и любительских студий. Теоретические выводы диссертации послужат методологической базой дальнейшей творческой деятельности кинокомпании «Сахафильм». Результаты исследования будут использованы в лекционных и практических курсах по искусствоведению и истории кино в вузах, средних специальных учебных заведениях и специализированных средних школах республики.
Апробация результатов исследования. Содержание диссертационной работы отражено в публикациях автора общим объемом более 20,0 п.л. В том числе в двух сборниках статей и эссе (на якутском языке): «Незабываемые встречи, неповторимые пути» (Якутск: изд.Ситим, 1994; Якутск: Полиграфиздат, 2000 - второе дополненное издание), «Вспомним недавнее.» (Якутск: Полиграфиздат, 2000). Эти работы в настоящее время используются как учебное пособие в школах с эстетическим уклоном и в средних специальных учебных заведениях республики. Автор выступал с докладами и сообщениями на республиканских и региональных научных и научно-практических конференциях. В том числе на Российской научно-практической конференции «Художественное образование и духовное развитие личности» (Якутск, 22-24 октября 2002 г.); на съезде деятелей духовной культуры народов Республики Саха (Якутия) в Якутске 22-23 января 2004 г. Материалы конференции и съезда находятся в печати.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре искусствознания Санкт-Петербургского Университета кино и телевидения 19 марта 2004 года.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, которые содержат четыре и три параграфа соответственно, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Ранние годы молдавского кино1984 год, кандидат искусствоведения Андон, Виктор Данилович
Литература и развитие кинематографии республик Средней Азии1983 год, доктор филологических наук Акбаров, Хамидулла Ильясович
Взаимодействие русской и якутской литератур в XX веке: История взаимосвязей2005 год, доктор филологических наук Башарина, Зоя Константиновна
Метаморфозы пластического фольклора в истории культуры Якутии XX века2003 год, кандидат искусствоведения Покатилова, Ия Володаровна
Художественные аспекты изображения природы в якутской литературе: По произведениям якутских писателей начала XX века2005 год, кандидат филологических наук Саввинова, Гульнара Егоровна
Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Сивцев, Степан Николаевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В итоге исследования мы приходим к следующим основным выводам.
Как мы старались показать в первой главе, драматизированные ^^ мифологические сюжеты и образы лироэпического характера из народных верований и обрядовых песен входили во многие жанры якутского фольклора. В период зарождения якутской письменности, становления современного театра, музыки, живописи, когда устное народное творчество постепенно эволюционировало в направлении авторской эстетики, эти старинные образные представления и приемы трансформировались в ^у структуру художественного текста. Ярко выраженный мифо-поэтический генезис якутского профессионального искусства обусловил перевоплощение фольклорных тропов в авторские стилевые показатели. В плане воссоздания художественного времени и пространства в якутском авторском искусстве -в том числе в кинематографе - отчетливо прослеживается образная концепция, заложенная в народном эпосе. Это хроникальное описание жизни героя в форме повторяющихся эпизодов времени или периодов жизни. Предпочтение сюжета, развивающегося в виде постепенного расширения пространства, где образная схема тяготеет к показу драматического «отдаления» героя от духовных истоков и традиций родового целого.
Именно в такую культурно-историческую ситуацию в начале XX века вошел кинематограф. Демонстрация кино в Якутии впервые осуществляется в 1911 году. С этого момента вплоть до середины 20-х годов первые энтузиасты кинематографа (П.И. Никулин, В.П. Приютов) упорным трудом осваивали новое искусство XX века в целях просвещения народа. Примерно к этому периоду относятся первые упоминания о киносъемках в Якутии.
В 1928 году в Якутии впервые увидели на киноэкранах кадры о родном крае, снятые кинооператором Я.С. Шмаковым. В 1931 году в Якутск прибывает первая киносъемочная группа треста «Востоккино». Так начинается история документальных и публицистических кинолент о Якутии. Первые профессиональные участия якутских артистов в художественных фильмах относятся к середине 1930-х годов: «Аэроград» А.Д.Довженко («Мосфильм» и «Украинфильм», 1935), «Романтики» М.Донского («Союздетфильм», 1939) и др.
В художественном кино в 1950-х годов тема Якутии раскрывается в сюжетах картин в виде эпизодов. Следующие десятилетия характерны значительными работами «Беларусьфильма» («Третья ракета», 1963; «Пламя», 1974); Литовской киностудии («Утро долгого дня», 1968) и «Таджикфильма» («Тайна предков», 1972), где проблема национального характера персонажей входит в основную идею произведений. Во второй половине XX века зарождается и получает динамичное развитие новое направление - документальные и художественно-публицистические фильмы малой и средней формы, обращенные к теме Якутии. Данный период характерен работами первых профессиональных операторов из числа коренных жителей республики.
В 1992 году на базе творческого объединения «Северфильм» по указу президента Республики Саха (Якутия) создается Государственная национальная кинокомпания «Сахафильм», где за последующие годы создано более 50 игровых, документальных, научно-популярных лент. Ведется плановая работа по различным жанрам современного кинематографа. Прежде всего, это художественно-этнографические и научно-популярные фильмы, тематика которых определена стремлением авторов представить лирико-публицистический образ земли Олонхо. Таковы «Срединный мир», «Ураанхай сахалар», «Якутия - познание и обретение» режиссера А.Романова; «На земле Ойунского» С.Васильева; «Война далекая и близкая» В.Парфенова; «Якутский гобелен» С.Андреева и другие. В них возрождается поэтика фольклора и характерные элементы традиционных верований. Во-вторых, это художественные кинодокументальные ленты о значительных событиях современной жизни народа, а также обращения к образам знаменитых исторических личностей в виде авторской версии реальных событий. В подобных работах особое значение имеет техника монтажа документальных кадров с художественными вставками режиссеров-постановщиков. Пример - «Тропою Коркина» и «Наш Федор» режиссера Н.Аржакова. В-третьих, это небольшие художественные фильмы на бытовые мелодраматические сюжеты, такие как «Вокруг нас только горы», «Якутск -колыбельная» Н.Аржакова, «Перелом», «Сватовство» Г.Багынанова, «Отпусти меня на родные края» С.Ермолаева и другие. В этих работах прослеживаются стремления авторов к раскрытию национального характера через усиление психологических эпизодов. Игровое начало, в основном, опирается на динамику сюжетов новеллистического типа.
Перспективы творческого коллектива «Сахафильма» подтверждают его обращения к ключевым произведениям якутской литературы. Повесть Н.Заболоцкого, поэма А.Кулаковского, рассказы В.Серошевского и Су оруна Омолона в работах режиссеров А.Романова («Мааппа», «Сон шамана»), Н.Аржакова Дьукаах»), В.Семенова («В то лето»), Э.Новикова («Свет во мраке») приобрели кинематографическую выразительность благодаря тому, что в художественных лентах осуществлено психологическое прочтение сюжета, раскрывающее внутренний смысл действия персонажей.
Среди продукции якутского кино последних лет особняком стоят первые полнометражные художественные фильмы «Черная маска» (2002) и «Журавли над Ильменем» (2005) режиссера Н.Аржакова. В период работы над этими картинами ощутимо усилилась материальная база «Сахафильма», существенно поднялся интерес к коллективной работе, намного повысилось творческое мастерство специалистов. Эти фильмы будут иметь значение для всей последующей истории якутского кино именно как рубежные произведения, давшие возможность повысить его авторитет и ответственность перед зрителем. Уместно напомнить соответствующий нашему заключению тезис из книги К.Разлогова: «Если действительно делать выводы из уроков прошлого, надо не сокращать кинопроизводство, а по возможности увеличивать количество создаваемых фильмов. В связи с необходимостью подъема их идейно-художественного уровня мы можем говорить, с одной стороны, о росте профессионализма и, соответственно, качества «среднего» фильма, . с другой стороны, о повышении уровня лучших фильмов, концентрируя усилия творческих работников и далеко не безграничные материальные ресурсы на наиболее перспективных направлениях развития кино» \
Итак, формирование и развитие кинематографа в культуре Якутии происходит через углубление и расширение экранного образа родной земли. Создаются картины не только документальные и художественно-публицистические, но и фильмы-размышления о прошлом, настоящем и возможном будущем своеобразного северного народа. Всё это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее якутского киноискусства.
1 Разлогов К. Коммерция и творчество: враги или союзники? - М.: Искусство, 1992. - С.101.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Сивцев, Степан Николаевич, 2005 год
1. Андрей Борисов и Саха театр на рубеже столетий. Новосибирск: Наука, 2000.-494 с.
2. Аммосов М.К. С помощью русских рабочих и крестьян. Якутск: Книж.издат., 1987. - 286 с.
3. Аммосова Е.Е. Ремесла предков вчера и сегодня. Якутск: Книж.изд., 1989.-50 с.
4. Арнхейм Р. Кино как искусство. М.: Иностр. литература, 1960. - 206с.
5. Бахрушин С.В.Исторические судьбы Якутии. Сб.статей под ред. П.В.Виттенбурга. Л., 1927.
6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство.-, 1979. -422 с.
7. Башарин Г.П. Три якутских реалиста-просветителя. Якутск: Книж.издат., 1994. - 148 с.
8. Белова Л. Сквозь время. М.: Искусство, 1978. - 343 с.
9. Билюкина А.А. Языческие обряды якутов. Якутск: Якутский научный центр СО РАН, 1992. - 80 с.
10. Ю.Билюкина А.А. Национальное и общечеловеческое в якутской драме 20-х годов. Якутск: Институт гуманитарных исследований АН РС(Я), 1997.-90 с.
11. П.Вайсфельд И.В. Заметки на полях сценариев.// Вопросы кинодраматургии. Вып. III. М.: Искусство, 1959. - С. 63-80.
12. Варшавский Я.Л. Успех. Кинематографисты и кинозрители. М.: Искусство, 1974. - 176 с.
13. З.Васильев В.Е. По следам идолов Бах-тангара. К проблеме культа предков у якутов. // Историко-этносоциальные исследования.
14. Региональные проблемы. Сб.научных трудов. Новосибирск: Наука, 1998. -С.98-102.
15. Винокуров П.В. Музеи Якутии. Якутск: Книж. изд., 1991. - 150 с.
16. Герасимов С.А. Любить человека.- М.: Искусство, 1973. 450 с.
17. Гинзбург С.С. Очерк теории кино. М.: Искусство, 1974. - 264 с.
18. Гоголев А.И. Якуты. Проблемы этногенеза и формирования культуры. -Якутск, 1993.-150 с.
19. Головнева Н.И., Кириллина З.И. Якутская музыкальная литература. -Якутск: Книж.изд., 1991. — 398 с.
20. Гращенкова И.Н. Абрам Роом. М.: Искусство, 1977. — 265 с.
21. Гуральчик У.А. Русская литература и кино. М.: Наука, 1968.- 430 с.
22. Дар или проклятие? Мозаика массовой культуры. М.: Российский институт культурологии, 1994. - 116 с.
23. Добин Е.С. Обстановка и атмосфера действия. // Вопросы кинодраматургии. Вып. III. М.: Искусство, 1959. - С.239-253.
24. Добин Е.С. Поэтика кино. Л.: Сов. Писатель, 1961. - 431 с.
25. Довженко А.П. Слово в сценарии художественного фильма. // Вопросы кинодраматургии. Вып.1. М.: Искусство, 1954. - С. 5-25.
26. Донец Л.С. Слово о кино. М.: Вагриус, 2000. - 397 с.
27. Емельянов Н.В., Илларионов В.В. Якутский эпос олонхо. - Якутск, 1997.-30 с.
28. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. Новосибирск: Наука, 1980. -375 с.
29. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо о родоначальниках племени. -М.: Наука, 1990.-207 с.
30. Ефремов А.Е. Норуот талааннаахтара. (Таланты из народа). На якутском яз. Якутск: Книж.издат., 1985. - 56 с.
31. Е:Психотворец. Обуватель. Филозоф. Сб.статей. М.: Российский институт культурологии, 2002. - 384 с.31.3ак М.М. Ромм и традиции советской кинорежиссуры. М.: Искусство, 1975. - 280 с.
32. Зоркая Н. Уникальное и тиражированное. М.: Искусство, 1981. -167с.
33. Зыков Ф.М. Ювелирные изделия Якутии. Якутск: Книж.издат., 1976. -62 с.
34. Иванов В.Н. Русские ученые о народах северо-востока Азии (XVII -начало XX в.) Якутск: Книж.издат., 1978. - 319 с.
35. Иванов В.Х. Якутская резьба по кости. М.: Наука, 1979. - 111 с.
36. Иванов С.Якутские коновязи. Материальная культура народов Сибири и Севера. -Л., 1976
37. Иванова-Унарова З.И. Лики шамана. М.-Якутск: «Бичик», 2000. -84с.
38. Игнатьева В.Б. Республика Саха (Якутия). Ретроспектива этнополитической истории. Новосибирск: Наука, 1999. - 142 с.
39. Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М.,1982. 4
40. Иоскевич Я.Б. Новые технологии и эволюция художественной культуры. Уч. пособие. СПб., 2003.
41. История Якутии. Якутск, 1988. - 160 с.
42. Казин А.Л. Художественный образ и реальность. Л.: Изд. ЛГУ, 1985. -120 с.
43. Казин А.Л. Образ мира. Искусство в культуре XX века. СПб.: ВНИИИ, 1991.-209 с.
44. Казин А.Л. Философия искусства в русской и европейской духовной традиции. СПб.: «Алетейя», 2000. - 429 с.
45. Казин А.Л. Россия и мировая культура. СПб., 2004. - 270.
46. Кайда Л.Г. Композиционный анализ художественного текста. Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи. М.: «Флинта», 2000. -146с.
47. Караганов А.В. Советское кино: проблемы и поиски. М.: Издат.полит.литературы, 1977. - 214 с.
48. Каталог документальных фильмов и фрагментов из различных кинофильмов, киножурналов и сюжетов о Республике Саха (Якутия). Т. II. Якутск: «Северовед», 1999. - 95 с.
49. Кинематография Республики Саха (Якутия) в цифрах и фактах. Для служебного пользования. Якутск, 2000. - 28 с.
50. Кино и время. Вып. IV. М.: Искусство, 1981. - 280 с.
51. Клецкин А.А. Кино в жизни якутян. Якутск: Книж.издат., 1973. -80с.
52. Козенкраунис И., Торбо В. Киноискусство советской Эстонии. М., 1966.-42 с.
53. Колодезников С.К. Категории традиционной культуры якутов: пространство, время движение. // Духовная культура в жизни этноса. — Якутск, 1991.
54. Константинов И.В. Материальная культура якутов XVIII в. Якутск, 1971.
55. Краеведы Якутии. Якутск: Полиграфист, 1990. - 66 с.
56. Кракауэр 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. -М.: Искусство, 1974.-423 с.
57. Красинский А.В. Экран Земли беларусской. М., 1973. - 71 с.
58. Кривошапко Г.М.Музыкальная культура якутского народа. Якутск: Книж.издат., 1982. - 184 с.
59. Кривошапко Г.М. Пространство памяти моей души. Якутск: «Бичик», 2002. - 206 с.
60. Криштул Б.И. Профессия директор фильма. - М.: Киноцентр, 1990. -110 с.
61. Ксенофонтов Г.В. Ураанхай сахалар. Т. I. Якутск: Книж.издат., 1992. -414 с.
62. Ксенофонтов Г.В. Ураанхай сахалар. Т. И. Якутск: Книж.издат., 1992.-316 с.
63. Ксенофонтов Г.В. Шаманизм. Избранные труды. Якутск: «Север-Юг»., 1992.-315 с.
64. Ксенофонтов Г.В.Эллеяда. М.: Наука, 1977. - 248 с.
65. Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск: Книж.издат., 1979. - 480с.
66. Кулаковский А.Е. Якутской интеллигенции. Варианты письма. — Якутск: ЯНЦ СО РАН, 2000. 120 с.
67. Кулаковский А.Е и время. Сб. научных статей. М.: «Арт-Флекс», 2003.-446 с.
68. Культура Республики Саха (Якутия): люди, факты, события (1953-2003 гг.).- Якутск: «Триада», 2004. 144 с.
69. Культурная жизнь в Якутской АССР. 1917-1975. Хроника. Якутск: Книж. Изд., 1981.-170 с.
70. Курбанов М.К., Кулибеков Э.К. Кино советского Азербайджана. — Баку: Азернешр, 1969. 74 с.
71. Кушнир М.И. Древнерусский город: генезис культурно-исторического феномена (философско-культурологический анализ). Автореф. . канд.филос.наук. СПб.: СПГУ, 2002. - 23 с.
72. Лебедев Н.А. Очерки истории кино СССР. М.: Искусство, 1965. -582 с.
73. Лепковская Е.К. Цветы на холодном снегу. Записки театрального педагога. Якутск: Книж.издат., 1984. - 64 с.
74. Липков Л.И. Проблемы художественного воздействия. М.: Наука, 1990.- 137 с.
75. Лотяну Э. Это мгновение. М.: Искусство, 1971. - 111 с.
76. Люди за кадром. Книга памяти первых работников кино республики. 1895-1995. 4.1. Якутск: Северовед, 2000. - 100 с.
77. Люди за кадром. Книга памяти первых работников кино республики. 1895-1995.4.II. Якутск: Северовед, 2000. - 135 с.
78. Макаров С.Д. Народная мудрость: знания и представления. Якутск: Книж.издат., 1983. - 120 с.
79. Макаров Д.С. Егор Молотков и его философия. Якутск: Книж.издат., 1993. - 80 с.
80. Максимов Г.Н. Родная Якутия: природа, люди, природопользование. -Якутск: «Бичик», 2003. 166 с.
81. Максимов Д.К. Очерк истории якутского драматического театра. — Якутск: Книж.издат., 1985. 168 с.
82. Максимов Д.К. Актер Дмитрий Ходулов. Якутск: Книж.издат., 1992. -100 с.
83. Максимов Д.К. Народный артист Петр Решетников. Якутск: ЯНЦ СО РАН. 1994.-110 с.
84. Максимова П.В. Жанровая типология якутской поэзии. Вопросы эволюции и классификации форм. Новосибирск: Наука, 2002. - 252 с.
85. Максимова П.В., Окорокова В.Б. Литература народов Якутии. Методическое пособие. Якутск: «Бичик», 2001. - 48 с.
86. Мальцене М. Кино советской Литвы. Л.: Искусство, 1980. - 248 с.
87. Маматова Л.Х. Многонациональное советское киноискусство. М.: «Знание», 1982. - 158 с.
88. Мартен Марсель. Язык кино. М.: Искусство, 1959.- 290 с.
89. Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М.: Наука, 1986. - 222 с.
90. Монтепо Н. Мир фильма. Путеводитель по кино. Л.: Искусство, 1969. -279 с.
91. Мухоплева С.Д. Якутские народные обрядовые песни. Система жанров. Новосибирск: Наука, 1993. - 112 с.
92. Народное искусство Якутии. Л.: Художник РСФСР, 1981. - 144 с.
93. На уроках режиссуры С.А.Герасимова. М.: Искусство, 1965. - 460 с.
94. Неймохов Е. Хара мааска. Сценарий кинофильма. Якутск: Дом старателя, 2002. - 376 с.
95. Нечай О.Ф. Основы киноискусства. М.: Просвещение, 1989. - 286 с.
96. Никитин П.П. Мастера якутской сцены. Якутск: Книж.издат., 1985. -304 с.
97. Новгородов С.А. Во имя просвещения родного народа. Якутск: Книж.издат., 1991. 232 с.
98. Ойуун (Шаман). Предания и легенды (на якутском яз.). В трех брошюрах. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1993. - 176 с.
99. Ойунская С.П. П.А. Ойунский и якутский театр. — Якутск: ИГИ АН РС(Я), 2003.-74 с.
100. Ойунский П.А. Избранное. Т. II. Проза, воспоминания, статьи. -Якутск: Книж.издат., 1975. 432 с.
101. Окорокова В.Б. Пути развития прозы в литературах народов Якутии. 4.1. Якутск: Издат.Якутского государственного университета, 2001. - 127 с.
102. Олонхо духовное наследие народа саха. Сб. научных статей. -Якутск: Институт гуманитарных исследований АН РС(Я), 2000. - 199 с.
103. Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Деревянное зодчество Якутии. Якутск: Книж.издат., 1983. - 128 с.
104. Отчет-итоги социологического исследования «Кино в нашей жизни». Якутск, 2000. - 12 с.
105. Очерк истории якутской литературы. М.: Наука, 1970. - 390 с.
106. Петров В.Т. Роль фольклора в зарождении якутской литературы. -Якутск, 1972.-110 с.
107. Петров В.Т. Традиции эпического повествования в якутской прозе.- Новосибирск, 1982. 84 с.
108. Покатилова И.В. Метаморфозы пластического фольклора в истории культуры Якутии XX века. Автореф. канд.искусствоведения. — СПб, 2003. — 22 с.
109. Попов Б.Н. Изменение семьи народов Якутии. Якутск, 1994.
110. Попов Б.Н. Основы понимания искусства. Якутск, 2001.
111. Попов И.В. Не сыгранные роли. (на якутском языке). Якутск: Бичик, 1994. - 146 с.
112. Портнягин И.С. Этнопедагогическое учение Айыы: Школа «кут-сюр» Якутск: Издат. Якутского госуниверситета, 1994. - 70 с.
113. Портнягин И.С. Этнопедагогика «кут-сюр». Педагогические воззрения народа саха М.: Академия, 1999. - 184 с.
114. Потапов И.А. Ступени творческого роста. Якутск: Книж.издат., 1982. -160 с.
115. Потапов И.А., Иванова З.В. Художники Якутии. Якутск: Книж.издат., 1984. - 144 с.
116. Проблемы формирования культурного пространства Якутии на рубеже третьего тысячелетия. Сост. Б.Н. Попов. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2003. - 336 с.
117. Пухов И.В. От фольклора к литературе. Якутск, 1980. - 126 с.
118. Разлогов К.Э. Искусство экрана и проблемы выразительности. -М.: Искусство, 1982. 158 с.
119. Разлогов К.Э. Коммерция и творчество: враги или союзники? -М.: Искусство, 1992. 270 с.
120. Романов А.С. Якутская тема в петербергском кинематографе. О съемках фильма «Река» А.Балабанова. // Якутский архив, 2003, № 2. -С.101-104
121. Романова Е.Н. Ысыах в фольклорном контексте. // Фольклор и современная культура. Сб научных трудов. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1991. - С.103-108.
122. Россия и Запад. Диалог или столкновение культур. Сб.статей. -М.: Российский институт культурологии, 2000. 236 с.
123. Саввинов Н.Е. Якутия киносъемочная площадка. - Якутск: Книж.издат., 1977. - 77 с.
124. Саврасов Д. Год 1956. // Вилюйские зори, 2003, № 9. С.65-84.
125. Садуль Жорж. История киноискусства. М.: Искусство, 1957. -460 с.
126. Сахафильм. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2002. - 16 с.
127. Серошевский B.JI. Якуты. Опыт этнографического исследования. -М, 1993.-713 с.
128. Серошевский B.JI. Якутские рассказы, повести и воспоминания. -М.: «Кудук», 1997. 591 с.
129. Сивцева С.И. Якутия в годы Великой Отечественной войны. Социально-демографический аспект. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 2000. -150 с.
130. Слепцов П.А. Якутский литературный язык. Формирование и развитие общенациональных форм. Новосибирск, 1990. - 276 с.
131. Слепцов Пл.А. Традиционная семья и обрядность у якутов. -Якутск: Книж изд., 1989. 159 с.
132. Степанов В.К. Творческие союзы Якутии. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2002. - 191 с.
133. Страницы истории Якутии в документах, легендах, мифах. -Якутск: Бичик, 2000. 174 с.
134. Тимофеев-Терешкин М.И. На рубеже двух эпох.Воспоминания. -Якутск, 2003. 146 с.
135. Тобуроков Н.Н., Сыромятников Г.С., Габышев Н.А., Михайлова М.Г. История якутской литературы. Середина XIX начало XX вв -Якутск, 1993. -194 с.
136. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1976.
137. Тугутов А.И. Киноискусство МНР (К вопросу о развитии «молодых» кинематографий). Дис. . канд.искусствоведческих наук. -Л., 1980.-201 с.
138. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. - 574 с.
139. Уланов Э.А. Эпос в развитии бурятской словесности: аспекты поэтико-стадиальной эволюции художественного мышления. Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2003. - 212 с.
140. Уткин К.Д. Культура как система самовыражения народа. -Якутск, 1998.
141. Уткин К.Д. Культура народа Саха. Якутск: Бичик, 1998. -368с.
142. Федоров Е.В. Творчество Н.М.Заболоцкого. Якутск: Книж.издат., 1975. - 130 с.
143. Фрейлих С. Теория кино. От Эйзенштейна до Тарковского. — М.: исткусство, 1992. 351 с.
144. Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского улуса. Л., 1964.
145. Черненко М.М. Кино Монголии. М., 1976. - 62 с.
146. Чжу Дин. Поиски «нового китайского кино» (1976-1989). Автореф. . дис. Канд.искусствоведения. СПб, 1994. - 27 с.
147. Чусовская В.А. Встречи и расставания. Якутский государственный драматический театр имени П.А.Ойунского. — Якутск: Книж.издат., 1989. 120 с.
148. Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции. Сб.науч.ст. Якутск, 1992.
149. Эйзенштейн С. Вопросы композиции. // Вопросы кинодраматургии. Вып. I. М.: Искусство, 1954. - С. 116-140.
150. Эйзенштейн С. «Ферганский канал». Режиссерский сценарий и комментарии. // Вопросы кинодраматургии. Вып. III. М.: Искусство, 1959. - С.291-353.
151. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974. -402 с.
152. Юрий Вотяков. Мастера Саха-арт. Якутск, 2000. - 40 с.
153. Языки культур: взаимодействия. М.: Российский институт культурологии, 2002. - 396 с.
154. Яковлев В .Ф. Коновязь сэргэ. Ч. 1. Якутск, 1992.
155. Якутский театр. 1925-1975. Якутск: Книж.издат., 1975. - 135с.
156. Ruge Gerd. Schamanen, bodenschatze. // Sibirisches Tagebuch. -Berlin, Berlin Verlag, 1998. S. 53-82.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.