Становление и развитие социалистической культуры в Таджикистане и её "советологические" фальсификации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.02, кандидат философских наук Абдушукурова, Татьяна Рашидовна

  • Абдушукурова, Татьяна Рашидовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1983, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ09.00.02
  • Количество страниц 167
Абдушукурова, Татьяна Рашидовна. Становление и развитие социалистической культуры в Таджикистане и её "советологические" фальсификации: дис. кандидат философских наук: 09.00.02 - Теория научного социализма и коммунизма. Душанбе. 1983. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Абдушукурова, Татьяна Рашидовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ЛЕНИНСКАЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ И

СОВРЕМЕННАЯ "СОВЕТОЛОГИЯ".

§ I. Методологическое значение ленинской теории культурной революции.

§ 2. Современная "советология" и культурная революция в Таджикистане.

ГЛАВА П. РАЗБИТИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ТАДЖИКИСТАНЕ И "СОВЕТОЛОГИЧЕСКИЕ" КОНЦЕПЦИИ

§ I. Особенности становления социалистической культуры в.Таджикистане и "советологические" интерпретации.

§ 2. Развитие социалистической культуры в Таджикистане и его буржуазные фальсификаторы.

§ 3. Расцвет и сближение национальных культур в интерпретации "советологии".

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория научного социализма и коммунизма», 09.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие социалистической культуры в Таджикистане и её "советологические" фальсификации»

Великий Октябрь разбил оковы социального и национального гнета, сделал все народы нашей страны полноправными хозяевами своей судьбы. Строительство социализма подняло к самостоятельному историческому творчеству отсталые в прошлом народы. И сегодня "мы вправе гордиться тем, что в общем строю с трудящимися всех наций страны народы бывших национальных окраин, обреченные прежде на вековую отсталость, уверенно шагнули в социалистическое будущее, минуя капитализм и достигли высот социального прогресса"-''.

Всесторонний анализ опыта и практики этого стремительного развития и роста, и, в частности определение роли и значения культурного строительства в этом процессе являются важными и актуальными задачами. Октябрьская революция застала народы нашей страны на разных ступенях развития: народы, населявшие национальные окраины Российской империи, значительно отставали в социальном и культурном развитии. Социализм впервые в истории поставил и осуществил задачу ликвидации этого отставания. В.И. Ленин, намечая пути решения проблемы писал, что "для нас эта культурная революция представляет неимоверные трудности и чисто культурного свойства (ибо мы безграмотны), и свойства материальные (ибо для того, чтобы быть культурными, нужно известное развитие материальных средств производства, нужна известная материальная база)"^. Необходимо было, во-первых, материально обеспечить становление 0 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 г.

Коммунист, 1982, гё 4, с. 4. р

I е ни н В.И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 377. культуры; во-вторых, преодолеть отчуждение между трудящимися и культурой; в-третьих, добиться фактического равенства культурного развития всех народов, поднять все нации и народности до уровня социалистической культуры. Решающей силой развития национальных социалистических культур, по мысли В.И. Ленина^-, является пролетарский интернационализм.

За годы Советской власти народы нашей страны достигли высокого уровня в социальном и культурном развитии. Важным условием этого стало социалистическое культурное строительство: социалистическая культура явилась одним из мощных факторов изменения всей социальной структуры советских национальных республик. Всемирно-историческим свершением явилось достижение того, что народные массы стали "на деле пользоваться благами культуры, цивир лизации и демо1фатии" . Одним из выразительных и характерных примеров того, каковы социальные результаты и последствия этого свершения, может служить Советский Таджикистан, достигнутые им успехи в сфере экономики, политики, культуры.

Успехи в социально-экономическом и культурном развитии советских национальных республик, в частности Советского Таджикистана, - это не только свидетельство торжества идей социализма, но и постоянно действующий мощный фактор в современной идеологической борьбе, которая в последнее время приобрела ряд особенностей.

Характерной особенностью общественного развития конца 70-х - начала 80-х годов является "дальнейшее обострение общего крио зиса капитализма" , ведущее ко все большему идеологическому прот х См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 23,с. 322. р

Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 38, с. 94.

3 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, с. 9. тивоборству двух с оци аль но-э к о номич ее ких систем, Зтот кризис стимулирует активность огромного идеолотчеекого механизма современного государственно-монополистического капитализма, который оказывает сопротивление "не только военное и политическое, но и т идейное, самое глубокое и самое мощное", не только пытается защитить мнимые"ценности" капиталистического строя, но и "пускает в ход целую систему средств, рассчитанных на подрыв социалистир ческого мира, его разрыхление .

Идеологическое противоборство двух социально-экономичееких систем - социализма и капитализма - становится в последнее время все боле острым. С этим связано то обстоятельство, что проблемы идеологической борьбы все более выдвигаются на первый план.

Главным идейно-политическим оружием империализма является антикоммунизм, возникший в свое время как ответ на появление коммунистического учения, "Основным содержанием антикоммунизма является клевета на социалистический строй, фальсификация политики партии и целей коммунизма. Под фальшивыми лозунгами антикоммунизма империалистическая реакция преследует и травит все передовое и революционное, старается расколоть ряды трудящихся, парализовать волю пролетариата к борьбе. Под этим: черным знагленем объединились ныне все враги социалистического прогресса: финансовая олигархия и военщина, фашисты и реакционные клерикалы, колонизаторы и помещики, все идейные и политические пособники империалистической реакции. Антикоштунизм - отражение крайней степени дего радации буржуазной идеологии"0.

1 Л е н и н В.И. Полн. собр. соч., т. 41, с. 406.

2 Материалы ШТ съезда КПСС, с. 9, 3

Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1961, с. 51-52.

Современный антикоммунизм отличает все более явственно проявляющееся стремление приспособиться к изменяющимся условиям идеологической борьбы. Это проявляется как в попытках разрабатывать и использовать все новые и новые формы и методы пропаганды, так и в установках на фальсификат® самых современных явлений и процессов социальной кизни. В постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" отмечается, что "империалистическая пропаганда. непрерывно ведет яростное наступление на утлы советских людей, стремится с помощью самых изощренных методов и современных технических средств отравить их сознание клеветой на советскую действительность, очернить социализм, приукрасить империализм, его грабительскую, бесчеловечную политику и практику"^. Данная особенность современного антикоммунизма выдвигает перед научным коммунизмом задачу дальнейшего изучения и осмысления практики "советологии", ее обоснованной и острой критики с научных марксистско-ленинских позиций. Это в полной мере относится и к изучению той идеологической борьбы, которая развертывается в современных условиях вокруг национальной культуры Советского Таджикистана, ее истории, современного состояния и проблем развития. Здесь возникают, в частности, такие аспекты, как задачи социалистического строительства, создания культуры коммунизма, возрастание роли культуры в общественном развитии, обострение современной идеологической борьбы.

Обострение идеологической борьбы в мировом общественном развитии последних лет, естественно постоянно привлекает внимание

0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспита тельной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. М., 1979, с. 6. советских ученых к постановке и разработке как фундаментальных, так и конкретных проблем этой борьбы^. Одним из наиболее актуалЬ' ных направлений в исследовании этих проблем является вопрос о критическом анализе методологических основ современного антикоммунизма и "советологии", как его важнейшего направления, постановка данной проблемы определяется всем ходом развития идеологической борьбы на современном этапе. Так, &ХУ1 съезд КПСС отметил, что в последние годы "возросла активность пропагандистских о средств классового противника" . Важным аспектом содержания этой возросшей активности является стремление идеологов капитализма В последние годы критика антикоммунизма и анализу проблем современной идеологической борьбы были посвящены следующие обобщающие исследования и работы: Арбатов Г.А. Идеологическая борьба в современных международных отношениях. Доктрины, методы и организация внешнеполитической пропаганды империализма". ГЛ., 1370; Борьба идей в современном мире, в 3-х томах. М., 19751977; Идеологическая борьба и современная культура. М:*., 1972; К у ч м а е в а И.К. Актуальные проблемы культуры и идеологическая борьба. М., 1976; Ленинское учение о социалистической культуре и идеологическая борьба. Тбилиси, 1980; М и т и н М.Б. Проблемы современной идеологической борьбы. Критика социологических и социально-политических концепций, М., 1976; М о д р -ж и н с к а я Е.Д. Ленинизм и современная идеологическая борьба. М., 1970; Развитой социализм и кризис "советологии". М., 1982; Реальный социализм в СССР и его буржуазные фальсификаторы, М., 1977; Я к у ш е в с к и й И.Т. Диалектика и "советология", М., 1975 и др.

2 Материалы ХХУ1 съезда КПСС, с. 75. создать методологию, альтернативную марксизму-ленинизму*.

К постановке проблем, связанных ;с критическим анализом методологии современного антикоммунизма, обращается внимание и в уже приведенном постановлении ЦК КПСС, в котором отмечалось, что, наряду с необходимостью усиления разработки актуальных проблем марксистско-ленинской теории, перед советскими учеными ставится задача сосредоточить внимание на такой проблеме, как о особенности и методы идеологической борьбы на современном этапе . "Серьезный анализ новых проблем, постоянно рождаемых жизнью" как важная часть идеологической работы на современном эт.апе был осоо бо выделен в докладе Ю.В. Андропова "Шестьдесят лет СССР .

Необходимость постоянного критического анализа особенностей и изменений современного антикоммунизма обусловливает правомерность постановки проблемы культуры в современном общественном развитии, ее роли в коммунистическом строительстве и месте в общественном прогрессе.

Актуальность этих проблем и пристальное внимание к ним со стороны "советологов" связаны с тем, что в ходе перерастания со Постановку этих цроблем см.: А м а н т а е в Б.А., Бег а'лиев Н.К. Критика методологических основ современного антикоммунизма. Алма-Ата, 1979; В поисках идеологического обновления. М., 1982; П и в н е в Н.П., П и в н е в а Л.И., Г о л о т к и н В. В. К вопросу о критике методологии современного антикоммунизма. Вестник Московского университета. Теория научного коммунизма, 1976, J3 I и др. р

О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г., с. 13.

Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР. М., 1982, с. 15. циализма в коммунизм, в эпоху современной научно-технической революции всевозрастающее значение обретает социальная роль культуры: культура все значительнее воздействует на социально-экономические факторы и способствует достижению одной из главных задач коммунистического строительства - формированию всесторонне и гармонически развитого человека.

Повышенное внимание к этим проблемам характеризует основные направления стратегии и тактики Коммунистической партии в области культурного строительства, которые были сформулированы в материалах ХХУ1 съезда КПСС. Это прежде всего "повышение социальной и идеологической эффективности всей сферы культуры, усиление ее воздействия на решение проблемы коммунистического воспитания трудящихся, укрепление дружбы народов СССР,.усиление воздействия сферы культуры и искусства на решение ключевых социально-экономических и научно-технических задач."-'-.

Важным аспектом, раскрывающим социальную роль культуры в социалистическом обществе и вызывающим- постоянные попытки фальсификации со стороны "советологов", являются закономерности развития национальных социалистических культур - процессы их взаимовлияния, взаимообогащения, расцвета и сближения, характеризующие в то же время сущность формирования общечеловеческой культуры коммунизма. Ю.Б. Андропов, указывая на значение взаимодействия культур в становлении и развитии культуры развитого социализма, говорил: "Па основе прогрессивных позиций, интенсивного обмена духовными ценностями расцвела социалистическая многонациональ

Демичев П. ХХУ1 съезд КПСС и задачи культуры. -Коммунист, 1981, № 8, с. 22. ная культура"^. В этом плане он поставил следующие задачи: "Нужно упорно искать новые, отвечающие сегодняшним требованиям методы и формы работы, позволяющие сделать еще более плодотворным взаимное обогащение культур, открыть всем людям еще более широкий доступ ко всему лучшему, что дает культура каждого из наших о народов" .

Значение культуры в современном мире становится все более ощутимым в ходе социалистической культурной революции. Социалистическая революция не может ограничиться только лишь политическим и социально-экономическим переворотом: культурная революция - ее необходимая и существенная часть. В ее ходе происходит становление нового субъекта исторического развития - строителя коммунистических общественных отношений, а сама она выступает одним из главных "механизмов" воплощения коммунистических идеалов, что наглядно подтверждает представление о социальной сущности культуры вообще.

В своей работе мы рассматриваем вопросы культуры и культурной революции на различных этапах строительства социалистического общества. При этом в центре внимания ставятся те ее аспекты, которые вызывают настойчивые и постоянные фальсификации в современной "советологии". Для более конкретного анализа поставленные вопросы рассматриваются на примере Советского Таджикистана.

В советской литературе существует обширный круг работ, в которых рассматриваются общие вопросы и проблемы теории социалис

1 А н д р о п о в Ю.В. Шестьдесят лет СССР, с. 8

2 Там líe, с. 13. тической и коммунистической культуры-1-. Анализ работ о культуре в целом и конкретных вопросов о роли культуры в современной идеологической борьбе объективно приводит к необходимости рассмотрения все возрастающего влияния закономерностей развития национальных социалистических культур. Особое значение в этом отношении приобретает изучение этих закономерностей в республиках Средней Азии и, в частности, в Таджикистане, в условиях обострения идеологической конфронтации двух мировых социальных систем.

Изучение закономерностей развития национальных социалистических культур и их роли в современной идеологической борьбе стало предметом исследований ученых среднеазиатских рес

Арнольдо в А.И. Социализм и культурная революция. М., 1967; Б а л л е р Э.А. Культурное наследие и коммунизм, М., 1968; Горбунов В. В. Ленин и социалистическая культура. М., 1972; 3 л о б и н Н.С. Некоторые методологические вопросы культуры и культурной революции. М., 1969; И о в ч у к М.Т., Коган Л.Н. Советская социалистическая культура; исторические проблемы и современные проблемы. М., 1979; К а и р я н В.И. Преемственность в развитии культуры в условиях социализма. М,, 1971; К и м М.П. История и коммунизм. М., 1968; К у л и ч е н-к о М.И. Расцвет и сближение наций в СССР. М., 1981; М е ж у е в В.И. Культура и история. М., 1977; П а х о п о л С.Л. Общее и особенное в культурной революции. Кишинев, 1977; У к р а и н-ц е в Б.В., Культурная революция - составная часть ленинского плана социалистического строительства. М., 1970; X а н а з ар о в К.Х. Социалистическая культура - великое завоевание советского народа. М., 1972; Яковлев Б.Д. Методологические проблемы исследования истории социалистической духовной культуры. Л., 1978. публик^-. Данногду вопросу посвящен и ряд диссертаций, в которых разоблачаются нападки буржуазных идеологов на национальную полио тику Коммунистической партии и Советского государства . о

Ученые Таджикистана, главным образом историки , внесли оп

Сеймов М.С. В.И. Ленин и некоторые проблемы культурной революции. В кн.: Торжество ленинских идей. Душанбе, 1969; Богоутдинов A.M. Избранные произведения. Душанбе, 1980; Гафуров Б. Актуальные проблемы современного национально-освободительного движения развивающихся стран Азии и Африки, 1976; Данияров С.С. Осуществление ленинской программы культурной революции в Киргизии. Фрунзе, 1972; Дурдыев Т. Великий Октябрь и первые культурные преобразования в Туркменистане (19171920 гг.). Ашхабад, 1981; И н о я т о в Х.Ш. Победа Советской власти в Туркестане. М., 1978; Кшибеков Д. Критика буржуазной фальсификации в Казахстане. Алма-Ата, 1972; Сулей м ан о в Р. Ленинские идеи культурной революции и их осуществление в Казахстане. Алма-Ата, 1972; Хидоятов Г. Строительство социализма в Средней Азии и современный антикоммунизм. Ташкент,

1978 и др. р

Г о б е е в О.Б. Разоблачение буржуазной фальсификации национальной политики КПСС. М., 1967; Камалетдинова Н.М. Критика буржуазной фальсификации политики КПСС в области развития культуры и языков народов СССР. М., 1969; Р у з и м у -радов А. Критика, современных антикоммунистических извращений ленинской национальной политики (на примере Средней Азии). М.; 1977; Реджепова О.С. Критика буржуазной фальсификации национальной политики КПСС. М., 1978; Абдулл. аева Э.Н. Расцвет и сближение культур народов Средней Азии при развитом социализме и критика их буржуазных фальсификаторов. Ташкент, 1981; Кошонов С. Критика основных концепций современного антикоммунизма по проблемам места и роли национальной интеллигенции в советском обществе. М., 1982. Q

Раджабов З.Ш. Очерки истории культурного строительства в Таджикистане. Душанбе, 1976; Султанов Ш. Партийное руководство культурным строительством в условиях развитого ределенный вклад в изучение истории культурного строительства. Однако проблемы становления и развития социалистической культуры в Таджикистане этим не ограничиваются. Различные задачи, в тогл числе теоретические проблемы культурного строительства в специфических условиях перехода от феодализма к социализму еще предстоит решать обществоведам республики. Социально-философское осмысление опыта культурного строительства в Таджикистане в контексте критики идеологии антикоммунизма и "советологии" как научная задача еще ждет своего решения.

Имеется ряд работ таджикских ученых, в которых проанализированы фальсификации конкретных фактов социалистических культурных преобразований, обозначены и раскрыты основные концепции и теории "советологии", направленной против национальной политики КПСС в республиках Средней Азии, дан сопоставительный анализ культур этих республик в сравнении с современной буржуазной культурой В этих исследованиях вопросы о философском осмыслении социализма. Душанбе, 1976; Ш у к у р о в P.M. История культурной жизни Советского Таджикистана. Душанбе, 1970; Его же. Культурная жизнь Таджикистана в период развитого социализма. Душанбе, 1980; Из истории культурного строительства в Таджикистане. Сборник документов и материалов. Душанбе, 1966-1980. А с и м о в М.С. Реальность против мифов. Культура советского Востока и ее зарубежные "интерпретаторы". Дружба народов, 1975, J£ II, А ш у р о в Г.А., М и л я в с к и й Б.Л.Ното soveticus его открытые враги и мнимые доброжелатели. - Памир, 197I, В 5; А ш у р о в Г.А, Новые тенденции в развитии современного антикоммунизма. - Известия АН Таджикской ССР. Отд. общ. наук. 1972, 3; Он же: Ленинская национальная политика КПСС и ее фальсификаторы. - Известия АН Таджикской ССР. Отд. общ. наук. Статья I, 1973, J5 2; Статья П. 1975, В 2; Т у р с у н о в Х.Ш. Воплощение ленинских идей культурной революции в республиках Средней Азии в условиях развитого социализма. Душанбе, 1980 и др. опыта социалистического культурного строительства в Таджикистане в условиях современной идеологической борьбы только ставятся, но еще не решены. Настоящее диссертационное исследование ставит целью по возможности восполнить этот пробел. Не претендуя на исчерпывающее освещение проблемы, автор выражает надежду, что данная работа внесет определенный вклад в исследование и критику основных "советологических11 концепций и будет таким образом способствовать выполнению важнейшей задачи борьбы против идеологии и политики современного антикоммунизма. Анализ литературы по вопросам современной идеологической борьбы и теории развития социалистической культуры определил правомерность и необходимость постановки темы настоящего диссертационного исследования - "Становление и развитие социалистической культуры в Таджикистане и ее "советологические" концепции".

Актуальность постановки темы настоящего диссертационного исследования обусловлена, во-первых, необходимостью усиления борьбы против антикоммунизма. Обострение идеологической конфронтации в современном мире требует своевременной и глубокой критики важнейшего современного направления антикоммунизма - "советологии": мы должны учитывать все ее изменения, чтобы быть не обороняющейся, а наступающей стороной в современной идеологической борьбе. Поэтому в марксистской критике антикоммунизма и "советологии" актуальным является вопрос не о достоверности или о фальшивости их взглядов и концепций, а о путях, о методах, о целях фальсификации. Во-вторых, актуальность обусловлена тем, что критика буржуазной фальсификации марксистско-ленинского учения, политики КПСС и Советского государства в области развития национальных культур способствует решению одной из важных задач идейно-воспитательной работы Коммунистической партии - формированию марксистоко-ленинского мировоззрения советского человека, а также позитивной разработке актуальных проблем теории и практики социалистического культурного строительства. В-третьих, актуальность темы определена тем, что критика буржуазных концепций о дискриминации национальных культур социалистических наций, разоблачая пропагандистскую несостоятельность идеологов антикоммунизма, способствует усилению влияния и утверждению марксистско-ленинской концепции культуры в развивающихся странах.

Целью настоящего исследования является анализ социалистической национальной культуры Таджикистана и критика ее "советологических" концепций, что определило следующий круг освещаемых вопросов, а также совокупность и характер поставленных задач:

- показать значение ленинской теории культуры и культурной революции в ходе социалистических культурных преобразований Совет с ко го Таджикис т ана;

- проанализировать значение общих закономерностей и специфических особенностей в культурном строительстве республики;

- исследовать роль культурных преобразований в обстановке обострения идеологической борьбы на современном этапе;

- на основе критического анализа работ "советологов" охарактеризовать основные направления и изменения методов "советологии", фальсифиЩ'1руцющей современный этап развития социалистических национальных культур;

- выявить методологическую и практическую несостоятельность "советологических" фальсификаций становления и развития социалистической культуры;

- на основе всестороннего изучения и разработки вопросов теории и практики социалистического культурного строительства в Таджикистане углубить критику современной "советологии";

- вскрыть сущность "советологических" фальсификаций важных -закономерностей, характеризующих основные процессы взаимовлияния и взаимообогащения, расцвета и сближения национальных культур в условиях развитого социализма.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в отличие от существующих работ, посвященных исследованию культурной революции в Таджикистане, в диссертации основное внимание обращено на анализ значения общих закономерностей и особенностей этой революции в условиях современной идеологической борьбы. При этом в центре внимания ставятся те ее аспекты, которые вызывают настойчивые и постоянные фальсификации в современной "советологии". Существенно новые вопросы подняты и освещены в диссертации в связи с анализом методологии современной "советологии", формирования и развития в ней концепций по вопросам развития национальной социалистической культуры ("советский колониализм", "русификация", "политическая советизация" и т.д.), критикой основных принципов "советологических" фальсификаций социалистических культурных преобразований в Таджикистане.

Методологической и теоретической основой диссертации•послужили произведения основоположников марксизма-ленинизма, решения съездов и пленумов ЦК КПСС, Программа КПСС, документы международных совещаний коммунистических и рабочих партий, в которых нашли отражение вопросы развития- национальных культур. Особое значение для диссертанта тлели материалы ХХУ, ХХУ1 съездов КПСС и постановления ЦК КПСС (апрель 1979 г.,июнь 1983 г.), где определены основные задачи борьбы с антикоммунизмом на современном этапе. Автор опирался на многочисленные труды советских ученых-обществоведов, в которых затронуты определенные аспекты исследуемой темы.

В работе использовано значительное число англоязычных работ таких "советологов", как Э. Бэкон, А. Беннигсен, А. Ноув, Дж. Ньюс, Э. Оллуорт, А. Парк, Т. Раковска-Харглстоун, М. Рыбкин, Дж. Уилер и др., а также статьи из буржуазных периодических журналов.

Практическое значение диссертации заключается в следующем: во-первых, ее основные положения и привлеченные в ней материалы могут быть использованы в научной критике современного антикоммунизма; во-вторых, ее положения могут быть использованы в преподавании теории научного коммунизма, в частности в подготовке спецкурсов по критике антикоммунистических концепций развития национальных социалистических культур, о роли и месте культуры в современной идеологической борьбе; в-третьих, она дает материал для пропагандистской, идеологической, политико-воспитательной работы, необходимость усиления которой была отмечена в постановлении ЦК КПСС "Актуальные вопросы идеологической, масс ово-полити-ческой работы". "Идеологическую, воспитательную, пропагандистскую работы, - подчеркивается в постановлении, - необходимо решительно поднять на уровень тех больших и сложных задач, которые решает партия в процессе совершенствования развитого социализма"-^.

Работа состоит из следующих разделов: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

1 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г. М., 1983, с, 69.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория научного социализма и коммунизма», 09.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория научного социализма и коммунизма», Абдушукурова, Татьяна Рашидовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Духовный и культурный расцвет всех наций и народностей, составляющих все крепнущее единство - советский народ - один из характерных признаков национального развития в условиях социализма и важный итог исторического развития Советского многонационального государства за шестьдесят лет. "Дуть, пройденный Советским Союзом за:'60 лет, - отмечает Ю.В. Андропов, - это целая эпоха. История, пожалуй, не знает столь стремительного взлета от состояния отсталости, бедствий и разрухи к могуществу современной великой державы с высочайшим уровнем культуры и постоянно растущим благосостоянием народа"^".

Социалистическая культура является важным средством осуществления социалистических общественных преобразований. Формирование и развитие социалистической культуры в Советском Таджикистане тесно связано с практикой строительства социализма - со становлением и развитием новых производственных сил и производственных отношений, с изменением социальной структуры общества, с формированием нового общественного сознания и т.д. Причем становление социалистической культуры в Таджикистане происходило в особо сложных условиях: почти полная безграмотность, отсутствие квалифицированных рабочих кадров, инженеров, врачей, учителей. Входе культурной революции Советский Таджикистан с помощью других народов Советского Союза и прежде всего русского народа прошел путь от феодализма к вершинам современного социального и духовного

1 А н д р о п о в Ю.В. Шестьдесят лет СССР. Доклад на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 21 декабря 1982 г. М., 1982, с. 7. прогресса. Важным условием этого стремительного развития явилась Великая Октябрьская социалистическая революция, ставшая источником национальной независимости и роста социальной активности трудящихся масс республики. Обширная сеть общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений и культурно-просветительных учреждений стала основанием не только ликвидации негра-мбтности, но и важным фактором развития новой социальной структуры республики. Все это привело к формированию нового субъекта исторического развития - труженика-творца новой действительности, воплощающего в жизнь коммунистические идеалы.

В ажным результатом социалистической культурной революции в Таджикистане стала новая культура, в которой, с одной стороны, сохранилась связь с классическим наследством, с духовным богатством прошлого, а с другой стороны - произошло становление и развитие нового, социалистического содержания. Единство этих сторон в современной культуре Советского Таджикистана обусловило ее расцвет и связь с духовным богатством всего человечества.

Успехи социалистического культурного строительства в Таджикистане, воздействие социалистической культуры на ход социально-экономических преобразований в нем необходимо привлекают внимание развивающихся стран Азии, -Африки и Латинской Америки. Именно поэтому опыт среднеазиатских республик, в частности Таджикистана, является предметом пристального внимания и многочисленных фальсификаций современных "советологов". Здесь проходит один из передовых участков современной идеологической борьбы, что обусловливает необходимость пристального изучения этих фальсификаций с целью критического анализа и вскрытия их классовой сущности. Более того, анализ "советологических" фальсификаций социалистической культуры Таджикистана в 60-70-е годы дает основание для обобщений и выводов, раскрывающих сущность изменений и появление новых тенденций в современной "советологии" и обеспечивает наступательный характер марксистской критики.

Изучение опыта социалистического культурного строительства в Советском Таджикистане показывает полную теоретическую, методологическую и практическую несостоятельность современной "советологии", фальсифицирующей этот опыт. Успехи, достигнутые в развитии социалистической культуры в Таджикистане, ее расцвет и тесная связь с другими национальными культурами, составляющими клесте все крепнущее единство - советскую культуру - со всей очевидностью дают основание для формулировки некоторых общих выводов.

Во-первых, вопреки "советологическим11 фальсификациям развитие социалистической культуры в Таджикистане является реальным подтверждением верности ленинской теории культурной революции. Опыт культурного строительства в Советском Таджикистане показывает, что социалистические культурные преобразования являются важной составной частью социалистического революционного переворота: культурные преобразования тесно связаны с преобразованиями в социально-политической и экономической областях общественной жизни. Это положение имеет непроходящее значение для развивавшихся стран в современном мире, в борьбе за которые представители современного антикоммунизма пытаются отрицать историческую детерминированность национальной социалистической культуры, ее классовый характер и социальные функции в ходе социального переворота.

Во-вторых, "советологические" фальсификации постоянно основываются на искажении диалектического единства общих закономерностей и особенностей в развитии социалистической культуры Таджикистана, воплощающей одно из основных положений ленинского учения о социалистической культуре.

В-третьих, становление и развитие социалистической культуры в Таджикистане раскрывает теоретическую несостоятельность "советологических" концепций "советского колониализма" и "русификации", которые основаны на фальсификации такой важной закономерности культурного строительства в Таджикистане, как помощь русского пролетариата и других народов Советского Союза.

В-четвертых, на основе фальсификации прежде всего руководящей роли Коммунистической партии в социалистическом культурном строительстве "советологи" обращаются к построению концепции "политической советизации", которая, по их мнению, более объективно отражает советскую действительность. Реально же обращение ."советологов" к данной концепции свидетельствует о кризисе антикоммунизма и его стремлении ко все более усложенным и изощренным приемам фальсификации исторического опыта СССР, в частности опыта культурного строительства в Советском Таджикистане,

В-пятых, в фальсификациях процессов сближения и расцвета советских национальных культур "советологи" обращаются к новым приемам и аргументам. Прежде всего они стремятся отождествить процессы и явления социалистической и капиталистической действительности. Так, например, современная культура Советского Таджикистана характеризуется шли с точки зрения теории "массовой культуры", отражающей развитие культуры в буржуазном обществе и направленной на адаптацию человека капиталистической действительности, а не на формирование нового субъекта истории, революционно преобразующего жизнь, становление которого происходит в ходе социалистической культурной революции. Аналогично рассматривается шли тенденция к сближению социалистических национальных культур: оторванная от тенденции к расцвету, она представляется как процесс ассимиляции этих культур. А тенденция к расцвету фальсифицируется с точки зрения буржуазного национализма: расцвет национальных социалистических культур представляется ими как результат не социалистических преобразований в культуре и общественной жизни, а роста национализма. Тем самым в современной "советологии" искажается диалектический характер связи этих понятий, отражающих сущность национальных социалистических культур.

В-шестых, различные концепции и теории "советологии" тесно связаны с общим развитием антикоммунизма и его основными концепциями. Так, в концепциях "советологов" 60-70-х годов прослеживается связь с концепциями "конвергенции", "технологического детерминизма", бихевиоризма, "этического" и "демократического" социализма.

В-седьмых, обострение идеологической борьбы двух социальных систем в последние годы необходимо обращает внимание и требует постоянного анализа всех изменений в современной "советологии" -вскрытие ее теоретической и методологической основы и классовой обусловленности. Все это, а также глубокая диалектическая разработка проблем теории социалистической культуры обеспечат наступательный характер марксистской критики "советологии".

Разработка проблемы данного исследования приводит к постановке ряда вопросов, имеющих теоретическое, социально-практическое и пропагандистское значение.

I. Задачи современного этапа развития социализма необходимо обращают к разработке актуальных проблем социалистической культуры и прежде всего ее главной цели - "формировать, возвышать духовные потребности человека, активно влиять на идейно-политический и нравственный облик личности"*. Это находится в прямой связи с тем,

1 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г. М., 1983, с. 47. что "формирование нового человека", - как отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, - "не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства"*.

2. Условия современной идеологической борьбы настоятельно требуют постоянной и глубокой разработки всех составных частей марксистско-ленинской теории, главного идеологического оружия сил социализма. В этой связи в марксистской критике антикоммунизма важное место должен занять анализ теоретических и методологических основ того направления в нем, которое получило название теоретического антикоммунизма. В целях усиления своего наступательного характера марксистская критика антикоммунизма должна пристально следить и тщательно анализировать все изменения в современной "советологии", что позволит создать необходимую основу и предпосылки для выработки и обоснования различных направлений во внешней политике Коммунистической партии и Советского государства.

3. Требование наступательности в идеологической борьбе необходимо обращает так7ле к глубокой разработке проблем теории социалистической культуры. Теоретическое обобщение достижений реального социализма является одним из главных аргументов в борьбе идей в современном мире, поэтому теоретическая неточность может стать аргументом "советологии". В этой связи можно выделить несколько основных направлений в разработке актуальных проблем теории социалистической культуры:

- о ведущих и главных тенденциях развития социалистической культуры и диалектическом характере их взаимосвязи;

- о диалектике общего и особенного в развитии национальной социалистической культуры в условиях развитого социалистического Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г.' М., 1983, с. 27. общества;

- о формировании национально специфического в современных национальных социалистических культурах;

- вопросы социальной сущности национальной социалистической' культуры, раскрывающие воздействие различных компонентов культуры - системы общеобразовательных учреждений, средних и высших учебных заведений, культурно-просветительных учреждений и т.д. -на формирование социальной активности трудящихся масс, являющейся одной из важнейших характеристик нового субъекта исторического развития - строителя коммунистического общества.

4. Важным теоретическим и социально-практкчесшш вопросом является рассмотрение теории и практики социалистического культурного развития в тесной связи со все возрастающим воздействием опыта культурного развития среднеазиатских республик, в частности Советского Таджикистана, на развивающиеся страны. Актуальность этого вопроса возрастает по мере усиления и усложнения идеологической борьбы в современном мире.

5. Разработка отмеченных проблем определяет характер и содержание современной пропагандистской работы, в которой вопросы развития советской многонациональной культуры, национальных социалистических культур,, в частности культуры Советского Таджикистана, необходимо должны рассматриваться и пропагандироваться с учетом усложнения и обострения идеологической борьбы, а также в контексте того внимания, которое придают этим вопросам развивающиеся страны. В этой связи большое значение имеет усиление данного аспекта в преподавании общественных наук и прежде всего марксистско-ленинской философии и научного коммунизма, а также разработка и чтение спецкурсов по критике антикоммунистических концепций развития национальных социалистических культур, о роли и месте культуры в современной идеологической борьбе.

6. Практическим осуществлением этих целей и задач может стать создание информационно-последовательного центра, призванного своевременно информировать партийные органы и научные учреждения, непосредственно занимающиеся идеологической работой, об основных тенденциях и изменениях в современном антикоммунизме, фальсифицирующем различные области общественной жизни советских национальных республик, что явится конкретным ответом на решения июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, который подчеркнул: "Необходима хорошо продуманная, единая, динамичная и эффективная система контрпропаганды" Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г., с. 74.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Абдушукурова, Татьяна Рашидовна, 1983 год

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

2. МАРКС К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 1-4.

3. МАРКС К. Восемнадцатое брюмера Луи.Бонацрата. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 8, с. II5-2I71.

4. ЭНГЕЛЬС Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 231-517.

5. ЭНГЕЛЬС Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 322-339.

6. ЭНГЕЛЬС Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 269-317.

7. МАРКС К., ЭНГЕЛЬС Ф. Святое семейство, или критика крити-. ческой критики. Маркс К., Энгельс Й. Соч., т. 2, с. 3-230.

8. МАРКС К., ЭНГЕЛЬС Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 7-544.

9. МАРКС К., ЭНГЕЛЬС Ф. Манифест Коммунистической партии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т, 4, с. 419-459.

10. МАРКС К.,. ЭНГЕЛЬС Ф. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 9-32.

11. К. Маркс и Ф. Энгельс о литературе. М.: Художественная литература, 1958, 319 с.

12. К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. М.: Искусство,1967, в 2-х томах, 575 с., 719 с.

13. ЛЕНИН В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют., против социал-демократов. Поли. собр. соч., т. I, с.145-346.

14. ЛЕНИН В.И. От.какого наследства мы отказываемся. Полн. собр. соч., т. 2, с. 505-550.

15. Произведения К. Маркса и Ф. Энгельса указываются по второму изданию сочинений.

16. ЛЕНИН В.И. Марксизм и ревизионизм. Поли. собр. соч., т.17, с. 15-26.

17. ЛЕНИН В.И. Три источника и. три составных части марксизма. Полн. собр. соч., т. 23, с. 40-48.

18. ЛЕНИН В. И. Культурные, европейцы и дикие азиаты. Полн. собр. соч., т. 23, с. 89-90.

19. ЛЕНИН В. И. Пробуждение Азии. Полн. собр. соч., т. 23, с. 145-146.

20. ЛЕНИН В. И. Рабочий класс и национальный вопрос. Полн. собр. соч., т. 23, с. 149-150.

21. ЛЕНИН В.И. Нужен ли обязательный государственный язык? Полн. собр. соч., т. 24, с. 293-295.

22. ЛЕНИН В. И. Тезисы по национальному вопросу. Полн. собр. соч., т. 23, с. 314-322.

23. ЛЕНИН В.И. Критические заметки по национальному вопросу. Полн. собр. соч., т. 24, с. 113-150.

24. ЛЕНИН В.И. О "культурно-национальной" автономии. Полн. со^р. соч., т. 24, с. 174-178.

25. ЛЕНИН В.И. О праве наций на самоопределение. Полн. собр. соч., т. 25, с. 255-320.

26. ЛЕНИН В.И. О лозунге Соединенных Штатов Европы. Полн. собр. соч., т. 26, с.

27. ЛЕНИН В.И. К вопросу о диалектике. Полн. собр. соч., т.29, с. 316-322.1»2б. ЛЕНИН В.И. Государство и революция. Полн. собр. соч., т.33, с. 1-120.

28. ЛЕНИН В.И. Очередные задачи Советской власти. Полн. собр. соч., т. 36, с. 165-208.

29. ЛЕНИН В.И. Великий почин. Полн. собр. соч., т. 39, с. 1-29.

30. ЛЕНИН В.И. Доклад на П Всероссийском съезде Коммунистических организаций народов Востока 22 ноября 1919 г. Полн. собр. соч., т. 39, с. 318-331.

31. ЯШИН В.И. .0 компромиссах. Поли. собр. соч., т. 40, с. 133-139.

32. ЛЕНИН В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. Полн. собр. соч., т. 41, с. 1-104.

33. ЛЕНИН В.И. 0 пролетарской культуре. Полн. собр. соч., т.41, с. 336-337.

34. ЛЕНИН В.И. Замечания на проекте решения ЦК и задачах РКП(б) в Туркестане. Полн. собр. соч., т. 41, с. 433-436.

35. ЛЕНИН В.И. 0 нашей революции. Полн. собр. соч., т. 45, е.; 378-382.

36. В.И. Ленин о Средней Азии и Казахстане. Ташкент: Узбекистан, 1960, 743 с.

37. В.И.Йенин и проблемы, культурной революции. Л.: Ленинградок, гос.пед.ин-т им. А.И.Герцена. Учен, записки, т. 418,1970. 322 с.

38. Труды руководящих деятелей КПСС и Советского правительства

39. АНДРОПОВ Ю. В. Избранные речи и статьи. М.: Политиздат, 1983. - 320 с.

40. АНДРОПОВ Ю. В. Ленинизм-неисчерпаемый источник революционной энергии и творчества масс: Доклад на торжественном заседании в Москве, посвященном 112-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина 22 апреля 1982 года. М.: Политиздат, 1982. - 24 с.

41. АНДРОПОВ Ю. В. Шестьдесят лет СССР. Доклад на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце.съездов 21 декабря 1982 года. М.: Политиздат, 1982. - 29 с.

42. АНДРОПОВ Ю. В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Коммунист, 1983, $ 3, с. 9—23.

43. НАБИЕВ Р.Н. Советский Таджикистан. М.: Политиздат, 1982. ПО с.

44. РАСУЛОВ Д. Р. Отчет Центрального,Комитета XIX съезду Коммунистической партии Таджикистана. Доклад XIX съезду, КП Тад-. жикистана 23 января 1981 г. Душанбе: Ирфон, 1981. - 56 с.

45. СУСЛОВ М.А. Дело всей партии: Доклад на Всесоюзном совещании идеологических работников 16 октября 1979 г. М.: Политиздат, 1979. 47 с.

46. Документы и материалы КПСС, Советского правительства и Компартии Таджикистана

47. КПСС в.резолюциях и. решениях съездов, конференций и плену-моВоЦК. 8-е изд. М.: Политиздат, 1972, т. 2. 543 с.

48. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. 255 с.

49. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. 233 с.

50. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1961. 144 с.

51. К ПО-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина: Постановление ЦК КПСС. М.: Политиздат, 1979. 16 с.

52. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических республик. М.: Политиздат, 1978. 61 с.

53. ЗЛО. 50 лет образования Таджикской ССР и Компартии Таджикистана. Совместное торжественное заседание ЦК КП Таджикистана, Верховного Совета Таджикской ССР 29 ноября. 1974 г.: Сте-ногр. отчет. Душанбе; Ирфон, 1975. 115 с.

54. Специальная литература (монографии, книги, коллективные труды, сборники статей, брошюры, статьи)

55. АЙТЕАКИНА М.А. Взаимообогащение национальных культур развитого социализма. Алма-Ата: Казахстан, 1978. 144 с.

56. Актуальные проблемы идеологической борьбы на современном этапе. Киев: Политиздат Украины, 1980. 255 с.

57. Актуальные проблемы социалистической культуры. Ташкент: Фан, 1981. 219 с.

58. Актуальные проблемы современной идеологической борьбы. М.: Политиздат, 1977. 304 с.

59. АМАНТАЕВ Б.А., БЕГАЛИЕВ Н.К. Критика методологических основ современного антикоммунизма. Алма-Ата: Казахстан, 1979.- 97 с.

60. АНДРЕЕВ И.А. Некапиталистический путь развития. М.: Наука,1974. 216 с.

61. АРБАТОВ Г.А. Идеологическая борьба в современных международных отношениях. Доктрины, методы, и организация внешнеполитической пропаганды империализма. М.: Политиздат, 1970.- 351 с.

62. АРНОЛЬДОВ. А*И. Культура развитого социализма. М.: Политиздат, 1975. 128 с.

63. АРНОЛЬДОВ А. И. Ш1 съезд КПСС и духовно-нравственные ценности советского человека. Научный коммунизм, 1981, № 5, с. 67-71.

64. АРНОЛЬДОВ А.И. Социалистический образ жизни и культура. -М.: Мысль, 1976. 156 с.

65. АСИМОВ М.С. В.И. Ленин;: и некоторые проблемы культурной революции. В кн.: Торжество ленинских идей. Душанбе: Ирфон, 1969. с. 129-164.

66. АСИМОВ М.С. Реальность против мифов. Культура Советского Востока и ее,зарубежные "интерпретаторы". Дружба народов,1975, I, с. 234-245.

67. АШУГОВ Г.А., МИЛЯВСКИЙ Б.Л. Homo soveticus , его открытые враги и мнимые доброжелатели. Памир, 1971, № 5,с. 3-14.

68. ЕАГРАМОВ Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей. М. : Политиздат, 1982. 336 с.

69. ЕАЛЛЕР Э.А. Коммунизм. Культура, Человек. М.: Советская Россия, 1979. 256 с.

70. БИККШИН Н.Б. Социалистическая идеология. М. : Политиздат, 1978. 295 с.

71. БОГОУТДИНОВ А. М. Избранные произведения. Душанбе: Дониш,1980. 418 с.

72. БОГЙНА Е.Л., ШЕРЕАНЬ Н. В. Критика антикоммунизма в преподавании общественных наук. М.: Изд-во Москов. ун-та.1981. 208 с.

73. Борьба идей в со^еменном мире в 3-х томах. М. : Политиздат, 1975-1978.

74. БРИСКИН А. Страна таджиков. Мл.-Л. : Госиздат, 1930. 78 с.

75. БРОМЛЕИ Ю.В., КУЛИЧШКОМ.И. Национальное и интернациональное в образе жизни советского человека. научный коммунизм, 1982, № 4, с. 3-12.

76. В поисках идеологического обновления: (Критика современных антимарксистских концепций). М.: Мысль, 1982. 332 с.

77. Величие советского строя и бессилие его фальсификаторов. Ташкент: Фан, 1975. 382 с.

78. Взаимодействие и взаимообогащение социалистических культур. М. : Мысль, 1980. 318 с.

79. ГАФТОВ Б. Актуальные проблемы современного национально- . освэбодительного движения развивающихся стран Азии и Африки. М. : Наука, 1976. 278 с.

80. ГАФУРОВ Б.Г. Таджики. М. : Наука, 1972. 658 с.

81. ГОЛОТВИН Ж. Национальные отношения в зрелом социалистическом обществе и вымыслы буржуазных идеологов. Политическое самообразование, 1982, № 2, с. 60-67.

82. ГОРБУНОВ В.В. Ленин и социалистическая культура. М.: Мысль, 1972. 340 с.

83. ДАМШИА О.Н. Культура и ее национальные формы. Вопросы философии, 1981, Ш 6, с. III-II8.

84. ГРИЖЕВА Л.Е. Рабочие союзных республик в условиях социалистической индустриализации (1926-1930 гг.). М.: Изд-во МГУ, 1982. 134 с.

85. ГРЫЗЯОВ В.Ф. Несостоятельность попыток Б.Мейснера исказить успехи ленинской национальной политики в СССР. Вкн,:.АКт. туальные проблемы критики современного антикоммунизма. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1975. с. 98-107.

86. Диалектика интернационального и национального в культуре и образе жизни социалистического общества. М., Фрунзе: Илим, 1981. 87 с.

87. Духовный мир развитого социалистического общества. М.: Наука, 1977. 500 с.

88. ЕРЕМИН Ю.В. Страшное имя "советология". Молодая гвардия, 1976, Js 3, с. 237-252.

89. Единство теории и практики развитого социалистического общества и современная идеологическая борьба. Кишинев: Штлин-ца, 1981. 298 с.

90. ЕСАКОВ В.Д., НЕНАРОКОВ А.П. Советская культура сплав духовных достижений народов СССР: М.: Знание, 1982. - 64 с.

91. ЖУРАВЛЕВ В.В. Художественная культура в системе духовной жизни.развитого социализма. Научный коммунизм, 1982, J5 4, с. 54-62.

92. ЗЛОБИН Н.С. Культура и общественный прогресс. ИМ.: Наука, 1980. 303 с.

93. Идеологическая борьба и современная культура. М.: Наука, 1972. 447 с.

94. ИНОЯТОВ Х.Ш. Победа Советской власти в Туркменистане. М.: Мысль, 1978. 364 с.

95. ИОВЧУК М.Т., КОГАН Л.Н. Советская социалистическая культура: исторические проблемы и современные проблемы. М.: Политиздат, 1979. 208 с.

96. КАИРЯН В.М. Преемственность.в развитии культурв у словиях социализма. М.: Наука, 1971. 212 с.

97. КАИРЯН В.М. Творческое развитие ХХУ1 съезда КПСС ленинского учения о культуре. Научный коммунизм, 1981, № 4, с.75-77.

98. КАЛТАХЧЯН С. Т. Развитие и взаимообгащение национальных культур. В сб.; Проблемы современной идеологической борьбы, развития социалистической идеологии и культуры. М.: Политиздат, 1972. с. 147-169.

99. КАСЫМОВ Ф.Х. Минуя капитализм. Советская историография перехода народов Средней Азии к социализму. М.: Наука, 1980. 375 с.

100. КШЕ В. , КОВАЛЬЗОН М.Я. Теория и история. М.: Политиздат, 1981, 287 с.

101. КИМ М.П. История и коммунизм. М.: Мысль, 1968. 223 с.

102. КИША. Социальная.структура социалистического общества: мифы и реальность. М.: Прогресс, I98I-. 212 с.

103. Культура и идеологическая борьба. Ред. Арнольдов А.И., Новиков Н.В. М.: Мысль, 1979. 192 с.

104. К0Р1УН0В В. В. Коммунизм и антикоммунизм, перед лицом современности. М.: Политиздат, 1978. 344 с,

105. КПСС, во главе культурной революции в СССР. М.: Политиздат, 1972. 376 с.

106. КУШЧЕНКО М.И. Расцвет и сближение нации в СССР. М.: Мысль,1981. 443 с.

107. КУРЕАНОВ Р.С., К0Ш0Н0В С. Несостоятельность буржуазных извращений процесса формирования национальной социалистической интеллигенции Советского Востока. Научный коммунизм,1982, № 6, с. I04-III.

108. КУЧМАЕВА И.К. Актуальные проблемы культуры и идеологическая борьба. М.: Мысль, 1976. 180 с.

109. КШИБЕКОВ Д. Критика буржуазной фальсификации опыта строительства социализма в Казахстане. Алма-Ата: Казахстан, 1972. 112 с.

110. Ленинское учение о социалистической культуре и идеологическая борьба. Тбилиси: Мецниереба, 1980. 349 с.

111. ЛУКИН ЮЛ. Многогранная социалистическая культура. М. : Мысль, 1977. 154 с.

112. МЕШЗВ В. М. Культура и история. М. : Политиздат, 1977. -197 с.

113. Межнациональные связи и взаимодействие культур народов СССР. Редкол.: Бромлей Ю.В. (отв. ред.) и др. Таллин: Ээсти раймат, 1978. 131 с.

114. МИ ЗИН М.Б. Проблемы современной идеологической борьбы. Критика социологических и социально-политических концепций. М.: Наука, 1976. 319 с.

115. МОДРШНСКАЯ Е.Д. Ленинизм и современная идеологическая борьба. М.: Мысль, 1970. 349 с.

116. МОДРШНСКАЯ Е.Д. ХХУ1 съезд КПСС об усилении идеологической борьбы. Научный коммунизм. 1981, № 4, с. 96-98.

117. МШЕЕНИЕРАДЗЕ В. В. Современное буржуазное политическое сознание. М. : Наука, 1981. 446 с.

118. Научно-техническая революция: социализм, культура, человек. М.: Наука, 1981. 177 с.

119. НОВОСЕЛОВ К. -Против буржуазных фальсификаторов истории Средней Азии. Ашхабад: 1Уркменгосиздат, 1962. 319 с.

120. ПАХОПОЛ С.Л. Общее и особенное в культурной революции. Кишинев: Штиинца, 1977. 155 с.

121. ПЕРЕПЕЛИЦИНА Л.А. Роль русской культуры в развитии культур народов Средней Азии. М. : Наука, 1966. 124 с.

122. ШШЕВН.П., ПИВНЕВА Л.Н., ГОЛОТКИН В. В. К вопросу о критике методологии современного антикоммунизма. Вестник Московского университета. Теория научного коммунизма. 1976,1. I, с. 55-63.

123. РАДЖБОВ 3. Очерки истории культурного строительства в Таджикистане. Душанбе: Дониш, 1976. 135 с.

124. РАДЖБОВ С.А. В интернациональной семье советских республик. Душанбе: Ирфон, 1974. 296 с.

125. Развитой социализм и кризис "советологии". М.: Наука,1982.- 363 с.

126. Реальный социализм в СССР и его буржуазные фальсификаторы. М.: Мысль, 1977. 381 с.

127. РОМАНОВСКИЙ Н.В. Критика фальсификаций руководящей роли КПСС в обществе развитого социализма. М.: Мысль, 1981.- 92 с.

128. РОМАНОВСКИЙ Н.В. Ричард Пайпс профессиональный антисоветчик: (Критика работ сотрудника Совета по национальной безопасности США.по истории России и СССР). Вопросы истории, 1982, Ш 3, с. 27-42.

129. РУТКЕВИЧ М.Н. Становление социальной однородности. М.: Политиздат, 1982. 334 с.

130. СЕМЕНОВ B.C. Диалектика развития социальной структуры советского общества. М.: Мысль, 1977. 209 с.

131. СЕМЕНОВ B.C. Культура и развитие человека. Вопросы философии, 1982, J6 4, с. 15-29.

132. СМОЛЯНСКИЙ В. Развеянные мифы советологов. М.: Молодая гвардия, 1981. 176 с.

133. СТАРОВЕРОВ В.И., ГРИГОРЬЕВА Н.С. Несостоятельность элитарных концепций места и роли интеллигенции в социалистическом обществе. Научный коммунизм, 1983, - I, с. III-II8.

134. СТЕПАНЯН Ц.А. Советская интеллигенция и основные пути ее формирования. Вопросы философии, 1979, № I, с. 49-60.

135. СУЛЕЙМАНОВ Р. Ленинские идеи культурной революции и их осуществление е Казахстане. Алма-Ата: Наука, 1972. 494 с.

136. ТИТАРЕНКО С.Л. Против фальсификации ленинизма. М.: Политиздат, 1981. - 160 с.

137. ТИШЕНКО В.И. ХХУ1 съезд КПСС и закономерности социального развития зрелого социализма. Вопросы философии, 1981, № 10,с;.'151-15б.

138. УКРАИНЦЕВ Б. В. Культурная революция составная часть ленинского гогана социалистического строительства. М.: с&ание, 1970. - 47 с.

139. ФАСЕЕВ К.Ф. Иллюзии идеологов антикоммунизма (против буржуазной фальсификации жизни социалистических наций). Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1978. 120 с.

140. ФАЕУШКИН М.Х. Ленинские принципы критики антикоммунизма. Казань: Изд-во Казан-го ун-та, 1972. 115 с.

141. ФЕДОСЕЕВ П.Н. Ш1 съезд КПСС и актуальные задачи развития общественных наук. Вопросы философии, 1981, № 8, с.3-20.

142. ХАГЕР К. Основные проблемы идеологии и культуры. Проблемы мира и социализма, 1972, № 12.

143. ХАНАЗАРОВ К.Х. Социалистическая культура великое завоевание советского народа. М.: Знание, 1972. - 32 с.

144. ХИДОЯТОВ Г. Строительство социализма в Средней Азии и современный антикоммунизм. Ташкент: Узбекистан, 1978. 934 с.

145. ЦАМЕРЯН И.П. Великий октябрь и решение национального вопрос са в СССР. В кн.: Великий.Октябрь и триумф идей коммунизма. М.: Наука, 1980, с. 74-95.

146. ЧУРБАНОВ. В.Б. Культура и развитие личности в социалистическом обществе. М.: Педагогика, 1981. 152 с.

147. ШЕРСТОБИТОВ В.П. Национальный вопрос в.идейном противоборстве двух систем. М.: Мысль, 1981. 64 с.

148. ШУКУРОВ М. Р. История культурной жизни Советского Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 1970. 494 с.

149. ШУКУРОВ М.Р. Культурная жизнь Таджикистана в. период развитого социализма. Душанбе: Ирфон, 1980. 239 с.

150. В. ЯКОВЛЕВ.Б.Д. Методологические проблемы исследования истории социалистической духовной культуры. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. -- 107 с.

151. Периодическая печать (1970-1982) А. Журналы

152. Вопросы философии Орган Института философии АН СССР.

153. Научный коммунизм Орган Минитерства высшего и среднего образования СССР.53. Коммунист Орган ЦК КПСС.

154. Проблемы мира и социализма Орган Коммунистических и рабочих партий.1. Б. Газеты55. Правда Орган ЦК КПСС.

155. Коммунист Таджикистана Орган ЦК КП Таджикистана, Верховного Совета и Совета Министров Таджикской ССР.

156. Иностранная литература 6.А. Монографии, материалы симпозиумов, статьи

157. All worth Е . Central Asia. Publishing and the Rise of Nationalism.- N.T., 1965*

158. A 1 1 w о r t h E . Nationalities of the Soviet East Publications and Writting Systems.- N.T., 1971, 440 p.6.3» All worth E. Soviet Asia. Bibliographies with an Essay on the Soviet Asian Controversy.- N.T., 1965»

159. All worth E . The Nationality Question in Soviet Central Asia.- N.T., 1973.- 217 p.6.5» Allworth E. Central Asia. A century of Russian Rule.- N.T., 1957.- 552 p.

160. Are the Tadjiks Slaves?- The Village voice. April 28, 1980.6.7« Bacon E. Central Asians under Russian Rule. A study in Cultural Change.- N.T., 1966.- 273 p.

161. Bell D. Cultural Contradictions of capitalism.-N.T., 1976.- 301 p.6.9» Bennigsen A., Lemercier-Quelquejay Ch. Islam in the Soviet Union.- L., 1967.- 272 p.

162. Bennigs-en A., Wimbush S. Muslim National Communism in the Soviet Union. A revolutionary Strategy for the Colonial World.- Chicago, L., 1979.-267 p.

163. Conquest R. Soviet Nationality Policy in Practice.- N.T., 1967.

164. Hazard J. Fifty years of the Soviet Federation.-Canadian Slavonic papers. 1972, vol.XIV, N 4, p.586-609.

165. H a m b 1 у D . Central Asia . N.T., 1969.- 388 p.

166. Hill R • Soviet Political Elites.- N.Y. , 1977»-223 p.

167. H o o s o n D . The Soviet Union.- L., 1972.-376 p.

168. K o 1 a r z W . Russia and her Colonies.- L., 1952.340 p.

169. K o 1 a r z W • Religion in the Soviet Union.- N.T., 1961.- 51S p.

170. K 0 1 a r z W • Communism and Colonialism.- N.T., 1964.- 147 p.

171. Kreus 1er A. Contemporary Education and Moral Upbringing in the Soviet Union.- Michigan, 1976.-243 p.

172. Linden A.,Simes D. Nationalités and Nationalism in the Soviet Union. A Soviet dilemma.-1976, USA.- 61 p.

173. Low entall R. Model or Ally? The communist Powers and Developing Countries.- N.T., 1977*- 400 p.

174. Meissner B. Sowjetunion und Selbstbestimmungsrecht.- Köln, 1962.- 463 s.6.23« N e w t h J . The Establishment in Tajikistan.-Soviet Studies, vol.XIV, 1963, No 4, p.408-420; vol.XV, 1963, N 1, p.72-81.

175. N 0 v e A . The Soviet Economy.- L-. 1965.- 356 p.

176. N o v e A ., N e w t h J . A Soviet Middle East.

177. A communist Model for development? L., 1967.- 160 p.

178. Park A. Bolshevism in Turkestan.- 1917-1927.-N.T., 1957.- 428 p.6.27» Pipes R . The Formation of the Soviet Union. Communism and Nationalism.- USA, 1970*

179. Pipes R. "Solving" the Nationality Problem.

180. Problems of communism.Special Issue.vol.XVI, sep.-oct.,1967, p.125-131.

181. Rakowska-Harmstone T . Russia and. nationalism in Central Asia: the case of Tadzhikistan.-L. , 1970.-325 P.

182. R y w k i n M • Russia in Central Asia.- N.T., 1963.191 p.

183. R y v/ k i n M . Central Asia and the Price of Sovieti-zation.- Problems of Communism, 1964, vol.XIII, N 1,p.7-15.

184. The USSR after Fifty Years. Promice and Reality. Ed.

185. Hendel S. L. Braham R.- N.Y., 1967*641. (The USSR and the Future. An analysis of the New Programm CESU. Ed. Ъу L. Schapiro.- N.Y.- L., 1963.-324 p.

186. W e d 1 i n W. K. , Cave W. Education and development in Central Asia. A case Study on Social Change in Uzbekistan.- Netherlands, 1971.- 285 Р»

187. V/ i 1 Ъ e r Ch. The Soviet Model and Undeveloped Countries.- The Univ. of North Carolina Press, 1969.-241 p.

188. Wheeler G . The peoples of Soviet Central Asia.

189. Wheeler G. Racial Problems in Soviet Muslim Asia.- L., 1962.

190. Wheeler G. The modern History of Soviet Central Asia.- L. , 1964.

191. Wheeler G. The Muslims of Central Asia.- Problems of communism, Special Issue, vol. XVI, sep.-oct., 1967, p.72-81.

192. Wheeler G. The Russian Presence in Central Asia.-Canadian Slavonic Papers. 1975, vol. XVII, N 2-5, p.189-200.

193. Wheeler G. Islam and the Soviet Union.- Asian Affairs. vol.X(66), part III, 1979, oct., p.245-251.7.Б. Журналы71. Asian Affairs. London.

194. Central Asian Revie?/. London.7.3* Central Asian Survey. Oxford.74. Mizan. London.7*5. New World Revievj= Soviet Russia today, N.Y.76. Oriento Moderno. Rome.7«7* Problems of communism. Washington.78. Russian Review, N.Y.79. Soviet Studies. Oxford.

195. The Middle East Journal. Washington.

196. Canadian Slavonic Papers. Ottawa.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.