Художественные аспекты изображения природы в якутской литературе: По произведениям якутских писателей начала XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Саввинова, Гульнара Егоровна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 156
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Саввинова, Гульнара Егоровна
Введение.
Глава 1. Особенности национального мировоззрения на взаимоотношения Человека и Природы
1.1.Своеобразие изображения природы в литературах Сибири.
1.2. Культ природы в якутском фольклоре.
Глава 2. Художественные аспекты отражения взаимоотношений
Человека и Природы
2.1. Проблемы, выдвинутые писателем - философом А.Е.Кулаковским.
2.2. Особенности художественного изображения взаимоотношений Человека и Природы.
Глава 3. Поэтика изображения природы
3.1. Художественные функции изображения пейзажа.
3.2. Образная система в изображении природы.
3.3. Изобразительно-выразительные средства изображения природы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Художественное отражение природы в осетинской поэзии2009 год, кандидат филологических наук Кабулова, Гаяна Согратовна
Поэзия Петра Тобурокова: Истоки. Тематическое и жанровое своеобразие. Особенности поэтики2005 год, кандидат филологических наук Бурцева, Наталия Васильевна
Циклы лирических стихотворений в якутской поэзии: типология и поэтика2006 год, кандидат филологических наук Яковлева, Виктория Дмитриевна
Взаимодействие русской и якутской литератур в XX веке: История взаимосвязей2005 год, доктор филологических наук Башарина, Зоя Константиновна
Эволюция жанровой системы якутской поэзии: Типологический аспект1999 год, доктор филологических наук Сивцева, Прасковья Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественные аспекты изображения природы в якутской литературе: По произведениям якутских писателей начала XX века»
Актуальность темы исследования.
Взаимоотношения общества и природы издревле имели ключевое значение в жизни народа, где человек прошел путь от зависимых от него отношений до управления над ее силами. Осознание самоценности природы легло в основу философских учений на рубеже Х1Х-ХХ веков, когда развитие цивилизации в мире поставило под угрозу сохранение естественных ресурсов природы. Уже много лет ученые и общественные деятели обеспокоены тем, что взаимоотношения с окружающей средой организованы не всегда благоприятно для этого мира, а следовательно, и для самого человека.
Взаимодействие человека и природы - одна из ключевых проблем современности. Ее всестороннее осмысление происходит на разных уровнях познавательной деятельности, в том числе и через искусство слова.
Мысль о необходимости разрешения проблемы взаимоотношений человека с природой через понимание закона равновесия и осознания свободы прочно вошла в художественное сознание XX века и получила дальнейшее развитие в творчестве последующих поколений. Выдающиеся писатели мира не только выступают борцами за сохранение природы и ищут ответы на животрепещущие вопросы, но и стараются предвидеть проблемы этих взаимоотношений в будущем.
В данном исследовании делается попытка проследить эволюцию отражения взаимоотношений человека с природой в якутской литературе на примере крупных произведений первой четверти XX века. Якутские писатели - классики в своих произведениях постоянно напоминали обществу об его долге жить сообразно и в соответствии с природой. Как истинные сыны своего народа, они искали пути выживания и пути выхода из сложившихся обстоятельств.
В конце XX века и в начале XXI проблема Человека и Природы остается актуальной и животрепещущей для всех народов, в том числе и для якутского народа. Высказанные в свое время А.Кулаковским демографические, экологические проблемы на сей день приобретают актуальное значение. Вот почему в настоящий момент произведения писателей-реалистов, касающиеся 3 рассматриваемого аспекта, не утратили своей общественной и социокультурной значимости. Знание проблематики национальной литературы - важное условие сопричастности человека к культуре своего отечества.
А.Е.Кулаковский, А.И.Софронов, П.А.Ойунский, Н.Д.Неустроев и А.А.Иванов-Кюндэ были яркими мыслителями из числа представителей первого поколения демократической национальной интеллигенции народа саха. Но их литературное наследие в наиболее полном объеме предстало перед исследователями и читателями только в 90-е годы. Они были современниками и свидетелями своеобразного русского духовного ренессанса, охватившего литературу, философию, науку и искусство в конце XIX - XX веков. Они жили в одно время с поэтами, писателями «серебряного века». Якутские писатели-основоположники, как мыслители и мастера художественного слова, находились в русле поисков обновляющегося искусства XX века.
Существенную трудность для исследователей литературы прошлых лет составляло то, что идеи писателей-классиков не всегда укладывались в русло политики и эстетики идеологизированного общества. Эта задача может быть положительно разрешена только при углубленном и четком подходе к исследованию их духовного наследия. Выбор темы исследования обусловлен именно этим важным обстоятельством - литературное наследие должно быть изучено на основе соответствующих современности принципов и методов.
Научно-исследовательский подход к изучению миросозерцания якутских писателей сегодня актуализируется в связи с кардинальными изменениями в российском менталитете. Возрастание интереса к проблемам духовной культуры, в частности, к проблемам национальных культур, сказалось и в активизации научно-исследовательских поисков в данной области.
Спектр концептуального подхода охватывает такие понятия, как целостность, диалектическая многомерность, гуманизм общественного и индивидуального бытия. Поэтому в комплекс исследований входят уровни мировоззренческой структуры, характер межличностных отношений, осознание человеком своей сущности в сложной системе взаимоотношений общества со своей природной средой.
Степень научной разработанности проблемы.
Современное якутское литературоведение находится в поисках новых путей и методов исследования художественных произведений, творчества писателей и литературного процесса в целом. Художественное наследие классиков якутской литературы А.Е.Кулаковского, А.И.Софронова, П.А.Ойунского, Н.Д.Неустроева и
A.А.Иванова-Кюндэ всегда находилось в центре интересов многих литературоведов, историков, писателей и философов. На современном этапе оно вызывает еще более пристальное внимание.
Жизнь, творчество и общественно-политическая мысль писателей-классиков представлены в работах историков Е.Е.Алексеева, Г.П.Башарина, Ф.Г.Сафронова, эколога Д.Д.Саввинова, социолога У.А.Винокуровой и др.1
Функциональные особенности и художественное своеобразие их произведений нашли углубленное отражение в трудах А.А.Бурцева, Г.М.Васильева, М.Н.Дьячковской, Н.М.Заболоцкого, Г.Р.Кардашевского, П.В.Максимовой, А.Н.Мыреевой, Г.Г.Окорокова, В.Б.Окороковой, Н.В.Покатиловой, В.Н.Прото дьяконова, И.В.Пухова, В.Г.Семеновой, Е.С.Сидорова, И.Г.Спиридонова, Г.С.Сыромятникова, Л.Н.Романовой, Н.Н.Тобурокова, Е.В.Федорова, Е.П.Шестакова и др.2
Своеобразие их жизни и творчества раскрывается в воспоминаниях писателей Н.Е.Мординова-Амма Аччыгыйа, Д.К.Сивцева-Суоруна Омоллоона,
B.М.Новикова-Кюннюка Уурастыырова, Н.М.Заболоцкого-Чысхаана, В.А.Протодьяконова-Кулантая, Р.А.Кулаковского и др.
Философская и общественная мысль народа саха освещена в монографиях и статьях А.Е.Мординова, Д.С.Макарова, А.Г.Новикова, Л.А.Новиковой, Г.Г.Эргиса и др.
1 Алексеев Е.Е.Эксэкулээх Элэксэй. —Якутскай, 1966; Башарин Г.П. Три якутских реалиста-просветителя. —Якутск, 1994; Винокурова У.А. Сказ о народе Саха.- Якутск, 1994; Саввинов Д.Д. А.Е.Кулаковскай этиилэрэ, санаалара //Илин. №2, 1995;
2 Васильев Г.М. Якутское стихосложение. - Якутск, 1965; Дьячковская М.Н. Аллитерация и рифма якутской поэзии: Проблемы эволюции и классификации. -Новосибирск, 1988; Заболоцкий Н.М. Саха литературата. Очеркалар. -М. - Якутскай, 1937; Кардашевскай Г.Р. А.И.Софронов уонна А.Е.Кулаковскай. //Хотугу сулус. №11, 1986; Окороков Г.Г. Концепция мира и поэзии А.Е.Кулаковского. Автореф. -Якутск, 1971; Пухов И.В. От фольклора к литературе. -Якутск, 1980; Покатилова Н.В. Якутская поэтическая традиция: генезис литературного текста (На материалах поэзии А.Е.Кулаковского). Автореф. -М. 2000; Сидоров Е.С. Поэма А.Кулаковского «Сон
Во всех этих работах в той или иной мере были затронуты проблемы взаимоотношений Природы и Человека. Данной теме посвящены работы И.Г.Спиридонова «Образ природы в якутской художественной литературе», А.Н.Мыреевой «Человек и природа в современной якутской прозе». В своей работе И.Г.Спиридонов проводит идейно-тематический анализ произведений якутских писателей, где особое внимание автора уделяется художественного своеобразия в отражении природы в современной литературе. В книге раскрываются роль пейзажных зарисовок в художественной характеристике персонажей, поэтические функции лирических отступлений в эпических жанрах современной якутской литературы. В монографии А.Н.Мыреевой рассматривается одна из актуальных проблем современной литературы - экологическая проблема. Автор также показывает, что углубление нравственно-философского начала обусловило новизну освещения традиционной темы в современной якутской прозе. Но на сегодняшний день нет специального исследования, посвященного специальному рассмотрению данной проблемы в творчестве якутских писателей-основоположников.
Изображение природы в литературе начинается с пейзажа, пейзажных зарисовок, а затем идет усложнение его форм и функций. Пейзаж (от фр. pays -«страна, местность») - изображение природы в литературном произведении. Своеобразие пейзажа зависит от эпохи, когда написано произведение, индивидуального стиля писателя, литературного направления, к которому принадлежит автор. В литературе важна не столько точность воспроизведения картин природы, сколько определенный эстетический выбор, то неповторимое взаимодействие и согласование образов, которое оптимально отвечает поставленным художником идейно-эстетическим задачам. В своей работе М.Н.Эпштейн «Природа, мир, тайник вселенной.» пишет: «Каждая национальная литература имеет свою систему излюбленных, устойчивых мотивов, характеризующих ее эстетическое своеобразие»1. шамана» Эволюция мировоззрения и творчества. -Автореф. - Якутск, 1987; Спиридонов И.Г. Литературабыт бэ5эЬээ уонна бугун. -Якутскай, 1995.Тобуроков H.H. Якутский стих. -Якутск, 1985;
1 Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной.,»:Система пейзажных образов в русской поэзии.-М.,1990.-302с.
А.Н.Афанасьев, один из крупнейших исследователей мифологии, в 1860-е годы писал, что «сочувственное созерцание природы» сопровождало человека уже «в период создания языка», в эпоху архаических мифов1. В своей работе «Поэтика мифа» Е.М.Мелетинский отмечает: «Генетически литература связана с мифологией через фольклор; в частности, повествовательная литература, которая нас занимает в первую очередь, - через сказку и героический эпос, возникшие в глубоких недрах фольклора (разумеется, многие памятники эпоса и сказки продолжали свое развитие или даже заново создавались в качестве книжных произведений). Соответственно драма, отчасти лирика первоначально воспринимали элементы мифа непосредственно через ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии» . В якутском фольклоре преобладали внепейзажные образы природы: ее силы мифологизировались, олицетворялись, персонифицировались и в этом качестве участвовали в жизни людей. К примеру, широко бытовали сравнения человеческого мира с предметами и явлениями природы: в олонхо средний мир, где живут якуты, называется «солнечной страной», «страной не заходящего солнца», «страной вечного лета». А жители этой страны называют себя «людьми солнца», «солнечного улуса». А также дерево - Аал Кудук Мае часто выступает как образ, олицетворяющий систему пространственных и духовных координат, соединяющих три мира: верхний, средний и нижний и все стороны мира. Отметим, что образ пейзажной лирики, нарисованный в тютчевском стихотворении («Смотри как роща зеленеет.»), очень близок якутскому Аал Кудук Мае.
Исследователь Г.Д.Гачев приходит к выводу, что корни национальной особенности уходят в глубь веков, в доисторическую эпоху и для уяснения национального восприятия мира много материала дает словесное творчество3. А.Дима4 выделяет заимствования, где исследователя интересуют источники различных аспектов литературных явлений. Он считает, что самое
1 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В Зт. М., 1994. Т.1.-С.8.
2Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. -М.:Наука, 1976. -С.277.
3 Гачев Г.Д. О национальных картинах мира//Народы Азии и Африки, 1967. №1. -С. 79, 81.
4 Дима А. Принципы сравнительного литературоведения. -М.:Прогресс, 1977. -С.146. непосредственное отношение к созданию многих произведений имеет обстоятельства его жизни и природа, на лоне которой он вырос. По мнению А.Димы, всемирный расцвет пейзажной лирики был обусловлен не книжными источниками, а, прежде всего прямым воздействием природы, о чем свидетельствуют и сами писатели, и посвященные им биографические очерки. К примеру, в пейзажной лирике «летних» произведений первые якутские писатели («Наступление лета» А.Кулаковского», «Береза» А.Софронова, «Лето» А.Кюндэ) передают самые сокровенные желания северного народа. «С незапамятных времен родная среда, климат, жизнь, быт, занятия, история народа неизгладимо запечатлевались в его языке, изобразительных средствах литературы и искусства, способствовали созданию национальной образности в литературе», - пишет исследователь Н.З.Копырин1.
Если в лирике пейзаж в основном самоценен, то в прозе его художественные функции намного расширяются: как часть изображаемой картины, соотнесенностью с характером и его настроением. Иногда пейзаж используется как аллегорический, символический образ, через который автор передает свое видение того или иного явления действительности.
Объектом исследования является литературное наследие якутских писателей начала XX века А.Е.Кулаковского, А.И.Софронова, П.А.Ойунского, Н.Д.Неустроева и А.А.Иванова-Кюндэ.
Предмет исследования - изображение природы и художественные функции пейзажа в произведениях якутских писателей начала XX века.
Целью исследования является выявление художественных аспектов изображения природы в ее взаимоотношениях с человеком, выявление эволюции в поэтике произведений якутских писателей- классиков. С этой целью в работе поставлены следующие задачи:
• представить системный анализ произведений, отражающих процесс развития взаимоотношений человека с природой;
• выделить основные проблемы взаимоотношений природы и человека,
1 Копырин Н.З. Изобразительные средства якутской поэзии. -Якутск: Бичик, 1997. -С.7. 8 имевших влияние на духовное развитие народа саха;
• выявить особенности изображения природы и определить функции пейзажа в произведениях А.Е.Кулаковского, А.И.Софронова, П.А.Ойунского, Н.Д.Неустроева, А.А.Иванова-Кюндэ;
• изучить миросозерцание якутских писателей в сравнении с творческим наследием просветителей младописьменных народов.
Данное исследование основывается на принципах историко-типологического анализа художественных произведений, на основе которых литературный процесс рассматривается с точки зрения его внутреннего движения и развития. В работе использован широкий круг источников, содержащих филологические, историко-этнографические, социологические данные, этнопсихологические сведения.
Методологическую и теоретическую основу диссертации составили труды известных отечественных литературоведов и философов: А.Н.Веселовского, Е.М.Мелетинского, Г.Д.Гачева, В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева и др.; а также якутских литературоведов: А.А.Бурцева, М.Н.Дьячковской П.В.Максимовой, А.Н.Мыреевой, В.Б.Окороковой, Л.Н.Романовой, И.Г.Спиридонова, Н.Н.Тобурокова, Г.У.Эргиса; работы по проблемам национальных культур и социальной философии И.А.Аргунова, М.Н.Борисова, А.В.Мигалкина, Е.М.Махарова, В.Д.Михайлова, А.Е.Мординова, А.Г.Новикова, Б.Н.Попова, А.С.Саввинова, К.Д.Уткина; историко-этнографические труды и статьи Н.К.Антонова, Г.П.Башарина, Р.И.Бравиной, А.И.Гоголева, П.А.Слепцова и др.
В трудах об обусловленности особенностей национальной литературы своеобразием создающего его народа Г.Д.Гачев утверждает, что «первое, очевидное, что определяет лицо народа - это природа, среди которой он вырастает и совершает свою историю. Здесь коренится и образный арсенал национальной культуры (архетипы, символы), метафорика литературы, сюжеты искусства - все весьма стабильные»1. В анализе романа казахского писателя А.Кекильбаева «Конец легенды» он раскрывает приемы отражения национального видения мира
1 Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. -М.: Академия, 1998. - С.27-28. на образной системе.
Г.Д.Гачев считает, что «национальная целостность есть единство местной природы (Космос), характера народа (Психология) и склада мышления (Логос)», т.е. родная стихия формирует национальное сознание народа. Гачев продолжает, что «конь - космос кочевника», что конь для киргиза наиболее всеобъемлющее «тело отсчета» и в мире нравственных максим и абстрактных понятий.
Для якутов лошадь считалась самым чистым, божественным животным и занимала центральное место в их культуре и языческих культах. Н.З.Копырин отмечает, что у якутов лошадь является образом, занимающим особое место в поэзии, веровании1. Якутские писатели глубоко понимали гармонию связи Человека и Природы и при создании образа Природы опирались на национальном мировоззрении фольклорных традиций.
Научная новизна диссертации заключается в том, что:
• впервые представлен анализ произведений основоположников якутской литературы в аспекте системного отражения в них взаимодействия человека и природы в свете мировоззренческих установок А.Е.Кулаковского, П.А.Ойунского, А.И.Софронова, Н.Д.Неустроева и А.А.Иванова-Кюндэ;
• на основе анализа проблемы «Человек и Природа» в произведениях якутских классиков начала века, выявляются особенности художественного изображения, своеобразия поэтики;
• данная проблема исследуется через призму фольклорного наследия народа саха и его национального миросозерцания;
• проведен сопоставительный анализ художественных традиций якутских писателей-просветителей с творчеством просветителей родственно близких народов - бурятской, тувинской, алтайской, хакасской;
Практическая значимость исследования. Практическое значение исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в курсах учебных дисциплин литературоведения, культурологии в вузах и школах; в практике проведения спецкурсов, факультативов, литературных
1 Копырин Н.З. Саха поэзиятын дьуЬуннуур ньымалара. -Якутскай:Кн.изд.-во, 1981. -С.42
10 чтений с целью углубленного изучения художественных проблем отражения произведений писателей - основоположников якутской литературы А.Е.Кулаковского, А.И.Софронова, П.А.Ойунского, Н.Д.Неустроева и А.А.Иванова-Кюндэ; могут быть полезны для написания обобщающих исследований по истории связей якутской литературы и литературы народов Сибири. Положения и выводы диссертационной работы могут быть использованы в научно-популярных изданиях, в лекционной деятельности.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту.
1. Взаимоотношения древнего якута с природой имеют давние корни, восходящие к восточной философии и тюркской мифологии.
2. Первые якутские писатели в своих произведениях создали не только художественный образ природы, но и посредством ее изображения ставили животрепещущие проблемы современного им общества.
3. Писатели, изображая природу, показывают мироощущение и миросозерцание народа, особенности уклада его жизни и своеобразие национального характера.
4. В поэтическом образе природы писатели не только опирались на фольклорно-мифологических традициях, но и вдохнули в них новое содержание, создали новые формы изобразительно-выразительных средств. Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры якутской литературы Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова, на кафедре языка и культуры Якутской государственной сельскохозяйственной академии. По материалам исследования сделаны доклады, сообщения на региональной научно-практической конференции «Шаг в будущее», проведенной кафедрой философии Якутского госуниверситета (Якутск, 2001); на республиканских научно-практических конференциях аспирантов и студентов: «О научной и творческой деятельности профессора К.Д.Уткина» (Якутск, 2002); «Молодые ученые - науке Республики Саха (Якутия)» (Якутск, 2004). Структура исследования.
Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Творчество А. А. Иванова-Кюндэ1999 год, кандидат филологических наук Самсонова, Тамара Петровна
Национально-художественное своеобразие творчества русскоязычных якутских поэтов: 1970-90 гг.2004 год, кандидат филологических наук Дишкант, Елена Валерьевна
Пути и проблемы развития международных связей якутской литературы2003 год, кандидат филологических наук Скрябина, Анастасия Михайловна
Пейзаж как атрибут национального мировосприятия и художественного своеобразия в творчестве Расула Гамзатова2004 год, кандидат филологических наук Агаева, Замира Ахмедовна
Основные тенденции развития современной якутской поэзии: 1980-2000 гг.2004 год, кандидат филологических наук Попова, Матрена Петровна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Саввинова, Гульнара Егоровна
Заключение
Жизнь природы сама по себе является сложной, и ее силы представляются человеку таинственными. Но тем не менее в жизни народа природа занимает огромное место, формируя его миросозерцание, психику и характер. Поэтому она оказывается вовлеченной и в искусство, художественную литературу, где изображением пейзажа утверждается категория прекрасного и гармоничного.
А.Е.Кулаковский, П.А.Ойунский, А.И.Софронов, Н.Д.Неустроев, А.Кюндэ являются признанными писателями-философами народа саха. Именно поэтому в их творчестве огромное внимание уделяется раскрытию взаимоотношений Человека и Природы, как части жизни якутского народа, его мировоззрения и верования. Жизнь народа проходит на лоне природы, во взаимосвязи с ней. Якутский народ жил в суровых условиях Севера, где борьба за выживание приобретала и трагические черты. Поэтому природа Севера наложила огромный отпечаток на психику, сознание, мировоззрение и на образ жизни якутского народа. Народ чувствует, знает, что природа живет по своим собственным законам, и ее жизнь как бы протекает параллельно с человеческой. Но люди издревле преклонялись перед силами природы, сознавали себя ее частью и свою слитность с ней. Они подчастую оказывались зависимыми от ее условий, а порой она даже казалась враждебной человеку. Но северный человек, живущий в суровых условиях, умело строил свои отношения с природой, это был его опыт, накопленный веками. Он ее боготворил, бесконечно восхищался и умел пользоваться ее дарами. А далее и он сам смог повлиять на нее и изменить природу, но часто во вред и себе, и природе. Отсюда стали возникать экологические проблемы. Все эти уровни взаимоотношений якутского человека и природы были отражены в произведениях якутской литературы первой четверти XX в.
Рассмотрев проблему художественного отражения природы в творчестве первых якутских писателей, мы пришли к следующим выводам:
1. Якутская мифология, как первый тип образного отражения действительности и мировоззрения народа, послужила основным источником творчества Кулаковского, Софронова, Ойунского. Тесная связь якутского человека с Природой, Космосом, выраженная в веровании народа, нашла свое отражение, в их произведениях. А.Е.Кулаковский, П.А.Ойунский хотя и признавали себя выходцами из народа, но как образованные люди своего времени и глубоко изучив мифологию, в продолжении ее традиций в литературе видели закономерность развития художественного мышления и способ создания художественного образа. Подчеркивая всю оригинальность и своеобразие якутской мифологии, писатели сумели высказать общечеловеческие идеи выживания народов и мироустройства на земле. Якутские писатели, изображая природу, вполне закономерно опирались на поэтические традиции устного народного творчества. Как знатоки родного языка и фольклора, они создали богатую живопись словом, которая, оказывается, особенно наглядно выступает именно в отражении картин природы. В их творчестве этноэстетические микроединицы, изобразительно-выразительные средства мифа, фольклора функционально обогащаются. Но в поэтику изображения природы писатели внесли новаторство тем, что каждый писатель в силу своеобразия манеры изложения и стиля находил свои способы выражения образности. Были им введены и инонациональные картины природы. В целом, каждым из них была создана своя система образных, изобразительных средств в изображении природы.
2. На фольклорном уровне художественное мышление основывалось на мифологическом мировоззрении, когда природа не представлялась полностью «естественной», а имела определенную религиозную значимость. В литературе усиливается индивидуальность творческой личности, обнаруживающей свое мировосприятие и своеобразие стиля
143 писателя. В творчестве А.Е.Кулаковского человек показан в единении с природой. Писатель, ставя проблему разрушения им природы, ищет пути гармонии в их отношениях. Высказанные Кулаковским еще на заре XX в. проблемы экологии оказались наиболее актуальными на современном этапе развития общества. Таким образом, Кулаковский затронул общечеловеческие проблемы выживания на земле и искал ответы на вечные философские вопросы искусства. В его творчестве, как у писателяфилософа, картины природы обретают в основном аллегорическое содержание. Поэт при этом полностью опирается на образноизобразительную систему фольклора. Софронов впервые в якутской литературе создает пейзажную лирику, но тем не менее он как на содержательном, так и на формальном уровнях продолжает традиции
Кулаковского. В их произведениях особо значимые явления якутской природы река, океан, горы - «заговорили» и создали аллегорическую сатиру на общественные отношения. В поэзии Кюндэ пейзажная лирика занимает основное место. Он любовно воспел красоту северной природы, воссоздал всю ее разноликую цветовую палитру в романтически приподнятом стиле. В этом отношении его пейзажная лирика как бы перекликается с поэзией Есенина, воспевшего красоту русского пейзажа.
Нежно влюбленный в родную природу Кюндэ создал истинно патриотические стихи. Неустроев в своих рассказах показал гармонию человека и природы. Он раскрывает, что якут, как дитя природы, чист душой и выше социальных катаклизмов цивилизованного мира.
Одухотворенная природа у Неустроева, как бы сопереживая с чувствами героев, становится неотъемлемой частью жизни народа. У Ойунского, писателя революционной романтики, иная содержательность: «бушующий» пейзаж в его произведениях отражает столь же сложные процессы, события эпохи классовой борьбы. Он ввел и инонациональные картины природы.
Новаторством Ойунского стало то, что он увидел новое предназначение человека, перестраивающего не только общество, но и природу. Писатель
144 человека признал «богом» на этой земле. Величие человека писатель утверждает в нравственно-философском, общечеловеческом аспекте.
3. Писатели, отображая природу, расширили художественные функции пейзажа в произведении. Через ее картины они высказали животрепещущие проблемы человечества, как социально-общественные катаклизмы, экологические катастрофы, революционное переустройство мира, обновление жизни. С позиции народа, воспринимающего природу как источник жизни и счастья, писатели искали выход в единении с природой, утверждали гармоническое сосуществование Человека и Природы. Изображая человека на лоне природы, писатели не только воспроизводили особенности природных условий и национальной жизни, но и сумели через них проникнуть в тайники его души и психики. В своих рассказах, драмах А.И.Софронов, Н.Д.Неустроев, Кюндэ, как мастера психологического анализа, сумели показать человека, зависимого не только от общественных отношений, но и от природных сил, создали образ угнетенного, забитого, темного «маленького» человека. Но вместе с тем писатели воспели гимн «чистоте» души человека, не выделяющего себя из природы. В противовес первозданной, девственной природе человеческая душа, его внутренняя природа, разрушается под натиском наступающей цивилизации. В этом писатели видели трагедию якутского человека.
4. Писатели показали, что во взаимоотношениях Человека и Природы в наибольшей мере выступает своеобразие национального мышления, мировосприятия и мировоззрения. Якуты старались жить сообразно законам природы, почитая их как высшую справедливость. Но при этом они выработали навыки выживания при суровых условиях. Они очень хорошо понимали взаимосвязь и взаимообусловленность всего сущего в этом мире. Писатели создали образ человека, мудро живущего, вечно трудящегося, и по своему характеру скромного, наблюдательного, выносливого. Природа предстает как основа для формирования национального характера, определяя систему философских, нравственных,
145 эстетических представлений человека об окружающем мире. Они выступили знатоками народной жизни, философии и верования. В особенностях мировосприятия якутского народа можно выявить и общие, типологические схождения с родственными народами Сибири -тувинскими, алтайскими, хакасскими, бурятскими. И поэтому в художественном отражении природы в этих литературах также выявляются и сходства. Можно воспроизвести и сравнить мотивы и образы в произведениях первых писателей - просветителей народов Сибири.
5. Якутские писатели-классики воспели красоту родного края, восхищаясь и его природными богатствами, и своеобразием его величия. Тем самым они заложили начало эстетическим ценностям, утверждаемым в художественной литературе. Выделяя воспевание красоты северной природы в отдельную тематику, Кулаковский, Софронов, Ойунский, Кюндэ впервые в якутской литературе создали пейзажную лирику. При этом, как бы продолжая традиции устного народного творчества, писатели особое внимание обратили на описание времен года, деревьев и животного мира. Эти их поэтические творения до сих пор являются образцами высокого искусства. Принципы отражения взаимоотношений Природы и Человека, создания художественного пейзажа, заложенные ими, восприняты как традиции художественной литературы и продолжаются в творчестве их последователей - Куннук Уурастырова, Амма Аччыгыйа, С.Васильева и современных якутских писателей.
А.Е.Кулаковский, А.И.Софронов, Н. Д. Hey строев, П.А.Ойунский, Кюндэ оставили в наследство своему народу масштабные произведения, глубокие по литературно-философскому обобщению, охватывающие судьбу народа саха и проблемы взаимоотношений Человека и Природы. Писатели в своих произведениях выступили не только как мастера слова, но и как мыслители с истинно якутским духом и сознанием. Якутские писатели-классики изображали природу и реалистическую картину мира, основываясь на знании законов мироздания и народной мудрости.
146
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Саввинова, Гульнара Егоровна, 2005 год
1. Абай Гэсэр хубуун. Улан-Удэ, 1959.
2. Абрамян JI.A. Первобытный праздник и мифология. Ереван, 1983. - С. 120.
3. Август Муран. Мой Кулаковский. Якутск, 2000.
4. Антонов Н.К. Материалы по исторической лексике якутского языка. -Якутск: Кн.изд-во, 1971. 176 с.
5. Алексеев H.A. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. -Новосибирск: Наука, 1980. -317 с.
6. Алексеев H.A. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. -Новосибирск: Наука, 1984. -233 с.
7. Алексеев H.A. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1992. -242 с.
8. Алексеев Е.Е. А.Е.Кулаковский Эксэкулээх Элэксэй (1877-1926). Библиографический указатель. -Якутск, 1997.
9. Амма-Аччыгыйа. Беда. -Якутск:Кн.изд-во, 1966. -352 с.
10. Антошин К. У истоков жизни (о современной литературе Хакасии, Тувы, Горного Алтая). Красноярск, 1981. -С.54.
11. Аникин А. Желтый дьявол: Золото и капитализм. -М., 1978. -С.94
12. Аргунов А.И. Социалистическая судьба якутского народа. Якутск, 1985. -С.9
13. Архив СПб. Отд. РАН. Ф.202, Оп.2 №71. -Л. -С.10-11.
14. Архив ЯФ СО АН СССР, ф.5, оп.2, д.116, л.41.
15. Архив СПб. Отд. Института Востоковедения РАН Ф. 22, Оп.1 №1. Л.61
16. Архив ЯНЦ, ф.5, (Вопросы происхождения якутов): Уч.пособие. Якутск, 1986. -С.14-16.
17. Архив ИВ ЛО РАН. Ф. 22, Оп.1, №1. Л.31. (материалы В.Ионова)
18. Архив МЭИ РАН. Ф.14, ед. хр. 27. Л. 14.
19. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природуб В 3 т. -М., 1994.
20. Багдарыын Сулбэ. Кытапык туЬунан //Коммунизм суола, 1976. — Бэс ыйын 22 кунэ.
21. Балданов С.Ж. Художественная деталь в бурятской прозе./Бур.фил.СО АН СССР, Институт обществ.наук. -Улан-Удэ: Бур. кн. изд., 1987.
22. Балданов С.Ж. Народно-поэтические истоки национальных литератур Сибири (Бурятии, Тувы, Якутии). Диссерт.на соиск.уч.степ.докт.фил.н. -Улан-Удэ, 1995. 326 с.
23. Банзаров Д. Собрание сочинений. -М.:Изд. АН СССР, 1955. -375 с.
24. Башарин Г.П. Три якутских реалиста-просветителя. Якутск, 1994. -146 с.
25. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. -541 с.
26. Бердяев H.A. Самопознание. -М: Мысль, 1991. -318 с.
27. Берг Л.С. Номогенез. Пг., 1922. -С.180-181.
28. Билюкина A.A. Национальное и общечеловеческое в якутской драме 20-х годов. -Якутск, 1997. 92 с.
29. Билюкина A.A. Из истории литературно-художественной мысли Якутии XX века. Якутск, 2002. -С.64.
30. Бурцев A.A. Необходим новый подход. /Новый взгляд на якутскую литературу. Лит.критич.статьи. Якутск, 1994. -С.59-63.
31. Бланко Агинаги. О мифологах и романистах. -Мадрид, 1975.
32. Бравина Р.И. Первотворение мира. /Язык-миф-культура народов Сибири. -Якутск, 1995. -С.70.
33. Бурцев A.A., Максимова П.В. На крылатом коне. Якутск, 1995. - 224 с.
34. Бурцев A.A. Новые горизонты якутской литературы. //Чолбон. 1995, №6.
35. Бурцев A.A. Идея толерантности и философия «правильного пути» А.Кулаковского. //Терпимость: идея и традиции. Якутск, 1995. -С.62-63.
36. Бурятские народные сказки. -Улан-Удэ, 1973. Т.1. -С.420.
37. Васильев Г.М. Этапы развития якутской поэзии. -Архив ЯФ СО АН СССР, ф.5, оп.10, ед.хр.126. -С.77.
38. Васильев Г.М. Якутское стихосложение. Якутск, 1965.
39. Васильев Г.М. Живой родник. Об устной поэзии якутов. -Якутск, 1973. — С.56-57.
40. Введение в литературоведение. Уч.пособие под ред. Л.В.Чернец.-М.: Академия, 2000. -556 с.
41. Веселовский А.Н. Еще к вопросу о дуалистических космогониях. Разыскания в области русского духовного стиха. Вып. 6. -СПб.: 1891. — С.123.
42. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л.: ГИХЛ, 1940. -648 с.
43. Верли М. Общее литературоведение. Пер. с нем. М., 1957. -С.98.
44. Виноградов Г. Опыт выяснения фольклорных источников романа Мельникова-Печерского «В лесах».//Сов. фольклор. 1935. №2/3. -С.349.
45. Винокурова У.А. Сказ о народе саха.- Якутск, 1994. 144 с.
46. Галаган Г.Я. Этические и эстетические искания молодого Л.Н.Толстого //Русская литература. -1974. №1. -С.136-149.
47. Гачев Г.Д. О национальных картинах мира.//Народы Азии и Африки, 1967. -№1. -С.79, 81
48. Гачев Г. Национальные образы мира: Общие вопросы. —М.: Сов. писатель, 1988. -445 с.
49. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. -М., Изд. Группа «Прогресс» «Культура», 1995. -480 с.
50. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Центральная Азия: Казахстан, Киргизия. Космос Ислама (интеллектуальные путешествия). -М.:Издательский сервис, 2002. -784 с.
51. Гамзатов Р. Мой Дагестан. Кн.2 //Роман-газета, 1973. -№5. -С. 19.
52. Гарф А., Кучияк П. Николай Улагашев //Лит.газета. -1939. 10 февраля. -С.6.
53. Герцен А.И. С того берега. //Собр. Соч. в 30 т. М., 1955. Т.6. -С.14, 66, 120
54. Гинзбург Л. О лирике. -М. -Л., 1964. -408 с.
55. Гоголев А.И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов. Научно-популярное издание. -Якутск: Изд-во ЯГУ, 2002. -104 с.
56. Говоров Д.М. Неспотыкающийся Мюлдью Сильный. -М., -Якутск: Кн.изд., 1939. -495 с.
57. Г.Чорос- Гуркин. Алтай и Катунь. //Сибирская жизнь. 23 декабря, 1907.
58. Григорян К.Н. Пейзаж в русской живописи и поэзии.//Литература и живопись. -JI., 1982. -С. 129.
59. Гумилев JI.H. Этносфера: История людей и история природы. -М.: Экопрос, 1993.-544 с.
60. Гурвич И.С. Космогонические представления и пережитки тотемического у населения Оленекского района // Советская этнография. 1948. №3. -С.28.
61. Гурвич И.С. Культура северных якутов-оленеводов. -М: Наука, 1977. -247с.
62. Гэсэр. Бурятский героический эпос: в 2-х книгах. Пер с бур. Вл.Солоухина. -М.: Современник, 1988.
63. Дима А. Принципы сравнительного литературоведения. -М.: Прогресс, 1977. -229 с.
64. Джулиани Ю. О якутах.//Сын Отечества. Т.28. -СПб., 1836. -С. 103.
65. Дмитриева JI.B. Исследования в области этимологии алтайских языков. -Л., 1979.
66. Донини А. Люди, идолы и боги. Очерки истории религии. 2-е изд. испр. и доп. М., 1966. -С. 114.
67. Домащенко A.B. Проблема изобразительности художественного слова (на материале лирики Ф.И.Тютчева и Н.А.Заболоцкого). Диссерт.на соиск.уч.степ.к. фил.наук. Донецк, 1986. -167 с.
68. Древнетюркский словарь. Л., 1968.
69. Дьячковская М.Н. Аллитерация и рифма якутской поэзии: проблемы эволюции и классификации. Новосибирск:Изд-во Сибир.отд-я, 1998. -153 с.
70. Дьяконова В.П. Религиозные представления алтайцев и тувинцев о природе и человеке.//Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. -Л., 1976. -С.286.
71. Дьячковский К. Этносемиотика. Культуры и образования: постановка проблем, методология. -Якутск: Изд. ЯГУ, 2000. 135 с.
72. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988. -175 с.
73. Емельянов Н.В., Петров В.Т. Якутский героический эпос Кыыс Дьэбилийэ. -Новосибирск, 1993. -330 с.
74. Емельянов Н.В. Якутские мифы олонхо. /Поэтика эпического повествования. Сборник научных трудов. -Якутск, 1993. -С. 3-4.
75. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. М., 1980. - 375 с.
76. Емельянов Н.В. Мифология народов Якутии./Сб. науч.тр.-Якутск, 1980.-97 с.
77. Ексеюолях Елексей. Стихи и поэмы. -Якутск: Кн. изд-во, 1946.
78. Жилище, одежда и пища якутов. К Всероссийской гигиенической выставке 1913 года. -Якутск, 1913. -С.21.
79. Зверев В.Н. Очерк полезных ископаемых Якутской республики. -М., 1929. -С. 169.
80. Заболоцкай Н.М. Саха литературата. Очеркалар. -М., Якутскай, 1937.
81. Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. -М., 1987.-235 с.
82. Иванов А.А.-Кюндэ. Свет утренней зари. -Якутск: Бичик, 2000. 336 с.
83. Избекова Е.И. Числительные в олонхо: структура и семантика. -Автореферат дисс. .канд.филол.наук Якутск, 2000.
84. Исторические предания и устные рассказы якутов. -М., Л.; 1960 -4.1. -С.57.
85. Калкин А.Г. Маадай Кара: Алтайский героический эпос. Пер.А.Плитченко. -Горно-Алтайск: Алт.кн.изд., 1979. -271с.
86. Казагачева 3. Зарождение алтайской литературы. -Горно-Алтайск, 1972. -С.101.
87. Кант И. Трактаты письма. М., 1980. -С.332.
88. Кардашевскай Г.Р. А.И.Софронов уонна А.Е.Кулаковскай. //Хотугу сулус. № 11,1986.
89. Ким А.И. Бурятская советская поэзия 20-х годов. -Улан-Удэ: Бур.кн.изд., 1968.-255 с.
90. Комановский Б.Л. Самые молодые литературы. М.: 1973. -С.62.
91. Константинов И.В. Материальная культура якутов ХУ111 в. -Якутск, 1971. -С. 170.
92. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.: Наука, 1972. -С.429.
93. Копырин Н.З. Саха поэзиятыгар Ойуунускай дьуЬуннуур ньымалара. -Дьокуускай: Кин. изд., 1981. -165 с.
94. Копырин Н.З. Саха поэзиятын дьуЬуннуур ньымалара.-Якутскай, 1981.-192 с. С.90.
95. Копырин Н.З. Изобразительные средства якутской поэзии. Якутск: Бичик, 1997. -176 с.
96. Косарев А. Философия мифа. М., 2000.
97. Кочетков В. Зачинатель якутской литературы. В кн.: Алексей Кулаковский. Наступление лета. Стихи и проза. -М.:1986. -С.8.
98. Ксенофонтов Г.В. Эллэйада. Материалы по мифологии и легендарной истории якутов.-М., 1977.
99. Кулаковский А.Е. Научные труды. Работы по этнографии и фольклору.- Якутск: Кни.изд- во, 1979. 483 с.
100. Кулаковский А.Е. Материалы для изучения верования якутов. -Якутск: Кн.изд-во, 1923. 108 с.
101. Кулаковский А.Е. Письмо якутской интеллигенции. -М., 2002.
102. Кулаковский А.Е. Сон шамана. Перев. Е.Сидорова. Якутск: Бичик, 1994.-128 с.
103. Кулаковский А.Е. Сновидение шамана. Вступ.ст.В.Окороковой, пер.на рус.яз. А.Шапошниковой. -Якутск: Кудук, 1999. -144 с.
104. Кулаковский А.Е. Наступление лета. Пер. С.Поделкова, В.Солоухина. -М., 1986.-383 с.
105. Кулаковский А.Е. Стихотворения. Якутск: Кн. изд-во, 1986. -135 с. На як.яз.
106. Кулаковский А. «.Если некоторые из вас и солидарны со мной» (Письмо якутской интеллигенции). //Илин Якутск, 1993-94. -С.20.
107. Кюннкж Урастыров. Тойон Дьагарыма. Якутск: Кн.изд-во, 1959. - 360 с. На як.яз.
108. Культ орла у сибирских народов. //Сборник Музея антропологии и этнографии. -Л., 1925. -Т.5. Вып. 2. -С.720.
109. Кызласов И.Л. Гора-прародительница в фольклоре хакасов.//Сов. этнография. -1982. -№2. -С.92.
110. Кюндэ. Избранное. -Якутск: Кн.изд-во, 1960. -431 с.
111. Легонькова В.Б. Человек и природа в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Диссерт.на соиск.уч.ст. к.фил.н. -Магнитогорск, 2001. 172 с.
112. Липец P.C. Образы Батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. —М., 1984. -С. 179,219.
113. Линде Г. и Бретшнейдер Э. До прихода белого человека. -М.: Наука, 1965.-264 с.
114. Литературные традиции эпохи и преломления их в Якутии. Сб.научн. трудов. -Якутск: Изд. ЯГУ, 1995.
115. Литературный энциклопедический словарь. -М., 1987. -751 с.
116. Лихачев Д.С. Земля родная. -М.: Просвещение, 1983. 256 с.
117. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии.
118. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизации. //Вопросы философии. 1992. №3. -С.40-42, 51-52.
119. Маадай-Кара. Алтайский героический эпос. -М.:Наука, 1973. -475 с.
120. Максимова П.В. Якутская поэма: история и типология жанра. Учебное пособие. -Якутск, 1993. 150 с.
121. Майногашева В.Е. Евдокия Тыгдымаева как тахпахчи и поэтесса-акын. //Вопросы хакасской филологии. Абакан, 1977. -С.22.
122. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. -С.277, 295.
123. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. Курс лекций «Теория мифа и историческая поэтика».- М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 2001. -170 с.
124. Мелетинский Е.М. Литературные архетипы и универсалии. — М.: Российский гос. Гуманит.ун-т, 2001. -433 с.
125. Мыреева-Баишева А.Н. Человек и природа в современной якутской прозе. -Якутск: Бичик, 2001. —104 с.
126. Мухоплева С.Д. Якутские народные обрядовые песни. -Новосибирск: Наука, 1993.
127. Мусий В.Б. Человек и природа в художественной прозе И.С.Тургенева 40-50-х годов. Диссерт.на соиск.уч.степ.к.фил.н. -Одесса, 1985. -186 с.
128. Намсараев X. -Соч. Т. 1. Перевод на бур.яз. Балданова С.Ж. -152 с.
129. Hey строев Н. Родному краю, любимому народу. -Якутск: Бичик, 1995. -336. На як.яз.
130. Новиков А.Г. О менталитете саха. Якутск, 1996. -147 с.
131. Ньургун Боотур Стремительный. Пер Г.У.Эргиса. Якутск, 1947.
132. Ньургун Боотур Стремительный (текст К.Г.Оросина, редакция текста, перевод и комментарии Г.У.Эргиса). Якутск: Кн.изд-во, 1974.
133. Нюргун Боотур Стремительный: Якутский героический эпос — олонхо. Воссоздал на основе народных сказаний Платон Ойунский. -Перевел на русский язык В.Державин. Изд. 2-ое. Якутск, 1982.
134. Овчинников П.А. Кюннэй и Юрюкэн.//Сибирский архив. 1912. №5. -С.62
135. Окороков Г.Г. Концепция мира и поэзии А.Е.Кулаковского. Автореф. -Якутск, 1971.
136. Окороков Г. Сурэх муудараЬа. -Якутскай, 1994. -С.105.
137. Окорокова В.Б. Якутская литература на стыке веков. -Якутск: Бичик, 2000. 160 с. На як.яз.
138. Окорокова В.Б. Куодьуйбут тыл, дьуЬуннэммит санаа. -Дьокуускай, 2003. -135 с.
139. Окорокова В.Б. Юкагирский роман. -Якутск, 1994 г. 135 с.
140. Онуфриева С.П. Гуманистические начала мифологии саха. //Терпимость: идея и традиции. Якутск, 1995. -С.98
141. Описание якутов, их происхождение, население страны Ленской, внутреннее их управление, покорение под власть России, благосостояние, нравы и обычаи. // Северный архив. 1822. №15. -С.281
142. Очерк истории якутской советской литературы. М.: Наука, 1970. -390 с.
143. Ойунский П. Сердце. Пер. П.Егорова, А.Тимшина. 1937.
144. Ойунский П.А. Сочинения. Т.1. Якутск: Кн.изд. 1958. -224 с. На як.яз.
145. Ойунский П.А. Избранные произведения в 2 т-х, 1 т. Якутск:Кн.изд-во, 1975. На як.яз.
146. Ойунский П.А. Сочинения. Т.2. Якутск, 1958 - 210 с. На як.яз.
147. Ойунский П.А. Сочинения. Т.4. Якутск: Кн. изд., 1959. -314 с. На як.яз.
148. Ойунский П.А. Сочинения Т.6. -Якутск: Кн. изд-во, 1960. 134 с. На як.яз.
149. Ойунский П.А. Сочинения. Т.7. -Якутск: Кн.изд-во, 1962. -223 с. На як.яз.
150. Ойунский П.А. Избранное. -M., 1963. -С.261
151. Ойунский П.А. Стихотворения. -Л., 1978.
152. Ойунский П.А. Избранные произведения. Т.1. -Якутск: Нац. кн. изд.-во, 1992. Наяк.яз.
153. Ойунский П.А. Избранные произведения. Т.2. —Якутск, 1993. Пер. С.Кулачикова-Элляя. 156 с.
154. Ойунский П.А.: взгляд через годы. Сб.науч.ст. -Новосибирск: НИЦ ОИГМ, 1998.-211 с.
155. Ойунский П.А. Кудангса Великий. Повесть-предание.-Якутск, 1995.
156. Ойунский П.А. Якутская сказка (олонхо).
157. П.А.Ойуунскай уонна аныгы кэм. Материалы научных конференций посвящ. 110 юбилею П.А.Ойунского. -Якутск: Изд. ЯГУ, 2004. — 96 с.
158. Пашкевич О.И. Проблема национального менталитета в литературе народов Якутии: Автореф. дисс. . .канд.филол.наук. -Якутск, 2002.
159. Петров В.Т. Фольклорные традиции в якутской советской литературе. -М.:Наука, 1978. 138 с. - С.40
160. Петров В.Т. Взаимодействие традиций в младописьменных литературах. Новосибирск: Наука, 1987. -238 с.
161. Петрова 3., Окорокова В. Саха поэзиятыгар маЬы ойуулааЬын суолтата. -Дьокуускай, 1999. -55с.
162. Пекарский Э.К., Попов Н.П. Среди якутов (случайные заметки). -Иркутск, 1928. -С.32.
163. Пекарский Э.К. Словарь як.языка. М., 1958. Т.1.
164. Попова A.C. Олонхо киэн киэлитигэр. Дьокуускай, 1995.-С.35.
165. Покатилова Н.В. Якутская поэтическая традиция: генезис литературного текста (На материалах поэзии А.Е.Кулаковского). Автореф. -М., 2000.
166. Попов A.A. Материалы по истории религии якутов. //СПб. МАЭ, M.-JL, 1949. Т.Х1. -С.296.
167. Попов Б. Культурология. Курс лекций для студ. высш.уч.зав-й. -М.: Академия, 2000 г. -128 с.
168. Потапов Л.П. Охотничьи поверья и обряды алтайских турков. // Культура и письменность Востока. Кн.5 Баку, 1929. -С. 139.
169. Потебня A.A. Объяснения малорусских и сродных народных песен. -Л: Изд-во ЛГУ, 1986. -364 с.
170. Потебня A.A. Теоретическая поэтика. -М: Высшая школа, 1990. -342 с.
171. Природа и люди в первой книге «Слово арата» С.Тока // Улуг-хем. -1960.-Кн.5.-С.230.
172. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946. -С. 189.
173. Пухов И.В. Якутский героический эпос-олонхо. М., 1962. -С.64
174. Пухов И. Предисловие // П.А.Ойунский. Избранное. -М., 1963. -С. 8
175. Пухов И.В. «Красный Шаман» П.А.Ойунского и якутский фольклор. В кн.: Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. -М.: 1975. -С.90
176. Пухов И.В. От фольклора к литературе. Якутск, 1980. — 126 С.
177. Путилов Б.Н. О структуре сюжетообразования в былинах и юнацких песнях. //Македонски фолклор. -Ckonje, 1970. -Година 111. -Bpoj 5-6. -С. 18
178. Рамазанов Г. Своеобразие якутской поэзии.//Полярная звезда. -1976, №1. -С.110-111
179. Романова Л.Н. А.Е.Кулаковский и его современники: Особенности поэтического языка. -Новосибирск: Наука, 2002. -120 с.
180. Романенко Д.И. У могучих истоков. -М: Советский писатель, 1963. -402 с.
181. Саввинов Д.Д. А.Е.Кулаковскай этиилэрэ, санаалара //Илин. №2, 1995.
182. Саввинов Д.Д. Возвращаясь Кулаковскому. Пер. на рус.яз. З.Р.Васильевой. -Якутск: Полиграфист, 1997. -176 с.
183. Сагалаев A.M. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск, 1992. - С.27, 34.
184. Самсонова Т.П. Художественный мир А.А.Иванова-Кюндэ. -Якутск: Изд-во СО РАН, 2004. -176 с.
185. Сборник як.пословиц и поговорок /сост.Емельянов Н.В./ -Якутск: Кн.изд., 1965.-С.60.
186. Сборник якутских пословиц и поговорок. /Сост. Васильев Г.М., Константинов Х.И. -Якутск: Кн. изд-во, 1965. -С.221.
187. Семенова В.Г. Поэзия Анемподиста Софронова: Истоки.Проблематика. Вопросы поэтики. Учебное пособие. -Якутск: Изд-во Якут.госунивер-та, 2004.- 176 с.
188. Серошевский В. Якуты. Т. 1. -СПб., 1896. -718 с.
189. Серошевский B.JI. Якуты. Опыт этнографического исследования. -2-е изд., -М., 1993.-736 с.
190. Сидоров Е.С. Поэма А.Кулаковского «Сон шамана». Эволюция мировоззрения и творчества. Автореф. - Якутск, 1987.
191. Сидоров Е.С. Сон шамана. /Пер., коммент., исслед.Е.Сидорова.-Якутск, 1994. -128 с.
192. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. M., 1837. Вып.1. -С.231.
193. Софронов А.И. Избранные произведения. -Якутск: Кн. изд-во, 1959. -443 с. На як.яз.
194. Софронов А.И. Избранные произведения. 1 т. -Якутск, 1964. -420 с. На як.яз.
195. Софронов А.И. Избранные произведения. 2 т. -Якутск, 1965. -444 с. На як.яз.
196. Софронов А.И. Лебединая песня. -Якутск, 1996. -399 с. На як.яз.
197. Соколова Л.В. Природа-искусство-человек в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».Диссерт.на соиск.уч.степ.к.фил.н. -Чебоксары, 2000.-218 с.
198. Спиридонов И.Г. Литературабыт бэ5эЬээ уонна бугун. -Дьокуускай: Бичик, 1995. 190 с.
199. Спиридонов И.Г. Образ природы в якутской художественной литературе: Учебное пособие. -Якутск: Изд-во як.госунив-та, 2004. -100 с.
200. Спиноза Б. Богословско-политический трактат. //Избр. произв., в 2-х т. -М., 1957. Т.2. -С.204-205.
201. Срезневский И. Исследования о языческом богослужении древних славян. СПб., 1848. -С.58.
202. Стрельцов С. Григорий Иванович Гуркин. Л., 1996.
203. Суорун Омоллоон. Избр. произв-я. Т.1. -Якутск: Кн.изд., 1966. -С.239. На як.яз.
204. Суразаков С.С. Из глубины веков: Статьи о героическом эпосе алтайцев.-Горно-Алтайск, 1982.-С. 139.
205. С.Сарыг-оол. Собр. соч. Т.1. -Кызыл, 1973. -С. 194. Подстрочный перевод. З.Самдан.
206. Сыромятников Г.С., Тобуроков H.H. К характеристике якутского письменно-художественного наследия дооктябрьского периода (Доклад на Всесоюзной научной конференции. Сентябрь, 1980). -Улан-Удэ; -Якутск, 1980.
207. Тобуроков H.H. Якутский стих. Якутск: Кн.изд-во, 1985. -160 с.
208. Тобуроков H.H. Оксокулээх Олоксой оло5ун уонна айар улэтин урдук уэрэх кыЬатыгар уэрэтии. -Якутск: Кудук, 2001.
209. Токарев С.А. Пережитки родового культа у алтайцев. Тр. института этногр. АН СССР. 1947, Т.1. -С.145.
210. Тонг Суорун. Песнопение. -Якутск: Кн.изд-во, 1944. -74 с.
211. Трощанский В.Ф. Эволюция черной веры /шаманизма/ у якутов. -Казань, 1902. -162 с.
212. Унгвицкая М.А., Майногашева В.Е. Хакасское народное поэтическое творчество.-Абакан, 1972.-С.130.
213. Уткин К.Д. Черная металлургия якутов второй половины XIX начала XX вв.-Якутск, 1992. -С.88
214. Уткин К.Д. Культура народа саха: этнофилософский аспект. Якутск: Бичик, 1998. -368 с.
215. Уткин К.Д. Сах са5аттан. -Дьокуускай, 2000. -229 с.
216. Федоров А.И. Образная речь. -Новосибирск: Наука, 1985. -199 с.
217. Федоров Е.В. Айыл5а харамайын, отун-маЬын хоЬуйуу. //Хотугу сулус. -№4, 1987. -С.100-104
218. Федоров Е.В. Концепция личности в тюркоязычной прозе Сибири. -Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992.-184 с.
219. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. /Очерки о русской литературе XIX века./ -JL: Наука, 1971. -293 с.
220. Хатылаев М.М. Золотопромышленность Якутии. 1923-1937 гг. -Якутск, 1972;
221. Хатылаев М.М. Золотодобывающая промышленность Восточной Сибири (1917-1925). -Якутск, 1983.
222. Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. -Л.:Наука, 1969. -440 с.
223. Шаракшинова Н.О. Мифы бурят. Иркутск, 1980. - С.26.
224. Шадаев А. Золотое яичко.// Избранные бурятские народные улигеры и сказки (на бурятском языке). Пер. Балданова С.Ж. Улан-Удэ, 1967. -С. 129132.
225. Шеллинг Ф. Об отношении изобразительного искусства к природе. //Соч. в 2-х т. Т.2. М., 1987. -С.70.
226. Штернберг Л.Я. Культ орла у сибирских народов. //Сборник Музея антропологии и этнографии. -Л., 1925. -Т.5. -Вып.2. -720 с.
227. Эвентов И.С. Человек и природа в лирике С.Есенина. //Вопросы литературы, 1979. №11. -С.84-116.
228. Энгельс Ф., Маркс К. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Избранные произведения в двух томах. Т.2. М., 1955. -С.244
229. Энгельс Ф. Герману Шлютеру //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -Т.36. -С. 269.
230. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной.»: Система пейзажных образов в русской поэзии. -М., 1990.- 302 с.
231. Эртюков С.Я. Полномочный представитель. /Статьи и воспоминания о П. А.Ойунском. -С. 114-115
232. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974. -402 с.
233. Эткинд А. Культура против природы: психология русского модерна //Октябрь,1993. -№7. -С.168-192.
234. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов / Пер. с англ. Киев М., 1997. - С.15.
235. Юткина Е., Эпштейн М. Поэтика зимы// Вопросы литературы, 1979. -№9. с.193-194.
236. Якименко В. Границы и возможности (миф и притча в современной литературе). //Вопросы литературы. №11, 1978.
237. Якимова Л.П. Многонациональная Сибирь в русской советской литературе. Новосибирск, 1982. - С.124-125.
238. Якутский Н. Золотоносный ручей. -М., 1950. -С.21 (Переводчик не указан).
239. Якутский фольклор./Тексты и перев. Попова A.A., лит.обраб. Тагер Е.М., общая ред. Сергеева М.А., вступ. стат. акад. Самойловича А.Н. /-М.: Советский писатель, 1936. -319 с.
240. Якутские народные песни. Сост. Эргис Г.У., Емельянов Н.В. -Якутск, 1976.-232 с.
241. Черский Н.В. Богатство недр Якутии. Якутск, 1958. -С.151
242. Черский Н.В. В глубины прошлого Якутии. Якутск, 1962. -С.32
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.