Становление художественного сознания Генри Адамса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Зубкова, Анжелика Владимировна
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 196
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Зубкова, Анжелика Владимировна
ВВЕДЕНИЕ.стр.
ГЛАВА 1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕНРИ АДАМСА: ПОЛИТИКА,
ПУБЛИЦИСТИКА, ИСТОРИОГРАФИЯ.стр.
§ 1.1. Роль семейных традиций в формировании мировоззрения
Генри Адамса.стр.
§ 1.2. Развитие американской общественной мысли и национальная идея:
Американская мечта».стр.
ГЛАВА 2 ГЕНРИ АДАМС: ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК.стр.
§ 2.1. От исторического сочинения к политическому роману: поиск концепции, поиск героя.стр.
§ 2.2. «Мон Сен-Мишель и Шартр»: логика познания иррационального
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ «ВОСПИТАНИЯ ГЕНРИ
АДАМСА». стр.
§ 3.1. Проблема жанра.стр.
§ 3.2. Центральный образ «Воспитания Генри Адамса».
Отношения «автор — герой».стр.
§ 3.3. Особенности повествовательной стратегии.стр.
§ 3. 4. Особенности художественного языка.стр.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Концепция истории в автобиографии "Воспитание Генри Адамса"2003 год, кандидат филологических наук Шарданова, Ирина Валерьевна
Джон Квинси Адамс и политическая борьба в США в 1824-1828 годах2006 год, кандидат исторических наук Морозова, Елена Владимировна
Общественное мнение и становление внешней политики США в Латинской Америке, 1815-18292006 год, кандидат исторических наук Исэров, Андрей Александрович
Роман Генри Миллера "Тропик рака" и европейский сюрреализм2006 год, кандидат филологических наук Петров, Дмитрий Сергеевич
Основные идейные и сюжетно-образные мотивы в литературе Новой Англии XVII-XVIII веков. Становление традиций в литературе США2011 год, доктор филологических наук Баранова, Ксения Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление художественного сознания Генри Адамса»
Американской наукой накоплен значительный материал о творчестве Г. Адамса — историка, биографа, писателя. И это не удивительно: его исторические сочинения получили широкое признание в научных кругах, а «Воспитание Генри Адамса» долгое время оставалось в списках бестселлеров американской нехудожественной прозы. Однако само определение «Воспитания» как произведения нехудожественного приводит к несколько одностороннему подходу к нему исследователей^
Воспитание Г. Адамса» — произведение уникальное. Это своеобразная энциклопедия духовной жизни Америки, критический анализ наиболее характерных для Америки типов сознания. Значение данной книги для национального самосознания необычайно велико: большинство исследователей солидарно в том, что «Воспитание», являющееся, на первый взгляд, только автобиографией одного скромного человека, отразило достижения и неудачи гуманистического эксперимента восемнадцатого столетия, имя которому Американская Республика. Большинство исследователей творчества Адамса считают, что автор видит причину крушения этого проекта в забвении «позолоченным веком» высоких идеалов «отцов-основателей», некоторые видят в Адамсе одного из критиков утилитарной пуританской морали, лежащей в основе «американской мечты» и предопределившей ее ущербность. Однако все эти оценки авторских позиций — результат неразделения автора и героя в «Воспитании», подхода к «Воспитанию» как к автобиографическому произведению, причем смешение авторских взглядов и мнений героя свойственно даже тем исследователям, которые отмечают, что введение повествования от третьего лица свидетельствуют о стремлении автора отойти от традиционного жанра автобиографии, создать не документальное, а художественное произведение.
В западном литературоведении можно выделить ряд трудов общего характера, посвященных творчеству Адамса и рассматривающих «Боепитание» именно в этом контексте. Это работы Р. Спиллера, Р. Блэкмура, Э. Самюэлса, Р. Мейна, В. Декера1. Авторы подробно рассматривают историю создания «Воспитания», пытаясь определить его место в ряду других сочинений писателя. Творчество же Г. Адамса рассматривается чаще всего как творчество ученого-историка. Жесткой критике лпт ттттт/> ттл ттп о«г о отл it агл тттхтто t тттллъ» о «т толпиа илтлптх ттт* лт/м я лп «атто атл «т VVUl illV ilV^liV^/l UV 1УЛ wi V /',"* " ivViUAA IW^/IiA tiV iWyiil^/ti J 1V/1H VllUV IUV iv/l исследовательская скрупулезность при работе с документами в исторических сочинениях. Важным этапом в истории развития американской мысли считает творчество Адамса такой видный историк философии, как В. JI. Паррингтон2. Философские аспекты «Воспитания», прежде всего «динамическая теория истории» Адамса и ее связь с европейской историософской традицией, рассматриваются, например, в монографии Декера. Генезису идей Адамса, в том числе на фоне интеллектуальной ситуации в США и Европе посвящены работы Дж. Ф. Бернса, X. М. Манфорда, Дж. Лукакса3 и др.
Однако подавляющее большинство работ западных литературоведов, посвященных творчеству Адамса, имеют биографический характер. Такой интерес к биографии Адамса вызван прежде всего стремлением раскрыть образ главного героя «Воспитания», в герое видят выражение Alter Ego автора. При этом прослеживаются две тенденции: верифицировать имеющуюся в произведении информацию и восполнить пробелы, которыми изобилует фабульная ткань «Воспитания»,
1 Спиллер Р. Генри Адаме // Литературная история США. М., 1979. Т. 3; Blackmur R. Нету Adams. N. Y., 1980; Samuels Е. Henry Adams. The Major Phase. Cambridge, 1964; Mane К Henry Adams on the Road to Chartres. Harvard, 1971; Decker W. The Literary Vocation of Henry Adams. Carolina, 1990.
2 Паррингтон В. JI. Основные течения американской мысли. М., 1963. Т. 1
3 Byrnes J. F. The Virgin of Chartres: an intellectual and psychological history of the work of Henry Adams. Rutherford [N. J.]; London, 1981; Mwnford H. M. Henry Adams, the limitations of science // Critical материалами из других источников: писем автора, мемуаров современников и т. д. К узко биографическим исследованиям можно отнести работы П. О'Тул, Е. Каледин (в этом случае исследователь пытается заполнить пробел в «Воспитании», относящийся к периоду семейной жизни писателя), Э. Хал фанта4 и др. Ряд работ посвящен литературным источникам, будь то школы или отдельные авторы, оказавшим влияние на Г. Адамса. Среди них статья Г. X. Кореца, монографии К. Буша, рассматривающего проблему европейского влияния в произведениях Адамса и его современников в связи с проблемой экспатриапства, и Г. Каплаиа5.
Среди теоретических проблем, занимающих исследователей «Воспитания», на первом плане— проблема жанра. Большинство литературоведов определяют жанр «Воспитания» как автобиографию, хотя и необычную, рассматривая это произведение в контексте традиции американской автобиографии6. И хотя некоторые исследователи и указывают на то, что по своей структуре «Воспитание» гораздо сложнее произведений мемуарного жанра, детальных исследований на эту тему нет.
В отечественном литературоведении работы, посвященные «Воспитанию», весьма немногочисленны. Вероятно, это связано с тем, что на русском языке «Воспитание» было опубликовано лишь в 1988 году. Послесловие А. Н. Николюкина к essays on Henry Adams. Boston, 1981; Lukacs J. Henry Adams and the European tradition of the philosphy of history // Henry Adams and his world. Philadelphia, 1993.
4 О 'Toole P. The Five of Hearts: an intimate portrait of Henry Adams and his friends, 1880-1918. N. Y., 1990; Kaledin К The education of Mrs. Henry Adams. Philadelfia, 1981; Chalfant К Both sides of the ocean: a biography ofHenry Adams, his first life, 1838-1862. Hamden, 1982. Koretz G. H. Augustine's Confessions and The education ofHenry Adams //' Critical essays on Henry Adams. Boston, 1981; Bush C. Halfway to revolution: investigation and crisis in the work of Henry Adams, William James and Gertrude Stein. New Haven, 1991; Kaplan H. Power and order: Henry Adams and the naturalist tradition in American fiction. Chicago; London, 1981.
6 См., напр., Stone А. К Autobiographical occasions and original acts: versions of American identity from Henry Adams to Nate Show. Philadelphia, 1982; Cooly T. Educated Lives: The Rise of Modern . ,1 '.1. ' . A.V . /*Ч1 • . 1 ЛЧ/-. .A.• . . I . t- I. . 14. . П. . t- . * - If. J nuiuuiugi apny iii /\meiiut. иши, с-с/идег kj. лшетлш rtuiuuiogiapuy. 111c riupncuC lvluue.
Massachusetts, 1979; Cox J. Recovering Literature's Lost Ground: Essays in American Autobiography. Louisiana, 1989. этому изданию в целом является кратким обзором творчества Г. Адамса и имеет целью познакомить читателя с ранее неизвестным ему именем. Следует отметить статью PL В. Морозовой8, где указывается на недостаточность определения «Воспитания» как автобиографии и рассматривается его связь с «исповедальными» произведениями Руссо и Бл. Августина, а также с ранними американскими хрониками. В другой своей статье9 исследователь рассматривает идеологические аспекты «Воспитания» в связи с
1лптют1ЛЛ» ж гп ттгго т тлгллт» imr\o тттх Рттлтгот лт» готтгтт ti тляул лтотт »л ЛЛ" Л Я Т/"ллаттоплт* тто l\|^fi>>IJVVXM lij Jpn Л Ш J WiVU/l JU Vj'lt^ I ГI. VVlV^j V X V/ liMVl/l ХЛЛ i U1VUVV WXU-XXUX/ i?X, 1T1. lVW|/VilVi'V-(J 14U данную тему10. В 2003 году в Кабардино-Балкарском государствешюм университете была защищена кандидатская диссертация И. В. Шардановой по теме «Концепция истории в автобиографии "Воспитание Генри Адамса"». Пожалуй, в отечественном литературоведении это наиболее развернутое исследование, посвященное творчеству Адамса. Однако цель его — рассмотрение историософской концепции автора на фоне развития западноевропейской философии истории, начиная с Бл. Августина. Исследование художественных особенностей произведения весьма фрагментарно и носит характер отдельных замечаний.
Между тем именно художественная сторона «Воспитания Генри Адамса», как думается, представляет большой интерес для исследователя. Как историк, Адаме находился несколько в стороне от литературной жизни своего времени; в то же время, он никогда не стремился заниматься наукой академической: сам себя он считал не историком, а литератором. Он разработал «динамическую теорию истории», но она
7 Николюкин А. Н. Живой свидетель истории США //' Адаме Г. Воспитание Генри Адамса. М., 1988. С. 603-627.
8 Морозова И. В. Художественное своеобразие «Воспитания Генри Адамса». Традиции и новаторство // Филологические науки. 1991. № 4. С. 38-47.
9 Она же. Проблема экспатриансгва американской литературы и Генри Адаме // Вестник Удмуртского университета. 1994. Т.4.
10 f. I / IT. . . * J . . . . . J «1. f \ .".*. .Гт. I'l*. .I rj.l. . I» i.* . . . T"*.»T>.,. i. . r^uiKtKvu ivi. nciuy rtumiis ш uie uisis ui ишишш хисшз ui Ашсныш xjciiiociavy и ruisuamci
Forschungen. Wissenschaftliche Schriftenreihe der Padagogishen Hochschule «Karl Liebknecht». Postdam, Reihe A-Heft 51, 1982. сразу же вызвала такое количество нареканий и критики, что говорить о ней как о научной концепции вряд ли возможно. Тем не менее, книга Адамса вызывает живейший интерес во многих странах мира. Причина здесь может быть только одна: в «Воспитании» не столько важна каждая из изложенных автором идей, сколько их связь и способ изложения, удачно найденный автором. Таким образом, первоочередной задачей является анализ особенностей поэтики данного произведения.
Рла пт ттттолтлоппттттло лттоттАттгтат лтлчпгп тгт vmnrt ттолтшггттагА «тллпатглпоттти» via tii ia i^vw '^biin mi ■« 1ч>-< i/ii^wMvwinvi unijiwiuuuviu imviu/ui^viu ixwwjiv^vumuui, i^vwiuiu которого является рассмотрение особенностей художественной структуры «Воспитания Генри Адамса» на различных уровнях текста. При этом задачи данной работы не ограничиваются изолированным анализом текста: художественная специфика «Воспитания» рассматривается в контексте творчества Г. Адамса как результат художественного поиска и выражение авторских интенций* учитываются и особенности идеологической ситуации в США во 2-й половине XIX — начале XX в. Вышеуказанные задачи диктуют методологические основы исследования: совмещение методов мотивного и структурного анализа. При анализе текста учитывались достижения как отечественных, так и зарубежных теоретиков литературы: М. М. Бахтина. Г. А. Успенского, Ж. Женетта и др.
Научная новизна исследования заключается в перемещении акцента с биографических параллелей на структурные особенности текста «Воспитания», что позволяет избежать субъективности как при его жанровом определении, так и при подходе к прочтению. Поэтому практическое значение данной работы в том, что полученные в результате исследования данные могут быть использованы как при дальнейших исследованиях текста «Воспитания», так и в процессе преподавания курса американской литературы.
Структура работы: настоящее исследование состоит из трех глав, тематически подразделенных на параграфы, вступления, заключения и списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Творчество Генри Джеймса: Проблема литературной саморефлексии2002 год, доктор филологических наук Анцыферова, Ольга Юрьевна
Английская провинция в романах Г. Филдинга2006 год, кандидат филологических наук Уткина, Ольга Леонидовна
Формирование и эволюция идейных воззрений Джона Адамса2008 год, кандидат исторических наук Головко, Юлия Марковна
Русско-американские политические и культурные связи начала XIX в.: Дипломатическая миссия Джона Куинси Адамса в 1809 - 1814 гг.2001 год, кандидат исторических наук Сучугова, Наталия Юрьевна
Жанр автобиографии в американской литературе 50-70-х годов XX века и социалистическая традиция1984 год, Мишина, Лариса Алексеевна
Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Зубкова, Анжелика Владимировна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги настоящему исследованию, мы можем сделать следующие выводы:
1) Приступая к созданию «Воспитания», Адаме был далек от желания сказать новое слово в литературе. Как и при работе над предыдущими произведениями, он пытался следовать семейным идеалам служения обществу. Однако, лишенный возможности практически реформировать это общество (в силу черт характера, а также в связи с состоянием практической политики своего времени, методы которой противоречили нравственным идеалам Адамса), он решил исследовать это общество. Подобный труд, в силу своей масштабности, не мог быть выполнен в рамках дидактического произведения или историософского трактата: наученный предыдущим опытом, Адаме осознавал всю ущербность мнения, пусть взвешенного, но высказанного одним человеком. Поэтому он выбирает форму художественного произведения незамкнутой структуры, предполагающего активное читательское сотворчество при восприятии.
2) По характеру материала, положенного в основу, «Воспитание» является произведением документальным (в частности, автобиографическим), однако форма, в которой изложен этот материал, не позволяет отнести его к жанру автобиографий. Принципиальное дистанцирование Адамса-автора от героя «Воспитания», стремление увидеть и оценить его действия со стороны, на широком историческом фоне, выводят это произведение за рамки автобиографий; кроме того, особенности построения повествования, а также широкое использование тропов и символов, приближают «Воспитание» к произведениям фикциональным.
3) Теоретический склад ума постоянно подвигает Адамса к концептуализированию собственных представлений. Непродуктивность следования чужим концепциям он осознает после создания «Очерков». Однако и собственные концепции, как, например, концепция экономического детерминизма в «Истории», не вызывают у него восторга. Поэтому очередную, «динамическую» концепцию истории он реализует не в рамках историософского трактата, а в двух произведениях, из которых первое— «Шартр»— создает базу, точку отсчета, эталон идеального состояния системы. Следующее произведение — «Воспитание» — в качестве предпосылки имеет тезис о том, что равновесие системы нарушено. В этом смысле изложение «динамической теории», помещенное в конец книги, носит характер формулы, верифицировать которую должен читатель, проведший эксперимент (прочитавший книгу).
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Зубкова, Анжелика Владимировна, 2004 год
1. Adams Н. Essays in Anglo-Saxon Law. N. Y., 1876;
3. Adams H. Letter to a Niece and Prayer to the Virgin of Chartres. Boston, 1920;
4. Adams H. Letters (1892-1918). Boston, 1938;
5. Adams H. Mont-Saint-Michel and Chartres. N. Y , 1992;
6. Adams H. Selected Letters. In 6 vol. Cambridge, 1992;
7. Adams H. The Education of Henry Adams. Boston, 1961;
8. Adams H. The Formative Years. A History of the United States During the Administrations of Jefferson and Madison. Boston, Mass., 1947. V. 1;
9. Adams H. The Life of Albert Gallatin. Philadelphia, 1879. Vol. 1;
10. Adams H. The Rule of Phase Applied to History // Adams H. The Degradation of the Democratic Dogma. N. Y., 1949;
11. Adams H. The Tendency of History // Adams H. The Degradation of the Democratic Dogma. N. Y., 1949;
12. Adams H. Letter to American Teachers of History // Adams H The Degradation of the Democratic Dogma. N. Y, 1949;
13. Ford W. C. A Cycle of Adams Letters. 1861-1865. Boston, 1920;
14. Henry Adams and his friends: a collection of his unpublished letters, compiled, with a biographical introd. N. Y, 1970; П
15. Антология мировой философии. В 4-х тт. М., 1971;
16. Анцыферова О. Творчество Г. Джеймса: проблема литературной саморефлексии // Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 2002;
17. Бауэре Д. Демократические дали // Литературная история Соединенных Штатов Америки. М., 1977;
18. Бахтин М. М. «Человек у зеркала» // Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000;
19. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.
20. Бахтин М М Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Эпос и роман. М., 1998;
21. Бергсон А. Избранные труды. М., 1964;
22. БлэкМ. Метафора // Теория метафоры. М 1990;
23. Бредфорд У. История Плимутского поселения // Библиотека литературы США М., 1987;
24. Вебер М, Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М., Избранные произведения. М., 1990;
25. Бенедиктова Т. Д. Обретение голоса. Американская поэтическая традиция. М., 1994;
26. Волошинов М. В. Марксизм и философия языка // Философия и социология гуманитарных наук. СПб., 1995;
27. Гейбриэл Р. Выиграть или потерять мир? // Литературная история Соединенных Штатов Америки. Т, 3. М., 1979;
28. Гиришан М М. Ритм художественной прозы. М., 1982;
29. Голдмен Э. Ф. Историки // Литературная история Соединенных Штатов Америки. М., 1977;
30. ГуревичА. Я. Категории средневековой культуры. М , 1984;
31. Данилова И. Е. От средних веков к Возрождению. М., 1975;
32. Дементьев И. П. Идейная борьба в США по вопросам экспансии (на рубеже ХК-ХХ вв.). М., 1973;
33. Долинин А. А. У истоков американской культуры: «картина мира» в литературе колоний Новой Англии ХУШ в. // Истоки и формирование американской национальной литературы ХУП-ХУШ вв. М., 1985;
34. Дюбуа Ж., Эделин Ф. Общая риторика. М., 1978;
35. ЖеиеттЖ. Вымысел и слог //ЖенеттЖ. Фигуры. Т. 2. М., 1998;
36. Женетт Ж. Повествовательный дискурс // Женетт Ж. Фигуры. Т. 2. М., 1998;
37. Журбина Е. И. Теория и практика художественно - докумерггальных жанров. М., 1965;
38. Зарубежная литература от Средневековья до современности. М., 2000;
39. Иди М. Недостающее звено // Возникновение человека. М., 1987;
40. Историография Нового времени стран Европы и Америки. Под ред. Б. Г. Вебера. М., 1987;
41. История всемирной литературы. М., 1988. Т. 6;
42. История Соединенных Штатов Америки. М., 1985. Т. 2,3;
43. История Средних веков / Под общей ред. Д. Сказкина. В 2 т. Т. 1. М., 1977;
44. Кант И. Избранные произведения. В 2-х тт. М., 1987;
45. Карасев Л. В. Текст и энергия. М., 1998;
46. Карсавин Л. П. Культура средних веков. Пг., 1918;
47. Керти М. Литература идей // Литературная история Соединенных Штатов ... ,
48. Клпменкова Т. А. От феномена к структуре. М., 1991;
49. Ковалев Ю. В. «Американская мечта» в творчестве Ф. Фицжерапьда // Зарубежный роман. Проблемы метода и жанра. Пермь, 1982;
50. Коллингвуд Р. Идея истории. М., 1980;
51. Колядич Т. М. Воспоминания писателей. Проблемы поэтики жанра. М., 1988;
52. Компаньон А. Демон теории. М., 2001;
53. Кои И. Позитивизм в социологии. Л., 1964;
54. Коренева М. М. Генри Адаме // Писатели США. М., 1990;
55. Коренева М М. Генри Адаме // Проблемы становления американской литературы. М., 1981;
56. Коренева М. М. Творчество Э. Тейлора и пуританская традиция // Истоки и формирование американской национальной литературы ХУП-ХУШ вв. М., 1985;
57. Корман Б. А. Опыт описания литературных родов в терминах теории автора (субъектный уровень) // Проблема автора в художественной литературе. Вьш. 1. Ижевск, 1974;
58. Кох А. Государственные деятели и философы республики // Литературная история Соединенных Штатов Америки. М., 1977;
59. Кревекер -Дж. Письма американского фермера // Библиотека литературы США. М., 1987;
60. Кьеркегор О понятии иронии // Логос. № 4;
61. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. М., 1992;
62. Литературная история Соединенных Штатов Америки. М., 1979;
63. Лооне Э. Современная философия истории. Таллин, 1980;
64. Лосев А. Ф., Шестаков В. Н. История эстетических категорий. М., 1965;
65. Лясковская О. Л. Французская готика. М., 1973;
66. Майер Р. В пространстве время здесь. М., 1989;
67. Мак Дауэлл Т. Великий Эксперимент // Литературная история Соединенных Штатов Америки. М., 1977;
68. Ман П. де Аллегории чтения: Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста. Екатеринбург, 1999;
69. Мандельштам О. Э. Разговор о Данте // Избранное. Таллин, 1989;
70. Манн Ю. О гротеске. М., 1976;
71. Маслов Ю. Введение в языкознание. М., 1997;
72. Мейтпленд И. Недостающее звено // Возникновение человека. М., 1987;
73. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976;
74. Метафора в язьже и тексте. М., 1988;
75. Морозова И. В. Новоанглийское мьппление и роман Г. Адамса «Демократия» // Проблемы традиции и новаторства в литературе и фольклоре. Ижевск, 1990;
76. Морозова И. В. Проблема экспатрианства американской литературы и Генри Адаме // Вестник Удмуртского университета. № 4,1994;
77. Морозова И. В. Художественное своеобразие «Воспитания Генри Адамса». Традиции и новаторство // Филологические науки. 1991. № 4; 78. ^fyляpчuк А. Идеология и история в зеркале романа // Демократия. Романы. М., 1989;
78. Муратова К. Мастера французской готики. М., 1988;
79. Мухина Т. А. Категория времени в культуре и искусстве современного человека. М , 1991;
80. Николюкин А. Н. Живой свидетель истории США // Адамс Г, Воспитание Генри Адамса. М., 1988;
81. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1990;
82. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. М., 1991;
83. Осипова Э. Ф. Генри Торо. Очерк творчества. Л., 1985;
84. Осипова Э. Ф. Ральф Эмерсон и американский романтизм. СПб., 2001;
85. Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли. М., 1963;
86. Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977;
87. Полушенкова М Ю. Г, Адамс «Жизнеописание Альберта Галлатина — пролог к «Воспитанию Генри Адамса» // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX-XX веков. Иваново, 1994;
88. Полушенкова М. Ю. Г. Адамс «Воспитание Генри Адамса»: к проблеме повествования // Национальная специфика произведений зарубежной литературы 19-20 вв. Иваново, 1992;
89. Рабинович В. Л. Урок Августина: жизнь — текст // Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр Петр. История моих бедствий. М., 1992;
90. Рассел Б. История западной философии и ее связь с политикой и социальными условиями от Античности до наших дней. М., 2000;
91. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в средневековом искусстве. М , 1980;
92. Реизов Б. Г. Французская романтическая историография. Л., 1956;
93. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974;
94. Романтические традиции американской литературы XX века и современность. М., 1982;
95. Руднев В. Морфология реальности. М., 1996;
96. Спиллер Р. Генри Адаме // Литературная история США. В 3-х тт. М., 1979. Т. 3;
97. Спиллер Р. Э. Генри Давид Торо // Литературная история Соединенных Штатов Америки. М., 1977;
98. Степанов Ю. Основы общего языкознания. М., 1975;
99. Стеценко Е. А. Судьбы Америки в современном романе США. М., 1994;
100. Тейлор У. Ф. Литература социальных противоречий // Литературная история Соединенных Штатов Америки. М., 1977;
101. Теория метафоры. М., 1990;
102. ТоинбиА. постижение истории. М., 1991;
103. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992;
104. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996;
105. Трельч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994;
106. УитроуДж. Естественная философия времени. М., 1964;
107. Успенский Б. А. Поэтика композиции. М., 2000;
108. УэллкеР., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978; ПО. ХализевВ. Е. Теория литературы. М., 1999;
109. Харитонович Д. А. Средневековый мастер и его представления о вещи // Художественный язык Средневековья. М., 1982;
110. ХейзингаИ. Осень Средневековья. М., 1982;
111. Цивин Р. Д. Роль художественной детали в изображении характера. Л., 1967;
112. Чайнард Дж. Американская мечта // Литературная история Соединенных Штатов Америки. М., 1978. Т. 2;
113. Шарданова И. В. Концепция истории в автобиографии «Воспитание Генри Адамса» / Дисс. канд. филол. наук. Нальчик, 2003;
114. Шарден П. Т. Феномен человека. М., 1986;
115. ШвейзерА. Благоговение перед жизнью. М., 1992;
116. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. М., 1993;
117. Шлезингер А. Циклы американской истории. М., 1992;
118. Шогеицукова Н. А. Опыт онтологической поэтики. М., 1995;
119. Шопенгауэр А. Избранные труды. М., 1987;
120. Шпенглер О. Закат Европы. В 2-х тт. М., 1989;
121. ЯсперсК. Смысл и назначение истории. М., 1991;
122. BlackmurFL Henry Adams. N. Y., 1980;
123. Brogan D. W. Editors preface II Adams H. The education of Henry Adams;
124. Bush C. Halfway to revolution: investigation and crisis in the work of Henry Adams, William James and Gertrude Stein. New Haven, 1991;
125. Byrnes J. F. The Virgin of Chartres: an intellectual and psychological history of the work of Henry Adams. Rutherford N. J..; London, 1981;
126. Chalfant E. Both sides of the ocean: a biography of Henry Adams, his first life, 1838-1862. Hamden, Conn., 1982;
127. ConderJ. A formula of his own. Chicago, L., 1970;
128. Cooly T. Educated Lives: The Rise of Modem Autobiography in America. Ohio, 1976;
129. Couser G. American Autobiography: The Prophetic Mode. Massachusetts, 1979;
130. Сох. J. М Recovering Literature's Lost Ground: Essays in American Autobiography. Louisiana, 1989;
131. Decker W. The Literary Vocation of Henry Adams. Carolina, 1990;
132. Godkin E. L. Imperialism and Democracy in America. N. Y., 1932;
133. GusdorfG. Conditions and Limits of Autobiography // Autobiography: Essays Theoretical and Critical. Ed. By J. Ohiey. N. Y., 1980;
134. Hume R. A. Runaway Star. An Appreciation of Henry Adams. Ithaca-New-York Cornell Univ. Press, 1951;
135. Janeway E. Man's World, Woman's Place. N. Y., 1989;
136. Kaledin E. The education of Mrs. Henry Adams, Philadelfia, 1981;
137. Kaplan H. Power and order: Henry Adams and the naturalist tradition in American fiction. Chicago; London, 1981;
138. Kayser W. The Grotesque in Art and Literature. N. Y., 1981;
139. Koreneva M, Henry Adams and the Crisis of Traditional Ideals of American Democracy // Potsdamer Forschungen. Wissenschaftliche Schriftenreihe der Padagogishen Hochschule «Karl Liebknecht» Postdam. Reihe A-Heft 51,1982;
140. Koretz G. К Augustine's Confessions and The education of Henry Adams // Critical essays on Henry Adams. Boston, Mass., 1981;
141. Levenson J. С Henry Adams // Critical essays on Henry Adams. Boston, Mass., 1981. London, 1981;
142. Lukacs J. Henry Adams and the European tradition of the philosophy of history // Henry Adams and his world. Philadelphia, 1993;
143. Mane R. Henry Adams on Road to Chartres. Harvard, 1971;
144. Manford M. Introduction // Adams H. Mont-Saint-Michel and Chartres. N. Y., 1967;
145. Mendilow A. A. Time and the Novel. London, 1952;
146. Minter D. The Interpreted Design as a Structural Principle in American Prose. 1... 1969;
147. Munford H. M. Henry Adams, the limitations of science // Critical essays on Henry Adams. Boston, Mass., 1981;
148. О'Toole P. The Five of Hearts: an intimate portrait of Henry Adams and his friends, 1880-1918. N. Y., 1990;
149. OlneyJ. Metaphors of Self The Meaning of Autobiography. Princeton, 1972;
150. Porter С Seeing and Being // The Plight of the Participant Observer in Emerson, Jams, Adams and Faulkner. Middletown, 1981;
151. Rayn M. Womanhood in America. N. Y., 1965;
152. Renza L A. The Veto of the Imagination: A Theory of Autobiography // Autobiography: Essays Theoretical and Critical. Ed. by J. Olney. N. Y., 1980;
153. Samuels B. Henry Adams. The Middle Years. N. Y., 1952;
154. Samuels E. Henry Adams. The Major Phase (1890-1918). Cambridge, 1964;
155. Samuels E. The Young Henry Adams. Cambridge, Harvard Univ. Press, 1948;
156. Spender S. Confessions and Autobiography // Autobiography: Essays Theoretical and Critical. Ed. by J. Olney. N. Y., 1980;
157. Stone A. E. Autobiographical occasions and original acts: versions of American identity from Henry Adams to Nat Show. Philadelphia, 1982;
158. Wasserstom W. The Ironies of Progress: Henry Adams and the American Dream. Illinois, 1984.
159. Wilson E. Patriotic Gore. Studies in the Literary of the American Civil War. Boston, 1984; Ш
160. Августин Аврелий. Исповедь // Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр Петр. История моих бедствий. М., 1991;
161. Адаме Г. Воспитание Генри Адамса. М., 1988;
162. Адаме Г. Демократия//Демократия. Романы. М., 1989;
163. Адаме Г. Демократия. Роман из американской жизни / пер. с англ. Д. Л. Михаловского. СПб., 1883;
164. Аристотель. Собрание сочинений в 4-х т. М., 1983.
165. Данте Алигьери. Божественная комедия. М., 1992;
166. Джеймс Г. В клетке // Избранные произведения. М., 1995. Т. 2;
167. Джеймс Г. Зверь в чаще // Избранные произведения. М., 1995. Т. 2;
168. Маркес Г. Г. Сто лет одиночества. М., 1997;
169. Платон. Собрание сочинений в 4-х т. М., 1993.
170. Руссо Ж.-Ж. Исповедь. М., 2002;
171. Торо Г. Уолден, или Жизнь в лесу // Библиотека литературы США. М., 1986;
172. Франклин Б. Автобиография. Памфлеты // Библиотека литературы США. М., 1987;
173. Элиот Т. Бесплодная земля. М., 1998;
174. Эмерсон Р. У. Очерки и эссе // Библиотека литературы США. М., 1986;
175. Emerson К W. The Complete Works. N. Y., 1923. V. 5.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.